НОВОСТИ

03.09.2019

Приглашаем в Мини-Сад!!! подробнее

02.09.2019

Наше новое расписание 2019-2020 подробнее

01.09.2019

Ура! мы снова вместе! Поздравляем всех с праздником! подробнее
 

АКЦИИ

01.09.2019

Скидка 50%!!! подробнее

подробнее

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КЛУБЕ

(нажмите, чтобы увеличить)
Правила поведения в клубе

Загадки-вид устного народного творчества

Нашим умчатам…
Загадки отлично обогащают детский словарь, развивают мышление, воображение и память, да и вообще — это еще и веселое развлечение!
      Кто из нас ребенком не мучился поиском ответов на вопросы: почему утки плавают, без чего хлеба не испечешь, зачем в стакане вода? Редко кому удавалось добраться до отгадки самостоятельно. Зато это помогало взглянуть на вещи по-другому, натренировать память, раз мы помним „хитрые" стишки до сих пор. Русский народ любил хитрые загадки, мерил ими смекалку. Загадка — вид устного народного творчества, в ней в сжатой, образной форме даются наиболее характерные признаки предметов и явлений. Они обогащают детский словарик, показывают, что у слов есть переносные значения. Через загадки малыш усваивает звуковой и грамматический строй русской речи, невольно начинает анализировать ее. Загадка — это ступенька к метафоричному мышлению. Она предполагает отгадывание на основе имеющейся информации. Остальное малыш должен додумывать сам. Загадки делают мир ярче. Вместо радуги „крашеное коромысло", не просто аквариум, а „прозрачный дом", не роса выпала, а „бусы засверкали", не морковка — „девица в темнице". Этот интеллектуальный тренажер привлекателен и тем, что абсолютно доступен. Не нужно никаких специальных приспособлений, достаточно хорошей памяти, ну, может быть, пары книжек. „Готовые" загадки есть в сборниках, в специализированных детских журналах, в Интернете. Например, обширная коллекция у портала „Солнышко". Тут и цветные загадки, помогающие изучать цвета радуги, и прятки, где в целой фразе зашифровано слово. Начинать можно с наиболее распространенных загадок-стихов. Они нравятся детям, процент правильных ответов здесь намного выше. „Два брюшка, четыре ушка". Что это? „Конечно, подушка", — подсказывает кроха.
     Загадки-обманки с виду похожи на загадки в стихах, но они сложнее первых. Рифма сбивает малыша с толку: „Кукарекает спросонок милый, добрый..." Трудно удержаться от „поросенок", хотя правильный ответ — „петух". Стихотворная форма легче ложится, а ошибки-оговорки вызывают приступ общего смеха.
Когда начать?
   Приучать к загадкам можно с пеленок. Показать малышу игрушку и спрятать ее под платочек. Где игрушка? Годовалому ребенку можно демонстрировать карточки животных и их детенышей, спрашивая: „А скажите, чьи вы?" Следующий шаг — загадки про животных и знакомые малышу предметы. Пушистая, с когтями, говорит „мяу". (Кошка.)
   Живет в лесу, трусишка, кто это? (Зайчишка.) А дошколятам подойдут уже сложные загадки-метафоры.
Зимой звезда, весной — вода. (Снежинка.)
       Особое место занимают загадки математические. По сути, это арифметические или логические задачки, которые „под яркой обложкой" не выглядят скучно и академично. Пример: „Две матери, две дочери да бабушка с внучкой. Сколько всего?" Или: „Один кирпич весит один килограмм и еще полкирпича. Сколько весит один кирпич?" Существуют загадки по физике, географии, истории. Хрестоматийный пример таких зашифрованных полезных знаний — стихи Бориса Заходера.
       Загадки хороши к определенному случаю. На огороде — огородные („Сто одежек, и все без застежек"), дома — хозяйственные („Пыль увижу — заверчу, заверчу и проглочу"), за столом — застольные („Сама не ест, а людей кормит"). А во время вылазок в город — городские. „Червяк земляной по туннелю ползет, тебя и меня под землею везет", сказанное на входе в метрополитен поможет малышу угадать ответ.
    Кстати, о подсказывании. Мамы обычно спешат с ответами, а строгие папы, наоборот, мучают детей таинственностью. Быстрые отгадки — это неинтересно, да и вредно. Так мы лишаем ребенка счастья познания, и он привыкает „потреблять" готовую, разжеванную информацию. В конечном счете теряет интерес к загадкам вообще. Загадывая трудную, не по зубам загадку и не помогая ребенку делать умозаключение с помощью наводящих вопросов, тоже оказываем ему медвежью услугу. Истина где-то посередине. Главное — дать ребенку понять, что все признаки предмета, о котором идет речь, необходимы и значимы. Надо уметь их выделить и сопоставить.

Учимся МЫСЛИТЬ
   Не беда, если ребенок не угадал загадку. Как показывает практика, процент угадывания без маминой-папиной подсказки у ребенка 4-5 лет невелик. Значение в данном случае имеет не результат, а процесс. Потому что с помощью загадки мы помогаем малышу (а зачастую и себе) увидеть предмет или явление по-новому. Загадки — отличное средство для развития так называемого лингвистического мышления. Чем больше ребенок играет со словами и звуками, тем лучше ему удается чтение и письмо в школе.
    Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? Стереотипный ответ — ночью. Оказывается, когда дверь открыта.
     Зачем (за чем) вода в стакане? Человечек пытается придумать причину — чтобы пить. Не замечая ловушки. Верный ответ — за стеклом. Один поезд едет из Москвы в С.-Петербург с опозданием 10 минут, а другой — из С.-Петербурга в Москву с опозданием 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к Москве, когда они встретятся? (На середине.)

     Такие задачки с подвохом стандартным образом не решишь. Загадка — не только экзамен на знания или проверка на смекалку, но и толчок к развитию нестандартного мышления.
           Мама, что я загадал?
      Все детишки просто обожают загадки, шифровки, коды и прочую таинственность. А еще очень удобно, что подобные игры доступны везде и в любое время!
    Следующий шаг — создание собственных загадок. Джанни Родари, опытный „загадывалыцик", выделил четыре основных этапа создания загадок: отстранение — ассоциация — метафора — форма. Сначала предмет (например, морковка) вырывается из контекста, мы описываем его как „Оранжевый овощ, который растет в земле, но зеленые вершки оставляет на улице". Затем сравниваем морковку с чем- то или кем-то — растет, сидит, хвост, как коса, и приходим к метафоре: „Красная девица в темнице, а коса — на улице". То есть предмету дается метафорическое определение. И, наконец, можно при желании все это облечь в красивую стихотворную форму. Спросим у малыша: на что похож снег? На вату, на хрустящие хлопья, мух. Что делает снег? Падает, кружится, ложится ровным слоем и сугробами. А когда лежит на земле — на что похож? На одеяло, на горки. Когда тает — течет. Вот и выйдет что-то подобное „Мягкое белое лежало одеяло, солнце напекло — одеяло потекло" и „Вился, вился белый рой. Сел на землю, стал горой". Психолог Раиль Кашапов считает, что, придумывая загадки, важно соблюдать ряд условий.
   Во-первых, „зашифровывать" в загадку самые характерные признаки предмета, явления, действия. Например, „Маленькая, серенькая, с хвостом, любит сыр" — практически исчерпывающая информация о мышке. Во-вторых, количество этих признаков должно зависеть от возраста малыша: чем старше, тем меньше подсказок. Малыш как бы сдает экзамен: хорошо ли он знает свойства и качества окружающих предметов? Загадывая сам, он учится „оперировать" этими знаниями, использует их в „деле". И, наконец, сам предмет и его признаки должны быть знакомы ребенку. Оперируйте такими известными свойствами, как цвет, форма, размер, сравнительные характеристики. Отличный прием — аналогия или сравнение. Замок похож на собачку, потому что „сторожит" дом: „Не лает, не кусает, а в дом не пускает". Крапива — на огонь. „Не огонь, а жжется". Паутина — на сито, потому что „свита"— „Висит сито не руками свито", и так далее.

       „Крокодил" и другие
    Словарь Ожегова дает такое определение ребусу: „Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков". Ребусы можно найти в детских журналах, в сборниках и в Интернете. Чтобы малыш попробовал разгадать шифровку, познакомьте его с ребусной „Азбукой Морзе". Что такое запятая после слова (последняя буковка выпадает), что такое перевернутые запятые перед и после слова (столько букв надо убрать), цифры под картинкой. Как только освоили простые ребусы, переходите к решению ребусов-фраз.
    Вечер на Черном море. Компания взрослых решает развеяться и поиграть в „Крокодила ". Участники делятся на две команды. Первая придумывает какое-либо хитроумное слово, а затем говорит его одному из игроков второй команды. Задача избранного — не издавая ни звука, только жестами, мимикой и пластикой движений изобразить загаданное слово так, чтобы команда смогла отгадать, что же было задумано. После успешного отгадывания команды меняются ролями. Пятилетний малыш, понаблюдав, просится в игру. Взрослые помогают, мальчику трудно молчать (правила запрещают пользоваться речью — лишь мимика и движения). Он ладошками закрывает рот, но через полчаса все уже умирают от смеха: мальчик, показывая пароход, пробегает полкилометра пляжа. Во-о-он какой огромный! А через час малыш уже полноправный соперник. Постигая суть шифровки, он учится принимать ограничения правил, превращать образы в движения, изображать слова, а позже и выражения. И если загадки развивают так называемое репродуктивное воображение (способность создавать образ предмета по его словесному описанию), то здесь малыш „пробует" и обратное действие. Как ведущий он выступает в роли „разведчика", который кодирует информацию, а как угадывающий — в роли „декодера". Поэт Фет придумал палиндром, с которым ребенок наверняка знаком по фильму „Буратино" — „А роза упала на лапу Азора". Палиндром — это фраза-перевертыш, любой текст, который одинаково читается в обе стороны: слева направо и справа налево. С такими словами стоит познакомить малыша с освоения слогового чтения, обратив внимание на их уникальность. Мим, дед, наган, шалаш. Прочитайте туда-обратно: „Я вижу маму — жив я", „Аргентина манит негра", „Леша на полке клопа нашел". Почти все палиндромы смешные, детям нравится как читать, так и пытаться составлять собственные перевертыши. Желаем успехов вам и вашим малышам и радости совместного общения.

Педагог центра, преподаватель курса «Умчата» Попова Елена Николаевна