Для изучения предмета основы религиозных культур и светской этики мы подготовили темы проектов по ОРКСЭ для учащихся 4 класса (5 класса и старше) и разделили их на основы православной культуры (ОПК) и светской этики, основы исламской и буддийской культуры, а также иудейской культуры и мировых религиозных культур (ОМРК). Ученик выбирает интересующие его темы проектов по ОРКСЭ в рамках изучаемого модуля предмета и согласует с учителем.

Выполняя исследовательскую работу по предложенным темам проектов по ОРКСЭ, учащиеся 4 классов приобретают базовые знания об основных мировых культурах, порожденных той или иной религией, познают историю религий, основы поведения в обществе и базовые представления о нравственности и морали. Содержание предмета, в рамках которого изучаются основы религиозных культур и светской этики, носит скорее культурный и просветительский характер, нежели религиозный.

Для выбора темы исследовательской работы и проекта по тому модулю ОРКСЭ, который вы изучаете, перейдите по соответствующей ссылке ниже:

  • Темы проектов по основам православной культуры
  • Темы проектов по основам исламской культуры
  • Темы проектов по основам иудейской культуры
  • Темы проектов по основам буддийской культуры
  • Темы проектов по основам мировых религиозных культур
  • Темы проектов по светской этике

Преподавание предмета и работа над темой проекта в области основ религиозных культур и светской этики ведется в 4 классах школы, однако возможно изучение ОРКС детьми в форме факультатива в 3 и 5 классах. Школьник осваивает историю и развитие той культуры, в которой он родился и растет, в ходе исследовательской и проектной деятельности изучает ее более углубленно и по желанию готовит проект, отвечающий его личным интересам.

ОРКСЭ является тем предметом, который выбирают не ученики, а их родители, поэтому дети изучают основы той религиозной культуры, которая им близка. В случае затруднения с выбором темы проекта рекомендуем сделать выбор в пользу проведения ребенком исследования в области основ мировых религиозных культур или основ светской этики. Эти курсы рассчитаны на приобретение школьником объективных знаний о формировании культуры и традиций основных религиозных направлений мира, воспитание в них толерантности и нравственности.

Темы проектов по ОРКСЭ

Темы исследовательских работ и проектов по основам религиозных культур и светской этики для учащихся 4 классов и старше:

Атеизм
Библия – основной источник вероучения в христианстве.
Библия и Евангелие
Библия как памятник мировой культуры.
Блюда нашей национальной кухни
Важнейшие католические ордена, их история.
Вегетарианство и религия
Вера и религия
Взаимодействие католичества и Русской православной церкви: история и современность.
Взаимоотношения церкви и государства в истории России.
Взаимосвязь религии и науки
Взгляд современной науки на библейскую историю евреев.
Возникновение христианства
Государство и церковь: особенности взаимоотношений в истории России.
Деятельность Ватикана в XX веке.
Доброе братство дороже богатства.
Дружба в моей жизни

Дружба крепкая не сломается…
Женский культ в истории религий мира.
Жизнь священна
Забота о своей душе и о пользе ближнего моего.
Законодательство России о религии и свободе совести: история и современность.
Заповеди блаженства
Значение нравственности и этики в жизни человека и общества.
Значение религии в жизни человека и общества.
Иллюстрируем дни творения
Индуизм, возникновение, эволюция, основные направления.
Искусство и мировые религии
Историческая судьба славянского язычества.
История взаимодействия христианства и языческих верований в России.
История деятельности католической церкви в России.
История иконопочитания в христианстве и его богословское обоснование.
История католического монашества
История христианской религии.
История церкви
Как отличить добро от зла?
Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние»
Как христианство пришло на Русь?
Как я понимаю золотое правило нравственности
Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?
Категории Бога, свободы и добра в творчестве Л.Н. Толстого
Католицизм как одно из направлений христианства.
Книга и книжность в истории Древней Руси
Конфликт античного язычества с христианством.
Конфуцианство: религия или философия.
Коран как памятник мировой культуры.
Красота общения: этикет в жизни людей.
Крещение Руси
Культ предков.
Культура и религия
Магия как ранняя форма религии.

Темы исследовательских работ и проектов по ОРКСЭ

Для выполнения проекта или исследовательской работы по основам религиозных культур и светской этики Вы можете выбрать любую из представленных ниже тем, отвечающую вашим интересам.

Темы проектных работ по дисциплине ОРКСЭ:
Место религии в жизни человека и общества.
Милосердие и сострадание.
Мировые религии и их роль в современном мире.
Мистицизм и магия в современных религиозных культах.
Моя семья – моя опора
Моя семья в годы Великой Отечественной войны.
Мы в ответе за тех, кого приручили.
Наши имена
Обряды в культуре народа
Основные направления религиозной философии
Основные религии мира
Особенности вероучения и культа в индуизме
Особенности национальных религий.
Особенности развития христианства в I-III вв.
Особенности религий Древнего мира
Особенности эзотерических учений
Отношение современного общества к религии
«Религия» как слово и концепт в истории культуры.
Отражение заповедей в литературных произведениях для детей.
Официально признанные религии
Памятники духовной культуры в моем городе
Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)
Папа римский Иоанн Павел II как религиозный деятель.
Папство: история и современность.
Поликонфессиональность в России: история, проблемы и перспективы.
Понятие и виды свободомыслия.
Понятие религии. Основные компоненты религии.
Правила гостеприимства народов России
Предпосылки и последствия церковного раскола на Руси в середине 17 в.
Представления о происхождении Вселенной современных теологов.
Представления теологии о происхождении и развитии жизни.
Принятие христианства Киевской Русью.
Проблема религиозной толерантности в современном обществе.
Проблема смерти в различных религиозных традициях.
Проблемы жизни и смерти в различных религиях
Проблемы религии.

Религии мира
Религии России.
Религиоведение как самостоятельная отрасль знаний.
Религиозная вера и наука: проблема взаимодействия.
Религиозное образование
Религиозные воззрения славян
Религиозные права личности в Российской Империи 19 – 20 вв.
Религиозные представления о происхождении и эволюции Земли.
Религия в системе культуры
Религия в языке
Религия и ее роль в жизни человека.
Религия и литература
Религия и мифология, их взаимосвязь.
Религия и общество
Религия и политика
Религия и религиозность.
Религия и семья
Религия и человек
Род и семья – исток нравственных отношений.
Русское искусство и религия
Русское старообрядчество
С чего начинается Родина?
Свобода совести в истории России.
Свободомыслие как явление духовной культуры.
Святой праведный воин Илья Муромец.
Святые в отношении к животным
Секта и сектантство
Социальное значение христианства.
Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.
Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил (Экзюпери)
Учение Христа
Фетишизм и анимизм.
Фотография в моём семейном альбоме.
Функции религии
Хоровод национальностей
Храмы России
Человеческие добродетели и пороки
Что означают для меня слова: Родина, Россия, Русь
Что такое совесть?
Экуменическое движение: проблемы и перспективы.
Эпоха вселенских соборов и ее историческое значение для христианства.
Эстетические проблемы в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях.
Этика и религиозность.
Перейти к разделу:
Готовые проекты по ОРКСЭ

Если Вы хотите разместить ссылку на страницу «Темы проектов по ОРКСЭ», установите у себя на сайте, блоге или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на эту страницу:
<a href=»http://obuchonok.ru/node/5837″ target=»_blank»>Темы проектов по ОРКСЭ для 4 класса</a>

Код ссылки на форум:
Темы проектов по основам религиозных культур и светской этики

Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

Памятка работы над проектом. Темы проектных работ по ОРКСЭ

Памятка работы над проектом

• Проект — это «продукт», созданный как
результат проектной деятельности;
разработанный план решения
проектных задач с представлением его
реализации, описанием исследований,
изложением выводов и рекомендаций

Алгоритм разработки проекта таков:

Алгоритм разработки
проекта таков:
• проблема – цель – результат.

Выбор темы.

• 1. Тема – предмет рассмотрения; это то
главное, о чём сообщается, что
обсуждается, исследуется,
изображается. Возможно, на помощь
придут следующие вопросы:*Что мне
интересно больше всего?
• *Что из изученного в школе хотелось
бы узнать более глубоко?

Темы проектных работ по ОРКСЭ

1. Колокольные звоны на Руси
2. Православные традиции русской семьи
3. Экскурсия в православный храм
4. Православные святыни Смоленщины.
5. Православные праздники в искусстве
6. Святые в отношении к животным
7. Святые земли Смоленской
8. Любимый христианский праздник моей семьи.

9. Святой праведный воин Илья Муромец
10. Золотые нити православия
11. Крещение Руси.
12. Особенности русской иконы.
13. «Икона Божьей Матери «Утоли моя печали»

Определение цели проекта.

• Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят
достичь, что нужно осуществить, решить.
• Формулировка цели — это одно
предложение, являющееся ответом на
вопрос: зачем нам нужен этот проект?
• Обычно формулировка цели начинаться с
таких слов: «узнать», «выяснить»,
«обобщить», «разработать» (например,
разработать алгоритм ), «расследовать»,
«создать», «сравнить», «нарисовать»,
«сочинить».

4. Постановка задач проекта.

4. Постановка задач проекта.
• Задача – это то, что необходимо решить, выполнить.
В задачах определяется, как достичь цели.
• В формулировках задач выражается то, что надо
сделать по порядку, чтобы достичь цели.
• Обычно формулировка задач начинаться с таких
слов: «изучить», «собрать информацию»,
«выяснить», «выявить особенности»,
«подготовить», «придумать», «рассказать»,
«найти», «составить», «создать», «нарисовать»,
«определить роль (значимость)», «освоить
алгоритм…», «сделать вывод».

9. 5. Высказать одну или несколько гипотез.

5. Высказать одну или
несколько гипотез.
• Гипотеза (греч.) – это предположение,
догадка, ещё не доказанная и не
подтверждённая опытом.
Обычно гипотезы начинаются такими
словами: «предположим, что …»,
«допустим, что…», «возможно,
что…», «что, если …».Если гипотез
несколько, то их надо пронумеровать:
самую важную поставит на первое
место, менее важную — на второе и т.д.

10. 6. Работа с информацией.

6. Работа с информацией.
• Информация – это сведения об окружающем мире, сообщения
о чём — либо.
• 1) Сбор информации.
• Постараться узнать как можно больше о
предмете исследования.
• Может быть устная информация. Например, вам кто – то о
чём – то рассказал, сообщил (родители, одноклассники,
учителя, соседи, продавец в магазине и т.д.).
• Но может быть и письменная информация, или текстовая
информация (статья в журнале или газете, рекламные
листы, книги и др.)К информации относятся не только устные
сообщения и тексты, но и изображения – фотографии, картинки,
графика. Это визуальная информация.

11. 7. Методы исследования.

Метод (греч.) – способ, приём познания явлений окружающего мира; способ
действия. Методов много. Для своего исследования выбирайте только те,
которые нужны.
Методы исследования:
Эксперимент – это опыт, ставится для изучения, исследования чего – либо.
Изучение источника исследования.
Опрос.
Интервью.
Поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.).
Анализ информации.
Наблюдение. Наблюдение может включать в себя три возможных действия:
описание, измерение, сравнение, а также сравнение явлений между собой.
Мозговой штурм.
Фонетический анализ (размышление: какие звуки мы слышим, какова их
характеристика), морфемный анализ (анализ частей слова).
Анализ – всесторонний разбор, рассмотрение явления.
Синтез – это обобщение данных, добытых анализом.
Сравнение.

12. 8. Результаты исследования.

• Все проекты предполагают создание
информационного или творческого
продукта.
• Творческий продукт – это всё, что

придумано и сделано, создано, изготовлено
.Виды творческого продукта: сказка, песня,
стихотворение, конспект, плакат, поделка,
алгоритм, презентация, синквейн и т .д.
• 4) Вывод. Вывод — это логический итог
рассуждений, умозаключение.

13. 9. Защита проекта.

• Даю вам начало каждой фразы, а вы, дополнив
предложения, получите текст своего выступления.
Если проект групповой, для своей группы вам
необходимо составить речь и затем распределить,
кто какую часть будет произносить.
• Введение
• Тема моего / нашего проекта …
• Цель моей / нашей работы …
• Задачи моего / нашего исследования: …
• Я / Мы выдвинул(и) гипотезу: …
• Творческим продуктом будет …
• Моя / Наша работа актуальна, потому что …

ОРКСЭ

Сортировка: новинки, темы Класс:

  • Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках курса «ОРКСЭ». Тема: «Справедливость» 2020

    Таранова Чулпан Ильдаровна

    Цель урока: сформировать представление о моральных правилах человека в отношении к окружающим.

    мастер-класс, ОРКСЭ, мораль, моральные правила человека, справедливость

  • Урок по ОРКСЭ «Природа – волшебные двери к добру и доверию» (Модуль «Основы светской этики») 2020

    Панкрушина Людмила Николаевна

    Цель урока: создать условия для накопления детьми понимания значимости природы как источника жизни в соответствии с нравственными вопросами; подвести детей к пониманию красоты как эстетической категории, формировать эмоциональное представление и восприятие красоты природы, человека, воспитывать бережное отношение к жизни, формировать толерантное отношение к окружающим, совершенствовать коммуникативные умения выражать своё мнение, делать выводы, сравнивать явления.

    Основы светской этики

  • Монастырь 2020

    Молоканова Светлана Викторовна

    Цель урока: духовно-нравственное развитие детей. Задачи: сформировать у детей представление о православных монастырях, монашеской жизни, обетах монашества; изучить монашеские одежды; воспитывать любовь и уважение к православным святыням России.

    духовно-нравственное воспитание, основы православной культуры, православный монах

  • История одного храма «Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь 2020

    Сметанина Светлана Александровна

    Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский православный женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви. Расположен в селе Дивеево Нижегородской области. Село Дивеево оказалось на пересечении паломнических дорог, и во второй половине XVIII века здесь была построена деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца и архидьякона Стефана. В ней паломники и странники находили кров и приют.

  • Россия – наша Родина. Презентация 2019

    Афанаскина Татьяна Александровна

    Задачи урока: раскрыть сущность и основные принципы курса «Основы светской жизни»; уточнить знания о России, малой Родине, познакомить с понятиями «духовный мир», «культурные традиции»; воспитывать в детях гордость, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций российской истории.

    Россия, Основы светской этики

  • Россия – наша Родина. Основы светской этики. 4-й класс 2019

    Афанаскина Татьяна Александровна

    Цель урока: знакомство с новым курсом «Основы светской этики» и создание условий для формирования нравственных ценностей: любви к Родине, своему краю, своему народу, гражданской позиции школьника.

    Россия, Основы светской этики

  • Конспект урока по ОРКСЭ «Счастье и смысл жизни». Модуль «Светская этика» 2019

    Рахчевская Наталья Михайловна

    Цели урока: объяснить, что такое счастье и смысл жизни; учить систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества ( его структурных элементах, нравственных понятиях); формировать представление о том, как надо поступать, чтобы быть счастливым.

    смысл жизни, светская этика

  • Воспитательная программа «Мы славяне» 2019

    Гончаренко Наталья Ивановна

    Знание традиционной духовной культуры своего этносоциума способствует зарождению интереса к традициям и культуре других народов, что является основой формирования социально-этических норм поведения с высокой культурой межличностного общения и межнациональных отношений. Возрождение национального самосознания в единстве с нравственным опытом поведения и духовностью культуры приобретает в настоящее время особую актуальность. Оно определяется возрастающей ролью человека в создании материальных и духовных ценностей и способствует формированию гармоничной и конкурентоспособной личности. Мы должны передать молодому поколению культуру данного общества, накопленную предыдущими поколениями.

  • Урок по основам православной культуры «Совесть и раскаяние» 2019

    Бухарова Татьяна Александровна

    Цель: дать представление о роли покаяния в духовной жизни человека.

    духовное воспитание

  • Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5–8-х классов «Дар любви» (представлена на региональный этап конкурса «За нравственный подвиг учителя 2019 г.» 2019

    Лупачева Анна Евгеньевна

    Проект направлен на включение в систему духовно-нравственного воспитания школьников новых традиций культуры благотворительности и популяризации благотворительной деятельности среди населения разных социальных слоев, во-вторых, на интеграцию предмета «Литература» и основ православной культуры с помощью включения возможных тем в календарно-тематическое планирование на основе программных и внеклассных литературных произведений, комплекса мероприятий и праздников, которое равно может включить в свою сферу педагогической деятельности как учитель русского языка и литературы, так и учитель истории и ОРКЭС, в-третьих, на включение школьников в экскурсионную деятельность по святыням дмитровской земли как раннюю профориентацию и исследовательско-краеведческую деятельность.

    духовно-нравственное воспитание

  • Милосердие и сострадание. Нравственное осмысление притч 2019

    Авторы: Лысенкова Ольга Петровна, Мягкова Светлана Николаевна

    Цель урока: познакомить учащихся с библейскими притчами, проанализировать их.

  • Презентация к уроку ОРКСЭ «Добродетель и порок» 2019

    Муравейникова Татьяна Юрьевна

    Уели урока: создание представлений у детей о понятиях добродетель и порок; подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.

  • Рабочая программа «ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». 4-й класс 2019

    Гвоздева Екатерина Николаевна

    Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы.

  • Мой герой Великой Отечественной войны 2019

    Шведова Ирина Александровна

    Холкин Егор из г.Сургута рассказал о Герое Советского Союза Пуртове Федоре Петровиче.

  • Размышления о духовно-нравственном воспитании… 2019

    Гришенко Галина Вячеславовна

    Уже в начальной школе, благодаря предмету «Основы православной культуры», мы можем ненавязчиво рассказать ребятам о православии, о традициях, о вере, познакомить их с историей христианства, объяснить «что такое хорошо и что такое плохо?». Учащиеся активно обсуждают материалы уроков, вспоминают случаи из жизни, связанные с изучаемыми темами, с охотой рассказывают, что еще смогли узнать с помощью родных. Все это способствует духовному становлению ученика, пробуждает в нем желание делать добро. А это очень важно, ведь, как гласит Евангелие от Луки: «…Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста…»

    эссе, духовно-нравственное воспитание

  • ОПК. Тема «Храм. Кафедральный собор города Скопина». 4-й класс 2019

    Гришенко Галина Вячеславовна

    Цель урока: углубление представлений учащихся о христианстве, о храме, об устройстве храма, формирование уважительного отношения к христианским реалиям, знакомство с храмами родного края.

    краеведение, виртуальная экскурсия, Кафедральный собор, г. Скопин, храм

  • Урок-экскурсия «Искусство ислама» 2019

    Коломиец Ольга Валерьевна

    Цель урока. Формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций ислама. Задачи урока: продолжить знакомство учащихся с видами искусства; познакомить с основами исламской культуры на примере искусства; определение понятий каллиграфии, орнамента и их значение.

    искусство, искусство ислама, ислам, культура ислама, религия ислама, Шедевры исламской архитектуры, Изобразительное искусство ислама, Литература ислама, Музыка исламского мира, книжная миниатюра ислама

  • Некоторые итоги введения комплексного курса ОРКСЭ, оценка трудностей в преподавании курса и способы их решения 2019

    Постернацкая Ирина Вячеславовна

    В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Причинами данной ситуации явились отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров, спад культурно-досуговой работы с детьми и физической подготовки. Все эти проблемы волнуют родителей и учителей. Уходит старшее поколение, а вместе с ним, к нашему сожалению, традиции, культура, нравственные ценности, которыми мы гордились с давних пор. Народ, не знающий своей истории и культуры, обречён на духовное вырождение. В нашей многонациональной стране, где представлены религии и культуры разных народов, люди должны сохранять культурные ценности своего народа и уважать традиции других народов.

    нравственный выбор, школа, 1-4 классы, ОРКСЭ, религия, светская этика, культура, этика

  • Методическая разработка урока по теме «Икона» 2019

    Исаевская Лиана Сергеевна

    Цель урока: раскрыть содержание и смысл православного искусства – иконописи. Задачи урока: дать сведения об основных религиозных понятиях: иконопись, икона; формировать интерес к истории Православия; воспитывать любовь и уважение к культуре, святыням.

    Икона, иконописцы, алтарь, иконостас

  • Защита проекта «Православный календарь» (литературно-музыкальное представление православных праздников с элементами народных игр). Часть II 2019

    Авторы: Виневская Анна Александровна, Мошарова Татьяна Ивановна, Неделько Ольга Александровна

    Цели проекта: научить детей поиску, анализу информации в соответствии с образовательными стандартами и техническими ресурсами.

  • Защита проекта «Православный календарь» (литературно-музыкальное представление православных праздников с элементами народных игр). Часть I 2019

    Авторы: Бельченкова Татьяна Ивановна, Воличенко Светлана Юрьевна, Черная Зоя Валентиновна

    Цели проекта: научить детей поиску, анализу информации в соответствии с образовательными стандартами и техническими ресурсами.

    сценарий, проект, ОПК, православные праздники, православный календарь

  • Открытый урок по ОРКСЭ . Тема «Совесть» 2019

    Романова Жанна Викторовна

    Цель и задачи урока: помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»

  • Открытый урок по ОПК по теме «Отношение христианина к природе». 4-й класс 2019

    Пыхова Елена Анатольевна

    Цель урока: акцентировать внимание детей на ответственности человека за сохранение природы.

  • Милосердие и сострадание 2019

    Костюк Ирина Игоревна

    Милосердие и сострадание… Знакомы ли обучающимся данные слова? Умеют ли они сочувствовать, сопереживать? Сформировать осмысление понятий «милосердие», «сострадание» как основу человеческих отношений, воспитание в обучающихся чувства причастности к чужому горю, осознание значимости сострадательного отношения к окружающим – вот те цели и задачи, которые должен ставить перед собой учитель. Ведь отдавая частичку своего тепла, внимания, заботы, мы становимся духовно богаче и счастливее.

  • Золотое правило нравственности как средство формирования национальных ценностей 2019

    Войтко Ольга Олеговна

    Ключевая роль в нравственно-патриотическом сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко нравственно-патриотическое развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

  • Конспект урока по теме «Святые, Христа ради юродивые. Василий Блаженный» 2019

    Казакова Елена Валерьевна

    Цель урока: углубить понимание ценностей христианской жизни. Задачи урока: дать понимание о юродстве как об одном из тяжелейших христианских подвигов, познакомить с житиями юродивых Христа ради: Василия Блаженного, Прокопия Устюжского, Николая Саллоса, Ксении Петербуржской; воспитывать благоговейное отношение к православным святым, уважительное отношение к окружающим людям.

  • Методическая разработка урока по ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» Тема: «Святые заступники. Историческая игра-лото». 4-й класс 2018

    Сергеева Наталья Валерьевна

    Игра является культурологической, исторической, ориентирована на систематизацию и обобщение знаний учащихся об известных личностях России, представляющих духовную ценность русского народа. Во время урока учащиеся узнают о наиболее почитаемых святых, сыгравших важную роль в истории Отечества: князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Серафим Саровский.

  • Урок по ОДНКНР на тему «Культурное наследие христианской Руси» 2018

    Воронина Елена Александровна

    Цель урока: способствовать формированию умения определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

  • Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Духовная культура» для воспитанников в возрасте 5,5–6 лет 2018

    Сычёва Татьяна Владимировна

    Изучение основ православной культуры, знакомство с духовно-нравственными традициями народа помогает повысить интерес к истории, понять важные этические законы общества, развить духовные потребности ребенка. Занятия по основам православной культуры знакомят малышей с миром православных ценностей через тематические диалоги, игры, сказки, музыкальные произведения, памятники христианского искусства, праздники. В основу программы положены принципы единства воспитания, обучения и развития детей.

  • Открытый урок по ОРКСЭ «Традиции народов» 2018

    Кадочкина Надежда Константиновна

    Цель урока: создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека.

Чему учат в школе на ОРКСЭ

Сложная аббревиатура ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) время от времени вызывает взрывы бурных дискуссий. Тут и про «заговор клерикалов», и про тайное введение в школе «Закона Божьего». О том, что на самом деле скрывается за устрашающим названием этого предмета и как правильно выбрать его модуль, — директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещёнов.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» проходят в 4 классе — урок в неделю (всего 34 урока). Родители могут выбрать для своего ребёнка один из модулей. Вариантов несколько (расставлены по популярности в Москве):

  • Основы православной культуры;
  • Основы светской этики;
  • Основы мировых религиозных культур;
  • Основы исламской культуры;
  • Основы буддийской культуры;
  • Основы иудейской культуры.

Семью никто не вправе заставить выбрать какой-то конкретный модуль, а школа обязана учить любому из выбранных.

Уроки ОРКСЭ проводят педагоги школы, а не представители духовенства. Важно понимать, что этот курс не про основы религии, а про культуру, которая порождена той или иной религией (да-да, светская этика тоже порождена религией).

В чём разница? Да примерно в том же, в чём разница между религией и наукой: они отвечают на разные вопросы. Религия на вопросы: «для чего», «что мне нужно сделать, чтобы стать богом/спасти свою душу/преодолеть сансару/попасть в рай». Наука — «каким образом», «в чём причины» и тому подобное.

Кстати, именно поэтому религия и наука не противостоят друг другу. Они про разное

Религия — про восстановление союза (liga — от лат. «союз», re — возвратная частица (реконструкция, реставрация) человека и Бога, про духовную практику, образ жизни, участие в молитвах и таинствах. Вот этого всего курс ОРКСЭ не предлагает. Если нужно именно это — вам в храм, мечеть, синагогу, дацан или в воскресную школу.

Культура (от лат. cultura — возделывание) — это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и обществом навыков и умений. Так что в рамках ОРКСЭ дети будут знакомиться с культурой, её ценностями и памятниками.

В прошлом году я три дня провёл в Южной Корее, изучал образовательную систему этой страны. Там есть курс под названием «Толерантность», но начинается он обязательно с изучения собственной культуры. И это очень правильно: не понимая своих «корней», не уважая ценности своего народа и культуру страны, в которой живёшь, невозможно по-настоящему уважать иные культуры. Без этого толерантность становится фарсом и угрозой. И, кажется, некоторые в Западной Европе уже вкусили «радости» этого фарса. И я очень не хочу, чтобы этим путём пошли у нас. Поэтому ОРКСЭ — предмет всё-таки важный.

Чтобы не ошибиться с модулем, стоит выбирать вариант, который соответствует ценностям семьи. В любой спорной ситуации я бы советовал выбирать «Основы православной культуры», потому что именно православие сыграло решающую роль в становлении ценностей нашей культуры и развитии государственности. Второй вариант — «Основы мировых религиозных культур». Они могут, хоть и совсем вкратце, познакомить ребёнка с ценностями всех традиционных религий России.

Для того чтобы избавиться от собственной родительской напряжённости, родителям стоит не стесняться обсуждать с детьми всё, что они изучают на ОРКСЭ. Это однозначно принесёт пользу и вашим отношениям с ребёнком и станет совсем не лишним напоминанием об основах наших традиционных религиозной и светской культур.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *