Агрессия у ребенка 4 или 5 лет: почему возникает и что делать? Советы психолога

Несмотря на то, что у ребенка кризис 3 лет миновал, зачастую родители сталкиваются с агрессивным поведение детей 4 или 5 лет. В данном возрасте уже завершился процесс формирования активной речи, и сознание ребенка способно выходить за пределы воспринимаемой действительности. Происходит развитие правого полушария, и центров пространственного анализа и синтеза. В последующем это способствует обучению математике, чтению и письму.

Дети возраста 4-5 лет испытывают острую потребность в движении. И если не удовлетворять их двигательную активность, он быстро перевозбуждаются, начинают капризничать и не слушаться. Это может привести к проявлению агрессии. Однако это не единственная причина! Поэтому давайте более детально рассмотрим ситуацию, когда агрессия имеет место у ребенка 4 или 5 лет, узнаем, что делать для нормализации общения с окружающими.

Признаки агрессии у ребенка 4-5 лет

Прежде всего разберемся, как распознать агрессивность, чтобы понимать, когда стоит беспокоиться и предпринимать какие-то меры. Обычно агрессивное поведение у ребенка 4 или 5 лет проявляется так:

• попытки причинить вред другим детям – толкнуть, ударить, укусить, обозвать;

• осознанная порча вещей: игрушек, мебели, предметов декора в доме и за его пределами;

• провокация на ответную агрессию. Чадо ведет себя неподобающим образом с родителями, воспитателями, ровесниками;

• осознанное непослушание – ребенок категорически отказывается делать то, что просят, чтобы рассердить родителей, воспитателей.

Если имеет место описанная ситуация, необходимо срочно задаться вопросом ее нормализации. Вспышки гнева и приступы агрессии нужно устранить немедля, чтобы ребенок не навредил себе или другим.

Причины агрессии у ребенка 4-5 лет

Конечно, первым делом следует разобраться в причинах агрессивного поведения. Именно их понимание и устранение поможет быстрее восстановить нормальное эмоциональное состояние чада, научить его правильно общаться с окружающими.

К основным причинам детской агрессии психологи относят:

• агрессивное поведение родителей. Если в семье малыш постоянно с ним сталкивается, то и сам начинает вести себя точно так же;

• недостаток внимания со стороны родителей. Он часто провоцирует детские кризисы в 4 или 5 лет. Малыши не обидчивые, просто они пытаются всяческими способами привлечь к себе внимание, не находят ничего лучшего, чем непослушание и асоциальные поступки;

• внутренние страхи и переживания. Очень часто они становятся главной причиной проблем эмоционального и поведенческого характера;

• упущение родителей в воспитании. Если малышу раньше не объяснили, как можно себя вести, а как нельзя, он может просто не понимать ситуацию.

• переутомляемость. Когда на ребенка сваливается слишком много дел и забот, он склонен проявлять поведение более младшего возраста. Иногда родители стараются дать ребенку то, чего в их жизни не было (секции, занятия, развлечения и т.д.). При этом они забывают, что психика ребенка еще не до конца сформирована. И это нужно учитывать при выборе нагрузок.

• отсутствие двигательной активности. Огромное количество занятий могут утомить ребенка, но и бездействие негативно сказывается на его поведении. Неудовлетворение потребности в движении способно вызвать агрессивные реакции у детей.

Это основные причины, которые выделяют психологи. Следовательно, на них и нужно ориентироваться, думая, как убрать агрессию у ребенка 4-5 лет.

Как бороться с агрессией ребенка

Рассмотрим несколько полезных советов, которые дает большинство специалистов, работающих в области детской психологии:

• нормализовать эмоциональную обстановку в семье. Перестать ссориться, кричать в присутствии малыша, подавая ему негативный пример для подражания;

• устранить физические наказания, выбрать другие методы. Ни в коем случае не стоит бить ребенка. Такое воспитание не даст положительного результата, а только вызовет ответную агрессивную реакцию;

• предупреждать о недопустимости агрессивного поведения и результатах. Например, выходя на улицу гулять, сразу обозначить, как нельзя себя вести и предупредить, что при первом же непозволительном поступке в процессе игры или общения ребенок пойдет домой. Он будет стараться контролировать эмоции и действия, чтобы не быть лишенным долгожданной прогулки;

• отдать на спортивную секцию. Психологи советуют выбирать командные игры: футбол, хоккей и т.д. Осторожными следует быть с единоборствами. Если выбран такой вариант, нужно отдать малыша хорошему тренеру, который научит держать эмоции под контролем, направлять энергию в правильное русло и проявлять агрессию только когда требуется.

• заниматься воспитанием ребенка с учетом его развития. Уделяйте своему малышу больше времени, играйте с ним на свежем воздухе, общайтесь, и не допускайте переутомления.

Проявляя любовь к своему ребенку, вы учите его правильно взаимодействовать с окружающей реальностью, любить себя и близких. Не жалейте времени на своих детей, ведь они скоро вырастут, а вы уже будете пожимать плоды своего воспитания.

Это основные советы психолога по теме устранения агрессии у ребенка 4 или 5 лет. Придерживаясь приведенных рекомендаций, удастся отметить, что чадо стало спокойнее и послушнее. Главное – правильно реагировать на его поведение. Если же справиться с проблемой не удалось, есть смысл обратиться психологу и пообщаться с ним лично для составления индивидуального плана действий по устранению причин агрессии.

Александр Сазерленд Нилл, английский педагог, новатор в области образования, основатель школы Саммерхилл, как-то сказал: «Когда отсутствует давление страха и дисциплины, дети не проявляют агрессии». Многие психологи утверждают, что это ёмкое выражение отражает всю суть данного явления. Драки, девиантное поведение, мстительность, живодёрство, истерики — всё это есть не что иное как протест против окружения, ответная реакция на жестокость, подавление, насилие, несправедливость.

Родителям нужно знать, чем именно продиктована агрессия у ребёнка, чтобы помочь в решении возникшей проблемы. Без этого борьба с ней будет однозначно проиграна.

Причины

Столкнувшись впервые с этим явлением, родители недоумевают: почему ребёнок агрессивный, ведь в семье никто голоса не повышает, наследственность идеальная. Тут же возникают обвинения в адрес школы, дворовой компании и пр. Но чаще всего причины уходят корнями в детство. Психологи называют 4 основных провоцирующих фактора, срабатывающих на подсознательном уровне ещё в 2-3 года.

Паттерн поведения

Осваивая окружающий мир, малыш пробует разные модели поведения. Если какая-то из них оказывается успешной и позволяет добиться желаемого, она отпечатывается в подсознании и становится устойчивым паттерном. Например, если хоть раз получилось с помощью агрессии отобрать у другого игрушку, он будет прибегать к ней снова и снова.

Копирование

Особенность детского возраста — слепое (бессознательное) копирование чьего-то поведения. Чаще всего — родителей. Если отец (а иногда и мать) ведёт себя агрессивно (по отношению к домочадцам, прохожим на улице, кассиру в магазине), малыш приходит к выводу «Папа хороший, я хочу быть на него похожим, значит буду делать так же». Подражать можно старшим братьям (сёстрам), учителю, сверстнику, любимому персонажу из кино- или мультфильма.

Самозащита

Протест против несправедливых ситуаций или негодование малыш может выражать либо через эмоции (обзываться, плакать, злиться), либо на уровне поступков (драться, кусаться). Чем чаще он сталкивается с жестокостью окружающего мира, тем устойчивее становится агрессия как паттерн поведения.

Недостаток любви

Если ребёнку не хватает внимания со стороны родителей, он пытается привлечь его разными способами. Видит, что они реагируют на агрессию, и повторяет ситуацию. При этом ему не важно, что за это ругают и наказывают. Для него главное — они уделяют ему время.

Самые частые психоэмоциональные причины агрессии у детей:

  • слепое копирование агрессивных взрослых и антигероев;
  • самозащита в ответ на конфликтные ситуации;
  • дефицит внимания;
  • сильная эмоциональная привязанность к кому-либо, которая выражается через агрессию;
  • низкая самооценка;
  • неумение контролировать эмоции;
  • ревность;
  • проблемы с социальной адаптацией, межличностные конфликты, асоциальное окружение;
  • просмотр передач и фильмов, переполненных сценами жестокости и насилия;
  • повышенная возбудимость;
  • психотравма, стрессовая ситуация.

Однако причины агрессивного поведения у детей могут быть продиктованы и физиологией:

  • соматические заболевания;
  • органические поражения головного мозга;
  • недостаточно развитые когнитивные способности: рассеянное внимание, низкий интеллект;
  • наследственные заболевания;
  • переутомление, усталость.

Часто в агрессивности ребёнка виноваты родители, которые:

  • сами ведут себя агрессивно;
  • непоследовательны в воспитании;
  • придерживаются системы жестоких наказаний, чрезмерно строги: бьют, унижают, постоянно критикуют.

В каждом отдельном случае срабатывает свой комплекс причин. Если родители затрудняются ответить, какой из вышеперечисленных факторов стал отправной точкой, не лишним будет посетить психотерапевта. Он подскажет, что делать, чтобы помочь ребёнку справиться с агрессией, пока она не перешла из разряда устойчивого паттерна поведения в черту характера.

Признаки

Во-первых, ребёнок проявляет агрессию через поведение и поступки:

  • дерётся или просто замахивается;
  • пинается;
  • кусается;
  • бросается игрушками и другими предметами;
  • толкается;
  • плюётся;
  • царапается;
  • плачет, кричит, истерит;
  • щипается;
  • рвёт одежду;
  • отбирает игрушки.

При этом агрессивное поведение выставляется напоказ, чтобы все обратили на него внимание. Попутно он демонстративно отказывается соблюдать правила (не идёт есть, не ложится спать, не одевается) и не признаёт своих ошибок. Поэтому бесполезно в такие моменты объяснять, что он поступает плохо.

Во-вторых, агрессивный ребёнок использует словесные приёмы, чтобы излить злость:

  • всех задирает;
  • обзывается;
  • угрожает;
  • матерится;
  • оскорбляет;
  • спорит;
  • насмехается.

Некоторые агрессивные дети используют только один шаблон поведения, закреплённый на подсознательном уровне.

Пример из практики. На приём к психотерапевту привели 4-летнюю девочку, которая в моменты ярости всех вокруг начинала царапать. Она не кричала, не плакала, не дралась. Только изображала злобу на лице и впивалась когтями в кожу того, кто находился рядом. В ходе работы с ней оказалось, что 2 года назад она попыталась отобрать игрушку у кошки, и та в ответ сильно её поцарапала. Двухлетняя малышка запомнила этот метод защиты и стала активно применять.

Но чаще всего агрессия проявляется в комплексе. То есть идут одновременно и гримасы злобы, и поведение-насилие, и словесное выражение эмоций.

Если приступ переходит в истерику, это первый признак того, что поведение становится патологическим и требует психотерапевтического вмешательства.

Виды

Существует множество классификаций детской агрессии. Её виды продиктованы разными причинами, проявляются совершенно по-разному и требуют особых подходов в работе с негативным паттерном.

В зависимости от экстраверсии различают открытое (экстравертное) и скрытое (интровертное) агрессивное поведение.

  • Открытое

Чаще всего наблюдается у дошкольников, которые ещё не научились контролировать свои эмоции, или у детей с патологиями нервной системы. Все отрицательные проявления демонстрируются на публику. Чем больше внимания — тем громче крик, тем сильнее истерика. Главное в такие моменты — игнорировать, не идти на поводу, а затем наказывать и проводить разъяснительные беседы о том, как это плохо.

  • Скрытое

Гораздо большую опасность и для ребёнка, и для окружающих представляет скрытая агрессия. Основные причины — страх наказания, насилие, авторитарный или подавляющий стиль преподавания в школе или воспитания в семье, психотравма, отсутствие близости с родителями.

Развивается у школьников и подростков. Для большинства окружающих (чаще всего взрослых — родителей, учителей) они — спокойные, уравновешенные, даже скромные и послушные. Но в определённом кругу (среди одноклассников, уличной компании, в соцсетях) — злые, грубые, жестокие. Среди проявлений — месть, интриги, наговоры, шантаж. В дальнейшем такие дети вырастают лицемерами и манипуляторами. Справиться с такой формой агрессии способен только профильный специалист в тесном тандеме с родителями.

В зависимости от направленности:

  • гетероагрессия — направлена на окружающих;
  • аутоагрессия — направлена на самого себя (чаще всего обнаруживается в подростковом возрасте).

В зависимости от этиологии:

  • реактивная — ответ на провоцирующие факторы извне;
  • спонтанная — мотивируемая внутренними импульсами.

В зависимости от формы проявления:

  • экспрессивная — демонстрируется интонацией, мимикой, жестами, позами;
  • вербальная (словесная) — через слова;
  • физическая — через применение физической силы.

В зависимости от темперамента:

  • сангвиническая — посредством слов;
  • холерическая — комплекс всех проявлений;
  • меланхоличная — через слёзы, истерику;
  • флегматичная — скрытая.

Данные виды агрессии используются в психотерапии для выбора наиболее эффективного метода коррекции поведения.

Психологические особенности

Специалисты выделяют отдельные психологические особенности детей, склонных к агрессии, которые не свойственны тем, кто не проявляет данную эмоцию на постоянной основе. Условно их разделили на 3 группы.

Импульсивно-демонстративный психологический тип

Цель — привлечение внимания.

Проявления: яркие, шумные, но мимолётные, ситуативные, без жестокости.

Характер агрессии: непроизвольный, непосредственный, импульсивный.

Реакция на замечания взрослых: отсутствует, не слушаются, не подчиняются.

Нормативно-инструментальный психологический тип

Цель — достижение желаемого.

Проявления: через подчинение и подавление других, прямая физическая агрессия без жестокости, равнодушие к обидам чужих, ориентир только на собственные желания.

Характер агрессии: целенаправленный, осознанный.

Реакция на замечания взрослых: присутствует, останавливаются в ответ.

Целенаправленно-враждебный психологический тип

Цель — получение удовольствия от боли и унижения других.

Проявления: прямое физическое воздействие, характеризующееся жестокостью и хладнокровием, мстительность, злопамятность.

Характер агрессии: продуманный, жестокий.

Реакция на замечания взрослых: отсутствует, отрицательные оценки не воспринимаются.

Общие психологические особенности:

  • агрессия — маска, под которой — несчастный ребёнок, глубоко неуверенный в себе;
  • через силу и власть демонстрируется глубокая беспомощность;
  • отсутствие чувства собственного достоинства;
  • уверенность в собственной ненужности;
  • нахождение в состоянии постоянного стресса;
  • чувство полного одиночества.

Таким образом, агрессия у детей и подростков свидетельствует прежде всего о наличии глубоких внутренних противоречий и конфликтов. Они нуждаются в экстренной помощи со стороны взрослых.

Возрастные особенности

У детей дошкольного возраста

Мало кто задумывался, но первые признаки агрессии проявляются ещё в младенческом возрасте. Если малышу не дают кушать или не берут на руки, он начинает злиться, плакать. Может ударить кулачком взрослого или укусить маму за грудь.

  • 2 года

Для этого возраста характерны неконтролируемые и короткие приступы агрессии — так называемые вспышки. Основная причина — проба новой модели поведения с целью добиться желаемого и увидеть реакцию взрослых. Чаще всего проявляется через кусание. Если родители не акцентируют на этом внимание, не торопятся удовлетворить потребность малыша, а просто говорят, что так нельзя, повторов обычно не бывает. В ином случае он прибегает к этому способу снова и снова, но при этом злость нарастает с каждым разом.

  • 3 года

Малыши 3 лет проявляют агрессию уже более ярко и разнообразно. Могут толкаться, плеваться, бросать игрушки, царапаться, истерить — и всё это в одно и то же время. Любые уговоры и попытки заговорить игнорируют. Единственный выход — оставить успокаиваться одного. Основная причина — добиться желаемого.

  • 4 года

Ребёнок 4 лет уже учится контролировать свои эмоции и знает, что за агрессивное поведение могут наказать. Поэтому ведёт себя сдержаннее, более спокойно. Основные проявления — одноразовые: толкнёт, стукнет или кинет игрушкой — и смотрит на реакцию. То есть в какой-то момент эмоция берёт верх, но страх наказания её обуздывает. Основная причина — протест.

  • 5 лет

В этом возрасте психологи отмечают ярко выраженные гендерные особенности проявления детской агрессии. Мальчики начинают самоутверждаться через физическую силу: бьют, толкают, дерутся. Девочки, осознавая свою слабость, используют словесное оружие: обзываются, угрожают, насмехаются, манипулируют. Причины могут быть самыми разными.

  • 6 лет

Шестилетки мудреют: контролируют эмоции и выказывают агрессивность лишь выборочно. Проявляют её там, где уверены в победе (могут побить слабого) и ненаказуемости (перед взрослыми её уже почти не демонстрируют). Объектами чаще всего выступают сверстники в детском саду, младшие братья и сёстры либо беззащитные животные. Основные причины — дефицит внимания и асоциальное окружение.

У детей младшего школьного возраста

  • 7 лет

Дети начинают осознавать себя в совершенно новом качестве, примеряя на себя роль одноклассника, ученика. Если у них что-то не получается, это может вызывать агрессию. Сначала она носит спонтанный и скоротечный характер. Но, если пустить ситуацию на самотёк, превратится в устойчивый паттерн поведения. Здесь важно увидеть, на кого направлена злость, — это поможет понять причину конфликта. Если на родителей — возможно они лишили его уютной домашней атмосферы. Если на учителя — протест против правил и ограничений школьной системы. Если на одноклассников — попытка самоутвердиться, завоевать лидерские позиции.

  • 8 лет

Если агрессивное поведение наблюдается уже после школьной адаптации, психологи настоятельно советуют родителям обратить внимание на то, в какие игры играет и какие фильмы (передачи) смотрит ребёнок. Чаще всего причина кроется в копировании антигероев, которые своей жестокостью добиваются целей, авторитетности, выглядят «крутыми». В основе всё равно лежит дефицит внимания, ведь любящие родители в этом возрасте обязаны контролировать и фильтровать подобную информацию, получаемую школьником извне.

  • 9-10 лет

В 9 лет агрессия проявляется по разным причинам: протест на ограничение личного пространства и запреты, дефицит родительской любви на фоне развода или семейных ссор, ревность к младшим братьям и сёстрам, жестокие компьютерные игры и многое другое. 10 лет — предподростковый период, поэтому на первый план выходят отношения со сверстниками. Пытаясь самоутвердиться, показать себя крутым, издевается над теми, кто слабее, отыскивая жертву. В этом возрасте агрессия редко направлена на взрослых.

Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте — на грани эмоции и устойчивой черты характера. Только от взрослых зависит, как оно будет развиваться дальше. Скоординированные действия родителей, учителей и школьного психолога помогут снизить уровень тревожности и решить детскую проблему, тем самым оставив вспышки ярости в прошлом.

У подростков

С одной стороны, подростковая агрессия часто принимает самые жестокие и неприемлемые для общества формы. С другой, это типичное, закономерное проявление пубертатного кризиса. Под влиянием гормонального всплеска и изменений, происходящих с телом, в этом возрасте каждый ощущает внутренний дискомфорт и в определённый момент не может совладать с нахлынувшими эмоциями.

Задача родителей на данном этапе — свести проявления агрессии к минимуму. Что советуют психологи:

  • перейти на принимающий стиль воспитания: окончательные решения остаются за взрослыми, но с учётом мнения и желаний подростка;
  • объяснять все действующие запреты («Остаться ночевать у друга нельзя, потому что к нам сегодня вечером приедут гости и мне понадобится твоя помощь»);
  • направить агрессию в другое русло — спорт, творчество, хобби, походы, путешествия, новые знакомства;
  • уделять ему больше времени, разговаривать, работать над доверием.

Если родители вовремя не предприняли меры по смягчению подростковой агрессии, последствия будут гораздо опаснее, чем в любом другом возрасте. И дело не только в том, что злоба распространится на большинство окружающих и станет чертой характера. Это скажется и на физическом здоровье. Приступы злости — это скачки давления, гипергидроз, неврозы, сильнейший стресс, психозы и прочие отклонения, которые будут каждый раз подрывать организм.

Если у подростка агрессия стала неконтролируемой (ни с его стороны, ни со стороны родителей), если она уже повлекла за собой проблемы со здоровьем, выход один — записываться на приём к профильному специалисту.

Пример из практики. На приёме у психотерапевта оказалась 16-летняя девушка. Лет с 13 она регулярно устраивала родителям истерики с битьём посуды, криками, швырянием вещей (не только в стены, но и в них), были даже ситуации, когда она бросалась на них с кулаками. Мама при этом где-то (ключевое слово!) слышала, что на подобные истерики не надо обращать внимания, и уводила отца в другую комнату. Тогда девочка начала имитировать приступ удушья: тяжело дышала, делала вид, что не может вздохнуть. Сначала это пугало родителей, они даже вызывали врача. Но, когда поняли, что это всего лишь спектакль, и на это перестали обращать внимание.

А девочка в моменты ярости всё продолжала изображать из себя больную. В итоге она на самом деле стала задыхаться. Диагноз — психогенная одышка с длительным курсом лечения и никаких гарантий на полное выздоровление.

Что делать во время приступа

Как реагировать

Первый шаг — научиться правильно реагировать на приступы. Ошибки родителей потом приводят к закреплению данного паттерна поведения.

Что в такие моменты категорически нельзя делать взрослым:

  • выходить из себя, злиться, раздражаться, вести себя так же агрессивно;
  • кричать, повышать голос;
  • пытаться что-то объяснить, читать нотации, воспитывать;
  • применять физическое насилие: бить, дёргать, давать подзатыльник, шлёпать по попе;
  • удовлетворять требования «бунтаря».

Если взрослый отвечает на детскую агрессию таким же поведением — это вызывает ещё большее обострение приступа. Ребёнок кричит ещё громче, дерётся ещё сильнее. Физическое подавление может сыграть роль временного решения проблемы. Но в этом случае увеличивается риск развития скрытой формы враждебности, которая в дальнейшем превратится в лицемерие и склонность к манипуляциям. Наиболее провальный вариант — дать желаемое. Тем самым паттерн закрепляется и становится постоянным оружием для достижения целей.

Но что же тогда делать взрослым, когда ребёнок ведет себя агрессивно?

Если ему 2-3 года, он всего лишь испытывает данную модель поведения. Как только он ударил кого-нибудь или замахнулся, нужно:

  • остановить его (не позволить повторить действие);
  • сделать недовольный вид;
  • строгим, но спокойным голосом сказать, что это нехорошо и так делать нельзя;
  • можно погрозить пальчиком;
  • спросить, что именно он хочет, и доступно объяснить, почему он не может сейчас этого получить.

Если в ответ на эти действия агрессивное поведение продолжается и даже усугубляется, нужно дистанцировать малыша от окружающих, чтобы он перестал наносить им вред, и не обращать на него внимания. Параллельно, конечно, нужно обязательно следить за тем, что он делает, но чтобы он этого не заметил.

Для более взрослых детей (4-8 лет) срабатывает уже другая схема поведения. В приступе ярости они точно не будут никого слушать. Поэтому надо:

  • твёрдым голосом сделать замечание: «Так нельзя!», «Перестань!» (оно не сработает, но в подсознании останется установка, что такие поступки недопустимы);
  • обезопасить себя и окружающих от его агрессивных действий (взять крепко за руки, отвести туда, где никого нет);
  • набраться терпения и переждать приступ.

Хороший приём — заняться своим делом (открыть книгу, включить телевизор) или начать общаться с кем-то из присутствующих. Демонстрация равнодушия со стороны взрослого показывает ребёнку бесполезность предпринимаемых действий.

Начиная с 9 лет, ребёнка во время таких приступов можно оставлять в комнате одного.

Воспитательный аспект

После того, как буря уляжется и все успокоятся, нужно обязательно провести воспитательную работу, чтобы этого больше не повторилось. Здесь пригодятся советы психолога, предлагающие использовать эффективные приёмы.

Сказкотерапия

Купите или скачайте психотерапевтические сказки против агрессии, написанные Р. М. Ткачом: «Львёнок в школе», «Сказка для Тимофея, который дрался в школе», «Могучий дуб и маленький кабанчик», «Крокодильчик». Проанализируйте поведение главных героев и сравните его с недавним происшествием (приступом агрессии). Обязательно сделайте вывод, как это плохо.

Более подробно о данном приёме читайте в статье: Сказкотерапия для детей и взрослых.

Ролевая игра

Предложите ребёнку поменяться с вами ролями. Пусть он будет мамой (папой), а вы — им. Устройте ему точно такую же истерику, какую он недавно закатил вам. Стройте такие же гримасы, кричите те же выражения, имитируйте его действия (понарошку, конечно). Потом спросите, приятно ли ему было иметь такого сына (дочку).

Со школьниками нужно проводить серьёзные беседы. Никогда не оставляйте приступы агрессии без внимания. Во-первых, нужно выяснить, в чём причина такого поведения. Во-вторых, без всяких компромиссов, твёрдо и уверенно обозначить, что так делать нельзя, что это плохо. Если ситуация вышла из-под контроля, кто-то пострадал (устроил драку в школу, кого-то оскорбил), должно последовать наказание в соответствии с возрастом. Маленьких можно поставить в угол или лишить сладкого, более старшим — запретить играть в телефон и компьютер, использовать трудотерапию.

Что делать дальше

Хорошо, если приступ агрессии был единичным или повторился только спустя полгода. Значит, патологии нет, переживать не стоит, так как это была, скорее всего, кратковременная эмоция в целях самозащиты или продиктованная усталостью, стрессом, переутомлением. Описанных выше воспитательных мер будет достаточно.

Но что делать, если приступы повторяются снова и снова — дома, на улице, в магазине, в детском саду, школе? Если ребёнок агрессивен постоянно, значит, и работать с проблемой надо тоже регулярно.

Предварительный ликбез

Прежде чем бороться с агрессией ребёнка, которая выходит из-под контроля, родители должны осознать несколько важных моментов:

  1. Даже психотерапевтическое лечение не гарантирует 100% избавление от агрессивного поведения.
  2. Методы психотерапии принесут пользу, только если работа с агрессией попутно будет проводиться в семье.
  3. Родители должны быть готовы пересмотреть систему воспитания и взаимоотношения в семье.
  4. Нужно устранять агрессию как черту характера, но не как эмоцию, которая в большинстве случаев выступает как самозащита в ответ на внешние нападки.
  5. Чем раньше начать работать, тем больше шансов на успешный исход лечения.
  6. Задача — помочь ребёнку разрешить внутренние противоречия и проблемы, которые стали провоцирующим фактором.

Сложность именно в том, чтобы не дать эмоции, выполняющей функцию самозащиты, стать устойчивым паттерном поведения и развиться до самостоятельной черты характера, с которой придётся идти по жизни.

Установление контакта

Чтобы снизить агрессивность у детей, родителям нужно в первую очередь пересмотреть систему воспитания в семье:

  • уделять ребёнку больше внимания;
  • хвалить за малейшее достижения, демонстрировать свою гордость за него;
  • не наказывать физически;
  • сменить авторитарный стиль воспитания на гуманистический;
  • следить за тем, что он смотрит по телевизору, в какие игры играет на компьютере и в телефоне;
  • узнать, с кем общается;
  • научить доверию;
  • самим держать себя в руках и не проявлять агрессии ни к кому.

С маленькими можно ежедневно выполнять упражнения для снятия агрессии, по совету психологов:

  • «Пылевыбивалка» — подушка, с которой в течение 5-7 минут можно делать всё что угодно: пинать, бросать, колотить (выброс негативной энергии);
  • «Фейерверк» — пачка цветной бумаги (картона), которую надо мелко изрезать и устроить дома настоящий цветной фейерверк (перевод негатива в радостные эмоции посредством мелкой моторики);
  • «Упрямый ослик» — лечь животом на кровать, бить по ней руками и ногами и кричать протесты: «Не хочу!», «Не буду!», «Отстаньте!» (проговаривание эмоций снизит их актуальность).

Подобные упражнения призваны снять стресс, выплеснуть эмоции, убрать накопившуюся раздражительность. После них ребёнок чувствует себя приятно уставшим и расслабленным. В таком состоянии он уже не проявляет агрессии, так как на неё элементарно нет сил.

Альтернатива данным упражнениям — совместные занятия спортом (погулять по парку, покататься на велосипеде, сходить в бассейн) или трудотерапия (опять-таки вместе помыть посуду, убраться в шкафу и т. д.). Мальчиков, склонных к агрессии, полезно записать на секцию борьбы.

Психотерапия

Родителям нужно увидеть тот момент, когда агрессию необходимо лечить уже у психотерапевта. В каких случаях следует обратиться к специалисту:

  • если приступы носят регулярный характер и длятся более месяца;
  • если они доставляют дискомфорт другим (в детском саду, в школе);
  • если становятся неуправляемыми;
  • если длятся более получаса;
  • если заканчиваются истериками;
  • если привели к проблемам со здоровьем.

Особенно страшно, если агрессия принимает пугающую форму и становится опасной (мучает животных, не контролирует физическую силу). В этом случае необходимо записаться на приём к психотерапевту как можно быстрее. Чаще всего назначаются детские успокоительные препараты в соответствии с возрастом и используются специфические методы лечения. Наиболее эффективные — арт-терапия, символдрама, психодрама и телесно-ориентированная психотерапия.

Отдельные случаи

Что делать, если ребёнок…

…проявляет агрессию к маме?

Такая ситуация характерна для 2-4-летнего возраста. В первую очередь нужно выяснить причину и устранить её. Таким образом малыш может демонстрировать:

  • ревность (по отношению к папе, другим детям в семье);
  • дефицит внимания (особенно если мама рано вышла из декретного отпуска);
  • усталость от гиперопеки (если мама не даёт крохе свободы, находится с ним 24 часа в сутки).

В таких случаях самое эффективное лекарство — дозированное внимание и искренняя любовь без навязчивости.

…проявляет агрессию к другим детям?

Выяснить, почему он это делает. Если самоутверждается — показать ему, что есть другие способы. Если выплёскивает негативную энергию — ежедневно выполнять вышеописанные упражнения.

По возможности, сменить круг общения. Может быть, дело в личной неприязни и конфликте с каким-то конкретным ребёнком.

Записать на спортивные секции, увлечь чем-то, направить энергию в другое русло.

Больше читать сказок и произведений о добре и зле, разговаривать о правилах поведения в обществе.

Детская агрессия — это серьёзная проблема и для родителей, и для воспитателей в саду, и для учителей в школе. Но в первую очередь — для самого ребёнка. Это своеобразный сигнал бедствия о внутренних противоречиях и конфликтах, с которыми он не может справиться самостоятельно. Нужно вовремя протянуть руку помощи, пока злость не приобрела патологические формы и не стала чертой личности.

Читайте также: Что делать, если ребёнок не слушается

Детская агрессивность и способы её коррекции

Отклонения в поведении детей – одна из главных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов отрицательно влияет на образ жизни современных детей. Это приводит и к нарушению эмоциональных отношений с окружающим миром, нарушению поведения детей. Выделяют различные виды нарушения поведения. Среди них – агрессивное поведение.

Повышенная детская агрессивность в настоящее время является одной из наиболее острых проблем врачей, педагогов, психологов, общества в целом. Актуальность данной темы несомненна, поскольку число детей с агрессивным поведением неуклонно растёт. Этому способствуют многие факторы, среди которых ухудшение социальных условий жизни детей, увеличение количества патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждения головного мозга ребёнка, невнимание школы к нервно-психическому состоянию детей, пропаганда культа насилия средствами массовой информации.

Агрессивность чаще всего встречается при психических заболеваниях. Первое место в её терапии принадлежит медикаментозному лечению, назначаемому врачом. Но и психокоррекционные методы в данном случае играют важную роль, т.к. без них адаптация ребёнка к окружающей среде невозможна.

Определение понятий «агрессия», «агрессивность»

Большинство определений агрессии совмещает в себе три разные точки зрения: позицию внешнего наблюдателя, позицию субъекта агрессии, т.е. самого агрессора, и позицию объекта агрессии, т.е. жертвы. Но мы остановимся на следующем её определении.

Агрессия – проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.

Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.

Откуда появляется агрессивность – вопрос довольно спорный и, соответственно, сложный. Ж. Годфруа в книге «Что такое психология» написал, что существует много факторов, влияющих на появление агрессивности: «С одной стороны, имеются биологические данные о существовании нервных механизмов, участвующих в агрессивном поведении; а с другой стороны, результаты исследований, проведённых в последнее десятилетие, говорят о первостепенной роли социальных факторов в развитии агрессивности».

Агрессивное поведение обычно понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие правила и нормы сосуществования, наносящие вред, причиняющие страдания и боль людям. Но при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и об эмоциональном компоненте агрессивного состояния. Это чувства, и прежде всего гнев. Но агрессия не всегда сопровождается гневом, к агрессии приводит не всякий гнев. Волевой компонент так же не менее важен при работе с агрессией.

Детей необходимо учить умению преодолевать импульсивность, владеть навыками саморегуляции.

Но важно помнить и о том, что в определённых пределах агрессия необходима человеку. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, добиваться успеха, т.к. агрессивность часто служит способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели.

Классификация агрессии

Существует множество видов классификаций агрессии. Рассмотрим некоторые из них.

По направленности на объект выделяют гетероагрессию, направленную на окружающих, и аутоагрессию, направленную на себя.

По причине появления: реактивная агрессия представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель, спонтанная агрессия появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов.

По целенаправленности отмечается инструментальная агрессия, совершаемая как средство достижения результата (спортсмен, добивающийся победы; ребёнок, громко требующий от родителей покупки игрушки), и целевая (мотивационная) агрессия, которая выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение ущерба или вреда объекту.

По открытости проявления выделяют прямую агрессию (направлена непосредственно на объект, вызывающий раздражение, возбуждение или тревогу) и косвенную агрессию ( обращается на объекты, не вызывающие непосредственно раздражения и возбуждения, но более удобные для проявления агрессии – они доступны, проявление в их адрес агрессии безопасно).

По форме проявления агрессия бывает вербальная (выражается в словесной форме), экспрессивная (проявляется невербальными средствами: мимикой, жестами, интонацией голоса) и физическая (прямое применение силы для нанесения физического или морального ущерба).

Следует отметить, что обычно человек проявляет сразу несколько видов агрессии, они постоянно меняются, переходя друг в друга.

Формирование детской агрессивности

Жизнь ребёнка в первые годы всецело зависит от родителей: они дают ему еду, защиту, обслуживают и согревают чувством любви и принятия. Одним из механизмов привлечения ребёнком внимания к себе, способом добиться своих целей уже тогда являются проявления агрессивности. Поэтому первые проявления агрессивности у ребёнка видны уже на третьем месяце его жизни: он стучит ножками, бьёт ручками, пытаясь привлечь к себе внимание. Вариантов реагирования родителями на действия ребёнка много. Но есть крайние из них, которые могут привести к тому, что ребёнок вырастет чрезвычайно агрессивным: родители мгновенно выполняют все требования ребёнка, родители вообще не обращают на него внимания. В первом случае наблюдается чрезмерная предупредительность родителей, а во втором – эмоциональное отвержение родителями ребёнка. Но даже при адекватной реакции родителей на подобную активность маленького ребёнка, направленную на достижение желаемого, может вырасти агрессивный ребёнок.

Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребёнок реагирует отрицательными эмоциями. Это могут быть гнев, ярость, тревога, страх. Для восстановления психологического комфорта ребёнок должен либо изменить ситуацию в нужном ему направлении, либо восстановить своё эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию. Управляемые механизмы психологической защиты у детей ещё не сформированы. Поэтому дети обычно стремятся изменить ситуацию, и нередко – с помощью агрессии. Если подобное поведение ребёнка вызывает неодобрение у взрослых, ребёнок будет учиться контролировать свою агрессию. Развитие внутреннего контроля часто идёт с помощью процесса идентификации – стремления поступать как знакомый человек.

Таким образом, формирование агрессивного поведения у детей во многом зависит от окружающих их взрослых: от их реакции на поведение детей, от личного примера взрослых.

Варианты проявления детской агрессивности

Классифицировать проявления агрессивного поведения детей можно по-разному.

Положив в основу классификации проявления детской агрессии, можно выделить четыре категории детей:

  1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии активны, деятельны, целеустремлённы, отличаются решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью, авантюризмом. Они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми, проявлять садистские тенденции. Эти дети отличаются малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Они действуют импульсивно и непродуманно, игнорируя этические нормы, моральные ограничения.
  2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии, отличаются психической неуравновешенностью, постоянной тревожностью, сомнениями и неуверенностью в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Поэтому часто внешне производят впечатление угрюмых, недоступных, высокомерных. Так же их отличает и низкая фрустрационная толерантность. Малейшие неприятности выбивают их из колеи. Свои чувства и отношение к окружающим они не скрывают и выражают их в агрессивных вербальных формах.
  3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии, отличаются чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью своих действий. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному удовлетворению своих потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих. Эти дети очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес.
  4. Дети, склонные к проявлению негативизма, отличаются повышенной ранимостью и впечатлительностью, эгоистичностью, самодовольством, чрезмерным самомнением. Критику, равнодушие окружающих воспринимают как обиду и оскорбление и начинают сразу активно выражать своё негативное отношение.

Если за основу классификации брать движущие силы, мотивацию агрессии, то можно выделить:

  1. импульсивно-демонстративный тип. Главная цель у ребёнка – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. Дети игнорируют нормы и правила поведения, ведут себя шумно, демонстративно обижаются, кричат.
  2. нормативно-инструментальный тип. Агрессивные действия детей выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели – получения нужного предмета, роли в игре, выигрыша у своих партнёров.
  3. целенаправленно-враждебный тип. Нанесение вреда другому является самоцелью этих детей. Они получают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение другим людям. В основном такие дети используют прямую агрессию. Грубое физическое воздействие, отличающееся особой жестокостью и хладнокровием, они применяют чаще к выбранной жертве постоянно.

Различия в проявлении детской агрессивности

Ребёнок дошкольного возраста желает быть признанным, защищённым, пользоваться вниманием. Но коммуникативные навыки у него ещё недостаточно развиты, моральные нормы не сформированы. Поэтому он часто прибегает к агрессивным методам, чтобы занять лидерские позиции. У дошкольников инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети. Маленькие дети плохо осознают своё агрессивное поведение, они быстро переходят от вербальной агрессии к физической. Отличает дошкольников и то, что они легко вовлекают в свои конфликты взрослых. Родителям, педагогам рекомендуется не спешить с заступничеством, а предложить ребёнку попробовать самому разобраться. Иначе дети не научатся грамотно выходить из конфликтных ситуаций, справлять со своей агрессией и с агрессией других детей в их адрес.

В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии чаще являются группировки ребят. Агрессивное поведение становится более организованным. Дети приобретают навыки конструктивного общения. Враждебная агрессия в этом возрасте уже начинает преобладать над инструментальной. Дети чаще решают проблемы в своём кругу, не прибегая к помощи и заступничеству взрослых.

Подростки уже могут реализовать свою агрессию, проявляя её открыто, получая тычки и жизненный опыт, либо пряча и подавляя, становясь послушным пай-мальчиком (девочкой). Подавленная агрессия может обернуться неврозом либо психосоматическим заболеванием.

Мальчики проявляют свою агрессию более открыто, грубо. Их агрессивность менее управляема. Девочки более сензитивны и впечатлительны, грубое проявление агрессии обычно им претит. Они довольно рано заменяют физическую агрессию вербальной. Но агрессивность девочек часто завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна.

Работа по коррекции детской агрессивности

1. Диагностика детской агрессивности

Любая деятельность психолога по коррекции начинается с запроса о возникших трудностях в поведении ребёнка. Запрос может поступить от родителей ребёнка, педагога. Любой запрос необходимо уточнить. Привлекая для обсуждения всех участников происходящих событий. После получения первичной информации проводится диагностика. Она может проводится с педагогами, родителями, ребёнком, целым классом. При исследовании агрессивного поведения чаще всего применяют метод наблюдения, опрос и анкетирование.

Все взрослые (администрация, педагоги, родители) могут ответить на вопросы опросника Гребенкина Е. В. «Исследование уровня насилия в школе».

Педагогам так же предлагается заполнить «Карту наблюдений» Д. Стотта, анкету «Критерии агрессивности ребёнка» Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М., «Карту наблюдений за поведением ребёнка в школе».

Родителям можно предложить анкеты с вопросами о поведении ребёнка, чертах его характера, стиле общения с ним, тест «Агрессивен ли ваш ребёнок», опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Эйдемиллера Э. Г., Юстицкис В. В., «Тест-опросник родительского отношения» (ОРО) Варга А. Я., Стлина В. В.

Детям про диагностике агрессивности предлагают методика «Как ты поступишь» (на основе метода «Незаконченных предложений»), опросник А. Басса и А. Дарки, методику изучения самооценки Т. Дембо, С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан, фрустрационный тест С. Розенцвейга (детский вариант), проективные методики «Кактус», «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок семьи», «Дом – дерево – человек».

После проведения диагностики переходят к коррекционной работе.

2. Совместная терапия ребёнка и родителей

Многочисленные исследования показали, что агрессивные дети выходят из семей, внутри которых наблюдаются агрессивные взаимоотношения. Поэтому очень важна роль семейной терапии – метода восстановления функционального единства семьи путём нормализации отношений и психического здоровья её членов.

Психолог, ребёнок и родители составляют малую группу, с которой проводятся сеансы терапии. Специалисту необходимо соблюдать нейтралитет, который должен быть не сдержанным и эмоционально холодным, а тёплым, эмпатическим.

Занятия с маленькими детьми (3 – 10 лет) чаще поводятся в форме игротерапии. Родители и психолог являются партнёрами ребёнка по игре, то есть участвуют в игре «на равных» с ребёнком.

Для более старших детей (7 – 10 лет) чаще используется психодрама. Сначала разыгрываются сюжеты, предложенные ребёнком ( что-либо из прочитанного или виденного по телевизору или в кино). Затем – сцены из реальной жизни семьи, которые предлагают родители или психолог.

Успех семейной терапии достигается благодаря:

  • осознанию родителями причин агрессивного поведения ребёнка,
  • паритетному участию всех членов семьи в психокоррекции,
  • выполнению рекомендаций психолога,
  • соблюдению мира в семье в период проведения коррекционных мероприятий,
  • сочетанию семейной терапии с индивидуальной и групповой формами помощи.

3. Индивидуальная работа с агрессивными детьми

При коррекции агрессивных форм поведения используются различные методы по следующим направлениям:

  • игра (очень часто используется в работе с младшими детьми),
  • изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (при установлении связи между агрессивным поведением ребёнка и его ближайшим окружением),
  • творческое самовыражение (занятия различными видами творческой деятельности),
  • сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа),
  • сублимирование агрессии в спорт,
  • участие в тренинговой группе.

Важным этапом работы по коррекции агрессивного поведения является проведение индивидуальной работы. При проведении данной формы работы у психолога есть возможность более тщательно изучить причины возникновения агрессивных особенностей ребёнка, оказать ему помощь в коррекции индивидуальных проблем в эмоционально-волевой и личностной сферах, сориентироваться в том, какие роли может выполнять ребёнок в группе. У ребёнка, в свою очередь, в данном случае появляется возможность ознакомиться с правилами и нормами коррекционной работы, получить мотивацию к внутренним изменениям, отреагировать агрессивные проявления в комфортных условиях.

4. Коррекция агрессивного поведения в группе

После проведения семейной и индивидуальной терапии переходят к групповой терапии агрессивного поведения детей. Необходимыми условиями этого перехода являются улучшение семейных отношений со стороны родителей, доступное возрасту осознание неконструктивности своего поведения и снижение агрессивности ребёнка, а так же заинтересованность всех сторон в дальнейшем результате.

Групповая форма работы имеет множество преимуществ, среди которых:

  • группа отображает общество в миниатюре;
  • групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем;
  • группа даёт возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами;
  • в группе человек может приобрести новые навыки, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнёров;
  • в группе участники могут идентифицировать себя с другими;
  • групповая форма работы имеет и экономические преимущества.

Целью групповой терапии является восстановление психического единства личности посредством нормализации её отношений. Основная терапевтическая задача состоит в эмоциональном отреагировании конфликтных ситуаций в группе и дезактуализации угрожающих образов в сознании посредством их условного изображения в игре, упражнении, проигрывании ситуаций.

При групповой коррекции агрессивного поведения детей используются различные формы работы:

  • беседа,
  • ролевое проигрывание ситуаций,
  • упражнения на самопознание и самовоспитание,
  • этюды, пантомима,
  • изобразительная деятельность,
  • физические упражнения, подвижные игры,
  • психогимнастика, ауторелаксация.

Но для проведения групповой терапии агрессивного поведения имеются и противопоказания:

  • отрицательное отношение ребёнка или его родителей к этой форме работы,
  • отсутствие успеха предварительной индивидуальной работы или медикаментозной терапии,
  • сочетание агрессивности с двигательной расторможенностью, т.к. в данном случае поведение становится трудно контролируемым,
  • наличие острой психотической симптоматики,
  • снижение интеллекта до степени умеренной дебильности.

Таким образом, проблема агрессивного поведения детей очень актуальна в настоящее время. Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности.

Агрессивность в определённых пределах необходима любому человеку, т.к. она может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. В то же время агрессивность в форме ненависти и враждебности способна нанести вред, сформировать отрицательные черты характера – либо хулигана, задиры, либо труса, неспособного постоять за себя. В крайних случаях и то, и другое может привести к деструктивному поведению в отношении людей.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. От некоторых соматических заболеваний или заболеваний головного мозга до особенностей среды, окружающей ребёнка с первых дней жизни, включая отношения внутри семьи.

Существует множество классификаций агрессии, но обычно человек проявляет сразу несколько видов агрессии, они постоянно меняются, переходя друг в друга. Агрессивное поведение детей на разных возрастных этапах отличается своими видами и формами. Так же есть различия и в агрессивном поведении мальчиков и девочек.

После поступления запроса к психологу об агрессивном поведении ребёнка проводится первичная диагностика. Для получения необходимой информации используют различные методы: метод наблюдения, метод экспертных оценок, метод анкетирования, проективные методики.

Работу по коррекции агрессивного поведения детей рекомендуется начинать с совместной терапии ребёнка и родителей. Следующий этап коррекции агрессивности – индивидуальная работа психолога с ребёнком. Если количество детей, имеющих агрессивные проявления и трудности в поведении, достигает 6 – 12 человек, имеет смысл говорить о создании коррекционной группы.

Работа по коррекции агрессивного поведения детей будет наиболее эффективна при соблюдении взрослыми следующих правил:

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  3. Быть последовательным в наказаниях ребёнка. Наказывать за конкретные поступки.
  4. Наказание не должно унижать ребёнка.
  5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  6. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
  7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  8. Развивать способность к эмпатии.
  9. Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
  10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
  11. Учить брать ответственность на себя.

Библиография

Агрессивность у детей дошкольного возраста

Когда в семье появляется долгожданный малыш, такой крохотный, беззащитный, молодые родители мечтают вырастить из него сильную самодостаточную личность. Хотят видеть его общительным, улыбчивым, обаятельным. Надеются, что он реализует их родительские амбиции. Будет любимцем детей и взрослых. И не даст повода для стыда и огорчений. Но проходит совсем немного времени, всего лишь около года, и милый забавный любимый малыш превращается в непослушного, капризного, несносного забияку. Родители в отчаянии. В период от полутора до трех лет чаще всего опускаются руки и кажется, что истерики будут продолжаться бесконечно.

Агрессия у детей дошкольного возраста

У маленьких детей агрессивность соседствует с самоутверждением. Агрессивным поведением, истериками, отчаянием, плачем ребенок частенько испытывает родителей на прочность, проверяет, где та грань, через которую переступить ему уже не позволят. Это очень непростое время для семьи. Так и хочется отшлепать неслуха за такие «концерты», особенно если это случилось в магазине или на улице. Мамы и папы проходят экзамен на родительскую зрелость. Если они неправильно реагируют на такое «ненормальное» поведение, очень строго наказывают, применяют физические наказания, то результат будет прямо противоположный ожидаемому.

Малыши просто еще не знают, что такое правильное и неправильное поведение. Конфликт «хочу – нельзя» вызывает протест. Ребенок зачастую не понимает, а зачем ему вообще слушаться и делать то, что требуют взрослые.

Истерики и агрессия у детей дошкольного возраста – это способ показать и выразить свое возмущение и негодование, метод борьбы с волей родителей.

Причин, вызывающих агрессивное поведение детей дошкольного возраста, довольно много:

  • Страх. Родители могут даже не догадываться, что ребенок чего-то боится или считают причину страха сущим пустяком. Игнорирование проблемы со стороны взрослых может привести к истерике.
  • Запреты. У авторитарных родителей малыш бывает «задавленным» постоянными «нет», «нельзя» и «надо». На ребенка кричат, в чем-то обвиняют или упрекают.
  • Ребенок отстаивает свою территорию или границу своей личности.
  • Ссоры между родителями или членами семьи вызывают страх, протест и, как следствие, агрессивные вспышки.
  • Ребенок ожидает нападения, опасается враждебности.
  • Старается доказать свою независимость и самостоятельность.
  • Чрезмерное эмоциональное напряжение.
  • Ребенок чувствует, что его не любят или даже ненавидят.
  • Копирует поведение окружающих взрослых или детей.

Если не принимать решительных мер, агрессия у детей дошкольного возраста может стать чертой характера и принести много неприятностей человеку во взрослой жизни.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Детская агрессия проявляется в разнообразных формах. Ее главная отличительная черта – отношение к сверстникам. Агрессивные дошкольники неспособны понять чувства других детей. Они проявляют к ним невнимание, злорадствуют при чужих неудачах, неспособны помочь, поделиться, посочувствовать.

Формы агрессивного поведения:

  • оскорбления сверстников;
  • драки и провоцирование конфликтов;
  • смех над слезами обиженного;
  • высмеивание физических недостатков (заикание, хромота, ношение очков и т.д.);
  • унижение того, кто слабее;
  • причинение физической боли;
  • изобретательность способа нанесения ущерба;
  • склонность к враждебности и жестокости.

При этом уровень интеллекта, игровой и другой продуктивной деятельности не страдает.

Коррекция агрессивного поведения дошкольников

Все дети ссорятся, обижаются, спорят, иногда дерутся. Большинство со временем учатся миролюбивому способу разрешения конфликтов. В 5-6 лет еще можно и нужно проводить коррекцию агрессивного поведения. Здесь важна система и тесная работа семьи и детского сада.

Коррекция агрессивного поведения дошкольников трудна и многогранна. Требует огромного терпения, знаний, любви и уважения к ребенку. Нужно всегда помнить, что вспышку агрессии может вызвать публично высказанное пренебрежительное замечание или нетактичная критика.

Вот некоторые методы коррекционной работы:

  • обговорить все «нельзя» и убедиться, что ребенок их понял и запомнил;
  • почаще использовать невербальные способы контроля (интонацию, строгий взгляд, выразительную мимику, жест);
  • по возможности заранее предугадать и предупредить инцидент;
  • уединить. Здесь существует строгое правило – время одиночества должно соответствовать возрасту (пять лет – пять минут);
  • наказание полученным уроком – все, что натворил, должен сам исправить;
  • не предъявлять требований не по возрасту;
  • всегда стараться понять причину того или иного поступка;
  • любить ребенка любым – орущим, несносным, вредным. И всегда об этом говорить;
  • почаще использовать юмор. Лучше иногда пощекотать, устроить бой подушками, переключить внимание, чем наказать.

Профилактика агрессивного поведения дошкольников

Как известно, предупредить легче, чем лечить. В этом заключается профилактика агрессивного поведения дошкольников. Самое важное – любовь, любовь и еще раз любовь к своему малышу. Надо быть взрослым и мудрым родителем. Всегда становиться на сторону своего ребенка. Учиться сохранять выдержку и спокойствие в любых ситуациях с детьми, не поддаваться на их провокации. Уметь предоставлять выбор. Иногда проигнорировать истерику, а потом дать выплакаться. Крепко-крепко обнять. Отвлекать. Просто предложить что-нибудь вкусное. Очень часто голод и усталость могут быть причиной агрессивной вспышки.

Работа с агрессивными детьми

В дошкольной психологии работа с агрессивными детьми выделена в отдельный обширный раздел. Она включает в себя очень многое. Таких детей важно научить видеть в сверстниках друзей и партнеров. Их нужно привлекать к совместным играм и коллективным занятиям. Они должны научиться справляться со своей агрессией цивилизованными способами. Энергии нужно дать выход. Лучший способ – спорт и спортивные игры. Такие дети должны физически уставать. Запрет на агрессию может привести к аутоагрессии. Обязательно исключить или ограничить фильмы и игры с элементами насилия. Читать добрые сказки. Учить на примерах литературных героев.

Агрессивное поведение у детей может ставить в тупик даже опытных мам и педагогов. Оправдать его малым возрастом, капризами или недомоганием получается не всегда. Бывает, что агрессия у малыша становится нормой и его неохотно встречают на детской площадке другие дети. Чтобы помочь ребенку справиться со своими эмоциями, взрослым важно понять причины враждебности по отношению к окружающему миру.

Причины агрессии

Во время приступов детской агрессии близким следует соблюдать спокойствие и выдержку. Важно поставить себя на место малыша и понять, что он чувствует. Проще всего это сделать, если задаться вопросом: «Почему моему сыну (дочери) сейчас настолько плохо, что ему (ей) хочется что-то швырнуть или разбить, кого-то ударить?». Причин агрессивного поведения не так много:

  • страх и тревога в ответ на ощущение опасности, исходящее от окружающего мира;
  • отстаивание своих прав;
  • желание стать независимым и самостоятельным;
  • невозможность удовлетворить какое-то желание;
  • запреты взрослых.

Борьба с враждебным поведением не должна сводиться к усмирению юного бунтаря любой ценой. Прежде всего, он нуждается не в наказании, а понимании, заботе и помощи. Проще навесить ярлык: «неуправляемый», «непослушный», но это будет неправильно. Остудить пыл маленького агрессора способна всего одна правильная фраза. Например, «мне не нравится твое поведение», «давай подумаем, можешь ли ты высказать, что тебя тревожит, по-другому» или «взрослые дети так себя не ведут».

Психологи ищут истоки агрессивного поведения в воспитании первых лет жизни. Они советуют либо игнорировать гневное поведение, либо подвергать непослушных бунтарей соответствующему наказанию. В первом случае родители «не замечают» враждебности, но активно поощряют хорошие поступки. Этот способ эффективен только в раннем детском возрасте и он действительно приводит к постепенному угасанию гнева.

Влияние микроклимата в семье

Домашнее окружение (родители, бабушки, дедушки) – эталон, по которому младшее поколение строит поведение.

  • Менее агрессивны ребята, родители которых не проявляли в их отношении ни снисходительности, ни серьезных наказаний. Их правильная позиция – осуждать враждебность, открыто говорить об этом с детьми, обходиться без строгих наказаний в случае проступков.
  • Наоборот, дети склонных к телесному наказанию родителей перенимают у них пример гневного поведения. Чувствительные к родительской строгости малыши быстро учатся подавлять враждебные импульсы в их присутствии. Зато вне дома они становятся нервными, выбирают слабую жертву коллективе и отыгрываются на ней.
  • Если наказания вызывают физическую боль или сильно расстраивают, малыши могут забыть их причину, и не усвоить правила приемлемого поведения. Под давлением взрослых они сильно меняются, но повинуются только тогда, когда за ними пристально следят.

Когда проявляется детская агрессия?

Когда малыш не испытывает чувства страха и нужды, ему комфортно. Он спокойно играет с детьми или фантазирует о чем-то. Враждебность по отношению к взрослым, сверстникам, окружающей среде у него возникает в таких случаях:

  • его бьют, над ним издеваются;
  • злые шутки и подколы в адрес ребенка;
  • родительское пьянство и дебоши;
  • недоверие родителей;
  • ревность по отношению к одному из членов семьи;
  • для друзей ребенка закрыт вход в дом;
  • чувство ребенка, что его не любят, игнорируют;
  • недоверие родителей ребенку;
  • чувство незаслуженного стыда;
  • настраивание против ребенка его братьев и сестер.

В воспитании молодого поколения рекомендуется избегать крайностей. Одинаково плохо отражаются на формировании личности предоставление полной свободы и гиперопека. Чрезмерная опека над детьми обычно приводит к инфантилизму, неспособности противостоять стрессовым ситуациям, нормально общаться со сверстниками. Инфантильные ребята часто становятся жертвами агрессии со стороны других детей.

В чем выражается детская агрессия?

Агрессия у детей – эмоциональная реакция на происходящее. Она не плоха сама по себе, поскольку дает ощущение силы, позволяет отстаивать свои интересы и защищать близких людей. Другое дело агрессивность – предрасположенность к нападению, разрушительным действиям, враждебное реагирование на нежелательные перемены. Агрессивное поведение ребенка выражается в следующем:

  • он чувствителен, часто обижается;
  • обвиняет в своих ошибках других;
  • отказывается выполнять правила;
  • идет на открытый конфликт с детьми;
  • ищет повод для ссор и мелких стычек;
  • реагирует на действия и замечания окружающих, теряет над собой контроль (плачет или проявляет враждебность).

При любом гневном проявлении со стороны ребенка детский педиатр Комаровский рекомендует родителям показать, что они сильнее. По его мнению, агрессия – способ продемонстрировать превосходство над старшими, что не должно оставаться незамеченным. Лучшим решением Комаровский считает семейный визит к детскому психологу, который проанализирует ситуацию и проведет лечение.

Виды агрессии

Агрессия у детей во многом зависит от темперамента. Малыши-сангвиники учатся договариваться. Флегматики и меланхолики сильно обижаются. Холерики проявляют гнев часто и в полной мере. Психологи выделяют такие виды агрессии:

  • физическая (нападение) – сила используется против человека, животного, неодушевленного объекта;
  • прямая – направленная против конкретного субъекта;
  • инструментальная – средство достижения определенной цели;
  • вербальная – выражение негативных чувств через крики, визги, ссоры, ругань, угрозы;
  • враждебная – ставит цель причинения физического или морального вреда интересующему объекту;
  • косвенная – злобные шутки, сплетни в адрес определенного лица, взрывы ярости, топанье ногами, битье кулаками по столу.

Какова бы ни была причина и вид агрессии, малыш попадает в замкнутый круг. Испытывая недостаток любви и понимания, он отталкивает своим поведением окружающих, вызывает неприязнь. Это усиливает его ответные негативные эмоции, поскольку дитя не знает, как можно потребовать внимания по-другому.

Недружественное отношение окружающих возбуждает в ребенке чувство страха и гнева. Его поведение считается асоциальным, но на самом деле является отчаянной попыткой создать связь с близкими людьми. До проявления явной агрессии ребенок выражает свои желания в более мягкой форме. Поскольку они остаются незамеченными, проявляется враждебное поведение.

Агрессия и возраст

Наиболее частые проявления агрессии встречаются у маленьких детей. Отчаяние и злость можно обнаружить уже в плаче грудного младенца, которому отказано во внимании. Детей 2-7 лет легко обидеть, обмануть, и своим гневным поведением они выражают реакцию на происходящее. Проявляясь в младенчестве, агрессия растет в течение дошкольного периода и постепенно переходит на убыль. При правильном воспитании подросшие ребята могут понимать поступки и чувства окружающих.

Если родители не реагируют на всплески раздражительности и враждебности отпрыска, такое поведение переходит у него в привычку. В этом случае очень скоро ребенок не сможет вести себя иначе, что осложнит общение со сверстниками и старшим поколением. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста проявляется по-разному. Его основные признаки таковы:

  • в 2 года малыши кусаются, выражая права на свои вещи и переживания по поводу отсутствия внимания со стороны взрослых (подробнее в статье: почему маленький ребенок кусается в 2 года?);
  • в 3 года дети кусаются, дерутся, бросают друг в друга вещи и игрушки (рекомендуем прочитать: почему ребенок дерется с родителями и что делать?);
  • у 4-х летнего ребенка агрессия ослабевает после кризиса трехлетнего возраста, но при вторжении на свою территорию в саду и на площадке он нападает первым (рекомендуем прочитать: советы психолога о преодолении кризиса 4 лет у детей );
  • подросшие 5-летние мальчики продолжают выражать агрессию в физической форме, а девочки придумывают обидные прозвища и игнорируют дружбу;
  • 6-7-летние дети знакомы с чувством мести, могут выражать страх и обиду.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: кризис у детей 7 лет

Для профилактики агрессии важно создать в доме атмосферу теплоты, заботы, взаимной поддержки. Уверенность в родительской любви и защите помогает ребенку взрослеть и становиться успешной личностью. Чем более уверенным в себе он станет, тем меньше в нем останется эгоизма, тем реже его будут посещать негативные эмоции. Требования взрослых по отношении к своим наследникам должны быть разумны и дети должны понимать, чего от них ждут.

Как бороться с агрессивным поведением ребенка?

Внимание к сыну или дочери – первый шаг на пути в борьбе с агрессией. Родители хорошо знают своего ребенка и часто могут предотвратить внезапные вспышки гнева. В отношении физической агрессии это сделать проще, чем в отношении вербальной. Когда ребенок надул губки, сузил глазки или по-иному выразил закипающие эмоции, его следует отвлечь от негатива криком, интересным занятием, удержать за плечи или отвести руку.

Если агрессивный порыв не удалось предотвратить, важно объяснить ребенку, что его поведение некрасиво и неприемлемо. Провинившегося следует сурово осудить и заставить убрать причиненный разгром, а объект вражды окружить вниманием и заботой. Тогда агрессивный ребенок поймет, как он проигрывает от своего поведения и будет более внимателен к советам старших.

Поначалу ребенок будет отвергать замечания взрослых, отказываться убирать за собой и признавать вину. Рано или поздно фраза «если ты достаточно большой чтобы все порушить, то и убрать за собой ты тоже можешь» будет им осмыслена. Уборка сама по себе – не наказание. Довод, что «большой» мальчик должен нести ответственность за поступки, сильнее повлияет на ребенка. После уборки важно поблагодарить маленького помощника.

Снижение словесной агрессии

Вербальную (словесную) агрессию предотвратить сложно и реагировать придется после того, как обидные фразы сказаны ребенком. Желательно их проанализировать и попытаться понять переживания отпрыска. Возможно, он не знает, как по-другому выразить эмоции или же хочет испытать превосходство над взрослыми. Когда враждебно настроенный и нервный ребенок оскорбляет других детей, взрослые должны рассказать им о том, как достойно дать отпор.

ИНТЕРЕСНО: почему ребенок периодически врет?

Большинство агрессивных поступков в подростковом возрасте совершается в результате эмоционально напряженных ситуаций. Ребят выводит из себя повелительный тон, демонстрация силы и власти, фразы наподобие: «учитель всегда прав», «делай, как тебе велено». В ситуациях, когда родители требуют полного подчинения или поучают, они нередко ведут себя враждебно.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок ворует и как можно отучить его от этого? Работа взрослых состоит не в демонстрации превосходства, а в снижении враждебности и предотвращении конфликтов. Лучший способ – установить с подростком обратную связь с помощью психологических приемов. Желательно вскрыть мотивы агрессии («ты стремишься меня обидеть?»), выразить свое отношение к происходящему («я не заслужила, чтобы ты так со мной разговаривал»). Устанавливая эмоциональную связь, важно проявить заинтересованность, твердость и доброжелательность, разобрать конкретные поступки, а не личность в целом.

Эмоциональные и критические замечания со стороны взрослых вызовут еще больший протест и раздражение. При общении с подростком читать нравоучения не следует. Важно уведомить его о негативных последствиях поступков, обсудить пути выхода из ситуации.

Пример конструктивного поведения – умение слушать и понимать оппонента, позволять ему высказывать свое мнение, будет полезен ребенку. Общаться и давать ему рекомендации желательно не на ходу, а в спокойной доверительной обстановке. Взрослым важно продемонстрировать доверительное отношение к проблемам сына или дочери, признать детские чувства («…понимаю, как тебе обидно»). Нелишними будут паузы, которые помогут успокоиться, и чувство юмора.

Игры для агрессивных детей

Снизить немотивированную агрессивность ребенка позволят мероприятия, на которых он сможет понять, что есть иные способы привлечения внимания и проявления силы. Чтобы казаться старше и взрослее, ему не обязательно самоутверждаться за счет слабых, а недовольство чем-либо выражать плохими словами. Психологи рекомендуют детям такие способы выплескивания негативных эмоций:

  • рвать на кусочки листик бумаги, который всегда есть в кармане;
  • громко покричать в «мешок крика»;
  • побегать и попрыгать на стадионе, игровой площадке, в спортивной секции;
  • периодически выбивать коврики и подушки (полезно для драчунов);
  • бить боксерскую грушу;
  • проговаривать свои чувства («я расстроен», «я злюсь»), как учат взрослые.

Игры с водой

Созерцание водоемов, наблюдение за жизнью обитателей аквариумов успокоит даже самого отчаянного бунтаря. Рекомендованы познавательные и активные игры с водой:

  1. После дождя побегать по лужам. Главное чтобы ребенок был здоров и надел непромокаемую обувь.
  2. Переливание жидкости из одной емкости в другую. Занятие позволит сосредоточиться и охладит гневный пыл.
  3. Кидать камни в любой водоем. В это время важно быть рядом, следить за безопасностью игровых маневров.
  4. Детская рыбалка, которую можно устроить в тазике или ванне. Достаточно купить набор рыбок на магнитах и удочку.
  5. Плавание, посещение бассейна или аквапарка. Эти удовольствия зависят от материальных возможностей взрослых, но они помогают маленькому агрессору получить заряд позитива и выплеснуть энергию.
  6. В летнее время – дворовые игры с водным пистолетом. Они позволят проявить активность и освежат в летний зной.
  7. Устраивать волны в ванной во время купания. Чтобы вода не расплескалась по полу, следует использовать шторки и наливать половину ванны.
  8. Устройство мини-бассейна во дворе в летнее время. Ребята могут кидать в него игрушки, сдувать кораблики, плескаться друг другу в лицо. Важно пристально следить за безопасностью во время игр.

Игры с сыпучими материалами

Игры с песком и крупами формируют усидчивость и помогают бороться с внутренним напряжением. Материалы можно давить, мять, бросать, наблюдая за результатом. Сыпучие атрибуты игры послушно принимают любую форму и выдерживают грубое человеческое воздействие. С их помощью дети выплескивают чувства и не переживают за результат. Распространенные игры с песком:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как можно сделать кинетический песок дома?

  • просеивание через сито или мельницу с ситом;
  • закапывание в песок фигурок;
  • работа по строительству замков;
  • выкладывание картинок из цветного песка.

Творческие игры

После гневного всплеска (выраженного в физической или эмоциональной форме) следует дождаться, когда чадо успокоится. Не давая оценок поведению, нужно попросить его записать или нарисовать свой гнев и чувства «жертвы», которую он ударил или оскорбил. Важно не стесняться эмоций, и описать все как было («я хотел его ударить», » у меня внутри все бурлило»).

Проанализировав эти записи и поставив себя на место другого человека, дитя постепенно научится контролировать поведение, станет прислушиваться к чувствам людей. Рисуя агрессию, малыши часто используют черный, фиолетовый, бордовый цвет (подробнее в статье: почему ребенок рисует черным цветом и что это значит?). Анализируя картинку вместе с ребенком, можно попросить его добавить детали, сделать рисунок веселым. Например, нарисовать добрых человечков, радугу, яркий салют, звезды. Прием научит маленького агрессора, как можно управлять своими чувствами.

Агрессивное поведение поддается корректировке

Родителям и педагогам важно показать агрессивному ребенку, как точно оценивать свое эмоциональное состояние и вовремя реагировать на сигналы, которые подает тело. Верно расшифровывая его послания, ребенок сможет контролировать свои эмоции и предотвращать конфликты. При воспитании агрессивных детей работа родителей и учителей ведется по трем направлениям:

ИНТЕРЕСНО: какие существуют книги по психологии и по воспитанию детей?

  1. консультации и обучение проблемных ребят конструктивному поведению, приемлемым способам выражения гнева;
  2. помощь в освоении методики, которая позволяет владеть собой во время вспышек гнева;
  3. формирование способности к сочувствию и сопереживанию.

Коррекция поведения приведет к положительному результату только при систематической работе с ребенком Непоследовательность и невнимательное отношение к детским проблемам могут лишь ухудшить ситуацию. Терпение, понимание, регулярная отработка навыков общения с окружающими – вот что поможет родителям снять агрессивность сына или дочери.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *