Сценарий мероприятия «Мы помним тебя, Беслан»

Вахта памяти «Мы помним тебя Беслан»

Цели:

  • Развивать в школьниках сострадание и соучастие к жертвам терроризма.

  • Вызвать отрицание терроризма как явления.

  • Учить выявлять причины появления данного явления.

  • Привести к осознанию важности собственного участия в вопросах безопасности страны и собственной безопасности.

  • Научить пользовать памяткой по безопасности.

  • Научить осознавать важность извлечения уроков истории для собственного и национального будущего.

Оборудование: ПК, мультимедийная презентация, микрофоны, свечи.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит музыка. 2-ой фрагмент Симфонии №3 Брамса. (Приложение 1)

Ведущая: Добрый день, уважаемые учителя и учащиеся! Мы рады вас видеть в стенах нашей школы, которая вновь гостеприимно распахнула двери, чтобы вы могли спокойно работать, учиться. 1 сентября 2005 года официально объявлен Днём знаний и Всемирным Днём Мира. Но не всегда этот день был мирным. Мы оглянемся назад и вспомним 1 сентября 2004 года, когда международную общественность потрясли события, произошедшие в маленьком Осетинском городке Беслане.

Видео «Бенсланская Трагедия». Просмотр. https://www.youtube.com/watch?time_continue=210&v=38aTtCcUT-4

Презентация «Урок Мира» (Приложение 3)

Слайд 2. 32 террориста захватили 1128 заложников и удерживали их 52 часа, почти трое суток без еды, питья, под дулами автоматов, в заминированной школе. 3 сентября в спортзале раздался взрыв. Террористы стреляли в спины убегающих детей. Начался штурм. 331 человек погиб, из них – 186 дети, многие были ранены, погибли целые семьи. Эти события стали раной на сердце всего человечества.

Слайд 3. Страшная трагедия в г. Беслане стала новой точкой отсчета в 1000-летней истории России, которая не слыхала подобного. Ни Батый, ни поляки, ни Наполеон, ни даже фашисты не нападали специально и исключительно на детей. Во всей истории невозможно провести аналогию этой бессмысленной и страшной бойне, когда за один час погибли сотни детей. Единственная история, которая сопоставима с бесланской трагедией, – это история, которая произошла две тысячи лет назад также в маленьком городке – Вифлееме: избиение Иродом Вифлеемских младенцев.
Написанная в Санкт-Петербурге икона Вифлеемских мучеников доставлена в Северную Осетию представителями духовенства и осетинской диаспоры Санкт-Петербурга.

Слайд 4. В связи с этими трагическими событиями 3 сентября президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин установил памятную дату «День солидарности в борьбе с терроризмом».

– Ребята, с чем у вас ассоциируется слово «Терроризм»?

Слайды 5,6. Слово терроризм происходит от латинского слова «террор», что значит – страх, ужас. Терроризм – общественно-опасное деяние, влекущее бессмысленную гибель людей, нарушающее деятельность государств, жизнь и здоровье людей, транспортные перевозки и международные дипломатические связи.

Слайд 7. Мы не можем остаться равнодушными к деяниям террористов, поэтому собрались на этот урок Мира – вахту памяти жертвам Беслана, чтобы высказать своё отношение к терроризму и почтить память его жертв.

1-й Чтец.

Терроризм – это страшное слово,
Это боль, отчаянье, страх,
Терроризм – это гибель живого!
Это крики на детских губах.

2-й Чтец.

Это смерть ни в чём не повинных –
Стариков и женщин, детей!
Это подлое злое убийство
Озверевших, жестоких людей.

3-й Чтец. Терроризм порождают те, кто нарушает законные права людей и народов, кто проповедует насилие и расовую ненависть. «Око за око», «Глаз за глаз»; «За насилие – насилие» – вот девизы террористов. Но зачастую, стараясь добиться своих прав и, якобы, правды, мнимые борцы «за свободу и деньги» нарушают права других граждан и уносят жизни ни в чём неповинных людей и даже детей!

4-й Чтец.

Беслан – когда-то это слово спокойным было городком.
Сердца людей сразило горе, и разлетелась весть о нём!
Там злые люди в чёрных масках, вмешав в политику детей,
В день знаний школу захватили и учинили битву в ней.

5-й Чтец.

И полилась там кровь рекою, невинных жизни оборвав,
Разнёсся стон людской молвою, детоубийц навек прокляв.
«Позор!» – мы скажем терроризму и заклеймим презреньем тех,
Кто не ценит важность жизни и ненавидит детский смех.

Слайды 8-16.

Ведущий. Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача – подчинить государство, его органы, всю общественность, заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.

  • 1999 год Москве взорваны два жилых дома. Погибли 200 человек.

  • Пятигорск, Каспийск, Владикавказ, Буйнакс, Буденовск, Кизляр, Беслан, где пострадали многие и многие ни в чем не повинные граждане России.

  • Октябрь 2002 – захват заложников в Москве – Театральный центр на Дубровке.

  • 6 февраля 2004 год – взрыв в вагоне московского метро, унесло жизни около 50 человек.

Всплеск терроризма произошел в 2003 году. Среди наиболее масштабных и кровавых можно выделить:

  • 12 мая – взрыв у жилых домов в Надтеречном районе Чечни. Погибли 59 человек, 320 получили ранения;

  • 5 июля взрыв в Москве (Тушинский рынок) погибло – 17 человек, 74 получили ранения;

  • 5 декабря взрыв в электричке в Ессентуках – погибли 32 человека, ранено – 150.

  • 9 декабря – Москва взрыв на Манежной площади (погибли 7 человек, ранено – 13.)

2004 год весь мир заставил содрогнуться новая серия терактов: одновременные взрывы двух пассажирских самолетов 24 августа с гибелью 90 человек.

  1. Кусочек неба в маленькой ладошке,

Надежда на спасенье в маминых руках.

Недетский страх застыл в глазах у

крошки,

Зажато тельце в огненных тисках.

– Ах, Мама, разве так бывает?

Чтоб взрослые губили малышей!

– Нет, старшие всегда оберегают.

А эти …не походят на людей!

2 Кто право дал вершить людские судьбы?

И нежные сердца злой болью наполнять?

Еще вчера они учить пытались буквы,

Сегодня свой букварь уже не смогут дочитать.

  1. За что? — вопрос, который сотрясает землю;

За что? – он не найдет ответ в умах.

И лишь живой огонь свечи нетленной

Прощения молитву схоронит в сердцах.

  1. Терроризм – это страшное слово,

Это боль, отчаянье, страх,

Терроризм – это гибель живого!

Это крики на детских губах.

Это смерть ни в чём не повинных

Стариков, женщин, детей!

Это подлое злое деянье

озверевших, жестоких людей.

5: Терроризм — это язва на сердце,

Боль всех народов Земли.

Мы помянуть всех погибших

Сегодня на митинг пришли.

6. Погибших во время терактов,

Убитых в Беслане ребят;

Взорванных в самолётах,

В Чечне погибших солдат

Застреленных при захватах,

На всех континентах Земли.

Чью кровь пролилась безвинно,

Чьи жизни от нас унесли.

7. Что ценим мы мирное небо,
Наш братский союз вековой.
Мы будем с другими народами

В стране жить единой семьёй!

8. Нам нужен мир!

Тебе и мне,

И детям всем на свете!

И должен мирным быть рассвет,

Который завтра встретим.

Нам нужен мир, трава в росе,

Улыбчивое детство.

Нам нужен мир, прекрасный мир,

Полученный в наследство!

Слайд 18.

Ведущая: В каждой стране есть обычай зажигать в честь погибших свечи. Жизнь, как свеча, пока человек жив – горит жаждой жизни и дарит тепло и свет души людям. И как легко прервать горение свечи, так и жизнь человека может внезапно оборваться, оказавшись в руках убийцы. Пусть буря терроризма не оборвёт больше ни одну человеческую жизнь! (выносятся и зажигаются свечи).

Минута молчания (метроном). (Приложение 4)

Слайды 19, 20.

Ведущий: Любой человек может оказаться заложником у преступников. Ваша жизнь становится предметом торга для террористов. Захват может произойти в транспорте, в учреждении, в квартире. Если вы оказались заложником, рекомендуем придерживаться следующих правил поведения!

ЕСЛИ ТЫ ОКАЗАЛСЯ В ЗАЛОЖНИКАХ

1) Если ты оказался в заложниках, знай – ты не один. Помни: опытные люди уже спешат к тебе на помощь. Не пытайся убежать, вырваться самостоятельно – террористы могут отреагировать агрессивно. Постарайся успокоиться и жди освобождения.
2) Настройся на долгое ожидание. Специалистам требуется время, чтобы освободить тебя. Они не теряют ни минуты, но должны всё предусмотреть.
3) Постарайся мысленно отвлечься от происходящего: вспоминай содержание книг, художественных фильмов, мультфильмов, решай в уме задачи.
4) Старайся не раздражать террористов: не кричи, не плачь, не возмущайся. Не требуй также немедленного освобождения – это невозможно.
5) Не вступай в споры с террористами, выполняй все их требования. Помни: это вынужденная мера, ты спасаешь себя и окружающих.
6) Помни, что, возможно, тебе придётся долгое время провести без воды и пищи – экономь свои силы.
7) На совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивайте разрешение.
8) Во время проведения спецслужбами операции по вашему освобождению лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь.

Слайд 21.

Ведущий: Жизнь продолжается. Мы, ныне живущие, должны сохранить мир на нашей Земле, чтобы не прекращал звучать детский смех, чтобы мы могли спокойно учиться и работать, быть счастливыми людьми независимо от того, кто мы по национальности, где живём.

1-й Чтец:

Каждому светит солнце,
Каждому дождь идёт!

2-й Чтец:

Радует красками радуга,
Воздух всем жизнь даёт.

3-й Чтец:

Русскому и китайцу,
Венгру, чеченцу, мордве.

4-й Чтец:

Американцу и немцу –
Людям земли, мне, тебе.

5-й Чтец:

Что же делить нам братья?
Общий наш дом – Земля!

1-й Чтец:

Миру откроет объятья –
Братских народов семья!

Слайд 22.

Ведущая: Всем известно, что символ Мира – голубь, поэтому наш голубок станет посланцем мира.

(На экране летящий голубь. Его полёт сопровождается словами).

1-й Чтец: Лети голубь к небесам!

2-й Чтец: Через город пролети!

3-й Чтец: Что мы мира все хотим! Людям сообщи!

4-й Чтец:

Пусть будет мир на всей планете,
Не гибнут взрослые и дети!

5-й Чтец: И терроризму наш ответ:

Все: Мы громко скажем вместе: «Нет!»

Слайд 23.

Ведущая: Закончить наше мероприятие мы хотели бы песней «Солнечный круг».

Сайты:

Классный час «Беслан. Мы помним…»

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Ола»

Открытый классный час по теме: «Беслан. Мы помним…»

(в память о событиях 1-3 сентября 2004 года в г. Беслане)

Автор разработки:

Чуева Алина Валерьевна

Классный руководитель

6 «Б» класса

2014 год

Сценарий открытого классного часа

«Беслан. Мы помним…»

Цели:

  • воспитывать у учащихся патриотизм, мужество, любовь к Родине, воспитывать неприятие к насилию и жестокости.

Задачи:

  • укрепление ценностных ориентиров учащихся на сочувствие, сопереживание, межнациональное и межконфессиональное согласие, культуру мира;

  • показать на примере реального трагического события, что такое взаимопомощь и взаимовыручка, героизм, патриотизм, бдительность.

  • воспитание стойкости характера в сложной жизненной ситуации.

Форма проведения: урок памяти (открытое внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса)

Оборудование.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word, ресурсы Интернет.

Учебно-методические материалы: тематическая мультимедийная презентация, составленная учителем; видеосюжеты «Беслан. Вечная память», «Трагедия в Беслане»; фотографии по теме; стихотворения, музыка «Биение сердца», песня Баста «Беслан».

Ход внеклассного мероприятия.

  1. Орг. момент.

  2. Вступление:

(Слайд 1)

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте. Садитесь. Сегодня мы собрались, чтобы почтить память погибших детей 1 сентября в 2004 году в городе Беслане от рук террористов.

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живет в нас сострадание,

Пока живем, мечтаем, буйствуем,

Есть нашей жизни оправдание.

(Н. Макаров)

(Слайд № 2)

Цели внеклассного мероприятия:

  • воспитывать у учащихся патриотизм, мужество, любовь к Родине;

  • воспитывать неприятие к насилию и жестокости.

(Слайд 3)

Задачи внеклассного мероприятия:

  • укрепление ценностных ориентиров учащихся на сочувствие, сопереживание, межнациональное и межконфессиональное согласие, культуру мира;

  • показать на примере реального трагического события, что такое взаимопомощь и взаимовыручка, героизм, патриотизм, бдительность.

  • воспитание стойкости характера в сложной жизненной ситуации.

(Слайд 4)

Давайте почтим память всех детей, родителей, учителей, погибших в этот роковой день в 2004 году в Беслане, минутой молчания. ( Минута молчания)

(Слайд 5)

1 сентября около 9:00 по московскому времени группа вооруженных людей захватила школу N1 в городе Беслан в Северной Осетии, расположенную в Правобережном районе города, в 30 км от Владикавказа. Группа вооружённых людей в масках подъехала к зданию школы № 1 в Беслане на нескольких автомобилях и прямо со школьной линейки захватила в качестве заложников 1128 человек — детей и их родителей, — загнав их в спортзал школы. Террористы потребовали от властей освобождения боевиков,

ранее задержанных по подозрению в участии в нападении на Ингушетию 21—22 июня 2004 года, и вывода российских войск из Чечни.

(Слайд 6)

Почти все заложники были согнаны в спортзал, который боевики заминировали несколькими цепями взрывчатки. Самая большая бомба была подвешена к баскетбольной сетке.

(Слайд 7)

10:45 Захват учащихся школы произошел сразу после торжественной линейки, когда школьники зашли в помещение. Бандиты согнали захваченных в заложники детей, родителей и преподавателей в спортивный зал школы. Боевики одеты в черную одежду, их лица скрыты масками.

10.50 – вокруг школы выставляется оцепление из бойцов ВВ, милиции и спецназа. К кольцу оцепления собираются родственники и жители города.

(Слайд 8)

11.15 – боевики разбивают окна школы. Специалисты считают, что это делается для того, чтобы невозможно было использовать газ.

11:35 Террористы потребовали вызвать на переговоры президента Северной Осетии Александра Дзасохова, главу Ингушетии Мурата Зязикова и детского врача Леонида Рошаля. Записку с этим требованием террористы передали через женщину, которую они выпустили из захваченной школы.

(Слайд 9)

11:40 Стали известны подробности: террористам удалось захватить милицейскую машину с майором ГАИ, которая вместе с машиной ГАЗ-66, в которой был весь арсенал боевиков, затем проехала на территорию школы и захватила ее. Милиционеру впоследствии удалось бежать. По его информации, боевиков 17 человек, из них две женщины-шахидки. Кроме того, с ними были две собаки.

(Слайд 10)

12:11Около 50 детей сумели бежать из захваченной школы. По некоторым данным, им удалось спрятаться от бандитов еще в момент нападения на школу.

(Слайд 11)

13:20 Боевики потребовали вывода российских войск из Чечни. Это требование содержится в записке, которую они выбросили из окна.

(Слайд 12)

День второй. 2 сентября

В ночь на 2 сентября состоялись переговоры террористов с доктором Рошалем. Представители спецслужб передали террористам, что готовы предоставить им возможность безопасного выезда в Ингушетию и Чечню. Кроме того было предложено заменить заложников-детей на взрослых. Ответа на эти предложения не последовало, террористы также отказались принять воду, еду и медикаменты для захваченных в заложники.

(Слайд 13)

Захваченную школу посетил бывший президент Ингушетии Руслан Аушев. По его просьбе боевики освободили группу заложников из 26 человек. (Матери с детьми грудного возраста).

16:37 Террористы отпустили группу из 26 женщин с грудными детьми. Одну из освобожденных из заложников женщин с ребенком направили в больницу.

(Слайд 14)

День третий. 3 сентября. 3 сентября. 12.55 – сотрудники МЧС начинают эвакуацию тел заложников, убитых в первый день.

(Слайд 15)

13.05 – в школе прогремели два мощных взрыва, началась стрельба. Причина взрыва официально не названа. Террористы запаниковали. Из школы выбегает первая группа заложников – около 30 человек.

13:04 Возле здания школы прогремели два мощных взрыва. Над зданием поднимаются клубы черного дыма. Началась ожесточенная перестрелка. Стреляют со стороны школы в неизвестном направлении. Людей из соображений безопасности оттесняют от зоны оцепления.

(Слайд 16)

13.19 – третий взрыв. Перестрелка усиливается. Военные эвакуируют людей под открытым огнём.

13:20 Рядом со зданием школы идет ожесточенный бой. Слышны взрывы, стрельба из крупнокалиберного оружия и автоматов. Солдаты выносят детей от школы.

(Слайд 17)

13.30 – в школе обрушилась часть крыши. Начался пожар, в результате которого погибло большинство заложников.

13:31 Террористы подорвали ранее установленные в захваченной школе взрывные устройства в момент эвакуации тел погибших сотрудниками МЧС, сообщили в оперативном штабе. Произошло обрушение крыши школы. Боевики ведут беспорядочную стрельбу по людям и зданиям.

(Слайд 18)

13.52 – в здание входит спецназ, продолжается бой. Боевики пытаются выбраться и скрыться. Некоторым это удалось.

(Слайд 19)

Около 14:12 Большинство детей, находившихся в здании школы, живы, заявили в оперативном штабе.

(Слайд 20)

Звучит биение сердца и выходят трое детей держа в руке свечу и рассказывают «Мечту детей Беслана в те роковые дни».

Алина.

«Хоть чашечку, стаканчик, ну хоть глоток Воды»,

Последнее желанье, последний крик души.

«Ну, дайте нам водички! Воды! Воды! Воды!»

А вечером, второго, заснуть все не могли.

Наташа.

И пить уж не хотели, и съели все цветы,

Вдруг разговор о смерти тихонько завели.

Мальчишка им поведал историю о том,

Что ангелов красивых недавно видел он:

Полина.

«Летели и смеялись, со шлейфами они,

И на детей похожи: наверно – это мы!?

Мы полетим далеко, на небо, прямо в рай.

Ведь умирать не страшно, не плачь, не унывай!»

На фоне звука биение сердца выступают учащиеся.

(Слайд 21)

Раздался взрыв…Потом другой…

«Бегут заложники…Прикрой!»

И встали плотною стеной,

Чтобы спасти любой ценой

Детей, бежавших из спортзала,

Бойцы… О их мужестве страна узнала.

Огонь приняли на себя,

С улыбкой в пекло уходя.

(Слайд 22)

Нет горя страшней для отцов и матерей,

Как оплакивать своих сыновей и дочерей.

(Слайд 23)

Снова будет осень

И будет не одно первое сентября,

Еще не одна линейка пройдет в полдень

Но тот кошмар нельзя забывать никогда.

Отныне первое число сентября

Не только будет праздником знаний,

Но и великим трауром станет навсегда.

(Слайд 24)

Мы помним Беслан и скорбим.

Включается видео ролик «Трагедия в Беслане» 3.15 минут.

(Слайд 25)

Включается песня Баста «Беслан» и дети зажигают свечи и идут в круг и ставят свою свечу возле каждой фотографии.

Итог урока.

Я хочу, чтобы дети в 21 веке жили в мире без войны. Каждый человек должен иметь сострадание друг другу, не должно быть присуще человеку таких качеств как: тщеславие, высокомерие, жадность, жестокость, злоба и зависть. Не важно, в какой стране мы живем, не важно, на каком языке мы говорим, но нужно помнить о том, что у каждого свои традиции и любовь к Родине, к тому месту, где мы родились. Ведь мы все живем и ходим под одним небом.

Мне очень бы хотелось, чтобы у нашего класса была взаимопомощь и взаимовыручка, такие качества ка: героизм, патриотизм, бдительность друг к другу. Чтобы мы были сплоченным и дружным коллективом. И помните, какие бы трудности не возникали у вас на жизненном пути, всегда оставайтесь человеком.

Наш классный час подошел к концу. Спасибо за внимание. До свидание!

Еженедельный бюллетень социологических сообщений

Беслан: действия спецслужб

Теракты: Беслан

Большинство россиян (56%) уверены, что захват заложников в Беслане можно было предотвратить (в Южном федеральном округе уверены в этом 65% опрошенных). Считают, что сделать это было невозможно, 24% россиян.

По мнению 42% опрошенных, в ситуации, сложившейся после захвата заложников в Беслане, российские спецслужбы, силовые структуры действовали вполне профессионально. Расценивают действия спецслужб, силовых структур как непрофессиональные 29% респондентов. Остальные (29%) затруднились дать определенную оценку их работе.

В чем, по мнению критически настроенных респондентов, проявился непрофессионализм спецслужб? 18% опрошенных исходят из того, что критерием профессионализма в подобных ситуациях являются минимальные потери среди заложников. В Беслане же не была должным образом подготовлена операция по освобождению заложников, ход событий оказался для спецслужб неожиданным, в результате — число жертв оказалось огромным («при профессиональном действии не погибло бы столько людей»; «много жертв со стороны спецслужб»; «не было быстрой реакции»; «координация действий отсутствовала»; «не владели ситуацией»; «все было необдуманно»).

По мнению 3% опрошенных, непрофессионализм спецслужб проявился в том, что теракт не был предотвращен.

Звучали и другие упреки: спецслужбы не сумели задержать террористов — некоторые респонденты полагают, что многим из них удалось сбежать (1%); не смогли решить ситуацию без штурма и применения силы (1%); во время проведения операции вокруг было много гражданских лиц, «зевак, которые мешали» (1%).

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 11 сентября 2004 года. 1500 респондентов.

Цели террористов в Беслане

Судя по данным опроса, трагедия в Беслане никого не оставила равнодушным. Обсуждали случившееся с окружающими большинство россиян (56%), слышали такие обсуждения, хотя и не принимали в них участия, более четверти опрошенных (27%).

41% участников опроса заявили, что им непонятно, какие цели ставили перед собой террористы, захватившие заложников в Беслане (еще 10% респондентов затруднились ответить на соответствующий вопрос). Впрочем, 49% опрошенных утверждают, что им понятно, чего добивались террористы, — этих респондентов попросили поделиться своими соображениями.

Чаще всего звучало предположение, что террористы преследовали цель дестабилизировать обстановку в России: посеять среди населения панику, страх, разжечь межнациональную вражду («запугать россиян»; «внести сумятицу в страну»; «внести рознь между народами») — 20%.

9% опрошенных также говорят о намерении террористов дестабилизировать обстановку — но не в России в целом, а только на Кавказе («посеять вражду на Кавказе»; «развязать кровавую резню на Кавказе»; «развязать кавказскую войну»; «захватить власть на Кавказе»).

7% респондентов считают, что террористы ставили перед собой менее масштабную задачу: заставить российские власти полностью изменить политику в отношении Чечни, вывести оттуда войска («добиться независимости Чечни»; «вывести войска из Чечни») либо вызволить из тюрем задержанных боевиков («освободить своих коллег, которые организовывали раньше теракты»).

6% предполагают, что организаторы теракта хотели унизить Россию, ослабить ее, «поставить на колени», продемонстрировав всему миру свою силу.

3% опрошенных полагают, что террористы преследовали корыстные цели («цель одна — деньги»; «ради материальной выгоды»).

Высказывались и иные версии: что теракт был демонстрацией ненависти к русским (1%), что он имел целью уничтожение как можно большего числа заложников (1%), «порабощение мира» (1%), «создание мусульманского государства» (1%).

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 11 сентября 2004 года. 1500 респондентов.

Кто стоит за терактом в Беслане?

За последнее время на территории России произошла серия крупных терактов: взрывы на Каширском шоссе и у метро «Рижская» в Москве, крушение двух российских самолетов, захват заложников в Беслане.

Три четверти респондентов (76%) считают, что все эти теракты были задуманы в рамках единого плана и осуществлены под единым руководством. Полагают, что эти теракты между собой не связаны, только 11% опрошенных.

Половина россиян (49%) склонны объяснять теракт в Беслане скорее активизацией международного терроризма, чем ситуацией в Чечне; более трети (35%) — занимают противоположную позицию.

Большинство опрошенных (59%) полагают, что к теракту в Беслане причастны некоторые зарубежные государства (не разделяют это мнение 18% респондентов). Что же это за страны?

Что касается немусульманских стран, то помимо США подозрение некоторых россиян пало на Великобританию (3%), европейские страны в целом (1%), Израиль (1%); кроме того, 2% опрошенных упомянули Грузию и еще 1% — другие страны ближнего зарубежья, например, были названы Украина, Казахстан, Азербайджан, Таджикистан.

Россиян также спросили, кто, на их взгляд, организовал захват заложников в Беслане, какие люди, группы или организации подготовили этот теракт? Отвечая на данный вопрос, респонденты, как правило, говорили о «местных», а не о международных организаторах. Так, 33% считают, что этот теракт подготовили, организовали «чеченские террористы», «Басаев, Закаев, Масхадов», «кавказцы», «сами — те, кто живет в Осетии», «местные экстремалы в Осетии», и только 18% называют «внешние силы»: международные террористические организации, «Аль-Каеду», «арабских боевиков» и страны арабского мира, иностранных наемников, американцев, ЦРУ, «иностранные спецслужбы», «Запад» и Грузию («скорее грузинская сторона, грузинское руководство»).

5% опрошенных уверены в том, что такой масштабный теракт не мог произойти без содействия российских властей и спецслужб («наши власти», «политики — им это выгодно»; «МВД Северной Осетии»; «не обошлось без спецслужб России»; «скорее всего организовано в Москве»).

И, наконец, 1% опрошенных убеждены, что организаторами теракта были олигархи — такие как Березовский, Гусинский, «нефтяные магнаты», «которые наживаются на чужих бедах».

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 11 сентября 2004 года. 1500 респондентов.

Беслан: телевидение и теракт

В дни, когда террористы удерживали заложников в бесланской школе, большинство россиян смотрели телевизионные информационные выпуски чаще, чем обычно (69%). А среди жителей Южного федерального округа, на территории которого разворачивалась трагедия, к теленовостям были прикованы почти все (84%). Во время этих событий россияне смотрели информационные телевыпуски чаще всего на Первом канале (70%), на телеканале «Россия» (53%) и НТВ (34%). Жители Южного федерального округа телеканалу «Россия» предпочитали НТВ (1-й канал — 71%; НТВ — 49%; «Россия» — 39%).

Полагают, что 3 сентября центральным телеканалам следовало прервать все передачи и вести постоянную трансляцию из Беслана, 28% наших сограждан. Но большинство россиян (60%) считают, что этого делать не стоило.

Респондентам был задан вопрос: «НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ СЧИТАЮТ, ЧТО В РЕПОРТАЖАХ ИЗ БЕСЛАНА СЛЕДОВАЛО ПОКАЗЫВАТЬ МЕНЬШЕ ЖЕСТОКИХ И СТРАШНЫХ КАДРОВ И ФОТОГРАФИЙ. ВЫ СОГЛАСНЫ ИЛИ НЕ СОГЛАСНЫ С ЭТОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ?». Разделяют данную позицию 28% опрошенных, вдвое большая доля россиян (59%) с ней не согласны.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 11 сентября 2004 года. 1500 респондентов.

Как бороться с терроризмом?

Россиянам задали ряд вопросов о том, какие меры они готовы санкционировать ради предотвращения терактов. Вопросы и распределение ответов на них сведены в таблицу и приведены ниже (данные в % от числа опрошенных):

Меры по предотвращению терроризма Отношение
следует не следует
Усилить контроль за въездом и выездом граждан из страны 92 5
Обязать милицию чаще проверять документы гражданна улицах и в общественных местах 82 14
Ужесточить контроль за средствами массовой информации 65 22
Создавать вооруженные отряды самообороныиз гражданских лиц 45 42
Разрешить милиции и спецслужбам прослушивать телефонные переговоры и просматривать переписку граждан 44 45

Как видим, массовое одобрение встречают в основном меры, которые, в представлении большинства россиян, не затрагивают их лично. Ведь контроль за въездом и выездом граждан из страны непосредственно касается немногих, а проверки документов на практике чаще всего применяются в отношении «чужих», «приезжих». Гораздо менее благосклонно люди относятся к идеям о создании отрядов самообороны, а также о предоставлении спецслужбам санкции на вмешательство в частную жизнь граждан: прослушивание разговоров и перлюстрацию переписки.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 4 сентября 2004 года. 1500 респондентов.

Ополченцы против террористов

Участие вооруженных местных жителей Беслана в бою с террористами россияне оценили неоднозначно: 29% опрошенных сочли, что их действия принесли больше пользы, 37% полагают, что больше вреда. 34% затруднились ответить на этот вопрос.

Респондентов, имеющих определенную точку зрения, попросили ее аргументировать.

Полагающие, что действия ополченцев в Беслане принесли больше пользы, отмечают, что вооруженные местные жители помогли как спецслужбам, так и заложникам. Они были полезными для военных, так как «хорошо ориентируются на местности», «своих знают в лицо», «говорят на одном языке», «знают все ходы и выходы». Они организовали эвакуацию раненых. Без их помощи невозможно было бы обезвредить «убегавших террористов».

Те, кто счел, что от ополченцев было больше вреда, чем пользы, отмечали, что стоявшие в ополчении люди создавали своими действиями «суматоху и неразбериху», «хаос» и тем самым мешали профессионалам делать свою работу. В результате число жертв увеличилось. Кроме того, в толпе ополченцев могли скрыться террористы («некоторые боевики уходили, смешавшись с местными»).

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 11 сентября 2004 года. 1500 респондентов.

Зачем проводить митинги против терроризма

Митинги

Большинство респондентов (54%) сказали, что там, где они живут, после событий в Беслане не было никаких митингов и демонстраций в связи с терактами (такие митинги прошли в городах и селах, где проживают 27% респондентов). Участвовали в этих митингах, ходили на демонстрации 3% опрошенных.

В целом же 50% россиян полагают, что митинги, демонстрации в связи с террористическими актами, произошедшими в стране, проводить следует. Для чего?

Это нужно для сплочения людей (12%) и для выражения протеста против терроризма (10%).

6% опрошенных отмечают, что во время демонстраций люди могут публично высказаться, выразить свое мнение.

5% расценивают такие митинги как способ поддержать пострадавших во время терактов.

3% говорят о том, что с помощью митингов и демонстраций народ может привлечь внимание властей к проблеме терроризма; власти смогут услышать «голос народа».

Впрочем, 26% опрошенных считают, что такие митинги не нужны. Почему?

Потому что они не приносят пользы, полагают 18% респондентов: исправить ничего уже нельзя, а лишние переживания не нужны.

5% считают митинги и демонстрации опасными, т.к. «скоплением людей могут воспользоваться террористы», «толпа — легкая мишень для террористов».

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 11 сентября 2004 года. По 1500 респондентов.

Классный час «13 лет трагедии в Беслане»

Проведение мероприятия.

Слово учителя:

“Терроризм – глобальная проблема современного мира”

Мы сознательно не поставили знак в конце предложения.

К концу урока мы должны определиться, какой знак поставить:

Многоточие – что означало бы, что может надо еще подумать и поработать над этой проблемой.

Знак вопроса – что значит, что у нас остались сомнения “а глобальная ли это проблема?”

А может, мы поставим точку, или жирный восклицательный знак.

РОЛИК » трагедия в Беслане»
Слово учителя:

Маленьким жителям Беслана, чьи имена навсегда останутся в памяти человечества, их учителям, наставникам, до последней минуты сердцем прикрывавшим своих питомцев и разделившим тяжесть выпавших на их долю испытаний, несгибаемым отцам и матерям Беслана – всем тем, кто погиб в темном пекле пылающего ада и кто выжил в эти страшные сентябрьские дни, посвятили мы наш классный час.
Классный руководитель: 1 сентября около 9:00 по московскому времени группа вооруженных людей захватила школу №1 в городе Беслан в Северной Осетии, расположенную в Правобережном районе города, в 30 км от Владикавказа. Школу захватили 17 террористов, среди которых были мужчины и женщины, снабженные поясами смертников. Захват учащихся школы произошел сразу после торжественной линейки, когда школьники зашли в помещение.

Три дня ни один человек в стране не был спокоен. Три дня мы лихорадочно смотрели телевизор, слушали радио, узнавали новости друг у друга.
Вот как это было…
Рассказ учащихся, которым было дано задание
Первый ученик: 1 сентября 2004 года. 9.00, презентация.
День первый.
Кто-то подумал сначала, что на линейке стали пускать салют, кто-то ругался, приняв происходящее то ли за шутку, то ли за учения по гражданской обороне. А те, кто был в масках, «поясах шахидов» и с оружием, уже били стекла первого этажа, чтобы упрятать в школе больше тысячи учеников, учителей и гостей праздника. Как они прошли? Группа захватчиков собралась перед налетом в лесу, села в ГАЗ–66 и двинулась в сторону Беслана. Они проехали заброшенные фермы, где нет ни одной живой души, и подошли к трассе «Кавказ». Здесь случайно увидели милиционера, который остановил свои «Жигули» и поднялся на горку, чтобы позвонить по мобильнику домой: так связь лучше. Захватили и его и двинулись в Беслан. Их никто не остановил: часть милиционеров была занята охраной школ, часть была на празднике. На этой машине они подъехали к школе, и начался кошмар.
Второй ученик: 2 сентября 2004 года
День второй.
В случае штурма боевики угрожают взорвать школу. Их, тем временем, давно просят только об одном – передать детям воду и еду. Продовольствие подвозят в коробках, но террористы не пропускают. Любому переговорщику угрожают расправой, в том числе и доктору Рошалю, которого сами же и позвали. Террористы, переговорив с бывшим ингушским президентом Русланом Аушевым, отпустили 26 человек – женщин с грудными детьми. Наверное, это была первая и последняя хорошая новость с момента захвата школы.
Узнав об этом, все подумали – скоро все закончится. Они опомнятся. Все будет хорошо.
Третий ученик: 3 сентября 2004 года
День последний.
Утро третьего дня для террористов стало последним, как и для многих заложников. Все произошло внезапно. Спасатели пошли в школу забирать тела убитых. В это время в спортзале что-то взорвалось. Когда дети убегали через дыру в стене от взрыва, террористы из школы стреляли им в спину. К уцелевшим, уже не обращая никакого внимания на пули, навстречу бежали родственники и военные. Заложников вели, подхватывая на руки.
Классный руководитель: Участниками и жертвами террористических актов становятся не только мирные жители, но и воины-спецназовцы. Их цель – защитить мирное население от террористов, зачастую ценой своей жизни. По данным МВД Северной Осетии, более десяти бойцов спецподразделений погибли в ходе операции по освобождению заложников в школе номер 1 североосетинского города Беслан.
Классный руководитель: Страшная трагедия в г. Беслане стала новой точкой отсчета в 1000-летней истории России, которая не слыхала подобного. Ни Батый, ни поляки, ни Наполеон, ни даже фашисты не нападали специально и исключительно на детей. Во всей истории невозможно провести аналогию этой бессмысленной и страшной бойне, когда за один час было прекращено несколько сотен детских жизней. Единственная история, которая сопоставима с бесланской трагедией, – это история, которая произошла две тысячи лет назад также в маленьком городке – Вифлееме: избиение Иродом Вифлеемских младенцев.
Презентация:
Слезы, ненависть, горе. Такой короткий промежуток от счастья, праздника к своей гибели. По официальным данным в результате террористического акта 1-3 сентября в г. Беслан погибли 334 человека, из них 186 детей, 15 учителей, более 900 человек получили ранения…
Учитель зажигает свечу…
Памяти жертв бесланской трагедии, памяти всех жертв терроризма – минута молчания.
Минута молчания
Стихотворение- читает руководитель 9 класса

( учитель литературы)
Мне не забыть тех страшных дней:
Потоком кровь с телеэкрана,
Меж пуль свистящих и огней
Мельканье лиц детей Беслана.
Мне не забыть плач матерей
В объятьях траурного одеянья.
Их лица выглядят старей
С печатью горя и страданья.
Мне не забыть тех нелюдей
Под маской дьявольского ухмыленья.
Прикрывшись мерзостью идей
Свои творивших преступленья.
Без слов – одна лишь боль,
Убитых горем матерей рыданье.
О, Господи, скажи доколь
Назначил людям ты страданья?
От рук бездушных палачей
Детей загубленных, безгрешных
Теперь заменит свет свечей,
Но не излечит безутешных.
Не раздается детский смех,
Один лишь плач и боли стон
Останется нам, как на грех –
На память погребальный звон.

Рефлексия

Дети заранее делятся на 3 группы:
Классный руководитель: Ребята, вы услышали историю бесланской трагедии. На листочках, которые лежат перед вами, напишите, какие ассоциации вызывают у вас слова «террор», «терроризм», «террорист» (слова заранее написаны на доске).
Обсуждение написанного.

Знакомство с историей терроризма, определениями понятий.

Слово учителя: Терроризм — это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия. Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети. Террор — запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги, взрывы, захват заложников).

События последних лет со всей определенностью доказали, что Россия, как и все мировое сообщество, не в силах противостоять размаху терроризма. Именно этими обстоятельствами и была вызвана необходимость разработки Федерального закона “О борьбе с терроризмом”, принятого в июле 1998 года.

1999 год Москве взорваны два жилых дома. Погибли 200 человек.

Пятигорск, Каспийск, Владикавказ, Буйнакс, Буденовск, Кизляр, Беслан, где пострадали многие и многие ни в чем не повинные граждане России.

Октябрь 2002 – захват заложников в Москве – Театральный центр на Дубровке.

6 февраля 2004 год — взрыв в вагоне московского метро, унесло жизни около 50 человек.

Всплеск терроризма произошел в 2003 году. Среди наиболее масштабных и кровавых можно выделить:

12 мая — взрыв у жилых домов в Надтеречном районе Чечни. Погибли 59 человек, 320 получили ранения;

5 июля взрыв в Москве (Тушинский рынок) погибло — 17 человек, 74 получили ранения;

5 декабря взрыв в электричке в Есентуках – погибли 32 человека, ранено — 150.

9 декабря – Москва взрыв на Манежной площади (погибли 7 человек, ранено-13.)

2004 год весь мир заставил содрогнуться новая серия терактов: одновременные взрывы двух пассажирских самолетов 24 августа с гибелью 90 человек.

Подведение итогов.

Классный руководитель: Мы не должны забывать эти черные даты и делать все возможное, чтобы этого не повторилось.

Сценарий митинга Памяти жертвам Беслана.

Сценарий митинга Памяти жертвам Беслана.

звучит песня “Беслан. Мама”

Выходят чтецы, в руках детские мягкие игрушки, гвоздики

Фонограмма «детский смех прерывается автоматной очередью»….

— Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые учителя.

Сегодня, 3 сентября, слова скорби звучат на разных языках. Этот день официально признан «Днём борьбы с терроризмом». В этот день вся Россия скорбит по поводу трагических событий в североосетинском городе Беслане. Произошедшие 11 лет назад роковые события каждый житель России воспринимает как свою личную трагедию.

— У меня в руках бутылка с водой, как вы думаете, почему???

Жертвами террористов стали ни в чём неповинные дети. В течение 3 дней террористы удерживали в здании школы более тысячи человек – детей, их родителей и сотрудников школы. Более 50 часов, проведенных пленниками в здании школы, террористы отказывали им в предоставлении воды, пищи и необходимых медикаментов.

— Зажженная свеча???

В память о погибших зажигаем мы свечи. Жизнь, как свеча. Пока человек жив – горит жаждой жизни и дарит свет души людям. И…как легко прервать горение свечи, так и жизнь человека может неожиданно оборваться, оказавшись в руках убийцы.

-Детская игрушка???

Как могло получиться так, что в один момент праздничные цветы первоклашек, принесенные для учителей, превратились в поминальные, залитые кровью букеты? Еще никто не знал, а кто знал – не верил в происходящее, что на линейке слышны не выстрелы праздничного салюта. Это выстрелы первых расстрелов.

Кабинет русского языка – комната для расстрелов. Убивали тех, кто не умел себя вести – кричал и плакал, не выполнял команды террористов. Расстрелянных выбрасывали в окно… Из-за спин детей, живым щитом стоявших на подоконниках, террористы вели огонь по тем, кто оставался в школьном дворе.

Выходит ученица читает стих

Кусочек неба в маминой ладошке,

Надежда на спасенье в маминых руках.

Недетский страх застыл в глазах у крошки,

Зажато тельце в огненных тисках.

-Ах, мама, разве так бывает?

Чтоб взрослые губили малышей,

— Нет! Старшие всегда оберегают!

А эти… не походят на людей!

Кто право дал вершить людские судьбы?

И нежные сердца злой болью наполнять?

Еще вчера они учить пытались буквы,

Сегодня свой букварь не смогут дочитать.

За что? — вопрос, который сотрясает землю.

За что? – он не найдет ответ в умах.

И лишь живой огонь свечи нетленной

Прощения молитву схоронит в сердцах.

Три дня продолжался кошмар в Бесланской школе… Три дня слез, горя и …ненависти. Такой короткий промежуток от счастья беззаботного детства до гибели.

Любой террористический акт, война – это боль, слезы, горечь. Это страшное потрясение для любого здравомыслящего человека. Страдают ни в чем неповинные люди, погибают дети. В этой страшной трагедии погибло 330 человек. 186 из них – дети! Самому младшему не исполнилось и 6 месяцев!

Год спустя на мемориальном кладбище Беслана, где захоронены жертвы теракта, состоялось открытие памятника «Древо скорби».

Зажжем поминальные свечи,

На миг все, друзья, замолчим.

Их души с небес нас увидят,

Мы память о них сохраним.

(выносят зажженные свечи, звучит музыка)

В память о погибших во время войн и террористических актов объявляется минута молчания.

(звук метронома, минута молчания)

Мы не забудем, тех, кто не с нами,

Тех, кто погиб от руки палача.

Будем стремиться жить только в мире,

И не допустим насилья и зла!

Дорогие ребята! Наш призыв состоит лишь в том, чтобы каждый по возможности решил для себя, что мы больше не можем мириться с тем, что рядом с нами происходят ужасные вещи: взрывы, гибель сотен людей от рук террористов.

Но пока от рук злодеев гибнут мирные люди, мы должны твёрдо сказать: «Россия против терроризма», «НЕТ терроризму на Земле!!!».

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *