Библиотека старых советских учебников по Русскому языку

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

  • Лексика русского языка (Калинин) 1978 год — старые учебники
  • Лексикология, Лексикография, Культура речи (Ожегов) 1974 год — старые учебники
  • Беседы о русской грамматике (Граудина) 1983 год — старые учебники
  • Беседы о русском слове (Люстрова, Скворцов, Дерягин) 1976 год — старые учебники
  • Вопросы синтаксиса русского языка (Болгова) 1975 год — старые учебники
  • Вопросы синтаксиса русского языка (Прокопович) 1974 год — старые учебники
  • Грамматика. Учебник для школ взрослых (Крючков, Светлаев) 1936 год — старые учебники
  • Древнерусский язык, (Можейко, Игнатенко) 1978 год — старые учебники
  • Искусство слова (Новиков) 1982 год — старые учебники
  • Историческая грамматика русского языка (Горшкова, Хабургаев) 1981 год — старые учебники
  • Историческая фонетика русского языка (Колесов) 1980 год — старые учебники
  • История лексики русского литературного языка конца XVII — начала XIX века (Филин, Бельчиков, Горшков) 1981 год — старые учебники
  • Коммуникативные аспекты русского синтаксиса (Золотова) 1982 год — старые учебники
  • Краткий словарь иностранных слов (Локшина) 1971 год — старые учебники
  • Курс лекций по стилистике русского языка (Васильева) 1976 год — старые учебники
  • Лексикология и лексикография, Избранные труды (Виноградов) 1977 год — старые учебники
  • Морфология современного русского языка (Голанов) 1965 год — старые учебники
  • Обратный словарь русского языка, Около 125 000 слов, 1974 год — старые учебники
  • Орфографический словарь русского языка (Бархударов) 1968 год — старые учебники
  • Орфографический словарь русского языка (Ожегов, Шапиро) 1956 год — старые учебники
  • Пособие по русскому языку для учащихся подготовительных курсов, (Чижова) 1991 год — старые учебники
  • Правила русской орфографии и пунктуации (Бархударов, Былинский, Виноградов, Ожегов, Розенталь, Ушаков, Щерба и др.) 1956 год — старые учебники
  • Правильность русской речи (Цейтлин) 1962 год — старые учебники
  • Практическая грамматика русского языка для зарубежных преподавателей-русистов (Кокорина, Бабалова, Метс) 1985. год — старые учебники
  • Практическая методика преподавания русского языка на начальном этапе (Власова, Алексеева, Барабанова) 1990 год — старые учебники
  • Практическая стилистика русского языка (Розенталь) 1987 год — старые учебники
  • Предложение как многоаспектная единица языка, Русский язык, (Бабайцева) 1983 год — старые учебники
  • Русская разговорная речь, Общие вопросы, Словообразование, Синтаксис (Земская, Китайгородская, Ширяев) 1981 год — старые учебники
  • Русский язык — Аудиовизуальный курс, (Метса) 1991 год — старые учебники
  • Русский язык — Учебное пособие (Чешко) 1981 год — старые учебники
  • Русский язык (Мисири, Габ) 1979 год — старые учебники
  • Русский язык 2 класс (Вятютнев, Вохмина, Кочеткова) 1988 год — старые учебники
  • Русский язык 3 класс (Вятютнев, Вохмина, Кочеткова) 1989 год — старые учебники
  • Русский язык для 9-11 классов вечерней (сменной) школы, Розенталь) 1983 год — старые учебники
  • Русский язык, Лексика, Фонетика, Словообразование (Петрова) 1986 год — старые учебники
  • Русский язык. 7-8 класс (Бархударов, Крючков и др) 1981 год — старые учебники
  • Сборник упражнений по грамматике русского языка для студентов-иностранцев нефилологических факультетов вузов СССР I—II курсы (Александрова, Котвицкая, Муравьева) 1989 год — старые учебники
  • Свободное присоединение предложно-падежных форм имени существительного в современном русском языке (Малащенко) 1972 год — старые учебники
  • Семантика русского языка (Новиков) 1982 год — старые учебники
  • Семантика, синтаксис, морфология (Касевич) 1988 год — старые учебники
  • Синтаксические связи в русском языке (Прияткина) 1974 год — старые учебники
  • Словарь антонимов русского языка (Колесников) 1972 год — старые учебники
  • Словарь антонимов русского языка (Львов) 1978 год — старые учебники
  • Словарь русских личных имен, Около 2600 имен (Никандр) 1966 год — старые учебники
  • Современные русские фамилии (Суперанская, Суслова) 1981 год — старые учебники
  • Современный русский литературный язык — Часть 1 (Гвоздев) 1958 год — старые учебники
  • Современный русский язык (Валгина, Розенталь, Фомина, Цапукевич) 1966 год — старые учебники
  • Современный русский язык (Розенталь) 1991 год — старые учебники
  • Современный русский язык, Лексикология (Фомина) 1990 год — старые учебники
  • Современный русский язык, Фонетика (Панов) 1979 год — старые учебники
  • Тайны слова, Занимательная грамматика (Иванова, Панов, Потиха, Сергеев) 1966 год — старые учебники
  • Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка, Словарь-справочник (Бельчиков, Панюшева) 1968 год — старые учебники
  • Устойчивые словосочетания русского языка (Регинина, Тюрина, Широкова) 1980 год — старые учебники

Ознакомительная экскурсия по теме «Библиотека – дом книг». 1-й класс

Оборудование: читальный зал библиотеки.

Цели:

  • Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности – «библиотека», «читальный зал», «абонемент», «книжный фонд», «читательский формуляр».
  • Вызвать у школьников интерес к книге.
  • Научить их ориентироваться в библиотечном пространстве.
  • Обучить правилам пользования библиотекой.
  • Формировать бережное отношение к книгам.
  • Знакомство с «Правилами поведения в библиотеке».

Форма проведения: рассказ о библиотеке, просмотр красочных изданий книг и журналов, викторина «Мои любимые книжки».

Библиотекарь. Здравствуйте, дорогие ребята! Вы ученики первого класса и на многие вопросы знаете ответы – как называется дерево, которое растет под вашим окном, кто живет в море, какое животное постоянно умывается, как растет хлеб. Я вместе со своей помощницей Василисой Премудрой пригласила вас в удивительный дом, называется он «библиотекой», в нем собраны путеводители по жизни. «Библио» по-гречески – книга, а «тека» – хранилище. Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были и в них хранили книги! Им более 5 тысяч лет! В Египте книги писали на папирусе, в Китае были свитки из шелка, а в Междуречье писали на глиняных табличках, в Индии – на пальмовых листьях. В России в старину простой люд писал на бе­ресте, а государственные бумаги – указы и гра­моты – на специально обработанной тонкой ко­же – пергаменте, который скатывался в трубоч­ки – свитки. Библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой ваши верные друзья.

Василиса Премудрая.

О сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…

С. Михалков

Библиотекарь. В библиотеке много книг, журналов, и все это называется книжным фондом. Человек, любящий, умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья – это книги. Книги рассказывают об интересных событиях, приключениях, приглашают в увлекательный мир, заманчивый и разнообразный, учат и заставляют совершенствоваться.

Василиса Премудрая.

Я книги выбираю с наслажденьем –
На полках, в тишине библиотек,
То радость вдруг охватит, то волненье,
Ведь книга каждая – как будто человек. …
Какая радость – открывать, читать
Рассказы, сказки, повести, романы!
Могу узнать, что было век назад,
И что когда-нибудь, наверно, будет.
О многом книги людям говорят,
Во многом книги помогают людям.

Л. Охотницкая

Библиотекарь. Библиотека – это удивительный город, где вместо проспектов и улиц ряды книжных стеллажей, вместо этажей – книжные полки, дома – тома книг, а у каждого дома своё название. И живут в этом чудесном городе ваши друзья – литературные герои.
Каждая книга стоит на своем месте. А хорошо ориентироваться в этом удивительном городе вам поможет библиотекарь.
В нашей библиотеке есть отделение – абонемент, где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь читать, перечитывать, рассматривать картинки. И в назначенный срок книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна другим ребятам. Но если не успел прочитать? Не беда. Ты можешь прийти в библиотеку и продлить срок чтения книги.
У нас есть книги, которые на дом не выдаются, но их можно прочесть в нашем читальном зале. Это справочная литература – энциклопедии, словари, книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. (Библиотекарь показывает справочную литературу).
В читальном зале очень интересные книжные выставки, посвященные важным и интересным событиям. Здесь можно прочесть свежие газеты и журналы. (Библиотекарь показывает журналы и газеты для детей).
И всегда готовы прийти на помощь читателю.
А вот это, ребята, читательский формуляр (показать), куда записываются все книги, которые вы прочтете.

Василиса Премудрая.

Книги любят бережное отношение и чистоту.

В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
А если сделаешь больной ты книжку –
Навсегда
страницы замолчат тогда.

Т. Блажнова

Библиотекарь. Книги – как люди: рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные причины – время и небрежное отношение к книге. Книга может полностью разрушится. В нашей библиотеке есть «Книжкина больница», в которой ребята помогают книгам, которые нуждаются в лечении. Но все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. И мы с вами должны книги и учебники беречь!

Василиса Премудрая. Давайте мы с вами запомним, как правильно обращаться с книгами. Вам дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети. Книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

Правила обращения с книгой

  • Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
  • При чтении книг пользуйся закладкой.
  • Не загибай книжные страницы.
  • Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.
  • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
  • Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.
  • Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.

Библиотекарь. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать как нужно вести себя в библиотеке. (Каждому ученику выдаются «Правила пользования библиотекой»).

«Правила пользования библиотекой»

  • В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
  • Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
  • С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.
  • Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
  • Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли.

Василиса Премудрая. Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки и которые вы уже сами прочли. Вы любите сказки?Конечно, любите. Сказки любят все. Сейчас мы посмотрим, как вы их знаете. Вы должны ответить на наши вопросы. (Когда ученики будут давать правильный ответ – показывать книгу, из которой был взят вопрос).

Перед вами строчки сказочных повестей. Кто их автор? Как они называются?

1. «Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли». (А.Волков «Волшебник Изумрудного города»).

2. Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.

(А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»).

3. «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие». (Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»).

4. «Давным давно, в городке на берегу Средиземного моря, жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Синий Нос». (А.Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»).

5. «Алиса сидела со старшей сестрой на берегу и маялась: делать ей было совершенно нечего, а сидеть без дела, сами знаете, дело не лёгкое …». (Л.Кэрролл «Приключения Алисы в Стране Чудес»).

Вспомни, кто говорил такие волшебные слова:

Библиотекарь. Ребята, на этом наш урок подошел к концу. Я всегда рада видеть вас в школьной библиотеке. А сейчас вы можете самостоятельно выбрать книги на дом.

С помощью одного из учеников библиотекарь показывает, как правильно выбрать и записать книгу.
В заключение урока ученики подходят по несколько человек к полкам с книгами, выбирают себе для чтения и подходят к столу библиотекаря для записи.

Сценарий первой экскурсии в библиотеку для учеников 1 класса.

Сценарий первой экскурсии в библиотеку

для учеников 1 класса.

Первое посещение библиотеки.

Цели: познакомить детей с библиотекой, дать понятия библиотека.

Задачи: объяснить правила обращения с книгой, правила поведения в библиотеке, развитие интереса к книге и чтению, воспитание культуры чтения.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей библиотеки .

Библиотекарь.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай еще страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И прочитать.

Библиотекарь:
Кто может ответить на вопрос, что же такое библиотека и для чего она нужна?
Дети: В библиотеке хранятся разные книги и журналы. Их можно брать, рассматривать, читать.
Библиотекарь: Совершенно верно.
А, давайте вспомним, что такое библиотека. В слове «библиотека» первая часть «библио» – означает «книга», а «тека» – «хранилище». Что получилось?
Дети: Хранилище книг.
Библиотекарь: И так ребята, добро пожаловать в книжкин дом.

С наружи смотришь-

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нем.

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках

Вдоль стены

Вместились сказки старины,

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай…

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай! (Библиотека)

Библиотекарь: У кого из вас дома много книг? У кого есть книжные полки или книжный шкаф? А у кого отдельная комната – библиотека? В нашей библиотеке книги хранятся на специальных открытых полках – стеллажах. Отгадайте, сколько здесь книг?
(Ответы детей.)
Библиотекарь: В нашей библиотеке более тысячи книг. Но это не так много. Мы ведь в сельской библиотеке. Когда вы закончите школу и будете учиться дальше вы пойдете в городскую библиотеку. Там еще больше книг. Посмотрите, какие существуют огромные библиотеки!
(Библиотекарь демонстрирует презентацию «Библиотеки мира».)

Библиотекарь: Книги в библиотеке располагаются по алфавиту, по фамилиям авторов. Давайте проверим. Вы помните, какая первая буква алфавита, а какая последняя?
Дети: «А» и «Я».
Библиотекарь: А давайте найдем книгу
Библиотекарь: Какие вы молодцы: первый раз в библиотеке, а смогли сразу найти книгу.

Правила обращения с книгой:

1.Книга не должна мокнуть – от этого коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплет. Идешь в библиотеку – положи книгу в пакет, который защитит ее от дождя и снега.

2.Не читай во время еды. Если класть книгу рядом с тарелкой, на страницах появятся жирные пятна, которые невозможно очистить.

3.Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.

4.Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросай раскрытую книгу вверх переплетом, не загибай страниц. Пользуйся закладкой.

5.Если хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или специальной тетради.

6.Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять, их может погрызть собака, разорвет страницы котенок.

Основные правила чтения:

— Читайте не спеша, чтобы понять и почувствовать смысл прочитанного.

— Книгу надо дочитывать до конца.

— Во время чтения книги рассматривайте рисунки.

— Если встретится непонятное слово, спросите у старших о его значении.

— Дома можно читать вслух, но нужно учиться читать и про себя.

— Наиболее удобно читать сидя за столом, ни в коем случае не лежа, это вредно для зрения, не следует читать во время еды, поздно вечером, при плохом освещении.

— Нужно делать перерывы в чтении, не надо стараться прочесть всю книгу сразу, лучше читать ее тогда, когда у вас будет время подумать о ее содержании.

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка.)

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился … (Колобок.)

У отца был мальчик странный,

Необычный — деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?.. (Буратино.)

У Золушки с ножки

свалилась случайно.

Была не простою она,

а хрустальной … (Туфелька.)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети? (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят».)

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя.)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек — копытца.

Трое их — и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор … (Айболит.)

  • А дорога далека

А корзина нелегка

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок.

(Маша и медведь)

  • Нет ни речки, ни пруда –

Где воды напиться?

Очень вкусная вода –

В ямке от копытца!

(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.)

Библиотечный урок «Знакомство с библиотекой» для учащихся 1 классов

Спиридонова Вероника
Библиотечный урок «Знакомство с библиотекой» для учащихся 1 классов

Библиотекарь (Б): Здравствуйте, ребята! Вы знаете, куда сегодня пришли? (Ответы детей) Правильно, в библиотеку.

А что же такое книга? (ответы детей).

Б: Книга – это древнее изобретение человека, с ее помощью люди записывали, сохраняли полезную и важную информацию. Книгу хранили как драгоценность и передавали от поколения к поколению.

Книги встречают человека с ранних лет и сопровождают всю жизнь. Много веков назад, до изобретения бумаги, книги были изготовлены из бересты (коры березы, потом из пергамента (тонкой кожи животных).

Древние книги были большими и тяжелыми. Они занимали много места. К кому же на производство одной книги уходило много сил и затрат.

Б: Ребята, о чем же нам рассказывает книга? (Ответы детей)

Книги дарят людям огромный мир, заманчивый, интересный. Книга удивляет читателей разными жанрами. Сказки, рассказы, повести, былины, стихи, потешки, пословицы, поговорки. Бережно хранят книги мудрость народную.

Загадка:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Б: Ребята, а что еще мы знаем про книги? В народе людей умеющих читать уважали и почитали. Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о книге.

С книгой поведешься – ума наберешься.

Книга твой друг – без неё как без рук.

Без книги как без солнца, и днём темны оконца.

Б: Скажите ребята, а где хранятся книги? (Ответы детей)

Б: У каждого человека есть дома любимые книги, которые аккуратно стоят на книжных полках. Но представьте себе, что книг скопилось очень много. И дома они уже не помещаются.

Где же тогда нам хранить книги? (ответы детей)

Б: Оказывается, живут наши верные друзья — книги в специальном доме, который называется – библиотека.

Я хочу вам рассказать сказку!

«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были книги. Но не было у них дома. Представляете, как им жилось? Солнце обжигало их листы, дожди мочили их переплёты, ветер развевал страницы по всему свету. И вот однажды собрались все книги на центральной поляне знаний. И сказала тогда самая умная книга –энциклопедия: «Книжный народ! До каких пор нам ещё странствовать? Мы теряем своих лучших товарищей! Давайте построим свой кирпичный дом, соберём в нём все книги. Назовём его – библиотека». Почему именно так? А вот почему. «Библио» – означает книга, а «тека» – хранение.

Сказано – сделано. Словно из-под земли выросла библиотека. В её залах стали жить книги.Здесь были и взрослые: энциклопедии, романы, повести и весёлые детские книжки: сказки, рассказы, стихи. И стали приходить в библиотеку мальчишки и девчонки, их папы и мамы, бабушки и дедушки. Они брали книги домой, чтобы их читать. А для того, чтобы помогать детям и взрослым правильно выбирать книги, в библиотеке появились специальные люди – библиотекари. Стали книги жить весело,интересно и запели:

В библиотеке школьной

Мы славно заживём!

Мы в гости в дом чудесный

Тебя, читатель, ждём!

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!»

Что же такое библиотека? (Ответы детей) Кто был в библиотеке?

Б: Библиотека – это место бережного хранения книг. Но книги в библиотеке, не только хранят, но и выдают читать на дом. Человек, который пришел в библиотеку за книгой называется — читатель.

Стихотворение про библиотеку:

Сто чудес для человека

Сохранит библиотека!

Стеллажи стоят у стен

Ожидая перемен.

Книги интересные,

Писатели известные,

Выставки, музеи,

Чудеса, затеи.

Коллектив добросердечный

Ждут читателей, конечно.

Маленьких детишек –

Тех, кто любит книжки!

Б: На каждого человека в библиотеке заводят специальный документ — читательский формуляр.В формуляре записывают: фамилию имя и адрес читателя. В формуляре будут отмечать те книги, которые выберет читатель для домашнего чтения.

В библиотеке все книги хранятся на специальных стеллажах. Это такие большие книжные полки. На полках книги расположены либо по алфавиту, либо по фамилии поэтов и писаталей. Есть и полка для сказок.

Ребята вы любите сказки? (да-да). Тогда м ы сейчас проверим, как вы знаете сказки? Я вам буду читать о чём сказка, а вы, ребята, должны угадать, что это за сказка.

Игра «Сказочная деревня».

1. «Жили-были на свете три поросёнка. Три брата. Все одинаковые, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Наступила осень, и пришлось поросятам подумать о жилье. Лишь один из братьев оказался рассудительным, благоразумным и благородным».

(«Три поросёнка»)

2. «У бабки и дедки была курица, но не простая. Она несла золотые яйца».

(«Курочка Ряба»)

3. «Был у одного хозяина осёл, и много лет таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе непригоден. Хозяин решил, что кормить осла теперь не стоит. Несправедливо обиженный осёл ушёл из дома и оправился в город Бремен, где повстречал друзей».

(«Бременские музыканты»)

4. «Давным-давно жил мельник. Он умер, оставив сыновьям мельницу, осла и кота. Старшему сыну повезло больше всех – он унаследовал мельницу. Средний получил осла и решил уйти из дома на поиски счастья. Младшему брату пришлось взять себе кота».

(«Кот в сапогах»)

5. «Случилось это давным-давно. На крестьянском дворе утка высиживала яйца. Наконец яичные скорлупки затрещали, и из них выкарабкались шесть пушистых утят. И лишь седьмое яйцо, самое большое, так и осталось целым…»

(«Гадкий утёнок»)

Б: Ребята подумайте и скажите, как называется профессия людей, которые работают в библиотеке? (ответы детей)

Б: Профессия человека, который работает в библиотеке и помогает детям найти интересную книгу называется – библиотекарь.

Как Вы думаете, что нельзя делать в библиотеке? (Ответы детей)

Б: НЕЛЬЗЯ громко разговаривать, бегать, кричать и играть;

НЕЛЬЗЯ рвать, бросать и пачкать книги;

НЕЛЬЗЯ рисовать и писать в книгах;

НЕЛЬЗЯ загибать и мять страницы книг;

НЕЛЬЗЯ вырывать листы;

НЕЛЬЗЯ вырезать картинки из книг.

Б: Скажите ребята, а как нужно правильно относиться к книгам? (Ответы детей)

Б: К книгам нужно относиться бережно. Библиотечные книги читают разные дети. Эти книги переходят от ребенка к ребенку, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталось чистой и аккуратной.

Необходимо помнить правило: прочитал книгу, сдай её обратно в библиотеку.

Б: А что нужно сделать, если вдруг нам достанется книга с порванной страницей? (Ответы детей)

Б: Унывать друзья, не станем,

Клей прозрачный мы достанем.

Поработаем руками

И починим книгу сами!

Б: Есть еще отдел книгохранилище, где хранятся школьные учебники. Для каждого класса есть своя полка. На этой полке хранятся учебники для 1-го класса, а на этой полке для 2-го, и так далее (дети проходят вдоль стеллажей, осматривая полки с учебниками). За учебниками тоже нужно следить, не писать в них, даже карандашом. Обязательно обернуть в обложку.

Давайте с вами поиграем еще раз!

Викторина «Загадки о сказочных героях».

1. Из танцзала короля

Девочка домой бежала,

Туфельку из хрусталя

На ступеньках потеряла.

Тыквой стала вновь карета…

Кто, скажи, девчушка эта?

Золушка

2.Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был? …

Медведь

3. Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали.

Дюймовочка

4. Дед и баба вместе жили

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали?

Снегурочка

5. Она Буратино учила писать,

И ключ золотой помогала искать.

Та девочка-кукла с большими глазами,

Как неба лазурного высь, волосами,

На милом лице — аккуратненький нос.

Как имя её? Отвечай на вопрос.

Мальвина

6. Черепахе 300 лет

Уж её и старше нет.

И она-то рассказала

Тайну, о которой знала

И которую хранила,

Буратино ключ вручила:

«Вот он, ключик золотой.

В город Счастья дверь открой.

Я ж в пруду останусь тут.»

Черепаху как зовут?

Тартила

7. Он всегда, как день варенья,

Отмечает день рожденья,

На штанишках кнопку тиснет,

Чтоб отправиться в полёт,

Под пропеллером повиснет

И летит, как вертолёт.

Парень он, «в расцвете лет».

Кто он? Дайте-ка ответ.

Карлсон

8. Этот сказочный герой

С хвостиком, усатый,

В шляпе у него перо,

Сам весь полосатый,

Ходит он на двух ногах,

В ярко-красных сапогах.

Кот в сапогах

9. Эту как зовут старушку?

Просит бабушка избушку:

«Разверни-ка свой фасад:

Ко мне — перед, к лесу — зад!»

Топнет костяной ногой.

Звать бабулечку ….

Баба Яга

10. У этого героя

Дружок есть — Пятачок,

Он Ослику в подарок

Нёс пустой горшок,

Лез в дупло за мёдом,

Пчёл гонял и мух.

Имя медвежонка,

Конечно, —

Винни – Пух

Б: Молодцы ребята! Справились с загадками. А теперь, ребята, скажите, кто знает, как правильно выбрать книгу? (ответы детей)

Б: Если ты взял книгу, но не захотел брать её домой, то нужно поставить эту книгу обратно, на то самое место, откуда ты её взял. Знаете почему? (ответы детей).

Б:Вот представьте себе: каждый из ребят, сидящих здесь, живёт на своей улице, в своём доме, в своей квартире,а я возьму и отведу их по чужим адресам: Сашу – по Максимкиному адресу, а Свету – по Алешиному. Как вы думаете, что тогда получится (ответы детей)

Б: Правильно путаница. И, наверное,это никому не понравится: ни родителям, ни самим ребятам. Правда, ребята? Так что, запомните, что существует целая система расстановки книг в библиотеке, чтобы их можно было легко и быстро найти. Книжки – это жильцы большого дома и прописаны они по своим адресам.

Б: Ребята, все всё правильно поняли? А я вот как раз вам одну интересную игру придумала.

Конкурс «Адрес книги».

На полках прикреплены рисунки предметов из разных сказок. Детям предлагается расставить книги на эти полки, т. е. найти нужный адрес книги.

1. «Принцесса на горошине» – горох.

2. «Винни – Пух и все-все-все» – бочонок меда.

3. «Золушка» – хрустальная туфелька.

4. «Кот в сапогах» – сапог.

6. «Малыш и Карлсон» – банка с вареньем.

7. «Колобок» – колобок.

Молодцы, ребята, и с этим заданием справились!

Ну вот наше знакомство подошло к концу, но мы с вами не прощаемся, а просто говорим до свидание! До новых встреч! Всех я вас жду в библиотеке, где каждый из вас может выбрать самую интересную книжку для себя!

Первое знакомство с библиотекой

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №22

Н.А. Смирнова

Урок по информационной грамотности в 1-м классе

«Первое посещение библиотеки»

Выполнил: Шконда Татьяна Викторовна,

зав.библиотекой МБОУ города Костромы «СОШ № 22»

Кострома, 2018

Библиотечный урок в 1 классе.

Тема: Первое посещение библиотеки.

Цель:

Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге.

Задачи:

— вызвать у школьников интерес к книге;

— научить их ориентироваться в библиотечном пространстве,

— обучить правилам пользования библиотекой.

Экскурсия по библиотеке, правила пользования библиотекой, знакомство с фондом, тематическими полками, книжными выставками, просмотр имеющихся в библиотеке периодических изданий для начальной школы.

Форма проведения: Презентация, рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий книг и журналов, игра «Узнай любимых героев», викторина для закрепления услышанного на уроке, групповые экскурсии по школьной библиотеке.

Ход урока

(СЛАЙД 1)

— Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла вам рассказать о библиотеке и ее жителях.

СЛАЙД 2 –стихотворение.

Снаружи смотришь – Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нем.

В нем книги интересные Стоят рядами тесными,

На длинных полках Вдоль стены

Вместились сказки старины,

И Черномор, И царь Гвидон, И добрый дед Мазай.

Как называют этот дом? Попробуй, угадай!

— Что же такое «библиотека»? (выслушать ответы учащихся).

(СЛАЙД 3).

Это слово пришло к нам из Древней Греции и в переводе обозначает – Хранилище книг.

— А знаете сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет! Ещё бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги!

(СЛАЙД -4).

В Египте – писали на папирусе, в Междуречье – книги писали на глиняных табличках. В Индии — составляли книги из нарезанных пальмовых листьев, в Китае – писали на шёлке. Некоторые из них сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.

(СЛАЙД 5)

У нас в школе тоже есть библиотека. В библиотеке работает БИБЛИОТЕКАРЬ. А чем он занимается? (выслушать ответы детей).

А кто приходит в библиотеку называются ЧИТАТЕЛИ.

В нашей библиотеке более 8000 книг. Они все очень разные: про животных, про писателей, про приключения, про войну, про нас самих…

Для книг библиотека – это их дом. Книги здесь живут и дружат между собой. Все книги, которые есть в библиотеке, назеваются книжным фондом.

Книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом. Наша библиотека состоит из двух отделов: абонемент и читальный зал.

(СЛАЙД 6).

СЛАЙД 7.

На абонементе ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из вас я заведу читательский формуляр (показать), в который будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения.

(СЛАЙД 8).

А словари, энциклопедии и журналы читаются в библиотеке. В библиотеке можно работать с книгой, выбрать нужный материал – это читальный зал.

СЛАЙД 9 ПОВТОР книжный фонд.

Мы с вами очень много узнали. И теперь немного поиграем. (СЛАЙДЫ 10, 11, 12).

Если в читальном зале, готовятся к докладам, пишут рефераты. То как же там себя надо вести?

СЛАЙД 13.

«В читальном зале тишина Нам особенно нужна.

Уходите разговоры,- В вестибюли, в коридоры!

Не мешайте нам читать – Фантазировать, мечтать.

В тишине библиотечной Каждый слышит голоса,

Речи птичьи, человечьи, В каждой книге – чудеса!

И, конечно, тишина Здесь особенно нужна».

А как вообще себя должен вести читатель в библиотеке?

СЛАЙД 14.

–ТИХО, Взятые книги нужно поставить на место или положить на стол библиотекаря. Нельзя терять библиотечные книги. Книги нужно возвращать вовремя. Обращаться с книгами нужно бережно.

— Вам, наверное, дома говорили взрослые, в школе учитель, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной.

СЛАЙД 15.

Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

  • Не рисовать, не писать ничего в книгах;

  • Не вырывать листы, не вырезать картинки;

  • Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

  • Не читать книги во время еды;

  • Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;

  • Пользоваться закладкой.

— Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки? Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы и посмотрим, как вы их знаете.

СЛАЙД.16

Увидеть вас в который раз

Желает книг семья.

Быль, сказка, повесть и рассказ-

Все старые друзья.

Но не стареем мы, друзья!

Попробуй заглянуть,

Страницы наши развернуть —

И с КНИГОЙ в добрый путь!!!

Вы должны отгадать загадки

СЛАЙД 17.

Городок их маленький, но в нем народ удаленький.

Знайка шар придумал сам, в нем расселись по местам:

Сел Ворчун и сел Авоська, не забыли про Небоську.

Ребята, в какой книге живут эти герои?

СЛАЙД 18. Книги Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

— Ну, молодцы, ребята!

А теперь отгадайте новую загадку.

СЛАЙД 19.

В этом доме именины, много было там гостей.

И на этих именинах появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил,

Но коварному злодею кто-то голову срубил.

В какой сказке происходит это действие?

СЛАЙД 20. КНИГА К.Чуковского «Муха-цокотуха»

— И это вы, конечно, знаете. А, вот, попробуйте отгадать такую загадку.

СЛАЙД 21.

Она на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла,

Когда же случилось попасть ей на бал,

То голову принц от любви потерял,

Она башмачок потеряла тогда же,

Кто она такая, кто мне подскажет?

Слайд 22. Сказка Шарля Перро — «Золушка»

СЛАЙД.23

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли, Ищет их она, зовет

И в дороге слезы льет.

СЛАЙД 24. К.Чуковский «Федорино горе».

СЛАЙД 25.

Сейчас потолкуем о книжке такой:

Тут синее море, здесь берег морской,

Старик вышел к морю, он невод забросил,

Кого-то поймает и что-то попросит.

О жадной старухе рассказ здесь пойдет,

А жадность, ребята, к добру не ведет.

А кончится дело все тем же корытом,

Но только не новым, а тем же – разбитым…

СЛАЙД 26. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

СЛАЙД 27.

Он дружок зверям и детям, Он живое существо,

Но таких на белом свете Больше нет ни одного.

Потому что он не птица, Не тигренок, не лисица,

Не котенок, не щенок, Не волчонок, не сурок…

Но заснято для кино И известна всем давно

Эта милая мордашка, Что зовется…

СЛАЙД 28.

СЛАЙД 29.

«Появилась девочка в чашечке цветка

И была эта девочка не больше ноготка

В ореховой скорлупке девочка спала

Вот какая девочка, как она мила».

СЛАЙД 30. Г.Х. Андерсен «Дюймовочка».

— Молодцы, дети, все мои загадки отгадали. И сейчас у нас будет с вами конкурс на знатока сказок.

СЛАЙД 31, 32.

Нужно угадать, как зовут Героя.

Слайд 31. Винни-Пух. Емеля.

Слайд 32. Чебурашка. Доктор Ай-болит.

Слайд 33. а) По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля)

б) Сивка – Бурка, вещий каурка! (Иванушка – дурачок)

в) Не плачь дед, не плачь баба… (Курочка – ряба).

Слайд 34.

Слайд 35.

Коту в сапогах.

Слайд 36.

Подснежники.

Слайд 37.

К кузнецу.

Слайд 38.

Артемон.

Слайд 39.

К ослику.

Слайд.40

1.Назвать последовательно всех сказочных персонажей, с которыми встретился Колобок. (Заяц, волк, медведь, лиса)
2. Сколько раз закидывал старик в море невод? (3)
3. Как звали королевича из сказки А. С. Пушкина «О мертвой царевне?» (Королевич Елисей).

Слайд.41.

Слайд 42.

1.Из чего была сделана избушка у лисы в сказке «Лиса и заяц»? (Изо льда)
2. Куда спрятался козленочек от волка в сказке «Волк и семеро козлят»? (В печку)
3. Какое яичко снесла курочка деду с бабой в первый раз? (Золотое).

Слайд 43.

1. В какой сказке встречается эта фраза: «Кто сидел на моем стуле и сломал его?» («Три медведя»)
2. Назвать последовательно всех сказочных персонажей, которые тянули репку. (Дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка)
3. Кто превратился в козленка, испив воду из лужицы? (Иванушка).

— Ну вот. Разгаданы все загадки. А кто у нас будет знатоком сказок, скажет нам . Кто больше всех наберет значков «Лучший знаток» в конце учебного года получит приз!!!!

— А теперь посмотрим, хорошо ли вы запомнили все то, что я вам сегодня рассказала.

— Что такое библиотека?

— Как называется место, где выдают книги на дом? (абонемент) –

— Книжка, в которую записывают, полученные на дом книги (читательский формуляр)

— Место, где можно читать книги, просматривать журналы и журналы (читальный зал)

— Молодцы! Те, ребята, которые умеют читать у вас в классе, сегодня стали первыми читателями! Я оформлю формуляр, и вы будете ходит брать книги в библиотеке.

До скорой встречи!

Список использованной литературы:

ДЭ – Детская энциклопедия «Я дружу с книгой» №3 – 2009

ДЭ – Детская энциклопедия «Главная детская библиотека России» №6 – 2008

К.Чуковский «Айболит и другие сказки» «Стрекоза-пресс» 2003;

Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей» М. «Детская литература» 1987

«Почемучка»М. «Педагогика-Пресс» 1994

Что такое? Кто такой? Издательство «Педагогика» М.1990

Праздник в школе «В гостях у сказки» Минск «Красико-Принт» 2008

Детские журналы «Мурзилка», «Миша», «Сказочный мир», «Отчего и почему», «Филя».

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *