Что обозначают буквы е, ё, ю, я

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука

Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.

Лук – люк

Мал – мял

Нос – нёс

Мэр – метр

Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук – твёрдый, во втором – мягкий.

Запомните: буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.

Рис. 1. Лес (Источник)

Рис. 2. Мёд (Источник)

Рис. 3. Брюки (Источник)

Рис. 4. Мяч (Источник)

Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука

Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.

Рис. 5. Ёль (Источник)

Рис. 6. Ёжик (Источник)

Рис. 7. Юла (Источник)

Рис. 8. Яблоко (Источник)

Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.

Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

Следующее задание поможет нам понять, что будут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я после гласной.

В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука .

Рис. 9. Маяк (Источник)

Красное яблоко.

Рис. 10. Красное яблоко (Источник)

В слове красное буква Е стоит после гласной О и обозначает два звука .

Запомните:

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:

  1. В начале слова (юг, яма)
  2. После гласных (заявка, поют)
  3. После Ъ и Ь (въезд, вьюнок).

Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук , который называется йот.

Закрепление знаний на практике

Закрепим полученные знания, выполнив задания.

Разделим слова на два столбика: первый столбик – где буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, второй столбик – 2 звука.

Ветка, пьёт, Петя, Алёша, мята, поют, друзья, берёза, люстра, съели, синие.

Проверим правильность выполнения задания:

Ветка пьёт

Петя поют

Алёша друзья

мята съели

берёза синие

люстра

В этом задании в 1 столбик отнесём слова, где буква Я указывает на мягкость согласного звука, во 2 столбик – где Я обозначает два звука.

Яркий, тянуть, Петя, деревья, ясно, мяч, растения, Аня, ястреб, швея, рябина.

Проверим правильность выполнения задания:

Тянуть яркий

Петя деревья

Мяч ясно

Аня растения

рябина ястреб

швея

Прочтём стихотворение и подчеркнём буквы, которые обозначают два звука.

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья

Проверьте правильность выполнения задания:

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

На следующем уроке мы узнаем, что мягкий знак – это буква, которая не произносится, но означает мягкость согласного, после которого стоит. Поговорим о правилах переноса слов с мягким знаком.

Список рекомендованной литературы

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. School.xvatit.com (Источник).
  2. Nsportal.ru (Источник).
  3. Genon.ru (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

Тренажёр «Гласные буквы, которые дают два звука или один»

Ф.И.

Гласные.

(а-я, о-ё, э-е, у-ю, и-ы)

Буквы мы читаем видим и пишем, а звуки мы произносим и слышим.

Гласные буквы (Я, Е, Ё, Ю) обозначают два звука:

1.После гласной.

2.В начале слова

3.После Ь и Ъ знаков.

Подчеркни гласные, которые обозначают два звука.

Напиши сколько в слове букв, сколько звуков.

арена – 5б., 5 зв.

хозяин – __________________

язык – 4 б., 5 зв.

диета – __________________

пояс – __________________

василёк – _______________

поют – __________________

енот – __________________

единица – _______________

роют – __________________

боец – __________________

учёба – __________________

ямка – __________________

ежевика – _______________

веник– __________________

трое – __________________

дыхание – _______________

конюх – _________________

швея – __________________

дочери – _________________

мэрия – __________________

яблоко – __________________

лютик – __________________

моют– __________________

селение – __________________

одинокая – _______________

маяк – __________________

фамилия– __________________

моё-____________________

мой-________________

(а-я, о-ё, э-е, у-ю, и-ы)

Буквы мы читаем видим и пишем, а звуки мы произносим и слышим.

Гласные буквы (Я, Е, Ё, Ю) обозначают два звука:

1.После гласной.

2.В начале слова

3.После Ь и Ъ знаков.

Подчеркни гласные, которые обозначают два звука.

Напиши сколько в слове букв, сколько звуков.

решение – 7 б., 8 зв.

тюбик– __________________

черёмуха – 8б., 8 зв.

мотылёк– __________________

выражение – __________________

двое – __________________

мёд – __________________

лисята – __________________

суета – __________________

весёлые – __________________

пиявка – __________________

иней – __________________

задание – __________________

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в зависимости от их фонетической позиции: в абсолютном начале слова, после разделительных ь и ъ, после других гласных звуков.

Чтобы правильно выполнить звуко-буквенный разбор слова, иногда нужно учитывать, что в буквах «е», «ё», «ю», «я» «прячется» сонорный непарный мягкий непарный согласный И тогда

  • буква «е» — это звуки ;
  • букве «ё» соответствуют звуки ;
  • буква «ю» обозначает звуки ;
  • буква «я» — это звуки .

Значит, орфографическая запись слова и его фонетическое звучание могут не совпадать, когда в словах имеются указанные буквы, которые находятся в определенных позициях:

1. в абсолютном начале слова

  • еда — да;
  • ёлка — лка;
  • юркий — ркий;
  • яблоко — блоко;

2. после разделительных «ь» и «ъ»

3. после других гласных

  • пение — пени;
  • твоё — тво;
  • июль — иль;
  • ноябрь — нобрь.

Будем иметь в виду, что из-за того что буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают в указанных позициях два звука, при фонетическом разборе слов количество букв и звуков не совпадает, например:

Какие буквы обозначают два звука в русском языке?

Буквы е, ё, ю, я обо­зна­ча­ют два зву­ка в зави­си­мо­сти от их фоне­ти­че­ской пози­ции: в абсо­лют­ном нача­ле сло­ва, после раз­де­ли­тель­ных ь и ъ, после дру­гих глас­ных зву­ков.

Чтобы пра­виль­но выпол­нить звуко-буквенный раз­бор сло­ва, ино­гда нуж­но учи­ты­вать, что в бук­вах «е», «ё», «ю», «я» «пря­чет­ся» сонор­ный непар­ный мяг­кий непар­ный соглас­ный И тогда

Значит, орфо­гра­фи­че­ская запись сло­ва и его фоне­ти­че­ское зву­ча­ние могут не сов­па­дать, когда в сло­вах име­ют­ся ука­зан­ные бук­вы, кото­рые нахо­дят­ся в опре­де­лен­ных пози­ци­ях:

1. в абсо­лют­ном нача­ле сло­ва

  • еда — да;
  • ёлка — лка;
  • юркий — ркий;
  • ябло­ко — бло­ко;

2. после раз­де­ли­тель­ных «ь» и «ъ»

3. после дру­гих глас­ных

  • пение — пени;
  • твоё — тво;
  • июль — иль;
  • ноябрь — нобрь.

Будем иметь в виду, что из-за того что бук­вы «е», «ё», «ю», «я» обо­зна­ча­ют в ука­зан­ных пози­ци­ях два зву­ка, при фоне­ти­че­ском раз­бо­ре слов коли­че­ство букв и зву­ков не сов­па­да­ет, напри­мер:

Какие буквы имеют два звука, в каких случаях они имеют два звука

Решите ДАЮ 27 БАЛОВ СРОЧНО!!! ПОЖАЛУЙСТА С ОБЬЯСНЕНИЕМ!!! Русский язык 8 класс Кто или что похищает Солнце?Спиши текст. Укажи глаголы, выдели окончания, укажи спряжение. Всего 7 глаголов. Например: верили -1 спряжение.​ срочно даю 50 баллов могу больше зарание спасибо Прочитайте текст Сосе…ские реб…тишки предл…жили пойти на рыбалку. Весь вечер мы г…товились соб…рал и рю…заки приманку удоч?ки. З…ря только ра(з,с)г…ралась когда мы отправились на реч?ку. Лучи со…нца к…сались в…рхушек дерев…ев и они пр…обретали пр…чудливые формы. В н…зинах ещё ра(с,сс)т…лался туман. У…кая доро…ка пр(е,и)вела к речке. Лё…кий в…терок ш…велил лист…я и пр…ятно осв…жал лицо. Мы от…скали удобное местеч?ко и закинули удоч?ки. Со…нце пр…гревал… землю. Оно осв…тило окрес…ность и всё вокруг пр…образило. На траве забл…стели капельки росы в пр..брежных камышах заш…велились утки. 2 Выполните задания: 1 Озаглавьте текст. 2 Спишите текст, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. 3 Найдите в тексте слова с чередованием в корне, выпишите 3 слова, обозначьте орфограмму. 4 Выполните словообразовательный разбор слов: ветерок, закинуть. 5 Выполните морфемный разбор слов: причудливый, заблестели, приманку. Помогите пожалуйста!!!!!!!!!!!!!! 2. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы. Подготовься инапиши загадку по памяти. Найди обращение. Поставь над нимзнак О.Он не лётчик, не пилот,Он В…дёт не с…молёт,А огромную р…кету.Дети, кто, ск…Жите это? Помогите плиз срочно дам 10 баллов ​ Выделите подлежащие и сказуемое Вода-отличный растворитель Спишите предложенияНаступило утро, Солнце выглянуло из-заВерушек деревьев. В лесу раздавался стран-ный треек. За сосной пролетел дятел. Это онВыстуки ва, посом свою весеннюю музыку надупетом дереве. подчеркни дополнения которых выражена имена существительных и винительном падеже ​ Распределите и запишите в две колонки «Переходные и непереходные глаголы»: Дремать на диване, привезти дрова, надеть кофту, участвовать в соревновани ях, положить карандаш, поймать птицу.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *