Бумага – это удивительный материал, иногда при виде некоторых поделок с трудом можно представить, как такую красоту делают из довольно хрупких листов. В последнее время она пользуется большим спросом у рукодельниц благодаря своей доступности и разнообразным техникам. Каждый может найти для себя увлекательный вид творчества по душе. Сегодня редакция Homius проведёт несколько мастер-классов по бумагопластике, наши схемы и пошаговые описания помогут без труда освоить новый вид искусства.

Бумагопластика в технике киригами
ФОТО: liveinternet.ru

Бумагопластика – что это такое

Под одним словом бумагопластика скрывается создание удивительных предметов сделанных на основе главного свойства материала запоминать форму. Благодаря пластичности можно изготавливать объёмные композиции и трёхмерные скульптуры. Это далеко не новый вид творчества, но только к концу XX столетия бумагопластику признали отдельным направлением искусства.

Из бумаги можно создавать уникальные интерьерные украшения
ФОТО: septemberstudios.vn

Список инструментов для работы с бумагой

Список инструментов для работы с бумагой довольно прост:

  • ножницы;
  • макетные ножи;
  • скальпели;
  • ПВА;
  • двусторонний и обычный скотч;
  • иглы;
  • угольники;
  • пинцеты;
  • кисти;
  • шило;
  • циркуль.

И это далеко не полный перечень инструментов, которые могут понадобиться в работе.

Макетный нож
ФОТО: lady-war.ruНабор для квиллинга
ФОТО: vishivashka.ruКоврик для творчества
ФОТО: startali.ru

Правила выбора бумаги

При выборе бумаги профессиональные мастера советуют придерживаться следующих рекомендаций:

  • текстура бумаги должна быть ровной, без дополнительных вкраплений и примесей;
  • её пластичность, при сгибании не должно оставаться никаких заломов;
  • оттенок должен быть ровным и однородным.

Важно! Самое главное, на что нужно обращать внимание при выборе бумаги – это на её качество. Поделки из второсортного материала будут выглядеть соответствующе.

Цвет должен быть устойчивым
ФОТО: gproxx.comДля определённых техник продаются уже готовые наборы
ФОТО: akvarel72.ru

Бумагопластика: мастер-классы по работе с бумагой в различных техниках

Многие общеобразовательные программы проводят дополнительные занятия по бумагопластике, названия которых зависят от изучения определённой техники. Остановимся подробнее на наиболее популярных видах и их особенностях.

Поделки методом бумагопластики своими руками в технике аппликации

Программа дополнительного образования предусматривает знакомство детей с аппликацией ещё в детском саду. Малыши самостоятельно начинают создавать открытки на разные темы и поделки с персонажами и предметами из цветной бумаги. Простая работа подразумевает вырезание элементов, создание образа и приклеивание деталей на рабочую поверхность. В нашей галерее можно выбрать схемы для бумагопластики для детей 6-7 лет.

Второй вид аппликации – отрывной, это более сложный вариант, в котором все элементы просто отрываются без использования ножниц. Рабочая программа в детском саду на кружке бумагопластики направлена на раскрытие творческого потенциала и развитие детской фантазии. Они потребуются для создания гармоничного рисунка, чтобы заполнить контур элементами и правильно подобрать цветную палитру.

ФОТО: livejournal.com

ФОТО: multiurok.ru

ФОТО: shalunishki.narod.ruФОТО: for-kidsandmum.ru

Аппликация из геометрических фигур в виде: транспорта и домиков, птичек и зверушек, насекомых; идеи для самых маленьких, аппликации для деток 3 лет, для детей 4-5 лет, для детей старшей группы детского сада, для учеников 1-2 класса, для учеников 3-4 класса — в нашей публикации.

Техника торцевания из бумаги для начинающих

Относительно новый вид бумагопастики – техника торцевания, картинки объёмной аппликации для начинающих представлены в нашей галерее. Она создаётся из скомканных листков или мелких элементов в виде косичек, жгутов, шариков, из которых формируется окончательная композиция.

ФОТО: izhevsk.ruФОТО: maam.ruФОТО: handmadebase.comФОТО: yandex.com

Более подробно с техникой можно познакомиться на видео:

Квиллинговые поделки для начинающих: схемы, цветы пошагово, какие инструменты и бумага подходят для квиллинга, базовые элементы, пошаговые мастер-классы и схемы для начинающих, особенности изготовления квиллинг-поделки из нитей — в нашей публикации.

Бумагопластика: пошаговая инструкция по изготовлению бумажной объёмной куклы в технике папье-маше

Для нашего мастер-класса по изготовлению своими руками ангелочка в технике папье-маше нам понадобятся:

  • акриловые краски и кисти;
  • фольга;
  • бумажная паста;
  • ПВА;
  • пассатижи, мастерок, шило;
  • тонкая проволока;
  • зубочистки и клеевой пистолет.

Приступаем к работе.

Иллюстрация Описание действия
Свернуть фольгу в виде конуса и скатать шарик. Шилом проделать в туловище и голове отверстия, капнуть немного клея и соединить детали при помощи зубочистки
Сделать бумажную пасту. Для неё нужно взять ПВА и постепенно вмешивать порванную однослойную бумагу, например, туалетную
Обмазать ангелочка бумажной пастой при помощи мастихина
Вкрутить в голову петельку из тонкой проволоки и зафиксировать горячим клеем
Вырезать крылышки ангелочка из картона, обмазать их ПВА и нанести тонким слоем бумажную пасту
Нанести кончиком мастихина фактуру пёрышек на крылышках
На голову нанести ПВА, затем толстым слоем бумажную основу, после чего ручкой сделать имитацию кудрей
Нанести ПВА на место ручек, покрыть массой и придать форму. Ладошки можно сделать из солёного теста и приклеить на место при помощи ПВА
На спинку нанести немного ПВА, теста и приклеить крылышки
После высыхания теста покрасить ангелочка акриловыми красками

Более подробно посмотреть все этапы работы можно на видео:

Бумагопластика: пошаговые схемы для мастеров в технике оригами

Самое главное в технике оригами – нельзя пользоваться ножницами. Поначалу кажется трудным понять хитросплетение пошаговых действий, но опытным мастерам достаточно только взглянуть на поделку, и они уже готовы сделать аналог за считанные минуты.

ФОТО: i-a-dmitrieva.comФОТО: myhouse777.ruФОТО: syl.ru

Киригами: бумажная архитектура

Техника киригами или бумажная архитектура ещё раз доказывает, что из бумаги можно создавать совершенно удивительные вещи. С её помощью удобно изображать как исторические объекты, так и объёмные экспонаты.

ФОТО: yandex.kzФОТО: pinterest.ruФОТО: yandex.kzФОТО: pinterest.fr

Посмотреть наглядно все этапы работы можно на видео:

Мастер-класс по изготовлению методом бумагопластики открытки в технике квиллинг

Мастер-класс по изготовлению открытки в технике квиллинг из фиолетовых и розовых полос.

Иллюстрация Описание действия
Склеить между собой 3 полосы и приклеить их на основу, сформировав объёмный завиток
Свернуть в рулетик одну сторону полосы и приклеить её к основе
Склеить 3 полоски между собой клеем-карандашом, затем термопистолетом приклеить к основе
Из полоски розового цвета сделать сердце, края склеить при помощи ПВА
Сделать несколько неплотных роллов разного размера и цвета при помощи зубочистки. Конец ленты зафиксировать на ПВА
Приклеить роллы внутри сердца при помощи ПВА
У нас получилась прекрасная открытка в технике квиллинг

Более подробно с техникой квиллинг можно ознакомиться на видео:

Что можно сделать из бархатной бумаги

Бархатная бумага считается более сложной для творчества, к ней ещё нужно приспособиться. Чаще всего её используют как фон, а также из неё делают аппликации, закладки для книг или небольшие фигурки для декоративной композиции.

ФОТО: shadelynx.ruФОТО: kolobok-kolobok.ruФОТО: kladraz.ru

Поделки из мокрой бумаги

Необыкновенно красивые поделки можно делать как из сухой, так и мокрой бумаги. Такую технику ещё называют мокрое оригами. Материал становится более эластичным и гибким. Работать с ним одно удовольствие.

Иллюстрация Описание действия
Разрезать бумагу на полосы шириной 3 см и согнуть их вдоль пополам. На 1 цветок понадобится 5 полос по 30 см
Полосы опустить в воду, чтобы они хорошо намокли
Каждую полосу смазать ПВА
Начинаем сворачивать: верхний правый угол загнуть, а нижний – завернуть
Сворачивать полосу, периодически перекручивая её на 180º. Конец подклеить ПВА
Следующую вымоченную и промазанную ПВА полосу приклеить к основе и продолжать накручивать розочку
Аналогичным образом приклеить весь материал. Основание промазать ПВА для прочности
Смочить местами розочку водой при помощи кисточки и капнуть в них акварельные краски
Смазать розочку ПВА с добавлением блёсток

Поближе познакомиться с мастер-классом можно на следующем видео:

Идеи техники бумажной пластики для детей дошкольного и школьного возраста

Дополнительная программа «Чудеса бумагопластики» развивает творческие способности каждого ребёнка, а также конструктивное мышление, память и художественный вкус. Поэтому она включена в программу обучения в детских садиках и школах. Воспитатели и учителя разрабатывают план-конспект по внеурочке, в том числе и для 4 класса, и пошагово знакомят ребятишек с основами и техниками бумагопластики.

1 из 10 ФОТО: yandex.uz ФОТО: yandex.ru ФОТО: candy-partner.net ФОТО: kaz.docdat.com ФОТО: yandex.com ФОТО: iveinternet.ru ФОТО: id.pinterest.com ФОТО: otdelestetikibyta.blogspot.com ФОТО: livejournal.com ФОТО: yandex.by

Как видите, бумагопластика – это прекрасный вариант для развития творческих способностей у каждого ребёнка. Начиная с простых аппликаций, в скором времени дети смогут своими руками создавать уникальные куклы-говорилки, а также поделки в технике киригами и квиллинг.

Поделитесь в комментариях, знакома ли вашим детям бумагопластика? Какую технику они уже освоили?

Напоследок предлагаем посмотреть простой мастер-класс по изготовлению объёмной композиции в технике оригами.

Паперкрафт для начинающих, бумажное моделирование, объемные скульптуры и простые фигуры из бумаги для детей

Во все времена бумажные изделия пользовались особой популярностью, так как сам материал не является затратным, а изделия выглядят достойно. Все мы знакомы с техникой оригами, но человечество шагнуло дальше и возник новый вид искусства. В переводе с английского обозначает крафтовая бумага и подразумевает собой геометрическое моделирование из картона или бумаги, живых и неживых предметов.

Пингвин и детёныш

Развёртки разных покорили все возрасты и сейчас являются одним из самых популярных видов для проведения семейного досуга.Некоторые творения требуют особой щепетильности и временных затрат. Если вы впервые сталкиваетесь с этой техникой, то поэтапный мастер класс по бумажному моделированию поможет вам разобраться в теме

Это могут быть живые предметы или существа, вымышленные любимые персонажи детей и всё то, что пожелает ваша фантазия. Эту деятельность принято воспринимать как отдых, который собирает вместе всю семью. Согласитесь, нечасто удаётся проводить семейный досуг с пользой.

Набор полигональных фигур из бумаги

Для того чтобы иметь представление о том, как выглядят заготовки будущего изделия, предлагаем вашему вниманию доступные полигональные фигуры из бумаги и их шаблоны для вырезания. Огромным спросом в изготовлении пользуются животные.

3d акула в декоре

Моделирование из картона или бумаги – тонкий процесс изготовления разнообразных геометрических фигур и изделий.

ночник в виде кита

papercraft elephant

Это общая инструкция, где описаны основные принципы работы. К каждому набору предлагается отдельная в напечатанном виде.

Создание и редактирование разверток

Для полноценной работы вам необходимо скачать соответствующие рабочие программы. Pepakura бывает двух видов: «Viewer» и «Designer». «Viewer» позволяет просматривать доступные развёртки, в интернет-ресурсах их найти просто. «Designer» предоставляет возможность редактировать готовые развертки, часто это нужно для упрощения. Так же можно в любой из этих программ вертеть для лучшего рассмотрения, выбирать детали на 2D развертке, чтобы смотреть линии склейки и сгибов.

Нюансы. Большинство бесплатных развёрток, которые можно свободно смотреть и распечатывать во «Viewer» недоступны для полноценного редактирования в «Designer», причиной тому есть авторские права.

Можно ограничиться Viewer для начала. Файлы имеют формат pdo. Выбираем по уровню сложности. Чаще всего о ней пишется в описании, зависит от количества станиц и мелких деталей. Выбираем, скачиваем, открываем через Viewer и печатаем. Мой личный совет – начинать лучше с полностью белых заготовок. Но если вы скачали уже со встроенными текстурами, то их легко убрать – нажмите на кубик и они пропадут.

Мастер класс по объемному моделированию и конструированию из бумаги

Модели собираются из предварительно подготовленных и согнутых деталей. Развертки необходимо распечатывать на бумаге плотностью 170—200 г/м². Это будет гарантировать прочность и долговечность конструкции.

Для сборки потребуется:

  • развертки или схемы
  • клей (не используйте ПВА, после высыхания он деформирует бумагу) или тонкий двухсторонний скотч
  • кисть
  • иголка для нанесения клея в труднодоступных местах
  • металлическая линейка
  • острые ножницы, подойдут практически любые прямые или канцелярский нож, который часто поставляется в приобретенном наборе
  • дотс для продавливания сгибов
  • любая ровная поверхность для резки
  • Чтобы не испортить рабочий стол, на поверхность необходимо положить кусок линолеума, фанеры или стекла

Бумажное моделирование и рекомендации

Главным материалом для изготовления служит бумага. В принципе можно использовать обычные листы формата А4 плотностью 65-80 г/м3, но если творение большое, то лучше использовать ватман либо чертёжную бумагу (160-180 г/м3), для самых маленьких деталей можно попробовать (если конечно найдете, я не смог) папиросную. При построении бумажных многогранников рекомендую работать следующим образом: После того, как необходимая развёртка скачана и все инструменты под рукой, приступайте к вырезанию и склейке.

Вырезание фигуры из бумаги по схеме

Прежде чем приступить к сборке, необходимо подготовить рабочее место. Затем, распечатайте заготовки. Следите за тем, чтобы детали были пронумерованы. В случае отсутствия номерков, собственноручно напишите их на полях. Это сэкономит время при склеивании крупных поделок. Существует три вида линий, согласно которым появляются заготовки. Сплошная линия — отрезать часть бумаги с помощью ножниц. Пунктирная линия — на моделях без текстур сгибается внутрь, с текстурами — наружу. Шрих-пунктирная — без текстур наружу, с текстурами – внутрь.

Заготовки вырезайте осторожно, не забывайте оставлять «клейкие поля». Благодаря им, различные части изделия будут соединяться друг с другом. Всё сгибайте по линиям сгиба. Если он очень длинный (более 8 см) то, пользуйтесь линейкой.

Сгибание и сборка паперкрафта из бумаги

Подготовка сгибов. Чтобы деталь загнулась в правильном положении, необходимо пошагово пройтись по всем линиям. В этом вам поможет непишущая ручка. Сгибайте элемент по пунктиру. Старайтесь складывать максимально ровно и не бойтесь прикладывать силу, при сборке всё будет на своих местах. Согнутый край с внешней стороны обильно промазывается клеем, либо можете использовать узкий двухсторонний скотч, кому как удобно. Ищите идентичные цифры и их соединяйте. Процесс несложный. Хорошо развивает внимательность. Склейка прячется внутрь поделки, чтобы не выставлять на всеобщее обозрение неровности.

Не торопитесь соединить всё и сразу, если ваш метод скрепления – клеем, то стоит подождать полного высыхания, а затем приступать к оставшимся деталям. Из личного опыта советуем пользоваться двухсторонним скотчем. Возьмите на вооружение, как вариант. Его использование сэкономит ваше время и нервную систему. Помимо привычного нам, толстого скотча существует и узкий. Зачастую, он оказывается лучше и служит дольше обычного клея. Правда, трудиться с ним – достаточно кропотливое занятие, поэтому сразу приготовьте пинцет, дабы с лёгкостью снимать защитную бумагу. Но будьте осторожны, включайте логику и просчитывайте порядок скрепления деталей, дабы не возникало неудобных моментов в конце процесса.

В бумажном моделирование для начинающего с виду кажется всё довольно трудоёмким процессом, но стоит лишь попробовать, и это занятие станет одним из любимых для вашей семьи.

Процедура склейки является очень ответственным делом, поскольку требует усидчивости и максимальной внимательности. Все стыки должны совпадать – это главный секрет успеха при процессе соединения. Наносите тонкий равномерный слой клея на две стороны. Следует чуть-чуть подвигать детали, чтобы происходило равномерное распределение. После того, как части приведены в правильное положение, их следует плотно сжать и дождаться, пока клей не подсохнет.

Время от времени надо пользоваться пинцетами. Эти инструменты особенно полезны на завершающих стадиях, когда приходится работать внутри через небольшое отверстие. Следует чуть-чуть подвигать детали, чтобы произошло равномерное распределение. После того, как части приведены в правильное положение, их следует плотно сжать и дождаться, пока клей не подсохнет. Время от времени надо пользоваться пинцетами или, еще лучше, хирургическими зажимами. Эти инструменты особенно полезны на завершающих стадиях, когда приходится работать с внутренней частью через небольшое отверстие. Супер-клей используем для приклеивания мелких деталей или если нужно быстро соединить что-либо.

Хотим предупредить, что даже мельчайшие недочёты в несколько миллиметров, по итогу могут деформировать целостную картину.

Но если всё же клей, то стоит понимать, какой фирме отдавать предпочтение. Проверьте его на клейкость. Нужно, чтобы после полного высыхания он не съёживал творение и не оставлял следов. Помимо этого, склейка должна произойти за 15-25 секунд, этот момент покажет вам качество. Следует помнить и о технике безопасности. Он не должен быть токсичным.Кроме того, он должен схватываться достаточно быстро, но не мгновенно. Последнее, но очень важное требование – клей не должен быть токсичным. Часто поделки украшают гирляндами или лампочками, превращая их в ночники.

Обработка разверток для бумажного моделирования

Если изделие бесцветно или вы решили его перекрасить, то лучше всего подходят специальные краски. Они на нитрооснове, быстро сохнут, бумага от них не размокает, единственное, они дорогостоящие, несколько цветов обойдутся как целая пластиковое изделие. Поэтому попробуйте аккуратно покрыть поверхность густой гуашью, следя за тем чтобы не размокла

Укрепление бумажной модели в паперкрафте

Важно: практически все они не имеют внутреннего каркаса и легко проминаются при нажатии, или даже под собственным весом, поэтому рекомендую при сборке укрепить вклеиванием хотя бы нескольких распорок.

Техника безопасности

  • Сухое место обезопасит от попадания ненужной влаги.
  • Процесс склейки проводите за столом, а не где нибудь на диване или полу.
  • Готовое изделия на краю стола, стеллажа, шкафа, обязательно упадет.
  • Пыль с готового изделия вытирайте сухой тряпкой.
  • Содержите рабочее место в порядке, так как труд очень кропотливый и лишний хаос в заготовках вам точно не нужен.

Простая модель из бумаги для детей

Для развития у малыша логики и мелкой моторики, специалисты решили создавать фигуры, но с меньшим уровнем сложности. Ребёнок будет доволен, если вы предложите ему сборку забавных фигурок.

Картонное моделирование в примерах.

Схемы животных, птиц

Они занимают особое место в жизни человека. Да и природа без зверей была бы неполноценной. Почему бы нам не окунуться в этот прекрасный мир. Вы только посмотрите на птиц, сделав их в технике, вы сумеете привнести кусочек живого и прекрасного в ваш интерьер. А если птица послужит подарком, то для хозяина она принесёт свободу в затруднённые сферы.

Полигональный ворон сложная конструкция требующая навыков.

Лёгкие фигуры из бумаги для детей и их развертки вы можете скачать на сайте ru.dreamstime.com вставив наш реферальный номер res25459430 чтобы получить скидку на платные подписки и получить доступ к бесплатным.

Голуби мира украсят любой детсад и станут развивающей поделкой для ребёнка.

Сложные polygonal

Развертки этих чудных черных птиц для декора птиц вы можете скачать на Etsy.

Мудрая сова готова вдохновлять на принятие разумных решений.

Только посмотрите на эту красоту! Настенный попугай станет любимчиком и детей, и взрослых.

Низкополигональный 3д белый голубь.

Панда – отличная деталь минималистичного однотонного интерьера.

Хитрая лиса привнесёт лесной атмосферы в ваше жилище.

Хищная пантера и черная кошка символ грации в вашем дизайне

Креативный дизайн кошачий релакс

А также, замечательный сувенир – сердце. Может быть картонным, железным или пластиковым, какой материал выбрать решать вам.

Простые фигуры из бумаги

Красочные творения станут украшением для любого интерьера и станут приятным презентом. Выбирайте макеты, которые понравились вам. Проводите время вместе, собирая чудесные фигуры.

творческий фото шедевр головы лошади

Единорог – мифическое существо, которое так любят девчонки. Отличным дополнением для маленькой принцессы станет объёмная фигурка.

Трофей – горный олень в чёрно-красной расцветке.

Розовый слон может быть украшением для любого ютуб блогера, который снимает репортажи про животный мир Азии.

Бумажная пластика в схемах и шаблонах для начинающих

Этот вид творчества заключается в том, что объём – ключевая характеристика изделия, детали же – реалистичные и пластичные.

Мальчишкам посоветуем на просторах интернета искать модели, которые им по душе: военный корабль, машина, самолёт, танк.

Советы по креплению скульптурных фигур и трофеев

Не все бумажные изделия требуют укрепления. К примеру, предметам интерьера (головам зверьков) достаточно жесткости картона. Если изготавливается маскарадный костюм или супергеройская маска (которая будет активно использоваться), ее обязательно нужно укрепить. Укрепление эпоксидной смолой. Сначала необходимо подготовить клеящую смесь: смешайте смолу с отвердителем, затем разбавьте ее спиртом до жидкого, но тягучего состояния. Нанесите состав на внутреннюю сторону изделия в один слой, дождитесь полного высыхания. Покрасьте смолой внешнюю часть изделия, затем положите тонкий слой стекловаты (можно заменить бинтом) и повторно нанесите эпоксидку. Во время высыхания смола может течь, поэтому изделие необходимо поместить на болванку и вынести на улицу, либо постелить на пол большое количество газет. Волны и подтеки сгоняются с помощью фена. В завершении необходимо обработать изделие наждачной бумагой и повторно покрыть тонким слоем эпоксидки.

Бумажные скульптуры своими руками в примерах

  • Статуя железного Арни достойная руки скульптора.

Железный человек собственной персоной

могучий и невозмутимый Халк

декор скульптура

Методическая разработка по теме » Бумагопластика»

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Бирюсинска

Методическая разработка

по теме: «Бумагопластика»

Выполнил

преподаватель I категории

Кулишова Инна Александровна

Бирюсинск

  1. Введение:

Цели и задачи техники.

Цели методической разработки.

Применение бумагопластики в программах обучения в ДШИ.

  1. Бумагокручение или квиллинг:

Инструменты.

Материалы.

Технология.

Основы квиллинга на примере простого цветка для открытки.

  1. Бумагопластика или скульптура из бумаги:

Инструменты.

Материалы.

Технология.

  1. Приемы сгибания листа или способы создания различных объемов:

12 приемов – упражнений по сгибанию плотного листа бумаги.

  1. Изготовление «Глухаря»:

Чертеж и инструкция.

  1. Заключение.

  1. Список литературы.

  1. Приложения:

Технологические карты по бумагопластике:

Приложение 1 . Глухарь.

Приложение 2 — 3. Заяц.

Приложение 4. Изображение инструментов.

Приложение 5.Образцы элементов к технике » Квиллинг»

Фотографии:

Приложение 6. Макет архитектурного сооружения.

Приложение 7. Фотографии детских работ.

Коллективная фотография.

Введение

В процессе обучения на художественном отделении Детской школы искусств учащиеся осваивают такие учебные предметы, как рисунок, живопись, станковая и прикладная композиция, скульптура. Знакомятся с такими разнообразными понятиями, как форма и объем, свет и цвет, колорит и контраст, пластика и плановость… Знакомство с бумагопластикой, то есть работа с бумагой – самым простым и доступным материалом на уроках прикладного творчества позволяет на практике осваивать эти понятия в комплексе в ходе выполнения разнообразных и, что важно, очень интересных объемных работ.

Бумага – материал, широко используемый для изготовления игр, игрушек, коробок, изделий из папье-маше, а также для переплётных и различных оформительских работ, не говоря уже о художественных. Общедоступность организации работы с бумагой, возможность последовательного усложнения выполняемых работ, поделок, и постепенного наращивания их трудности делают эти работы особенно ценными.

Через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применении разных способов и приемов учащиеся учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивать красоту и конкретность внешнего облика в преобразованной форме. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса и аккуратности.

Работа с бумагой включает в себя следующие техники: квиллинг, оригами, рельефная бумажная пластика или скульптура из бумаги. Оригами-простая техника складывания бумаги, поэтому мы на ней останавливаться не будем.

Цель работы с бумагой: создать оптимальные организационно-педагогические условия для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, развитие мелкой моторики, воспитание творческой активности, общее и творческое развитие личности учащегося.

Задачи:

• формировать умение использовать различные технические приемы при работе с

бумагой;

• отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

• осваивать навыки организации и планирования работы;

• развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

• формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием

художественного образа;

• развивать аналитическое мышление и самоанализ;

• развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;

• формировать творческое мышление, стремление смастерить что-либо нужное

своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой.

Цель данной методической разработки: познакомить с данными техниками работы с бумагой, обобщённо дать первоначальный материал для дальнейшего углубленного изучения темы; показать простоту и общедоступность данных техник работы с бумагой; по возможности расширить применение данных техник в работе с учащимися художественного отделения ДШИ.

Применение бумагопластики в программах обучения в ДШИ:

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Живопись»: учебный предмет вариативной части «Композиция прикладная» 4 класс тема №2 Объемно-рельефная композиция «Архитектурная фантазия» (18 ч.);

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Декоративно-прикладное творчество». Учебный предмет «Прикладное творчество»:1 кл. тема№20 «Оригами, бумагопластика» (2 ч.); тема №22 Квиллинг, бумагопластика» (2 ч.);

2 кл. тема№3 «Моя шляпа» (6 ч.); тема №7″Бумажная скульптура» (4 ч.); тема №12 Квиллинг (4 ч.);

3 кл.: тема итоговая №8 «Карнавальная маска» (квиллинг, бумагопластика, 16 ч.).

Учебный предмет «Работа в материале»: 4 кл. тема№8 «Декоративное панно в технике квиллинг» на свободную тему (коллективная работа, 16ч.); 5 кл. тема№5 «Карнавальная маска в технике бумагопластики» (20ч.); 6 кл. тема №6 Квиллинг (20ч.); 7 кл. тема№3 «Архитектурно-ландшафтный дизайн в технике рельефной бумагопластики» (25 ч.); 8 кл. тема№5 Архитектурный макет здания Детской школы искусств будущего в технике бумагопластики (коллективная работа, 36 ч.); 8 кл. тема №6 (итоговая работа) может быть выполнена в технике бумагопластики (на выбор учащегося, 54ч.).

Бумагокручение (квиллинг)

Первые наши уроки посвящены «бумагокручению». Квиллинг – бумагокручение или бумажная филигрань. Это искусство создания объемных или плоскостных композиций из полосок бумаги. В переводе с английского означает «птичье перо». Возникло в Европе в конце 15-16 веков. В средневековой Европе монахи создавали изящные медальоны, закручивая на кончик птичьего пера бумагу с позолоченными краями.

С одной стороны, эти произведения близки России, чем — то напоминая вологодские кружева, а с другой — на начальном этапе обучения эта техника позволяет с минимальным умением получить красивый результат. За одну, две минуты мастер из радуги полос корейской бумаги создаёт двух — трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, которые, соединяясь и перетекая друг в друга, создают каскад фигур, листьев цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера — художника.

Инструменты

Для освоения техники бумагокручения не требуется какого — либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного универмага. Вот краткий список самого необходимого для начала обучения:

Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно, шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели. На начальных этапах работы с учащимися можно использовать зубочистки или тонкие спицы, неукоснительно соблюдая технику безопасности.

Пинцет. Кончики пинцета должны быть острыми, точно совмещёнными, для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

Ножницы. Как и пинцет, ножницы должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы лезвия должны быть равномерно заточены под определённым углом до самых кончиков. В этом случае ножницы безотказно работают по всей длине.

Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА.

Чертёжные инструменты. При разметке будущей композиции понадобятся простейшие инструменты: циркуль, линейка, карандаш.

Материалы

Для работы потребуется применение оригинальной корейской бумаги. Во-первых, она обладает определёнными неповторимыми свойствами, проявляющимися в процессе придания ей формы. Во-вторых, такая бумага поставляется уже удобно нарезанной в полоски различных цветов. В Корее производится широчайшей ассортимент. Конечно, можно попробовать потренироваться с полосками обычной бумаги, но работать с ней будет весьма проблематично. Упаковка содержит полоски бумаги длинной 27 сантиметров. Ширина варьируется от 2 миллиметров до 3 сантиметров. Одна упаковка может содержать, как бумагу одного цвета, так и целую радугу цветов. Толщина и сам материал никак специально не варьируется, по крайней мере, в пределах одного производителя.

Техника

На первый взгляд, техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край ленты на кончик острого шила (зубочистки, спицы). Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и вовремя скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая фигура. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Существует множество типовых фигур, но Вы всегда сами можете придумать новые.

Технику квиллинга (квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань) применяют для изготовления объёмных открыток, для украшения предметов, создания декоративных панно и даже объёмных скульптур.

Основы квиллинга на примере простого цветка для открытки. Весь процесс работы занимает примерно 30 минут.

Сложные работы требуют более длительного времени.

Существуют инструменты, приспособления и специальная бумага для квиллинга, но можно обойтись и тем, что обычно есть под рукой:

листы цветной двусторонней бумаги (формат А4),

деревянные зубочистки,

металлическая линейка,

канцелярский нож,

карандаш,

клей ПВА,

линейка с круглыми отверстиями различного диаметра (офицерская),

доска или коврик, на котором можно резать бумагу,

любая подходящая бумага с красивой фактурой — для основы.

1. Размечаем делениями по 3 мм короткие стороны листа цветной бумаги. Всегда начинаем отмерять с одного края, на случай если последнее деление получится меньше остальных.

2. Отрезаем канцелярским ножом под линейку полоски. Для экономии времени и сил можно резать несколько листов сразу, скрепив их скрепками или прищепками. Линейку нужно прижимать очень тщательно, нож должен быть острым. Отрезаем одним длинным движением, хорошо надавливая на нож и не порезав пальцы (и стол). Получаем разноцветные полоски бумаги шириной 3 мм и длиной примерно 30 см.

3. Для изготовления лепестка берём полоску нужного цвета и плотно наматываем на зубочистку. Кончик зубочистки можно расщепить, чтобы было легче фиксировать конец полоски.

4. Аккуратно снимаем рулончик с зубочистки и кладём в отверстие офицерской линейки диаметром 1.5-2 см. Отпускаем, бумага разворачивается до размеров отверстия. Не держите снятый рулончик долго в руках, иначе он потом будет плохо разворачиваться.

5. Подклеиваем внешний конец полоски и даём клею подсохнуть.

6. Вынимаем получившуюся спиральку и сильно защипываем пальцами с одной стороны. Вот мы и сделали один из базовых элементов квиллинга — «каплю» (или «слезинку»). Существует около 20 базовых элементов, но принцип остаётся тем же: сворачиваем и защипываем.

7. Точно так же делаем ещё 5 «капелек» — остальные лепестки цветка.

8. А теперь сделаем листочек. Повторяем пункты 3-5, затем вынимаем спиральку и защипываем одновременно с двух противоположных сторон. Этот элемент называется «глаз».

9. Для разнообразия используем ещё один элемент для второго листочка. Он так и называется — «лист». Для этого проделываем всё, как для «глаза», но после защипывания, не отпуская концы, сдвигаем их в разные стороны по отношению друг к другу.

10. Ну теперь изготовить серединку уж совсем легко: просто оставьте спиральку как есть, не защипывая. Сделайте серединку меньшего диаметра — воспользуйтесь меньшим отверстием в офицерской линейке (около 1 см) . Кстати, этот элемент назовём «свободной спиралью».

11. Намечаем расположение элементов, аккуратно намазываем торцы клеем и наклеиваем на основу.

Скульптура из бумаги или собственно Бумагопластика.

Бумагопластика — следующая по сложности техника после оригами и бумагокручения. С одной стороны, в ней больше свободы: отдельные детали любой формы вырезаются из бумаги, но с другой, — это добавляет сложности. Необходимо чётко представлять окончательный результат. К счастью, в процессе обучения, можно использовать готовые лекала для вырезки деталей растений, животных и т.д. Техника более требовательна к материалам и инструментам. Кое-что можно попробовать сделать из обычного тонкого ватмана. Но, конечно, быстро и красиво можно работать только располагая опытом, необходимыми инструментами и материалами.

Инструменты

Для освоения техники бумагопластики уже требуется специальный инструмент. Однако на начальном этапе, применив смекалку, можно найти подходящую замену, а уж потом подкупить инструмент, который значительно облегчит труд и повысит качество результата.

Специальный инструмент в виде узкой лопатки-ложечки. Обычно применяется совместно с куском гладкого тонкого мягкого линолеума для придания объёмной формы вырезанному из бумаги элементу будущей композиции. С обратной стороны имеется шильце с шариком на конце, что также используется для продавливания бумаги.

Специальное шило. Специальный инструмент. Часто применяется для перенесения и продавливания схемы с лекала на бумагу, для последующей вырезки. Инструмент похож на двустороннее шило (по одному острию с каждого конца ручки), однако на кончиках остриёв располагаются крохотные гладкие шарики, для предотвращения прокалывания бумаги.

Нож по бумаге. Канцелярский нож для бумаги. Однако есть некоторые предпочтения по конструкции: корпус должен быть металлическим, такой меньше разбалтывается. Лезвие должно чётко удерживаться конструктивом. Ручка предпочтительна прямая, подобная авторучки. Крайне неудобно работать пластмассовым инструментом с толстой чудно надутой ручкой.

Коническое шило. Специнструмент. Это шило с жалом круглого сечения, конически сходящимся к острому концу. Обычно применяется для проглаживания бумаги с целью придания ей трёхмерной формы, например, спирали.

Пинцет. Небольшой пинцет с острыми, точно сопрягающимися концами. Таким инструментом будет удобнее работать с маленькими деталями. Рабочие прихватывающие поверхности не должны иметь зазубринок, которые помешают работе с мелкими объектами и оставят на бумаге следы.

Также нам понадобится специальная доска, на которой мы будем вырезать элементы композиции из бумаги. Она удобна для этой цели и, в определённой степени, устойчива к порезам. При составлении композиции нам ещё понадобятся двухсторонний скотч и различные клеи.

Материалы

Для бумагопластики используется белая и цветная бумага, подобная тонкому ватману. Более тонкая не подойдёт, так как не сможет сохранять форму, и на ней не будет заметен срез 45градусов, о котором мы скажем ниже. Более толстая будет не такая податливая к приданию формы. Кроме такой бумаги, которую мы назовём несущей, мы применяем также декоративную корейскую бумагу ручного производства — тонкую, полупрозрачную, ярко окрашенную. Она намного художественнее, но не может сама по себе держать форму. В сочетании с несущей бумагой другого цвета она даёт яркую каёмку на срезе. Перед вырезкой листы бумаги равномерно склеиваются клеем — спреем.

Техника (технология)

Технология бумагопластики, пожалуй, делится на 4 этапа: подготовка материала, вырезка, придание формы элементу и сборка.

Мы очень часто используем двухслойный материал. При этом на плотную несущую бумагу с помощью клея — спрея мы наклеиваем тонкую декоративную, более красивую, но неспособную держать форму. С помощью шила с закруглённым кончиком намечается план будущей кройки (часто переводится с лекала).

Далее наступает ответственный момент вырезки. Основная хитрость состоит в угле среза. Несущая бумага достаточно толстая, что бы надрез, приблизительно в 45 градусов был заметен. При этом элемент композиции отбивается от фона и других деталей композиции. В готовой работе это не бросается в глаза, но общее впечатление значительно улучшается.

Особенно заметен эффект на двухслойной бумаге. Например, зелёный контур несущей бумаги будет хорошо заметен на фоне красной декоративной, акцентируя внимание на элементе. После вырезания к бумаге применяются различные техники для придания ей объёмной формы.

При сборке композиции мы, обычно, не можем применять клей, подходящий для соединения плоских поверхностей, тогда в ход идёт двухсторонний скотч различной толщины для подъёма деталей на нужную высоту.

Технология работ — поделок из бумаги не сложна, но имеет ряд специфических особенностей: создается изделие на основе конструкции, которая представляет собой систему ребер жесткости, получаемых в результате сгиба листа по прямой линии. Создавая сложные формы, не обойтись без сгибов криволинейного характера, которые выполняют только с помощью резака.

Прорезав плотную чертежную бумагу на половину толщины, ее нетрудно согнуть. В зависимости от характера криволинейного надреза бумага, сгибаясь, порой дает неожиданные пластические формы.

Объекты изображения в технике бумажной пластики — все, что лепится из пластилина: архитектура, цветы и фрукты, фигурки птиц, рыб, животных, зверей и человека.

Как выбрать бумагу?

Нашей промышленностью выпускается большое разнообразие бумаги по толщине, фактуре, цвету, в зависимости от ее назначения. Имеются в продаже и специальные наборы для ручного труда школьников. Однако, для конструирования мы рекомендуем бумагу определенного качества — плотную рисовальную или чертежную, которая позволяет выполнять такие операции как сгибание, скручивание, прорезы, гофрирование и т. п.

Работа с бумагой требует знания её текстурных особенностей. Так, например, от направления волокон она по-разному поддается сгибанию. Скручивая её поперек волокон, вместо идеально гладкой мы увидим поверхность, измельченную трещинами и надломами. Определить направление волокон несложно. Для этого следует отрезать от листа две узкие полоски произвольной длины, одну по вертикальному краю, другую — по горизонтали. С помощью шила или карандаша обе полоски скрутите в спираль. Поверхность одной из них будет пластичной, другая покрыта мелкими трещинами. Опыт подскажет вам путь правильного выбора текстуры бумаги для изготовления изделий цилиндрического характера.

Клей

Лучшим клеем в работе с бумагой является клей ПВА (Полихлорвинилацетатная эмульсия), в настоящее время нашедший широкое применение в промышленности и быту. В продаже он бывает в самой различной расфасовке: капроновые флаконы, тубы, баночки. Клей обладает всеми качествами, необходимыми в работе с бумагой. Быстрота высыхания (схватывание) — одно из преимуществ ПВА перед другими клеями. При высыхании он превращается в прозрачную пленку, невидимую как на белой, так и на цветной бумаге. Клей не имеет запаха, гигиеничен, легко смывается с рук. При работе с клеем в условиях коллективной кружковой деятельности можно применять крышки из-под туши или гуаши, используя в качестве инструмента для нанесения клея шило, заточенную спичку.

Цветную поделочную бумагу лучше готовить самим. Ватман можно окрашивать акварелью, тушью и даже нитрокрасками, но наносить их следует с помощью аэрографа или пульверизатора. Наиболее доступным материалом при покраске бумаги является гуашь или темпера. Эти краски податливы смешению, хорошо ложатся на поверхность бумаги с помощью поролонового валика. Его тоже можно изготовить своими силами. Для этого потребуется кусок поролона, обработанный ножницами в форме цилиндра, кусок прочной проволоки и часть корпуса использованной шариковой ручки, которая будет играть роль втулки в валике. Раскатывать краску на поверхности листа следует в двух направлениях: вдоль и поперек. Это исключит возможность появления непрокрашенных участков. Свежеокрашенный лист бумаги разбухает и деформируется. Во избежание этого его следует прикрепить кнопками к ровной горизонтальной поверхности. После просыхания бумага натягивается и выпрямляется, становясь пригодной для использования её в различных конструкциях. Аналогичным способом окрашивается другая половина листа, если в этом появится необходимость.

Особый эффект при подготовке цветной бумаги дают наполнители. Ими могут быть алюминиевая или бронзовая пудры, небольшая добавка которых тщательно перемешивается с краской и клеем ПВА. Последний необходим для предотвращения нежелательных пятен, появляющихся в процессе работы на бумаге, а кроме того, он способствует прочному соединению деталей при склеивании. Техника конструирования изделий из цветной бумаги точно такая же, как и из белой. Начинающих конструировать из цветной бумаги не должен смущать тот факт, что при выполнении надрезов после сгиба появляется белая линия на цветном фоне. Это не нарушит цветового единства изделия, а, пожалуй, наоборот, своеобразная графичность линий придаст особую строгость и свежесть композиции.

Конструирование из бумаги имеет свои особенности и секреты. Чтобы овладеть ими, надо изучить азбуку формообразования. Этот податливый материал легко сгибается, скручивается, режется, сжимается, поддается тиснению.

Разберем способы создания различных объемов, используя прием сгибания листа по линии надреза.

Тонкий бумажный лист нетрудно сложить в гармошку. Из плотной бумаги сделать это гораздо сложнее, но достаточно небольшого надреза, чтобы получить и четкость линии сгиба, и одинаковый размер полос. При этом следует помнить, что от направления надреза зависит пластика изделия, то есть, как бумага надрезана, по этой линии оно и сложится. Перед началом работы подготовьте инструменты и материалы.

Понадобятся: резак (косо обрезанный и заточенный нож), ножницы, шило, линейка, скрепки, небольшие листы оргстекла или линолеума (резать на них бумагу). Бумага должна быть плотной (чертежная или рисовальная).

Подобрав нужный материал, определите направление волокон в листе. Для этого отрежьте узкие полоски по двум взаимно перпендикулярным направлениям, сверните их в спираль. На поверхности скрученной полоски, поперек волокон, появятся надломы, а сама полоска останется гладкой. Лучший клей в работе с бумагой — поливинилацетатный (ПВА). Он быстро схватывается и не меняет цвет склеиваемых деталей, дает прочный шов.

Наносить его удобно, используя полиэтиленовые парфюмерные емкости с вмонтированным в крышку кусочком чистого стержня шариковой ручки. Заготовьте двенадцать листов (карточек) бумаги размером 10х10 см. для выполнения упражнений, показанных на рисунках.

Линии надреза обозначены тонкой сплошной линией на лицевой поверхности и штриховой на оборотной. Сквозные отверстия выделены жирной линией.

В первом задании на листе сделайте произвольный надрез по диагонали и два надреза с другой стороны. Легким усилием сжимая заготовку к центру, согните ее по намеченным линиям.

Картонки 2 и 3 сложите так, чтобы из одной получилась «гармошка», а из другой «стиральная доска».

На заготовке 4 сделайте параллельные надрезы и скрутите гладкой стороной наружу. Расправив, получите волнообразную поверхность и фактуру бревенчатой стены.

Задания 5 и 6 отличаются направлением криволинейных надрезов относительно середины карточки. Согнув бумагу, получите вогнутую и выпуклую поверхности.

Упражнение 7 — конструирование конических объемов (колеса, воронки, грибки).

8-е упражнение — изготовление поверхности, образованной двумя пересекающимися синусоидами (спина ящерицы, крокодила).

При выполнении задания 9, Вы поймете принцип создания архитектурных конструкций (дверные проемы, балконы, веранды).

В 10-й карточке, выполнив круговые надрезы, сделайте сквозную просечку по диаметру и согните заготовку. Затем, используя кольцевые подкладки, легким нажимом прогните большой круг внутрь, а малый — наружу.

11-е упражнение — выполнение сложных конструкций типа многоугольных звезд, снежинок.

Последнее, 12-е задание, познакомит Вас со способом декоративной отделки изделий.

Такие приемы работы с бумагой позволяют создавать и различную фактуру на поверхности листа, и множество простых объемов, из которых составляют сложные пространственные композиции.

Из доступного материала, с помощью несложных инструментов можно сделать интересные и убедительные вещи, используя их в оформлении стендов, интерьера класса либо как самостоятельные произведения.

Выполнение подобных заданий развивает пространственное мышление, фантазию, открывает пути к интересной и своеобразной творческой деятельности.

Разберём подробно на примере Выкройки Глухаря. Вы увидите всю простоту и красоту изделия, получившегося за 15 – 20 минут.

  1. Перенести выкройку глухаря на лист альбомной бумаги.

  2. Вырезать по контуру, прорезать на хвосте и голове канцелярским ножом прорези по сплошным линиям.

  3. Шилом аккуратно продавить по пунктирным линиям .

  4. Изогнуть заготовку по продавленным линиям, как показано на образце.

5. Склеить клеем ПВА самые кончики крыльев.

Заключение

Бумагокручение, бумагопластика или скульптура из бумаги – это очень увлекательное занятие, которое нравится и взрослым, и детям. Не каждый ребёнок имеет способности к рисованию или лепке, а такие техники как бумагокручение и бумагопластика (с использованием трафаретов и шаблонов), позволяют создавать оригинальные работы и развивать необходимые качества и навыки у учащихся.

Занятия с применением данных техник можно проводить как в рамках обучения на художественном отделении в ДШИ, так и во внеклассной работе.

Используемая литература

  1. Зубанова Евгения. «Бумажные шедевры»

Серия «Лабиринты вдохновения» № 8. — Москва: «Формат-М», 2016

2. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. Справочник.-

Ташкент: ЦК Компания Узбекистана, 1988

3. Квиллинг. Мастер – класс. От простого к сложному.-

Центр Корейского Бумажного творчества, 2011

4. Сержантова Татьяна. Оригами для всей семьи.-

Москва: Айрис пресс,2004

  1. Нильва Пилан. Цветы. Библиотека оригами.-

Москва: Эксмо Пресс , 2002

Технологические карты по бумагопластике

Приложение 1.

Глухарь

Приложение 2- 3.

Заяц

Приложение 4.

Изображение необходимых инструментов

Приложение 5.

Образцы элементов к технике » квиллинг»

Приложение 6.

Макеты архитектурных сооружений

Приложение 7.

Фотографии детских работ

Фото с мастер-класса по бумажной пластике для работников дошкольных учреждений г. Бирюсинска. Бирюсинский краеведческий музей.

Бумагопластика: схемы для начинающих мастеров пошагово

Бумага — универсальный материал. С первых лет жизни ребёнок создаёт из цветных листов аппликации, свои художественные шедевры в альбоме. Сегодня популярным видом творчества является бумагопластика. Схемы для начинающих декораторов, мастеров оригами, киригами в изобилии представлены на просторах интернета и в иллюстрированных книгах. И казалось бы, что особенного можно сотворить из бумаги? Но практика показывает, что это безграничный мир фантазий.

Бумажное рукоделие: с чего начать мастеру

Особенность этого вида творчества заключается в том, чтобы изделие было объёмным, а детали — пластичными и вычурными. Это искусство творить невероятно красивые поделки из бумаги. Мастер-классы по созданию цветов, ваз, птиц и необычных растений пленят неординарностью.

Первые шаги в ремесле следует начинать с более простых моделей. Известны разные техники складывания бумажных листов в виде цветов и фигур. Для изделий могут потребоваться дополнительные материалы, если это не оригами в классической интерпретации, где достаточно одного листа и ловкости умелых рук.

Работа в технике базируется на основном свойстве бумаги — пластичности. Она хорошо гнётся, фиксирует положение и форму. Есть техники, в которых используются приспособления для придания реалистичности.

Список инструментов

Этот вид деятельности широко используют в детских центрах, на занятиях арт-терапии в женских клубах, в декорировании торжественных мероприятий. Материалы доступны, и не приходится тратить много денег на приобретение эксклюзивных приспособлений.

Часто используют:

Это стандартный набор канцелярских материалов, который в большинстве случаев есть у среднестатистического школьника. Особых финансовых затрат это не предусматривает, как, например, вязание, шитьё или флористика.

Виды работ в стиле бумагопластики

Вырезание фигур развивает умение творить руками, подключая фантазию и подсознание. Задействуется мелкая моторика, манипуляции пальцами, формируется глазомер, концентрируется внимание, воспитывается усидчивость и терпение.

Исторически формировались узкие направления бумажной пластики, схемы и шаблоны которых представлены в специализированных курсах для мастериц. Уровень ремесла может быть достоин внимания на конкурсах и выставках мирового масштаба.

Искусство бумажного дизайна формировалось от простого к сложному, и сегодня в каждом виде есть высококлассные результаты.

Аппликация в детском творчестве

С детсада этот вид занятий знаком малышам и их родителям. Открытки на праздники, тематические поделки с вырезанными фигурками из цветной бумаги развивают пространственное мышление у юных талантов. Прививаются вкус и умение контролировать мышцы рук, формируются умственные и творческие навыки детей.

Простая аппликация предусматривает способность вырезать детали и приклеить на поверхность, воссоздавая силуэт предмета идентичный оригинальному. В обрывной аппликации потребуется заполнить контур рисунка кусочками бумаги, которые отрываются без помощи ножниц. Создаётся эффект мозаики и фантазийных витражей. Это придаёт объём и демонстрирует более высокий уровень. Точечное отображение позволяет подбирать цветовую гамму, работать с тонами и передавать текстуру объекта.

Торцевание — новый вид объёмной аппликации

Поделка представляет создание орнамента на плоской поверхности листа из скомканной или текстурированной бумаги. Также материалом служат детали, которые предварительно сложили в жгуты, косички, шарики с целью последующего применения в композиции. Для этого можно использовать гофрированную бумагу или салфетки. Они обычно тонкие и очень податливые.

Аппликация получается объёмной и эффектной для картин и открыток. Это бумажное конструирование предусматривает в основном скручивание маленьких квадратиков с помощью палочки. Так получаются трубочки-торцовки. Потом их располагают близко друг к другу под прямым углом, заполняя плотно задуманным рисунком.

Папье-маше: от маски до роскошного кресла

Этот вид бумагопластики с французским названием на самом деле родом из Китая. Там изобрели бумагу и сразу же принялись применять на практике материал во всевозможных вариациях.

Сегодня множество рецептов на форумах в сети. Легко найти и подобрать подходящий состав в зависимости от целей использования моделируемого предмета в бумагопластике. Схемы для начинающих пошагово показывают, что для карнавальной маски, например, нужна эластичность, чтобы придать объёмы и рельефы деталей. Для этого в рецепте используют клей ПВА. Для создания декоративных полочек и мебели понадобится прочность. В компонентах рецепта может появиться уже гипс, мел, столярный клей. В целом же папье-маше, что с французского переводится как «жёваная бумага», даёт один из самых прочных и долговечных материалов.

Оригами — классика древнего японского искусства

Этот вид поделок — первое, с чем ассоциируется понятие бумажной пластики. Цветы, животные, посуда не вызывают затруднения. Даже самые сложные манипуляции руками получаются у опытных оригамистов из квадратного листа за считанные секунды.

Существуют условные обозначения действий, чтобы не запутаться в бумажных хитросплетениях. Опытные оригамисты владеют техникой моментального считывания инструкций.

Основное табу в оригами — ножницы. Силуэт изделия должен получиться только с помощью сгибов и умения создать контуры пальцами.

Различают следующие виды оригами:

  • модульное;
  • простое;
  • мокрое.

Киригами: объёмная техника для дизайнеров

Невероятные возможности кроются при определённых навыках в таком материале, как бумага: пластика, схемы любой сложности в ассортименте, разнообразная цветовая гамма позволяют творить чудеса. Но возможность использовать режущие инструменты увеличивает поле для фантазии во много раз. Такие позволительны в киригами («киру» — резать, «ками» — бумага). В этой технике можно пользоваться ножницами — резать бумагу по линии сгиба или в местах, где предусмотрено дизайном. Поражают тонкостью изделия, которые в миниатюре являются копиями строительных сооружений.

Отдельно сформировался вид ремесла — бумажная архитектура. Создаются картонные модели зданий, которые являются памятниками и исторически важными популярными объектами. Вместе с тем техника широко используется, чтобы показать наглядно новые идеи.

Таким способом удобно отображать трёхмерные модели архитектуры, разные объёмные объекты. Обычно используют тонкий картон или плотную бумагу.

Квиллинг: волшебные полоски

В переводе название техники означает «птичье перо». Это мастерство скручивания длинных и узких полосок бумаги в виде спирали. Вариации форм с разной плотностью позволяют создавать объёмные или плоскостные композиции. Обычно эффектно смотрится изделие в виде панно. Популярные открытки с элементами квиллинга есть в продаже.

Пластичность и качество — первые требования к основному материалу. Изделие как минимум будет выглядеть плохо при использовании тонкой и второсортной бумаги. В худшем случае идею не удастся реализовать вообще.

При выборе материала обратите внимание на важные критерии:

  1. Текстура. Она не должна быть с примесями, вкраплениями, мусором от вторичной переработки.
  2. Пластичность. Попробуйте согнуть лист. Он должен сгибаться легко и быстро, не оставляя заломов. Даже плотная бумага при хорошем качестве гнётся просто.
  3. Цвет. Окраску выбирают равномерную и однородную. На сгибах не должны проявляться белые заломы. Лучше, если бумага прокрашена насквозь, а не только верхний слой, который оставляет следы на руках. Интенсивная работа пальцами может привести к тому, что на некачественно прокрашенном листе останутся пятна, а руки сделаются красными или чёрными.
  4. Размер. Для оригами есть в продаже готовые комплекты, пронумерованные по величине, что позволяет мастерам приобретать их исходя из идеи и не тратить время для самостоятельного замера и разрезания. Работать с такими заготовками одно удовольствие.

Советы опытных мастеров

Даже бывалые оригамисты постоянно свои умения с появлением новых материалов. Сегодня рынок товаров для рукоделия предлагает очень широкий ассортимент сырья.

Поэтому важно знать, приступая к очередной работе:

  • Бумага скручивается вдоль волокон. Определить направление можно таким способом: закрутить на деревянную шпажку полосочки бумаги. Если она закручивается плотно и ложится мягко, то спирали волокна расположены вдоль. При закручивании поперёк неизбежны неравномерные заломы — неправильно расположили материал. Это очень влияет на внешний вид и необходимо учитывать в работе.
  • Складывать бумагу следует от себя. Линии будут ровнее.
  • Не забывайте о симметрии. Лист для оригами всегда квадратный.
  • Зубочистка или деревянная шпажка под рукой помогут сделать мелкие детали.
  • Работайте на жёсткой поверхности. В воздухе не получится создать чёткие сгибы.
  • Обратите внимание на плотность бумаги перед поделкой.

Искусство бумагопластики разнообразно и не имеет пределов в реализации фантазий. Стоит только попробовать сделать первые шаги, как сложно уже остановиться на достигнутом. Роскошные цветы, архитектурные модели, маскарадные маски, декор интерьера — это далеко не полный список предметов, которые можно сотворить из бумаги. И это не может оставить равнодушными настоящих мастериц, а также новичков в этом увлекательном деле.

Бумагопластика для детей и родителей: идеи для совместного творчества

Бумагопластика – это рельефные и объемные работы из бумаги. Для их создания используются все существующие техники работы с бумажным материалом – от аппликаций до квиллинга. Соответственно, инструментов тоже надо много – чем больше, тем лучше. Для начинающих лучше учиться по пошаговым инструкциям и готовым шаблонам, чтобы в будущем без труда самим придумывать новые образы и конструкции. Изготовление поделок из бумаги для детей отличается простыми действиями, в результате которых можно познакомить ребят с разными техниками и научить делать бумажные фигурки.

Техники, используемые в бумагопластике

Виды сворачивания бумаги, применяемые в бумагопластике:

  • Классическое и модульное оригами;
  • Квиллинг;
  • Мозаичная техника;
  • Торцевание;
  • Мокрая бумага и салфетки;
  • Ажурное вырезание, выделка бахромой;
  • Газетные трубочки;
  • Обычные, рваные и объемные аппликации.

Как видите, способов много, но вряд ли вы будете использовать их все в одной работе. Начните с простых фигур, которые сочетают не более 2-3 техник и не требуют покупки особых инструментов. Это не значит, что вы тут же отметаете все, кроме оригами – многие инструменты легко заменяются подручными средствами.

В технике «мокрая бумага» листы намачивают перед сворачиванием и оставляют в свернутом положении до высыхания, чтобы они остались в таком положении и не развернулись.

Квиллинг – наворачивание тонких полосок на шило, зубочистку или специальный инструмент и получение этим путем спиралек, которые соединяются между собой.

Ажурное вырезание – это как снежинки делают.

Газеты – на шпажку или спицу накручивают целый газетный или бумажный лист и склеивают в виде трубочки.

По-разному пробуйте сгибать заготовки для получения разных орнаментов и узоров:

Как сделать картину в технике бумагопластики для детей

В детском саду лучше всего сначала познакомить детей с аппликацией. По крайней мере, они должны уже уверенно пользоваться ножницами и клеем. Все остальное воспитатель должен будет показывать поэтапно на своей работе. Вот подробное описание процесса:

  • Нам нужна только белая бумага. Полоску бумаги шириной около 2 см складывайте гармошкой так, чтобы получились одинаковые прямоугольники. Нарисуйте на верхнем лепесток и по нему вырезайте из всей толщины.
  • Лезвием от ножниц закрутите каждый лепесток, чтобы он обрел нужную форму. Если боитесь давать такое задание детям, пусть они заворачивают лепесточки на карандаш.
  • Склейте лепестки по 5 штук, чтобы стало 3 цветка.
  • Вообще, на основе лучше сделать карандашный набросок, чтобы знать, как вы потом распределите полученные цветы и сколько их надо. Но можно и просто готовые цветочки прикладывать по-разному, чтобы определить, как их лучше расположить.
  • Отдельно рисуем ветку, чтобы она по размеру подошла к цветам. Если вы заранее рисовали контуры на основе, лучше по ним ориентироваться до того, как цветы приклеены.
  • Приклейте вырезанную ветку между цветов, одновременно сделайте маленькие овалы с заостренными краями. Их согните пополам, чтобы они стали похожи на бутончики или почки.
  • Если крайние тонкие веточки не приклеивать, а загнуть, они будут смотреться объемнее.
  • Рельеф листиков достигается следующим образом: лист сложить пополам и наискосок складывать гармошкой:
  • Тычинки – из крошек пенопласта или бисеринок. Можно из скатанных в мелкие шарики салфеток.
  • Можно добавить немного светло-розовой краски в серединки и на бутоны.
  • Рамка оформляется из скрученных в трубочку бумажных полосок:
  • Объемные цветы в рамочке:

Бумагопластика для детей: варианты поделок

Чаще в стиле бумагопластики делают людей и животных. Посмотрите различные примеры.

Люди, в большинстве своем, сложно выполнимые, это задание для продвинутых взрослых:

Украсьте комнату разными самоделками – дешево, но как красиво!

Вот несколько схем, как сделать разные вещи:

Большие объемные снежинки:

Конфеты из картона для украшения детского праздника:

В начальной школе работы из бумаги можно приурочить к какому-нибудь празднику.

Открытка к 9 Мая:

На 8 Марта в технике торцевания:

Различные животные могут стать основой для игрушечного кукольного театра, в который вы будете играть вместе с детьми:

Елка, вырезанная по трафарету и украшенная полубусинками, делается просто, а выглядит потрясающе!

Бабочка – еще одна идея для оформления стен. Посадите их на шкафы, шторы, потолок – куда душа пожелает! Надо нарисовать контуры на сложенном вдвое листе – только одну половину. Вырезаем и высекаем кусачками или фигурным дыроколом узоры, а потом разворачиваем, и получится симметричное насекомое!

Немного взъерошенный, но все равно замечательный объемный снегирь, отделанный бумажными перышками – присмотритесь: каждое перо – это кусочек бумаги, порезанный бахромой:

И еще несколько изделий на тему «природа»:

Торцевание, квиллинг, бахрома, салфетки:

Рамка для фото из бумажных розочек:

Отличная идея для открытки: на первом плане вырезать окошечко, а внутри сделать какой-либо рисунок. Снаружи дополнительно добавить к композиции свечу и веточку:

Как видите, из бумаги можно сделать множество разных поделок. Приложите фантазию, найдите время для творчества с детьми и создавайте свои бумажные шедевры!

Видео по теме статьи

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *