LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Эльвин Евгений Иванович Чарушин. Встреча с детством.

Евгений Иванович Чарушин (1901-1965)

Известный художник и писатель. Кроме своих собственных книг («Волчишко и другие», «Васька», «Про сороку») Е И. Чарушин иллюстрировал произведения В.В. Бианки, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, М. М. Пришвина и др.
В иллюстрациях Е И. Чарушина, художника-анималиста, мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны, и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым.

Чарушин подробно и конкретно изучил животных, что, создавая свои рисунки, мог не думать о точности передачи формы или пропорции, так что это подразумевалось уже само собой. Такой подход помогал сосредоточиться на создании образов. Каждая иллюстрация не похожа на другую, в каждой свой собственный эмоциональный образ — определенный характер в определенном состоянии.
Герои Е И. Чарушина добры, обаятельны. Они легко входят в сказочный мир. Художник любил изображать звериных детенышей — пушистых, мягких и еще совсем беспомощных.

Чарушин выработал свой метод иллюстрирования — чисто живописный. Он рисует не контурно, а, можно сказать антиконтурно, необычайно искусно, пятнами и штрихами. Зверь может быть изображен просто «лохматым» пятном, но в этом пятне ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры — упругость поднятой дыбом длинной и жесткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого подшерстка.

К творчеству художник подходил всерьез, именно как к творчеству, а не как к забаве или просто время провождению (пусть даже полезному). Главным он считал создание образа, «а если нет образа, так и изображать нечего, и остается другой процесс работы — вроде руководителя, это путь, идущий от механических навыков»

Милые зверята на рисунках Е.И. Чарушина

Предлагаем вашему вниманию красивые и добрые иллюстрации советского графика и писателя Евгения Ивановича Чарушина (1901-1965).

В иллюстрациях Е.И. Чарушина зверюшки представлены в ярких образах, душевно и с большой теплотой. Художник использует собственные приёмы передачи формы, цвета и фактуры. Поэтому его герои и реалистичны, и сказочны. Евгений Чарушин умел выразить характер каждого героя.

Сказочные звери Е.И. Чарушина обаятельны и добры. Особенно хорошо художнику удавалось изображать звериных детенышей — мягких, пушистых и беззащитных.

У Чарушина был необычайный стиль рисования. Он искусно изображал зверей различными пятнами и штрихами, при этом в каждом пятне ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры — упругость поднятой дыбом длинной и жёсткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого подшерстка.

В творческом процессе Евгений Иванович считал главным создание образа: «А если нет образа, так и изображать нечего, и остается другой процесс работы — вроде руководителя, это путь, идущий от механических навыков».

Книги с иллюстрациями Е.И. Чарушина — 58 книг

В подборке будут собраны книги с иллюстрациями Евгения Ивановича Чарушина.
Часть 1 — книги отечественных авторов, в оформлении которых использованы рисунки Е.И. Чарушина.
Часть 2 — книги, в которых проявился талант Е.А. Чарушина и как художника-иллюстратора, и как сочинителя.
Подборка находится в стадии разработки, предпочтение отдается наиболее ранним изданиям книг (применяется хронологический принцип наполнения).

Евгений Иванович Чарушин — российский график, писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Оформил несколько десятков книг для детей. Иллюстрировал собственные рассказы.

Родился 11 ноября 1901 года в Вятке, в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, главного губернского архитектора, оказавшего влияние на застройку многих городов Прикамья и Предуралья. С детства рисовал, обучаемый отцом. С этого же времени на протяжении всей жизни был дружен с родившимся в Вятке художником Ю.А. Васнецовым.

Закончив среднюю школу (1918), Чарушин пошёл в армию, служил помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта. Лишь в 1922 году он вернулся к мирной жизни. Зимой учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата, а осенью того же года поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств (ВХУТЕИН). Занимался (1922-1927) у А.Карева, А.Савинова, М.Матюшина, А.Рылова.
По окончании учёбы (1926) и краткосрочной службы в рядах Красной Армии, Чарушин пришёл в Детский отдел Госиздата, которым заведовал Владимир Лебедев. Чарушинские рисованные звери понравились Лебедеву, и он принялся всячески поддерживать художника в его исканиях и творчестве. В 1929 году Чарушин сделал несколько книг: «Дикие звери», «Разные звери», «Вольные птицы», «Как мишка большим медведем стал». Уже в них проявилось незаурядное мастерство художника в передаче повадок животных.

Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны. Среда, фон в ранних его книгах едва намечены. Главное — крупным планом показать животное, при этом не только создав художественный образ, но и изобразив своего героя максимально правдиво с точки зрения биологии. Живописность образов чарушинских животных складывается из множества фактур, мастерски передающих перья птицы, шерсть зверя. Создавать такие сложные, живописные по фактуре иллюстрации удобнее всего было в технике литографии. Она позволяла не только подолгу просиживать над рисунком, но и сразу печатать картинки в будущей книжке. Чаще всего Чарушин использовал пастельные, природные цвета.

В 1930 году Чарушин попробовал писать небольшие рассказы. Работая над книгой, Чарушин придавал большое значение единству слова и текста. Вдумчиво подходил к выбору шрифтов, считая, что в книге не должно быть ничего случайного. На обложках часто рисовал шрифт вручную, считая, что так он органичнее сочетается с рисунками. Иногда пробовал «играть» со строчками в наборном шрифте, как в книге «Щур». До войны Евгений Иванович создал около двух десятков книг: «Птенцы» (1930), «Волчишко и другие» (1931), «Облава» (1931), «Цыплячий город» (1931), «“Джунгли” — птичий рай» (1931), «Животные жарких стран» (1935), а также продолжал иллюстрировать других авторов, среди которых С.Я.Маршак, М.М.Пришвин, В.В.Бианки, А.И.Введенский…

Кроме работы в издательствах, Евгений Иванович активно сотрудничал с детскими журналами — «Мурзилкой» (с 1924 г.), «Ежом» (1928-1935 гг.) и «Чижом» (1930-1941 гг.); делал настенные эстампы для детей, порой работая без авансов и гонораров.
Во время войны Чарушин уехал из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). Он рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы, расписывал помещение детского сада одного из заводов и фойе дома пионеров и школьников. И — занимался с детьми рисованием.
В 1945 году художник вернулся в Ленинград. Помимо работы над книгами, он создал серию эстампов с изображениями животных. Ещё до войны он увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные группы.

К оформлению детских книг он попробовал подойти иначе. На его рисунках стало обозначаться пространство, появилась перспектива. Звери порой изображались более сказочными и, скорее, напоминали героев Васнецова. Менялась и техника: художник начал работать гуашью и акварелью, но не широкими мазками, а тщательно прорабатывая в рисунке мелкие детали.
Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я. Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.

(Полный текст биографии Е.И. Чарушина — на сайте БиблиоГид. Там же приведен список книг, посвященных творчеству художника).

Другие подборки ЛайвЛиба, посвященные творчеству Е.И. Чарушина:
Подборка «Художник Чарушин – детям»
Подборка «Чарушинские зверята»

Евгений Чарушин — художник-иллюстратор детских книг

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Российской Федерации

Магнитогорский государственный университет

Реферат по курсу

евгений Чарушин — художник-иллюстратор детских книг

Выполнил: Невзоров Е.В.,

студент IV курса 404 гр. дошфака ОЗО

Проверила: Лопатина Е.Г.

Магнитогорск 2004 год

1. Основные этапы жизни и творчества Е.И. Чарушина

2. Произведения, иллюстрированные Е.И. Чарушиным

3. Специфика творческой манеры художника

Список литературы

1. Основные этапы жизни и творчества Е.И. Чарушина

Чарушин Евгений Иванович родился в Вятке 28 октября (10 ноября) 1901 года. Соединил в себе писателя, художника, мастера своеобразной книжки-картинки. Авторская книга позволяла ему по-своему осуществлять связь повествования с иллюстрациями. Чарушин, как известно, был выдающимся анималистом, до сих пор, пожалуй, оставшимся в детской книге непревзойденным.

Отец, Иван Аполлонович, происходил из большой и бедной семьи, выросшей в Орлове, в окрестностях Вятки. В семье были четыре брата и две сестры, и позднее вошли в традицию ежегодные семейные «съезды». Среди братьев был Николай Аполлонович — революционный народник, автор известных воспоминаний «О далеком прошлом». Скорее всего, именно опасное родство и послужило причиной того, что Иван Аполлонович, успешно окончивший Академию художеств, не удержался ни в одной из обеих столиц или крупном губернском городе вроде Киева или Харькова, а уехал служить — сначала совсем далеко, на Сахалин, где похоронил свою первую жену, потом поближе, в Вятку, где стал губернским архитектором и за долгие годы работы построил до пяти сотен зданий.

«Я приучался с детства понимать животное — понимать его движение и мимику», — говорил Чарушин, (Сравните с лебедевским высказыванием: «Художник должен знать повадку животного, его движущийся облик».) Писать и рисовать Евгений Иванович начал, по его признанию, переполненный до краев впечатлениями детства. А в детстве все благоприятствовало развитию в нем уникальных способностей.

Дом был полон цветов, растений, животных и птиц. Их любила мать. Они вместе лечили подранков. Трехногий беспородный пес Бобка был ему другом. Жили Чарушины в уютной тихой Вятке, будущий анималист запомнит, что на базарах было много дичи и живых подстрелков. (Как его друг, великий сказочник Юрий Васнецов, тоже вятич, на всю жизнь запомнит дымковскую игрушку и расписные дуги.)

Маленький Женя любил рисовать, примостившись подле отца, склонившегося над очередным архитектурным проектом. Дома Ивана Аполлоновича Чарушина в стиле модерн и сейчас заметны в Вятке. Мальчик рисовал зверей и индейцев. Видя устойчивость пристрастий сына, отец дарил ему в дни рождения книги Брэма и Сетона-Томпсона. Женя любил читать, забравшись на высокое дерево возле дома.

Впечатления от природы складывались не только от прочитанных книг. Вместе с отцом он часто ездил по губернии.

«Ездили мы и днем, и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю погоду. И волки за нами гнались, и выезжали мы на токовище тетеревов, и глухарей вспугивали с вершин сосен… И восход солнца, и утренние туманы, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колеса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе — все это я с детства полюбил и пережил».

А когда, окончив Академию художеств в Ленинграде, Чарушин навсегда поселился в этом удивительном городе, он создал у себя в доме микромир, похожий на тот, что окружал его в детстве. Тут было уютно всем. Хватало места и кошкам, и собакам, и лисятам, и даже волчатам, приносимым из зоопарка, и множеству птиц, обитавших в вольере. Своеобразные жители чарушинской квартиры становились героями рассказов и рисунков для малышей.

Умер Чарушин 18 февраля 1965 года.

2. Произведения, иллюстрированные Е.И. Чарушиным

Иллюстрации к книгам:

Бианки В. Мурзик. — М., 1927.

Смирнова Н. Как Мишка большим медведем стала. — М., 1929.

Чарушин Е. Разные звери. — М., 1929.

Чарушин Е.Вольные птицы. — М., 1929.

Чарушин Е. Щур. — М., 1930.

Чарушин Е.Мохнатые ребята. — М., 1929.

Бианки В. Первая охота. — М., 1933.

Чуковский К. Цыпленок. — М., 1934.

Чарушин Е. Васька, Бобка и Крольчиха. — М., 1933.

Пришвин М. Зверь-бурундук. — М., 1935.

Маршак С. Детки в клетке. — М., 1935.

Чарушин Е. Семь рассказов. — М., 1935.

Чарушин Е. Моя первая зоология. В лесу. — М., 1942.

Чарушин Е. Кот, Петух и Лиса. — М., 1944.

Теремок. — М., 1947

Капица О. Русские сказки про зверей. — М., 1947.

Белышев И. Упрямый котенок. — М., 1946.

Горький М. Воробьишко. — М., 1957.

Чуковский К. Цыпленок. — М., 1956.

Чарушин Е. Про Томку. — М., 1958.

Чарушин Е. Почему Тюпа не ловит птиц. — М., 1960.

Лифшиц В. Вот они какие. — М., 1956.

3. Специфика творческой манеры художника

Чарушин-писатель и Чарушин-художник, споря и сомневаясь, искали облик книги, неразрывную связь между словом и изображением, рисунком и текстом. В этой связи главным становился глагол. «Глагольные» действия в рисунках и коротких текстах развертываются в определенных ритмах, не мешая друг другу, а только помогая усиливать впечатление, «увидеть», особенно в книжках для самых маленьких с незатейливыми, полными очарования рассказиками и картинками, например, про котенка Тюпу. Вот сколько всего успевает крошечный Тюпа в нескольких строках текста: схвачу, ловлю, поймаю, поиграю; он ползет, прячется, тюпает-тюпает. По одним глаголам нетрудно представить шаловливого котенка.

Интонация каждой фразы непосредственная, с нежным удивлением пред тюпиными проделками. На всю «глагольную» страничку не больше одного-двух рисунков. Выбирается самое характерное, самое выразительное движение котенка и показывается крупно. Это тоже «глагольные» рисунки, наполненные движением, ритмом. Художник откровенно любуется крошечным зверьком, его пушистостью (известно: Чарушин как никто умел передать фактуру шерсти зверя), радуется ловкости и непосредственности. Позы котенка, его глаза полны разнообразных чувств, опоэтизированы и очень точны. «Моя задача, — говорил художник, — дать ребенку предельно цельный художественный образ зверя… Обогатить художественное восприятие ребенка, открыть ему новые живописные ощущения мира». В результате рождались совершенные произведения искусства, а образы представали как совершенные творения природы, будь это простенький котенок или царственный барс.

Звериные малыши удавались Чарушину больше всего. Он умел передать очарование детства любого зверя.

Но Чарушин не забывал, что рисует для книги. И стремился, как сам говорил, «найти форму изображения для какой-нибудь книги с тем, чтобы получился композиционный цельно-художественный организм». Он признавался, что, прежде чем вырастает книга, им проводится большая подготовительная работа. Художник учился строить книгу так, чтобы она была такой же динамичной, как сами тексты и отдельные рисунки. Чарушин следил, чтобы текст никогда не подавлял рисунки в его авторских книжках-картинках. Но в зависимости от ритма повествования, от смысла, заключенного в рисунках, он уступал больше места то одному, то другому, чтобы не снижать внимания ребенка. Очень хорошо это видно в той же книге «Тюпа, Томка и сорока» 1963 года издания. Книжка буквально полна движения. Пушистая неуклюжая фигурка Тюпы словно движется по страницам книги. Вот он скачет, балуется, потом успокаивается рядом с мамой, и это тоже передышка для слушателя-зрителя, но вот котенок снова в прыжке перебирается на другой разворот, а здесь птицы поют на ветке — и это расширяет впечатление, оно делается объемнее, шире.

Иллюстрации то располагаются во всю страницу, то занимают ее нижнюю часть, то перебираются вверх. Приемы связаны с ритмом всей книги и с характерами героев. Ибо даже макетом, построением книги Чарушин помогает ребенку постигать художественную правду жизни. Этого же он добивался цветовой гармонией: сохраняя реальную окраску зверей и птиц, умел выдерживать общий благородный колорит.

Анималистическая книжка-картинка Чарушина особого рода — она окрашена поэтичностью, лирическим чувством. Художник не очеловечивал зверей, они просто были для него существами одушевленными, такими он их понимал и любил.

Долгое время Евгения Ивановича Чарушина считали чистейшим анималистом, без каких-либо признаков сказочности. Но когда пришло время, он сумел нарисовать сказки.

Это были в основном литографии, отпечатанные на обратной стороне плохоньких листков табель-календаря и раскрашенные от руки. На рисунках резвились чарушинские зайчата, одетые на этот раз в цветные юбочки, петух несся, запряженный в коляску с курочками и цыплятами, красавец-кот с ягдташем и ружьем отправлялся на охоту, серебрилась его пушистая шерсть, а волк кровожадно подглядывал за маленькими козлятами, резвящимися вокруг нарядной мамы-козы.

Чарушин рисовал сказки в войну, в Кирове, куда уехал с семьей из Ленинграда. Чтобы хоть как-то скрасить детям скудную голодную жизнь, художник, сам в то время истощенный от постоянного недоедания, делал с литографского камня оттиски рисунков сказочных зверят. Потом некоторые рисунки вошли в книгу «Шутки», сочиненную им вместе с двоюродной сестрой поэтессой Е. Шумской и изданную Детгизом в 1946 году. Чрезвычайно интересно наблюдать, как художник-анималист превращает натурального зверя в сказочного, сохраняя при этом его повадку, которая была так хорошо знакома Чарушину. (Не только детские впечатления, зарисовки в зоопарке, но, может быть, прежде всего охота выработала в Чарушине поразительную наблюдательность.)

Казалось, по-сказочному смешон глупый медведь, нападающий на теремок. Но грозный вид с поднятыми лапами — это тоже медвежья «повадка». Однажды Евгений Иванович наблюдал на охоте, как бурый медведь ловил рыбу. Ловил лапами, садился на рыбу в бурном речном потоке, не подозревая, что вода ее уносит. Когда же обнаруживал пропажу, страшно ревел от обиды. Комическую сценку Чарушин описал в одном из своих чудесных рассказов «Медведь-рыбак» и, возможно, вспомнил этого медведя, когда рисовал «Теремок», так выразительно здесь подан медвежий характер.)

Звери Чарушина оставались «настоящими», даже когда вели себя по-сказочному. В то же время все было подчинено принципу книжки-картинки с минимальным количеством текста.

В 50-х годах Чарушину пришлось пересмотреть свои технические средства. Раньше он работал в двух излюбленных техниках: в черно-белом рисунке тушью (чаще всего кистью по грубозернистой бумаге, что давало рисунку живописность) и в литографии — обычно в две или три краски. К обеим техникам он пришел сам и с ними сроднился, потому что в них лучше всего передавалось его, чарушинское, видение мира. Помимо того, обе техники эти были полиграфичны, в них почерк художника доходил до зрителя или совсем без искажений или с искажениями незначительными: штриховой рисунок довольно близко воспроизводился штриховым же клише, а иллюстрации, исполненные в литографии, печатались прямо с камней, на которых их делал художник.

Потом стало иначе. Черно-белый штриховой рисунок (как и гравюра) молчаливо почитался как бы за низший, не совсем достойный — очень уж он казался условным рядом с рисунком тоновым или с многоцветным, ближе подходящими к фотографическому воспроизведению природы. Слишком условной казалась и литография, во всяком случае в том ее варианте, которым пользовался Чарушин. Ее заменяли больше цветные картинки, исполненные акварелью или гуашью, которые потом воспроизводились в книгах. И цвет в них должен был быть понатуральнее, и выделка должна была быть дотошно натуральная, как на наглядных пособиях по естествознанию. чарушин творчество иллюстрированный художник

Даже переиздавая старые свои иллюстрации, как будто давно получившие признание и хорошо оцененные, он вынужден был и их перерабатывать, а в сущности — портить, пририсовывать «фоны», с соблюдением перспективы, тщательно, мазок к мазочку, штришок к штришочку, выписывать волосинки на шкурах. Приходилось перемучивать самого себя, отказываться не только от присущей ему замкнутости предметной формы, свободно располагаемой в пространстве листа, но и от попыток тактично вводить в изображение элементы окружающей среды, которые он, и довольно убедительно, предпринимал еще до войны.

Со всеми этими требованиями надо было считаться, и все это удручающе действовало на Чарушина, который и без того пережил довольно трудный момент своего развития. С конца 50-х годов Чарушин писать почти перестал. Подавляющая часть выходивших тогда его книг — переиздания старых рассказов.

Единственная новая книжка — «Большие и маленькие». Она оригинально придумана: это коротенькие шутливые наставления разных птичьих и звериных матерей своим детям — как вести себя, как охотиться или, наоборот, прятаться от врага, как устраивать дом, как добывать пищу и т. п. Для каждого животного выбрано что-то наиболее интересное и характерное.

Бывают художники, способные к сильным переменам, бывают даже нуждающиеся в переменах как в источнике творческого обновления. Чарушин же решительно не был приспособлен к каким бы то ни было перестройкам, был чужд гибкости. Ценность его искусства определялась его удивительной целостностью и органичностью человека и художника. Он мог быть только самим собой и больше никем.

Для художников такого типа, как Евгений Чарушин, попытка радикально перестроить свою творческую индивидуальность всегда протекает особенно болезненно, а самое главное — неизгладимо. Даже когда изменяются внешние обстоятельства, спадают стеснительные догмы — вернуться к себе обратно, к тому, что прежде давалось так легко, так естественно, оказывается трудным, если даже вообще не невозможным.

Список литературы

1. Ганкина Э. Художник в современной детской книге. М.: Советский художник, 1977.

2. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги. М.: Академия, 1998.

3. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. М., Советский художник, 1983.

Размещено на Allbest.ru

Знакомство детей с художниками-иллюстраторами детских книг. Е. И. Чарушин. В. М. Конашевич. Е. М. Рачёв

Надежда Козлова
Знакомство детей с художниками-иллюстраторами детских книг. Е. И. Чарушин. В. М. Конашевич. Е. М. Рачёв

Консультация для воспитателей ДОУ.

Старший воспитатель ГБОУ лицей № 1451 Козлова Надежда.

Друг ребят и зверят Е. И. Чарушин.

Творчество Е. И. Чарушина по праву занимает одно из значительных мест в книжной графике. Рисунки Е. И. Чарушина никого не оставляют равнодушными. Главные герои рисунков – животные. На его иллюстрациях они как живые. Вглядитесь получше в иллюстрации и сказкам. Вот лиса, она подкралась к окошечку, хвост подняла, лапки просительно сложила. Художник красиво нарядил её: юбочка пышная, фартучек нарядный, и завораживает лиса своей ласковой речью. А Петушок доволен, а петушок и горд.

Е. И. Чарушин проиллюстрировал много книг В. Бианки, М. Пришвина, С. Маршака, а также свои собственные книги о животных. И уже в первых рисунках проявился особый почерк художника – анималиста. Размывая туши, акварели, Е. Чарушин по-особому передает пушистый мех зверей. Белизна некрашеного листа имитирует бесконечность снежного пространства. Два лёгких касания кисти – вот тебе и хвойные веточки. Художник намеренно упрощает рисунок, так как понимает, что главное – рассказать о своём герое. Он сосредотачивает внимание ребёнка на образе и поэтому опускает лишние детали. Очень своеобразна манера письма художника: цветными пятнами создавать впечатление силуэта и объёма. Для своих рисунков художник использует всего 3- 4 краски. Но это не мешает ему добиваться ощущения цветового богатства меха, оперения. Герои его словно живые. Поэтому они так близки и понятны ребёнку – дошкольнику. Чарушина называют мастером светящихся акварелей.

Знакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина надо начинать с первой младшей группы.

В течение года детям читают рассказы Е. И. Чарушина «Курочка», «Кошка», «Собака». Затем показывают иллюстрации автора.

Малыши с большой радостью встречаются с героями рисунков Чарушина. Повторно можно показать эти иллюстрации в процессе беседы о домашних животных. Малыши узнают иллюстрации и уже сами рассказывают, что шёрстка у кошки шёлковая, лапки мягкие, а когти острые.

Во второй младшей группе знакомство с Е. И. Чарушиным продолжается как с автором рассказов «Ёж», «Утка с утятами», «Волчишко» и рисунков к ним. Детей во второй половине года знакомят с иллюстрациями художника после чтения текста и беседы по его содержанию. При этом ставится цель научить детей всматриваться в рисунки, эмоционально откликаться на них. Предлагается детям провести лепку на тему «Зоопарк». Детей учат лепить известных им животных.

В средней группе знакомство детей с творчеством Е. И. Чарушина продолжается. Во время рассматривания иллюстраций обращают внимание дошкольников на то, как художник передает внутреннее состояние героев. Например, на картинке «Трое маленьких зайчат в травке рядышком сидят» зайки боятся волка. Откуда это видно? Зайки сидят, прижавшись друг к дружке, глазки настороженные, смотрят, слушают, не идёт ли волк.

Затем можно провести занятие рисованием на тему «Зайцы на полянке». Детей можно разделить на группы и каждая рисует своего зайца.

В старшей группе продолжают знакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина. Можно рассказать о жизни и творчестве художника.

В подготовительной группе эта работа получает дальнейшее развитие. Можно рассмотреть в книге сказке «Теремок» каждую иллюстрации, чтобы нарисовать на сюжет разные картинки. В конце года можно организовать досуг на тему «Путешествие в город Киров» с целью закрепить полученные знания детьми о дымковской игрушке, о художниках – иллюстраторах Е. И. Чарушине, Ю. А. Васнецове и о художнике И. И. Шишкине, которые жили и работали в этом городе

Сказки художника В. М. Конашевича.

Книжную графику для детей трудно представить себе без работ В. М. Конашевича. Заслуженный деятель искусств РСФСР, доктор искусствоведения – так высоко оценило его творчество государство.

Манера рисования В. М. Конашевича совершенно отличается от манеры других художников – иллюстраторов. Свои рисунки он выполняет на белом листе бумаги. Композицию строит без пейзажей. Его рисунки отличаются яркостью красок. Но цветовая гамма ограничивается 3-4 цветами. Многоцветность создаётся за счёт использования множества оттенков.

В. М. Конашевич в основном работал акварелью и чёрной тушью, пером. Нанося тонкую подвижную, как бы вздрагивающую линию, он таким образом обозначал контуры предметов.

Во второй младшей группе можно познакомить детей со сказкой К. Чуковского «Путаница» и «Мойдодыр». В средней группе – сказки К. Чуковского «Айболит и воробей», «Муха – цокотуха», С. Маршака «Вот какой рассеянный», Ш. Перро «Красная шапочка», р. н. с. «Гуси – лебеди».

В старшей группе — сказки К. Чуковского «Телефон», «Айболит», «Тараканище», А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

В подготовительной группе детей знакомят с творчеством художника на иллюстрациях к сказкам С. Маршака «Кошкин дом», «Пожар», Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Работа по знакомству детей со сказками, которые иллюстрировал В. М. Конашевич, планируется в комплексе по разным видам деятельности. Например, развитие речи, чтение «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина. Рассматривание иллюстраций В. М. Конашевича.

Изобразительная деятельность. Рисование на тему «Сказка о царе Салтане»

(три девицы под окном, пряли поздно вечерком).

Сюжетная лепка «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

Аппликация на тему стихотворения «Чудо – дерево» К. Чуковского.

Сказка – то с хитринкой, на людей намекает. Е. М. Рачёв.

Вы видели когда-нибудь такое существо: длинноухий зайчишка, но стоит он как-то по – особенному, по человечьи, и одет он как человек – в заплатанный тулупчик. А по характеру – озорник, да и только. А вот лиса, разодетая, как на свадьбу, и очень довольная собой.

Это рачёвские звери, хорошо известные всем. Что же это за волшебник, под кистью которого сказка оживает до такой степени, что смотришь на них и никак не налюбуешься.

И ведь сразу узнаешь, что это рисовал Рачёв. Есть среди его героев простаки, добряки, а есть и злые. Есть хитрецы и обманщики. Кто они? Люди? Нет. Но и не животные. Это характеры, заключенные в сказочные образы.

Все животные и звери «одеты» как люди. Зачем художник одевал своих героев в человеческую одежду? Это нужно было Рачёву для того, чтобы передать характеры героев, показать, что за сказочными сюжетами скрывается реальная жизнь и реальные человеческие отношения.

Цветные рисунки Рачёва очень нарядны, красочны. Акварельную краску художник любил класть тонким, прозрачным слоем. Работал гуашью, углём.

В иллюстрациях к сказкам художник стремился воссоздать национальный колорит, передать особенности народного быта, природы.

Важную роль играет природа в рисунках к русским народным сказкам. Мы видим это на иллюстрациях берёзки, ромашки, овраги, перелески, так характерные для русского пейзажа. Не случайно художник использует различные бытовые подробности: изукрашенный наличник русской избы, крестьянское лукошко, вышитое полотенце.

Художник всегда выбирал для своих иллюстраций наиболее яркие, драматические или комические моменты сюжета, чтобы раскрыть перед ребёнком суть произведения.

Простота и ясность выразительных средств – вот к чему стремился Е. М. Рачёв.

По выражению морды козы или собаки видно, в каком они настроении. Животные Рачёва чувствуют, думают. И глаза у них – то весёлые, то грустные.

Как знакомить детей с творчеством художника?

Во второй младшей группе знакомят малышей с русскими народными сказками «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка» и украинской народной сказкой «Рукавичка»

При рассматривании иллюстраций к сказке «Волк и семеро козлят» говорят: «Вот сидит в избушке на лавке одетая в сарафан коза. Крутит коза веретено – нитку прядёт. А вокруг неё семеро козлят. Коза рассказывает сказку, а козлята слушают. И каждый слушает по- разному: кто-то улыбается, кто-то серьёзен. Глаза у козлят жёлтые, как угольки. Ну, совсем как живые козлята.

Когда рассматривают с малышами иллюстрации Рачёва к сказке «Лиса и заяц», надо помочь детям увидеть, каким несчастным выглядит зайчишка, с каким страхом прячется от лисы под плетень, вызвать сочувствие к нему.

В средней группе ставится задача научить детей выделять в рисунке такие художественные средства, как сочетание красок, выразительность форм, детали костюма. В работе можно возвратиться к сказкам, изученными в младшей группе.

В старшей группе задачи ознакомления детей с книжной графикой усложняются. Здесь учат детей выделять в рисунке цвет, композицию, яркость, декоративность. В качестве ведущего приёма используют приём сравнения. Детям предлагаются для сравнения образы одного и того же сказочного героя, созданные художником к разным сказкам. Например, волка к сказкам «Волк и козлята» и «Лисичка – сестричка и серый волк».

На рисунках первой сказки волк кровожаден, на второй – жалок и насторожен.

Детям показывают, какими средствами добивается художник выразительной характеристики (положение головы, туловища, сочетание цветов).

После занятий по развитию речи к этим рисункам возвращаются на занятиях по ИЗО.

В подготовительной группе продолжают работу по закреплению у детей представлений об иллюстрациях Рачёва. Можно сравнить с дошкольниками рисунки к сказке «Царевна – лягушка», выполненные Е. М. Рачёвым и Ю. А. Васнецовым. Сравнение даёт детям увидеть различия в технике, в манере исполнения рисунков, в исполнении средств художественной выразительности.

Литература:

1. Доронова Т. Н. Дошкольникам о художниках детской книги. М., Просвещение, 1991.

2. Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. Санкт-Петербург, изд. Акцидент, 1997.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *