Чукчи — хранители вековых традиций

Чукчи, луораветланы, или чукоты, являются коренным народом крайнего северо-востока Азии. Род чукчи относится к агнатному, который объединен общностью огня, общим знаком тотема, единокровностью по мужской линии, религиозными обрядами и родовой местью. Чукчи делятся на оленных (чаучу)— тундровых кочевых оленеводов и приморских, береговых (анкалын) — оседлых охотников на морских зверей, которые часто живут совместно с эскимосами. Есть и чукчи собаководы, которые разводили собак.

Название

Якуты, эвены и русские с 17 века начали называть чукчей чукотским словом чаучу, или чавчу, которое в переводе означает «богатый оленями».

Где живут

Народ чукчи занимает огромную территорию от Северного Ледовитого океана до реки Анюй и Анадырь и от Берингова моря до реки Индигирки. Основная часть населения проживает на Чукотке и в Чукотском автономном округе.

Язык

Чукотский язык по своему происхождению относится к чукотско-камчатской языковой семье и входит в состав палеоазиатских языков. Близкие родственники чукотского языка — корякский, керекский, который к концу 20 века исчез, и алюторский. Типологически чукотский относится к инкорпорирующим языкам.

Чукотским пастухом по имени Теневиль в 1930-х годах была создана оригинальная идеографическая письменность (хотя на сегодняшний день точно не доказано, было ли письмо идеографическим или словесно-слоговым. Эта письменность, к сожалению, не получила широкого употребления. Чукчи с 1930-х годов пользуются алфавитом на основе кириллицы с добавлением нескольких букв. Чукотская литература в основном создается на русском языке.

Имена

Раньше имя чукчи состояло из прозвища, которое ребенку давали на 5 день жизни. Имя давала ребенку мать, которая могла передать это право уважаемому всеми человеку. Распространено было проводить гадание на подвешенном предмете, с помощью которого определяли имя для новорожденного. У матери брали какой-нибудь предмет и по очереди называли имена. Если при произнесении имени предмет шевелится, им и называли ребенка.

Имена у чукчей делятся на женские и мужские, отличаются иногда окончанием. Например, имя женское Тынэ-нны и имя мужское Тынэ-нкэй. Иногда чукчи, чтобы ввести злых духов в заблуждение, называли мужским именем девочку, а мальчика — женским именем. Иногда с такой же целью ребенку давали несколько имен.

Имена означают зверя, время года или суток, в которое ребенок родился, место, где он появился на свет. Распространены имена, связанные с предметами обихода или пожеланиями ребенку. Например, имя Гитиннэвыт переводится «красавица».

Численность

В 2002 году была проведена очередная Всероссийская перепись населения, по итогам которой количество чукчей составляло 15767 человек. После проведения Всероссийской переписи населения в 2010 году число составило 15908 человек.

Продолжительность жизни

Средняя продолжительность жизни чукчей мала. Те, кто живет в естественных условиях, доживают до 42-45 лет. Основными причинами высокой смертности является злоупотребление алкоголем, курение и плохое питание. На сегодняшний день к этим проблемам присоединились наркотики. На Чукотке очень мало долгожителей, около 200 человек в возрасте 75 лет. Падает рождаемость, и все это в совокупности, к сожалению, может привести к вымиранию народа чукчей.

Внешность

Чукчи относятся к смешанному типу, который в общем является монголоидным, но с отличиями. Разрез глаз чаще горизонтальный, чем косой, лицо бронзового оттенка, скулы несильно широкие. Встречаются среди чукчей мужчины с густой растительностью на лице и почти курчавыми волосами. Среди женщин чаще встречается монгольский тип внешности, с широким носом и скулами.

Женщины собирают волосы в две косы по обеим сторонам головы и украшают их пуговицами или бусами. Замужние женщины иногда выпускают на лоб передние пряди. Мужчины часто очень гладко стригут волосы, спереди оставляют широкую бахрому, на темени оставляют два пучка волос в виде ушей зверя.

Одежда чукчей шьется из меха подросшего осеннего теленка (детеныша оленей). В повседневной жизни одежда взрослого чукчи состоит из следующих элементов:

  1. двойная меховая рубаха
  2. двойные меховые штаны
  3. короткие меховые чулки
  4. меховые невысокие сапоги
  5. двойная шапка в виде женского капора

Зимняя одежда чукотского мужчины состоит из кафтана, который отличается хорошей практичностью. Меховая рубаха еще называется ирын, или кукашка. Она очень широкая, с просторными в области плеча рукавами, сужающимися в районе кистей. Такой покрой позволяет чукче выдергивать руки из рукавов и складывать их на груди, принимать удобное положение тела. Пастухи, спящие у стада в зимнее время, прячутся в рубаху с головой и закрывают отверстие воротника шапкой. Но такая рубаха не длинная, а до колен. Более длинные кукашки носят только старики. Воротник рубахи вырезан низко и обшит кожей, внутрь опущен шнурок. Снизу кукашка опушена тонкой линией собачьего меха, который молодые чукчи заменяют мехом росомахи или выдры. В качестве украшений на спину и рукава рубахи пришиты пенакалгыны — длинные кисти, окрашенные в пунцовый цвет, сделанные из кусочков шкурок молодых тюленей. Такое украшение более свойственно для женских рубах.

Женская одежда также своеобразна, но отличается нерациональностью и состоит из цельных сшитых двойных штанов с низко вырезанным корсажем, который стягивается в области талии. У корсажа в области груди имеется разрез, рукава очень широкие. Во время работы, женщины высвобождают руки из корсажа и работают на морозе с голыми руками или плечами. Старые женщины надевают на шею шаль или полоску оленьей шкуры.

Летом в качестве верхней одежды женщины носят балахоны, сшитые из оленьей замши или покупных материй пестрого цвета, и камлейку их шерсти оленя с тонким мехом, расшитую различными обрядовыми нашивками.

Шапка чукчи шьется из меха пыжика и теленка, лап росомахи, собаки и выдры. Зимой, если предстоит идти в дорогу, поверх шапки надевают очень большой капюшон, сшитый в основном из меха волка. Причем кожа для него берется вместе с головой и оттопыренными ушами, которые украшают красными лентами. Такие капюшоны носят в основном женщины и старики. Молодые пастухи надевают даже вместо обычной шапки головной убор, прикрывающий только лоб и уши. Мужчины и женщины носят рукавицы, которые шьют из камуса.

Вся внутренняя одежда надевается на тело мехом внутрь, верхняя одежа — мехом наружу. Таким образом, оба типа одежды плотно прилегают друг к другу и образуют непроницаемую защиту от мороза. Одежда из оленьей шкуры мягкая и не вызывает особого дискомфорта, носить ее можно без белья. Нарядная одежда оленных чукчей белого цвета, у приморских чукчей она темно-коричневого оттенка с белыми редкими пятнами. Традиционно одежда украшена нашивками. Оригинальные узоры на одежде чукчей имеют эскимосское происхождение.

В качестве украшений чукчи носят подвязки, ожерелья в виде ремешков с бусами и повязки. Большинство из них имеет религиозное значение. Есть и настоящие украшения из металла, различные серьги и браслеты.

Грудных детей одевали в мешки из оленьей кожи, с глухими разветвлениями для ног и рук. Вместо пеленок раньше использовали мох с оленьей шерстью, который служил памперсом. К отверстию мешка пристегнут клапан, из которого ежедневно вынимали такую пеленку и меняли на чистую.

Характер

Чукчи являются эмоциональными и психологически очень легковозбудимыми людьми, что часто приводит к исступлению, склонности к самоубийствам и убийствам, даже при малейшем поводе. Этот народ очень любит независимость и настойчив в борьбе. Но вместе с тем чукчи очень гостеприимные и добродушные, всегда готовы прийти на помощь соседям. Во времена голодовок они помогали даже русским, приносили им еду.

Религия

Чукчи по своему верованию являются анимистами. Они обоготворяют и персонифицируют явления природы и ее области, воду, огонь, лес, животных: оленя, медведя и ворону, небесные тела: луну, солнце и звезды. Верят чукчи и в злых духов, считают, что они насылают на Землю бедствия, смерть и болезни. Чукчи носят амулеты и верят в их силу. Создателем мира они считали Ворона по имени Куркыль, который сотворил все на Земле и научил всему людей. Все, что есть в космосе сотворили северные животные.

У каждой семьи есть свои семейные святыни:

  • наследственный снаряд для добычи священного огня методом трения и используемый по праздникам. У каждого члена семьи свой снаряд, и на нижней дощечке каждого была высечена фигура с головой хозяина огня;
  • семейный бубен;
  • связки деревянных сучков «отстранителей несчастий»;
  • деревяшки с изображениями предков.

К началу 20 века многие чукчи были крещены в Русской православной церкви, но среди кочующих до сих пор есть люди с традиционными верованиями.

Традиции

У чукчей есть регулярные праздники, которые проводятся в зависимости от времени года:

  • осенью — день убоя оленей;
  • весной — день рогов;
  • зимой — жертвоприношение звезде Альтаир.

Также много нерегулярных праздников, например, кормление огня, поминки по умерших, обетные служения и жертвоприношения после охоты, праздник кита, праздник байдарки.

Чукчи верили, что у них 5 жизней, и не боялись смерти. После смерти многие хотели попасть в Мир предков. Для этого нужно было умереть в бою от руки врага или от руки друга. Поэтому, когда один чукча просил другого убить его, тот сразу соглашался. Ведь это была своего рода помощь.

Умерших обряжали, кормили и гадали над ними, заставляя отвечать на вопросы. Потом сжигали, либо относили в поле, прорезали горло и грудь, вытаскивали наружу часть печени и сердца, оборачивали тело в тонкие пласты оленьего мяса и оставляли. Старики часто убивали себя сами заранее или просили об этом близких родственников. К добровольной смерти чукчи приходили не только из-за старости. Нередко причиной были тяжелые условия жизни, недостаток пищи и тяжелая, неизлечимая болезнь.

Что касается брака, он преимущественно эндогамный, в семье у мужчины могло быть 2 или 3 жены. В определенном кругу побратимов и родственников допускается взаимное пользование женами по соглашению. У чукчей принято соблюдать левират — обычай брачного характера, по которому жена, после смерти мужа, имела право или была обязана вступить в брак с кем-то из его близких родственников. Делали так потому, что женщине без мужа было очень тяжело, особенно если у нее были дети. Мужчина, который женился на вдове, был обязан усыновить всех ее детей.

Часто чукчи воровали жену для своего сына из другой семьи. Родственники этой девушки могли потребовать отдать им женщину взамен, и не для того, чтобы выдать ее замуж, а потому, что в быту всегда нужны были рабочие руки.

Почти все семьи на Чукотке многодетные. Беременным не позволялось отдыхать. Наравне с другими они работали и занимались бытом, заготавливали мох. Это сырье очень необходимо во время родов, его стелили в яранге, на том месте, где женщина готовилась родить. Чукотским женщинам нельзя было помогать во время родов. Чукчи верили, что все решает божество, которое знает души живых и умерших и решает, какую из них послать роженице.

Кричать во время родов женщина не должна, чтобы не привлекать злых духов. Когда ребенок рождался, мать сама перевязывала пуповину ниткой, сплетенной из своих волос и сухожилия животного, и перерезала ее. Если женщина долго не могла родить, ей могли оказать помощь, так как было очевидно, что сама она не сможет справиться. Поручалось это одной из родственниц, но после этого все относились к роженице и ее мужу с презрением.

После рождения ребенка протирали кусочком шкуры, которую смачивали в моче матери. На левую руку и ногу малышу надевали браслеты-обереги. Ребеночка наряжали в меховой комбинезон.

После родов женщине нельзя было есть рыбу и мясо, только мясной бульон. Раньше чукотские женщины кормили детей грудью до 4 лет. Если у матери не было молока, ребенка поили жиром тюленя. Пустышка малыша была сделана из кусочка кишки морского зайца. Ее набивали мелко нарезанным мясом. В некоторых селениях младенцев вскармливали своим молоком собаки.

Когда мальчику исполнялось 6 лет, мужчины начинали его воспитывать как воина. Ребенка приучали к жестким условиям, учили стрелять из лука, быстро бегать, быстро просыпаться и реагировать на посторонние звуки, тренировали остроту зрения. Современные дети чукчей любят играть в футбол. Мяч им делают из шерсти оленя. Популярна у них экстремальная борьба на льду или скользкой шкуре моржа.

Мужчины чукчи отличные воины. За каждый успех в бою они наносили метку-татуировку на тыльную сторону правой ладони. Чем больше было меток, тем опытнее считался воин. У женщин всегда было при себе холодное оружие на случай, если нападут враги.

Культура

Очень разнообразны мифология и фольклор чукчей, они имеют много общего с фольклором и мифологией палеоазиатов и американских народов. Чукчи издавна знамениты своими резными и скульптурными изображениями, выполненными на мамонтовых костях, которые поражают своей красотой и четкостью нанесения. Традиционными музыкальными инструментами народа являются бубен (ярар) и варган (хомус).

Народное устное творчество чукчей богато. Основными жанрами фольклора являются сказки, мифы, сказания, исторические предания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей является ворон Куркыль, есть предания о войнах с эскимосскими соседними племенами.

Хотя условия жизни чукчей были очень тяжелыми, они находили время и для праздников, в которых бубен был музыкальным инструментом. Напевы предавались из поколения в поколение.

Танцы чукчей делятся на несколько разновидностей:

  • имитационно-подражательные
  • игровые
  • импровизированные
  • обрядово-ритуальные
  • танцы-инсценировки или пантомимы
  • танцы оленных и береговых чукчей

Очень были распространены подражательные танцы, которые отображают поведение птиц и зверей:

  • журавль
  • полет журавля
  • бег оленя
  • ворон
  • танец чайки
  • лебедь
  • танец уток
  • бой быков во время гона
  • высматривание

Особое место занимали торговые пляски, которые являлись видом группового брака. Они являлись показателем укрепления прежних родственных уз или проводились в знак новой связи между семьями.

Еда

Традиционные блюда чукчей готовят из мяса оленя и рыбы. Основа питания этого народа — отварное мясо кита, тюленя или оленя. Мясо употребляется в пищу и в сыро-замороженном виде, едят чукчи внутренности животных и кровь.

Чукчи едят моллюсков и растительную пищу:

  • кора и листья ивы
  • щавель
  • морская капуста
  • ягоды

Из напитков представители народа предпочитают алкоголь и отвары из трав, похожие на чай. Неравнодушны чукчи к табаку.

В традиционной кухне народа есть своеобразное блюдо под названием моняло. Это полупереварившийся мох, который извлекается из желудка оленя после убийства животного. Моняло используют при приготовлении свежих блюд и консервов. Самым распространенным до 20 века горячим блюдом у чукчей была жидкая похлебка из моняла с кровью, жиром и измельченным мясом.

Жизнь

Чукчи первоначально охотились на северного оленя, постепенно они одомашнили этих животных и начали заниматься оленеводством. Олени дают чукчам мясо для пищи, шкуру для жилища и одежды, являются для них транспортом. Чукчи, которые живут у берегов рек и морей, занимаются охотой на морских обитателей. Весной и зимой они ловят тюленей и нерпу, осенью и летом — китов и моржей. Ранее для охоты чукчи использовали гарпуны с поплавком, ременные сети и копье, но уже в 20 веке научились пользоваться огнестрельным оружием. На сегодняшний день сохранилась лишь охота на птицу с помощью «бола». Рыболовство развито не у всех чукчей. Женщины с детьми собирают съедобные растения, мох и ягоды.

Чукчи в 19 веке проживали стойбищами, в которые входило 2 или 3 дома. Когда еда для оленей заканчивалась, они кочевали в другое место. В летний период некоторые жили ближе к морю.

Орудия труда были сделаны из дерева и камня, постепенно их заменили на железные. В обиходе чукчей широко используются топоры, копья, ножи. Утварь, металлические котлы и чайники, оружие сегодня используются в основном европейские. Но и по сей день в быту этого народа есть много элементов первобытной культуры: это костяные лопаты, сверла, мотыги, каменные и костяные стрелы, наконечники для копий, панцири из железных пластин и кожи, сложный лук, сделанные из костяшек пращи, каменные молотки, кожи, стебла, снаряды для добычи огня путем трения, лампы в виде плоского судна круглой формы, сделанные из мягкого камня, которые заполняли жиром тюленей.

Легкие сани чукчей тоже сохранились в первобытном виде, они оснащены подпорками дугообразной формы. Запрягают в них оленей или собак. Чукчи, жившие у моря, для охоты и передвижения по воде издавна использовали байдарки.

Приход советской власти затронул и жизнь поселений. Со временем в них появились школы, культурные учреждения и больницы. Сегодня уровень грамотности чукчей в стране находится на среднем уровне.

Жилище

Чукчи живут в жилищах, называемых ярангами. Это шатер больших размеров, неправильной многоугольной формы. Покрывают ярангу полотнищами из шкур оленей таким образом, чтобы мех был снаружи. Свод жилища опирается на 3 шеста, которые расположены в центре. К покрову и столбам шалаша привязывают камни, что обеспечивает устойчивость напору ветра. С пола ярангу наглухо заделывают. Внутри шалаша посередине расположено огнище, которое окружено санями, загруженными различными принадлежностями для хозяйства. В яранге чукчи живут, едят и пьют, спят. Такое жилище хорошо прогревается, поэтому обитатели ходят в нем раздетыми. Отапливают чукчи свое жилье жировой лампой из глины, дерева или камня, где и готовят пищу. У приморских чукчей яранга отличается от жилья оленеводов тем, что в ней нет дымового отверстия.

Известные люди

Несмотря на то, что чукчи — народ далекий от цивилизации, среди них есть и те, кто стал известен навесь мир, благодаря своим достижениям и талантам. Первый чукотский исследователь Николай Дауркин является чукчей. Свое имя он получил при крещении. Дауркин был одним из первых русских подданных, которые высадились на Аляске, сделал несколько важных географических открытий 18 века, первым составил подробную карту Чукотки и получил дворянский титул за вклад в науку. Именем этого выдающегося человека был назван полуостров на Чукотке.

Кандидат филологических наук Петр Иненликей тоже родился на Чукотке. Он изучал народности севера и их культуру, является автором книг по исследованию в области лингвистки языков северных народов России, Аляски и Канады.

Проект «Народы России» Народы Чукотки методическая разработка (3, 4 класс) по теме

Проект «Народы России»

Народ Чукотки

По мотивам сказки «УМКА»

На переднем плане справа стоит Юрта, слева декорированный полог для домика Умки и его мамы. На заднем плане презентация с видами Севера.

(Природа Якутии на панно, яранга справа, слева нора белого медведя) Полумрак, включен светящийся шар. Слайды природа Севера.

Звукозапись. На берегу Северного ледовитого океана, у Чукотского моря, большую часть года покрытого льдами, под морскими ураганными ветрами живут древнейшие жители Крайнего севера – народ Чукотки. Над морем летают чайки, рыбу ловят белые медведи, а когда приходит лето веселятся огромные морские киты. Здесь всегда холодно и солнце бывает очень редко. Суровая природа заставляет и людей и зверей жить по ее законам.

Сцена 2 Звучит фоном, национальная народная музыка Якутии.

В яранге сидит мама у костра. Мальчик собирает снег.

Мальчик: мама я набрал самого чистого снега, далеко отошел, туда кто где никто не ходил.

Мама: молодец, Юко. Сейчас сложим в снег в баки, поставим рядом с печкой, снег растает, воду перельем в чайники и накипятим чаю. Ты же знаешь, надо, чтобы в чуме всегда было много горячего чая, каждый, кто зайдет к нам с мороза, выпьет чаю и сразу согреется. Как в народе говорят — “Всегда обогрей замёрзших, накорми голодных, приюти бездомных”;

Мальчик: Интересно, а как греются медведи? А где они ночуют? А у них есть юрта?

Мама: Смешной ты! Звери носят теплые шубы и олени, и медведи, и волки. Живут медведи в берлогах из снега. Мальчик хватает палочку в виде оленьих рогов и бежит играть.

Мальчик: Я олень ! Белый олень! Ловите меня! Пойду к друзьям (убежал)

Мама: Вот непоседа и про чай забыл.

Вбегает мальчик: Мама, хорошо, когда есть друзья. А у медведя есть друзья?

Мама: Спать пора Юко, уже и день пролетел. Завтра, все завтра..

Юко: Спокойной ночи, мама! Появляется медведица с медвежонком. Звучит колыбельная «Умка». Умка понюхал воздух и подбежал к маме.

Умка: Кто это, мама.

Медведица: Это люди.

Умка: А кто такие люди?

Медведица: Это такие медведи, которые ходят на задних лапах и от них пахнет костром.

Умка (задумчиво): Пахнет костром.. Интересно, а кто они такие?

Медведица: Народ чукчи — малочисленный коренной народ крайнего севера. Население Чукотки составляет около 15 000 человек. Смотри рыба, лови ее, лови.

Умка: Где она?

Медведица: Да вот она, смотри!

Умка Да где же?

Медведица: Умка, иди сюда. Ты знаешь, как надо устроить хорошую берлогу? Я тебя научу. Нужно вырыть когтями яму в снегу и улечься в нее. Когда над тобой вырастет сугроб, нужно прогнуть спину и у тебя будет берлога, теплая как наша.

Умка: А я не задохнусь?

Медведица: Нет, от теплого дыхания появится отверстие, и ты сможешь дышать.

Умка: А они живут в такой же теплой берлоге, как у нас?

Медведица: Ну что ты, Умка! Их жилище называется яранга и представляет собой большой шатёр неправильно-многоугольной формы, покрытый оленьими шкурами, мехом наружу.

Умка: Нет там рыбы. А чем занимаются эти медведи от которых пахнет костром? На кого они охотятся? Они питаются рыбой, как и мы?

Медведица: Рыбу они, конечно, ловят и едят. Первоначально чукчи были просто охотниками на северных оленей, со временем они освоили оленеводство, которое стало основой их хозяйства.

Умка: А что такое оленеводство?

Голос за кадром

7 Когда-то давно эти северные народы приручили диких оленей и теперь выращивают. Самое трудное пасти оленя зимой, приходится уходить от яранги на много километров по твердому насту, прежде чем найдется место, где есть корм. Шкуры оленя используют для постройки жилища, из них шьют одежды, мясо оленя употребляют в пищу. Из рогов делают украшения и лекарства. На оленях ездят верхом и в упряжках.

Самое интересное событие — гонки на оленьих упряжках. К ним готовились всю зиму: подбирали упряжку, тренировали оленей. Обучить оленя, и тем более подобрать хорошую упряжку, — дело нелегкое, требующее терпения и навыков. Старики говорили: «Не злись на оленя, если что-то не получается!» Чукчам не разрешается ударять животное.

Умка: Это хорошо! Только разводить оленей! Это скучно…

Медведица: Главное занятие чукчей — охота: зимой и весной — на тюленя. На тюленей охотятся в одиночку, подползая к ним, маскируются и подражают движениям животного. Летом и осенью охотятся на моржа и кита, здесь уже не в одиночку, а группами.

Умка, чтобы рыба тебя не увидела, ты нос лапой прикрой, он тебя выдает, ты сам белый, а нос черный.

Умка: Ой, уплыла.

Медведица (гладит Умку по головке): Маленький ты еще. Двигаются по направлению к выходу из зала. Умка отстает.

Медведица кричит из-за кулис: Умка… Умка… Умка…Умка пятится назад и сталкивается спиной с мальчиком Юко. Умка нюхает мальчика.

Юко: Ты чего меня нюхаешь?

Умка: Мама говорила, что медведи, которые ходят на двух лапах пахнут костром, а ты пахнешь молоком. Юко смеется снимает шапку и подбрасывает ее в воздух.

Умка: У тебя нет черного носа и у тебя две головы! А у меня одна.

Юко смеется: Нет , это не голова, это шапка.

Умка И хвоста у тебя нет. Может вырастет?

Юко. Глупый ты, глупый…

Умка И когтей у тебя нет.

Юко смеётся Ха-ха

Умка: Ныряй, давай поплаваем. А то что у тебя?

Юко: Рисунок нашего герба

Умка: Ух, ты. Дай посмотреть. Это я что ли? А что все это обозначает ?

Голос за кадром Герб представляет собой щит фиолетового цвета. Это означает мудрость и твердость характера северян, долгую полярную ночь.

В центре — изображен белый медведь, он является символом региона и отражает силу и мощь Чукотки.

Золотой цвет, в который окрашено изображение территории — цвет жизненной активности и символ золота — главного богатства Чукотки.

В месте расположения столицы — г.Анадырь — изображена восьмиконечная звезда красного цвета, это — символ Полярной Звезды.

Голубой цвет круга означает чистоту помыслов, отражает бескрайние просторы двух океанов — Тихого и Северного Ледовитого, омывающих Чукотский полуостров. Красный цвет кольца указывает на особое положение региона, являющегося пограничной территорией Российской Федерации.

Серебро лучей вокруг всего изображения представляет собой символ северного сияния и белое безмолвие Чукотской тундры зимой.

Умка: Ух ты! Слышится голос медведицы: Умка… Умка… Умка…

Умка: Ой, Мама, мне попадет.

Юко (испуганно): Что делать??

Умка: Спрячься в снег и закрой нос лапой. Входит медведица. Мальчик пятится назад и уходит.

Медведица: Пахнет костром.

Умка отвлекает маму: Вон рыба, смотри.

Мама: Где, ну где же. Мама уходит. Умка ходит ищет друга, находит шапку , одевает ее и грустный уходит.

Мама: Умка, Умка.

На сцене декорация (берлога медведей). Умка ходит по залу и что-то ищет.

Умка спрашивает у гостей: Вы не встречали моего товарища, который ходит на двух ногах и может снять с себя шкуру?

Медведица: Умка, иди сюда. Где же ты? Куда ты ушел?

Умка: А двуногие медведи они только охотятся и всё? А играть они умеют?

Медведица: Взрослые не играют. В большие и важные праздники они слушают главную музыку – гимн Чукотки. Слушать её надо стоя смирно, не балуясь.

Умка: Здорово. Мама, что это там за синий, зеленый и красный мох вдалеке?

Медведица: Это Северное Сияние!

Умка: А его есть можно?

Медведица: Нет, им любуются. Давай и мы с тобой полюбуемся ( видео)

Умка: Ой, уплыла. А что любят эти люди?

Медведица (гладит Умку по головке): Чукчи любят танцевать, давай посмотрим издалека

Чукотка Людмила Беляева

В России есть немало мест, Где ёкнет сердце от чудес.

Лишь на Чукотке ты поймёшь, Как хрупок мир, как он хорош,

Нигде так трепетно и жадно не ждём прихода мы весны.

И не заметим даже в Сочи Красот проснувшейся земли.

Не рвём охапками цветы — Они здесь нЕжны и малЫ.

А летом — Боже мой! – какие Чудесные растут грибы!

И не в лесу, где заблудиться Ты можешь среди трех берез.

Они растут среди берёзок, Что стелятся у самых ног.

Нигде таких вкуснющих ягод Не ела в жизни никогда.

С душистой голубикой и морошкой Зимою нет вкуснее пирога.

А дали, а простор, а бесконечность… Закрой глаза и пей живой бальзам.

Душе он дарит радость, нежность. Настои в нём багульника и трав.

Умка! Здорово!

Медведица: Пойдем наловим рыбы на ужин.

Умка видит вдали елку, подходит к ней и спрашивает

Умка : Мама, а что это?

Мама. Это елка?

Умка. А с чем ее едят?

Мама. Ее не едят, ей любуются.

Умка. Не хочу любоваться, хочу есть. А что это за странный звук?

Мама. Это шаман.

Умка. А что такое шаман? Его можно есть? Или им тоже надо любоваться?

Мама. Шама́н — человек, способный в состоянии транса общаться с ду́хами и излечивать болезни делать предсказания.

Умка. Хочу предсказания! Давай его позовём!

Мама. Хорошо

ШАМАН Долой и злость, и месть, получите вы все радостную весть.

Пусть вам сопутствует успех! Вам учиться лучше всех!

Обрашаясь к одному:

Если ты урок не учишь, Двойку сразу ты получишь

По всем своим предметам, И по звездным приметам!

Обрашаясь к другому:

Звезды говорят привет И пришлют тебе конфет!

По одной их только кушай, А не то свернутся уши!

Обрашаясь к третьему:

Помни, что добро вернется, Счастьем долгим обернется,

Всем делай много ты его, Взамен не требуй ничего!

В школе будет все отлично, Дома тоже все прилично,

Главное, не забывайте Маме с папой помогайте!

Скоро будет у вас праздник, Вручат вам подарки разные!

Много прибудет гостей, Много будет друзей!

Этой ночью звезды расположились на небе так, что вам светит всё то, о чём вы так давно мечтали.

Культура, обычаи и традиции чукчей

Что мы знаем о представителях такой национальности, как чукча? Большинство людей составляют мнение о них, основываясь на многочисленных анекдотах, где жители Севера представлены малообразованными и нелепыми. Действительно ли это так? Какие у них обычаи и традиции? Если ли достояния культуры? Давайте вместе разберемся в этих вопросах и возможно, мнение о северном населении в корне изменится.

Быт чукчей

Название народа произошло от слова «чаучау» (богатый оленями). Есть кочевые представители расы, которые не сидят на месте, а бродят по всему северу вместе со своими рогатыми друзьями.

Найдя подходящую территорию, где много корма для оленей, чукчи разбивают временный лагерь и обитают там до тех пор, пока не закончится еда для «питомцев». После этого они покидают насиженное место и отправляются на поиски нового пастбища.

Есть и другие представители народа, которые ведут оседлый образ жизни. Они специализируются на рыболовстве и охоте за морскими обитателями. На сегодняшний день численность нации составляет пятнадцать тысяч человек.

Основная часть проживает на российской Чукотке. Если верить древним преданиям, то чукчи относятся к избранной расе. Остальные народы Севера (эвенки, коряки) сотворены лишь в качестве «помощников».

Считается, что создателем нации стала ворона по имени Куркыль. Также аборигены Чукотки свято верят в тот факт, что к сотворению мира имеют непосредственное отношение северные животные.

Язык

Наречие удивительного народа входит в группу чукотско-камчатской языковой семьи. Ближе всего к нему корякский и алюторский языки. По типологии наречиt относится к инкорпорирующим, т.е. сочетающим в себе несколько разных языков.

В 1930 году пастух с Чукотки по имени Теневиль создал идеографическую письменность, но широкого распространения она не получила. На сегодняшний день аборигены Севера используют алфавит, созданный на основе кириллицы, но с добавлением нескольких специфичных символов.
Основная часть чукотских произведений искусств, в частности книги, создается только на русском языке.

Яранга

Это жильё чукчи. «Строение» представляет собой шатер большого размера, который сверху покрыт шкурами оленей и укреплен большими булыжниками. Посредине жилища располагается кострище, которое используется для согрева и приготовления пищи. Вокруг яранги размещают многочисленные сани с хозяйственным скарбом.

В задней части чукотской «квартиры» меховыми шкурами отделяют маленькую комнатку, которая одновременно выполняет роль спальни и столовой.

Одежда

Для пошива вещей северные жители применяют пыжики (шкуры молодых оленей). Зимняя одежда чукчей состоит из двух слоев: внутренний – мехом к телу, а внешний – «опушкой» наружу.

Мужчины одеваются двойные рубахи и штаны, дополнительно натягивают чулки, сапоги и шапку-капор. У девушек вещи для зимнего периода также состоят из двух слоев. Однако в отличие от представителей сильной половины человечества, милые чукотские барышни наряжаются в меховой комбинезон. Наряд имеет широкие рукава и глубокий вырез спереди.

В летний сезон чукоты надевают свободную одежду, пошитую из замши оленя или лёгкой материи, оформленной национальным декором. Малыши тоже имеют «фирменные» вещи. Это наглухо зашитый со всех сторон комбинезон.

Ручки и ножки надежно спрятаны, а вот сзади имеется небольшой разрез. Он предназначен для того, чтобы мамочки вытаскивали грязные «пеленки» и заменяли их на чистые. Хотя мох, соединенный с шерстью оленя сложно назвать пеленкой в классическом смысле этого слова. Лучше именовать аксессуар чукотским памперсом.

Жительницы Чукотки имеют и национальную прическу – косы, декорированные бусинками и пуговицами.

Рацион северных обитателей сложно назвать полноценным. В основном они кушают в разном виде мясо китов, оленей. Также не брезгуют ливером, кровью, моллюсками, корой и ягодами.

У народа имеется национальное блюда. Правда, навряд ли кто-то захочет его пробовать, узнав, как готовится сей деликатес. Итак, рецепт чукотского блюда под названием моняло.

Оленя, которого планируют пустить на изготовление кулинарного шедевра, тщательно подкармливают мхом. Затем выжидают некоторое время, пока он начнет перевариваться. В этот момент животное убивают, распарывают брюхо и достают содержимое. Моняло готово! Его применяют для приготовления первых блюд, употребляют в свежем виде или пускают на консервы.

Пьют чукчи в основном травяные отвары. Они не прочь пропустить пару рюмашек алкогольного напитка, но им категорически запрещено спиртное. Поскольку организм жителей Севера не способен переваривать этиловый спирт.

Однако соблазны слишком велики и к предостережениям прислушиваются единицы. В итоге среди чукчей числится высокий уровень смертности. Если верить статистическим данным, именно из-за привычки выпить с лица земли исчезли некоторые малые народы Севера.

Продолжительность жизни

Живут чукоты недолго. Те, кто обитает в естественных условиях, чаще всего погибают в сорок пять лет. Главная причина высокой смертности – алкоголь, неправильное питание и злоупотребление табачной продукцией. К этим проблемам с недавних пор добавился приём наркотических веществ.

На Чукотке очень мало долгожителей, в возрасте от семидесяти пяти лет от силы человек двести. Снижается и уровень рождаемости. Эта опасная тенденция может привести к тому, что национальность вовсе вымрет.

Традиции и обычаи чукчей

Северный народ живет недолго, но весело. Как и любая нация, чукоты имеют свои обряды, которых свято придерживаются.

Свадебные традиции

Численность населения Чукотки крайне мала, и когда приходит время создавать семью, выясняется, что пары нет. Свободных парней и девушек можно сосчитать по пальцам одной руки. Какой выход нашли чукчи из ситуации? Они стали сочетаться браком с родственниками и просто обмениваться супругами.

Иногда отец вынужден был красть невесту для сына. В подобных ситуациях родственники барышни имели право потребовать восполнение потери. Обычно взамен молодой красавицы ее семье выдавали иную женщину.

Думаете, такие склоки затевались из-за страсти и любви? Вовсе нет, просто потеря рабочей пары рук могла серьёзно навредить устоявшемуся быту. По этой причине вместо одной девушки требовали другую. А уж если «обмен» проводился на незамужнюю даму, так это вообще считалось удачно совершенной сделкой.

Практически во всех семьях много детей. Поэтому не редкостью был такой трюк: если замуж выдавали девочку в соседнее село, то требовали взамен предоставить невесту для сына.

Как и во всех нациях, у чукчей есть зажиточные и бедные люди. Если нищий не хотел становиться супругом женщины из своего сословия, то он отправлялся работать в дом богатея. Спустя несколько лет хозяин «особняка» с барского плеча давал благословение на брак либо усыновлял юношу.

Случались и групповые семьи, внутри которых мужья менялись женами без угрызений совести. Малыши, появившиеся на свет в «шведском семействе», считались общими. Только не стоит осуждать бедных чукотов. На подобные действия они шли не из-за распущенности, а по необходимости. Чаще всего, пары, входившие в состав, группового брака, проживали в разных поселениях. Если оленевод не успевал дойти до дома, то спокойно мог переночевать у «родственников».

Беременность и роды

Если чукотская женщина находилась в положении это вовсе не означало, что она может расслабиться и отлынивать от работы. Наравне с остальными девушками ей предписывалось заниматься хозяйством и заготавливать мох. Зачем он нужен? Прежде всего для родов. Его подстилали в той части яранги, где на свет появлялся малыш. Также мох применяли в качестве памперсов для младенцев.

В процессе родов ни на какую помощь чукчи не рассчитывают. Строго запрещено помогать роженице. Считалось, что на все Божья Воля. Именно он решает, чью умершую душу положить в лоно женщины.

Запрещено было и кричать во время родов, ведь так можно привлечь злых духов. После появления на свет младенца, мать сама проделывала все те манипуляции, которые выполняют у иных народов акушерки. Например, с помощью нити, сплетенной из сухожилия животных и собственных волос, она перерезала пуповину.

Если на протяжении длительного времени самостоятельно разродиться не получалось, то на подмогу звали родственницу. Но после такой ситуации не только к роженице, но и к ее супругу относились с презрением. Считалось, что лучше погибнуть, чем позвать на помощь.

Новорожденного протирали кусочком шкуры, предварительно смоченной в моче мамы. На левую руку и ножку надевали браслеты, выполнявшие роль оберегов. Затем облачали в меховой комбинезон. На протяжении десяти дней после родов девушке запрещено употреблять в пищу мясо и рыбу.

Ранее малыша до четырех лет кормили грудным молоком. Если по каким-либо причинам это было невозможно, то ребенку давали тюлений жир и соску, выполненную из кишки морского зайца. Пустышку дополнительно «фаршировали» мелко нарезанными кусочками мяса. В некоторых селах практиковали вскармливание с помощью собаки.

Воспитание мальчиков

С шести лет из мальчугана начинали выращивать воина. Его приучали к скромной обстановке. Странно звучит, не правда ли? Если учесть в каких условиях проживают чукчи, куда уж скромней. Ребенку необходимо было научиться за считанные секунды просыпаться и чутко реагировать на любые странные звуки.

Также мальчик должен был быстро бегать, метко стрелять из лука и иметь острый глаз. Современная детвора чукчей предпочитает играть в футбол. Мяч делают из оленей шерсти. Также популярностью пользуется борьба на льду или скользкой шкуре.

Смерть

Чукчи никогда не боялись умирать, поскольку свято верили в то, что каждый из них имеет по пять жизней. После смерти они стремились попасть в мир духов, поэтому старались погибнуть от рук врага либо друга. В давние времена просьба пристрелить среди чукчей считалась обыденным делом.

К так называемой «добровольной смерти» чаще всего прибегали люди преклонного возраста. Они уже не могли ухаживать за собой и не хотели становиться обузой для близких. Женщины всегда носили холодное оружие. В случае нападения врага она должна была сначала зарезать всю семью, а затем лишить жизни себя.

Культура и религия

Чукчи относятся к анимистам. Боготворят природу и зверей, верят в злых духов. У них очень много национальных праздников. Фольклор народности чрезвычайно богат. Основные психологические черты обитателей Севера – это чрезмерная возбудимость, склонны к самоубийству и легко могут лишить жизни другого человека.

При этом чукчи доброжелательны и любят принимать гостей, всегда готовы прийти на помощь. Народ славится своим рукоделием. Национальный музыкальный инструмент чукотов – варган и бубен. Помимо ритуальных танцев они не прочь поразвлечься, изображая под музыку пантомиму.

Праздники

Как и у всех народностей, у чукчей имеются национальные торжества. Для европейского человека они покажутся странными и даже диковатыми, но ведь все мы со своими причудами.

Праздник скат байдары

Его празднуют прибережные представители народа. Байдара – это вместительная лодка, в которой легко усядется тридцать человек. Остов изделия выполнен из дерева и китовых ребер. Затем его обтягивают тюленей кожей. Лодка – незаменимая вещь в быту для чукчей. Ее отсутствие означает недостаток провианта в семье.

По этой причине к байдаре относятся с особым уважением и почетом. Перед стартом охотничьего сезона мужское население подготавливает оружие, а женское варит блюдо на основе оленьего жира. Затем шаман проводит специальный ритуал, лодку относят на берег.

После этого морских духов кормят блюдом, которое приготовили девушки. Обряд полностью повторяют на следующий день и после этого открывается сезон охоты.

Праздник кита

Его отмечают чукчи, проживающие на побережье, для которых морские жители – это не только еда, но и цель во время охоты. Суть празднества – вымолить прощение у Хозяина морей за убийство китов, тюленей. Ритуал проводят в конце летнего сезона.

Накануне убивают кита и притаскивают его к берегу, где собираются все жители поселения. Охотники срезают с гиганта полоски кожи и раздают мальчишкам. Затем снимают мясо, а кости вновь опускают в морские глубины. Существовало поверье, что подобные действия помогут животному воскреснуть.

Праздник оленя

Его отмечают чукчи, специализирующиеся на разведении этого животного. Второе название мероприятия – «праздник сброшенных рогов». Он проходит его в мае, когда рождаются молодые оленята. После родов самки сбрасывают рога, а люди их подбирают.

Затем на поляну сгоняют оленей, в центре женщина путем трения добывает огонь и разжигает костер. Вокруг него располагают рога, молодые чукчи бьют в бубен и поют народные песни. В процессе празднества зарезают несколько животных, которые станут пищей для старых обитателей поселения, женщин и детей, когда мужчины уйдут на дальние пастбища.

Народный промысел

Чукчи специализируются на резьбе по кости и скульптуре. У них получаются неплохие произведения искусства. Но заниматься этим могут только представители сильной половины человечества. Основные направления: пейзажи и животные.

Девушки занимаются шитьём и вышивкой.

Транспорт

Население Севера имеет несколько национальных средств передвижения – это байдара, упряжка с собаками или сани, запряженные оленями.

Гигиена

Раньше чукчи мылись крайне редко. Дело было не в недостатке топлива и воды, просто люди искренне верили, что в процессе купания смывают здоровье и силу.

Иногда они собирали сухие веточки, разводили костер, снимали одежду и измазавшись жиром нерпы, становились возле огня. Под воздействием высокой температуры сало начинало таять и перемешивалось с грязью. Через некоторое время люди брали скребки и счищали им получившуюся массу.

В перерывах между такими «водными процедурами» для удаления загрязнений чукчи просто надевали шкуру ворсом вниз. Волосинки терлись о кожу и потихоньку чистили ее. Даже несмотря на то, что к современным чукчам также дошел технический прогресс, они по-прежнему редко моются.

По словам людей, жир, которым покрывают тело, защищает от сильных морозов. Если посвятить время водным процедурам, то можно замерзнуть за несколько минут. Из-за того, что жители Севера редко моют волосы, часто страдают от вшей. Для удаления паразитов, они периодически ополаскивают голову мочой.

Народ чукчи исторически считается особой расой, со своими необычными традициями и обычаями. Несмотря на то что они обитают в тяжелых климатических и бытовых условия, жители Севера не теряют оптимизма и доброжелательности. Конечно, некоторые из традиций кажутся дикостью, но ведь никто не заставляет их придерживаться.

Дополнительные сведения о поселенцах Чукотки вы узнаете из видеосюжета.

Основные занятия

Похожие главы из других работ:

Вепсы: этнокультурная характеристика

2.1 Традиционные хозяйственные занятия

К традиционным хозяйственным занятиям вепсов в первую очередь относятся земледелие. Однако ввиду не самых благоприятных физико-географических условий проживания, земледелие — малопродуктивно и «рискованно»…

Возрождение казачества Юга России

1.2 Процесс возрождения казачества: основные этапы

Развитие казачьего движения за последние двадцать лет можно разделить на два периода. Сначала, в первой половине 1990-х гг. было массовое движение снизу. Тогда широкие массы видели в казачьем движении значимую духовную и социальную основу…

Заволжское старообрядчество в XVIII-XIX вв.

2.3 Занятия раскольников Нижегородской губернии XVIII-XIX вв.

Основными занятиями раскольников Нижегородской губернии являлись преимущественно промыслы и торговля. Занятых исключительно земледелием почти не было. П.И…

И.А.Варваций и его вклад в развитие Астраханской губернии

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ЖИЗНИ И.А.ВАРВАЦИЯ

Красноярск: памятники архитектуры

5. Основные памятники архитектуры г. Красноярска

Народы Южной Америки: Ацтеки

3. Основные занятия

Сейчас хорошо известно, что уже более двух тысяч лет тому назад на берегах озера Тескоко и лагун Шочимилко, Чалко, Шалтокан и Сумпанго находился целый ряд поселений древних земледельцев…

Ненцы: культура и быт

3. Занятия и быт

Традиционное занятие ненцев — крупно-стадное оленеводство. Особенность этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях…

Появление древних людей на Дальнем Востоке

1. Появление древних людей на территории Дальнего Востока: расселение, основные занятия. Образование союзов племен

Обнаружение на Дальнем Востоке и в Южной Сибири ранних следов обитания человека рассматривается в археологической литературе в связи с данными науки о начальных этапах заселения окружающих территорий Восточной, Центральной и Северной Азии…

Разработка и выполнение образа, основанного на этническом наследии Индии

3. Основные понятия грима

Сказочная Индия с ее высоким уровнем духовного развития

5. Основные цели Индуизма

Священные книги индуизма указывают четыре цели, к достижению которых должна быть направлена жизнь человека. Это артха — богатство и власть; и кама — наслаждение и удовлетворение желаний, прежде всего любовных…

Сущность этногенеза и антропогенеза

1. Этногенез и его основные факторы

Исследование процесса этногенеза — происхождения и развития этносов — ученые относят к одному из самых сложных разделов этнологии. Это обусловлено тем…

Традиционная культура юкагиров

1. Традиционные занятия юкагиров

Основные занятия юкагиров — охота на северных оленей и лосей, озерное и речное рыболовство. У тундровых юкагиров рыболовство имело подсобное значение. На оленей и лосей охотились с помощью самострелов, петель, с XVIII в. — кремневых ружей…

Удивительный мир вепсов

Места проживания Вепсов вынуждали приспосабливаться их к любым неудобствам, осваивать новые виды деятельности наиболее пригодные для жизнеспособности населения. Поэтому у народов севера существовали комплексные типы хозяйств…

Этнос и этнокультура

§2. Этногенез и его основные факторы

Исследование процесса этногенеза — происхождения и развития этносов — ученые относят к одному из самых сложных разделов антропологии. Это обусловлено тем…

Яицкое казачество

Скандинавы-русы. образ жизни и занятия

Первым известием о походе русов на Царьград морем была проповедь константинопольского патриарха Фотия, являвшегося очевидцем этого события. Флот русов в составе 200 судов вечером 18 июня 860г вошел на константинопольский рейд…

Доклад на тему «Чукчи»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Походская средняя общеобразовательная школа»

МР «Нижнеколымского» района

Доклад на тему «ЧУКЧИ»

Подготовила Учитель КНРС(Я)

Матей Елена Александровнас.

Походск 2019г.

Чукчи.

Чукчи — народ, проживающий на крайнем северо-востоке Азии, коренное население чукотского автономного округа магаданской области РФ, живут также на севере Корякского автономного округа и в Нижеколымском районе Республики Саха (Якутия). Это самый крупный народ в группе северо восточных палеозиатов, к которой кроме них, относятся коряки, кереки и ительмены. По переписи 2002 года в Якутии проживало 393 чукчей.

Относятся к арктическому антропологическому типу монголоидной расы, некоторая часть — к байкальскому типу монголоидов. Коренные народы северной Америки имеют много общего. По антропологическим признакам они относятся к одной большой монголоидной расе (азиатско-американскому стволу), которая делится на две ветви: азиатскую и американскую. Каждая из них, в свою очередь, делится на антропологические типы(малые расы). Имеются типологические и генетические параллели в материальной и духовной культурах у коренных народов северо-востока Азии и Северной Америки.

Считается , что предки чукчей начали осваивать внутренние районы Чукотского полуострова со второй половины IV тыс. до н.э., но более четко их культурные традиции стали проявляться во II — начале I тыс. до н.э. Эти группы продолжили культуру поздненеолитических охотников и рыболовов циркумполярной зоны древней Якутии. К концу Iтыс. до н.э. группы достигли северного и восточного побережья Чукотки.

Чукотский язык.

Говорят чукчи на чукотском языке, который относится к чукотско-камчатской семье палеозиатских языков. Помимо своего родного языка общаются на русском. Чукотский язык распространен , главным образом, в Чукотском автономном округе и Нижнеколымским улусе Якутии.

Хозяйство.

Основное занятие тундровых чукчей — кочевое оленеводство, имевшие ярко выраженный мясо-шкурный характер. Использовали также ездовых оленей в упряжку. Чукотский олень меньше и слабее тунгусского, поэтому чукчи разводили своих оленей для мяса, а ездовых приобретали у эвенов. Оленьи стада по сравнению со стадами других народов были наиболее многочисленными. Зимой стада держали в укрытых от ветра местах перекочевывая по нескольку раз за зиму, летом мужчины уходили со стадом в тундру, женщины старики и дети жили в стойбищах по берегам рек или моря. Для кочевки по тундре со стадами чукчи изобрели легкие переносные жилища, с каркасом из жердей, крытых шкурами оленей. ,Основные занятие береговых чукчей — охота на морского зверя: зимой и весной — на мелкого тюленя(нерпу)и крупного (лахтака), летом и осенью — на моржа и кита. На тюлений охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного. На моржа охотились группами по нескольку байдар. Традиционное охотничье оружие — гарпун с поплавком, копье. Иногда стреляли тюлений на большой скорости с нарт. До настоящего времени сохранилась охота на птиц с помощью «бола»- метательного орудия из нескольких веревок с грузами, которые опутывали летящею птицу. Рыбу ловили сачком, удой, сетями , летом — с байдар, зимой — в проруби. Лосося заготавливали впрок.

Традиционные ремесла — выделка меха, плетение сумок из волокон кипрея и дикой ржи у женщин, обработка кости у мужчин. Развиты художественная резьба и гравировка по кости и моржовому клыку, аппликация из меха и тюленьей кожи, вышивка оленьим волосом. У приморских чукчей под влиянием русских распространилась восточно — сибирская нарта и упряжка цугом, до этого собак запрягали веером. По воде передвигались в байдарах — лодках, вмещающих от одного до 20-30 человек, сооруженных из морских шкур, с веслами и косым парусом.

Жилище.

проживая в тундрой зоне, чукчи сумели оптимально адаптироваться к окружающему ландшафту. В местах где отсутствовал деревянный строительный материал, они в качестве каркаса для жилищ использовали кости крупных животных. Населенные пункты береговых чукчей представляли собой крупные оседлые поселения из землянок. традиционным жилищем для береговых чукчей до середины XIX в. служила полуземлянка, для оленных — полусферический шатер (яранга) из оленьих и моржовых шкур с остовом из жердей. Источником света и тепла служил жировой светильник. Стойбища кочевых чукчей состояли из 2-10 яранг, были вытянуты с востока на запад, первой с запада ставилась яранга главы общины. Поселения приморских чукчей насчитывали до 20 и более беспорядочно разбросанных яранг.

Пища.

Основная пища оленных чукчей — оленина, береговых — мясо морского зверя. Мясо употребляли в сыром, вареном и вяленом виде. Во время массового забоя олений заготавливали впрок содержимое оленьих желудков (рилькэиль), варя его с добавлением крови и жира. Приморские чукчи заготавливали мясо крупных животных — кита, моржа, белухи — впрок, зашивая его в шкуры и заквашивая в ямах (копаль-гын). Рыбу ели сырой, на Анадаре и Колыме делали юколу из лосося. Листья карликовой ивы,. щавель, корни заготавливали впрок — замораживали, квасили, смешивали с жиром, кровью, рилькэилем. Из точенных корней с мясом и моржовым жиром делали колобки. Из привозной муки варили кашу, жарили на тюленьем жире лепешки. Употреблялись также морские водоросли и моллюски.

Одежда.

Суровые природные условия определяли образ жизни и специфику культуры чукчей. Одежда была глухой и надевалась через голову. Основным материалом для изготовления зимней одежды служили оленьи шкуры, для летней ровдуга (замша из оленьей кожи) и нерпичьи шкуры. Для пошива штанов и летней обуви использовали старые продымленные покрытия яранги, не деформирующиеся под воздействием влаги, или прочную, эластичную, практически непромокаемую кожу тюлений. Обычная верхняя мужская одежда — двойная широкая короткая меховая рубаха (русские называли ее кухлянкой). Нижняя рубаха надевалась мехом внутрь, верхняя — мехом наружу. Нагрудный вырез покрывали квадратным меховым нагрудником, который с помощью узких ремешков завязывался на шее. Куклянка подпоясывалась с напуском с помощью узкого ремня. К нему пришивали нож и другие предметы. За пазуху обычно клали кисет с табаком и трубкой, спички. Летом носили также камлейки — ровдужные или матерчатые длинные рубахи с капюшонном. Они служили для предохранения мехового верха куклянок от снега и дождя. Штаны так же были двойные, узкие, плотно обтягивающие ноги, длиной до щиколоток.

Женская одежда состояла из двойного мехового комбинезона длиной до колен, с широкими рукавами и воротом в виде большого выреза, спускающегося на грудь и спину.

Религия.

Религией чукчей остаются традиционные религиозные верования (шаманство, промысловые и семейные культуры). Развиты анимистические и космогонические представления. Мифологические мировое дерево (космос) состоит из трех миров: Верхнего, Среднего и Нижнего. Нижний мир находиться под землей или в пустынных местах на западе (но не на море). Жизнь под землей мыслиться в обратной симметрии. там обитают злые духи: у чукчей -кэле, у коряков -кала, камак, нинвит, у интельменов — кана. Они несут людям смерть , проникают в очаг с левой стороны через дымовое отверстие, кусаются, похищают души людей, стрелами вызывают болезни. Злые духи похожи на зверей или людей с острыми головами (иногда с несколькими головами), одноглазые, с длинными зубами и ногтями; у некоторых много ног. Божественный творец чукчей -Тенан-томгын (существо, сила) — имеет аморфный характер. Это нечто на верху, моделирующие космос, космический порядок в целом; существо — громовик,отождествляемое с солнцем. Полярной звездой. У коряков одна из его функций — посылка душ умерших родственников в чрево матери.

Существуют зоолатрическик культы: вороны, куропатки, кита, паука, волка. У охотников на морского зверя, живущих на побережьях Ледовитого и Тихого океанов, развит культ матери -моржихи. В мифах чукчей и коряков хозяин зверей -Писвусъын, главным образом повелитель оленей и охоты. Дух-хозяин морских зверей — Керет-кун . Культура чукчей достойна восхищения. Их вещи — настоящие произведения искусства. Развитая мифология, создаваемая устным творчеством, пережила века и сохранилась до сегодняшнего дня.

Сегодня в жизни чукчей произошли коренные изменения: перестроено оленеводство, созданы крупные поселения. Сформировалась национальная интелегенция. На чукотском языке издается учебная и художественная литература.

Обычаи и праздники.

Для традиционного мировоззрения чукчей характерен анимизм — одухотворение всего, что окружает человека: предметов, растений, животных. Чукчи верили, что добрые и злые духи способны влиять на жизнь и смерть человека, вызывать у него болезни, обеспечивать удачу и обрекать на нисчастья. Для защиты от болезней и несчастий в каждой семье имелись священные охранители — амулеты тейныквыт -связки разных предметов, преимущественно частей животных и птиц, которые, по представлениям чукчей, обладали присущими этим зверям и птицам силой, ловкостью, мудростью и защищали обитателей жилища. В таких связках присутствовали и изображения предков, сделанные из дерева, кожи. Главной святыней было деревянное огниво в форме человеческой фигуры. Из него на праздниках сверлением добывался священный огонь. Для борьбы со злыми духами использовались и защитные свойства бубна, и изменения внешнего вида (прическа, одежда), имени.

Для обеспечения удачной охоты и как акт благодарная духов-хозяев природы устраивались праздники, связанные с хозяйственными циклами. У оленных — с осенним и зимним забоем оленей, отелом, откочевкой стада на летнее пастбища и возвращением оттуда, у приморских весной отмечали праздник байдары в связи с первым выходом в море, летом — праздник готов по случаю окончания охоты на тюлений, осенью- жертвоприношение морю. Такие праздники сопровождались состязанием, танцами, игрой на бубнах, пантомимой.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *