17 способов случайного деления учеников на группы. Как сгруппировать детей, чтобы никому не было обидно

Выбор способа разделения учеников на группы во время урока может исходить из цели образования групп, например,

  • по уровню успеваемости для раздачи заданий разного уровня сложности;
  • группы, в которых есть ученики разного уровня успеваемости, чтобы дети помогали друг другу во время урока. При этом все группы одного уровня;
  • группы, в которых дети дружны между собой или, наоборот, враждуют.
  • группы, объединенные по темпераменту членов;
  • И т.д.

Сложнее непредвзято разделить детей на группы вне зависимости от их качеств и предпочтений. Разделение детей случайным образом можно организовать множеством способов. Приведем некоторые из них.

Как разделить учеников на группы на уроке?

  • по ряду парт в классе;
  • по номеру варианта (I и II вариант);
  • соседи по парте;
  • по журналу (пополам, через одного, четные-нечетные и т.д.);
  • по половому признаку — мальчики, девочки;
  • по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);
  • по дате рождения (четное, нечетное число);
  • по первой букве имени или фамилии (гласные — согласные, звонкие — глухие и проч. — актуально для уроков русского языка);
  • расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);
  • по считалочке (см. считалки на английском языке);
  • по жребию. В корзине могут находиться:
    • листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих;
    • предметы, заранее положенные учениками (ученики по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один ученик, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);
    • геометрические фигуры — команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для уроков математики);
    • изображения животных — команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные, хищники (для уроков биологии и окружающего мира);
    • изображения растений — команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев (для уроков биологии и окружающего мира);
    • названия или изображения стран, городов, географических объектов — команды европейцев, азиатов, африканцев или же команды озер, гор, рек (для уроков географии и окружающего мира);
    • а также ряд других терминов и понятий для каждого предмета.
  • Сегментация круга: учитель встает в центре класса и мысленно с детьми проводит его диаметр. Таким образом, дети могут разделиться на 2 равные группы. Можно сделать большее число сегментов для получения другого количества групп. Способ можно использовать на уроках математики.
  • Внешние признаки детей: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч. Например, команда тех, у кого дневник лежит на столе, и тех, у кого не лежит.
  • Стрельба глазами (Разведчики). Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга. Путем нескольких повторений класс разделяется на пары (должно быть четное число учеников).
  • Лидеры. Учитель может как попросить вставить лидеров групп, так и определить их одним из других способов. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они — и так, пока весь класс не будет разбит на команды.
  • Мозаика. Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения. В дальнейшем этот текст или изображение можно обыграть (например, цитату на уроке литературы или истории; изображение — на уроке ИЗО или любом другом).
  • Роли, предпочтения. Например, учитель заранее предлагает несколько вариантов и каждый ребенок выбирает тот, который ему ближе (Англия, Франция, Россия, Япония; Восток, Запад, Север, Юг, банан, груша, яблоко, киви, Л.Н. Толстой, Р.Р. Толкин, А. Беляев и т.д.).
  • И другие способы.

Конечно, можно делить учащихся на группы и по желанию, однако в учебных целях лучше разбивать учеников на разные по составу группы, а с учетом числа учеников в классах, составы могут быть всегда разными и неожиданными.

Дети доверяют случаю и меньше сопротивляются нежелательным для себя связям с другими учениками, желание победить, дух соперничества и соревнования все-таки пересиливает, и они учатся налаживать связи, работать в команде, работать на результат. Работа в группах дает возможность показать себя не только сильным ученикам, но и слабым, и позволяет застенчивым, замкнутым детям, детям с заниженной самооценкой пообщаться с другими детьми и, возможно, даже подружиться с кем-то.

Проблемы деления на группы

Однако при делении детей на группы есть и проблема: в классах бывают дети, которых никто не хочет брать в свою группу. Учитель должен не оставлять ситуацию на самотек, а обыграть ситуацию исключительно в положительном ключе. Например, остался один ребенок, которого никто не взял к себе. Можно заранее составить такие правила, что лишний участник как привилегия достанется той команде, которая выиграет в борьбе за него, то есть каждая команда выскажет свои аргументы, почему этот ученик должен быть в ней. Ученик вступает в победившую команду (здесь дети забывают о своих предпочтениях и поддаются желанию победить). В особых случаях учителю нужно исключить варианты деления на группы, когда принимают решение ученики.

С делением детей на группы также связаны и другие проблемы организационного характера. Поначалу дети могут сопротивляться, спорить, тратить слишком много времени и т.п., но задача учителя, во-первых, четко определить правила деления на группы, во-вторых, постепенно учить детей этому. Чем чаще на уроках вы будете использовать групповые методы работы, тем охотнее и быстрее дети будут группироваться в следующий раз, считая это просто этапом урока. Чтобы избежать организационных трудностей, учителю следует:

  • озвучить и согласовать с детьми правила работы в группах;
  • следить за соблюдением правил всеми участниками, пресекать излишние недовольства и выражение эмоций, направлять разговоры в позитивное русло;
  • ставить четкие и понятные временные рамки, следить за регламентом (например, поставить в классе песочные часы или выводить часы на экране, чтобы все дети могли видеть время);
  • уделять особое внимание детям-изгоям, детям с ОВЗ, новеньким и «трудным» детям.

Да, с организацией детей на группы связаны некоторые проблемы и, возможно, учителя постигнут неудачи, но со временем, если учитель будет работать в системе, он обязательно почувствует класс, детей, и научится создавать группы на лету.

Деление на группы

Деление на малые группы это хорошая возможность дополнительного влияния на динамику тренинга. Иногда способ деления сам по себе может быть упражнением: выполнить роль энерджайзере или нести некую содержательность и возможность для обсуждения.

Очень полезно до проведения тренинга продумать разные способы деления участников на малые группы для выполнения разных заданий. Перечислю некоторые вспомнившиеся. Если вы знаете другие способы, добавляйте их в комментариях.

10 способов деления на малые группы

  1. Делимся по счету на “первый-второй”. Здесь все просто.
  2. Делимся по счету на другом языке. Способ №1 можно украсить если деление происходит на каком-нибудь необычном иностранном языке. В этом случае попросите помощь у группы. Наверняка, кто-то знает счет на неожиданном иностранном языке.
  3. Деление по какому-то признаку. Вызывается один участник, которому дается задание разделить группу на заданное количество подгрупп по какому-либо признаку. Причем он может и не называть принципы по котором он делил группу.
  4. Осенний лес. Однажды уже публиковалось.
  5. Времена года. Если группа достаточно большая и вам нужно поделить ее на две подгруппы, попросите участников встать по четырем углам. В один угол встают те, кто родился весной, в другой, те кто родился летом и т.д. Далее, объедините подгруппы по своему усмотрению.
  6. Карты. Здесь возможно несколько вариантов. Если две группы, то можно делить по доставшемуся участнику цвету масти. Если две, три или четыре, то просто по доставшейся масти. Ну и т.д.
  7. Жеребьевка. Если вам предстоит игра с прописанными ролями, то можно эти роли распределить жеребьевкой. напишите названия ролей на небольших листочках, положите их в коробку/миску/шляпу и пусть участники тянут роли по-очереди.
  8. Выбор лидера. Вызовите участников по числу нужных вам команд. Они становятся, что-то типа капитанов и начинают по-очереди набирать себе членов команды. Т.е. один выбирает одного участника, затем второй, затем третий. После этого первый капитан выбирает себе второго участника, затем второй капитан выбирает себе второго участника и т.д.
  9. Вариация п.7 Первый шаг, как и п.7, вызовите участников по числу нужных вам команд. Они выбирают первых участников команд. Далее первые выбранные выбирают вторых. Затем вторые выбирают третьих. И т.д.
  10. Нити. Для образования пар ведущий в кулаке шерстяные нити или веревочки длиной до одного метра (на по- ловину количества участников) так, что концы свешиваются справа и слева. Каждый из участников хватает конец нитки (веревки) и, не выпуская его, отыскивает свою пару.
  • Актуальные обсуждения
    • «Благочестивые» отговорки
    • «Благочестивые» отговорки. Окончание
    • «Благочестивые» отговорки. Продолжение
    • «Бог в душе» — НЕ СПАСИТЕЛЬ!
    • «Мы, христиане, – не от мира сего.»
    • «Помяни мя, господи, во Царствии Твоем!»
    • Cтать монахом на время поста
    • «А точно ли это печенье постное?» О фарисеях
    • «Вы не от мира сего» (Ин. 15: 19)
    • «Концентрированное Евангелие» Беседа о Страстной седмице
    • «Мы были такими же, как вы» Два взгляда на одну проблему
    • «Надобно трудиться для каждого человека»
    • «Пост дает возможность реализовать наивысшее право и свободу: право на святость и свободу от греха»
    • «Человек – это звучит…»
    • «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог»
    • «Я вас научу, как надо!» О лжепастырях и пастырских заблуждениях
    • Аскетическая симфония
    • Без Христа спасенья нет
    • Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
    • Бес, покоя лишающий. О борьбе с беспокойством
    • Беседа о покаянном делании
    • Беседа о Таинстве Крещения
    • Беседы на святки
    • Бесстыдство изгоняет божественную Благодать
    • Библейский взгляд на причины и сущность болезней
    • Благочестие показное и подлинное
    • Бог врагов наших
    • Богослужебное пение и музыка
    • Борьба за пост
    • Брак даёт шанс научится истинной любви
    • Быть совершенным
    • В надежде «спрятаться» от Бога
    • В наших венах течет Христова кровь Беседа о Божественной литургии и Святом Причастии
    • В наших сердцах Богу нет покоя. Беседа о вИдении своих грехов
    • В разделе «Методика преподавания» размещен доклад С.Ю. Дивногорцевой «Православная педагогическая культура России: история и современность»
    • В чем заключается духовная польза чтения Псалтири?
    • В чем торжество Православия?
    • Вера — это шаг из лодки на воду
    • Возможно ли следование Христу вне Церкви?
    • Воля творить добро
    • Вопросы об аде и рае
    • Выбор веры
    • Выше – истина Христова
    • Граница фарисейства — противопоставление себя окружающим
    • День Обрезания Господня – это день Закона Божия
    • Дни особого поминовения усопших
    • Добродетели и пороки в семье
    • Дорасти(ть) до пастырства
    • Дружба, влюбленность, любовь
    • Дружба: труд и подвиг
    • Духовное бесплодие
    • Духовные советы и пожелания румынских старцев на Рождество Христово
    • Духовный опыт: истинный и ложный
    • Евангелие о совершенном милосердии
    • Евангелие — книга про каждого из нас
    • Евангелие: правда о вечной жизни
    • Если бы все, кто принимает крещение…
    • Если мы боги, то почему это незаметно?
    • Ещё немного о неофитских немощах
    • Живая связь с Богом Пастыри о важности догматов Церкви
    • Жизнь в тысячу рублей, или К чему приводит осуждение
    • Закон и Благодать
    • Закон любви
    • Зачем Бог сотворил мир?
    • Зачем становиться монахом.
    • Значение церковнославянского языка для духовного образования
    • Имеем ли мы право на обиду?
    • Исповедь и Причастие — вместе или врозь?
    • Исповедь – не роман, а борьба
    • К истории почитания святого благоверного князя Александра Невского
    • К чему приводит компромисс с совестью
    • Как быть с Ветхим Заветом как с Законом?
    • Как вырастить счастливого ребёнка
    • Как делиться пасхальной радостью с ближними
    • Как добродетели превращаются в карикатуру
    • Как мы будем жить после Пасхи?
    • Как отличить Крест Христов от самодельного? Ответы пастырей
    • Как понимать заповеди блаженства
    • Как правильно читать Библию
    • Как праздновать Новый год и как встретить Рождество
    • Как преобразить свой внутренний мир
    • Как сохранить духовную ревность Великого поста в пасхальные дни? Ответы пастырей
    • Как стяжать любовь к… ближним? Ответы пастырей
    • Каким нужно быть алтарнику
    • Каковы истинные ученики Христовы и сыны Воскресения
    • Каяться нужно — в прошедшем времени
    • Крест и крестное знамение: как использовать без заблуждений и суеверий
    • Крещенская вода: как правильно обращаться со святыней.
    • Крещенские морозы, или Как все было на самом деле?
    • Любовь христианская всегда – вопреки
    • Люди не постятся, потому что не знают смысла поста
    • Маловажен ли малый грех
    • Мамочкино богословие
    • Мера поста
    • Методические и практические рекомендации об организации воскресной школы
    • Минимум кары и безграничность любви
    • Миссия в большом городе Беседа с прот. Игорем Фоминым
    • Можно ли быть счастливым без Христа?
    • Можно ли верить снам?
    • Молитва — не долг, а кислород души
    • Монастыри русского севера
    • Монашество и жизнь в миру – единый путь
    • Мораль и нравственность.
    • Мы призваны к радости! Беседа с прот. Георгием Бреевым
    • Мы христиане в теории
    • Нападения на христиан
    • Научиться вмещать милость Божию
    • Не давать ничему ложной цены
    • Не любить – противоестественно для человека
    • Не только верить, но верить и служить
    • Невежество и безразличие
    • Непослушание – препятствие любви
    • Нужно ли бояться собственного страха?
    • О важности изучения церковной истории
    • О внешнем виде христианина
    • О выборе монашеского пути и мифах, связанных с ним
    • О крещении без катехизации. Чему научил нас 1917 год
    • О любви к ближнему
    • О мистической красоте церковного языка
    • О молитве на клиросе
    • О поминовении усопших
    • О последствиях греха
    • О православном романтизме
    • О реальной и мнимой грубости церковных работников
    • О свойствах Церкви и ее границах
    • О Священном Предании
    • О священстве
    • О семье и браке
    • О судьбе
    • О христианском отношении к собаке
    • О Царстве Божием
    • О чтении Священного Писания
    • Об иконопочитании и почитании святых
    • Об участии верных в Евхаристии
    • Образ Отцовства небесного
    • Общее Соборование: история смещения смысла
    • Община сегодня — это как костер в тундре
    • Окно в горний мир
    • Окунаться ли в крещенскую прорубь?
    • Оправдание Авраама верой
    • Освящение жилища
    • Основа оглашения – Любовь, а не Закон
    • Оставь ребенка в покое. Часть 1 Беседа о воспитании детей и психологическом давлении
    • Оставь ребенка в покое. Часть 2 Беседа о воспитании детей и психологическом давлении
    • Осуждение и греховность.
    • Осуждение, обличение и рассуждение
    • От «попросить» до помолиться. О наших отношениях со святыми
    • От крещения кровью до проверки временем
    • От слов твоих…
    • Ощутить в полноте пасхальную радость. Советы пастырей
    • Пастыри о духовном родоначальнике русского народа
    • Пасха в Евангелии и Апокалипсисе
    • Пасхальная радость — дар и труд
    • Патриарх Иосиф и бесплодная смоковница
    • Подвиг постный: значение и важность Рождественского поста
    • Подделка Церкви христианством
    • Позволительное с полезным. Может ли христианин участвовать в протестах?
    • Покаяние как любовь
    • Полнота жизни в Церкви
    • Последняя заповедь блаженства
    • Почему мы отпадаем от любви?
    • Почему священство далеко от народа
    • Почему со временем охладевает вера?
    • Праведный Иов: образ надежды через страдание
    • Правильное отношение к посту
    • Правильное отношение к церковным проблемам
    • Православие и современность
    • Пребудьте в любви!
    • Проблемма происхождения мира
    • Путь пророка Илии
    • Пять правил о пасхальной радости По каким правилам живет пасхальная радость в душе, и что делать, если она уходит?
    • Раб, наемник или сын?
    • Размышление о собственных грехах
    • Размышления о древних и новых мучениках
    • Религия радости
    • Рождественский пост в вопросах и ответах
    • Рождество Христово в Евангелии — и в истории. Противоречит ли евангельский рассказ историческим данным?
    • Рождество Христово: как ощутить радость праздника
    • С самим собой собеседование
    • Сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим
    • Самостоятельность влечет за собой ответственность
    • Свобода совести и вероисповеданий
    • Связь с Богом – фундамент нашей связи с ближним
    • Святость – это не безгрешность и не совершенство
    • Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 1
    • Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 2
    • Семейная жизнь и аскеза
    • Сердце без тайности — пустая грамота
    • Слава Богу за всё» Святитель Игнатий (Брянчанинов) о благодарности Богу
    • Слово Божие всегда должно звучать в сердце
    • Слушаться — значит любить
    • Смысл анафемы
    • Совесть как категория нравственного сознания.
    • Современные христиане
    • Сограждане святым и свои Богу
    • Созерцая «Троицу» Икона Андрея Рублева. Самое известное и таинственное изображение Бога в истории иконописи
    • Стыдно грешить, а не каяться
    • Три корочки хлеба
    • Уйди от меня, Господи…
    • Участие в богослужении ― наша жизнь со святыми
    • Христианская святость
    • Христианство и экономика: дело не в «измах»
    • Христос и «Я»
    • Чаша двух Заветов
    • Человек, если бы ты знал свою ценность!
    • Человеческая воля
    • Что значит: «люби ближнего своего»
    • Что мешает нам прощать в прощенное воскресенье
    • Чтобы душа оставалась дома Размышления о добродетели терпения
    • Чтобы любить Бога, нужно быть беззащитным
    • Чтобы не уйти…
    • Широкое сердце Православия
    • Язык Церкви для детей. Изучение церковнославянского — обогащение или проблема?
  • Жития святых
    • Авва Зосима Палестинский
    • Апостол Андрей Первозванный
    • Апостол от 70-ти Дионисий Ареопагит, Афинский, епископ
    • Апостол от 70-ти Ерм (Ерма) Филиппопольский, епископ
    • Апостол от 70-ти Кодрат Афинский и Магнезийский, епископ
    • Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские, и мать их преподобная Феодотия
    • Благоверная Тама́ра Грузинская, царица
    • Благоверный князь Алекса́ндр (в схиме Алекси́й) Невский
    • Благоверный князь Дими́трий Донской
    • Благоверный князь Михаи́л Черниговский и боярин его мученик Фео́дор
    • Благоверный князь Яросла́в Мудрый
    • Блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая
    • Блаженный Августин Аврелий, Иппонийский, епископ
    • В разделе «Методика преподавания» размещена статья «Зачем ходить в воскресную школу?»
    • Великомученик Гео́ргий Победоносец
    • Великомученик Дими́трий Солунский (Фессалоникийский), Мироточивый
    • Исповедник Иоа́нн Васильев
    • Исповедник Иоанн Блинов
    • Мученик Гавриил Фомин
    • Мученик Димитрий Власенков
    • Мученик Димитрий Спиридонов
    • Мученик Иустин Философ
    • Мученик Михаил Новоселов
    • Мученик Никифор Зайцев
    • Мученица Евдокия Сафронова
    • Мученица Матрона Солунская (Фессалоникийская)
    • Мученица Пелагия Балакирева
    • Мученицы Ольга и Феоктиста
    • Праведный Алексий Мечёв, протоиерей
    • Праведный Па́вел Таганрогский
    • Праведный Фео́дор Ушаков, воин
    • Праведный Филаре́т Милостивый, Пафлаго́нянин
    • Преподобноисповедник Арефа (Митренин), иеромонах
    • Преподобноисповедник Гаврии́л (Игошкин), архимандрит
    • Преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), архимандрит
    • Преподобноисповедник Ираклий (Мотях), схимонах
    • Преподобноисповедник Лео́нтий (Стасевич), Михайловский, архимандрит
    • Преподобноисповедник Севастиа́н (Фомин), Карагандинский, архимандрит
    • Преподобноисповедница Матро́на (Власова), инокиня
    • Преподобномученик Валентин (Лукьянов), иеромонах
    • Преподобномученик Филаре́т (Пряхин), игумен
    • Преподобномученица Ирина Фролова, послушница
    • Преподобномученица Мария (Цейтлин), монахиня
    • Преподобномученица Пелагия (Тестова), инокиня
    • Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники Печерские
    • Преподобный Алекса́ндр Свирский, игумен
    • Преподобный Алексий Зосимовский (Соловьев)
    • Преподобный Антоний Великий
    • Преподобный Варсонофий Оптинский
    • Преподобный Вонифатий Феофановский, Киевский, игумен
    • Преподобный Дими́трий Прилуцкий, Вологодский, игумен
    • Преподобный Ефрем Сирин
    • Преподобный Зосима (Верховский)
    • Преподобный Ио́сиф Песнописец, пресвитер
    • Преподобный Иоа́нн Дамаскин, песнописец
    • Преподобный Иоа́нн Рыльский
    • Преподобный Иоанн Лествичник, Синайский, игумен
    • Преподобный Иов Почаевский, игумен
    • Преподобный Иосиф Волоцкий (Волоколамский), игумен
    • Преподобный Иосиф Оптинский
    • Преподобный Исаа́к Сирин, Ниневийский, епископ
    • Преподобный Исаа́кий Далматский, игумен
    • Преподобный Иустин (По́пович), Челийский
    • Преподобный Кассиан (Иоанн Кассиан) Римлянин, иеромонах
    • Преподобный Косма Маиумский, епископ, творец канонов
    • Преподобный Макарий (Глухарев), Алтайский
    • Преподобный Макарий Великий, Египетский
    • Преподобный Макарий Оптинский
    • Преподобный Максим Грек
    • Преподобный Нектарий Оптинский
    • Преподобный Нестор Летописец, Печерский
    • Преподобный Паисий Величковский
    • Преподобный Роман Сладкопевец
    • Преподобный Серафим Вырицкий (Муравьев)
    • Преподобный Сергий Радонежский
    • Преподобный Симеон Новый Богослов
    • Преподобный Три́фон Печенгский, Кольский, просветитель лопарей
    • Преподобный Феодосий Печерский, игумен
    • Равноапостольный Николай (Касаткин), архиепископ Японский
    • Равноапостольный Николай Японский (Касаткин), архиепископ
    • Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский
    • Святитель Алексий, митрополит Московский, всея Руси, чудотворец
    • Святитель Антоний (Смирницкий), Воронежский, архиепископ
    • Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник и песнописец
    • Святитель Афанасий Великий, Александрийский, архиепископ
    • Святитель Варсоно́фий Тверской, епископ
    • Святитель Василий Великий, Кесарийский (Каппадокийский), архиепископ
    • Святитель Геннадий Новгородский, архиепископ
    • Святитель Григо́рий Палама, Солунский (Фессалоникийский), архиепископ
    • Святитель Григорий Антиохийский, патриарх
    • Святитель Григорий Нисский, епископ
    • Святитель Григорий Чудотворец, Неокесарийский
    • Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
    • Святитель Иннокентий (Борисов), Херсонский, архиепископ
    • Святитель Иннокентий Пензенский (Смирнов), епископ
    • Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский, Сан-Францисский, Чудотворец
    • Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский
    • Святитель Иоанн Тобольский (Максимович), митрополит
    • Святитель Иоасаф Белгородский, епископ
    • Святитель Иона, Ханькоуский Чудотворец
    • Святитель Кирилл Александрийский, архиепископ
    • Святитель Кирилл Туровский, епископ
    • Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский
    • Святитель Лев I, папа Римский
    • Святитель Макарий (Невский), Московский, Алтайский, митрополит
    • Святитель Митрофан (в схиме Макарий) Воронежский, епископ
    • Святитель Некта́рий Э́гинский, Пентапольский, митрополит
    • Святитель Николай Мирликийский, чудотворец, архиепископ
    • Святитель Петр (Могила), митрополит Киевский
    • Святитель Петр, митрополит Московский, всея России, чудотворец
    • Святитель Серафи́м (Соболев), Богучарский, архиепископ
    • Святитель Симеон Солунский, архиепископ
    • Святитель Спиридон Тримифунтский, епископ
    • Святитель Тара́сий Константинопольский, архиепископ
    • Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси
    • Святитель Феофан, Затворник, епископ Вышенский
    • Святитель Филарет Московский (Дроздов), митрополит
    • Святитель Фотий, патриарх Константинопольский
    • Святой праведный Иоанн Кронштадтский, протоиерей
    • Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя славянские
    • Священноисповедник Алекса́ндр Орлов, пресвитер
    • Священноисповедник Владимир Хираско, пресвитер
    • Священноисповедник Николай (Могилевский), Алма-Атинский, митрополит
    • Священноисповедник Петр Чельцов, пресвитер
    • Священноисповедник Сергий Правдолюбов, Касимовский, пресвитер
    • Священномученик Алекса́ндр (Петровский), Харьковский, архиепископ
    • Священномученик Алекса́ндр (Щукин), Семипалатинский, архиепископ
    • Священномученик Алекса́ндр Лихарев, пресвитер
    • Священномученик Александр Гневушев, пресвитер
    • Священномученик Анатолий (Грисюк), Одесский, митрополит
    • Священномученик Аркадий (Остальский), Бежецкий, епископ
    • Священномученик Васи́лий (Зеленцов), Прилукский, епископ
    • Священномученик Василий Измайлов, пресвитер
    • Священномученик Влади́мир Введенский, пресвитер
    • Священномученик Владимир (Богоявленский), Киевский, митрополит
    • Священномученик Владимир (Медведюк) и преподобномученица Татиана (Фомичева)
    • Священномученик Горазд (Павлик) Богемский и Мораво-Силезский, епископ
    • Священномученик Дионисий Александрийский, епископ
    • Священномученик Евгений Васильев, пресвитер
    • Священномученик Ермоген Московский и всея Руси, патриарх
    • Священномученик Зинон Веронийский, епископ
    • Священномученик Иларион, архиепископ Верейский
    • Священномученик Илия Громогласов, пресвитер
    • Священномученик Иоа́нн Честнов, пресвитер
    • Священномученик Иоанн (Поммер), Рижский, архиепископ
    • Священномученик Иоанн Кочуров, Царскосельский, пресвитер
    • Священномученик Иоанн Фрязинов, пресвитер
    • Священномученик Ипполит, Мученики Кенсорин, Савин, Хрисия дева и другие 20 мучеников
    • Священномученик Ириней Лионский, епископ
    • Священномученик Константин (Голубев) Богородский, пресвитер и иже с ним два мученика
    • Священномученик Лаврентий, епископ Балахнинский, мученик Алексий, пресвитер и мученик Алексий
    • Священномученик Никола́й Розов, Петроградский, пресвитер
    • Священномученик Николай Виноградов, пресвитер
    • Священномученик Николай Восторгов, пресвитер
    • Священномученик Николай Искровский, пресвитер
    • Священномученик Николай Попов, пресвитер
    • Священномученик Николай Тохтуев, диакон
    • Священномученик Павел Добромыслов, Рязанский, пресвитер
    • Священномученик Петр (Зверев), Воронежский, архиепископ
    • Священномученик Пимен, епископ Семиреченский и Верненский
    • Священномученик Поликарп Смирнский
    • Священномученик Се́ргий Орлов, пресвитер
    • Священномученик Се́ргий Рохлецов, пресвитер
    • Священномученик Се́ргий Увицкий, пресвитер
    • Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит
    • Священномученик Сергий Лавров, пресвитер
    • Священномученик Сергий Мечев, пресвитер
    • Священномученик Сергий Увицкий, пресвитер
    • Священномученик Фаддей (Успенский), Тверской, архиепископ
    • Священномученик Феодосий Беленький, пресвитер
    • Священномученик Феофан, епископ Пермский и Соликамский
    • Сщенномучеников Александра Смирнова и Феодора Ремизова, пресвитеров
  • Заблуждения и ошибки
    • «Знамения на небе». Объяснение феномена НЛО
    • «Отмененный» чемпионат
    • 500 лет победе и поражению Мартина Лютера
    • Cжигала ли Церковь книги?
    • «20 лет я соблюдал все обряды и законы ислама» Бывший мусульманин об исламе и пути в Православие
    • «Волшебные способы» и «чудодейственные таблетки»
    • «Всё то, что говорили о христианстве неоязычники, – враньё» Беседа с бывшим неоязычником Иваном Лисковым
    • «Исповеди бывших» — новая форма атаки на Церковь
    • «Ищите Бога-Личность!» Интервью с отцом Серафимом Маджмударом
    • «Небесное гражданство»: не будем самоуверенны
    • «Нести свет во тьму, но самим не становиться тьмой…» Беседа с протоиереем Николаем Погребняком
    • «Самый счастливый человек в Европе» и его путь к Православию
    • «Я пришла к Православию, потому что это Христова Церковь». Беседа с бывшей мормонкой
    • Авторитет Церкви и наша интеллигенция
    • Актуальность симфонии Церкви и государства
    • Апофеоз восточного папизма
    • Атеизм в ассортименте
    • Атеизм тогда и сейчас
    • Безумие нашего времени
    • Берегись… игрушки!
    • Бесы, или Почему не спасают «отчитки»
    • Битва за семью – дело спасения мира
    • Благовестие и прозелитизм
    • Благодарность
    • Благодатно ли инославное священство?
    • Бог — изгнанник на земле
    • Бог. Народ. Писание
    • Богословское осмысление вопросов экологии
    • Божественный дар веры и атеистическое мировоззрение
    • Братские отношения
    • В секты попадают из-за проблем, комплексов и тщеславия
    • Вавилонская башня нашего времени
    • Вам кто-то «сделал»? Да это вы сами все сделали…
    • Вера и естественнонаучное знание
    • Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу
    • Вера и нравственность как основа научного познания
    • Вечно юная и вечно древняя. Как меняется Церковь?
    • Виртуальный тур по духовным мирам. О молитве и медитации
    • Возвращаясь в покинутый дом: Православная жизнь в современной Германии
    • Возможна ли реинкарнация?
    • Возможно ли добро без Христа?
    • Воскресный листок. Неделя 27-я по Пятидесятнице
    • Воспитать воспитателей в семье
    • Встреча патриарха и римского папы
    • Встреча современного Запада с восточной сотериологией
    • Встреча учености и святости
    • Выбор веры
    • Гламур и наши дети
    • Гражданский брак – не брак?
    • Грех как форма любви
    • Дата католической Пасхи
    • Две лжи о Церкви как основа для филетических расколов
    • Демонизация детского сознания
    • Диалог с атеистом
    • Женщина спасается чадородием?
    • Живет ли Бог в моей душе?
    • Жить как хочется
    • За Фрейдом – бред. Психоанализ и оккультизм, как вера в ложь
    • Зачем вы придумали Пасху?
    • Зачем жить по заповедям? Или три заблуждения о христианской жизни
    • Зачем нужны догматы?
    • Иконография Святой Троицы. Можно ли изображать Бога Отца?
    • Индульгениция или покаяние?
    • Иноверие и инославие
    • Интернет, вечность и Страшный суд
    • Искушение экстримом
    • Испытание Новым годом
    • Истоки богохульства в современной культуре
    • Историческое оправдание поста, или преодоление повсеместного заблуждения
    • История возникновения календарного вопроса.
    • История есть Промысл Божий о каждой стране и каждом народе
    • Как быть?
    • Как вывести бытие Бога через понятие Бога?
    • Как не попасть в секту
    • Как общаться с чужими?
    • Как относится к чудесам в других вероисповеданиях?
    • Как относиться к ереси и еретикам
    • Как пережить предательство?
    • Как распознать секту и самому не стать сектантом
    • Как чужому стать своим, а своему не стать чужим
    • Как я перешел из католицизма в Православие
    • Какое время – наше?
    • Когда толерантность становится предательством? Ответы пастырей
    • Кришнаиты как они есть
    • Кто завяжет нам шнурки? Немного об околоцерковных суевериях
    • Кто, когда и зачем нас крестил?
    • Куда ведет погоня за Лилит?
    • Культ наслаждения
    • Курение – это грех? Ответы пастырей
    • Латинское ложное учение о Деве Марии
    • Лютеров догмат
    • Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни
    • Мертвых душ не продадите?
    • Можно ли молиться вместе с католиками?
    • Можно ли представить себе райское блаженство?
    • Можно ли прощать не прощая?
    • Можно ли совершать зло ради добра?
    • Над мудростью эллинов и чудесами иудеев Раннехристианские апологеты о вере и разуме, философии и Откровении
    • Народные целители и их «молитвы»
    • Неверие и суеверие.
    • Недочеловечество
    • Нужна ли православному христианину йога?
    • Нужны ли Православию монашеские ордена?
    • О «святочных гаданиях» и картах
    • О богохульстве
    • О браках с инославными
    • О вере, неверии и нашем выборе
    • О Воздвижении, толерантности и Юлиане Отступнике
    • О добродетели, искаженной до неузнаваемости
    • О злых духах
    • О йоге и прочих восточных практиках
    • О колдовстве и порче
    • О крещении без веры
    • О ложной ревности и внутрицерковной полемике
    • О мнимой праведности
    • О Православии и католичестве
    • О Православном Предании и отступлении от Него
    • О Предании Церкви и сектантских преданиях
    • О предметности и продажности
    • О предопределении
    • О предопределении
    • О протестантизме, католичестве и «латинском пленении»
    • О различии между счастьем и удовольствием
    • О хорошести без Церкви
    • О чем говорят и о чем умалчивают проповедники «нового стиля»
    • Об отношении Церкви к эстрасенсам и природе «паранормальных явлений»
    • Огнем и мечом? Миф неоязычников о кровавом крещении Руси
    • Одиночество: беда? вина? роскошь?
    • Одному ли Богу поклоняются мусульмане и христиане?
    • Ориген и либерализм в Церкви
    • Осторожно, неоязычество!
    • Отношение католиков к Благодатному огню
    • Первые шаги в Православной Церкви: двенадцать фактов, о которых нужно знать
    • Перевоплощение или воскресение в Вечную жизнь?
    • Переход православных в ислам. Интервью диакона Георгия Максимова
    • Плен многоликой Индии. Беседа со специалистом по истории религий протоиереем Олегом Корытко
    • Повсеместное заблуждение о посте
    • Поиск истины, или Обретение истинной веры
    • Пока есть время
    • Полезна ли йога для бессмертной христианской души?
    • Полемика с католицизмом в творениях священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского
    • Помощь нашим усопшим
    • Последний человек
    • Почему не стоит бояться конца мира
    • Правда без любви
    • Православие и иконопочитание
    • Православие и инославие. Вопросы единения
    • Православие или протестантизм?
    • Православие – это прошлое и будущее Европы
    • Праздник ли масленица?
    • Празднование Пасхи. Ответ сектантам
    • Праотец Авраам в христианской, иудейской и мусульманской традициях
    • Предательства, папизм и мы
    • Причины неверия
    • Прогулки по воде: как поверить в невозможное?
    • Проповедь Евангелия Христова в современном мире
    • Пророчества не от Бога
    • Протестантское отношение к кресту
    • Протестантское учение о спасении только верой
    • Пустота вместо счастья.
    • Раскол как болезнь
    • Рассказ об одном чуде.
    • Реинкарнация: почему Православие не может её принять?
    • Религия сильного человека: христианство или ислам?
    • Сайентология — угроза миру
    • Самое важное, что получает протестант в Православии, – это Церковь
    • Сбываются ли астрологические прогнозы
    • Свобода воли и «либеральные ценности»
    • Святитель Игнатий (Брянчанинов) о подлинном лице протестантизма
    • Святоотеческое учение о догмате и ереси
    • Священное Писание – часть жизни Церкви
    • Священное Писание, Церковь и наука
    • Священное Предание
    • Священное Предание и человеческая самодеятельность
    • Смена языка для народа – это катастрофа. О сквернословии и не только
    • Смерть и Промысл Божий
    • Смерть, которой ждут
    • Современные иконоборцы
    • Современный протестант
    • Сознательное богохульство
    • Споры о Чистилище на Ферраро-Флорентийском соборе
    • Стоит ли еврею креститься?
    • Субкультура — не детские забавы
    • Торжество Православия
    • Трудно быть человеком
    • Ультиматум Церкви
    • Учение о человеке в христианстве и неоязычестве
    • Филиокве — это хула на Святого Духа.
    • Хоронить нельзя кремировать: взгляд Церкви
    • Хочешь обратить? Выслушай! Протоиерей Олег Стеняев о современном язычестве и законах миссии
    • Христианство и демократия
    • Христос без Креста. Рассуждения о современном протестантизме
    • Церковные суеверия
    • Церковь и всемирное государство.
    • Церковь и проблема эвтаназии
    • Что значит Воскресение Христа в нашей жизни?
    • Что нужно знать о гаданиях на Святки?
    • Что препятствует стать православным
    • Что такое каббала?
    • Что такое оккультизм
    • Что Христос оставил людям
    • Чудо: что это такое, и есть ли чудеса в наши дни
    • Эволюционное мудрование
    • Этот бесконечный конец света. Об адвентистах и их «пророчествах»
    • Являются ли инославные членами Церкви?
    • Яйца с образами О новом виде иконоборчества

Деление на команды

За смену приходится почти каждый день объединять детей на команды, группы, пары. Рассмотрим следующие варианты объединения детей в команды.

Дерево

Это, наверное, один из самых известных и универсальных способов деления большой группы на команды. Хорош он тем, что почти не требует участия ведущего и позволяет избавиться от недовольства участников по поводу состава команд. Секрет состоит в том, что участники сами выбирают состав команд. Ведущий только контролирует очерёдность выбора. Итак, из группы, по количеству команд, выбирается несколько ребят. Каждый из них выбирает по одному человеку в свою команду. Те, кого выбрали, в свою очередь, выбирают следующих. Так, по цепочке, продолжается до тех пор, пока не выберут всех участников.

Зоопарк

Все участники стоят или сидят в кругу. Ведущий, проходя по кругу, говорит каждому на ушко название какого-нибудь животного. Сколько команд вы хотите сделать, столько и видов животных нужно назвать. Например, если нужны три команды, то из животных пусть будут собака, кошка и мышка. Когда каждому будет известно то животное, которое он будет представлять, игрокам нужно объединиться в команды, состоящие из животных одного вида. Непременное условие – нельзя ничего говорить вслух. Можно подражать поведению «своего» животного, издавать характерные для него звуки и т.п. Как только игра закончится, у вас будут те команды, которые вам нужны.

Волшебные цвета

Это вид деления похож на предыдущий. Но, вместо названий животных, ведущий рисует карандашом (фломастером) на лбу у каждого игрока точку определённого цвета. Когда точки будут нарисованы всем, нужно, не говоря ни слова, собраться в команды по цветам.

Первому игроку на ухо говорится цвет, например красный. Второму игроку — другой цвет, например зеленый. Далее вы опять говорите красный, и так далее чередуете цвета. После того, как у каждого будет свой цвет, на счет раз-два-три каждый должен найти свою команду по цвету. В зависимости от того, на сколько команд вам надо разделить группу, столько и берется цветов. Например, вы называете три цвета, если необходимо создать три команды и т.д.

Молекулы (Атомы и молекулы)

каждый ребёнок атом. Ведущий диктует скорость атома(от 1 до 3(или до 4-10, чем больше тем сложней)). Все дети соответственно начинают перемещаться с заданной скоростью от медленного шага(1-ая скорость) до быстрого шага(3-ая или 10-ая скорость). Как известно атомы в газе заполняют всё свободное пространство и соответственно дети должны идти в пустые части помещения. Периодически ведущий командует молекулы по двое(трое, четверо …). Атомы объединяются в молекулы и замирают … Когда ведущий сочтёт нужным он назовёт молекулы по «столько человек, сколько нужно в команде» и получит свои команды. Да, атомы НЕ ДОЛЖНЫ сталкиваться. Эта одна из целей каждого атома.

Группа хаотично передвигается по помещению. Ведущий кричит, — «Объединяемся в группы по 3(4,5 и т.д.) человек. Остальные должны быстро объединиться, как было сказано, и крепко обняться в группах. Если после этого в играх нужно несколько микро групп, то можно назвать сразу нужное число.

Все играющие беспорядочно двигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются «атомами». Атомы могут превращаться в молекулы. В молекуле может быть и два. и три. и пять атомов (в зависимости от того, сколько нужно команд). Играющим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», т.е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит «реакция идет по три», то это значит, что три игрока — «атома» сливаются в одну «молекулу».

Числа

Каждый игрок подходит к ведущему(или к одному из ведущих) и называет число. Ведущий после раздумья отправляет в одну из команд. На самом деле никаких вычислений ведущий не производит, а распределяет куда хочет. Можно, например, перебирать в голове таблицу умножения, чтобы был вид, что вычисляешь. Удобство в том, что ведущий может сделать такие команды, какие хочет, а детям будет казаться, что распределение случайно. Имеет смысл сказать, что все должны называть разные числа.

Животные

Каждому игроку ведущий на ухо шепчет название одного из n животных. Далее 2 варианта:

  1. Нужно изображать то животное, которое тебе шепнули и собраться в команду.(Тут часто среди животных дают кролика и кенгуру)
  2. Нужно с закрытыми глазами издавать звуки этого животного и опять же собраться в команды.

Ленточки

В шапку нарезаются ленточки нужного количества цветов, каждый вытягивал ленточку… потом судя по цветам они расходятся на команды.

Открытка-пазл

Несколько открыток(сколько нужно команд) разрезают на части(частей столько — сколько будет человек в команде). Каждый вытягивает кусок открытки. Первое задание собраться командой и собрать свою открытку.

Миксер

Из картона вырезается «фишки»(столько — сколько всего человек). «Фишка» имеет несколько параметров: цвет, форма, цифра на одной стороне, рисунок на другой стороне. Соответственно люди вытащившие эти «фишки» могут быть разбиты на команды по разному(по цвету, по форме …). Это даёт возможность в ходе одной игры, менять составы команд. Что особенно удобно в играх на сплочение.

1,2 .. n

Участники рассчитываются с первого по n-ый номер, соответственно образуется n команд.

Шишечка, ёлочка, палочка(Можно подобрать любые слова)

Лидер

У вас есть пять лидеров. Вы объявляете, что сейчас вы разделитесь на пять экипажей кораблей. Капитаны встают в ряд и по очереди набирают себе команду. Сначала боцманов, затем лоцманов, радистов, коков, матросов. Последние — юнги. (Вариации: дерево {корень, ствол, листья, цветок}).

Собери открытку

Перед игрой готовятся открытки по количеству будущих команд. Одну открытку организатор разрезает на столько частей, сколько человек должно быть в одной команде. Предварительно переме­шав разрезанные открытки, ведущий раздает их ребятам. По сигналу команды организуются, составляя картинки.

Одинаковая фигура

Необходимы разнообразные фигуры (кружочки, треугольники, квадраты и т.д.), разнообразие фигур зависит от нужного количества команд, количество одинаковых фигур — от числа игроков в команде. Ребята, выбравшие одну и ту же фигуру, образу­ют одну команду.

Краски

Необходимы разноцветные квадратики (это могут быть треугольники, звездочки и т.д.) Количество цветов зависит от количества команд. Количество квадратиков одного цвета от числа игроков в команде. Ребята, выбравшие один и тот же цвет, образуют одну команду.

По цепочке

Выбирают несколько человек по числу нужных команд. Каждому из них по очереди пред¬лагается выбрать себе пару из числа оставшихся. Затем двое выбирают себе в команду третьего, трое — четверто¬го, четвертый выбирает пятого и т.д.

Что в имени тебе моем?

До мероприя¬тия ведущий анализирует имена и фамилии у ребят предлага-ет им составить команды по:

  • количеству букв в имени;
  • количеству гласных или согласных в имени и т.д.

С листом календаря

Всем играющим прикалывают на грудь по листку из отрывного календа-ря. Листки надо подобать так, чтобы играющие могли выполнить перечислен-ные ниже задания.

  1. Собрать команду, состоящую из пяти одинаковых дней недели (вторников, четвергов или пятниц и т. п. — безразлично, числа значения не имеют).
  2. Собрать команду, состоящую из всех семи дней не¬дели (число, месяц зна-чения не имеют).
  3. Собраться так, чтобы образовался год 1982-й (или другой, по указанию ру-ководителя).

Ком

Выбирают несколько человек по числу нужных команд. Каждому из них по очереди пред­лагается выбрать себе пару из числа оставшихся. Затем двое выбирают себе в команду третьего, трое — четверто­го, четвертый выбирает пятого и т.д.

Позывные

Вначале определяется число требуемых команд (к примеру, четыре). Заранее пе­ред игрой на бумажном квадрате записываются названия, слова, цифры: («13» «01»,. «666», «911»). Надо как можно быстрее объединиться а группы с одним названием. Для этого, получив бумажный квадратик и прочитав слово, записанное на нем, необхо­димо найти ребят, у которых такие же бумажки, и, вы­крикивая это слово, собрать свою команду.

Суета

Каждому играющему ведущий на ушко говорит что ему нужно сделать (ущипнут, пожать руку, щелкнуть по носу и т.д.). Количество разнообразных действий зависит от количества команд. Играющие ходят молча и по действиям ищут членов своей команды.

Атомы и молекулы

Все играющие беспорядочно передвигаются., в этот момент они все являются «атомами». Как известно атомы могут превращаться в молекулы. В молекуле может быть разное количество атомов. По команде ведущего «Молекула три» играющим необходимо объединиться в группы по три человека. Игру можно повторить несколько раз. В последний раз количество атомов в каждой молекуле будет зависеть от числа требующихся групп.

Круглый год

Ведущий просит ребят объединиться в группы в зависимости от времени года. когда они родились. Таким образом получится четыре группы: зима, весна, лето, осень

Цепочка

Если вы хотите создать группы из участников с устоявшимися отношениями, то действует принцип деления по «цепочке»: вы выбираете столько человек, сколько нужно команд, они (каждый следующий) набирают себе следующих и т.д.

Зеркало

Для произвольного деления можно использовать «зеркало»: один участник поворачивается спиной, вожатый указывает на кого-то и спрашивает «зеркало», в какую команду определить этого человека.

Кто я

Заранее: Выберите тему, которая у детей будет иметь успех, ну например, популярное кино или телевизионные звезды, музыканты, песни, кинофильмы, или телешоу. Если у Вас есть старшая группа, то у Вас может быть более широкий диапазон тем и более сложные выборы. А так, давайте использовать, ну например мультипликационных персонажей. Напишите имена мультипликационных персонажей на небольшие карточки. Удостоверьтесь, что названия являются четкими. Играть: Сделайте так, чтобы все отвернулись. Прикрепите булавкой или наклейте скотчем или закиньте сзади (если карточка висит на нитке на шее) карточки с названием на их спину (но так, чтобы они не видели написанное). Все теперь должны задавать вопросы друг другу относительно их (карточек) характера. Ответы могут быть только “да” или “нет”. Как только они угадывают написанное, они могут поместить карточку спереди, чтобы указать на то, что они выполнили задачу. Это — также отличный способ разделить на подгруппы. С мультфильмами у Вас могли бы быть все персонажи для разных известных мультфильмов по группам.

Скотный двор

Придумайте таких животных, каких Вы хотите для групп. Шепните на ухо каждому ребенку название животного фермы. По сигналу они должны сделать шум того животного и найти их семью. Вы можете также попробовать делать это в темноте! Как только вся группа нашла свою семью, то следующая деятельность этой небольшой группы может сразу начаться.

Пазл

Можно также раздать участникам «пазл» — картинки или фразы, разрезанные на кусочки. Те, кто соберут свою фразу или картинку, и будут составлять группу.

Деление на подгруппы по слову, движению, действию

Предлагаете детям рассчитаться на 1—4 (в зависимости от нужного количества групп) и собраться в группы по порядковому номеру:

  • назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и разделиться на микрогруппы;
  • называть по цепочке 3—4 цвета (повторяя только их, например: красный, синий, зеленый) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
  • назвать по цепочке 3—4 животных, растения, транспортные средства и т.п. и объединиться в соответствующие группы;
  • вспомнить по цепочке 3—4 разных движения (действия), повторяя их в том же порядке.

Деление на подгруппы по предметам, объединенным одним названием (признаком)

Предлагаете каждому ребенку взять по одному предмету и найти у других предмет, подходящий ему. Дети собираются в малые группы и уточняют, почему они собрались вместе. Например, раздаете картинки животных, птиц и рыб (по 6 штук). Каждый ребенок берет одну картинку и находит, у кого еще есть рыбы (птицы, животные). Таким образом, получается 3 группы по 6 человек. Они могут рассказать другим, почему собрались вместе (или остальные должны это угадать). В качестве материала можно использовать:

  • отдельные мелкие предметы, которые можно объединить по названию или какому-либо признаку в одну группу;
  • геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию (например, 6 красных кругов, 6 красных квадратов, 6 красных треугольников и т.д.);
  • геометрические фигуры, одинаковые по названию и цвету, но разные по размеру (например, 6 больших красных треугольников, 6 малых красных треугольников, 6 малых зеленых квадратов);
  • мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств и т.п.;
  • муляжи или силуэтные изображения овощей, фруктов, деревьев;
  • предметы быта: одежда, обувь, посуда, ткань.
  • по цвету. Из цветной бумаги вырезают одну фигуру (круг, квадрат) по 5-7 штук каждого цвета, раздают ребятам. По сигналу собирают группы ребят с одинаковыми по цвету кружочками.
  • по сказочным героям. На отдельных листочках пишут имена сказочных героев из нескольких сказок, раздают ребятам по одному листочку. Дети собираются по сказкам.
  • по открыткам. Несколько открыток (5-7, сколько надо групп) разрезают на части (сколько ребят будет в одной группе). У каждого ребенка по одному кусочку открытки. Надо составить целую открытку. Это и будет группа.

При этом общее количество предметов должно соответствовать числу детей в группе, и они должны быть подобраны так, чтобы их можно было разделить по признакам на несколько — в зависимости от количества детей — небольших групп.

Объединение путем образования пар (троек, четверок, шестерок)

Предлагаете каждому ребенку какое-либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе еще пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу. Например,

  • каждый ребенок готовит рассказ по своей картинке и рассказывает его кому-либо из группы, выслушивая ответный рассказ.
  • Дети попарно рассматривают пейзажную картину. Каждой паре нужно договориться между собой, в каком месте «внутри» этой картины они хотели бы побывать.
  • Дети делятся на пары и рассказывают друг другу о своем любимом предмете. (Вариант задания: рассказать друг другу потешку, стихотворение, загадку, скороговорку.)
  • Игра «Найди двойняшку» — дети делятся на пары по «похожести» и должны объяснить всем, чем они похожи, предварительно обговорив это в своей паре.

Смотреть также…

  1. Игры на деление группы
  2. Деление детей на малые группы
  3. Деление на тренинговые группы
  4. Объединение в малые группы
  5. Деление на команды 2
  6. Способы случайного деления на группы
  7. Разбивки

Дополнительно

Метод распределения учащихся на группы в групповой форме работы

По определению Е.И. Пассова, группа – это промежуточное звено между парным и коллективным общением. Здесь, по сравнению с парным общением, требуется больше внимания, учета стратегий не одного, а нескольких собеседников, и учет отношений между собеседниками, поэтому эта форма работы используется учителем значительно реже, чем парная работа.

Мы в своей работе будем придерживаться следующего его определения: группа – это определенное количество учащихся – 3, 4 или 5 человек, временно объединенных учителем или по собственной инициативе в целях выполнения учебного задания и имеющих общую цель, функциональную структуру.

Групповое обучение заключается в выполнении определенных дидактических заданий группой из нескольких человек.

Останавливаясь на классификации групповых форм работы, отметим многообразие критериев их построения. Классификация группы зависит от таких факторов, как уровень обученности учащихся, количество учащихся в группе, продолжительность работы группы, место в ходе урока, знание, умение или навык, формирующиеся при работе в группе и т.д.

Продемонстрируем классификацию групп в зависимости от различных критериев в таблице.

Классификация групп по различным критериям.

Критерий Типы групп
1 Количество членов группы. Малые – 3-4 человека.
Большие – 5-15 человек.
2 Продолжительности работы в группе. Постоянные.
Временные (на четверть, на полугодие).
Сформированные для выполнения одного учебного задания.
3 Устойчивость состава. Постоянные.
Подвижные.
4 Уровень учебных способностей учащихся. Состоящие из учащихся с высокими учебными способностями.
Состоящие из учащихся со средними учебными способностями.
Состоящие из учащихся с низкими учебными способностями.
Смешанные.
5 Место в структуре урока. Для повторения изученного материала.
Для выполнения учебных заданий.
Для проверки качества усвоения знаний и т.д.
6 Цель организации группы. Получение знаний.
Формирование умений.
Формирование навыков.

С точки зрения степени обученности или учебных возможностей учащихся, входящих в группу, можно выделить группы из учащихся с высокими учебными возможностями, средними и низкими учебными способностями или же смешанные по уровню учебных возможностей группы.

Наиболее производительно работают группы, сформированные из учеников с высокими учебными возможностями. Эти учащиеся имеют навыки самостоятельной работы. Положительных результатов добиваются группы, состоящие из средних учеников, имеющих равные учебные возможности. Эти учащиеся при совместной работе более успешно, чем при работе в одиночку, усваивают материал. Не могут успешно работать группы, состоящие из учеников только с низкими учебными возможностями. У них некому руководить, подавать пример в познавательной деятельности. Учащиеся в такой группе не могут оказать помощь друг другу. Чтобы учебные группы успешно работали, целесообразно формировать их из учеников с разными учебными возможностями. В этих группах ученики, обладая разной обучаемостью, интересами и работоспособностью, дополняют друг друга.

С точки зрения количественного состава учащихся оправдывают себя группы из четырёх человек, работающих на двух друг за другом стоящих партах.

Групповая форма работы может вводиться на разных этапах урока. На этапе формирования знаний у учащихся целесообразно провести с ними сначала фронтальный разбор учебного материала, а затем повторный разбор изучаемого материала в группах. При такой организации обучения каждый ученик в 8-10 раз чаще, чем при фронтальной, выражает свои мысли вслух.

Особенно часто групповая форма учебной работы практикуется при формировании умений и навыков. После фронтального закрепления учебного материала предлагаю ученикам совместно делать упражнения, решать примеры, задачи.

Групповая форма работы оправдывает себя и при повторении ранее изученного материала. Работа учащихся в группах на этом этапе обучения способствует повышению их активности. Повторение превращается в процесс репродуктивно-поисковой деятельности, позволяющей сформировать глубокие знания у всех учащихся.

Групповая форма учебной работы используется и при выявлении знаний и умений учащихся. Для проведения взаимного контроля знаний в учебных группах в структуре урока выделяется 5-7 минут. Разнообразные виды взаимной проверки знаний в группах позволяют эффективнее развивать у учащихся навыки самоконтроля в учебной деятельности.

Исследователи утверждают, что групповая форма обучения должна быть включена в структуру урока на непродолжительное время. Оптимальная продолжительность работы учащихся в группах составляет: в младших классах 5-7 минут, в средних – 10-15 минут, в старших – 15-20 минут. На практических занятиях она может занимать больше время.

Вопрос о формировании групп является очень важным и предполагает осуществление дифференцированного подхода к учащимся с учетом их индивидуально-типологических особенностей (например, темперамента, темп овладения учебным материалом, глубина приобретенных знаний, способность самостоятельно применять умения и делиться своими знаниями и т.д.).

Наиболее работоспособными считаются базовые группы по 3-4 человека в каждой, включающих в себя одного учащегося с высокими учебными способностями (лидера), двух учащихся со средними возможностями и одно с низкими.

Базовая группа – это группа, которая формируется учителем на длительный срок, участие в ней чередуется с участием в других типах групп.

Для формирования групп в первую очередь было принято во внимание уровень владения теми или иными знаниями, умениями или навыком, определенный в результате нулевого среза.

Кроме того, методисты выделяют и некоторые другие способы формирования групп на уроке. Рассмотрим некоторые из них.

1. По выбору педагога. При таком делении учитель не всегда учитывает симпатии и антипатии учащихся, поэтому оказавшись в некомфортной психологической обстановке некоторые учащиеся предпочитают отмалчиваться или выясняют межличностные отношения вместо решения конкретной учебной задачи.

2. По желанию учащихся. Недостатком такого способа являются:

  • излишняя эмоциональность процесса формирования групп;
  • возможная затянутость;
  • возможность формирования неравных по уровню учебных возможностей групп.

3. По набору лидеров. В данном случае лидеры назначаются учителем, а они в свою очередь называют имена тех, кого они хотели бы взять к себе в группу.

4. По определенному признаку (по первой группе в имени, в соответствии с тем, в какое время родился ученик, по знаку зодиака, по цвету глаз и т.д.). Недостатки такого способа:

  • группы могут оказаться разными по количественному составу;
  • группы могут быть не равны по уровню учебных возможностей.

5. По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит, критик, скептик, генератор идей, аутсайдер).

6. Случайным образом (жребий, четный/нечетный, «фанты»).

При этом исследователи утверждают, что для продуктивной работы учащихся необходимо создать комфортные психологические условия и благоприятный микроклимат в группе.

Изучив рекомендации методистов и учителей-практиков, лучше всего формировать группы на усмотрение учителя, но с учетом пожеланий учащихся. Для выявления предпочтений учащихся применяется такая диагностическая методика, как социометрия.

Учащимся каждой опытной группы было предложено ответить на три вопроса:

  1. Кого бы ты пригласил(а) на свой день рождения?
  2. С кем бы ты хотел(а) выполнять ответственное задание?
  3. Представь, что ты оказался(лась) на необитаемом острове. Кого бы ты хотел(а) видеть рядом с собой?

Опираясь на результаты социометрии, определяем приблизительный состав групп.

Бывает, что часть учащихся не получает выборов и не является желательными ни для одной и групп. Они также не могут работать как самостоятельная группа, так как все они обладают низкими учебными возможностями. Следовательно, необходимо формирование групп учителем с учетом всех критериев.

Опираясь на классификации специалистов, охарактеризуем наши учебные группы как малые (3-5 учащихся), временные (на одно учебное полугодие), смешанные (по уровню учебных возможностей учащихся).

Заметим, что качество усвоения материала на уроке зависит не только от уровня учебных возможностей, но и от психологических особенностей каждого ребенка. Учащиеся могут обладать разными особенностями внимания (концентрация, устойчивость, переключаемость), памяти (учащиеся могут обладать визуальной, аудиальной, кинестетической памятью), мышления (дедуктивное, индуктивное), воображения (активное или пассивное, репродуктивное или продуктивное, конкретное или абстрактное) и т.д. Ни один из видов памяти, мышления или воображения не может быть признан хуже или лучше другого, но учащихся в группы можно подбирать так, чтобы они дополняли друг друга, тогда все вместе они справятся с тем заданием, с которым не справились бы поодиночке.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *