«Ребёнок и экономика» Формирование финансово-экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Жирнова Нэлля
«Ребёнок и экономика» Формирование финансово-экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Семинар — практикум для педагогов по финансово-экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Ребёнок и экономика. Формирование финансово – экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

Слайд 2 .Цель : повышение финансовой грамотности педагогов.

Задачи:

1. Расширить знания о значении финансовой грамотности; актуализировать и расширить знания педагогов в области экономики и финансовой грамотности

2. Развить потребность к самостоятельному получению знаний, самосовершенствованию, саморазвитию. развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности ; умение работать в коллективе;

3. Развить умения правильно анализировать и своевременно использовать опыт окружающих в финансовой сфере. Создать положительный образ финансово грамотного человека.

4. Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Слайд 3. Слова А. Д. Шатовой.

Все мы живем в мире экономики. Именно экономика обеспечивает нас всем необходимым. Свет и тепло в доме, еда и одежда, даже обучение и развлечения, и многое другое стало возможным в результате этой деятельности.

В данный момент мы находимся в таком периоде развития нашего общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями.

Участие в занятиях по финансово-экономической грамотности помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиции «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.

Необходимо раскрыть ребенку окружающий его предметный мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.

Слайд 4. Когда следует начинать знакомство с экономикой?

Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?

Именно с дошкольного возраста ребёнок должен узнать о мире экономических отношений?

Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Впереди – школа, там всему и научат.

Эти и много других вопросов возникает и у педагогов, и у родителей, когда встает вопрос об экономическом воспитании дошкольников.

Слайд 5. Нужно ли и зачем ребенку экономическое воспитание?

Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда и сам делает покупки, и, хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический опыт.

Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький согражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателей и родителей сделать ее инструментом для использования.

Именно поэтому экономическое образование надо начинать как можно раньше, с дошкольного возраста, знакомить малышей с такими понятиями как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений.

Перспективной формой работы по формированию первоначальных нравственных представлений в процессе экономического воспитания старших дошкольников является привлечение детей к рассказыванию и обсуждению ситуаций «воображаемой моральной дилеммы», когда человек находится перед нравственным выбором. При этом особое внимание детей обращается на экономически значимые качества личности.

Слайд 6. Цель экономического воспитания дошкольников:

1. Создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.

2. Раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры.

Задачи:

1. Формирование первичных экономических представлений и компетенций.

2. Развитие экономического мышления дошкольников.

3. Воспитание социально – личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Основные идеи:

1. Человек в современном мире не может сам производить все, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.

2. Обмен товарами — путь удовлетворения экономических потребностей.

3. Деньги — универсальное и удобное средство обмена.

4. Заработная плата — цена работы по производству товаров.

5. Цена — количество денег, которые платят за товар.

6. Рынок — обмен товарами продавцами и покупателями.

7. Семейный бюджет — деньги, которые семья может тратить на свои нужды и по своему усмотрению.

Слайд 7. Средства и методы экономического воспитания:

1. Сказочные персонажи.

2. Виды деятельности.

3. Чтение сказок с дальнейшим обсуждением.

4. Создание проблемных экономических ситуаций и обыгрывание их.

5. Развивающая среда.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я».

Основная форма обучения – игра. Именно через нее ребенок осваивает и познает мир.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно – дидактические игры, в которых дети, играя в профессии, постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике («Кем быть?», «Кому что нужно?», «Семейный бюджет», «Обмен», «Маленькие покупки»).

Одной из форм познавательно – игровой деятельности является и совместная деятельность воспитателя и детей.

Слайд 8. Экономическим содержанием обогащаются занятия по математике, ознакомлению с социальным и предметным миром. Это дает возможность интегрировать задачи экономического воспитания в разные виды деятельности. В процессе занятий образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, художественную виды детской деятельности, через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов.

Большой популярностью у детей пользуются различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «КВН», «Поле чудес» и другие. Детям нравятся нестандартные вопросы, отгадывание ребусов и кроссвордов, разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, позволяющие по-новому взглянуть на известные сюжеты.

Одним из разнообразных методов для усвоения экономических знаний служит чтение художественной литературы (рассказы, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).

Значительное место отводится сказке. Народные сказки необходимы для воспитания таких «экономических» качеств, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и др.

Слайд 9. Сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социо-культурную позицию ребенка.

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно- познавательные навыки.

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

— сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения (народные: «Жадная старуха», «Как коза избушку построила»; авторские: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха» и др.

Слайд 10. Логические и арифметические задачи, задачи – шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.

Развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т. е. среды, в котором оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание развивающей предметно – пространственной среды.

Доминирующими формами работы является общение педагога с ребенком. Созданные благоприятные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д.

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье.

Слайд 11.Семья – реальная экономика. В ней не учатся жить, в ней живут. В семье дошкольник знакомится с такими понятиями как «зарплата», «пенсия», «стипендия», «деньги», «бюджет». Поэтому ребенку родители должны объяснить, что:

— семейный бюджет складывается из денег, которые получают все члены семьи;

— формировать бережное отношение к вещам, как к продуктам человеческой деятельности;

— развивать представления о таких нравственных качествах как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность, самостоятельность, ответственность).

Практическая часть.

Слайд 13. ЗАДАНИЕ 1. «Продолжите предложение»

1. Если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то …

а) у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.

б) это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.

в) это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается самооценка.

2. Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…

а) говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.

б) удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи

в) предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом.

Слайд 14. ЗАДАНИЕ 2. «Кто последний?»

Перечислите книги, фильмы, мультфильмы способствующие развитию финансовой грамотности дошкольников. (команды по очереди называют, проигрывает та команда от которой не поступило очередного названия)

Буратино», «Дюймовочка», «Бременские музыканты», «Ослиные уши», «Сказка о золотой рыбке», «»Сказка о попе и его работнике Балде», «Золушка», «Морозко», «Цветик- Семицветик», «Конек-Горбунок», «Огниво», «»Кот в сапогах», «Сказка о золотом петушке», «Фиксики», «Фунтик» и т. д.

ЗАДАНИЕ 3. «У кого больше»

Перечислите игры, способствующие развитию экономических знаний и навыков (выигрывает та команда, которая перечислит большее количество)

«Семья», «Дочки-матери», «Столовая», «Кафе», «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Космос», «»Пароход», «Зоопарк», «Аптека», «Ветеринарная лечебница», «Дорожное движение», «Водители», «Магазин», «Гости», «День рождения», «Почта», «Ателье», «Монополии».

ЗАДАНИЕ 4. «А у нас…. пословицы и поговорки»

Слайд 15. О труде. По работе и плата. Кончил дело – гуляй смело. Терпенье и труд все перетрут. Труд кормит, а день портит.

О деньгах, цене. Деньги- не люди, лишними не будут. Доход не живет без хлопот. Получишь доход – явится и расход

О деньгах, цене. Деньги- не люди, лишними не будут. Доход не живет без хлопот. Получишь доход – явится и расход

О бережливости. Бережливость лучше богатства. Бережливая вещь два века живет. Запас человека не портит.

. О лени. Леность наводит на бедность. Лень до добра не доводит.

О добре. Доброго держись, а от худого удались. Доброе дело само себя хвалит.

О жадности и зависти. В одну лапу всего не сгребешь. В чужой лодке всегда больше рыбки. Глаза завидущие, руки- загребущие. Жадность, что река: чем дальше, тем шире. Ни себе, ни людям.

ЗАДАНИЕ 5. «Валюта стран мира».

Слайды 16-18. На экране.

ЗАДАНИЕ 6. Подвижная игра «Выбор профессии»

Слайд 19. Цель: развивать ловкость, скорость реакций, умение бросать и ловить мяч, быстро реагировать и отвечать на вопросы. Оборудование: резиновый мяч.

Ход игры: Дети становятся в круг, воспитатель- в центре круга. Называет любую профессию и бросает мяч в руки ребенку. Дошкольник, поймавший мяч, должен быстро ответить, какую работу выполняет человек этой профессии. Например, композитор…. сочиняет музыку.

Если ребенок затрудняется ответить, то он выходит из игры. Выигрывает тот, кто остается один на один с воспитателем.

ЗАДАНИЕ 7. Физкультминутка «Будем денежки считать».

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два – оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живем.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец,

На четвертую монетку будем есть и пить (отгибаем указательный палец).

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донце кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).

Слайд 20. ЗАДАНИЕ 8. «Анаграммы»

СИПЕНЯ

ЛАКМЕРА

ПАРТАЛАЗ

ОВОДРОГ

КАНОЭКОМИ

КАБН

ЗАДАНИЕ 9. «Экономические ситуации»

Покупатель-продавец:

Мать вырастила на огороде много овощей. Она решила их продать. Овощи стали товаром, а Маша- продавцом. На базаре на каждый овощ повесила ценник. Пришел покупатель, выбрал товар, заплатил деньги и забрал товар.

Партнеры:

Вова хочет продать музыкальный диск. Коля хочет купить этот диск. Вова назначает цену, но у Коли не хватает денег на эту покупку. Они договариваются о цене, времени продажи, месте встречи. Мальчики стали партнерами. Когда Коля купит товар, а Вова продаст, они произведут сделку.

Бартерная сделка:

У Оли –книги, у Тани тоже книги. Они их уже прочитали и хотят иметь другие книги. Они договариваются и обмениваются книгами, т. е. девочки провели бартерную сделку.

(пенсия, реклама, зарплата, договор, экономика, банк. Ответы к заданию 8).

Слайд 21. ЗАДАНИЕ 10. «Вопросы напоследок»

1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей?

2. Плановое ведение хозяйства.

3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять?

4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять?

5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки?

6. Как называют человека, который продает товар?

7. Обмен товарами без участия денег.

(Собственность, экономика, сделка, товар, деньги, продавец, бартер)

Слайд 22. Итог семинара.

Современный дошкольник – это будущий школьник, затем студент и, конечно же, работник.

Именно поэтому знания, умения, навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности. Поэтому весьма важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.

Экономическое воспитание – целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, ориентированных на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, формирование моральных чувств и морально – экономических качеств, необходимых для успешной экономической деятельности, развитие интереса к экономической сфере жизни, формирование навыков социально- экономического поведения.

И в заключение хочется сказать:

Если вы будете делать что-либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой.

Использовать деньги можно по-разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами? Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке?

Запомните: вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу. К чему художнику трактор? Ему требуются яркие краски и мягкие кисти. Зато без трактора не обойдется фермер, выращивающий хлеб. У каждой вещи есть свой хозяин. Никогда не покупайте то, что вам не нужно. Любимое дело — наше с вами главное богатство, наш клад. А для того, чтобы что-то уметь, чтобы любимое дело все-таки появилось, надо не переставая учиться. Успехов вам!

Проект по экономическому воспитанию дошкольников «Что такое экономика? проект (старшая группа)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Начальная школа-детский сад №15»

Проект по экономическому воспитанию дошкольников

«Что такое экономика?

Проект разработан и реализован

воспитателем Николаевой О.С.

г. Нефтеюганск

2018 г.

Аннотация проекта

Проект по экономическому воспитанию «Что такое Экономика?» разработан в рамках тематической недели «Дом. Семья» комплексно-тематического планирования образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Введение

Проект по экономическому воспитанию включает следующую информацию:

  • актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость,
  • цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта,
  • сроки и этапы реализации проекта,
  • управление и обеспечение проекта,
  • ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта,
  • планируемые мероприятия в рамках проекта,
  • заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Актуальность и социальная значимость

Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр..

Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками — это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Основные идеи проекта:

  1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.
  2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.
  3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
  4. Заработная плата – цена работы по производству товаров.
  5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.
  6. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.

7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.

Цель проекта:

Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника.

Задачи:

  • Формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников.
  • Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей.
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
  • Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).

Участники проекта:

  • дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет),
  • воспитатели группы,
  • родители.

Сроки реализации проекта: в течение 1 недели

Этапы проекта:

1 этап – Организационный:

  • Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
  • Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Экономика – жизнь и игра».
  • Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап — Практический: Реализация проектных мероприятий.

3 этап — Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономике»

Управление и обеспечение проекта

Проектные мероприятия реализуются в групповом помещении детского сада и посредством «познавательных маршрутов».

«Познавательные маршруты» предлагаются воспитателем для родителей, предполагают индивидуальные экскурсии по обозначенному маршруту с целью закрепления полученных в течение дня знаний.

Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. А также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.

Формы работы:

  • беседа, обсуждение, дискуссия,
  • просмотр слайд-презентации, мультфильма,
  • коллекционирование,
  • чтение художественной литературы,
  • игровые ситуации,
  • решение проблемных ситуаций,
  • рассматривание картин,
  • сюжетно-ролевая игра,
  • продуктивная деятельность,
  • экскурсия,
  • «познавательные маршруты».

Ресурсное обеспечение:

  1. Компьютерное оборудование
  2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
  3. Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К.И. Чуковский «Муха цокотуха»
  4. Мультфильмы С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».
  5. Карта «Путешествие денежки»
  6. Сюжетные картины «В магазине», «На рынке»
  7. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»
  8. Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы

Предполагаемые результаты

По завершению проектных мероприятий дети могут:

  1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
  2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
  3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
  4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
  5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
  6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
  7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

Критерии и показатели эффективности проекта

Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:

  1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.
  2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.
  3. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.
  4. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.

ПЛАН ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Тема дня

Время проведения

Мероприятия

Утро первого дня (понедельник)

Обсуждение с детьми проекта

Составление календаря проектных мероприятий

Деньги.

Семейный бюджет.

1 день — понедельник

1. Демонстрация детям слайд-презентации «История денег»

2. Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран.

3. Оформление «Коллекции денег»

4. Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке»

5. Игровая ситуация «Путешествие денежки» (как деньги приходят в дом, для чего необходимо получать образование, что значит «хорошая работа», ценность деятельности человека и пр.))

Задание на дом:

1. Принести деньги для пополнения коллекции (по желанию)

2. Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.)

Рынок.

Где и что покупают люди.

2 день –

вторник

1.Рассматривание картины «В магазине», «На рынке»

2. Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»

3. Обсуждение пословицы «Дорого, да мило, дёшево да гнило»

4.Чтение «Муха цокотуха» К.Чуковского.

5.Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

Задание на дом:

Познавательный маршрут «Супермаркет: первая покупка» (обратить внимание на правила поведения в магазине, расположение товара, обратить внимание на ценники товара и пр., покупка ребёнком товара по собственному усмотрению для себя и семьи на 50 рублей)

Цена.

От чего зависит цена

3 день — среда

1. Рассказ воспитателя о цене товара.

2. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»

3.Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей)

4. Ярмарка поделок (совместно родителей и детей). Цель: учить устанавливать собственную цену, стараться продать «товар» по своей цене.

Реклама.

4 день — четверг

1. Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара».

2.Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах.

3.Игровая ситуация «Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи»)

4. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама»

Домашнее задание: придумать «деньги будущего» и к ним рекламу (задание включено в итоговое мероприятие)

Итоговое мероприятие

5 день – пятница

Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране Экономике»

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

  • деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
  • авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
  • правила поведения в реальных жизненных ситуациях.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Игра «ХОЧУ И НАДО»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

Материал:

игровое поле.

Игра «КОМУ ЧТО НУЖНО»

Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий.
Правила: разложить карточки в соответствии с профессией человека.
Материал: карточки с изображениями людей разных профессий (Повар, Портной, Художник, Учитель, Столяр, Врач) и орудий труда (швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля).

Игра «КУПИ ДРУГУ ПОДАРОК»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.

Материал: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Цели: Развивать смекалку, сообразительность, фантазию, стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

Ход

Ведущая: Ребята, смотрите, здесь висят ключи. Наверное, нам надо открыть ворота, подобрать ключ. Ворота откроются тогда, когда мы ответим на хитрые вопросы (висят ключи, на которых написаны вопросы).
1. Кто хозяин банка? (банкир)

2. Сколько орехов в пустом стакане? (0)

3. Сколько ушей у трех мышей? (6)

4. В какие ворота нельзя въехать? (закрытые)

5. В комнате 4 угла, в каждом углу по кошке. Сколько кошек (4)

(Ворота открываются, там сидит царь Горох и плачет)
Царь Горох: Вижу, вижу, сколько гостей сюда ко мне пожаловало (и ревёт).
Вед: Что ты ревешь, царь Горох?

Царь: Да приходила в моё царство инфляция и забрала гнома-эконома и разорила все моё царство. Помогите мне, пожалуйста. Вот инфляция оставила письмо (схема пути).

Вед: берет конверт и читает письмо: Если следы вы соберете, может, что-то вы найдете. Ну а если не найдете, то совсем вы пропадете.
Вопросы
1. Место, где деньги дают в долг, хранят и выплачивают (банк)
2. Место покупки, где можно торговаться (рынок)
3. Деньги, которые люди получают за свой труд (зарплата, пенсия)
4. Место, где продают товар по строго установленным ценам (магазин)
5. Почему нельзя торговаться в магазине, как на рынке (на рынке цены свободные)
6. Что такое бартер (обмен товара один на другой)
7. Любой предмет, который можно купить или продать (товар)
8. Информация о товаре (реклама)

Собирают 2 следа

Куда же смотрят следы? В обруч (в обруче лежат картинки)
Вед: Вы цепочку по порядку разложите, но бежать вперед вы не спешите и всё объясните.

— Дети раскладывают цепочку, как получается товар «Как рубашка пришла в магазин», «Как книга оказалась в магазине?»

Вед: Смотрите речка. Как она называется? (дети читают «Наоборот»). А вот и удочка.

Крепче удочку держи, а как рыбку поймаешь, слово ты прочти, к нему слово подбери и объясни (дети подбирают слова наоборот: дорого, доход, зло, экспорт, импорт, опт, прибыль, ленивый, много).
Дальше путь на поезде: Давайте сядем в вагоны и отправимся в путь, ведь нам надо что-то найти (дети рассаживаются за столы).
Смотрим по схеме первая станция «Бюджетная». В стране экономике все начинается с бюджета. Скажите, из чего состоит бюджет вашей семьи?
Откуда появляются доходы, и какие бывают расходы (дети отвечают).
(Звучит музыка, путешествие продолжается)

Остановка «Денежная»: Я предлагаю вам решить экономические задачи. Нужно подумать, как разумно распорядится деньгами в разных случаях:
1. Папа решил подарить Сереже на день рождение велосипед. Скажите, в какое время года его можно выгоднее купить? Почему?
2. Как вы думаете, какая одежда дороже летняя или зимняя? Почему?
3. Чьи туфли дороже мамы или дочки? Почему?
4. Где будет дороже бутылка пепси-кола в пустыне или на севере?
5. Какие расходы бывают в детском саду?
6. Кот Матроскин. Я решил накопить денег и купить все что захочу, но пес Шарик утверждает, что не все продается и покупается. Разрешите наш спор.
Могу я купить: (детям раздаются карты, там написаны слова) корову, посуду, дружбу, хорошую погоду, дрова для печки, здоровье, шапочку?
Вед: Я вижу, что вы научились правильно считать и тратить деньги, отправимся до станции «Товарная».
Вопрос поступил от Дяди Федора. Ребята! Помогите! Собираюсь поехать в гости в деревню. Нужно купить подарки моим друзьям из Простоквашино. Мама мне составила список, где и что можно купить, а я его потерял.
Проверьте, правильно ли я написал, в каких магазинах можно купить эти товары (соедините линией, что и где можно купить):

Велосипед

Киоск «Союзпечать»

Журнал

Аптека

Книги

Магазин «Продукты»

Мяч

Магазин «Игрушки»

Конфеты

Магазин «Книги»

Наше путешествие продолжается. Остановка «Рекламная»

Для чего нужна реклама?

Какая бывает реклама?

Баба Яга предлагает послушать рекламу про мягкую игрушку:

Покупайте слона, он без уха и хвоста.

С красным, длинным языком и оранжевым звонком.

Любит он сидеть в углу и трубить ду-ду-ду.

Купят ли игрушку слона после такой рекламы? Почему?

Остановка «Прибыльная»

У вас появится прибыль, как только вы разгадаете кроссворд и по вертикали прочитаете получившее слово.

1. Учреждение, в котором хранятся деньги (банк)

2. Информация, которая помогает продать и купить товар (реклама)

3. То, что продается или покупается (товар)

4. В чем измеряется цена товара (деньги)

И получается по вертикали: неожиданная находка, принесшая дополнительный доход. Это КЛАД. Дети находят клад в шкатулке, там деньги разных стран, и идут в книжный магазин, где каждый себе покупает книгу за те деньги, из какой страны она прибыла. Над каждой полочкой висит флаг той страны.

Рекомендации для родителей.

1.Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.

  1. Возьмите ребенка в банк.

Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.

  1. Поговорите с детьми о вложении денег.

Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого «семейного мероприятия».
Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.

  1. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.

Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».

  1. Научите детей зарабатывать деньги.

Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.

  1. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.

Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.

  1. Покажите ребенку как пользоваться кредитной карточкой.

Обязательно познакомьте с кредитной карточкой.
Прежде чем дать в руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что такое кредит и как надо с ним обращаться.

  1. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.

  1. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.
Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.
Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.

  1. Будьте для ребенка примером.

На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.

Занимательная экономика для детей

бизнес, товар, капитал, прибыль, налогообложение, предпринимательство

Про видимые и невидимые деньги и «огороды», где они растут Новое!
1. Как менялись в старину
2. Как соль и камни деньгами притворялись

3. Такие разные монеты
4. Бумажные деньги
5. Деньги – невидимки
6. Почему у денег разные имена
7. Откуда приходят и куда уходят деньги
8. Как свести доходы с расходами
9. Как не превратиться в стрекозу
10. Банк вместо банки
11. «Огород» для денег
12. Азбука денег
Парус для государства, или О налогах в прошлом и настоящем Новое!
1. Некто просит твои деньги
2. Отменим налоги?
3. Опасные прятки
4. Налоги загробного мира
5. Четырнадцать месяцев в году и деньги, которые не пахнут
6. Москва слезам не верит
7. Сказки Петра Первого
8. Сыр из неуплаченного налога
9. Налоги на воздух
10. Налоги и собаки
11. Кто пил чай на Бостонском чаепитии?
12. Парус для государства

что такое бизнес, почему растут цены, почему денег всегда бывает мало и как их лучше тратить


ПОДЕЛИТЬСЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ МАЛЕНЬКИМ ЧИТАТЕЛЯМ – ОТ АВТОРОВ ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ
Как Миша из покупателя превратился в продавца
О том, с чего нужно начинать, если хочешь организовать свое дело, и как определить, что в этом деле самое главное… ИСТОРИЯ ВТОРАЯ
Откуда в Мишином магазине мёд взялся?
О том, как непросто дело делается и от чего зависит, много ли товаров в магазине… ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ
Как Сорока Мишин товар хвалила
О том, что такое реклама, для чего она нужна и как ее лучше организовать… ИСТОРИЯ ЧЕТВЕРТАЯ
Как Миша цену назначал
О том, почему один и тот же товар может быть дешевле и дороже и от чего это зависит…

ИСТОРИЯ ПЯТАЯ
Как Миша продал много-много малины
О том, как можно торговать и когда какой способ торговли выгоднее… ИСТОРИЯ ШЕСТАЯ
Почему у Миши растет не только малина, но и цена
О том, как Миша на собственных ошибках учился цену назначать, чтобы она устраивала и продавца, и покупателя… ИСТОРИЯ СЕДЬМАЯ
Как у Миши появился помощник Дятел
О том, зачем нанимают работников и какая у них должна быть зарплата… ИСТОРИЯ ВОСЬМАЯ
Как Миша понял, что деньги счет любят
О том, как затраты считать и с прибылью торговать… ИСТОРИЯ ДЕВЯТАЯ
Как Миша учился деньги делить
О том, как правильно деньгами распоряжаться, чтобы дело не пострадало… ИСТОРИЯ ДЕСЯТАЯ
Миша – брокер
О том, кто такой брокер и чем он занимается… ИСТОРИЯ ОДИННАДЦАТАЯ
Как у Миши малина испортилась, а меда на всех не хватило
О том, что такое дефицит и затоваривание и почему и то, и другое плохо… ИСТОРИЯ ДВЕНАДЦАТАЯ
Как Миша страховался
О том, что такое страхование и зачем нужно страховаться… ИСТОРИЯ ТРИНАДЦАТАЯ
Почему Миша платит налоги
О том, что такое налоги и почему их надо платить… ИСТОРИЯ ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
Что такое cбepeгaтeльный банк и что в нем нужно сберегать
О том, как денежки в банке не только хранятся, но и «растут»… ИСТОРИЯ ПЯТНАДЦАТАЯ
Праздник в Мишином магазине
О благотворительности и О том, почему она приносит не только добро, но и выгоду… ИСТОРИЯ ШЕСТНАДЦАТАЯ
Как Миша задумал ярмарку в лесу устроить
О том, почему устраиваются ярмарки и кому от этого польза… ИСТОРИЯ СЕМНАДЦАТАЯ
Как Миша решил фабрику построить
О том, как появляются предпринимательские идеи… ИСТОРИЯ ВОСЕМНАДЦАТАЯ
Что понадобилось Мише для изготовления стула
О том, что такое средства производства и какие они бывают… ИСТОРИЯ ДЕВЯТНАДЦАТАЯ
Как Мишутка деньги в капитал превращал
О том, что такое капитал и чем он отличается от денег в копилке… ИСТОРИЯ ДВАДЦАТАЯ
Как Мишу посетил иностранный гость
О том, что такое валюта и что с ней нужно делать…
© Авторы: Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова
Опубликовано на портале «Солнышко» – solnet.ee по книге «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом» — М.: Педагогика-Пресс, 1996 в сокращенном варианте по согласованию с авторами.
Комментарии к публикации
Экономика для малышей
05.05.2005, 21:03
Zl
Интересно, читали с 5летней дочей, как ни странно, остались довольны, советую себя заставить:)) почитать. А ребенок 8-ми лет был в восторге читая сам, но с выносом тем, предложенных автором, на семейный совет! 08.05.2005, 19:29
Аня
А знаите я читала,о-о-о-о-чень класно 01.06.2005, 14:26
Алена
Очень нужно и весьма познавательно! Сыну 8 лет и он с интересом все прочитал. С БОЛЬШИМ нетерпением ждет продолжения.
Спасибо вам и удачи в вашем начинании! 22.06.2005, 15:58
Мама Лена
Замечательно!Я сама только получила 2-е
высшее экономическое-поэтому книгу принимаю на УРА!!!! Спасибо из Казахстана!ждём продолжение. 03.07.2005, 12:54
Татьяна
Спасибо вам большое! Моей 7-ми летней Катечке оооочень понравилось! С нетерпенеем ждём продолжения! До сведания 14.07.2005, 01:05
Мама Лена
Это снова из Алма-Аты,Казахстан.Огромное спасибо авторам книги!Интересно и детям и взрослым.Дети сейчас задают тааакие вопросы, что порой и ответить затрудняешься-так тяжело обьяснить экономический термин.Теперь всё гораздо проще! Жаль у нас нет в книжных магазинах этой книги-говорят о такой и не слышали,старое издание. 31.08.2005, 08:30
Папа Дима
Читал с большим восторгом ребенку первокласснику, да и сам получил массу удовольствия. Скажите где можно преобрести эту книгу в печатном варианте???
20.09.2005, 20:14
Мама Лена
Присоединяюсь к ПАПЕ ДИМЕ — помогите приобрести книгу! 21.09.2005, 15:30
Редактор сайта
Книга была издана в 1996 г. небольшим тиражом (15 000 экз.), позднее не переиздавалась. 23.09.2005, 14:11
Ирина
Большое спасибо за книгу. Очень познавательно и поучительно. С нетерпением ждем продолжения. 25.09.2005, 15:00
Мама Лена
Очень жалко, что такие полезные книги не переиздаются!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Я думаю,что телепузики и таня гротер с этой проблемой не сталкиваются.
03.10.2005, 11:51
Ольга
ПРЕКРАСНО, сыну 8 лет, прочитал с огромным удовольствием, тем для разговоров хватило на много вечеров. Теперь при походах в магазин, на рынок ведет разговоры, отчего, почему, как лучше сделать. Очень интересно слушать его рассуждения. Спасибо оргомное. Вы просто МОЛОДЦЫ!!! 20.11.2005, 13:07
Маша, Киев
Спасибо авторам.Материал изложен интересно, доходчиво,оригинально,полезно даже старшим детям.
Удачи! 27.12.2005, 20:13
маша киев
спасибо,10-я история это подарок к Новому году! С Новым 2006 годом! 25.03.2006, 10:55
veronika
otsen interesno. 29.03.2006, 09:06
Елена
Спасибо за интересную и познавательную сказку!
Когда ждать продолжения? 🙂 уже нетерпиться начать учиться снова 19.05.2006, 08:28
Любовь
Сказку бы надо покороче, чтоб детям не надоело(они же бывают разного возраста) 30.05.2006, 13:22
Алена
Приятно, что авторы знакомят детей с азами экономики! С нетерпением ждем продолжения! 🙂 02.10.2006, 16:18
дарёнка
супер!безума от сказки!спасибо баааальшое!:;-) 02.10.2006, 16:37
дарёнка
ещё раз СУПЕР!!! мне 8 лет хоть и учусь во 2″а» ооооочень интересно! я для вашей сказки нового героя придумала. котёнка а зовут его котя. ведёт себя жизнерадостно. 09.10.2006, 19:18
Настёна-сластёна!
Клёёёёёёёёёёво!Я в отпаде!Супер!Мне очень понравилось,я-ученица 4класса,мы в третьем проходили начальную стадию экономики,гадость-гадостью.Прочитала ЭТО.СССПППАААСССИИИБББООО!!!!!!!!!!!!!!! 23.10.2006, 16:35
Валерия 6 лет
очень понравилась ваша сказка 26.01.2007, 12:20
Наталья
Добрый день.
Большое вам спасибо за ваш труд.
Очень нужная и интересная рубрика. Так доступно и понятно объяснены очень сложные для ребенка понятия. Хотелось бы узнать когда же будет продолжение историй. Ждем с не терпением. 21.02.2007, 12:08
Александра
Спасибо, что Вы есть. Отличные сказки! Написаны достаточно доступным языком для детей от 3 лет. Очень ждем, что Вы порадуете нас новинками. Хотелось бы преобрести книгу.С уважение Александра. 13.03.2007, 17:49
Ксения
Мне и моей 3 летней доченьке ОЧЕНЬ понравилось!Прочитали одну историю, она еще попросила.Спасибо. 15.03.2007, 18:01
Lisia
Мне 9 лет,очень понравилось!!!Когда следующая история?
20.05.2007, 23:40
dan1k
interesno 05.06.2007, 07:10
СветЛанка
Спасибо ОГРОМНОЕ!!!! Очень познавательно, доступно и просто необходимо в нынешней жизни. Читали с детьми. Мы в восторге. Еще раз ОГРОМНОЕ спасибо от себя и от детей. 10.12.2007, 15:05
Ирина, канд. пед.наук
Очень хорошо. 18.01.2008, 13:55
Настя)
Читаю каждую главу.Здорово)) 23.01.2008, 19:41
Света
Читаем с дочкой по несколько раз на день а ей только будет 4 года.Очень нравится мишка бизнесмен комментирует в течении дня.Планируем и другие разделы перечитать что-то в головке останется! 10.03.2008, 17:28
Анеля
Как раз это проходим!!!!!!!!!!!!!!!!!:) 27.04.2008, 13:39
Эмма
Читала!Классно! 30.08.2008, 10:22
Юлия, Киев (Учитель нач классов)
Огромное спасибо вам за чудесный материал.Я веду курс»Основы экономических знаний» в 3-4 классах.Попробуем в этом году поучиться вместе с Мишей. 16.09.2008, 19:00
Ильина Оксана
Работаю в школе, преподаю экономику в начальной школе. Обязательно воспользуюсь на уроках. Спасибо!!!!!!! 19.09.2008, 20:44
Соколов Александр.
Огромное всем спасибо за вашу работу и заботу о всех людях. 24.09.2008, 08:15
светлана
Хорошее в этой истории еще и то что она показывает не только эконмические вопросы но еще показывет как вести бмзнес нравственно это тоже очень важно в этой истории еще важно что все делают друг другу добро и бинес не страдает от этого это важно вести бизес нравственно 24.09.2008, 17:26
Лариса
Все истории очень интересные и понятны малышам 5-6 лет. Спасибо! 01.10.2008, 17:04
Настя
Мне 12 лет мне нравяться эти рассказы 22.10.2008, 14:33
Елена
Познавательно.Интересно.Доступна пониманию детей. Разнообразные задания. Ликбез для родителей дошколят. 29.10.2008, 10:36

Глебушкина мама
Замечательная книжка, нам пока еще рано, но думаю для начала сама прочитаю с удовольствием, а уж годикам к 4-5 и сыночку 24.11.2008, 09:40
Светлана
Вы просто молодцы! 07.12.2008, 14:37
Екатерина Пак г. Тараз Казахстан
Отличный материал по экономике для малышей. Желательно чаще новик по этой теме. Огромное спасибо 16.12.2008, 11:18
заяц
очень интересная история ))00)0ЂЂ 12.01.2009, 18:57
Елена
Здорово! Я работаю в коррекционной школе и этот материал очень пригодится на уроках социально-бытовой подготовки по теме «Экономика». Спасибо! Поделюсь с коллегами. 03.02.2009, 14:05
людмила
Очень интересные и поучительные истории для ребят- дошколят. 15.03.2009, 14:08
alevtina-09@mail.ru
Давно уже ищу в продаже эту книгу!!! кто знает, где ее купить? 27.03.2009, 06:10
Светлана
Очень интересно и полезно! Спасибо! Моей дочке очень понравилось. 20.04.2009, 07:34
Неля, Казань.
Работаю в коррекционной школе для умственно-отсталых детей.Для них это всё просто и доступно. Ждём продолжений. 20.04.2009, 14:37
Арсений
5+ ÁÀË. 14.05.2009, 13:01
Марина
А где можно купить такую книгу в интернете? 19.05.2009, 23:23
lev
bn ocheh xoposie vesi delaete 30.06.2009, 10:57
Оксана Климова
Благодарю за книгу про бизнесмена Мишу, очень понравились истории, я планирую эти истории включать в свои занятия 10.08.2009, 12:26
катя
СУПЕР!!! Огромное спасибо авторам!!! Я и 8-летний сын в восторге!!! Очень хочется еще и еще!!! 28.08.2009, 19:46
оксана
Большое спасибо за выложенную книгу, очень хочется узнать продолжение, и как скоро выложат оставшиеся части книги. Очень хочется приобрести данную книгу но в продаже ее нет, может еще один тираж выпустить??? 28.08.2009, 23:17
Редактор портала «Солнышко»
Продолжения на «Солнышке» не будет. Мне разрешили опубликовать 70% книги, этот материал уже весь на сайте. Пропущено несколько глав из середины книги.
По поводу переиздания — вопрос не по адресу. 03.09.2009, 19:43
Амалия
Взяла эту книгу за основу темы по самообразованию. Не подскажите где можно в интернете скачать материалы по экономике для дошкольников? 16.09.2009, 07:56
Лёша
класс.а будет продолжение 16.09.2009, 11:54
Редактор портала «Солнышко»
Публикация завершена. 27.10.2009, 20:03
Алла
Очень интересные и забавные истории. Могут пригодиться для ведения занятий по экономической азбуке 04.11.2009, 14:42
Светлана
Очень доступно и интересно, причем не только для малышей. Иногда и в 10 классе приходиться объяснять экономические термины такими сказками.Огромное спасибо!!! 19.11.2009, 16:38
Елена Тютюнина
Благодарю вас за такую прекрасную сказку. Я прочитала своим первоклассникам, и они решили тоже придумать сказку. Мы изучаем экономику. Детки синтересом слушали, завели свои тетрадки и записываем самое главное. С благодарностью к вам Елена и мои первоклассники. 04.12.2009, 13:50
Галина
Спасибо! Преподаю экономику в младшей школе. Долго бтлась над подобными историямисама, но… Дай Вам Бог здоровья и счстья! 08.12.2009, 08:54
наталья
Очень интересно, спасибо, почитаем нашим детям 10.01.2010, 12:08
Юлия Александровна
Очень интересный материал! Я учитель начальных классов,работаю с детьми над коллективным творческим проектом по теме «Путешествие в мир Экономики» Ваш материал огромная помощь в моей работе,спасибо Вам за материал! 12.01.2010, 13:23
Денис
Пишу продолжение этих рассказов. Получается! Клёво читать ваши рассказы!
С уважением
Волосников Денис
с. Шастово
Вагашинского р-на
Курганской области.
06.02.2010, 12:56
Танётя
Суппер!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Сама читала, очень понравилось! 08.02.2010, 19:07
Дарья
Спасибо большое,за такую информацию,очень помогла мне,как учителю!!!! 19.04.2010, 19:27
Алеся
Супер!!!!!!!!! Спасибо вам большое. Хотелось бы узнать когда же будет продолжение историй. Ждем с не терпением. 03.05.2010, 15:39
Редактор портала «Солнышко»
Алеся, публикация этого материала закончена. Публиковались избранные главы из книги по согласованию с авторами. 16.05.2010, 15:53
Пак екатерина
Хотелось поделиться с вами интересным материалом. Вопросами к каждой истории, но он не помещается, а был бы полезен многим. 24.05.2010, 00:24
Редактор портала «Солнышко»
Екатерина, а что мешает Вам прислать свой материал в редакцию портала? В случае, если материал подходит, он публикуется на сайте.
Координаты:
http://www.solnet.ee/mail.html 12.07.2010, 11:36
дочка айша
могу сказать где есть библиотека с этой книжкой библиотека имени грибоедова на сущевском валу спасибо младшей сестре понравилось
09.08.2010, 09:38
Вероника
Учу деток в начальных классах,очень понравилась, спасибо!!!!!! 14.09.2010, 13:26
Ольга
Супер!!! Не много таких материалов во всемирной паутине. Уже пять лет статье и до сих пор не смолкают восторженные отзывы. Присоединяюсь! 08.10.2010, 21:32
Марина Гончар
Нам с сыном очень понравились истории, просто супер. Все доступно, понятно написано.Большое спасибо. 04.11.2010, 14:51
Найлюша
Эти истории ОЧЕНЬ интересные!!!!!!! Залезла на сайт с мамой: искали сценарии и… наткнулись на Мишку! Я учусь в 10 классе (!), а эту историю читала и как будто сама окунулась в детство!!!!!! Очень захватывающе!!!!!!! 09.11.2010, 14:20
Ольга
Пишу из Голландии. Здесь таких книжек нет и образование от нашего отличается очень сильно, поэтому роюсь в инете в поисках «пищи для мозгов» своего семилетнего сына )Редакции огромнейшее спасибо от нас с сыном, от наших знакомых и от нашей бабушки, которая читает математику для пятиклашек и шестиклашек и тоже уже пользуется историями о Мишке-бизнесмене. Удачи вам! 28.01.2011, 23:57
Нина
Перед тем, как прочесть 10 историю, просмотрите словари или на Википендии, что же такое БРОКЕР. 04.02.2011, 20:44
Сергей
Для детей постарше советую также прочесть книгу немецкого писателя и лектора Бодо Шефера «Мани или азбука денег» — думаю будет также интересно. В ней идет рассказ о девочке и собаке по кличке Мани и также дается множество различных пояснений многим понятиям и категориям. Я прочел сам и тоже был в восторге, хотя я сам отец. 10.02.2011, 18:09
Наталья. РБ.
очень актуальная тема для детей на сегоднешний день.эти замечательные истории доступны для детского мышления. дети очень любят этого сказочного героя. спасибо))) 09.03.2011, 14:35
Карина.
на тоже понравилось. доступно и познавательно. дочке пять лет.
м 15.03.2011, 18:04
роман
кллёва сестре читаю 17.03.2011, 12:00
Светлана
спасибо. пригодиться в работе с детьми. 03.04.2011, 10:54
Людмила, учитель
Очень нужная и своевременная книжка, побольше бы таких. Вышла ли на сегодняшний день подобная книжка-сказка по экономики? 16.04.2011, 19:57
Владислав
Она(книга)очень хорошая. В лицее № 10 г. Перми эту книгу читают на уроках экономики. Хотелось бы купить полную версию. 19.04.2011, 11:40
Аза
Спасибо, вам огромное. Мне очень помогают ваши материалы в разработке занятий по экономике в группе разновозрастных детей в детском доме. 27.05.2011, 00:24
Ангелина
Спасибо огромное редакторам сайта за то, что дали нам и нашим детям возможность познакомиться с этой замечательной книгой! 12.10.2011, 11:06
Галина Б.
Замечательное пособие в проведение с детьми занятий по экономике, а также проведение учебной группы для воспитателей. 07.11.2011, 16:21
софия
очень полезно 11.02.2012, 11:30
Алексей
Определение цены однобокое, только с точки зрения стоимостной или затратной экономической теории. а Цена может отражать и ЦЕННОСТЬ товара. За щепотку соли государственные перевороты случались, а какова цена ее сейчас? Новая идея и высокая ЦЕННОСТЬ тоже определяют цену картина шагала «черный квадрат» бумага, краска, труд намалевать квадрат стоят копейки. А картина продается за миллионы т.к. культурная ценность.
А так замечательно написано. 28.12.2012, 07:46
Ольга
Эту потрясающую книгу я использовала на уроках экономики в начальной школе. Есть и другие книги этих же авторов, например, «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях » — не менее потрясающая! Спасибо за все! Ждем новых историй! 04.04.2014, 15:38
Любовь
Замечательные истории, буду их использовать на своих занятиях с до школьниками по… Компьютерной азбуке! Из одной истории выйдет несколько занятий! Спасибо большое!!! 05.08.2014, 00:52
Александра
очень хорошо 12.10.2014, 21:23
Марина
Спасибо за прекрасные рассказы об экономике, легко и доступно для малышей. 13.08.2015, 22:10
Татьяна Попова
Стараюсь следовать этим правилам. Кроме тех, которые относятся к ведению бизнеса(т.к.предпринимателем не являюсь) 09.03.2019, 08:56
Светлана
Огромное спасибо! Читаем вместе с детьми, им очень интересно! 06.05.2019, 06:53
Татьяна Попова
Спасибо за отзыв, Светлана! 13.11.2019, 15:16
Елена
Огромное Спасибо за сказки!!! 20.12.2019, 05:56
Татьяна Попова
Елена, спасибо за внимание и отзыв!

Консультация «Экономическое воспитание дошкольников»

Ирина Карабанова
Консультация «Экономическое воспитание дошкольников»

Экономика — это, прежде всего,решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться, при этом отсутствие одного из них делает недееспособным второй. Экономика — это хозяйство, совокупность всех процессов, используемых человеком для обеспечения жизни и удовлетворения своих потребностей. Экономическое воспитание — одна из граней воспитательного процесса дошкольников.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня – это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике.

Ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления.

Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи.

Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми.

Дети получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги. Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.

Методы, приемы и средства обучения экономическому воспитанию старших дошкольников.

1. Художественная литература.

Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями.

Русские народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Петушок и бобовое зернышко», «Волшебное кольцо», Братьев Гримм «Горшок каши», С. Аксаков «Аленький цветочек» — дают представление детям о бартере, как обмене одной вещи на другую, без денег.

Книга Э. Успенского и И. Агрона «Бизнес крокодила Гены» (гл. 4 «Банк») знакомит детей с новым экономическим понятием — банк, как надежно защищенном месте, где хранятся деньги, и понятием вкладчики банка, как люди, которые хранят свои деньги в банке, и получают за это от него премию

Мультфильм «Каникулы в Простоквашино» способствует закреплению знаний детей о деньгах, как цене товара, воспитывает умение делать простейшие умозаключения.

Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах» дает детям представление об экономическом понятии собственность, закрепляет представление о собственности как о том, что принадлежит человеку.

Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из примеров может быть книга Кнышовой Л. В., Меньшиковой О. И., Поповой Т. Л. «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом». Дошкольники с интересом слушают истории про Мишу-бизнесмена, наблюдая за судьбами героев, сопереживая им, дошкольник присваивает их опыт, получает значимую информацию о жизни, природе, обществе.

Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – дает объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

2 .Дидактические игры экономического содержания:

Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми в сфере экономического воспитания являются дидактические игры экономического содержания. Они способствуют закреплению и расширению знаний об экономических сферах деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков в сфере экономических отношений.

Кроме задач общей целевой направленности, эти игры развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные качества, создают предпосылки для психологической подготовленности к привлечению к экономической сфере деятельности.

В игре «Угадай, где продаются» у детей формируется умение соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развивается умение обобщать группы предметов.

«Магазин игрушек» — дает детям возможность практически осуществить процесс купли-продажи; развивает умение «видеть» товар, место производства, цену (стоимость).

Дидактическая игра «Что быстрее купят?» — развивает умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

В игре «Что и когда лучше продавать?» закрепляются знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос

В дидактических играх: «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

3. Сюжетно-дидактические игры

Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

4. Непосредственно образовательная деятельность (занятия)

Занятия расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам.

Такие занятия как «Путешествие в прошлое денег», «Путешествие рубля» познакомят детей с историей возникновения денег их предназначением, развивают логическое мышление, воспитывают уважительное отношение к деньгам. ; формируют представление детей об экономических понятиях: валюта (как денежная единица других стран, обмен (бартер, реклама, цена, товар.

Занятие «Первые шаги в экономику» дает элементарные сведения об экономике, знакомит детей с «банком», как с учреждением, где хранятся деньги, с понятием «бюджет», составными элементами семейного бюджета;

Математическое развитие детей, прежде всего, направлено на освоение детьми предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей.

Математика вооружает ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления — это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания.

Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений.

В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области.

Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

Логические и задачи, решаемые детьми на занятиях сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.

Естественное соединение математических и экономических знаний следует осуществлять уже на начальной ступени их изучения.

Хорошо, если занятия будут проходить так, чтобы дети не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу.

Заключение

Таким образом, работая в системе, можно добиться позитивных результатов в деле экономического воспитания дошкольников:

воспитать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту,

умение беречь вещи и предметы и пользоваться ими по назначению, сформировать представление о том, что предметный мир – рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд.

Воспитать уважение к труду, сформировать элементарные трудовые навыки.

Дети познакомятся с разнообразным миром профессий, что, возможно, в будущем повлияет на выбор жизненного пути.

Детям раскроются элементарные экономические понятия и явления, что будет способствовать социальной адаптации ребенка к жизни общества. Ребенок будет смотреть другими глазами на мир ценностей и потребностей человека. Свои желания и потребности он будет соотносить с возможностями семьи и социума, научиться уважать интересы близких ему людей.

Занимаясь экономикой, ребенок научится рационально планировать свои действия, экономно использовать материалы и средства.

На базе полученных знаний в дошкольном возрасте дети смогут подняться на следующую ступень экономического познания в школе, познакомиться с новыми, более сложными, экономическими понятиями. Все это имеет огромное значение для формирования личности человека.

Список используемой литературы:

1. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.

2. Алиева Т. Экономика: жизнь и игра // Обруч. 1999. №1. с. 3.

4. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.

5. Белокашина С. В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. №8. с. 63.

6. Власова И. В. Готовим ребенка к жизни // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 140.

9. Как знакомить детей с денежными единицами // Обруч. 1999. №7. с. 24.

Задача каждого взрослого – воспитать у малыша положительное отношение к труду и хозяйствованию, а также научить его грамотно распоряжаться финансами и своими трудовыми ресурсами. Для этого обеспечиваются оптимальные условия экономического развития с самого раннего возраста.

Цели экономического воспитания

Воспитание ребенка важный фактор подготовки личности к будущей жизни в условиях рыночных отношений. Экономическое воспитание преследует за собой следующие цели:

  • знакомство детей с законами рыночной экономики, методами её улучшения;
  • сформирование возможности к аналитическому мышлению, умению получать новые методы и приемы труда;
  • воспитание чувства эффективности хозяйствования;
  • развитие здоровых материальных потребностей, умение грамотно распоряжаться деньгами;
  • формирование умений планировать бюджет, контролировать собственные расходы;
  • оценивание товаров в плане экономической рациональности и необходимости, их грамотное использование;
  • бережное отношение к своему здоровью, режиму дня и образу жизни;
  • выработка бережного отношения к имуществу государства и чужой собственности;
  • развитие следующих качеств делового человека: бережливость, предприимчивость, расчетливость;
  • воспитание экономически активного гражданина.

Помимо этого, дети с раннего возраста должны научиться бережно относиться к природным ресурсам, понимать их ценность, уметь рационально использовать их. Также важно научить ребенка с дошкольного возраста оценивать экономическую политику государства и возможность влиять на ход событий.

Экономическое воспитание дошкольников

В дошкольном учреждении

В дошкольном учреждении процесс воспитания происходит в различных игровых формах, что дает возможность воспитателям и воспитанникам проявить весь свой творческий потенциал. К тому же, эта форма работы очень легкая, дети от неё не устают, но в то же время усваивают новый материал.

Для начала дети узнают, что же такое деньги, далее – откуда они берутся, и самое последнее – куда можно потратить заработанное. Для знакомства с историей денег можно устроить в виртуальный музей. Обязательно рассказать не только о происхождении денег, но и об отношении народа к ним. Тем самым взрослый показывает ребенку, что деньги можно получить только после выполненного труда.

Затем воспитанникам рассказывают, что стоимость товара зависит от его качества, материала и времени, потраченного на работу. Для наглядного примера сравниваются одни и те же товары, но выполненные разными техниками. Это побуждает детей выполнять что-либо своими руками и делать это качественно. Также после собственного изготовления предмета воспитанники учатся ценить чужой труд.

Обязательным условием экономического воспитания в дошкольном учреждении является совместная работа с родителями. Взрослые должны быть проинформированы о правилах экономического воспитания как в детском саду, так и в домашних условиях.

Зачастую воспитатели организовывают совместную творческую или поисковую деятельность детей с родителями. Как пример, можно дать задание найти старинные монеты или купюры либо купюры других государств, описать их историю, а после оформить выставку.

Практические навыки обращения с деньгами дети приобретают в ходе сюжетно-ролевых игр. Благодаря этому дети познают сложные экономические закономерности в легкой форме.

Для реализации подобной формы обучения в дошкольных учреждениях оформлены игровые уголки. Например, “Парикмахерская”, “Магазин”, “Кафе”.

Помимо этого, в дошкольных учреждениях каждый день проводятся беседы с обсуждением разных видов труда. Берется любой предмет обихода, и воспитатель рассказывает, каким способом он произведен, кто этим занимается. Дети изучают названия профессий, и с каждым годом этот список расширяется.

В старшем дошкольном возрасте дети должны сами называть “цепочку” появления того или иного предмета.

Обязательно развитие творческих способностей, которые способствуют развитию художественного вкуса, эстетических качеств личности. Разные виды конструирования развивают пространственное воображение, логику, зрительную и моторную память.

После творческого процесса ребенок может оценить результат своего труда и понять, насколько дорогим был бы данный товар, качественно ли он выполнен.

В экономическом воспитании не обходится и без трудового. Детям предлагают дежурить по группе: расставлять тарелки и кружки, следить за порядком в комнатах. В процессе труда нужно донести воспитанникам, что нет ненужных или плохих профессий. В профессии самое главное – выполнять свою работу правильно. Нужно показать, что было бы без работника обслуживающей сферы и тем более без врачей или учителей.

Экономическое воспитание происходит на примерах любой сказки – в каждом произведении можно найти связь с экономикой. Таким образом, экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни.

Родители и экономическое воспитание детей

Как родители обучают своих чад экономике? В первую очередь, они ведут с ними домашнее хозяйство, позволяя детям вникать в вопросы распределения бюджета. Также взрослые должны рассказать детям, где они работают, в чем состоит суть их профессии, а также на что хватает их зарплаты.

В семье просто необходим совместный труд с детьми, это позволит всем членам семьи больше общаться, а также приучить малыша к ответственности за свою работу, аккуратности и трудолюбию. Также нужно вырабатывать в ребенке бережливость и экономность – эта важные черты делового взрослого человека, которые свидетельствуют о готовности заботиться о других.

Можно вовлекать малыша даже в самые незначительные работы и давать им что-то посильное. Например, в доме сломался шкаф. Ребенка просят помочь его починить. Чадо сможет максимум придержать дверцу, но уже от этого он поймет свою значимость в семье и в дальнейшем ему будет приятно осознавать, что он внес свой вклад в бюджет семьи, сэкономив на покупке нового шкафа.

Гуляя по городу, называйте малышу названия зданий – больница, магазин, школа или парикмахерская. И говорите, кто там работает, в чем заключается суть их профессий. Со временем у ребенка сформируется связь между понятиями труд и деньги.

Делайте покупки вместе с ребенком и при этом всегда обсуждайте важность того или иного приобретения. Объясняйте чаду, что, если вы купите ему очередную сладость или игрушку, то у вас не будет средств на более важные покупки.

Главное, помнить, что приобщение ребенка к экономическим делам должны происходить плавно и непринужденно.

Экономическое воспитание школьников

Условия рыночной экономики государства делают необходимым непрерывное экономическое воспитание детей, которое начинается с детского сада и плавно переходит на школьный этап. В старших классах в образовательных учреждениях есть специальный предмет экономической направленности. Но для того, чтобы не потерять нить связи между дошкольным учреждением и школой, нужно внедрять основы экономического образования с младших классов.

С 1 по 4 класс делать это можно в форме игры, при этом задания усложняются по сравнению с детским садом. Здесь делается больший акцент на самостоятельность учащихся. Учитель просит детей подготовить дополнительный материал или найти правила игры по её названию.

В среднем школьном звене экономическое воспитание происходит на всех основных предметах. На математике решаются задачи экономического характера, а на химии, биологии и физике изучаются достижения науки и техники. На географии же дети изучают экономическое устройство разных стран, их финансовую статистику и уже могут сделать выводы, какая система более эффективная.

Нельзя забывать и о вовлечении учащихся в общественно полезные дела. Это может быть и дежурство по классу, и уборка пришкольной территории, и помощь ветеранам и просто старикам.

На таком предмете как “Информационные технологии” учащиеся также решают экономические задачи, развивают мышление в этом направлении.

Таким образом, выпускник школы должен выйти из учебного учреждения с четко сформированной позицией делового человека: знать, чего он хочет добиться и каким образом он это сделает.

Средства экономического воспитания

Поскольку экономическое воспитание начинается с малых лет, то и средства его развития должны быть рассчитаны на детей самого раннего возраста.

Основные средства экономического воспитания:

  • игра – основная форма обучения для дошкольника, позволяет преподнести тяжелый материал в легкой форме;
  • сюжетно-ролевые игры – в них моделируются жизненные ситуации, совмещая жизнь с игрой, ребенку проще запомнить её законы и устройство;
  • дидактические игры (например, “Кем быть?”, “Обмен”, “Семейный бюджет”) – позволяют усвоить не только основы экономики, но и развить различные умения и навыки;
  • интеллектуальные игры – хорошо применять их в качестве итога изученного для того, чтобы обобщить и систематизировать знания, провести анализ пройденного материала;
  • игры-путешествия – экскурсию можно провести в другое государство и показать тамошние условия экономики, или пройтись в банк и ознакомить детей с валютными операциями;
  • развлечения, конкурсы и праздники – в них должны входить в обязательном порядке математические и логические задачки;

  • интегрированные занятия – когда экономика тесно переплетается с другими предметами;
  • решение проблемной ситуации – такая форма работы приобщает детей к экономической действительности, развивает в них умение анализировать, высказывать собственное мнение и проявлять инициативу;
  • чтение художественной литературы – можно читать как обычные сказки, находя в них элементы экономики, а можно и специальные книги, направленные на экономическое воспитание – можно взять книгу Поповой Т.Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом».

Обучающие игры по экономическому воспитанию

Приведем несколько примеров игровых занятий, которые направлены на формирование экономического воспитания у детей.

“Кафе “И вкусно, и полезно”

Воспитатель раскладывает перед детьми меню. Дошкольники изучают его, а потом делают заказ. После этого нужно выяснить, какие блюда более полезные, а какие – менее. Затем стоит обсудить, что мы можем приобретать ежедневно, а что – гораздо реже. И почему так происходит.

“Туристический поход”

Игра уточнит знания детей об элементарных потребностях каждого человека.

Воспитанники делятся на три команды и каждая собирает все необходимые вещи в поход: на юг, на север и в пустыню. После этого дети рассказывают о своем выборе, а другие дети и взрослый оценивают его правильность.

“Предприятия нашего города”

Детям выдаются изображения предприятий города, дошкольники должны рассказать, чем на нем занимаются, какая польза от предприятия, а также назвать профессии людей, которые там работают.

“Бюджет моей семьи”

Каждый ребенок вытягивает карточку, на которой изображен кто-то из членов семьи. После этого малыши называют место работы родителя и примерную зарплату, а также описывают, что на эту зарплату можно приобрести.

Приучать детей к пониманию экономической ситуации очень важно – это позволит им в будущем стать деловитее, а значит, и более успешнее. Делать это нужно с раннего возраста, но не забывайте, что любая информация лучше усваивается в игровой форме.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *