Геометрические фигуры и их названия — Задания в картинках

Здесь вы с ребенком можете изучить геометрические фигуры и их названия с помощью веселых заданий в картинках. Но обучение будет проходить наиболее эффективно в том случае, если к распечатанному заданию вы добавите еще и различные образцы геометрических фигур. Для этой цели могут подойти такие предметы, как мячики, пирамидки, кубики, надутые воздушные шары (круглые и овальные), кружки для чая (стандартные, в форме цилиндра), апельсины, книги, клубки ниток, квадратные печенья и многое другое — все, что подскажет вам фантазия.

Все перечисленные предметы помогут ребенку понять, что значит объемная геометрическая фигура. Плоские фигуры можно подготовить, вырезав из бумаги нужные геометрические формы, предварительно раскрасив их в разные цвета.

Чем больше различных материалов вы подготовите для занятия, тем интереснее будет ребенку изучать новые для него понятия.

Также вам может понравиться наш онлайн тренажер по математике для 1 класса «Геометрические фигуры»:

Геометрические фигуры 1 класс — Онлайн-тренажер

Онлайн-тренажер по математике «Геометрические фигуры 1 класс» поможет первоклассникам потренироваться в умении различать основные геометрические фигуры: квадрат, круг, овал, прямоугольник и треугольник.

Геометрические фигуры и их названия — Проводим занятие с ребенком:

Чтобы легко и непринужденно ребенок смог запомнить геометрические фигуры и их названия, скачайте сначала картинку с заданием во вложениях внизу страницы, распечатайте на цветном принтере и положите на стол вместе с цветными карандашами. Также к этому времени у вас уже должны быть заготовлены различные предметы, которые мы перечисляли ранее.

  • 1 этап. Сначала пусть ребенок выполнит задания на распечатанном листе — проговорит вслух названия фигур и раскрасит все картинки.
  • 2 этап. Необходимо наглядно показать ребенку отличия объемных фигур от плоских. Для этого разложите все предметы-образцы (как объемные, так и вырезанные из бумаги) и отойдите с ребенком от стола на такое расстояние, с которого хорошо видны все объемные фигуры, но потерялись из виду все плоские образцы. Обратите внимание малыша на этот факт. Пусть он поэкспериментирует, подходя к столу то ближе, то дальше, рассказывая вам о своих наблюдениях.
  • 3 этап. Дальше занятие нужно превратить в своеобразную игру. Попросите ребенка, чтобы он внимательно посмотрел вокруг себя и нашел предметы, которые имеют форму каких-либо геометрических фигур. Например, телевизор — прямоугольник, часы — круг и т.д. На каждой найденной фигуре — громко хлопайте в ладоши, чтобы добавить энтузиазма в игру.
  • 4 этап. Проведите исследовательскую и наблюдательную работу с теми материалами-образцами, которые вы заготовили к занятию. Например, положите на стол книгу и плоский прямоугольник из бумаги. Предложите ребенку пощупать их, посмотреть на них с разных сторон и рассказать вам свои наблюдения. Таким же образом можно исследовать апельсин и бумажный круг, детскую пирамидку и бумажный треугольник, кубик и бумажный квадрат, воздушный шар овальной формы и овал, вырезанный из бумаги. Список предметов вы можете дополнить сами.
  • 5 этап. Положите в непрозрачный пакет различные объемные образцы и попросите ребенка достать на ощупь квадратный предмет, затем круглый, затем прямоугольный и так далее.
  • 6 этап. Разложите перед ребенком на столе несколько различных предметов из тех, которые участвуют в занятии. Затем пусть ребенок отвернется на несколько секунд, а вы спрячьте один из предметов. Повернувшись к столу ребенок должен назвать спрятанный предмет и его геометрическую форму.

Скачать геометрические фигуры и их названия — Бланк задания — вы можете во вложениях внизу страницы.

Названия геометрических фигур — Карточки для распечатки

Изучая с малышом геометрические фигуры, вы можете использовать во время занятий карточки для распечатки от Лисёнка Бибуши. Скачайте вложения, распечатайте на цветном принтере бланк с карточками, вырежьте каждую карточку по контуру – и приступайте к обучению. Карточки можно заламинировать, либо наклеить на более плотную бумагу, чтобы сохранить внешний вид картинок, ведь использоваться они будут неоднократно.

Первые шесть карточек дадут вам возможность изучить с ребенком такие фигуры: овал, круг, квадрат, ромб, прямоугольник и треугольник, под каждой фигурой в карточках можно прочесть ее название.

После того, как ребенок запомнил название определенной фигуры, попросите его выполнить следующее: обвести по контуру все имеющиеся на карточке образцы изучаемой фигуры, а затем раскрасить их в цвет основной фигуры, расположенной в верхнем левом углу.

Скачать названия геометрических фигур — Карточки для распечатки — вы можете во вложениях внизу страницы

Карточки для распечатки с изображением плоских геометрических фигур

С помощью следующих шести карточек ребенок сможет познакомиться с такими геометрическими фигурами: параллелограмм, трапеция, пятиугольник, шестиугольник, звезда и сердце. Как и в предыдущем материале под каждой фигурой можно найти ее название.

Чтобы разнообразить занятия с малышом, совмещайте обучение с рисованием – такой метод не даст ребенку переутомиться, и малыш с удовольствием будет продолжать учебу. Следите за тем, чтобы обводя фигуры по черточкам, ребенок не спешил и выполнял задание аккуратно, ведь подобные упражнения не только развивают мелкую моторику, они могут повлиять в дальнейшем на почерк малыша.

Скачать карточки для распечатки с изображением плоских геометрических фигур вы можете во вложениях

Объемные геометрические фигуры и их названия — скачать карточки

В процессе, того, как вы будете изучать с ребенком объемные геометрические фигуры и их названия, используя новые шесть карточек от Бибуши с изображениями куба, цилиндра, конуса, пирамиды, шара и полусферы, приобретите изучаемые фигуры в магазине, либо воспользуйтесь предметами, находящимися в доме, имеющими подобную форму.

Покажите малышу на примерах, как в жизни выглядят объемные фигуры, ребенок должен потрогать и поиграть с ними. Прежде всего, это необходимо для того, чтобы задействовать наглядно – действенное мышление малыша, с помощью которого ребенку проще познавать окружающий мир.

Скачать — Объемные геометрические фигуры и их названия — вы можете во вложениях внизу страницы

Также вам будут полезны и другие материалы по изучению геометрических фигур:

Рисунки из геометрических фигур — Задания в картинках и раскраски

Веселые и красочные задания для детей «Рисунки из геометрических фигур» являются очень удобным обучающим материалом для детей дошкольного и младшего школьного возраста по изучению и запоминанию основных геометрических форм:

Геометрические фигуры — Раскраска для дошкольников

Задания ознакомят ребенка с основными фигурами геометрии — кругом, овалом, квадратом, прямоугольником и треугольником. Только здесь не занудное зазубривание названий фигур, а своеобразная игра-раскраска.

Плоские геометрические фигуры — Обведи и дорисуй

Как правило, геометрию начинают изучать, рисуя плоские геометрические фигуры. Восприятие правильной геометрической формы невозможно без выведения ее своими руками на листе бумаги.

Найди формы геометрических фигур в картинках

Это занятие изрядно позабавит ваших юных математиков. Ведь теперь им придется находить знакомые формы геометрических фигур среди множества картинок.

Наложение фигур друг на друга — Задание для детей

Наложение фигур друг на друга — это занятие по геометрии для дошкольников и младших школьников. Смысл упражнения состоит в решении примеров на сложение. Только это необычные примеры. Вместо цифр здесь нужно складывать геометрические фигуры.

Свойства геометрических фигур для дошкольников

Это задание составлено в виде игры, в которой ребенку предстоит менять свойства геометрических фигур: форму, цвет или размер.

Счет геометрических фигур — Картинки с заданиями

Здесь вы можете скачать задания в картинках, в которых представлен счет геометрических фигур для занятий по математике.

Чертежи геометрических тел — Задание для детей

В этом задании ребенок познакомится с таким понятием, как чертежи геометрических тел. По сути, это занятие представляет собой мини-урок по начертательной геометрии

Геометрические фигуры из бумаги — Вырезаем и занимаемся

Здесь мы подготовили для вас объемные геометрические фигуры из бумаги, которые нужно вырезать и склеить. Куб, пирамиды, ромб, конус, цилиндр, шестигранник, распечатать их на картоне (или цветной бумаге, а затем наклеить на картон), а затем дать ребенку для запоминания.

Счет до 5 — Картинки с заданиями для малышей

Здесь мы выложили для вас счет до 5 — картинки с математическими заданиями для малышей, благодаря которым ваши дети потренируют не только свои навыки счета, но и умение читать, писать, различать геометрические фигуры, рисовать и раскрашивать.

«Объемные геометрические фигуры»

Раиса Баландина
«Объемные геометрические фигуры»

Конспект НОД в подготовительной группе на тему:

«Объемные геометрические фигуры».

Задачи:

• Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке

• Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года

• Закрепить представления детей о геометрических фигурах

НОД занятия.

— Ребята, посмотрите, сегодня утром я шла в детский сад и встретила почтальона. Он мне дал вот такое интересное письмо. Его прислал Буратино. Он уже ходит в школу. Вот,что он пишет:

«Дорогие ребята! Для того чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Вот мне и задали такие задания, а я затрудняюсь их выполнить. Помогите мне, пожалуйста».

— Ребята, давайте поможем Буратино.

1 задание.Ответьте на вопросы:

— какое время года сейчас? (Весна)

— назовите весенние месяцы

— какой месяц сейчас идёт? (март)

— сколько дней в недели? (семь)

— назови их;

— какой сегодня день недели? (вторник)

— какой четверг по счету? (четвертый)

— вчера какой был день недели?

— завтра какой будет день недели?

2 задание.

— Ребята, Буратино, не может выполнить следующее задание.Давайте ему поможем:

— какой бывает счет? (прямой и обратный)

— считай от 10 до 20;

— считай от 20 обратно;

— назови число меньше пятнадцати;

— назови соседа 11 и 14;

— сравни числа 16 и 18;

— сравни числа 15 и 15;

3 задание.

Воспитатель: А сейчас мы будем работать с карточкой, которую прислал Буратино. Вы должны рассказать, где и как расположены фигуры.

Воспитатель: — Где находиться прямоугольник?

Ребенок: — Прямоугольник находится посередине.

Воспитатель: — Где находится овал?

Ребенок: — Овал находится справа от прямоугольника

Воспитатель: — Где находится круг?

Ребенок: — Круг находится внизу, под прямоугольником

Воспитатель: — Где находится квадрат?

Ребенок: — Квадрат находится слева от прямоугольника

Воспитатель: — Где находится треугольник?

Ребенок: — Треугольник находится сверху, над прямоугольником.

Физминутка.

Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку!

Столько раз ногою топнем (показываю цифру 6)

Столько раз руками хлопнем (показываю цифру 10)

Мы присядем столько раз (показываю цифру 7)

Мы наклонимся сейчас (показываю цифру 4)

Мы подпрыгнем ровно столько (показываю цифру 8)

Ай да счёт! Игра и только.

4 задание.

На столе перед детьми расположены объёмные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, конус)

— Следующее задание: Дети что это? Какие фигуры? Сколько их? Какая фигура стоит первой? Второй? Третьей? Какая стоит последней?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что геометрические фигуры можно нарисовать, начертить в тетради, вырезать из цветной бумаги. А еще их можно выложить из счетных палочек. И не одну, а сразу несколько. Давайте попробуем.

А)- отсчитайте три палочки и сделайте треугольник

— отсчитайте еще две палочки и сделайте еще один треугольник

— сколько треугольников получилось? (два)

— сколько палочек вы отсчитали?

Б)- отсчитайте четыре палочки и сделайте квадрат.

— отсчитайте еще три палочки и сделайте еще один квадрат

— какая фигура у вас получилась? (прямоугольник)

— сколько четырехугольников получилось? (три)

— а сколько многоугольников получилось? (три)

— назовите их (два квадрата и один многоугольник)

— На какие делятся геометрические фигуры? (объёмные и плоские)

— Чем они отличаются друг от друга? (плоские можно расположить на плоскости, а объёмные нет).

-Мы сейчас с вами выкладывали на столе объемные или плоские фигуры?

— А сейчас мы с вами сделаем из палочек и пластилина фигуру, которая состоит из нескольких… а чего? Вы узнаете,отгадав загадку:

Три вершины в нем видны,

Три угла, три стороны,

С ним знаком даже дошкольник

Ведь фигура – (треугольник).

-Ребята, как называется фигура, которая состоит из нескольких треугольников? (пирамида)

-Давайте, сделаем из пластилина и счетных палочек пирамиду.

5 задание.

— Ребята, Буратино говорит, что вы уже устали — давайте поиграем. Эта игра — испытание «Верно-неверно» — поможем исправить ошибки, которые Буратино специально кое-где оставил.

Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой

— утром солнышко встает; (верно)

— по утрам нужно делать зарядку; (верно)

— нельзя умываться по утрам; (неверно)

— днем ярко светит луна; (неверно)

— утром дети идут в детский сад; (верно)

— ночью люди обедают; (неверно)

— вечером вся семья собирается дома; (верно)

— В неделе 7 дней; (верно)

— За понедельником следует среда; (неверно)

— после субботы идет воскресение; (верно)

— перед пятницей стоит четверг; (верно)

— всего 5 времен года; (неверно)

— Весна наступает после лета; (неверно).

8 задание. А теперь Буратино приготовил вам графический диктант. Вы должны нарисовать один из признаков (явлений весны).

-Дети, поставьте карандаш на выделенную точку и рисуйте по клеткам.

— Посмотрите и сравните получившийся у вас рисунок с образцом.

— Молодцы, ребята!

Итог занятия.

— Вот и выполнили вы все задания Буратино. Что же мы сегодня нового узнали? Какие задания с вами выполняли? Какие задания были трудными?

— Буратино благодарит вас за помощь.

Журнал Педагог

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 123 ГОРОДА ТЮМЕНИ

Проект

«Кубик, шарик и другие»

Руководитель проекта:

Самылина Татьяна Николаевна,

воспитатель

I квалификационная категория

Пояснительная записка

Познавательное

развитие

предполагает

развитие

интересов

детей,

любознательности,

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о

свойствах

и

отношениях

объектов

окружающего

мира,

формирование

математических

представлений;

Вопрос о формировании и развитии математических представлений у детей рассматривался

в работах Л. А. Венгера, А. М. Леушиной, З. А. Михайловой, Е. И. Щербаковой, и др.

А.

М.

Пышкало

отмечает,

что

«работа

по

изучению

геометрического

материала

должна

проводиться как в естественнонаучной дисциплине», то есть свойства фигур «выявляются

экспериментально, усваивается необходимая терминология и навыки».

Обследование фигур — игра с объемными геометрическими фигурами, для детей является

маленькой

опытно-экспериментальной

деятельностью

с

предметом,

осуществляемое

одновременно

зрительным

и

двигательно-осязательным

анализаторами

с

последующим

обозначением словом. Оно обеспечивает целостное их восприятие и дает осмысленный анализ

фигуры.

Дети

уже

осознанно

начинают

понимать

и

такие

свойства,

как

устойчивость,

неустойчивость,

вращается

или

нет,

сколько

оснований,

как

образуются

вершины

и

т.д.

Сопоставляя объемные и плоские фигуры, дети находят уже общность между предметами.

Актуальность

формирования

представлений

об

объемных

телах

у

дошкольников

очевидна, поскольку именно объемные предметы окружают ребенка с первых дней его жизни.

Путем обследования, ощупывания, игры с предметами ребенок согласует свое восприятие с

формирующимися у него представлениями о предмете, расширяют кругозор детей, позволяет

им

более

точно

и

разносторонне

воспринимать

форму

окружающих

предметов,

что

положительно

отражается

на

их

творческой

и

продуктивной

деятельности

и

на

развитие

математических

понятий.

А

математика,

в

свою

очередь,

является

мощным

фактором

интеллектуального развития ребенка, дальнейшей успешности обучения в школе.

Беседы и наблюдения за детьми в конструктивной деятельности выявили поверхностное

знание объемных геометрических тел и низкий уровень обследования формы предметов, чаще

всего

они

ограничиваются

беглым

зрительным

восприятием.

Потенциал

моделирования

в

математическом развитии дошкольников и недостаточная методическая проработанность его

использования для формирования представлений об объемных телах у дошкольников позволяют

сформулировать

гипотезу:

использование

наглядного моделирования

способствует

формированию представлений об объемных телах у дошкольников.

Информационная карта проекта

Полное наименование проекта: «Кубик, шарик и другие».

Автор проекта: воспитатель Самылина Татьяна Николаевна

Тип проекта: познавательно-творческий

Продолжительность проекта: среднесрочный (4 недели)

Участники: дети подготовительной группы (6-7 лет), родители, воспитатели

Цель

проекта: формирование

представлений

об

объемных

геометрических

телах

у

дошкольников посредством использования наглядного моделирования

Задачи проекта:

подбор

изучение

методической

литературы,

ознакомление

с

информационными

ресурсами по использованию моделирования при формировании представлений об объемных

геометрических телах;

планирование и проведение практических и исследовательских мероприятий по теме;

организация выставки творческих работ детей и родителей;

проведение итогового мероприятия «Волшебные кубы» и круглого стола с детьми и

родителями.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Планируемые результаты:

1.Расширение и уточнение знаний об объемных геометрических телах и их свойствах;

2.Использование

полученных

знаний

в

практической

деятельности

(при

создании

наглядных образов, в разных видах продуктивной деятельности);

3.Совершенствование

конструктивных

умений, самостоятельности,

планирующей

функции творческого мышления;

4. Обогащение словаря математическими терминами: геометрия, геометрическое тело,

пирамида, вершина, грани, ребра, основание, многогранник, шар, объемное тело, срез, плоская

фигура, конус, боковая поверхность, тела вращения, цилиндр, призма, параллелепипед.

5. Развитие

дружеских, партнерских взаимоотношений между

всеми участниками

образовательного процесса.

Новизна

заключается

в

использовании

метода

наглядного

моделирования

в

рамках

реализации

образовательной

области

«Познавательное

развитие»

с

целью

изучения

и

закрепления детьми подготовительной группы объемных геометрических форм через изучение

развертки фигур и создание наглядных творческих образов.

Практическая значимость работы состоит в том, что представлен систематизированный

материал

по

ознакомлению

детей

с

формами

предметов

и

геометрическими

фигурами,

дидактические игры, наглядные творческие модели по данной теме. Материалы проекта могут

быть использованы в деятельности воспитателей и родителей в работе с дошкольниками.

Продукты проекта:

*Дидактический кубик «Геометрические фигуры», Геометрические тела»

*Дидактическая игра «Фетро-метрия»

* Картотека дидактических карточек «На что похожи фигуры»

* Выставка творческих работ детей и родителей: «Знакомые незнакомцы»

Этапы реализации проекта

Работа

над

проектом

состояла

из

трех

этапов:

подготовительного,

основного,

заключительного.

Алгоритм совместных действий взрослых и детей в проекте

Методы и приемы реализации проекта: практические, наглядные, словесные, игровые.

Использовались в совокупности, в различных комбинациях друг с другом.

Ведущим

практическим

методам

при

знакомстве

с

объемными

фигурами

стало

моделирование.

Моделирование – это замена оригинала моделью (мысленно или реально), наглядно-

практический прием, включающий создание удобных и доступных моделей и их использование

Выбор геометрического тела

Изучение своиств,

экспериментирование,

развёртка

Изготовление

модели, макета геометрической фигуры

Создание творческого образа,

выставка игрушек

— с моделями можно выполнять предметные действия, облегчающие выявление и изучение

существенных свойств объемных тел, есть пространство для творчества детей;

в

процессе

изготовления

моделей

складываются

и

сохраняются

образы

объёмных

геометрических форм.

Сочетание

пояснения,

запоминания,

показа

действий,

рассказывания

самими

детьми,

оказалось

результативным,

так

как

вызывали

в

памяти

и

воображении

детей

яркие

представления об изучаемых объемных формах, окрашивались собственными переживаниями

детей, влечёт за собой активизацию мыслительной и речевой деятельности.

Воспитатели использовали индивидуальный, дифференцированный подход, которые очень

важны для детей, их самоуважения и самоутверждения.

Условия реализации проекта:

1. Кадровые: педагоги группы.

2.Материально-технические: соблюдение требований к искусственному и естественному

освещению

помещений

для

образования

детей;

к

санитарному

состоянию

и

содержанию

помещений

в

соответствии

с

санитарно-эпидемиологическими

правилами

и

нормативами;

охраны жизни и здоровья воспитанников.

. Учебно

материальные:

оснащение

образовательного

процесса

игровым,

познавательным, развивающим, демонстрационным, наглядным материалом, ИКТ (компьютер,

мультимедийное оборудование, музыкальный центр); канцтовары (бумага, краски, карандаши,

ножницы, клей, пластилин, салфетки).

4. Информационно-методические: методическая литература и детская художественная

литература, перспективное

планирование,

критерии

оценивания,

интерпретация

уровней

развития, картотека дидактических игр, конспекты НОД.

План реализации проекта

Этапы

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование

предметно-развивающей

среды

Подготовительный

Определение

цели

и

задач,

с о с т а в л е н и е

а л г о р и т м а

совместных действий взрослых

и детей.

С б о р

и н ф о р м а ц и о н н о г о

материала,

диагностическое

и с с л е д о в а н и е ,

о т б о р

методического материала.

Составление

конспектов

НОД

по

теме

проекта,

п одбор

заданий

г е о м е т р и ч е с ко го

содержания

Ч т е н и е

д е т с к о й

художественной

литературы:

1Вовлечение

родителей

в

проектную деятельность.

Внесение

дополнений

в

план деятельности.

3 .

У ч а с т и е

в

с б о р е

необходимого материала.

Пополнение предметно-

развивающей среды по теме

проекта;

Приобретение развивающего

и демонстрационного

материала по теме,

изобразительные средства и

материалы.

Изготовление

раздаточного

материала,

изготовле ние

д и д а кт и ч е с ко го

к у б и к а

«Геометрические

фигуры»

( п л о с к и е ,

о бъ е м н ы е )

и

дидактической игры «Фетро-

Основной

Показ презентации для

детей «Веселая геометрия»

Рассматривание таблиц,

карточек и плакатов с

изображением плоскостных и

объемных геометрических тел.

Д/И «Чем похожи и чем

отличаются фигуры между

собой?»

Д/И «На что похожи?»

М о д е л и р о в а н и е

к у б а ,

работа

творческой

мастерской

по превращению модели куба в

игровые образы.

Выполнение индивидуальных

з а д а н и й

с

д е т ь м и

«Превращение

(дорисовывание)

геометрических

фигур

в

п р е д м е т ы

о к р у ж а ю щ е й

действительности»

Изготовление

дидактиче ского

а л ь б ома

«Страна Геометрия»

Раздаточный

материал:

объемные

фигуры:

к у б ,

параллелепипед,

пирамида,

призма, цилиндр, конус, шар.

Демонстрационный

материал: куб; развертка куба

на офисной бумаге, клей, (по

количеству детей)

Моделирование

параллелепипеда,

работа

творческой

мастерской

по

преобразованию

полученной

модели в образы.

Изготовление геометрических

фигур разной величины и

разного цвета из цветного

двухстороннего картона для

игры в «геометрическую

мозаику»

И г р а

» Р а з н о ц в е т н ы й ,

блестящий, красивый»

Продуктивная

деятельность

( м од е л и р о ва н и е

г е р о е в

сказки из параллелепипедов)

Демонстрационный

материал:

параллелепипед;

развертка параллелепипеда на

офисной бумаге

Моделирование треугольной

призмы, работа творческой

мастерской по преобразованию

полученной модели в игровые

образы.

Экспериментально-

исследовательская

д е я т е л ь н о с т ь «Измерение

оснований призм».

Организация

дидактических

и

г

р » Н а й д и

п р и з м у » ,

«Чудесный мешочек».

Ч т е н и е А р ом ш т а м

М . ,

«Ластик

и

Скрепочка

на

Призмачном острове».

Игровое упражнение

«Придумаем игры с

геометрическими

фигурами и

геометрическими телами»

Моделирование

геометрических фигур из

пластилина и счётных

палочек. Каркасные

модели.

Демонстрационный

м а т е р и а л :

т р е у г о л ь н а я

призма; принадлежности для

моделирования:

развертка

треугольной

призмы

н а

офисной бумаге,

Моделирование

четырехугольной пирамиды,

работа творческой мастерской

по преобразованию полученной

модели в игровые образы.

д\игра «Посмотри вокруг»

чтение сказки Аромштам М.,.

«Ластик и Скрепочка в городе

Пирамид».

Чтение

математической

сказки «Пирамида-врунья»

Демонстрационный

материал: четырехугольная

пирамида; принадлежности

для моделирования: развертка

четырехугольной пирамиды

на офисной бумаге,

Моделирование

цилиндра,

в ы д е л и т ь

с у щ е с т в е н н ы е

свойства

цилиндра;

работа

творческой

мастерской

по

преобразованию

полученной

модели в игровые образы.

Экспериментально

исследовательская

деятельность

на

закрепление

с в о й с т в «Игры

прыгающих

цилиндров».

.Экспериментально-

исследовательская

де я те льно с ть » Мож н о

л и

«развернуть» шар?»

Выполнить

индивидуальные

задания

с

детьми:

раскрась

каждую

тень в цвет той фигуры, от

которой она должна падать.

Демонстрационный

м а т е р и а л :

ц и л и н д р ;

п р и н а д л е ж н о с т и

д л я

моделирования:

развертка

цилиндра на картоне,

Моделирование конуса, работа

творческой

мастерской

по

преобразованию

полученной

модели в игровые образы.

Чтение математической сказки

«История круглых братьев»;

Организация

и

проведение

дидактической игры «Узнай на

ощупь»,

О п ы т ы «Прыгающий

конус»,

«Конус на голове».

Т в о р ч е с к о е

з а д а н и е

изготовление

персонажей,

используя

шарообразные

и

конусообразные

макеты

геометрических фигур.

Демонстрационный

материал: картинки к сказке,

конус;

принадлежности

для

моделирования:

развертка

конуса на акварельной бумаге

Моделирование

шара,

работа

творческой

мастерской

по

преобразованию

полученной

модели в игровые образы.

Соревнования «Кто быстрей!»,

продуктивная деятельность

Организация

дидактических

и г р «Шарообразный

не

шарообразный»,

«Лишний

предмет»,

«Найди

предмет

н уж н о й

ф о рм ы » ,

» Ш а р ,

катись на место».

Т в о р ч е с к а я

и г р а

«Путешествие в батискафе».

Т в о р ч е с к о е

з а д а н и е

«Нарисуй

модель

нашей

планеты».

Демонстрационный

м а т е р и а л :

ш а р ;

п р и н а д л е ж н о с т и

д л я

моделирования: 12 кругов из

акварельной

бумаги

( п о

количеству детей), степлер у

воспитателя

Заключительный

А н а л и з

п о в т о р н о г о

диагностического

исследования.

П р о в е д е н и е

и т о г о в о г о

о т к р ы т о г о

м е р о п р и я т и я

«Волшебные кубы».

П р е зе нт а ция

в ы с т а в к а

п о д е л о к

» З н а к о м ы е

незнакомцы».

Посещение

открытого

мероприятия

2.Посещение выставки

3. Отзывы родителей

Круглый стол: подведение итогов, обсуждение результатов.

Критерии результативности

Для оценки качества усвоенного детьми материала по теме определены критерии оценки,

уровни освоения материала

— знание и умение называть геометрические фигуры и тела, форму предметов;

— умение называть и показывать структурные элементы объемных форм: сторона, угол,

вершина, основание, ребра;

— называние скрытых свойств и качеств объемных геометрических форм;

— сравнение геометрических плоских и объемных фигур;

— умение конструирования из бумаги: сгибание, резание, склеивание, круга и полкруга в

конус, прямоугольника в цилиндр;

изготовление

игрушек

и

предметов

из

готовых

разверток,

умение

читать

схемы

сложения;

— создание сооружений по схемам, моделям, фотографиям, заданной теме, условиям,

самостоятельному замыслу;

— самостоятельное создание детьми интересных игрушек из объемных геометрических

форм;

— использование в речи математических терминов.

Интерпретация уровней развития освоения материала

Сформированы — ребенок имеет представление об эталонах формы и владеет действием

соотнесения эталонов с реальными предметами. Различает форму окружающих предметов,

знает

названия

геометрических

форм. Знает

существенные

характеристики

объемных

геометрических

форм,

их

скрытые

свойства

и

качества.

Самостоятельно

анализирует

конструкцию, выполняет задание согласно условию, умело заменяет одни детали другими

Самостоятельно создает игрушки на основе конуса, цилиндра, придает выразительность образу

за счет дополнительных деталей, проявляет творчество, есть желание экспериментировать.

Ребенок

может

поэтапно

рассказать,

как

изготовить

поделку,

использует

математические

термины.

Находится в стадии развития — ребенок имеет нечеткие представления об эталонах

формы и недостаточно владеет действием соотнесения эталонов с реальными предметами.

Иногда не различает предметы схожие по форме, может не знать некоторые названия. Д ает

неполную характеристику свойствам и качествам объемных геометрических форм. При выполнении

задания, постройка соответствует поставленному замыслу. Может создавать различные образы из

одной и той же формы, дополнив определенными деталями. Ребенок при небольшой помощи

взрослого

рассказывает

об

этапах

изготовлении

поделки,

при

подсказке

использует

математические термины.

Не сформированы — ребенок слабо владеет действием соотнесения эталонов формы с

реальными предметами. Затрудняется выполнить задание на соотнесение с формой предметных

картинок. Постройка не совсем соответствует поставленному условию. При создании игрушки,

творчества не проявляет, обращается за помощью к воспитателю. Ребенок не использует в речи

математические термины.

Для определения уровня знаний по теме диагностические мероприятия были проведены

до начала проекта и после, в группе, где реализовывался проект и в группе, где проектной

деятельности не осуществлялось.

Контроль осуществлялся в занимательной форме: проблемные ситуации, игры, итоговое

мероприятие. Это позволяло увидеть результаты, выявить недочеты, наметить перспективы,

создать индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка.

до проекта

после проекта

не сформированы

находится в ста-

дии становления

сформированы

Результаты свидетельствуют об эффективности выбранных методов и форм работы.

Перспектива:

Дальнейшее развитие проекта заключается:

— составление индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка, с целью

формирования недостающих знаний об объемных геометрических телах;

проведении

мастер-классов,

участие

в

конкурсах

для

обмена

опыта

работы

с

педагогическим сообществом;

разработка

программы

дополнительного

образования

с

использованием

ЛЕГО-

конструирования по формированию представлений об объемных геометрических телах для

детей старшего дошкольного возраста.

Анализ:

В

ходе

реализации

проекта

удалось

создать

положительный

эмоциональный

фон,

вызвать интерес к познавательной и мыслительной деятельности детей. Систематизированы и

расширены знания детей о геометрических фигурах — методом наглядного моделирования.

Выбирали

объёмную

геометрическую

фигуру,

проводили

маленькую

опытно-

экспериментальную деятельностью с предметом, выясняли свойства фигуры. С использованием

развертки фигуры дети сами

конструировали геометрические тела, а потом на их основе

создавали разные поделки, игрушки. Воспитанники, сами выбирали необходимые инструменты

и материалы, удобные для моделирования.

В

ходе

опытно-экспериментальной

деятельности

поощрялось

проговаривание

детьми

названий объектов, оснований, сторон, граней, вершин, благодаря чему формировались более

полные и осознанные представления, обогащался словарь, происходило развитие связной речи.

Математические представления складывалось на основе активной познавательной деятельности

самих детей, что привело к образованию под собой прочной чувственной основы.

Творческая мастерская способствовала развитию фантазии, воображения, конструктивных

навыков.

Именно

в

творческой

мастерской

наиболее

отчетливо

проявились

партнерские

взаимоотношения между детьми и взрослыми. Создав игровой образ вместе всей семьей, дети

испытывали незабываемый восторг, гордость за своих родителей, любовь к ним. Родители

проявили необычную активность, участвовали с неподдельным интересом, азартом, создавая

непохожие

друг

на

друга

игровые

образы.

Ценно

то,

что

для

изготовления

поделок

использовался разнообразный бросовый и природный материал.

Благодаря

этому

проекту

у

детей

начали

активно

формироваться

проектно-

исследовательские

умения:

умение

выявить

проблему,

самостоятельный

поиск

нужного

решения

проблемы,

умение

выбрать

способ

и

продуктивно

его

использовать,

научились

представлять результаты своего труда; видеть удачные и не удачные моменты в ходе работы;

объективно

относиться

к

результатам,

оказывать

помощь

друг

другу,

радоваться

за

успех

каждого и общий. умение самостоятельно анализировать полученный результат.

После

подведения

итогов,

можно

уверенно

сказать,

что

использование

наглядного

моделирования

способствует

формированию

представлений

об

объемных

телах

у

дошкольников.

Список литературы

А

. Симановский. Развитие пространственного мышления ребёнка» – М.: Педагогика,

2001. – 176 с.

Аромштам М., Баранова О. Пространственная геометрия для малышей. Развивающие

занятия. М., 2004

Бортникова Е. Чудо

обучайка: изучаем геометрические фигуры / Е. Бортникова. —

Екатеринбург: Литур, 2015. — 24 с.

Выготский Л. С. Воображение и развитие в детском возрасте. М., 1991

Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. «Путешествие по стране Геометрии». М., 1991– 176 с.

Леушина, А.М. Формирование Элементарных математических представлений у детей

дошкольного возраста/А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 1974. – 368 с.

Михайлова З. А. , Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи: учебно-методическое

пособие для воспитателей детских садов. — СПб. : Детство-пресс, 2013 г.

Непомнящая, Н.И. Психологический анализ обучения детей 3 – 7 лет (на материале

математики)/ Н.И. Непомнящая. –М.: Педагогика, 1983 г. – 112 с.

От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного

образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —

М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. — 304 с.

10. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддъякова,

А.Ф. Говорковой. – М.: Педагогика, 1985. – 224 с.

11. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред.

Л.А. Венгера. – М.: Педагогика, 1986. – 224 с.

12. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб.

пособие / Е. И. Щербакова. — М.: Издательство Московского психолого-социального

института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 392 с.

13. Дары Фридриха Фребеля .

МАМА И МАЛЫШ

Предлагаю вашему вниманию стихи про геометрические фигуры и объемные тела. Их можно использовать как для изучения фигур дошкольникам (например при проведении тематической недельки), так и школьникам в учебе.

Геометрические фигуры

Я приглашаю вас на тур,
Заглянем вместе в мир фигур:
Прямоугольник, ромб, квадрат
Представить их я буду рад.

Круг, треугольник и овал,
Их рядом я нарисовал
А вас хотел бы попросить
Чуть-чуть внимательнее быть!

Фигур есть много, и одни
На плоскости отражены,
Другие же, к примеру шар,
В пространстве свой являют шарм.

Итак, смотрите: это круг,
Немало есть кругов вокруг:
Монета — круг, и блюдце — круг,
И солнце на картине — круг.

А если круг у нас упал
Или его вдруг кто-то сжал
И по бокам слегка примял?
Тогда получим мы — овал.

Теперь взгляните на овал:
Быть чуть примятым он устал,
И мы одним движеньем рук,
Вновь превращаем его в круг.

Прямоугольник с виду прост,
Его построить — не вопрос,
И он совсем не виноват,
Что не сложился как квадрат.

А вот — квадрат.Он очень рад,
Что сложен словно на парад,
Красив и строг: ведь у него
Равны все стороны его.

Ромб, как фигура, чуть сложней:
Одни углы его острей,
Другие, так сказать, тупей,
Но сам он — легче и стройней.

Про треугольник что сказать?
Его не сложно описать,
Он как подобие крыла:
Три стороны и три угла.

Два треугольника — и вот,
Имеет крылья самолёт.
Два круга взять — велосипед
Или очки, что носит дед.

Весь мир устроен из фигур,
Лишь присмотритесь — я не лгу
Дома, машины, люди, звери,
Столы, картины, окна, двери,
Пруды, каналы и поля
И в целом вся наша Земля.

Вот и окончен первый тур
По изучению фигур.

ТОЧКА

Пуст сегодня дворик наш,
За окошком хмуро.
Я взял фломастер, карандаш,
Решил чертить фигуры.
Передо мной бумаги лист,
До чего ж он бел и чист.
Фломастером ткнёшь посредине листочка
И на листе получается ТОЧКА.

***

В тире первый раз стреляла,

Прямо в точку я попала!

В мишень прицелюсь метко-

Приз получу – конфетку!

ЛИНИЯ

Пусть точек будет очень много,
Я через них веду дорогу.
Соединяя точку с точкой,
Я начертил дорожку-строчку.
Дорожка, изгибаясь, вьётся,
Дорожка ЛИНИЕЙ зовётся.

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

Мне посоветовала мама,
Вести свою дорогу прямо.
Как сделать линию прямой —
Никак не получается.
Фломастер у меня хромой,
Или рука сбивается?
А вот с линейкой по листу
Так просто провести черту.
Смотрите, ровная какая,
Это линия -ПРЯМАЯ.

***

Точки две соединяем –
Получается прямая.
Пальчиком ведем прямую,
Ровную, а не кривую.

Из прямых легко мы сложим
Несколько фигур похожих:
Ромб, квадрат, прямоугольник,
И, конечно, треугольник.

***

Горизонт – длинная линия такая

Совершенно ровная и совсем прямая.

Долго-долго тянется,

Нигде не прерывается!

ЛУЧИ

Ласковое солнышко

Днем по небу бродит!

Лучики из центра

В стороны отходят!

ОТРЕЗОК

Отрезаю ленту я-

Отрезок получается.

Где-то есть его начало,

А где-то он кончается!

УГОЛ (ПРЯМОЙ, ОСТРЫЙ, ТУПОЙ)

Мама мой взяла листок,
И загнула уголок,
Угол вот такой у взрослых
Называется ПРЯМЫМ.
Если угол уже -ОСТРЫМ,
Если шире, то -ТУПЫМ.

Я ОСТРЫЙ — начертить хочу,
Сейчас возьму и начерчу.
Веду из точки две прямых,
Как будто два луча,
И видим ОСТРЫЙ УГОЛ мы,
как остриё меча.
А для УГЛА ТУПОГО
Всё повторяем снова:
Из точки две прямых ведём,
Но их пошире разведём.
На чертёж мой посмотри,
Он, как ножницы внутри,
Если их за два кольца
Мы раздвинем до конца.

ПРЯМОУГОЛЬНИК

Как окно прямоугольник,

Аккуратный, словно школьник.

Он похож на дверь, на книжки

И на ранец у мальчишки.

На автобус, на тетрадку,

На большую шоколадку.

На корыто поросенка

И на фантик у ребенка.

***

Мой холст – не квадратный,

Он – прямоугольный!

На нем нарисую

Различные формы!

ТРЕУГОЛЬНИК

Самолёт летит по небу,
Треугольное крыло,
На моём велосипеде,
Треугольное седло,
Есть такой предмет — угольник,
И всё это — ТРЕУГОЛЬНИК.
Тут мама три спички
На стол положила
И мне треугольник
Из спичек сложила.
А в это время я чертил
И наблюдал за мамою,
Я три прямых соединил
И сделал то же самое.

***

Треугольный треугольник,

Угловатый своевольник.

Он похож на крышу дома

И на шапочку у гнома.

И на острый кончик стрелки,

И на ушки рыжей белки.

Угловатый очень с виду

Он похож на пирамиду!

***

Треугольник — три угла,
Посмотрите детвора:
Три вершины очень острых —
Треугольник – «остроносый».

Стороны в нем тоже три:
Раз, два, три – ты посмотри.
Треугольник мы рисуем,
Знать теперь его мы будем.

***

Я под крышей треугольной

Спрячусь от дождя.

Крыша треугольная,

Спрячь скорей меня!

КВАДРАТ

Пришёл из школы старший брат,
Из спичек выложил квадрат.
Дала мне мама шоколад,
Я дольку отломил — квадрат.
И стол -квадрат, и стул — квадрат,
И на стене плакат — квадрат,
Доска, где шахматы стоят,
И клетка каждая — квадрат,
Стоят там кони и слоны,
Фигуры боевые.
КВАДРАТ — четыре стороны,
Все стороны его равны,
И все углы прямые.

***

Познакомьтесь, вот квадрат!
Он знакомству очень рад!
В нём угла уже четыре,
Нет его ровнее в мире:
Стороны четыре в нём,
Две скрепляются углом.
Круг в нем может разместиться,
В куб он сможет превратиться.

***
Словно стол стоит квадрат.
Он гостям обычно рад.
Он квадратное печенье
Положил для угощенья.

Он — квадратная корзина
И квадратная картина.
Все четыре стороны
У квадратика равны.

***

У квадрата стороны

Меж собой равны.

Ранец мой квадратный.

Не веришь? Посмотри.

ОКРУЖНОСТЬ и КРУГ

Мы живём с братишкой дружно,
Нам так весело вдвоём,
Мы на лист поставим кружку,
Обведём карандашом.
Получилось то, что нужно —
Называется ОКРУЖНОСТЬ.
Мой брат по рисованию
Себя считает матером,
Всё, что внутри окружности,
Закрасил он фломастером.
Вот вам красный круг, кружок,
По краю синий ободок.
КРУГ — тарелка, колесо,
ОКРУЖНОСТЬ — обруч, поясок.
ОКРУЖНОСТЬ — очертанье КРУГА.
Я смотрю на наш листок,
Стал искать у круга угол,
Но найти его не смог.
Брат смеётся — вот дела!
Да у круга нет угла,
У тарелки и монеты
Не найдёшь углов, их нету.

***

Круглый круг похож на мячик,

Он по небу солнцем скачет.

Круглый словно диск луны,

Как бабулины блины,

Как тарелка, как венок,

Как веселый колобок,

Как колеса, как колечки,

Как пирог из теплой печки!

***

Посмотрите-ка вокруг!
Пальчиком рисуем круг.
Куклы были вместе в ряд,
А теперь в кругу сидят.

Наше солнышко в окне —
Золотой круг в вышине.
Круглый мячик здесь лежит,
В ручки к вам он поспешит.

***

Круглый мяч и солнца диск

Формы круглой тоже!

По поляне мяч катись,

И круг катиться может!

ПОЛУКРУГ

Если круг разломишь вдруг,
То получишь полукруг.
Это месяц в облаках
И пол-яблока в руках.
Это шляпка у грибочка,
На болоте мокром кочка.
Разноцветным полукругом
Встала радуга над лугом.

***

Долька арбузная – это полукруг,

Половина круга, часть его, кусочек.

Знание о формах очень важно, друг.

Не зря оно находится среди этих строчек!

ТРАПЕЦИЯ

ТРАПЕЦИЯ, ТРАПЕЦИЯ
Фигура есть такая,
А я её не знаю.
Ты где живёшь, трапеция,
В Америке, в Китае?
Может, за трапецией
Поехать надо в Грецию?
Мама говорит: — Не надо,
Трапеция с тобою рядом.
Развею я твою тоску,
Ты подожди минутку.
И на гладильную доску
Укладывает юбку,
По ней проводит утюжком,
Чтоб не топорщилась мешком:
— Вот тебе ТРАПЕЦИЯ,
Не стоит ехать в Грецию.

***

Если влезть с пилой повыше,
Отпилить у дома крышу,
То хозяев мы обидим,
Но трапецию увидим!
А потом мы все починим
И из шкафа юбку вынем.
Мы увидим: юбка тоже
На трапецию похожа!

ОВАЛ

А как нарисовать овал?
На помощь брата я позвал.
Брат взял фломастер и искусно
Мне овал нарисовал:
Ты слегка окружность сплюсни,
Получается ОВАЛ.
Сколько раз его видал,
В ванной зеркало -овал!
Овал и блюдо, и яйцо.
Мама говорит :-Лицо
У тебя овальное.
Пусть будет овальное,
Лишь бы не печальное.
Мы рассмеялись и в овале
Рожицу нарисовали.
Овал — окружность удлинённая
И рожица в ней удивлённая.

***

С высоты кружок упал.

Он теперь не круг – овал!

Он овальный как жучок,

Он похож на кабачок,

На глаза и на картошку,

А еще похож на ложку,

На орех и на яйцо,

На овальное лицо!

***

Вот овальный огуречик,
Из него и человечек
Получиться может ловко:
Ручки, ножки и головка.

Наш овал нам сделать просто:
Круг растянем – больше роста.
Нет углов и нет сторон,
Очень вытянутый он.

***

Передо мной овал пруда,

Я – с удочкой, рыбачу!

Овал похож чуть-чуть на круг,

А чем? Реши задачу!

РОМБ

Слон квадратик повернул,

Присмотрелся и вздохнул.

Сверху сел, чуть-чуть примял,

И квадратик ромбом стал.

***

Ромб — фигура непростая,
Две в себе объединяет:
Треугольник раз и два —
Фигура стала вдруг одна.
Четыре в ромбе стороны.
Между собой они равны.
Четыре в ромбе и угла,
Равны между собой по два.

***

Змей воздушный не простой!

Змей, он в форме ромба!

Он взлетает над землёй

Даже выше дома.

КУБ

Принёс нам ящик почтальон —
Посылка мне и брату.
Ящик — КУБ, в нём шесть сторон,
Все стороны — квадраты.
А что лежит в посылке?
Там стружки и опилки,
Конфеты и баранки,
Ещё с вареньем банки.

***

Покажу вам кубик!

Вот какой огромный!

С ровными краями!

Он – равносторонний!

ЦИЛИНДР

-Цилиндр, что такое? — спросил я у папы.
Отец рассмеялся : — Цилиндр, это шляпа.
Чтобы иметь представление верное,
Цилиндр, скажем так, это банка консервная.
Труба парохода- цилиндр,
Труба на нашей крыше — тоже,
Все трубы на цилиндр похожи.
А я привёл пример такой —
Калейдоскоп любимый мой,
Глаз от него не оторвёшь,
И тоже на цилиндр похож.

***

Фигуры все запомнить мне

Труба подзорная поможет!

Она – цилиндр, например!

И, кстати! В ней круг есть тоже!

КОНУС

Сказала мама: — А сейчас
Про конус будет мой рассказ.
В высокой шапке звездочёт
Считает звёзды круглый год.
КОНУС- шляпа звездочёта.
Вот какой он. Понял? То-то.
Мама у стола стояла
В бутылки масло разливала.
— Где воронка? Нет воронки.
Поищи. Не стой в сторонке.
-Мама, с места я не тронусь ,
Расскажи ещё про конус.
-Воронка и есть в виде конуса лейка.
Ну-ка, найди мне её поскорей-ка.
Воронку я найти не смог,
Но мама сделала кулёк,
Картон вкруг пальца обкрутила
И ловко скрепкой закрепила.
Масло льётся, мама рада,
Конус вышел то, что надо.

***

Конус перевёрнутый —

Ваза для цветов.

Его водой наполню,

И букет готов!

ПИРАМИДА

Я видел картину. На этой картине
Стоит ПИРАМИДА в песчаной пустыне.
Всё в пирамиде необычайно,
Какая-то есть в ней загадка и тайна.
А Спасская башня на площади Красной
И детям, и взрослым знакома прекрасно.
Посмотришь на башню, обычная с виду,
А что на вершине у ней? Пирамида!

ШАР

Удар! Удар! Ещё удар!

Летит в ворота мячик — ШАР!

А это- шар арбузный

Зелёный, круглый, вкусный.

Вглядитесь лучше — шар каков!

Он сделан из одних кругов.

Разрежьте на круги арбуз

И их попробуйте на вкус.

***

Если круг объемный,

Значит это шар!

Рыбки! Час обеда

В аквариуме настал!

Многогранник, у которого все углы равны между собой и грани, равные между собой, — правильные многоугольники, называютмя правильными. Выпуклых правильных многогранников только пять. Многогранник называется призмой (фиг. 1), если две его грани суть равные многоугольники, расположенные в параллельных плоскостях, а другие грани — параллелограммы. Параллельные грани наз. основаниями, а расстояние между ними — высотой призмы. Боковые ребра призмы всегда параллельны и равны между собой. Призма наз. прямой, если ее боковые ребра перпендикулярны к основаниям. Если же боковые ребра не перпендикулярны к основаниям, то призма наз. наклонной. Параллелепипед (фиг. 2) есть призма, основания которой суть параллелограммы. Если же эта призма прямая и основания прямоугольники, то она наз. прямоугольным параллелепипедом. Многогранник называется пирамидой (фиг. 3), если одна из его граней многоугольник (основание пирамиды), а другие грани треугольники, имеющие общую вершину (вершина пирамиды). Расстояние от вершины до основания наз. высотой пирамиды.

Укажем еще следующие геометрические Т. Шар получается при вращении окружности около одного из диаметров. Все точки поверхности, ограничивающей это Т., находятся на одном и том же расстоянии от одной точки, наз. центром шара. Прямой круговой цилиндр получается при вращении прямоугольника около одной из его сторон. Это Т. ограничено плоскостями двух кругов (основания цилиндра) и боковой цилиндрической поверхностью. Прямой круговой конус получается при вращении прямоугольного треугольника около одного из катетов (см.). Эллипсоид (фиг. 9) есть Т., в сечении которого плоскостью получается эллипс (см.) или круг.

Геометрические тела изучаются в геометрии и в кристаллографии.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *