Комплекс утренней гимнастики подготовительная группа. картотека (подготовительная группа)

Комплексы утренней гимнастики

для детей подготовительной группы

Годовые задачи:

1. Настроить, «зарядить» организм ребёнка на весь предстоящий день.

2. Формировать правильную осанку и воспитывать умение сохранять ее в различных видах деятельности.

3. Содействовать профилактике плоскостопия.

4. Формировать потребность в ежедневной двигательной активности.

5. Упражнять детей в статистическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.

6. Профилактика простудных заболеваний и травматизма.

7. Сохранять и укреплять здоровье детей, костно-мышечную, дыхательную системы

8. Поддерживать интерес к физической культуре и спорту.

9. Все упражнения выполняются 7-9 раз, прыжки повторяются 3-4 раза.

10. Основная стойка для детей 6-7 лет – пятки вместе, носки врозь.

Сентябрь 1-2 неделя.

I. Построение в шеренгу, колонну, проверка осанки; ходьба и бег в колонне по одному, ходьба на носках, на пятках с разным положением рук; перестроение в колонну по 3,4.

II. Упражнения без предметов.

1. «Поклонись головой».

И. П.: ноги вместе, руки на поясе. 1- наклон головы вперед, 2- и. п., . 3- наклон назад, 4-и. п.

2. «Зонтик».

И. п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1-3 – наклон вправо, левая рука вверх ладонью вниз; наклон влево, правая рука вверх ладонью вниз; 2-4 – и. п. (8 раз).

3. «Рывки руками»

И. П.: ноги на ширине плеч, руки перед грудью, согнуты в локтях 1- рывок руками перед грудью, 2- поворот вправо, прямые руки развести в стороны, то же влево

4. «Повороты»

И. П.: ноги на ширине плеч, руки на поясе 1- поворот вправо, прав.руку за спину, левую – на прав. плечо, 2- и. п., то же в левую сторону.

5. «Наклоны – скручивания»

И. П.: ноги на ширине плеч, руки на поясе

1- наклон вправо, левая рука над головой тянется вправо, правая – за спиной тянется влево, 2- и. п., то же в левую сторону.

6. «Стойкий оловянный солдатик»

И. П.: стоя на коленях, руки прижаты к туловищу.

1- отклониться назад, задержаться, 2- и. п.

7. «Прыжки»

И. П.: ноги вместе, руки на пояс.

1-8 прыжки на двух ногах на месте. Чередование с ходьбой на месте.

8. Упражнение на дыхание. «Качели»

Вдох и выдох – через нос.

Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

III. Перестроение в колонну по одному, ходьба, легкий бег.

Речёвка. Приучай себя к порядку, делай каждый день зарядку.

Смейся веселей, будешь здоровей.

Сентябрь 3-4 неделя.

I. Игровое упражнение «Быстро в колонну!»

Построение в три колонны. По сигналу все играющие разбегаются в разные стороны площадки (зала), через 20-25 секунд воспитатель произносит: «Быстро в колонну!» и, каждый должен занять своё место в колонне.

II. Упражнения с малым мячом.

1. «Мяч вверх».

2. «Наклон вперёд».

И. П.: стойка ноги на ширине плеч, мяч в левой руке. 1 – руки в стороны; 2 – наклониться вперёд-вниз, переложить мяч в правую руку; 3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – и.п. То же, перекладывая мяч из правой руки в левую.

3. «Ногу вверх»

И. П.: сидя ноги врозь, мяч в правой руке.1- 2 – поднять правую ногу вверх, переложить мяч в другую руку; 3 — 4– и.п.

4. «Прокати мяч».

5. «Достань мяч».

И. П.: лёжа на спине, мяч в обеих руках за головой. 1– 2 – поднять правую прямую ногу, коснуться мячом носка ноги; 3 – 4 – опустить ногу. То же другой ногой.

6. «Лодочка».

И.п.: лёжа на животе, ноги вместе, мяч в руках.

1-3 – поднять руки вверх, посмотреть на мяч;

2-4 – и.п. (8-10 раз).

7. «Приседания»

8. Упражнение на дыхание. «Дерево на ветру»

ИП: стоя на полу (варианты: сидя на коленях или на пятках).

Спина прямая.

Поднять руки вверх над головой с вдохом и опускать медленно вниз, с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнётся дерево.

III. Перестроение в колонну по одному, легкий бег на носочках, ходьба.

Речёвка. Всем известно, всем понятно, что здоровым быть приятно.

Только надо знать, как здоровым стать.

Октябрь 1-2 неделя.

I. Построение в шеренгу, колонну, проверка осанки; Ходьба в колонне по одному, со сменой ведущего, бег врассыпную. Ходьба в колонне по одному с нахождением своего места по сигналу воспитателя.

Построение в колонну по 3,4.

II. Упражнения с флажками.

1. «Флажки вверх»

И. П.: основная стойка, флажки внизу.1- руки вперёд; 2 – поднять руки вверх; 3 – руки в стороны; 4 – и.п.

2. «Повороты»

И. П.: стойка ноги на ширине плеч, флажки опущены вниз.

1– поворот головы, обе руки с флажками вправо (влево); 2 – И.П.. И т.д.

3. «Наклоны вперёд».

4. «Приседания»

И. П.: основная стойка, флажки у груди, руки согнуты. 1- 2 – присесть, флажки вынести вперёд; 3 – 4 – и.п.

5. «Достань флажки».

6. «Посмотри на флажки!».

И. п.: лежа на животе, флажки в прямых руках.

1-2 – флажки вверх, посмотреть на них;

3-4 – и. п. (6-8раз).

7. «Прыжки».

8. Дыхательное упражнение «Дровосек».

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч.

На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх.

Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки

на выдохе опустите вниз, корпус наклоните,

позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами.

Произнесите «бах».

Повторите с ребёнком шесть-восемь раз.

III. Ходьба в колонне по одному, оба флажка в правой руке над головой.

Речёвка. Всем ребятам наш привет и такое слово:

«Спорт любите с малых лет, будете здоровы! «

Октябрь 3-4 неделя.

I. Построение в шеренгу, колонну, проверка осанки; ходьба и бег по кругу, взявшись за руки, с поворотом в обе стороны по сигналу воспитателя.

Построение в колонну по 2,3,4.

II. Упражнения без предметов

1. «Руки вверх»

И. П.: основная стойка, руки вдоль туловища 1- шаг вправо, руки в стороны; 2- руки вверх, 3- руки в стороны,

4- и. п. То же влево.

2. «Поворот в сторону»

И. П.: стойка ноги врозь, руки на поясе.

1- поворот вправо (влево), отвести правую(левую) руку вправо (влево); 2-вернуться в и.п.

3. «Наклон вперёд»

И. П.: стойка ноги на ширине плеч, руки внизу .

1- руки в стороны; 2- наклониться вперёд, коснуться пальцами рук носка правой ноги; 3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – и.п.То же, но коснуться носка левой ноги.

4. «Хлопок в ладоши под коленом».

5. «Ноги вверх»

И. П.: сидя на полу, руки в упоре сзади.

1 — поднять прямые ноги вверх-вперёд (угол); 2 — и.п.Плечи не проваливать.

6. «Кошечка». И.п.: упор на коленях и ладонях.

1-выгнуть спину; 2 – прогнуть спину; 3 – потянуться, 4 – и.п. (6-8 раз)

7. «Прыжки»

И.П.: ноги вместе, руки на поясе . 1 – ноги врозь, руки в стороны, 2 – и.п. На счет 1-8. Пауза. Повтор.

8. Упражнение на дыхание «Сердитый ёжик»

Ноги на ширине плеч.

Представьте, как ёжик во время опасности сворачивается в клубок.

Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола,

Повторить 3-5 раз.

III. Перестроение в колонну по одному, ходьба, проверка осанки.

Речёвка. Спорт ребята очень нужен, мы со спортом крепко дружим.

Спорт — помощник, спорт — здоровье, спорт — игра! Физкульт — Ура!

Ноябрь 1-2 неделя.

I. Построение в шеренгу, колонну, проверка осанки; ходьба и бег в колонне по одному, парами, ходьба и бег врассыпную.

Построение в колонну по 2,3,4,5.

II. Упражнения без предметов.

1. «Руки к плечам»

И. П.: основная стойка, руки согнуты к плечам 1- 4 – круговые движения руками вперёд . 5 – 8 — то же назад.

2. «Наклоны в стороны»

И. П.: стойка ноги врозь, руки за головой. 1- шаг вправо; 2- наклониться вправо; 3 –выпрямиться; 4 – и.п. То же влево.

3. «Наклоны».

4. «Хлопок в ладоши под коленом».

5. «Лодочка».

6. «Швейная машина работает»

И. П.: ноги вместе, руки сзади сцеплены в замок. 1- поднять правое колено, 2- и. п.

3- поднять левое колено, 4- и.п.

6. «Прыжки».

И. П.: основная стойка, руки в стороны. 1- прыжком ноги врозь, хлопок над головой; 2 — и.п.На счёт 1-8, повторить 2-3 раза.

7. Упражнение на дыхание. «Листопад»

Предложить ребёнку плавно и протяжно подуть на воображаемые листья, так, чтобы они «полетели».

Попутно рассказать, какие листочки с какого дерева летят.

III. Перестроение в колонну по одному, ходьба за ведущим, проверка осанки

Речёвка. Если кто-то от зарядки убегает без оглядки,

Он не станет ни по чём настоящим силачом!

Ноябрь 3-4 неделя.

I. Построение в шеренгу, проверка осанки, построение в колонну; легкий бег, подскоки, ходьба на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы.

Построение в колонну по 2,3,4.

II. Упражнения с гимнастической палкой.

1. «Палку вверх».

2. «Ногу вверх».И. П.: основная стойка с опорой обеих рук о палку.1 – поднять правую ногу назад-вверх; 2 – и.п.; 3 — 4– лев.ногой.

3. «Выпад в сторону».

4. «Ноги вверх».

И.П.: лёжа на спине, палка за головой, руки прямые. 1-2 – поднять прямые ноги вверх, коснуться палкой ног; 3-4 – и.п.

5. «Прогнись».

И.П. — лёжа на животе, палка за спиной. 1-2 — поднять туловище вверх; 3-4 — исходное положение (6-8 раз),

6. «Повороты».

И.П.: стойка на коленях, палка за головой на плечах хватом шире плеч.

1 – поворот вправо; 2 – вернуться в и.п. То же влево.

7. «Приседания».

И. П.: основная стойка, палка в согнутых руках хватом на ширине плеч на груди. 1 – 3 — палку вперёд, пружинистые приседания с разведением колен в стороны; 4 –и.п.

8. «Прыжки».

И.П.: основная стойка, палка на плечах, руки удерживают её хватом сверху. 1 – прыжком ноги врозь; 2 – прыжком ноги вместе; всего 8 прыжков.

Повторить 3-4 раза в чередовании с небольшой паузой.

9. Упражнение на дыхание. «Гуси летят».

Медленная ходьба на месте.

Вдох – руки поднять в стороны, выдох — опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

III. Перестроение в колонну по одному, ходьба, проверка осанки.

Речёвка. Даже утром самым хмурым веселит нас физкультура.

И конечно очень важно, чтоб зарядку делал каждый.

Декабрь 1-2 неделя

I. Построение в шеренгу, проверка осанки, построение в колонну; легкий бег, подскоки, ходьба на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы.

Построение звеньями.

II. Упражнения с мячом большого d.

1. «Мяч вверх».

И. П.: основная стойка, мяч в обеих руках внизу.1- мяч вверх; 2 – мяч за голову; 3 – мяч вверх; 4 –и. п.

2. «Поймай мяч».

И. П.: стойка ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках у груди. Удар мяча об пол и ловля его. Выполняется в произвольном темпе.

3. «Повороты».

И. П.: стойка ноги слегка расставлены, мяч у груди. 1 — поворот вправо (влево); 2 – и.п..

4. «Броски мяча»

И. П.: стойка ноги врозь, мяч в согнутых руках перед грудью. Броски мяча вверх и ловля его двумя руками. Темп выполнения произвольный.

5. «Покажи мячик»

И. П.: стоя на коленях, мячик в согнутых руках перед грудью; 1- сесть на пятки – руки выпрямить, мяч вперёд , 2 — и. п.

6. «Приседания».

И. П.: основная стойка, мяч внизу. 1 — 2 – присесть, мяч вынести вперёд; 3 – 4 –и. п.

7. «Прыжки».

И.П. мяч зажат между колен. 1-8 прыжки на двух ногах.

2 подхода чередуем ходьбой на месте.

8. Упражнение на дыхание. «Жук»

ИП: стоя или сидя, скрестив руки на груди.

Развести руки в стороны, поднять голову – вдох,

скрестить руки на груди, опустить голову – выдох:

«Жу-у-у — сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

III. Перестроение в колонну по одному, ходьба.

Речёвка. В мире нет рецепта лучше — будь со спортом не разлучен!

Проживешь сто лет вот и весь секрет!

Декабрь 3-4 неделя.

I. Построение в шеренгу, проверка осанки, построение в колонну; лёгкий бег, «Буратино», «Взахлёст», подскоки, чередуем с ходьбой.

II. Упражнения «Цапля»

1. «Цапля машет крыльями»

И. П.: ноги вместе, руки внизу 1- поднять прямые руки в стороны, сделать несколько волнообразных движений, 2- и. п.

2. «Цапля достает лягушку из болота»

3. «Цапля стоит на одной ноге»

И. П.: ноги на ширине ступни, руки на поясе. 1- поднять согнутую в колене правую ногу, руки в стороны, 2- и. п., то же с левой ногой

4. «Цапля глотает лягушку»

И. П.: сидя на коленях, руки внизу 1- подняться на коленях, руки вверх, хлопнуть в ладоши. 2- и. п.

5. «Цапля стоит в камышах»

И. П.: ноги вместе, руки на поясе. 1- наклон вправо (влево), 2- и. п.

6.»Цапля прыгает»

И.П.: ноги на ширине ступни, руки на поясе

1-8 — прыжки на правой — левой ноге попеременно

7. Упражнение на дыхание. «Часики»

ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить.

Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так».

Повторить до 10 раз.

III. Перестроение в колонну по одному, легкий бег, ходьба, проверка осанки.

Речёвка. Рано утром я проснусь, на зарядку становлюсь.

Приседаю и скачу — быть здоровым я хочу.

Январь.

I. Построение в шеренгу, проверка осанки, построение в колонну;

ходьба в колонне по одному с изменением темпа движения: на быстрые удары в бубен – ходьба мелким, семенящим шагом; на медленные удары – широким свободным шагом; ходьба и бег врассыпную.

Перестроение в колонну по 4,5.

II. Упражнения в парах.

1. «Руки вверх».

И. П.: основная стойка, повернувшись лицом друг к другу, держась за руки. 1 – руки в стороны; 2 – руки вверх; 3 – руки в стороны; 4 и.п.

2. «Повороты».

И. П.: стоя лицом друг к другу, ноги на ширине плеч, руки скрестить.1 – поворот туловища вправо (влево); 2 — и. п.

3. «Наклоны вперёд».

И.П. лицом друг к другу, на расстоянии вытянутых рук, взявшись за руки. 1-руки в стороны, наклон вперёд, 2 – и.п.

4. «Выпад в сторону»

5. «Посмотри друг на друга»

И. П.: лёжа на спине, ногами друг к другу, зажимая стопами ноги партнёра (нога одного ребёнка между ног другого), руки за головой согнуты. 1 – 2 – поочерёдно подниматься в положение сидя; 3 – 4 — и. п.

6. «Приседания».

7. Упражнение на дыхание. «Каша кипит»

ИП: стоя или сидя, одна рука лежит на животе, другая — на груди.

Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух)

и выпячивая живот – выдох.

При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза

III. Перестроение в колонну по одному, ходьба в колонне по одному с выполнением упражнений для рук по команде воспитателя.

Речёвка. По утрам зарядку делай!

Будешь сильным!

Будешь смелым!

Февраль 1-2 неделя.

I. Построение в шеренгу, проверка осанки, построение в колонну; ходьба в колонне по одному с выполнением заданий: на сигнал: «Лягушки!» присесть, на сигнал: «Аист!» встать на одной ноге, руки в стороны. Чередуем с лёгким бегом.

Перестроение в колонну по 3,4,5.

II. Упражнения с гимнастической палкой

1. «Самолёт»

И. П.: основная стойка, палка внизу. 1- палку вперёд, 2- палку повернуть вертикально, опуская правую руку вниз, поднимая левую вверх, 3- палку вперёд параллельно, 4- повернуть палку, опуская левую руку и поднимая правую; 5 – палку параллельно; 6 – и.п.

2. «Наклоны вперёд»

И. П.: стойка ноги врозь, палка в согнутых руках на груди.1- 2 – наклониться вперёд, коснуться пола;3 — 4- и. п.

3. «Перешагни»

4. «Наклоны в стороны»

5. «Прогибания»

И. П.: лёжа на животе, палка в согнутых руках хватом сверху. 1- прогнуться, палку вынести вперёд; 2 – и. п.

6. «Приседания»

7. Упражнение на дыхание. «Регулировщик»

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.

Вдох носом, затем поменять положение рук и вовремя удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р».

Повторить 5–6 раз.

III. Перестроение в колонну по одному, ходьба, легкий бег (используем диагональ), ходьба, проверка осанки.

Речёвка. В космос путь далек, но чтоб туда добраться.

Мы будем каждый день зарядкой заниматься.

Февраль 3-4 неделя

I. Построение в шеренгу, проверка осанки, построение в колонну; ходьба и бег врассыпную, по сигналу, найти своё место в колонне.

Перестроение в колонну по 3,4,5.

II. Упражнения с верёвкой

1. «Ногу на носок»

2. «Наклон вперёд»

3. «Повороты».

И. П.: стойка на коленях, спиной к верёвке, руки на поясе 1- поворот вправо (влево), коснуться рукой верёвки; 2 – вернуться в и.п.

4. «Подними ноги».

И. П.: сидя, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади. 1- поднять прямые ноги (угол); 2- поставить ноги в круг; 3 – поднять ноги; 4 – и.п.

5. «Покажи верёвку».

И. П.: лёжа на животе, ноги прямые, руки согнуты в локтях, хват за верёвку. 1- руки вперёд, ноги приподнять, прогнуться; 2 — и.п..

6. «Достань верёвку»

И. П.: стойка ноги на ширине ступни, верёвка хватом сверху на уровне пояса.1- поднять согнутую правую (левую) ногу, коснуться верёвкой колена; 2 – опустить ногу, вернуться в и.п.

7. «Прыжки».

И. П.: стоя перед верёвкой, руки свободно вдоль туловища. Прыжки «вперёд – назад» через верёвку. Чередуем с ходьбой на месте.

8. Упражнение на дыхание. «Курочка»

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

III. Перестроение в колонну по одному, боковой галоп, ходьба.

Речёвка. Мы зарядкой заниматься начинаем по утрам,

Чтобы реже о обращаться за советом докторам.

Март 1-2 неделя.

I. Ходьба и бег в колонне по одному; бег врассыпную, по сигналу воспитателя построение в колонну по одному в движении – найти своё место в колонне.

Перестроение в колонну по 3,4,5.

II. Упражнения с обручем (кольцом)

1. «Обруч вверх».

И.П.: основная стойка, обруч внизу. 1- обруч вверх, правую ногу в сторону на носок; 2 – вернуться в и.п.; 3 – 4 – то же левой ногой.

2. «Повороты».

И. П.: стойка ноги на ширине плеч, обруч в согнутых руках у груди.1- поворот туловища вправо, руки прямые; 2 – и. То же влево.

3. «Обруч вперёд».

4. «Ноги в обруч»

И. П.: лёжа на спине, обруч горизонтально на уровне груди; 1 – 2 – приподнять обруч, сгибая ноги, продеть ноги в обруч, выпрямить и опустить на пол; 3 – 4 — сгибая ноги, вынести их из обруча, вернуться в и.п.

5. «Наклоны вперёд».

6. «Приседания».

И. П.: основная стойка, обруч в правой руке, хват сверху. 1- присесть, обруч в сторону; 2 –и.п., взять обруч в л. руку. То же влево.

7. «Прыжки».

И. П.: стоя в обруче. На счёт 1-7 прыжки на двух ногах, на счёт 8 прыжок из обруча. Поворот кругом и снова повторить прыжки.

8. Упражнение на дыхание. «Хомячок»

Предложите ребенку промаршировать на месте несколько шагов

(до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

III. Перестроение в колонну по одному, боковой галоп, ходьба.

Речёвка. Пусть летят к нам в комнату все снежинки белые!

Нам совсем не холодно — мы зарядку сделали.

Март 3-4 неделя.

I. Построение в шеренгу, проверка осанки, построение в колонну по одному; ходьба на носках, пятках, с высоким подниманием бедра; бег друг за другом, по сигналу, присесть, сгруппировавшись.

Перестроение в колонну по 3,4,5.

II. Упражнения с короткой скакалкой.

  1. «Скакалку на плечи».
  1. «Наклоны в стороны»

И. П.: стойка ноги врозь, скакалка внизу. 1- скакалку вверх; 2- наклониться вправо; 3 – выпрямиться; 4 – и.п. То же в другую сторону.

  1. «Наклоны вперёд».

И. П.: стойка ноги врозь, скакалка внизу.

1- скакалку вверх; 2- наклон, коснуться пола; 3 – выпрямиться, скакалку вверх; 4 — и. п.

  1. «Ногу вверх».
  1. «Прогни спинку».

И. П.: лёжа на животе, скакалка в согнутых руках перед собой. 1- прогнуться, скакалку вверх; 2- вернуться в и.п.

  1. «Прыжки».

Прыжки на двух ногах на месте через короткую скакалку. Выполняется серией из 10-15 прыжков, затем пауза и повторить прыжки.

  1. «Приседания»

И.п.— основная стойка, руки в стороны. 1—присесть руки на пояс; 2 — И.П. (6 раз).

  1. Упражнение на дыхание. «Радуга, обними меня»

И.п.: стоя .1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

2. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку, руки направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо. Повторить 3-4 раза.

III. Ходьба в колонне по одному.

Речёвка. Мы зарядкой заниматься начинаем по утрам,

Чтобы реже обращаться за советом докторам.

Апрель 1-2 неделя.

I. Построение в шеренгу, проверка осанки, построение в колонну (кубики в руках); ходьба на носках, руки вверх, на пятках руки за спиной; бег в колонне с кубиками в руках, боковой галоп (влево, вправо); ходьба.

Перестроение в колонну по 3,4,5.

II. Упражнения с кубиками.

1. «Кубики вверх».

И. П.: стойка ноги врозь, кубики в руках внизу . 1–2 – руки ч/стороны вверх, 3–4 – опустить руки через стороны.

2.»Наклоны вперёд».

1 – руки в стороны; 2 – наклониться вперёд, взять кубики; 3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – И.п.

3. «Постучи кубиками».

4. «Повороты».

1- взять кубик справа, 2 – И.П.; 3 – взять кубик слева, 4 — И.П.

5. «Приседания».

И. П.: основная стойка, кубики в внизу. 1 – присесть, кубики вперёд, руки прямые; 2 – вернуться в и.п.

6. «Прыжки»

И. П.: основная стойка перед кубиками, руки на пояс. Прыжки на правой и левой ноге (на счет 1-8) вокруг кубиков в обе стороны в чередовании с ходьбой. Повтор.

7. Упражнение на дыхание. «Губы «трубкой».

1. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух через рот, заполнив им все лёгкие до отказа.

2. Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

III. Перестроение в колонну по одному, ходьба в колонне по одному с кубиками в поднятых руках.

Речёвка. С каждым годом, с каждым днём, с каждым часом мы растём.

Будем крепки и здоровы и к труду всегда готовы!

Апрель 3-4 неделя.

I. Построение в шеренгу, проверка осанки, построение в колонну; ходьба в колонне по одному, по команде воспитателя ходьба с высоким подниманием бедра, ходьба спиной вперёд; лёгкий бег с изменением направления (по свистку), чередуем с ходьбой.

Перестроение в колонну по 4,5.

II. Упражнения с малым мячом

1. «Переложи мяч»

2. «Покажи мяч».

И. П.: ноги на ширине плеч, руки впереди, мяч в правой руке.

1- отвести прямые руки назад, переложить мяч в левую руку, 2- и. п.

3. «Наклоны с мячом».

4. «Пружинящие наклоны»

И. П.: ноги широко врозь, мячик в обеих руках внизу.

1- наклон к левой ноге, 2- наклон в середину, 3 – наклон к правой ноге. 4- и. п.

5. «Переложи мячик».

И. П.: стоя на коленях, мячик в правой руке 1- поворот вправо, достать мячиком носки ног, 2- переложить мяч перед собой в левую руку, вытянув руки вперёд; 3- поворот влево, достать мячиком носки ног, 4- переложить мяч перед собой в правую руку, вытянув руки вперёд.

6. «Прыжки».

И. П.: ноги вместе, мяч в правой (левой) руке. Прыжки ноги вместе, ноги врозь, перекладывая мяч над головой в другую руку.

7. Упражнение на дыхание. «Ветер» (очистительное полное дыхание).

И.п.: сидя, стоя, лёжа.

1. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот.

2. Задержать дыхание на 3-4 с.

3. Надуть щёки, сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.

Упражнение великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

III. Перестроение в колонну по одному, ходьба.

Речёвка. Нам лекарство пить не надо, нам не нужно докторов.

Занимайся физкультурой, будешь весел и здоров!

Май 1-2 неделя.

I. Ходьба в колонне по одному, на сигнал воспитателя: «Аист!» остановиться и встать на одной ноге, руки в стороны; на сигнал: «Бабочки!» бег, махая руками (можно врассыпную), «Спортсмены!» перестроение в колонну по одному.

Перестроение в колонну по 3,4,5.

II. Упражнения «Мы дружим со спортом».

1. «Силачи»

И. П.: ноги вместе, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки 1- с силой согнуть руки к плечам, 2- и. п.

2. «Боковая растяжка».

И.П. ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1- наклон вправо, левая рука над головой, 2- и. п., то же в другую сторону.

3. «Посмотри за спину».

4. «Выпады в стороны».

И. П.: ноги вместе, руки на поясе. 1- выпад правой ногой вправо, спина прямая, 2- и. п. То же влево.

5. «Прыжки».

И. П.: ноги вместе, руки на поясе. 1-3- прыжки на месте, 4- прыгнуть как можно выше. Чередуем с ходьбой.

6. «Бег на месте».

И. П.: ноги слегка расставлены, руки на поясе. Поочередно отрываем пятки от пола, носки на месте. (1-2 мин.)

7. Упражнение на дыхание. «Подыши одной ноздрёй»

И.п.: сидя (стоя), туловище выпрямлено, но не напряжено.

  1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох.
  2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох.

III. Перестроение в колонну по одному, ходьба.

Речёвка. Сон играть пытался в прятки,

Но не выдержал зарядки,

Вновь я ловок и силен,

Я зарядкой заряжен.

Май 3-4 неделя.

I. Ходьба в колонне по одному, со сменой ведущего. Ходьба на носках, на наружной стороне стопы, на корточках. Бег змейкой, подскоки. Перестроение в колонну по 3,4,5.

II. Упражнения с мячом большого диаметра.

1.»Мяч вверх».

И. П.: основная стойка, мяч внизу. 1- мяч вперёд, 2 – мяч вверх, 3 – мяч вперёд, 4 – и.п.

2. «Наклоны».

И. П.: ноги врозь, мяч в согнутых руках у груди. 1- наклониться вперёд к правой ноге; 2-3 — прокатить мяч от правой к левой ноге; 4- и. п.

3. «Прокати мяч».

4. «Приседания».

И. П.: основная стойка, мяч в согнутых руках у груди. 1- 2 – присесть, мяч вперёд, руки прямые; 3 – 4 – и. п.

5. «Поймай мяч».

И. П.: стойка ноги врозь, мяч внизу. Броски мяча вверх и ловля его двумя руками (10-12 раз подряд). Выполняется в индивидуальном темпе.

6. «Мой весёлый звонкий мяч!»

И.П. Мяч на полу. 1-8 – прыжки вокруг мяча. Чередуем с ходьбой.

7. Упражнение на дыхание. «Пускаем мыльные пузыри».

1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом.

2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.

3. Не опуская головы, сделать вдох носом.

4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз.

III. Перестроение в колонну по одному, ходьба.

Речёвка. Мы выходим по порядку,

Дружно делаем зарядку.

Начинай с зарядки день,

Разгоняй движеньем лень.

Как подготовить и провести утреннюю гимнастику в подготовительной группе

Физические упражнения благотворно влияют на здоровье человека. А для детей старшего дошкольного возраста такие нагрузки являются просто необходимыми, ведь малыши готовятся стать учениками, а значит, большое количество времени проводят за столами, пишут, читают. Поэтому чем больше малыши двигаются, тем выносливее становятся. Основываясь на этом принципе, в образовательную программу детских садов включены разные формы занятий физической культурой. Одним из самых важных элементов этой работы является проведение утренней зарядки.

Цели, задачи, принципы и приёмы утренней гимнастики в ДОУ

Утренняя гимнастика — это комплекс физических нагрузок, подобранный таким образом, чтобы разогреть мышцы и размять скелетную мускулатуру. Постановлением Министерства образования и науки РФ зарядка включена в обязательную образовательную программу всех детских садов. Название этого вида физкультуры подразумевает выполнение его после утреннего пробуждения, однако в настоящее время ночных групп в детских садах в нашей стране практически нет, поэтому упражнения проводятся до завтрака, когда малыши уже вполне активны. При этом те дети, которые уже успели набегаться, напрыгаться, благодаря умеренной физической активности немного успокоятся, а малоактивные малыши, наоборот, взбодрятся. Поэтому на первое место выходит цель организовать дошкольников на дальнейшую работу, а не пробудить организм после сна.

Утренняя зарядка помогает детям настроиться на весь последующий день

Цели

Основной целью утренней зарядки в ДОУ является формирование и совершенствование двигательных навыков, сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Утренняя гимнастика позволяет:

  • укрепить двигательный аппарат ребёнка;
  • провести профилактику нарушений развития опорно-двигательного аппарата (неправильной осанки, сколиоза, плоскостопия);
  • повысить иммунитет;
  • улучшить работу сердечно-сосудистой системы;
  • нормализовать дыхание;
  • повысить работоспособность;
  • воспитывать самостоятельность.

Задачи

Для достижения поставленных целей в процессе ежедневного проведения зарядки педагог совместно с малышами подготовительной группы решает следующие задачи:

  • настраивает организм дошкольников на предстоящий день;
  • приучает сохранять правильную осанку в повседневной жизни;
  • тренирует ребят держать статическое и динамическое равновесие;
  • развивает координацию движений и умение ориентироваться в пространстве;
  • формирует спортивные навыки (скорость, выносливость, физическую силу) и поддерживает интерес детей к спорту.

Утренняя гимнастика состоит из 3 этапов, каждый из которых выполняет свои задачи:

  • Вводный: организация внимания дошкольников, выработка согласованных действий, подготовка организма к выполнению более сложных упражнений, формирование правильной осанки и предупреждение плоскостопия.
  • Основной: укрепление основных мышц организма, формирование правильной осанки.
  • Заключительный: восстановление сердечного и дыхательного ритма, расслабление организма после физической нагрузки.

Принципы и приёмы

Дети старшего дошкольного возраста требуют соблюдения ряда дидактических принципов и более тщательного выбора приёмов, которые позволят качественно и результативно реализовать задачи проведения утренней гимнастики, а главное, заинтересуют ребят в выполнении зарядки. К основным принципам проведения утренней гимнастики относят:

  • доступность(все дети могут выполнить конкретное упражнение);
  • постепенность (от простого — к сложному);
  • наглядность;
  • сюжетность;
  • музыкальность;
  • активность обучаемых.

В рамках данных принципов воспитателем могут быть реализованы разнообразные приёмы проведения утренней зарядки.

Наглядность

Зрительное восприятие образа — самый сильный источник накопления информации у детей. Поэтому важно организовать наличие картинок с изображением ребят, выполняющих упражнения, иллюстраций из известных мультфильмов, сказок с подходящим сюжетом (например, кадр, где Дядя Стёпа «быстро вскакивает с дивана, окна настежь открывает» поможет детям сформировать представление о правильном начале проведения зарядки). Кроме того, воспитатель показывает все движения на своём примере.

На начальных этапах знакомства с новым комплексом воспитатель помогает малышам усвоить информацию, показывая все движения на своём примере

Сюжетность

Это принцип заключается в том, что педагог предлагает комплекс упражнений, объединённый единой фабульной канвой. Проводить зарядку можно от лица девочки Маши, животных или персонажей книг и фильмов, попавших в какие-то необычные обстоятельства и взывающих к помощи ребят.

Сюжетная гимнастика помогает всем детям с интересом выполнять упражнения

Музыкальность

Проводить зарядку можно как под счёт, так и под звучание бубна в такт или ритмичную музыку. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием выполняют те или иные упражнения с музыкальным сопровождением. Рекомендуется вводить его после того, как весь комплекс гимнастики и его отдельные элементы хорошо освоены ребятами. Для вводного этапа, т.е. под ходьбу, бег, можно выбрать что-то энергичное, с бодрым ритмом, для подскоков и подпрыгиваний на втором этапе — ритмы плясового характера, для наклонов и плавных движений — монотонную, спокойную музыку, такими же мелодиями гимнастика завершается.

Видео: ритмическая гимнастика на степ-платформах

Игровые приёмы

Будучи ведущим видом деятельности детей, игра помогает малышам заинтересоваться заданием, быстрее включиться в работу и лучше запомнить движения, слова. Вот несколько примеров:

  1. «Здравствуй, сосед!» (русская народная игра). Тот, к кому обращаются, отвечает: «Здравствуй!» и прыгает за ведущим. Игра заканчивается, когда все дети образуют одну цепь прыгающих за ведущими. Дети должны повторять движения ведущего, тот, кто неточно выполняет движения, выходит из игры, движения должны быть разнообразными: на левой ноге, на подскоках, на двух ногах, боком и т.д.
  2. «Кошка и птички». Дети бегают врассыпную по залу. По команде «Кошка» дети убегают на скамейку. Игра повторяется 3 раза.
  3. «Затейник». Один из играющих выбирается затейником, он становится в середину круга. Остальные дети, взявшись за руки, идут по кругу вправо или влево и произносят: «Ровным кругом, друг за другом, мы идём за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе сделаем… вот так». Дети останавливаются, опускают руки. Затейник показывает ка­кое-нибудь движение, а все дети должны повторить его. После двух повторений выбирается другой водящий.

Обычно игры применяются на заключительном этапе зарядки, но, если это оправдано задачами, могут использоваться и на вводном. К игровым также относится и приём «замени меня», когда дети принимают на себя роль педагога, проводящего зарядку. Эту методику можно использовать только тогда, когда малыши уже достаточно хорошо знакомы с комплексом упражнений.

Игры — лучший способ донести до детей суть упражнений

Стихотворения

Малыши лучше запоминают движения, которые комментируются, поэтому при проведении комплекса упражнений целесообразно использовать рифмовки.

Таблица: примеры зарядки в стихах

Тема Рифмовки
Зима Дети, стройтесь по порядку
На весёлую зарядку.
Чтоб размялись наши ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
А дорожка непростая,
За собой нас увлекает (ходьба).
На дворе у нас мороз,
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать (топают)
И ладошками похлопать (хлопают).
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по той же по дорожке
Скачем мы на левой ножке (прыжки).
Мы на лыжах все пойдём,
Заберёмся мы на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога (идут широким шагом).
А вокруг лежат сугробы.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги (руки на поясе, поднимают колени).
По дорожке побежим,
До лужайки добежим.
Хлопья белые летят,
Холоднее стало.
Только, зимушка-зима,
Ребят ты не испугала (бег).
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме (ходьба, хлопки руками над головой).
На пушистом на снегу
Мы затеяли игру.
Ты снежок и я снежок,
Становись в кружок, дружок.
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире (построение в круг).
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь (обнять себя руками).
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руки, тронет нос (дотронуться до рук, до носа),
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой.
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд,
Другой вперёд,
А потом наоборот.
Разминаем наши плечи,
Руки двигаем навстречу.
Вверх летит одна рука,
А другая вниз пока.
Корпус вправо, корпус влево,
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать.
Это лёгкая забава
Повороты влево-вправо.
Ещё спинку разминаем,
Взад-вперёд её сгибаем.
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол.
Сели встали, сели встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Приседаем раз, два, три,
Не бездельничай, смотри.
А теперь все дружно встали
И подскоки делать стали.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем прыгать и скакать.
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте.
Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте не спеша,
И погода хороша.
По дорожкам мы гуляли,
Прыгали, скакали.
А теперь пора домой,
В детский садик наш родной (ходьба).
Мы размялись от души
И на место вновь спешим (построение в шеренгу).
Хоть зарядка коротка,
Поразмялись мы слегка.
Пусть летят к нам в комнату все снежинки белые,
Нам совсем не холодно, мы зарядку делаем.
Весна Дети, стройтесь по порядку
На весёлую зарядку.
Чтоб размялись наши ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка непростая,
За собой нас увлекает (ходьба).
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Раз-два, раз-два,
Вот берёзка, вот трава,
Вот полянка, вот лужок,
Веселей шагай, дружок (ходьба).
Мы к лесной опушке вышли,
Поднимаем ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки (ходьба с высоким подниманием колен).
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки,
Мы походим на носочках,
А потом на пятках.
Пойдём легко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как серый волк-волчище,
и как заинька-трусишка.
Чудеса у нас на свете,
Стали карликами дети,
А потом мы дружно встали,
Великанами все стали.
А теперь мы — ручейки,
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру бежим,
Станет озеро большим.
Стала тёплою погода.
Светит солнце, и природа
Пробудилась ото сна,
В гости к нам пришла весна (бег).
Апрель, апрель,
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи (ходьба).
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Ты — ромашка, я — вьюнок,
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире (построение в круг).
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Далее следует комплекс упражнений.
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте.
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
Гладит грудку, гладит шейку,
Гладит носик, гладит лоб,
Гладит ушки, гладит ручки (движения по тексту).
Подул тёплый ветерок Ш — Ш — Ш,
Зашелестела листва (дыхательная гимнастика, выполняется 2 раза).
Подул холодный ветер С — С — С,
Ветер затих,
Не шелестят листочки (голова опущена, наклон, руки расслаблены).
По дорожкам мы гуляли,
Прыгали, скакали.
А теперь пора домой,
В детский садик наш родной.
Мы размялись от души
И на место вновь спешим.
(Построение)
Зарядка всем полезна!
Зарядка всем нужна!
От лени и болезней
Спасает нас она!
Автор Богатых Светлана Александровна
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/utrenja-gimnastika-v-stihah-zima-vesna.html

Виды упражнений и правила проведения зарядки в детском саду

Как уже отмечалось, утренняя гимнастика — это часть программы физической культуры в дошкольном образовательном учреждении. Зарядка может включать различные виды упражнений:

  • под музыку (либо отвлечённый музыкальный фон, либо песенки, описывающие все действия, которые должны выполнить малыши);
  • сюжетная гимнастика (все задания объединены общим сюжетом, часто действует один персонаж, к примеру, зарядка с Крокодилом Геной или Машей);
  • упражнения с предметами (массажными мячиками, гантелями, мешочками с песком, султанчиками и пр.), которые стимулируют интерес малышей;

    Часто для выполнения гимнастики используются султанчики

  • работа на тренажёрах (например, степ-платформах);
  • игровая гимнастика (основанная на комбинации игровых приёмов, то есть построенная в форме игры, например, квеста «Помоги сестрице Алёнушке найти братца Иванушку», в которой дети выполняют задания и находят персонажа);
  • зарядка в кровати (форма ленивой зарядки, которая проводится после дневного сна или в дошкольных учреждениях с ночными группами).

В ежедневный комплекс упражнений рекомендуется включать элементы 2–3 видов. В качестве тренировки мелкой моторики, оздоровления органов дыхания выполняются 1–2 упражнения для дыхательного аппарата и элементы пальчиковой гимнастики.

Это интересно. Во многих методических источниках описанные выше виды гимнастики относят к нетрадиционным видам зарядки.

Традиционная форма гимнастики подразумевает использование общеразвивающих упражнений.

Требования к утренней зарядке

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены требования к утренней зарядке в детском саду:

  1. Упражнения выполняются в хорошо проветренной комнате или на улице. В группах закаливания дети выполняют зарядку на свежем воздухе в любой сезон.
  2. Если в комплексе предполагаются упражнения на полу, то нужно использовать специальные гимнастические коврики.
  3. Группы закаливания завершают гимнастику обливанием водой.
  4. Форма одежды для зарядки: вещи из гигроскопичных тканей, комфортная обувь или носки.

    Главное требование к одежде для гимнастики — удобство и практичность

  5. Соблюдается очерёдность выполнения заданий: сначала потягивания, потом ходьба, постепенно приобретающая темп бега, дыхательные упражнения, задания на разогрев мышц рук и плечевого пояса, малоподвижная игра.
  6. Подбираются подходящие по теме рифмовки, музыкальное сопровождение.
  7. В комбинации динамических и статических упражнений преимущество за первыми.

Занятие по утренней гимнастике в ДОУ, картотека упражнений

Длительность комплекса физической нагрузки перед завтраком для детей 6–7 лет составляет около 12 минут. Для малышей подготовительной группы все задания выполняются по 7–9 раз, наборы прыжков повторяются 3–4 раза. Основная поза — носки врозь, пятки вместе.

Упражнения одного комплекса включают задания на:

  • тренировку мышц плечевого пояса, рук;
  • развитие гибкости позвоночника и мышц спины;
  • укрепление мышц пресса, ножек и свода стопы.

Временной план занятия

Учитывая необходимость включения заданий, всесторонне воздействующих на тело, при разработке комплекса на 2–4 недели педагог распределяет эту работу между 3 этапами:

  • вводная часть (ходьба, построение в шеренги, колонны) – 1 минута;
  • основная часть (махи ручками и ножками, приседания, бег) – 8–9 минут;
  • заключительная часть (проводится в форме игры в умеренном темпе и/или ходьбы) – 2 минуты.

Таблица: картотека тематических комплексов упражнений

Дата Этап Название упражнения Ход выполнения
Сентябрь Вводный Разминка Ходьба в колонне по одному: 10 с ─ ходьба, руки — в стороны, 10 с ─ ходьба, руки вверх, 10 с ─ ходьба, руки — в стороны, 10 с ─ ходьба, руки опущены, ходьба на пятках, бег врассыпную, обычная ходьба в колонне. Построение в 2 колонны.
Основной «Встретились» И.п.: основная стойка, руки развести в стороны, улыбнуться, сказать «Ах!», потом опустить руки. Повторить 5 раз.
«Вверх-вниз» И.п.: стоя руки — вперёд. На счёт 1 правая рука — вверх, левая — вниз, на счёт 2 — наоборот. Повторить это упражнение 6–8 раз.
«Наклоны в стороны» И.п.: стоя, руки на поясе. Наклониться влево, И.п., а затем выполняем то же вправо. Повторить по 3 раза.
«Наклоны до пола» И.п.: стоя, ноги на ширине плеч.
На счёт 1–2 — наклон, постараться коснуться носка правой ноги, ноги не сгибать, 3–4 ─ вернуться в И.п., 5–6 ─ наклон, постараться коснуться носка правой ноги, 7–8 ─ вернуться в И.п.
«Пружинки» И.п.: основная стойка 8–10 полуприседаний, разводя колени в стороны, поднять руки, согнутые в локтях, кисти рук изображают фонарики.
Заключительный Завершение Ходьба в колонне по одному
«По утрам зарядку делай,
Будешь сильным, будешь смелым!»
Октябрь Вводный Разминка Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, ходьба на пятках, бег врассыпную, обычная ходьба в колонне. Построение в 2 колонны.
Основной «Подсолнух» И.п.: стоя, руки вдоль туловища. Руки вверх, правую ногу назад ─ на носок, вдох. Вернуться в и.п., выдох. Руки вверх, левую ногу назад — на носок, вдох. Вернуться в И.п., выдох. Повторить это упражнение 2–3 раза.
«Ширина-высота» И.п.: стоя, руки опущены, ноги на ширине плеч.
На счёт 1–2 ─ руки ─ в стороны, вдох, 3–4 — вернуться в И.п., выдох, 5–6 ─ руки — вверх, вдох, 7–8 ─ вернуться в И.п., выдох. Повторить это упражнение 3–5 раз.
«Катушечки» И.п.: стоя, руки в стороны. На счёт 1–4 ─ вращаем кистями вперёд, 5–8 ─ назад. Повторить упражнение 1–2 раза.
«Приседания» И.п.: стоя, руки опущены. На счёт 1 ─ присесть, руки ─ вперёд, спина прямая, пятки не отрывать от пола, 2 ─ вернуться в И.п. Повторить это упражнение 6–8 раз.
«Наклоны» И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. На счёт 1–2 — наклон, постараться коснуться носка правой ноги, ноги не сгибать, 3–4 ─ вернуться в И.п., 5–6 ─ наклон, постараться коснуться носка правой ноги, 7–8 ─ вернуться в И.п. Повторить 4 раза.
Заключительный Игра-массаж Зарядка всем полезна (провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам 4 раза), Зарядка всем нужна (указательными пальцами провести по крыльям носа 4 раза),
От лени и болезни спасает нас она (бег на месте).
Ходьба в колонне по одному.
Ноябрь Вводный Разминка Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, медленный бег, быстрый бег, ходьба врассыпную, обычная ходьба в колонне. Построение в 2 колонны.
Основной «Жуки полетели» И.п.: ноги «узкой дорожкой», руки с султанчиком внизу.
Выполнение: поднять руки через стороны вверх; потрясти султанчиком —
«жуки полетели»; опустить через стороны вниз. Опуская руки, произнести: «Ж-ж-ж-ж» .
Повторить 5 раз.
«Крылья» И.п.: ноги широко расставлены, руки с султанчиком опущены вниз.
Выполнение: наклон вперёд; прямые руки в стороны — «крылья»; выпрямиться.
Повторить 4 раза.
«Жуки» И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, султанчик в одной руке.
Выполнение: на слово «жуки» быстро сгибать и разгибать ноги, поднятые вверх; на слово «сон» — опустить руки и ноги.
Повторить 3 раза по 5–10 секунд.
«Кузнечики» И.п.: ноги «узкой дорожкой», руки с султанчиком внизу.
Выполнение: 8–10 прыжков-«кузнечиков», чередуя их с ходьбой.
Повторить 3 раза.
Заключительный Игра «Солнышко и туча» По команде «Солнце» — дети бегают врассыпную по залу, по команде «Туча» — приседают и обхватывают голову руками. Игра повторяется 3 раза.
Ходьба в колонне по одному.
Февраль Вводный Разминка Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, ходьба с высоким подниманием колен, бег врассыпную, обычная ходьба в колонне. Построение в 2 колонны.
Основной «Ловкая белка» И.п.: основная стойка, наклонить голову вправо, руки на пояс. Вернуться в И.п., 3,4 — то же влево. Повторить 6 раз.
«Шустрый заяц» И.п.: стоя, ноги шире плеч, руки вверх. Наклон вперёд, коснуться руками пяток с внутренней стороны. И.п. Повторить 7 раз.
«Быстрый волк» И.п.: основная стойка, руки на поясе. Поднять правую ногу вперёд, отвести её назад, снова поднять вперёд, И.п. Повторить 4 раза.
«Ловкая лисица» И.п.: стоя на коленях и ладошках, голова приподнята. Выгнуть спину, опустить голову, вернуться в И.п. Повторить 4 раза
Заключительный Завершение Перестроение в колонну по одному. Бег врассыпную с остановкой и выполнением задания «Изобрази животного». Воспитатель называет зверя, а дети показывают его с помощью движений, жестов и мимики.
Ходьба в колонне по одному.
Цит. по: https://infourok.ru/kompleksi-utrenney-i-bodryaschey-gimnastiki-dlya-detey-sredney-gruppi-1699652.html

Пример конспекта занятия гимнастикой до завтрака

Автор Чернова Татьяна, педагог-организатор ДОУ № 57 г. Кострома
Название «Конспект занятия утренней гимнастики в подготовительной к школе группе «Волшебные султанчики»
Этап занятия

Конспект утренней гимнастики для детей подготовительной к школе группы ДОУ

Конспект утренней гимнастики для детей подготовительной к школе группы ДОУ Цель: поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости.
Инвентарь и оборудование: физкультурный зал, спортивная обувь.
№ п/п Название упражнения и описание Дозировка Темп Методические рекомендации
Построение В колонну по одному – становись!
1. Обычная ходьба 1 мин средний Ребята, поставили руки на пояс, локти отведем чуть назад, Спинку держим прямо и ходим. Молодцы!
2. Ходьба на носках 1 мин средний Хорошо, а сейчас ходим на носочках. Не касайтесь пяткой пола, руки вверх, держим спинку и руки прямо!
3. Ходьба на пятках 1 мин средний Молодцы, а сейчас ходим на пятках. Где у нас должны быть руки? Не забываем согнутые руки в локтях обхватить за спиной.
4. Ходьба на внешней стороне стопы 1 мин средний Хорошо, а теперь ходим на внешней стороне стопы. Спинку держим прямо. Руки на пояс.
6. Обычный бег 1,5 мин средний Хорошо, а сейчас давайте побежали. Бежим легко, не перегоняем друг друга.
Перестроение В колонну по два – стройся!
7. 0РУ
«Наклоны головы вправо – влево»
И. п. — о. с.;
1 – наклон головы вправо, потереть ухо о плечо
2 – и.п
3-4 – то же самое влево
8 раз
средний
И так, ребята. Сейчас выполним наклоны головы вправо-влево. Встаньте прямо, ноги врозь. На раз наклоняем голову вправо, потрем ухо о плечо. На два возвращаемся в исходное положение. На 3 наклоняем голову налево, на четыре — исходное положение.
8. И. п. — ноги на ширине ступни, руки внизу
«Звездочка»
1 – правую ногу в сторону
2 – правую руку в сторону
3 – левую руку в сторону
4 – и. п.
1-4 то же самое с левой ноги 8 раз средний А сейчас будем выполнять упражнение «Звездочка». Встали прямо. Спинку держим прямо. Руки опущены, ноги на ширину ступни. На раз – правую ногу вставляем в сторону, на счет два – правую руку в сторону, на счет 3 – левую руку в сторону, на четыре – возвращаемся в исходное положение. Молодцы! Упражнение начинай. А теперь с левой ноги…
9. И. п. — ноги на ширине ступни, руки внизу
1- поднять правую ногу согнутую в коленях с одновременным поднятием рук вверх
2 – и. п.
3 – 4 – то же с левой ногой 8 раз средний Итак, упражнение «Аист», встали прямо, ноги на ширине ступни, руки внизу. На раз – поднять правую ногу согнутую в коленях и одновременно поднимаем руки вверх. На 2 – возвращаемся в исходное положение. И так же с левой ноги… Упражнение начинай.
10. «Наклоны вперед»
И. п. – ноги на шири не плеч, руки на поясе
1 – руки в стороны
2 – наклон вперед, коснуться руками носков
3 – руки в стороны
4 — и. п. 8 раз средний А сейчас будем делать наклоны вперед. Поставили руки на пояс, на раз – руки в сторону, на два – наклон вперед и касаеися руками носков, на три – руки в сторону, на четыре –в исходное положение. Упражнение начинай.
11. «Выпады»
И. п. – о. с., руки на пояс
1 – выпад правой ногой вперед , руки на колено
2 – 3 — пружинистые покачивания
4 – и. п.
1-4 то же самое с левой ноги
8 раз средний Итак, выполним выпады. Исходное положение – основная стойка, руки на пояс. На раз – выпад правой ногой вперед, руки ставим на колено. На 2-3 делаем пружинистые покачивания. На 4 – возвращаемся в исходное положение. И так же делаем выпады левой ногой. Упражнение начинай.
2. «Юла»
Прыжки на месте на обеих ногах, руки на поясе, поворачиваясь на 180° за один прыжок. 10 раз средний А сейчас мы будем делать упражнение «Юла». Встали прямо, руки на поясе, прыгаем на месте на обеих ногах, поворачиваясь на 180° за один прыжок. Упражнение начинай.
Перестроение В колонну по одному — стройся
13. Обычная ходьба и дыхательное упражнение «Запах цветка» 1 мин средний В обход по залу шагом марш! А сейчас представьте себе, что вы гуляете на лесной полянке, вас окружает очень много цветов. А вы вдыхаете аромат красивого цветка, который растёт на поляне. Нужно сделать шумный медленный вдох носом, и выдохнуть ртом.


Скачать Конспект утренней гимнастики для детей подготовительной к школе группы ДОУ

Рекомендуем посмотреть:

Конспект ООД по физической культуре в подготовительной группеКонспект НОД по физической культуре в подготовительной группе с презентациейФизкультурное занятие для детей 6 — 7 лет. КонспектКонспект нетрадиционного занятия по физической культуре в подготовительной группе

Комплекс утренней гимнастики в подготовительной группе.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 г. Сычёвки

Комплекс утренней гимнастики в подготовительной группе.

Подготовила воспитатель

Смирнова Ирина Александровна

Сычёвка

2016-2017гг

Комплекс утренней гимнастики с 1 по 15 сентября.

На веселую зарядку,

Приглашаем вас с утра.

А здоровым быть и крепким,

Помогает нам ходьба.

Вводная часть: ходьба в колонне по одному, руки на поясе, локти отведены назад: ходьба на носках, на пятках, ходьба спиной вперед, ходьба выпадами ног, подскоки с продвижением вперед, бег на носках, бег в быстром темпе, легкий бег, ходьба в колонне по одному. Перестроение в 2 шеренги.

Общеразвивающие упражнения:

1. «Потянулись»

И. п. основная стойка, 1-2 руки вверх, подняться на носки, 3-4 вернуться в и. п. — 8 раз.

2. «Наклонились»

И. п. ноги на ширине плеч. Руки сцеплены за спиной, наклоны туловища, одновременно поднимая за спиной руки. Вернуться в и. п. – 8 раз.

3. «Послушные ноги»

И. п. ноги на ширине плеч, руки на пояс. Правая нога на носок, потом на пятку и наоборот, левая на носок и пятку. Вернуться в и. п. – 8 раз.

4. «Потрудись»

5. «Приседай»

И. п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. При приседании руки вытянуть вперед. Вернуться в и. п. – 8 раз.

6. «Не ленись»

И. п. лежа на полу на спине руки вытянуть вверх. Со взмахом рук поднять верхнюю часть тела и достать руками до носков на ногах. Вернуться в и. п. – 8 раз.

Заключительная часть: Построение в одну колонну, ходьба по залу, легкий бег, бег с ускорением, легкий бег, ходьба с восстановлением дыхания.

Дети: Чтобы день твой был в порядке

Начинай его с зарядки.

Комплекс утренней гимнастики с 16 по 30 сентября

Просыпайся, не ленись,

На зарядку становись!

Солнце из-за тучки

Нам уж машет ручкой!

Вводная часть: построение в шеренгу, повороты на месте,ходьба обычная; ходьба, высоко поднимая колени, ходьба с остановкой по сигналу; ходьба спиной вперед; бег непрерывный 2 мин; ходьба обычная; перестроение в две шеренги.

Общеразвивающие упражнения с палкой

1. Потягивание

2. Сгибание ног

И. п. – ноги на ширине ступни, палка перед грудью;1. поднять ногу, коленом палки, носок оттянуть /выдох/. 2. опустить и. п. -10 раз

3. Повороты

И. п. – стоя на коленях, палка на лопатках. 1 — наклоны вправо-влево / выдох /.

2. И. п. / вдох /. – 10 раз

4. И. п. – сидя, ноги скрестно, палка на груди. 1 — палка вперед;2 — и. п.

3.- палка вверх 4 — И. п Темп средний, дыхание произвольное – 10 раз

5. И. п. — упор сидя сзади, ноги согнуты, палка под ногами 1 — поднять ноги /выдох/.2. опустить / вдох /. – 8 раз

7. Палка на полу. Прыжки на 2 ногах около палки — 30 сек.

2 раза в чередовании с ходьбой

Заключительная часть:

Построение в одну колонну, ходьба по залу, легкий бег, бег с ускорением, легкий бег, ходьба с восстановлением дыхания.

Комплекс утренней гимнастики с 1 по 15 октября

Начинаем попорядку

Мы весёлую зарядку:

Руки вверх — до облаков,

Вниз — до маленьких цветов,

Вводная часть: Ходьба. Ходьба со сменой направления по сигналу, ходьба на носках, руки за спиной, приставным шагом в левую сторону руки на поясе. Бег с высоким подниманием колен. Ходьба. Перестроение в две колонны

Общеразвивающие упражнения

1. «Повороты» (кинезеологическое упражнение).

Повернуть голову и постараться увидеть предметы находящиеся сзади – 10раз

2. «Вертолет»

И. п.: — ноги на ширине плеч. 1 – руки в стороны, наклон вправо; 2 – и. п. ;3 – руки в стороны, наклон влево; 4 – и. п. – 8 раз

3. «Зонтик».

4. «Лебедь».

5. «Мы растем».

И. п.: сидя на пятках, руки на колени. 1-2 – подняться на колени, руки вверх, потянуться; 3-4 – и. п. – 8 раз.

6. «Уголок».

И. п. – лежа на спине, прямые руки за головой. 1 – 2 – поднять прямые ноги вперед – вверх; 3-4 – и. п. – 6-8 раз

7. «Ножницы».

И. п.: руки на поясе. Прыжки одна нога вперед, другая назад в чередовании с ходьбой – 2 раза по 10 – 12 прыжков

Заключительная часть: Ходьба. Дыхательное упражнение «Часики»

Часики вперед идут,

За собою нас ведут

1- Взмах руками — «тик» — вдох, 2 – взмах руками назад – «так» — выдох

Комплекс утренней гимнастики с 16 по 31 октября

Мы зарядкой заниматься

Начинаем по утрам.

Пусть болезни нас боятся,

Пусть они не ходят к нам.

Вводная часть: Ходьба. Легкий бег. Ходьба на носках, руки в стороны. Ходьба на пятках, руки за головой. Легкий бег. Ходьба на внешней стороне стопы, руки на поясе. Ходьба. Перестроение в две колонны.

Общеразвивающие упражнения с косичкой

1. «Косичку вверх»

И. п.: ноги на ширине плеч, косичка внизу. 1 – косичку вперед, 2 – вверх, 3 – вперед, 4 –и. п. – 8 раз.

2. «Косичку вниз».

3. «Вращение косички»

4. «Положи косичку».

5. «Повороты»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, косичка вперед. 1 – поворот вправо, 2 – и. п., то же в другую сторону. – 6-8 раз

6. «Полуприседание»

И. п.: пятки вмести носки врозь, косичка внизу. 1 – присесть косичка вперед, 2 – и. п. – 8- раз

7. «Прыжки»

И. п.: ноги вмести, косичка внизу. Прыжки — ноги врозь, косичку вверх, ноги вмести, косичку вниз. 8 – 10 раз

Заключительная часть: Дыхательное упражнение «Ёжик», 1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом, 2 – поворот головы влево – выдох через полуоткрытый рот. Ходьба

Дети: Чтобы день твой был в порядке

Начинай его с зарядки.

Комплекс утренней гимнастики с 1 по 15 ноября

На зарядку становись!

Друг за дружкой напрягись!

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо пальчики размять.

Вводная часть: Построение: повороты на месте, ходьба обычная, ходьба на носках чередовать с ходьбой на пятках; ходьба приставным шагом /вправо-влево/, боковой галоп, бег обычный; ходьба обычная; перестроение в колонну по три;

Общеразвивающие упражнения

1. Потягивание – 10 раз.и. п. – ноги на ширине плеч, руки за голову;

1- 2. руки вверх, потянуться, прогнуться встать на носки / вдох /.

3- 4. И. п. / выдох /.

2. Сгибание ног — 10 раз.и. п. – о. с. 1 -2. присесть, руки вверх /выдох/.

3-4. и. п.

4. Сгибание и разгибание рук — 8 раз. И. п. – о. с. 1. руки к плечам;2. И. п. 1. руки к плечам; 4. и. п.

5. Поднимание прямых ног– 8 раз и. п. — упор сидя сзади,1 -2. поднять ноги /выдох/.3 -4. опустить / вдох / в 2 приема.

6. Бревнышко — 8 раз.. и. п. – лежа на животе, руки и ноги вытянуты1 -6 качаться вправо 7-12 качаться влево

7. Прыжки с поворотами на 90 градусов-2 раза по 30 прыжков1 – 3 прыжки на двух ногах. 4 — поворот

Заключительная часть: Ходьба. Дыхательное упражнение «Петух» 1 – поднять руки в стороны /Вдох/, 2 — хлопнуть руками по бедрам Ку-ка-ре-ку /Выдох/. Ходьба

Комплекс утренней гимнастики с 16 по 30 ноября

Веселые движения – полезные движения,

Кто ими занимается – здоровья набирается,

А кто не занимается – с болезнями намается.

Вводная часть: Ходьба в колонне по одному с выполнением задания для рук – в стороны, на пояс, за голову; ходьба и бег врассыпную.

Общеразвивающие упражнения с мешочками

1. «Круговорот» и. п.: о. с. мешочек в правой руке; -4-круговые движения головы вправо (влево

5. «Волна» и. п.: стойка на коленях, руки на поясе, мешочек на голове; 1-сесть на пол вправо, руки влево; 2-и. п.

6. «Лодочка» и. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища, мешочек впереди; Прогнуться.

Заключительная часть: Ходьба. Дыхательное упражнение «Семафор» 1 – поднять руки в стороны /вдох/, 2 – медленное опускание рук с длинным выдохом и произнесением «с-с-с-с». Ходьба

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *