Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5–7 лет

Лариса Крахмалёва
Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5–7 лет

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

4. Деньги любят счет.

Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно

считать деньги.

5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет

доходов и расходов в краткосрочном периоде.

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

Договариваемся о ключевых правилах финансовой

безопасности и о том, к кому нужно обращаться в

экстренных случаях.

7. Не все покупается.

Прививаем понимание того, что главные ценности –

жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги

не купишь.

8. Финансы – это интересно и увлекательно!

Игра «Груша-яблоко».

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши,

ножницы.

Суть игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне

бумаги грушу. Когда рисунок закончен,

предложите нарисовать на оборотной стороне

листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в

руки ножницы и попросите вырезать для вас и

грушу, и яблоко. Увидев замешательство,

объясните, что, конечно, это невозможно. Потому

что лист бумаги один, и если мы изначально хотели

вырезать два рисунка, необходимо было заранее

спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами:

их нужно планировать заранее.

Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Необходимые материалы: монеты и купюры разных

номиналов.

Количество участников: 1-5.

Суть игры:

Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка

каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного

номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков

быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью,

тому банкнота и достается. В конце игры считаем

суммы выигрышей.

Игра «Кто кем работает?»

Цель. На примере сказочных героев закрепить и

расширить представление о профессии. Воспитывать

желание познавать многообразный мир профессий,

уважение к человеку-труженику.

Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями

людей разных профессий и сказочных героев.

Суть игры

Покажите детям картинки, на которых изображены люди

разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам,

называют профессии родителей, своих близких, всех тех,

с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных

героев, просит отгадать их профессии.

Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных

персонажей, а мальчикам — с изображениями людей

разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и

мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся

за столы, а затем по очереди доказывают правильность

своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с

помощью движений, имитаций и других образных

действий они показали профессию своего героя.

Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым

игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как

относится к своему труду герой, кто производит товары,

а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими

понятиями).

Игра «Кто как работает?»

Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои

по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а

другие стремятся порой неблаговидными делами

получить большие деньги. Воспитывать уважение и

привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.

Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные

герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина,

Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька

Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичкасестричка и др.

Суть игры

Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите

помочь разобраться, каких же сказочных героев больше —

трудолюбивых или ленивых?

С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана)

лесенку, предложите каждому ребенку достать из

черного ящика рисунок с изображением сказочного

героя.

Затем знакомьте с правилами игры:

Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев

нужно разместить на верхней ступеньке. А как только

солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети,

у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их

нужно расположить на нижние ступени. Дети

доказывают правильность своего выбора.

Воспитатель помогает детям определить, какие

пословицы и поговорки подходят тем или иным

сказочным героям:

«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».

«Хочешь, есть калачи — не лежи на печи».

Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в

сказках больше. После окончания игры устроите

дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям

сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

Игра «Услуги и товары»

Цель. Закрепить сведения о том, что такое услуги и

товары, показать, что они встречаются не только в

реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к

любой работе.

Материал. Предметные, сюжетные картинки с

изображением труда — изготовление товаров или

предоставления услуг — в сказках: Красная Шапочка

несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует

картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит,

Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик

ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит

письма и т. д. ; таблицы Товары, Услуги.

Суть игры

Из-за театральной ширмы слышать голос героя: ребята, я

решил печь пирожки и продавать их лесным жителям.

Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю

услугу?

Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это

разные предметы, которые производят) и что такое

услуги (это помощь, которую можно предоставить

другому).

Дети говорят, люди каких профессий производят товары:

пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач.

Потом вспоминают профессии, представители которых

предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель,

парикмахер, врач, продавец.

В сказках персонажи работают так же, как люди в

реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и

Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие

рисунки, объясняя свои действия:

-Мама печет пирожки бабушке. Пирожки — это товар,

который изготовила мама. А вот внучка несет эти

пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.

-Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они

предоставляют услуги.

По окончании детям читают любимую сказку и проводят

беседу по теме игры.

Практика «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования,

донести принцип «сначала зарабатываем – потом

тратим».

Суть практики:

Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он

отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите

напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали

монеты в банк», освобождая от них карманы.

Предложите обсудить, на какое семейное дело

собираются данные монеты в «мини-банке» – например,

на покупку соковыжималки или настольной игры. Это

должно быть что-то для общего пользования, чтобы

ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной

для семьи покупки.

Следующий этап развития практики – вы можете

рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на

хранении денег, и договориться о том, что какой-то

небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег

будет отдаваться ему лично за работу банкиром –

например, 3% или 5%.

Практика «Совместные покупки»

Цель: показать принципы финансового планирования и

разумных покупок, объяснить происхождение стоимости

товара и основы финансовой безопасности.

Суть практики:

Регулярно совершайте совместные походы в магазин.

Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из

вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на

калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы

складываете в корзину, а также проверять срок хранения

продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость

похожих товаров отличается: из-за величины упаковки,

например, или она разная у каждого из производителей.

На первом этапе предлагайте ему найти конкретный

товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить

на ленту, после чего сложить в пакет.

На следующем этапе можно дать более сложное

поручение, например, выбрать все для собственного

завтрака.

Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять

самостоятельные несложные покупки.

Практика «Самостоятельная

покупка»

Цель: показать принципы финансового планирования и

разумных покупок, объяснить происхождение стоимости

товара и основы финансовой безопасности.

Суть практики:

Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в

магазине, уверенно чувствует себя возле кассы и

внимателен к ценам на товар и получению сдачи,

предложите ему первый самостоятельный поход в

магазин.

Обязательно составьте список покупок. В первый раз он

должен быть несложным, не более трех товаров:

например, хлеб, молоко и печенье. Обсудите, каких

именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в

какой упаковке; с каким сроком хранения; по какой цене.

Дайте сумму, предполагающую получение сдачи.

Обсудите, какой должна быть сдача.

Похвалите ребенка за покупку!

Практика «Таблица расходов»

Цель: научить считать деньги, показать принципы

финансового планирования.

Суть практики:

Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он

собрал, заработал и потратил за неделю, а потом

вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эти действия

должны войти в привычку.

Договоритесь о времени в расписании дня, когда ребенок

будет уделять этому занятию 10 минут.

Финансовые игры для детей

Рубрика: Финансовая грамотность Опубликовано 06.05.2019 · Комментарии: 14 · На чтение: 7 мин · Просмотры: 4 748

Всем привет! Я уже не раз писала про финансовую грамотность детей и то насколько она важна. Вот моя статья об этом. А сегодня разберем подробнее. Чем полезны финансовые игры для детей? Как с их помощью научить «считать сдачу», планировать бюджет и откладывать на новый смартфон.

Финансовые игры для детей

Что такое финансовая грамотность. Финансовая грамотность — это умение планировать свой бюджет, грамотно распоряжаться личными средствами. Это и понимание, какой кредит вы осилите, а какая сумма будет не подъемной. Это то, как лучше вложить накопления, чтобы обеспечить себе достойную старость.

Зачем обучать детей финансовой грамотности

Финансовая грамотность детей — основа успешного будущего. Понимание как тратить и копить с умом позволит избежать многих ошибок.

Расскажите сыну или дочери о том, что деньги не берутся из воздуха, их нужно заработать. Что если откладывать небольшие суммы, то можно скопить на ценную вещь. Не забывайте и о финансовой безопасности, приучите школьника всегда проверять сдачу и рассказывать посторонним о своих сбережениях.

Все мы знаем, что ребенок лучше всего запомнит новое в процессе игры. Финансовые игры для детей типа «Магазин» или «Размен» подойдут и для пятилеток. Со школьниками можно устраивать квесты в супермаркетах, практиковать совместные покупки.

В идеале к подростковому возрасту (14 лет) ребенок должен понимать:

  1. Деньги нужно заработать, накопить, одолжить или взять в долг
  2. Знать основные статьи расходов семьи (коммунальные услуги, питание, обучение, покупка необходимой одежды и обуви)
  3. Уметь планировать свои расходы исходя из еженедельной суммы карманных денег
  4. Суметь «прожить» выходные на фиксированную сумму (купить продукты)

Игры 5-11 лет

Финансовые игры для детей от пяти лет дадут представление о деньгах, о том, зачем они нужны и откуда берутся. Как можно приумножить свои сбережения, какие опасности при этом подстерегают. Ребенок перестанет чувствовать себя сторонним наблюдателям при походах в магазин. Да и клянчить вкусняшки и игрушки будет в разы меньше.

Продавец-покупатель

Все мы в детстве играли в «Магазин», расплачиваясь в нем листочками деревьев или фантиками конфет. Для повышения финансовой грамотности ребенка листики или нарезанную бумагу заменяем более правдоподобными купюрами, например, из банка приколов.

В чем плюсы:

  • Дошкольник освоит основные арифметические действия (сложение, вычитание);
  • В игровой форме запомнит, как выглядят купюры и монеты разного достоинства;
  • Научиться элементарным навыкам планирования расходов;
  • Меняйтесь ролями с ребенком. Позволяйте ему выбирать товары для магазина и устанавливать цены на них.
Размен

Цель этой финансовой игры для детей — познакомить с номиналом купюр и монет, правилами размена денег. Игры с пятилетками начните с монет. Пусть малыш внимательно их рассмотрит, научится отличать по цвету и размеру.

Объясните ребенку, что 10 рублей можно получить разными способами. Например, сложив две монеты по 5 рублей или четыре по 2 рубля и две достоинством в рубль. Потом переходите к купюрам.

Предлагайте ребенку разменять вам небольшую сумму из его карманных денег. Таким нехитрым способом вы научите дошкольника счету и дадите первые представления о размене денег. А ученик начальной школы будет легче ориентироваться в купюрах и их номинале.

Контроль за покупками

Совместный поход в магазин — отличная возможность привить азы разумного потребления и финансовой грамотности ребенку. Вместе составьте список покупок.

Что нужно для приготовления обеда (ужина) другие необходимые товары (зубная паста, мыло). Предложите ребенку контролировать процесс. Если он умеет читать, пусть отмечает в списке, что вы уже купили, а что еще нет.

Объясняйте, почему вы покупаете тот или иной продукт (цена — качество). Договоритесь, что из списка ребенок может выбрать сам.

Груша-Яблоко

Игра, объясняющая важность планирования. Предложите ребенку нарисовать яблоко, а потом на оборотной стороне листа грушу. Когда все будет готово. Попросите его вырезать вам и яблоко, и грушу. Скорей всего сделать это он не сможет. Объясните ребенку, необходимость планирования. Если нужно два рисунка их располагают на бумаге рядом. Что покупки планируются исходя из семейного бюджета.

Игры для подростков

Вы наверно замечали, что в 12-14 лет ребенок зациклен на своих желаниях. Он в одночасье может потратить полученную в подарок крупную сумму, чтобы угостить друзей едой или сводить всю компанию в кино.

Подростку хочется доказать свою взрослость, подключите его к планированию расходов. Несложные квесты научат ребенка отличать нужное от сиюминутных желаний, понимать последствия своего выбора.

Планируем бюджет семьи на выходной день

Предложите сыну или дочке полностью спланировать траты всей семьи на воскресенье или субботу, а потом проконтролировать. Установите лимит, в который нужно вписаться.

Подсказывайте неочевидные для подростков траты, например, проезд. В конце дня вместе проанализируйте, что ребенок забыл заложить, а что было лишним.

В процессе игры подросток прочувствует, как расходуются деньги. Что кроме его желаний, есть потребности всех членов семьи.

Монополия

Финансовые игры для детей по типу «Монополии» учат грамотно вкладывать деньги, планировать расходы. Подросток осваивает азы ведения бизнеса и управления собственностью. В конце концов, время, проведенное за настолкой, сближает всех членов семьи. Моя дочь запросила эту игру на новый год, теперь часто в нее играем. Есть еще подобная игра Миллионер, очень хорошо развивает навыки планирования и учить как зарабатывать на скупке различных предприятий.

Денежный поток Роберта Кийосаки

Настольная игра учит управлять своими средствами. Ребенок поймет, что даже небольшая сумма при умелом обращении с ней принесет доход. «Денежный поток» научит инвестировать, торговать на бирже, вести свое дело. Сама очень люблю эту игру, очень развивает денежное мышление и играть в нее безумно интересно.

Игра Благотворительность

Заведите семейную традицию часть дохода тратить на благотворительность. Вы можете жертвовать небольшие суммы детским домам или центрам реабилитации. Важно, чтобы подросток выделял на благотворительность небольшой процент своих карманных денег. Игра научить делиться, проявлять сострадание.

Мини-банк

Игра поможет объяснить ребенку, что сначала зарабатывают, а потом тратят. Определитесь с небольшой семейной покупкой, на которую все будут ежедневно откладывать мелочь. Например, новая настольная игра. Назначьте сына или дочь банкиром, который следит за поступлениями и ведет подсчет средств. Как и банк, ребенок получит процент от суммы (5%).

Квест в супермаркете

Вместе с чадом можно составить список необходимых продуктов. Он должен понимать, что без растительного масла не приготовить ужин, а йогурт — это его дополнение к завтраку. Пусть подросток сам подсчитает примерные расходы. В супермаркете позвольте ему выбирать товар, контролировать, укладываетесь ли вы в бюджет. Обсуждайте, что один и тот же товар может стоить по-разному, только из-за более яркой упаковки или разрекламированного бренда.

Книги о финансах для детей

Иногда и нам самим сложно разобраться с вопросами создания финансовой подушки или принципами инвестирования. Книги по финансовой грамотности детей простыми словами объясняют сложные вещи. Они будут полезны и вам.

  1. Евгения Блискавка «Дети и деньги», издательство: «Манн, Иванов и Фербер», 2014. Книга в игровой форме расскажет ребенку историю появления денег. О том, зачем они нужны, как ими правильно управлять и приумножать.
  2. Наталья Смирнова «Финансовая грамотность для детей и подростков», FinAssist, 2012 г. Из первой части книги ваш ребенок узнает о том, что такое деньги. Ему станут понятны основные расходы и способы получения дохода. Затронуты и такие темы как накопить, стоит ли брать в долг. Вторая часть подробно рассказывает о взаимоотношениях банка и клиента.
  3. Алексей Горяев, Валерий Чумаченко «Финансовая грамота», издательство CitiFoundation, «Российская Экономическая Школа, 2009. Книга поможет разобраться с типами финансовых активов, типами инвестирования.

Будет не лишним рассказывать деткам о деньгах, доходах и расходах с пятилетнего возраста. Сначала лучше научить его отличать одну купюру от другой, разменивать их. Не помешает рассказать малышу о том, куда вы тратите зарплату. Так ему будет легче понять, почему вы не согласны покупать ему игрушки каждый день.

Школьникам полезно узнать о принципах планирования бюджета, о том, как можно экономить на покупках и как накопить на желаемую вещь. Подростка можно приобщать к планированию расходов на него самого. Поощряйте желание тинейджера подработать.

Точно могу сказать, что наши дети скажут нам большое спасибо за уроки финансовой грамотности. Очень жаль, что мои родители об этом не думали, сейчас время совсем другое и уметь управлять своими финансами также необходимо, как и чистить зубы. Согласны?

Все самое полезное в моей группе в VK

Игры по финансовой грамотности

Давно известно, что обучение в игре – один из самых эффективных методов получения знаний. В игре дети лучше концентрируются и легче усваивают информацию, сразу учатся применять новые навыки на практике.

Касается это и обучения финансовой грамотности, тем более что в этом случае речь идёт об очень практических жизненных навыках. Чаще всего дети школьного возраста уже имеют хотя бы небольшие карманные средства, так что для них повышение финансовой грамотности полезно не только как задел на будущее, но и как полезные навыки, которые пригодятся уже сегодня. И получать такие навыки проще всего именно в игровом формате, когда моделируются различные жизненные ситуации: покупка крупных финансовых целей, создание собственного бизнеса, планирование бюджета, обращение в кредитные организации, получение налогового вычета и прочее.

С 2011 Минфин России реализует Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», в рамках которого производит обучающие материалы и проводит бесплатные мероприятия для населения, в том числе младшего поколения. Обучая детей финансовой грамотности, мы заботимся о том, чтобы подрастающее поколение справлялось с организацией своего бюджета, умело ставить цели и копить на них средства, избегало долгов и успешно защищалось от финансовых мошенничеств. Это настолько важная в современном мире тема, что вопрос обучения финансовой грамотности был поставлен на государственном уровне.

В ходе Проекта эксперты разработали множество обучающих материалов по финансовой грамотности, в том числе в игровых форматах. Все они доступны бесплатно на портале https://vashifinancy.ru. Вы можете скачать и использовать сценарии для проведения игр в классе, а также поделиться с учениками и их родителями ссылки на настольные и онлайн-игры. На портале доступны самые разные форматы – викторины, квесты, чемпионаты, деловые игры для детей любого возраста от дошкольников до выпускников. Тематика материалов поможет в обучении основам финансовой грамотности в любой области: планирование бюджета, постановка целей, финансовые институты и продукты, финансовые мошенничества и защита от них, инвестирование, кредитование и многое другое.

Игры по финансовой грамотности: Настольные игры: Настольная тренинг-игра «Не в деньгах счастье» Настольная игра «По следам монополии» Подготовлено по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей»

З игры, которые научат ребёнка финансовой грамотности

Игра 1. «Размен»

В магазине дети видят, как вы достаёте деньги из кошелька. А смогут ли они сами набрать нужную сумму? Первая игра научит ребёнка различать монеты, разменивать купюры и собирать одну и ту же сумму разными способами.

Как играть

У вас наверняка накопилось много мелочи. Высыпьте её на стол и расскажите ребёнку, какие бывают монетки. Дайте их рассмотреть, сравнить размер, вес, цвет, толщину.

То же самое проделайте с купюрами.

Объясните, что деньги — это конструктор. Мы собираем из них сумму, которую отдаём в магазине за покупки. Покажите ребёнку, как это работает: например, соберите 10 рублей из монет несколькими разными способами (из монет по 1 рублю, по 2 рубля, по 5 рублей и т.д. — комбинации могут быть разными).

А теперь предложите ребёнку «разменять» ваши деньги. Пусть разменяет вам монетами 10 рублей, 50 рублей, 100 рублей.

Результат

Эта игра научит ребёнка различать и считать деньги. Хотите сделать процесс более захватывающим? Предложите ребёнку собрать разные комбинации одной суммы денег на скорость.

Игра 2. «Магазин»

Теперь ребёнок знает, что любую сумму можно сложить из разных денег. Что делать с этими деньгами? Правильно — ходить в магазин и платить за покупки.

Порепетируйте поход в магазин дома.

Как играть

Как в детстве, только вместо листиков возьмите настоящие монеты и мелкие купюры.

Разложите на столе «товары»: игрушки, продукты из холодильника. К каждому товару прикрепите ценник. Договоритесь, кто будет «продавцом», а кто — «покупателем».

Если «покупатель» — ребёнок, то он должен будет собрать нужную сумму из купюр и монет и отдать вам в обмен на товар. Если сумма вышла больше — пусть дождётся сдачи. Затем поменяйтесь ролями. Теперь задача ребёнка-«продавца» проверить, правильно ли вы дали ему деньги. И если нужно, вернуть сдачу.

Результат

Эта игра учит ребёнка основному принципу товарно-денежных отношений: чтобы приобрести какую-то вещь, нужно за неё заплатить. Продавец получит эти деньги и использует их для развития своего бизнеса — купит новые товары или улучшит те, что продаёт сейчас.

Игра 3. «Квест в супермаркете»

Предыдущие игры научили ребёнка различать деньги по номиналу и платить за покупки. Пора проверить знания на практике.

Как играть

Предложите ребёнку пойти в магазин. Объясните, что в этот раз он будет за главного: ему нужно будет проследить, купили ли вы все запланированные товары, и хватило ли на них денег.

1. Вместе с ребёнком составьте список покупок и приготовьте сумму, которую планируете потратить в магазине.

Совет: пусть список покупок не будет длинным (максимум три-четыре товара), а сумма денег — не очень большой, чтобы ребёнку было проще в ней ориентироваться (двести-триста рублей).

2. Вместе с ребёнком пройдитесь по магазину. Его задача — собрать все товары из списка и уложиться в запланированную сумму. Обратите внимание ребёнка на то, что товары из одной категории (например, молоко) могут стоить по-разному. Цена зависит от имени производителя и от объёма товара.

3. К концу похода по магазину предложите ребёнку купить дорогой товар не из списка — например, коробку со сладостями. Если ребёнок согласится, спросите: а хватит ли у него денег? Денег на всё, разумеется, не хватит. Тогда предложите ему варианты: либо вы отказываетесь от покупки товаров из списка и покупаете коробку сладостей, либо откладываете сладости на потом и идёте на кассу только с теми покупками, которые запланировали заранее.

Пусть выбирает ребёнок.

Результат

В конце этой игры он научится сразу нескольким вещам:

Во-первых, узнает, что перед походом в магазин нужно составлять список покупок. Так проще не нахватать в корзинку лишнего и не растратить все деньги.

Во-вторых, узнает, что одни и те же товары могут стоить по-разному. И необязательно самый дорогой товар — самый лучший.

В-третьих, он узнает, что все покупки делятся на желаемые и необходимые. Коробка сладостей — это желаемая трата. Конфеты — дело вкусное, но если дома ждут молоко и подсолнечное масло, а денег с собой немного — можно обойтись и без конфет. То есть в этом случае коробка сладостей — это желаемая покупка, а молоко и подсолнечное масло — необходимые.

Четвёртый урок ждёт его на кассе. Ребёнку предстоит заплатить за покупки и проверить сдачу, которую даст ему кассир. Предложите ребёнку оставить сдачу себе. Он может потратить её на игрушку или что-то вкусненькое, а может положить в копилку.

Ура, квест пройден. Периодически повторяйте его с ребёнком — так он скорее научится разумно относиться к тратам.

Когда начинать учить детей обращению с деньгами?

«Играть с детьми в финансовые игры можно уже в 5 лет. Хотя, конечно, все дети разные. Есть детки, которые уже с 4-х лет могут читать и считать до 20-ти. И они уже в 4 года попросят вас дать им денег, чтобы самим что-нибудь купить. А дети, которые уже научились писать, самостоятельно составляют список покупок, приобретают товары строго по списку (даже некоторым мамам не позволяют «транжирить», а помогают сэкономить деньги).

По мере взросления ребёнка игры можно усложнять. Можно поиграть в финансового советника, трейдера, банкира. Обязательно водите ребёнка в банки, страховую компанию, налоговую, Пенсионный фонд, брокерскую компанию, риелторскую компанию и даже на биржу (можно ещё посетить музеи денег, сходить к нумизмату и в антикварную лавку). В возрасте 10–12 лет у детей самый большой интерес к деньгам. В это время особенно хорошо поиграть в настольные игры: «Денежный поток для детей», «Денежный поток для взрослых», «Монополия», «Монополия с банковскими картами»».

Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации.

Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей старшей группы (5 – 6 лет) и детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми.

Для проведения игр необходимо подготовить карточки (картинки) «Товары», «Деньги», «Список покупок», «Корзинка покупок».

Карточки «Товары».

Карточки «Товары» предлагаю составить из 5 категорий:

— продукты (как полезные, так и вредные), на усмотрение педагога, знакомые детям;

— овощи, фрукты, ягоды;

— игрушки;

— одежда, обувь;

— непродовольственные товары (например: мыло, зубная паста, расческа, карандаши, альбом и прочее).

На каждой карточке товаров с обратной стороны должна быть указана стоимость:

для детей старшей группы от 1 до 10 (цифрой и точками), для детей подготовительной к школе группы от 1 до 20 (цифрами).

Карточки «Деньги».

Карточки «Деньги» предлагаю сделать двух видов: монеты и банкноты: с лицевой стороны цифрами, с обратной стороны точками.

Карточки «Список покупок».

Это карточки с готовыми списками покупок, которые могут состоять из товаров как разных категорий, так и одной категории (например, продукты).

Карточки – игровые поля «Корзинки покупок».

На эти игровые поля, в зависимости от условий игры, выкладываются карточки «Товары».

Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности для детей 5 – 6 лет.

1. «Что продается в магазине?».

Цель – формирование у детей представления о товаре.

Задачи:

1) Познакомить детей с понятием «товар».

2) Сформировать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость.

Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Спросить, чтобы они хотели купить и есть ли у них возможность это сделать (хватит ли у них «денег» на покупку товара).

2. «Давай положим в корзинку…».

Цель – закрепление у детей представления о товаре.

Задачи:

  1. Продолжать формировать у детей представление о товаре.
  2. Учить выбирать товары по необходимости.
  3. Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждому играющему дать задание, купить в магазине…

— продукты для завтрака,

— подарок на день рождения другу,

— продукты для супа и т.п.

3. «Какой товар лишний?».

Цель – закрепление у детей понятия «товар».

Задачи:

  1. Продолжать формировать у детей представление о товаре.
  2. Учить выбирать товары по необходимости.
  3. Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждый играющий выбирает то, что хотел бы купить. Предложить каждому ребенку выбрать тот товар, без которого он может обойтись. Почему?

4. «Что забыли положить в корзинку?».

Цель – формирование представления у детей о «категории товара».

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «категория товара».
  2. Формировать умение добавлять в корзинку товары из заданной категории.

Ход игры: у каждого ребенка игровое поле «Корзинка покупок» с одним или несколькими товарами определенной категории. Предложить детям «купить» еще товар из данной категории. На первом этапе предлагаем «корзинку покупок» с 3-4 товарами. Когда у детей сформируется представление о категории товара, предлагаем «корзинку покупок» с одним товаром.

5. «Все по полочкам».

Цель – закрепление понятия «категория товара».

Задачи:

  1. Закрепить понятие «категория товара».
  2. Формировать умение выкладывать товар на нужные полки («отделы» магазина).

Ход игры: предложить ребенку роль «продавца» и разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2-3 категориями товара.

Усложнение: ребенок самостоятельно определяет, какие «отделы» будут в магазине и отбирает нужные карточки.

6. «Путаница».

Цель – закрепление понятия «категория товара».

Задачи:

  1. Закрепить понятие «категория товара».
  2. Формировать умение определять «категорию товара».

Ход игры: пришли в магазин, где все «отделы» перепутались. Детям предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям.

7. «Что угодно для души».

Цель — формирование у детей понятия «потребность» и «полезность» товара.

Задачи:

Помочь детям понять что такое «потребность» и «полезность» товара.

Ход игры: предложить детям из имеющихся картинок положить в корзинку товары, которые захотят купить в магазине:

— сам ребенок, когда он голоден;

— семья, которая ждет гостей;

— мама, выбирающая подарок для дочки;

— папа, желающий купить спортивную одежду для ребенка и т.п.

8. «Что сколько стоит».

Цель – познакомить с понятием «цена».

Задачи:

Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (или цену). Цена зависит от качества товара, производителя, сезона продажи (зимой овощи и фрукты дороже).

Ход игры: отобрать карточки с товарами, стоимостью до 10 рублей. Покупатель выясняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену каждого товара (либо по числам, либо по точкам, если не знает цифр).

Вариант: выложить на полки товар с одинаковой стоимостью.

9. «Давай поменяемся».

Цель – познакомить детей с понятием «обмен».

Задачи:

  1. Закрепить представление о цене товара.
  2. Дать представление о том, что товары одной ценовой категории могут иметь разную полезность.
  3. Дать представление о том, что стоимость одного товара может быть такой же, как стоимость нескольких других товаров вместе.

Ход игры: раздать детям корзинки и предложить наполнить их товарами разной стоимости (от 1 до 10 руб.). Далее предлагаем поменять ненужный товар (или несколько товаров) на другой (или несколько других), но с условием, что стоимость обмена будет одинакова.

10. «Деньги»

Цель – познакомить с понятием «деньги».

Задачи:

  1. Дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.
  2. Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).
  3. Закреплять понятие «потребность» и «полезность».

Ход игры: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.

Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности для детей 6 – 7 лет.

1. «Нужные покупки»

Цель – закрепить представление детей о деньгах.

Задачи:

  1. Закрепить представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.
  2. Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).
  3. Закрепить представления детей о категориях товаров.
  4. Закреплять понятие «потребность» и «полезность».

Ход игры: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.

2. «Много — мало».

Цель – познакомить детей с понятием «спрос».

Задачи:

  1. Дать представление детям о том, что такое «спрос».
  2. Закрепить представление о «потребности».
  3. Продолжать формировать умение «приобретать» товары по необходимости и полезности.
  4. Продолжать формировать умение выбирать товар на заданную сумму денег.

Ход игры: предложить ребенку отобрать карточки товаров, которые захочет приобрести:

— семья, состоящая из мамы, дочки и бабушки;

— семья, состоящая из мамы, папы и сына;

— семья, состоящая из папы, мамы, дочки и четырех сыновей;

— семья, живущая на Крайнем Севере;

— семья, живущая на юге и т.п.

3. «Дорого – дешево».

Цель – познакомить с понятиями «дороже/дешевле».

Задачи:

  1. Дать представление детям о том, что товары имеют разную стоимость.
  2. Учить выделять характеристики товаров и выбирать то, что ему нужно.
  3. Закреплять умение классифицировать товары по стоимости (самые дешевые, самые дорогие).
  4. Закрепить умение находить товары дешевле (дороже).

Ход игры:

  1. Предлагая ребенку пары карточек, определить, какой товар дешевле, какой дороже.
  2. Предложить детям выбрать карточки с самыми дешевыми товарами, с самыми дорогими товарами.
  3. Предложить выложить ряд товаров по возрастанию стоимости, от самого дешевого до самого дорогого.

4. «Потребность – возможность».

Цель – дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.

Задачи:

  1. Дать представление детям о понятии «ресурсы».
  2. Сформировать представления детей о понятии «возможности».
  3. Закреплять умение детей делать покупки на заданную сумму денег.

Ход игры: перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках. Задание: ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги. Разложены товары с категории «игрушки». Задание: Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей.

5. «Запланированная покупка».

Цель – сформировать у детей понятие «список покупок».

Задачи:

  1. Учить детей следовать запланированному «списку покупок».
  2. Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.

Ход игры: каждому ребенку дается карточка «Список покупок» и предлагается собрать по нему товары в корзинку. Со временем, когда дети научатся действовать в соответствии «списка покупок», для поддержания интереса можно ограничивать время сбора или собирать на скорость (кто быстрее).

6. «Запланированная покупка — 2».

Цель – формировать умение у детей составлять «список покупок».

Задачи:

  1. Учить детей составлять «Список покупок».
  2. Закреплять умение детей следовать составленному «списку покупок».
  3. Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.

Ход игры: предлагаем детям составить «список покупок» для определенного события и собрать в корзинку:

— день рождения;

— поездка на пикник;

— приготовление завтрака (обеда, ужина);

— отправляемся в путешествие;

— ждем гостей и т.п.

7. «Что откуда берется?»

Цель – дать детям представление о производстве товаров.

Задачи:

  1. Сформировать представление у детей о том, что такое «производство» товаров.
  2. Закрепить представление о ресурсах.

Ход игры: предложить ребенку карточки с изображением различных продуктов и фруктов. Что можно съесть сразу, а что нужно приготовить? Предложить карточки с изображением вещей. Из чего сделаны? Можно ли самим сделать такое? И т.д.

8. «Бюджет».

Цель – познакомить с понятием «бюджет».

Задачи:

  1. Сформировать представление о том, что такое «бюджет».
  2. Сформировать представление о том, что такое «доход».
  3. Сформировать представление о том, что такое «расход».
  4. Закреплять умение составлять «список покупок» и следовать ему.
  5. Закреплять умение использовать для покупок заданную сумму денег.

Ход игры: выдать каждому ребенку сумму, которую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различные – продукты для завтрака, для семейного торжества, подарки друзьям к Новому году и т.д.

8. «Сдача».

Цель – формирование умения делать первичные экономические расчеты.

Задачи:

  1. Учить делать первичные экономические расчеты, определять общую сумму

покупки.

2) Формировать умение давать сдачу.

  1. Закреплять умение классифицировать товар по категориям.
  2. Закреплять умение формировать «список покупок», не превышающий возможностей.

Ход игры: у каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок

составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров

определяет общую сумму. Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель

проверяет ее.

Усложнение: когда дети освоят первичные экономические расчеты, предложить

вариант выдачи чека. Ребенок-продавец, обозначая символами или начальными

буквами купленный товар и его стоимость, а потом и общую сумму, прописывает

чек.

10. «Надо» и «хочу».

Цель – формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.

Задачи:

  1. Закрепить умение определять реальные потребности в приобретении определенных товаров.
  2. Сформировать представление о том¸ что желание и реальная потребность не совпадают.
  3. Дать детям представление о том, что на товары, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить».

Ход игры: ребенку предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор ребенка, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии).

11. «Осознанный выбор».

Цель – формирование умения приобретать товар согласно желанию, потребностям и возможностям.

Задачи:

Учить детей подходить к выбору покупок осознанно – взвешивая все «за» и «против», верно определяя товар в категорию «надо» или «хочу», а также учитывая ограничения бюджета (возможности).

Ход игры: каждый ребенок выбирает 3 – 4 карточки товаров, которые он хотел бы купить. Затем вытаскивает наугад одну карточку денег. На какую покупку их хватит?

Усложнение 1: дать ребенку деньги, придумать свой список покупок (обязательно рассказав, почему надо купить именно эти товары) и предложить на оставшуюся сумму купить то, что ему хочется.

Усложнение 2: придумать ситуацию по образцу ниже и обсудить с детьми, как правильно поступить.

«У мамы есть 15 рублей. Ей нужно купить продукты (картофель, рыбу, огурцы, помидоры, хлеб). Ее маленькая дочка просит купить мишку. А еще ее дочка идет завтра на день рождения и ей нужно купить подарок. Какой подарок им купить на оставшуюся сумму? Какой подарок они смогут купить, если дочка откажется от покупки своей игрушки или выберет что-то другое?»

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *