СБОРНИК ПОДВИЖНЫХ ИГР (для учащихся 1 класса в группе продлённого дня)

СБОРНИК ПОДВИЖНЫХ ИГР

(В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА)

Море волнуется раз

◈ Выбирается водящий. Он произносит вслух:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три…

◈ В это время играющие делают разные затейливые движения (или раскачиваются, имитируя волны).

Морская фигура, замри!

Глухой телефон

◈ Участники рассаживаются кругом. Первый участник говорит что-либо шепотом на ухо ближайшему соседу. Тот — также шепотом — передает фразу своему соседу. По правилам игры дважды повторять фразу нельзя. Сообщение передается по кругу и должно возвратиться к первому участнику, который громко повторяет услышанное и то, что было в начале. Затем фразу придумывает следующий участник.

◈ Увлекателен как процесс, так и результат игры.

◈ Садиться можно не по кругу, а в линию. В этом случае последний участник повторяет вслух то, что он услышал, а первый участник — первоначальную фразу.

Ручеек

◈ Число участников нечетное.

◈ Разбившись на пары, игроки встают друг за другом, берутся за руки и поднимают их над головой. Образуется своеобразный коридор. Тот, кто остался без пары, направляется к «истоку» ручейка и затем, пробираясь под сцепленными руками, выбирает себе пару. Новая пара идет в конец ручейка, а игрок, оставшийся в одиночестве, — в начало. И все повторяется.

◈ Играть в эту игру лучше под музыку.

Совушка

Необходимый инвентарь: мел, скамейка.

◈ В углу площадки чертят круг — «гнездо совушки». Около круга ставится скамейка. Нужно выбрать руководителя и водящего — «сову». Остальные — «полевые мышки». Совушка становится в своем гнезде, а мышки — вдоль стен, в своих «норках».

◈ Руководитель говорит: «День!». Все мышки выбегают в центр игровой площадки, бегают, веселятся, а совушка в это время спит в своем гнезде.

◈ Когда руководитель говорит: «Ночь!» — все мышки замирают на месте, а совушка просыпается, вылетает на охоту и смотрит, не шевелится ли кто из игроков. Пошевелившуюся мышку совушка забирает к себе в гнездо. Так она ловит мышек, пока руководитель не скажет: «День!». По этому сигналу совушка улетает к себе в гнездо, а мышки снова могут бегать и резвиться. Когда в гнезде у совушки окажется 3-5 мышат, выбирают новую сову и начинают игру с начала.

◈ Хотя мышкам и не разрешается шевелиться, когда сова выходит на площадку, за спиной совы они могут менять позы, но так, чтобы она этого не заметила. Пойманные мышки сидят на скамейке — в гнезде у совы — и не участвуют в игре до смены водящего.

◈ По команде «День!» совушка должна обязательно улетать к себе в гнездо.

Гонка мячей

Необходимый инвентарь: два мяча.

◈ Игра существует в нескольких вариантах. Все играющие делятся на две команды, которые выстраиваются шеренгами. Первые игроки в каждой шеренге держат по мячу.

Вариант 1

◈ По команде «Мяч!» мяч передается над головой, затем игроки поворачиваются на 180°, широко расставляют ноги и обратно мяч прокатывают под ногами. На протяжении всей игры все остаются на своих местах. Команда, сумевшая раньше передать мяч в одну сторону над головой и обратно под ногами, выигрывает. Если у какого-то игрока мяч упал или укатился из-под ног, то следующий за ним игрок должен поймать мяч, вернуться на свое место и продолжить игру.

Вариант 2

◈ По команде мяч передается над головой от начала шеренги до конца. Замыкающие игроки, получив мяч, бегут и становятся первыми в шеренге, после чего снова начинают передавать мяч. Когда игрок, начинавший игру, окажется последним, то он должен, получив мяч, пробежать вперед, стать первым в своей шеренге и поднять мяч над головой. Побеждает та команда, которая закончит первой.

Вариант 3

◈ Игра проходит так же, как в варианте 2, но мяч не передают над головой, а перекатывают под широко расставленными ногами. Расстояние между игроками должно быть не менее 40-60 см.

Попрыгунчики-воробушки

◈ На земле или на полу чертится круг диаметром 4-6 метров. Выбирается водящий — кошка, которая сидит или стоит в середине круга. Остальные играющие — воробьи — становятся вне круга.

◈ По сигналу воробьи впрыгивают в круг и выпрыгивают из него. Кошка старается поймать воробья, не успевшего выпрыгнуть из круга. Пойманный воробей остается у кошки в центре круга. Когда кошка поймает 3-4 воробья, выбирается новая кошка из числа не пойманных птичек. Игра начинается с начала.

◈ Кошка может ловить только в пределах круга. Поймать воробушка — значит коснуться его рукой.

◈ Воробьи прыгают на одной или двух ногах (по договоренности).

Два Мороза

◈ На противоположных сторонах площадки на расстоянии 15 метров линиями отмечают дома. Выбирают двух водящих — Морозов. Остальные ребята выстраиваются в одну шеренгу за линией дома, а посередине площадки — на улице — стоят два Мороза.

Морозы обращаются к ребятам со словами:

Мы — два брата молодые,

Два Мороза удалые.

Я — Мороз, красный нос.

Я — Мороз, синий нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

◈ Ребята отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз!

◈ После этих слов ребята бегут из одного дома в другой (за черту на другом конце площадки). Морозы ловят и «замораживают» пробегающих. Осаленные сейчас же останавливаются и стоят неподвижно на том месте, где их заморозил Мороз. Затем Морозы опять обращаются с теми же словами к ребятам, а те, ответив, перебегают обратно, по дороге выручая «замороженных» ребят: дотрагиваясь до них рукой и тем самым позволяя им опять войти в игру.

Прятки

◈ Выбирают водящего с помощью считалки или по жребию. Можно выбирать и так: все участники становятся в круг, и один начинает считать с себя до десяти (если играющих мало, то до пяти). Каждый, на кого выпадет число десять, выходит из круга. Водящим становится тот, кто останется последним.

◈ Водящий становится лицом к стене и медленно считает до определенного числа (если играют в квартире, то достаточно до 10). Остальные в это время прячутся.

◈ Со словами «Я иду искать, кто не спрятался, я не виноват» водящий отправляется на поиски.

◈ Игра продолжается до тех пор, пока не найдут всех игроков. Тот, кого нашли первым, становится водящим.

Поймай и угадай

◈ Выбирают водящего. Завязывают ему глаза. Его задача — поймать кого-нибудь из игроков и угадать, кого он поймал. Если водящий ошибся, то он должен отпустить игрока и ловить заново. Если угадал, то пойманный игрок становится водящим и игра продолжается.

◈ Так как глаза у водящего завязаны, то он ориентируется на звуки. Остальные игроки должны хлопать в ладоши, привлекая его внимание.

Штандер

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Эта игра интересна, когда в ней участвуют от пяти человек и больше.

◈ Выбирают водящего. Затем все становятся в круг, и водящий, подбросив мяч вверх, выкрикивает имя одного из участников. Последний, поймав мяч, пытается попасть им в кого-нибудь из убегающих.

◈ Если названный водящим участник ловит мяч на лету, то у него две возможности: подбросить мяч вверх и выкрикнуть имя следующего игрока или крикнуть: «Штандер!» — после чего все замрут и можно будет спокойно запятнать какого-либо участника.

◈ Правила таковы, что тому, в кого целятся, нельзя сходить с места, однако он вправе по-другому уклоняться от мяча: приседать, подпрыгивать вверх и т. д. Если игрок, которого пытались запятнать, ловит мяч, то может запятнать другого играющего. Тогда этот игрок становится водящим.

Гуси-лебеди

◈ Выбирают вожака и волка. Остальные дети играют роль гусей. Волк прячется в сторонке: за горой. Гуси уходят в один конец: отправляются в поле. Вожак прохаживается на другом конце, возле дома, да поглядывает. Завидев волка, он зовет гусей:

Вожак:

— Гуси-лебеди, домой!

Гуси:

— Почто?

Вожак:

— Волк под горой.

Гуси:

— А чего ему надо?

Вожак:

— Серых гусей пощипать да косточки глодать.

◈ Гуси бегут, гогоча: «Га-га-га», — а волк их ловит. Кого поймает, того отводит за гору, и игра возобновляется.

Цвета

◈ Выбирается водящий. Остальные игроки становятся в ряд на одной стороне площадки или комнаты.

◈ Водящий отворачивается и загадывает какой-либо цвет. Например, красный. Он поворачивается и внимательно смотрит.

◈ Игроки, у которых в одежде присутствует названный цвет, могут спокойно перейти на другую сторону площадки.

◈ Остальные должны тоже перебраться на другую сторону, но водящий может любого из них поймать. Тогда пойманный игрок становится водящим и игра продолжается.

Снежный бой-2

Необходимый инвентарь: бумага.

◈ Активная игра для большой компании шумных детей. Нужна просторная комната. Поделите комнату пополам (можно длинной елочной мишурой) и разделитесь на две команды. Дайте каждой команде одинаковое количество листов бумаги для снежков.

◈ По команде начинайте перебрасываться снежками. Как только прозвучит команда «Стоп!» каждая команда начинает считать снежки на своей половине комнаты. Выигрывает та команда, у которой снежков меньше.

Перепрыгни

Необходимый инвентарь: скакалка.

◈ Выбирают водящего. Игроки встают вокруг водящего. Он приседает на корточки и начинает крутить вокруг себя скакалку чуть выше пола. Игроки должны перепрыгивать через нее.

◈ Есть два варианта ведения игры:

♦ Игрок, который не успел перепрыгнуть и скакалка задела его по ногам, становится водящим.

♦ Игрок, которого задело скакалкой, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока на поле не останется один игрок. Он и считается выигравшим. После этого выбирают нового водящего.

«Молчанка»

Играющие садятся в ряд. Водящий ходит перед ними и поёт:

Кони, кони, мои кони,

мы сидели на балконе,

чай пили, чашки мыли,

по-турецки говорили:

чаб-чаляби, чаб-чаляби!

Прилетели журавли

и сказали всем: «Замри!»

А кто первый отомрёт,

тот получит шишку в лоб!

Не смеяться, не болтать,

и солдатиком стоять!

Сразу после окончания песни все должны «замереть» — молчать и не двигаться. Водящий подходит к каждому и говорит что-нибудь смешное, старается рассмешить гримасами. Кто засмеётся или заговорит — из игры выбывает. Иногда, по уговору, он ещё получает и щелчок в лоб.

«Гуси и волк»

Один из играющих — «волк», остальные — «гуси». «Волк» стоит напротив «гусей» и переговаривается с ними:

— Гуси, гуси!

— Га-га-га!

— Есть хотите?

— Да, да, да!

— Ну, летите!

— Нет, нет, нет —

серый волк под горой,

зубы точит, съесть нас хочет,

не пускает нас домой!

— Ну, летите как хотите,

только крылья берегите!

«Медведь»

Один из ребят изображает «медведя» и садится на корточки. Остальные играющие ходят вокруг него, делают вид, что рвут ягоды и грибы, и поют:

У медведя во бору

грибы, ягоды я рву,

а медведь не спит,

всё на нас глядит!

Лукошко опрокинулось,

медведь за нами кинулся!

По окончании песни «медведь» вскакивает и бежит за разбегающимися ребятами. Кого он первого поймает, тот становится новым «медведем», и игра повторяется.

«Яблонька»

Дети становятся в круг. На середину выходит девочкам яблонька», её имя называется в песне, и она изображает всё, о чём поётся. Взявшись за руки и двигаясь то в одну, то в другую сторону, все поют:

Мы посадим яблонъку — на горе, на горе,

наша яблонъка расцветёт — по весне, по весне!

Вырастай, яблонъка, вот такой вышины;

распускайся, яблонъка, вот такой ширины.

Расти, расти, яблонъка, в добрый час,

потанцуй, Машенька, поскачи для нас.

Ой как наша яблонъка да распустилась.

Ой как наша Машенька да закружилась.

А мы нашу яблонъку все трясти будем,

а мы сладки яблочки собирать будем.

А мы нашу яблонъку все пощиплем

да от нашей Машеньки убежим вихрем!

При словах «такой вышины» и «такой ширины» играющие поднимают, а затем разводят руки. При словах «трясти будем» все плавно подходят к «яблоньке» и движениями изображают, как трясут её и собирают упавшие яблоки. Со словами «щипать будем» легко щиплют девочку и тут же разбегаются. «Яблонька» бежит ловить: кого поймает, тот — «яблонька».

«Баба-яга»

Один из играющих ребят — «Баба-яга». Он становится в углу комнаты. Ребята подходят к нему и дразнят:

Баба-яга — костяная нога,

с печки упала, ногу сломала.

Пошла в огород, испугала народ.

Побежала в баньку, испугала зайку!

«Баба-яга» начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать кого-нибудь из увертывающихся и убегающих детей. Кого «Баба-яга» поймает, с тем меняется ролями. Игра продолжается.

Игры и развлечения в группе продленного дня методическая разработка (1 класс) по теме

«Игры и развлечения в группе продленного дня»

Федорова Лариса Зиновьевна-учитель

начальных классов.

Группа продленного дня у нас смешанная, т.е. ее посещают ученики с 1-го по 4-й класс. И конечно же в своей работе я уделяю особое значение играм, игровой деятельности, нахожу такие игры, которые будут интересны всем детям. Потому что мир детства — таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, в играх.
Игра — вечный спутник детства, для младших школьников — это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире.

Наши ученики очень любят подвижные игры, которые мы проводим с ними в зале или на улице на пришкольном участке.

Эстафета со скакалками.

Чертятся две параллельные линии на расстоянии 15—20 м одна от другой. У первой линии выстраиваются в затылок две или три команды. Игроки, стоящие впереди колонны, держат в руках скакалку. На противоположной черте, напротив каждой команды, ставят флажок. По сигналу руководителя первые номера начинают бег, перепрыгивая через скакалку, и, обогнув флажок, возвращаются обратно и передают скакалку следующему игроку. Тот, не задерживаясь, прыгает через скакалку и устремляется вперед. Последний участник, достигнув финиша, поднимает руку со скакалкой вверх. Выигрывает команда, первая закончившая эстафету.

Прыжки со скакалкой вырабатывают и тренируют такие нужные всем качества, как быстрые, легкие и эластичные движения, выносливость и внимание, чувство ритма. Многие заслуженные мастера спорта, готовясь к соревнованиям по легкой атлетике, по боксу, по различным спортивным играм, во время тренировок упражняются в прыганий со скакалкой.Это помогает им лучше подготовиться к соревнованиям, сделать свои движения более быстрыми, точными и уверенными,ноги сильными.

Игра «У медведя во бору».

Все играющие стоят, свободно группируясь на одной стороне площадки,на противоположной стороне проводится линия — опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится берлога медведя.

Играющие подходят к медвежьей берлоге и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривают:

У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь сидит И на нас рычит.

Когда дети произнесут последнее слово — «рычит», «медведь» с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать. Пойманного он отводит в берлогу. Игра кончается, когда будут пойманы трое—пятеро.

Игра «Золотые ворота».

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки-это ворота.Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй –запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Игра «Воробьи и попрыгунчики».

На полу или на площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих — кот, он помещается в центре круга. Остальные играющие — воробышки становятся за кругом, у самой черты.По сигналу руководителя воробышки начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а кот старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится котом, а кот — воробышком, и игра повторяется.

В дальнейшем можно установить правило: впрыгивать и выпрыгивать только на одной ноге.

Игра «Успей занять место».

Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий занимает место в центре круга. Он громко называет два каких-либо номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Если ему это удастся, то тот, кто останется без места, идет водить.

Номера, присвоенные участникам в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

Игра «Третий лишний»

Играющие стоят парами по кругу лицом в центр. Водящий обегает круг, стараясь осалить убегающего игрока.Если убегающий присоединяется к стоящей паре с любой стороны, то тот, кто оказался третьим должен убегать. Если салка догоняет водящего, они меняются местами.

Игра «Охотник и сторож».

Из числа играющих выбираются охотник и сторож. Сторож становится посередине площадки. Возле него чертят круг диаметром 2 м. Остальные играющие (звери) разбегаются по площадке в разных направлениях. Охотник гонится за ними, стараясь кого-либо запятнать. Пойманные отводятся в круг под охрану сторожа. Их можно выручать. Для этого достаточно ударить стоящего в кругу по вытянутой им руке (переходить за линию круга пойманные не могут). Но если сторож или охотник запятнают выручающего, он сам отправляется в круг.

Вырученные звери убегают и присоединяются к остальным. Игра прекращается по усмотрению руководителя.

Игра «Заря».

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих –заря- ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница, красная девица,

По полю ходила,ключи обронила,

Ключи золотые,ленты голубые,

Кольца обвитые — за водой пошла!

С последними словами водящий остородно кладет ленту на плечо обному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Игра «Совушка».

Ребята становятся в круг. Один из играющих выходит на середину круга, он будет изображать совушку, а все остальные — жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего: «День наступает — все оживает!» все жучки, бабочки, птички бегают по кругу, махая крылышками, совушка в это время спит, т. е. стоит в середине круга, закрыв глаза.Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает — все замирает!», птички, жучки и бабочки останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, совушка в этот момент выбегает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в гнездо — середину круга; они тоже становятся совушками и при повторении игры все вместе вылетают на охоту.

Игра»Бег по кочкам».

Перед каждой командой от линии старта до линии финиша на расстоянии 1—1,5 м друг от друга чертят кружки диаметром 30—40 см (по прямой или извилистой линии).По сигналу руководителя первые номера, перепрыгивая из кружка в кружок, добегают до конечной черты, после чего по кратчайшему пути возвращаются обратно и передают эстафетные палочки следующим игрокам. Вручив эстафетную палочку очередному номеру, каждый игрок становится в конец колонны. Выигрывает команда, раньше закончившая игру.

Игра «Скорый поезд».

В 6—7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти и во время ходьбы двигают руками наподобие паровозного шатуна. Когда паровоз (передний игрок) возвратится на место с полным составом, он должен подать протяжный гудок. Выигрывает команда, первой прибывшая на станцию.

Чтобы выбрать водящего в подвижных играх мы пользуемся любимыми считалками.

1.Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

2.В гараже стоят машины:

«Волга»,»Чайка»,»Жигули».

От какой берёшь ключи?

3.Возле дома на площадке

Мы играть решили в прятки,

Скоро прятаться начнем,

А тебя водить зовём.

4. Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана:

Буду резать, буду бить,

Выходи, тебе водить!

5. До-ре-ми-фа-соль-ля-си!

Едет кошка на такси,

А котята прицепились

И бесплатно прокатились!

6. Дождик, дождик, поливай!

Зайчик, в поле выбегай,

Будем все тебя ловить.

Кто поймал –идет водить.

7. Жили-были три чертёнка

И два маленьких котёнка.

Им велели дружно жить,

А тебе идти водить!

8. Как у нас на сеновале

Две лягушки ночевали.

Утром встали, шей поели,

И тебе водить велели.

В зимнее время года мы с детьми любим конечно же кататься на санках , лепить снеговиков и играть в зимние игры.

Игра » Белые медведи».

Задача игроков забираться на горку в необычных позах, на четвереньках, боком, спиной вперед, на прямых ногах и т. п. Кто быстрее и смешнее выполнит все подъемы, тот и побеждает. Так же можно проводить и спуски, но задача игроков не скатиться и не сбежать, а именно спуститься с горы в нелепых и смешных позах.

Игра»Весёлые воробышки».

Дети становятся в круг (в полукруг, если их немного), перед каждым у ног по одному снежку. В центре круга водящий — кошка. Дети-воробышки прыгают через снежок в круг и обратно. Кошка старается осалить воробышков, прежде чем те выпрыгнут из круга. Кого поймали (осалили), выбывает, и кто наступит на свой снежок, тоже выбывает. В конце игры подсчитать, какая кошка поймала больше воробьев. Необходимо похвалить тех, кто ни разу не раздавил свой снежок.

Игра» Попал в колпак»

Сделанным снеговикам на голову ставится колпак из плотной бумаги или картона. Играющие по очереди с расстояния 4 м бросают по два снежка (правой и левой рукой), стараясь попасть в колпак. Каждое попадание дает 1 очко. Выигрывает тот, кто получит наибольшее количество очков.

Игра «Снайперы».

На снежном валу укрепляются несколько фанерных мишеней. В 2-3-4м от мишеней проводятся линии. Каждый из играющих встает в 2 м от мишени и бросает в нее снежок. Попавший в цель снайпер отходит на следующую линию –на 3м мишени, а тот, кто не попал, повторяет бросок и т.д. выигрывает игрок, первым поразивший мишень с 4-метровой линии.

Игра»Лыжник на санках».

На исходной линии трое-четверо детей садятся на санки, не касаясь ногами земли. У каждого по две лыжные палки. Отталкиваясь палками, дети передвигаются вперед по площадке до сигнала «Стой!». Выигрывает тот, кто окажется дальше от старта.

Игра «Кто быстрее?».

Чертится большой круг. В середине – трое –четверо детей с санками. Им предлагаются различные задания:

-по сигналу быстро вывезти санки из круга, держась за их спинки. После этого каждому сесть в свои санки;

-при выезде из круга поменяться санками, сесть в них;

-при выезде из круга бросить снежок в цель правой и левой рукой.

Ученики 4 класса очень любят в группе продленного дня решать арифметические и логические задачи.

-У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

(Один)

-Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра?

(15)

-Саша тратит на дорогу в школу 10 минут. Сколько времени он потратит, если пойдёт вместе с другом?

(10 минут)

-Ребёнок моего отца, мне не брат. Кто это?

(Сестра)

-В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке?

(Восемь)

-Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?

(Юра)

-Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?

(Два)

-Что легче 1 кг ваты или 1 кг железа?

(Одинаково)

-Два раза родится, один раз умирает. Кто это?

(Цыплёнок)

-Что с пола за хвост не поднимешь?

(Клубок ниток)

-Мальчик идёт из школы домой 30 минут. За сколько минут эту же дорогу пройдут 3 мальчика?

(За 30 минут)

-Где оказался Моисей, когда погасла свеча?

(В темноте)

-В 9-этажном доме есть лифт. На первом этаже живут 2 человека, на втором — 4 человека, на третьем — 8 человек, на четвёртом — 16, на пятом — 32 и т. д. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других?

(Кнопка первого этажа)

-Когда чёрной кошке лучше всего пробраться в дом?

(Когда дверь открыта)

-Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый мальчика

(Два часа)

-Мельник пошёл на мельницу и увидел в каждом углу по 3 кошки. Сколько ног на мельнице?

(3x4x4+2=50)

-Знаменитый фокусник говорит, что может поставить бутылку в центре комнаты и вползти в неё. Как это?

(Вползти в комнату может каждый)

-Что идёт то в гору, то с горы, но остаётся на месте?

(Дорога)

-На что больше всего похожа половина апельсина?

(На вторую половину апельсина)

-Двое пошли — три груздя нашли. Следом четверо идут, много ли груздей найдут?

(Ни одного)

-В коробке 25 кокосовых орехов. Обезьяна стащила все орехи, кроме 17. Сколько орехов осталось в коробке?

-Что сырым не едят, а сварят — выбросят?

(Лавровый лист)

-Какой месяц короче всех?

(Май — в нём всего три буквы)

-Что станет с красным мячиком, если он упадёт в Чёрное море?

(Он намокнет)

-Какой рукой лучше размешивать чай?

(Лучше все-таки размешивать ложечкой)

-На какой вопрос нельзя ответить «да»?

(«Ты спишь?»)

-На какой вопрос нельзя ответить «нет»?

(«Ты жив?»)

-Какой нос не чувствует запаха?

(Нос ботинка или сапога, носик чайника)

-Сколько яиц можно съесть натощак?

(Одно. Все остальное будет съедено уже не натощак)

-Тебе дано, а люди пользуются. Что это?

(Имя)

Все ребята у нас очень любят разгадывать загадки. Я им предлагаю находить отгадки в картинках. Для этого заготовлено много различных картинок зверей, птиц, одежды и др.

Вот примерные загадки:

Аист

Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.

Своё гнездо на крыше вьёт, Чем очень радует народ.

Альбатрос

Он верен морю, как матрос,
Предвестник бури …

Буревестник

Отгадайте, кто такой я?
Поднимаюсь к облакам,
Странным криком шторм морской я
Предвещаю морякам.

Воробей

Маленький мальчишка
В cepoм армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
В полях ночует

Коноплю ворует.

Чик-чирик, к зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? — …

Говорят, они воришки,
Эти серые малышки.
И шумливы, и драчливы,
Всё щебечут: —
Чьи вы? Чьи вы?

В серой шубке перовой
Ив морозы он герой.
Скачет, на лету резвится —
Не орёл, а все же птица.

В каждом городском дворе
Есть на радость детворе
Птичка. Ты её не бей!
Эта птичка — …

Я весь день ловлю жуков,
Уплетаю червяков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый …

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок —
Получается прыжок.

Ворона

На дереве сидит,
«Кар-кар» кричит.

Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая,
Крикунья хриповатая,
Известная персона —
Это …

Носит серенький жилет,
Но у крыльев — чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат:
— Карр! Карр! Карр!

Глухарь

Петь люблю рассветной тишью
И влюблен я в песнь свою
Так, что ничего не слышу,
Если только запою.

Грач

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица …

Что за весенняя птица
Любит за плугом ходить и кормиться?

Какая весенняя птица
Трактору чуть ли не на нос садится?

Бежит за плугом с криком вскачь
Весны посланец — чёрный …

Чёрен я пером от роду,
В поле погулять люблю
И на радость свекловодам
Долгоносиков долблю.

Использованная литература:

Методы и приёмы работы с детьми в ГПД (1 класс)

Уроки в начальной школе заканчиваются достаточно рано, и такие проблемы, как забрать ребенка, отвести домой и помочь выполнить домашнее задание, становятся порой неразрешимой задачей для родителей. Возникает потребность в школе полного дня.

Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.

ГПД призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей. Воспитательное пространство продленного дня – безграничное пространство. Поле деятельности здесь не имеет границ, четко очерченных рамок. Творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного общения.

Главная задача педагога – это создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка. Поэтому стараюсь изобретать в процессе повседневной профессиональной деятельности, что-то новое, комбинировать и видоизменять, адаптировать известное к возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка.

Расскажу о том, как организую работу в группе 1 класса по режимным моментам.

Дети — неспокойные создания. А когда они приходят в группу после уроков, становятся особенно шумными. Как успокоить детей? Очень действенным оказался рассказ Е. Ильиной «Шум и Шумок». Теперь, как только Шумок приходит к нам в класс, прогоняем его и слушаем тишину.

Детского коллектива в начале учебного года в классе ещё нет, и отношения между детьми носят поверхностный характер. Поэтому я ищу объединяющие детей, доступные им виды совместной деятельности.

ГПД это активная коммуникативная среда, в которой проходит общение на разных уровнях. Дети осваивают общение деловое, светское, игровое, учатся общаться со сверстниками и воспитателем.

Координирую процесс общения между детьми, учу их корректно общаться в любой ситуации, объясняю и рассказываю о том, какие формы общения существуют. Также в какой-то мере реализую потребность детей в общении со взрослыми, ведь не секрет, что многие родители не всегда находят время на общение с детьми.

Для изучения коммуникативных умений первоклассников применяю следующую методику.

Использую силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.

1. Двум детям даю по одному изображению рукавички и прошу украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

2. Детям предлагаю сделать то же, но даю один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.

Важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно.

Анализирую, как протекало взаимодействие детей:

1) умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.;

2) как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

3) как относятся к результату деятельности, своему и партнера;

4) осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается;

5) умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами).

В работе группы часто использую ролики с детского канала Бибигон «Уроки хороших манер».

Считаю своей задачей помочь ребенку в овладении культурой поведения. Ведь культура поведения во многих случаях тесно связана и с нормами нравственности. Так, в основе многих конкретных правил вежливости, внимательности, такта лежат моральные принципы общества — гуманизм, коллективизм, дружба, ответственность за свои поступки.

В группе продленного дня как нигде отражается воспитанность наших учеников.

Ежедневно назначаю дежурных по классу. Это формирует в детях ответственность, а также развивает организационные способности и трудовые навыки.

Нередко сама становлюсь в позицию дежурного по группе, привлекая к себе в помощь поочерёдно всех воспитанников, чтобы постепенно обучить их самым элементарным способам делового сотрудничества.

Дети учатся вместе выполнять все необходимые обязанности, поручения воспитателя. Выполнять и понимать, зачем они всё это делают.

Даю детям исключительно временные поручения (всего на один день). Участие в дежурстве дети стали воспринимать как высшую меру поощрения и доверия со стороны педагога, и сам факт начала дежурства стал для них значимым.

В ГПД дети каждый день ходят на прогулку, где организованно играют в игры, развивающие смекалку, координацию движений, силу и ловкость. Такая прогулка даёт детям возможность сбросить накопившуюся энергию и усталость. Игры мы разучиваем спокойные и подвижные.

Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ёе нужно сделать содержательной и интересной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий.

На протяжении ряда лет я провожу экскурсии и большие прогулки.

— природоведческие прогулка в школьный сад, экскурсии в парк («В садах опять колдует листопад», «По следам пернатых», «Как прекрасен этот мир», «Зимняя сказка»);

— обществоведческие экскурсии в организации района ( «Село, в котором я живу»);

— прогулки-практикумы («Красный, желтый, зеленый», «Правила поведения в природе»);

— творческие прогулки («Осенний сон», «Есть в осени первоначальной», «Удивительное — рядом»; «День снеговика»).

Второе полугодие первого класса, это время, когда мы начинаем приучать детей самостоятельно выполнять учебные задания. Подготовка домашнее задания – это особая деятельность учащихся во внеурочное время. Школьник продолжает то, что он делал с другими учениками в классе, и в то же время приобретает знания и навыки, которые нужны для дальнейшего обучения под руководством учителя. Без этого знания, учебный процесс не может продолжаться. Домашнее задание – это не только важная форма обучения, она является его органической неотъемлемой частью и представляет собой индивидуальную форму учебных занятий под руководством воспитателя.

Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент, во время которого, организуя детей на учебную деятельность, предлагаю подготовить рабочее место – проверить наличие учебных принадлежностей, их расположение на столе. В это время подготавливаю доску: расписываю домашнее задания, вешаю «Экран соревнования» в виде «самолётиков» и смайлики воспитанников группы для размещения по итогам самоподготовки на этих «самолётиках».

Дети довольно быстро включаются в работу, так как знают, что рациональное использование времени, отведённого на самоподготовку, позволит выполнить все задания в срок. Развитию особой заинтересованности у детей способствует использование мною элемента соревнования при проведении самоподготовки, особенно в её заключительной части.

Необходимо максимально сконцентрировать внимание детей, включить их в деятельность. Осуществление этой задачи достигается применением элемента соревнования: «Кто сегодня первым «полетит» на самолёте красного, «золотого» цвета?». На доске уже висят смайлики. Ребята знают, что правильно выполненное домашнее задание позволит им «полетать» на самолётиках «красного» или «золотого» цвета. Для этого им нужно поместить в кармашек самолётика свой смайлик.

Использование элемента соревнования помогает детям активней включиться в деятельность. При этом дети не просто выполняют учебное задание, а стараются сделать его аккуратно, без ошибок и исправлений.

Следующий этап самоподготовки – подготовка к самостоятельной работе

Вместе с детьми читаем содержание заданий, выбираем более рациональную последовательность их выполнения, обращаемся к памяткам (“Как решать задачу”, “Как выполнять домашнее задание по русскому языку” и др.).

Подготовка к самостоятельной работе проводится дифференцированно. Подробный инструктаж необходим, т.к. дети только приучаются работать самостоятельно.

Самостоятельная работа – самый трудный для детей этап самоподготовки, во время которого ребята самостоятельно должны выполнить домашнее задание. На этом этапе формируются навыки самостоятельного умственного труда. Во время самостоятельной работы стараюсь держать в поле зрения каждого ученика, чтобы вовремя заметить трудности, так как ребёнок не всегда сам просит помощи воспитателя.

Более слабых учеников, которые ещё не умеют работать самостоятельно, контролирую больше. Подхожу дифференцированно, оказывая дозируемую поэтапную помощь. Предлагаю повторить правило, прочитать задание и подумать, как применить правило к конкретному заданию, просмотреть классную работу с аналогичным заданием.

Очень важным моментом на самоподготовке является проведение пауз для отдыха детей. Момент проведения физкультминутки или динамической паузы определяю сама по состоянию детей. Чаще всего использую музыкальные танцевальные минутки. Сигналом к выполнению физкультминутки служит рисунок с изображенными танцующими человечками или моё словесное приглашение.

Следующий этап самоподготовки – проверка работы.

Очень полезно установить в группе такой порядок: выполнил задание, внимательно проверь его сам и только после этого сдай тетрадь воспитателю.

Отмечаю внимательность, старательность, самостоятельность детей. Даже, если у ребёнка были ошибки, стараюсь поддержать его стремление к деятельности. Кроме того, дети сами оценивают результаты своей работы.

Здесь использую приём «Полёт на самолёте».

Выполнив домашнее задание, ребёнок помещает свой смайлик на самолётик нужного цвета. Цвет самолёта зависит от качества выполненной работы.

Моя задача – построить работу так, чтобы все ребята подошли к итогу самоподготовки с хорошим настроением, положительными эмоциями. Это залог успешной работы детей в дальнейшем.

У детей разный темп выполнения заданий. Ребят, быстро справляющихся с работой, не загружаю дополнительными заданиями. Предлагаю им выбрать занятие по своему вкусу: рисование, настольные игры.

Заключительным этапом самостоятельной работы учащихся является подведение итогов. Анализируя «полёт» детей на «самолётиках», проводим краткое обсуждение того, как каждый поработал на самоподготовке. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы.

Чтение художественной литературы. Ежедневно читаю детям книги. Выбираю их в соответствии возрасту и интересам воспитанников. Приучаю детей читать самостоятельно.

Чтение – бесспорно, одно из самых важных умений, которое способствует разностороннему развитию ребенка. Однако далеко не все дети охотно берут книгу в руки. Чтобы приохотить детей к чтению, провожу акцию «Книжный червь» (1й класс, 2е полугодие, командное чтение). Весь класс делится на команды синего, желтого, зеленого, красного червячка по жребию. На стенах крепятся головы разноцветных червячков. Каждый ребенок за 10 мин. чтения получает кружок определенного цвета, подписывает его своим именем и прикрепляет к голове своего червячка. По мере того как дети читают книги, червячки растут. Акция проходит в виде соревнования между командами. Его ходом увлеклись не только дети, но и их родители: они подсчитывают кружочки своих детей, их команды, команд соперников, «болеют» и побуждают больше читать. Результаты акции будут подведены в конце полугодия.

Ежедневно провожу клубные часы. Содержание их продумываю так, чтобы они носили познавательный, развивающий характер, расширяли кругозор детей. При этом темы планирую самые разные.

Применяю следующие формы работы с группой:

беседы, наблюдения, чтение и обсуждение, конкурсы, тематические викторины, оформление выставок, встречи с интересными людьми, мастерские, КТД, игры и т.д.

Праздник – особая форма воспитательной работы, включающая различные виды деятельности детей.

Мои воспитанники с большим желанием готовятся к праздникам: придумывают костюмы, танцуют, поют, читают стихи, любят сюрпризы, неожиданности, своеобразные призы.

Очень важно, чтобы каждый ребенок смог проявить свои таланты, способности, увлечения. Необходимо, чтобы ребенок смог почувствовать свою значимость.

Считаю необходимым каждого ребенка оценить, поощрить — ведь похвала очень важна для детей.

Моя задача состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые были бы интенсивны и полезны школьнику, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния также необходима. Она даёт воспитателю возможность сделать вывод и наметить стратегию дальнейшей работы.

Использую приём » Солнышко и тучка». В кармашках на доске тучки и солнышки. Предлагаю ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

Так организую работу с детьми. Стараюсь сделать каждый день интересным и запоминающимся.

Труд воспитателя группы продленного дня порой незаметен для окружающих, не столь престижен, как, труд учителя. Но каждый из педагогов, работающий в группе продленного дня знает, что ежедневно вкладывает душу в детей, дарит им свое тепло и внимание.

Презентация для занятия в ГПД презентация к уроку (1 класс) на тему

Слайд 1

Дружба

Слайд 2

Д р у ж б а – это… Близкие отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Слайд 3

Друг Приятель Товарищ

Слайд 4

Друг — это тот, кто… — поможет в трудные минуты; — выручит, когда ты окажешься в беде; — тебя понимает лучше всех; — поделится последним куском хлеба; — ничего не пожалеет для тебя; — волнуется, переживает и радуется за тебя.

Слайд 5

Друг верный добрый справедливый решительный чуткий умный душевный внимательный доверчивый надёжный смелый честный

Слайд 6

Упражнение “Пять добрых слов” Желаю быть…

Слайд 7

Чтобы стать хорошим другом необходимо: уважение и взаимопонимание; готовность помочь другу, выручить из беды ; недопустимость отрицательных проявлений: зависти, чёрствости, бездушия, бессердечности.

Слайд 8

Выбирай друга:

Слайд 11

Давайте будем Дружить друг с другом, Как птица- с небом, Как травы- с лугом, Как ветер- с морем, Поля- с дождями, Как дружит солнце Со всеми нами!

Слайд 12

Давайте будем К тому стремиться, Чтоб нас любили И зверь, и птица И доверяли Повсюду нам, Как самым верным Своим друзьям!

Слайд 13

Пословицы: Не имей 100 рублей, а … Сам пропадай, а … Новых друзей наживай, а … Дружба крепка не лестью, а … Старый друг лучше … Нет друга, так ищи, а … Друг познаётся …

Слайд 14

Был у друга, пил воду – показалась … Кто друга в беде покидает, тот сам … Крепкую дружбу и топором … Человек без друзей – что … Дружба как стекло: разобьёшь – … Не в службу, а … Друг за друга держаться — …

Слайд 15

Проблемные ситуации: Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы списать.

Слайд 16

Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

Слайд 17

Твой друг получает плохие отметки за четверть и тебе запрещают с ним дружить.

Слайд 18

Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

Подвижные игры в группе продлённого дня

Подвижные игры в ГПД

Игра «Дружба».

Ученики становятся в круг и со словами «Шире, шире, шире круг. У меня есть сто подруг. Эта, эта, эта, эта, а любимая вот эта!» двигаются шагом по кругу. В центре круга стоит водящий, он с закрытыми глазами и вытянутой вперед рукой крутится на месте. На последние слова детей круг останавливается, и дети смотрят, на кого указывает водящий. Тот ученик, на которого указывает ведущий, выходит в центр круга. Они становятся спиной друг к другу. Дети говорят слова «Раз, два, три в одну сторону смотри!» После этих слов ведущий и ученик поворачивают голову. Если они повернули головы в разные стороны, то они закрепляют свою дружбу рукопожатием. Если головы повернули в одну сторону, то ученики обнимают друг друга. Водящим становится тот ученик, который вышел в центр круга по указанию водящего.

«Море волнуется»

Занимающиеся разбегаются по площадке, останавливаются в 1 м друг от друга, обозначают свои места кругами. Водящий ходит по площадке, выполняя различные движения. Произносит: «Море волнуется…» и кладёт руку на плечо игрока. Все, до кого он дотрагивается, идут за водящим и повторяют его движения. Отведя игроков как можно дальше от кругов, водящий неожиданно останавливается и быстро говорит: «Море спокойно». Все бегут занимать места в кругах, не успевший становится водящим.

«Волк во рву»

Посреди площадки проводят две параллельные линии в 70-100 см одна от другой. Это – коридор («ров»). Выбираются один – два водящих («волки»). Они находятся во рву, все остальные (козы») – на одной стороне площадки за линией «дома». На другой отмечено «пастбище».

По сигналу воспитателя «козы» бегут из «дома» на «пастбище», перепрыгивая через ров. «Волки», не выходя изо рва, стараются осалить побольше «коз». Осаленные отходят в сторону, их подсчитывают, они вновь вступают в игру. Затем по сигналу «козы» снова перебегают на другую сторону «домой», а «волки» ловят их. После 2-4 перебежек выбирают новых водящих. Игра повторяется.

Выигрывают непойманные «козы» и те «волки», которые за время игры поймали больше «коз».

«Космонавты»

На площадке круги-ракеты с надписями «Земля – Венера – Земля» и пр. В ракету садятся 4 человека. Все дети в большом кругу идут и говорят: «Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим. Но в игре один секрет – опоздавшим места нет». Все стараются занять место в ракете. Кто опоздал – возвращается в круг. И так повторить несколько раз. Отмечаются те, кто совершил больше полётов.

«Мяч в кругу».

Участники игры берутся за руки, образуют круг, а после отступают назад насколько возможно. Разомкнув руки, играющие перекидывают друг другу мяч без определённой очерёдности. Каждый, кому брошен мяч, должен ловить его, не сходя с места.

Кто не поймает поданный мяч, тот становится водящим и занимает место в середине круга. Теперь любой игрок, поймав мяч, может бросить его в водящего, которому разрешается увёртываться как угодно; но отбивать мяч водящий не имеет права. Если же мяч пролетит мимо, то промахнувшийся игрок сменяет водящего. И так далее.

«Перелётный мяч».

Участники игры стоят по кругу; в середине его – водящий. Играющие быстро перебрасывают мяч один другому без всякой определённой последовательности. Водящий старается коснуться мяча, когда он находится у кого-нибудь в руках или в воздухе.

Игрок, у которого в руках запятнан мяч, сменяет водящего. Если мяч запятнан на лету, то на место водящего идёт тот, кто бросил мяч. Игрок, уронивший мяч, сменяет водящего. Мяч можно бросать не выше рук, поднятых над головой.

«Горелки».

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – «горелка». Играющие нараспев говорят:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Стой подоле, гляди в поле.

Едут там трубачи да едят калачи.

Погляди на небо: звёзды горят,

Журавли кричат: гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!

После этих слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. «Горелка» старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем «горелка» запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а «горелка» вновь «горит». Снова звучит распевка, игра повторяется.

«Съедобное — несъедобное»

Играющие строятся в шеренгу перед водящим, в руках у которого мяч. Стоя в 5-6 шагах от шеренги, водящий бросает мяч любому из игроков, называя при этом какой-либо предмет. Условливаются, что мяч ловить нужно лишь в том случае, если будет названо, к примеру, что-либо съедобное: «булка», «сахар», «сыр» и т. п. Если водящий произнёс название предмета, который несъедобен (например, «гвоздь», «мяч», «стул») и после этого бросил мяч игроку, тот не должен его ловить. Мяч возвращается водящему для нового броска. Если же принимающий мяч ошибся и поймал его, он выходит из игры. Через 3 минуты подводятся итоги – отмечаются самые невнимательные, а из тех, кто ни разу не ошибся, выбирают нового водящего, который также ведёт игру в течение 3 минут.

После смены каждого водящего все выбывающие игроки возвращаются в строй. Они также могут оказаться в роли водящих.

Важно соблюдать в игре условие: бросать мяч сразу после того, как будет произнесено водящим слово, но не одновременно с произнесённым названием.

«Пятнашки».

Играющие выбирают водящего – пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит. Главное правило игры: тот, кого пятнашка коснётся рукой, становится пятнашкой. У этой игры есть несколько вариантов.

«Пятнашки – зайцы»: пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит ему запрыгать на двух ногах, как зайцу, и он окажется в безопасности.

«Пятнашки – ноги от земли»: играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-то предмет, например, на камень, дощечку.

«Пятнашки с домиком»: по краям площадки рисуют два круга – это домики. Один из играющих — пятнашка, догоняет участников игры. Преследуемый игрок может спастись от пятнашки в домике, так как в границах круга пятнать нельзя.

«Пятнашки с именем»: все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе имена (названия цветов, птиц, зверей, героев мультфильмов). Пятнашка не пятнает того, кто вовремя выкрикнул своё игровое имя.

«День и ночь».

Играющие делятся на две команды – «день» и «ночь», становятся в шеренги, спиной друг к другу. Перед каждой командой на определённом расстоянии очерчен её «дом». Там можно будет прятаться от погони.

Та из команд, чьё название произнесёт ведущий, должна быстро повернуться лицом к другой команде и догонять убегающего противника. Важно учесть, что каждый ловящий должен стараться поймать того, кто стоял к нему спиной. Выигравший и проигравший выходят из своих команд.

«Совушка».

Выбирается водящий – «совушка». Играющие на площадке, а «совушка» в гнезде (отведённое для этого место) По сигналу «День наступает» дети, подражая полёту бабочек, стрекоз, птиц, жуков и «превращаясь» в других животных, резвятся, стараются наиболее точно показать, кого они изображают. По команде «Ночь наступает» все играющие обязаны «замереть» в той позе, в которой она их застала. «Совушка» выходит на «охоту» шевелящихся уводит в гнездо. По сигналу «День наступает» — «совушка» уходит в гнездо и играющие опять «оживают». «Совушка» меняется через 2-3 игры.

Шишки, жёлуди, орехи.

Дети встают тройками, взявшись за руки, образуют круг.

Каждый из тройки имеет название: «шишки», «жёлуди», «орехи».

Ведущий находится за пределами круга. Ведущий произносит слово: «орехи» (или «шишки», «жёлуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чьё — нибудь место. Если это ему удаётся, то он стаёт (орехом, шишкой, жёлудем), а тот, кто остался без места, стаёт на место ведущего.

«У медведя во бору».

Все играющие стоят, свободно группируясь на одной стороне, на противоположной стороне проводится линия – опушка леса. За линией, в двух — трёх шагах от неё, находится берлога медведя. Играющие подходят к медвежьей берлоге и начинают делать движения имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе проговаривают:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

Когда дети произнесут последнее слово – «рычит», «медведь с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого – то поймать. Пойманного он отводит в берлогу. Игра кончается, когда будут пойманы трое – пятеро.

«ХВОСТ ДРАКОНА»

Весёлая, как правило шумная игра, для игры требуется большое пространство, чистое и желательно мягкое (асфвальт не подходит, т.к. дети часто падают)

Игроки встают друг за другом, взяв впереди стоящего за талию – «паравозиком» (как бы образуя дракона/змейку). Стоящий впереди — голова дракона, задний — хвост.
«Голова» дракона пытается поймать свой «хвост», а «хвост» должен увернуться от «головы», при этом все остальные звенья дракона/змейки не должны расцепляться.
Когда передний игрок поймает заднего, пойманный становится «головой». Остальные меняются местами по желанию.

«Отгадай чей голосок»

Цель игры:

Развитие внимания, слуховой памяти, реакции, воображения.

Все играющие образуют круг, а один из них становится в центре и закрывает глаза.
Дети, держась за руки, идут по кругу вправо (влево) и произносят:
Вот построились мы вкруг,
Повернулись разом вдруг.
На эти последние слова все отпускают руки и поворачиваются на 360 градусов, продолжают движение в том же направлении.
А как скажем:
Скок, скок, скок,
Отгадай, чей голосок.

Слова «скок, скок, скок» говорит один, которого заранее выбрали.
Стоящий в центре открывает глаза и старается отгадать, кто произнес слова «скок, сок, скок». Если водящий отгадал, тот идет в середину. Если водящий не угадает, он продолжает водить – стоять в середине круга.

ОБЫКНОВЕННЫЕ ЖМУРКИ

С помощью считалки выбирают водящего — жмурку. Ему завязывают глаза, отводят на середину игровой площадки, заставляют несколько раз повернуться вокруг себя и спрашивают:

— Кот, кот, на чем стоишь?

— На квашне.

— Что в квашне?

— Квас.

— Лови мышей, а не нас!

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

— Если жмурка подойдет к предмету, о который можно удариться, его нужно предупредить криком «Огонь!», но это слово нельзя кричать с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать.

— Нельзя прятаться за какие-либо предметы и убегать очень далеко.

— Пойманного игрока жмурка должен назвать, не снимая повязки.

«Садовник»

Все дети выбирают себе название цветка( роза, ромашка, тюльпан и т.д.). Ведущий –садовник. Он произносит такие слова:

Я садовником родился,

Не на шутку рассердился,

Все цветы мне надоели,

Кроме …. (называет любой цветок), например –розы.

Роза отвечает: «Ой»

Садовник: «Что с тобой»

Роза «Влюблена»

Садовник: «В кого?». Далее на раз, два, три, игрок под именем Роза должен успеть назвать другой цветок, например в тюльпан. Теперь тюльпан отвечает на вопросы и называет цветок в который он влюблен. Если игрок не успел быстро ответить на вопрос, то он сдает садовнику свою вещь. Как только вещиц собирается несколько, то они разыгрываются как «фанты». Каждый игрок выполняет то задание, которая получает его вещь («фант»).

«Два капитана»

Играют две команды. Команды стоят в окружностях, начертанных мелом в противоположных концах площадки. Правила игры те же, что и в баскетболе, только команды кидают мяч не в сетки, а каждая своему капитану. Он должен поймать его. В этом случае команда получает очко. Игра идёт до 15 очков.

«Успей занять место»

Играющие образуют круг из стульев, количество которых на один меньше, чем играющих. Под музыку играющие передвигаясь танцуют за стульями. Касаться рукой стула нельзя. Как только музыка останавливается, игрок должен сесть на стул. Кто не успел, тот покидает игру и забирает один стул. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и будет победителем.

«Третий лишний на прогулках»

От вышеописанных пятнашек игра отличается тем, что все участники постоянно в движении. Разбившись на пары, играющие, встают по кругу и медленно идут в одном направлении, взявшись за руки или под руку, свободная рука на поясе. Водящих двое. Один из них убегает другой догоняет его. Убегающий, когда грозит ему опасность, пристраивается к какой-либо паре, взяв под руку крайнего, и тогда его ловить нельзя. Оказавшийся третьим игрок с другой пары должен убегать от водящего и тоже, спасаясь от преследования, присоединяется к любой паре слева или справа, схватив крайнего под руку.

Игра продолжается до тех пор, пока водящий не поймает кого-либо из убегающих. Тогда пойманный меняется ролью с водящим. В этой игре водящему и убегающему разрешается бегать че6рез круг, однако запрещается без нужды касаться, пробегая мимо, игроков в паре.

«Лови в сеть»

Пятеро ребят, взявшись за руки, образуют «сеть». По сигналу воспитателя они бегут за играющими, стараясь догнать и «запятнать» их («пятнать» могут только крайние в сети). Пойманный игрок присоединяется к сети. Играющие могут разорвать сеть и получить право увести одного из товарищей «на свободу». Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут пойманы в сеть.

«Сбей городок»

Проводят две черты на расстоянии 20 шагов. Это линии «городов», за которыми располагаются две команды. Участники в них рассчитываются по порядку номеров. Посередине площадки кладут мяч или городок. Ведущий громко называет номер. Игроки обеих команд, имеющие этот номер, устремляются в поле, бегут до черты противоположного «города». Наступив на неё ногой, они быстро разворачиваются, и на обратном пути каждый из них старается первым ударить по мячу (или сбить городок). Кто сумеет это сделать, приносит своей команде очко. Когда все игроки вызваны по одному разу, подводится итог: выигрывает команда, набравшая больше очков.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *