§ 16. Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация

Глава 3. Внутренняя среда организма

ВСПОМНИТЕ

1. Что вам известно об иммунитете? 2. Каков вклад И. И. Мечникова в изучение иммунитета?

Иммунитет

Под иммунитетом понимают устойчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам. Заболевания, вызываемые живыми возбудителями (бактериями, грибами, простейшими, вирусами), получили название инфекционных. Эти болезни заразны, то есть они могут передаваться от человека к человеку. Очень важно знать, какими путями возбудители проникают в организм, для того чтобы прервать эти пути передачи инфекции. Если возбудители смогли проникнуть через защитные покровы человека, то есть через кожу или слизистые оболочки (например, носоглотки), то защиту организма осуществляют кровь и лимфа. В том месте, куда проникла инфекция, очень быстро соберутся лейкоциты, чтобы уничтожить возбудителей, вызывающих болезнь. Эти возбудители должны быть нейтрализованы, а затем уничтожены фагоцитами.

Если заражение было сильным, то на этом месте возникает особая защитная реакция — воспаление. При этом в месте инфекционного поражения образуется гной, представляющий собой погибшие лейкоциты, уничтожавшие чужеродные частицы (рис. 33).

Виды иммунитет

Иммунитет подразделяют на несколько видов. Естественный (врождённый) иммунитет передаётся новому организму от родителей по наследству. Естественный (приобретённый) иммунитет возникает в том случае, когда антитела вырабатываются в течение болезни (например, кори или краснухи), а затем сохраняются в «иммунной памяти» лимфоцитов очень долго, часто в течение всей жизни человека. Если возбудители болезни снова попадут в организм обладателя приобретённого иммунитета, то вырабатываемые антитела очень быстро этих возбудителей уничтожат и человек не заболеет.

Искусственный активный иммунитет возникает в тех случаях, когда человеку вводят ослабленных возбудителей (вакцину), и это приводит к выработке антител. Искусственный пассивный иммунитет появляется при введении человеку сыворотки — готовых антител от переболевшего животного или другого человека. Этот иммунитетт самый нестойкий и сохраняется всего несколько недель. 24

Факторы, влияющие на иммунитет

Многие болезни, особенно перенесённые в детстве, оставляют после себя стойкий иммунитет, и ими болеют только один раз в жизни. К таким болезням относятся ветряная оспа, корь, паротит (свинка). Но иммунитет иногда ослабевает, и человек во взрослом возрасте может во второй раз переболеть «детской» инфекцией.

Очень важную роль в формировании иммунитета играет вилочковая железа, или тимус. Она расположена за грудиной и хорошо развита только в детстве.

Нарушения иммунной системы человека

Самое известное заболевание, связанное с разрушением иммунной системы, — это СПИД (синдром приобретённого иммунодефицита). В начале 80-х гг. прошлого века было отмечено быстрое увеличение числа людей с новым загадочным заболеванием. Больные теряли способность сопротивляться инфекциям, их иммунитет быстро слабел, и они погибали от различных болезней, обычно от особой формы воспаления лёгких или редкой разновидности рака.

Чаще всего болезнь встречалась или у наркоманов, или у людей, ведущих беспорядочную половую жизнь. Реже это страшное заболевание развивалось у людей, которым переливали чужую кровь. Заболевание не имело особых симптомов и не проявлялось как отдельная болезнь. Но резкое подавление иммунной системы способствовало развитию множества различных инфекций, которые быстро приводили пациента к смерти.

Ослабление иммунитета не позволяет организму активно противостоять заболеваниям, но множество бед порождает и его чрезмерное усиление, при котором начинают вырабатываться антитела к собственным белкам. В результате происходит разрушение здоровых клеток и тканей. Такие болезни назвали аутоиммунными. Примером такой болезни может служить системная красная волчанка, при которой антитела буквально пожирают соединительные ткани собственного организма.

Аллергия

Аллергия — это повышенная чувствительность организма к какому-либо веществу. Очень часто аллергия выражена слабо и не вызывает у человека каких-либо неприятных ощущений. Но иногда аллергия лежит в основе опасных болезней, например астмы. Большинство аллергий вызвано нарушениями в работе иммунной системы. У здорового человека иммунная система отличает безвредные чужеродные белки от опасных белков и мало на них реагирует. У аллергика антитела вырабатываются на безвредный чужеродный белок как на самый опасный возбудитель болезней. В результате возникает реакция, сходная с воспалением. Причём иногда эта реакция так сильна, что становится опасной для жизни человека. Одна из таких реакций — отёк Квинке (названный по фамилии впервые описавшего его учёного). Вещества, вызывающие аллергию, называют аллергенами. Самые известные из них — шерсть животных, пыльца растений, яд насекомых (пчёл, ос), некоторые лекарственные препараты. Для предупреждения аллергии используют вещества, снижающие реакцию организма на аллергены и позволяющие предотвратить наступление приступа болезни.

Моя лаборатория

Вакцинация. В XVIII в. английский врач Эдуард Дженнер обратил внимание на то, что доярки, переболевшие неопасной болезнью (оспой коров), не заражаются человеческой оспой — чрезвычайно тяжёлым, часто смертельным заболеванием. Дженнер привил содержимое оспинок коров маленькому мальчику. После этого мальчик не заразился человеческой оспой, которую ему привил Э. Дженнер.

Э. Дженнер был врачом-практиком, но его замечательное открытие натолкнуло известного французского учёного Луи Пастера на следующую мысль: если заразить человека ослабленными микроорганизмами, то они вызовут болезнь в лёгкой форме. У пациента выработаются антитела, и он в дальнейшем этой болезнью не заразится. Препараты, содержащие ослабленные или убитые микроорганизмы или их токсины, стали называть вакцинами (от лат. вакцине — коровья). Л. Пастер создал вакцину против смертельного заболевания — бешенства и некоторых других инфекций. Правда, иммунитет против бешенства сохраняется всего один год после вакцинации. Сыворотки, как правило, используют для лечения уже заболевшего человека.

СПИД или БИЧ. Синдромом врачи называют набор встречающихся вместе симптомов и состояний. Возбудителем СПИДа оказался вирус, названный вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Единственные клетки, в которые «умеет» проникать ВИЧ, это те клетки, что отвечают за иммунитет. Попадая в них, вирус размножается, заставляя клетки производить новые вирусные частицы. Выходя из поражённых клеток, вирусы проникают в здоровые лимфоциты, и процесс продолжается.

Организм способен бороться против этой инфекции, вырабатывая антитела против ВИЧ. Однако со временем количество лимфоцитов снижается, а число вирусных частиц растёт. То есть организм не способен победить инфекцию. Через несколько недель, а иногда и лет после заражения начинают проявляться симптомы ВИЧ-инфекции: у человека развивается СПИД. Больной быстро худеет, у него увеличиваются лимфатические узлы, появляется сильная утомляемость, колеблется температура тела. Затем у него начинают развиваться различные инфекции и онкологические заболевания.

Как же ВИЧ передаётся от человека к человеку? К счастью для людей, вне организма человека он практически мгновенно погибает. Этот вирус не распространяется при чихании, кашле и поцелуях, через воду, при рукопожатии, пользовании одной тарелкой и ложкой. Неизвестны случаи передачи вируса от человека к человеку при укусе комара или блохи. ВИЧ главным образом передаётся при инъекциях иглой, в которой осталась заражённая кровь, при перелинании заражённой крови, от инфицированной матери младенцу через кровь или молоко, при половых контактах. Можно ли вылечить СПИД? Пока нет, хотя и разработан целый ряд лекарственных препаратов, мешающих вирусу размножаться в крови хозяина. Сейчас уже возможно уменьшить число вирусных частиц в крови приблизительно в 100 раз, однако окончательно победить эту инфекцию на сегодняшний день не удаётся.

Новые понятия

Иммунитет. Воспаление. Гной. Вакцина. Сыворотка. Тимус. СПИД. аллергия

Ответьте на вопросы

1. Каковы основные механизмы иммунитета? 2. Какие виды иммунитета вам известны и в чём они пооявляются? 3. Какие факторы влияют на иммунитет и его формирование? 4. В чем заключается принципиальное отличие вакцины от сыворотки?

Выполните задание

Подготовьте сообщение об известных вам нарушениях иммунитета.

ПОДУМАЙТЕ!

Почему младенцы, которых матери кормят грудным молоком, реже болеют?

Человек живёт среди микроорганизмов, некоторые из которых вызывают заболевания. Однако благодаря иммунитету человек не болеет постоянно и может справляться со многими болезнями, которые раньше считались смертельными.

Что это?

В широком смысле понятие «иммунитет» означает устойчивость организма к различным заболеваниям и чужеродным веществам.
Функции иммунитета:

  • поддерживает постоянство внутренней среды (гомеостаз);
  • сохраняет невосприимчивость организма к возбудителям заболеваний;
  • обезвреживает вредные вещества, уничтожает чужеродные частицы;
  • способствует быстрому заживлению ран.

Чем меньше сопротивляемость организма бактериям и вирусам, тем чаще болеет человек. Поэтому важно повышать иммунитет, «тренировать» клетки, стимулировать кровеносную систему (заниматься спортом, закаливанием, правильно питаться).

Виды

В зависимости от способа приобретения выделяют два типа иммунитета :

  • врождённый – передаётся от родителей к детям, закреплён в геноме;
  • приобретённый – вырабатывается в процессе жизни.

Врождённый также называют конституционным, наследственным, видовым. Приобретённый иммунитет классифицируется на подвиды, описанные в таблице.

Типы

Активный

Пассивный

Естественный иммунитет

Формируется после перенесения заболевания. Сохраняется на всю жизнь

Формируется при передаче иммуноглобулинов от материи ребёнку через плаценту или молоко

Искусственный иммунитет

Формируется после вакцинации. Остаётся на всю жизнь

Формируется при введении сыворотки с готовыми антителами, которые действуют мгновенно. Имеет непродолжительный срок действия

Что даёт защиту?

В зависимости от места действия защитной реакции выделяют иммунитет:

  • местный (внешний) – оказывает влияние на месте появления болезнетворных микроорганизмов;
  • общий (внутренний) – обеспечивает общую защиту организма посредством клеток крови.

К внешнему относятся естественные барьеры:

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Виды иммунитета
  • 2. Пассивный иммунитет
  • 3. Внутренняя среда организма человека
  • 4. Клеточная теория иммунитета
  • кожа;
  • полость рта;
  • слизистые носа и дыхательных путей;
  • желудочно-кишечный тракт.

Общая иммунная система включает несколько компонентов на разных уровнях:

  • специфичные органы – тимус (вилочковая железа), селезёнка, красный костный мозг, лимфатические узлы;
  • иммунные клетки – лейкоциты разных видов в зависимости от выполняемой функции;
  • антитела – активные белки, выделяемые иммунными клетками и уничтожающие чужеродные частицы.

Рис. 1. Тимус.

Иммунные реакции, протекающие без выработки антител, называются клеточным иммунитетом, с выработкой – гуморальным.
В связи с этим выделяют две общие группы лейкоцитов:

  • фагоциты – поглощают и переваривают чужеродные частицы;
  • лимфоциты – выделяют особые антитела.

Согласно фагоцитарной теории, разработанной Ильёй Мечниковым, фагоциты выполняют следующие функции:

  • защищают организм от ядов, инфекций, продуктов распада;
  • запоминают антигены и передают их лимфоцитам;
  • выделяют ферменты и активные вещества, обезвреживающие токсины и микроорганизмы.

Рис. 2. Фагоциты.

Не всегда фагоциты справляются с чужеродными микроорганизмами самостоятельно. В этом случае действенными оказываются лимфоциты. Это особые лейкоциты, которые «обучаются» в тимусе и получают специализацию. Их называют Т-лимфоцитами или тимус-зависимыми лимфоцитами. Классификация Т-лимфоцитов:

  • Т-хэлперы – распознают чужеродные микроорганизмы и стимулируют размножение других лимфоцитов;
  • Т-киллеры – уничтожают антигены;
  • Т-супрессоры – подавляют иммунный ответ, когда исчезает необходимость.

Гуморальный иммунитет поддерживают В-лимфоциты, которые вырабатывают антитела в ответ на выработку антигенов – вредных чужеродных веществ. В-лимфоциты способны не только обезвреживать специфические антигены, но и запоминать их. Именно поэтому при повторном попадании инфекции организм не заболевает, т.к. у В-лимфоцитов уже есть ответные антитела.

Рис. 3. Лимфоциты.

Механизм формирования защитной реакции происходит постепенно. Сначала микроорганизмы сталкиваются с естественным барьером. При его преодолении они попадают в кровь, что стимулирует выработку лейкоцитов, в том числе различных лимфоцитов, которые в соответствии со специализацией распознают и уничтожают антигены.

Неблагоприятный ответ организма на пересадку органов и тканей, переливание крови называется трансплантационным иммунитетом. Чем больше генетических различий, тем сильнее выражена иммунная реакция. Поэтому важно правильно подбирать донора, клетки которого будут восприниматься как свои собственные.

Что мы узнали?

Из урока биологии 8 класса узнали об особенностях иммунитета. По определению иммунитет – это ответная реакция организма на действие вредных микроорганизмов. Выделяют врождённый иммунитет, присущий всем родившимся детям (лейкоциты вырабатываются с другими клетками крови), и приобретённый, вырабатывающийся при контакте с чужеродными клетками, а также вследствие вакцинации (клетки учатся в процессе жизни).

Тест по теме

Оценка доклада

Биология 8 класс, тема урока: «Иммунитет. Органы иммунной системы»

План-конспект урока

Дата Предмет «Биология» Класс 8 № урока 32

Тема урока: «Иммунитет. Органы иммунной системы: красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы. Иммунная реакция. Антигены и антитела.»

Цель урока: ученики должны знать что такое иммунитет. Органы иммунной системы: красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы. Иммунная реакция. Антигены и антитела.

Обучающая: дать представление о защитной системе организма – иммунитете, формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизмах иммунитета, о видах иммунитета, об особенностях разных видов иммунитета, о возбудителях заболеваний, показать пользу прививок.

Развивающие – развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщение и анализа, выделения главного, способствовать развитию умения работать индивидуально и в сотрудничестве.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма на примерах научных биологических открытий; убеждать в практической необходимости знаний физиологических процессов; продолжать гигиеническое, валеологическое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

Тип урока: комбинированный

Форма организации урока: словесный

Дидактическое обеспечение урока: презентация

Ход урока.

1. Организационный этап: Здравствуйте ребята! Садитесь! Отметим отсутствующих.

2. Этап проверки домашнего задания

3. Этап актуализации субъективного опыта учащихся. Сообщение темы урока «Иммунитет. Органы иммунной системы: красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы. Иммунная реакция. Антигены и антитела.»

4. Этап изучения нового материала.

Оказывается, организм имеет несколько преград для всего чужеродного, способного вызвать заболевание: первая преграда — это кожа и слизистые оболочки; вторая — иммунитет.
На каждом шагу людей подстерегают микробы. Чем объяснить, что не всегда при заражении микробами человек заболевает, а если и заболевает, то болезнь протекает не у всех одинаково? Заражение и заболевание — разные процессы. Человек может заразиться, то есть быть носителем самых разных микробов, и в том числе очень опасных, но не всегда заболеть. Для некоторых болезней на 8-10 случаев носителей инфекции встречается один случай заболевания. Особенно часто люди бывают носителями туберкулезной палочки. Организм активно борется с инфекцией, задерживает ее развитие, и человек не заболевает. Заражение переходит в заболевание только в том случае, если организм ослаблен, точнее — ослаблена его защитная система.
Что такое иммунитет
1) Способность организма (перешедшая по наследству или приобретенная в течение жизни) защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, инородных тел и веществ.
2) Способность организма защищать свою целостность и биологическую индивидуальность.
Клеточный и гуморальный иммунитет

Клеточный иммунитет заключается в фагоцитозе, а гуморальный – в выработке антител.
Антигены – бактерии, вирусы и их токсины, а также переродившиеся клетки организма.
Антитела – молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие чужеродного вещества – антигена. Каждое антитело распознает свой антиген.
Рассмотрим, какую роль играют лимфоциты в формировании иммунитета.
Т-лимфоциты обеспечивают клеточный иммунитет.
В-лимфоциты обеспечивают гуморальный иммунитет.

Виды иммунитета

Естественный врожденный иммунитет — это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.

Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.

Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки (так называется данная операция) человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.

Искусственный пассивный иммунитет — это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни-дифтерии. Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням.

В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.
Иммунная система
Объединяет органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток и веществ, поступающих или образующихся в организме.
Защитный барьер
Протекая по лимфатическим сосудам, лимфа проходит и через лимфатические узлы, где фильтруется и очищается от патогенов и чужеродных частиц. В лимфоузлах макрофаги (одна из форм лейкоцитов) поглощают и переваривают остатки погибших клеток и патогенов. Другой вид лейкоцитов — лимфоциты — вырабатывает антитела для уничтожения патогенов. Миндалины (скопления лимфатической ткани в области зева) захватывают патогенов, попавших в рот. Лимфоциты и макрофаги — это часть иммунной системы, являющейся самой надежной защитой организма от инфекций.
Вечная война
Болезнетворные микроорганизмы — микробы (патогены) — постоянно стремятся проникнуть в тело человека. Фагоциты и лимфоциты уничтожают попавших в тело микробов. Фагоциты захватывают их и поглощают, а лимфоциты вырабатывают антитела -химические киллеры. Антитела связывают микробов, после чего фагоциты могут их захватить и поглотить. Лимфоциты «запоминают» микроб, с которым они сталкивались, и на повторное его вторжение реагируют еще быстрее.
Кровяные пластинки тромбоциты участвуют в свертывании крови и заживлении кровеносных сосудов. Они закрывают разрывы в поврежденных сосудах. Это не позволяет патогенам проникнуть в организм и защищает организм от потери крови.

5.Этап первичной проверки новых знаний.

Что такое иммунитет?

Что такое Антитела

Что такое Антигены

6.Этап информации о домашнем задании. Параграф 31ответить на вопрсы

7.Этап подведения итогов урока. Итог урока . У кого есть вопросы? Выставление оценок.

8.Этап рефлексии. Что вы узнали на уроке?

Понравился ли Вам урок?

Что именно понравилось, а что не понравилось?

Доклад на тему Иммунитет 8 класс сообщение

Каждый человек в мире хоть раз болел какой-нибудь болезнью. Кто-то переносит ее легко, кто-то с осложнениями. Но что же нам помогает избавиться от болезни или даже вообще не дает нам заболеть? Руки? Ноги? Глаза? Нос? Конечно же, нет. Все это делает наш иммунитет, который живет с нами от начала до самого конца нашей жизни. У кого-то он слабый, у кого-то очень сильный. Все это индивидуально. Сейчас мы немного узнаем, что же это такое иммунитет.

Вообще, иммунитет- это способность организма приспосабливаться и выстраивать защиту против бактерий, вирусов, паразитов и других вредных веществ. А что уничтожает возбудителей болезней? Этой работой занимается иммуноглобулин. Откуда же берутся данные антитела? Иммуноглобулин размножаются в лимфоузлах, а дозревают в селезенке.

Также иммунитет разделяют на врожденный и приобретенный.Как вы уже, скорее всего, поняли, врожденный есть у нас с самого рождения, а приобретённый появляется в продолжение всей нашей жизни. Врожденный иммунитет может передаваться по наследству, но, к сожалению, он быстро истощается. А приобретённый иммунитет вступает в действие только тогда, когда врожденный иммунитет не может справиться с болезнью. Приобретённый иммунитет также делится на два типа: искусственный и естественный. Естественный передается от матери из крови, в общем, естественным путем, а искусственный при введении вакцины и других прививок.

Как уже было написано выше есть как сильный иммунитет, так и ослабленный. К счастью, ослабленный иммунитет можно укрепить. Что нужно делать для этого сейчас узнаем. Быстрого укрепление иммунитета добиться не получится. Некоторые люди после сложных болезней ,например, онкология или спид, восстанавливаются несколько лет. Но, для того чтобы укрепить иммунитет, нужно пить витамины ,различные биодобавки, лекарства, травяные чаи. Также в этом деле помогут закаливание, обливание ледяной водой или ныряние в прорубь. Массаж ног, занятия физической культурой, прогулки на свежем воздухе также будут не лишними.

Но также, к сожалению, можно легко ослабить свой иммунитет, поэтому следует защитить себя от различных болезней насколько это возможно.

Таким образом, иммунитет- одна из самых главных частей нашего организма, поэтому стоит оберегать его ,если он слабый, укреплять ,не давать ему ослабеть.

Вариант №2

Иммунитет, что это и где в организме он находится? Никто не знает, где в организме располагается защитник человека от недугов. Иммунитет это одна из уникальных функции организма. Он выявляет пораженные клетки и уничтожает их. В медицине принято называть данную защиту организма иммунной системой. Данная система это сложная конструкция, которая состоит из органов, тканей, клеток, которые выполняют одну важную функцию, выявить и ликвидировать опасные вирусы и угрозы. Не всем известно, что клетки иммунной системы составляют 10 % от общего объема клеток в организме.

Первые объяснения по поводу иммунитета дал Мечников и Пастер. Именно они первыми сформировали данное понятие. Вначале многие ученые думали, что иммунитет не воспринимает вирусы и борется с заболеваниями. Но, сегодня ученым и не только известно то, что иммунитет защищает и от генетических чужеродных клеток. Иммунитет существует двух видов, специфический и неспецифический.

Врожденный или неспецифический существует в организме человека уже при рождении, он передается генами. Данный вид иммунитета оставляет не менее 60 процентов от всей иммунной системы. Его задача очень простая. Первым делом это найти вражескую клетку и затем уничтожить ее. У данного иммунитета есть одна особенность. Врождённый иммунитет борется с раковыми клетками. Это приводит к тому, что против рака невозможно сделать вакцину.

Специфический иммунитет состоит из стволовых клеток, причем свое зарождение он получает в то же время, что и врожденный иммунитет. Но, после формирования, два иммунитета расходятся по разным органам. В селезенке находится неспецифический иммунитет, а в тимусе специфический. Это объясняет то, что эти иммунитеты являются врагами разных заболеваний, разного вида. Когда иммунитет на протяжении жизни сталкивается с разными заболеваниями, каждое из которых увеличивает количество антител. То есть, чем больше заболеваний человек перенес, тем больше арсенал для борьбы с будущими возможными заболеваниями. Доказано одно довольно парадоксальное явление. Когда ребенок растет в чистоте и стерильности, то болезни его преследуют чаще.

Чем человек старше, тем его иммунитет становится менее активным. Ему уже сложнее бороться с вирусами. Так же и у новорожденных есть проблемы с иммунитетом. Иммунная система еще не имеет необходимые антитела, кроме генных антител. Поэтому ребенка нужно первое время оградить от безопасности.

8 класс по биологии, кратко

Популярные темы сообщений

  • Мята (растение)

    Мир растений – это череда ярких и пестрых представителей огромной зеленой части нашей планеты. Среди травянистых кустарников очень популярна мята, хотя не отличается особой яркостью. В зависимости от сорта мяты ее листья могут быть от бурого до салатного

  • Карибский кризис

    Холодная война – масштабное противостояние двух блоков государств во главе с США и СССР. Холодная война отличалась очень неустойчивой и опасной политической ситуацией в мире. Было несколько «спадов» и обострений во время этого противостояния,

  • Англия в раннее средневековье

    О средневековой Англии бытует легенда, что 15 столетий назад ею правил храбрый король Артур и его приспешники – рыцари Круглого Стола. Мерлин, волшебник и наставник короля, предложил его отцу, Уотеру, создать это объединение с таким условием:

Статья профессионального репетитора по биологии Т. М. Кулаковой

Иммунитет — способность организма распознавать вторжение чужеродного материала и мобилизовать клетки и образуемые ими вещества на более быстрое и эффективное удаление этого материала.

Фрэнк Бёрнет, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине.

Словарь основных терминов

• Иммунитет – способность организма защищать себя от бактерий, вирусов, чужеродных тел, избавляться от них и благодаря этому сохранять постоянство внутренней среды организма.

• Фагоцитоз – процесс «заглатывания» лейкоцитами микроорганизмов, а также остатков мёртвых клеток и других частиц, например, пыли в лёгких.

• Фагоциты – некоторые лейкоциты, осуществляющие процесс фагоцитоза. Фагоциты способны к амёбоидному движению, благодаря образованию ложноножек.

• Антитела – белки, вырабатывающиеся В-лимфоцитами в ответ на присутствие чужеродного вещества – антигена. Антитела строго специфичны. Человеческий организм способен образовать примерно 100 миллионов различных антител, распознающих практически любые чужеродные вещества.

• Антиген – чужеродная молекула, вызывающая образование антител. Антигенами могут быть микробы, вирусы, любые клетки, состав которых отличается от состава собственных клеток организма.

• Антитоксин – специальное защитное вещество. Антитоксины нейтрализуют циркулирующие в крови яды микробов.

• Вакцина – препарат, содержащий убитых или ослабленных возбудителей заболевания, т.е. препарат, содержащий небольшое количество антигенов.

• Лечебная сыворотка – препарат, содержащий готовые антитела. Сыворотка готовится из крови животных, которые раньше специально заражались возбудителем заболевания. Иногда сыворотка готовится из крови человека, переболевшего заболеванием, например гриппом.

• Макрофаги – крупные клетки способные к фагоцитозу, находящиеся в тканях. Выполняют санитарную и защитную функции.

Органы иммунной системы

1. Тимус (вилочковая железа) расположена позади грудины. Функционирует только у детей. Играет важную роль в развитии иммунной системы. В тимусе образуются и созревают Т–лимфоциты.

2. Костный мозг содержится в трубчатых костях. В нем образуются клетки крови — эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, макрофаги. Рождающиеся здесь лимфоциты мигрируют в тимус. Дозревая там, они образуют Т-лимфоциты.

3. Лимфоузлы – узлы, расположенные по ходу лимфатических сосудов. Они содержат лимфоциты. Фильтруют лимфу, очищая её от вирусов, бактерий, раковых клеток.

4. Селезёнка – орган, в котором формируются лимфоциты. Является биологическим фильтром — удаляет состарившиеся, повреждённые клетки крови, растворяет и поглощает бактерии и другие чужеродные вещества. Выполняет роль депо крови.

Неспецифическая сопротивляемость обеспечивается:

1. Непроницаемостью здоровой кожи и слизистых оболочек для микроорганизмов;
2. Наличием защитных органов: печени, лимфоузлов, селезёнки;
3. Наличием бактерицидных веществ в жидкостях: в слюне, слезах, крови, лимфе, тканевой жидкости.
4. Выделения потовых и сальных желёз, а также соляная кислота выполняют защиту от микроорганизмов.

Наш организм имеет несколько форм защиты от чужеродных тел и соединений.

Неспецифический иммунитет – самая древняя форма иммунитета, осуществляется лейкоцитами путём фагоцитоза. Специфический иммунитет – это способность организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти антигены.

Давайте вспомним, кто такие лимфоциты. Эти клетки составляют 20 – 40 % белых кровяных телец. Лимфоциты, в отличие от всех других лейкоцитов, способны не только проникать в ткани, но и возвращаться обратно в кровь. Лимфоциты представляют центральное звено иммунной системы организма.

В организме имеются два типа лимфоцитов – Т-клетки и В-клетки.

Т-лимфоциты возникают в костном мозге, проходят этап созревания в тимусе и затем расселяются в лимфатических узлах, селезёнке или в крови, где на их долю приходится 40 – 70 % всех лимфоцитов. Т-лимфоциты способны распознавать антигены.
В-лимфоциты образуются в костном мозге, дозревают в лимфоидной ткани червеобразного отростка, миндалинах. В-лимфоциты, получив информацию об антигене от Т-лимфоцита, начинают стремительно размножаться и синтезируют антитела.

Клеточный и гуморальный механизмы иммунитета

Клеточный иммунитет: Т-лимфоциты распознают микроорганизмы, вирусы, трансплантированные органы и ткани, злокачественные клетки. В реакции участвует вся иммунная клетка, свободные антитела при этом не выделяются.

Гуморальный иммунитет: В-лимфоциты выделяют антитела в плазму крови, тканевую жидкость и лимфу. Одни антитела склеивают микроорганизмы, другие осаждают склеенные частицы, а третьи разрушают, растворяют их.

Типы иммунитета:

Естественный Искусственный
Пассивный Материнские антитела проникают через плаценту в кровь плода и обеспечивают защиту младенца. В первые дни жизни младенец через молоко получает антитела , которые всасываются в кишечнике без расщепления. Введение антител обеспечивает немедленную защиту от инфекции.однако такая защита действует недолго, поскольку количество антител постепенно снижается.
Активный Организм сам производит антитела в результате инфекции. Корь, ветрянная оспа, коклюш, свинка обычно оставляют стойкий иммунитет. Введение вакцин вызывают появление антител в плазме привитого человека.
В настоящее время разработаны приёмы создания антител при помощи современных методов биотехнологии.

Воспалительный процесс.

При ранении участка тела возникает местная реакция, проявляющаяся в отёке и болезненности. Такое состояние называют воспалением. Воспаление сопровождается следующими признаками:

1. Происходит местное расширение капилляров, в результате чего усиливается приток крови к данному участку. Происходит покраснение и повышение температуры.
2. Вследствие усиления проницаемости капилляров, плазма и лейкоциты выходят в окружающие ткани. Возникает отёк.
3. Лейкоциты направляются к бактериям, происходит фагоцитоз. Если фагоцит поглощает больше микробов, чем он может переварить, то он гибнет. Смесь погибших и живых фагоцитов и бактерий называется гноем.
4. Возникающие признаки приводят к раздражению рецепторов, вызывающее ощущение боли.

Подготовка к ЕГЭ по биологии и поступлению в медицинский вуз.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *