Исследовательская работа «Моя малая родина»

Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. У каждого человека есть своя родина. У одних — это большой город, у других — маленькая деревенька, но все люди любят ее одинаково. Некоторые уезжают в другие города, страны, но ничто не заменит Родину.

С чего начинается Родина?… Прежде всего, с того места, где мы

родились и выросли:

Народная мудрость гласит не зная прошлого, не поймешь и настоящего. Отсутствие достаточной информации об истории нашего поселка. С одной стороны всем знакомые места, где мы живём, а с другой стороны есть неизвестные моменты, на которые не обращали никакого внимания, поэтому хочется расширить свои знания о своём поселке

Цель Собрать и изучить информацию об истории родного села, о примечательных местах нашего села.

Объект исследования: Троснянское сельское поселение.

Предмет исследования: история возникновения поселения, направления его развития и современное состояние.

Гипотеза: Мы предположили, что у каждого населенного пункта есть своя история и легенда. Эта информация может быть интересна и полезна для каждого человека

Задачи:

1. Выяснить особенности развития истории родного края

2. Узнать о знаменитых людях малой родины Найти исторические памятники н достопримечательности своей малой родины. Собрать материалы о малой родине (иллюстрации, фотографии, тексты и т д.)

Методы исследования:

Изучение летописи п. Тросна, литературы.

Экскурсия по окраинам села.

Встреча со старожилами села.

Опрос учащихся моего класса.

РОДНОЙ ПОСЁЛОК

Актуальность этой работы заключается в том, что каждый житель села должен не только знать название села и улиц, но и знать историю его создания. Каждый обязан знать свою родословную, своё происхождение. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где человек родился. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся

За что тебя люблю, родной посёлок?

Здесь вся природа дышит чистотой

Об этом каждый знает здесь ребенок.

Расскажет о любви своей любой.

Вдали от городского смога.

Вдали от шума и от суеты,

В поселке, не забытым Богам,

Покой сумели люди обрести.

Как не похож посёлок наш на остальные.

Красив и чист: как зимние леса ,

Прекрасен …И, конечно, в мире

Один такой поселок наш Тросна

Образование посёлка

Н 1868 году по территории будущего поселка Тросна пролегла железная дорога Орел-Витебск. Станция которую назвали Тросна появилась в 1871 году. До этого был разъезд №5 В 1903 году началось строительство станции и вокзала. В 1909 году в поселке было несколько домов. По одной из версий поселок получил название «Тросна» от больших зарослей тростника вдоль реки, а по другой версии от названия реки В 1910 году в Тросне появились первые переселенцы. В то время кругом был непроходимый лес. Первая школа появилась в 1918 году. В июле 1936 г. началось строительство воинской части и уже в 1940 году состоялось ее открытие. В 1935 году у деревни Поляковка началось строительство аэродрома Из многих областей России, Украины приезжали па работу люди, их размещали по частным домам. Поле между Поляковкой и Тросной стали выравнивать, закрыли старое кладбище. Если бы аэродром был достроен, то Поляковка, возможно, стало бы военным городком, но помешала война. Перед Великой Отечественной войной в Тросне насчитывалось 120 домов.

Жители п.Тросна в годы Великой Отечественной войны.

Во время войны жители не мирились с врагом комсомольцы — Гирина Анна, Телепнева Александра. Телепнева Екатерина, Ефремов Владимир, Герасимов Александр -организовали подпольную группу Она собирали сведения о передвижении вражеских эшелонов и переводимых грузах, добывали документацию из немецкого штаба, собирали продукты, одежду и медикаменты для партизанского отряда, расклеивали антифашистские листовки. Поиски немецких карателей не принесли результата. Начались выборочные казни. За выдачу подпольщиков было назначено большое вознаграждение. В апреле 1943 года вся группа из 11 человек была арестована После пыток их казнили В 1942 году оккупационные власти открыли в Тросне школу. Учителя быстро установили связь с партизанами и развернули подпольную сеть. Особенно активно действовали Анна Мишина и Ефросинья Антошина. Пользуясь доверием немцев и полицаев, они добывали множество ценных сведений. Осенью 1942 года у молодых учителей созрел дерзкий план

— взорвать немецкий эшелон с техникой и оружием. Получив у партизан мину, они отправились на станцию. Мишина должна была наблюдать за обстановкой и в случае опасности подать сигнал пока Антошина устанавливала мину. По трагической случайности взрыв произошел раньше времени. Антошина погибла на месте, Мишину схватил подбежавший патруль Арестовали и других учителей 14 октября 1942 года их казнили.

Ефросинья погибла на боевом задании.

Только после смерти дочери Иван Андреевич узнал о ее связи с партизанами. К нему подошел немецкий офицер:

  • Ваша дочь?
  • Моя.
  • Ты есть партизан! Ты должен быть повешен!

Антошина взяли под охрану и заставили делать виселицу для себя. Когда охранники стали завязывать веревку, он бросился бежать. Раненый в ногу и плечо с трудом добрался до леса и закопался в мох, где полежал больше 12 часов. Ночью добрался до партизан После выздоровления стал проводником отряда. Это рассказ только об одном из известных подвигов А сколько их было в годы войны!

После освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков в сентябре 1943 года в Тросну стали возвращаться жители. На общем собрании было решено создать один колхоз, оставив название «Имени Куйбышева» 21 октября 1943 года колхозники собрали первый урожай 15 пудов ржи. Под зиму засеяли 2 гектара земли. Весной 1944 года после освобождения Белоруссии вернулось большинство демобилизовавшихся солдат. В этот год засеяли еще 12 гектаров. В 1945 году колхоз получил трактор, 7 коров и 3 лошади. В этом году колхозники собрали 90 тонн зерна, а убирать его было некуда. Ударными темпами было построено зернохранилище.

В 1979 голу началась Афганская воина и наши земляки были среди российских миротворцев .Один из них Бушуев Олег -отец нашей одноклассницы.

Современный период развития

9о-е годы в нашем поселке стал развалится колхоз. Резкий спад в сельском хозяйстве, закрытие свиноферма и ферма крупнорогатого скота . В 1996 году население Троснянской администрации заметно увеличилось благодаря притоку переселенцев из тон, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

3 августа 1966 гола на станции Тросна остановилась первая электричка. В 2014 году был открыт памятник павшим героям Великой Отечественной войны

3.Водоемы в окрестностях Тросны

На территории поселения — три озера Солдатское, у п. Похвальный, у х Поляковка; два родника: у р. Десны, у о. Солдатскою. В трех километрах протекает река Десна. Это самая большая река, протекающая в Европейской части России и по территории Украины, левый приток Днепра Длина реки — 1130 км 2016г

Самое красивое озеро расположено около питомника между железнодорожными станциями Ржаница – Тросна. Карстовое озеро Святое особо охраняемая природная территория памятник природы областного значения. Его площадь составляет 16 гектаров, площадь озера 8,5 га, глубинаа достигает 16-18 метров. Лесное озеро выделяется своей красотой, берега озера изобилуют большим количеством ягод и грибов. Лес и озеро -прекрасное место для отдыха, есть возможность постановки палаточных лагерей, чем привлекает туристов.

На территории Троснянского поселения расположены 3 памятника в память о погибших в годы ВОВ на привокзальной плошали в п. Тросна (место казни учителей и подпольщиков), на кладбище х. Поляковка — братская могила и возле сельской администрации

Оказалось, что богата моя малая родина трудолюбивыми людьми. Среди них есть участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, ударники труда, лучшие в районе комбайнеры, заслуженные работники сельского хозяйства.

У нас получился интересный альбом «Моя малая родина -Тросна» ,и мы поняли, что когда узнаешь об истории своей малой родины, лучше представляешь себе историю России. Преступив к работе над проектом, мы провели социологический опрос среди и учащихся начальной школы по вопросам:

  1. Когда основали населённый пункт, в котором вы живёте?
  2. Почему ваш посёлок (село, деревня) так называется?
  3. Знаете ли вы легенды населенных пунктов, в которых живёте?

Знаю

Не знаю

Оказалось, что многие ребята не знают практически ничего о своей «Малой Родине». Учащихся начальной школы дали неутешительные ответы.

социологический опрос

  1. Когда основали населённый пункт, в котором вы живёте?

Знаю –

Не знаю –

  1. Почему ваш посёлок (село, деревня) так называется?

Знаю –

Не знаю –

  1. Знаете ли вы легенды населенных пунктов в которых живёте?

Знаю –

Не знаю —

Исследовательская работа по теме «Моя малая Родина»

Управление образования Администрации поселка Краснобродского

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 29»

имени И.Г.Михайлова

Краснобродского городского округа п. Артышта

Моя малая Родина – Артышта

учебно-исследовательская работа

Рогов Сергей Сергеевич,

ученик 4Б класса

Руководитель:

Бондарь Ирина Владимировна,

классный руководитель

Краснобродский, 2013

1 Оглавление…………………………………………………………………………1

2 Введение……………………………………………………………………………3

3 Цели и задачи………………………………………………………………………4

4. Содержание и результаты деятельности…………………………………………5

5. Основная часть. ……………………………………………………………………6

5. Выводы…………………………………………………………………………….12

6.Заключение………………………………………………………………………..13

7.Список литературы ……………………………………………………………….15

8. Приложение 1 ……………………….……………………………………………….16

9.Приложение 2……………………………………………………………………..17

1.Введение.

Закрываю глаза — Отчий дом предо мной.

Отчий край предо мной — Артышта.

И весною, и летом, и лютой зимой

Греет сердце его красота.

Н. Кудрявцева

Живя на русской земле, мы по праву считаем Россию своей Родиной. Издревле величают русские люди Россию – матушкой. Она вскормила нас своим хлебом, споила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережёт. И произносим мы слово Родина всегда с волнением и любовью. Но особенное и необъяснимое чувство заполняет наши души и сердца, когда речь идёт о том месте, где ты родился и вырос, где живут твои родители и где знакомы тебе каждый уголок, каждая травинка и каждое деревце. Это и есть то, что называем мы своей малой Родиной.

Для каждого существует малая Родина, родной край. Для меня это поселок Артышта. У меня возникло желание узнать, почему наш поселок так называется. Какова история его возникновения? Я провел опрос среди одноклассников и родителей, оказалось, что не все мои сверстники и даже взрослые знают об истории нашей малой Родины. ( Приложение № 1) . Поэтому я решил провести исследование на тему «Моя малая Родина-Артышта»

3.Цели задачи

Цель работы: изучение истории возникновения родного поселка, сохранение исторической памяти и развитие интереса к истории моей малой Родины.

Задачи:

  • узнать историю родного края;

  • собрать сведения о поселке через общение и интервью со старожилами поселка Артышта;

  • провести опрос среди родителей, учащихся 4А и 4Б класса.

Объект исследования – история возникновения п. Артышта

Практическая значимость: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, ОРКСЭ, при проведении классных часов, викторин.

Методы исследования:

  • изучение и анализ архивных документов;

  • сбор информации в сети Интернет;

  • экспресс — опрос «Что вы знаете об истории возникновения поселка Артышта?»

  • обработка информации;

  • подготовка презентации и защита работы.

Гипотеза: если каждый житель с детских лет будет интересоваться и знать историю своего поселка, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьет интерес к истории своего родного края и любви к нему, сохранению исторической памяти, чувство гордости и уважения к своей малой Родине.

Актуальность работы: в настоящее время всё больше внимания уделяется изучению родного края, поэтому моя исследовательская работа посвящается моей малой Родине — п. Артышта.

Содержание и результаты деятельности:

  1. Выбор темы.

  2. Составление плана исследовательской работы.

  3. Работа с литературой.

  4. Опрос одноклассников и родителей.

  5. Поиск информации в сети Интернет.

  6. Анализ собранной информации.

  7. Подведение итогов, формулирование результатов.

  8. Защита исследования.

4.Основная часть

История

Я обратился за помощью в клуб поселка Артышта, Территориальное управление п. Артышта, где мне предложили изучить архивные документы и «Летопись п. Артышта». Я узнал, что рождение и развитие Артышта-2, как и всей железнодорожной транспортной системы Кузбасса, тесно связано с открытием полезных ископаемых в регионе – каменного угля, железной руды, цветных металлов.

АРТЫШТА — река, правый приток Бачата /бассейн Ини/. Протекает по территории Прокопьевского и Беловского районов. Название образовано от тюркского APTЫШ — «можжевельник», «можжевельниковый». В XVII-XIX вв. в бассейне Артышты проживали тюркоязычные телеуты, в языке которых слово АРТЫШ имеет указанное знач. Географически название АРТЫШ распространены в тюркских яз. Так, в Горном Алтае мы встречаем реку Артыш-туу, озеро Артыш-кол, ручей Артыш. В республике Тува есть гора Артыш-Тайга и т.д. Некоторые краеведы Кузбасса пытались связать название реки АРТЫШТА с именем великой реки Иртыш. Это вызвано сходством названия двух водотоков по звучанию и ничем другим.

АРТЫШТА /БОРОДЕНКОВА/ — населенный пункт, находившийся на территории Старобачатского сельсовета Беловского р-на. Основан в XVIII веке крестьянами из Европейской России Бороденковыми, по фамилии которых и назвали. Фамилия образована от прозвища Бороденка. Потомки основателей до сих пор проживают в районе и области. До 1917 г. д. входила в состав Бачатской волости Кузнецкого уезда Томской губернии. Второе название Артышта, данное по имени реки, на которой расположена деревня, почти 200 лет было малоизвестным. После появления здесь железной дороги в начале 20-х годов с названием Артышта старое имя Бороденкова стало забываться.

АРТЫШТА 1 — железнодорожная станция и поселок при ней, расположена станция на линии Белово — Новокузнецк. Основана в связи со строительством линии Кольчугино — Новокузнецк в начале 20-х гг. ХХ в. Названа по имени соседней деревни Артышты /Бороденкова/. Определение «Артышта первая» появилось на рубеже 40-50-х гг. ХХ в., когда рядом возникла еще одна железнодорожная станция Артышта 2.

История возникновения поселка Артышта-2 связана со строительством двух пересекающихся железных дорог: Артышта — Алтайская и Артышта – Подобас для обеспечения перевозок на южном направлении.

Начало строительства железнодорожной линии относится к декабрю 1940 года (рис. 1).Предстояло построить рабочие городки в Артыште, Еловке, Катино, Салаирский, Аламбае, Тогуленке и Тягуне. Первые строители жили в деревнях, расположенных вблизи строящейся железной дороги (в Кара-Чумыше, Еловке, Бороденкове село Артышта) и первые 205 километров пути в направлении Артышта -Алтайская, половина из которых проходила по резкопересеченной, таежной местности. Строителям предстояло оборудовать немало искусственных сооружений, в основном туннелей и труб. Все работы в котлованах, а также монтаж железобетонных труб в те времена велись вручную.

Рис. 1 Железная дорога 1953г

Строительство железнодорожного направления было прервано Великой Отечественной войной. Строители становились в ряды защитников Родины. Девяносто два из них пали смертью храбрых на полях сражений. В память об их мужестве в поселке поставлен обелиск (рис.2).

Рис. 2 Обелиск п. Артышта

В 1941 году на территории рабочего городка в Артыште появилось несколько жилых бараков (16-квартирных), передвижных вагончиков и индивидуальных домиков (землянок), были построены склады, гараж, лесопильный цех, баня, амбулатория.

Строительство на трассе Алтайская – Артышта возобновилось в 1946 году после окончания Великой Отечественной войны.

В конце 1951 года укладка пути была закончена, и открылось сквозное движение поездов. Осенью 1952 года железнодорожная линия Алтайская – Артышта была сдана в постоянную эксплуатацию.

АРТЫШТА 2- железнодорожная станция и поселок городского типа (рис 3). Расположена, на линии Барнаул — Новокузнецк. Название взяло имя соседней Артышты 1. Определение «вторая» дано для различения с вышеназванной Артыштой 1. Посёлок был образован как железнодорожный при станциях Артышта- 1 и ст. Артышта- 2. Эти станции делят жилую зону на две части.

Рис. 3 Вокзал п. Артышта

Кроме изучения архивных документов и интернет ресурсов я решил обратиться к старожилу нашего поселка, моему прадедушке Егорову Анатолию Романовичу (рис.4), которому 80 лет. Он принимал участие в строительстве нашего поселка. Я взял у него интервью (Приложение 2).

Рис. 4 Егоров Анатолий Романович

Главным моим вопросом было узнать, как все начиналось?

Со слов моего прадедушки история возникновения Артышты 1 взяло свое начало еще со времен правления Николая 2, он прокладывал дорогу в Сибирь.

Несмотря на наступление войны, строительство дороги не прекращалось. Было очень тяжело. Морозы в то время стояли под 40 градусов. Зимы были лютые. Чтобы расчистить место под железную дорогу весь известняк и глину вывозили на лошадях, техники в то время было мало. Вьюги задували дома до самой крыши. От поселка виднелись одни только печные трубы. Во время войны с провизией тоже было плохо, приходилось питаться даже гнилым картофелем. Дедушка в те времена был ребенком и с родителями только переехал с Абакана. Отец его, Егоров Роман Алексеевич, воевал на фронте, а дедушка с братом и сестрой помогал матери (рис. 5) Отец, придя с фронта, занимался строительством дороги и как только его взяли на работу, Анатолий Романович принял в этом участие. Начинал свою трудовую деятельность в СМП-831 плотником. А потом перешел работать в наше депо на станции Артышта 2, где проработал до пенсии машинистом электровоза.

Мой прадедушка рассказал мне о том, что его отец вел «Краткую летопись возрождения рабочего поселка», которой я воспользовался при написании своей работы (рис.6,7).

Рис.5 Егоров Роман Алексеевич

Рис. 6 Рис.7

Краткая летопись возрождения рабочего поселка 1975г.

5.Выводы

В итоге встречи со старожилом села, изучения архивных документов и сбора информации через интернет была изучена часть истории возникновения поселка.

После анализа, обработки информации приходишь к выводу, что наше село жило обычной жизнью. Люди работали. Заботились о своих семьях, вносили вклад в развитие истории нашей Родины. Наши земляки сражались на фронте Великой Отечественной Войны и многие сложили свои головы.

Но и в наше время военная история нашего поселка не закончилась, наши молодые войны защищали нашу Родину и в чеченскую компанию. А Каразников Руслан и Кузнецов Алексей оставили там свои жизни ради нашего мирного времени (рис.8).

Жители села проявили себя и в будничных работах, не помня о славе и карьере, чтобы родной поселок прославлялся и процветал.

Рис.8 Мемориальная доска погибшим в Чеченской войне

6. Заключение

Проводя данное исследование, мне бы очень хотелось, чтобы это была красивая история или красивый миф, но изучая документы, знакомясь с историей, я понял, что наш поселок это работа и труд многих людей. Я горжусь тем, что я родился в нашей Артыште. Горжусь красотой здешних мест, и для меня нет красивей природы. Горжусь своей школой, в которой я учусь и своими учителями. Горжусь своими родителями, одноклассниками и друзьями, и для меня нет ни кого роднее.

Я еще не выбрал себе профессию и не нашел свое призвание, но я хочу чтобы в будущем не забывали про историю нашего поселка, чтобы ее передавали из поколения в поколение. В будущем хочу принести пользу для нашего села, работать и жить здесь. Посадить дерево, построить дом только в моей любимой Артыште. Ни в этом ли заключается смысл жизни.

Зов памяти

Закрываю глаза — Отчий дом предо мной.

Отчий дом предо мной — Артышта.

И весной, и летом, и лютой зимой

Греет сердце его красота.

Я родной стороне моих предков земле

Вновь заветное слово шепчу.

Деревенскую жизнь я на ощупь, во мгле,

Словно ленту прокручу:

Колосятся поля, и цветут огоньки,

Стонет, бродит березовый дух.

Словно соком клубничным налиты деньки,

Тонко чувствует утро петух…

В тесном доме отцовском – полно детворы,

И родители — живы пока.

Это все так непрочно. Оно до поры…

Унесла это…жизни река.

7. Список литературы

1. Архивные документы:

  • Приказ №402Н от июня 1952 г. » Об оказании помощи строительному управлению № 62 в подготовке ж.д. линии Сталинск-Барнаул к вводу в постоянную эксплуатацию»

  • Приказ №46Н от 22.01.1953г. » Об организации Смазневской дистанции Сигнализации и связи Томской ж.дороги.»

  • Приказ № 61Н от 31.01.1953г. » Об организации движения поездов на вновь принятой в эксплуатацию линии Алтайская-Артышта»

  • Приказ № 115Н от 28.02.1953г. «Об открытии регулярного движения на линии Артышта-Алтайская»

2. Краткая историческая справка об истории ДЕПО.

3. Летопись Артышты.

4. Справка о поселке.

Приложение 1

8. Опросный лист

1. Что означает название нашего поселка Артышта?

2. Знаете ли вы историю нашего поселка?

3. За что ты любишь свой поселок?

Приложение 2

Интервью

Вопросы:

  1. Как начиналось строительство дороги?

  2. Тяжело ли было людям принимать участие в строительстве?

  3. Как выживали люди в годы Великой Отечественной Войны

  4. Как наша семья принимала участие в строительстве?

Доклад на тему: «История родного края «Озинки»» статья по краеведению (6 класс) на тему

Доклад на тему:

«История родного края

«Озинки»»

Подготовил:

учитель краеведения МОУ «СОШ р.п.Озинки»

Чуева О.Н.

2017-2018 учебный год

Озинский район образован в 1928г на базе Балашинской Волости Николаевского уезда Самарской губернии. В Озинский район вошла также часть населенных пунктов Натальинской волости Новоузенского уезда, Нижне – Покровской и Кузябаевской волостей.

На день образования района, населения составляю 267 45 тыс. человек с 22 сельскими Советами. Районным центром стала станция Озинки. В районе располагалось около 140-150 хуторов и населенных пунктов. Основная масса населения — сельские жители. В этот период создаются колхозы, совхозы, открываются школы.

В каждом населенном пункте население жило в низких, из саманного кирпича мазанках, с плоской крышей и дымоходной трубой. Маленькие тусклые оконца слабо пропускают дневной свет.

Слово «Озинки» уйгурского происхождения, «Озаки» — означает (прошлогодняя стоянка).

Озинский район был в прошлом одним из отстающих в Саратовской области, сказывалась отдаленность от областного центра, неблагоприятные погодные условия.

В конце 1928г в районе началась коллективизация крестьянских хозяйств, которая успешно завершилась к 1933г. Создано было и 2 совхоза. Наш район по существу стал сельскохозяйственным. Колхозы в первые годы своего существования были маломощными, не хватало рабочей силы, скота,

посевного материала, не говоря уже о сельскохозяйственной техники. Организационные на территории района совхозы, начали с 1929г. сдавать государству свою продукцию. На совхозных полях работали тракторы основном иностранных марок. Первый советский трактор совхоз «Озерский» получил 25 марта 1930г. Постепенно иностранные сельхозмашины были вытеснены отечественной, более производственной техникой. И все же ручной труд по прежнему был преобладающим, особенно в животноводстве.

Низким оставался и уровень жизни сельского населения.

В районном центре с начала его образования началось строительство административных зданий, промышленных предприятий.

В 1929г. был построен кирпично-известковый завод, мощность которого составила 1,5 млн. штук кирпича в год. В 19З0г. запустили известковый завод. В районе в это время насчитывалось 26 колхозов. К 1938г. в районном центре были построены элеватор, депо, районная типография, пекарня, а годом позже началась промышленная разработка Озинских Сланцев. В 1933г оплата труда за один рабочий день составила 8 копеек и 450г. хлеба. В 1954г. началось укрепление колхозов. В 1959г. при Озинской больнице открылось хирургическое отделение.

В 1941г. в школе №1 районного центра (ныне ГБПОУ СО «Озинский лицей строительных технологий и сервиса») размещался госпиталь.

В 1940г. районный центр был переименован в рабочий поселок Озинки. В Озинском районе в прошлом имелось всего 10 школ 1ступени, 6 школ — ликбезов, 4 избы-читальни, 2 библиотеки, 5 народных домов. Посевные площади составляли в 1926г-7 542 га.

Начиная с 1960г. были построены: завод железобетонных изделий, птицекомбинат, завод строительных материалов (КМС), расширен маслозавод (ни одно из предприятий на сегодняшний день не функционирует).

Основными орудиями в крестьянском хозяйстве были соха, однолемешный плуг, коса, серп, цеп. Только l/6 часть крестьян обеспечивала себя хлебом до нового урожая.

Начиная с 1954г. новое звонкое слово «Целина» — будоражило кровь. Именно в этом году были созданы целинные совхозы «Урожайный», «Комсомольский», «Озинский», которые впоследствии превратились в многоотраслевые специализированные предприятия по производству хлеба и продукции животноводства. В первый же год работы совхоза «Комсомольский» вот как описывают старожилы обстановку: «…В степи кружила метель, ветер с огромной силой бросал массы снега, заносил дороги,

ориентиров почти нет, а в такую погоду вообще ничего не видно — степь большая, но в степи вырос городок…».

За Годы освоения целины посевные площади в районе практики удвоились, возросли техническая вооруженность, научный уровень ведения земледелия и животноводства, увеличилась их отдача. Люди поднимали целину. Целина поднимала людей.

За 5 лет в Саратовской области было распахано 1 млн. га целинных и залежных земель и создано 13 новых зерновых совхозов, оснащенных современной техникой. Родина высоко оценила целинный подвиг Озинцев. Более 800 чел. награждены орденами и медалями. Из них З7 удостоены высшей награды Родины- ордена Ленина. Всего в районе было вспахано 95 тыс. га новых земель.

Памятниками природы объявляются уникальные и ценные в научном отношении объекты. В Саратовской области выявлены и паспортизированы 138 памятников природы. В их числе — 3 расположены в Озинском районе. На карте Озинского района зеленым цветом выделен Государственный биологический заказник «Озинский» (в 5 км на Востоке от р.п. Озинки, на площади 5 тысяч га).

В его составе:

1. Синегорский геологический памятник природы в районе горы Авдонин — здесь обнажены образования эпохи палеолита — кварцевые пески и кварце видные песчаники, включающие многочисленную фауну моллюсков. Они выделены в Озинские слои и внесены в Стратиграфический словарь.

2. Синегорский ландшафтный памятник природы — эталон природной растительности юго — западных отрогов общего сырта. Представляют интерес осиновые колки, сохранившиеся участки целинных степей, флора, меловых обнажений, место обитание многих редких и занесенных в Красную Книгу России видов растений.

3. На территории Заволжского муниципального образования в юго-восточной части расположен ландшафтный памятник природы «Заволжский». В 18 километрах от центральной усадьбы — пруд Котельников. На территории Первоцелинного муниципального образования – местечко Корешково до границы реки Камелик. На территории Урожайского муниципального образования БИМ Морец, пруд Павловский, степное поле у пруда Ивановского. На территории Балашинского муниципального образования степное поле у Осинника и пруда Якупова.

Перечень памятников природы местного значения.

Озерское муниципальное образование:

1. Гремучинская осиновая роща;

2. Водо-охранная зона реки Камышлак;

З. Синегорское степное поле;

4. Родник «Плетенный».

Чалыклинское муниципальное образование:

1. Урочище Синих гор.

Липовское муниципальное образование:

1. Водо-охранная зона пруда «Жигулевское»;

2. Водо-охранная зона пруда «Тур-юр».

Пигарёвское муниципальное образование:

1. Водо-охранная зона русла реки Б. Чалыкла;

2. 2. Местечко «Жилаевское»;

3. Степное поле у местечка «Растяпино».

Ленинское муниципальное образование:

1. Водонапорная зона пруда «Нового»;

2. Балка свиная от пруда «Овчинникова больного» до пруда

«Свиного».

Озинское муниципальное образование:

1. Водосборная площадь пруда «Новый»;

2. Водосборная площадь «Мишиных прудов»;

3. Степное поле у пруда «Тюрин Большой».

Всего в районе 18 памятников, поставлены в честь земляков — озинцев, отдавших жизнь за свободу и независимость нашей Родины. Такие памятники имеются во всех муниципальных образованиях района, на каждом из них выбиты имена не вернувшихся.

В Озинском районе имеются 9 памятников истории связанных с гражданской войной: в с. Старые Озинки, в с. Пигари, в с. Ново Черниговка, в с. Меловое, в с. Солянка на кладбище и в центре, в с. Малаховка, на привокзальной площади р.п. Озинки. В с. Балаши находится памятник, братское захоронение красногвардейцев из отряда И.В. Топоркова, погибших здесь летом 1918г. В с. Солянка, на бывшем здании конторы совхоза, открыта мемориальная доска гласящая, что: «В годы Гражданской войны в с. Солянка неоднократно останавливался легендарный начальник дивизии Василий Иванович Чапаев».

На территории ГБПОУ СО «Озинский лицей строительных технологий и сервиса» воздвигнут памятник Ивану Ивановичу Масленникову и Ивану Гавриловичу Малина, а на улице Масленникова открыта мемориальная доска в честь его имени.

На территории МОУ «ООШ р.п. Озинки» находится памятник Юрию Ивановичу Александрову. Он был открыт в 1984 году 2 сентября.

В с. Балаши стоит очень красивая, каменная церковь, здание очень интересно в архитектурном отношении. Поставлено на учет как памятник архитектуры районного значения. Церковь возведена примерно в конце 90-х годов XIX в. богатым человеком Колдиным, полностью на его средства. Построена из кирпича, но состав раствора неизвестен. Ее пытались разрушить в 1931г., но полностью разрушить не смогли. В настоящее время церковь отреставрирована и уже продолжает свою работу.

После окончания войны, погибших красноармейцев и комиссаров похоронили на привокзальной площади р.п. Озинки. На месте захоронения был поставлен обелиск, а 4 ноября 1988 года был открыт памятник.

В р.п. Озинках на территории администрации находится памятник Владимиру Ильича Ленина.

В Озинском районе имеется минерально – сырьевая база строительных материалов: камень строительный – Авдонинское месторождение в 10 км. Северо-восточнее поселка Озинки; Непряхинское месторождение в 2 км. севернее села Непряхино; Озинское месторождение — представлено участками горы Синей и горы Барановая. Кирпичное сырье представлено глинами. Имеются месторождения песка строительного и и силикатного. Но особенно ценные месторождения мела и извести.

В недалеком прошлом в Озинском районе, на берегу реки Чалыкла, расположился хутор Горелов. Население было немногочисленным. Когда обнаружили в Озинском районе залежи известняка, решили использовать его для изготовления кирпича. Так на хуторе Горелов в 1929г. был построен и начал работать Кирпично — известковый завод. Первоначально завод работал сезонно, только в летний период. Создавались бригады из взрослых и подростков. Бригада подростков выпускала за смену по 200-250 штук кирпича, а бригада взрослых по 1000 штук кирпича. Работы производились в основном вручную. В 1954 году завод перешел в ведение Министерства транспортного строительства Приволжского треста. Постепенно условия труда рабочих улучшились, производительность увеличилась. Население росло. Началось строительство жилых домов, выросли целые улицы. Одна, которая находилась в районе кирпичного завода, так и называлась Кирпичная. В настоящее время эта улица переименована и носит имя Юрия Ивановича Александрова, который героически погиб 4 мая 1944г., спасая поселок от взрыва. В 1957г. были построены начальная школа, детский сад и клуб. В районе Кирпично — известкового завода также в 1954г. была образована воинская часть №55205, которая была ликвидирована в 2008г.

В 1976г. было принято решение о строительстве завода, по производству силикатного кирпича. Завод возвели за 4 года. В 1980г. завод начал выпускать первую продукцию, силикатные кирпичи. Работали рабочие в цехах по сменно, по 12 часов. За смену завод вырабатывал от 80 до 100 тыс. кирпичей. Затем началось строительства микрорайона силикатного поселка, для обеспечения рабочих жильем. Был построен детский сад, магазины. В настоящее время, продолжает работу только цех по производству извести.

Озинский район расположен в юго-восточной левобережной части Саратовской области, представляют собой волнисто-равнинную поверхность, являющихся продолжением южного склона общего сырта. Территория района составляют 4,1 тыс. кв. км., при протяженности с востока на запад- 90 км., с севера на юг — 78 км.

Гидрографическая сеть района развита сравнительно слабо, предоставлена рядом речных долин и балок, принадлежащей бассейну реки Б. Иргиз. Наиболее значительными реками в районе являются река Б. Чалыкла и река Камышлак.

Река Б. Чалыкла – левый приток реки Камелик, берет начало с Синих гор. Долина реки хорошо выработана, течение реки соответствуют уклону местности с юго-востока на северо-запад. Скорость течения реки 0,1 м/сек. Притоками реки Б. Чалыкла являются река Галенькая, дол. Ягодный.

Река Камышлак — левый приток реки Б. Иргиз, берет начало с северной стороны Гремучинской структуры. Общее направление ее долины северное, приток — река Солянка. Питание рек, в основном, за счет атмосферных осадков и частично подземных вод. Реки становятся полноводными только в весеннее время, когда бурно тают снега. Водный режим рек неустойчивый, в летнее время постоянного течения нет в них. В пределах района имеются озера и пруды.

Климат территории засушливый, резко континентальный с холодной малоснежной зимой и жарким сухим летом. Преимущественное направление ветров осенью и зимой юго-западное и южное, реже юго-восточное. В весенне — летнее время ветры северного и северо-западного направления, скорость ветра до 20 м/сек.

В почвенном отношении район сравнительно однообразен. Наиболее распространение имеют темно-каштановые почвы. Эти почвы пригодны для возделывания почти всех сельскохозяйственных культур, и такой ценной, как яровая пшеница — ее твердых и сильных сортов. Земельный фонд отличается низким плодородием, засоленными землями.

Растительность района очень скудная и носит все признаки сухой степи и зоны полупустыни. Лесных угодий, за исключением государственных лесозащитных полос здесь нет. Травянистая растительность редкая. Растут черная и белая полынь, типчак, ковыль. Травы к июлю месяцу высыхают и создаются общий вид буровато-серой полупустыни. Животный мир представлен в основном грызунами.

С приходом весны наши цветущие сады и степи оживают. В конце марта вылезают из норок суслики и сурки, а в апреле появляются лисята, волчата. Прилетают утки, жаворонки, удоды, журавли. В мае появляются ласточки, орлы. Просыпаются лягушки и жабы.

Приходит лето и степь делается бурой под цвет птиц. Прямо в степных зарослях находится гнезда жаворонка, куропатки. Под конец лета заканчивается оперение птиц. Скворцы собираются в стаи птиц и начинают отлет птиц. Звери начинают линять, у них образуется зимний мех. Заяц-русак становится белый, под цвет снега. Степные звери от сильных морозов прячутся в снегу, а птицы, которые не покидают наши края, прячутся под крыши домов.

Из полезных ископаемых имеются крупные залежи калийно-магнезиальных солей, горючие сланцы, строительные материалы. Ведущая отрасль- сельское хозяйство. Имеются железнодорожная станция.

За несколько лет неузнаваемо изменилось северо-западная окраина рабочего поселка. По сути здесь вырос целый жилой многоэтажный городок и живут здесь, в основном, труженики комбината строительных материалов. Построено свыше 10 тысяч кв. м. жилья. Расстроился поселок Звездный. Там, где всего какой-нибудь десяток другой лет назад был построен пустырь, выросли целые улицы. Автобусное сообщение налажено между районным центром и всеми селами района. Успешное развитие народного хозяйства создавало условия для дальнейшего подъема жизненного уровня народа. За годы 3х пятилеток и 3х лет XII пятилетки было построено 188483 М кв.м. жилой площади, 11 школ, 17 детских садов и яслей,2 дома культуры в райцентре, 14 сельских домов культуры и 17 клубов в селах района, 2 больницы, 11 медпунктов, сберкасса, 16 бань, 15 общежитий. На территории рабочего поселка Озинки в 1967г была открыта Детская музыкальная школа. Большинство зданий построенных в эти годы до сих пор эксплуатируются.

Тысячелетия труда, борьбы «гомо сапиенс» за свое существование имели результатом не только достижения цивилизации. Другой их результат – существенный ущерб окружающей среде. Именно над этим все чаще задумывается Человек. Он ищет возможность исправить допущенные когда- то ошибки и не совершать новые. Он осознает, насколько тесно связана его жизнь с жизнью биосферы, но не всегда может учесть это в своей повседневной практике.

Страшную дань платят реки нашего детства за свое бескорыстие, доброту и ласку. Человек перестал ждать милостей от природы и стал брать, брать, брать…

Вот и наша речка Б. Чалыкла за последние 20-30 лет сильно обмелела, местами пересохла, превратившись в малый ручей, вода утратила былую прозрачность, зарастает камышом и осокой, сбрасываются сточные воды, смываются с полей удобрения, а жители живущие на берегах не задумываясь устраивают свалки мусора, навоза. «Река, Всё смоет. Река все стерпит!» Не стерпит. Есть предел любому терпению, и неужто суждено нашей реке превратится в грязный пересохший ручей. А мы, выросшие на её берегах, пившие ее целительную воду, окрепшие рядом с ней душой и телом, даже не заметим ее безмолвной агонии? А после нас – хоть потоп. Не будет потопа, будет грязная пустыня и удушающий смрад свалок, если не стряхнем мы с себя наваждение равнодушия и корыстного эгоизма.

Немалые экологические беды грозят и нашим степям. В связи с изменением климатических условий нарастающим темпом идет опустынивание местности. Только один год из пяти достаточно влажный. Объединяется почвенный слой. Истинные участки целинных степей со своей своеобразной растительностью становятся редкостью, а степные растения вытесняются злостными сорняками, распространившимися со скоростью «пожаров». Лесные полосы, служащие защитой от ветровой эрозии уничтожаются. Гидрографическая сеть слабо развитая, еще более пострадала

от обезвоживания искусственных водоемов. Из 150 прудов, насчитывающихся в районе, около 50% обезвожены. Платины требуют капитального ремонта, водоемы — очистки.

Сейчас принимаются меры для улучшения экологической обстановки. Расчищена часть лесопосадок вдоль железнодорожного полотна. На территории водоохранной зоны нескольких прудов засажены лесополосы. Содействие в природоохранной деятельности оказывают школьники, составляют экологические карты местности, выявляют случаи загрязнения и захламления окружающей среды, памятников природы.

Будучи в походах по району и останавливаясь в местах отдыха Озинцев, школьники расчищают захламленные площадки, которые в изобилии забрасываются пластиковыми бутылками, стеклом, консервными банками и другим хламом.

Каждый человек должен почувствовать свою индивидуальную ответственность за состояние и процветание планеты ЗЕМЛЯ.

И как много может сделать на земле Человек!

ЛИТЕРАТУРА

1. Архивные данные Центральной районной библиотеки;

2. Учебник «География Саратовской области», С.Г. Воскресенский. Из-во «Детская книга» 1997г.

Проблемно-исследовательская работа «Путешествуй по селу, узнавай историю…»

Проблемно-исследовательская работа

по теме: «Путешествуй по селу, узнавай историю…»

(гуманитарная секция)

Выполнила:

Баулина Вероника

ученица 3 «Б» класса

ГБОУ СОШ муниципального

района Кошкинский c. Кошки

Руководитель:

Гусарова Светлана Александровна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ с. Кошки

Кошки

2016год

  1. Введение
  2. Основная часть:

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Седьмое чудо села Кошки – автомобиль – «ГАЗ-ММ»

1.2. Шестое чудо – Школа XXI века.

1.3. Пятое чудо – Гудковские пруды.

1.4. Четвертое чудо – фонтаны села Кошки.

1.5. Третье чудо — Историко-краеведческий музейный центр

1.6. Второе чудо — Парк 20-летия Победы.

1.7. Первое чудо — Храм «В честь Рождества Христова»

Глава 2. Практическая часть

  1. Посещение достопримечательностей

2.2. Анкетирование

  1. Заключение
  2. Список литературы

Приложение

  1. Введение

Удивителен и загадочен край, в котором мы живем. Невозможно описать словами бескрайние поля и луга, реки, озёра, леса.

Наша малая Родина – это Кошкинский район. Щедра земля кошкинская природой, богата земными недрами, источниками, разнообразен его растительный и животный мир, есть необычные строения, памятники, но не все мои ровесники их знают.

Желание познакомить моих сверстников с чудесными местами села Кошки и обусловило актуальность данной работы.

Тема исследования всегда будет актуальной, ведь достопримечательности села – это наша история. В каждом памятнике, фонтане, музее села – наша жизнь! А она не может не быть актуальной.

Исходя из этого, цель работы заключается в том, чтобы познакомиться с памятными местами села Кошки, историей их создания и отношением к ним его жителей.

Задачи проекта:

— изучить исторические сведения о достопримечательностях села;

-провести анкетирование среди учащихся младших классов и их родителей,

направленное на выявление семи достопримечательностей с. Кошки

— собрать информацию о достопримечательностях нашего села.

Объектом нашего исследования стало село Кошки

Предмет исследования: достопримечательности села Кошки.

Участниками исследования стали жители села Кошки.

Методы проекта: изучение литературы, поиск и отбор информации, наблюдение, анкетирование.

Гипотеза: работая над проектом, я предположила:

— в селе Кошки есть необычные строения и памятники архитектуры;

— природа нашей местности является уникальной.

II. Основная часть:

Глава 1. Теоретическая часть

Мы часто мечтаем о неизведанных землях, жарких странах, стремимся к поиску нового, но не замечаем, что это новое находится рядом. Надо только захотеть увидеть. Наше село имеет большое число культурных и природных достопримечательностей.

Достопримечательности села Кошки – это сокровища, в которых сохраняются наши традиции и обычаи. Взглянув на них, мы можем представить то время, когда они создавались.

Оглянитесь вокруг и вы увидите, что нас окружают такие удивительные чудеса, созданные как самой природой, так и человеком. Вы откроете для себя новую грань красоты родной природы и своего села!

Приглашаю вас к путешествию!

1.1. Седьмое чудо села Кошки – автомобиль – «ГАЗ-ММ»

Седьмое место среди «чудес» села Кошки занял легендарный «ГАЗ-ММ».

Всем жителям Кошкинского района хорошо знаком автомобиль – «ГАЗ-ММ» 1936 года выпуска, стоящий на Погрузной на постаменте возле ПАТО. Откуда взялся этот грузовичок — фронтовичок?!

В 1937 году на Погрузной была создана авторота. Когда началась Великая Отечественная война, всю технику отправили в Мелекесс, а оттуда – на фронт. После окончания войны, в 1946-1947 году, часть машин вернулась. Так что можно с уверенностью сказать, что наша полуторка ездила по фронтовым дорогам и много повидала на своем веку!

Одну из «фронтовичек» доверили участнику войны Александру Августовичу Таммикиви. Он после войны возил на ней молоко в колхозе. Затем машину списали. Главный инженер ПАТО Владимир Дмитриевич Рааг привез машину из Эстонки, бережно, с любовью собрал двигатель, коробку передач… И ожил фронтовичок!

Изготавливал постамент из нержавеющей стали для легендарного автомобиля фрезеровщик Николай Васильевич Цыганов. В каком еще районе найдется такая реликвия?!

Ко дню 70-летия Победы подновят борта легендарного автомобиля и восстановят надписи: «Автомобилю-воину», «Автомобилю–труженику». Пусть все видят, помнят и гордятся нашей историей!

1.2. Шестое чудо – Школа XXI века.

Шестое место занял образовательный центр в нашем селе на 1175 учащихся.

130 лет назад Самарская уездная земская управа обеспокоилась тем, что в большом и богатом селе Кошки на две с половиной тысячи жителей приходилось всего 88 грамотных человек. И вот 1 октября 1880 года в селе открылось Кошкинское земско-общественное училище. Первым учителем стал местный священник Николай Цареградский.

В 1910 году по распоряжению Петра Столыпина для школы было возведено отдельное здание. Сегодня же школа размещается в двух зданиях, которые были построены при Советском Союзе. В одном располагается начальная школа, другое предназначено для занятий учеников средней и старшей ступени.
Детей в селе Кошки всегда было много. И вот она школа будущего, которая впечатляет своим масштабом жителей и гостей села. Это суперсовременное многоэтажное здание, возведенное в соответствии с новыми строительными технологиями в архитектуре.
5 февраля школа открыла свои двери для учащихся села Кошки. Это стало событием губернского и даже российского масштаба. Ведь такого проекта школы в российской глубинке еще никогда не было реализовано. В школе предусмотрены просторные классы, специальные блоки для проведения занятий по химии, физике и другим предметам. Кроме того, в школе есть большой актовый зал с амфитеатром, двухэтажная медиатека, бассейн с пятью дорожками на 25 метров. Молодые люди будут получать здесь те глубокие знания, которые так необходимы в современном мире.
Как замечательно будет учиться в такой школе!

1.3. Пятое чудо – Гудковские пруды.

Пятое место получила природа — Гудковские пруды. Местная достопримечательность прославила наш Кошкинскинский район далеко за пределами области.

Пруды называются Гудковскими по фамилии человека, который сотворил чудо. Это подполковник в отставке Владимир Гудков. Когда-то он работал в Кошках начальником военно-технической школы ДОСААФ. Он предложил построить плотину в сухой балке вблизи Кошек. Получился отличный пруд, в котором плещется рыба. Потом еще один, еще…
Вода чистая, прохладная даже в самые жаркие дни. Вокруг – сосны разного возраста: Владимир Ильич высадил их более десяти тысяч. Огромный заряд энергии и радости получают они после пребывания в этих красотах природы.

1.4. Четвертое чудо – фонтаны села Кошки.

На четвертом месте оказались фонтаны.

Фонтан «Дерево Скорби» в образе «дерева опаленного войной» был построен в 2006 году. Право открыть этот фонтан было дано детям победы, тем, кто родился в 1945 году.

В 2007 году в нашем селе появился фонтан на месте старой водокачки. Для этого привезли специальное оборудование, установили фонтан, вокруг него посадили цветы. В 2012 году его переоборудовали. Все жители Кошек были очень рады. Здесь отдыхают, фотографируются, сюда приводят гостей. Теперь в нашем селе два фонтана.

1.5. Третье чудо — Историко-краеведческий музейный центр

Третье место получил Кошкинский Краеведческий музей.

Сейчас музеем руководит Савостин Геннадий Тимофеевич.

Музей имеет следующие экспозиции:

«Древний период истории»

«Крестьянская изба»

«Первые села в районе»

«Начало XX века»

  • «Годы строительства социализма»

«Зал Великой Отечественной войны»

«Современный период»

«Выставочный зал»

1.6. Второе чудо — Парк 20-летия Победы.

На втором месте оказался Парк 20-летия Победы.

Парк Победы был открыт в 1965 году в честь 20-летия Победы. На территории парка открыты памятники: «Памятник неизвестному солдату», «Стела героям Советского Союза», Мемориальный комплекс Воинам, погибшим в Афганистане и Чечне, памятник легендарному подводнику Федору Видяеву, памятник Владимиру Ленину.

Центральное место в парке занимает обелиск Неизвестному Солдату. Начавшаяся 22 июня 1941 года война всколыхнула весь Советский Союз. Только за первые три дня войны добровольцами на фронт записались 123 человека из Кошкинского района. Самоотверженно воевали наши земляки. В честь невернувшихся с фронта земляков в1965 году воздвигнут памятник. Имена павших и пропавших без вести во время войны занесены в Красную книгу.

Наши земляки удостоены звания Герои Советского Союза: Иван Самаркин, Матвей Заводский, Михаил Акимов, Дмитрий Старостин.

В честь их бессмертного подвига в борьбе с врагом построена «Стела героям Советского Союза».

Памятник, павшим в Афганистане и Чечне.

Одним из первых в Самарской области начали строительство памятника павшим в Афганистане воины-«афганцы» Кошкинского района.

В апреле 1989 года на слете было принято решение соорудить монумент в память о ребятах.

16 мая 1991 года состоялось открытие памятника.

За десять лет в Афганистане погибло 13310 советских солдат, ранено 35478, а 311 пропало без вести.

Среди тех, кто не вернулся домой, оказались и наши земляки. Они уходили в армию, а попали на войну в далекий Афганистан. Молодые ребята с честью выполнили свой священный долг, защищая интересы Родины.

Рядовой Агеев Михаил, Мифтахутдинов Юнус, младший сержант Гильманов Хусаин, ефрейтор Родионов Анатолий.

Позднее были установлены Мемориальные плиты, воинам, погибшим в Чечне: Платонову Николаю и Хасянову Рамилю.

Памятник Федору Видяеву

3 ноября, в селе Кошки отметили 100-летие легендарного моряка-подводника, уроженца села Степная Шентала Кошкинского района Федора Видяева. В парке Победы состоялась церемония открытия памятника Федору Видяеву в 2012 году.

В годы войны он служил на Северном флоте, был командиром подводных лодок «Щ-421», «Щ-422». За мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками наградили тремя орденами Красного Знамени. В июле 1943 года моряк погиб при выполнении боевого задания. Его посмертно наградили орденом Британской империи 4-й степени. Кроме того, в честь Видяева назвали поселок в Мурманской области, в котором расположена база подводных лодок Северного флота.

1.7. Первое чудо — Храм «В честь Рождества Христова»

Главным чудом нашего села является храм, который был возведён в 2007 году.

Храм «В честь Рождества Христова» построен по замыслу и под руководством настоятеля протоирея Георгия (Попова). Белокаменная красавица-церковь, где врачуются человеческие души, словно невеста Божия, парит над землёй. Вырос храм на пустыре исключительно на пожертвования православных. 8 апреля 2007 года на Светлое Христово Воскресение состоялось первое богослужение. Сейчас храм является визитной карточкой нашего села.

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Посещение достопримечательностей

В ходе своего исследования я посетила Краеведческий музей Кошкинского района, и осмотрела памятные места нашего села, ощутила их красоту и притягательность, сделала их фотографии, беседовала с разными людьми и сделала для себя много интересных открытий.

2.2. Анкетирование

Для выявления семи достопримечательностей села Кошки мы с учителем Светланой Александровной составили анкету (Приложение№1), проанализировали и получили следующие результаты. (Приложение№2)

Всего было выделено 52 достопримечательности

  1. Заключение

В ходе проекта я сделала вывод о том, что жителям важны достопримечательности села Кошек. Все объекты моего проекта по-своему интересны. В своей работе я кратко осветила историю и достопримечательность каждого из них. В дальнейшем планирую продолжить работу над этим проектом.

Результат моей работы буклет «Семь чудеснейших мест села Кошки». (Приложение №3).

Он составлен на основе данных о памятных местах села Кошки. С его помощью можно совершить заочное путешествие по нашему селу.

Теоретическая и практическая значимость: данный материал может быть использован на уроках окружающего мира и литературного чтения, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка. Он интересен и познавателен.

Вывод: проведенное исследование убедило меня в том, что

— мы должны изучать и знать историю своей малой Родины;

— любовь к Родине надо воспитывать с любви к родной природе и её достопримечательностям.

И главный вывод, который я сделала: нужно учиться видеть чудеса, которые находятся рядом с тобой, для этого нужно просто оглянуться вокруг.

  1. Список литературы:
  1. Книга «История муниципального района Кошкинский», Самара-Кошки, 2008 г.
  2. Материалы районного краеведческого музея.
  3. Материалы газеты «Северные нивы», №20 от 2000 года, 395 от 2008 года, №105 от 2009 года, №90 от 2011 года.
  4. Акулиничев И. Земляничный край: Стихи. – Самара, 2003 год

Интернет-ресурсы:

Приложение№1

Анкета

Уважаемый житель с. Кошки!

К Вам обращаются обучающиеся 3 «б» класса ГБОУ СОШ с. Кошки, работающие над проектом «Семь чудеснейших мест с. Кошки».

Древние историки и путешественники описали семь чудес света.

Назовите, что, на ваш взгляд, можно отнести к «чуду света» в нашем селе:

1.___________________________________________________________ 2._____________________________________________________________

3. ____________________________________________________________ 4._______________________________________________________________ 5.________________________________________________________________ 6.______________________________________________________________ 7.________________________________________________________________

Несколько слов о себе:

1. Образование:

□ высшее;

□ средне — специальное;

□ среднее;

□ учащийся школы.

2. Возраст________

3. Сколько лет живете в с. Кошки?______________________

Приложение№2

Результаты анкетирования

  1. 81 % респондентов ответили, что к «чудесам» с. Кошки относится Храм «В честь Рождества Христова»
  1. 43% ответивших отнесли к «чудесам» Парк 20-летия Победы.
  1. 37% — отметили красоту здания Кошкинского Историко-Краеведческого музея.
  1. 27 % респондентов назвали фонтаны села Кошек.

Проектная работа на тему: «Моя малая Родина».

МБОУ «Лологонитлинская средняя общеобразовательная школа»

2018год

ПРОЕКТ

МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

Выполнили учащиеся 1 класса:

Беруков Адам, Пирилаева Абидат, Саидов Ахмед, Саидова Хадижат, Сайгидулаева Бика, Сайгидулаева Фатима, Туралаев Билал, Чинчарова Загарат

Руководитель: Чинчарова А.Ш.

учитель начальных классов

Помощники:

родители

Алигаджиева Х.А.

Залимханова Р.И.

Шихабудинова М. М.

Алиева А.Х.

Асадулаева С.А.

Алиева С.М.

1.Введение

2.Этапы работы над проектом.

3.Заключение

4.Методический паспорт учебного проекта.

Родина

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок…и я.

Семья – это не только я, мама и папа, это ещё дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки. О них нам рассказывают родители, и мы ими гордимся. Но есть ещё и место, где мы родились, живём – это село, деревня, поселок. Как всё начиналось? Попробуем узнать о нашей Малой Родине. Ведь именно с неё начинается наша большая страна – Россия.

Наш класс решил собрать материал о нашей Малой Родине и оформить его в виде книги. Эту книгу мы назвали «Моя Малая Родина».

Мы расскажем вам, как создавали нашу книгу.

Все ребята нашего класса живут в селе. Поэтому в понятие «Малая Родина» мы включили село Лологонитль.

Мы решили изучить природу, достопримечательности наших родных мест. Узнать какие знаменитые люди жили у нас, какое производство есть у нас. Мы захотели узнать и рассказать всем о природе наших краев. Каждое сообщение мы решили обязательно проиллюстрировать фотографиями, картинками.

Всю работу мы разделили на четыре этапа: организационный, подготовительный, этап реализации и заключительный этап. Во всём нам помогал наш учитель.

Каждую группу мы разделили на подгруппы. И они получили своё задание. Одни ребята стали собирать информацию об истории, вторая подгруппа — собирала материал о достопримечательностях. Третьей подгруппе досталась наиболее трудная и большая работа. Они должны были собрать информацию о природе, найти иллюстрации, сделать фотографии нашего края. Четвертая подгруппа получили задание собрать материал о нашей школе и производстве. На всю эту работу мы выделили два месяца: сентябрь и октябрь.

В течении двух месяцев мы собирали информацию везде. Всем классом вместе сходили на экскурсию. Посетили разные места, нашли много книг о наших краях.С помощью родителей искали информацию в сети Интернет.

Быстрее всех справилась с заданием третья подгруппа. Они собрали материал о природе, сделали фотографии нашего родного края. Ребята этой подгруппы стали помогать остальным ребятам.

Вначале ноября мы собрались все вместе и стали смотреть материал, который мы собрали. Мы отобрали самые лучшие фотографии, иллюстрации, выбрали самое главное из всего материала.

Дальше началась самая трудная работа. Весь материал нужно было расположить по плану. Мы много пробовали, спорили, обращались за помощью к учителю. И наконец-то у нас получилось. Осталось только оформить все. Мы обратились за помощью к родителям. Они нам помогли.

В конце работы мы выделили самых активных ребят, которые выступили перед родителями и рассказали им о нашем проекте.

Нам было очень трудно. Мы сделали презентацию нашего проекта. Помогли нам в этом наши родители и учитель.

Наконец-то наступил долгожданный день. Мы выступили перед родителями. Было страшно и трудно. Но мы справились.

Введение.

Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город, республику, страну все более и более растущими и расцветающими – все эти чувства в большой степени зависят от того, как мы их воспринимаем в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в нашей душе. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут наши знания о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они на формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся .

Народная мудрость гласит: не зная прошлого, не поймешь и настоящего.

Многие из нас не знают родословную своей семьи и дальше третьего поколения в своем роду никого не помнят. Забывают имена и отчество своих бабушек, дедушек. Плохо представляем жизнь наших предков и даже родного села, в котором родились и живем. Мы ставим следующую цель.

Цель нашей работы :

— создание «Моя малая Родина».

Все участники проекта (1 класса) живут в одном селе. Поэтому в понятие «Малая Родина» мы включили наше село, в которых живут наши ребята.

Для достижения поставленной цели мы рассматриваем вопросы, связанные с решением таких задач, как:

— изучить природу родного края

— выяснить особенности развития истории родного края

— узнать о знаменитых людях Малой Родины

-найти исторические памятники и достопримечательности своей Малой Родины

-собрать материал о Малой Родине ( иллюстрации, фотографии, тексты и т.д.)

— оформить собранный материал в виде презентации «Моя Малая Родина»

-научиться сотрудничать с одноклассниками и родителями.

Временные рамки создания проекта — с сентября по декабрь месяц 2018 года.

Основные этапы работы над проектом:

1.Организационный этап (сентябрь)

Формирование групп и распределение обязанностей. Составление плана работы.

2.Подготовительный этап ( сентябрь, октябрь)

Поисковая работа.

3.Этап реализации.(ноябрь)

Обработка данных.

4.Заключительный этап.( декабрь)

5. Защита проекта.

Селение Лологонитль Ахвахского района Республики Дагестан расположено на северных отрогах Богосского хребта на высоте около 2200 метров. У подножья горы, на которой находится село, течет река «Тахо», берущая начало в отрогах хребта.

Селение растянулось вдоль склона горы почти на 3 километра. Выше по склону в складке местности красивое озерко. Могучие силы природы олицетворяет возвышающий над Ахвахским районом пик «Тахо» (3751 м.), у подножья которой раскинулось село Лологонитль. Климат селения Лологонитли характеризуется повышенной влажностью.

От райцентра — с. Карата до Лологонитли 14 километров. Грунтовая дорога, связывающая село с райцентром, часто труднопроходима для транспорта даже в летнее время из-за многочисленных обвалов, камнепадов, оползней.

Селение Лологонитль образовалось переселением в местность «Кунге» жителей 8 окрестных хуторов. Переселение осуществлялось в ходе проведения коллективизации сельского хозяйства согласно постановлению СНК РСФСР и ЦК ВКП(б) от 27 мая 1937 года и было осуществлено грубыми, зачастую бесчеловечными методами в кратчайшие сроки. Часть лологонитлинцев проживают в селении Камыш-кутан Хасавюртовского района (в 2008 г. — свыше 650 человек).

В феврале 1930 года в Лологонитли было создано «Товарищество по обработке земли». Первым председателем «Товарищества» стал Абдурашид Газимагомедов. На основе «Товарищества» в 1939 году образовался колхоз «Красный партизан».

Селение Лологонитли граничит с селениями Тадмагитль, Кудияб-росо, Изано, Тлибищо Ахвахского района, а на юго-западе и западе расположены земли Шамильского и Цумадинского районов.
В 2008 году в Лологонитли проживало 814 человек и насчитывалось 158 домостроений.

Традиционными занятиями лологонитлинцев являются земледелие и скотоводство. Из-за отсутствия работы в родном селении десятки лологонитлинцев вынуждены уходить на заработки в города республики и за ее пределы.

Лологонитлинцы с гордостью называют имена участников Великой Отечественной войны Омарова Газимирзы Омаровича, награжденного орденом Отечественной войны II степени и многочисленными медалями, Османова Магомеда и Кадырова Ибрагима, награжденных медальями «За отвагу», депутата Верховного Совета ДАССР I созыва Хангереева Али Хангереевича, заслуженной учительницы Республики Дагестан и Российской Федерации Алиевой Шамсият Алиевны, трагически погибшего от рук террористов полковника милиции Акилова Ахбердилава Абдулгамидовича, знатной доярки- участницы выставки ВДНХ СССР Курбановой Жугайбат Курбановны, кавалера ордена «Знак Почета» Алибулатова Махмуда Алибулатовича, участников контртеррористической операции на территории Дагестана 1999 года Саидова
Омаргаджи Ибнугаджаровича и Алибулатова Бадрудина Махмудовича, награжденных медалями «За отвагу».

Одной из лучших в районе является Лологонитлинская средняя школа, в которой обучаются около 150 учащихся. Учебно-воспитательную работу в школе осуществляет педагогический коллектив из 37 преподавателей.

Многочисленными инженерно-геологическими обследованиями территория селения Лологонитль признана подверженной воздействию оползневых, обвальных процессов, вследствие чего необходимо срочное переселение жителей на безопасное место. Запрещено выделение участков под жилищное и общественное строительство. Обращения жителей селения в разные инстанции, вплоть до Президента Российской Федерации, с просьбой принять конкретные меры по разрешению сложившейся ситуации пока малоэффективны.

Лологонитлинцы-участники Великой Отечественной войны (1941-1945гг)

Погибли (пропали без вести):
1. Абдурахманов Абдула
2. Ахмедов Герай
3. Ахмедов Рачито
4. Абдурахманов Абдусалам
5. Алиев Асвад
6. Амиргамзаев Сайгидула
7. Арабов Итарко
8. Арабов Сулейман
9. Алиев Магомед
10. Алиев Исламбег
11. Гаджиев Чинчара
12. Гаджиев Шарип
13. Гитинмагомедов Юсуп
14. Жамалов Царакали
15. Забитов Карим
16. Забитов Абдулкадыр
17. Ибрагимов Магомед
18. Ичирилаев Абдула
19. Магомедов Зубаир
20. Муртузов Магомед
21. Османов Нуридин
22. Сайпудинов Ахбердилав
23. Сайпулаев Хайбула
24. Сайпулаев Магомед
25. Салихилаев Нурмагомед
26. Турачов Гитинмагомед
27. Халиков Вали
28. Хабибов Пахрудин
29. Хангереев Магомед
30. Халитов Ахмед
31. Хаидов Асадола
32. Халиков Расул
33. Шамилов Гусейн
34. Шахманов Амир
Вернулись с Победой:
1.Алиев Багаудин
2.Абдулаев Залимхан
3.Гоболов Асадула
4.Гоболов Саадула
5.Гаджиев Алигаджи
6.Гайирбеков Бадрудин
7.Давудов Омар
8.Кадиров Рашид
9.Кадимагомедов Айгуб
10.Кадиров Ибрагим
11.Матаев Гасан
12.Магомедов Омар
13.Мусалов Алибег
14.Нартаев Рашид
15.Нурмагомедов Насрудин
16.Омаров Газимирза
17. Омаров Алибулат
18.Омаров Алигази
19. Османов Магомед
20.Хангереев Али
21.Хасуев Пахрудин
22.Халиков Абдулшагид
23.Шамхалов Залимхан
24.Шамилов Гасан

Жители села являются ахвахцы. Ахвахцы — один из коренных народов Дагестана, которые искусственно включены в состав хунзахцев (аварцев). Начиная с 16-17 веков хунзахские ханы вели экспансивную политику по отношении к нашим народам. Постепенно притесняя наши коренные языки (каратинский, ахвахский, карахский, анцухский, гидатлинский,тиндинский, арчинский, цезский, андийский, андалальский, батлухский, капучинский, чамалалский, ботлихский, салатавский, хваршинский, бугулалский и тд), хунзахские ханы насаждали нам свой хунзахский язык (так называемый современный литературный аварский язык).

Основные этапы работы над проектом.

1.Организационный этап:( сентябрь)

Знакомство с темой проекта — «Моя малая Родина» (знакомство с

материалами учебника)

После этого мы план работы составили под руководством учителя. Установили сроки выполнения проекта.

Каждая группа была поделена на четыре подгруппы ,которые объединяли нас по интересам и активности самих ребят.

1 подгруппа собирала информацию об истории «Малой Родины»

2 подгруппа собирала информацию о достопримечательностях.

3 подгруппа собирала материал о природе нашей Малой Родины, делала фотографии, собирали иллюстрации.

4 подгруппа собирала информацию о производстве и о нашей школе.

Подключили к работе группу заинтересованных родителей, которые готовы работать вместе с нами по проекту.

2.Подготовительный этап: ( сентябрь , октябрь).

Самостоятельная поисковая работа учащихся всего класса. Посетили библиотеки с целью ознакомления с литературой по данной теме. Вместе с учителем мы сходили на экскурсию в школьную библиотеку, где нам помогли найти нужную информацию. Все вместе сходили на экскурсию в лес, в горы, на речку, озеро. С помощью родителей искали материал в сети Интернет и различных других источниках. Интервьюировали членов своей семьи об истории и достопримечательностях, о производстве своей Малой Родины.

Быстрее всех участники проекта собрали информацию о природе, сделали фотографии нашего родного края. Ребята этих подгрупп стали помогать другим участникам проектам в нахождении материала о жизни замечательных людей нашего края, о производстве нашего края. К концу октября весь материал был собран.

3.Этап реализации:(ноябрь)

В начале ноября у нас прошло промежуточное обсуждение по собранному материалу. Мы выбрали те фотографии, которые по всеобщему мнению подходили для нашей книги. Из всего материала выбирали самое главное, то что мы все хотели видеть в нашей книге.

Дальше началась самая трудная работа. Нужно было расположить материал по заранее составленному плану,подобрать фотографии к тексту, которые бы подходили. Мы много обсуждали, пробовали и наконец – то получилось то, что нам все понравилось.Нам осталось только оформить достигнутый результат в виде книги «Моя малая Родина» . Мы обратились за помощью к родителям. Они помогли нам до конца оформить книгу «Моя Малая Родина».

В самом конце работы мы выделили самых активных ребят. Они будут защищать наш проект на классном родительском собрании.

4. Заключительный этап:( декабрь)

В конце работы мы выделили самых активных ребят, которые выступили перед родителями и рассказали им о нашем проекте , представили нашу книгу. Было трудно. Пришлось подготовить устный рассказ о том, как мы делали наш проект, с какими трудностями мы столкнулись. Нам пришлось сделать презентацию нашего проекта. Мы обратились за помощью к учителю и родителям. Они помогли нам ее сделать.

Наконец-то наступил долгожданный день. Мы выступили перед родителями. Было страшно и трудно. Ребята справились. Книга наша очень всем понравилась.

Отчёт

Проект «Моя Малая Родина» создавался четыре месяца. В результате можно сказать, что достигнуты все задачи, которые мы ставили. Все этапы были выполнены по плану и в указанные сроки. Получилась замечательная книга «Моя Малая Родина». В ней собран и оформлен материал о селении Лологонитль. Участники проекта не только глубоко познакомились, но и выяснили особенности природы и истории родного края, поняли , что из малого складывается большое – наше село часть большой страны, которая называется Россией. Мы научились работать в команде, принимать на себя разные роли и обязанности. Мы научились сотрудничать с родителями, добивались взаимопонимания, совместно посещали библиотеку.

Поняли роль наблюдений, опытов, книг и др. источников информации в познании окружающего мира. Мы научились использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, удовлетворять познавательные интересы, искать дополнительную информацию о родном селе.

Уже в этом учебном году мы хотим выступить перед учениками других классов со своим проектом. Рассказать им о нашей «Малой Родине» и показать нашу замечательную книгу.

Работа нам очень понравилась. Все ребята активно работали.

Методический паспорт учебного проекта.

1. Название проекта — «Моя Малая Родина»

2. Разработчики учебного проекта – учащиеся 1 класса под руководством учителя начальных классов Чинчаровой Ашуры Шарапудиновны

3.Название образовательного учреждения –МБОУ «Лологонитлинская СОШ»

4. Год разработки учебного проекта — 2018учебный год

5. Опыт использования (степень распространения): — проводился один раз в 1 классе

6. Проблемная ситуация – с одной стороны всем знакомые места, где мы живём , а с другой стороны есть неизвестные моменты, на которые не обращали никакого внимания, поэтому хочется расширить свои знания о с родном селе.

7. Цель – создать книгу «Моя малая Родина»

8. Задачи:

— изучить природу родного края

— выяснить особенности развития истории родного края

— узнать о знаменитых людях Малой Родины

-найти исторические памятники и достопримечательности своей Малой Родины

-собрать материал о Малой Родине ( иллюстрации, фотографии, тексты и т.д.)

— оформить собранный материал в виде книги «Моя Малая Родина»

-научиться сотрудничать с одноклассниками и родителями.

9. Форма организации детей — групповая работа

10. Ведущая деятельность — поисковая;

11. Сфера применения результатов — краеведческая;

12. Используемые технологии — мультимедиа;

13. Форма продуктов проектной деятельности — книга «Моя Малая Родина»

14. Способ объединения результатов на презентации — отчет по результатам в любой форме

15. Виды презентации — компьютеродемонстрирующий

16. Класс или возраст детей: 1 класс , 7 лет.

17. Количество участников — 17 человек

18. Предметная область – окружающий мир, краеведение.

19. Состав участников — одноклассный;

20. Характер координации — явный

21. Темы учебно-тематического плана предмета(ов) — предмет «Окружающий мир» проект «Моя Малая Родина»

22. Время работы — средней продолжительности.

23. Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений:

– знают название своего села

– знают знаменитых людей своего села

– умеют читать, пересказывать прочитанный текст

— не умеют находить необходимый материал в различных источниках

— не умеют самостоятельно составлять устный рассказ

24. Приращение в ЗУН и специфических умениях – знания и умения, которые учащиеся приобретают в процессе работы над проектом:

–расширили знания о родном крае

— научились искать необходимый материал в различных источниках.

-научились фотографировать достопримечательности

-научились составлять устный рассказ.

-научились рассказывать.

-научились выступать перед родителями с подготовленными сообщениями

-научились сотрудничать с родителями и одноклассниками

26.Режим работы (организационная форма): внеурочный

27.Техническое оснащение – книги, Интернет, фотоаппарат, компьютер, интерактивная доска, документ-камера, мультимедийный проектор.

28.Кадровое оснащение – помощники – родители.

Рецензия

Книга «Моя малая Родина» является результатом работы над проектом «Моя малая Родина». В данном проекте принимали учащиеся 1 класса МБОУ «Лологонитлинской средней общеобразовательной школы». Временные рамки создания проекта с сентября по декабрь месяц 2018 года.

Тема проекта актуальна, так как учащиеся мало знают о своих родных местах, о жизни знаменитых людей своей малой Родины, поэтому хочется расширить их знания. Вся работа была посвящена изучению малой Родины.

Книга содержит информацию о селении Лологонитль Ахвахского района. В книге рассказывается об истории этих мест, природе, производстве, о знаменитых людях, о школе, в которой ребята учатся. Книга содержит не только информацию, но и проиллюстрирована фотографиями, которые сделали сами учащиеся.

В своей работе учащиеся столкнулись с большими трудностями. В проект включились и помогали родители учеников. С их помощью на компьютере был отпечатан весь материал. Учащиеся учились работать вместе над одной темой, помогать друг другу, слышать и слушать другого. Не у всех ещё это получается. И всё же работа сплотила ребят, результату радовались все. Учащиеся узнали много нового и интересного о своей малой Родине. У многих ребят появилось чувство гордости и сопричастности к истории своего села.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *