Как написать песню

Современная эстрада способна удовлетворить любой вкус. Обширный репертуар в самых разных жанрах пополняется, обновляется постоянно. Но это не значит, что нет места для творчества, реализации оригинальных идей. У многих людей, обладающих музыкальными, поэтическими способностями возникает желание написать песню. Не нужно думать, что это привилегия профессионалов. У любительских авторских шедевров тоже есть право на жизнь. Необязательно удовлетворять великие амбиции, мечтать о славе, большой сцене. Можно написать текст, музыку для произведения, которое будет звучать в узких кругах, радовать друзей, близких.

Из чего может состоять песня

Если вы хотите в итоге получить достойный результат, перед тем, как написать песню, уделите время изучению информации о структуре таких произведений. Соблюдение существующего регламента поможет создать качественный вариант, отвечающий общепринятым требованиям. Структура песни делится на несколько составляющих, у каждой из них свои особенности.

Название

Не думайте, что название не играет особой роли, его может и не быть. Это важная часть структуры. Броское, цепляющее название вызовет интерес, желание послушать песню. Кроме того нередко именно по нему запоминается произведение.

Обычно название подбирается после написания песни, так как оно должно в краткой форме точно отразить ее содержание, настроение. В нем не должно быть слишком много слов, лаконичность является обязательным условием. Считается, что максимальным размером для названия является пять слов. Это может быть строчка из текста или самостоятельная фраза.

Куплет

Основную информацию содержит куплет. В нем полноценно отражается смысл, вкладываемый в текст песни. В нескольких куплетах постепенно раскрывается сюжет, эмоциональная составляющая. Это может быть конкретная история, размышления, рассказ о каком-либо переживании и др.

В написании куплетов важно правильно рассчитывать слоги для строчек. Их содержание отличается, но сохраняется мотив. Куплеты должны исполняться в одном ритме, следовательно, число слогов должно соответствовать длине музыкальной фразы.

Пред-припев

Обязательным элементом пред-припев не является. Но эта составляющая может включаться в текст песни. Одна-две строчки, заканчивающие куплет, подготавливают к припеву. Специалисты называют его pre-chorus. Пред-припевы могут быть одинаковыми во всех куплетах или имеют определенные отличия по настроению, смыслу, но исполняются в одном мотиве.

Припев

Припеву принадлежит важная роль. Смысловая нагрузка у него может быть невысокой. Но именно припев обычно первым запоминается после прослушивания новой песни. Ему нужно уделить особое внимание. Припев может «спасти» не слишком удачное произведение и окончательно испортить шедевр.

Убедиться в его важности несложно. Все слова популярных шлягеров знают единицы, его припев с удовольствием напевают все. Припев должен быть ярким, более динамичным, чем куплет.

Бридж

В классической структуре чередуются куплеты и припевы. Но иногда требуется придать особую выразительность финальной части композиции. Для этого между припевом предпоследнего куплета и заключительной частью вставляется своеобразный мостик, который музыканты называют бридж. Его мелодия отличается от той, что используется для куплета. Бридж может быть текстовым, иногда в этом качестве уместно использовать инструментальный проигрыш.

Как сочинить текст песни

Если вы решили сочинить песню, определитесь, что именно вы хотите донести до слушателей. Смысл текста должен точно передать настроение, эмоции, раскрыть тему. Также нужно выбрать направление для построения песни. Это может быть стихотворная форма, речитатив. У этих вариантов есть существенные различия. Выбор зависит от жанра, стиля, в котором создается произведение.

Можно считать песню литературным произведением, так как в ней раскрывается определенная тема. Нужно понимать, что содержание текста является инструментом, позволяющим выразить определенную идею.

Стихотворная форма

Стихотворная форма используется в нескольких музыкальных жанрах. В такой песне музыка и слова тесно переплетаются, дополняют друг друга. Этот подход используется в написании фольклора, шансона, поп-музыки.

Перед тем как написать песню в таком формате, нужно ознакомиться с некоторыми особенностями стихотворных текстов. В создании шедевра потребуются поэтические способности, умение соблюдать определенный стихотворный размер, подбирать удачные рифмы. Нужно внимательно подходить к рифмовке. Нельзя просто подбирать слова, чтобы обеспечить звучные сочетания. Это может испортить песню, разрушить смысловую составляющую. Строки в куплете, припеве рифмуются парами.

Если обозначить строчку с одной рифмой А, а с другой Б, рифмующиеся фразы в куплете можно расположить в нескольких вариантах:

  • АБАБ – рифмы расположены через строчку;
  • ААББ – строчки рифмуются по две;
  • АААА – все строчки рифмуются;
  • АББА – рифмы в первой и последней, во второй и третьей строках.

В песнях не такие строгие требования, как в стихотворениях. Рифмы могут быть неидеальными. Сочетаться между собой им поможет мелодия. Она исправит небольшие нестыковки.

Не у каждого человека есть способности к стихосложению. Можно пойти более простым путем, выбрать для своей песни готовые стихи известных поэтов или произведения друзей, обладающих такими талантами.

Речитатив

Написание шедевра в формате речитатива отличается от стихотворного варианта. В таких песнях музыка является вспомогательным элементом, обеспечивающим оформление композиции. Это направление используется в жанрах ритм-энд-блюз, хип-хоп. Главным элементом мелодической составляющей является ритм. На него нужно опираться при создании текста.

Речитатив симметрическому ряду не подчиняется. Это своего рода разговор, только он певучий. В тексте используется естественная речь. В зависимости от стиля, жанра можно использовать размеренный, певучий или сухой речитатив.

Рэп

Ритм будет важным ориентиром, если вы решили сочинить песню в стиле рэп. Обычно ее написание начинается с хука. Это своеобразный припев, который является лейтмотивом, несколько раз повторяется. Если самостоятельно сочинить его сложно, можно заимствовать строчку из любимой песни. Только не нужно его копировать точно, иначе могут возникнуть претензии в нарушении авторских прав.

Рэп может рассказывать конкретную историю, включать философские размышления, метафоры. Но идея не должна выражаться в сложной форме. Для этого жанра характерны простые слова, четкие образы. В написании слов можно утрировать, раздувать тему, если хочется не просто донести идею, а повеселить зрителя.

Как написать песню к понравившейся мелодии

Можно сочинить песню, начав с создания текста. Но большинство профессиональных музыкантов предпочитают сначала написать музыку. Она формирует настроение, задает ритм. Иногда именно мелодия наводит на определенную тему, подсказывает, о чем нужно рассказать в песне.

Необязательно сочинять мелодию самостоятельно. Такие таланты даются не каждому. Можно написать песню на готовую мелодию. Прослушать ее нужно много раз. Это поможет выбрать подходящий размер стиха или создавать текст песни в формате речитатива, ориентируясь на особенности ритма.

Тематика будущего произведения может определиться автоматически. Музыка вызывает определенные чувства, эмоции, воспоминания, которые можно отразить в стихах. При прослушивании произведения выбираются мелодии для куплета, припева, бриджа. Куплет сопровождает более спокойная, размеренная музыка. Для припева нужны более динамичные, выразительные фрагменты. Бридж отличается от них, является самостоятельной частью.

При выборе тематики для своего произведения можно ориентироваться на безошибочные «вечные» варианты, которые всегда являются для людей самыми важными. Это может быть песня о любви, местах, вере, свободе, отношениях, жестокости окружающих и др. В тексте может содержаться реальная или придуманная история, воспоминания и др. Нужно учесть, что в песне не должно быть идей, способных оскорбить, обидеть людей, нельзя призывать к суициду, навязывать негативные решения.

Настоящий шедевр должен быть уникальным. Следует избегать клише, фраз, которые часто звучат в песнях или используются в разговоре.

Написать красивый, эксклюзивный текст песни можно, обладая обширным словарным запасом. Если он ограниченный, стоит уделить время расширению кругозора. Изучение философии, психологии, истории, чтение литературы окажет существенную помощь в написании песен.

Текстовая составляющая песни должна иметь логическое построение, быть последовательной. Важно соблюдать лаконичность, сделать стихотворение максимально информативным. Есть определенные ограничения в длительности песни, которые следует учитывать. Произведение, длящееся более 4-5 минут, утомит слушателей, снизит внимание, что недопустимо.

После определения жанра, тематики можно приступать к написанию самой песни. Необязательно садиться за стол, приступать к стихосложению, мучительно подбирая слова, рифмы. Многие авторы пользуются спонтанным вдохновением. Оно может придти в любом месте: в дороге, на работе, на отдыхе. Стоит всегда иметь при себе блокнот, карандаш, фиксировать пришедшие идеи. Потом в спокойной обстановке их можно будет скомпоновать, корректировать, сделать качественный текст.

Практические советы профессионалов

Если вы решили не просто сочинить песню, а сделать этот процесс своим главным увлечением, стоит познакомиться с советами профессиональных музыкантов.

  • Не оставляйте процесс в стадии мечты. Если вы считаете написание песен своим делом, нужно приступить к действиям. Возьмите пример с писателей, определяющих количество слов для ежедневной работы. Для начала можно пообещать себе, создавать по одной песне в неделю.
  • Уделяйте время прослушиванию музыки в разных жанрах. Не нужно ограничиваться на любимых стилях, возможно, вы просто недооценивали достоинства других вариантов. Внимательно проанализируйте все стили, выберите положительные и отрицательные качества. Определите, какой жанр вам ближе.
  • Быть профессиональным музыкантом необязательно. Но теоретические основы знать необходимо. Нужно иметь базовое понятие о мелодии, ритме, гармонии. Стоит затратить время на изучение аккордов, минорной, мажорной тональности, научиться определять их особенности.
  • Руководить вдохновением невозможно. У автора-песенника всегда должны быть под рукой бумага и ручка для записи внезапно пришедших идей. Они окажут замечательную помощь в написании текста. Еще лучше, если у вас с собой всегда будет мобильный гаджет с функцией диктофона. Он поможет записать не только слова, но и мелодии.
  • Наибольшей выразительностью отличаются песни, в которых отражены сильные личные переживания. Нужно тренироваться в стихосложении, учиться отражать таким способом свои эмоции, чувства. Хорошо, если вы играете на каком-либо инструменте. Он поможет сразу положить слова на музыку.
  • Не нужно спешить с окончанием работы. Готовую песню стоит внимательно прослушать несколько раз. Это поможет найти недоработки, корректировать материал, перед тем, как выносить его на суд зрителей.
  • При написании музыки на готовый текст нужно убедиться, что настроение, эмоции в стихах и мелодичность соответствуют друг другу.
  • Красивая музыка важна, но и слова заслуживают внимания. Не нужно подражать поп-шлягерам, в которых зачастую отсутствует серьезный смысл, ставка делается на ритмичную мелодию и простой припев. Долгая жизнь может быть только у песни, которая несет определенную информацию.
  • В написании песен используйте различные музыкальные приемы, которые могут идеально украсить произведение, сделать его максимально выразительным, запоминающимся.

Структура Музыки и ее Элементы

В одной из своих предыдущих статей “16 Эффективных Способов Заканчивать Треки”, я коснулся очень важной проблемы структурирования музыки. Дело в том, что многие новички выстраивают структуру своих треков «на ощупь», не осознавая в полной мере зачем они применяют тот или иной структурный ход в своей композиции.

В результате их треки часто звучат неубедительно и аляповато не потому, что что-то не так с саундом или со сведением, а потому, что по своей структуре трек не раскрывается в полной мере, в нем нет нескольких необходимых спадов и подъемов напряжения, своеобразной контрастности в некоторых моментах. Другими словами, слушатель не получает всю палитру эмоций и переживаний, не запоминает трек, у него не возникает желание качать его или делиться им с друзьями.

Одно ясно, для того, чтобы усвоить премудрости структурирования музыки, требуется большое количество времени и терпения. Чтобы вникнуть в этот процесс, нужно слушать как можно больше музыки и внимательно запоминать эффектные и удачные структурные ходы, учится применять их на практике. Важно также уметь выдержать некоторое время перед добавлением тех или иных музыкальных событий.

Мне потребовалось около трех лет для того, чтобы самому нащупать и начать применять годные структурные шаблоны для своих композиций. (Правда, тогда у меня не было интернета. Если бы был — я не потерял бы столько времени зря). Конечно же три года – это целая прорва времени.

Поэтому, желая сэкономить время новичкам, я покопался в теории, сам для себя уяснил много полезного, а результатом моего исследования стала вот эта статья.

В ней я подробно расскажу об элементах структуры треков, условиях их применения, расскажу как быстро и эффективно научиться организовывать свои треки при помощи нескольких простых упражнений.

Итак, для начала я предлагаю вам ознакомиться с перечнем главных структурных элементов треков:

1. Introduction (Начало, вступление, интро) — это музыкальная часть, находящаяся в самом начале песни, первые отголоски трека, которые нередко появляются из тишины, постепенно нарастая.

Вступление может состоять как из последовательности аккордов, мелодии, так и из простой барабанной партии.

Оно создает эффект напряженного ожидания перед следующей частью (перед куплетом или припевом). В конце последнего такта интро могут весьма эффектно вступать барабаны в виде «брейка» (см. 7 пункт).

Следующей за интро структурный элемент аранжировки должен создать у слушателя либо эффект расслабления или удивления, в общем — цеплять.

2. Verse (куплет) — а это часть в которой раскрывается основная музыкальная тема композиции. Если вы начинаете ваять какой-то набросок трека, в большинстве случаев вы ваяете как раз “куплет” будущего трека. В песенном жанре поверх куплета поются слова, в инструментальном — разворачивается основная мелодия. Когда две и более частей песни имеют в основном одинаковую музыку и разные слова, каждая из этих частей все равно рассматривается как один куплет.

Куплеты в совокупности могут занимать от 40 и более процентов всей структуры трека. Так что это своеобразный — фундамент, от которого и нужно “плясать”.

3. Pre-chorus (Предверие Припева) — это не обязательная, но довольно часто употребляемая часть песни, которая по своей сути является развитием куплета (verse). Она также может называться «build» («развитие») или «transitional bridge» («переходный мостик»).

Суть ее в том, чтобы нагнетать напряжение перед ярким припевом, мелодически разнообразить куплет песни, чтобы припев явился перед слушателем с гораздо более ярким чувством новизны.

В пред-припеве обычно используются доминирующие или очень схожие с ними переходные мелодии, однако могут также использоваться и совсем иные гармонические последовательности. В таком случае в пред-припеве может быть использован эффект “коллизии” (столкновения). Это когда поверх привычных слушателю последовательностей нот появляется еще одна, которая вместе с ними создает, доселе неслыханное сочетание.

Pre-chorus — эффектный ход, но требует от композитора определенного умения.

4. Сhorus (Припев) — он же “рефрен”. Чаще всего он резко отличается от куплетов как по ритму, так и гармонически.

Припев более динамичен и ярок, в нем также могут использоваться добавочные инструменты (Например, подключаются струнные, появляется иной синтезатор, бэк-вокал, и т.п.)

Структура припева, также как и куплетная, зачастую состоит из повторения одной формальной части (такта, квадрата). Припев подводит слушателя к следующему куплету, бриджу, либо им же завершается песня.

Само слово “припев”, конечно отсылает нас к песенному жанру. Но не стоит смущаться — данное понятие употребляется и для сугубо инструментальных композиций.

Рассмотрим любой трек как повествование. Последовательность структурных элементов трека доносит до слушателя некий абстрактный, эмоциональный посыл в музыкальных фразах. Вы как будто произносите предложение… И если куплет взять за “подлежащее” нашей фразы, то припев — это “сказуемое”. Это тот гвоздь, который окончательно закрепляет песню или трек в голове у слушателя. Если с припевом беда — трек можно считать неудавшимся.

5. Bridge (Бридж, Мост) — бридж является небольшой вставкой, соединяющей две весомые части песни (куплет с припевом, к примеру). Он призван создать между ними гармоническую связь и при этом заинтриговать слушателя неожиданным ходом.

Поэтому бридж отличается от куплета или припева по гармонической структуре (мелодии, последовательности аккордов).

В песнях бридж не всегда предназначен для пропевания слов, однако если слова в бридже есть, то они должны вносить несколько иной взгляд на проблематику в тексте.

До бриджа куплет чаще всего используется дважды. В таком случае бридж заменяет 3-й куплет, либо следует за ним, либо предшествует ему. В последнем случае он специально задерживает ожидаемый слушателем припев. Это опять же — эффект неожиданности для слушателя, который ожидает появление припева.

Дальнейший припев после бриджа, как правило, является последним и часто повторяется, тем самым подчеркивая, что это — финал трека.

Просто усвойте правило: если в песне ожидается либо куплет, либо припев, и вдруг вместо ожидаемого возникает фрагмент чего-то музыкально или по тексту отличающегося от куплета и припева, тогда этот структурный скорее всего и является бриджем. Кроме того, в бридже обычно гораздо меньше инструментов, чем в куплете, и уж тем более, припеве. Бридж менее массивен.

Я упомяну здесь также и такую разновидность бриджа, как middle eight (Миддл-эйт, “серединка”, это международное название). Понятие мидл-эйт весьма схоже: это также мелодическая вставка, обычно длиной 8 тактов, в которой мелодия в большей или меньшей степени контрастирует с остальным треком. (На практике она часто расположена не по середине, а где-то ближе к концу трека).

Данная разновидность бриджа широко употребляется во всякого рода попсе.

Суть Мидл-Эйта в том, что перед последним забойным припевом пускается восемь тактов немного другой музыки, отличающейся от общего задора песни. Чаще всего это довольно лирическая вставка. Это сделано для того, чтобы выгодно сыграть на контрасте между лирикой и сугубой прямолинейностью хита.

6. Instrumental solo (Инструментальное соло) — это часть, предназначенная для исполнения какого-либо соло. Либо на гитаре, либо на клавишных, либо на барабанах… на чем вздумается! Бывает так, что соло исполняется двумя музыкантами сразу.

Сольная часть основана на той же гармонии, что и основные части трека (такие как куплет, припев, или бридж). Чаще всего играются те же самые ведущие мелодии, которые были слышны на протяжении трека, но с приукрашиваниями, отступлениями, техническими изворотами. Приветствуются сочетания ладовых проходов, арпеджио, рифов и т.п.

7. Brake (Брейк) Брейк — это барабанная «сбивка» в конце такта. Небольшой «перерыв» в завершении музыкальной фразы, который обычно маскируется замысловатой барабанной пробежкой и одной-двумя нотами ведущих инструментов трека.

Брейки являются некими «шарнирами» песен. Они часто свидетельствуют о стыке двух музыкальных фраз или структурных элементов трека.

Использовать брейк нужно аккуратно. Начинающие музыканты очень любят вставлять брейк чуть ли не в каждом такта. Это далеко не всегда работает на слушабельность композиции. Есть простой совет, который позволяет нащупать баланс: чем больше инструментов используется в треке, тем меньше в нем должно быть брейков.

Иногда замысловатый барабанный брейк с одним-двумя инструментами используют где-то ближе к концу трека в качестве бриджа. Он длится четыре-восемь тактов и резко перетекает либо в припев, либо в пред-припев.

8. Outro (Coda, аутро, завершение) — также называемая «extro» — это заключительная часть песни, в которой все инструменты постепенно сходят на нет, затихают, или же резко обрываются (в зависимости от задумки композитора).

Самый простой тип outro просто повторяет несколько тактов тонического аккорда или использует «набор» аккордов многократно повторяющейся в треке последовательности. За основу также могут браться последовательности куплета, припева, реже — бриджа.

Аутро также без проблем реализуется барабанной партией с любой примесью, которая только взбредет в голову композитору. В общем, как и со всеми составляющими трека четких правил для аутро нет.

С основными элементами всё.

Давайте теперь поговорим о том, как лучше научиться применять на практике все эти структурные ходы.

Я по-прежнему утверждаю, что лучший путь — учиться у своих кумиров. Слушать их треки, анализировать их, а затем пытаться повторить и комбинировать услышанные структурные комбинации в собственных треках.

Например я многому учился у горячо любимых мною Nine Inch Nails. Очень здорово, что исходники некоторых их песен доступны для скачивания с их сайта http://remix.nin.com/ (нужна регистрация, раздел “multitracks”). При наличии Ableton, вы сами можете их пристально изучить.

Вот как, к примеру, выглядит структура трека “Nine Inch Nails — God Given”

(Как звучит сама песня, можно послушать, например, на youtube: http://www.youtube.com/watch?v=DbeMZzBc83w):

По маркерам с надписями вверху экрана видно, что структурные элементы расставлены в следующем порядке:

— — — — — — — —

Опознав схему, можно быстренько начертить ее в блокноте, и в дальнейшем применять для составления уже своих собственных треков.

Вы мне справедливо можете возразить, что большинство исполнителей не публикуют исходники своих треков, а поэтому совершенно непонятно, как же вникнуть в структуру трека “со стороны” не имея исходников?

Отвечаю: теперь, когда вы знаете об основных структурных элементах трека, вы уже подготовленный слушатель! =) Слушая полюбившиеся вам треки, делайте пометки в блокноте. Когда вы отмечаете элементы во время прослушивания любимых треков, вы закрепляете в памяти структурные ходы. (Для начала вы отметите , затем наверняка будет , … … и т.д.)

Такие упражнения не займут у вас много времени. Особого разнообразия в структурах треков нет. Все они базируются на десяти-двадцати расхожих шаблонах (Есть, конечно, стили, типа IDM, которые их из принципа не соблюдают). Проанализировав всего несколько треков, вы будете уже с уверенностью будете разбираться со всеми собственными структурными ходами, примерять их на практике. Ступора, который часто возникает у начинающих композиторов больше не будет возникать.

А если все-таки затруднения с организацией музыкального материала есть? Тогда я рекомендую вам вспомнить по аналогии схожий трек какого-нибудь исполнителя из вашей фонотеки. Когда вы проанализируете его структуру, вы сможете применить почерпнутые ходы в своем собственно треке .

Я рекомендую для наглядности загружать мп3-файл анализируемого трека к в свой любимый аудиоредактор (в моем случае это Ableton), синхронизировать с темпом (в Ableton это делается автоматически при помощи Warping’a), а затем прослушивая, отметить специальными маркерами все необходимые структурные элементы:

После этого можно удалить трек с дорожки, и, основываясь на оставшихся маркерах, делать уже собственное произведение.

Тем самым вы заимствуете у профессионалов годную, готовую к употреблению структуру. Ее наполнение же остается целиком за вами. Вы экономите время, и при этом усваиваете методы, которые помогают профессионально и интересно структурировать ваши треки.

Итак, самое главное — разобраться с функциями кирпичиков (интро, куплет, пред-припев, припев, бридж, брейк, инстр. соло, аутро), научиться выделять их прослушивая чужие треки, а затем уже, на практике, внимательно вслушиваясь в канву произведения, применять их. При этом композиторское чутье к музыкальным переходам воспитывается при прослушивании любимой музыки.

Если вы будете доверять своему чутью, и действовать уверенно, со знанием дела, то структура вашего собственного трека будет лепиться как бы сама собою и звучать гармонично, четко, с достоинством.

С Уважением, Wolfframe

Музыкально-дидактическая игра «Из чего состоит песенка» («Построение песни»)

Ирина Логашова
Музыкально-дидактическая игра «Из чего состоит песенка» («Построение песни»)

Дидактическая игра «Построение песни».

Цель.

Научить детей определять и различать части песни.

Задачи.

Развивать навыки восприятия музыкальных произведений.

Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

Развивать словарный запас для определения частей песни — вступление, заключение, запев (куплет, припев, проигрыш.

Материал.

Дидактическая доска или фланелеграф, карточки с условным обозначением музыкальных частей песни.

Ход игры.

В игровой форме знакомлю детей с понятием «Построение песни»,

Или «Из чего состоит песенка».

М. р. Ребята, на клавиши моего пианино прилетел воробышек.

/ выкладываю карточку с изображением воробышка на клавиатуре. /

М. Р. Начал воробышек прыгать по клавишам, и у него

получилась такая мелодия (играю вступление песни)

/дети узнают её/. Эта часть песни называется «вступление».

М. р. С каких слов начинается наша песня?

/ дети называют слова начала песни/.

/выкладываю карточку с цифрой 1/.

М. Р. Мы с вами поём «первый куплет», он ещё

называется «запев».

/дети поют первый куплет песни/.

М. р. «Молодцы! Мы так хорошо пели первый куплет,

что зайчик услышал нас, взял свой веселый

колокольчик, прискакал, чтобы с нами припевать.

/выкладываю карточку с изображением

зайчика с колокольчиком. /.

«Сейчас мы будем петь «припев» песни. Он будет

таким же звонким, как «голосок» колокольчика

в лапке у зайчика.»

/исполняем припев песни/.

/ выкладываю карточку с изображением клавиш фортепиано/.

М. р. Ребята, посмотрите, здесь изображены только

клавиши моего пианино, нет ни воробышка,

ни зайчика, ни цифры «1», или «2». Ну, что ж,

я буду играть только музыку из нашей песенки,

а пока я играю, вы вспоминайте слова

следующего куплета. И запомните, что

между куплетами в песне звучит «проигрыш»

/ играю проигрыш,, дети вспоминают слова второго куплета/.

М. р. Вспомнили, с каких слов начинается второй куплет?

Кто может сказать, какую карточку нам надо

выложить на фланелеграфе?»

/дети догадываются, что надо ставить

карточку «2 куплет». Выставляем карточку,

поём второй куплет песни/.

М. Р. Ребята, посмотрите на фланелеграф.

Какую карточку мы выкладывали после

первого куплета?

/дети отвечают чаще всего: «Зайчика»/.

М. р. А в песенке это называется… «припев».

/если дети не могут дать правильный ответ,

называю его сама/.

/выставляю карточку «С зайчиком»/.

/Исполняем припев песни. /

Выставляю карточку «Заключение»

(Она такая же, как и вступление, с воробышком на клавиатуре фортепиано).

/играю окончание песни/.

М. р. Ребята, к нам снова прилетел воробышек.

Вы знаете, он нам говорит «Спасибо» за такую

красивую песню, и спрашивает, можно ли

ещё прилететь к нам?»

/дети отвечают/.

М. р. А я играю заключительную мелодию.

Эта часть песни так и называется – «Заключение».

/Далее мы с ребятами смотрим, какое у нас

изображение получилось на фланелеграфе/.

М. р. Вот это и есть схема нашей песенки.

/схема составлена по песне «Рыбка» М. Красева,

и я обращаю внимание, что в ней два куплета, а если бы в песне было при куплета, то нам надо было бы поставить карточку с цифрой 3 и ещё один «припев»/.

А теперь мы поиграем наоборот.

Я буду убирать те карточки, которые вы мне назовёте.

/Дети называют части: «припев», «запев»,

«вступление», могут вместо «заключение» сказать

«выключение». Я даю правильное понятие.

Самым тяжёлым является понятие «Проигрыш»,

но со временем, дети называют и его/.

На следующих этапах мы с ребятами составляем песни, состоящие из трёх куплетов, например «Моя Россия» — муз. Г. Струве, четырёх, такие, как «Урок» — муз. Т. Попатенко.

Во время разучивания частушек, дети узнают, что в них нет припева, а между куплетами есть только проигрыш.

Так же мы с детьми определяем, что в некоторых песнях всегда припев один и тот же, а есть песни, где слова припева меняются.

Дети очень любят эту дидактическую игру, на занятиях и в свободной деятельности выкладывают «построение» песен.

Мне эта игра очень помогает в работе. Дети знают, что во время вступления и проигрыша петь не надо. Когда поём песню с очень весёлым припевом, и детям хочется «форсировать» звук, «покричать», я говорю, что «нужно петь красиво, не кричать, иначе воробышек больше не прилетит». С ребятами разбираемся, о чём поём в первом куплете, о чём — во втором, и как начинается третий куплет, если он есть.

Что такое проигрыш?

«Вся наша жизнь игра!» К сожалению, не всегда мы в ней выигрываем. И я задался вопросом: Что такое проигрыш? И так ли он страшен? К проигрышу обычно относятся негативно, но на самом деле так ли это? Наиболее часто применяется следующая трактовка этого слова:
1.»Проигрыш (в спорте) — результат в матче или партии, при котором засчитывается поражение той команде (участнику), которая забила меньше голов, набрала меньше очков, баллов и т.п.»
Это и подобные определения можно найти легко, они относят понятие «проигрыша» к играм. Казалось бы проигрыш это плохо, отрицательный результат. Поражение. Однако всемудрая википедия добавляет ещё одну:
2.»Проигрыш (в музыке) — музыкальная фраза, инструментальная вставка, интерлюдия, предшествующая основной части музыкального произведения, либо связывающая собой несколько его частей; мелодия соединяющая куплет и припев.
Довольно часто «проигрышем» называют музыкальное (оркестровое или фортепианное) исполнение без солиста целого куплета, когда солист повторяет только последнюю фразу»
Второе определение прямо спасает. Если в куплете или припеве звучит голос артиста, который несёт смысловую нагрузку и у нас в голове развёртываются образы, то в музыкальном проигрыше нет речи, музыка повторяется, образы не сменяются новыми. История, которую ведает нам автор, в эти моменты не движется, а стоит на месте.
Перенесём это значение на игры. Проигрыш – это результат игры, при котором не произошло движения. Но какого движения? Движения по игровому полю? Нет. Для ответа надо добавить ещё одно определение:
Выигрыш
1. Приобретение игрой во что-нибудь или в результате розыгрыша.

2. Выигранные деньги; вещь, то, что выиграно.

3.Победа в игре.

4. Выгода, польза, преимущество, полученное благодаря чему-нибудь.
Для чего играют в игры? Чтобы приобрести что-то. Это приобретение не обязательно победа над кем-то или денежный приз. Это приобретение — игровой опыт. Проигрываешь, значит не двигаешься, не получаешь опыта. Сознание стоит на месте. И, наоборот, если игровой опыт получен, значит, ты выигрываешь, двигаешься.
Не всегда получаешь удовольствие от выигрыша. Возможно, оппонент был слаб, и ты ничему не научился в игре. А может ты жульничал? Так тоже не получишь опыта игры. И наоборот, даже получив поражение, ты выиграл, если извлёк из игры свой опыт. Вспомни, когда забываешь о «проигрыше» в жизни? Когда принимаешь опыт поражения и делаешь работу над ошибками. Потом думаешь довольно: «Теперь, если это повторится я буду поступать вот так».
Выигрыш — это не выигрыш, если игрок не получил опыта и роста от игры.
Проигрыш — это не проигрыш, если игрок может извлечь опыт из игры.

<< Частотное заполнение микса

В этой статье поговорим о структуре песни и поверхностно затронем музыкальную форму – а именно:
* Познакомимся с элементарными частями композиции
* Разберем пример песни
* Уточним вопрос о структуре песни
Элементарные части композиции
Изначально я не хотел вообще грузить теорией в этой статье, к тому же и сам в этих терминах не силен, но в итоге решил, что будет полезно кое-какую поверхность показать – как ни странно, в сети я не нашел четких определений нижеприведенных терминов. И статей, где это все могло быть собрано в кучу и в полной мере разжевано.
Что ж, заполним этот пробел! Начнем от самой простой структуры:
Мотив – наименьшая часть мелодии, несущая смысл. Группа нот буквально от 2-3 штук или чуть более.
Фраза – состоит из 2х или более мотивов, образующих относительно завершенную мелодию.
Предложение – состоит, как правило, из 2х фраз (хотя не обязательно) и находится в пределах одного гармонического оборота (каденции).
Период – наименьшая форма, в рамках которой можно сделать завершенную музыкальную композицию. Зачастую состоит из 2-х предложений.
Период называют квадратным, если он разделен на два одинаковых по длительности предложения и включает в себя 8, 16 или 32 такта, и так далее по геометрической прогрессии, но вряд ли дальнейшие объемы будут широко востребованы.
Перейдем к более наглядным примерам. Вот перед вами музыкальная «композиция» (а что, вполне себе так композиция ) в один период:
sample_period.mp3
Вот – она же в нотах и с кое-какими дополнительными сведениями:

Зеленым цветом отмечены мотивы.
Розовым цветом отмечены фразы.
Фиолетовым цветом отмечены предложения.
Синими буквами подписаны аккорды.
В композиции используется два мотива. Вот – первый:
motiv1.mp3

Вот – второй:
motiv2.mp3

Можно возразить, что на самом деле мотивов больше – хотя бы в первом и втором такте ноты не все одинаковые. Да, это так. Ноты могут быть разные, но если их ритмический рисунок сохраняется (даже в общих чертах) это – один и тот же мотив.
Из этих мотивов собраны 4 фразы, по 2 на одно предложение. Вот – первая фраза первого предложения:
fraza1.mp3

Вот – вторая фраза первого предложения:
fraza2.mp3
И, собственно, предложения периода. Первое предложение звучит и выглядит так:
pred1.mp3
Второе предложение:
pred2.mp3
А теперь – о том, что делает этот маленький кусок в 17 секунд законченной композицией. Послушаем еще раз пример полностью:
sample_period.mp3
И вспомним о том, что предложение – не просто совокупность фраз, но и что-то, лежащее в пределах одного гармонического оборота. Я намеренно подписал аккорды под каждым тактом.
Взглянем на последовательность аккордов в первом предложении: G-Em-C-Em.
Мы видим, что гармония начинается с соль-мажора и заканчивается параллельным ему ми-минором – это звучит хорошо, но не так идеально, если бы мы пришли обратно в соль-мажор. Слух более тяготеет прийти в натуральный мажор, в результате чего возникает маленькая напряженность, которая разрешается во втором предложении: G-Em-C-G. Мы приходим обратно в соль-мажор, тем самым уверенно ставя точку в конце композиции.
Мелодически одно предложение от второго отличается лишь предпоследней нотой – в первом это ми (тоника ми-минора, малая терция от соседних двух нот), во втором фа диез (малая секунда от соседних нот). Тем самым подчеркиваются последние аккорды предложений.
***И тут мне бы следовало раскопать теорию дальше про всякие, одночастные, двухчастные, сложные формы и тому подобное… В итоге я бы забил статью непрактичным материалом, которого в сети много и особой погоды он тут не сделает – современная популярная музыка в основном построена на песенной форме, к чему и приступим.
Разбираем практичный пример
Трек ниже был написан мною на скорую руку за вечер, криво-косо без толкового сведения (сразу предупреждаю) и вообще для совсем других целей. Но в итоге я подумал, что с него выйдет хороший пример. Итак, типичный инструментал в стиле хард-н-хеви:
(Google Drive | Яндекс.Диск)
Послушали? Полностью? Далее следует принять кое-какие истины.
Общая структура композиции. Она обязательно должна подразумевать 3 пункта:
1. Вступление
2. Развитие
3. Концовка
Это как история, которая должна чем-то зацепить, о чем-то рассказать, раскрыть суть поставленных в начале вопросов. Должно быть какое-то движение, развитие, при этом должна сохраняться некая общая линия, чтобы повествование, начавшись с одного, не закончилось совершенно другим.
Контрасты. Для того чтобы композиции было куда и как развиваться, используйте контрасты во всем – тихо-громко, быстро-медленно, просто-сложно, ярко-тускло и т.п.
Теперь взглянем на структуру примера:
Буквами обозначены периоды, их группы и вариации – да, делать композиции из одного периода довольно скучно. Над каждым периодом написано время, с которого он начинается.
В структуре песни должны быть два обязательных элемента (хотя… можно найти исключения, но не сегодня) – куплет и припев. Припев обозначен буквой А. Куплет обозначен буквами B*1-4. Впрочем, им можно назвать структуры B-B2, но таком любом случае нам все равно пришлось бы их разбирать подробнее.
Остались элементы C-C2 и D – это что-то среднее между куплетом и припевом. Вступление в припев, или прехорус. Я подумал, что было бы скучновато перейти от куплета к припеву сразу, и хорошо придумать какую-то связующую часть.
Теперь разберем, что конкретно происходит в каждом периоде:
>> A (0-0:17). Припев. Трек начинается с заглавного рифа, вокруг которого будет крутиться вся композиция. Или почти вокруг него.
>> B*1 (0:17-0:33). Первая вариация куплета.
Вспоминаем о контрастах: проблема в том, что современная музыка имеет небольшой динамический диапазон. В так называемой попсе его сужают для того, чтобы «выкачать» из музыки эмоции, сделать ее приятной и понятной для слуха любого человека – ведь чем больше аудитория, тем больше денег можно заработать. В рок-музыке наоборот – динамический диапазон сужают для того, чтобы, скажем, выкрутить ручку громкости на максимум. Показать мощь. Ударить со всех орудий. И проблема возникает в том, что слух довольно быстро привыкает к самым тяжелым и агрессивным стилям, после чего они кажутся уже какими-то легкими и «попсовыми». Как на картинке:
Хочется мощнее, тяжелее, а ручка громкости дальше не крутится! Вот незадача. Поэтому надо искать способ выразить эти эмоции с помощью контрастов.
В данном случае для того, чтобы дать пространство для развития я использовал разницу «просто-сложно». Поэтому первая вариация куплета – простая, банальная мелодия. Может быть даже шаблонная.
>> B*2 (0:33-0:48). Вторая вариация повторяет первую за исключением двух вещей:
1. В 3-4 тактах ударные меняют ритмический рисунок, как-бы сбивая с ритма, а соло-гитара играет уже на октаву выше. Тем самым мы вносим неожиданность в ровный бит, подчеркивая это мелодией – не даем слуху заскучать после банальщины в пределах одной октавы.
2. В последних двух тактах ударные играют всбивку, и мелодия опять уходит вверх, добавляются подтяжки. Этим мы подготавливаем слушателя к переходу к части C.
Кстати – маленькая, но полезная фишка при сочинении партий соло-гитары, особенно при сочинении соло. Если мелодия будет очень долго крутиться в пределах одной октавы, слуху это быстро надоест, поэтому уход соло в определенный момент вверх на октаву или вниз освежит его.
>> C (0:48-1:03). Предприпевная часть (прехорус). Тут уже даем слуху пищу для размышления. Ударные малость меняют бит, а мелодия становится интереснее.
В 1-2 тактах соло обыгрывает ми-уменьшенный септаккорд (Edim7), а именно – задействованы 1,3 и 7 ступень.
В 3-4 тактах обыгрывается си-минорный септаккорд (Bm7), задействованы также 1,3 и 7 ступени, но при этом я еще добавил 6-ю – она тут на полутон выше 5-й. Что делает этот аккорд как-бы мажорным, и гитар про определяет его как Gadd9/B (типа к тонике «соль» добавлена 9-я ступень – «ля», а бас у аккорда «си»). В любом случае звучит прикольно.
В 5-6 тактах я использую обычный аккорд ми-минор.
Последние, 7-8 такты играет обычный пассажик, как бы завершая все наигранное выше и подготавливая к переходу на припев.
Обращу внимание на такой момент – пассаж заканчивается нотой «си», тогда как рифф в припеве начинается с «ми». Получается, «си» по отношению к «ми» – доминанта, которая стремится разрешиться в тонику, и в пассаже это используется для создания более логичного перехода к припеву.
Завершается первый куплет, обозначенный как B.
>> A (1-03:1-20). Припев. Такой же, как и вначале, за исключением последнего аккорда «си». Тут он играется открытым, а в первом варианте – приглушенным.
Открытым его надо было сыграть для подготовки ко второму куплету B2, потому что…
>> B*3 (1:20-1:36). Третья вариация куплета. Казалось бы, что тут можно сделать мощнее риффа в припеве? Можно. И сейчас этому – самое время.
Ударная установка играет ритм с бочкой на каждую 8-ю, а соло-гитара играет довольно эффектные быстрые конструкции. Хотя на самом деле эта техника не такая уж сложная, по крайней мере, пока не потребуется сыграть ровно и чисто .
>> B*4 (1:36-1:52). В четвертой вариации куплета скорость сменяется медленными фразами, но играемые почти на самых высоких нотах гитары.
>> D (1:52-2:08). В этом месте должно было быть соло. Поэтому я его обозначил как D, а не C2. Во многих песнях соло – наивысшая точка кульминации, накала страстей, однако у нас это уже было в B*3, поэтому сейчас надо разрядить атмосферу, убрать напряжение, что и происходит. Ритм-гитара и ударные переходят на спокойные партии, а соло-гитара играет мотив на том же аккорде, что звучал в C в 3-4 тактах.
Хм… А почему бы кускам B*3-4 не поменяться местами с D? Да, так было можно. Но было бы слишком затянуто – в песне человеческий голос воспринимается гораздо легче, чем другой солирующий инструмент. Людям проще слушать человеческий голос, а многие люди вообще не любят инструментальную музыку, поэтому оттягивать точку кульминации я не стал, чтобы слушатель не заскучал по пути к ней.
>> A (2:08-2:40). Тот же припев, повторяющийся два раза. Причем, в A2 (2:24-2:40) он дополнен простым заполнением соло-гитарой, чтобы не было совсем уж унылого однообразия. По сути – финал истории, конец композиции.
На этом можно закончить, но…
>> C2 (2:40-3:06) …это было бы слишком просто. Поэтому в качестве настоящего финала я решил добавить вариацию первой предприпевной части C. Эта идея, на мой взгляд, хорошо вписалась в трек – без нее было бы скучно, ведь рифф в припеве довольно прост и предсказуем.
К тому же, появляется некий смысл части C как «центровой» идеи наряду с рифом в припеве: сначала она проявляется в C, потом, в некотором роде, в D, и в самом конце в C2. А без C2 она бы просто исчезла еще в самом начале.
Заканчивается трек после взбивки в последнем такте подвешенным аккордом E –типично для этого стиля.
Структура песни
Теперь, кода мы разобрали конкретный пример, можно разобрать типичную структуру песен в общем. Как говорилось выше, в ней есть две главные структуры:
К – куплет.
П – припев.
Уже с них можно, учитывая кое-какие правила, сделать песню. Скажем, так:
К-П-К-П
Или так:
П-К-П-К-П
А можно ввести еще кое-какие части:
ВК – вступление и концовка. Я объединю их в один пункт, поскольку в половине случаев они могут быть идентичны друг другу, а в половине – нет.
С – соло. Или брейкдаун – как D в рассматриваемом выше примере.
Тогда можно будет сделать так:
ВК-К-П-К-П-ВК
Или так:
ВК-К-П-К-П-С-П-ВК
Или вообще так:
ВК-К-П-К-П-С-К-П-С
В этом случае в качестве концовки выступает второе соло. А можно сделать песню вообще без припева – только на разных вариациях куплета:
К1-К2-К3…
Или вместо припева использовать инструментальный проигрыш. Да, впрочем – крутите, как хотите. Главное, чтобы сохранялась логичность – было начало, развитие, кульминация и концовка.
Эпилог
Еее! Закончил я, наконец, цикл статей от знакомства с DAW до аранжировки. В итоге мы прошлись по софту и библиотекам для создания музыки на ПК, основам сведения, узнали принцип работы музыки и создания полноценных музыкальных композиций.
Теперь, возможно, буду выпускать кое-какие дополнительные статьи. Впрочем, погляжу еще.
Спасибо за внимание!
***
О софте для создания музыки:
Открыть спойлер
Про сведение:
Открыть спойлер
О создании музыки:
Открыть спойлер

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *