Музыкальный уголок в детском саду

Влияние музыки на развитие детской личности в период её становления отмечает современными педагогами и психологами. Пение, танец, музицирование на инструментах активизируют мыслительные способности ребёнка, закладывают основы художественной культуры и формируют чувство прекрасного. Для успешного музыкального развития в предметно-пространственной среде группы воспитатель оформляет музыкальный уголок для совместной и самостоятельной деятельности детей.

Создание и работа музыкального уголка в детском саду: роль, значение, цели и задачи

Музыкальное воспитание включается в образовательную область «Художественно-эстетическое» и направлено на развитие эмоциональных качеств детей. Как вид искусства, музыка включает в себя инструментальное исполнение, пение и танец. Таким образом, музыкальные занятия способствуют разностороннему развитию детей: совершенствуются слуховое восприятие и навык устной речи, овладение чувством такта и ритма пригодится в математических упражнениях в будущем, пополняется словарный запас.

Малыши 1,5–3 лет учатся извлекать звук из простых инструментов, знакомятся с понятиями «мелодия», «ритм»

Основные формы музыкального образования в детском саду — типовые и интегрированные занятия в музыкальном зале. Оформлением зала и проведением занятий занимается музыкальный руководитель. Воспитатель сопровождает группу и выполняет организаторскую функцию: делает ритмические упражнения вместе с воспитанниками, при необходимости осуществляет показ каких-либо действий, присоединяется к хоровому пению, распределяет роли в музыкальных играх и драматизациях.

Воспитатель присутствует на музыкальных занятиях детей и выполняет организаторские функции

Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей заключается в повторении с ними изученного материала, совершенствовании имеющихся умений и навыков. Музыкально-ритмические игры, прослушивание аудиозаписей и исполнение песен включается в занятия НОД (непосредственно-образовательной деятельности), на прогулках, во время досуга второй половины дня. Предметно-пространственная среда группы содержит необходимую материальную базу — оформляется музыкальный уголок.

В музыкальном уголке дети закрепляют знания, полученные на занятиях с музыкальным руководителем

В центре музыкального развития воспитатель проводит занятия в групповой форме: дети совместно с педагогом вспоминают танцевальные движения, разучивают песни, продолжают знакомиться с творчеством известных композиторов. Атмосфера и содержание уголка побуждают воспитанников к самостоятельному изучению музыкальных инструментов, проявлению творческих способностей в танце, пении, сочинении мелодий.

Детям нравится играть и творить в музыкальном уголке

Цель создания музыкального уголка в детском саду — развитие творческих способностей детей, формирование способности эмоционально откликаться на песенные и музыкальные образы, воспитание культуры слушания. Дети слушают инструментальное или голосовое исполнение мелодий, пробуют передать словами или движениями те чувства, которые испытывают. Существует много психологических исследований на тему важности музыки в раннем развитии детей. У тех, кто с первых лет жизни активно слушал музыкальные произведения и раскрывал свои таланты в этой сфере, наблюдается высокий уровень интеллекта, в т. ч. математические способности.

Психологами и педагогами отмечается влияние активной музыкальной деятельности в раннем детстве на развитие мыслительных способностей

Образовательные и развивающие задачи функционирования уголка определяются календарно-тематическим планированием музыкальных занятий: в уголке дети повторяют новую информацию, закрепляют и развивают умения. Воспитатель согласовывает работу уголка с музыкальным руководителем: какие произведения включить для прослушивания, что требует обязательного повторения. Допускается давать детям дополнительную информацию в музыкальном уголке («Африканские ритмы», «Что такое укулеле»), но не проводить занятия с опережением занятий в музыкальном зале.

Таблица: задачи организации и работы музыкального уголка

Возрастная группа Задачи
Образовательные Развивающие Воспитательные
Младшие дошкольники (1,5–4 года) Повторение изученного на музыкальных занятиях:

  • Элементарные представления о мелодии, ритме, темпе.
  • Названия и звучание музыкальных инструментов.
  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие эмоционального отклика на музыкальные образы.
  • Развитие координации движений.
  • Формирование умения играть на музыкальных инструментах.
  • Развитие голосовых данных.
  • Воспитание внимательности в слушании и исполнении.
  • Формирование ответственности в выполнении заданий.
  • Создание устойчивой мотивации к коллективной деятельности.
  • Формирование чувства прекрасного, поощрение стремления к созданию красивых образов в обыденной деятельности.
Средняя группа (4–5 лет) Работа по теме темам музыкальных занятий:

  • Закрепление представления о музыке как виде искусства: средствах музыкальной изобразительности, жанрах.
  • Знакомство с композиторами.
  • Знакомство с группами музыкальных инструментах (ударные, духовые, струнные).
  • Обучение выразительному и хоровому пению.
  • Развитие умений музицировать, танцевать, петь.
  • Развитие способности к импровизации в различных видах музыкальной деятельности.
  • Побуждение к сочинительству (напева, мелодии, танцевальной композиции).
Старшая группа (5–6 лет)
  • Включение в активный словарный запас музыкальных терминов: легато, стаккато, форте, пиано, мажор, минор и др.
  • Знакомство с классическими и современными композиторами, авторами детских песен.
  • Развитие чувства ритма.
  • Формирование умения передавать в творческом исполнении своё настроение.
  • Развитие умения сольного выступления.
Подготовительная группа (6–7 лет)
  • Расширение знаний о музыкальной культуре стран и народов мира.
  • Знакомство с видами музыкальных театров: опера, оперетта, балет, мюзиклы.
  • Развитие сольного и коллективного исполнения песен и танцев.
  • Совершенствование различных видов слуха (ритмического, звуковысотного и др.).

В музыкальном уголке дети становятся активными участниками инструментальной деятельности

Оформление музыкального уголка в детском саду

Музыкальный уголок в помещении группы оформляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материальная база пополняется с каждым годом обучения в детском саду. Так, для младших дошкольников подбираются музыкальные игрушки, а старшие ребята учатся играть на настоящих инструментах.

Для самых маленьких инструментальная база музыкального уголка состоит из игрушек: свистульки, неваляшки, молоточки, погремушки

Часть предметов для занятий в музыкальном уголке изготавливается свими руками. К продуктивному творчеству рекомендуется привлекать детей и их родителей: усиливается мотивация к музицированию с теми инструментами, которые воспитанники сделали самостоятельно (маракасы, барабаны, трещотки и др.). Например, контейнеры из-под «Киндер-сюрприза» наполняются крупой, прикрепляются к палочкам — получились погремушки. По этой же схеме делаются маракасы, только нужны пластиковые контейнеры большего объёма (из-под питьевого йогурта). Подобие бубна делается из нанизанных на толстую проволоку бутылочных крышек. Барабан легко сделать из широкой банки с пластиковой крышкой (майонезной), а тамтам — из высокой тубы от чипсов «Принглз».

Бросовый материал и активная фантазия — то, что необходимо для изготовления необычных музыкальных инструментов

В музыкальном уголке для всех возрастов присутствуют бутафорские музыкальные инструменты: нарисованные на картоне, сделанные из папье-маше. Из них нельзя извлечь звук, зато они передают внешний вид сложных инструментов (пианино, аккордеон, арфа, например) и могут быть использованы в игровой деятельности.

Бутафорские инструменты выполняют образовательную задачу (формируют представления о настоящих инструментах) и служат атрибутами для игр

Мебель для музыкального уголка выбирается деревянная или пластиковая, можно использовать мягкие модули в качестве мест для сидения. Дидактические материалы и инструменты хранятся на полках и в ящиках, часть инструментов можно разместить на стене.

Часть инструментов можно красиво расположить на стене уголка

Музыкальный уголок для детей 1,5–4 лет оформляется на сюжетной основе, для воспитанников 5–7 лет — на дидактической. Приведём пример. В младшей группе функционирует уголок «Театр папы Карло»: на полках стеллажа находятся музыкальные игрушки и инструменты из бросового материала, рядом организован столик с ширмой, ребят ждут куклы-персонажи сказки «Буратино, или Золотой ключик». В старшей группе организован развивающий уголок «Музыкальная карусель»: выделена полка с дидактическими и настольно-печатными играми, информационный стенд регулярно обновляется текстами песен, портретами композиторов, фотографиями различных видов музыкального искусства (опера, балет, народные жанры).

Для младших дошкольников оформление музыкального уголка строится на сюжетной основе, в данном случае — по сказочным мотивам

Требования к оформлению музыкального уголка

  1. Оптимально удобное расположение. Музыкальный уголок организуется в зоне творческой активности: рядом с центрами ряжения и театрализованной деятельности. Самостоятельные игры-драматизации, например, часто проходят с использованием детьми материалов одновременно каждого из названных уголков: в уголке ряжения дети выбирают костюмы и распределяют роли, в театрализованном уголке разыгрывают сценку под аккомпанемент на инструментах из музыкального уголка.
  2. Соответствие оборудования и материалов возрасту воспитанников. В свободном доступе для детей находятся инструменты, на которых они учились играть во время музыкальных занятий. Наглядные материалы для младших воспитанников — поющие игрушки, простые инструменты (органчики, дудочки, свистульки, погремушки), тематические альбомы с картинками; для старших — инструменты сложнее (балалайки, ксилофон), иллюстрированные энциклопедии, мини-выставки.
  3. Эстетичность. Музыкальный уголок внешне привлекателен для воспитанников. Они могут участвовать в украшении: рисовать плакаты вместе с воспитателем, оформлять стенд и стенгазеты, создавать рисунки и поделки на тему музыки.
  4. Безопасность. Для всех зон предметно-развивающей среды выбирается мебель из экологически безопасных материалов. Выставка инструментов организуется на столике (навесные полки не рекомендуются). Детские балалайки, гитары, гусли должны быть с пластиковыми струнами (лопнувшая металлическая струна опасна). Акустическая система или магнитофон для проигрывания аудиозаписей, а также источники питания (электрическая розетка, тройник) находятся вне досягаемости детьми.
  5. Наличие аудиопроигрывателя (магнитофона, акустической системы) и коллекции аудиозаписей: сборники детских песен, народной и классической музыки, музыкальные аудиосказки.

Видео: музыкальный уголок в ясельной группе

Видео: музыкальный уголок в младшей группе

Видео: музыкальный уголок в старшей группе

Видео: музыкальный уголок в разновозрастной группе

Паспорт музыкального уголка

Паспорт предметно-развивающей зоны — это информационный документ, в котором даётся характеристика центра активности, описание материальной базы и перечень игр и упражнений для детей. Паспорт музыкального уголка составляет воспитатель группы, согласовывает его с музыкальным руководителем и администрацией детского сада. Хранится этот документ в папке педагога и предоставляется к ознакомлению коллегам, молодым специалистам, родителям воспитанников.

Шаблон паспорта музыкального уголка:

  • Название уголка, для какой возрастной категории детей предназначен.
  • Задачи уголка (кратко).
  • Предметы мебели, количество.
  • Электроприборы, если есть (акустическая система/проигрыватель/магнитофон, телевизор, проектор).
  • Список наглядно-дидактических пособий (плакаты, иллюстрации, тематические альбомы с картинками, энциклопедии).
  • Перечень музыкальных инструментов, количество.
  • Дидактические и настольные игры.
  • Наборы для игр-драматизаций и сюжетно-ролевых игр.
  • Картотека музыкально-ритмических упражнений и игр.

Фрагмент паспорта музыкального уголка первой и второй младших групп (перечень материальной базы)

  • куклы-неваляшки;
  • образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);
  • игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;
  • игрушки-инструменты со звуком неопределённой высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
  • набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.) ;
  • атрибуты к музыкальным подвижным играм: флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);
  • ширма настольная с перчаточными игрушками;
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей;
  • поющие и двигающиеся игрушки;
  • музыкальные картинки к песням.

Как назвать музыкальный уголок

Вариантов названия центров творческой активности — множество. Сама атмосфера искусства и эстетичность оформления уголка активизирует фантазию, поэтому рекомендуется подобрать название вместе с воспитанниками. Можно дать задание придумать вместе с родителями название музыкального уголка и эмблему. Необычные названия вызывают повышенный интерес к изучению материалов развивающего центра, традиционное именование показывает, что уголок является площадкой образовательного процесса, а не развлечением.

  • Классические названия: «Музыкальный уголок/островок/калейдоскоп/киоск», «Центр музыки», «Музыка и мы», «Весёлые нотки».

    Классическое название понятно детям и настраивает на серьёзное отношение к занятиям

  • Креативные названия: «Скрипичный ключ приглашает/Школа скрипичного ключа», «Музыкальный городок», «Доремишка», «Домисолька», «Музыкальная палитра/страна», «Нотный град», «Лейся, песня!», «Играй, гармонь!», «Радуга мелодий», «От нотки к нотке», «Мелодии детства», «Территория музыки», «Музыкальная гостиная».

    Забавные названия привлекают и вызывают положительные эмоции у детей

Средства оформления музыкального уголка

Одно из основных требований к оформлению музыкальной зоны в помещении группы — эстетичность. Детям уютно и комфортно в уголке. Яркие краски в оформлении создают хорошее настроение. Образцы детского продуктивного творчества могут украсить уголок: рисунки, поделки, макеты. К оформлению развивающей зоне привлекаются родители: рисуют плакаты и стенгазеты совместно с детьми.

Таблички: фотогалерея

Весёлые персонажи на табличке настраивают на позитивное отношение к занятиям в уголке Содержание таблички отражает направление деятельности в уголке Персонажи любимых мультфильмов привлекают детей

Развивающие центры обозначаются соответствующим образом. У каждого уголка должна быть табличка или эмблема с названием. Рекомендуется расположить на табличке рисунки и символы, указывающие на направление образовательной деятельности в уголке. Присутствие на табличке любимых ребятами персонажей доставляет им радость. Эмблемы и таблички выдерживаются в одном стиле в помещении группы в целом или среди уголков творческого характера.

Стенд: варианты оформления на фото

На музыкальном стенде содержатся тексты песен, правила ритмических игр На стенде размещаются фотографии с прошедших музыкальных досугов и праздников Эскиз стенда музыкального уголка На нотном стане размещается важная информация Яркое оформление привлекает детей к изучению закреплённых на стенде материалов Стенд музыкального уголка содержит информацию для родителей: темы занятий, тексты песен

Стенд музыкального уголка содержит текстовые и графические материалы. Удобно размещать рисунки, распечатки, схемы в пластиковых карманах-ячейках, использование канцелярских кнопок в детском саду нежелательно. Создавая стенд своими руками (лист ватмана или картона), используйте для оформления музыкальную символику и яркие цвета. Что размещается на стенде:

  • тексты песен для заучивания;
  • схемы артикуляционных и ритмических упражнений;
  • темы будущих досугов, мастер-классов;
  • рисунки воспитанников на тему музыки;
  • фотографии с музыкальных мероприятий в детском саду.

Декоративные наклейки на фото

Яркие наклейки украсят однотонную стену Котики — любимые животные детей Картинки на стену стоят недорого, а смотрятся эффектно Наклейки в музыкальном уголке содержат специальную символику Наклейки на стене могут быть использованы в качестве фона для игр («В оркестре», «Большой концерт», «Музыкальный театр»)

В современных детских садах стены холла, концертного зала, групповых помещений украшаются рисунками и граффити. Для оформления уголка советуем использовать намного более простым и экономичным вариантом — декоративными наклейками. Они продаются в магазинах для творчества (Хобби-гипермаркет Леонардо), широко представлены на Алиэкспресс, Пандао, Таобао. Плюсы этих наклеек — в оригинальном исполнении и простоте использования. Декоративные наклейки мобильны: легко снимаются и не оставляют следов на поверхности, не теряют клейкости, составляющие композиции можно менять местами. Декоративные наклейки для музыкального уголка выбираются с изображением нот, скрипичного и басового ключей, музыкальных инструментов. Такие изображения используются в качестве развивающего наглядного материала, как фон для игр «Оркестр», «Концерт», «Музыкальный театр».

Иллюстративные материалы: фотогалерея

Плакаты и картинки используются для повторения изученного на музыкальных занятиях Портреты композиторов украшают музыкальный уголок по мере изучения новых имён в мире на музыкальных занятиях Наглядным материалом уголка выступают нарисованные музыкальные инструменты и нотный стан Плакат-картинка украшает музыкальный уголок В оформлении плаката использованы стихотворения о музыкальных инструментах

Для оформления музыкального уголка используются следующие иллюстративные материалы:

  • плакаты: «Духовые инструменты», «Ударные инструменты», «Струнные и клавишные инструменты», «Народные инструменты», «Симфонический оркестр», «Танцы народов мира»;
  • портреты композиторов: Прокофьев, Чайковский, Рахманинов, Мусоргский, Глинка, Бетховен, Бах, Григ;
  • нарисованные музыкальные инструменты: балалайки, гитары, гармонь, скрипки;
  • Нарисованные своими руками плакаты: картинки на тему музыки, песен и танцев, с надписями, стихотворными строками.

Куклы: варианты на фото

С помощью куклы показано, как можно заниматься игрой на фортепиано Куклы приглашают к знакомству с музыкальными инструментами Куклы в костюмах ждут начала музыкальной сказки

В оформлении музыкального уголка используются куклы в качестве эстетического элемента: они могут являться частью композиции. Дети могут использовать их для инсценировок. Но, если их сделать одушевлёнными персонажами уголка, это разнообразит занятия с детьми младших и средней групп. Кукла может показать детям новый инструмент и продемонстрировать, как на нём играют. С помощью куклы создаётся проблемная ситуация: «Катя забыла слова песни, которую вы учили на занятии, поможем Кате?», «Ляля не умеет водить хоровод, покажете?».

Театрализованная зона: фото

Атмосфера музыкального уголка побуждает к проявлению творческих способностей Стеллаж музыкального уголка имеет посередине ширму для игр-драматизаций Музыкальный и театрализованный уголки иногда объединяется в одну развивающую зону в детском саду

Одна из формы работы в музыкальном уголке — проведение игр-драматизаций с музыкальным и песенным сопровождением. Для создания маленького музыкального представления в уголке выделяется место для инсценировок с куклами на руку, бибабо, простых марионеток. Как правило, это столик с ширмой. При желании дети дополняют пространство театрализованной зоны игрушками, выстраивая своего рода декорации: ставят игрушки-деревья, постройки из кубиков и конструктора и т. д. Атмосфера музыкального уголка, соприкосновение с миром музыки, изучение музыкальных сказок — всё это побуждает детей творить, и задача воспитателя — создать условия для проявления юных талантов.

Таблица: оснащение музыкального уголка

Первая и вторая младшие группы
  • Неозвученные музыкальные игрушки: погремушки, трещотки, органчики;
  • озвученные поющие и двигающиеся игрушки;
  • иллюстрации к детским песенкам;
  • музыкальные («поющие») книжки;
  • детские музыкальные инструменты: дудочки, бубны, колокольчики;
  • атрибуты для ритмико-музыкальных игр: флажки, искусственные листья и цветы, ленты, платочки;
  • атрибуты для игр-инсценировок: наборы фигурок-персонажей сказок, куклы на руку или на пальчик.
Средняя группа
  • Детские музыкальные инструменты дял младших дошкольников сохраняются для самостоятельного музицирования и игр, к ним добавляются: гармошки, балалайки, барабан, металлофон;
  • сборники детских и народных песен с красочными иллюстрациями;
  • дидактические игры музыкальной тематики: «Найди на картинке все музыкальные инструменты», «Найди одинаковые нотки», «Угадай песню по картинке», «Кто лишний в оркестре?»;
  • дополнение к игровым атрибутам: маски животных;
  • для драматизаций пополняется набор перчаточных кукол по мере изучения воспитанниками литературных произведений.
Старшая группа
  • К предметам для музицирования добавляются инструменты-самоделки из бросового материала, игрушки-инструменты: пианино, флейта, треугольник, аккордеон;
  • иллюстрации для изучения цикла «Времена года»;
  • плакаты с группами музыкальных инструментов;
  • портреты композиторов;
  • дидактические игры пополняются музыкальным лото и домино;
  • дополнение к атрибутам танцевальных и музыкальных игр: шарфики, элементы народных костюмов (кокошник, платок, жилетки);
  • для драматизаций: набор раскладных ширм, простые марионетки.
Подготовительная группа
  • Обширная подборка детских музыкальных инструментов, в т. ч. самодельных;
  • иллюстрированные альбомы «Русский балет», «Танцы народов мира», «Энциклопедия инструментов», «Симфонический оркестр»;
  • пополнение в настольно-печатных играх: «Музыкальные ребусы», «Нота, я тебя знаю!», «Пианино-караоке»;
  • коллекция атрибутов и головных уборов к танцевальным импровизациям и играм-инсценировкам.

Примерный эскиз оформления музыкального уголка

Продумывая организацию музыкального уголка, соблюдайте принцип компактности. Зону для дидактических игр и инсценировок можно объединить — это будет стол и стульчики по возрасту. Существуют стеллажи с «окошком» для театрализованной деятельности.

Музыкальный уголок младших дошкольников содержит в открытом доступе игрушки и инструменты, понятные и безопасные для детей.

Игрушки и инструменты располагаются на невысоких полках и столике, для игр-драматизаций имеется удобная зона

В старшей и подготовительной группе обязательно наличие стенда, дети учатся работать по мнемотаблицам и схемам. Иллюстративный материал размещается там же или на выделенной для временных выставок полке (по видам инструментов, творчеству композиторов). Дети 5–7 лет любят заниматься настольными играми, для этого занятия (и для выполнения дидактических заданий) предусмотрен рабочий стол. Старшим дошкольникам для инсценировок предлагаются складные бумажные или картонные ширмы, они могут рисовать их совместно с педагогом в творческой мастерской.

В старших группах обязательно наличие информационного стенда, места для дидактических и настольных игр, полки/столика для временных выставок

Работа в музыкальном уголке детского сада

Деятельность воспитанников в музыкальном уголке осуществляется в совместных с воспитателем занятиях — индивидуальных или в подгруппе, и в самостоятельной форме. Воспитатель работает с детьми в уголке по указанию музыкального руководителя: с кем необходимо поработать над танцевальными умениями, с кем повторить песню, когда закрепить изученный материал.

Но чаще дети самостоятельно проявляют активность в музицировании и танцах. Воспитатель продумывает и оформляется музыкальный уголок так, чтобы он был востребован ребятами, принимает незначительную роль в организации самостоятельных игр. Стимулировать интерес к занятиям в уголке помогают сюрпризные моменты («К нам в уголок доставили посылку шапочками для танца!», «У куклы Светы сегодня именины, давайте устроить в честь праздника небольшой концерт!», «Я вчера узнала правила музыкального лото и хочу рассказать вам о них!»), предварительное изучение наглядных материалов и прослушивание аудиозаписей.

Виды деятельности в музыкальном уголке

  1. Подвижные игры. Проводятся с обязательным музыкальным сопровождением. Ведущим в подвижных играх с младшими и средними дошкольниками является воспитатель, дети старшего возраста выбирают ведущего самостоятельно.
    Пример игры для малышей: «Карусель». Воспитатель надевает пояс с висящими широкими лентами, становится в круг детей, малыши берутся за ленты. Звучит музыками, дети движутся в одном направлении под музыку, закручивают ленты вокруг воспитателя, по команде меняют направление.
    Подвижная игра для старших дошкольников — «Лётчики»: ведущий даёт команду, дети выполняют («Лётчики, заводим мотор!» — делают вращательные движения руками, «Взлетаем!» — разводят руки в сторону, начинают двигаться, «Совершаем посадку!» — замедляются, останавливаются), каждая посадка предполагает включение на проигрывателе отрывков национальных песен, дети должны двигаться в такт.
  2. Танцевальные импровизации. Под музыку дети исполняют танцевальные движения. Сезонные танцевальные импровизации проводятся с соответствующими атрибутами: осенью — с искусственными веточками, зимой — с бумажными снежинками, весной и летом — с цветами и веночками. Для импровизаций с элементами национальных танцев используются бубны (тарантелла), кастаньеты (средиземноморские танцы), платочки и деревянные ложки (русские народные танцы), маракасы (латиноамериканские мотивы).
  3. Музыкальные импровизации. Обычно дети включают их в сюжетно-ролевые игры: «Оркестр», «Праздничный концерт». Для музыкальных импровизаций старших дошкольников выбирается ведущий — дирижёр, между остальными участниками игры распределяются роли музыкантов — скрипач, барабанщик, флейтист, аккордеонист и т. д. «Дирижёр» даёт команду, когда вступать в игру каждому из «музыкантов», когда прекращать исполнение.
  4. Дидактические игры. С младшими воспитанниками педагог проводит игры на узнавание звучания инструментов (за ширмой играет на инструменте или включает аудиозапись, а дети называют инструмент), на определение характера музыки (дети показывают картинки эмоционального состояния или условное обозначение для звучащей мелодии: грустная, спокойная, весёлая), на воспроизведение звукового рисунка (детям предлагается голосом показать изображённый узор: линия с изгибами — мелодия плавная, линия постепенно стремится вниз — переход от громкого звучания к тихому и т. д.). Для детей постарше подходят игры на определение сильной доли в музыкальном отрывке (показывают сильное место на карточке), на угадывание знакомых музыкальных композиций (игра «Цветик-семицветик»: на каждом лепестке — иллюстрация к произведению, название которого нужно вспомнить) и композиторов (игра «Грампластинки»: отгадав имя композитора, чьё произведение звучит, дети наклеивают на пластинку карточку с портретом автора).
  5. Игры-драматизации. Инсценировка знакомых детям сказочных сюжетов предполагает эмоциональное раскрытие персонажей в соответствии со звучащей музыкой. Музыкальные игры-драматизации в детском саду: «Лиса и заяц», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка», «Колобок», «Серая шейка».

Анализ оформления и работы музыкального уголка

Эффективность организации музыкальной среды в группе и работы в рамках развивающего уголка определяется востребованностью детьми, устойчивым интересом к самостоятельной деятельности.

Воспитатель проводит анализ музыкального уголка по критериям:

  • соответствие материалов уголка возрасту воспитанников;
  • разнообразие музыкальных игрушек и детских инструментов, атрибутов для музыкальных игр;
  • разнообразие фонотеки;
  • внешняя привлекательность.

Дети утрачивают интерес к предметной среде в том случае, если предметы для самостоятельных занятий сложны в освоении, они не умеют с ними обращаться. Старших детей не привлекает материальная база, состоящая из музыкальных игрушек, это наполнение для младших групп. В наборе игрушек и инструментов должно происходить постоянное обновление.

То же самое касается коллекции аудиозаписей и атрибутов для танцев и музыкальных драматизаций: когда ребёнок изучил материал, поиграл с ним, станцевал под песенку, ему вряд ли захочется возвращаться к повторению.

Привлекательность оформления можно определить по тем эмоциям, которые дети испытывают в уголке. Любопытно ли им изучать картинки на стенах и полках, хочется ли возвращаться в уголок, в хорошем ли настроении они его покидают.

Воспитатель выявляет недочёты в оборудовании и оформлении уголка, стремится исправить их и обогатить музыкальную среду в группе.

Работа в уголке анализируется совместно с музыкальным руководителем:

  • усвоение и закрепление, полученных на музыкальных занятиях;
  • эффективность индивидуальных занятий с отстающими воспитанниками/испытывающими трудности в каких-либо видах музыкальной деятельности;
  • степень развития музыкальных способностей, творческого самовыражения у детей.

Грамотная организация музыкальной зоны для каждой возрастной группы способствует развитию интереса у детей к миру музыки. Они ярче чувствуют эмоциональную сторону мелодий и песен, выражают своё настроение в танцевальных импровизациях. Главная задача музыкального воспитания в детском саду — сформировать у ребёнка культуру слушания и восприятие звучащих образов.

Оформление и оснащение музыкального уголка в группах ДОУ методическая разработка на тему

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 35 общеразвивающего вида с приоритетным осуществление деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект методической работы

«Оформление и оснащение музыкального уголка в группах ДОУ»

Выполнила:

Илюхина Валентина Леонидовна

Музыкальный руководитель

Санкт – Петербург

2017 год

Цель: Приобщение ребёнка к музыке, развитие у него музыкальных способностей и заинтересованности в музыкальной деятельности.

Задачи:

1) Формирование самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников;

2) Совершенствование слуховых, певческих и двигательных навыков детей ;

3) Развитие творческого воображения детей, способность и умение передавать образ через музыкальную деятельность;

4) Создание положительных эмоциональных переживаний;

5) Расширение кругозора детей , стимулирование познавательного интереса;

6) Воспитание любознательности.

В детском саду с целью приобщения ребенка к музыке, развития у него музыкальных способностей используются различные музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, картинки и наглядные пособия.

Успех музыкального воспитания во многом зависит не только от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами, но и от правильного их применения вне занятий с учетом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей детского сада.

2. «Музыкальный уголок – это…»

• Это необходимое условие для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников; • Это создание предметно – развивающей среды, которая

состоит из трех блоков:

1. восприятие музыки

2. воспроизведение музыки

3. музыкально – творческая деятельность Где дети могут по собственному желанию петь песни, исполнять несложные танцевальные движения, водить хороводы, слушать любимые произведения или подбирать и подыгрывать простые мелодии на музыкальных инструментах; • Это возможность самостоятельно играть в музыкально – дидактические игры; • Это исполнительское мастерство, где дети самостоятельно устраивают «Концерты» и «Спектакли», используя при этом игрушки, куклы, плоскостные фигурки.

3. Цель » музыкального уголка»

Целью функционирования музыкального уголка является создание условий, которые обеспечат эмоциональное благополучие детей. Формирования положительного отношения детей к окружающему миру, семье, сверстникам и себе.

музыкального уголка позволяет укреплять психическое и физическое здоровье малышей, позволяет выявить творческие способности каждого ребенка, развивать эстетический вкус.

4. Размещение «музыкального уголка и музыкальных инструментов»

Следует продумать условия размещения музыкального уголка:

1. Доступность оборудования музыкального уголка для детей

2. Разнообразие оборудования музыкального уголка

3. Учет возрастных особенностей детей при создании музыкального уголка

4. Эстетичность оформления музыкального уголка и его оборудования 5. Возможность переноса оборудования в другие места.

Музыкальный уголок разделяется на два уровня: Верхний уровень – для воспитателей Нижний уровень – для детей

На верхний уровень размещают инструменты, которые используются детьми дозировано (металлофон) и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя по санитарным нормам (дудочки, губные гармошки).

На нижний уровень – барабаны, бубны, деревянные ложки, треугольники и т. д.

В музыкальных уголках должны находиться:

• Неозвучные музыкальные инструменты;

• Озвучные музыкальные инструменты;

• Музыкальные игрушки;

• Самодельные музыкальные инструменты;

• Музыкально – дидактические игры;

• Технические средства (аудио – и видеозаписи).

Для поддержания интереса к самостоятельной музыкальной деятельности нужно 1-2 раза в квартал обновлять пособия, вносить новые музыкально – дидактические игры, оборудование и самодельные музыкальные инструменты.

«Музыкальный уголок 21века» или «Современные тенденции»

• В группе должны быть аудио- и видео- аппаратура, CD и DVD – плееры, наушники (для старшего дошкольного возраста, для того, чтобы один ребенок прослушивая музыку, не мешал другим.

• Подборка детских современных песен и классической музыки в соответствии с возрастной категорией детей.

• Качественное звучание музыкальных инструментов (в том числе и электронных, т. е. хорошо настроенные и издающие знакомые детям звуки (дабы не засорять слуховой опыт ребенка).

Таким образом, музыкальный уголок в детском саду должен стимулировать самостоятельную музыкальную деятельность, действенно знакомить дошкольников с музыкой, способствовать закреплению имеющихся у детей знаний, умений и навыков.

На музыкальных занятиях дети получают основные знания и умения, а закрепляют полученные знания в самостоятельной деятельности. В группе дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски.

Следует продумать условия размещения музыкального уголка: 1. Доступность оборудования музыкального уголка для детей 2. Разнообразие оборудования музыкального уголка 3. Учет возрастных особенностей детей при создании музыкального уголка 4. Эстетичность оформления музыкального уголка и его оборудования.

В музыкальном уголке могут быть не только детские музыкальные инструменты и музыкальные игрушки, которые подбираются с учетом возраста детей, но и могут быть представлены музыкально-дидактические игры и пособия, атрибуты для творческих музыкальных игр. Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку. Музыкальный уголок лучше всего размещать около уголка театрализованной деятельности. Это позволяет детям подбирать отдельные атрибуты, элементы костюмов, необходимые в музыкально-театральной деятельности.

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО УГОЛКА В ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

1. Куклы- неваляшки; 2. Образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. д.); 3. Органчики, шарманки; 4. Погремушки, колокольчики, бубен, барабан; 5. Музыкально-дидактические игры: «Матрёшка учит танцевать», «Где мои детки?», «Птицы и птенчики», «Угадай, на чём играю?», «Кого разбудило солнышко?», «Чудесный мешочек»; 6. Не озвученные инструменты (гармошка, дудочка, балалайка и т. д.); 7. Атрибуты к играм: «Догони нас, мишка», «Кошка и котята», «Паровоз», «Мячи» и т. д. 8. Флажки, султанчики, погремушки, осенние листочки, снежинки, искусственные цветы; 9. Настольная ширма; 10. Перчаточная игрушка (для воспитателя); 11. Магнитофон, набор аудиокассет; 12. Поющие и двигающиеся игрушки; 13. Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде большого альбома, в виде отдельных красочных иллюстраций.

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО УГОЛКА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

1. Образные музыкальные «поющие», «танцующие» игрушки; 2. Органчики, шарманки; 3. Колокольчики, погремушки, барабан, бубен; 4. Не озвученные инструменты: гармошка, балалайка, дудочка и т. д. ; 5. Флажки, султанчики, платочки, погремушки, осенние листочки, снежинки, искусственные цветы; 6. Настольная ширма, набор игрушек; 7. Перчаточная игрушка (для воспитателя); 8. Магнитофон, аудиокассеты; 9. Музыкальные картинки к песням: в виде куба или отдельные иллюстрации или альбом с картинками или книжки-малютки «Мы – поём»; 10. Металлофон, шумовые инструменты; 11. Фланелеграф или магнитная доска; 12. Музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Угадай колокольчик», «Цветик-семицветик» и т. д. ; 13. Атрибуты к играм: «Гуси вы, гуси», «Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и другие; 14. Музыкальные лесенки (3-ёх ступенчатая, 5-ти ступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички. Таким образом, музыкальный уголок в детском саду должен стимулировать самостоятельную музыкальную деятельность, действенно знакомить дошкольников с музыкой, способствовать закреплению имеющихся у детей знаний, умений и навыков.

Желательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром (набор кассет или дисков с записью детских песен, народной и классической музыки, голосов птиц и животных, шумов природных явлений и воды, русских народных сказок и сказок мира, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок). Можно использовать наушники, чтобы один ребёнок, прослушивая музыку, не мешал другим. Фонотека помогает глубже развивать музыкальный слух детей и приобретать музыкальные знания, обеспечивает всестороннее развитие личности каждого ребенка. В этом случае педагог сможет удовлетворить возникшее у детей желание послушать музыку, поплясать, попеть или просто поиграть.

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО УГОЛКА В CТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ

• музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.) ;
• портреты композиторов;
• иллюстрации по теме «Времена года»;
• альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
• графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
• альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п. ;
• музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные) ;

• набор самодельных инструментов для шумового оркестра • музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д. ;
• атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Алый платочек»)
• атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным

импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.) ; • разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций.

Правильная организация и оформление музыкальных уголков в группах помогут детям дошкольного возраста приобщиться к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально-творческую деятельность, воспитают интерес и любовь к музыке, разовьют способности к творческому самовыражению как условие его радостного бытия и дальнейшей успешной самореализации в жизни.

Оснащение музыкальных уголков в группах

Елена Игнатова
Оснащение музыкальных уголков в группах

Самостоятельная деятельность детей

Главное условие для самостоятельной деятельности детей – создание музыкальных уголков.

Требования к музыкальным уголкам

1. Эстетичность.

2. Наличие всех необходимых пособий.

3. Учет возрастных особенностей.

4. Педагогически грамотное руководство детей со стороны воспитателя.

5. Удобное расположение.

Программное содержание

1. Обеспечить самостоятельную музыкальную деятельность детей.

2. Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.

3. Стимулировать развитие творческих способностей детей.

4. Развивать любознательность, стремление к экспериментированию.

Музыкальный уголок – I младшая группа

1. Музыкальные инструменты.

• Шумовые (погремушки, колокольчики, бубенчики, игрушки – пищалки, поющие волчки).

• Ударные (барабан, бубен, молоточки).

• Духовые (различные дудочки, свистульки).

• Неозвученные музыкальные инструменты.

• Кубики и мячики со звучащими наполнителями.

• Музыкальные игрушки с фиксированным звуком, мелодией (механические или на батарейках).

• Игрушки поющие, танцующие и играющие на инструментах.

2. «Песенки – картинки».

3. Фонотека.

• Песни, танцы для праздников, досугов.

• Голоса природы по всем временам года.

• Произведения «Слушание».

• Музыкальные сказки.

• Народные песенки, детские, колыбельные.

4. Картинки.

• Музыкальные инструменты.

• Жанры.

• Музыкальные профессии (певец, танцор).

• Иллюстрации «Слушание».

5. Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика.

6. «Песенки – картинки».

7. Дидактические игры.

8. Печатные издания (стихи, загадки).

9. Дидактический материал.

• Лесенка 3 ступени.

• Звучащие предметы – заместители.

• Пластиковые емкости с разными наполнителями.

10. Картотека пальчиковых игр.

11. Атрибуты для танцев.

12. Атрибуты для музыкальных подвижных игр.

13. Костюмы, маски для театрализации.

14. Различные виды театров.

15. Сценарии праздников.

Музыкальный уголок – младшая группа

1. Музыкальные инструменты.

• Духовые (дудочки, свистульки).

• Клавишные (металлофон).

• Ударные (барабан, бубен, музыкальный молоточек, гонг, тарелки).

• Шумовые (колокольчики, бубенчики, погремушки, игрушки – пищалки, поющие волчки, трещотки, деревянные палочки).

• Неозвученные музыкальные инструменты.

• Музыкальные инструменты с фиксированным звуком (механические или на батарейках).

• Игрушки поющие, танцующие и играющие на инструментах.

2. «Песенки – картинки».

3. Фонотека.

• Песни, танцы, игры для праздников, досугов.

• Классическая и народная музыка.

• Детские песни.

• Колыбельные песни и музыка для релаксации.

• Голоса природы по всем временам года.

• Произведения «Слушание».

• Звучание оркестра.

• Музыкальные сказки.

4. Картинки.

• Музыкальные инструменты.

• Музыкальные профессии (певец, танцор, музыкант).

• Оркестр (шумовой, народный).

• Иллюстрации «Слушание».

5. Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика, голосовые игры.

6. Дидактические игры.

7. Дидактический материал.

• Нотный стан.

• Лесенка 3 ступени.

• Ковролин, карточки.

• Кубики и мячики со звучащими наполнителями.

• Звучащие предметы – заместители, изготовленные совместно с детьми.

• Пособие «Эмоции».

8. Картотека пальчиковых игр.

9. Атрибуты для танцев.

10. Атрибуты для музыкальных подвижных игр.

11. Костюмы, маски для театрализации.

12. Различные виды театров.

13. Печатные музыкальные издания (сказки, стихи, загадки).

14. Сценарии праздников.

Музыкальный уголок – средняя группа

1. Музыкальные инструменты.

• Духовые (дудочки, свистульки, труба).

• Струнные (гусли).

• Ударные (бубен, барабан, ложки, гонг, тарелки).

• Шумовые (колокольчики, игрушки – пищалки, маракасы, трещотки).

• Клавишные (металлофон, пианино).

• Неозвученные музыкальные инструменты.

• Музыкальные игрушки с фиксированной мелодией (механические или на батарейках).

2. «Песенки – картинки».

3. Фонотека.

• Песни, танцы, игры для праздников, досугов.

• Произведения «Слушание».

• Классическая и народная музыка.

• Детские песни, детский фольклор.

• Танцы народов мира.

• Колыбельные песни и музыка для релаксации.

• Звучание оркестра.

• Голоса природы по всем временам года.

• Музыкальные сказки.

4. Картинки.

• Музыкальные инструменты.

• Портреты композиторов.

• Музыкальные профессии (певец, танцор, музыкант, дирижер).

• Оркестр (народный).

• Ансамбль.

• Хор.

• Концерт.

• Иллюстрации «Слушание».

5. Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика, голосовые и речевые игры.

6. Дидактические игры.

7. Дидактический материал.

• Немая клавиатура.

• Лесенка 5 ступеней.

• Ковролин, карточки.

• Пособие «Эмоции».

• Пластиковые емкости с разными наполнителями.

• Звучащие предметы – заместители, изготовленные совместно с детьми.

8. Картотека пальчиковых игр.

9. Атрибуты для танцев.

10. Атрибуты для музыкальных подвижных игр.

11. Костюмы, маски для театрализации.

12. Различные виды театров.

13. Печатные музыкальные издания (сказки, стихи, загадки).

14. Сценарии досугов и праздников.

Музыкальный уголок – старшая группа

1. Музыкальные инструменты.

• Струнные (арфа, гитара, гусли).

• Духовые (дудочки, горн, свистульки, губная гармошка).

• Ударные (барабан, ложки, треугольник, бубен, трещотки, гонг, тарелки)

• Шумовые (колокольчики, игрушки – пищалки, маракасы, трещотки, цимбала).

• Клавишные (металлофон, пианино, гармошка).

• Неозвученные музыкальные инструменты.

• Музыкальные игрушки с фиксированной мелодией (механические или на батарейках).

• Звучащие предметы – заместители, изготовленные совместно с детьми.

2. «Песенки – картинки».

3. Фонотека.

• Песни, танцы, игры для праздников, досугов.

• Произведения «Слушание».

• Классическая, народная, современная музыка.

• Детские песни.

• Колыбельные песни и музыка для релаксации.

• Звучание оркестра.

• Танцы народов мира.

• Голоса природы по всем временам года.

• Музыкальные сказки.

4. Картинки.

• Музыкальные инструменты.

• Портреты композиторов.

• Музыкальные профессии (певец, танцор, различные музыканты, дирижер).

• Оркестр (духовой, струнный).

• Ансамбль, хор, концерт.

• Иллюстрации «Слушание».

• Схемы танцев.

5. Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика, голосовые и речевые игры.

6. Музыкальные дидактические игры.

7. Дидактический материал.

• Немая клавиатура.

• Дирижерская палочка.

• Лесенка 7-8 ступеней.

• Ковролин, карточки.

• Пособие «Эмоции».

• Музыкальные ребусы.

8. Картотека пальчиковых игр.

9. Атрибуты для танцев.

10. Атрибуты для музыкальных подвижных игр.

11. Костюмы, маски, элементы декораций для театрализации.

12. Различные виды театров.

13. Печатные музыкальные издания (рассказы, стихи, загадки).

14. Сценарии досугов и праздников.

Музыкальный уголок – подготовительная группа

1. Музыкальные инструменты.

• Струнные смычковые и щипковые (арфа, гитара, скрипка, балалайка).

• Духовые металлические и деревянные (дудочки, свирель, губная гармошка, триола, свистульки).

• Ударные (барабан, бубен, ложки, цитра, треугольник, костаньеты, трещотки, гонг, тарелки)

• Шумовые (колокольчики, игрушки-пищалки, маракасы, цимбала).

• Клавишные язычковые и ударные (металлофон, ксилофон, пианино, аккордеон).

• Неозвученные музыкальные инструменты.

• Музыкальные инструменты с фиксированным звуком, мелодией (механические или на батарейках)

• Звучащие предметы – заместители, изготовленные совместно с детьми.

2. «Песенки – картинки».

3. Фонотека.

• Песни, танцы, игры для праздников, досугов.

• Произведения «Слушание».

• Звучание оркестра.

• Голоса природы по всем временам года.

• Музыкальные сказки.

• Классическая, народная, современная музыка.

• Детские песни.

• Танцы разных народов.

• Колыбельные песни, музыка для релаксации.

4. Картинки.

• Музыкальные инструменты.

• Жанры (песня, танец, марш, опера, балет, концерт).

• Портреты композиторов.

• Оркестр (симфонический).

• Ансамбль, хор, концерт.

• Музыкальные профессии.

• Иллюстрации «Слушание».

• Схемы танцев, перестроений.

5. Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика, голосовые и речевые игры.

6. Музыкальные дидактические игры.

7. Дидактический материал.

• Немая клавиатура.

• Дирижерская палочка.

• Лесенка 8 ступеней.

• Ковролин, карточки.

• Пособие «Эмоции».

• Музыкальные ребусы.

8. Картотека пальчиковых игр.

9. Атрибуты для танцев.

10. Атрибуты для музыкальных подвижных игр.

11. Костюмы, маски, декорации для театрализации.

12. Различные виды театров.

13. Печатные музыкальные издания (рассказы, стихи, загадки).

14. Сценарии досугов и праздников.

Музыкальный уголок в группе

Оформление детского сада. «Уголок дежурных» и «Уголок настроения» своими руками Хочу представить вам небольшой МК по изготовлению «Уголка дежурных». Для работы нам понадобится: — 2 потолочных плитки — клей — ножницы.

«Путешествие зайчат в зимний лес». Музыкальный досуг в младшей группе Цель: Дать представление о зимнем времени года с его снегопадами, сугробами, морозами, о спящей природе. Активизировать слуховую восприимчивость.

Конспект открытого занятия «Наш любимый уголок — музыкальный!» музыкальный руководитель МДОУ №15 д/с «Ёлочка» (п. Балтийский, Курский р-н, Ставропольский край) Тоцкая Кристина Сергеевна Конспект.

Консультация для педагогов «Музыкальный уголок — радость творчества островок!» Необходимое условие для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников – это создание определенной материальной среды,.

Музыкальный праздник во второй младшей группе «Для любимых мамочек» Музыкальный праздник «Наши любимые мамы» средняя группа Фонограмма: «Улыбка» (вбегают дети, полукругом, цветы лежат на полу) Ведущий:.

Музыкальный уголок. Работа выполнена в технике квиллинг — бумажная филигрань. Необходимые материалы : ватман или белый картон, клей пистолет, капроновый цветной.

Музыкальный уголок в своём музыкальном уголке постаралась разместить всё необходимое для занятий:музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотки, маракасы,.

Музыкальный уголок Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Для развития самостоятельной.

Сказка-шумелка «Три поросенка» в музыкальный уголок своими руками В нашем садике проходил конкурс музыкальных уголков. Почти все игрушки для уголка изготовлялись своими руками. Я хочу предложить Вам сделать.

Спортивно-познавательно-музыкальный досуг «Мой город» в подготовительной группе Спортивно-познавательно-музыкальный досуг «Мой город» в подготовительной группе Цель: Развитие познавательных способностей дошкольников.

Консультация для воспитателей «Музыкальный уголок»

В музыкальных уголках должны находиться:

  • Нео звучные музыкальные инструменты;

  • О звучные музыкальные инструменты;

  • Музыкальные игрушки;

  • Самодельные музыкальные инструменты;

  • Музыкально – дидактические игры;

  • Технические средства (аудио – и видеозаписи).

Обновляется уголок 1-2 раза в квартал!

  • вносить новые музыкально – дидактические игры,

  • новое оборудование и самодельные музыкальные инструменты.

«Музыкальный уголок 21века» или «Современные тенденции»

В группе должны быть аудио- и видео- аппаратура, CD и DVD – плееры, наушники (для старшего дошкольного возраста), для того, чтобы один ребенок прослушивая музыку, не мешал другим.

Подборка детских современных песен и классической музыки в соответствии с возрастной категорией детей.

Качественное звучание музыкальных инструментов (в том числе и электронных), т.е. хорошо настроенные и издающие знакомые детям звуки (дабы не засорять слуховой опыт ребенка).

Ответьте на вопросы:

  1. Какова основная цель музыкального уголка:

  1. учить музыкальной грамотности

  2. развивать творческие способности

  3. воспитывать эстетический вкус

  4. укреплять физическое и психическое развитие ребёнка?

  1. Музыкальный уголок на какие уровни делится и почему?

  2. Сколько раз обновляются пособия и материал в год?

  3. Что требуют современные тенденции?

Музыкальные уголки в группах.

Перечень материалов для детей от 2, 5 до 4 лет

(1 и 2-я младшие группы):

  • куклы-неваляшки;

  • образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);

  • игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;

  • игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

  • набор не озвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);

  • атрибуты к музыкальным подвижным играм;

  • флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);

  • ширма настольная с перчаточными игрушками;

  • магнитофон и набор программных аудиозаписей;

  • поющие и двигающиеся игрушки;

  • музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Перечень материалов для детей 4—5 лет

(средней группы детского сада):

В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь:

    • металлофон;

    • шумовые инструменты для детского оркестра;

    • книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);

    • фланелеграф или магнитная доска;

    • музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик», «Угадай колокольчик» и др.;

    • атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.

    • музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

    • ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям, но сезону;

    • ширма настольная и набор игрушек;

    • музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

    • магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Перечень материалов для детей 5-6 лет

(старшей группы детского сада):

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

    • погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.

    • музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

    • иллюстрации по теме «Времена года»;

    • музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

    • портреты композиторов;

    • иллюстрации из «Музыкального букваря»;

    • музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», «Угадай, что звучит и др.

    • атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);

    • детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

    • ширмы: настольная и ширма по росту детей;

    • музыкальные лесенки трех-, пяти- и семи ступенчатые — озвученные;

    • атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;

    • разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

    • атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д.):

    • магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Перечень материалов для детей 6-7лет

(подготовительной группы детского сада):

  • музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);

  • портреты композиторов;

  • иллюстрации по теме «Времена года»;

  • картинки к пособию «Музыкальный букварь»;

  • альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;

  • графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

  • альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;

  • музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семи ступенчатые — озвученные);

  • набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

  • музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д.;

  • атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.);

  • атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций; магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков «

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ТЕМА: РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя- одна из самых важных: от её решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно и вы вместе с детьми весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете , что идёт педагогический процесс, который необходимо контролировать.

А теперь от эстетики перейдём к организационным вопросам.

ИТАК:

1.На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми,

на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.

2.начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя

мальчика и девочку.

3.На занятие следует приходить за 2-3 минуты до начала, чтобы

построиться и настроить детей на занятие.

4.Воспитатель с собой приносит тетрадь с твёрдой обложкой на

спирали и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения

танцев, рекомендации и т д.

5.В время занятия желательно не покидать зал, чтобы не

пропустить какой либо материал.

6.Выполнять вместе с детьми упражнения. Движения танцев, игр,

петь песни и т д.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *