Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами» в средней группе

Наталья Ершова
Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами» в средней группе

ГБДОУ № 123 Центрального района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по развитию речи – составление описательного рассказа по картине в средней группе.

Воспитатель – Ершова Н. С.

Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами».

Цель – учить детей описывать картину в определённой последовательности, называть картину.

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Учить детей составлению небольшого рассказа по картине;

2. Упражнять в подборе определений к явлениям;

3. Отработать употребление в речи детей уменьшительно — ласкательные формы существительных;

4. Учить правильно образовывать формы родительного падежа существительных;

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать бережное отношение к животным;

2. Воспитывать навыки коллективной работы;

Развивающие задачи:

1. Способствовать развитию речи при описании сюжета картины;

2. Развивать словарный запас, наблюдательность;

3. Развивать зрительно-пространственные ориентировки, воображение;

Материал: картина «Собака со щенятами», мягкий мяч для физкультминутки

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных, чтение стихотворений и рассказов о животных, рассматривание картины «Кошка с котятами», словесные игры «Назови ласково», «Чего не стало?».

Картина предварительно вывешена утром на фланелеграфе для самостоятельного рассматривания детьми.

Методические приёмы:

Вопросы к детям, образец воспитателя, дополнение ответа, словесная дидактическая игра, оценка рассказа, совместное составление рассказа с воспитателем, опорные слова, использование наглядных пособий.

Ход занятия:

В-ль: Ребята, давайте мы с вами поздороваемся с гостями, которые пришли к нам в группу.

Дети: Здравствуйте

В-ль: Ребята, вы сегодня такие красивые и весёлые, давайте поделимся друг с другом своей добротой. Я предлагаю нам встать в круг и передавать своему соседу мячик, но не просто отдать ему в руки, а посмотрев ему в глаза, улыбнитесь ему и скажите что-то доброе и приятное,например: «Дима, у тебя сегодня такое хорошее настроение».

Дети передают по кругу мяч с комплиментами.

В-ль: Какие вы молодцы, столько доброго и приятного друг другу сказали. Предлагаю всем присесть на свои стульчики.

Дети занимают места за партами.

В-ль: ребята, я хочу вам загадать загадку, слушайте внимательно

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк,

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи! (Собака)

В-ль: Кто это?

Дети: (хором) Собака

В-ль: А почему вы думаете, что это собака?

Дети: доказывают

В-ль: Правильно, ребята, это собака. Ребята, а где живёт собака? Только я вас попрошу ответить полным предложением «Собака живёт…»

Дети: Собака живёт дома, в будке

В-ль: Верно, а собака – это какое животное?

Дети: Домашнее.

В-ль: Правильно, собака живёт рядом с человеком.

Воспитатель вывешивает картину «Собака со щенятами» на доску.

В-ль: ребята, давайте посмотрим на картину очень внимательно.

Дети рассматривают картину 1 минуту.

В-ль: Кого вы видите на картине? Только я попрошу вас ответить полным предложением, вот так «Я вижу на картине…» дожидаясь от детей полного ответа «Я вижу собаку и щенков»

В-ль: Что ещё вы видите на картине кроме собаки и щенят? Воспитатель обращается поимённо к детям инд. ответы

Дети: ответы

В-ль: Что делает собака?

Дети: Собака лежит на траве

В-ль: Какая собака? Опишите её, пожалуйста, полным предложением (инд. ответы)

Дети: Собака большая

В-ль: Какая у нее шерсть?

Дети: У собаки густая, пушистая, коричневая, белая.

В-ль: Сколько лап у собаки?

Дети: У собаки четыре лапы

В-ль: Кто сидит около собаки?

Дети: Около собаки сидит щенок.

В-ль: А что делает другой щенок?

Дети: Он смотрит на воробьёв

В-ль: Какой щенок, опишите его, пожалуйста, полным предложением.

Дети: Щенок маленький.

В-ль:Послушайте как я про него скажу: «Это щенок. Он маленький, пёстрый, забавный. Он похож на маму-собаку. Глаза у него маленькие. Хвостик беленький. Он смотрит на воробьёв».

В-ль: Отгадайте, пожалуйста, о ком я вам сейчас расскажу – о собаке или о щенках:

• Большая, лохматая, заботливая? (мама-собака)

• Маленький, любопытный, смешной? (щенок)

Ответы детей

В-ль: Какие же вы молодцы, всё правильно.

В-ль: Ребята, предлагаю вам выйти из-за столов и поиграть в игру с мячом. Вставайте на линию ковра, я вам буду говорить про то, что есть у мамы-собаки и бросать вам мяч, а вы называете то же самое ласково, что есть у щенков,например: У мамы-собаки глаза, а у щенка…глазки

• У мамы лапы – у щенка (лапки)

• У мамы хвост – у щенка (хвостик)

• У мамы морда – у щенка… (мордочка)

• У мамы зубы – у щенка (зубки)

• У мамы когти — у щенка (коготки)

• У мамы уши – у щенка (ушки)

• У мамы нос – у щенка (носик)

• У мамы спина – у щенка (спинка)

В-ль: Молодцы, ребятки, вы столько знаете о собаках! Давайте с вами опять присядем на стульчики.

Дети садятся за столы.

В-ль: Ребята, а хотели бы вы очутиться на той полянке рядом с собаками?

Дети: Да

В-ль: А как вы думаете, собаки нас не покусают?

Дети: Нет

В-ль: Да, ребята, если мы с вами не будем дразнить собак, кричать на них, то они нас не тронут.

В-ль: Тогда давайте представим, что мы рядом с собаками на поляне. Давайте погладим щенка, какой он?

Дети: Мягкий, тёплый

В-ль: А какая миска?

Дети: Железная, холодная

В-ль: Давайте представим, что мы подошли к будке, какая она на ощупь?

Дети: Деревянная, шершавая, твердая

В-ль: Молодцы!

В-ль: Замечательно, вы столько всего увидели в картине. Я вами очень довольна. А как бы вы назвали эту картину?

Дети: Варианты ответов индивидуальные.

В-ль: А художник назвал эту картину «Собака со щенятами».

Ребята, кто-нибудь хочет нам рассказать о картине, не стесняйтесь, я буду вам помогать.

Выходит ребёнок к доске, составляет рассказ по картине с помощью опорных слов воспитателя. «Это … собака со щенятами. Собака …большая, лохматая, добрая. У собаки двое … щенят. Один …. лежит около мамы. Другой …стоит и смотрит на воробьёв. Щенки … маленькие, пушистые. Воробьи не улетают, потому, что … не боятся собак»

Вызвать второго ребёнка для самостоятельного ответа. Похвалить.

В-ль: Замечательные рассказы у вас получились, спасибо. Давайте еще поиграем в одну игру – представим, что наш ковёр – это полянка из картины, я – мама-собака, а вы – щенята, вам очень хочется попасть на полянку ко мне. Я задам вам вопрос, кто ответит – спешит ко мне на полянку, Готовы?

Дети: да

Вопросы задаются поимённо

В-ль: Один щенок, а если их много, как мы скажем?

Ребёнок 1: Много щенков

В-ль: На картине нарисованы воробьи. Как мы скажем, что их много?

Ребёнок 2: Много воробьёв

В-ль: У воробья перья, а у щенка нет….

Ребёнок 3: перьев

В-ль: У воробья крылья, а у щенков нет…

Ребёнок 4: Крыльев

В-ль: У воробья клюв, а у щенков нет…

Ребёнок 5: Клюва

В-ль: у щенков усы, а у воробьёв нет…

Ребёнок 6: усов

В-ль: ребята, вы такие у нас молодцы, столько сегодня загадок отгадали, столько интересного рассказали о картине, знаете, что собаки добрые, живут рядом с людьми. «Собака – друг человека». Давайте попрощаемся с гостями, поблагодарим их. Что они к нам пришли в гости.

Баранникова Марина Геннадиевна, воспитатель,

МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №12»

Тема. Составление рассказа по картине «Собака со щенятами»

Программные задачи:

— учить составлять небольшой связной описательный рассказ по картине, самостоятельно делать выводы и умозаключение;

— закрепить представления детей о диких и домашних животных;

— совершенствовать диалогическую речь, расширять активный словарный запас детей наречиями и прилагательными;

— развивать познавательный интерес, память, внимание, связную речь;

— воспитывать интерес, любовь к животным, умение работать в коллективе.

Методы и приёмы: беседа, проблемная ситуация, вопросы, напоминание, художественное слово, образец рассказа, практические действия детей, игровой прием «Подзорная труба», «Войдём в картину», «Что мы слышим», поощрение.

Оборудование и материалы: телевизор, картина «Собака со щенятами» (из серии «Домашние животные»), картинки: дикие и домашние животные, мяч, зеркала.

Ход НОД

Организационный момент

Станем рядышком по кругу

Скажем здравствуйте друг другу!

Нам здороваться не лень,

Все привет и добрый день!

Если каждый улыбнется —

Утро доброе начнется!

Звучит волшебная музыка

Внимание! Внимание!

Дорогие зрители,

Чудеса сейчас придут

Интересно будет тут!

Воспитатель. Ребята, мне позвонили с выставки «Домашние животные», там приключилась беда. С выставки убежало, несколько животных. И нас просят, помочь найти и вернуть их на выставку. Все знают, чем отличаются дикие животные от домашних? Давайте проверим.

Дидактическая игра «Дикие и домашние животные»

Воспитатель. Возьмите картину и внимательно ее рассмотрите. У кого изображено домашнее животное – подойдите к домику, а у кого дикое – к дереву. Дети самостоятельно выбирают картину, определяют, какое животное нарисовано и где оно живет.

— Молодцы, а теперь давайте проверим: назовите домашних животных, а теперь диких животных.

— Вот мы справились с заданием, давайте вернем картины на выставку.

Воспитатель. Назовите, каких животных вы видите на выставке? А кто был внимательный и заметил, какого животного не хватает? А поможет вам загадка: Заворчал живой замок,

Днем лежит и молчит,

Ночью лает и ворчит,

Кто к хозяину идет — она знать дает». (Собака)

Звучит волшебная музыка и на экране появляется картина «Собака со щенятами».

Рассматривание картины «Собака со щенятами»

Воспитатель. Ребята, вот и недостающая картинка. Эта картина называется «Собака со щенятами». Давайте мы ее внимательно рассмотрим. Возьмите волшебные «подзорные трубы», посмотрите на картину и назовите, что интересного вы видите, только не повторяйте ответ товарища.

Воспитатель задает вопросы на уточнение:

— Кто нарисован на этой картине?

— Что делает собака?

— Кто сидит около собаки?

— Мама-собака большая, а щенки ….

— Что делают щенки?

— Где живут собаки?

— Кто построил для них конуру?

— Куда смотрят собака и щенки?

— А что делают воробьи?

— Кто принёс собакам еду?

— Какую пользу приносит собака человеку?

Воспитатель. Давайте войдем в картину закройте глазки и представим, что мы рядом…

Звучит аудиозапись «Звуки животных»

— Что вы услышали? (Щенки сопят, тявкают, рычат; воробьи стучат клювом по тарелке…)

Воспитатель. Погладьте собаку и щенят, что вы чувствуете? (Мягкие, лохматые, теплые…)

Воспитатель. Откройте глазки, молодцы вы были внимательны, а сейчас мы отдохнём и поиграем.

Игра с мячом «Продолжи предложение»

У мамы лапы – щенка … лапки

У мамы глаза – у щенка … глазки

У мамы морда – у щенка … мордочка

У мамы хвост – у щенка … хвостик

У мамы когти – у щенка … коготки

У мамы зубы – у щенка … зубки

У мамы уши – у щенка … ушки

У мамы нос – у щенка … носик

У мамы спина – у щенка … спинка

Воспитатель. Молодцы! Ребята я предлагаю вам составить небольшой рассказ о собаке со щенятами. Но с начало мы с вами сделаем зарядку для язычка.

Артикуляционное гимнастика «Щенок»

Улыбается щенок (широко разводим уголки губ)

Зубки на показ. (Обнажив зжатые зубы)

Я бы точно также смог

Вот смотри сейчас. (Возвращаем губы в спокойное положение)

Артикуляционная гимнастика » Футбол»

Рот закрыт. Кончик языка с напряжением упирается то в одну то, в другую щеку так, чтобы под щекой надувать «мячики».

Воспитатель. Молодцы дети. А сейчас давайте вернемся к нашей картине. Послушайте внимательно мой рассказ.

— Это собака со щенятами. Собака большая, черная, лохматая, добрая. У собаки двое щенят. Один лежит около мамы, другой стоит и смотрит на воробьев. Щенки маленькие, пушистые, неуклюжие. Хозяин принес собакам еду. К миске с едой прилетели воробьи. Воробьи не улетают, потому что не бояться собаки и щенков.

Воспитатель предлагает 2-3 детям рассказать по картине (с помощью воспитателя).

— Молодцы дети, какие красивые и содержательные рассказы у вас получились.

— Теперь из зала картин мы перейдем в «Волшебный зал»

Музыкально-ритмическое упражнение «Мы идем»

Воспитатель. Вот мы и пришли в волшебный зал

«Завертелись, закружились

И в животных превратились»

— Угадайте в кого я превратилась? У меня теплая, лохматая, коричневая шуба, круглые уши, я люблю мед?

Дети самостоятельно составляют загадки-рассказы.

Рефлексия

— Вот и закончилось наше путешествие.

— Где мы с вами сегодня побывали?

— Какую картину мы рассматривали?

— Что вам понравилось больше всего?

— Давайте попрощаемся с нашими гостями – до свидания.

Использованная литература

«Составление рассказов по картине «Собака со щенятами»»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе

Программное содержание:

  1. Учить детей составлять рассказ по картине с использованием схемы.
  2. Упражнять в подборе определений к явлениям (тёплая, пушистая, мягкая…).
  3. Развивать психические функции: воображение, внимание, память.
  4. Расширять словарный запас существительных, глаголов, прилагательных.
  5. Воспитывать интерес, любовь к животным.

Методические приёмы:

Загадка, сюрпризный момент – Волшебник, вопросы по картине, имитации действий, словесная игра «Кругом, кругом», проблемная ситуация: рассыпались картинки, Д/и «Составь целое», рассказ по картине, игровые приёмы: «Войдём в картину», «Что мы слышим?», указания, поощрения, помощь.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных, чтение стихотворений и рассказов о животных, игра «загадки-движения», рассматривание картины «Кошка с котятами», знакомство со схемой, словесные игры: «Какой, какая, какое?», «Назови ласково», «Угадай-ка», имитация действий с «подзорной трубой» — кто больше заметит интересного, выкладывание целого из частей.

Материал:

  • игрушка-Волшебник, картина «Собака со щенятами»;
  • разрезные картинки с домашними животными и их детёнышами;
  • подарки-звёзды.

Индивидуальная работа.

Упражнять Илью Кулиш в назывании детёнышей животных.

Ход занятия.

Дети с воспитателем стоят в кругу.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

«Днем лежит и молчит,
Ночью лает и ворчит,
Кто к хозяину идет —
Она знать дает.»

— Кто это?

Дети: Собака.


Воспитатель: Где живет собака?

Дети: Дома, в будке…

Воспитатель: Собака, это какое животное?

Дети: Собака – это домашнее животное.

(Воспитатель показывает игрушку Волшебника и говорит от его имени.)

Воспитатель: Молодцы! Здравствуйте, мои дорогие друзья! Вы, наверное, обратили внимание на картину, которую я вам прислал?

Дети: Да.

Волшебник: А где же она?

Воспитатель: Да вот же она (вывешивает картину на доску)

Волшебник: Эта картина называется «Собака со щенятами» Мы с вами ее внимательно рассмотрим, а затем составим рассказ.

Возьмите волшебные «подзорные трубы», посмотрите на картину и назовите, что интересного вы видите, только не повторяйте ответ товарища.

(Воспитатель задает вопросы на уточнение: Какого щенка ты увидела? А что делают воробышки? Как смотрит собака? И т. п.)

Волшебник: Давайте войдем в картину и представим, что мы рядом,…Что вы слышите?

Дети: Сопят, тявкают, рычат, стучат по тарелке…


Волшебник: Погладьте собаку и щенят, что вы чувствуете?

Дети: Мягкие, лохматые, теплые…

Воспитатель: Как еще можно сказать?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Чтобы рассказ получился интересный, нам поможет схема. Давайте вспомним, как схема может нам помочь составить интересный рассказ.

  • Что подсказывает нам первая карточка?
  • О чем мы будем рассказывать потом?
  • А дальше?
  • Чем закончим рассказ?

1. Внешний вид животного, части его тела.
2. Где живет?
3. Чем питается?
4. Как зовут детеныша?
5. Какую пользу приносит человеку.

Воспитатель: Кто пойдет и расскажет нам о собаке?

Рассказ ребенка…

Воспитатель дает небольшую оценку рассказа.

Воспитатель: Расскажите о щенке.

Рассказ ребенка…

Воспитатель: О ком ты хочешь рассказать?

Рассказ ребенка…

Воспитатель: Волшебник, послушай и мой рассказ. Эта картина называется «Собака со щенятами»… (описательный рассказ воспитателя по картине).

Волшебник: Очень хорошие рассказы вы составили.

Физкультурная минутка.

Воспитатель:Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал: «Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.

Волшебник: А на моем дворе живут еще животные. Я хотел показать их вам, да вот беда, ветер-озорник перепутал все картинки…

Воспитатель:Не расстраивайся, мы поможем навести тебе порядок. Поможем волшебнику?

Дети: Да.

Воспитатель: Нужно выложить из частей целое и затем рассказать, кто у вас получился. (Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель задает вопросы.)

Воспитатель: Кто у тебя получился?

— Какое это животное?
— Как называют ее детеныша?
— Кто мама у котенка?

Вот и замечательно, все справились с заданием, помогли Волшебнику.

Итог занятия.

Волшебник: Интересные рассказы составили вы по моей картине, помогли собрать животных. Я еще буду приходить к вам в группу, а сегодня в подарок

Вам хочу оставить вот эти звездочки.

Конспект НОД в средней группе «Рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Марина Менщикова
Конспект НОД в средней группе «Рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Конспект НОД в средней группе

«Рассказывание по картине «Собака со щенятами».

Тема: «Рассказывание по картине «Собака со щенятами».

Цель: учить детей связно передавать содержание картины.

Задачи:

подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине;

формировать грамматически правильную речь;

учить детей правильно образовывать формы родительного падежа существительных;

активизировать в речи детей глаголы;

расширить и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные»;

воспитывать интерес, любовь к домашним животным.

Материал и оборудование: картина «Собака со щенятами» (серия «Домашние животные»); игрушки грузовик, собака; картинки с изображением жилищ домашних животных.

Предварительная работа:

Беседы о домашних животных и их детенышах. Чтение художественной литературы, беседы по содержанию. Рассматривание сюжетных и предметных картинок по теме «Домашние животные. Разучивание пальчиковых игр, физкультурных минуток.

Ход НОД.

I. Вводная часть

Сюрпризный момент «Машина с игрушкой собаки».

(Машина сигналит за дверью группового помещения).

– Ребята, слышите, кто-то к нам приехал на машине.

Воспитатель выходит за дверь и ввозит в групповую комнату большую игрушечную машину, в кузове которой сидит игрушечная собака, накрытая простынкой.

– Интересно, кто спрятался под простынкой?

– Чтобы узнать, кто в машине надо отгадать загадку.

Загадка:

Кто у дверей встречает нас,

В тишине весь день, проспав

И от счастья начинает

Громко лаять: «Гав-гав-гав!»?

(Собака)

– Кто это?

– Правильно, это собака (показывает игрушку). Зовут ее Дружок.

– Какая собачка? (пушистая, лохматая.)

– Мы с вами знаем пальчиковую игру про собачку, давайте поиграем в нее.

Пальчиковая игра «Собачка»

Вышли пальчики гулять,

(пальчики бегут по столу)

Стали весело плясать.

Вот так, вот так

(выставляют из кулака большие пальцы)

Стали весело плясать.

Пальчики играли,

(пальцы собираются в щепоть, которая то открывается, то закрывается)

Собачку увидали.

(пальцы левой руки соединяются и выпрямляются. Пальцы правой руки собираются в щепоть, указательный загибается «собачка»)

Она громко лает,

Пальчики пугает.

(фигура «собачка». Большой палец прыгает)

Пальчики сбежались,

В кулачок все сжались.

(левая рука сжимается в кулак)

А собака ходит,

Пальцы не находит.

(левая рука сжата в кулак, правая — «собачка» двигается вокруг левой)

Кулачки стучали.

(одним кулачком стучат о другой)

Собачку испугали.

(пальцы бегут по столу)

Ну а пальчики опять

Стали дружно танцевать.

Поплясали, поплясали,

Ох, как быстро мы устали!

(опускают кисти рук вниз)

Мы немножко отдохнем

(ладошки складывают под голову — «спят»)

И опять плясать начнем.

(ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу)

– Где живет собака, в лесу или рядом с человеком?

– Собака это, какое животное, домашнее или дикое?

– Почему собака домашнее животное?

– Правильно. Собака домашнее животное. Она живет рядом с человеком. Он за ней ухаживает, кормит, поит.

– Собака очень доброе, преданной животное. Существует огромное количество различных пород – от небольших комнатных собачек до крупных бойцовых и служебных собак. Многие собаки спасают своих владельцев, чувствуя опасность.

II. Основная часть

– Сегодня Дружок приготовил для вас сюрприз, привез с собой картину о своих друзьях.

Воспитатель выставляет на мольберт картину «Собака со щенятами». Дети рассматривают ее в течение 2 – 3 минут.

– Кто изображен на этой картине?

– Что делает собака?

– Кто лежит около собаки?

– Сколько щенят на картине?

– Что делают щенята?

– Какой щенок вам нравится больше? Расскажите про него.

– Расскажите про другого щенка, какой он?

– Ребята скажите, о ком эти слова, о собаке или щенках – пушистая, добрая, веселая?

– Почему вы думаете, что эти слова о собаке?

– Как мы скажем о щенке, какой он? (Пушистый, добрый, веселый щенок).

–Один щенок, а если их много, как мы скажем? Много щенков, щенят.

– Щенки маленькие, а мама – собака какая?

– Что в лапах у собаки?

– Где живут собаки? (В конуре).

– Кто принес собакам еду? Кто построил для них конуру? (Хозяин)

– На кого смотрят собака и щенки? (На воробьев).

– Как мы скажем, что их много? (Много воробьев).

– Почему воробьи не улетают от миски с едой?

– Мы внимательно рассмотрели картину, ответили на вопросы.

– Сейчас я составлю рассказ по этой картине, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

На картине изображена собака со щенятами. Собака большая, лохматая, с коричневыми пятнами. У нее два щенка. Щенки маленькие, смешные, пушистые. Собака и щенки смотрят на воробьев, которые прилетели к миске с едой. Еду собакам принес хозяин. Воробьи не улетают, потому что не боятся собаки и щенков. Мне картина понравилась.

– Кто хочет рассказать о собаке со щенками?

В случае необходимости воспитатель помогает, подсказывает начало предложения.

– Молодцы, у вас получились интересные рассказы. Сейчас я предлагаю вам немножко отдохнут, показать, кто из животных как ходит.

Физкультурная минутка «Домашние животные и птицы»

«Кто как ходит?»

Кошка ходит по – кошачьи,

(пружинистый шаг)

А собака по-собачьи.

(ходьба с высоким подъемом колена)

По-утиному утёнок, чуть вразвалочку идёт.

(шаг на всей стопе, слегка покачиваясь из стороны в сторону)

По-козлиному козлёнок скачет рожками вперед.

(подскоки)

По-слоновьи ходит слон, тяжело ступает он.

(ходьба, опираясь на ступни и ладони)

По-гусиному гусята важно шествуют шажком.

(ходьба в полуприсяде)

А по улице ребята – кто вприпрыжку, кто пешком.

(шаг на месте)

– У каждого животного есть детеныши.

– Давайте поиграем в игру «Найди свою маму»

Дидактическая игра «Найди свою маму».

– У собаки кто? – щенок;

– У коровы кто? – теленок;

– У лошади кто? – жеребенок;

– У кошки кто? – котенок;

– У свиньи кто? – поросенок;

– У козы кто? – козленок;

– У кролика кто? – крольчонок.

– Вы каждому детенышу нашли маму, молодцы!

– А где живут домашние животные?

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»

(Игра проводится с показом картинок)

– Где живёт лошадь? – в конюшне

– Собака – в конуре

– Кролик – в клетке, в крольчатнике

– Свинья в в свинарнике

– Кошка – в доме

– Корова –в коровнике

– Коза – в хлеву

– Овца – в овчарне.

III. Заключительная часть

– Ребята, посмотрите еще раз на картину «Собака со щенятами» и скажите, как надо относиться к домашним животным?

– У кого из вас есть дома собака?

– Как вы к ней относитесь?

Рефлексия

– Что мы сегодня делали?

– Каким было ваше настроение?

– Почему?

– Что вам больше понравилось?

– Почему?

– Я благодарю вас за сегодняшнюю работу, спасибо!

Конспект открытого занятия«Рассматривание картины «Собака со щенятами»

(развитие речи)

Образовательная область: «Коммуникация»

Раздел: «Развитие речи»

Тема: «Рассматривание картины «Собака со щенятами»».

Цель: Учить детей рассматривать картину.

Программное содержание:

Научить детей выделять конкретные объекты, изображенные на картине и давать им соответствующие названия.

Учить характеризовать объекты и действия между ними.

Учить устанавливать связи между объектами.

Учить ориентироваться в пространстве при превращениии объекты живые картинки.

Обогащать и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами, отвечать развернутыми предложениями.

Научить представлять различные звуки, осязательные ощущения, при воображаемом соприкосновении с различными объектами и передавать свои представления в законченном рассказе.

Воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: фланелеграф, картина «Собака со щенятами», маленькая картинка, «волшебная палочка», «волшебный сундучок», игрушки – собака и щенята, картинки с изображением гномиков, медальоны с изображением объектов картины, карточки с изображениями конуры.

Словарная работа: собачья семья, четвероногий друг, конура, вечер.

Билингвальный компонент:

ит — собака

күшіктер – щенята

үйшік – конура.

Методические приемы:

1. Загадки и отгадки

2. «Волшебная палочка» и «Волшебный сундучок».

3. «Заколдованная» картина и герои картины.

4. Д/игра «Умное эхо».

5. Игра «С подзорной трубой».

6. Д/игра «Кто в кружочке живет».

7. Д/игра «Ищу друзей».

8. Д/игра «Превращения».

9. Анализ и синтез, деление на части, объединение действиями

10. Игра «Четвероногий друг».

11. Задание для детей «Нарисуй по точкам конуру для щенка».

1. Орг.момент

Приветствие «Здравствуй солнце золотое»

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое.

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок.

Здравствуй утро, здравствуй день,

Нам здороваться не лень! (дети здороваются с гостями).

Воспитатель сообщает детям о том, что сегодня произойдет будет волшебным.

— Итак, волшебство начинается.

(Дети находят волшебную палочку и воспитатель сообщает, то волшебство будет происходить с помощью волшебной палочки.)

— «Волшебная палочка» поможет нам найти «волшебный сундучок». (Дети находя сундучок.)

— Чтобы узнать то находиться в волшебном сундучке, я хочу загадать вам загадку:

— «С хозяином дружит, живет под крылечком.

Хвост у нее колечком». (собака)

Игра «Волшебный сундучок» (там лежат игрушки: собака и щенята, листочек с надписью «SOS», маленькая картина «Собака с о щенятами»).

— Эти герои с этой маленькой картины, они просят о помощи. Они хотят вернуться в картину, чтобы дети могли рассмотреть картину, где героями этой картины являются эти замечательные собака и щенята. Картина очень маленькая, нам неудобно ее рассматривать, но у нас есть «Волшебная палочка».

— Вы закроете глаза, а я с помощью «Волшебной палочки» совершу волшебство, потом вы увидите, что произойдет (после манипуляции – появляется большая картина, а в ней наши герои).

Игра «С подзорной трубой»

Воспитатель касается волшебной палочкой подзорных труб, и дети из пальчиков показывают волшебную подзорную трубу, через которую можно увидеть живые и неживые объекты.

Игра «Кто в кружочке живет?»

— Поиграть с нами гномик «Дели — Давай», потому что он умеет делить все свете на части. Возьмите свою «волшебную подзорную трубу», и посмотрите на объект, на картины.

— Кто это?

— Какая она?

— Какая собака? Что она делает? (ответы детей)

— Кто это? Какой щенок, что он делает? (выставляются объекты на доске по мере называния объектов).

— Где находятся собака и щенята?

— Значит, какие это животные? (домашние).

— Чтобы нам было легко ориентироваться по картине, давайте дадим клички собаке и ее щенятам?

— Чем отличается собака от щенят?

— какая по характеру собака? Какой по характеру первый щенок?

Игра «Ищу друзей»

Пришел гномик «Объединяй – Давай».

(он поможет объединить объекты между с собой). – У нас есть «Волшебный фломастер», который будет проводит волшебные линии между двумя объектами.

— Почему мы объединили конуру и собаку?

— Почему мы объединили собаку и щенят.

— Почему мы объединили конуру и дерево?

— Почему мы объединили собаку и тарелку?

— Почему мы объединили тарелку и хлебные крошки?

— Почему мы объединили тарелку и щенят?

Игра «Умное эхо» (с мячом)

— Я говорю фразу, например у собаки нос, бросаю Олесе, она должна целую фразу заменить на одно слово и четко его произнести выделяя окончание. какое слово должно получится, если я говорю фразу: «У собаки нос» — (собачий), если это у Алисы получилось, значит она «Умное эхо».

— У собаки хвост?

— У собаки голова?

— У собаки шерсть?

— У собаки лапы?

— У собаки зубы?

— У собаки язык?

— У собаки нюх?

— У собаки конура?

— У собаки цепь?

— У собаки хватка? (и т.д.)

Прием вхождения в картину. Пришел гномик «Я все слышу» (дети вошли в картину).

— Что вы слышите? (ответы детей).

Пришел гномик «Я ощущаю руками и кожей». Потрогайте собаку. Какая у нее шерсть? (ответы детей).

— Потрогайте щенят. Какая у них шерсть?

— Потрогайте миску, из какого материала она сделана? (металлическая, стеклянная, глиняная и т.д.).

— Потрогайте конуру. Она гладкая или шершавая, из чего она сделана? (ответы детей).

— Потрогайте воробышек (какие они?)

— Потрогайте дерево. Какое оно? (ответы детей).

Игра «Превращения»

С помощью «волшебной палочки» воспитатель превращает детей в собаку, в щенка Тузика, в щенка Шарика, конуру, миску, дерево, воробышек.

Превращенные дети рассказывают от лица своего объекта:

— «Я собака…»

— «Я щенок Тузик …»

— «Я щенок Шарик…»

— «Я дерево…»

— «Я конура…»

— «Я миска…»

— «Я воробышек…»

Игра «Четвероногий друг»

За дверью кто-то тявкает, дети видят маленького игрушечного щенка.

— Я хочу предложить такую ситуацию «Ребята, вы хотите, чтобы у вас был щенок?». Предположим вы принесли щенка домой и просите оставить щенка у вас дома. А мама никак не соглашается. Попробуйте доказать, что собака – самый верный друг у человека, то этот щенок вам просто необходим. (роль мамы – воспитатель, роль ребенка – играет ребенок).

Разыгрывается несколько ситуаций.

— Мама: «Кто с ним буде гулять?»

— Ты целый день в садике?

— Чем мы будем его кормить?

— Он провеет обои и будет грызть мебель (ребенок пытается опровергнуть доводы и защитить свое мнение). мама соглашается, а щенок хочет узнать, где он будет жить? (в конуре, будке).

Задания для детей «Построить конуру по точкам» (на листе бумаги).

Воспитатель: «Волшебная картина благодарит детей за помощь, за то, что они помогли вернуть героев картины в волшебную картину».

Воспитатель касается «волшебной палочкой» детей, они снова превращаются в детей.

— Воспитатель: «Давайте возьмемся за руки и пожелаем нашим гостям что-то хорошее». Скажем «спасибо» за то, что они пришли к нам в гости.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *