Жихарка

Далеко-далеко, в лесу дремучем стояла избушка малая. А в избушке той жили Кот, Воробей да человечек маленький — удалец-молодец Жихарка.

Кот с Воробьём на охоту ходили, а Жихарка оставался домовничать: избу подметал, обед готовил, стол накрывал, Воробья с Котом поджидал.

Прослышала Лиса, что Жихарка в доме один остаётся. Давно хотелось ей Жихаркиного мясца отведать. Стала следить она за избушкой.

Кот и Воробей, когда на охоту уходили, всегда Жихарке наказывали двери запирать. Жихарка, двери всегда запирал, а один раз забыл…

Справил Жихарка все дела, вдруг слышит — по лестнице топ-топ-топ — Лиса идёт! Испугался он, под печку залез и в уголок забился.

Подбежала Лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула — да домой.

А как принесла Жихарку в свою избу, скорее бросилась печь топить: побыстрее хочет Жихарку зажарить. Как истопилась печка, взяла Лиса лопату и говорит Жихарке:

— Садись на лопату!

А Жихарка хоть и маленький, да удаленький: на лопату сел, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдёт.

— Не так сидишь, -говорит Лиса.

— А я по-другому не умею, — отвечает Жихарка. — Ты мне, тётенька, покажи, как надо!

Прыгнула Лиса на лопату, клубочком свернулась, лапки подобрала, хвостиком укрылась.

А Жихарке только того и надо было!

Он её в печь скорее да заслонкой-то и закрыл! А сам со всех ног домой побежал.

А дома Кот с Воробьём горюют. Только вдруг по лесенке, по частым ступенькам — тук-тук-тук, — Жихарка бежит, громким голосом кричит:

— Вот он я!

Обрадовались Кот и Воробей! С лавки соскочили — ну Жихарку обнимать. За ручки его схватили, по избушке закружили. Уж сколько радости тут было!

Жихарка

Жихарка (русская сказка)

Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек — Жихарка.
Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал: обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал.
Раскладывает да приговаривает:
— Это простая ложка — котова, это простая ложка — Петина, а это не простая — точёная, ручка золочёная, — эта Жихаркина. Никому её не отдам.

Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей Жихаркиного мясца попробовать.
Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать. Запирал Жихарка двери.
Всё запирал, а один раз и забыл.
Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, а по лестнице — топ-топ-топ — лиса идёт.
Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил да под печку и залез.

А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда: нет Жихарки.
«Постой же, — думает лиса, — ты мне сам скажешь, где сидишь».
Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:
— Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — котова. А эта ложка не простая — точёная, ручка золочёная, — эту я себе возьму.
А Жихарка-то под печкой во весь голос:
— Ай, ай, ай, не бери, тётенька, я не дам!
— Вон ты где, Жихарка!
Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула — да в лес.

Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть. Взяла лиса лопату.
— Садись, — говорит, — Жихарка.
А Жихарка маленький, да удаленький. На лопату сел, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдёт.
— Не так сидишь, — говорит лиса.

Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдёт.
— Да не так, — лиса говорит.
— А ты мне, тётенька, покажи, я ведь не умею.
— Экой ты недогадливый!
Лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка её толк в печку да заслонкой прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой.
А дома-то кот да петух плачут, рыдают:
— Вот ложка простая — котова, вот ложка простая — Петина, а нет ложки точёной, ручки золочёной, да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького!

Кот лапкой слёзы утирает, Петя крылышком подбирает.
Вдруг по лесенке — тук-тук-тук.
Жихарка бежит, громким голосом кричит:
— А вот и я! А лиса в печке сжарилась!

Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать!
И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут.

— КОНЕЦ —

Русская народная сказка.

Картотека художественной литературы в старшей группе по ФГОС с целями

Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе
По программе «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы О.О. Содержание Автор, название Цель
Нравственное воспитание
рнс «Лиса и кувшин» обр. О. Капица Воспитание добрых чувств; формирование представлений о жадности и глупости
рнс «Крылатый, мохнатый и маслянный» обр. И. Карнаухова Учить детей понимать характер и поступки героев
X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского
рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;
рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Воспитывать нормы нравственного поведения
рнс «Царевна-лягушка» обр. М. Булатов Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи.
Б. Шергин «Рифмы» Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям
рнс «Сивка-бурка» обр. М. Булатов Формировать у детей умение оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним
рнс «Финист-ясный сокол» обр. А. Платонов Воспитывать чувство сострадания к окружающим
В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» Воспитывать внимательность, любовь, сострадание к ближнему товарищу
С. Михалков «А что у вас?»
ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным
«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;
воспитывать в себе умение сопереживать, выть щедрым, не завидовать другим; воспитывать самоуважение, взаимопомощь в работе.
«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).
В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы) Чувствовать и понимать характер образов литературного
произведения
Л. Толстой «Косточка» Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье.
Л. Толстой «Прыжок» Пробудить в детях сопереживание герою рассказа
Н. Носов. «Живая шляпа»; Формировать представления детей о нормах нравственности с помощью детской литературы.
С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза» Формировать умение оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками
А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной
К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания
Мицкевич Адам «Друзьям»
Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость»
П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чувство доброты, заботы о слабых
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Воспитывать культуру поведения, дружбу, взаимопомощь, заботу о близких
В. Катаев. «Цветик-семицветик» Формировать умение представлять особенности своей личности в кругу сверстников, отражая достижения и причины возможных затруднений.
Ребенок в семье и в обществе рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Познакомить с разными семейными взаимоотношениями
Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша» Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
В. Драгунский «Денискины рассказы» Формирование представлений о характерных качествах мальчиков и девочек.
А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы)
Учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев
Е. Григорьева «Ссора» Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками; доброжелательного отношения к противоположному полу
А. Барто «Вовка — добрая душа»
Е.. Благинина «Посидим в тишине» Продолжать формировать представление детей о добром отношении к маме
А. Усачёв «Что такое этикет» Продолжать обучение культуре речевого общения в детском саду и дома
«Крупеничка» Н. Телешов Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям
Самообслуживание, труд рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Формировать представления детей о трудолюбивом человеке
К. Чуковский «Мойдодыр» Воспитание культурно-гигиенических навыков
К. Чуковский «Федорино горе»
рнс «По щучьему веленью» Закреплять у детей понятие о важности человеческого труда
А. Барто «Девочка-чумазая» Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища
Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова
Формирование основ безопасности С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» Закрепление правил поведения на улицах города
Е. Сегал «Машины на нашей улице»
Познавательное развитие ФЭМП Считалки
Герои сказок
С. Маршак «Цифры» Знакомство с цифрами
Ознакомление с социальным миром Г. Х. Андерсен
«Снеговик» Знакомство с новогодними традициями разных стран
С. Михалков «А что у вас?» Знакомство с важностью любой профессии
«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; Знакомство с особенностями народов Западной Африки
А. Гайдар «Сказка про военную тайну, Мальчиша- Кибальчиша и его твердое слово»
Продолжать расширять представления детей о Российской армии.
ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Знакомство с бытом народов крайнего севера
М. Бородицкая «Ждем брата» Формировать желание заботится о малышах, развивать чувства ответственности уважения к младшим товарищам
А. Твардовский «Рассказ танкиста» Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины.
А. Барто «Игра в стадо» Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада
С. Махотин «Старшая группа»
О. Высоцкая
«Детский сад»
Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы) Воспитывать интерес к жизни россиян в древности, любовь к истории своего народа
М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» Уточнить знания о родной стране.
Б. Алмазов. «Горбушка» Приобщение к российским ценностям;
Ознакомление с миром природы рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Формировать заботливое отношение детей к природе, желание принимать участие в её охране и защите.
Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок» Расширять представления о жизни животных
Г. Снегирев «Пингвиний пляж»
К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту;
В. Бианки «Сова» Продолжать формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, представление о литературном жанре «познавательная сказка»;
Б. Заходер «Серая звездочка» Воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу
С. Есенин «Черемуха» Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Развивать мелкую моторику рук, внимание и интерес к животному миру и его многообразию
П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе
Речевое развитие Развитие всех сторон речи
Знакомство с жанрами
Объяснение незнакомых, устаревших слов
Художественно-эстетическое развитие Приобщение к искусству В. Конашевич Знакомство с художниками-иллюстраторами
И. Билибин
Е. Чарушин
ИЗО деятельность Рисование иллюстраций по произведениям
Музыкальная деятельность П. И. Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты) Знакомство с музыкальным изображением героев и образов произведений
П. И. Чайковский «Времена года» (фрагменты)
Н. А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты)
С. Прокофьев «Петя и волк»
Физическое развитие
НОД и досуги по сюжетам произведений
Герои произведенийСкачать Картотека художественной литературы в старшей группе по ФГОС

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие Колобка»Конспект по развитию речи в старшей группе «Домашние птицы»Интеллектуальная олимпиада для детей старшего дошкольного возраста в детском садуКонсультация для воспитателей ДОУ. Развитие звуковой культуры речи у детей старшего старшего возраст

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки «Цветик – семицветик» В. Катаева».

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский Сад Комбинированного Вида № 13 Города Фрязино Московской Области

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки «Цветик – семицветик» В. Катаева».

Составила воспитатель:

Первой квалификационной категории

Можаева О.В.

Цель: подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценке поступков и характера главной героини.

Программные задачи.

Образовательные:

  • продолжать формировать у детей способность к восприятию литературных произведений, умению выделять главную мысль;

  • формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения;

  • побуждать к активному участию в беседе по заданной теме;развивать диалогическую и монологическую речь.

  • продолжать упражнять детей в умении «оживлять отрывок из сказки»;

  • формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героине сказки.

Развивающие:

  • развивать речевое внимание (внимательно слушать сказку);

  • развивать любознательность, память и мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать умение слушать друг друга;

  • воспитывать интерес к книге;

  • воспитывать познавательную активность.

Оборудование: магнитная доска, модель волшебного цветка, портрет В. Катаева, иллюстрации к сказке «Цветик-семицветик», интерактивная доска, картинки из сказок: «Гуси — лебеди», «Цветик-семицветик» .

Предварительная работа:

чтение сказки «Цветик-семицветик»;

  • заучивание слов из сказки «Лети, лети, лепесток»;

  • беседа «Заветное желание».

Образовательные технологии:

  • продуктивное чтение;

  • моделирование;

Ход НОД

  1. Мотивационный этап

  • Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, улыбки. Ребята, а вы хотите поиграть в игру «Я начну, а вы продолжите.».

Дети стоят полукругом на ковре. На магнитной доске: портрет — В. Катаева; рисунок — девочка Женя; рисунок — «Цветик-семицветик».

  1. Дидактическая игра «Я начну, а вы продолжите.»

  • Я буду начинать, а тот, на кого укажу, продолжит. Знакомы вам эти слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли —

Быть по-моему вели!

  • Кто говорил эти волшебные слова?

Предполагаемый ответ детей: Девочка Женя.

  • Из какой сказки?

Предполагаемый ответ детей: «Цветик — семицветик».

  • Кто написал эту сказку?

Предполагаемый ответ детей: В. Катаев, показ портрета писателя.

Дети переходят во вторую зону.

  1. Основная часть

1 Двигательное упражнение «Мы гуляем»

  • Повторяйте за мной:

Мы гуляем по дорожкам,

Мы гуляем по тропинкам.

По дорожке шли

И цветок нашли.

Дети садятся на стулья.

  1. Работа с моделью волшебного цветка

  • Что произошло с волшебным цветком?

  • Каких лепестков не хватает?

Предполагаемые ответы детей: Желтого, красного, синего, зеленого.

  • Куда исчезли лепестки?

Предполагаемый ответ детей: Исполняли желания Жени.

На столе лежат картинки из сказки «Цветик- семицветик».

  • Ребята, а давайте вспомним цвет лепестка и желание девочки.

Предполагаемые ответы детей: Желтый — Вели, чтобы я была дома с баранками!

Красный — Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!

Синий — Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!

Зеленый — Вели, чтобы я сейчас же очутилась опять на нашем дворе!

  1. Затруднение в игровой ситуации.

«Сказочные лабиринты игры» Ребята, а вы хотите, чтобы Цветик-семицветик исполнил ваше желание?

  • Хорошо, он исполнит ваше желание с тем условием, что вы попадете на необитаемый остров и будете там одни. Воспользуетесь ли вы желанием?

  • Как вы выберетесь с необитаемого острова, если вам надоест быть одному?

  1. Двигательное упражнение «Побежали»

  • Давайте с вами немного подвигаемся.

Побежали, побежали,

Только ножки замелькали.

Через лес ведет тропинка —

Вот березка, вот рябинка.

На полянку прибежали

И там весело скакали.

Остановка на сигнал «удар бубна». Дети садятся на стульчики.

  • Ребята, хотите ли вы, узнать какие желания исполнил для Жени волшебный цветок «Цветик — семицветик»?

  • Нас сказка в мир волшебный приглашает, чтоб чудесами деток удивить и позабавить, и чему- то научить.

  1. Чтение нового текста с остановками

Главные приемы чтения этого текста — совместное проговаривание и договаривание.

  • Оторвала оранжевый лепесток, кинула и сказала:…

Предполагаемый ответ детей: Лети, лети…

  • Женя по лестнице…

Предполагаемый ответ детей: Игрушки за ней.

  • Женя на балкон…

Предполагаемый ответ детей: Игрушки за ней.

  • Женя на чердак…

Предполагаемый ответ детей: Игрушки за ней.

  • Оторвала фиолетовый лепесток и сказала:…

Предполагаемый ответ детей: Лети, лети.

  • Оторвала последний лепесток — голубой…

Предполагаемый ответ детей: И запела тонким голоском, дрожащим от счастья: Лети, лети.

  1. Беседа о прочитанном

  • Какое из желаний девочки было самым лучшим?

Предполагаемый ответ детей: Исцеление больного мальчика.

  • Почему исполнение остальных желаний не принесло Жене большой радости?

  1. Воспроизведение нового в типовой ситуации

На мольберте картинка: девочка Женя в окружении игрушек.

  • Давайте, попробуем «оживить» героев сказки.

На столе маски и игрушки. Звучит музыка. «Оживление» картинки.

  1. Повторение и развивающие задания

Дети занимают места за столами. На мольберте: картинка — девочка в русском народном сарафане; картинка — девочка в детском платье.

  • Подумайте, в каких сказках мы познакомились с этими девочками?

Предполагаемый ответ детей: «Цветик-семицветик» и «Гуси — лебеди»

  • Девочки на первый взгляд разные, но я вам скажу по секрету, что они между собой чем-то похожи. Хотите узнать? Для этого нам нужно сравнить девочек и их поведение.

На столах лежат картинки с изображением сюжетов из сказок.

Предполагаемые ответы детей: Девочки капризны: одна — не хочу, другая — хочу!

Путешествие: Гуси — лебеди, собака.

Помощник: ёжик, волшебный цветок.

Поступок: спасение брата, исцеление мальчика Вити.

  1. Рефлексия

  • Почему важно делать добро?

  • Какие добрые поступки вы можете совершить сами, не надеясь на волшебство? (быть добрыми, честными и внимательным к окружающим)

  • Я желаю вам быть всегда добрыми и отзывчивыми, внимательными и честными, чтобы Цветику-семицветику не приходилось исправлять ваши ошибки. Ведь волшебство бывает только в сказках!

Сказка. Жихарка

Жихарка .
В покосившейся избушке
Жили — были две зверушки;
Кот пушистый колобок,
Да задира петушок.
С ними мальчик жил Жихарка.
Как хорошая кухарка,
Он хозяйничал в избе,
Поспевал один везде:
Принести воды из речки,
Заготовить дров для печки,
Печь пожарче натопить
И потом обед варить
И ещё убраться всюду;
Перемыть полы, посуду,
Приготовить разносол,
Вовремя накрыть на стол,
А как чашки расставляет,
То тихонько напевает:-
«Эта чашечка кота,
Эта чашка петуха.
Звонкая, как пташечка,
У Жихарки чашечка.»
Ложки рядышком кладет
Тоже песенку поет:-
«Эта ложечка — простая,
Эта ложечка — резная.
Та простая, для кота,
А резная — петуха,
А моя — точённая,
Ручка золочённая;
Никому ее не дам,
Ею буду есть я сам».
На утиную охоту,
Утром, к сонному болоту
Кот собрался с петухом :
— На охоту мы идем,
Закрывай, Жихарка, двери,
Не случилось бы потери
И других,случайных бед;
Мы воротимся в обед.
А Жихарка сном забылся,
Словно в яму, провалился,
Шибко давеча, устал,
Как убитый, спал и спал.
Дверь закрыть он обещался,
А как встал, захлопотался;
Слышит на крыльце, топ — топ
Как лиса в избу идёт.
Испугавшись не на шутку.
Словно мышь, в одну минутку
Влез Жихарушка под печь;
От лисы себя сберечь.
А лиса вошла в избушку,
Из сеней, да в комнатушку.
Походила по избе —
Нет Жихарушки нигде.
Тут на стол она взглянула,
Видит ложки и смекнула;
Стала их перебирать ,
Чтоб Жихарушку сыскать:-
«Эта ложечка- простая.
Эта ложечка- резная.
Эти ложки не к чему,
Золоченную возьму.
Ложечка точенная,
Ручка золоченная».
Тут Жихарка не стерпел,
Во весь голос заревел.
Тут же, словно мышь — полёвку,
Сцапала его плутовка;
Побежала хвост трубой,
Через лес, к себе домой.
Натопила печку жарко,:
«На лопату лезь , Жихарка!»-
Говорит лиса ему.
Тут смекнул он, что к чему…
Больно уж у печки жарко.
На лопату сел Жихарка,
Растопырился, как рак,
В печку не идёт никак.
— Да не так – лиса хлопочет,
В печь его засунуть хочет.
— А ты, рыжая, пойди,
Да, как надо, покажи.
Слез Жихарушка с лопаты,
Словно в чем — то виноватый,
А лиса скорее — хвать,
Чтоб, как надо, показать
На лопату ловко села;
Оглянуться не успела,
Как ее Жихарка в печь,
Как пирог, засунул печь.
Затворил он печь заслонкой,
Да знакомою сторонкой,
Побежал скорей домой.
Из трубы лиса печной
Выскочила, словно пробка.
К речке кинулась плутовка,
Лап не чуя под собой…
И с обрыва, с головой,
Сиганула с перепугу,
От огня спасая шкуру,
За одно отмыть свой нос
И горелый в саже хвост.
Задыхаясь, как с пожара,
Воротился в дом Жихарка.
Чуть живой, как раз в обед;
Утомился — спасу нет.
В избу, чуть дыша, заходит.
И в слезах, в избе, находит
Двух друзей своих – кота,
Да задиру петуха.
Без удержу, те рыдают,
Ложки все перебирают,
Вспоминают про него,
Про житье — бытье свое:
Эта ложечка — простая,
Эта ложечка — резная.
Нету ложечки одной,
Нет точенной, золотой.»
Тут Жихарка им с порога:-
«Не печальтесь, ради Бога,
Я принес её опять.
Будет чем и мне хлебать.»
То — то радости им было.
Где и как, его носило
Им Жихарка рассказал
И потерю показал.
И сейчас в своей избушке.
Как родня, совсем друг дружке;
Счастливо они живут,
В гости вас ребята ждут.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *