инвалида «Они хотят, чтобы их понимали»

Цели: ознакомление с понятием «инвалид»; обучение контролю над собственными эмоциями; формирование эмпатии к людям, имеющим отклонения от нормы; воспитание терпимости к людям-инвалидам.

I. Организационный момент.

II. Подготовка к изучению нового материала.

— Ребята, тему сегодняшнего классного часа мы узнаем, когда выполним задание.

— Что прикреплено к доске? (части тела бумажного человечка).

-Давайте, соединим их и посмотрим, что у нас получится.

— Сколько рук у человека?

-Сколько ног у человека?

— У нас получился человек? Это полноценный, здоровый человек. Так ли это?

-А теперь соединим оставшиеся на доске части человеческого тела.

-Чего не хватает у человека?

-Можно ли этого человека назвать полноценным (здоровым)?

-А как его можно назвать?

-Прочитаем словарную статью из толкового словаря Д.Н.Ушакова

ИНВАЛИД (франц.) – человек, утративший трудоспособность (полностью или частично) вследствие ранения, увечья или старости.

— Итак, о ком мы будем говорить сегодня на уроке? (об инвалидах).

III. Изучение нового материала.

1.- Тема нашего классного часа: «Они хотят, чтобы их понимали». Как вы понимаете эти слова?

2. -Выполним следующее задание. Прочитаем предложения. С помощью сигнальных карточек выразим, насколько верны эти высказывания по отношению к вам. Отвечайте очень честно.

Зелёная карточка – «верно»

Жёлтая карточка — «почти верно»

Красная карточка – «неверно»

* В нашем классе появилась девочка – инвалид. Я стараюсь её не замечать.

* Если ребёнок – инвалид просит меня поиграть с ним, то я охотно соглашусь.

* Я не буду совместно выполнять трудное задание с мальчиком – инвалидом. Попрошу дать мне в помощники другого ребёнка.

— Приятно, что у нас в классе есть дети, которые проявляют большую толерантность по отношению к инвалидам. Оказалось так же, что у нас есть и не толерантные к инвалидам дети. Хочется надеяться, что после нашего урока у них изменится отношение к инвалидам.

3.- Бывают случаи, когда детям кажется, что они толерантны и терпимы по отношению к окружающим, что они готовы ради этого на великие подвиги. Но на самом деле всё оказывается как в стихотворении А.Барто «О человечестве».

Готов для человечества

Он многое свершить,

Но торопиться нечего,

Зачем ему спешить?

Пока ещё он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

Дед от простуды лечится,

Лекарство дать велит,

Но он не человечество,

Он старый инвалид.

— По-человечески ли рассуждает мальчик о своём дедушке – инвалиде?

-Можно ли так сказать: инвалид – не человечество? Разве он не относится к людям?

— Поднимите руку, кто считает, что инвалиды такие же люди, как и мы с вами, но с некоторыми дефектами.

4.- Выполним следующее задание. Поставьте плюс рядом с рожицей, которая будет обозначать выражение вашего лица при встрече с ребенком – инвалидом.

— Ребята, если при встрече с инвалидом у вас будет спокойное выражение лица, то это значит, что вы понимаете его проблемы и относитесь к нему толерантно. Прочитайте вдумчиво текст.

Ты воспринимаешь мир целиком. Глаза видят цвет земляники, нос чувствует приятный запах, а язык чувствует сладкий вкус. Ты можешь двигаться как угодно: бегать, прыгать, кататься на велосипеде, плавать, танцевать.

Но не всем людям повезло так, как тебе. Некоторые рождаются слепыми, другие не могут ходить, третьи – слышать и говорить.

— Задумывались вы когда-нибудь, как тяжело таким людям ходить, общаться? Но есть люди, которые смеются над инвалидами, показывают на них пальцем, дразнят их. Отметьте, какие чувства вызывают у вас такие люди.

— Представьте себя на месте незрячего или глухого. Выберите из предложенных эмоциональных состояний то, которое ты испытал бы на месте этого человека.

5.- А сейчас проанализируйте ситуацию и сделайте вывод, что ещё нельзя делать по отношению к инвалидам

СЦЕНКА

МАМА — Доченька, что случилось? Ты уже целую неделю не хочешь, чтобы я вывозила тебя на улицу, а ведь тебе нужен свежий воздух.

ДОЧКА- Мама, я больше никогда не буду выходить их дома. Каждый раз, когда ты вывозишь меня на коляске, все ребята во дворе начинают шушукаться, рассматривать меня, как будто я музейный экспонат. Мне это неприятно.

— Ребята, люди с физическими недостатками такие же, как и вы. Они также любят читать, петь, ходить в гости, есть конфеты. На них не надо показывать пальцем, смотреть в упор, разглядывать их. Относитесь к ним с уважением. Если глухой человек может читать по губам, не кричите. Повернитесь лицом к нему, говорите медленно и отчётливо произносите слова. Если вы видите слепого, стоящего на перекрёстке, предложите ему помощь.

6. – Послушайте заметку из газеты «Здоровье» и закончите ее, выбрав верный, по-вашему мнению, вывод.

Недавно мы вернулись с экскурсии по Голландии. Нас удивило там то, что в воскресный день в детском парке мы встретили очень много детей-инвалидов. Они играли вместе с обычными детьми, смеялись, ели мороженое. Все вокруг относились к ним как к обычным ребятам, но сразу очень вежливо и быстро предлагали им свою помощь, если в этом была необходимость. В нашем городе такого не встретишь, потому что…

1. У нас нет детей-инвалидов.

2. К сожалению, у нас не такие толерантные дети, как в Голландии.

— Да, ребята, у нас очень много детей-инвалидов, которые с удовольствием поиграли бы со своими сверстниками. Но чаще всего они сидят дома, потому что их проблемы непонятны окружающим.

— Итак, какая задача стоит перед людьми всего земного шара? (сделать жизнь инвалидов легче и интереснее)

— Люди с ограниченными физическими возможностями хотят получать такое же удовольствие от жизни, как и все остальные. Поэтому для глухих людей созданы театры мимики и жестов, для слепых – издаются специальные книги, для не ходящих – организуются спортивные соревнования и даже специальные Олимпийские игры.

IV. Физкультминутка

-Встаньте. Правую руку уберите за спину. Левой рукой снимите с крючка и откройте ранец. Достаньте линейку. Удобно ли вам было выполнять мои команды?

— А теперь встаньте около своих парт и очень аккуратно, не мешая друг другу, попытайтесь присесть на одной ноге. Расскажите, легко ли вы выполнили это задание?

— Теперь попросите соседа по парте помочь вам присесть на одной ноге. Когда задание «присесть» вам было легче выполнить?

-Какой из этого можно сделать вывод? (инвалидам необходимо помогать)

-Жалость обижает инвалидов. Она им не нужна. Для них нужнее спокойное, терпимое отношение к ним. Хорошо, если их понимают и помогают им преодолеть последствия их физических недостатков.

— Когда у некоторых детей-инвалидов нет рук, они начинают учиться рисовать ногами. Я знаю случай, когда мальчик без рук так хотел работать на компьютере, что научился это делать с помощью, вы не поверите, носа. Представляете, какая сила воли есть у этих людей! Такими людьми нужно восхищаться и уважать их за их силу духа и мужество!

— Давайте заглянем внутрь себя как в зеркало. Обладаем ли мы качествами, которые позволили бы быть толерантными по отношению к людям – инвалидам, помогать им? Какие это должны быть качества? На парте лежит зеркальце и листы, на которых записаны слова. С помощью зеркальца определим, какими качествами должен обладать человек, который стремится не только быть толерантным по отношению к людям инвалидам, но и хочет оказать им помощь?

Доброта

Отзывчивость

Сострадание

Сердечность

Понимание

Уважение

Вежливость

— С каждым из нас завтра может случиться беда, каждый может попасть в автомобильную катастрофу и стать инвалидом.

-Прочитаем хором «золотое правило поведения»:

«Не поступай по отношению к инвалидам так, как ты бы хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

V. Подведение итогов урока.

-Чему вы научились на уроке?

-Что нового узнали?

-Почему тема нашего сегодняшнего классного часа об инвалидах звучала так: «Они хотят, чтобы их понимали»?

Час общения «Поверь, что ты не одинок»; 8-11 классы

Час общения «Поверь, что ты не одинок» 8-11 классы

Цель: повышение осведомленности и мобилизации поддержки важных вопросов, касающихся включения людей с инвалидностью, как в общественные структуры, так и процессы развития. Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, карточки, публикации, демонстрация мультфильма «Цветик-семицветик», цветик-семицветик., жестовая песня.

Международный день инвалидов — установлен 3 декабря каждого года Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году на 47-й сессии. Генеральная Ассамблея призвала все государства и международные организации сотрудничать в проведении этого дня.

Генеральная Ассамблея призвала государства-члены ООН проводить мероприятия в ознаменование Международного дня инвалидов с целью интеграции инвалидов в жизнь общества.

Каждый год мероприятия, проводимые в рамках данного Дня, посвящен определенной теме. Так, в разные годы девизом Дня были слова: «Искусство, культура и независимый образ жизни», «Доступность для всех в новом тысячелетии», «Полное участие и равенство: требование новых подходов для оценки прогресса и оценки результатов», «Самостоятельная жизнь и устойчивый заработок», «Ничего о нас без нас».

Тема нашего часа общения «Поверь, что ты не одинок».

В мире проживает примерно один миллиард инвалидов (это около 15% населения мира), и все они сталкиваются с физическими, социально-экономическими и поведенческими барьерами, исключающими их из полномасштабного, эффективного и равноправного участия в жизни общества. По данным ООН, они составляют непропорционально большую долю беднейшей части населения мира, а также у них отсутствует равный доступ косновным ресурсам, таким как образование, занятость, здравоохранение и система социальной и правовой поддержки.

Проведение Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия, на привлечение внимания общества на преимущества, которые оно получает от участия инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни.

Цели, ради которых этот день был провозглашен, — полное и равное соблюдение прав человека и участие инвалидов в жизни общества.

Ежегодно последняя полная неделя сентября отмечается как Международная неделя глухих (InternationalWeekoftheDeaf), которая завершается Международным днем глухих (InternationalDayoftheDeaf), отмечаемым в воскресенье.

Международный день глухих был установлен в 1958 году в память создания в сентябре 1951 года Всемирной федерации глухих (WorldFederationoftheDeaf), которая является одной из старейших международных организаций людей с ограниченными возможностями.

Мультфильм «Цветик-семицветик». Автор сценария Валентин Катаев, страна СССР, Студия Союзмультфильм, премьера в 2948 году.

Кто из вас видел мультфильм «Цветик-семицветик» О чем этот мультфильм? Девочки Жене достаётся волшебный цветок. Семь его лепестков – это семь желаний, которые она может исполнить. Женя не сразу понимает, что она получила в свои руки, и первые шесть её желаний оказываются пустыми и бессмысленными. Только последним лепестков она совершает настоящий хороший поступок.

Всемирная федерация глухих (ВФГ) объединяет 132 национальные организации глухонемых всех пяти континентов, около 70 миллионов глухих людей.

В России более 13 миллионов глухих и слабослышащих людей.

По статистике, нарушениями слуха страдает каждый девятый человек. Не все люди с пороками органов слуха являются абсолютно глухими — среди них есть слабослышащие (то есть те, у кого сохранились остатки слуха) и те, которые не слышат совсем ничего.

Среди известных личностей, потерявших слух в различном возрасте, поэт эпохи Возрождения Пьер де Ронсар, композитор Людвиг ван Бетховен, писатели Виктор Гюго, Жан Жак Руссо и Карел Чапек; итальянский художник Антонио Станьоли, французский скульптор Десен и др.

Но никто из людей, не имеющих слуха, не считает себя немым. Для глухих разработан специальный язык — жестуно. Начало этому положил в 1760 году аббат де Л’Эпе (Charles‑Michel del’Epee), который основал первую школу для глухих во Франции — Парижский институт глухих (InstitutNationaldeJeunesSourdsdeParis). Жестуно – язык людей с нарушением слуха.

Первые специальные учреждения для воспитания неслышащих детей в России были открыты в начале XIX века (в 1806 году — в Павловске, в 1834 году — в Москве).

В настоящее время дошкольные и средние образовательные учреждения для детей с нарушения слуха работают во многих регионах РФ; в ряде регионов есть средние специальные и высшие учебные заведения, где дети с нарушением слуха могут продолжить образование.

Игра с жестами. Увеличенная копия азбуки жестов, вырезаем буквы. Собираем слово, фразу.

В Международный день глухих ВФГ рекомендует и призывает все ассоциации глухих к проведению кампаний по привлечению внимания политиков, властей, СМИ и общественности к проблемам людей с нарушением слуха.

Не грустите матери не надо

Ваши дети – ангелы, не зло

Богом нам они даны в награду

Чтобы в мир нести любовь, тепло.

Ну а тех, кто их не понимает

Пусть простит господь за волю их

Пусть они услышат, как рыдают

Мамы у кроваток чад таких

Но не все на свете равнодушны,

Больше тех, кто хочет им помочь.

Открывая душу им радушно

Горе помогают превозмочь.

Пусть господь рукой своей нетленной

Осенит крестом весь мир людской

Чтобы на всей Земле, во всей Вселенной

Мир всегда царил, царил покой

Чтоб ни войн и не землетрясений

Ни цунами страшных,никогда

Сбереги господь от потрясений

Всех людей, отныне и всегда.

Создание цветика-семицветика. Лепестки счастья, цвета. «Создай цветок счастья».

Сладкий стол.

Мероприятия к Международному дню инвалидов

Сотрудники библиотек МУК «РМЦБ» подготовили и провели мероприятия, приуроченные к Международному дню инвалида.

Иногда люди слишком жестоки,
Равнодушные к бедам других,
Не приемлют чужие пороки,
Совершенно не видя своих.
Но давайте мы будем добрее,
Милосердие – вот наш девиз!
Доброты ничего нет добрее,
Без неё так безрадостна жизнь!

«День инвалида» – это не праздник. Это – своеобразный знак беды, напоминающий обществу о существовании рядом людей с ограниченными физическими возможностями. Он напоминает нам о том, что общество обязано заботиться о тех, кто слаб, болен и немощен, нуждается в содействии и поддержке. Мы обязаны помочь им реализовать себя, свои способности и возможности.

«Вам дарим доброту и радость» – под таким названием в Детской библиотеке им. А. С. Пушкина прошла игра-путешествие для детей РиФ в рамках семейного клуба «Добрые встречи». Ребята путешествовали по залам библиотеки, в каждом из которых им предстояло справиться с различными заданиями и узнать много интересного.

Центральная районная библиотека подготовила для членов клуба «Ностальжи» литературно-поэтический час «Жить и побеждать». Героями повествования стали Н. Островский, Э. Асадов, И. Триус, О. Скороходова, Р. Гальего. Вся их жизнь – пример борьбы за справедливость, правду и поединок с тяжелым недугом.

Акцию «Истина жизни – в добре» провели работники городской библиотеки №2, посетив в очередной раз своих читателей на дому, доставив заказанные по их просьбе книги и журналы.

Городская библиотека № 3 провела благотворительную акцию «От милосердия к доброте». Организаторы акции вышли на улицу, всем прохожим повязали белую ленточку, призывая людей не остаться равнодушными к инвалидам, поговорить с ними, узнать, в чём они нуждаются. А белые ленточки пусть станут знаком нашей поддержки, готовности прийти на помощь в любую минуту тем, кто в этом нуждается. Библиотекарь читального зала в преддверии Международного Дня инвалидов посетила: Князеву Т. И., Стародуцеву Ж. Н., Бирюкову Р. П.

«Подарите каждому частичку добра» – под таким названием работники Шило-Голицынской сельской библиотеки совместно с сельским домом культуры и волонтерами организовали акцию. Они посетили жителей села с ограниченными возможностями Кровякову Н. Ф., Каманова А. А., Потапову Л. М. Библиотекари принесли своим особенным читателям любимую литературу и частичку тепла и внимания. Это не первый визит к инвалидам. Обслуживание их на дому стало частью работы библиотеки, и нет благодарнее читателя, чем эти люди.

Акцию «Умейте дорожить друг другом» в Международный день инвалидов провели библиотекари Темповской сельской библиотеки. К ним присоединились работники соцзащиты и директор сельского дома культуры. Выражая свое искреннее уважение, в этот день они посетили своих читателей, обслуживаемых на дому: Полякова Н. С., Карпову Н. А., Кассерову Л. Б. и Михайлову Т. С., с новыми книгами, подарками и поздравлениями. Людям, имеющим какие-либо ограничения, зачастую не хватает элементарного общения, поэтому все читатели были рады встрече, о чем свидетельствовал радушный прием, хорошее настроение и аромат свежезаваренного чая.

“Вам дарим доброту и радость” – так называлось мероприятие, которое было подготовлено к Всемирному дню инвалидов Макаровской сельской библиотекой.
Работники библиотеки, дома культуры, соцработники приготовили сюрприз для сестер Ефимовых, людей с ограниченной ответственностью. Звучало много теплых слов в их адрес, исполнились музыкальные номера. Встреча продолжилась за столом с домашней выпечкой. Раиса Егоровна Ефимова, одна из сестер, уже много лет не выходит из дома. Для неё приход гостей оказался настоящим праздником. Так как она большая рукодельница, ей было что показать. На прощание она подарила в музей библиотеки салфетку, связанную своими руками.

Библиотекарь Урусовской сельской библиотеки совместно с работником сельского дома культуры провели мероприятие «Доброта спасёт мир», посвященное Международному дню инвалидов. Ребятам рассказали о людях, которые, не смотря на свои заболевания, достигли больших успехов в жизни (слепые музыканты, художники, известные деятели науки и культуры).

Вместе с Клоуном ребята отгадывали загадки, играли в литературные игры «Чьи слова» и «Назови полное имя литературного героя». В игровой форме попробовали понять, как живут люди с ограниченными возможностями: собирали в кулак газету на скорость в задании «Сильная рука» и приняли участие в «Оранжевой дискотеке», где танцевали с апельсинами под разную музыку. В конце встречи ребята собрали «Цветик-семицветик» со своими пожеланиями на каждом лепестке.

Еланская сельская библиотека провела урок доброты «От сердца к сердцу». Библиотекарь Жулева Л. И. рассказала о инвалидах, проживающих в селе Елань, стараясь донести до присутствующих необходимость бережного, доброго и внимательного обращения к таким людям. Также на мероприятии библиотекарь познакомила всех с книжной выставкой «Спешите делать добро», рассказывающей о Годе добровольца в России.

Библиотекарь Сапожковской сельской библиотеки Ашкенец Л. А. приняла участие в акции добра и навестила на дому инвалида детства Антонова Александра. Его поздравили с праздником стихотворением и подарили на память бокал для чая.

Беседа ко Дню инвалидов

БЕСЕДА КО ДНЮ ИНВАЛИДОВ » Не жалейте сердца»

Цели:

— привлечь внимание школьников к проблемам людей-инвалидов;

— познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов;

— способствовать развитию нравственных качеств учащихся, развивать чувство сострадания и сопереживания к людям с ограниченными возможностями здоровья;

— сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни;

— воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

Ход беседы.

Вступительное слово учителя: Здравствуйте! Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены. Здоровье очень важно для человека. Здоровье — это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим — желаем и себе. Но не всегда наше здоровье и здоровье окружающих зависит от нашего желания. К сожалению, на нашей планете есть немало людей, обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди — инвалиды или с рождения, или в результате перенесенной болезни или травм. Инвалиды — это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства. Этим людям необходимо чуточку нашего тепла и внимания, заботы и уважения. А мы так часто бываем равнодушными, проходим мимо чужого горя. Давайте послушаем рассказ В.А. Сухомлинского » Мужчина без ноги».

Мужчина без ноги

На остановке в автобус зашел мужчина без ноги, на костылях. На груди у него — несколько орденских планок. Это был инвалид Великой Отечественной войны.

В автобусе было тесно. Инвалид стоял рядом с креслами, на которых сидели юноша и старенькая женщина. Юноша держал в руках транзисторный приемник. Он увидел инвалида, но быстро отвел глаза и стал смотреть в окно. Старая женщина встала и сказала инвалиду:

— Садитесь, пожалуйста.

— Ну, что вы, — усмехнулся мужчина без ноги, — разве можно садиться на женское место. Тут же есть мужчины…

Юноша слышал эти слова, но даже не повернул головы. Так проехали они несколько остановок. Юноша сидел на двух креслах, а возле него стояли мужчина без ноги и старая женщина. В автобусе наступила гнетущая тишина.

— Негодяй, — сказал тихо дедушка, который сидел возле двери.

Юноша будто не слышал этих слов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Как вы думаете, правильно поступил юноша или нет? И почему?

2. Как бы вы поступили, если бы ехали в этом автобусе?

3. Чему учит этот рассказ?

Учитель: Еще один рассказ о том, как порой в мирской суете мы не замечаем боль другого человека.

Глухая девочка

В больнице есть детская палата. В ней лежали семь девочек, у каждой — своя болезнь. Все они уже выздоравливали, и им было скучно. Старшей в палате была тринадцатилетняя Таня, чувствовала она себя как бы руководителем маленького детского коллектива. Открыв окно, Таня смотрела на цветущий сад.

— Уже и сирень цветет… — задумчиво сказала девочка. — И тюльпаны зацвели. Девочки, давайте принесем в палату цветок и поставим в стакан. Как это будет хорошо!

— Ой, как хорошо! — обрадовались все.

Молчала только одна девочка — восьмилетняя Нина. Она была глухая.

Нина хорошо поняла, о чем идет речь. Ей тоже было радостно: в палате — цветок! Ей тоже хотелось кивнуть головой в знак согласия и радостно улыбнуться, но она почувствовала, что Таня у нее не спрашивает.

— А какой же мы цветок поставим — сирень или тюльпан? — снова спросила Таня.

— Сирень! — хотелось одним девочкам.

— Тюльпан! — хотелось другим.

Ни Тане, ни другим девочкам почему-то и в голову не пришло, что можно поставить два цветка — и сирень, и тюльпан. Их увлекла игра, играть было интересно.

— Нет согласия, — вздохнула Таня, — спросим у каждого. Какой цветок поставим на стол — сирень или тюльпан?

Трем хотелось сирень, трем — тюльпан.

— Что же теперь делать? — задумчиво спросила Таня. В ее глазах играла радостная усмешка: Таню больше всех увлекла игра. Увлеклись игрой и другие девочки.

— Что же делать — трое за тюльпан и трое за сирень… — еще раз промолвила Таня, как бы размышляя вслух.

Вдруг ее взгляд упал на Нину. Глухая девочка сидела у окна, на ее глазах дрожали слезы. Это были слезы обиды, несправедливости. О ней забыли, ее не спрашивали, какой цветок ей хочется.

— Ой! — воскликнула Таня. — О Нине-то мы и забыли… Какой цветок тебе хочется — сирень или тюльпан?

Нина улыбнулась и тоненьким пальчиком нарисовала в воздухе цветок тюльпана. Таня пошла за цветком тюльпана. Нина, улыбаясь, смотрела в окно.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Как вы думаете, почему обиделась девочка Нина?

2. Правильно ли вели себя девочки в палате по отношению к ней?

3. Чему учит этот рассказ?

Учитель: Но не все люди и не всегда равнодушны к чужому горю и чужой беде. Давайте послушаем еще один рассказ В.А.Сухомлинского.

Горбатая девочка

Второй класс решал задачу. Тридцать пять учеников склонились над тетрадями. Вдруг в дверь класса кто-то тихо постучал.

— Открой дверь и посмотри, кто стучит, — сказал учитель Юре, шустрому черноглазому мальчику, который сидел за первой партой.

Юра открыл дверь. В класс вошел директор школы вместе с маленькой девочкой — новой школьницей. Тридцать пять пар глаз изучали девочку. Она была горбатая.

Учитель, затаив дыхание, повернулся к классу. Он смотрел на шаловливых мальчиков, и в его глазах дети читали мольбу: пусть не увидит девочка в ваших глазах ни удивления, ни насмешки.

В детских глазах светилось только любопытство. Они смотрели в глаза новой ученицы и ласково улыбались.

Учитель облегченно вздохнул.

— Эту девочку зовут Оля, — сказал директор. — Она приехала к нам издалека. Кто уступит ей место на первой парте и перейдет на последнюю? Видите, какая она маленькая… Все шесть мальчиков и девочек, сидевших за первыми партами,

подняли руки и стали просить: я перейду… Оля села за первую парту. Класс выдержал испытание.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Понравился вам рассказ или нет?

2. Какой экзамен выдержали ребята?

3. Чего боялся директор школы?

4. Какие качества тебе понравились у ребят?

Учитель: День 3 декабря объявлен международным Днем инвалидов. Это было провозглашено Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 14 октября 1992 года. Ежегодное проведение дня инвалидов преследует цель содействовать лучшему пониманию связанных с инвалидами проблем, реализации прав инвалидов и осознанию того, какие выгоды принесет привлечение инвалидов к участию в самых разнообразных областях политической, социальной, экономической и культурной жизни их общин. Этот День дает возможность придать импульс деятельности, направленной на достижение цели, которая заключается в обеспечении полной реализации инвалидами своих прав человека на основе справедливости и их участия в жизни общества, как это предусмотрено Всемирной программой действий в отношении инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1982 году.

УЧЕНИК 1.

В грустных глазах отраженье души

Огромной, больше вселенной.

Ты ЧЕЛОВЕК, необычный, и что?

Просто НЕОБЫКНОВЕННЫЙ!

И на пути твоём много преград,

С честью их преодолеешь,

Надеешься часто лишь на себя,

Другим помогать умеешь!

Поверь, инвалидность не приговор,

Долой ярлыки и вздохи!

Пока рядом верные будут друзья,

Дела не так уж и плохи!

УЧЕНИК 2.

У них такие же сердца, такие точно мысли,

Такая ж кровь и доброта, такие же улыбки.

Они достойны тех же прав, что есть у нас на свете,

Ведь инвалид – не приговор, мы вместе на планете.

И каждый волен выбирать, чем хочет он заняться,

Куда идти, куда летать, и чем же наслаждаться.

Так пусть же каждый новый день несет в себе участье,

Поддержку жизни на земле, добро, любовь и счастье.

УЧЕНИК 3.

В их глазах не всегда отражается небо,

Их слова не всегда, точно стилус, остры,

Но у каждого сила духовная скрыта,

Каждый хочет опоры, надежды, любви.

И они покоряют вершины и дали,

Где обычный теряется вмиг человек,

Их упорство достойно, их нервы – из стали.

Преклоняю колени пред ними навек.

Вы такие же люди, как каждый на свете,

Пусть же будут добры к вам всегда небеса,

Начинание каждое — счастьем согрето,

Оглашают ваш дом пусть друзей голоса.

УЧЕНИК 4.

Не будьте безразличны к инвалидам,

К тем людям, покалеченным судьбой.

Нам боли их порой не сразу видно,

Достаточно услышать их порой.

Поступок человека славит,

Что блеском отражается в глазах.

И пусть здоровья обществу прибавит

Та помощь, заключенная в делах!

УЧЕНИК 5.

Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей.

Ни своих призрений, ни открытий

Не держите в тайне от людей.

Жизнь — она всегда сплошные траты.

По земле, идя одной тропой,

Щедрый на любовь живет богато,

До могилы бедствует скупой.

Учитель: Мы обсудили права и проблемы инвалидов, какие пути решения их забот можно найти. И что может каждый из нас конкретно: проявить милосердие и добро, оказать посильную помощь, тем, кто в ней нуждается. Ведь люди с ограниченными возможностями по сути своей очень сильные люди. Сильные духом. И нам есть чему у них поучиться. Например, как противостоять бедам. Самая важная вещь в этой жизни — это помогать другим побеждать.

УЧЕНИК 6.

На планете все мы — люди.

Так давайте с вами будем

Относиться чуть добрее

К тем, кто в чем-то нас слабее.

Главное — внутри, учтите,

И на внешность не смотрите.

Всем нам хочется влюбиться,

И работать, и учиться.

Пусть же тот, кто не такой,

Счастье сыщет, как любой.

УЧЕНИК 7.

Солнце светит, не круглые сутки.

Не всегда, есть цветы у ручья.

И, так медленно, ходят минутки,

В час, когда познаются друзья.

Ах, как хочется, в ливень холодный,

В ночь, когда одному тяжело,

Кто-то сильный, чтоб и благородный,

Взял тебя, под стальное крыло.

Так пусть будут, все люди друзьями.

В жизни каждому помощь нужна.

Прячем слезы свои, под очками.

Видим мир, сквозь мутность окна.

Жить торопимся, не замечая,

Как бываем, друг другу, нужны.

Я сегодня, всем людям желаю,

Чтоб мы были добры и нежны.

Подготовила:

заместитель директора по УВР

ГОШ І – ІІІ ступеней № 42

г. Горловки

Рыбина М.В.

Эмпатическая беседа, посвящённая Международному Дню инвалидов с элементами практической рефлексии

Эмпатическая беседа, посвящённая Международному Дню инвалидов с элементами практической рефлексии для воспитанников 1-4 классов коррекционной школы.

Цель:

— формирование представления о здоровье как ценности человеческой жизни, представление об «особом ребенке».

Задачи:

— познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.

— развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

— воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

Коррекционная работа: развитие умения отвечать на вопросы по поставленной проблеме.

Виды работ (методы): фронтальная, групповая.

Наглядность и оборудование: компьютер, презентация, 2 платка , 2 фломастера, 2 альбомных листа, 2 ленты, сердечки.

Вводно-организационная часть

Здравствуйте, дорогие ребята!

Слайд № 1 «Здравствуйте!» Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены. Здоровье очень важно для человека. Здоровье — это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар.

Слайд № 2 К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм.

Основная часть

1.Понятие «инвалид». Слайд № 3 День инвалида, традиционно его принято праздновать 3 декабря, так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций.

— Кто же это такие — инвалиды? (Ответы)

Слайд № 4 Инвалиды — это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

2.Вопрос для обсуждения

— Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту? (Ответы детей)

Слайд № 5,6,7 Но люди часто не берегут самое ценное, что есть у нас — жизнь и здоровье.

А иногда случается и так: малыш рождается уже не здоровым.

3.Виды инвалидности Слайд № 8 (слепые)

Практические упражнения

С завязанными глазами дойти до определенной точки.

Рефлексия:

Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? Трудно было? С закрытыми глазами нарисуйте дом.

Рефлексия:

— Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?

Слайд № 9 Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?

Практические упражнения

Сейчас, я, одну вашу руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак, кофту.

Рефлексия:

— Что испытывали? Что хотелось сделать?

Есть еще много заболеваний, которые мешают жить человеку полноценной жизнью, например, это ваша глухота. Слайд № 10,11

4. Динамическая пауза: танец, жестовая песня «Пусть всегда будет солнце»

5.Установка на самообразование, достижения поставленной цели

Выполняя различные задания, вы поняли, как трудно порой жить людям инвалидам. Слайд № 12,13,14,15 А знаете ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют? Слайд № 16-20

Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: » Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам». Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее.

Слайд № 21

А как каждый из нас может помочь им, я хочу услышать от вас. Слайд № 22

Заключительная часть

Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих? Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Что такое здоровый образ жизни?

Рефлексия занятия:

Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры. Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них добрые слова.

Жестовая песня «Мы желаем счастья вам»

Слайд № 23

Молодцы, спасибо всем за работу!

Кто такие дети-инвалиды? Дети-инвалиды — Ангелы земли.
Сколько незаслуженной обиды на себе они перенесли.
Сколько раз, они лицом в подушку, чтоб не плакать на глазах у всех,
Говорили ночи как подружке «Разве то, что есть мы — это Грех?»
Сколько раз их матери украдкой уводили в сторону от всех детей,
Чтоб не слышать шёпот этот гадкий злых, недобрых, немощных людей.
Немощны они не телом бренным, немощны душой своей холодной:
Не помочь пытались детям бедным, прочь всегда их гнали взглядом злобным.
Не грустите, матери, не надо. Ваши дети — ангелы, не зло.
Богом нам они даны в награду, чтобы в мир нести любовь, тепло.

Ну а тех, кто их не понимает, пусть простит Господь за волю их.
Пусть они услышат, как рыдают мамы у кроваток чад больных.
Но не все на свете равнодушны, больше тех, кто хочет им помочь.
Открывая душу им радушно, горе помогают превозмочь.
Пусть Господь рукой своей нетленной осенит крестом весь мир людской,
Чтобы на всей Земле, во всей Вселенной мир всегда царил, царил покой.
Чтоб ни войн и не землетрясений, ни цунами страшных, НИКОГДА
Сбереги, Господь, от потрясений всех людей, ОТНЫНЕ и ВСЕГДА…

Использованные ресурсы:

День инвалидов
PPT / 42.76 Мб

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *