ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ НА ПЕНСИИ

Вологодское кружево — особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство — таково его художественное своеобразие. О вологодском кружеве сложены стихи и песни, созданы фильмы, выпущены красочные буклеты. Вологодское кружево известно по всему миру, долгое время оно олицетворяло славу русского кружева.

Кружево — удивительное творение человеческой фантазии, зародилось как вид декоративного украшения изделий из ткани и со временем обогатило сферу искусства, поражая роскошью ажурных узоров и переплетений.

Кружево делится на шитое иглой и коклюшечное. Изначально в Европе шитое кружево было принадлежностью аристократии, а кружево, плетеное на коклюшках, было распространено в народе. Интересно то, что в истории русского коклюшечного кружева наблюдается подобное деление. Одни кружева имели аристократический характер, а другие — народный. Первые — являлись подражанием иностранным образцам, а вторые, бывшие в употреблении у народа, оказались настолько самобытны, что трудно определить историю их происхождения.

Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей — 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре — неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».

Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века — из хлопчатобумажных нитей.

При ткачестве используется всего две нити — основная и уточная, при вязании — одна, а при плетении — множество нитей. В больших работах их количество достигает 60 и даже больше. Каждая нить наматывается на отдельную палочку — коклюшку. Плетея — именно так называлась на Руси мастерица — закрепляет нить на коклюшке, кладёт её себе на колено и несколько раз катает, пока нить не займёт специально отведённое для неё углубление. Далее наступает черёд куфтыря — набитого соломой матерчатого барабана. Его укрепляют на специальной подставке, предварительно обернув бумажным сколком. Именно в нём и хранится секрет мастерицы. Её неповторимый рисунок. Вставляя в дырочки на сколке булавки и перекидывая коклюшки, плетея переплетает нити. Как компьютерная перфокарта задаёт программу вычислительной машине, так и простой бумажный сколок заранее определяет кружевной узор.

Художественные особенности вологодского кружева сложились уже в XVII-XVIII веках. До XIX века кружевоплетение имело характер домашнего художественного ремесла. В 20-х годах XIX века в окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц. В середине XIX века кружевоплетение на вологодской земле превратилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных уездах. Особенно это ремесло было развито на территории Вологодского, Кадниковского и Грязовецкого уездов. В каждом из них сложились местные особенности узоров и приемов плетения, свой круг кружевных изделий, но отличить их может только тонкий знаток этого искусства. Кружевной промысел в Вологодской губернии достиг расцвета во второй половине XIX века. Если в 1893 году плетением занимались четыре тысячи мастериц, то в 1912 году их было почти сорок тысяч. Известность вологодского кружева перешагнула границы страны. Мода на него охватила многие страны Европы.

Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон. Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора. В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки. Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов.

Вологодский промысел получил широкое признание как в России, так и за рубежом. Талант и мастерство вологодских художников и кружевниц были неоднократно отмечены на многих международных и отечественных выставках.

Вологодское кружево сегодня — это прежде всего кружевная фирма «Снежинка», где работают профессиональные кружевницы и опытные художники; это профессиональное училище, где обучают будущих кружевниц, а также учреждения дополнительного образования, где юные вологжане знакомятся с историей кружевоплетения и постигают основы этого мастерства.

Вологодское кружево

Немного из истории Вологодского кружева.

Начну с первой сказки из очень интересной книжки «Кружевные сказки».

Тринова Елена
Издательство: Детская литература
Год: 1983
Страниц: 247

Сказка о кружеве «Семь Катерин».

Рассказывают, что царь Пётр частенько в заморские страны ездил. Любил своими глазами посмотреть, как и что. Прикидывал, где и чему хорошему поучиться.

Однажды приезжает он к Лазоревому морю. Заморский король его встречает, во дворец ведёт, показывает ему всякие диковины.

— Жаль мне тебя, царь Пётр, — говорит, — живёшь ты среди тёмных людей. Ничего-то они не знают, ничего не умеют. Взгляни вот, какие мастерицы в моём королевстве имеются!

И показывает кружевную скатерть.

Царь Пётр посмотрел на скатерть и засмеялся.

— Где же ты в своей стране видел берёзки да ромашки? Это русское кружево, из моей страны.

— Быть того не может! — вскричал король и стал скатерть в увеличительное стекло рассматривать.

Но смотри не смотри — берёза берёзой и останется.

Рассердился король, приказал позвать к себе купцов. Те бросились королю в ноги и признались:

— Виноваты. Ох, виноваты! Не вели казнить, вели миловать! Не наших это мастериц дело. У русских кружевниц куплено — у семи Катерин. Лучше никто кружева плести не умеет, богаче их узора нигде не найдёшь…

— Что ещё за семь Катерин? Опять меня обмануть хотите! — разгневался король.

Тут уж царю Петру пришлось за купцов заступиться.

— Есть, — говорит, — в моём царстве такие кружевницы. Слышать я о них слышал, хоть видеть, никогда не видел.

А заморский король разошёлся — и царю Петру веры нет.

— Не поверю, — кричит, — пока своими глазами не увижу! Покажите мне этих Катерин. Едем к ним сию же минуту!

Ну, царям сборы не долги. Приказали лошадей запрячь, да и поехали. Впереди — стража, позади — стража: на тот случай, если разбойники нападут.

Начали путь в коляске, а потом и в сани пересели, в собольи шубы оделись. Едут, едут. Смотрят — навстречу возок ползёт. В нём — купец с узлом на коленях.

Спрашивает его королевский стражник:

— Добрый человек, не укажешь ли нам путь к семи Катеринам-кружевницам?

Купец рассказал, как проехать, да и говорит:

— Я от них возвращаюсь. Занавески купил. Может, взглянете?

Развернул купец занавески. Все так и ахнули! На каждой из них целая сказка выплетена. На одной — про Морозку, на другой — про Сивку-Бурку, а на третьей — про Василису Премудрую.

Заморский король как увидел занавески, так и закричал:

— Мои! Покупаю!

И бросил купцу кошелёк с золотом.

А царь Пётр молчит, будто его это вовсе не касается.

Двинулись дальше. Навстречу другой возок. В нём тоже купец сидит. И тоже узел держит.

Спрашивает королевский стражник:

— Добрый человек, не скажешь ли нам, где семь Катерин живут?

Купец отвечает:

— Знаю, как не знать! Вон за тем леском… Я вот покрывало у них купил. Не взглянете ли?

Развернул купец покрывало — чудо, да и только! На одной стороне — весна лето догоняет, на другой — зима с осенью в обнимку идут.

Заморский король даже из саней выпрыгнул.

— Покупаю! Покупаю! — кричит. — Казначей! Дай ему целую шапку золота…

А сам покрывало в охапку — и в сани. Боится, чтобы купец, чего доброго, не передумал или царь Пётр покупку не перехватил.

Ещё немного проехали — и до села добрались. Подкатили к дому, где кружевницы живут.

Вышли на крыльцо семь Катерин. Все статные, русые, ясноглазые. Поклонились они гостям в пояс, в дом к себе пригласили. А сами за работу сели. У каждой на подушечке свой узор заплетён: у одной, будто волны под руками струятся, у другой — над небывалыми цветами невиданные птицы порхают, у третьей по всему кружеву звёзды рассыпаны…

Дух захватило у заморского короля. Он щипать себя стал: уж не снится ли ему всё это?

А царь Пётр спрашивает:

— Над чем это вы, красавицы, трудитесь?

— Мы свадебное платье плетём для той, которая из нас первая замуж выйдет, — отвечают кружевницы.

— А почему вас всех Катеринами звать? — спросил царь Пётр. Старшая ответила:

— Наши матери-сестры. Они так любят друг друга, что нас, своих дочерей, назвали всех одинаково, чтобы родную дочь от других не отличать. Имя у нас одно, но зовёмся мы все по-разному.

— Как же это? — удивился царь Пётр.

— Меня зовут Катерина, — сказала старшая. — Моих сверстниц — Катёна и Катеринушка.

— Меня зовут Катя, — ответила сестра помладше. — Мою одногодку — Катенька.

— Меня Катюшей кличут, — отозвалась младшая. — Я ровесница с Катюшенькой.

Тут заморский король в себя пришёл. Спрашивает:

— А кто вам узоры даёт? Кто их придумывает? Продайте мне все узоры — в убытке не будете!

Отвечают кружевницы:

— Нет у нас никаких узоров. Сказки нам помогают.

— Покупаю! — кричит заморский король. — Покупаю! Где они, эти сказки? Сколько их у вас?

Засмеялись кружевницы. А Катерина и говорит:

— Сказки у нас не продажные. Мы их сами складываем, по очереди. Что ни кружево — то и новая сказка…

«Ни один центр кружевной промышленности в России не пользовался столь громкой известностью, как город Вологда и его скромные обитатели»,- писала Софья Давыдова в своем знаменитом исследовании «Русское кружево и русские кружевницы».

До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремесло. Возможно, предопределяющими факторами явились развитое льноводство и торговые пути, которые пролегали здесь с севера на юг и приносили влияния иноземной моды, обретавшей на русской земле свои национальные формы.

Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. Официальным исследованием (С.А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.

Немного позднее в Вологде развила замечательную деятельность Анфия Федоровна Брянцева. Талантливой мастерице пришла счастливая мысль объединить полотнянку густого «белозерского» манера с плетешковыми решетками. Так и получился знаменитый, и ставший модным, «вологодский манер». Анфия вместе с дочерью Софьей разработали целый ряд оригинальных кружевных рисунков и образцов, ввели в употребление мелкие и крупные кружевные вещи, как, например, тальмы, накидки, целые костюмы и т.п. А также обучили кружевному делу свыше 800 городских и деревенских девушек и женщин.

Но давайте вернемся к сказке о кружеве «Семь Катерин» … Сказка сказкой, а кружево, как и очень многое на Руси, появилось с легкой (хотя для многих и не очень!) Петровской руки. А дело было так. Один из недорослей, отправленных Петром учиться за границу, взял там жену-голландку, а по возвращении отчего-то впал в немилость и был сослан в слободу Кукарку (ныне город Советск Кировской области). Голландка же была знатной кружевницей и от скуки стала обучать дворовых девок кружевным премудростям. И дело пошло. Да еще как пошло!

Неграмотные девки мало что научились кружево плести не хуже брабантских, так еще и произвели настоящую революцию в кружевоплетении, благодаря которой появились на свет сплетенные на коклюшках воротнички, салфетки, пелерины, накидки… В общем, любые вещи, да еще и произвольной формы. А все потому, что им пришло в голову соединять элементы кружев между собой с помощью крючка, чтобы получались замысловатые узоры с цветами, снежинками, животными… Так родилась сцепная техника, получившая на Западе название русской. Ведь до этого кружево представляло собой только ровную прямую полосу, и узор был ограничен вариантами переплетения нитей.

Да и сказка то, как выясняется – не сказка, а чистая правда. До того было хорошо русское кружево, что ни в чем не уступала ни брабантскому, ни валенсийскому, никакому другому… Так что ушлые заезжие торговцы скупали его в России и продавали на Западе, как свое “фирменное” изделие. И нередко русские великосветские красавицы, щеголявшие на балах в купленных за баснословные деньги «брабантских» кружевах, и не подозревали, что сделаны они совсем недалеко — где-нибудь в Вологде или Ельце..

И вот уже почти три века вологжанки превращают нитки в снежинки, цветы, узоры, замысловатые орнаменты — иногда кажется, что вещь просто скопировали с зимнего, расписанного морозом окна. Правда, двести лет назад плели кружева в основном из золотых да серебряных нитей для княжеских и церковных одежд. Кованое, плетеное, шитое, пряденое, волоченое, низаное, саженное жемчугом… Это столько, значит, существовало способов их изготовления. И «нигде мы не находим такого богатства и разнообразия материалов для кружев, как в России. Употребляли волоченое золото и серебро, сканое и пряденное с шелком, золотую и серебряную нить или канитель и разного рода так называемые блестки, звездочки и прочее. Были кружева саженные и низанные жемчугом и перьями, и пухом, и горностаем…»

Сначала подражали Западу. Однако спустя время, завиток за завитком, выплели северные мастерицы свой особый узор, «отпочковались» от мирового кружевоплетения. Замечательной особенностью русского кружева было и то, что оно всегда разделялось на заимствованное, для знати, и свое — народное. Причем «кружева, бывшие в употреблении у самого народа, оказываются в большинстве ниоткуда и ни от кого не заимствованными, такими кружевами, которых происхождение не может быть выведено ни из каких чужеземных образцов…».

Да вот вы только вслушайтесь в названия некоторых наших кружевных узоров:

А знаете, как называлось у нас в старину кружевоплетение? «Женским замышлением»… А сами кружевницы — «плетеями».

В деревнях начинали заниматься плетением с ранних лет. «…готовить, расшивать и украшать свое приданое было уделом всех девочек, начиная с самых юных лет… Обычаи, сохранившиеся до сих пор в мещанских и крестьянских семьях убирать к свадьбе и даже при обыкновенных или менее торжественных собраниях горницу «наспинниками» (полотенцами, развешиваемыми на спицах по стенам), покрывать постель новобрачным несколькими «постилальниками» (простынями), до семи штук иногда, готовить специальные «убрусы» (большие полотенца-перевязи) для невест и женихов, а также и для дружки, который везет образ, служат тому подтверждением. Все только названные предметы расшивались по «перевити» атласником по вырезкам и отделывались кружевом. Их выставляли в доказательство умения, трудолюбия и усердия молодой. На все эти работы соседи и знакомые ходили смотреть, судить и рядить о них».

Однако вернемся к русскому изобретению – сцепному кружеву. То есть сшитому (сцепленному) из кусочков. Творят его так: художник придумывает узор, вырисовывает его на бумаге, просчитывая каждый нитяной шажок, а кружевница потом, прикрепив кальку к подушке, копирует рисунок с помощью ниток. Калька эта сколком называется. Если вещь маленькая, например, воротник, сколок помещается на одном куске бумаги и работать с ним будет одна кружевница. Чтобы смастерить крупное изделие сколки плетутся отдельно друг от друга. Чем крупнее и сложнее вещь, тем большее количество кружевниц ее плетут: каждая по небольшому кусочку. Потом все части соединяются воедино, и получается чудо красоты неописуемой. Где соединяли кусочки – даже с лупой не разглядишь. Узор не сбивается ни на миллиметр. Как делают – не поймешь. Остается только руками развести – фантастика..) Приезжали недавно в Вологду китайцы, удивленно цокали языками: мы компьютер придумаем, говорят, он так же свяжет. Кружевницы только посмеялись: до них немцы были, тоже компьютер собирались сделать. До сих пор делают…

Полюбоваться историей кружева в фото можно здесь http://www.booksite.ru/trade_vologda/06_2.html .

По этой ссылке вы можете познакомиться с мастерами Вологодского кружевного промысла http://www.booksite.ru/trade_vologda/15_picture4.html

И здесь очень интересный очерк о кружевницах http://www.koklkru.ru/smir/72?showall=1

А здесь уже мои личные фото из нашего Музея кружева https://stranamasterov.ru/node/589188

Моя настольная книга из серии Шедевры народного искусства России. Автор М.А.Сорокина Интербук-бизнес Москва.2001г

Для иллюстрирования использовала фото из этой книги.

Вологодское кружево: мастер-класс для начинающих и советы по выбору модели, история развития вологодского кружева, перечень необходимых инструментов

Традиционными центрами изготовления кружева в Европе исторически являлись города Италии: именно оттуда еще во времена Петра Великого выписывали известных мастериц, чтобы они передали свое мастерство. Однако и в России есть своя школа кружевоплетения. Среди различных способов изготовления ажурных узоров особо выделяют вологодское кружево, которое является традиционным народным промыслом в северной части страны. Этот способ украшения ткани позволяет создавать узоры любой сложности, при этом переплетение нитей получаются тонкими, но прочными. Попробуем узнать, что же такое вологодское кружево – подробный пошаговый мастер-класс для начинающих позволит освоить азы этого искусства.

Вяжем вологодское кружево: мастер-класс для начинающих рукодельниц

Первая информация об умелых мастерицах из Вологды относится еще к 16-17 векам, однако как полноценный промысел кружевное дело в этом регионе стало развиваться около 150 лет назад. В это время здесь находились крупные фабрики по кружевоплетению, готовые изделия из которых направлялись прямиком в столичные магазины. Первоначально вологодское кружево считалось необычайно дорогим и использовалось для украшения одежды только аристократии, но позднее оно превратилось в по-настоящему народный промысел. Подробное описание моделей тех лет позволяет воссоздать их и в наше время.

Не угас интерес к вологодскому кружеву и после революции, сменилась лишь тематика изображений. Вместо цветочков и лебедей в узоры стали вплетать изображения серпа и молота и шагающих рабочих. На кружевных фабриках изготавливались в основном небольшие штучные изделия: платки, воротнички, салфетки. В Вологде было открыто специальное ПТУ, специализирующееся исключительно на вологодском кружеве. В середине 20-ого века был основан новый комбинат кружевного дела «Снежинка».

Что необходимо для изготовления вологодского кружева:

1)Специальная плотная подушка, к которой булавками прикалывают заготовку. Подушку традиционно набивают сеном или деревянной стружкой, однако, существует и множество современных наполнителей: начиная от банального синтепона и заканчивая различными утеплителями для теплотрасс.

2)Наволочка для подушки. У подушки обязательно должна быть съемная наволочка белого цвета (лучше даже несколько штук, на замену). Это необходимо для того, чтобы при соприкосновении с тканью белоснежное кружево не пачкалось и не теряло свой внешний вид.

3)Пяльца. Пяльца для вологодского кружева – это совсем не то же самое, что обычные пяльца для вышивания. Они представляют собой скорее раскладывающуюся деревянную опору, на которую и устанавливается подушка перед кружевницей.

4)Коклюшки. В отличие от обыкновенного кружева, вологодское вяжется не крючком, а с помощью специальных деревянных болванок, на которые наматывается пряжа. Коклюшки представляют собой деревянные палочки с особой выемкой для наматывания нити. Обычно в работе используется десять пар коклюшек, однако, у опытных мастериц это количество может быть намного больше. Т. к. коклюшки изготавливаются из натурального материала, за ними нужен особый уход.

5)Дополнительные инструменты – к ним относятся ножницы, тонкий вязальный крючок и наколы (особые деревянные приспособления, необходимые для прокалывания сколка, приклеенного на картон).

6)Нитки для плетения. Традиционно для вологодского кружева используют льняные нитки белого или кремового цвета, но также можно использовать ирисовую или шелковую пряжу.

7)Булавки. С помощью булавок нитки крепятся к подушке. Лучше всего использовать обыкновенные булавки-гвоздики, а не иголочки с шариками на концах. Это связано с тем, что за круглое основание могут цепляться нити, из-за чего возникнет деформация итогового рисунка. Если вы используете булавки в первый раз, их нужно до основания воткнуть в подушку, а затем вытащить. Это делается для того, чтобы очистить металл от возможных загрязнений.

8)Сколок. По своей сути это сами схемы кружева. Его переносят на бумагу или кальку, а затем приклеивают на картонку. Чтобы рисунок случайно не испачкал белое кружево, лучше заклеить его поверхность широким скотчем.

Мастерим своими руками теплы шарф в технике вологодское кружево

У новичков возникает логичный вопрос, с какой модели начать свое знакомство с миром вологодского кружева? Лучше для начала не браться за сложные картины, а выбрать повторяющийся узор с несложным орнаментом. Такой моделью может быть небольшая салфетка или узкий шарф.

На профильных форумах можно встретить подробнейшие мастер-классы по изготовлению вологодского кружева, однако, тем, кто никогда не имел дела с данной техникой, разобраться может быть сложновато. Лучше всего найти опытную мастерицу, которая объяснить основы этой техники, а уж потом можно пробовать на практике плетение любых узоров.

Видео по теме статьи

Тем, у кого возникли вопросы при плетении вологодского кружева своими руками, рекомендуем просмотр следующих видеоуроков.

Вологодское кружево: мастер-класс для начинающих рукодельниц

Впервые кружевоплетение зародилось в Италии и Фландрии. У нас центом ремесла стала Вологодская область, откуда их посылали в Москву и Санкт-Петербург. Изделия делились на аристократические и народные, первые чаще всего вышивались иглой или вязались крючком, а вторые плелись на коклюшках. Есть легенда, что кружево в Россию завез Петр I вместе с 250 кружевницами, которые обучали детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Для всех желающих научиться плести вологодское кружево мастер-класс для начинающих поможет быстрее освоить технику. Здесь будут разобраны виды мастерства, даны схемы с подробным описанием. А еще сегодня вы сможете сделать шарф собственными руками.

Как это сделано

Мало кто знает, что вологодское кружево имеет родного брата – брюггское. Зародилось она в Брюгге, одном из городов Бельгии, в XVI веке. Внешне оно очень похоже на отечественный аналог, принципиально отличается лишь техникой исполнения – оно исполняется крючком.

Если вы когда-либо работали этим инструментом, то сможете без особых усилий повторить воздушный рисунок. На фото можете увидеть маленький кусочек узора, который вывязывается в двух направлениях. Размер и количество столбиков можно при желании поменять.

Народное русское кружево вяжется с помощью коклюшек. Особенности является абсолютная однотонность, цвет, чаще всего, белый. Узор бывает мерным или штучным. Первые делают в виде ленты и измеряются в метрах, а вторые являются самостоятельными произведениями и содержат множество моделей.

Для начала вам нужно купить валик, это мягкий крутящийся цилиндр, являющийся опорой для работы. Также понадобится подставка под валик, коклюшки-палочки с желобом под нитки, булавки, используемые для закрепления нитей, и вязальный крючок для сцепления.

Рисунок с точным изображением последовательности работы называется сколок.

Всего существует два действия – перевить и сплести. Перевить – перекинуть в одной руке правую коклюшку через левую. Сплести – поменять местами две коклюшки из разных рук, при этом меняются местами правая коклюшка в левой руке и левая в правой. Легко заметить, что существует всего 4 основных действия: плетешок, полотнянка без перевива пар, полотнянка с перевивом всех пар и полотнянка с перевивом крайних пар.

Первые шаги

Мы подготовили схему с подробным описанием, с помощью которой вы сможете понять основную технику работы. А именно такой полезной в хозяйстве вещи, как авоська. Когда все материалы собраны, нужно сделать сколок. Для этого на чертежной бумаге прорисовываем ромбики. Особенностью этой работы будет то, что основой под нее служит прямоугольный кусок пенопласта.

Сверху крепятся булавки, на каждую из которых навешивается пара коклюшек. Двигаться мы будем слева направо, сверху вниз, как бы оплетая нашу заготовку. Снизу вы можете увидеть последовательный фото-урок.

В конце к авоське нужно прикрепить ручку. И вот мы сделали первую готовую сумку своими руками.

В технике вологодского кружева делают жакеты, платья, кофты и шарфы. Можно увидеть и множество элементов для дома в виде скатертей, занавесок и подставок под посуду. Чтобы окунуться в мир этого завораживающего искусства, предлагаем вам посмотреть подборку видео:

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *