Загадки для детей

1. К этой еде у многих любовь,
Рис, много мяса, лук, морковь.
Кушать его каждый день я готов.
Называется блюдо «Узбекский …….» (Плов)

2. У пророка на лице росла,
Примером внешности была.
Мужчину украшает,
От женщин отличает. (Борода)

3. С неба капает вода
Освежает города,
Повышает урожай,
Стал зеленым, ярким край! (Дождик)

4. Пророк их любил,
С другими делил.
На пальмах растут,
На ифтар их жуют. (Финики)

5. В них должен верить каждый из нас,
Они выполняют Аллаха приказ!
Их не можем видеть мы,
Из света созданы они. (Ангелы)

6. «Ночным светилом» его называют,
Он путникам дорогу освещает,
Определить начало Рамадана помогает,
И просто наше небо украшает! (Луна, полумесяц)

7. Сердцем суры «Бакара» является,
После каждой молитвы читается. (Аят аль-Курси)

8. Это животное как грузовик,
Людей и поклажу таскать он привык.
Летний зной и жару совсем не боится,
Без воды он может долго обходиться. (Верблюд)

9. Пушистый, рыжий хвостик
По веткам прыг да скок,
Кедровые орешки собирает впрок! (Белка)

10. В синем море великан
Волны сильные гонял.
Приказ Аллаха получил
И Юнуса проглотил. (Кит, большая рыба)

11. Этот пророк не умер, он жив.
На землю он спустится снова.
И христианам всю правду открыв,
Даджаля убьёт он сурово! (Иса ибн Марьям)

12. Он был дядя пророка,
Отважный и храбрый!
На защиту ислама встал он однажды.
Он часто ездил на верблюде.
Погиб же в битве при Ухуде. (Хамза)

13. Его называли «Меч Аллаха»
Он не знал поражений
И не чувствовал страха! (Халид ибн Валид)

14. Этот овощ очень любим в России,
Его жарят, парят и варят в мундире! (Картофель)

15. Дочка Пророка,
Жена Али.
Имя скорее её назови! (Фатыма)

16. В море волны гоняет,
В небе тучи сдвигает,
А в лесу он деревья качает. (Ветер)

17. Этот намаз по счету третий,
В Судный день за него мы все ответим. (Аср намаз)

18. Этот намаз перед сном мы читаем,
Потом со спокойной душой засыпаем. (Иша – Ночной намаз)

19. Без него наш намаз недействителен,
И эффект у него освежительный! (Тахарат)

20. На том языке наш пророк общался,
Его изучать мы должны стараться.
На нём говорят много стран,
А также ниспослан Кур’ан! (Арабский язык)

21. Внешне муслим,
Внутри неверный.
Как называют таких? …….. (Лицемеры)

22. Этот продукт в Коране встречается,
Вкусный суп из него получается.
Мусы народ её очень любил,
И забывать совсем не спешил. (Чечевица)

23. Когда слова эти читаются
Шайтаны сразу разбегаются.
Слышим мы их в день пять раз,
Они зовут нас на намаз. (Азан)

24. Этот напиток всемирно известный,
Вкусный, душистый и очень полезный.
В общем в любую страну поезжай,
Встретишь повсюду горяченький ……. (Чай)

25. Для религии спасенье —
Великое переселенье!
Пророк Мухаммад совершил,
Из Мекки в Ясриб поспешил. (Хиджра)

26. Это пятый столп в Исламе,
Его совершить я мечтаю давно.
Отправиться в путь к Священной Каабе
Лишь у Аллаха прошу Одного! (Хадж)

27. У меня есть конь железный,
Он большой и очень резвый!
Скорости на нем меняю,
И отлично управляю! (Спортивный велосипед, мотоцикл)

28. Пользовался им пророк,
Преподнёс и нам урок:
Чем нам зубы очищать,
От болезней защищать! (Мисвак)

29. Время, когда солнце появляется
И вокруг всё сразу оживляется! (Утро, восход)

30. Ползет по земле, миллионами в ряд,
Отряд насекомых — рабочих ребят. (Муравьи)

Загадки с ответами для детей.

Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки. Но, к сожалению, мы так их плохо знаем, и так невелико то время, которое отпускается в школе на знакомство с ними!

Что же такое загадки? Если дать им традиционное краткое определение, то оно может быть таким. Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. И в самом деле, например, в загадке «Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана» иносказательно представлена капуста. Но, конечно, под это одно определение нельзя подставить все загадки. Ведь материал, который мы воспринимаем как загадки, намного богаче. К примеру, в загадке о реке «Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит» нет иносказания, в ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминал бы о реке. Есть загадки и другого типа. Например, такие: «Без чего человеку жить нельзя?» Ответ: «Без имени». Или: «Что на свете всего мягче?» Оказывается, ладонь. Это загадки, требующие от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Мало ли, например, без чего не может жить человек! И без воды, и без воздуха, и без еды. Но все-таки неожиданная отгадка – «Без имени» – удовлетворит, пожалуй, всех. Действительно, без воды, воздуха, еды не может жить не только человек… Но только люди (все!) получают имена.

Этот пример свидетельствует еще об одной особенности таких загадок. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. И есть много загадок, имеющих шуточные отгадки. Ну, например: «Какой месяц короче всех?» Ординарный ответ: «Февраль». Но правильный – «Май» (всего три буквы!). «Каких камней в море нет?» – «Сухих».

Эти типы загадок можно было бы назвать так: загадки-иносказания, загадки-описания и загадки-вопросы. Но есть еще один тип загадок: загадки-задачи. Они очень похожи на задачки из школьных учебников, если бы не одно обстоятельство. Вот, например, одна из таких загадок: «Летела стая гусей, навстречу им один гусь. «Здравствуйте, – говорит, – сто гусей!» – «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». «Сколько гусей летело?» Ответ: «36 гусей». Задача чисто арифметическая, требует от отгадывающего умения считать. Но есть и другие задачи. Например: «Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось на дереве?» «Разумный» ответ – чисто арифметический: осталось на дереве две вороны. Ан нет! Одну-то он убил, а остальные – улетели… Или: «Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось?» Конечно же один – убитый.

Мы видим, что загадки-задачи, как изагадки-вопросы – неординарны, это действительно тесты на сообразительность, они развивают, активизируют нашу мыслительную деятельность. И это объединяет между собой загадки-вопросы с загадками-задачами; они, несомненно, в этом имеют сходство и с загадками-иносказаниями, загадками-описаниями. Ведь предлагаемые в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях задачи требуют именно сообразительности, нестандартного мышления: увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном – обычное.

Таким образом, все эти малые формы фольклора едины по своему жизненнму назначению: носят обучающий характер, способствуют развитию мыслительной деятельности человека. Именно поэтому мы изучаем их в школе.

Однако не только жизненное назначение объединяет эти типы загадок. Нельзя не заметить, что все они построены на парадоксе. В переводе с греческого «парадокс» означает неожиданное явление, резко противоречащее здравому смыслу, расходящееся с общепринятым мнением. Мы видели, что загадки строятся на необычных сопоставлениях, ожидаемые в русле здравого смысла, общепринятого мнения отгадки оказываются ложными, а правильными являются как раз самые неожиданные, но единственно верные.

Сходство этих четырех типов загадок – и в их построении. Композиция всех без исключения загадок двухчастная: первая часть – вопрос, вторая – ответ. Это очень хорошо видно на примере загадок-вопросов и загадок-задач. Вопросная форма завуалирована в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях. Однако вопрос необязательно должен быть выражен словом. Ведь загадка существовала и существует по-настоящему только в устной форме, а вопрос можно передать и интонацией. Кроме того, о вопросительной сущности первой части загадок-иносказаний и загадок-описаний говорит необходимость ответа лишь на первую их часть. Ответ же предлагает наличие вопроса.

Но на этом сходство и кончается. О некоторых различиях уже шла речь, но отметим еще одно – важное. Загадки-иносказания и загадки-описания отличаются от загадок-вопросов и загадок-задач тем, что они созданы на основе поэтической образности, удивляют нас поэтическими картинами, художественными деталями; а вот загадки-вопросы, загадки-задачи сильны своей логикой, игрой не воображения, но ума. Думается, именно поэтому на уроках литературы в школе отдается явное предпочтение загадкам- иносказаниям и загадкам-описаниям. И в народе они пользовались неизменно большим успехом. Мы знаем их тысячи, тогда как загадки-вопросы и загадки-задачи малоизвестны.

Таким образом, загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Автор статьи – Ю. Г. Круглов “Русские народные загадки, пословицы, поговорки.”

Игра в загадки 1.

В этой книжке много загадок разных народов нашей страны – и о человеке, и о зверях, и о птицах, и о растениях, и о земле, и о небе, и о разных предметах…

Загадки можно загадывать друг другу, но в загадки можно еще играть сообща, как в другие игры.

Вот как играют в загадки русские ребята.
Собираются они где-нибудь, усаживаются поудобнее и начинают играть в «города». Каждый берет себе несколько городов, скажем, десять.

Чтобы не забыть свои города и не спутать с другими, надо записать их на листке бумаги и держать этот листок перед собой.

Названия городов у играющих не должны повторяться. Если будут повторяться, начнется путаница, споры.

Одного из играющих назначают загадчиком. Он должен загадать десяток загадок.

Вот он загадывает первую загадку. Играющие по очереди подходят к нему и тихо, чтобы не слышали остальные, говорят отгадку.

Кто не сумеет отгадать или отгадает неверно, сдает загадчику один из своих городов.

Как это делают? Загадчик ставит значок возле названия города.

Когда все участники игры дали ответ, загадчик загадывает новую загадку. Ее отгадывают так же как и первую.

После десяти загадок смотрят, у кого сколько городов осталось. Бывает так, что иные из играющих сдадут все свои города.

Потом выходит новый загадчик, и игра продолжается. Он придумывает другие загадки, и все отгадывают их. Тот, кто отгадывают их.

Тот, кто отгадает правильно, получает город, который он сдал.

Затем выходит третий загадчик- со своими, новыми загадками, и все отгадывают их. После этого смотрят , у кого сколько городов осталось. Того, кто сдал все свои города и не сумел их вернуть, заставляют проделать какую-нибудь смешную штуку. На этом игра заканчивается.

«Сдавать» можно не только города, но и зверей, и птиц, и части одежды – шапку, шарф, куртку, рубашку, пояс, башмаки.

Игра в загадки 2.

Эта игра называется «бабка». Играют в «бабку» так. Все становятся в ряд (можно играть и сидя). Первый загадывает какую-нибудь загадку.

Отгадать ее могут многие участники игры, но отгадку нельзя произносить вслух. Отгадку может громко сказать только тот, кто стоит или сидит рядом с загадчиком.

Как только он отгадает, должен загадать новую загадку своему соседу. Если тот отгадает, загадывает другую загадку своему соседу. Так загадки идут по своей цепочке до конца, а потом могут возвращаться обратной дорогой.

Но не всегда так легко идут загадки по цепочке. Случается, что кто-нибудь не может отгадать загадку или отвечает неверно. Тогда сосед загадывает ему вторую загадку. Не смог отгадать и эту- ему загадывают третью.
. Ну а если и третью не отгадает- пусть перейдет в самый конец ряда. После этого
игра продолжается. Играют до тех пор, пока могут придумывать новые загадки.

Дагестанский фольклор

ГКОУ «БАБАЮРТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ№ 11» , ЦОДОУ ЗОЖ

Конспект открытого занятия кружка краеведения по теме » Фольклор народов Дагес-тана» для учащихся 6-8 классов.

педагог дополнительного

образования Карагишиева Зулай Измидиновна,

учитель русского языка, Почётный работник

общего образования РФ.

Бабаюрт

Устный журнал

» Дагестанский фольклор»

Цели и задачи:

1.Развивать у учащихся любовь и уважение к дагестанской народной культуре; 2.Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала на занятиях краеведения через различные формы игровой деятельности; 3. Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.

Оборудование: компьютер, карточки с пословицами.

Тип: обобщающее занятие

Примечание: весь урок проецируется на доске.

Учитель: Первая страница нашего устного журнала викторина – » Откуда эти строки?». ( Отрывки из пройденных песен, сказок; записи проецируются на доске).

1.И держал гряду высоко,

Полководец из Гимри,

А за ним стоял народ,

Что свободой дорожил.

( Из исторической песни » Шамиль»).

2.Отсохни проклятый и лживый язык,

Который привык клевать на людей,

Пусть очи откроются тех простаков,

Кто сразу поверить готов к клевете.

( Из песни об Али-молодце).

3. Жила-была на свете счастливая мышь.

( Из сказки » Кто сильней»)

4.Змея слезла с плеча крестьянина и улеглась на дороге, а крестьянин опять придавил её камнем. ( Из сказки » Кто прав»).

5. Жила была маленькая девочка, добрая и послушная. Больше всего она любила рисовать.( Из сказки » Девочка и котёнок»).

6.Ни один из моих лекарей не смог вылечить меня, человек-лекарь превзошёл вас, пусть он скажет своё желание, и оно будет исполнено.

( Из сказки » В стране джинов»).

7. С той поры, когда Ахмед подарил Аминат дикую розу, все юноши стали дарить своим возлюбленным розы в знак чистой и нежной любви.

( Из сказки » Дочь хана и охотник»).

Учитель: Ребята, а вы любите дарить мамам, бабушкам, сестрам, тётям цветы? Дарите, мальчики, женщинам цветы. Дагестанские мужчины всё, что угодно подарят, а цветы дарят редко.

А теперь ребята, представляете, что случилось? Ко мне попалась перепутанная сказка. Вы должны из перепутанных частей восстановить сказку. Читается сказка, дети её восстанавливают. А кто перескажет?

Вот пришел заяц на берег моря, а там, на берегу паслись овцы. Как увидели овцы бедного зайца, разбежались в страхе кто куда.
Удивился заяц, кувыркнулся от радости через голову:
Рассуждал однажды, говорят, заяц сам с собой: «И что за горькая жизнь у меня! Люди не дают мне покоя. Волки не дают мне покоя.

Дагестанская сказка «Трусливый заяц». ( Восстановленная)

Рассуждал однажды, говорят, заяц сам с собой: «И что за горькая жизнь у меня! Люди не дают мне покоя. Волки не дают мне покоя.

Орлы не дают мне покоя. Всех я боюсь, всегда я дрожу. Трусливей меня, верно, нет существа на свете! Лучше умереть, чем так жить!»
И отправился, говорят, заяц к морю, топиться.

Вот пришел заяц на берег моря, а там на берегу паслись овцы. Как увидели овцы бедного зайца, разбежались в страхе кто куда
Удивился заяц, кувыркнулся от радости через голову:

— Ого, есть, оказывается, кое-кто трусливей меня! Так нет же, не брошусь в море!
И побежал заяц, гордый и веселый, домой в горы.

Учитель: Ну, ребята, вы молодцы!

Вторая страница нашего журнала посвящена загадкам. Загадки – один из жанров устного народного творчества.

Как и сказки, загадки в течение многих столетий передавались из поколения в поколение. Возникли они в глубокой древности. В загадках отразилась поэтическая душа труженика, всегда жившая тяга к прекрасному. Отгадаем загадки.

1.Золотой кнут, лежащий под камнем. ( Змея).

2.Вокруг озеро, в середине змея, во рту огонь. ( Свеча).

3.К завтраку на четырёх ногах, к обеду на двух, а к ужину на трёх ногах. ( Человеческая жизнь)

4.Белая бурка, надетая на равнину. ( Снег).

5.Мёда милее, свинца тяжелее.( Сон).

6. Поднимается, теряется и назад возвращается.

7. Из одного делает двух. ( Зеркало).

8.Высокая девица, тонкая нога,

Зеленая косица скрывает жемчуга. ( Кукуруза).

9. Не огонь, но весь мир греет. ( Солнце).

10.Век не вылезет из корыта. ( Рыба).

11. Дом носит на спине. ( Улитка).

12. В одной мечети два джамата. ( Язык и зубы).

13. Два брата рядом обитали,

Друг друга братья не видали. ( Глаза)

15. Она никого не обижает, а все её задевают. ( Дверь).

16. Пять мастеров на одной стене. ( Пальцы рук).

17. Железный конь землю пашет. ( Трактор).

Учитель: Ребята, постарайтесь запомнить загадки. Составляйте их сами тоже. На досуге используйте их. В компании друзей вас будут считать интересным, любознательным человеком. Загадки обогащают нашу речь.

Сейчас — третья страница нашего устного журнала. Посвящена она пословицам и поговоркам.

Пословица – это как бы энциклопедия народа, в которой содержаться ответы едва ли не на все вопросы жизни. В них говорится, как надо и как не надо жить, как поступить в тех или иных случаях, что имеет ценность истинную и что мнимую. Однако не следует думать, что каждая пословица сама по себе – это закон или окончательная истина. Пословицы вспоминают к случаю, к слову. Какие пословицы вы знаете? ( После ответов учеников можно предложить к их вниманию следующие пословицы).

1.Хоть мал топор — хватило сил;

Большое дерево срубил.

2.Когда б величье достигалось криком,

То слыл бы и осёл великим.

3.Ум — вот матерь умения.

Матерь ума – терпенье.

4. Ручьишко к морю не пробился,

Он слишком торопился.

5. Войны не рождают сыновей,

Войны убивают сыновей.

6. Коль хочешь голову сберечь свою,

Обдумывай получше речь свою.

7. Нам дарит доброта продленье века,

А злоба старит человека.

8. Хороший ученик

Может потерять

Скорее свой чарык,

Чем свою тетрадь.

Учитель: Надеюсь эти пословицы вам понравились , и вы их запомните.

Четвёртая страница нашего устного журнала посвящена игре. Давайте поиграем в игру » Ответь пословицей или поговоркой». (Здесь можно послушать ответы детей или же проецировать ответы на доске, чтобы они выбрали правильные).

1.Сел однажды Карим уроки делать. Полчаса ручку искал, потом оказалось, что задачник пропал неизвестно куда. Так и не сделал он уроков как следует, а матери пожаловался, что времени не хватает. Какую пословицу напомнила ему мать?

2.Саида была большой зазнайкой. Всегда держалась высокомерно и грубо разговаривала со своими одноклассниками. Ей нечего не стоило подвести подруг. Очень часто ябедничала на них. Однажды она пожаловалась учительнице, что её обижают в классе, и никто не хочет с ней дружит. Каждую пословицу напомнила учительница?

3.Уже стемнело, когда друзья возвращались с горы. Они проходили мимо кладбища. Вдруг Гасан схватил Батыра за руку: «Смотри, вон кто-то стоит». Казалось, что это был обыкновенный телефонный столб. Какую пословицу, смеясь, напомнил Гасану товарищ?

4.На соревнованиях по бегу Нина, не дождавшись сигнала бросилась со всех ног вперед, споткнулась и под общий смех упала. Какую пословицу она вспомнила при этом?

Ответы можно выбрать из них:

1.Правда – в глаза хороша

2. У страха глаза велики

3.Где аккуратность – там и опрятность.

4.Восхвалять себя – напрасный труд,

Если ты хорош, и так поймут.

5.Дружба — дружбой, служба – службой.

6.Правда – в глаза хороша.

Учитель: Настало время заключительной, пятой странице нашего устного журнала. Анекдоты.

Анекдоты тоже творение народа. Народ больше чем что-либо любить рассказывать анекдоты.

Кумыкский драматург и актёр Магомед Курбанов создал такое произведение на народных анекдотах. Как «Молла – Насреддин».

На сцене кумыкского театра она была поставлена впервые 28 января 1941 года. С той поры эта пьеса не сходит со сцены не только кумыкского , но и других дагестанских театров.

Отрывок из этой пьесы покажут наши кружковцы.( Заранее подготовленные дети показывают сценку из жизни Молла – Насреддина).

Заключительное слово учителя. Ребята, сегодня вы соприкоснулись

такой сокровищнице народов Дагестана, как фольклор. Он необычайно богат и разнообразен. Высокое художественное совершенство сделало фольклор популярным и любимым всем людям. Фольклорные произведения отражают художественные вкусы народа. А мы с вами продолжим изучение фольклора на следующих занятиях.

Итог: Что вам больше понравилось и запомнилось из услышанного?.

Использованная литература:

1.Сто дагестанских народных песен.

Составитель Г.Гасанов. Махачкала, 1958г.

2.Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана.

М., 1962,с.204-205.

3.Пословицы и поговорки. Т.19.А.М.Аджиев.

4.Загадки.т.18.сост.Х.М.Халилов.

5.Бытовые сказки. Т.4-5. А.М.Аджиев.

ГКОУ «БАБАЮРТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ№ 11» , ЦОДОУ ЗОЖ

Конспект открытого занятия кружка краеведения по теме » Фольклор народов Дагес-тана» для учащихся 5-7 классов.

педагог дополнительного

образования Карагишиева Зулай Измидиновна

Бабаюрт

Эпические герои Дагестана

«Легко гордиться прошлым своего народа,

которое ты не создавал,

сложнее соответствовать

этому великому прошлому».

Мы все знаем: каждый из нас индивидуален! Но что каждый из нас, кроме того, и велик в своей начертанной только для него Богом судьбе и великолепен в предписанных только для него победах и поражениях, радостях, страданиях и разочарованиях, осознаём не всегда. Как не всегда осознаём и меру личной ответственности каждого из нас за будущее своего народа и своей Родины, за необходимость соответствовать этим предначертаниям Всевышнего каждый день, в каждом своём поступке.

Соответствовать высокому статусу достойных наследников своих предков и испытать счастье от божественного дара – быть человеком на Земле, лично ответственным за её покой и благополучие в такой же мере, в какой проявляли эту свою бескорыстную ответственность герои книг, с которыми вы встретитесь в наших изданиях серии «Величие души».

Редакционный совет

Эпоха легенд и героев

Фольклор народов Дагестана разнообразен и богат, и в этом можно убедиться, хотя бы открыв нашу книгу о героях прошлых эпох. Богатство это, его неповторимое национальное своеобразие проявляются многосторонне – и в содержании, и в форме произведений.

Фольклор отражает быт и дух нашего народа, которому пришлось пройти через множество испытаний и объединиться перед их лицом, чтобы выжить. Основной особенностью горцев стала именно сплочённость, единство целей, что так ярко и наглядно проявилось и в устном народном творчестве. Единство дагестанских народов имело большое значение во все периоды истории, особенно в период феодализма, когда удельные князья в своих междоусобных распрях ослабляли Дагестан, и без того истерзанный бесконечными набегами внешних врагов. Поэтому фольклор имеет в основном общенародный характер, выражает общие для соотечественников воззрения, идеалы и стремления, затрагивает вопросы и ценности универсального характера.

В то же время, несмотря на разноязычие дагестанских народностей, их произведения имеют много общего, благодаря сходству социального, экономического, чисто бытового жизненного уклада. Ведь песни, сказки, былины, возникая у одного народа, переходили к другим народам, хотя порой и преображались до неузнаваемости.

Дагестанский фольклор патриотичен. Наши мужественные предки всегда заботились о защите родины, потому в их устном творчестве отразились и национальное сознание, и патриотическая гордость, и непоколебимый дух.

Широко были распространены в Дагестане возникшие в XVII в. песни о набегах, от которых так часто страдала страна гор. Особое развитие получили эпические и исторические песни, в которых столь живо отразились эпизоды самоотверженной героической борьбы горцев с чужеземными завоевателями. Примеры подобных выдающихся памятников о многолетней героической борьбе горцев с иранскими полчищами – аварский эпос «О разгроме Надир-шаха», лакский эпос «Хан Муртазали», лезгинский – о Шарвили, а также предания о Шахмане, о пребывании Таймаз-Кули-хана в Аргуни и др.

Одновременно в подобных произведениях всегда резко осуждалась идея грабежа соседних народов: дагестанцы, так часто страдавшие от вторжений иноземцев, прекрасно знали цену жизни и миру, а потому так и не стали на протяжении всего своего существования агрессорами, захватчиками.

В истории наши соотечественники – герои древности и недавнего прошлого – так и остались храбрецами-защитниками, составившими в свое время целое поколение исполинов духа – поколение истинных героев.

Халимбекова М.С.,

главный редактор Издательского дома «Эпоха».

Стихотворения и поэмы

* * *

Кумыкская

– «Что ты знаешь?»
– «Что ходишь опасной тропою»,
– «Чего ты не знаешь?»
– «Где притаилась беда».
– «Что ты знаешь?»
– «Явится смерть за тобою».
– «Чего ты не знаешь?»
– «Когда».

Кумыкская

Сталь не согнётся. Захочешь согнуть —
Скорей не согнёшь, а сломаешь,
Пока не пойдёшь с ним в бой или в путь,
Предателя не разгадаешь.
Те, с кем мы знались множество лет,
С кем на пирах обнимались,
Все растерялись, и в дни наших бед
Рядом лишь братья остались.
Тогда побеждает несчастие нас,
Тогда нам приходится туго,
Когда наступает чёрный наш час,
А рядом – ни брата, ни друга.

Песня, спетая тобой,
Стоит жирного быка,
Танец, что станцуешь ты,
Стоит резвого коня.
Как нигде, у нас в горах
Очень много храбрецов.
Ты им друг с тех самых пор,
Как на белый свет рожден.

Кумыкская

Смолоду в битве клинком
Побеждай, а не то
Крепость возьмёшь стариком —
Не поверит никто.

Трудно ли быть мужчиной?

Лакская

Нынче всякий говорит:
«Я мужчина, я джигит!».
Очень просто слыть мужчиной.
Очень трудно быть мужчиной.
Дело вовсе не в названье.
Нету мужества в крови —
Ты мужчиною не станешь,
Как себя ни назови.
Шли проклятия судьбе —
Нету мужества в тебе,
А купить его едва ли
Можно и за сто рублей…
И не приварю я стали
К войлочной душе твоей.

Дагестан – Загадки самой романтической науки

Рабочий стол доктора исторических наук, профессора, зам. Председателя Дагестанского научного центра РАН, зав. отделом археологии Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Муртазали Гаджиева прямо-таки музей археологических артефактов. За каждой вещицей кроется целая эпоха, история. Я разглядываю монету, найденную в «домике» Петра I, а он достает из сейфа уникальную находку – рукоять ножа из слоновой кости с персидской надписью, аж XI-XII вв. И как тут не залюбуешься? После изучения эти ценности пополнят коллекцию Дербентского музея-заповедника. Интересуюсь, каким выдался уходящий год для дагестанских археологов?

– Напряженным. Экспедиционные исследования велись почти целый год. На днях завершились работы в Дербенте, начатые в марте. С февраля были продолжены раскопки на территории будущего водохранилища Гоцатлинской ГЭС, которые ведутся уже около двух лет. Работали экспедиции в Акушинском районе на памятниках раннего каменного века, в бассейне реки Рубас на Паласа-сыртском курганном могильнике эпохи Великого переселения народов. Наиболее масштабные работы в этом году велись в Дербенте, на нескольких объектах. За 45 лет стационарных исследований впервые в городе были проведены охранно-спасательные археологические раскопки, и они превзошли по своим результатам все наши ожидания, показали чрезвычайную научную и общественную важность таких работ. Негативная ситуация в условиях, когда город особенно бурно стал застраиваться и архитектурно изменяться в последние два десятилетия, в том числе в охранной зоне, сложилась из-за ненадлежащего отношения администрации города к памятникам Дербента и бездействия Дагестанского комитета Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, который возглавляет руководство города.

Работали экспедиции в Акушинском районе на памятниках раннего каменного века, в бассейне реки Рубас на Паласа-сыртском курганном могильнике эпохи Великого переселения народов.

В марте-мае, а затем в августе-декабре Дербентская экспедиция Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН провела раскопки в нижней, приморской части города, которая в позднем средневековье именовалась дербентцами перс. Шехер-Юнан («Греческий город»), а в XVIII-XX вв. – перс. Дубара («Две стены»). Эта территория города была заселена в IX – нач. XIII в. и после монгольского нашествия почти не обживалась вплоть XIX в., т.е. на протяжении 500 лет. В ходе проведенных раскопок были выявлены мощные культурные напластования IX – нач. XIII в., связанные с ними архитектурные и хозяйственные остатки – мечети и площадки для омовения, жилых и бытовых помещений, виноградные давильни, установленные в грунт крупные хозяйственные сосуды, хлебные печи-тендиры, многочисленные находки. Это, прежде всего, великолепные образцы местной глазурованной и неполивной керамической посуды, фрагменты импортной иранской керамики, стеклянные браслеты, медные монеты… В июне-августе во исполнение поручения Президента РФ В.В. Путина, данного Правительству РФ, Правительству РД и РАН, велись крупные работы на культовом мусульманском памятнике X- начала XIII в., выявленном на ул. Мамедбекова в Дербенте.

– Есть ли артефакт, который вызвал у Вас наибольший интерес?

– Да! Среди находок этого года особо выделю уникальный, не имеющий аналогов нож из слоновой кости с изящной орнаментальной резьбой и 4-строчной персидской надписью XI-XII вв., представляющей неизвестное любовное рубаи. Часть текста уже переведена нашим иранистом Патимат Алибековой. Там есть и такая строка: «Пусть я буду объят пламенем из-за разлуки «.

– Муртазали Серажутдинович, в нижней части города была обнаружена землянка Петра I, какова ее дальнейшая судьба?

– Вернее, сказать, то, что осталось от землянки. Раскопки велись в сентябре-ноябре на территории колонного павильона, который в XIX веке был возведен над землянкой Петра I. В период Гражданской войны она была разрушена, в советский период само колонное здание использовалось под хозяйственные нужды, затем было превращено в жилой дом. В результате работ мы обнаружили впечатляющие остатки полуземлянки с двумя комнатами и серию интересных находок. Среди них выделю две медные монеты –полушки или четверть копейки, которые чеканили в 1718-1722 годах в период правления Петра I. И эти находки документируют ее существование в период Персидского похода 1722 г., когда Петр I в течение нескольких дней пребывал в Дербенте. Раcкопки и работы по созданию музея Петра I в Дербенте финансирует группа «Сумма» и Благотворительный фонд «Пери». Выявленная землянка займет центральное место в экспозиции, будет накрыта стеклянным перекрытием. Кстати при раскопках в нижней части города, были выявлены и погребения солдат Дербентского гарнизона, датируемые 1722-1735 гг. Костные остатки их уже изучены антропологами и скоро они будут торжественно перезахоронены на территории военной части ФПС ФСБ РФ.

– По словам моей знакомой, в с. Джаба, где никогда не проводились археологические исследования, буквально на поверхности можно обнаружить битую керамику, кости… По какому принципу выбирается объект для археологического исследования?

– На территории практически каждого селения в Дагестане или рядом с ним находятся археологически памятники. Дагестан очень богат объектами археологического наследия. Сейчас зарегистрировано свыше 2 тысяч памятников археологии и каждый год их число увеличивается. В этом деле археологами института проводится большая работа вместе с Управлением по охране памятников культурного наследия Министерства культуры РД. Выявлены далеко не все памятники. Можно представить, сколько их может быть, если хронологический диапазон, охватывающий историю Дагестана, насчитывает почти 2 млн. лет. Здесь стоит вопрос о сохранении объектов археологического наследия. И археологические раскопки ведутся в двух направлениях. Это работы по грантам Российского гуманитарного научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований на нескольких базовых, первостепенных памятниках. И второе направление – это охранно-спасательные работы на новостройках, в местах, где планируются строительство, земельные работы, которые могут повредить или уничтожить памятники. Эти работы порой носят масштабный характер. Так для исследования памятников в Дербенте и в зоне Гоцатлинской ГЭС мы пригласили археологов, антропологов, почвоведов и других специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова, Владикавказа.

– Муртазали Серажутдинович, поделитесь, пожалуйста, планами на будущий год.

– Работы, запланированные на 2014 год, выполнены в полном объеме. Касательно полевых работ, в следующем году дагестанские археологи продолжат исследования по грантам в Акушинском районе, Дербенте и на Паласа-сыртском курганном могильнике. Очевидно, будут проведены охранно-спасательные работы на ряде объектов. Кроме этого, каждым археологом проводится кабинетная аналитическая работа, выполняются плановые научно-исследовательские темы, пишутся статьи, книги. В итоге – реконструируемая буквально по крупицам история «Страны гор».

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *