Разработка урока ОДНКНР в 5 классе по теме «Люди труда» и презентация к уроку

МБОУ «Жабская основная общеобразовательная школа

Ровеньского района Белгородской области»

Разработка урока учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе по теме:

«Люди труда»

Крайнюченко Юлия Анатольевна,

учитель православной культуры

Жабское, 2018 год

Технологическая карта урока учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Тема урока: Люди труда.

Класс: 5

Место урока в программном материале: урок № 11, вторая учебная четверть.

Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, исследовательский

Тип урока: изучению нового материала.

Цели:

Предметные: формирование у обучающихся новых знаний о людях труда в различных профессиях и исторических эпохах, внёсших значимый вклад в развитие России, в том числе о тружениках родного села.

Метапредметные: развитие умения самостоятельно формулировать цели учебного процесса; работать с текстом учебника, проводить учебное исследование; выделять существенную информацию, взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время беседы

Личностные: воспитание уважительного отношения к людям труда и их деятельности, трудолюбия и ответственности за порученное дело.

Формируемые УУД:

Личностные – прививать учебно-познавательный интерес к новому материалу, проводить самоанализ и самоконтроль результата, признавать значимость созидательного труда, в том числе учебного.

Регулятивные – определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценивать своё задание.

Познавательные – уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные — уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Основные понятия: самоотверженный труд, колхозник, Нобелевская премия

Ход урока

— Подготовка учащихся к работе на уроке,

— обеспечить благоприятную обстановку для работы на учебном занятии;

— психологически подготовить уч-ся к общению на учебном занятии.

Всем нам хочется учиться,
Чтоб работою гордиться.
Будьте же внимательны,
И во всём старательны!

Желаю вам, ребята, сделать для себя на уроке много новых и приятных открытий

Готовятся к уроку

Приветствуют учителя

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Личностные: ответственное отношение к учёбному занятию

Этап актуализации опорных знаний

Фронтальная беседа: на прошлом уроке мы говорили об отношении людей разных религий к труду. К чему призывают разные религии человека? Какая известная пословица о труде зародилась в Библии? Какая религия призывает человека всегда завершать начатое дело? Каму принадлежат слова: «Самая вкусная еда та, которую человек добывает трудом»?

Ответ учащихся: они призывают человека добросовестно трудиться

В Библии есть пословица: «Кто не работает, тот не ест»

Начатое дело призывает всегда завершать буддизм.

Эти слова принадлежат пророку ислама Мухаммаду

Коммуникативные: умение управлять своей деятельностью; умение использовать монологическую речь, проводить взаимодополнение ответов.

Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Личностные: умение вести диалог на основе взаимного уважения и равноправных отношений

Этап подготовки уч-ся к работе на основном этапе

Определение темы урока

обучающимися совместно с учителем: какие прилагательные можно подобрать к словосочетанию «мастер своего дела»?

Назовите общее для всех прилагательное.

— Поглядите на иллюстрации и скажите, о ком пойдет речь на уроке?

— что мы сможем узнать на уроке?

— чем эта тема важна для всех нас?

Отвечают на вопросы, формулируют тему, цели, задачи урока (прием «Корзина идей»):

— профессиональный

— ответственный

— старательный

-усердный

Трудолюбивый.

О людях труда.

О том, как они трудились, чем прославились, какую пользу принесли стране.

Эти люди показывают пример трудолюбия для всех нас.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем; адекватно использовать речь для планирования своей деятельности

Регулятивные: постановка учебной задачи

Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Первичная проверка понимания

Труд – самая главная человеческая ценность, потому что все, что мы имеем, получено благодаря труду. Все народы нашей страны, во все исторические эпохи трудились на благо нашей Родины, совершали славные трудовые подвиги. Сегодня мы поговорим о таких людях – тружениках в разных сферах деятельности.

1. Работа 3 групп: каждая группа получает карточки с заданиями и вопросами к текстам. Ученики самостоятельно ищут ответы на вопросы задания в учебнике.

2. Каждая группа представляет свои ответы на задания.

1 группа: «Исследователи и путешественники России: Харитон Лаптев, бурятский ученый Гомбожаб Цыбиков»

Вопросы 1 группе:

— можно ли охарактеризовать жизнь братьев Лаптевых словами: «Любовь к Родине проявляется не только в ратном подвиге, но и в упорном труде»?

— что для развития востоковедения в России сделал исследователь, путешественники ученый Гомбожаб Цыбиков?

2 группа: «Ученые России – К.Э. Циолковский, П.Л.Капица и Н.И.Семенов»

Вопросы 2 группе:

— какие качества характера помогли К.Э.Циолковскому стать великим ученым? Что открыл великий ученый?

— в какой области науки работали П.Л.Капица и Н.И.Семенов? Как был оценен их труд не только в России, но и в мировой науке? Что такое Нобелевская премия?

3 группа: «Труд колхозника – Родине: о нравственном поступке колхозника Ферапонта Петровича Головатого»

Вопросы 3 группе:

— какой поступок в годы Великой Отечественной войны совершил колхозник Ф.П.Головатый?

— для чего трудился колхозник Ф.П.Головатый?

Словарная работа: Нобелевская премия, колхозник (приложение 1)

Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Исследование текста учебника и поиск ответов на вопросы, обсуждение. Члены групп задают вопросы друг другу в ходе выступления.

Выступление представителей групп с ответами за задания.

Личностные: самостоятельная работа, диалог с одноклассниками

Познавательные: анализ, сравнение, давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главную мысль текста

Регулятивные: прилагать волевые усилия на пути достижения целей; умение самостоятельно контролировать своё время

Коммуникативные: умение выражать свои мысли; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; аргументировать свою точку зрения; строить высказывание; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; планировать общие способы работы

Этап закрепления новых знаний и способов действий

1 задание: вставьте слова в предложения

1) Исследователями северных морей России стали братья ______.В их честь одно из ____ названо именем братьев ____.

3) К.Э.Циолковский является основателем науки _____. Он разработал проект нового летательного аппарата — ______.

4) Петр Капица и Николай Семенов – русские ученые за открытия в науке ________ были награждены ____ ______ — премией шведской академии наук.

2 задание: собери пословицу: группы получают пословицы о труде, которые нужно собрать воедино:

Муравей не велик, а горы копает.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Где хотенье, там и уменье.

Без дела жить — только небо коптить.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

Терпенье и труд все перетрут.

Выполняют задания учащиеся 3 групп, которые отвечают на вопросы и задания, составленные на основе нового материала

Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, строить продуктивное взаимодействие

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Этап подведения итогов урока

Самоотверженный труд многих наших соотечественников служит для нас примером. Такой труд говорит о любви к Родине, своему народу. И сегодня есть немало таких трудолюбивых людей, которые живут рядом с нами. Среди передовиков нашего сельского хозяйства доярка Египко Ольга Петровна, комбайнер Шенкаренко Сергей Иванович, шофер Дутов Сергей Иванович. Все они – достойные труженики нашего села и граждане России. Мы гордимся их трудом и берем с них пример

Какими качествами они обладают?

Составьте синквейн со словом «труд»

Ответ на вопрос: трудолюбие, упорство, терпение, целеустремленность, настойчивость, старательность.

Составляют синквейн:

Труд

Самоотверженный, честный

Созидает, создает, помогает

Труд приносит пользу стране и людям.

Дело.

Коммуникативные: способность слушать и анализировать информацию, подводить итоги работы

Этап информации о домашнем задании

Ваши родители тоже много работают. Домашнее задание: составить рассказ о труде своих родителей. А чем вы им помогаете? Является ли трудом ваша учеба?(ответьте на вопросы)

Фиксируют информацию

Регулятивные: формирование умения у обучающихся запоминать информацию

Этап рефлексии

Завершите предложения:

— На уроке я узнал …

— На уроке я справился с….

— Теперь я тоже умею…

Выражают свое отношение к работе на уроке

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, осознавать важность полученных знаний

Приложение

Нобелевская премия – одна из самых престижных международных наград, вручаемая ежегодно за достижения в области науки и вклад в дело мира во всем мире.

Она присуждается уже более ста лет по завещанию шведского ученого Альфреда Нобеля, выделившего на эти цели часть своего капитала, и потому носит его имя.

По завещанию Альфреда Нобеля премия должна была вручаться в пяти номинациях:

  • физика;

  • химия;

  • физиология или медицина;

  • литература;

  • дело мира.

Позднее, по предложению Шведского банка, с 1969 года начала вручаться ещё и Нобелевская премия по экономике.

Колхоз, коллективное хозяйство — форма хозяйствования на селе в Советском Союзе, при которой все средства (земля, оборудование, скот, семена и т. д.) находились в общем управлении колхозников – тружеников колхозов.

Литература

Разработка урока ОДНКНР план-конспект занятия (5 класс)

Конспект открытого урока по курсу ОДНКНР

Учитель – Клементьева Н.Н.

Ход урока:

1.Создание психологического комфорта на уроке:

— Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните…Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Введение в тему:

-Как здорово, что мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чём-то интересном. А тему нашей беседы, я думаю вам подскажет предлагаемый вам сюжет. Внимание на экран!

Отрывок из мультфильма «Мешок яблок»

— Вы догадались, о чём пойдёт разговор? ( О семье )

— Ребята, а что, по-вашему, означает слово «семья»?

— Спасибо за ваши искренние ответы. А где ещё мы можем найти ответ на этот вопрос?

(Можем спросить у родителей, у учителя; обратиться к учебнику, найти в словаре)

— Предлагаю начать работу.

3. Основная часть:

Работа в группах. Каждая группа получает задание: Что такое «семья «?

1 группа: Работает по учебнику.

2 группа: Работает со словарём В.Даля

3 группа: Работает со словарём С.И.Ожегова

Ребята зачитывают определения.

— Совпадают ли они с вашими высказываниями о семье? Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта. Какая?

_ Это единение, общность. Взглядов, интересов, ценностей
Как вы понимаете словосочетание семейные ценности?

Семейные ценности– это не дорогие украшения, костюмы, платья, бытовая техника или квартира – это все материальные ценности. Семейная духовная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Идеальная семья немыслима без любви. Любовь – важнейшая семейная ценность. Семейными ценностями являются верность, уважение, память предков, традиции семьи. Семейные ценности нужно воспитывать с раннего детства, через рассказы о прошлом семьи, её истории, отраженной и запечатленной в семейном архиве. Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений .

Сегодня вы познакомитесь с одной очень старой и мудрой притчей.

Притча

Читает притчу Клементьев Илья.

Один человек пришел к старцу и сказал:

— Отче, родители мои все плачутся да бормочут, жить спокойно не дают. Видно, от старости у них ум за разум зашел. Не могу я больше этого выносить! Не отправить ли их в богоугодное заведение?

— Понимаю, трудно тебе, — покачал головой старец, — но подумай, когда ты был в люльке, ведь тоже небось день и ночь хныкал, да и большим умом не отличался. А отец с матерью брали тебя на руки и ласкали нежно, с любовью. Они скорее с жизнью бы расстались, нежели с тобой. И чем же ты теперь хочешь им отплатить?

— Вам понравилась притча? Какими мыслями и чувствами вам хочется поделиться?

— Какие пословицы, на ваш взгляд, очень точно выражают смысл этой притчи?

— Предлагаю поиграть в игру. Каждой группе выдаю конверт с разрезанной на части пословицей. Вы должны собрать пословицу и объяснить её смысл

  • Пословицы (о традициях) Семья в куче — не страшна и туча.
  • Семейный горшок всегда кипит.
  • Искусство семейной жизни — самое сложное искусство.
  • Согласную семью горе не берёт и волк не страшен.
  • Семья без ребёнка, что очаг без огня.
  • Семья счастлива, если муж и жена — друзья.

Ребята, а вы согласны со мной что , одному человеку нелегко прожить. И чтобы ни говорили, а семья- главное богатство в жизни. Это близкие и родные люди. Люди, без которых не может быть нас, кто нас любит и о нас заботится. И мы поступаем так же. С чего начинается семья? С понимания, доброты, заботы. Думаю, в ваших семьях царят именно такие отношения. А помогают в этом именно семейные ценности и традиции . Давайте сегодня поговорим о семейных традициях: стихотворение «Семья» О.Высотской, (Ульяна)

Воскресенье – вот везенье!

Воскресенья так нужны!

Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем.

А в окошко льется песня,

Я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

«Семейные традиции» — что это такое?

Это в первую очередь, праздники, которые отмечаются в семьях (день рождения, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз). Это может быть традиция сажать деревце или выезжать под Новый год за город, чтобы украсить живую елку. Это традиции посещать вместе с ребенком музеи, выставки, театры. Это совместные игры, или поздравления родственников. Это традиционные походы, прогулки, пикники на природе, а также семейное ремесло, о котором нам расскажет Ефимова Е М.

Выступление Ефимовой Е М и Маши (Частушки)

А теперь предлагаю поработать в парах и опираясь на личный опыт и мудрость русских пословиц, выведите несколько правил «Снмейного счастья».

1 Задание : Индивидуальная работа — «Несколько правил семейного счастья»

(Ребята советуются, записывают на листе свои правила , а затем зачитывают:

Я с гордостью хочу сказать, что ваши правила и правила учёных-психологов очень похожи. Прочитайте их и сравните.

3 Физ.минутка «Семья»

Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье? (ответы)

Женя Мордвин — в России впервые — 8 июля 2008 года отмечался новый праздник — День семьи. Он посвящен памяти святых Петра и Февронии Муромских.

В православной традиции они считаются покровителями супружеской верности, любви и семейного счастья, а символом семьи стала ромашка….

В этот день в городах России проходят праздничные мероприятия, концерты, особенно чествуются пары, вступившие в брак именно 8 июля. А также в этот день особенно почитаются Святые Пётр и Феврония.

(Однажды в городе Муроме в давние годы правил князь Пётр со своею супругой Февронией, которая когда-то исцелила его от страшной болезни. И с тех пор они были неразлучны.)

Презентация

Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

я надеюсь, что сегодняшний урок запомнится вам и вы приобрели на нём частичку мудрости.

Ребята, у каждого из вас на партах лежит ромашка.. Положите их перед собой, закройте глаза и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили. Если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали на уроке что-то новое и интересное, то, что вам пригодится в жизни, нарисуйте ромашке улыбку. Если урок вам не понравился – гримасу. Если в уроке что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение – вопрос.

– Ребята, давайте возьмем наши цветы-символы в руки. Чувствуете, какие они красивые и хрупкие? Каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью. Прикрепим же символы нашей маленькой семьи к карте большой семьи России, и пусть она крепнет и процветает. Ведь крепкая семья – это сильная страна.

Я желаю, чтобы вы помнили основные принципы семьи, делали всё, что от вас зависит. Оберегали здоровье родных, уважали и любили. Учиться надо в родительском доме, иначе любовь не приживётся и в ваших будущих семьях. Если наши семьи будут прочными и счастливыми, то и Родина будет крепкой и богатой.

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга

Обижать не давайте

Берегите друг друга

Суету позабудьте

И в минуту досуга

Рядом вместе побудьте.

Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи.

Просмотр клипа «Гимн семье».

Разработка занятия по факультативу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе по теме: «Твой духовный мир»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная
казачья школа, с. Знаменка » Нерчинский район, Забайкальский край

Разработка занятия по факультативу

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

в 5 классе по теме:

«Твой духовный мир» Урок 1

по программе: Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко,

А.В. Полякова

Составила: учитель музыки и искусства:

Трушина Светлана Юрьевна

Тема: «Твой духовный мир». Урок 1

Цель урока

— формирование представления о том, что человеческие ценности родились,

хранятся и передаются из поколения к поколению через культурные,

духовные традиции, общенациональные и межнациональные отношения.

Задачи урока:

— способствовать осознанию того, что человеческое общество и конкретный

человек могут благополучно существовать и развиваться, если есть стремление

к нравственному совершенствованию и готовность к духовному развитию.

— создать условия для становления ценностных ориентаций,

чувства любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их

культуре и традициям.

Ход занятия

Организационный момент

Повторение темы прошлого урока- «Хранить память предков»

Ответим на вопрос: «Что значит „человек беспамятный“?» Объясним слова автора «Без памяти нет совести».

Актуализация знаний.

— Повторим понятия, которые будут для нас сегодня важны. В этом нам поможет игра «Твой номер».

(на слайде пронумерованный список понятий)

1. Добро.

2. Зло.

3. Духовность.

4. Бездуховность.

5. Нравственность.

6. Безнравственность.

Задание:

Каждый учащийся получает номер от 1 до 6. Когда учитель называет номер, встают все учащиеся с этим номером и формулируют соответствующее понятие, дополняя друг друга и помогая друг другу.

– Есть ли среди данных понятий противоположные по значению?

– Попробуем сопоставить понятия в каждой паре.

– Можно ли утверждать, что все эти качества являются общими для всех людей? (учитель не даёт комментариев и оценок)

Целеполагание. Формулирование темы урока.

У каждого из нас есть свои интересы, симпатии, увлечения, свои разочарования и радости. В процессе жизни мы приобретаем собственные убеждения и взгляды — на мир, на людей и на самих себя. Всё это составляет наш внутренний, духовный мир.

Духовность человека в немалой степени зависит от его образованности, нравственных качеств. Она проявляется в высоких чувствах доброты, любви, веры, справедливости, в чувстве собственного достоинства и в уважении к достоинству других. Духовное богатство человека не даётся ему при рождении. Каждый из нас способен сам творить и создавать свой духовный мир.

— О чём пойдёт речь на уроке? Какую цель поставим?

4. Постановка проблемных вопросов. Поиск решения проблемных ситуаций.

Что вы вкладываете в понятие «Духовный мир»?

Корзина идей: интересы, культура, знания, взгляды, нравственность,

религиозность, душевность, божественный, возвышенный и др.

— Говорят, что у человека, кроме сердца, есть душа. С каким предметом у вас ассоциируется душа человека, духовный мир.

(Слайд)- чаша, сосуд, кувшин

(Слайд)

Посмотрите на фотографию. Скажите, у кого, по-вашему, духовный мир более развит? (младенец, старец)

Значит, какой вывод мы можем сделать? (духовный мир не развит с рождения)

— Как телу для поддержания здоровья нужна пища, так и душе необходима духовная пища. Как телу для поддержания здоровья нужна пища, так и душе необходима духовная пища –это правда, красота, добрые дела, хорошие мысли

-О душе можно услышать такие слова: «светлая душа», «добрая душа» или, наоборот, –»черствая душа», «мелкая душонка». Как вы понимаете эти выражения. Приведите пример.

— Мудрые люди знают, что лучше пожертвовать удовольствием, выгодой, успехом, чем обеднить душу. Какой-то голос внутри нас говорит, поступили мы хорошо или плохо. Он стыдит нас, когда мы делаем что-то некрасивое, плохо себя ведем, огорчаем близких. Это голос совести, нашего духовного сторожа.

— В народе говорят: «Не хлебом единым жив человек»

– Как вы понимаете эти слова?

— Да, слово «хлеб» здесь употребляется в переносном смысле, под ним

подразумевается материальные блага. Духовно богатый человек добр и

красив, знает и любит искусство, природу, культуру своего народа, уважает язык и обычаи других народов.

5. Выполнение продуктивных заданий по теме

А) .ТЕСТ — Практическая часть

— Распределите в две колонки то, что вы считаете духовными и материальными ценностями

(Слайд) Деньги, здоровье , семья , занятия творчеством, природа, знания, дружба, дача, развлечения, отдых , спорт , автомобиль

Б) .- Представьте , что у вас есть два часа свободного времени. Как вы им распорядитесь? Сколько времени потратите?

(Слайд)

На просмотр телевизора ________

Игру на компьютере________

Чтение книги_________

Разговор по телефону _________

Прогулку и игры с друзьями _________

— Проанализируйте полученные результаты: сколько времени вы отдаете чтению книг?

-Что нужно изменить в организации своего свободного времени, чтобы стать более образованным человеком?

В) Кого из известных нам литературных героев можно назвать

человеком духовным?

(Слайд)

— Кто из них совсем не подходит под это определение? Объясним почему.

— Какие занятия человека формируют круг его знаний, его культуру?

— Оценим следующий факт: в последнее время число читателей библиотек

снизилось, школьники больше увлекаются «сидением» в Интернете и компьютерными играми.

Выскажем свое мнение: может ли Интернет заменить книги и чтение?

Г) . Объясни смысл пословиц. (Слайд)

Хлеб питает тело, а книга питает разум.

Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.

Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает.

Книги читать — скуки не знать.

Много прочёл, да мало учёл.

Кто работает без книг, решетом воду черпает.

Объясните смысл пословиц и поговорок.

Как вы оцените роль книги и чтения на духовное развитие человека?

Д) Ученикам раздаются карточки . «Как ты пополняешь свои знания?» Нужное подчеркнуть .

Беседую с родителями и друзьями

Читаю книги и журналы

Посещаю музеи и выставки

Пользуюсь Интернетом

Посещаю библиотеку

6. Подведение итога урока (физкультминутка) (Слайд)

Ученики встают, если отвечают на вопрос «да», если ответ- «нет» хлопки в ладоши

Россия – многонациональное государство.

Человек обязан исповедовать какую-либо религию.

Во все времена великими ценностями культуры признавались любовь, милосердие, справедливость, совестливость.

Неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры является религия.

Традиционные религии России не способствуют укреплению нравственности.

Чтобы сохранить единство, надо учиться понимать друг друга, терпимо относиться к представителям разных национальностей, религий и культур.

Твои нравственные качества

Обсудим вместе. Рассмотрим схему. Расскажем, какие нравственные качества мы считаем самыми важными. Дополним схему (составление кластера)

7. Домашнее задание

Дополнить фразы (письменно в тетрадях)

Я мечтаю увидеть и полюбоваться…

Я знаю, что красота души –это…

Самое главное в человеке доброта, потому что…

Духовное важнее материального, потому что…

» В труде — красота человека»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 пгт.Тымовское»

Методическая разработка урока в 5 классе

по » Основам духовно-нравственной культуры народов России»

тема: «В труде — красота человека. Люди труда».

Автор работы:

Чупрова Светлана Александровна 25.04.1977 г.р.

Место работы:

МБОУ СОШ №3 пгт. Тымовское,

Учитель » Основы православной культуры»,

» Основы духовно-нравственной культуры народов России»

п.г.т.Тымовское, 2016 г.

Тема: «В труде — красота человека. Люди труда «.

Цель урока: Развитие целостного представления о трудолюбии как нравственном качестве человека.

Задачи урока:

  • актуализировать и расширить знания, понятия и представления учащихся о фольклоре народов России;

  • создавать условия для развития представлений школьника о трудолюбии как нравственном качестве человека;

  • активизировать интерес учащихся к предмету.

Планируемые результаты

предметные

личностные

метапредметные

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Элементы содержания. Трудолюбие — как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. Отражение отношения к труду в фольклоре.

Характеристика деятельности обучающихся.

Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звёздочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К. Ушинского «Два плуга», выделение главной мысли.

Межпредметные связи: чтение, русский язык, изобразительное искусство, обществознание. Основные средства наглядности: иллюстрации из учебника » Основы духовно- нравственной культуры России «, Виноградова Н.Ф. изд.центр » Вентана — Граф » 2015 г., презентация мультимедия, видеосказка » Микула Селянинович», финская сказка о труде.

План урока

Слайд 1. I этап. Вводный (мотивационно-организационный)

  1. Организация деятельности учащихся.

2.Работа с пословицами: объясни значение пословицы(поговорки).

Слайд 2. Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно!

Муравей не велик, а горы копает.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Дело без конца, что кобыла без хвоста.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!

Не потрудиться, так и хлеба не родится (не добиться).

Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.

По готовой работе вкусен обед.

Без дела жить — только небо коптить.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Терпенье и труд все перетрут.

Не за свое дело не берись, а за своим — не ленись.

Где хотенье, там и уменье.

Без работы и печь холодна.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Какая тема объединяет все эти пословицы и поговорки? ( Труд, трудолюбие)

Какой предмет мы изучаем? ( ОДНКНР).

Назовите нравственные качества, характерные для словосочетания » Человек труда»

( Ответственный, трудолюбивый, профессионал, мастер, работяга),

А что получится если «человек и труд»в одну ногу идут? — Красота

В тетрадях записываем тему сегодняшнего урока.

стр.уч.36 » В труде — красота человека».

Слайд 3. 1. Запишите в тетрадь и продолжите фразу: «Человек работает для того, чтобы…» ( 5-10 слов) и оставьте пол листика чистым

Итак, сейчас мы с вами поближе узнаем, что такое трудолюбие и как оно украшает человека ( чтение текста стр. 36) работа с текстом

II этап. Основной (информационно-аналитический)

Слайд 4. Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств человека.

( записываем в тетрадь)

Слайд 5

2. Работа в классе: чтение и работа с текстом татарской сказки «Звездочка Зухра».

Какова главная мысль сказки? Приведите примеры сказок других народов, которые посвящены этой же теме. ( Золушка), а что общего у героинь этих сказок?

Слайд 6

3. Работа с текстом : чтение и анализ текста «Микула Селянинович».

Слайд 7 Просмотр видеофильма : » Былина о Микуле Селяниновиче». ( ВОПРОС)

Слайд 8,9 Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?»

А давайте вспомним с какими героями былин мы с вами уже знакомились? Что у них общего? А в чем различие?

Слайд 10

4. Учебный диалог: Чтение сказки » Два плуга».

Вывод : Какая житейская мудрость в ней содержится?

В сказках, пословицах, песнях и других фольклорных произведениях разных народов трудолюбие представляется как одно из главных нравственных качеств человека. В народном сознании сложился образ труженика, который честно выполняет свою работу.

Слайд11

5. Финская народная сказка: ( просмотр видеофрагмента).

Какова житейская мудрость этой сказки?

Вот такая финская сказка: Помог этому парню старичок, что только трудом и усердием можно принести в свой дом достаток и счастье, ведь кто пашет должен пахать с надеждою, а кто молотит тот и должен молотить с надеждою и получить ожидаемое…….

Слайд 12

7. Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?».

Как вы теперь продолжите фразу «Человек работает для того, чтобы……..» давайте вернемся к тетрадям и продолжим …

В сказках, пословицах, песнях и других фольклорных произведениях разных народов трудолюбие представляется как одно из главных нравственных качеств человека. В народном сознании сложился образ труженника, который честно выполняет свою работу.

III этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный)

1. Вспомни работу своих одноклассников на уроке. Кто из них заслуживает высокой оценки? Почему?

Слайд 13 Домашнее задание : Сочинение рассуждение — » В труде красота человека».

используя материал учебника и свои фразы » Человек — работает для того ,чтобы….»

Стр.40. Объясни, что могут рассказать о жизни татарского народа пословицы, данные в учебнике.

Герои Социалистического Труда: имена, заслуги, интересные факты

Герой Социалистического Труда — почетное звание, которым награждали в Советском Союзе, считалось высшим в СССР с 1938 по 1991 годы. Так отмечали заслуги за труд, вклад конкретного человека в развитие науки либо какой-то конкретной области промышленности или хозяйства. В этой статье мы остановимся на самых известных личностях, получивших это звание. Большинство из них трижды получало эту награду.

Анатолий Александров

Анатолий Александров впервые стал героем Социалистического Труда в 1954 году. Еще дважды он удостаивался почетного звания в 1960 и 1973 годах. Это знаменитый советский физик, член академии наук СССР.

Александров считается одним из основателей отечественной ядерной энергетики. Его основные труды написаны по физике твердых тел, ядерной физике и физике полимеров. Сразу после Великой Отечественной войны его назначили директором института физических проблем при академии наук — на этом посту он сменил Капицу, попавшего в то время в опалу.

Именно Александров участвовал в создании проектов и строительстве энергетических установок, которые применяли на знаменитых советских атомных ледоколах — «Арктика», «Ленин», «Сибирь». Именно он презентовал Сталину новый вид подводных кораблей — подводную лодку с ядерной установкой.

Решение было принято, подлодка была построена, был налажен серийный выпуск — так СССР стал крупнейшим в мире центром атомного подводного судостроения.

Александров был фанатом атомной энергетики, и когда произошла авария на Чернобыльской АЭС, признался, что для него она стала личной трагедией. Он умер в 1994 году в 91 год.

Борис Ванников

Герой Социалистического Труда Борис Ванников считается одним из первых, кому эта награда досталась трижды. Он ее получил в 1942, 1949 и 1954 годах. Ванников был активным государственным деятелем.

В годы Великой Отечественной организовывал обеспечение боеприпасами морской флот и Красную армию. Уже в 1943 году их производство в СССР выросло втрое, по сравнению с 1941 годом. К тому же советские инженеры делали их дешевле, не теряя при этом в качестве и даже улучшая баллистические характеристики снарядов. Это сыграло определенную роль в окончательной победе над фашизмом.

Сразу после войны он руководил Первым управлением при Совете Народных Комиссаров, курировал вопросы производства ядерного оружия. Фактически был одним из создателей атомного проекта, да и всей атомной отрасли в Советском Союзе. Если Курчатов отвечал за решение научных задач, то Ванников — за оперативное исполнение заказов и координацию всех работ. В этом плане он был незаменимым руководителем.

Умер в 1962 году, когда ему было 64 года.

Яков Зельдович

Герой Социалистического Труда Яков Зельдович был советским химиком и физиком. Он входит в число создателей атомной и водородной бомбы. Звание Героя Социалистического Труда получал в 1949, 1954 и 1956 годах. Среди ученых известны его труды по детонации, ядерной физике, физике горения взрыва и космологии.

Его работы по теории горения и сегодня считаются классическими. Именно Зельдович вместе с Дерингом и Нейманом предложил модель распространения детонационной волны в газовой среде.

Благодаря многочисленным открытиям, сделанным в области физики, его имя заслуженно входит в список Героев Социалистического Труда.

Умер в 1987 году в возрасте 73 лет.

Сергей Ильюшин

Сергей Ильюшин — один из самых известных в стране авиаконструкторов. Именно его заслугой стало массовое производство штурмовика Ил-2, названного в честь создателя. Благодаря Ильюшину, страна стала узнавать и запоминать имена Героев Социалистического Труда. Награду авиаконструктор получал в 1841, 1957 и 1974 годах.

Еще до войны он проектировал экспериментальные бомбардировщики. На одном из них был установлен первый советский авиационный мировой рекорд по высоте подъема груза в 1936 году. Именно в конструкторском бюро Ильюшина были созданы бомбардировщики Ил-4, которые уже в 1941 году, когда немцы вовсю бомбили территорию Советского Союза, совершали налеты на Берлин.

Но главная его заслуга — Ил-2, массовый самолет, который участвовал в той войне. Интересно, что после войны авиаконструктор сконцентрировался на выпуске пассажирских самолетов, которые также делали на базе Ил.

Ильюшин умер в 1977 года, ему было 82 года.

Мстислав Келдыш

Орден Героя Социалистического Труда трижды вручался советскому ученому Мстиславу Келдышу, одному из главных идеологов советской космической программы, в 1956, 1961 и 1971 годах.

После Великой Отечественной войны Келдыш разработал термоядерную бомбу, основав для этого специальное расчетное бюро. Именно за эту работу он и получил свою первую звезду Героя Социалистического Труда.

В середине 50-х годов стал членом Совета конструкторов, который возглавлял Королев, начал разрабатывать проекты по исследованию космоса и проектированию ракет. Тогда он проводил еще только теоретические расчеты вероятности полета на орбиту Земли, к Луне и другим планетам Солнечной системы.

Был в числе руководителей совета по запуску первого искусственного спутника Земли, много сделал для осуществления пилотируемых полетов. Входил в число советских ученых, которые сотрудничали с другими странами по программе «Интеркосмос».

Именно с Келдышем связывают развитие в Советском Союзе вычислительной математики. Умер в 1978 году в возрасте 67 лет.

Игорь Курчатов

В списке Героев Социалистического Труда это имя известно всем без исключения — Игорь Курчатов. Негласно его называют «отцом советской атомной бомбы». Почетного звания он удостаивался в 1949, 1951 и 1954 годах.

Советский атомный проект Курчатов курировал с самого начала в 1942 году и до самой своей смерти в 1960 году, когда ему было всего 57 лет. Поначалу эти работы носили преимущественно исследовательский и теоретический характер. При этом он вызывал у властей повышенное внимание: за ними пристально следили люди Сталина.

С 1943 года Курчатов начинает возвращать с фронта видных ученых, которые были ему необходимы для достижения скорейшего результата. В Специальном комитете по ГКО, главной задачей которого стояло развитие в стране атомной отрасли, Курчатов отвечал за научную часть, а все организационные вопросы ложились на плечи Ванникова.

В 1946 году состоялась встреча Курчатова со Сталиным, результатом которой стало подписание нескольких десятков документов, которые сделали атомную отрасль приоритетной в стране.

Андрей Сахаров

Рассказывая о Героях Социалистического Труда СССР, нужно обязательно упомянуть академика Сахарова. Он единственный из тех, кто был трижды обладателем этого звания, а затем лишен их. Сахаров — крупный отечественный физик-теоретик, один из главных создателей советской водородной бомбы.

Фактически трудился над этим проектом с 1948 по 1968 годы, параллельно проводил уникальные для того времени исследования по управляемой термоядерной реакции.

При этом не менее известен академик Сахаров благодаря своей правозащитной деятельности. Он автор проекта Конституции так называемого Союза Советских республик Европы и Азии. За его правозащитную деятельность в 1975 году Нобелевский комитет присудил Сахарову премию мира.

В 1980 году власти посчитали его деятельность антисоветской, выслали из Москвы и лишили всех наград. Вместе со своей женой Сахаров жил в Нижнем Новгороде, пока Михаил Горбачев в 1986 году не разрешил ему вернуться из ссылки.

Академика не стало в 1989 году, он умер в возрасте 68 лет.

Ефим Славский

Еще один руководитель советской атомной промышленности Ефим Славский получил звание Героя Соцтруда в 1949, 1954 и 1962 годах.

Он участвовал в создании атомной, а затем и водородной бомбы. В середине 50-х был министром машиностроения. Его заслуга — создание так называемых атомных городов — Озерска в Челябинской области, Актау, Зеленогорска и Железногорска.

Именно им было принято решение о строительстве Сибирской АЭС, а в начале 60-х годов он выступал в поддержку программы «мирных атомных взрывов».

Умер в 1991 году, когда ему исполнилось 93 года.

Андрей Туполев

Андрей Туполев получал звание Героя Соцтруда в 1945, 1957 и 1972 годах. В первую очередь он известен как советский авиаконструктор. Непосредственно под его руководством были спроектированы несколько десятков различных типов самолетов, 70 из которых в результате были запущены в серийное производство.

Именно Андрею Туполеву принадлежит заслуга по выпуску знаменитых самолетов Ту различных модификаций, которые до сих пор успешно используются в отечественной гражданской и военной авиации.

Туполев скончался в 1972 году в возрасте 84 лет.

Николай Головацкий

Примечательно, что много наград получали не только физики и авиаконструкторы, но и передовики сельского хозяйства. Так, дважды Героем Социалистического труда был председатель колхоза «40 лет Октября», который базировался в Панфиловском районе Алма-Атинской области, Николай Никитич Головацкий.

Будучи родом из Волынской губернии, из города Житомир, в Казахстан Головацкий отправился еще в конце 30-х годов. Сначала ему доверили колхоз «Красный Восток», а в годы Великой Отечественной войны он руководил подсобными хозяйствами.

Председателем легендарного по советским меркам колхоза «40 лет Октября» Головацкий стал в 1950 году, проработал в нем до 1992 года и только в возрасте 80 лет ушел на покой.

Все это время колхоз входил в число передовых, выгодно отличаясь от многих других хозяйств Советского Союза. В 1990 году о достижениях Головацкого даже был снят документальный фильм под названием «Союз хозяев земли».

Умер в 1996 году в возрасте 84 лет.

Герои Советского Союза и Соцтруда

Сразу 11 человек в истории страны одновременно являлись героями Советского Союза и героями Социалистического труда. Среди них военачальники, государственные деятели, сотрудники органов государственной безопасности.

Это Леонид Брежнев, Климент Ворошилов, Василий Головченко, Валентина Гризодубова, Петр Машеров, Иосиф Сталин, Петр Трайнин, Иван Третьяк, Дмитрий Устинов, Никита Хрущев.

Отдельного упоминания заслуживает Кирилл Орловский, имя которого не так известно, как большинства перечисленных выше. Он работал в НКВД, был одним из ключевых руководителей партизанского движения в Беларуси.

При этом не раз вдохновлял писателей и режиссеров на создание художественных произведений. Так, именно Орловский является прототипом главного героя драмы Алексей Салтыкова «Председатель», вышедшего на экраны в 1964 году.

Предположительно, Орловский — прототип Роберта Джордана, главного героя романа Эрнеста Хэмингуэя «По ком звонит колокол». Известно, что во время войны он не менее 70 раз нелегально переходил государственную границу и линию фронта.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *