Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников

Оксана Гуляева
Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников

Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников.

Воспитатель :Гуляева Оксана Николаевна

Место работы: МБДОУ «Детский сад «Кэскил» с. Туора-Кюель МР «Таттинский улус» Республика Саха (Якутия)»

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Цели : развитие игровой и познавательной активности дошкольников, воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к процессу макетирования создание условий для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.

Задачи :

1. Изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников

2. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

3. Обеспечить для свободного выбора ребенком в предметно – развивающей среде разнообразие макетных основ; предметов-маркеров пространства и предметов тематически определенных, неопределенных и многозначных.

4. Формировать совместное со взрослыми вариативное обыгрывание макета в стиле партнерского взаимодействия и для свободной детской активности.

5. Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; общей и мелкой моторики рук и коммуникативных навыков.

Ожидаемый результат:

1. Подобрано оборудование для создания разнообразных макетных основ.

2.100% детей включаются в процесс обыгрывания макетов.

3. У 50% детей группы сформированы умения сюжетосложения.

Актуальность

Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития

является макетирование. Его применение открывает ряд дополнительных возможностей работы с детьми.

Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр,она востребована детьми и способствует их развитию:

-открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей;

— создает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов.

Использование макетов в своей работе позволило мне в корне изменить отношение детей, а также их родителей к сюжетно – ролевым играм. Преимущественно развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками, может быть именно макет, то есть уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира (как реалистического, так и фантастического).

Организуя предметно – игровую среду с использованием макетов в группах детей дошкольного возраста, появляется возможность решать задачу, связанную с развитием у детей сюжетосложения и свободного проявления их индивидуально – стилевых особенностей в игре.

Своеобразие.

Использование игровых макетов в предметно – развивающей среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются задачи из различных областей. Например, макет «Дерево Времена года»предполагает интеграцию следующих областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития».

При использовании макета, как результата конструктивно-творческой деятельности, вне занятий дети описывают, сравнивают, повествуют о явлениях и объектах природы, тем самым пополняют свой словарный запас. Чтение стихов, рассказов, загадывание загадок макеты рассматриваются детьми как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты, содействуют развитию у детей коммуникативной инициативы, способствуют развитию инициативы как целеполагания и волевого усилия, у детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса. Метод макетирования призван объединить детей одной группы, сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити дружбы и сотрудничества, создать ситуации, которые бы подтолкнули их к диалогу и обсуждению друг с другом насущных проблем.

Форма работы:

-игровая;

— коммуникативная;

— трудовая;

— продуктивная;

— познавательно-исследовательская;

— чтение художественной литературы.

Формы контроля:

— совместные игры со взрослыми;

— беседы;

— наблюдения.

Макет – результат конструктивно – творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. На основе готовых макетов мы проводим беседы, составление рассказов детьми, режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности. В нашей группе мною созданы настольные макеты на тему:

«Мир насекомых»,

«Подводный мир»,

«Африка»,

«Мир динозавров»,

«Север»,

«Дикие животные в тайге»

«Ферма»,

«Деревенский двор»,

«Арктика»,

«Космос»,

«Город»,

«Пожарный щит»,

«Пресмыкающиеся»,

«Домашние животные»,

«Зоопарк»,

«МЧС»,

«АЗС»,

«Автопарковка»,

«Дерево Времена года».

«Паутина»

«Охотничий домик»

Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Все представленные макеты используются детьми в самостоятельной деятельности.

Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности.

Выводы:

Макеты – это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речетворчества как для самых маленьких, начиная с 2-3лет, так и для детей старшего возраста. Главное, чтобы «Прогулки» по улицам макетов не превращались в урок, не перегружались большим объемом информации, а стали бы веселой увлекательной игрой, продолжение которой дети бы ждали с нетерпением. В процессе макетированияразвиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие. Без сомнения, игровые макеты представляют огромный интерес для познавательной деятельности ребенка. Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира. Наиболее доступный способ предоставить ребенку такую возможность, создать основу для его творческой деятельности. Как бы создать незаконченный мир, и предложить ребенку дополнить его, теми или иными предметами и формами, позволить воображению ребенка опираясь на уже готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные. Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Умело созданная предметно-развивающая среда, способствует воспитанию у детей самостоятельности.

Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста

Литература:

1. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребенком. М.: Академический проект, 2001.

2. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д»,1997

3. Н. А. Короткова. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

Доклад из опыта работы «Использование макетов в детском саду»

Доклад по теме

«Использование макетов в работе с детьми».

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека, время активного познания окружающего мира, где немаловажная роль отводится развитию эмоциональных и творческих способностей, как правило в детском саду этому способствуют различные виды деятельности: занятия, игры, наблюдения, чтение художественной литературы. Зачастую они носят низкий развивающий эффект, прослеживается слабая система интегрирования, упрощённое использование полезного и интересного материала, нет новизны и креатива. Приоритетным направлением любого воспитателя является использование нетрадиционного подхода, способствующего решению многих вопросов и задач.

Изучая литературу по использованию нетрадиционных методов, моё внимание и интерес привлекли макеты. Макет многофункционален и его применение в работе носит разноплановый характер, что даёт возможность решать многие задачи.

Макет служит как объектом и средством деятельности ребенка, так и представляет возможность формировать познавательный интерес, эстетически чувства и творческие способности.

При реализации работы по использованию макетов определила следующие задачи:

  • Развитие устойчивого интереса к объектам и явлениям окружающего мира.
  • Активизация творческих возможностей, творческого самовыражения;
  • Развитие детской впечатлительности, фантазии, инициативы и творчества;
  • Привлечение семьи к взаимодействию в вопросах организации игр с макетами.

Выявила виды деятельности, в которых можно использовать макеты:

  • Занятия по развитию речи;
  • Дидактические игры;
  • Занятия по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью;
  • Занятия по ручному труду, конструирование и лепка;
  • Сюжетно – ролевые игры, режиссерские, показ настольного театра.

Планирование работы осуществляла с помощью технологической карты, которая позволила четко организовать работу по теме.

Структура карты такова:

-Тема;

-Возраст;

-Цели и задачи;

-Организация предметно – развивающей среды;

-Создание условий для развития творчества;

-Участие детей в изготовлении антуража;

-Обыгрывание и свободная импровизация.

Работу по использованию макетов в детском саду начала со второй младшей группы. Изготовила макет «Сказочная деревня». Применила его на занятиях по развитию речи при пересказе сказок и при показе настольного театра. Значимость макета оказалась большой. Показ настольного театра малышам приобщил их к театру, произвел на них сильное впечатление. Игрушки оживали, начинали говорить, переносили детей в увлекательный сказочный мир. Ребята не пугались волков и медведей, грозили им пальцем и кричали: «волк, не смей есть козлят».

В средней группе на этом макете дети уже самостоятельно стали показывать сказки, придумывали и обыгрывали новые сюжеты. Показ сказок на макете «Сказочная деревня» обогатил восприятие детей впечатлениями. При самостоятельном показе у них стала проявляться творческая фантазия и выдумка. Сказки объединили детей, учили играть коллективно. С большим удовольствием дети обыгрывали знакомые сказки: «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок».

Знакомя детей младшей и средней группы с домашними животными изготовила макет «Скотный двор»,который применила на познавательных занятиях, в дидактических играх, таких как: «Найди и назови», «Кто в домике живет», «Кто где живет», «Где спряталась матрешка».

Игры и занятия с применением данного макета проходили интереснее, увлекательнее, вызвали у детей положительный эмоциональный отклик.

Начиная со средней группы стала привлекать детей к изготовлению макетов. Так в группе появились макеты «Лесная полянка» и «Весенний луг». На занятиях по аппликации и лепки дети сами делали травку, грибочки, птичек. Эффективно эти макеты были использованы в дидактических играх «Животные заблудились», «Похвалялись звери». У детей повысился интерес к играм познавательного содержания.

В старшей и подготовительной группе работа по использованию макетов стала носить тематическую направленность. На познавательных занятиях знакомила детей с данной тематикой, затем на занятиях по ручному труду и конструированию дети создавали поделки своими руками, оформляли их на макете и выносили в игровую деятельность. Так появились в группе макеты «Наш участок», «Зоопарк», «Правила дорожного движения». Знакомя детей с прошлым нашего края — макет «Кубанское подворье».

Значительную роль играет и процесс изготовления макетов самими детьми.

Для реализации творческого потенциала, фантазии предлагала различный материал: природный, бросовый, упаковочный. Благодаря этому обычное занятие превращалось в увлекательную деятельность. Хочется заметить, что без определенных навыков и умений дети недостаточно творчески реализуют свои задумки. Поэтому планируя занятия необходимо учитывать уровень развития их творческих способностей.

Творчество детей в ходе такой деятельности развивает художественный вкус, воображение, конструктивные способности, воспитывает усердие и старательность.

Очень важным звеном в работе с макетами является игровая деятельность на макетах, такая как режиссерская и сюжетно – ролевая игра. В процессе таких игр у детей развивается умение фантазировать, сочинять, возникают разнообразные игровые замыслы. Игры с макетами способствуют развитию инициативы и волевого усилия. В играх дети договариваются, стремятся к взаимопониманию.

Примерная система планирования работы по использованию макетов в старшей группе.

Название макета Виды деятельности
Познаватель-ная деятель-ность Лепка

Ручной труд, конструирова-

ние

Игровая
Макет «Кубанское подворье»

1.Беседа «История жи-лища».

2.Занятие «Знакомство с хатой казака».

3.Экскурсия в сад.

4.рассматривание иллюстраций.

5.Беседа «На хоздворе».

1.Лепка «Птичий двор».

1.Ручной труд «Кубанский курень» (хата).

2.Ручной труд «Плетень».

3.Конструирование и бумаги «Цветущий сад».

4.Изготовление макета «Кубанское подворье»

1.Игровая ситуация «Путешест-вие по каза-чьему двору».

2.Свободная игровая дея-тельность детей.

Макет «Лес»

1.Занятия:

Жители леса. Лесная кла-довая.

2.Беседы:

«Кто питается шишками»,

«Лесная аптека».

3.Чтение: В.Бианки «Волчья хитрость», Л.Толстого «Белка и волк».

4.Презентации «Лесная братва».

«Растения Леса».

1.Лепка:

Лесные жители (лиса, волк)

1.конструирование из бумаги:

Зайчик (оригами).

Белка (оригами).

2.Ручной труд:

Ежики, муравейник.

Логово волка (природный материал).

Берлога медведя (природный материал).

3.Конструирование из бумаги «Деревья».

1.Дидактическая игра «Угадай животного по описанию».

2.сюжетно – ролевые игры:

«Лесной ветеринар», «Лесная история».

3.Игровые ситуации: «Красная шапочка гуляет по лесу».

Макет «Африка»

1.Презентация Кто живет в пустыне».

2. Занятие «Знакомство с животными жарких стран».

3. Чтение Га-нейзера «Про жаркую пус-тыню».

4. Рассматри-вание иллюс-траций по теме.

1.Лепка «Крокодил».

1.Конструирование из бумаги «Кактус».

«Слон»

(оригами).

2.Ручной труд.

«Страус» (при-родный ма-териал).

«Жираф» (бро-совый матери-ал).

3.Изготовление макета «Африканское сафари».

1.Сюжетно – ролевая игра «Путешест-вие по Африке».

Портал педагога

«Макетирование в детском саду»

Воспитатель МЮДОЙ д/с №29 «У Лукоморья»

Бенденко Юлия Анатольевна

«Макетирование в детском саду»Федеральный Государственный Образовательный

Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для

развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка

на доступное, качественное образование. Основополагающим требованием общества к

современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела

бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить,

вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и

непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать

умения, творчески применять их в действительности.

Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных

учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из

перспективных способов развития является макетирование.

Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.

Макетирование – это творческая конструктивная деятельность детей, создание

специального игрового пространства. Макеты могут быть использованы в соответствии с

замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения.

Использование макетов в предметно – пространственной среде отвечает принципу

интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются цели и

задачи из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного

развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического

развития».

В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого

познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной

активности каждого ребенка. Макетирование способствует развитию речи детей. При

изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествует о различных явлениях и

объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой запас.

В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:

• Эмоциональная отзывчивость

• Любознательность

• Активность

• Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.

Классификация макетов. По Н. А. Коротковой, макеты условно делятся на два типа

модели и карты.

Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие

воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри»этих объектов на

небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим

фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого

здания. «Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать,

диван).

Макеты-карты, это плоскости (не менее50×60 см) с планом – схемой и объектами-

маркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка

на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию

объектов. Например, на макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для

зданий, а территория дополняется различными объектами (дома, гараж, бензоколонка,

мост).

Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную

воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы

игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в

общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации

сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками.

Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного

использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом.

В процессе игр с универсальными макетами развивается творческая инициатива детей,

возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами,

могут соединяться два или три макета, например «Улица города», «Дорожное

движение», «Кукольный домик».

Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом

природной территории (лес — зеленый цвет, река — голубой цвет, земля — коричневый цвет).

Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба,

мельница).

Макет может быть:

• Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы);

• Настольным (размер ограничивается размером стола или его части);

• Подиумным (на специальных подставках-подиумах);

• Настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным

планом, а задний — картина.

Требования к макетам: они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на

место; удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры;

должны быть эстетически оформлены; служить длительное время и в любой момент быть

доступен дошкольникам для игры.

Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и

параллельно решается несколько задач:

• Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека,

животного и т. д.).

• Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.

• Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).

• Развитие монологической и связной речи.

• Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.

• Развитие общей и мелкой моторики рук.

• Развитие коммуникативных навыков

• Активизация лексического словаря.

• Формирование навыков сочинительства.

• Формирование творческих способностей.

• Воспитание доброжелательности.

• Умения работать в коллективе.

Этапы работы по созданию макета:

• Предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета; сбор

методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–

пространственной среды; подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей).

• Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом).

Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно —

изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических

материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются

неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство,

изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и

воспитателей из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового

материалов.

Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.

• Активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым

предметным материалом, используются предметы — заместители, педагог вместе с детьми

придумывают игровые сюжеты.

Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое

усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся

предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе,

исторических событиях, космосе, здоровье человека).

Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона,

оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно

не забывать об эстетическом аспекте оформления.

На основе готовых макетов мы проводим беседы, составление рассказов детьми,

сюжетно-ролевые и режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют

впечатления в продуктивной деятельности.

Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны

дошкольникам для свободного выбора и игры. Надо отметить, что все объекты не

прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета.

Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами

смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.

Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с

мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с

детьми и свободной детской активности.

Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников,

эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам

следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних

условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.

Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках. А использовались как

самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Макеты – это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию

творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной

активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речи как для самых маленьких,

так и для детей старшего возраста. Без сомнения, игровые макеты представляют огромный интерес

для познавательной деятельности ребенка. Не менее интересным для детей, является, возможность

дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира. Наиболее доступный способ

предоставить ребенку такую возможность, создать основу для его творческой деятельности. Как бы

создать незаконченный мир, и предложить ребенку дополнить его, теми или иными предметами и

формами, позволить воображению ребенка опираясь на уже готовые образы, сформировать свои,

более конкретные, детализированные, индивидуальные.

Список используемой литературы:

1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М.: Академический проект,- 2001.

2. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и

Макетирование с детьми —

Обычные конструкторы состоят из стандартных элементов, которые позволяют сделать то, что придумал их автор. Работая над макетом, ребенок сам становится автором. Он может придумать любую историю, а потом вывести её из собственной головы в материальный мир, сделать осязаемой.

Такой вид творчества – это еще один путь выражения себя. Как речь или рисунок — это способ сделать свою мысль видимой и понятной окружающим. Из обычной бумаги у детей получается сделать все, что они придумали — от открыток для мамы и бабушки и простых фигурок до макета корабля или дома с проработанным интерьером.

Для маленьких детей (6-8 лет) это еще и способ самостоятельно наделать себе игрушек — зверей, кукольный домик с мебелью, самолет или машинку — да все, что угодно.

Что же такое макетирование? И как проходит этот процесс с маленькими детьми? В макетировании есть что-то от рисунка, от скульптуры, от архитектуры и даже от магии. Макет всегда начинается с замысла и с выбора стратегии – как его осуществить.

Создание обычного «взрослого» макета состоит из нескольких этапов: нужно придумать образ, нарисовать эскиз, сделать чертеж, вырезать необходимые элементы и затем собрать или склеить макет.

Разумеется, с детьми мы «проскакиваем» через некоторые этапы. Но что остается неизменным — это замысел, с которого мы начинаем работу. Мы с самого начала работы представляем себе будущую объемную композицию и продумываем свои действия на несколько шагов вперед. Именно этим ценно макетирование! Делая игрушки-макеты, ребенок учится мыслить структурно и привыкает планировать свои действия. Этому я и учу детей на курсе.

Макетирование в детском саду статья на тему

«Макетирование в детском саду»

Составила воспитатель

МБДОУ «Детский сад №43» г. Усолье-Сибирское

Калиниченко Ольга Викторовна

Макет (масштабная модель) –

модель объекта в уменьшенном

масштабе или в натуральную

величину, лишенная, как правило,

функциональности

представляемого объекта.

Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить. На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Большое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.

Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме; активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; формирование навыков сочинительства; развитие общей и мелкой моторики рук; формирование творческих способностей; воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков; умения работать в коллективе. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие.

Объединив процессы создания макета и режиссерской игры, педагоги смогут добиться того, что игра детей с макетом будет продолжаться в течение длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь будет способствовать развитию умений комбинировать известные события, создавать их новые сочетания.

Требования к макету:

  1. Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко. Перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно), служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.
  2. Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления.
  3. Независимо от вида макета – напольный, настольный, подиумный (на специальных подставках), настенный (объекты на переднем плане, а изображения на заднем) – он должен быть удобным в обращении. Особый интерес для детей представляют макеты в специальных шкафах.
  4. Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.

Этапы работы по созданию макета

Любой вид образовательной деятельности с детьми на всех ее этапах требует от педагога грамотной организации и руководства. Макетирование не является исключением. Выделим основные этапы работы по созданию и применению макета.

1 этап – предварительная работа – включает в себя:

  • Обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин, и иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т.д.);
  • Подготовка и сбор материала для создания макета.

2 этап – изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом.

Работа педагогов с воспитанниками на данном этапе включает элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов, формирование представлений о природных и культурных ландшафтах, искусстве архитектуры. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготовляются в процессе совместной продуктивной деятельности детей и воспитателей из бумаги, картона, проволоки, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. В процессе создания макета каждый ребенок может выбирать наиболее привлекательный для него вид деятельности (конструирование, моделирование, лепку, аппликацию и т.д.).

Занятия по конструированию и изобразительной деятельности целесообразно сопровождать художественным словом, народной музыкой, песнями.

Таким образом, создается особая эмоциональная атмосфера увлеченности, стимулирующая творческую активность детей. Музыкальное сопровождение направляет и конкретизирует создаваемые образы, помогает ребенку осознать себя неотъемлемой частью культуры. Планируя занятия по тестопластике, необходимо учитывать, насколько хорошо дети владеют навыками лепки из соленого теста, способами и приемами декорирования изображений. Важно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.

Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.

Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках. А использовались как самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Поэтому на 3 этапе – в процессе развития и активизации игры с макетом – созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы-заместители, педагоги совместно с детьми придумывают рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *