Профориентационная игра для старшеклассников «Человек и профессия»

Ведущий. Добрый день, уважаемые зрители! Вы присутствуете на игре «Человек и профессия».

В мире насчитывается около 50 тыс. разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно…

Сделать хороший выбор профессии – это значит выбрать такую работу, которая нужна обществу, т.е. востребована на рынке труда. Это – во-первых. Во-вторых, она должна быть доступной для вас в силу совокупности ваших природных способностей и полученных знаний, умений и навыков и, наконец, приносить радость, удовлетворение и доход.

В нашей школе был проведён опрос среди учащихся 8 – 11 классов по теме «Мир профессий».

На вопрос «Кем ты хочешь быть?» получены следующие ответы: водителем, косметологом, врачом, юристом, парикмахером, программистом. Всего названо 22 профессии.

Профессиями XXI века учащиеся считают: программист, учитель, водитель, медицинский работник, менеджер, юрист, экономист. Всего названо 33 профессии.

Профессиями, ушедшими вглубь веков, по мнению опрошенных, можно считать следующие: уборщица, дворник, тракторист, агроном, пастух, доярка. Всего названо 37 профессий.

Из опросов общественного мнения видно, что не все школьники знают новые профессии, пользующиеся в настоящее время большим спросом. Сегодня мы проверим – знают ли о них игроки.

Представление жюри.

Итак, встречайте наших игроков. Сегодня играют две команды: команда 8 класса и команда 9 класса.

Представление команд.

Ведущий.Прежде, чем перейти к гейму 1, я объясню правила.

1. Игра состоит из 5 теоритических конкурсов (геймов) и 2 практических.

2. Если команда не даёт правильного ответа, то на вопрос могут ответить болельщики и заработать для своей команды 1 балл.

3. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

4. В командах, кроме постоянных участников, будут ещё и помощники из числа зрителей (родители, гости, педагоги).

— Уважаемые зрители! У вас есть цветовые карточки, которые подскажут, какой команде вы будете помогать. На карточках есть цифры, они показывают номер гейма, в котором вы примете участие.

Сейчас я объявляю начало гейма 1. Прошу зрителей, у которых на карточках стоит цифра 1, занять свои места в командах.

Гейм 1 «Разминка»

Условие: команды по очереди дают ответ на вопрос. Время на обдумывание 30 секунд.

1. Назовите предмет, используемый в работе медика, в портняжном деле и на уроках музыки. (Игла)

2. Кем бы мог работать в наши дни кот Матроскин из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»? (Бизнесмен, животновод, председатель)

3. Кем бы мог работать в наши дни волк из сказки «Волк и семеро козлят»? (Пародист)

4. Суровое время природы:

Стенает листва на ветру,

Не дни ускользают, а годы,

Но всё это мне – по нутру!

Назовите профессию человека, написавшего эти строки. (Поэт)

5. Хоть была ещё девчонкой

Правила бензоколонкой.

И на лесозаготовках

Проявила в щах сноровку.

Назовите фамилию актрисы и название фильмов, о которых идёт речь. (Н.Румянцева «Королева бензоколонки», «Девчата»)

6. Кто из царей знал 14 ремёсел? Назовите царя и не менее 6 ремёсел, которыми он владел.

(Пётр I – плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, оружейный мастер, моряк и др.)

7. «Чёрный ящик» — вопрос для обеих команд.

В «чёрном ящике» находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Назовите это орудие труда. (Ложка. Музыканты-ложечники; врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой; сталевары берут пробу стали специальной ложкой)

Музыкальная пауза

Слово жюри (представление + гейм 1)

Гейм 2 «Заморочки из бочки»(команды по очереди достают из мешочка бочонок с номером вопроса)

Условие: отгадать название профессии с помощью 5 подсказок ведущего. После каждой подсказки у игроков есть возможность дать ответ.

Вопрос №1

1. Для них характерны физическая выносливость, патриотизм, здравый смысл, качества лидера, базовые знания психологии, истории, экономики. Отличное знание своей службы – 5 баллов

2. Несколько раз за время службы меняет место жительства и работу. Трудоустройство определяется условиями контракта –4балла.

3. Зарплата определяется званием, должностью, выслугой лет –3балла.

4. Может работать в экстремальных ситуациях. Занимается подготовкой молодых солдат, анализирует военные акции, разрабатывает военные планы, документы, организует военную службу и быт солдат –2балла.

5. Олег Газманов поёт, что их сердце под прицелом, а карьера их начинается с военного училища – 1 балл (ОФИЦЕР)

  1. Государственное образовательное учреждение «Московский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (МПИ ФСБ РФ)

129328, г. Москва, ул. Осташковская, д. 15

  1. Пограничная академия Федеральной службы безопасности РФ (ПА ФСБ РФ)

125040, Москва, Ленинградский пр., д. 3, корп. 5

  1. Военный университет МО РФ

Адреса:

Территория №1, Маяковка: 123001, Москва, ул. Большая Садовая, 14;

Территория №2, Лефортово: 109033, Москва, ул. Волочаевская, 3/4;

Территория №3, Хамовники: Москва, Комсомольский пр-т, 20.

Вопрос №2

1. Эта профессия процветает во всём мире. Это врач, который должен найти причину душевного дискомфорта у больного — 5 баллов.

2. Должен уметь слушать других, иметь здравый смысл, аналитические способности, логическое мышление, сочувствие к людям –4балла.

3. Консультации этого специалиста чаще всего платные. Во многих странах он – друг и советчик у 50-80% населения –3балла.

4. Не жалейте денег на здоровье!

В жизни это главное условие.

Почему? Да просто потому,

Что без душевного здоровья

Деньги нам уж ни к чему!

Он изучает причины душевных расстройств –2балла.

5. Психотерапия существует с незапамятных времён. В XIX веке прославил её врач Зигмунд Фрейд — 1 балл (врач-ПСИХОТЕРАПЕВТ)

  1. Тульский государственный университет

г. Тула, пр. Ленина, д. 92

  1. Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации

390026 г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9

  1. Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тульский областной медицинский колледж»

300034, Тульская область, г. Тула, ул. Халтурина, д. 1

Специальности: фельдшер, медицинская сестра,медицинский лабораторный техник

  1. Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тульское областное медицинское училище №1 (техникум)»

301600, Тульская область, г. Узловая, ул. Беклемищева, д. 83

Специальности:фельдшер, медицинская сестра

Вопрос №3

1.Их иногда называют буквоедами и педантами, им приходится интерпретировать конкретные статьи кодексов, законов, документов — 5 баллов.

2. Умеют убеждать, ставить и решать проблемы, вести переговоры, имеют качества исследователя, навыки практической психологии, владеют техническими средствами –4балла.

3. Прогнозируют последствия применения правовых норм, осуществляют подготовку контрактов, завещаний, судебных исков, общаются с клиентами –3балла.

4. Как известно, правда и в огне не горит, и в воде не тонет. Специалисту приходится отстаивать истину, быть аккуратным, гибким –2балла.

5. Сегодня всё больше внимания уделяют вопросам правового регулирования бизнеса — 1 балл (ЮРИСТ)

1.Тульский государственный университет

г. Тула, пр. Ленина, д. 92

2.Военный университет МО РФ

Адреса:

Территория №1, Маяковка: 123001, Москва, ул. Большая Садовая, 14;

Территория №2, Лефортово: 109033, Москва, ул. Волочаевская, 3/4;

Территория №3, Хамовники: Москва, Комсомольский пр-т, 20.

Вопрос №4

1. Этот специалист призван компенсировать недостатки природы. Подавляющее большинство клиентов – женщины — 5 баллов.

2. Консультирует клиентов по вопросам питания, проводит процедуры, выписывает рецепты, изучает причины незначительных заболеваний –4балла.

3. Имеет следующие умения и навыки: готовность служить клиенту, способность продвигать товары и услуги, опыт продажи различных кремов, масок и т.д. –3балла.

4. Они служат красоте:

Красота загадочней, ярче и шире,

Словно всюду от счастья висят ключи –2балла.

5. Делают маски, маникюр, педикюр, ставят компрессы. Работают в парикмахерских, косметических салонах, ведут собственную практику — 1 балл (КОСМЕТОЛОГ)

  1. Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации

390026 г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9

Вопрос №5

1. Эти специалисты внешне выглядят всегда элегантно, имеют свою форму, им вверяют жизнь многие люди — 5 баллов.

2. Специальность требует отличного здоровья. Эти специалисты несут ответственность за изучение оптимального маршрута, за контроль всех приборов, за общение с диспетчерами и другими службами –4балла.

3. У работника должно быть острое зрение, хороший слух, развитая двигательная память, высокая работоспособность –3балла.

4. Должен осуществлять подготовку всей полётной документации, быть готов работать в экстремальных условиях, иметь чувство безопасности и сочувствия людям –2балла.

5. Они могут петь:

Первым делом, первым делом самолёты,

Ну а девушки, а девушки потом — 1 балл (ПИЛОТ)

Музыкальная пауза

Вопрос №6

1. Специалист определяет, на какие счета нужно отнести доходы, а на какие – расходы. Сегодня таких специалистов в России более 1 млн. человек — 5 баллов.

2. Им должен быть учтён каждый рубль, потраченный или заработанный компанией. Он должен уметь работать с цифрами и числами, в команде –4балла.

3. Специалист должен иметь аналитические способности, логическое мышление, аккуратность. Проявлять бережливость и неприятие коррупции –3балла.

4. Часть работы этого специалиста можно охарактеризовать поговорками: «Деньги счёт любят», «Деньги счётомкрепки » — 2балла.

5. Эта работа требует особой тщательности и ответственности. Главный итог работы специалиста – балансовый отчёт, который ежеквартально представляется в налоговые органы. В России должность учреждена Петром I в 1700 году — 1 балл (БУХГАЛТЕР)

1.Тульский государственный университет

г. Тула, пр. Ленина, д. 92

2.Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

3. Тульский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Вопрос №7

1. Этот специалист посещает места, где происходят интересные важные события, анализирует их, даёт оценку ситуациям — 5 баллов.

2. Способен оригинально мыслить, глубоко понимать происходящее, должен быть объективным. Должен уметь писать тексты, сценарии, делать видео- и фотосъёмки –4балла.

3. Участвует в пресс-конференциях, вразличного рода демонстрациях, судебных заседаниях, важных операциях, встречах акционеров и т.п. –3балла.

4. Сотрудничает с местной администрацией, полицией, службой скорой помощи, больницами и т.п. — 2балла.

5. Местом работы могут быть телевидение, радио, газета, журнал, любое периодическое издание, издательство, отдел по связям с общественностью фирм и компаний — 1 балл (ЖУРНАЛИСТ)

1. Военный университет МО РФ

Адреса:

Территория №1, Маяковка: 123001, Москва, ул. Большая Садовая, 14;

Территория №2, Лефортово: 109033, Москва, ул. Волочаевская, 3/4;

Территория №3, Хамовники: Москва, Комсомольский пр-т, 20.

2. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

г. Москва, Ленинские горы, д. 1

Вопрос №8

1. Специалист разрабатывает содержание занятия и создаёт творческую атмосферу на них, внедряет новые методы и средства получения знаний — 5 баллов.

2. Имеет качества исследователя, организационные способности, умение убеждать, социальную ответственность, здравый смысл, умение ладить с детьми и взрослыми, использовать современные технические средства обучения –4балла.

3. Специалист умеет ставить и решать проблемы, обладает знаниями по своему –3балла.

4. Двадцать пар глаз за указкой следят.

Куда ж это Волга впадает?

Что жители делают и что там растят,

Иван Иваныч всем объясняет –2балла.

5. Даёт адекватную оценку успехам учащихся, способствует развитию индивидуальных способностей, имеет педагогическое образование, работает в государственных и частных школах — 1 балл (УЧИТЕЛЬ)

  1. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

г.Тула, Проспект Ленина, 125

  1. Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тульский педагогический колледж №1»

300007, г. Тула, ул. Староникитская, д. 38б

Ведущий:

Пусть будет меньше праздников, чем беден,

Но тот, кто стал учителем, поймёт,

Какое счастье – быть полезным людям,

Учить Его Величество –Народ!

Музыкальная паузаот учителей

Конкурс художников

Ведущий: Настало время от теории перейти к практике. Конкурс художников.

Задание: нарисовать плакат в защиту профессии. В конкурсе принимает участие вся команда. Время – 5 мин. Пока команды рисуют…

Музыкальная пауза

Слово жюри (гейм 2 + конкурс художников)

Гейм 2 «Ты – мне, я — тебе»

Условие:команды задают соперникам заготовленные вопросы.

Вопрос №1

Мальчик розу увидал,

Розу в чистом поле,

Аромат её впитал,

Любовался вволю.

— Эти строки принадлежат великому немецкому поэту Гёте. В какой ещё области человеческой деятельности известно его имя? (В области естествознания, а именно ботаники.Гёте – автор работы «Опыт о метаморфозе растений»)

Вопрос №2

На подносе выносятся скальпель, огурец, одеколон, ножницы.

— Представители какой профессии пользовались данными средствами в своей работе?

(Цирюльник. Он пользовался этими предметами во время бритья и стрижки клиентов (огурец- за щёку)

Гейм 4 «Угадай профессию» — (вопросы на экране)

Условие: из трёх вариантов представления профессии выбрать верный и показать сигнальную карточку с соответствующим номером.

СКРЕПЕРИСТ

1. Специалист, скрепляющий бумаги в архивах.

2. Штамповщик скрепок.

3.Машинист скрепера (земельно-транспортная машина)

МЕТРОЛОГ

1. Испытатель эскалаторов в метро.

2. Контролёр измерительной техники.

3. Изготовитель швейного инструмента.

ПРОВИЗОР

1. Составитель меню.

2. Ревизионный работник в столовой.

3. Работник аптеки, имеющий фармацевтическое образование.

КИНОЛОГ

1. Работник киностудии.

2. Собаковод.

3. Изготовитель киноэкранов.

Музыкальная пауза

Слово жюри (гейм 3 +гейм 4)

Конкурс врачей

Ведущий: Ещё одно практическое задание: наложить повязку на глаз. Одна сложность – бинтовать с завязанными глазами. Качество работы оценивается по 3-балльной системе.

Гейм 5 » Гонка за лидером»

Условие: за 1 минуту каждая команда должна ответить на 21 вопрос.

Вопросы для команды №1

  1. Рабочий костюм водолаза (скафандр)

  2. Изобретатель акваланга (Кусто)

  3. Как называется дело, приносящее доход? (бизнес, предпринимательство, коммерция)

  4. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (из железнодорожного)

  5. Какая из нот не нужна для компота? (соль)

  6. Мастер, специалист по шитью одежды (портной)

  7. Какую профессию освоил дядя Стёпа? (полицейский)

  8. Излишек денег, возвращаемый при расчёте (сдача)

  9. Специалист в каком-либо виде спорта, руководящий подготовкой спортсменов (тренер)

  10. Место постройки и ремонта судов (док)

  11. Заявление в суд (иск)

  12. Предприятие, занимающееся стиркой белья (прачечная)

  13. Как называется период сдачи экзаменов в институтах и колледжах (сессия)

  14. Сколько игроков в хоккейной команде во время игры? (6)

  15. Писатель, актёр, автор сценария к фильму «Калина красная» (Шукшин)

  16. Как звался парикмахер в старину? (цирюльник)

  17. Момент встречи пилота с небом (взлёт)

  18. Самое известное творение французского скульптора Этьена Фальконе названо «Медный ….. «(всадник)

  19. Звание киногероя Алексея Булдакова из фильма «Особенности национальной охоты» (генерал)

  20. Основная профессия Максима Галкина (пародист)

  21. Вооружённый караульный, охраняющий порученный ему пост (часовой)

Вопросы для команды №2

  1. Ловко скачет на лошади в цирке (наездник)

  2. Её надевают военные, шахтёры, пожарные (каска)

  3. Профессия доктора Айболита (ветеринар)

  4. Какое насекомое носит чин морского офицера? (бабочка-адмирал)

  5. Перерыв между актами в спектакле (антракт)

  6. Кто добывает сведения о противнике, о его расположении, численности, вооружении? (разведчик)

  7. Специальное помещение для хранения товара (склад)

  8. Не только школьнику она,

Но и чертёжнику нужна (линейка)

  1. Наёмный работник у помещика (батрак)

  2. Работник связи, доставляющий корреспонденцию по адресам (почтальон)

  3. Ручное сельскохозяйственное орудие в виде загнутого зазубренного ножа для срезания хлебных злаков с корня (серп)

  4. Рыболовная снасть, в которую угодила золотая рыбка (невод)

  5. Сколько игроков в футбольной команде во время игры (11)

  6. В нём много лошадиных сил,

Всё поле он исколесил (трактор)

  1. Что останавливают с помощью бинтов и зелёнки? (кровотечение)

  2. Колхозник с высшим образованием (агроном)

  3. О какой профессии идёт речь в песне «Сиреневый туман» (кондуктор)

  4. Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка.(фермер)

  5. Рабочий, занимающийся наведением чистоты и порядка в помещении (уборщица)

  6. Пастух овечьих стад (чабан)

  7. Служащий в гостинице, ведающий хранением ключей, приёмом почты (портье)

Музыкальная пауза

Слово жюри (конкурс врачей + гейм 5 + итог игры)

Награждение

Используемые источники:

Журнал «Школьный психолог» №36, 2003г.

Журнал «Классный руководитель» № 2, 2003 г.

Интернет-ресурсы:

Единый день профориентации в школе

Единый день профессиональной ориентации в школе.

Одной из причин затрудняющих профессиональное самоопределение школьников является незнание мира профессий, неумение разобраться в различных видах профессиональной деятельности. На восполнение пробелов в этой области знаний и были нацелены мероприятия, которые проводились в образовательном учреждении МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов» в рамках Единого Дня профориентации 18 февраля 2014 года.

Единый День проводился во исполнение приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 28 февраля 2013 года от №150 «Об утверждении Концепции развития системы профессиональной ориентации Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и межведомственного плана по ее реализации», с целью обеспечения эффективного профессионального самоопределения обучающихся.

Использовались различные формы профориентационной работы:

групповое и индивидуальное профессиональное информирование и консультирование обучающихся; изучение интересов, склонностей и способностей; профессиональных намерений выпускников; профориентационные классные часы, беседы, лекции; выставки, виртуальные экскурсии, видео — презентации профессий; встречи с представителями центра занятости, медицинского учреждения и многое другое.

Специалист центра занятости г. Мегиона Аюпова Б. В. проинформировала молодежь о востребованных профессиях на рынке труда, учебных заведениях, которые готовят будущие кадры, о работодателях, которые ждут молодых специалистов. Обучающиеся смогли задать все интересующие вопросы, получить подробную информацию о новых направлениях, появившихся в обществе и экономике. Все участники встречи получили буклеты профориентационной направленности.

Любая выбранная профессия, даже если она очень нравится, престижная или с хорошим материальным стимулированием, может быть противопоказана человеку при наличии того или иного заболевания. Лекцию медицинского работника Рябовой И. В. на тему «Здоровье и выбор профессии» прослушали наши старшеклассники и узнали о правилах выбора профессии, специальности с учётом медицинских противопоказаний и психофизиологических особенностей человека. Зная об этом заранее, наши выпускники могут своевременно выбрать другой образовательный маршрут, который позволит сохранить здоровье и реализовать свои возможности.

На базе школьной библиотеки оформлена книжная выставка, на которой представлена литература, способствующая выбору профессии, периодические издания, рассказывающие о современных специальностях. Сотрудники нашей библиотеки в Единый день профориентации провели беседу и показали видео-урок презентацию «Выбирая профессию – выбираешь будущее» для школьников старших классов и «Все работы хороши – выбирай на вкус» для обучающихся начального звена.

Для всех участников образовательного процесса педагогом — психологом была представлена презентация «Фестиваль профессий», где вниманию выпускников были предложены правила выбора профессии для решения проблемы «Кем быть?», также обучающиеся школы могли получить информацию о типах профессий, вспомнить пословицы о труде. Представлены презентации обучающихся начального и среднего звена на темы: «Профессия отважных» (Кадука Семен, 2 В класс); «Профессии», где Топчий Елизавета, ученица 2 В класса рассказала о профессии своей мамы и тети. Следующая работа на тему «Профессии», выполненная Синкевич Галиной, обучающейся 2 В класса рассказывает о профессии своей мамы и о том, кем она хочет стать в будущем и делает вывод, что «все профессии важны, все профессии нужны». Беляева Диана, ученица 4 Б класса выполнила презентацию на тему «Моя мама – воспитатель», где подробно рассказала об истории возникновения данной профессии и о том, что входит в обязанности воспитателя. Также ученица 4 Б класса Фахрутдинова Анастасия представила презентацию о профессии своей мамы – школьного библиотекаря- «Книжной принцессы». Эстомирова Хава из 4 Г класса в своей работе «О профессиях» собрала загадки о различных видах деятельности и представила профессии родителей. Ученики 8 Б класса Рыбалко Максим и Хаиров Эмир также представили вниманию участников образовательного процесса презентации на темы: «Моя будущая профессия – маркетолог», «Моя будущая профессия – врач». Максим подробно рассказал о том, кто такой маркетолог, что он должен знать, какими технологиями владеть и какими качествами обладать. А Эмир с помощью словаря узнал происхождение слова «врач», подсчитал «Сколько медицинского персонала приходится на 10 000 жителей России»и представил ее в диаграмме, сделав вывод, что такой огромной стране требуются медицинские специалисты.

В заключении слайд-шоу были приведены результаты анкетирования профессиональных намерений выпускников нашей школы. Выглядят они следующим образом:

№ п/п

Профессиональные намерения выпускников 9-х классов

Количество человек

Продолжить учебу в школе

35 чел. — 50%

Продолжить обучение в учреждениях начального профессионального образования

11 чел. — 16%

Продолжить обучение в учреждениях среднего профессионального образования

15 чел. – 21%

Продолжить обучение в школе другого города

1 чел. – 1%

Работать и учиться

2 чел. – 3%

Не определились с выбором

6 чел. – 9%

В опросе участвовало 70 обучающихся 9-ых классов и 32 ученика 11-ых классов.

№ п/п

Профессиональные намерения выпускников 11-х классов

Количество человек

Продолжить обучение в учреждениях высшего профессионального образования

28 чел. — 88%

Продолжить обучение в учреждениях среднего профессионального образования

1 чел. — 3%

Работать и учиться

3 чел. – 9%

Для всех обучающихся со 2 по 11 классы проводились профориентационные тематические классные часы «Дорогами профессий», «Востребованные профессии на рынке труда» «Как выбрать профессию», «Что такое профессия?», «Знакомство со страной профессия», «Профессии моей семьи», «Престиж профессии», «Кем мне стать?», беседа «Современный рынок труда и его требования к профессионалу»; выставки фотографий и рисунков «Радуга профессий», «Профессии моих родителей» и др. тематика. Обучающиеся 2 класса и 7 в класса читали стихотворения профориентационной тематики в течение учебного дня по школьному радио. В рамках Единого Дня профориентации обучающиеся 3-х, 7-х, 8-х классов написали сочинения на темы «Кем я стану, когда вырасту», «Моя будущая профессия» и др.

Обучающиеся 8-х класса в количестве 85 человек совершили виртуальное путешествие по бюджетному учреждению СПО «Нижневартовский строительный колледж».

Проведение профориентационных мероприятий в рамках Единого Дня профориентации способствует актуализации процесса профессионального самоопределения молодежи, укреплению взаимосвязи профориентационных, образовательных услуг с требованиями рынка труда. Позволит молодым людям сделать первые шаги к осознанному выбору будущей профессии, даст возможность выпускникам лучше ориентироваться в мире профессий, сделать правильный профессиональный выбор.

Выражаю благодарность всем ребятам, участвовавшим в Едином Дне профессиональной ориентации, классным руководителям, которые стали группой поддержки для своих обучающихся. Самым активным участникам данного мероприятия вручены сертификаты (число награжденных: 61 обучающийся, 16 классных руководителей).

Единый День профориентации закончился, а профориентационная работа в школе продолжается. Впереди ещё много новых планов и интересных мероприятий!

Какой должна быть будущая профессия? Любимой, востребованной, конкурентной, современной, значимой, но обязательно у каждого своя.

Удачи, Вам, выпускники в выборе профессии!

Информацию подготовила

педагог-психолог

Хажеева Р.А.

Общешкольное мероприятиме пр профориентационной направленности «Азбука профессий»

ГКОУ СО «Краснотурьинская школа-интернат реализующая АООП для детей с нарушением интеллекта» Свердловская обл, город Краснотурьинск .
ОБЩЕШКОЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Рук. ЧЕРЕПАНОВА Л.В. учитель технологии (швейное дело), СБО ,руководитель МО учителей трудового обучения, учитель высшей квалификационной категории, стаж педагогической работы 39 лет.

«АЗБУКА ПРОФЕССИЙ»

Цель: — Ознакомить с миром профессий настоящего и прошлого времени. Помочь подросткам (обучающихся старших классов) правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире профессий и самостоятельно анализировать свой выбор.

Задачи: 1. Через игру дать полное представление миру профессий.
2.Расширить, систематизировать знания обучающихся, воспитанников о профессиях.
4.Формировать представление школьников о разнообразии профессий.
5.Ознакомить с некоторыми видами профессий.
6.Развивать кругозор, мышление, память, внимание.
7. Прививать интерес к рабочим профессиям, к труду.
8.Формировать уважительное отношение к людям труда, воспитывать трудолюбие.

Ведущий: Всем добрый день. Мы приглашаем вас на интересную, увлекательную, интеллектуальную игру которая, надеемся, подарит вам хорошее настроение. Мы рады приветствовать всех и зрителей и наших команд . Сегодня наши команды отправятся в одну удивительную страну, а мы зрители будем за ними наблюдать, где-то помогать, выручать свою любимую команду правильными ответами и сами поиграем. Посмотрите внимательно на оформление и скажите:» О чем пойдет речь?». Правильно, о профессиях. И эта страна ребята называется «АЗБУКА ПРОФЕССИЙ».

A кто знает, что такое профессия?. ПРОФЕССИЯ – это основное занятие человека, его трудовая деятельность. Профессий ребята на свете очень много, нам и дня не хватит их перечислить. Но мы попытаемся в игровой форме вспомнить названия очень многих профессий.

Ведущий: Но для начала давайте познакомимся с командами с их капитаном.( в команде 7 человек, из них 5 учащихся, воспитатель и родитель).

1 .команда — МАСТЕРОК, капитан команды ( один из родителей)

2 команда ВЕСЕЛЫЙ ГРЕБЕШОК, капитан команды ( один из родителей)

3 команда ВО САДУЛИ В ОГОРОДЕ, капитан команды ( один из родителей)

4 команда БЕЛОШВЕЙКА, капитан команды ( один из родителей)

Ведущий: А теперь позвольте вам представить членов компетентного жюри (представитель КЦЗН, ведущий профконсультант (ФИО), представитель родительского комитета (ФИО), зам директора по ВЧ (ФИО).

Ведущий:1. Небольшая разминка. Слушайте внимательно, я буду читать стихотворение, а задача команд закончить предложение по цепочке(называя только профессии).

_ Трактор водит — (тракторист)

— Электричку – (машинист)

— Стены выкрасил – (маляр)

— Доску выстругал – (столяр)

— В доме свет провел –(монтер)

— В шахте трудится – (шахтер)

— В жаркой кузнице – (кузнец)

— Всё кто знает – (молодец!)

Действительно Молодцы! Разминка удалась. А теперь команды вы готовы к сложным испытаниям умственного труда.

Ведущий: задание: Разгадать кроссворд. Каждая команда получает кроссворд на выбор. Кто первый правильно отгадает, тому жюри ставит на 5 баллов больше (а это 10 баллов). Всем за угаданный кроссворд жюри ставит 5 баллов, чья команда не отгадает , получает 0 баллов ( будет возможность реабилитироваться с помощью зрителей, тогда будет 2 балла). Напоминаю, кто отгадает кроссворд первым подымает свой вымпел. На разгадывание кроссворда дается 4 мин (песочные часы).

Кроссворд 1.

Вопросы: По горизонтали:
1. С огнем бороться мы должны,
Мы – смелые работники,
С водою мы напарники,
Так кто же мы?
2 . Человек, который постоянно рисует?
4. Человек, который лечит животных?
5. То, что необходимо швее (подсказка: одноглаза старуха узоры вышивает).
6. Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
7. Его приходу каждый рад.
Когда на кухне водопад.

8. То что необходимо врачу ( подсказка: я под мышкой посижу, и что делать укажу, или разрешу гулять, или уложу в кровать).
9. Мне нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней – сноровка!
ПО вертикали:
3. Мы учим детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать.

Кроссворд 2.

Вопросы По горизонтали:
1. Кто пасет овец и коз,
Там, где луг травой зарос?
2. Наведем стеклянный глаз,
Щелкнем раз – и помним вас.
3. Кто у постели больного сидит?
И как лечиться он всем говорит:
Кто болен – он каши предложит принять,
Тому, кто здоров, — разрешит погулять.
5. Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете
На тропе, на берегу
Преграждая путь врагу.
6. Работница швейной фабрики.
7. Он строит дома,
Он строит мосты,
Что за профессия?
Ты назови.
8. Профессия человека отвечающего за строение городов?
9. На что ни взглянет этот глаз —
Все картинки передаст.
По вертикале:
4 . Эта профессия творческая. Она требует большой отдачи. Человек такой профессии может за один день прожить всю жизнь. Эти люди в совершенстве владеют техникой перевоплощения.

КРОССВОРД 3.

Вопросы По горизонтали:
2. Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это?

3. Есть у вс в квартире робот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер ТУ.
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
4. Человек, который танцует на одном пальчике.
5. Станет палочкой махать,
Станет музыка играть.

6. Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
9. Лучше, друг мой,
Здесь постой-ка.
Потому что это…….

По вертикали:
1. С помощью простых и бесхитростных инструментов – обыкновенны ножниц и гребенки – мастер делает необыкновенные, красивые стрижки, прически.
7. То, без чего не обойдутся на стройке (подсказка: начинает он копать, заменяет сто лопат).

КРОСВОРД 4.

Вопросы По горизонтали:
1. Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота-
Всех отвозить по утрам на работу.
2. Мы в саду с тобой весь день,
И идем с тобой везде.
С нами много ты играешь,
Поешь песни, сказки читаешь.
3. Бывает же работа,
Завидно от души!
Свисти, когда охота,
Да палочкой маши.
4. Человек, который по крупицам собирает информацию а затем пишет статью.

5. В прошлый раз был педагогом.
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он ……
6. В этой профессии спряталось слово «БУХ» (подсказка: людям этой профессии приходится много считать).
7. Кто в дни болезней
Лечит нас от всех болезней.
8. Ты учишь буквы складывать, читать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На все смотреть и все запоминать
И все родное, русское любить.
9. То, что необходимо парикмахеру .

А ПОКА ИДЕТ РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДОВ ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ:

Ведущий: ЗАГАДКИ в стихах:

Ходит в лес он на работу,
Проявляет там заботу.
За порядком в нем следит. (лесник)

Он хорошо знает свое дело
За него всегда берется смело.
кран починит. Втулку вставит.
И исправно работать все заставит. (сантехник).

Он шьет и кроит одежду давно,
Чтоб было удобно и было тепло.
Конечно, вы знаете, кто он такой,
Ведь в сказке зовут его храбрый (портной).

Неуютно всем в одежде мятой
После стирки грубой, жатой?
Стала одежда красивой вдруг!
Кому помог в этом утюг? (гладильщица).

Я хочу иметь пальто,
Мечтаю я о нем давно.
Сначала сделаю эскиз
И назову его «Каприз».
Хочу я быть для всех примером
И стану лучшим (модельером).

Он приготовит вкусный торт
И напиток сладкий.
ведь их так любит детвора
И ждет их с самого утра (кондитер)
Закину палку, убью не галку,
ощиплю не перья
Съем не мясо. (рыбак).

Он срубит баню и избу,
Настелет в них полы.
Перегородки возведёт,
Мосты через реки проведёт. (плотник)

Кто у постели больного сидит?
И как лечиться он всем говорит:
Кто болен – он каши предложит принять,
Тому, кто здоров, разрешит погулять? (врач).

Ведущий: Молодцы! Вы отгадали кроссворды. Все ответы были о чем? (профессиях).
Совершенно верно. И все профессии были от А до Я.

(Жюри проверяют разгаданные кроссворды).

Ведущий :Усложняем задание. В алфавите сколько букв? (зрители дают ответ и называют любую букву алфавита). Попробуйте придумать профессий на букву П за одну минуту (плотник, пекарь, певец, портной, поэт, пианист, почтальон, продавец, писатель, повар), кто больше.

А ПОКА ИДЕТ ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ:

А кто знает, каким профессиям учат в школе?

Ведущий : задание Конкурс «СНАЙПЕР» Сколько гвоздей можно вбить за 1 минуту. Мы не знаем . Посмотрим как с этим заданием справятся наши команды. (можно с каждой команды по одному учащемуся).
Ведущий : задание . Конкурс «Мастерица». Если познакомиться и изучить технику шитья, приложив усилия, терпенье и труд, то можно создать много красивых и полезных вещей для себя и своих родных. И у нас конкурс «Создаем картину» (делаем клумбу цветов из пуговиц).
Ведущий: конкурс «Угадай профессию».
1.Жители Вавилонского государства успешно занимались этим ещё в конце III тысячелетия до н э. Это важная отрасль сельского хозяйства. Люди во все времена высоко ценили продукты этой отрасли: мёд, воск, маточное молочко, пчелиный яд. Деятельность людей этой профессии требует большого внимания, трудолюбия и ответственности. (пчеловод).
2. Они работают на кораблях и лодках. Эта профессия распространена в городах-портах. В подчинении у людей это профессии – команда. Руководят командой с особого места называемого рубкой. (капитан).
3. Эта профессия известна каждому. С ней вы сталкиваетесь почти каждый день. Люди этой профессии должны любить ближних и очень хорошо знать биологию и анатомию. В знак верности этой профессии они дают клятву (врач).
4. Люди этой профессии работают в специальных помещениях, называемых салонами. Эти люди помогают нам привести себя в порядок, создать прекрасный образ. Основные инструменты людей этой профессии: ножницы, расческа. (парикмахер).
5 Эта профессия очень творческая. Она требует большой отдачи. Человек такой профессии может за один день (вечер) прожить всю жизнь и люди в совершенстве владеют техникой перевоплощения. (Артист).
6. Русская пословица: «Тише едешь, дальше будешь» — особенно верна для людей этой профессии, которая требует хорошего зрения, слуха и внимания. Люди этой профессии работают по перевозке людей и доставке грузов. (шофер).
7. Эти люди следят за чистотой на улицах. Имеют для этого специальные инструменты. Они везде нужны. (дворник).
8 Он обучает и воспитывает людей. От него требуется интерес к детям, знание психологии, способность понимать детей, тактичность и вежливость. (педагог).

.Ведущий: ( все помните игру городки; Москва, последняя буква А, название нового города на А , Астрахань , последняя буква Н, название нового города на Н, Новгород и т.д.) И первая профессия будет — Садовник (если команды затрудняются, отвечают зрители).

ИДЕТ ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ И КОМАНДАМИ.

Ведущий Поиграем в игру: Я называю профессию – вы встаете, не профессию – сидите.
Стол– сидите
столяр – встаете
плотник – встаете
стул – сидите
дворник – встаете
метла – сидите
каменщик – встаете
швея – встаете.
игла – сидите
учитель – встаете
тетрадь – сидите.
Ведущий: Игра «Черный ящик» Задание : На ощупь узнать предмет, и определить к какой профессии он принадлежит (по кругу каждой команде, а затем со зрителями).

Ведущий : задание: «Что за профессия» отгадываем за 1 минуту.
ЛАБ+РИ+ЕНА (балерина)
ДОЖ+ХИК+НУ (художник)
ТОН+КЛИП (плотник)
ТОРТ+СТИРКА (тракторист)
Ведущий : игра со зрителями. Посмотрите на рисунки и назовите , людям каких профессий принадлежат эти предметы. (банка с краской – маляр), (расческа и ножницы – парикмахер) ( краски и кисточки – художник), огнетушитель- пожарник), (разводной ключ – сантехник), (человек сваривает трубы – сварщик)……
Ведущий –Сегодня мы вспомнили названия очень много профессий от А до Я. Наверное каждый из вас уже задумывался над тем кем быть, когда вырасту, закончу школу, пойду работать.
«Кем быть?» — это строчки из стихотворения В.В. Маяковского и ученики 6 класса нам его зачитают.
Вот и завершилось наше путешествие в волшебную страну «АЗБУКУ ПРОФЕССИЙ». Наши команды очень старались показать свои знания и умения. И теперь слово нашему компетентному жюри, надеемся оно будем оценивать наши ответы по справедливости.
Слово жюри.
Награждение команд.
Всем большое спасибо.

Игра по профориентации для учащихся 9-х классов

Время игры: 1 — 1.5 часа

Задачи игры:

  • расширение представлений учащихся о мире профессий;
  • создание условий для самореализации участников занятий,
  • развитие коммуникативных компетенций.

Содержание игры: участники игры разбиваются на 2-3 команды и решают задачи.

Цель игры: каждой команде необходимо набрать как можно больше очков, решая задачи каждого этапа игры.

Необходимые материалы:

  • бейджи каждому участнику игры;
  • чистые листы формата А 4;
  • карточки-задания для команд;
  • маркеры.

Участники игры:

  • Ведущий,
  • Команды игроков (игра может проходить как между командами учащихся одного класса, так и между командами учащихся параллели 9-х классов);
  • Жюри (родители, учителя, одноклассники)

Сценарий игры

1-й этап — «Презентация фирмы». (10 мин)

Каждая из команд должна придумать название фирмы, предприятия, организации, оформить название на формате А4. Члены команды являются работниками данной фирмы, предприятия, организации, соответственно каждый из них получает какую-либо профессию или должность в соответствии со спецификой своей фирмы, предприятия, организации. В итоге каждая команда представляет название фирмы, ее руководителя, сферу деятельности и своих «сотрудников».

2-й этап — «Конкурс — блиц» (Приложение 1 — его можно оформить в виде презентации).(15 мин)

Вариант 1. Представители каждой команды по очереди вытягивают карточки-задание, в которых указ специалист и варианты его сферы деятельности. Необходимо выбрать правильный вариант. За каждый правильный ответ команда получает балл. Каждую новую карточку вытаскивает новый член команды. Команда сама решает, кто это будет, либо ведущий может использовать разные формы случайного выбора.

Вариант 2. Можно брать помощь команды, тогда баллы будут начисляться иначе — 2балла — за правильный ответ без помощи, 1 балл — за правильный ответ при помощи команды, 0 баллов — неправильный ответ.

3-й этап — «Профлото» (Приложение 2 — нужно угадать профессию, ориентируясь на ее описание).

Начинают игру руководители команд. на столе представлены карточки-подсказки с описанием определенной профессии. Представитель от группы вытягивает первую карточку-подсказку и несет ее в свою команду. По этой подсказке группа должна решить, о какой профессии идет речь. Всего 5 подсказок. Если команда не может дать ответ, члено команды берет вторую подсказку и т.д. Если команда дала правильный ответ после первой подсказки, то команда поучает 5 баллов, после 2 — 4 балла, после3 — 3 балл, после 4 — 2 балла, после 5 — 1 балл. Успех во многом зависит не только от знаний участников игры, но и от умений работать в группе и принимать групповые решения. Время для обсуждения — 1 мин.

4-й этап — «Задача для профессионала» (Приложение 3 — нужно решить предложенную задачу или ситуацию).

Каждой группе предстоит решить задачу, связанную с профессией, которую они отгадывали. Каждая команда получает карточку с задачей(одну, ибо по числу отгаданных профессий). Необходимо группой решить предложенную задачу. Время на обсуждение — 5 минут. Оценивается полнота ответа, аргументированность, творческий подход. Максимальный балл — 5.

5-й этап — «Рефлексия».

Пока жюри подводит итоги, ведущий предлагает ребятам провести рефлексию. На доску вывешивается ватман с вопросами:

  • Узнал ли что-то новое в ходе игры?
  • Понравилась, как работала группа? Каким образом принимали решение?
  • Самый интересный этап игры. Почему?

Ребятам даются стики, которые они приклеивают под вопросом на ватман, предварительно выразив свое мнение.

6-й этап — «Итоги, награждение».

Члены жюри подводят итоги, награждают победителей. Можно каждую команду отметить какой-либо номинацией.

Приложение 1

ЛОГИСТ

  1. Специалист, занимающийся логикой.
  2. Специалист по организации транспортировки продукции.
  3. Организатор конференций и научных саммитов.

ВЕБ-МАСТЕР

  1. Специалист, который работает на компьютере.
  2. Разработчик программ.
  3. Разработчик проектов сайтов.

МАРКЕТОЛОГ

  1. Специалист, работающий на рынке ценных бумаг.
  2. Специалист по изучению рынка.
  3. Специалист, который изучает товарные марки и бренды.

ФАНДРАЙЗЕР

  1. Специалист, который ищет деньги и возможности для организации.
  2. Фанат, которого нанимает «звезда».
  3. Специалист, изучающий пути развития предприятия.

РR-агент

  1. Специалист, связанный с политикой.
  2. Специалист по рекламе и связям с общественностью.
  3. Посредник между организациями и людьми.

ГЕРАНТОЛОГ

  1. Специалист, изучающий жизнь героев
  2. Специалист, который занимается изучением горных пород мезозойской эры.
  3. Специалист, изучающий старения живых организмов.

СКРЕПЕРИСТ

  1. Специалист, скрепляющий бумаги в архивах.
  2. Штамповщик скрепок
  3. Машинист скрепера (земельно-транспортной машины).

РАКЛИСТ

  1. Специалист, воплощающий эскиз рисунка ткани в материал при крашении.
  2. Специалист, занимающийся изучением и описанием ракообразных.
  3. Художник, рисующий ракообразных.

МЕТРОЛОГ

  1. Испытатель эскалаторов в метро.
  2. Контролер измерительной техники.
  3. Изготовитель швейного инструмента.

ВАЛЬЦОВЩИК

  1. Специалист, управляющий процессом измельчения зерна на элеваторе.
  2. Вальщик деревьев в лесу.
  3. Специалист, изготавливающий коленчатые валы.

ПРОВИЗОР

  1. Составитель меню.
  2. Ревизионный работник столовой.
  3. Работник аптеки, имеющий фармацевтическое образование.

КИНОЛОГ

  1. Работник киностудии.
  2. Собаковод.
  3. Изготовитель киноэкранов.

Приложение 2

ЭКОЛОГ 1.

Этот специалист так формулирует современный способ использования живых ресурсов природы — брать в природе только проценты, основную часть оставлять нетронутой. 5 БАЛЛОВ
Обладает способностью к убеждению, научной и гражданской смелостью, любит все живое, готов защищать природу, наблюдателен 4 БАЛЛА
Этот специалист констатирует:

Но жадность сжигает людей иных
Раньше, чем им довелось родиться.
И люди порою «братьев меньших»
Не бьют, а «гуман6но» лишь грабят их,
Грабеж — это все-таки не убийство

3 БАЛЛА
Проводит количественные учеты, инструментальные измерения, собирает образцы растений, животных, почв для изучения и анализа, работает в заповедниках 2 БАЛЛА
Этот специалист знает, что в начале 90-х годов каждый день в мире погибло около 50 видов животных, смывалось 87 млн. грязи, засорялось 55 га леса 1 БАЛЛ

МЕНЕЖДЕР ПО РЕКЛАМЕ 2.

Цель данного специалиста — продать товар или услугу. Эта работа привлекает молодежь 5 БАЛЛОВ
Опытные специалисты утверждают, что в их работе 5% творчества и 95% потения. Малейшая ошибка в их работе чревата убытками для компании, а для них — потерей работы. 4 БАЛЛА
Занимается оформлением логотипов, плакатов, работает на компьютере, ведет финансовые дела, изучает особенности продукта, услуги, способы распространения и потребления, представляет новые услуги 3 БАЛЛА
Доброжелателен, терпелив, общителен, инициативен, имеет творческий подход к делу. 2 БАЛЛА
Посещает клиентов, разрабатывает рекламные проспекты, продвигает рекламные услуги. 1 БАЛЛ

НАЛОГОВЫЙ ИНСПЕКТОР 3.

К ним не испытывает теплых чувств большинство населения всех стран. Их основная обязанность — работа с декларациями 5 БАЛЛОВ
Традиционная карьера — от младшего инспектора до заместителя министра финансов. Такал успешная карьера гарантирует постоянство работы, зарплаты и пенсию.. 4 БАЛЛА
Для государства это одна из самых экономически выгодных профессий, т.к. способствует пополнению бюджета 3 БАЛЛА
Специалист должен обладать здравым смыслом, неприятием коррупции и твердым характером, чувством справедливости 2 БАЛЛА
Он инспектирует декларации о доходах, определяет суммы налогов, осуществляет штрафные санкции 1 БАЛЛ

ПЛОТНИК 4.

Когда-то они гвоздями не пользовались, ценили топор, говоря: «Топор — всему делу голова». Эта профессия распространена и всегда нужна 5 БАЛЛОВ
Этот специалист на строительстве объекта занят от начала и до конца строительства. Он одевает здание в леса, вставляет окна, двери.. 4 БАЛЛА
Хорошо разбирается в древесине. Обладает художественными способностями, точностью и физической выносливостью 3 БАЛЛА
В работе ему помогают различные инструменты: рулетка, угольник, пила, отвес, ножовка. Свой глазомер этот специалист оценивает так: «Мой глаз — ватерпас 2 БАЛЛА
Эти специалисты всегда ценились в деревне, они строили дома, используя до 50 способов соединения бревен и гвоздей 1 БАЛЛ

ОПЕРАТОР ЭВМ 5

Специалист работает в нормальных бытовых условиях, хорошо освещенных вентилируемых помещениях. Рабочее положение — сидя за пультом. Спецодежда — специальный халат 5 БАЛЛОВ
Специалист должен хорошо различать световые сигналы различного цвета, уметь переключать и распределять внимание, иметь оперативную память, точность и скорость движений, высокую работоспособность 4 БАЛЛА

мелькают цифры на экране.
еще сто двадцать действий просчитать,
а глаза уж смотреть устали,
хорошо бы встать да и уйти поспать

3 БАЛЛА
Основными противопоказаниями для выбора этой специальности являются: сердечно-сосудистые заболевания, низкий уровень развития свойств внимания (концентрацию, переключение, перераспределение) и недостаточный уровень самообладания 2 БАЛЛА
Специалист должен знать математику, физику, языки (русский и иностранный), устройство ЭВМ и правила пользования ею, условия безопасной работы 1 БАЛЛ

ЖУРНАЛИСТ 6

Этот специалист посещает места, где происходят интересные важные события, анализирует их, дает оценку ситуациям 5 БАЛЛОВ
Способен оригинально мыслить, глубоко понимать происходящее, должен быть объективным. Должен уметь писать тексты, сценарии, делать видео- и фотосъемки. 4 БАЛЛА
Участвует в пресс-конференциях, в различного рода демонстрациях, судебных заседаниях, военных операциях, встречах акционеров и т.п. 3 БАЛЛА
Сотрудничает с местной администрацией, милицией, службой скорой помощи, больницами и т.п 2 БАЛЛА
Местом его работы могут быть телевидение, радио, газета, журнал, любое периодическое издание, издательство, отдел по связям с общественностью фирм и компаний. 1 БАЛЛ

ОФИЦЕР 7

Для них характерны физическая выносливость, патриотизм, здравый смысл, качества лидера, базовые знания психологии, истории, экономики. Отличное знание своих обязанностей 5 БАЛЛОВ
Несколько раз за время службы меняет место жительства. Трудоустройство определяется условиями контракта. 4 БАЛЛА
Зарплата определяется званием, должностью, выслугой лет 3 БАЛЛА
Может работать в экстремальных ситуациях. Занимается подготовкой молодых солдат, анализирует военные акции, разрабатывает военные планы, документы. 2 БАЛЛА
Олег Газманов поет, что их сердце под прицелом, а карьера начинается с военного училища. 1 БАЛЛ

БУХГАЛТЕР 8

Специалист определяет, на какие счета нужно отнести доходы, а какие на — расходы. Сегодня таких специалистов в России более 1.000.000. человек 5 БАЛЛОВ
Им должен быть учтен каждый рубль, потраченный или заработанный компанией. Он должен уметь работать с цифрами и числами, в команде 4 БАЛЛА
Специалист должен иметь аналитические способности, логическое мышление, аккуратность. Проявлять бережливость и неприятие коррупции 3 БАЛЛА
Часть работы этого специалиста можно охарактеризовать поговоркой «Деньги счет любят» 2 БАЛЛА
Эта работа требует особой тщательности и ответственности. Главный итог работы специалиста — балансовый отчет, который ежеквартально представляется в налоговые органы. В России должность учреждена Петром I в 1700 г. 1 БАЛЛ

ПИЛОТ 9

Эти специалисты внешне выглядят всегда элегантно, имеют форму, им вверяют свою жизнь многие люди 5 БАЛЛОВ
От специалиста этой профессии требуется отличное здоровье. Эти специалисты ответственность за изучение оптимального маршрута, за контроль вех приборов, за общение с диспетчерами и другими службами 4 БАЛЛА
У работника должно быть острое зрение, хороший слух, развитая двигательная память, высокая работоспособность 3 БАЛЛА
Должен осуществлять подготовку всей полетной документации, быть готовым работать в экстремальных ситуациях, иметь чувство безопасности и сочувствие к людям 2 БАЛЛА
Они могут петь:

Первым делом, первым делом самолеты,
Ну а девушки, а девушки потом

1 БАЛЛ

Приложение 3

Ситуация для офицера

Почти 300 лет назад шведская армия вторглась в Россию. Русское войско выступило под командованием Петра I .решающее сражение произошло под Полтавой. В ночь накануне битвы Петр не спал — одолевали заботы. Под утро вбежал Шереметьев и сказал, что на сторону шведов переметнулся унтер-офицер Семеновского полка. Петр задумался. Если пербежчик расскажет о русском лагере, то не миновать поражения. Особенно Перта беспокоил отряд новобранцев. Солдаты необстрелянные, могут сплоховать в бою. Шведы, узнав об этом, постараются направить удар по слабому месту. Что бы вы сделали на месте Петра?

(изменить план сражения, переодеть новобранцев в форму другого полка, закаленного в боях, а их — в форму новобранцев).

Ситуация для эколога

Поясните с точки зрения эколога каждую строчку:

  • эти, Байкал загубили которые,
  • только в Байкале живут эпишура, тюлень и :
  • надо, чтоб его воду не целлюлозило.

(эти — люди, 2 строчка — эндемики, 3 строчка — чтоб закрыли или перепрофилировали БЦБК)

Ситуация для менеджера

Вам необходимо дать рекламу нового товара, например, игрушки. Ваши шаги как менеджера по рекламе. Где разместить рекламу? В виде чего?

(учесть, на какой возраст рассчитана игрушка. Можно увеличенные игрушки разместить возле тех мест, где более всего детей, в витринах, на телевидении перед детской передачей.)

Ситуация для пилота

Полет воздушного судна состоит из нескольких этапов: взлет, набора высоты, горизонтального полета по маршруту, снижение, посадки. Два этапа требуют от пилота переключения внимания с прибора на прибор 300 раз, являясь самыми напряженными. Как ты думаешь, какие и почему?

(Взлет и посадка. Необходимо запустить все механизмы и учесть все земные факторы).

Ситуация для бухгалтера

Доход семьи состоит из зарплаты родителей — 6 тыс. раб, пенсии бабушки — 1,5 тыс. рублей и стипендии дочери — 500 руб. расходы на питание составляют 3 тыс. руб., на оплату жилья, света — 800 руб., на проезд в транспорте — 600 руб. на мед. обслуживание — 1000 руб. дочке в этом месяце необходимо купить сапоги, а они стоят 2800 руб. будет ли в этом месяце бюджет семьи дефицитен или профицитен, если сапоги купят?

(дефицитен на 200 руб., т.е. на 2,5 %).

Ситуация для оператора ЭВМ

Автоматическое устройство имеет две кнопки А и Б и экран. При включении на экране загорается число 0. при нажатии на кнопку А число удваивается. При нажатии на кнопку. Б число увеличивается на 1. как надо нажать кнопки, чтобы на экране появилось число 5?

(4 действия — Б,А,А,Б)

Ситуация для налогового инспектора

НДС (налог на добавочную стоимость) взимается с добавленной стоимости. Коммерсант закупил товар, затраты на который составили 30 тыс. руб. продал этот товар за 70 тыс. руб. какой размер налога в денежном эквиваленте вы должны требовать с коммерсанта при НДС — 20 %?

(НДС с 40 тыс. руб.= 8 тыс. руб.)

Ситуация для журналиста

Главный редактор пригласил вас к себе и, передав факты о злоупотреблении властью на заводе его директором, попросил написать об этом в сатирической форме. На следующий день вы принесли: а) очерк, б) репортаж; в) памфлет; г) шарж; д) статью; е) открытое письмо.

(Памфлет)

Ситуация для плотника

Вас просили поострить дом для семьи, которая рассчитывает, что в нем будут жить и внуки, и правнуки. Предложили на выбор бревна березовые, лиственничные и сосновые. Из каких бревен вы будете строить дом и почему? Какие вопросы зададите хозяевам относительно данной постройки?

(Строить дом из лиственницы, т.к. она пропитана смолами и долговечна, не гниет. Дом может простоять до 200 лет. Вопросы о площади, высоте, размещении комнат, окон, украшениях)

Список литературы.

Методическая разработка профориентационного мероприятия для младших школьников «Путь к выбору профессии»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

ГБОУ № 320 Приморского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка профориентационного мероприятия

для младших школьников «Путь к выбору профессии»

Разработала:

Дороничева Алена Сергеевна,

педагог- организатор,

социальный педагог

Санкт- Петербург

2019

Пояснительная записка……………………………………………………………3

Технологическая карта мероприятия …………………….….………………….5

Ход мероприятия …………………….….…………………………………………..7

Заключение………………………………………………………………………..11

Список источников ……………………………………………………….. ……13

Приложение 1……. ……………………………………………………….. ……14

Пояснительная записка

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни.

Личность же постоянно изменяется, развивается, значит, на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному. Постоянное уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека. Иногда возникает отчуждение от профессии, человек начинает тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным положением. Нередки случаи вынужденной смены профессии (специальности) и места работы.

Можно констатировать, что перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем в профориентации объясняют понятием профессиональное самоопределение.

Цель профориентационной работы в начальной школе- расширение представлений обучающихся о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда.

Принципы профориентационной работы с обучающимися в начальной школе:

1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшими учащимися начальной школы. Эта работа ведется с 1 по 4 класс включительно;

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возрастных и индивидуально- психологических особенностей, сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах) – разъяснение обучающимся важности каждой профессии в условиях конкретного города.

Мероприятие «Путь к выбору профессии» проводится в форме викторины с применением интерактивных, здоровьесберегающих, личностно-ориентированных и игровых технологий.

Технологическая карта мероприятия

«Путь к выбору профессии»

Форма мероприятия: викторина

Целевая аудитория: обучающиеся 1-4 классов

Цели мероприятия:

  • ранняя профориентация обучающихся начальных классов;

  • знакомство младших школьников с миром профессией;

  • создание условий для развития познавательного интереса обучающихся

Основной принцип организации мероприятия: сюжетно – ролевая игра

Задачи:

  • повышение познавательного интереса школьников к миру технических профессий;

  • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

  • воспитание уважительного отношения к людям разных профессий;

  • совершенствование содержания, форм, методов профориентационной работы и психологической поддержкиобучающихся;

  • развитие активности, памяти, внимания, логического и творческого мышления, инициативности, самооценки;

  • воспитание усидчивости, внимания, ответственности;

  • создание дружеской атмосферы посредством использования игровых, здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных технологий;

Обеспечение мероприятия:

  1. Методическое:

  • Игровая технология

  • Наглядно-иллюстративный метод

  • Элементы профессиональных проб

  1. Дидактическое:

  • Музыкальное сопровождение (детские песни о самолётах)

  • Призы

  1. Информационно-компьютерное:

  • Мультимедийный комплекс

  • Колонки

Технологии обучения:

  • Личностно-ориентированный подход

  • Игровая

  • Здоровьесберегающие

  • Информационно-коммуникационные

Время проведения: 45 минут

Ожидаемый результат:

— в ходе мастер-класса обучающиеся получают знания о строении самолёта;

— примеряют на себя роль авиастроителя, учатся анализировать полученную информацию, работать в команде. Результатом деятельности ребят является собранный из деталей самолёт.

Краткий ход мероприятия

  • Приветствие участников, сообщение правил техники безопасности и охраны труда;

  • 1 конкурс «Угадай профессию»;

  • 2 конкурс «Отгадай ребус»;

  • Физкультминутка «Летим, гудим как самолёты, но не хватает нам пилота!»

  • 3 конкурс Мастер-класс «А мы строим самолёт – отправляемся в полёт!»;

  • 4 конкурс «Авиашоу картонных самолётиков»;

  • Подведение итогов, вручение призов

  • Рефлексия

Ход мероприятия

Организационный этап

Для оптимизации мероприятия обучающимся предлагается разделиться на две команды с равным количеством обучающихся.

К каждому младшему школьнику закреплён наставник в лице обучающегося из старших классов.

Преподаватель приветствует обучающихся, сообщает название, цель мероприятия, правила, общий ход арт-площадки.

Ведущий сообщает, что мероприятие будет проходить в несколько этапов:

  1. Игра «Угадай профессию»;

  2. Игра «Отгадай ребус»;

  3. Физкультминутка «Летим, гудим как самолёты, но не хватает нам пилота!»

  4. Мастер-класс «А мы строим самолёт – отправляемся в полёт!»;

  5. «Авиашоу картонных самолётиков»;

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы присутствуете на увлекательном мастер-классе по изготовлению самолёта. Вы узнаете, какие профессии существуют, как построить самолёт своими руками, поучаствуете в авиашоу.

А помогать нам будут обучающиеся 9 – х классов.

Конкурсная программа. Мастер-класс

Ведущий: Давайте проверим, какие профессии вы знаете.

Для этого разделимся на 2 команды (придумывают название). Правила очень просты: по очереди командам предлагается отгадать загадку, связанную с профессией. Каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда затрудняется с ответом, ход переходит к другой команде.

Игра «Угадай профессию»

Загадка № 1.

Вдруг погас в квартире свет

Как нам быть, кто даст совет?

И кого же мы зовём?

Он приходит сразу в дом

Ремонтирует проводку

Действует умело, чётко

С электричеством, друзья,

Быть беспечными – нельзя!

Ответ: электрик

Загадка № 2.

Прикрывается рукой

Он от огненного жара.

И течёт металл рекой

По команде…

Ответ: сталевара

Загадка № 3.

Учит школьников – учитель

Водит грузовик –водитель

Кто же строит самолёт?

Кто подсказку разберёт?

Ответ: авиастроитель

Загадка № 4.

Вкусный торт он приготовит

Кекс с изюмом испечёт

Симпатично всё украсит

И воздушный крем взобъёт

Ответ: повар-кондитер

Загадка № 5.

Варит он ни борщ, ни суп

И ни каши с разных круп

Варит он котлы топные

Трубы, прутья, швы сварные

Ответ: сварщик

Ведущий: Ребята, а кем работают ваши родители? А у кого из вас родственники или знакомые трудятся на заводе? (Слушаем ответы учеников). Замечательно, переходим ко второму конкурсу. Возможно, разгадав ребус и проверив себя, кто-то вспомнит названия профессий своих родных и друзей.

Игра «Отгадай ребус»

Учащимся предлагается отгадать ребус, связанный с профессией.

  1. (Столяр)

  2. (водитель)

  3. (повар)

  4. (воспитатель)

Физкультминутка «Летим, гудим как самолёты, но не хватает нам пилота!»

Ребята, давайте вспомним, а как выглядит самолёт?

  • Какие детали есть у самолёта?

  • А как гудит самолёт?

  • А кто из вас летал на самолёте?

Сейчас мы с вами отправляемся в полёт вместе с нашими помощниками – студентами.

Ведущий и обучающиеся 9 – х классов под музыку показывают обучающимся движения, ребята повторяют.

Мастер-класс «А мы строим самолёт – отправляемся в полёт!»

Ведущий: вам понравилось быть пилотами?

А теперь, ребята, вы побываете в роли авиатехника.

Кто знает, кто такой «авиатехник»? (Ответы учащихся)

Итак, друзья, мы вместе с вами будем конструировать самолёт. Для этого проверим, все ли детали у нас на месте.

Далее учащиеся мастерят самолётики из картона и спичечных коробков. Студенты помогают тем ребятам, кому требуется помощь.

Мастер-класс сопровождается презентацией на экране (Приложение 1)

Авиашоу картонных самолётиков

Ведущий: какие замечательные самолёты у вас получились! Предлагаю проверить, как они летают.

Но сначала давайте узнаем, какая команда набрала больше баллов по итогам конкурсов «Угадай профессию» и «Отгадай ребус». В качестве подарка ребята команды победителей первыми покажут свои самолётики в нашем авиашоу. А теперь давайте поддержим нашу вторую команду – и наше авиашоу продолжается!

Под музыку младшие школьники демонстрируют свои самолёты.

Рефлексия

Обучащимся предлагается ответить на вопросы ведущих о мероприятии:

  • Вам понравилось наше мероприятие?

  • О каких новых профессиях вы сегодня узнали?

  • Какой конкурс вам больше всего запомнился?

Далее им предлагается выбрать самолёт определённого цвета в соответствии с полученными впечатлениями:

  • Зелёный цвет – мероприятие очень понравилось, я отлично поработал

  • Жёлтый цвет – мероприятие прошло хорошо, мне было интересно в нём участвовать

  • Красный цвет – мероприятие мне не понравилось

Заключительный этап

Педагог – организатор вместе с ребятами подводит итог о том, как важна профессия авиастроителя. Какую специальность нужно освоить, чтобы иметь возможность строить самолёты. Как интересно конструировать самолёт.

Фотосессия учащихся с самолётами. Награждение ребят.

Заключение

Профориентационная деятельность с обучающимися в школе, направленная на повышение престижа рабочих специальностей, востребованных на рынке труда, рассматривается как активный, многоступенчатый процесс. В его реализации необходимо ориентироваться на интересы обучающихся, характерные для их возраста, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации. Эффективными считаются методы и формы, которые позволили бы обучающимся «примерить» на себя ту или иную профессиональную роль, получить внешнюю оценку своих способностей, сформированных умений и навыков, попробовать себя в деятельности по формированию адекватной самооценки тех или иных профессионально важных качеств.

Участие в мастер-классе «Первым делом — самолёты!» позволяет обучающимся в игровой форме получить более полное представление о профессии авиастроитехника, узнать больше о мире профессий.

Сотворчество, в ходе которого ребята, следуя пошаговым инструкциям, собирали самолёт из картона и спичечных коробков, на наш взгляд, является наиболее продуктивной и значимой для младших школьников.

Ранняя профориентация позволяет расширять кругозор обучающихся, стимулировать познавательный интерес к профессиональной деятельности.

Список литературы

Приложение 1. Мастер-класс «Первым делом — самолёты»

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *