Местоимение 3 класс методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: начальное общее образование

Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 3 класс

Предмет(ы): Русский язык

Тема: Местоимение.

Цель урока:

1. Создать условия для работы над понятием «Местоимение»

2. Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений; формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание:

Технология:

Развитие критического мышления

Приемы:

  1. Обращение к личному опыту учащихся;
  2. Прогнозирование;
  3. Составление исследовательской карточки.

2мая 2012 год.

3 класс

Предмет: русский язык

Учитель: Марина Ивановна Шрайбер.

Тема урока:Местоимение

Обучающие цели:

  1. Создать условия для работы над понятием «Местоимение».
  2. Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений.
  3. Формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.

Развивающая цель:

Развитие внимания, памяти, культуры общения.

Цели воспитательные:

Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.

Ожидаемые результаты: к концу урока дети должны понять, чем местоимение отличается от других частей речи, какие бывают местоимения, как местоимения помогают тексту избежать повторения слов.

Задачи:

1. создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;

2. создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;

3. формировать культуру общения на уроке, работы в группах постоянного состава.

Оборудование:

  1. учебник С.В. Иванова “Русский язык” 3 класс, 2 часть;
  2. карточки для исследовательской работы;
  3. сравнительная таблица имени существительного и местоимения;
  4. загадки на карточках;
  5. компьютер;
  6. проектор.

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент.

Сегодня каждый из вас переступил порог своей школы. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то может быть немного грустное. Давайте все вместе прочитаем стихотворение и поднимем себе и другу настроение!

Здравствуй мир! Это я,

А вокруг страна моя.

Солнце в небесах горит

И у ног земля лежит.

Здравствуй же, родная школа,

Здравствуй, дом мой самый лучший,

Здравствуй, край, родной могучий!

Здравствуй же, страна моя!

Здравствуй мир! Проснулся Я!

– Молодцы ребята. А теперь улыбнитесь друг другу и, заряженные хорошим настроением, приступим к работе.

Сегодня на уроке вы будете оценивать себя вместе со мной.

Баллы 1-5

Вид деятельности

оценка

что не получилось

Работа с предложениями в группе

Составление исследовательской карточки

Чистописание

Словарная работа

Работа по учебнику.

Устные ответы на вопросы

Оценка учителя

Средняя оценка

2.Чистописание.

Потренируемся в написании древних иероглифов, а писать мы будем под девизом: «Правильно пишу, красиво, чисто, аккуратно, грамотно».

яяМккЕппСллТууОввИддМххЕррНггИааЕ (доска)

-Вычеркните повторяющиеся буквы, что вы прочитали?

МЕСТОИМЕНИЕ

3.Стадия вызова

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Ваши предположения, что такое местоимение?

Краткие сведения о местоимении:

Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему это действительно загадка.

Думаю что, исследовав данную тему, мы узнаем ответ.

4. Стадия осмысления. Новый материал.

– Начнем наше исследование.

Докажем или опровергнем ваши утверждения. Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой.

Исследовательская карточка

  1. Местоимение –
  2. Употребляется вместо
  3. Местоимения отвечают на вопросы
  4. Не называют предмет, а
  5. Личные местоимения

Задание №1 (у каждой группы свое)

Прочитайте предложения. О ком идет речь в них? Какие из этих птиц живут у нас с вами? Как мы должны относиться к нашим меньшим друзьям? (бережно)

– Как вы считаете, удачно ли построены эти предложения в парах?

– Посоветуйтесь друг с другом и решите, что можно изменить в каждой паре предложений и запишите их.

1 группа – В нашем крае живет птичка – снегирь.

Снегирь – очень маленький.

2 группа ряд – Над озером кружит ласточка.

Ласточка любит лакомиться насекомыми.

3 группа – С берегов рек в небо поднялись журавли.

Журавли летят и громко курлычут.

– Проверка. Почему вы так решили?

  1. (слайд)

– Назовите, какие части речи встретились в ваших предложениях?

– Закончите фразы: Наши предложения состоят из …слов.

Каждое слово – это часть… речи.

Местоимение – слово, значит, оно является… частью речи.

– Какой напрашивается вывод?

Исследовательская карточка

  1. Местоимение – это часть речи
  2. Употребляется вместо
  3. Местоимения отвечают на вопросы
  4. Не называют предмет, а
  5. Личные местоимения

Запишем в исследовательскую карточку.

Задание №2

Текст на слайде и на карточках.

»Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена. »

Вопрос: Кто же это «он»?

Ответ: Куст, мальчик, конь.

Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете?

Ответ: Слово «он» не называет предмета

Далее следует продолжение текста:

«Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: «Какой замечательный лен!».

Далее учитель напоминает, что слово «местоимение» заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова «антонимиа», которое сложено из «анти» (вместо) и «онима» (имя). В старославянском языке слово «местоимение» образовано из слияния сочетаний слов «вместо» + «имени» с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное «в» отпало и получилось МЕСТОИМЕНИЕ.

Какой вывод? Стр. 141 правило

Местоимение — часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

Исследовательская карточка

  1. Местоимение – это часть речи
  2. Употребляется вместо
  3. Местоимения отвечают на вопросы
  4. Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
  5. Личные местоимения

ФИЗМИНУТКА

– Хлопнуть в ладоши, если услышите местоимения.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты –

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты –

Если мы сорвём цветы. /Т.Собакина/

Главная мысль стихотворения? (беречь природу)

Задание № 3

Стр. 141 упр.2 в учебнике.

(выполняют в группах) И разбирают правило к упражнению.

После того, как мы разобрали упражнение и правило, мы можем добавить в карточку что-нибудь?

Исследовательская карточка

А на какие вопросы будут отвечать местоимения заменяющие существительные и прилагательные?

Запишем в исследовательскую карточку.

Исследовательская карточка

Задание № 4.

Заполни таблицу.

лицо

Ед. число

Мн. число

1 лицо

2 лицо

3 лицо

Ответьте на мои вопросы.

-Что вы любите делать?

— Какое слово вы употребили, назвав себя? Запишите это слово в таблицу.

лицо

Ед. число

Мн. число

1 лицо

я

2 лицо

3 лицо

— Что мы изготовили на уроках труда?

— Какое слово в предложении указывает на нас? Запишите.

лицо

Ед. число

Мн. число

1 лицо

я

мы

2 лицо

3 лицо

— Составьте и запишите вопрос, адресуя его своему однокласснику.

-Какое слово указывает на лицо, к которому вы обратились.

лицо

Ед. число

Мн. число

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

3 лицо

— А если бы вы обратились ко мне с вопросом, то, какое слово использовали?

лицо

Ед. число

Мн. число

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

— Когда мы используем слово вы?

Прочитайте те слова, которые мы записали.

Продолжим.

Задание №5. Словарная работа.

Моя загадка-стихотворение –

Про местоимения…

Утром –

Так заведено –

Разомкнешь ресницы,

И к тебе идет ОНО

Розовой жар-птицей…

А стемнеет — ОН придет.

Тоненький, смущенный,

Он на цыпочках войдет долькою лимонной.

Срок прошел — плывет ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна…

— Кто же ОН, ОНО, ОНА? (Месяц, солнце и луна)

— Скажите, которая из этих отгадок является словарным словом?

В тетрадях в три столбика выпишите словарные слова, которые можно заменить местоимение он, она, они, чья группа больше (1 минута.)

С какими местоимениями мы сейчас работали?

Добавьте в карточку личные местоимения.

лицо

Ед. число

Мн. число

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он, она, оно

они

Прочитайте местоимения, которые мы нашли. Эти местоимения называют личными.

Все собравшиеся здесь местоимения употребляются вместо существительных и указывают на лицо. Местоимение Я- на лицо говорящего, Ты – на того, с кем говорят, ОН – на того, кто не участвует в разговоре, Мы Вы Они – соответственно о нескольких лицах.

— Если о лицах, тогда и назвали их личными.

Какие личные местоимения мы узнали?

Запишем в исследовательскую карточку

Исследовательская карточка

Задание № 6. Ситуация.

Ребята, недавно я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение — «Я, всё своё ношу с собой».

-Как вы понимаете это выражение?

-Почему именно его взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров?

(Древнегреческий мудрец Биант (6 век до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи. на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а свой интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум , не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.

-Обозначьте части речи в этом предложении.

(Из пяти слов четыре местоимения, а какой глубокий смысл) записать в тетрадь пословицу.

Стадия рефлексии

– Предлагаю обобщить наше исследование.

– Что узнали о местоимении?

– В чем загадка местоимения как части речи?

Выставите себе средний балл в оценочных листах.

– Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне, были настоящими исследователями. Поэтому достойны звания «Знаток местоименных наук». Вы себя оценивали, а проверив тетради, я вас оценю. Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ.

Домашнее задание (на выбор):

– Из словаря выписать от 5 до 10 слов и приписать к ним местоимения, их заменяющие.

– Составить текст-описание (4-5 предложений) про 9 мая, используя местоимения.

— учебник стр. 142 упр.4

Дополнительный материал.

ПРИЛОЖЕНИЯ

КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

КАРТОЧКА 1

1. Что называется местоимением? Приведи примеры.

Что такое местоимение?

Местоимение — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая ука­зы­ва­ет на пред­ме­ты, при­зна­ки, коли­че­ства, но не назы­ва­ет их кон­крет­но.

Чтобы узнать, что такое место­име­ние как часть речи в рус­ском язы­ке, обра­тим­ся к его мор­фо­ло­ги­че­ским при­зна­кам, посто­ян­ным и непо­сто­ян­ным.

Происхождение слова «местоимение»

Сначала выяс­ним, что зна­чит сам тер­мин — «место­име­ние». Это сло­во заим­ство­ва­но из ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка. В этом древ­нем язы­ке оно было созда­но по образ­цу гре­че­ско­го сло­ва «анто­ни­миа», кото­рое воз­ник­ло спо­со­бом сло­же­ния слов «анти», что зна­чит «вме­сто», и «они­ма», кото­рое пере­во­дит­ся как «имя». В ста­ро­сла­вян­ском язы­ке этот тер­мин был обра­зо­ван сли­я­ни­ем соче­та­ния слов «вме­сто име­ни» с помо­щью суф­фик­са -й-. А началь­ное «в» исчез­ло в резуль­та­те фоне­ти­че­ских про­цес­сов. Так появи­лось в рус­ском язы­ке сло­во «место­име­ние».

Местоимение — это самостоятельная часть речи

Местоимение зани­ма­ет осо­бое поло­же­ние в систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка. Другие части речи кон­крет­но назы­ва­ют пред­ме­ты, напри­мер имя суще­стви­тель­ное; обо­зна­ча­ют их при­зна­ки, как имя при­ла­га­тель­ное; коли­че­ство пред­ме­тов и поря­док их при сче­те, как чис­ли­тель­ное.

Местоимения отли­ча­ют­ся от зна­ме­на­тель­ных частей речи тем, что они не име­ют сво­е­го лек­си­че­ско­го, реаль­но­го, веще­ствен­но­го зна­че­ния, не назы­ва­ют и не обо­зна­ча­ют пред­ме­ты и их при­зна­ки, а при­об­ре­та­ют в речи зна­че­ние того сло­ва, на кото­рое ука­зы­ва­ют или вме­сто кото­ро­го упо­треб­ля­ют­ся.

Местоимение — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая ука­зы­ва­ет на пред­ме­ты и лица, при­зна­ки пред­ме­тов и коли­че­ства, но не назы­ва­ет их.

Почтовый голубь может лететь мно­го часов под­ряд. Он воз­вра­ща­ет­ся в свою голу­бят­ню из любо­го места.

В сме­шан­ных лесах живут мно­гие пти­цы. В наших лесах живет филин — одна из самых круп­ных сов мира.

Три яго­ды лежит на тарел­ке. Сколько ягод лежит на тарел­ке?

Местоимения обла­да­ют уни­каль­ной спо­соб­но­стью заме­щать сло­ва дру­гих частей речи. С этой точ­ки зре­ния раз­ли­ча­ют груп­пы слов:

Как и любая само­сто­я­тель­ная часть речи, место­име­ние обла­да­ет набо­ром опре­де­лен­ных мор­фо­ло­ги­че­ских при­зна­ков, одним из кото­рых ука­жем раз­ряд.

Разряды местоимений

Семантический раз­ряд явля­ет­ся посто­ян­ным мор­фо­ло­ги­че­ским при­зна­ком всех место­име­ний. По зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам выде­ля­ют сле­ду­ю­щие раз­ря­ды место­име­ний:

  • лич­ные
  • воз­врат­ное
  • при­тя­жа­тель­ные
  • вопро­си­тель­ные
  • отно­си­тель­ные
  • отри­ца­тель­ные
  • неопре­де­лен­ные
  • опре­де­ли­тель­ные
  • ука­за­тель­ные
Разряд Примеры Синтаксическая функ­ция
Личные я, ты, мы, вы, он, она, оно, они Я подо­шла к окну.
У меня зазво­нил теле­фон.
Возвратное себя Посмотри на себя в зер­ка­ло.
Кошки спо­соб­ны жить сами по себе.
Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой Твое мне­ние мне извест­но.
Его лицо ста­ло груст­ным.
Вопросительные кто? что? какой? каков?
кото­рый? чей? сколь­ко?
Кто сту­чит­ся в дверь?
У чье­го окна сидят голу­би?
Сколько яблок на сто­ле?
Относительные кто, что, какой, каков, кото­рый, чей, сколь­ко Не могу понять, что мог­ло их так задер­жать.
Вот дом, в сте­нах кото­ро­го про­шло мое дет­ство.
Отрицательные никто, ничто, неко­го,
нече­го, ника­кой,
ничей, нисколь­ко
Никто не отве­тил мне.
Некого теперь спро­сить об этом.
Никакой ошиб­ки тут нет.
Неопределенные некто, нечто, неко­то­рый,
кто-то, сколько-то,
что-либо, кое-кто,
какой-то, какой-либо,
кое-какой, чей-то, чей-нибудь
Кто-то пел пес­ню.
Чей-то голос послы­шал­ся во дво­ре.
Пометь чем-нибудь саже­нец.
Определительные сам, самый, каж­дый,
любой, вся­кий, целый,
иной, весь, дру­гой
Другой путь пред­сто­ит нам.
Завтра все пока­жет­ся иным.
Указательные этот, тот, такой,
таков, тот-то, такой-то,
столь­ко, столько-то
За тем домом кафе.
Столько радо­сти было в ее гла­зах!
Суть вопро­са тако­ва, что луч­ше решить его вме­сте.

У лич­ных место­име­ний посто­ян­ным мор­фо­ло­ги­че­ским при­зна­ком явля­ет­ся грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия лица.

Как изменяются местоимения

Местоимения обла­да­ют непо­сто­ян­ны­ми грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми паде­жа, рода и чис­ла.

Все место­име­ния изме­ня­ют­ся по паде­жам, кро­ме несколь­ких нескло­ня­е­мых слов, име­ю­щих застыв­шие фор­мы одно­го или двух паде­жей:

Указательные место­име­ния «таков» и вопро­си­тель­ное (отно­си­тель­ное) «каков» изме­ня­ют­ся толь­ко по родам и чис­лам:

  • таков вопрос , такова дей­стви­тель­ность, таково реше­ние, таковы ука­за­ния;
  • каков мастер, какова рабо­та, каково содер­жа­ние, каковы ито­ги;

Понаблюдаем, как скло­ня­ют­ся лич­ные место­име­ния, у кото­рых меня­ет­ся корень и воз­ни­ка­ют суп­пле­тив­ные фор­мы.

Единственное чис­ло Множественное чис­ло
И.п. я ты он, оно она мы вы они
Р.п. меня тебя его её нас вас их
Д.п. мне тебе ему ей нам вам им
В.п. меня тебя его её нас вас их
Т.п. мной
(мною)
тобой
(тобою)
им ею нами вами ими
П.п. обо мне о тебе о нём о ней о нас о вас о них

Посмотрим, как скло­ня­ют­ся местоимения-прилагательные, име­ю­щие непо­сто­ян­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки рода и чис­ла.

Местоимения-числительные изме­ня­ют­ся толь­ко по паде­жам.

Падежи Местоимения-числительные
И. п. ско́лько столь­ко
Р. п. ско́льких столь­ких
Д. п. ско́льким столь­ким
В. п. ско́лько столь­ко
Т. п. ско́лькими столь­ки­ми
П. п. о ско́льких о столь­ких

Синтаксическая роль местоимений

Синтаксическая роль место­име­ний в пред­ло­же­нии доволь­но раз­но­об­раз­на. Местоимения могут являть­ся любым чле­ном пред­ло­же­ния по той при­чине, что они заме­ща­ют сло­ва раз­ных частей речи. В зави­си­мо­сти от того, что они заме­ща­ют в речи, суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное или чис­ли­тель­ное, и какой член пред­ло­же­ния пояс­ня­ют, место­име­ния выпол­ня­ют син­так­си­че­скую роль

  • под­ле­жа­ще­го
  • имен­ной части ска­зу­е­мо­го
  • допол­не­ния
  • опре­де­ле­ния
  • обсто­я­тель­ства

Примеры

Что-то послы­ша­лось из-за две­ри дома: то ли шорох, то ли скрип.

Скажите, а вы кто?

Ситуация тако­ва, что нуж­но при­ни­мать ответ­ствен­ное реше­ние.

Их ответ был для нас неожи­дан­ным.

Сегодня у нас появи­лась пре­крас­ная воз­мож­ность пой­ти на выстав­ку.

На опуш­ке мы уви­де­ли столь­ко ело­чек, что, кажет­ся, ско­ро здесь будет дре­му­чий лес.

Несколько дней солн­це не выгля­ды­ва­ло из-за густой пеле­ны обла­ков.

Местоимения 1, 2, 3 лица. Употребление личных местоимений в речи. Правописание местоимений с предлогами

Теоретические знания о местоимениях

Перед вами несколько предложений. Попробуем объяснить, почему они получились непонятными, а иногда и смешными.

Рис. 1. (Источник)

Мы с сестрой ходили на ёлку. Она была очень нарядная, праздничная.

(Непонятно кто была нарядная, девочка или ёлка)

Как необходимо написать. Мы с сестрой ходили на ёлку. Ёлка была очень нарядная, праздничная.

Рис. 2. (Источник)

А вот ещё: Клоун подарил шарики ребятам. Они были круглые, вытянутые и длинные.

(Ребята были вытянутые и длинные).

Как необходимо написать. Клоун подарил шарики ребятам. Шарики были круглые, вытянутые и длинные.

Нас запутало местоимение.

Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

Разряды местоимений по значению

Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:

2. Возвратное: себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).

3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).

6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.

7. Относительные: те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).

8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.

Разряды местоимений

Разряды

местоимений

Местоимения

Как изменяются

Личные

местоимения

я, ты, он (она, оно), мы вы, они

По лицам, падежам местоимение 3-го лица он изменяется по родам

Вопросительные

местоимения

кто?, что?, какой?, чей?, сколько?, каков?

Изменяются по родам и числам. Местоимения кто?, что? не изменяются по родам и числам

Возвратные

местоимения

Себя

Оно не имеет именительного падежа, рода и числа

Относительные местоимения

кто, что, какой, который, чей, сколько, каков

Изменяются по падежам

Неопределенные

местоимения

некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь и др.

Неопределенные местоимения кроме некто, нечто, изменяются по падежам.

Также некоторые неопределенные местоимения изменяются по родам, падежам, числам

Отрицательные местоимения

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Изменяются по падежам. Местоимения некого и нечего не имеют именительного падежа

Притяжательные местоимения

мой, твой, свой, наш, ваш

Изменяются по родам, падежам, числам

Указательные местоимения

тот, этот, такой, таков, сколько

Местоимения тот, этот, такой, изменяются по родам, падежам, числам. Местоимение таков изменяется по родам и числам

Определительные местоимения

весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой

Изменяются по родам, падежам, числам

Личные местоимения

Личные местоимения имеют морфологический признак лица:

1 лицо: я, мы;

2 лицо: ты, вы;

3 лицо: он, она, оно, они.

У личных местоимений есть морфологический признак числа. Личные местоимения бывают единственного (я, ты, он, она, оно) и множественного (мы, вы, они) числа.

Все личные местоимения имеют постоянный признак рода.

Местоимения я и ты общего рода: я, ты пришел — я, ты пришл-а.

Местоимение он мужского рода: он пришел.

Местоимение она женского рода: она пришл-а.

Местоимение оно среднего рода: оно пришл-о.

Местоимения множественного числа мы, вы, они не охарактеризованы по роду. Можно говорить об одушевленности личных местоимений, поскольку В. п. у них совпадает с Р. п. (нет тебя — вижу тебя).

Все личные местоимения изменяются по падежам, т. е. склоняются. В косвенных падежах с предлогом к местоимениям 3 лица прибавляется н: у него, к ним, от нее. Прибавления не происходит при производных предлогах в течение, благодаря, согласно, вопреки и др.: благодаря ей, согласно ему.

Говорите правильно местоимение ИХ!

Их вещи

Их одежда

на их партах

Тренировочные упражнения

Исправим предложения.

1. У их на праздник было много гостей. (У них на празднике было много гостей)

(У кого?) у них – это местоимение 3-го лица множественного числа родительного падежа.

2. Я к ему приехал. (Я к нему приехал)

(К кому?) к нему – это местоимение 3-го лица единственного числа дательного падежа.

3. Я с ими хочу встретиться. (Я с ними хочу встретиться).

(С кем?) с ними – это местоимение 3-го лица множественного числа творительного падежа.

4. Я у её буду учиться. (Я у нее буду учиться.)

(У кого?) у неё – это местоимение 3-го лица единственного числа родительного падежа.

5.Мы сидим не на ихних стульях. (Мы сидим не на их стульях)

(На чьих?) на их – это местоимение 3-лица множественного числа.

Рис. 3. (Источник)

Мальчик – Я выучил.

Девочка – Я выучила.

Личные местоимения 1-го и 2-го лица не изменяются по родам.

Рис. 4.

Ты, Петя ,выучил урок, а ты, Маша?

«Да!- сказала Маша – » Я выучила!» » И я» -сказал Петя.

Рис. 5.

Мальчики, вы выучили уроки?

Девочки ,вы пойдёте в школу?

Мы –ответят про себя и мальчики и девочки.

Исправим предложение, указывая лицо, число, падеж, если возможно род местоимений.

1. Раз на перемене подошёл ко (я) товарищ.

Подошёл (к кому?) ко мне – это местоимение 1-го лица единственного числа дательного падежа.

2. Подарить (ты) обезьянку?

Подарить( кому?) тебе – это местоимение 2-го лица единственного числа дательного падежа.

3. (Она) Яшкой зовут.

Зовут (кого?) её – это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода родительного падежа.

4. Папа на (мы) с Яшкой сердится.

Сердится (на кого?) на нас – это местоимение 1-го лица множественного числа винительного падежа.

5. Пусть она пока у (ты) поживёт .

Поживёт (у кого?) у тебя – это местоимение 2-го лица единственного числа родительного падежа.

6. С (она) весело.

(С кем?) с ней – это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода дательного падежа.

7. Так у (я ) появилась обезьянка.

(У кого?) у меня – это местоимение 1-го лица единственного числа винительного падежа.

Список рекомендованной литературы

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Морфер (Источник).

2. Русская грамматика (Источник).

3. Русский язык в странах СНГ (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

1. Прочитайте стих Цветаевой. Найдите в тексте местоимения, определите их разряд.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Потому что лес — моя колыбель, и могила — лес, Оттого, что я на земле стою — лишь одной ногой, Оттого, что я о тебе спою — как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной, Ты будешь ничей жених, я — ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя — замолчи!

2. Прочитайте. Спишите. Подчеркните личные местоимения. В скобках напиши к ним падежные вопросы.

Третья часть Земли занята сушей. Остальное- вода! В ней живут самые разные морские животные. Среди них есть крошечные, с булавочную головку, и крупные, такие, как киты. В океанах живут акулы. Они тоже бывают разные. Есть акулы-карлики. А есть гигантские акулы. Весят они до 20 тонн.

3. Спишите предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.

1) Концерт пианиста … понравился. Его игра произвела на … прекрасное впечатление.

2) Я вчера весь вечер звонил …, но у … постоянно было занято.

3) Я учусь с Володей с первого курса. Я очень хорошо знаю … и давно

дружу с …

4) У меня есть младшая сестра. Вечером я хожу за … в детский сад.

4.* Напишите диалог на любую тему, используя как можно больше личных местоимений в разных падежных формах.

Русский язык 3 класс » Местоимение»

Тема: Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён существительных.

Тип: Закрепление изученного материала. Задачи:

· учить заменять повторяющиеся имена существительные в тексте

· учить редактировать текст

· развивать устную и письменную речь учащихся

Планируемые результаты:

Предметные:

· распознавать личные местоимения среди других частей речи;

· заменять повторяющиеся имена существительные в тексте;

· писать письмо другу

Метапредметные:

· понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

· выбирать действия для выполнения задачи;

· выделять критерии для проведения самооценки;

· вносить коррективы после проведения самооценки

Личностные:

· проявлять интерес к русскому языку;

· выслушивать и принимать разные мнения

ХОД УРОКА

I Орг.момент. Психологический настрой

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте дети, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

Я уверена, что ваши ожидания оправдаются, если вы будете внимательными, организованными

дружными. А ещё для работы нам потребуется запас хорошего настроения. Давайте улыбнёмся друг другу. Я уверена, что ваши улыбки принесут вам радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач. – Проверим, как вы готовы к уроку. –Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас какой? -Всё, что надо под рукой.

II Минутка чистописания

III Актуализация знаний.

Детям каждому на листочке даётся текст:

Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.

— Что это? (текст).

Докажите

Прочитайте вслух.

— О какой птице прочитали?

-Всё ли понравилось в тексте? (Нет. Слишком часто повторяется слово дятел)

— Какая часть речи слово дятел? (Существительное)

— Каким словом можно его заменить? (Он)

-Правильно, чтобы не повторять несколько раз существительные в тексте их заменяют местоимениями.

IV Самоопределение к деятельности

— Сегодня мы постараемся вспомнить о местоимении то, что изучали.

-Прочитайте предложения. (Медведь водится в лесу. Медведь хоть на кривых лапах, но быстро бегает.) — Как избежать повтора слов? — Словами какой части речи можно заменить повторяющиеся слова? -А к какой части речи относятся те слова, которые можно заменить личными местоимениями? Записать предложения . Подчеркнуть основу предложений. VПовторение изученного о местоимении.

Работа по слайдам.

VI Самостоятельная работа (по карточкам) (5 вариантов)

VII Физминутка для глаз

VIII Мотивация познавательной деятельности.

1. — Какими местоимениями вы пользуетесь, когда пишите письма?

Предлагаю прочитать письмо, которое пришло на адрес школы, объяснить, для чего пишут письма, что можно написать в ответ.

Здравствуйте! Пишут вам ровесники из далёкого северного города. Как и вы, мы учимся в 3-м классе любимой школы. В школе у нас интересно. Мы узнаём много нового на занятиях, а после уроков участвуем во всевозможных проектах, конкурсах, соревнованиях. Сейчас готовимся к литературному вечеру, который пройдёт в апреле. Нам очень интересно узнать о вашей жизни. Напишите о своей школе, о том , как вы учитесь, как отдыхаете. Желаем вам успехов. До свидания. Ваши хорошие знакомые.

2.Стр.98. Страничка для любознательных.

Д/з с.97 упр.168

3. 1 ученик у интерактивной доски (проверочная)

4.1 ученик у доски запись предложения . Вечером пошёл сильный2 дождь4. Дождь смыл всю дневную пыль3 с деревьев.

IX Рефлексия

Голосовая связь(тест)

· Что важного было сегодня на уроке?

Радости(зелёный)- было интересно, затруднений не испытывали

Грусти (красный)- мне было очень трудно.

Надежды(жёлтый)- мне было трудно, но интересно.

Урок русского языка в 3-м классе: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Цели и задачи:

  • Дать представление о местоимении как о части речи; познакомить учащихся с личными местоимениями единственного и множественного числа:
  • Развивать речь, восприятие, внимание, орфографическую зоркость, словарный запас учащихся.
  • Воспитывать познавательный интерес к русскому языку, бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • На партах у детей стоят конторки для работы стоя, поэтому один ученик сидит за партой и работает сидя, а другой рядом стоит и работает стоя. По команде учителя («Поменялись!») учащиеся меняются местами.
  • На боковой стене расположен офтальмотренажер «Цветик-семицветик» (с траекториями) <Рисунок 1>
  • На потолок нанесён офтальмотренажер «Восьмёрка» (с траекториями) <Рисунок 2>
  • На оконных стёклах закреплены снежинки и звёздочки для выполнения упражнений.
  • На стенде выставка фотографий цветов (с жёлтыми лепестками), редко встречающихся в природе.
  • На доске закрыт текст про одуванчик, а в ходе урока на неё вывешивается другая информация по теме урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать, смекать!

– Вспомните девиз наших последних уроков: Если есть желание, найдется и путь! Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно и найти путь к новому секрету русского языка.

II. Чистописание

– Начинаем урок с чистописания. Для этой работы нужно подготовить пальчики:

1. Пальчиковая гимнастика

2. Массаж кисти рук с помощью ручки

3. Пальчики «на лесенке»

а) Сегодня будем прописывать букву и ее элементы. Эта буква стоит первой в слове, с которым мы познакомились на уроке окружающего мира. Это слово означает науку о нашем общем доме; науку об охране и защите окружающей среды.
– Правильно (Экология)
– Буква состоит из правого полуовала.
– Повторяем за мной: э Э с С ээ ЭЭ сс СС
– Что напишите дальше? (По 3 элемента: эээ ЭЭЭ ссс ССС)

б) Какое словарное слово помогло отгадать букву? (Экология).
– Запишите это слово на новой строке:
экология,
– Ребята, вы уже знаете, как важен порядок на парте, в классе, в школе, в доме. Так и для нашей планеты очень нужен порядок. А вот для наведения порядка в окружающей среде и ее поддержания нужны хорошо подготовленные специалисты. Как называется профессия такого специалиста?
эколог,
– Что они защищают? (Природу). Запишите рядом это слово:
природа.
– Внимание! Какое из этих слов может быть лишнее? (Ответы детей).

в) Послушайте стихотворение. Запомните в нем первые три слова – мы запишем их в виде призыва:

Любите родную природу
Озера, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней,
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относиться добрей!

– Что значит “относиться добрей”?
– Кто запомнил первые 3 слова? Какое предложение запишем?
– Какой знак напишем на конце? (Любите родную природу!)

(Записывают под диктовку)

– Ручки положили, встали.

III. Физкультминутка

– Ручки положили. Встали и повернулись к “Цветику-семицветику” (офтальмотренажеру).

Работа по тренажеру <Рисунок 1>

– Назовите цветы желтого цвета.
– Я подготовила для вас подборку цветов, которые не часто или даже редко встречаются в природе. Познакомьтесь с ними (зачитываются названия). Запомните их название и если встретите их в природе – берегите!

Поменялись!

IV. Знакомство с новой темой (актуализация знаний)

– А сейчас отгадайте загадку про желтый цветок, который наоборот встречается в природе очень часто и собой украшает наш мир.

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелёк. (Одуванчик)

– Эту работу резаными нитками выполнила Ильзира. (На доске закрепляется изображение одуванчика , выполненное резаными нитками)
– Прочитайте на доске текст об этом цветке. (Он пока был закрыт)
– Если заметите что-то особенное, то поднимите руку. Текст на доске читает… (1 ученик)

Это одуванчик желтый сарафанчик.
Одуванчик один из первых весной зацветает. Одуванчика цветок в дождик и в холод распускается. Красуется одуванчик с месяц, а потом вместо яркого цветочка появляется пушистый шар.
Так и хочется дунуть!

– Что заметили? (Неоправданный повтор)
– Нужно отредактировать текст. Слушаю вас. (Подбор замены слов)
– Прочитайте отредактированный текст.

– К какой части речи относятся слова-заместители – он и его? Для этого вспомним известные нам части речи (ответы – определения частей речи).
– Эти слова относятся к глаголам? (нет ––> почему?)
– Это имена прилагательные? (нет ––> почему?)
– Это имена существительные? (нет ––> почему?)
– Значит это какая-то новая, неизвестная пока часть речи. Это для нас секрет, русского языка.
– Попробуем сделать открытие!
– Место какой части речи заняли эти слова?

– Так как же их назвали? (Местоимения)
– Это и есть новая тема нашего урока. (На доске закрепляется тема урока):

Местоимение. Понятие о местоимении

V. Физкультминутка

– Встали! (Движения по содержанию)

1. Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Потянулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел

2. Повернулись к тренажеру, поднимает глазки вверх. Работаем глазками. (Движение глазами по офтальмотренажеру, изображенному на потолке. <Рисунок 2> (Слова произносит учитель или учащиеся по очереди)

Вверх и вниз ведем мы взгляд,
Каждый это делать рад,
Право, лево отмечаем
На качелях взгляд качаем.
По красной дорожке
Пройдемся немножко
Тепло и уютно
На этой дорожке.
Как чистая речка
С водицей живой
Навстречу течет
Поток голубой
Мы глазки свои
В него окунем,
И медленно-медленно
В нем поплывем.
Отправимся в лес по зеленой тропинке,
Петляет тропинка в лесу без запинки.
Куда же тропинка нас заведет?
Об этом узнаем, продолжив урок!

(Дети занимают свои места)

Поменялись!
– Где в жизни встречали местоимения?
– Какие местоимения знаете?
– Давайте попробуем дать определение местоимению. (По ходу ответов детей вывешиваются слова-опоры)
Итак, местоимение – это…

Часть речи

(почему?) – это отдельная группа слов.

– Называет предметы? (нет) Он ––> стол, шкаф, ученик. Значит

не называет предметы

– Указывает на предметы? (да) Укажите ––> я, он, она…

только указывает на предметы

– Кто сможет сам дать определение местоимению? (По опорным словам)

Местоимение – это часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них.

– Вы настоящие исследователи тайн русского языка. Молодцы! Давайте хором прочитаем это определение. (Читают полное определение, закрепляемое на доске, вместо опорных слов)

VI. Закрепление темы урока (Работа в парах на листочках )

– Прочитайте предложения и вставьте подходящие по смыслу местоимения. Прочитайте предложения “по цепочке”. (8 пар предложений, в каждой паре одно местоимение и эти местоимения не повторяются, предложения взяты из упражнения 290 учебника)
– Выпишите только одно предложение с местоимением из пары номер 7 (под диктовку 1 ученика)

Пальчиковая гимнастика:

Две сороконожки бежали по дорожке,
Бежали, бежали, друг друга повстречали.
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали,
Что едва мы их разняли!

VII. Физкультминутка (Упражнения на укрепление глазных мышц)

– Встали!

1. Повернулись к окну. Смотрим на снежинку, на дальние дома, на звёздочку, на кончик носа, на снежинку…( и т.д. – на каждый объект по 10-15 секунд)
2. “Стреляем глазами”.Глазки вверх, вниз, влево, вправо (повторить движение 5-6 раз)
3. “Карандаш двоится”.(Отставить карандаш на расстояние вытянутой руки, медленно приближаем карандаш к носу .Как только изображение карандаша в глазах начинает двоиться – начинаем медленно удалять карандаш. Выполняется 5-6 раз)
4. “Колесо”. (Вращение глазами по кругу: 3 раза в левую сторону, 3 раза в правую сторону. Повторить упражнение 3-4 раза).
5 . Активная гимнастика:
Сколько раз хлопну – столько раз присесть,
Сколько раз стукну ручкой по столу – столько раз подпрыгнуть.
– Поменялись!
– Продолжаем работу.
– Прочитайте все 8 местоимений, которые заняли место имен существительных. Открою новый секрет русского языка: эти 8 местоимений называются личные местоимения. Запоминайте их!
– Отгадайте, какие из личных местоимений скрываются за этой схемой (схемы личных местоимений). <Рисунок 3>
– Назовите признаки имен существительных и прилагательных (род, числа, одушевление).
– Какого признака не может быть у местоимений? (Одушевление).
– А у местоимений есть особый признак ––> лицо.
– Послушайте диалог и постарайтесь заполнить в нем местоимение. (Учебник. стр. 196, упр. 292.)
– Кто был первым лицом в диалоге? (Тот кто звонил)

– На сколько предметов могут указывать оставшиеся местоимения? (На 2 и более (мн.ч.)
– Распределим оставшиеся местоимения по лицам.

– Мы с вами составили таблицу местоимений с делением по признакам лица и числа?

ед.ч. мн.ч.
1 лицо я мы
2 лицо ты вы
3 лицо он они

Вывод: Род бывает только у личных местоимений 3-го лица!

– Поменялись!

VIII. Закрепление

Стр. 198 упр. 293, 294 – устно, фронтально.

IX. Итоги урока

– С какой частью речи познакомились на уроке? (Местоимение).
– Дайте определение местоимению.
– С какой группой местоимений работали?(Личные).
– С какими признаками местоимений встретились? (Лицо, род, число).
– Назовите местоимения 1 лица (2 лица, 3 лица).
– Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. Чаще всего мы употребляем местоимения 3-го лица. Для чего существуют местоимения в речи? (Ответы детей).
– Они создают нам речевое удобство, так как экономят время. Они – как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре. А это мнение самого местоимения:

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!

– На уроке очень хорошо поработали…(имена учащихся, оценки за урок …)

X. Домашнее задание

Стр. 206 упр. 2, (выборочное списывание)

Использованная литература:

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *