«Методика обучения аппликации в возрастных группах детского сада» консультация по аппликации, лепке на тему

Консультация для воспитателей

тема: «Методика обучения аппликации в возрастных группах детского сада.»

Методика обучения аппликации в возрастных группах детского сада.

Аппликация (от лат. appllcatio — накладывать, прикладывать) — один из видов прикладного искусства, основанной на вырезании, наложении различных форм и прикреплении их на другом материале, принятом за фон.

Виды аппликация:

Аппликация из бумаги

  1. Предметная (состоит из отдельных изображений. Например: лист, ветка, дерево, гриб и т.д).
  2. Сюжетная (отображает совокупность действий, событий. Например: «Полет в космос»).
  3. Декоративная (включает в себя орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы).

Аппликация из ткани

Может быть предметной, декоративной и сюжетной.

Аппликация из природных материалов

засушенных растений, из целых форм растений

Обучение аппликации, как и обучение другим видам изобразительной деятельности, основано на развитии восприятий детей. Обогащение их представлений о формах, размерах, цвете, различных соотношениях предметов в окружающем мире поможет работе мысли и воображения во время занятий.

Рассмотрим специфические особенности применения разных приемов обучения на занятиях аппликацией в различных возрастных группах детского сада.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ.

Успешное проведение занятий во многом зависит от качества материала и порядка его преподнесения детям.

Фигуры для выкладывания –

  1. точные по форме
  2. яркие по цвету
  3. достаточно твёрдые, чтобы их края не рвались и не загибались
  4. Размер 4Х4 см., количество на каждого ребёнка 6-8 штук
  5. Фон для выкладывания (размер рассчитывают в зависимости от количества, величины и расположения фигур)

Порядок подготовки и раздачи детям материала для аппликации зависит от содержания и воспитательных задач

Фигуры для наклеивания –

  1. Бумага для наклеивания вырезанных фигур (фон) следует давать детям плотную, чтобы при высыхании клея она не коробилась
  2. Размер бумаги для фона определяется содержанием предстоящей работы
  3. Удачно подобранный фон усиливает выразительность работы
  4. При выполнении аппликации используют щетинные кисти и клеёнчатые салфетки. на которые кладут фигуры для наклеивания
  5. Для прижимания фигур к бумаге необходимы бумажные салфетки
  6. Подставка для кисти
  7. Со средней группы –ножницы (10-12 см. острые, с тупыми концами. Лезвия должны двигаться легко, хорошо резать бумагу, а не мять её
  8. Клей для аппликаций, всегда следует заготовлять незадолго до занятий
  9. Розетки для клея не должны быть высокими.
  10. Контейнеры для обрезанных частей

Вторая младшая группа.

Обучая детей этого возраста аппликации, воспитатель обращает основное внимание на освоение формы предметов или их частей, которые даются для наклеивания. Дети должны овладеть техникой наклеивания- и прежде всего приёмами намазывания деталей клеем.

  1. Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности.
  2. Учить предварительно, выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их.
  3. Учить аккуратно, пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
  4. Формировать навыки аккуратной работы.
  5. Вызывать у детей радость от полученного изображения.
  6. Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розетка и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету.
  7. Закреплять знание формы предметов и их цвета.
  8. Развивать чувство ритма.

в младшей группе, готовые формы для наклеивания раздают каждому ребенку после объяснения задания.

После того как объяснение педагога выслушано и формы для наклеивания розданы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Воспитатель проверяет правильность расположения элементов. Поэтому на первых занятиях в младшей группе клей ставят на столы только после проверки педагогом всех работ, непосредственно перед процессом наклеивания. Это позволит воспитателю следить за правильностью построения изображения и помочь детям в освоении техники наклеивания. В дальнейшем все оборудование, кроме цветных форм, можно подготавливать заранее.

В процессе показа образца в младшей группе воспитатель отчетливо называет цвет формы, если необходимо, обводит пальцем, подчеркивая ее особенности.

Поскольку в младшей группе основной задачей обучения является ознакомление детей с различными формами и приемами наклеивания, образец чаще всего показывают для точного повторения. Но следует приучать дошкольников и к самостоятельному решению некоторых задач на повторных занятиях. Например, после знакомства с формой круга и приемами наклеивания его на полоске можно предложить самим выбрать кружочки любого цвета для наклеивания бус.

Педагог также показывает последовательность выполнения аппликации: какую форму он берет, как кладет ее на бумагу, объясняет, на каком расстоянии от нее следует положить другую форму, и т. д. После раскладывания он показывает и объясняет процесс наклеивания, если дети еще не освоили его. Каждое свое действие воспитатель сопровождает объяснением.

Показ не проводится в тех случаях, когда детям понятен процесс раскладывания и наклеивания. Воспитатель, пользуясь образцом, объясняет задание и напоминает некоторые приемы работы. Детям, которым трудно выполнить задание, он показывает эти приемы индивидуально.

В средней группе

  1. Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
  2. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.
  3. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой линии (с начала коротких, а затем длинных полос).
  4. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.).
  5. Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем округления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.
  6. Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм.
  7. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т. д.).
  8. Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.
  9. Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой
  10. Поощрять проявление активности и творчества.

дошкольники составляют аппликации, пользуясь как готовыми формами, так и самостоятельно вырезанными.

Усложнение программных требований вызывает необходимость более детального изучения изображаемых предметов. Кроме общей формы и цвета, внимание детей привлекает размер и количество частей. Так, в процессе анализа натуры — неваляшки — дошкольники отмечают, что эта форма состоит из шаров — большого, среднего и двух маленьких. В соответствии с этим дети и подбирают необходимые для выполнения аппликации круги разных размеров из находящихся на общем подносе.

Для проверки знаний детей используют формы для выбора разных цветов, чтобы дошкольники могли найти нужный. Иногда можно предложить ребятам самостоятельно продумать и подобрать цвет неваляшки.

При более сложных заданиях в средней группе материал раздают индивидуально каждому. Например, при наклеивании дома дают набор цветной бумаги соответствующих размеров для стен, крыши, окон.

В средней группе рассматривание натуры не всегда сопровождают показом образцов. Так, при выполнении аппликации неваляшки бывает достаточно анализа самой игрушки. Бумажная форма круга легко ассоциируется детьми этого возраста с воспринимаемыми формами шара.

При анализе образца воспитатель вопросами привлекает их внимание к рассматриванию: из каких форм состоит предмет? Как он называется? Какого он цвета? Самостоятельно определить пространственное расположение форм в узоре или частей в предмете они не могут, поэтому воспитатель разъясняет им, показывает, в какой последовательности следует наклеивать формы.

В средней группе нередко используют частичный показ приемов выполнения задания. Например, при вырезывании и наклеивании дома новым для детей является умение срезать уголки у полоски, изображающей крышу. Педагог, разобрав образец, показывает только, как следует вырезывать крышу. Остальные детали дети выполняют по образцу.

Показ всего процесса изображения проводят в случае особо сложных изображений (например, при наклеивании грузовика из отдельных частей).

Во всех случаях, когда приемы работы знакомы детям, воспитатель дает или частичный показ или только объясняет задание, предоставляя возможность самостоятельно выбрать приемы изображения.

Особого внимания в этой группе требует обучение правильному пользованию ножницами. Это первый сложный инструмент, который попадает в руки детей. Воспитатель несколько раз показывает, в каком положении должны находиться пальцы правой руки, держащей ножницы, и левой, в которой находится бумага; как следует двигать рычагами ножниц, чтобы бумага резалась, а не мялась. Чтобы облегчить первые попытки, детям дают бумагу в виде узких полосок (шириной 3—4 см), которая разрезается двумя движениями ножниц.

Первые упражнения с ножницами лучше проводить с подгруппой ребят в 8—10 человек, чтобы можно было легко проследить за действиями каждого ребенка и вовремя помочь.

В конце занятия воспитатель вместе с детьми анализирует, правильно ли выполнена аппликация (похожа на предмет или нет), аккуратно ли наклеены формы (чистый фон, не видно следов клея). Дети всегда принимают активное участие в обсуждении работ. Педагог обобщает оценки детей, подводит итоги занятия, привлекая внимание к удачным работам.

Старшая группа.

В первом квартале, закрепляют навыки и умения, полученные в средней группе.

Во втором квартале – освоение быстрых способов вырезывания (вырезывание двух одинаковых фигур). Симметричное вырезывание. Необходимо обратить внимание детей на то,

что лист бумаги надо держать за место сгиба.

В третьем квартале продолжаем выполнять работы с натур.

Наряду с предметной аппликацией –важно поддерживать у детей интерес к декоративным работам.

Аппликация.

  1. Закреплять умение создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат — в два–четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
  2. Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.).
  3. С целью создания выразительного образа учить приему обрывания.
  4. Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.
  5. Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни — овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения.

Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе и др.

Если детям дают задание изобразить уже знакомый предмет с некоторыми деталями, то образец может быть заменен натурой или картинкой (например, изобразить не просто дом, а сказочный домик или дом, украшенный к празднику).

В старшей, а затем и в подготовительной группах рекомендуют чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. Это воспитывает у дошкольников творческую инициативу в выполнении задания. Например, дети знакомятся с приемом вырезывания двух половинок костюма Петрушки из двух сложенных вместе листков бумаги. Педагог показывает только приемы вырезывания одежды, а рассматривая образцы, дети отмечают, что одежда Петрушки может быть разных цветов, формы, в руках у него разные предметы. В декоративных работах при составлении узоров из одних и тех же элементов используют бумагу в форме круга, квадрата, полосы и т. д.

Как правило, новые приемы старшие дошкольники осваивают по показу воспитателя.

Наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Как уже отмечалось, освоение этого приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения расчленить предмет на две половины и вырезывать.

И.Л. Гусарова рекомендует при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Нередко ребенок не может себе представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.

В старшей группе некоторые аппликационные работы (например, «Аквариум с рыбками», «Цветы на лугу», «Дома и машины на улице») выполняются детьми коллективно. Каждый ребенок выполняет какую-то определенную часть композиции. Все части впоследствии объединяются на общем фоне.

Распределение работы между детьми воспитатель делает в соответствии с их желаниями.

Для выполнения некоторых заданий («Рыбки в аквариуме», «Птички на дереве») дошкольники объединяются в подгруппы по 4—5 человек. Фризовые композиции («Дома и машины на улице», «Лодки на реке») выполняют всей группой.

Подготовительная группа.

Главная задача: развивать наблюдательность детей и на основе этого учить их правильной передаче формы, цвета и строения предмета.

Первая половина года: пользуясь приёмами, усвоенными на занятиях в старшей группе, дети вырезают из развёрнутого листа силуэты предметов несложной формы- овощи, фрукты, а также предметы, состоящие из нескольких частей-грибы, ветки с плодами или осенними листьями, вазы с букетами, различные машины

Вторая половина года: продолжают осваивать предметы симметричного вырезывания. Расширяется тематика детских работ: изображение человека, деревьев. здания разных конструкций, ракеты, самолёты. Вводится силуэтное вырезывание целого изображения

Аппликация.

  1. Продолжать учить создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции (учить красиво, располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов).
  2. Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по замыслу детей и по мотивам народного искусства.
  3. Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой.
  4. При создании образов поощрять применение разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая их клеем полностью или частично, создавая иллюзию передачи объема);
  5. учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки.
  6. Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции.
  7. Поощрять проявления творчества.

Новым в программном материале в этой группе является силуэтное вырезывание. В связи с этим меняется характер использования различных приемов обучения.

При анализе натуры воспитатель обращает внимание детей на особенности контура предмета, обводя его пальцем. Можно предложить то же самое сделать детям. Обведение контура следует начинать с той части предмета, с которой затем начнется вырезывание.

Несложные предметы (овощи, фрукты) дети вырезывали уже в старшей группе. В подготовительной к школе группе предусмотрено выполнение аппликаций из предметов, контур которых включает какие-либо детали (плавники у рыбок, иглы у ежа и т. п.).

Поскольку дошкольникам трудно одновременно сосредоточить внимание на создании общего контура и вырезывании мелких деталей, следует показать им способ, который состоит из двух этапов: сначала из заранее подготовленного куска бумаги соответствующих размеров вырезывают обобщенную форму, а затем по краю этой формы вырезывают детали (иглы и ножки ежа, плавник и хвост у рыбы).

В некоторых случаях силуэтное вырезывание проводят по заранее нарисованному контуру. Это требуется в тех случаях, когда форма настолько точно определена, что должна быть изображена без изменений. Иногда вырезывание по готовому контуру применяют при создании сложных растительных элементов для декоративного узора. Дети подготовительной группы знакомятся с более сложными приемами вырезывания из сложенной бумаги. Вначале закрепляются умения, полученные ими в старшей группе при вырезывании форм из бумаги, сложенной вдвое. В качестве заданий предлагают более сложные симметричные формы — елку, животных, людей. При подготовке формы елки для аппликации следует показать, как сохранить ее конусообразное строение: согнутый пополам прямоугольник разрезают по диагонали, а затем у полученного треугольника, также согнутого пополам, по краю вырезывают ветки. Более сложный прием вырезывания — из бумаги, сложенной в несколько раз, применяют при выполнении салфеточек, снежинок, цветов. Воспитатель показывает, как следует сложить бумажный листок в форме квадрата несколько раз (3—4), как вырезывать в зависимости от контура создаваемого предмета одну или несколько частей, расположенных вокруг центра (угол сложенного квадрата). При развертывании вырезанная деталь повторится 6—8 раз. В дальнейшем дошкольники смогут использовать этот прием самостоятельно при декоративных работах.

Образец в этой группе используют не для копирования, а для выяснения поставленной задачи. Поэтому он может не давать законченное изображение, а иметь вид схемы. Например, при выполнении декоративной аппликации на образце отмечают условными знаками места расположения элементов узора. Дети, пользуясь такой схемой, составляют узор, подбирая элементы по своему желанию.

Выполнение сюжетных аппликаций Когда все формы вырезаны и распределены на листе, ребята решают, в какой последовательности следует их наклеивать. Совместно дети прикрепляют формы к бумаге: одни намазывают их клеем, другие помещают на место, третьи прижимают тряпочкой и т. д

Во всех возрастных группах детского сада проводятся занятия аппликацией по замыслу самих детей. В младшей и средней группах детям даются только готовые формы, которые сначала подбираются ими в соответствии с задуманным содержанием, а затем наклеиваются. В старших группах ребята самостоятельно вырезывают формы с учетом замысла и наклеивают их. Дети 6—7 лет могут предварительно сделать эскиз будущей работы (нарисовать несложный сюжет простым карандашом), подготовить соответственно эскизу детали для аппликации.

Способы вырезывания из бумаги. Основные приемы вырезывания

Приемы вырезывания можно расположить в определенной системе по трудности их применения: вырезывание правильных геометрических форм, вырезывание из бумаги, сложенной вдвое, вырезывание из бумаги, сложенной в несколько раз, вырезывание из бумаги, сложенной «гармошкой», вырезывание по частям, силуэтное вырезывание, вырезывание по кон- гуру, обрывание краев бумаги.

Вырезывание правильных геометрических форм. Геометрические формы используются в основном в декоративных работах, причем важно, чтобы все они сочетались друг с другом по размерам. Так, прямоугольник должен соответствовать или двум квадратам или половине большого квадрата; треугольник – квадрату, разделенному по диагонали; сторона ромба должна быть равна стороне квадрата и т.д. Такое соответствие на­до соблюдать и тогда, когда используются одинаковые формы, но в разных размерах: большой квадрат должен включать в себя четыре маленьких и т. д.

Округлые формы получаются из прямоугольных путем закругления уг­лов. При этом также должны сохраняться их размеры, например, диа­метр круга должен быть равен стороне квадрата, из которого вырезывает­ся круг.

Вырезывание из бумаги, сложенной вдвое. Этот прием применяется при вырезывании предметов симметричной формы: листьев, цветов, посуды (кувшины, вазы и др.). При вырезывании фигур сложной формы этим же способом надо выбрать такое положение, при котором части будут расположены симметрично. Для фигуры человека это положение фас, для животного — спереди или сзади, бабочки, стрекозы – с распростертыми крыльями. Ис­пользуя данный прием, необходимо соблюдать правильные пропорцио­нальные соотношения по ширине предмета, так как, вырезывая из бумаги, надо представить только половину предмета.

Вырезывание из бумаги, сложенной в несколько раз. Этот прием дает возможность вырезывать формы некоторых предметов, имеющих также симметричную форму, но более сложную: все части расположены вокруг центра (салфетка, снежинка, ромашка; василек, лютик и др.).

Квадратный лист бумаги складывается по диагонали в три-четыре ра­за (в зависимости от того, какой предмет вырезывается). Следует пом­нить, что часть, приходящуюся на сгибе, надо вырезывать вдвое уже, чтобы она соответствовала другим таким же по форме частям, вырезы­ваемым без сгиба (вырезыванием ромашки, василька).

Существует специальный прием складывания бумаги для вырезыва­ния предметов, имеющих пять частей, — звезда, лютик, полевая гвоздика. Этот прием следует освоить по чертежу.

Вырезывание из бумаги, сложенной гармошкой. Этот прием исполь­зуется, когда надо сделать несколько одинаковых форм и для вырезывания гирлянд. При выполнении одинаковых форм бумага складывается по ширине так, чтобы согнутая часть соответствовала по ширине половине вырезываемой формы; сгибов должно быть столько, сколько требуется форм. Вырезывают так же, как из бумаги, сложенной вдвое. При выпол­нении гирлянд надо помнить, что формы должны остаться соединенными между собой. Поэтому на местах сгибов и с одной и с другой стороны должны остаться неразрезанные места – перемычки, соединяющие всю гирлянду в единое целое. На сгибах с одной или с двух сторон вырезы­вают изображения половины предмета.

При вырезывании только с одной сто­роны сгиба получается фриз с повторением одной формы, если на сгибах разные формы, в гирлянде получится их чередо­вание.

Вырезывание по частям. Для вырезы­вания предметов сложной конструкции или для получения частей разного цвета применяется вырезывание каждой части отдельно. Здесь важно предусмотреть раз­меры бумаги для каждой части, чтобы сохранить правильные пропорциональные соотношения. Вырезывается каждая часть соответственно своей форме или сложен­ной бумаги, или другим приемом.

Силуэтное вырезывание. Силуэты пред­метов несимметричной формы могут быть вырезаны на глаз, без заранее нарисован­ного контура. Для удобства вырезывание проводится в два этапа. Сначала выпол­няется обобщенная форма больших размеров, чем требуется, а затем по краю ее вырезываются все детали, присущие данному предмету, — иголки у ежа, плавники у рыбки и т. п. По мере овладения этими приемами можно вырезывать всю форму сразу.

Вырезывание по контуру. Этот прием применяется в тех случаях, когда форма предмета должна быть точной, без каких-либо изменений (напри­мер, пятиконечная звезда как эмблема), или чрезмерно затейливый орна­мент при выполнении декоративных работ (завитки, сложные листочки и др.), особо сложные положения людей, животных.

Обрывание краев бумаги. Этим приемом легко передать особенности поверхности некоторых предметов (пушистый мех, снег, облака, пенистые гребни волн и т.п.). Форма здесь создается, как и при вырезывании, на глаз или по контуру.

Методика проведения аппликации консультация (средняя группа) на тему

Методика проведения аппликации в средней группе

Занятия по аппликации с детьми пятого года жизни проводятся 1 раз в две недели, что составляет 19 занятий в год.
Основное внимание при прохождении программного материала должно быть направлено на постепенное овладение детьми техникой работы ножницами. Однако овладение приемами вырезывания не должно стать самоцелью: умение вырезывать нужно для того, чтобы изобразить задуманное. Воспитатель направляет внимание детей на изобразительные стороны аппликаций. В этой группе детей обучают предметной, декоративной и сюжетной аппликации, соблюдая принцип постепенного усложнения — от простых изображений к более сложным, с большим количеством деталей и форм.
Технические приемы работы ножницами дети осваивают постепенно. Овладение тем или иным приемом вырезывания — процесс длительный, требующий неоднократных повторений, упражнений, но они должны быть для детей интересными и доступными.
В начале учебного года, после лета, нужно вспомнить усвоенные ранее приемы работы. Поэтому одно из первых занятий можно проводить на основе использования готовых форм. Затем вводятся ножницы. Поскольку внимание детей сосредоточено на том, как правильно держать их и как ими пользоваться, то качество работы становится хуже, чем в предыдущей группе, где дети получали готовые формы. Дети не сразу усваивают приемы правильного пользования ножницами, потому важно обучать их умению резать по прямой линии узкие, а затем более широкие полосы бумаги, получая ровный разрез.
Каждое занятие должно звучать для детей иначе, чем предыдущее. На одном из первых занятий дети делают билеты и чеки для игры в «магазин». Связь с игрой повышает интерес к работе. Чтобы избежать однообразия и монотонности в последующих занятиях, когда дети режут бумагу по прямой линии, можно использовать в отдельных случаях готовые формы и силуэты. Простые предметные изображения, составленные из нарезанных детьми полосок и дополненные силуэтами, помогают создать образ, иногда небольшой сюжет. Например, такие популярные темы, как лесенка, забор, скамеечка, ворота, можно сделать более интересными, если дать для выполнения аппликации готовые силуэты. Тогда по лесенке будет карабкаться мишка, на скамеечке сидеть кошка, на заборе кукарекать петушок, А под воротами проезжать машинка. Из полосок можно сделать тележку для любой игрушки, построить кукольную мебель, домик, сделать елочку, снежинку. После одного-двух таких занятий, одинаковых по своему программному содержанию, но разных по образности и выразительности, можно провести занятие на развитие творческой активности детей: предложить из нарезанных детьми цветных полосок создать различные предметные изображения, узоры, композиции (цветы, звезды, флажки и др.).
На последующих занятиях детей нужно обучать делать косые срезы у прямоугольников, разрезать квадраты по диагонали (с уголка на уголок), получая трапеции и треугольники. Дети могут аппликационно изобразить дом с крышей и окнами, лодку с парусом, чашку с блюдцем, флажок с вырезом. Квадратами и треугольниками они украшают полосу — шарфик, полотенце, квадрат — ковер, салфетка, открытка; круг — тарелочка. Для выполнения декоративных работ детям предлагаются небольшие готовые круги, овалы, силуэты цветов, листьев.
Наиболее трудным является обучение детей приемам вырезывания округлых форм — кругов и овалов. Отбирая предметные изображения, нужно учитывать посильность объема работы. Дети могут вырезать снеговика, неваляшку, фрукты, самолет, пирамидку, забавную игрушку.
В течение учебного года следует иногда предлагать детям несложные сюжетные композиции: колобок катится по лесной дорожке, снеговик на горке, цыплята на лужайке, грибы в траве.
На занятиях дети работают не только индивидуально, но и коллективно: они могут сделать большой аппликационный ковер, витрину магазина с разными овощами и фруктами, изобразить самолеты в воздухе.
Кроме того, в средней группе детям предоставляется возможность выполнять аппликации по своему желанию: сделать открытку для мамы, вырезать любимую игрушку, украсить несложным узором готовый силуэт (фартучек, варежку, шапочку), просто вырезать и наклеить, кто что хочет. Главное внимание в средней группе нужно уделить уточнению представлений детей о предметах. Этому служит обследование с включением движения руки по контуру предмета, использование различных дидактических игр, рассматривание картинок, иллюстраций, открыток, а также наблюдения окружающей действительности.
Методы обучения, применяемые на занятиях, тесно связаны не только с темой, программным содержанием, но и с тем, что и как детьми усвоено ранее.
Одним из ведущих методов обучения на занятии является информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ предмета, который предстоит изобразить. Воспитатель активизирует детей, давая возможность им самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения. Составляя предметное изображение из отдельных частей, дети учатся вырезывать форму. Передавать строение предмета, сохраняя при этом величинные соотношения. (Из большой бумажной заготовки, вырезают большую часть, из меньшей — маленькую).

Когда дети выполняют на занятиях декоративные работы или однотипные предметные изображения и нужно показать варианты конструкций, цветового решения, различного расположения, целесообразно использование вариантных образцов, например, можно показать, какие разные предметные изображения могут получиться из различных по цвету, величине и расположению элементов: елочные бусы, забавная игрушка, погремушка. Или дети увидят, как одними и теми же элементами можно по-разному украсить какой-нибудь предмет (например, квадратная салфетка украшена узором из кругов и треугольников по всему краю или по углам и в середине).
В средней группе впервые вводится вырезывание. Поэтому основное внимание направлено на освоение техники работы ножницами, используется показ приемов вырезывания (информационно-рецептивный метод). На первых занятиях воспитатель показывает, как нужно правильно держать ножницы: большой и средний пальцы правой руки вставляют в кольца ножниц, указательный палец поддерживает их снизу, концы лезвий направлены от себя, вперед. Демонстрируя приемы разрезания бумаги, воспитатель должен показать, что сначала нужно раскрыть лезвия, левой рукой вложить узкую полосу бумаги, нажать на кольца ножниц — и получится полосочка, прямоугольник. При разрезании широких полос бумаги необходимо показать приемы продвижения ножниц вперед: развести лезвия, продвинуть их по бумаге — ножницы «шагают». В провесе обучения детей приемам вырезывания округлых форм следует направить их внимание на то, что у квадрата, прямоугольника нужно срезать только самый уголок (чтобы он отпал), слегка поворачивая бумагу в руке. Этот прием — один из самых трудных для детей, поэтому, сначала нужно давать для упражнений простую бумагу, а уже потом цветную. Когда требуется применение уже знакомых приемов вырезывания той или иной формы, целесообразно вызывать отдельных детей, которые могут показать всем способ вырезывания. Это повышает заинтересованность детей, чувство ответственности за качество работы.

Все показываемые действия воспитатель должен сопровождать четкими словесными пояснениями, указаниями, иногда прибегая к образным сравнениям: «Начну вырезывать овал с серединки маленькой стороны прямоугольника, буду плавно закруглять уголок до середины большой его стороны, так, чтобы уголок отпал…» Но более эффективным является использование вопроса о том, из какой бумажной заготовки и как можно вырезать овал. Подумав, дети отвечают, что эту форму нужно вырезать из прямоугольника, обрезав углы. Воспитатель уточняет, что уголки срезают, закругляя их.
Дети должны понять, что овладение техникой вырезывания — залог успеха получения интересных и разнообразных аппликационных изображений. Способы составления наиболее трудных изображений можно демонстрировать на фланелеграфе и на доске при помощи легкого смазывания форм. При этом следует развивать у детей способность активно мыслить, находить правильное решение, опираясь на прежний опыт.
В ряде случаев эффективным оказывается репродуктивный метод — упражнение в том или ином способе. Например, после показа педагога можно предложить всем детям правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть, закрыть лезвия. Воспитатель следит, как дети держат ножницы, как их раскрывают, у кого возникли трудности. Иногда можно предлагать сначала «нарисовать» пальцем на бумаге линию, по которой будут резать ножницами. Это помогает осмысленно подходить к приемам вырезывания.

В процессе занятия разнообразные методы и приемы применяются в единстве и взаимосвязи. Возрастает роль слова воспитателя, который, опираясь на знания детей, их умения и навыки, объясняет задание, не прибегая к наглядным действиям. Необходимо чаще ставить перед детьми вопросы о том, как выполнить аппликацию, из какой бумажной заготовки вырезать ту или иную форму и какими приемами. Для передачи образности, выразительности в работе хорошо использовать художественное слово (загадки, стихи, поговорки и т.д.). При создании аппликаций вариативного характера нужно использовать советы, которые бы стимулировали активность и самостоятельность детей. Так как работа с ножницами сложная, большая роль должна отводиться индивидуальному обучению. Но, работая с одним ребенком, нужно постоянно видеть всю группу (показывая ребенку, способы вырезывания, следует использовать простую бумагу, предназначенную для упражнений). Воспитатель напоминает детям порядок работы, обращает внимание на качество вырезывания и наклеивания, отрабатывает с отдельными детьми плохо усвоенное, побуждает добиваться большей изобразительности и выразительности в аппликации.
Анализировать детские работы нужно при самом активном участии детей. Воспитатель должен ставить вопросы детям так, чтобы они могли назвать причины неудач, плохого качества, ошибок. Например, дети рассматривают свои аппликации на тему «Колобок катится по лесной дорожке». Воспитатель отмечает, что не все колобки получились круглыми, и спрашивает почему. Отвечая, дети еще раз уточняют способы вырезывания круглой формы. Важно обращать внимание и на выразительность образа: спросить, у кого колобок веселый, добрый или грустный и как это получилось (например, дети замечают, что у веселого колобка большой рот, а глаза маленькие, поэтому кажется, что он смеется).
«Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию», под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1979 г.

Методика проведения аппликации методическая разработка (старшая группа)

Специфика организации и методика проведения занятий по аппликации.

Изобразительная деятельность очень важна в эстетическом воспитании ребёнка. Занятия изобразительной деятельностью дают возможность ребёнку познавать прекрасное, развивать эмоциональное отношение к действительности.

Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей малыша, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственно к себе. Художественное творчество считается составной частью эстетического воспитания, а, следовательно, и неотъемлемым средством развития личности ребенка.

Творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте, и развитие их происходит при овладении средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выгодского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.

В детском саду аппликация, как вид изобразительной деятельности имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, её психических и эстетических возможностей.

Занятия аппликацией способствуют развитию художественного вкуса, развитию художественно-графических умений и навыков, развивает пространственное восприятие, точные движения руки и мелкую моторику пальцев.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают.

Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, т.к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей. Ребёнок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Обучения аппликации имеют следующие основные задачи:

— различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);

— знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;

— знать величины и количество: большие, маленькие формы;

— одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;

— развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм;

— строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;

— составлять изображение предмета из отдельных частей;

— располагать предметы в сюжетной аппликации.

Усвоение основных приемов вырезывания:

а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз;

б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой;

в) вырезывание несимметричных форм — силуэтное и из отдельных частей; г) вырезывание по контуру;

д) создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.

Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).

Обучение аппликации, как и обучение, другим видам изобразительной деятельности, основано на развитии восприятий детей. Обогащение их представлений о формах, размерах, цвете, различных соотношениях предметов в окружающем мире поможет работе мысли и воображения во время занятий.

Для наклеивания предметов в младшей группе нужно подготовить силуэтные изображения или части предмета.

Для занятий в средней, а иногда и в старшей группе бумагу заранее режут на куски определенного размера в соответствии с заданием. Например, для наклеивания домика дают готовый кусок бумаги, изображающий стены; из полоски другого цвета дети вырезывают крышу и т. д. Такая заготовка поможет детям сохранить форму, правильно передать размеры и пропорции частей домика.

Для старших дошкольников используются формы разнообразных цветов и оттенков, так как в этих группах проводится в основном декоративное наклеивание из геометрических форм по замыслу детей, и им необходимо предоставить богатый выбор материала. Проявлению самостоятельности и творчества в работе способствует применение форм разных цветов. Дети могут, если позволяет задание, выбрать цвет по своему желанию. Особенно важное значение приобретает подбор разнообразных цветных форм и бумаги на занятиях, целью которых является самостоятельное составление красивых цветовых сочетаний.

При вырезывании предметов целесообразно на каждого ребенка заранее заготовить набор нужной бумаги. Для детей подготовительной группы весь материал может лежать в одном месте. Во всех случаях, как при наклеивании готовых форм, так и при вырезывании, следует иметь большее количество материала, чем это необходимо для выполнения задания.

Малышам раздают кисти для клея, в старших группах иногда используют и волосяные кисти для намазывания мелких деталей. Ножницы должны быть небольшого размера, с закругленными концами и свободно двигающимися рычагами, чтобы они легко поддавались движению пальцев ребенка. От этого будет зависеть правильность создаваемой формы.

Подносы и плоские коробки для готовых форм, бумаги, обрезков ставят в таком количестве, чтобы детям было удобно ими пользоваться.

Клеенку для намазывания форм клеем, тряпочку и подставку для кисти дают каждому ребенку.

Такое обширное оборудование должно быть расставлено так, чтобы столы во время работы не были загромождены. К началу занятия на них выставляют только тот материал, который понадобится вначале; затем по мере необходимости добавляют новые принадлежности, а ненужные убирают.

Обстановка на столах должна до конца занятия оставаться аккуратной и эстетичной. Таким образом, процесс выполнения аппликации требует довольно большого количества материалов и инструментов, которые должны быть заранее подготовлены.

Рассмотрим специфические особенности применения разных приемов обучения на занятиях аппликацией

Вторая младшая группа.

Для детей младшего возраста большое значение имеет материал для работы и организация процесса обучения. Материал для выполнения аппликации бывает настолько ярок, что нередко может отвлекать внимание детей от объяснений воспитателя. Поэтому в младшей группе, особенно первое время, готовые формы для наклеивания раздают каждому ребенку после объяснения задания. После того как объяснение педагога выслушано и формы для наклеивания розданы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Воспитатель проверяет правильность расположения элементов. В процессе показа образца в младшей группе воспитатель отчетливо называет цвет формы, если необходимо, обводит пальцем, подчеркивая ее особенности.

Поскольку в младшей группе основной задачей обучения является ознакомление детей с различными формами и приемами наклеивания, образец чаще всего показывают для точного повторения. Но следует приучать дошкольников и к самостоятельному решению некоторых задач на повторных занятиях.

На занятиях по аппликации дети учатся называть, раскладывать и наклеивать в определенном порядке вырезанные воспитателем бумажные фигуры (круги и овалы). Чтобы работа доставляла детям удовольствие и оказывала положительное воздействие на их развитие, надо продумывать занимательную форму выполнения. При выборе содержания аппликацией для младших дошкольников следует исходить из особенностей развития их мышления, учитывать его конкретно-образный характер.

Например, для ребенка круг ассоциируется с шарами, яблоками, арбузами, апельсинами. На занятиях по аппликации малыши постепенно должны научиться правильно, использовать пространство листа бумаги. Первоначально они наклеивают фигуры по всему листу без видимого порядка.

Задания формулируются примерно так: «Яблоки рассыпались», «Помидоры и огурцы в банке».

Такая постановка задачи позволяет детям свободно перемещать фигуры на фоне и тем самым осваивать его пространство. В дальнейшем дети учатся раскладывать и наклеивать круглые формы объединяя их вместе в определенном порядке «Собери яблоки в корзину» и размещать и наклеивать однородные по форме предметы, сохраняя определенное направление («гусеничка», «бусы на елке»). К концу учебного года дети должны иметь навыки наклеивания (промазать клеем наклеиваемый элемент и приложить к листу бумаги, промокнуть салфеткой избыток клея.) Создавать изображения путем наклеивания готовых форм. Соблюдения порядка на рабочем столе.

Методика проведения занятий по аппликации

в средней группе.

Основная задача по аппликации в этой группе — это обучение детей правильно пользоваться ножницами, уметь преобразовывать формы, разрезая их на две или четыре части, круг — на полукруги, квадрат – сгибая по диагонали на треугольники, и пополам прямоугольники.

Дети учатся самостоятельно по предложенным мотивам комбинировать круги и овалы разного размера и цвета. Круглые тарелочки ребята учатся украшать орнаментом из геометрических фигур, чередуя их по цвету. Когда дети овладеют приемами раскладывания и наклеивания форм, их внимание сосредотачивается на приемах пользования ножницами при разрезании круга или квадрата на две и четыре части. Варьирование круглых и полукруглых форм закрепления на занятиях на тему: «Птицы у кормушки», «Красивые цветы». К концу года дети способны на основе готовой формы создать новую, свою композицию. А более, развита мелкая моторика руки, позволяет ребенку такие операции, как составление узоров из мелких деталей. Итак, выполнение задач по аппликации в средней группе осуществляется путем постепенного усложнения содержания заданий на интересном для детей материале, а так же по мере освоения дошкольниками приемов преобразования, раскладывания и наклеивания фигур в определенном порядке с учетом условий задания.

Таким образом, дошкольники составляют аппликации, пользуясь как готовыми формами, так и самостоятельно вырезанными.

При анализе образца воспитатель вопросами привлекает их внимание к рассматриванию, из каких форм состоит предмет? Как он называется? Какого он цвета? Самостоятельно определить пространственное расположение форм в узоре или частей в предмете они не могут, поэтому воспитатель разъясняет им, показывает, в какой последовательности следует наклеивать формы.

В средней группе нередко используют частичный показ приемов выполнения задания. Например, при вырезывании и наклеивании дома новым для детей является умение срезать уголки у полоски, изображающей крышу. Педагог, разобрав образец, показывает только, как следует вырезывать крышу. Остальные детали дети выполняют по образцу. Первые упражнения с ножницами лучше проводить с подгруппой ребят в 8—10 человек, чтобы можно было легко проследить за действиями каждого ребенка и вовремя помочь.

К концу учебного года дети средней группы должны уметь:

— Правильно держать ножницы и действовать ими

— Резать по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал – из четырёхугольника, делать косые срезы

— Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей.

— Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, розетте, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.

Методика проведения аппликации

в старшей группе.

В возрасте 5-6 лет у детей продолжает совершенствоваться координация, пространственное и образное мышление, мелкая моторика руки. Их движения становятся более точными, ловкими, дети в состоянии составлять декоративные предметные и сюжетные композиции с натуры и по замыслу. Комбинируя круги разного размера и окраски, дети составляют «веселых неваляшек». Выразительность этих аппликаций достигается с помощью декоративных элементов бус, жабо, передника. Ярко можно решить образ матрешек, используя разные декоративные элементы, варьируя величину и окраску фигур «Русские матрешки». Можно сделать красивые цветы путем сочетания кругов разного размера и цвета. Так, эффектно выглядит роза или анютины глазки. Розу дети составляют из кругов красного цвета разных оттенков и размера, а анютины глазки из одинаковых по размеру кругов, но различающихся и группирующихся по цвету. К уже известным приемам работы добавляют новые усложненные задания, так при помощи небольших надрезов по внешней стороне круга дети придают пушистый вид животным и птицам «Львенок» «Аист на крыше». Такие задания развивают у детей эстетические чувства, а сам процесс создания нового захватывает детей, приносит радость творчества, учит видеть прекрасное в окружении жизни. Таким образом в игровой для детей форме продолжается укрепление мышц кисти руки.

Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни — овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения. Поскольку мелкие детали ребята этого возраста изготовить не могут, рекомендуют подбирать натуру с более простыми формами, локальными цветами, небольшим количеством деталей. Для этой работы пригодны плюшевый мишка, точеные деревянные игрушки и т. д.

Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе и др. Как правило, новые приемы старшие дошкольники осваивают по показу воспитателя.

Наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Как уже отмечалось, освоение этого приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения, расчленить предмет на две половины и вырезывать.

И. Л. Гусарова рекомендует при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Нередко ребенок не может себе представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.

К концу учебного года дети старшей группы должны уметь:

• Правильно держать ножницы и действовать ими

• Сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительно образа

• Использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой

• Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, розете, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.

Методика проведения занятий по аппликации

в подготовительной группе

В этом возрасте дети выделяют и передают характерные признаки предметов, называют форму, оттенки цветов спектра, продолжают учиться выполнять аппликацию с натуры и по представлению.

Важно следить за тем, чтобы ребенок не только продумал содержание работы, но и довел свой замысел до конца. Дети должны научиться целенаправленно, преобразовывать круг, используя разную технику вырезания: надрезы, спиральки исходя из особенностей строения и фактуры изображаемых предметов.

Свободное владение разными приемами и способами обработки круга и овала, умелое сочетание цветов и форм позволяют детям широко и творчески передавать в аппликациях различное содержание предметного сюжетно-тематического и декоративного характера. В подготовительной группе дети владеют достаточным объемом умений и навыков для создания объемной аппликации, элементы которой можно использовать на занятиях по конструированию из бумаги. У детей развивается самостоятельность, организованность и дисциплинированность. Они начинают осознавать себя на пороге новой школьной жизни. Занятия по аппликации дают предпосылку для формирования новых движений, особенно таких сложных, как письмо.

Новым в программном материале в этой группе является силуэтное вырезывание. В связи с этим меняется характер использования различных приемов обучения.

При анализе натуры воспитатель обращает внимание детей на особенности контура предмета, обводя его пальцем. Можно предложить то же самое сделать детям. Обведение контура следует начинать с той части предмета, с которой затем начнется вырезывание.Несложные предметы (овощи, фрукты) дети вырезывали уже в старшей группе. В подготовительной к школе группе предусмотрено выполнение аппликаций из предметов, контур которых включает какие-либо детали (плавники у рыбок, иглы у ежа и т. п.).

Поскольку дошкольникам трудно одновременно сосредоточить внимание на создании общего контура и вырезывании мелких деталей, следует показать им способ, который состоит из двух этапов: сначала из заранее подготовленного куска бумаги соответствующих размеров вырезывают обобщенную форму, а затем по краю этой формы вырезывают детали (иглы и ножки ежа, плавник и хвост у рыбы).

В некоторых случаях силуэтное вырезывание проводят по заранее нарисованному контуру. Это требуется в тех случаях, когда форма настолько точно определена, что должна быть изображена без изменений. В подготовительной группе продолжаются занятия сюжетной аппликацией. Новое для детей — это соблюдение последовательности в расположении и наклеивании форм. В отличие от рисунка, где последовательность пространственного расположения предметов может быть различной, в аппликации последовательность расположения и наклеивания форм всегда является строго определенной: сначала общий фон (небо, земля), затем предметы дальнего плана, среднего и переднего планов.

Старшим дошкольникам уже понятно, что предметы могут загораживать друг друга, поэтому будут видны в аппликации частично. Образец в данном случае применяют только для объяснения приема, а выполнение задания проходит без образца, на основе имеющихся у детей представлений.

К концу учебного года дети подготовительной группы

должны уметь:

• Создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания

• Создавать сюжетные и декоративные композиции.

Таким образом, занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой — развитию творческих способностей детей.

Малышам раздают кисти для клея, в старших группах иногда используют и волосяные кисти для намазывания мелких деталей. Ножницы должны быть небольшого размера, с закругленными концами и свободно двигающимися рычагами, чтобы они легко поддавались движению пальцев ребенка. От этого будет зависеть правильность создаваемой формы.

Подносы и плоские коробки для готовых форм, бумаги, обрезков ставят в таком количестве, чтобы детям было удобно ими пользоваться.

Клеенку для намазывания форм клеем, тряпочку и подставку для кисти дают каждому ребенку.

Такое обширное оборудование должно быть расставлено так, чтобы столы во время работы не были загромождены. К началу занятия на них выставляют только тот материал, который понадобится вначале; затем по мере необходимости добавляют новые принадлежности, а ненужные убирают.

Обстановка на столах должна до конца занятия оставаться аккуратной и эстетичной. Таким образом, процесс выполнения аппликации требует довольно большого количества материалов и инструментов, которые должны быть заранее подготовлены.

Краткая история вырезания из бумаги.

История вырезания из бумаги насчитывает много столетий и началась она с момента изобретения бумаги в Китае во II веке н.э. Первоначально, из-за дороговизны бумаги, вырезание было прерогативой состоятельных людей и занимались им в домах знати. Использовались вырезанные узоры в религиозных ритуалах (без них не обходились ни свадьбы, ни похороны) и для украшения интерьера (особенно часто вырезались рыбки – знак богатства).

С развитием технологии производства и удешевления бумаги, вырезание из нее распространилось среди всех слоев населения Китая и стало настоящим национальным видом искусства со своей особой стилистикой, сохранившейся до настоящего времени. Оно называется «Цзяньчжи». Основные сюжеты этого ажурного вырезания — растительно-животный мир и изображения богов и духов.

По мере распространения технологии изготовления бумаги по миру, искусство вырезания из нее покоряло другие страны. Первыми были Япония и Корея (VII век). В XIII веке бумажные орнаменты появились в Персии, а в XV веке через Турцию, по шелковому пути они попали в Европу. В конце XVI веке в Германии их использовали для украшения книжных обложек. Бумажные вырезки быстро распространились во Франции, Португалии, Дании, Швейцарии, а к середине XIX века в восточной Европе (Польше, Литве, России). Вместе с испанскими миссионерами искусство бумажного вырезания проникло и развилось в латинской Америке (в Мексике). И в каждой из стран единой осталась только идея использования бумаги для получения резных изделий, а вот художественные особенности, символика, типы узоров везде уникальны. Так, для западно-европейских стран характерны сюжетно-силуэтные и портретные вырезки из бумаги. В XVIII веке искусство вырезания было завезено во Францию и получило название «силуэт» — по имени Этьена де Силуэта, королевского финансиста при дворе Людовика XV, который не только умело перекраивал и урезал бюджет, но и увлекался вырезанием фигурок из черной бумаги.

Мода на миниатюрные силуэты и сюжетные композиции и коллекционирование ажурной вырезки попала в Россию в эпоху увлечения русского дворянства французской культурой. Сохранилось историческое свидетельство о первых работах в жанре силуэт в России: в Петербург из Парижа приехал знаменитый силуэтист Ф.Сидо. Здесь он создал портретные силуэты императрицы Екатерины II и царской семьи. Своим искусством он увлек аристократов. Силуэтное вырезание было очень популярно в конце XVIII — начале XIX веков. В богатых усадьбах того времени нередко можно было встретить силуэтные портреты на стенах или же силуэтные картинки в альбомах.

Ф.Сидо, Императрица Екатерина II

С середины XIX века популярность силуэта заметно снижается, и связывают это с изобретением фотографии. Но с конца XIX века интерес к вырезанию из бумаги в России возрождается. Большую роль в этом сыграли художники объединения «Мир искусства» — они активно использовали силуэт в книжной графике. Среди них Г.Нарбут и его знаменитое оформление книги басен Крылова.

Г.Нарбут, Басни Крылова

Искусство вырезания из бумаги развивалось и в Европе: известным мастером вырезания многофигурных силуэтов был немецкий художник Пауль Коневка.

П.Коневка, Пасхальное шествие

Таким же умением славился и знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен.

Г.Х.Андерсен

Но вырезанием из бумаги занимались не только художники и дворяне. С конца XVIII века в связи с появлением большого количества бумажных фабрик и широким распространением бумаги в быту, вырезание из бумаги стало популярным средством оформления местечковых и сельских домов белорусов, поляков, литовцев, украинцев, жителей западных областей России. И в каждой области складывались свои художественные особенности этого вида творчества. Именовались бумажные вырезки в разных странах так же по-разному: в Росиии, Белоруссии и на Украине их называли выстрыганками, выципянками, вырезанками, вытинанками, в Литве — popieriaus karpiniai, Польше — wycinanka. Восточноевропейские евреи позаимствовали мастерство вырезания из бумаги у своих соседей и любовно назвали эти свои произведения прикладного искусства – рэйзэлэ.

Рэйзэлэ

Принцип создания вытинанки прост: он основан на многократном складывании листа бумаги и прорезывании в нём ножницами фигурных отверстий. Нужно отметить, что в большинстве случаев узоры вырезались большими ножницами для стрижки овец, т.е. тем, что было в хозяйстве. Этими ажурными узорами украшались жилища, особенно перед Рождеством и Пасхой, вытинанки наклеивали на стены свежевыбеленных изб, занавешивали окна, украшали углы с иконами.

Польская вытинанка

Золотое время развития этого вида народного творчества приходится на вторую половину XIX – начало XX веков. К сожалению, под влиянием урбанизации к середине XX века, в большинстве районов вытинанка практически исчезла (единственный вид ажурных симметричных узоров, который никогда не выходил из народного быта – новогодняя снежинка). И только в 80-х годах XX века искусство начало возрождаться, но не как прикладной вид творчества, а как исключительно декоративный.

Ольга Бабурина, Мандала

В настоящее время большое количество художников, среди них такие Мастера как Кэлвин Николлс, Эмма Ван Лист, Хелен Масселвайт, Сью Блэквелл, Карэн Бит Вайле (о многих из них вы можете найти публикации на «Ярмарке Мастеров»); и просто любители во всем мире занимаются вырезанием из бумаги, ведь бумага, по-прежнему, самый доступный и очень податливый материал.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *