Система мониторинга в ДОУ в соответствии с ФГОС

Вера Боярских
Система мониторинга в ДОУ в соответствии с ФГОС

«Педагогический мониторинг.

Оценку индивидуального развития детей в новом контексте образовательной деятельности.»

Надо ли педагогам ДОО проводить мониторинг или этого категорически делать нельзя?

Интерпретации текста ФГОС дошкольного образования управленцами даже высоких рангов прямо противоположные, а рядовому педагогу тем более сложно разобраться в словесных лабиринтах нового документа. Давайте разбираться вместе, куда следует поставить запятую во фразе «педагогический мониторинг в детском саду: запретить нельзя проводить!»

Однако если посмотрим на слайд, то четко видим, что ФГОСдошкольного образования: с одной стороны нам говорит о возможности проведения мониторинга.

А именно

• для «объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта» (подпункт 4);

• что «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей.для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

4 сл А с другой стороны мы так же видим формулировки, которые ориентируют на запрет осуществления мониторинга в ДОУ.

• «Целевые ориентиры не подлежат педагогической диагностики (мониторинга,

• Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников

• Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга

Таким образом, текст стандарта вызвал неоднозначное понимание использования процедуры мониторинга в детском саду: часть педагогов расценила вышеприведенный текст как запрет на проведение мониторинга, часть – как разрешение. Кто же прав?

5 сл А для понимания давайте обратимся к ФГОС дошкольного образования и Закону об образование.

ФГОСдошкольного образования: говорит о том, что необходим учет индивидуального уровня развития на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка»,

• «… с учётом образовательных потребностей и способностей детей»,

• «…возрастных возможностей и индивидуальных различий

• «построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка, оценку индивидуального развития детей»…

Следовательно, без изучения динамики развития ребенка (а это обеспечивает мониторинг) реализовать ФГОС дошкольного образования станет просто невозможно!

6 сл. Так же о мониторинге говорит и Закон «Об образовании в РФ»

• В тексте этого документа мониторинг упоминается неоднократно

•в тексте Закона дается определение понятия: «мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, .

• Из текста Закона следует, что мониторинг могут осуществлять и непосредственно образовательные организации, .

Таким образом, анализ Федерального Закона «Об образовании» и других нормативных источников позволяет сделать вывод о необходимости организации мониторинга образовательного процесса в ДОУ!

7 сл На основание всего вышесказанного мы можем сделать вывод:

МОНИТОРИНГ ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПРОВОДИТЬ!

8 сл Теперь давайте сравним два понятия. Мониторинг и диагностика — одно и то же или это разные понятия?

Педагогическая диагностика — Это оценочная практика, направленная на изучение индивидуальных особенностей воспитанников, уровня их развития в определенном направлении

9 сл Педагогический мониторинг

• направлен на изучение и оценку освоения детьми образовательной программы,

• на оценку достижения на основе целевых ориентиров планируемых результатов реализации образовательной программы,

• на оценку образовательных условий (в соответствии с ФГОС ДО).

Общая цель мониторинга – оценка качества образовательного процесса детского сада,

предмет мониторинга – образовательные условия, достижения и проблемы дошкольной организации в реализации образовательных целей.

Смысл проведения мониторинга – совершенствование качества дошкольного образования, принятие верных управленческих решений и планирование по результатам мониторинга актуальных задач для развития образовательной организации в частности и системы дошкольного образования в целом.

10 сл Один из этапов мониторинга – это педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика

Цель педагогической диагностики – оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком.

Оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие

Педагогический мониторинг включает в себя

оценку физического развития ребенка (проводит инструктор по физической культуре,

оценка индивидуального развития детей (проводят педагоги)

состояния его здоровья (проводит медицинский работник /по согласованию/,

развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных (проводит педагог-психолог)

11 сл Мониторинг осуществляется

в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними, на протяжении всего учебного года.

Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом.

Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (января) и конце учебного года (май).

12сл Организация проведения оценки индивидуального развития Предлагаемый диагностический материал разработан в соответствии с концепцией примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы».

В основу разработки диагностического материала были положены теоретические идеи Александра Владимировича Запорожца, Ольги Михайловны Дьяченко, Николая Евгеньевича Вераксы, Даниила Борисовича Эльконина;

13 сл Структура педагогической диагностики соответствует структуре примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы». Диагностические методики распределены по пяти направлениям «Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие», определенным Программой, и обеспечиваются процедурами как педагогической, так и психологической диагностики. Показатели развития по этим образовательным областям определяются по результатам наблюдения педагогом за ребнком в течение всего учебного года. Прошу обратить внимание на раздаточный материал (приложение 1, 2) В диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются достижения ребенка в качественном выражении.

При оценивании устойчивости проявления показателя предполагается:

— красный показатель «сформирован» означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.

— Зеленый показатель «находится в стадии формирования» означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.

— Синий показатель «не сформирован» означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер

Таблица приложения 2 является сводной по всем 5 направлениям развития.

1. 14 сл Оценка индивидуального развития ребенка осуществляется через отслеживание динамики формирования и развития его личностных качеств в течение всего времени пребывания в ДОУ воспитателями и специалистами. 2-3 раза в год на основание положения о внутреннем мониторинге.

2. 15 сл Давайте сейчас обратимся вновь к раздаточному материалу, таблица 3 Результаты оценки индивидуального развития ребенка коллегиально под руководством методиста вносятся в единую форму которая сейчас перед вами, где показателями являются целевые ориентиры ребенка трех лет. В середине учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на учебный год.

Организация работы с результатами оценки индивидуального развития ребенка

Результаты оценки индивидуального развития детей обсуждаются на заседаниях ПМПК ДОУ и фиксируются коллегиально.

16 сл. По результатам педагогической, психологической, диагностики, а так же наблюдения родителей составляются «графики индивидуального профиля эффективности педагогического воздействия». Данный график у вас представлен приложением 4. В последствии на данном графики в ежедневном режиме отмечаются текущие изменения педагогами и специалистами ДОУ

17 сл Обобщенные результаты оценки индивидуального развития детей используются в проблемно-ориентированном анализе деятельности ДОУ и представляются на итоговом педагогическом совете (за прошедший учебный год) для определения направлений совершенствования воспитательно-образовательного процесса, условий реализации образовательной программы.

18 сл Пользователями обобщенной информации о результатах индивидуального развития детей являются: администрация ДОУ, для последующих управленческих решений

Основными пользователями информации о результатах оценки индивидуального развития детей являются:

педагоги (непосредственно работающие с ребенком).

Родители (законные представители) воспитанников,

19 сл Отметим, что закон об образовании говорит нам, что родители могут участвовать в проведение мониторинга. Свою оценку развития детей они фиксируют в графике (приложение 4)

20 сл. Хочется так же поделится положительным опытом итогового мониторинга, который проходит в по методу проектной деятельности.

21 сл Психолого-педагогический проект «Разноцветная неделька» – это некая интерактивная форма взаимодействия,позволяющая: вовлечь в педагогический мониторинг и объединить всех участников образовательного процесса, в. ч и родителей.

Отличительная особенность данной формы работы – ее целостность, тематическая направленность. Проведение данного проекта требует тщательной подготовки, планирования мероприятий, но при этом позволяет получить большой отклик со стороны всех участников воспитательно-образовательного процесса, массы положительных эмоций и качественный, всесторонний результат мониторинга.

22 сл Основные принципы организации проекта «Разноцветная неделька»

• неделя должна быть целостной и законченной, подчиняться единой идее.

• каждый последующий день должен быть связан с предыдущим.

• мероприятия каждого дня должны делать этот день неповторимым и запоминающимся.

•использование всех видов деятельнсти: диагностики, просвещения, коррекционно-развивающей и профилактической работы.

• Проект проводится со всеми участниками образовательного процесса группы одновременно (участвуют все дети, воспитатели, специалисты и родители)

• мероприятия недели должны стать частью воспитательно-образовательного процесса.

23 сл Тема дней недели может быть абсолютно любой, но единой цветовой гаммы. Главное, чтобы она была интересная и доступна детям, чтобы ее можно было рассмотреть с различных сторон и включить в деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса. Неделя проекта – это реальная возможность дать качественную оценку развития детей со стороны родителей, педагогов и специалистов всего учреждения в целом.

24 сл. Как проходит данный проект в нашем ДОУ я предлагаю вам посмотреть в небольшом сюжете.

25 сл. Спасибо за внимание

Готова ответить на ваши вопросы.

Справка по результатам мониторинга индивидуального развития детей в МДОУ №12 от 02.05.2017г.

СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В МДОУ №12

от «_02__»_мая _2017 г.

На основании Положения «О мониторинге качества образования МДОУ», приказа заведующего МДОУ №12 №28-о от 05.04.2017 г., годового плана МДОУ, старшим воспитателем Н.Г.Седовой, воспитателями групп, музыкальными руководителями М.Н.Головой и Н.С. Жданюк, инструктором по физической культуре Е.Н.Фёдоровой с целью качественной оценки и коррекции воспитательно-образовательной деятельности в МДОУ проводилась оценка результатов освоения программы воспитанниками на конец учебного 2016-2017 года (апрель-май).

Мониторинг проводился методом аутентичной оценки, в основе которой лежат следующие принципы:

1) анализ реального поведения ребенка. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в организованной образовательной деятельности).

2) аутентичную оценку дают педагоги, которые проводят с ребёнком много времени, хорошо знают его поведение.

В процессе мониторинга выделяются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка. Достижения детей оцениваются путем бесед, наблюдений, при помощи создания педагогических ситуаций, организации игровой деятельности, анализа работ продуктивной деятельности и специальных диагностических материалов. Данные о результатах мониторинга заносятся в таблицу развития ребенка.

Мониторинг образовательного процесса, содержащий пяти образовательных областей («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие»), позволил осуществить комплексный подход к оценке уровня развития ребенка.

Формы мониторинга (методы):

— наблюдения за ребенком

— беседы

Все педагоги фиксируют результаты в диагностических картах, проводят анализ: уровень усвоения образовательной программы, указывают причины низкого уровня, определяют по каким направлениям и с какими детьми необходимо усилить работу.

Всего обследовано 12 групп (290 воспитанников): 2 младших группы, 2 средние, 3 старшие, из них 1-коррекции (логопедическая); 2 – подготовительные к школе группы, из них 3 группы коррекции (логопедические).

Результаты мониторинга показали, что Программа усвоена детьми всех возрастных групп по всем образовательным областям в основном на уровне выше среднего и среднем. По итогам мониторинга 97% детей показали положительный

результат освоения программного материала, из них: 51,5% детей показали высокий уровень освоения программного материала, 46,3% — средний уровень освоения программного материала. Однако, 2,2% детей, показали низкий уровень освоения программного материала (логопедические подготовительные к школе группы № 11,12).

Образовательная область «Физическое развитие»

Программный материал по образовательной области «Физическое развитие» освоен воспитанниками всех возрастных групп в основном на высоком уровне. По итогам мониторинга 100 % детей показали положительный результат освоения программного материала, из них 57% показали высокий уровень развития, 42% — средний уровень развития. Во всех группах в течение учебного года необходимо проводить работу с воспитателями, в группах которых есть дети, требующие внимания педагога, проводить индивидуальную работу с детьми. В логопедических группах для развития координации движений, внимания, общей и мелкой моторики использовать упражнения и игры по согласованию речи с движениями (в работе воспитателей и инструктора по физической культуре). Но наблюдается низкий уровень освоения программного материала у 12 воспитанников по причине непосещения МДОУ или нахождения на домашнем режиме.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Анализ показателей освоения детьми программного материала образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» находится в основном на высоком уровне. Из всего количества воспитанников высокий уровень освоения у 62%, а средний уровень – у 36% воспитанников. Необходимо продолжать систематически планировать и проводить сюжетно-ролевые игры в соответствии с программными требованиями, реализовывать совместные проекты по социально-коммуникативному развитию дошкольников с учётом выработанной стратегии взаимодействия педагогов и родителей. Но наблюдается низкий уровень освоения программного материала у 4 воспитанников по причине непосещения МДОУ или нахождения на домашнем режиме.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Анализ показателей динамики освоения программного материала по образовательной области «Познавательное развитие» показал, что материал освоен на высоком уровне (56,4%). Но наблюдается низкий уровень освоения программного материала у 3 воспитанников младшей группы № 13 и у 4 воспитанников группы № 10 из-за задержки психического развития, по причине непосещения МДОУ, нахождения на домашнем режиме. Воспитателям продолжить уделять больше внимания формированию целостной картины мира, сенсорных эталонов, элементарных математических представлений, развитию конструктивных навыков; повышать компетентность педагогов в данном вопросе через семинары практикумы.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Выводы: По итогам мониторинга 100% детей показали положительный результат усвоения программного материала, из них 53% детей показали высокий уровень развития, 45% — средний уровень развития.

Таким образом, по результатам мониторинга, можно сказать, что высокий уровень знаний и умений воспитанников по образовательной области «Музыка» (см. гистограмму) увеличился на 34%, что говорит о продуктивности и эффективности образовательной деятельности.

В течение учебного года необходимо вести индивидуальную работу с этими детьми по формированию, умений и навыков по изобразительной деятельности в соответствии с возрастом, а у дошкольников детского сада совершенствовать технику рисования, лепки, аппликации, развивать творческие способности. Но наблюдается низкий уровень освоения программного материала у 5 воспитанников по причине непосещения МДОУ или нахождения на домашнем режиме.

Направление «Музыкальное воспитание детей» в

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Музыкальный руководитель: Голова М.Н.

Выводы: На начало года: в-25,ср-70, н-5%, на конец года: в-71,5,с-28,5%

По итогам мониторинга 100% детей показали положительный результат усвоения программного материала, из них высокий уровень увеличился на 46,5%, что говорит о продуктивности и эффективности образовательной деятельности.

Музыкальный руководитель: Жданюк Н.С.

Выводы: На начало года: в-26,ср-53,н-21%, на конец года: в-84,с-16%. По итогам мониторинга 100% детей показали положительный результат усвоения программного материала, из них высокий уровень увеличился на 58%, что говорит о продуктивности и эффективности образовательной деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие»

Программный материал образовательной области «Речевое развитие» освоен воспитанниками МДОУ в основном на среднем уровне (48 %). Низкий уровень освоения отмечается у 2 воспитанников логопедических групп. Это обусловлено определенными трудностями в работе с детьми с проблемами развития речи (дети затрудняются в драматизации небольших сказок и не могут прочитать наизусть стихотворение; некоторые воспитанники логопедических групп из-за своей замкнутости, недоверительному отношению к взрослым затрудняются в ответах на поставленные вопросы). Педагогам необходимо больше внимания уделять чтению художественной литературы, заучиванию стихотворений и драматизации знакомых сказок и отрывков из произведений.

Таким образом, анализ качества освоения программного материала воспитанниками по образовательным областям позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок:

  • на высоком уровне освоения у 55% воспитанников, средний уровень — у 42% воспитанников, а низкий уровень — у 3% воспитанников
  • наибольший показатель высокого уровня отмечен по:

ОО «Социально-коммуникативное развитие»- 62%,

ОО «Физическое развитие»-57%,

  • наибольший показатель среднего уровня отмечен по:

ОО «Речевое развитие» — 48%

ОО «Художественно-эстетическое развитие» — 45%

Рекомендации:

Воспитателям всех групп:

  1. Вести целенаправленную работу по повышению качества освоения программного материала по образовательной области «Познавательное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Срок исполнения: постоянно, в течение года.

  1. Осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к детям с целью улучшения освоения программы.

Срок исполнения: систематично, в течение года.

  1. При планировании воспитательно-образовательной работы учитывать результаты мониторинга. Срок исполнения: систематично, в течение года.
  2. Организовать проведение семинаров-практикумов в рамках реализаций образовательных областей с целью повышения компетентности педагогов.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *