LiveInternetLiveInternet

Нинель_Ник все записи автора

iskusstvo-zvuka.livejournal.com

Природа удивительно разнообразна красками и формами. А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! А сколько в природе звуков, целые многоголосия хоров насекомых, птиц, и других животных!

Природа-настоящий храм красоты, и не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в окружении природы.
Музыка и стихи — это то прекрасное, без чего человек не может жить. Многие композиторы, поэты сочиняли прекрасные произведения о красоте природы. В природе есть душа, в ней есть язык, и каждому дано услышать этот язык, понять его. Многим талантливым людям, поэтам, музыкантам удалось понять язык природы и всем сердцем полюбить ее, поэтому, и создали они много прекрасных произведений.
Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту. Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодоря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика.
В 1500 в Италии был сделан медный цветок, случайно его ударили, и раздался мелодичный звон, колоколом заинтересовались служители религиозного культа и вот он звучит, радуя прихожан своим звоном. Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.

Особое место у нас в репертуаре заняли романсы Сергея Васильевича Рахманинова. Его отличают чуткость к поэтическому тексту, которая рождала мелодию, полную живой «дышащей» фразировки.
Одним из самых лучших романсов Рахманинова на слова Ф. Тютчева является «Весенние воды», полный будоражащей силы пробуждения природы, молодости, радости и оптимизма.

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят .
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят..
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»

Рахманинов. «Весенние воды».

Рахманинов. Романс «Весенние воды».

Стихи великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева с детских лет известны всем русским людям. Еще не научившись читать и писать, мы наизусть помним его проникновенные строки.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

В жизни поэта любовь и природа занимают особое место.

. И. Тютчева принято называть певцом любви и природы. Он был действительно мастером стихотворных пейзажей, но его вдохновенные стихи начисто лишены пустого и бездумного любования, они глубоко философичны. Для Тютчева природа отождествляется с человеком, природа для него — разумное существо, наделенное способностью любить, страдать, ненавидеть, восхищать и восхищаться:

Федор Тютчев. Стихотворения.

Тема природы впервые с такой силой и пафосом прозвучала в лирике Чайковского. Этот романс – одно из самых совершенных творений Чайковского. Он относится к числу сравнительно немногих страниц его музыки, исполненных внутренней гармонии, полноты счастья.

.П. Чайковский находился под обаянием лиризма стихов А. Толстого, их яркой открытой эмоциональности. Эти их художественные качества помогли Чайковскому создать серию шедевров вокальной лирики на стихи А. Толстого – 11 лирических романсов и 2 дуэта, вобравших в себя целую гамму человеческих чувств, Романс «Благословляю вас, леса» стал выражением собственных мыслей композитора о природе и мироздании.

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса.
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду.
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить;
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!

Чайковский. Романс «Благославляю вас леса».

Русский композитор Римский-Корсаков знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.
Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Римский — Корсаков. Вступление к опере «Садко».

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.
Рассвет Мусоргского начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский. «Рассвет на Москве реке».

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.». Единственный номер цикла, опубликованный и исполнявшийся публично при жизни Сен-Санса, – знаменитый «Лебедь», ставший в 1907 году и шедевром балетного искусства в исполнении великой Анны Павловой.

Сен-Санс. «Лебедь»

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора. У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – золотому ходу валторн. Послушайте:

Гайдн. Симфония № 103, финал.

Текст составлен из разных источников.

Промежуточная аттестация по предмету «Музыка» 8 класс

Аттестационная контрольная работа

по музыке 8 класс Ф.И._________________________________________________________________________

1. Напиши имя и фамилию композитора, укажи страну, где он жил.

1._______________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________

6._______________________________________________________________________

2. Какие темы находят отражение в музыке?____________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

3.Перечисли пять известных тебе видов искусства.________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. Музыкальный спектакль, в котором мысли и чувства героев передаются при помощи пения:

А) симфония

Б) сюита

В) песня

Г ) опера

Д) балет

5. Какой великий немецкий композитор сочинял музыку, в основном, для органа?

_______________________________________________________________________

6. Объедини одним словом:

Неизменный ритм, электрогитара, ударные __________________________

Незатейливая мелодия, простой текст, голос __________________________

Импровизация, труба, Новый Орлеан _______________________________

7. Какой инструмент не относится к духовой группе симфонического оркестра:
А) гобой; Б) труба; В) альт; Г) туба.

8. Назови музыкальный жанр, не связанный с литературой:
А) соната; Б) балет; В) романс; Г) опера.

9. «Цикл» ‒ это:
А) совместное исполнение произведения;
Б) форма музыкальных произведений;
В) несколько пьес под общим названием;
Г) вид музыкального сопровождения.

10. Какое произведение не принадлежит Л. Бетховену:
А) «Симфония №5»; Б) «Лунная соната»; В) «Реквием» Г) «К Элизе»;

11. У каких композиторов есть цикл «Времена года»? ____________________________________________________________________________

12. Какими качествами должен обладать человек, чтобы понять произведение искусства:

А) уметь играть на музыкальных инструментах; Б) знать нотную грамоту;

В) знать биографии композиторов; Г) иметь воображение и наблюдательность;

13. Какие виды литературы используются композиторами для создания музыкальных произведений:

А) поэзия; Б) детективы; В) рассказы; Г) былины и мифы.

14. Песня «Маленький принц» о:

А) любви; Б) преданности; В) мечте.

15. Музыка-это искусство…

А) звуков Б) красок В) слов

16. Кому посвятил Л. Бетховен «Сонату №14» ? _________________________________

17. Дай определение понятию «Музыкальный образ»_____________________________

____________________________________________________________________________

18. Морис Равель считал, что это произведение Клода Дебюсси является поэмой радости, света и языческой неги.

А) «Весна священная» Б) «Послеполуденный отдых Фавна»

В) «Кощей Бессмертный» В) «Сирены»

19. «…Начало весны. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистый березняк, налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, провисшими от тяжести снега. В глубине, под горой, река, полыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы, все деревянные с причудливой резьбой; в окнах — огни. Полная луна серебрит всю открытую поверхность. Вдали кричат петухи. Леший сидит на сухом пне».

К какому произведению дал Н.Римский – Корсаков эту ремарку? ____________________

20.Слово «полифония» обозначает:
А) силу звука Б) темп

В) многоголосие Г) несколько звуков, взятых одновременно

21. Какую музыку называют «программной»? _____________________________________

_____________________________________________________________________________

22. Приведи три примера непрограммной музыки: _________________________________

_____________________________________________________________________________

23. Исполнители — барды: (выбери верное утверждение)

А) Сами сочиняют тексты и музыку и поют с сопровождением оркестра;

Б) Сами сочиняют тексты, музыку и во время собственного исполнения сами себе аккомпанируют на гитаре;

В) Сочиняют только тексты, музыку им пишут профессиональные композиторы.

24. Кого из исполнителей-бардов ты знаешь?_______________________________________

_____________________________________________________________________________

25. Викторина

№ п/п

Название

Автор

25. Викторина

№ п/п

Название

Автор

Кодификатор:

№№ заданий

Предметные умения

1,4,5, 7, 9,10,11,16,17,18,19,20,

21,22,23,24

Знания композиторов, произведений, музыкальных инструментов, музыкальных терминов, определений.

2, 15

Понимание учащимися специфики музыки как вида искусства

Умение выявлять круг образов в различных музыкальных произведениях

6,12

Знания о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке

3,8

Умение находить взаимодействие между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью

Умение определять характер, образ звучащей музыки, песни (анализ)

Умение узнавать звучащие произведения по их характерным признакам: (выявлять свойства объекта: мелодия, ритм, интонация и др.)

Критериальная оценка:

№ заданий

баллы

максимум

Правильно назвал композитора

Правильно назвал страну

Перечисляет темы (чувства человека, картины природы, исторические события, сказочные сюжеты). За каждый верный ответ – 1 балл

Перечисляет виды искусства

Дает верный ответ

Дает верный ответ

  • Правильно по характеристикам дает 1 определение

  • Правильно по характеристикам дает 2 определения

  • Правильно по характеристикам дает 3 определения

Дает верный ответ

Дает верный ответ

Дает верный ответ

Дает верный ответ

Называет фамилии композиторов (Чайковский, Вивальди)

1+1

Дает верный ответ

Дает 1 верный ответ

Дает 2 верных ответа

Дает верный ответ

Дает верный ответ

Дает верный ответ

Дает определение

Дает верный ответ

Дает верный ответ

Дает верный ответ

Дает определение

Приводит пример

Приводит два примера

Приводит три примера

Дает верный ответ

Называет фамилию композитора-барда

Максимальный балл

Оценка 5 = 43 – 48 баллов

Оценка 4 = 34 – 42 балла

Оценка 3 = 24 – 33 балл

Оценка 2 = 0 – 23 баллов

Викторина:

Дает название произведения

Знает автора

Оценка 5 = 18 – 20 баллов

Оценка 4 = 14 –17 балла

Оценка 3 = 10 – 13 балл

Оценка 2 = 0 – 9 баллов

ОТВЕТЫ

1. Моцарт, Австрия

2. Бетховен, Германия

3. Чайковский, Россия

4. Римский-Корсаков, Россия

5. Прокофьев, Россия

6. Равель, Франция

2. Чувства человека, картины природы, исторические события, сказочные сюжеты

3.Музыка, Изобразительное, Литература, Театральное, хореографическое (могут быть варианты)

4. Г) Опера

5. И.Бах

6. Неизменный ритм, электрогитара, ударные РОК

Незатейливая мелодия, простой текст, голос ЭСТРАДА

Импровизация, труба, Новый Орлеан ДЖАЗ

7. В) Альт

8. А) соната

9. В) несколько пьес под общим названием;
10. В) «Реквием»

11. Вивальди, Чайковский

12. Г) иметь воображение и наблюдательность;

13. А) поэзия; Г) былины и мифы.

14. В) мечте.

15. А) звуков

16. Джульетте Гвиччарди _________________________________

17. Отображение действительности музыкой

18. Б) «Послеполуденный отдых Фавна»

19. «Снегурочка»

20. В) многоголосие

21. Музыка, имеющая название или описание

22. Этюд, соната, симфония, пьеса (могут быть варианты)

23. Б)

24. Б.Окуджава, В.Высоцкий, О.Митяев и др. (могут быть варианты)

25. Викторина:

КРАСОТА~ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

Не секрет что мелодия, музыка и красота музыкального звучания является очень важным средством не только в воспитании умственного и нравственного развития ребенка, но и помогает расширению кругозора и нравственного восприятия взрослых людей, а также считается настоящим источником чистоты духа и благородства сердца.

При этом музыка помогает людям открывать глаза на красоту окружающего мира, труда и даже нравственных отношений.

Благодаря прослушиванию музыки человек пробуждает в себе представление о величественном, возвышенном и прекрасном не только в окружающем его мире, но прежде всего в себе самом. При этом, по мнению многих современных учёных, музыка служит мощнейшим средством восприятия.

Как показывают многолетние наблюдения современных психологов, стихийное и неорганизованное воздействие на человека телевиденья, радио, кино не только не способствует, а даже вредит нравственному воспитанию личности практически в любом возрасте и снижает уровень саморазвития.

А вот музыка, которая содержит в себе звуки природы или музыкальный ряд, в котором чередуются определённые музыкальные звуки и природа, например картины лугов и полей, шелест лесной дубравы, песни жаворонков в весеннем небе, шёпот созревающей на полях пшеницы, позволяют не только существенно повысить нравственное воспитание, но и становится идеальным источником для вдохновения.

При этом прослушивание подобной музыки, как детьми, так и взрослыми позволяет воспитывать в себе особое эмоциональное восприятие, помогает научиться во всём находить позитивные моменты и видеть, что красота и эстетика окружают человека.

Музыка, содержащая в себе звуки природы, имеет определённую силу воздействия даже на очень грубых и черствых людей, заставляя их прислушаться к собственному внутреннему миру, стать более добрым и открытым по отношению к окружающим и даже изменить собственное мировоззрение.

Урок музыки в 6-м классе по теме «Жизненная красота природы в музыке и изобразительном искусстве»

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: нетрадиционная.

Художественно-педагогическая цель занятия:

Раскрыть возможности музыки, передать изобразительными интонациями голоса птиц, шум бегущих ручьев, раскаты грома, звуки природы и ее очарования на примере 1 части концерта “Весна” из цикла концертов “Времена года” Антонио Вивальди , любимой песни о природе, родном крае.

Ход урока

Вход учащихся в класс под песню “О земной красоте” сл.Вольта Суслова, муз. Якова Дубровина.

– Под какую музыку вы вошли в класс?

– Кто автор этой песни?

– О чем поется в этой песне? (О красоте природы, весне и добре.)

– Как композитор передает в песне свое отношение к природе?

(Музыка очень красивая, нежная, исполняется напевно с душой.)

Давайте исполним эту песню с солистом. Работа над вокально-хоровыми навыками.

– Какая главная мысль этой песни?

(Где красота – там доброта,
Их разлучить ничто не может)

Замечательные русские поэты 19 века посвятили много стихотворений теме природы. Вот одно из них, которое написал Ф.И. Тютчев.

Читаю учащимся стихотворение Ф.И. Тютчева

Не то, что мните вы, – природа,
Не слеток ,не бездушный лик
В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь,
В ней есть язык

Тема природы и времен года часто была и есть одной из главных тем в творчестве композиторов и художников разных эпох.

Сейчас прозвучит для вас новое музыкальное произведение. Внимательно послушайте его и постарайтесь понять, почувствовать, о чем хотел рассказать, композитор слушателям. (Слушаем запись 1 части концерта “Весна” (La Primavera 1 часть Allegro) из цикла концертов “Времена года” Антонио Вивальди.)

– Что необычного вы услышали в этом произведении?

(Музыка очень радостная, ликующая, необыкновенно красивая.)

_ Что может вызвать такую радость не только у человека , но и у самой природы?

(Окончание зимы, начало весны.)

Послушайте, как созвучно музыке стихотворение, которое вы сейчас услышите.

Весна грядет! И радостною песней
Полна природа, солнце и тепло,
Журчат ручьи и праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыхание, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав.
И тявкает чуть слышно пес.
Пастушеской волынкой звук.
Разносится гудящий над лугами
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

Но вернемся к музыке, которую мы только что слушали.

_ Кто исполнял это произведение?

(Симфонический оркестр и солирующая скрипка.)

– Как называется музыка, в которой один инструмент соревнуется с целым оркестром?

(Концерт.)

Это произведение называется концерт “Весна”. из цикла концертов “Времена года” для скрипки с симфоническим оркестром известного итальянского композитора 18 века Антонио Вивальди. Мы слышали первую часть Allegro из концерта “Весна”.

Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Объясняется это тем, что она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года, так весна-это пробуждение природных сил, начало, символ юности.

Концерты этого цикла – программная музыка, музыка соответствующая определенной в данном случае литературной программе. Музыка точно следует за образами стихов. Первая часть этого концерта иллюстрирует первые два четверостишья .

Первая часть концерта открывается необычно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны -“ весна грядет!” играет весь оркестр. Этот мотив(каждый раз в исполнении всего оркестра и солиста) помимо того, что обрамляет эту часть, еще несколько раз звучит по ходу по ходу части, придав ей форму рондо. Далее следуют эпизоды, иллюстрирующие следующие строки сонета. Играют три солиста -главный и концертмейстеры групп первых и вторых скрипок; все остальные участники молчат. Музыка, звучащая в высоком регистре, изображает здесь “пение птиц”. Как чудесно это передано звучанием скрипок. Следующий эпизод – бегущие ручьи. И опять рефрен. Следующий эпизод – гремит гром. Вивальди в высшей степени изобразительно изображает это явление природы: раскаты грома переданы грозным стремительным звучанием всего оркестра, играющим в унисон.

Грозу сменяет музыка рефрена – неомраченная радость прихода весны. И вновь – в следующем эпизоде – поют птицы. “Времена года” Антонио Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений всех времен. Не только композиторы, но и художники часто отражают в своем творчестве тему природы.

Особое место в изобразительном искусстве занимает знаменитая картина “Весна” Сандро Боттичелли, представителя искусства итальянского Возрождения (15 в).

Показ картины “Весна”.


Рис. 1

На протяжении нескольких лет Боттичелли выполнял многочисленные заказы для дома Медичи, большая часть которых шла на украшение роскошной виллы в Кастелло. Выполняя полотно “Весна” художник черпал вдохновение в поэтическом календаре Овидия “Фасты”.

Композиционная работа составлена из нескольких групп, которые соединяются между собой внутренним движением и тем самым образуют единую сцену. В правой части картины художник изобразил крылатого Зефира. Пораженный красотой нимфы Хлорис, бог ветров настигает ее, чтобы насильно взять в жены. Раскаявшись в содеянном, он превращает свою возлюбленную в Флору, фигуру которой живописец включил в эту же группу героев. На полотне изображен момент самого начала превращения, Хлорис словно вливается в свое будущее воплощение. Две женские фигуры никаким образом не реагируют друг на друга. Об этом говорит тот факт, что их виртуозно написанные одежды развиваются в разные стороны.

Прекрасная и юная Флора легко ступает вперед, осыпая все окружающее пространство нежными весенними цветами. В некотором отдалении от нее на фоне темной зелени изображена фигура Венеры. Она стоит в платье, сшитом из тончайшей ткани золотыми нитями. Роскошный алый плащ, дополняющий наряд, символизирует любовь и то, что перед нами богиня любви. Являющуюся центром всей композиции Венеру Боттичелли практикует аналогично образам созданных им Мадонны. Голова богини, немного склоненная вправо, покрыта тончайшим газовым покрывалом. Ее лицо выражает грусть, скромность и застенчивость. Над Венерой парит крылатый златокудрый Амур, целящийся из своего лука в одну из божественно прекрасных граций, танцующих на переднем плане. Белоснежная шелковая повязка , наложенная на глаза озорного карапуза, должна помешать сделать точный выстрел. Благодаря этому милому персонажу, Боттичелли направляет наш взгляд на группу из трех нимф (Красота, Целомудрие, Наслаждение), медленно кружащихся в хороводе. Легкие изгибы и повороты тел граций, изящное соединение рук и положение ступней передает поступательный ритм танца. Рядом с девушками стоит посланец богов Меркурий. Его взор, устремленный в небо, обращает внимание зрителя на часть грозового облака, которое угрожает этому благословенному раю. Легким грациозным жестом юноша удерживает его за пределами чудесного сада.

Вся представленная Боттичелли сцена разворачивается на фоне густо переплетенных ветвей апельсиновых деревьев, подчиняющихся единому гармоничному ритму всего произведения. Изображая в своей композиции различные сорта растений, художник был предельно точен. Он тщательно изучил то, что произросло в окрестностях Флоренции в период с марта по май. Последователи картины, “опознали” в ней свыше 50 видов цветов и трав.

Так, Боттичелли продумал не только ритмическое решение композиции, но и каждую деталь. Свое видение природы раскрыл нам великий сын осетинского народа К.Л.Хетагуров не только в своих стихах, но и в картинах.


Рис. 4

Перед вами картина Коста Левановича Хетагурова, “Перевал Зикара”. Он внес неоценимый вклад в развитие культуры осетинского народа. Перед нами грозные скалы ,нависшие над ущельем. Неприступность скал смягчает нежный цвет голубого неба и белого искрящегося снега. Хетагуров был не только поэтом, художником, но и просветителем своего народа. К.Л. Хетагуров писал стихи, которые полюбились народу. Некоторые из них стали осетинскими народными песнями. К стихам поэта часто обращались и осетинские композиторы. Сейчас вы услышите романс “Джук-тур”, который написал осетинский композитор Илья Габараев на стихи Коста Хетагурова .

Джуг-тур – дикий козел, который встречается на неприступных высотах кавказских гор. Слушаем записи.

– О чем этот романс? (О красивой природе Кавказа и гордом Джук-Туре.)

– С чего начался романс? (Фортепианного вступления, которое передает переживание автора.)

– А какое впечатление произвел на вас сам романс?

– Что вы себе представили, слушая это произведение? (Картину царственно застывших снежных гор.)

– Кто исполнил романс? (Солистка в фортепианном сопровождении.)

– Какое в нем настроение? (Грустное, печальное.)

Совсем другое настроение в песне над которой мы начали работать на прошлом уроке.

– Что это за песня и какое в ней настроение? (“Песня моя Иристон” осетинского композитора Ильи Габараева, сл. А.Налбалдяна.)

Песня яркая, радостная, торжественная, предает любовь к Родине, является неофициальным гимном нашей республики. Исполнение песни. Работа над вокально-хоровыми навыками.

Итог урока:

Итак, ребята сегодня мы еще раз убедились в том, что язык искусства понятен и интересен во всех проявлениях: будь то стихи, музыка, картины. Все это искусство, которое воздействует на человека и его душу. Прекрасные картины, которые мы сегодня видели, необыкновенно красивая музыка, которую мы слушали, были созданы великими творцами. Такое воздействие на них оказала природа, которая их окружала.

Приложение.

Ноты песни “О земной красоте”.

Слова стихотворения “Джук-Тур”.

Ноты песни “Песня моя Иристон”, И. Габараева.

Звон весенней капели, шелест листопада и ледяное дыхание надвигающейся вьюги – все эти картины рисуют нам музыкальные произведения о природе.

Композиторы блестяще передают то, как времена года сменяют друг друга, как налетает буря на сонное побережье, и используют для этого не краски или слова, а только звуки. В этой статье мы расскажем, как полюбить природу в музыке.

Определение основных понятий «музыка» и «природа»

Музыка – это язык звуков, которые создает человек. Разговаривать на нем непросто. Нужно не только использовать «поющее» созвучие, но и выразить с его помощью свою мысль.

Мелодии помогают рассказывать истории. Они вдохновляют на подвиг и будят в душах отвагу и храбрость. Народные песни облегчают тяжелый труд, убаюкивают детей. Романс пробуждает чувства влюбленных. Но разве сможет композитор «нарисовать» пейзаж из звуков?

Известные авторы музыкальных произведений не только изобразили естество мира, но и превратили эту картину в шедевр. Ведь природа – бесконечность всего окружающего нас. Это все, что не создано человеком. Людям просто восторгаться красками вечерних закатов, мощью весенних гроз, торжественностью и величием гор. И авторы музыки щедро делятся с нами этой красотой.

Так возникли классические произведения: оратория Йозефа Гайдна, фортепианный сборник о месяцах Петра Ильича Чайковского, «Четыре сезона» Вивальди.

Образы природы в музыке

В литературе человек постоянно взаимодействует с окружающим миром. Стараниями поэтов и писателей природа отражает переживания, мысли и настроения главного героя.

Вспомнить «Войну и мир» Толстого и его чудесное описание старого дуба. Противоречивые чувства возникают в душе у князя Болконского при виде этого дерева. То чувствует он молодость и беспричинную радость его весеннего преображения.

То чудится князю боль, злость и печаль, которую нужно укрыть под морщинистой толстой корой. То он готов возродиться, спрятать потери и горести под густой и пышной листвой.

Образ природы в живописи – это блестящие пейзажи Куинжи, Айвазовского, Шишкина.

Окружающий мир на этих полотнах предстает в тесном взаимодействии с чувствами автора. Это не холодные отрешенные картины. Это природа, которая живет и дышит, тоскует и радуется.

И в музыке вся палитра раскрывается перед нами с каждым новым произведением. Композиторы не занимаются простым звукоподражанием. Через сложные аккорды и созвучия они передают все прелести пейзажей, природных явлений, погоды. Природа дышит, тоскует и плачет, злится и буйствует. Она живая в каждой ноте.

Примеры описания пейзажа в музыке

Вот ветерок зашуршал меж сонных деревьев. Он всколыхнул листву, нежно и трепетно. Словно старался разбудить, но боялся потревожить. Просыпаются первые птицы. Их голоса слышны издали, постепенно птичий гомон нарастает. Из-за горизонта выходит солнце. Оно прогоняет сонную ночную дымку, и лес расцветает и преображается.

Эта композиция – «Утро» Эдварда Грига. Музыка была написана для пьесы Пер Гюнт.

Тоскливая унылая пора. Октябрь. Последние листья слетают с обнаженных ветвей. От каждого созвучия этой мелодии веет печалью. Но вот появляются гармонии надежды, словно лучи холодного солнца выглядывают из-за тучи. И осень преображается, разгорается пламенем в душе. Но вновь закапал промозглый дождь, и мелодия заканчивается минорными аккордами.

Так звучит «Осенняя песня». Петр Ильич Чайковский написал ее в 1875 году.

Осень, зима, весна, лето – в музыке композиторов-классиков

Сочинители прошлого использовали тематику смены сезонов в музыкальных произведениях довольно часто. Самые популярные из них – это оратория Йозефа Гайдна «Die Jahreszeiten», цикл из 4-х концертов для скрипки с оркестром Антонио Вивальди «Le Quattro stagioni» и фортепианные пьесы, который писал Петр Ильич Чайковский.

Торжественной и благородной осенняя пора предстает в оратории Йозефа Гайдна. Собрание его произведений состоит из песен охотников и крестьян. Автор использует тему быта в деревне. Живо описывает сцены охоты в лесу и степи.

Для звукоподражания применяются раскатистый рев валторн, ударные инструменты. Они создают картину охоты, с громким звуком рогов загонщиков и выстрелами из ружей.

Золотистой и легкой выглядит осень у итальянца Вивальди. Здесь нет печали русской души перед наступающей жестокой зимой. Осень наполнена красками, косыми брызгами дождей. Трагические ноты звучат в середине концерта, которая называется «Сон».

Интересно! Современные композиторы также обращаются к теме смены сезонов. В 20 веке Астор Пьяцолла написал композиции в стиле танго «Four seasons of Buenos Aires».

Настоящий гимн зиме пишет в 1723 г. Антонио Вивальди. Тревога и безысходность ощущается в каждой ноте, а голос виолончели имитирует вьюгу, которая кружит над землей. В середине концерта мелодия становится спокойной и умиротворенной. Ведь зима прекрасна, и в ней можно отыскать свои радости.

Чайковский чудесно исполняет оду весне. Нерешительный март сменяется апрелем, когда пробуждается природа. Освежающим ветром налетает вальс «Подснежник». Снег растаял, и на первых проталинах появились нежные первоцветы. За ним последует май.

Звонкие ноты фортепиано рисуют и свежесть ночи, и жаркое солнце последних весенних дней. Мелодия переливается, словно лучи в лужах после майских гроз.

Лето у Гайдна – это самая выразительная часть оратории. Беспечность солнечного дня прерывает гроза. Раскаты грома передают голоса хора, а буйство стихии подчеркивают грохочущие литавры и стрелы флейт.

Летняя тематика изображена и у Вивальди. Здесь на смену торжественности, приходит изысканность и мелодичность скрипки. Струнный оркестр волнуется, напряженная атмосфера приближающейся бури после летнего зноя витает в воздухе.

Интересно! Каждый концерт у Вивальди отражен и в поэзии. Сонеты начинают каждую часть произведения.

Музыкальные произведения о природе русских композиторов

Композитор могучей кучки Н. А. Римский-Корсаков в каждой композиции обращается к природе. Картина бушующего моря-океана в опере «Садко» хранит и мощь стихии, и шелест волн, и загадочность подводного мира.

А «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» волнует своей стремительностью и новизной. Перед взором сразу появляется крошечное насекомое, которое кружит над морской пучиной.

Живая русская природа отражается в вокальных произведениях Модеста Петровича Мусоргского. Это и романсы «Над рекой», «Дуют ветры, ветры буйные…». И картины из оперы «Хованщина».

Вокальные и инструментальные композиции о природе способны описать чудеса среды обитания человека на Земле не хуже кисти художника. Произведения великих композиторов (Гайдн, Чайковский, Римский-Корсаков, Вивальди) подходят для развития в людях чувства прекрасного, умения созерцать.

Будь то школьный класс или шумный офис, великая музыка рождает добрые мысли у любого.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *