Виды речевых нарушений у детей

Нарушения речевого развития достаточно многообразны, они могут проявляться в нарушении звукопроизношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (некоторые речевые особенности родителей, двуязычие в семье, диалектизмы, безграмотность).

В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений, одна – клинико-педагогическая, вторая – психолого-педагогическая, или педагогическая (по Р.Е.Левиной).

Названные классификации при различии в типологии и группировке видов речевых нарушений, одни и те же явления рассматривают с разных точек зрения, но они не столько противоречат одна другой, сколько дополняют друг друга, так как ориентированы на решение разных задач единого, но многоаспектного процесса логопедического воздействия.

Клинико-педагогическая классификация

опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний.

Таким образом, в логопедии выделяются 12 форм речевых нарушений, 9 из них составляют нарушения устной речи на разных этапах её порождения и реализации и 3 формы составляют нарушения письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса.

  • Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.
  • Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
  • Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.
  • Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (логоневроз).
  • Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем).
  • Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
  • Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
  • Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.
  • Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
  • Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.
  • Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.
  • Дисорфография — стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций, это стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках.

Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости её в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходим в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи.

  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
  • Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
  • Заикание – рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

По степени тяжести речевые нарушения можно условно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

В нашей стране существует система специализированных детских садов. Одним из таких учреждений является детский сад для детей с нарушениями речи. Логопедический детский сад предназначен для детей с задержкой речевого развития и прочими логопедическими проблемами. К большому сожалению, во многих городах таких садов нет. И дети, имеющие тяжелые нарушения речи вынуждены посещать массовый детский сад. Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием памяти, внимания, мышления и мелкой моторики. В большей же части детских учреждений такие группы закрывались в связи с тем, что наполняемость детей в логопедических группах по нормативам почти в два раза меньше, чем в обычных группах. В этих массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи также нуждаются в специальной помощи. Речевые нарушения не исчезают самостоятельно, без специально организованной коррекционной работы. Единственный выход в таких случаях – это оказание коррекционной помощи на логопедических пунктах, действующих на базе этих учреждений.

Детям школьного возраста оказывают помощь на школьных логопунктах. Коррекционная работа ведется параллельно со школьными занятиями и в большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости.

Успех коррекционного воздействия при любом виде речевого нарушения во многом зависит от того, насколько в семье заинтересованы в результатах работы и способствуют закреплению знаний полученных на занятиях.

Нарушения речи: виды, причины, признаки, диагностика и лечение

Что такое нарушения речи? Каковы его причины, признаки, виды, диагностика и лечение? Чем может быть вызван этот симптом? Определение: нарушения речи или речевые расстройства — это проблемы и отклонения речи и нарушения вербальной коммуникации и других смежных областей, в частности, речевой моторики. Симптоматика этих расстройств весьма разнообразна — от неспособности воспринимать речь до логореи или речевого недержания. Кроме того, эти симптомы могут появляться как у детей, так и у взрослых. В этой статье мы расскажем о том, каковы признаки, виды и классификация нарушений речи, как диагностировать и лечить эти расстройства.

Причины речевых расстройств

Причины речевых расстройств многочисленны и разнообразны, и различаются в зависимости от триггера заболевания. Среди органических причин, к которым относятся все связанные с повреждением органов речи, можно выделить:

  • Наследственные причины: когда нарушения речи наследуются от родителей.
  • Врождённые причины: когда речевые расстройства обусловлены приёмом лекарств или осложнениями во время беременности.
  • Перинатальные причины: причиной нарушений речи являются осложнения во время родов.
  • Постнатальные причины: речевые расстройства появляются после рождения, например, в результате преждевременных родов.

Кроме органических, также бывают функциональные причины, т.е. патологии работы задействованных в речи органов. Эндокринные причины в основном связаны с психомоторным развитием ребёнка. Причины, связанные с окружающей средой, также могут иметь место и влиять на речь — на лингвистические характеристики человека влияет его окружение. И, наконец, психосоматические причины также играют важную роль в развитии речевых расстройств, поскольку наши мысли имеют над нами власть и могут спровоцировать аномальную устную речь. И наоборот, трудности и нарушения речи могут негативно влиять на мышление. Всё это затрудняет корректное говорение и понимание речи.

Проверьте основные способности вашего мозга с помощью инновационного Общего когнитивного теста CogniFit

Симптомы нарушений речи

В зависимости от вида речевого расстройства и поражённой области существуют различные симптомы, свидетельствующие о возможном нарушении речи. Говоря о классификации общих симптомов нарушений речи, можно выделить следующие типы симптомов:

  • Симптомы расстройства экспрессивной речи: при этом расстройстве очень ограничен словарный запас, человек испытывает трудности с запоминанием и произношением длинных фраз.
  • Симптомы экспрессивно-рецептивного расстройства речи: помимо симптомов, которые наблюдаются в предыдущем случае, также присутствуют проблемы, связанные с восприятием, пониманием речи, слов или фраз.
  • Симптомы фонологического расстройства: характеризуются неспособностью использовать при разговоре отдельные звуки, присутствуют ошибки при произношении, воспроизведении и/или использовании звуков.

Кроме того, пожалуй, одним из самых заметных расстройств является заикание — нарушение плавности, ритма и организации речи.

Несмотря на то, что речь — это сложный процесс, и существует множество различных патологий речи, можно выделить определённые признаки, в целом указывающие на возможное развитие речевого расстройства. Говоря о речевых расстройствах у детей, можно отметить следующие признаки:

  • Расстройство экспрессивной речи: о данной проблеме может свидетельствовать скудный словарный запас ребёнка по сравнению с детьми его возраста, недоразвитость речи. Ребёнку сложно запомнить новые слова, он путает временные формы глаголов, использует в разговоре обобщающие слова (вещи, это и т.д.) вместо конкретных названий, мало говорит, произносит бессмысленные фразы, хотя способен при этом правильно произносить слова, использует определённые структуры предложений или постоянно при разговоре повторяет одни и те же фразы.
  • Расстройство рецептивной речи: при этом нарушении речи ребёнок часто не испытывает интерес к разговору в его присутствии, ему трудно выполнять указания или понимать то, что ему говорят, спрашивают, а также понимать написанное.

Ниже вы можете посмотреть видео о развитии человеческой речи. Не забудьте включить субтитры на русском языке.

Речевые расстройства: классификация и виды

Говоря об общей классификации существующих видов нарушений речи, можно выделить следующие:

1- Дизартрии:

Это нарушения произношения, вызванные поражением мышц речевого аппарата.

2- Дислалии:

Дислалия — расстройство звукопроизношения, характеризующееся отсутствием, заменами, смешением или искажениями фонем и звуков в устной речи. Существует несколько видов дислалий:

  • Физиологические дислалии: дети часто неправильно выговаривают звуки — это связано с недостаточной развитостью речевых органов в детском возрасте. Это абсолютно нормально и не должно тревожить родителей — за исключением случаев, когда с течением времени эта проблема не исчезает сама по себе.
  • Аудиогенные дислалии: как следует из названия, это нарушение связано с дефектом слуха ребёнка, который мешает ему правильно распознавать, подражать и воспроизводить звуки. Логично, что если человек плохо слышит, говорить он также будет плохо.
  • Функциональные дислалии: сохранившаяся уже при сформированном речевом аппарате долговременная физиологическая дислалия может развиться в функциональную дислалию. При этом виде дислалии строение органов не нарушено, однако ребёнок смешивает, искажает или заменяет звуки.
  • Органические или механические дислалии: этот вид дислалий также называют дисглоссии. Они связаны со структурными дефектами органов речи. Рассмотрим подробнее.

3- Дисглоссии

Дисглоссия (не путать с диглоссией или вариантом билингвизма) — это расстройство речи, как мы упомянули выше, связанное с дефектами (расщелинами) задействованных в речи органов. Различают следующие подвиды:

  • Губные дисглоссии: связаны с изменением формы губ, расщелинами губ. Наиболее известные патологии данного вида — заячья губа, волчья пасть.
  • Дисглоссии челюсти: вызваны нарушением формы, расщелинами верхней, нижней или обеих челюстей.
  • Зубные дисглоссии: расстройство речи из-за щелей между зубами или неправильного расположения зубов.
  • Языковые дисглоссии: вызваны расщелинами и другими дефектами языка. Патологиями, которые могут быть причинами этих расстройств, являются анкилоглоссия (короткая уздечка языка), макроглоссия (аномально большой язык), также односторонний или двусторонний паралич.
  • Носовые дисглоссии: связаны с патологиями, которые не позволяют воздуху корректно поступать в лёгкие.
  • Нёбные дисглоссии: вызваны расщелинами нёба.

4- Дисфемия

Дисфемии — это речевые расстройства, характеризующиеся нарушением артикуляции с многократным прерыванием речи и повторениями, вызванными плохой идеомоторной мозговой координацией. Примером дисфемии является заикание.

5- Афазии

Этот вид речевых расстройств может проявиться в любом возрасте, поскольку он связан с локальным поражением задействованных в речи отделов мозга и представляет собой отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи.

  • Афазия Брока: афазия Брока или эфферентная моторная афазия вызвана поражением двигательного речевого центра или центра Брока и смежных областей. Характеризуется большими трудностями с артикуляцией и телеграфной речью (очень короткими фразами). Наиболее страдает выражение речи (поэтому её также называют экспрессивная афазия), при этом понимание речи сохраняется или страдает меньше.

Не забудьте включить субтитры на русском языке.

  • Афазия Вернике или сенсорная афазия: нарушение речи, вызванное поражением левой височной доли, прилегающей к слуховой коре. Характеризуется беглой, но неинформативной (параграмматической) речью, нарушением фонематического слуха, проблемами с различением звукового состава слов. Также страдающие этим расстройством испытывают трудности с пониманием речи.

Не забудьте включить субтитры на русском языке.

  • Кондуктивная или проводниковая афазия: эта разновидность моторной афазии вызвана поражением дугообразного пучка и/или других соединений височной и фронтальных долей. Расстройство характеризуется нарушением возможности повторения слов и предложений, при этом сохраняется понимание и довольно беглая спонтанная речь. При кондуктивной афазии часто бывают проблемы с чтением, письмом и памятью на имена.

Не забудьте включить субтитры на русском языке.

  • Транскортикальная сенсорная афазия: этот тип расстройства речи вызван поражением соединений между париетальными и височными долями и связан с нарушением понимания отдельных слов, хотя способность повторения относительно не повреждена.
  • Транскортикальная моторная афазия: данное речевое расстройство вызвано подкорковыми поражениями в областях ниже моторной коры и связано с нарушениями в спонтанной речи, при этом память на имена не страдает.
  • Аномическая афазия: связана с поражениями различных областей височной и теменной долей и характеризуется нарушениями произношения отдельных слов.
  • Глобальная или тотальная афазия: полная потеря способности говорить и понимать речь. Нарушены все языковые функции.

6- Дислексия

Дислексия представляет собой расстройство обучаемости чтению и письму, связанное с нарушением нейроразвития человека. В настоящее время существуют профессиональные инструменты для нейропсихологического тестирования дислексии, для коррекции дислексии в школе, а также игры для когнитивной тренировки детей с дислексией.

Нейропсихологический тест CogniFit на дислексию

7- Специфическое расстройство речи

Специфическое расстройство речи или развития речи — это отставание в обучении и использовании речи или неспособность её применять при отсутствии мозговых повреждений, нормальном умственном развитии, адекватном развитии органов чувств и отсутствии психопатологий. Часто дети со специфическом расстройством речи также проявляют признаки дислалий и других вышеупомянутых расстройств.

8- СДВГ или Синдром дефицита внимания и гиперактивности

СДВГ связано с нарушениями речи и также вызывает проблемы с обучаемостью и коммуникацией. Согласно исследованиям, страдающие СДВГ дети испытывают трудности с синтаксисом и фонологической организацией речи. Также у них есть проблемы с семантической организацией и слуховой памятью. В настоящее время разработаны инструменты для нейропсихологического тестирования СДВГ, нейрообразовательные программы для решения трудностей обучаемости в школе и игры для когнитивной стимуляции детей с СДВГ.

Нейропсихологический тест CogniFit на СДВГ

9- Дискалькулия

Несмотря на то, что это расстройство не затрагивает речь (так, как остальные), в данном случае страдает понимание другого языка — математического. При дискалькулии нарушена способность работать с цифрами и понимать математические термины. Люди, страдающие дискалькулией, не понимают логики математического процесса. В настоящее время существуют профессиональные инструменты для нейропсихологического тестирования дискалькулии и игры для когнитивной стимуляции детей с дискалькулией.

Диагностика нарушений речи

Чтобы диагностировать расстройство речи, нужно следовать определённым рекомендациями и провести специальные тесты. Важно сосредоточиться на изучении случаев речевых расстройств у детей, чтобы постараться выявить проблемы, которые могут привести к развитию патологии, и следовать серии стратегий.

Перед диагностикой необходимо запросить информацию в первую очередь у родителей и в школе, где учится ребёнок. Это важнейшие источники информации о поведении ребёнка и развития его проблемы. Затем нужно поговорить с самим ребёнком, использовать записи, провести аудиометрию. Кроме того, для завершения диагностики необходимо провести нейропсихологические и специфические тесты, а также опрос родителей, воспитателей и преподавателей.

Речевые расстройства: как помочь ребёнку в домашних условиях

Как мы уже узнали, определённой и чёткой симптоматики у речевых расстройств нет, поскольку они бывают весьма разнообразны, различной степени тяжести и приносят различные проблемы людям, которые ими страдают. Далее мы дадим некоторые общие советы, которые можно использовать дома, если ребёнок страдает нарушениями речи.

Так как в первую очередь речь идёт о проблемах с коммуникацией, постарайтесь как можно больше общаться с ребёнком. Вместе слушайте музыку, пойте, слушайте его и, безусловно, не прерывайте его, дайте ему время сказать то, что он хочет, будьте терпеливы.

Также очень полезно чтение, причём лучше читать в интерактивной форме. Обсуждать прочитанное, рисунки, придумывать разные концовки книги — всё это очень полезно для развития речи.

И, наконец, важнейший шаг — выявить, в чём именно заключается проблема ребёнка и после этого обратиться к соответствующему специалисту.

Для более специфических заболеваний, таких как дислексия, дискалькулия, СДВГ, специфическое расстройство речи требуется другое, более глубокое вмешательство. Какое именно — вы можете найти ответ, пройдя по представленным выше ссылкам.

Нарушения речи: как помочь ребёнку в школе

В учебных учреждениях важно использовать специальные программы для обнаружения трудностей с речью, что даёт возможность применять раннее вмешательство в случае необходимости. Существуют нейрообразовательные платформы, которые могут быть очень полезны.

Учителя играют жизненно важную роль для нормального развития ребёнка, поскольку они являются посредниками в процессе обучения и способствуют адаптации ребёнка в школе.

С помощью подходящей образовательной программы можно добиться успешного обучения

«Руководство по обучению детей с расстройствами устной и письменной речи» даёт следующие рекомендации:

• Учебное заведение должно гарантировать условия, способствующие развитию речи и социального взаимодействия учеников.
• Помощь должна исходить в первую очередь от преподавателей.
• Школьные консультанты должны поддерживать эту функцию, а не заменять её.
• Необходимо включать в учебную программу предметы, способствующие развитию устной речи.
• Руководство учебного заведения должно гарантировать координированную работу всего преподавательского состава, как преподавателей, работающих с нарушениями устной и письменной речи, так и вспомогательного персонала, для соблюдения единого подхода и совместной работы.

Перевод Анны Иноземцевой

This post is also available in: Испанский Французский Немецкий

Нарушение речи во взрослом возрасте

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи заключается в том, что человек испытывает сложности с выражением мыслей. Начальные проявления отклонения возникают еще в детском возрасте.

Отсутствие лечения и коррекционных мероприятий приводит к проблемам в общении с окружающими. В сравнении с детскими дисфункциями артикуляционного аппарата нарушение речи у взрослых отличается более тяжелым течением.

Причины и факторы риска

Классификация патологического состояния подразумевает деление на органическое и функциональное. Расстройство может являться следствием дисфункций ЦНС, ухудшения слуха. Также его возникновение обуславливают травмы и ушибы головы, повреждение органов речи. Это может быть новообразование мозга, инсульт, тромбоз. У пожилых людей отмечается связь с болезнью Альцгеймера, Паркинсона. В таком случае параллельно происходят патологические расстройства памяти и нарушения психики. Реже дисфункции способствуют эпилепсия, злоупотребление спиртными напитками, ДЦП, инфекционные заболевания головного мозга.

Функциональными причинами речевого расстройства считаются внешние факторы, например, стресс, испуг, истерия, нелеченая патология с детства. Под влиянием приема некоторых лекарственных препаратов (антидепрессанты, транквилизаторы) может снижаться слуховое восприятие, что усугубляет нарушения речи. Немаловажная роль отводится и наследственному фактору. При наличии предрасположенности необходимо наблюдать за состоянием человека в динамике.

Возможно одновременное влияние внешних и внутренних причин, в таком случае картина нарушений становится многослойной и проявляется большим количеством симптомов.

Коммуникативные функции у человека страдают и при неправильной установке зубных протезов. Глубокое стрессовое состояние и перенапряжение может привести к дисфонии спастического характера. При этом отмечается напряженность голоса или его исчезновение.

Классификация нарушений у взрослых

Аналогично детским дисфункциям патология делится на виды по ее проявлениям и симптомам. Специалисты выделяют следующие расстройства экспрессивной речи:

Характеристика афазии такая же, как в детском возрасте. Нарушение речи вызывается повреждением различных отделов мозга. В зависимости от локализации патологического процесса на первый план выходят различные симптомы. У каждой из разновидностей афазии есть общие и индивидуальные признаки. В той или иной степени, всегда проявляются нарушения письма и чтения. Если патологические изменения связаны с возрастными изменениями, уже сформированные речевые навыки пропадают.

Формы нарушения речи

Название расстройства Основные симптомы
Акустико-мнестическая афазия Речь путанная, невнятная. Паузы между фразами.
Эфферентно-моторная форма афазии Отмечается смещение фонем, нарушение артикуляции.
Алалия Вербальное общение практически невозможно. Словарный запас недостаточный, затруднено деление на слоги.
Брадилалия Замедление темпа речи отражается также и на письме, чтении. Характерна монотонность.
Дизартрия Комплексные нарушения затрагивают моторику, дыхание, тембр и силу голоса.
Дизорфография Больной делает ошибки при письме, но они не связаны с осознанием правил написания или произношения.
Дисграфия Частичные нарушения правописания из-за недостаточного контроля письменной речи.
Дислексия Потеря навыков чтения, пациент с трудом осваивает прочитанный материал.
Дислалия На фоне нормального слуха и правильной артикуляции отмечается нарушение произношения звуков. Для диагностики привлекают стоматолога.
ЗРР Чаще обнаруживают в детском возрасте: скудный словарный запас, монотонная без интонаций речь.
Заикание Прерывание темпа происходит циклично, при повторении определенных звуков.

Постановка диагноза

Диагностика нарушений речи у взрослых осуществляется с помощью МРТ головного мозга и сосудов, обследования у логопеда и дефектолога, невролога, ЛОР-врача. Комплексный подход позволяет провести точную дифференциацию и составить план терапии.

У ребенка дефекты произношения часто закладываются в перинатальном периоде, у взрослого – после инсульта, бесконтрольного приема лекарств или необратимых дегенеративных процессов в головном мозге. Поэтому при жалобах на внезапное нарушение речи человека всегда отправляют на тщательное обследование.

При неправильном формировании прикуса у детей и нарушении роста зубов требуется консультация ортодонта. Коррекция речи начинается с устранения причины отклонения.

Симптомы и признаки

Нарушение речи заключается в любых проявлениях отклонений от нормы. Это неправильный темп, изменение звукотипа, недостаточный словарный запас и др. Они могут носить хронический характер или возникать внезапно. Характерным отличием детских расстройств от взрослых является то, что причиной последних чаще является органическое заболевание. Часто встречающиеся сопутствующие симптомы: повышенное слюноотделение, заикание, отсутствие мимики, нечеткость фраз и др.

При появлении нескольких признаков заболевания речь становится трудной для восприятия окружающими. При внезапных нарушениях речи необходимо, в первую очередь, исключить развитие инсульта.

Методы лечения

Выбор схемы терапии определяет основное заболевание, а также возраст пациента. Если нарушения речи вызваны острым состоянием, например, инсультом, больному необходима неотложная скорая помощь. Чем раньше начата реабилитация, тем выше у него шансы на полноценную жизнь в дальнейшем. Лечение состоит из выполнения логопедических заданий, физиотерапевтических методов, массажа и приема медикаментов. Может потребоваться пластика челюстно-лицевого отдела и специальная гимнастика, сеансы психотерапии. При спастической дисфонии спазм снимают с помощью уколов ботокса непосредственно в область голосовых связок.

На протяжении всего курса лечения нужно избегать внешних раздражителей, по возможности не оставлять больного человека одного в незнакомых местах. При проблемах с голосовыми связками рекомендован щадящий режим, чтобы их не напрягать. Также некоторые медикаменты и продукты питания могут вызывать их спазм, например, кофе.

Каждый вид коммуникативного расстройства требует особого подхода в соответствии с его проявлениями. Так, при дизартрии с человеком лучше общаться в письменной форме и с помощью жестов. Устная речь должна быть максимально простой и медленной.

В домашней обстановке можно продолжать коррекционную работу по устранению дефектов речи с помощью упражнений, назначенных врачом. Необходимо отдавать предпочтение общению с собеседниками, а не просмотру телевизора.

Профилактика

Невозможно со 100%-вероятностью сказать, что существуют определенные способы предотвращения нарушения произношения. При наличии факторов риска необходимо регулярно проходить обследование в медицинском учреждении. Специфика дефектов артикуляционного аппарата не дает возможности составить прогноз на будущее. При проблемах сосудистого характера необходимо контролировать уровень давления и вести здоровый образ жизни. Помните, что сидя за монитором компьютера, вы от проблемы не избавитесь. Нужно больше общаться с друзьями и близкими, совершать пешие прогулки на свежем воздухе.

Нарушение речи у взрослых – это не приговор, большая роль отведена его ранней диагностике и комплексному подходу к терапии. Лечение должно быть не симптоматическим, а направленным на устранение или подавление причины. Конечно, некоторые возрастные изменения являются необратимыми. Так, при сенильной деменции динамика будет со временем только ухудшаться. Однако, посредством медикаментозного лечения врачам удается замедлить развитие болезни и переход к терминальной стадии. Не забывайте, что большое значение отводится состоянию психики больного. Положительный настрой поможет и придаст уверенности в собственных силах не только ему, но и родственникам.

Дефекты и нарушения речи человека: виды, причины и способы исправления

Дефект речи — это отсутствие способности верного произношения звуков во время разговора. Возникает в результате неправильной работы речевого аппарата.

Наиболее часто встречаются следующие дефекты речи: заикание, картавость и шепелявость. Есть и другие, более серьезные виды нарушений: дизартрия, ринолалия, алалия — на них остановимся более подробно чуть ниже.

При наличии подобного недуга человеку нужно обратиться к специалисту: логопеду или дефектологу. Исправить дефекты речи — их прямая обязанность и главная задача.

Причины дефектов речи

Любое нарушение способностей у человека имеет свою причину. Можно выделить несколько причин возникновения речевых дефектов в зависимости от возраста человека.

У взрослых: У детей:
  • сильный стресс;
  • повреждение речевого аппарата;
  • физическая или психологическая травма;
  • контузия;
  • хирургическое вмешательство;
  • инфекционное заболевание;
  • глухота.
  • стресс или сильный испуг;
  • травма;
  • расстройство неврологического характера;
  • ДЦП или нарушение работы ЦНС;
  • инфекционное заболевание;
  • повреждение или неправильное формирование речевого аппарата;
  • глухота;
  • наследственность.

Условно их можно разделить на

  • физиологические (повреждение частей артикуляционного аппарата: языка, зубов, связок, гортани и т.д.) и
  • неврологические (повреждение части мозга, отвечающего за речь, расстройство нервной системы).

Виды дефектов речи

Что такое речь без дефектов? Это четкое, хорошо различимое на слух произнесение звуков, при котором слова и предложения выговариваются верно, отчетливо, плавно и с присущим языковым ритмом. Отклонение от этой нормы считается нарушением в той или иной степени.

Рассмотрим, какие же бывают нарушения воспроизведения звуков:

  1. Шепелявость — неправильное произношение шипящих и свистящих звуков. При этом речь человека в целом хорошо понятна и слова узнаваемы. Может возникнуть в результате неправильного прикуса, наличии межзубной щели, короткой уздечки или малой подвижности языка.
  2. Картавость — невозможность четкого произнесения звука “Р”. Искажение проговариваемых слов при этом не сильное. Как правило, возникает из-за короткой уздечки языка, нарушении слуха или неактивности некоторых языковых мышц.
  3. Ринолалия — нарушение при котором звуки произносятся “гнусаво”, будто человек говорит “в нос”. Возникает при нарушении в небно-глоточном смыкании.
  4. Брадилалия — замедление темпа и ритма речи по причине затруднения в произношении отдельных звуков.
  5. Дислалия — искажение, замена или отсутствие звуков при произнесении слов. Нарушение не связано с отклонениями центральной нервной системы. В логопедии это один из самых распространенных дефектов дикции у дошкольников. Встречается у 25-30% детей. Основные причины — отклонения от нормы в артикуляционном аппарате.
  6. Дизартрия — сильное нарушение речи, звуки произносятся невнятно, с большим затруднением. У человека нарушается дыхание. Дизартрия возникает вследствие поражения ЦНС и прерыванием связи с речевым аппаратом. В ⅔ случаев этот дефект проявляется при наличии ДЦП.
  7. Заикание — зацикленное или затянутое произношение звуков и слогов, ненормированные паузы и прерывание речи. Заиканию также сопутствуют неверные звуковые ударения в словах, аномальная интонация, темп и ритм речи. Возникает по причине судорожного состояния мышц речевого аппарата. Может возникнуть вследствие сильного стресса или испуга, перенесенного инфекционного заболевания, задержки в речевом развитии или, наоборот, при чересчур раннем и чрезмерном накоплении словарного запаса в детском возрасте.
  8. Алалия — полное или частичное отсутствие речи. Возникает при повреждении мозговой области, отвечающей за речевое воспроизведение. Причина алалии — повреждение мозга при родах или из-за серьезной травмы в младенческом возрасте, которая произошла до начала формирования навыков речи. При этом слух и интеллект ребенка остаются без отклонений.

Речевые дефекты у детей

Наиболее активно речь ребенка развивается в период с 2,5 до 5 лет. В норме к трем годам ребенок должен уметь говорить связными предложениями. В 4 года его словарный запас обычно превышает 800-1000 слов.

В раннем возрасте (до 3 лет) шепелявость и картавость считаются естественными дефектами, т.к. артикуляционный аппарат развит еще не полностью. Для устранения этих явлений родителям следует ненавязчиво поправлять речь ребенка, проговаривать с ним верное произнесение звуков и слов.

Для правильной постановки речи малыша, взрослые должны говорить с ним четкими, верно-построенными предложениями. Слова должны произноситься отчетливо, внятно. Не стоит поощрять “забавное” коверкание слов малыша, иначе привычка говорить неправильно закрепится надолго. Также ребенок может специально копировать неверное произношение, если у кого-то из близких есть речевой дефект.

Важно! Дислалия, которая часто встречается у малышей, в норме должна пройти до возраста 3-4 лет. Если ребенку скоро исполнится 5, а он до сих пор путает звуки, то следует обратиться к специалисту.

Дефектолог или логопед — к кому обратиться

Исправлением дефектов речи занимаются логопеды и дефектологи. В чем между ними разница и к какому специалисту следует обратиться?

Логопед — врач, восстанавливающий речь детей, не имеющих отклонений в психическом или физическом здоровье и с нормально работающей ЦНС.

Как правило, логопеды работают с детьми старше 3-летнего возраста. Главная задача логопеда — правильно поставить речь ребенка, научить его верно произносить звуки и слова.

Для этого отрабатываются специальные упражнения на дыхание, артикуляцию, пропевание и произношение звуков. Разучиваются специальные скороговорки.


Дефектолог — врач, который работает с детьми, имеющими отклонения в физическом или психическом развитии. Этот специалист получает специальное образование, которое включает курс по психологии, психиатрии, неврологии и другим дисциплинам.

Дефектолог не только занимается речью малыша, но и ведет борьбу с отставанием в развитии. Помогает ребенку познавать и воспринимать окружающий мир. В его задачу входит не только научить ребенка правильно говорить, но и научить его общаться, не замыкаться в себе. На прием можно привести малыша в возрасте от 1 года.

Нарушение речи у взрослых

Проблемы с речью у взрослых, как правило, возникают по двум видам причин:

  • физиологические (травма, контузия, перенесенное заболевание) или
  • психологические (стресс, волнение, испуг).

В первом случае, при неправильной работе речевого аппарата, человеку требуется медицинская помощь: хирургическое вмешательство, услуги отоларинголога.

Важно! При проблемах воспроизведения связанных с нервным расстройством прежде всего стоит обратиться к психологу или психотерапевту.

Избавиться от дефектов речи можно в процессе комплексной работы специалистов, в том числе и логопеда, который поможет наладить произношение, после того, как будет устранена первичная причина нарушения.

Знаменитости с речевыми дефектами

Бесспорно, сложности с правильным произнесением звуков, слов и предложений накладывает отпечаток на самовосприятие человека. Нередко люди, речь которых далека от идеала, комплексуют из-за этого, избегают лишнего общения с другими людьми, а словесное выступление на публике перед аудиторией и вовсе приравнивается к кошмару.

Особенно остро данная проблема касается людей публичных, которым по роду своей деятельности приходится каждый день общаться с множеством людей. Этой проблеме был посвящен фильм “Король говорит” — историческая драма о британском герцоге Георге VI (исполнитель роли Колин Ферт), которому предстоит стать королем.

Все бы хорошо, но будущий монарх страдает сильнейшим заиканием. На протяжении ленты он вместе со своей супругой (роль исполнила Хелена Бонем Картер) и логопедом — приверженцем нетрадиционных методов лечения, борется со своим недугом, чтобы произнести “главное послание своему народу”.

Среди современных знаменитостей также есть люди, обладающие отклонением от речевой нормы, но это не мешает им заниматься любимым делом и быть успешными.

Например, известный актер и режиссер Иван Охлобыстин с детства сильно картавил. При этом его работа напрямую связана с произнесением текстов. Как говорит сам актер, эта особенность даже помогает ему выделяться среди коллег.

Знаком с картавостью и автор произведений “Как я съел собаку”, “Реки”, “Асфальт” и других — Евгений Гришковец. При этом талантливый писатель самостоятельно читает свои тексты на широкую публику со сцены.

Без стеснения рассказывает о том, как плохо выговаривает шипящие и свистящие звуки популярный телеведущий Антон Привольнов. Эта “изюминка” это произношения не помешала ему завоевать доверие тысяч телезрителей.

Чем раньше будет обнаружен речевой дефект, тем легче его будет исправить. Главное — как можно скорее обратиться к врачу. Возможно, взрослому или ребенку потребуется комплексное лечение, но важно понимать что для устранения такого недуга потребуется время, строгое следование заданиям от специалиста и приложение собственных усилий для получения наилучшего результата.

Нарушения речи

Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологичес­ких механизмов речи; несоответствие уровня речевого развития возрастной норме; недостатки речи не преодолеваются само­стоятельно и могут негативно влиять на пси­хическое развитие индивида. Изучением и преодолением нарушения речи у детей и взрослых занимается педагогическая наука – логопедия, а также содружественные ей науки медицинского цикла (нейрофизиология, неврология, отоларингология, стоматология и др.).

Современные классификации рассматривают нарушения речи с позиций этиопатогенеза (клинико-педагогическая клас­сификация) и в аспекте расстройства психофизической организации речевой деятельности (психолого-педагогическая классификация).

Таким образом, клинико-педагогическая клас­сификация включает нарушения письменной речи (дислексию/алексию, дисграфию/аграфию) и нарушения устной речи, которые делятся на расстройства фонационного (внешнего) оформления речи (дислалию, дизартрию, ринолалию, брадилалию, тахилалию, заикание, нарушения голоса) и расстройства структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания (алалию и афазию).

Психолого-педагогическая классификация выделяет нарушения языковых компонентов речи (ФФН и ОНР), а также нарушения в применении языковых средств (заикание, мутизм). Возможны сложные комбинированные дефекты (ФФН + заикание, ОНР + заикание).

Все многообразие причин, вызывающих нарушение развития речи, может быть поделено на биологические и социальные. Так, биологические факторы, вызывающие нарушения речи, могут воздействовать в различные периоды онтогенеза. На стадии внутриутробного развития и родов наиболее неблагоприятное воздействие на созревание и последующее функционирование мозговых структур ребенка оказывают гипоксия плода, внутриутробные инфекции, родовые травмы и пр.; в первые месяцы после рождения – травмы, мозговые инфекции. Нарушения речи у лиц старшего возраста, как правило, связаны с сосудистыми поражениями головного мозга (инсультом, разрывом аневризмы сосудов головного мозга), тяжелыми травмами головы, опухолями мозга, нейрохирургическими вмешательствами.

Социально-психологические факторы, приводящие к нарушению развития речи у детей, могут выражаться в отсутствии должного внимания к формированию детской речи со стороны взрослых; неправильной речи окружающих; необходимости усвоения ребенком-дошкольником одновременно двух языковых систем; излишней, не соответствующей возрастным возможностям стимуляции речевого развития ребенка, стрессах и т. д.

Предрасполагающими условиями к возникновению нарушений речи у детей служат, так называемые, критические периоды в развитии речевой функции: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. Эти периоды являются сензитивными для развития речи: в это время происходит наиболее интенсивное формирование психофизиологической основы речи, и нервные механизмы регуляции речевой деятельности чрезвычайно ранимы. Поэтому любые, даже, казалось бы, незначительные биологические или социальные факторы, действующие в критические периоды, могут привести к возникновению нарушений речи.

Нарушения речи носят стойкий характер и, возникнув под влиянием того или иного фактора, не исчезают самостоятельно, без специально организо­ванной логопедической помощи. Кроме этого, нарушения речи отрицательно сказываются на развитии интеллектуальной сферы, поведения и личности в целом. Вместе с тем, в большинстве случаев нарушения речи обратимы, и целенаправленная и своевременно предпринятая коррекция позволяет вернуть человеку радость общения и предупредить развитие вторичных психических наслоений.

Логопедическая помощь лицам, страдающим нарушениями речи, оказывается в системе образования (специализированных ДОУ, логопедических группах, логопедических пунктах, школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и пр.), в системе здравоохранения (логопедических кабинетах при поликлиниках, диспансерах, стационарах, специализированных медицинских цент­рах, домах ребенка и т. д.), частных развивающих центрах. В этих учреждениях логопеды проводят консультации, всестороннее диагностическое обследование и коррекцию нарушений речи.

Курс логопедических занятий проводится по специальной программе в соответствии со спецификой нару­шения речи. На занятиях по коррекции нарушений речи используются речевые упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедический массаж, логоритмика. Логопедическое воздействие при нарушениях речи активно сочетается с лекарственной терапией, психотерапией, массажем, физиотерапией, лечебной физкультурой, при необходимости – хирургическим вмешательством.

Профилактика нарушений речи начинается фактически с момента зарождения новой жизни и продолжается уже после рождения, на протяжении всей жизни. Она включает в себя заботу о благоприятном протекании беременности, нервно-психическом и физическом здоровье беременных и детей, раннее выявление факторов риска нарушений речи и их устранение. Важнейшее значение в профилактике нарушений речи у детей имеет речевая среда.

Ознакомиться с основными видами речевой патологии и формами логопедического воздействия Вы можете в разделах «Нарушения речи» и «Логопедия» на сайте «Красота и медицина». Вашему вниманию также предлагается каталог организаций, оказывающих логопедическую помощь, удобный сервис поиска специалиста-логопеда в Москве с возможностью онлайн-записи на консультацию и лечение.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *