Конспект НОД в средней группе по теме «Посуда»

Альбина Хайдарова
Конспект НОД в средней группе по теме «Посуда»

Конспект НОД в средней группе по теме «Посуда».

Тема: «Посуда».

Цели: — расширить представление детей о посуде, материале, из которых она сделана;

— познакомить с классификацией предметов посуды;

— формировать умение описывать предметы посуды;

— воспитывать бережное отношение к посуде;

— развивать связную речь.

Предварительная работа с детьми: наблюдение за подачей пищи, мытья посуды; сюжетно –ролевые игры: «Семья», «Напоим гостей чаем», «У Кати день рожденье». Знакомство со столовой, кухонной и чайной посудой, беседа об использовании посуды, из чего она сделана, чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе».Материалы и оборудование: загадки; стихотворение; картинки с классификацией посуды, с посудой для игры «Что исчезло?», «Что лишнее?»; фарфоровая кружка, стеклянный стакан, металлический чайник, хрустальная ваза, деревянная хлебница, глиняный горшок, пластмассовая ложка.

Содержание организованной деятельности детей.

1.Организационный момент:

Воспитатель:Отгадайте загадки:

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник.)

Она бывает глубока,

Она бывает мелка.

Однако это не река. (Тарелка.)

На кухоньке нашей

Мы варим в ней кашу,

Картошку, бульоны,

Супы, макароны. (Кастрюля.)

На кухне ей всегда почет

Она и жарит и печет,

Не приготовить нам еду

На кухне без … (Сковорода.)

Кто такая?

Каши зачерпнет и отправит в рот? (Ложка.)

Деревянная темница –

А в ней хлеб хранится. (Хлебница.)

Воспитатель: Молодцы! Скажите, о чем говорилось в загадках. (О посуде.)

2. Классификация посуды.

На магнитной доске помещается картинки с изображением посуды. На одной картинке — чайная посуда, на второй – столовая посуда и столовые приборы, а на третьей – кухонной.

Чайная посуда

Кухонная посуда

Столовая посуда

Столовые приборы

Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите мне, что изображено на магнитной доске? (Посуда). Перечислите, какая посуда здесь изображена? Почему они стоят по группам? (Ответы детей.) Посуда бывает разная. Чайная посуда — это чашка, блюдце, стакан, бокал, сахарница, конфетница, молочник, чайник. Ребята, для чего нужна чашка? Что можно пить из чашки, стакана? Что наливаем в молочник? Что мы кладем в конфетницу, сахарницу? Эта вся посуда нам нужна пить чай, поэтому её называют чайной. Теперь посмотрим на вторую картинку. Здесь изображена столовая посуда: тарелка, супница, солонка, хлебница, перечница, салатница, соусница. К столовой посуде относится еще нож, вилка, ложка – это столовые приборы. Как вы думаете, зачем нужна супница? Что находится в солонке, соуснице, перечнице, салатнице? Она называется столовой потому, что ей пользуются за столом во время обеда. И, наконец, посмотрим на посуду на третьей картинке: кастрюля, сковородка, миска, половник, сито. Как используют сковороду? Для чего нужна кастрюля? Эта посуда нужна на кухне, она называется кухонная.

3. Игра «Каждый продукт в свою посуду».

Чай попьем из …

Сахар насыпаем …

Каша сварим в …

Молоко нальем …

Котлеты пожарим в …

Соль у нас в …

А перец в …

Хлеб положили в …

Конфеты к чаю у нас лежат в …

4. А сейчас мы немного отдохнем. Физкультминутка.

«Я чайник-ворчун»

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд (шаги на мест)

Я всем напоказ выставляю живот (руки на поясе, повороты туловища

вправо-влево)

Я чай кипячу,клокочу и кричу: (хлопки в ладоши)

— Эй, люди, я с вами чай пить хочу. (прыжки на месте)

5. Ознакомление с признаками материала, из которого изготовлена посуда.

Воспитатель: Давайте обратим внимание на материалы, из которых сделана посуда. (перед детьми стоят: фарфоровая кружка, стеклянный стакан, металлический чайник, хрустальная ваза, деревянная хлебница, глиняный горшок, пластмассовая ложка.) Пластмассовая посуда легкая, но готовить в ней нельзя, она расплавится. Стеклянная посуда хрупкая, она может лопнуть от горячей пищи. Металлическая посуда тяжелая, в ней можно готовить, а в фарфоровой посуде готовить нельзя, в ней только подают готовое блюдо. Глиняная посуда – тяжелая, готовить в ней можно в печке или в духовке.Дети по желанию подходят берут предмет и называют свойства материала: металл – тяжелый, прочный, твердый; глина – толстая, непрозрачная; стекло – прозрачное, тонкое, гладкое, хрупкое и т. д.

6. Игра «Назови, какая посуда».

Если ложка сделана из металла, то она (какая) — …

Если тарелка из стекла, то она — …

Если чашка из фарфора, то она — …

Если половник из металла, то она — …

Если ложка из пластмассы, то она — …

Если горшок из глины, то она — …

7. Игра «Что лишнее?»

9. Игра «Что исчезло?»

Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки? Как она называется? Почему посуда убежала? Правильно, потому, что она Федора не ухаживала за своей посудой, не мыла ее. Давайте мы с вами внимательней посмотрим и скажем, что же исчезло?

Ребята, чтоб так не произошло, как мы должны обращаться с посудой? (ответы детей). Давайте послушаем стихотворение о том, чтобы мы делали, если б не было посуды:

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей,

Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке,

Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду

Нам различная посуда:

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд-

Варят, жарят и пекут!

Вот какая она помощница!

10. Упражнение на развитие внимания.Воспитатель: Давайте порадуем наших мам и приготовим им подарки. Дорисуйте у маленьких чашек по одной ручке с левой стороны, а у больших – по одной ручке с правой стороны и раскрасьте их. (По окончании занятия устраивается выставка работ). Давайте разместим посуду на магнитной доске и полюбуемся на неё, а вечером подарите свои работы мамам

11. Рефлексия.

Ребята о чём мы сегодня говорили на нашем занятии? Что особенно вам понравилось? (Ответы детей). Вы сегодня отлично потрудились и изготовили замечательную посуду для мам!

Занятие в средней группе  по развитию речи по теме «Посуда».

Программное содержание: Пополнять и активизировать словарь детей названиями предметов чайной, столовой и кухонной посуды, используя в речи соответствующие обобщающие слова: чайная, столовая и кухонная. Активизировать употребление в речи название частей посуды (ручка, носик, стенки, дно, крышка, зубчики). Учить детей образовывать слова по аналогии (сахарница, хлебница; чайник, кофейник; ложечка, тарелочка). Учить говорить, из чего сделана посуда; как ее можно ласково называть. Поощрять словотворчество, тактично подсказывая общепринятые образцы (из манки – манная, из геркулеса – геркулесовая).

Воспитывать уважение к старшим, бережное отношение к посуде.

Дидактические игры: «Разложи посуду правильно», «Что где находится?», «Назови ласково», «Из чего сделана посуда?», «Чего не хватает?», «Кружки – болтушки», «Что лишнее?», «Назови кашу».

Оборудование: Наборы чайной, столовой и кухонной посуды, подносы, набор картинок посуды, картинки посуды без определенных частей (у кастрюли – крышки, у вилки – зубчиков, у чашки – стенок, у чайника – носика, у молочника – ручки), чудесная шкатулка с железной, стеклянной, деревянной и фарфоровой кружкой, мяч, скатерти, картинки или предметы для игры «Что лишнее?», шапочки – ободки с картинками посуды (чайник, кастрюля, сковорода, чашка, ложка, вилка).

Дети сидят полукругом на стульях, перед ними на столах посуда и 3 подноса, накрытые скатертями. Раздается стук и входит Федора Егоровна – воспитатель, представляется и говорит:

— Послушайте, ребята, какая со мной беда приключилась.

Скачет сито по полям, а корыто по лугам.

Вот и чайник за кофейником бежит, тараторит, тараторит, дребезжит.

А за ними блюдца, блюдца, дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля.

И бежит сковорода:

-Вы куда, куда, куда?

Чашки да ложки стучат по дорожке.

— Почему тогда от меня сбежала посуда?

-Ты ее не мыла, не чистила, закоптила, запылила, плохо хранила, часто разбивала.

-Да, я многое забыла о посуде: какая для чего нужна, как называется. Я только запомнила, что ее нужно любить и уважать, но никак не обижать. -Вот посмотрите, я принесла с собой посуду, вы о ней мне расскажете?

-Как называется посуда, с помощью которой мы пьем чай? (Чайная посуда)

-Как называется посуда, из которой мы едим? (Столовая посуда)

-Как называется посуда, в которой готовят еду? (Кухонная посуда)

Дети рассказывают стихотворение «Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками, разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке или грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду нам различная посуда:

На нее еду кладут, из нее едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты: сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд – варят , жарят и пекут!

-Ребята, помогите, пожалуйста, разобрать мою посуду, чтобы правильно и удобно было ее хранить, чайную, столовую и кухонную на разные подносы.

Д/и «Разложи Федорину посуду»

-Вашу кухню однажды колдун посетил

И посуду своим волшебством оживил,

И решила посуда, что нынче она

Рассказать о себе всем ребятам должна.

(Выходят дети в шапочках – ободках с изображением посуды и читают стихи)

«Чашка» «Кастрюля»

Меня узнали? Чашка – я! Я – кастрюля! В кухне вашей

И создана я для питья. Вам варю борщи и каши,

За ручку все меня берут И картошку, и бульоны,

И из меня все чай, кофе пьют. И супы, и макароны!

«Сковорода» «Ложка»

Ну-ка, отвечайте четко Ложку каждый уважает

Для чего вам сковородка? Мною суп и борщ хлебают.

Без меня, сковороды, Если чай с пирожным пьют,

Не пожарить вам еды! Тоже ложечку берут.

«Чайник» «Вилка»

Я – звонкий чайник со свистком, Вот, знакомьтесь, перед вами

Я с детства каждому знаком, Вилка с длинными зубцами.

И если чайник засвистел, Мной яичницу едят,

То, значит, чай уже вскипел. И сосиску, и салат.

Но со мною не шутите –

Вилкой в глаз не попадите!

-Ребятки, подскажите мне ответ:

Если хорошо заточен все легко он режет очень:

Хлеб, картошку, рыбу, мясо, свеклу, яблоки и масло… (нож)

-Что еще вызнаете про посуду?

«Про посуду» (рассказывает ребенок)

Помогать готова всюду

Нам различная посуда.

На нее еду кладут,

Из нее едят и пьют.

Благодарны мы посуде,

И ее за это будем

За собою убирать

Чисто мыть и протирать!

-Спасибо, вам, я буду беречь свою посуду!

-Я знаю, что посуда называется так, как используется. Например, чай – в чайнике, как другие продукты не знаю. Помогите запомнить названия.

Словесная игра ( с мячом и в кругу) «Что где находится».

Чай – в чайнике соль – в солонке

Кофе – в кофейнике сахар – в сахарнице

Молоко – в молочнике хлеб – в хлебнице

Масло – в масленке конфеты – в конфетнице

-Вы, ребята, умеете помогать?

Физкультминутка » Моем посуду – помощники »

Кран с водою мы открыли и посуду перемыли.

Раз, два, три, четыре, мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку.

Мы посуду перемыли, только чашку мы разбили

И кастрюлю уронили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали – так Федоре помогали!

-Посуду изломали, теперь надо отремонтировать. Но сначала ее надо пожалеть. Научимся называть посуду ласково.

Словесная игра (с мячом и в кругу) «Назови ласково»

Тарелка – тарелочка сковорода чайник ковшик

Чашка стакан блюдце масленка

Ложка вилка ваза солонка

-Теперь мы посмотрим, чего не хватает у этой посуды и «починим».

Д/и «Чего не хватает?» (использовать картинки на доске)

У кастрюли – крышки у вилки – зубчиков у чашки – стенки

У чайника – носика у ковшика – ручки у стакана – донышка

Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник (руки на поясе и повороты в стороны)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки (руки в стороны)

Очень крупные бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца (хлопок)

Только стукни – разобьются!

Вот серебряные ложки (потягивание)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос (руки вперед)

Он посуду нам принес.

-Ребятки, из каких материалов сделана посуда вы знаете?

Словесная игра (с мячом и в кругу) «Из чего сделана?»

Чайник сделан из железа, он какой? (железный)

Блюдце из фарфора ложки из серебра

Кастрюля из металла ваза из хрусталя

Поднос из пластмассы стакан из стекла

Кружка из дерева

-А как надо обращаться с посудой? Почему? (дети садятся)

У меня для вас сюрприз в чудесной шкатулке,

Называется игра «Кружки – болтушки»,

послушайте, как звучат железная, деревянная, стеклянная, фарфоровая кружки. Теперь они по очереди будут «говорить в шкатулке», а вы отгадаете.

-Еще один сюрприз – кружки с крупой: манкой, рисом, гречкой, геркулесом

Д/и «Назови кашу»

Скажите, как называется каша из определенной крупы?

В чем варят кашу? (в кастрюле, ковше)

-Вот еще загадки – Д/и «Что лишнее?» (использовать картинки или предметы). Нужно назвать лишний предмет и сказать почему.

-Ребята, вы все про посуду знаете, многое о ней рассказали: какая она бывает, для чего она нужна, как с ней обращаться. Спасибо вам, я все запомнила, буду беречь свою посуду.

Уж не буду, уж не буду я посуду обижать,

Буду, буду я посуду и любить и уважать.

№1

-Вот посмотрите, я принесла с собой посуду, вы о ней мне расскажете?

-Как называется посуда, с помощью которой мы пьем чай? (Чайная посуда)

-Как называется посуда, из которой мы едим? (Столовая посуда)

-Как называется посуда, в которой готовят еду? (Кухонная посуда)

1.стихотворение «Для чего нужна посуда?»

-Ребята, помогите, пожалуйста, разобрать мою посуду, чтобы правильно и удобно было ее хранить, чайную, столовую и кухонную на разные подносы.

2.Д/и «Разложи Федорину посуду»

  1. -Вашу кухню однажды колдун посетил

И посуду своим волшебством оживил,

И решила посуда, что нынче она

Рассказать о себе всем ребятам должна.

(Выходят дети в шапочках – ободках с изображением посуды и читают стихи)

-Ребятки, подскажите мне ответ:

Если хорошо заточен все легко он режет очень:

Хлеб, картошку, рыбу, мясо, свеклу, яблоки и масло… (нож)

-Что еще вызнаете про посуду? «Про посуду» (рассказывает ребенок)

-Я знаю, что посуда называется так, как используется. Например, чай – в чайнике, как другие продукты не знаю. Помогите запомнить названия.

  1. Словесная игра ( с мячом и в кругу) «Что где находится».

Вы, ребята, умеете помогать?

  1. Физкультминутка » Моем посуду – помощники »

Кран с водою мы открыли и посуду перемыли…

-Посуду изломали, теперь надо отремонтировать. Но сначала ее надо пожалеть. Научимся называть посуду ласково.

6.Словесная игра (с мячом и в кругу) «Назови ласково»

-Теперь мы посмотрим, чего не хватает у этой посуды и «починим».

  1. Д/и «Чего не хватает?» (использовать картинки на доске)
  2. Физкультминутка «Вот большой стеклянный чайник» (руки на поясе

-Ребятки, из каких материалов сделана посуда вы знаете?

  1. Словесная игра (с мячом и в кругу) «Из чего сделана?»

-А как надо обращаться с посудой? Почему? (дети садятся)

  1. У меня для вас сюрприз в чудесной шкатулке,

Называется игра «Кружки – болтушки»,

послушайте, как звучат железная, деревянная, стеклянная, фарфоровая кружки. Теперь они по очереди будут «говорить в шкатулке», а вы отгадаете

  1. Еще один сюрприз – кружки с крупой: манкой, рисом, гречкой, геркулесом Д/и «Назови кашу»

Скажите, как называется каша из определенной крупы?

В чем варят кашу? (в кастрюле, ковше)

12.-Вот еще загадки – Д/и «Что лишнее?» (использовать картинки или предметы). Нужно назвать лишний предмет и сказать почему.

-Ребята, вы все про посуду знаете, многое о ней рассказали: какая она бывает, для чего она нужна, как с ней обращаться. Спасибо вам, я все запомнила, буду беречь свою посуду.

Уж не буду, уж не буду я посуду обижать,

Буду, буду я посуду и любить и уважать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Посуда» для детей средней группы

Конспект занятия по Ознакомлению с окружающим миром

Тема: «Посуда»

Цель: закреплять знания детей о посуды, название, разновидности (чайная, кухонная, столовая), ее назначении. Дать представление о том, из каких частей состоит посуда (крышка, ручки, стенки, дно, носик). Расширять словарный запас за счёт имён существительных (чаепитие, конфетница, салатница, селедочница), имен прилагательный (кухонная, столовая, чайная).

Задачи:

  1. Учить выделять существенные признаки посуды.

  2. Упражнять в умении классифицировать предметы посуды по одному признаку — назначению: столовая, кухонная, чайная.

  3. Закреплять правила поведения за столом, правила сервировки стола.

Ход занятия

Коммуникативное упражнение «Соберемся вместе в круг!»

Соберемся вместе в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

В: Ребята, вы любите ходить в гости?

Дети: Да!

Воспитатель: У кого вы бывали в гостях?

Дега: У бабушки, у дедушки. У друзей. У родственников и т.д.

В: сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к сказочному герою. А к кому мы пойдем, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить, и уважать!

Дета: Это бабушка Федора!

В: Правильно. Мы пойдем в гости к бабушке Федоре. Но как мы попадем в сказку?

Дети: на ковре-самолете, с помощью волшебной палочки, скажем волшебные слова и т.д.

В: Предлагаю перелететь в сказку к Федоре на ковре-самолёте, садитесь на ковер-самолет и закрывайте глаза (воспитатель надевает платок, берет на себя роль Федоры)

Федора: Здравствуйте, гости дорогие!

Дети: Здравствуй, бабушка Федора!

Федора: Как я рада вас видеть! Я очень люблю гостей и с удовольствием их угощаю. Да вот беда, был у меня в гостях Незнайка, помог мне помыть посуду, и составил её на один стоя. А ведь у меня каждой посуде свое место. Помогите мне её разобрать. А сначала скажите, на какие группы можно разделить посуду?

Дети: Столовая, кухонная, чайная.

Федора: Молодцы, знаете. А сейчас приступайте к работе: давайте кухонную посуду отнесём на кухню (Варя и Сейран), на стол поставьте столовую посуду (Артём Сем., Варя Пичугина), на поднос— чайную (Кристина и Ярослав). Да смотрите, не ошибитесь!

(дети выполняют задание)

Федора: А сейчас проверим, правильно ли вы расставили мою посуду?

  • Какие предметы кухонной посуды вы принесли на этот стол? Для чего нужна сковорода? Чайник?

  • Какие предметы столовой посуды стоят на столе?

  • Ложка, вилка и нож относятся к столовой посуде и называются столовые приборы, т.е. приборы которыми мы кушаем. Для чего нужен нож? (отрезать кусочек пищи).

  • Назовите предметы чайной посуды. Для чего нужна чанная посуда?

Федора: Молодцы, все знаете. А теперь давайте поиграем.

Игра «Назови, что для чего нужно»

Ф: Что мы храним в сахарнице?

Дети: Сахар.

Ф: В хлебнице – …

Дети: Хлеб.

Ф: Что наливаем в супницу?

Дети: Суп.

Ф: Что лежит в конфетнице – …

Дети: Конфеты.

Ф: А в селедочнице – …

Дети: Селедка.

Ф: В салатнице мы приготовим – …

Дети: Салат.

Ф: Ребята, что это?

Дети: Это самовар.

В: Для чего нужен самовар?

Дети: Он нужен, для того, чтобы кипятить воду и пить чай.

В: А мы с вами знаем веселую песню о самоваре. Давайте вместе ее споем.

Физкультминутка «Пых, пых самовар» ( Дети становятся в круг. Звучит песня «Пых, пых самовар» слова Ю. Энтина, музыка Д. Тухманова. Воспитанники выполняют движения под музыку.)

1. Жил, поживал самовар.
Самовар!
Был он не молод, не стар.
Самовар!
Он на работе кипел.
Самовар!
Песню такую он пел.

Выполняют полуприседания «пружинки», руки на поясе.
На слово «самовар» руки выставляют вперед.

Припев:
Пых-пых, тумба-тумба самовар.
Тумба-тумба-тумба-тумба
Русский самовар.

Идут по кругу.
Хлопают в ладоши.

2. Пусть неуклюж он на вид.
Самовар!
Но на Руси знаменит.
Самовар!

Кружатся вокруг себя, руки на поясе.

Чайник с почтеньем большим.
Самовар!
Робко стоит перед ним.

Танцевальное движение выставляют носок – пятку.

Припев:
Пых-пых, тумба-тумба самовар.
Тумба-тумба-тумба-тумба
Русский самовар.

Идут по кругу.
Хлопают в ладоши.

Игра «Собираем чайник» и «Назови части»

Ф.: Ребята, хотела вас чаем угостить, а чайники у меня разбились, помогите мне их собрать. Посмотрите, какие части у меня есть «Это дно, это стенки, это крышка, это носик, это ручка. Давайте соберите ваши чайнички. Попросить назвать ту или иную часть чайника.

Ф: Ребята, назовите, а какие части есть у нашей кастрюли?

Дети: Крышка, ручки, стенки, дно.

Когнитивное упражнение «Четвертый лишний»

Угадайте, что на полочке лишнее:

Ф: Молодцы. Ну что же, пора стол накрывать. Давайте устроим с вами чаепитие. Вы мне поможете? Что сначала нужно сделать? (накрыть стол скатертью)

Ф: Какую посуду мы поставим на стол?

Дети: чайную.

Ф: почему?

Дети: потому что будем пить чай.

Ф: а я поставлю на стол самовар. Смотрите, какой он у меня красавец.

Ф: ну вот вам пора возвращаться в детский сад. Садитесь на ковер-самолет и закрывайте глаза.

В: Ребята, где вы были?

Дети: У Федоры

В: Понравилось вам в гостях?

Дети: Да!

В: Как вы помогли бабушке Федоре?

Д: Разобрали посуду.

В: На какие группы можно разделить посуду?

В: В следующий раз мы пойдем в гости к другому сказочному герою.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *