Снегурочка (опера)

У этого термина существуют и другие значения, см. Снегурочка (значения).

Опера

Снегурочка


1885. Берендейки. Костюмы Виктора Васнецова к опере.

Композитор

Николай Римский-Корсаков

Автор(ы)
либретто

Николай Римский-Корсаков

Источник сюжета

сказка А. Н. Островского «Снегурочка»

Жанр

Драма

Количество действий

4(с Прологом)

Год создания Первая постановка

29 января (11 февраля) 1882 год

Место первой постановки

Петербург, Мариинский театр

«Снегу́рочка» — опера Николая Римского-Корсакова (1881) по одноимённой сказке Александра Островского (1873).

История создания

И. Е. Репин. Портрет Н. А. Римского-Корсакова

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

В начале восьмидесятых годов Римский-Корсаков познакомился со сказкой А. Н. Островского «Снегурочка» (1873). Тогда она не произвела на него большого впечатления. «В зиму 1879—1880 годов, — вспоминал композитор, — я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту… Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна».

Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как «Снегурочка». В 1881 году опера была завершена. Премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом. Оперу восторженно принял и А. Н. Островский: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

Оптимистическая идея оперы — прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье — коренится в народной поэзии. «Снегурочка» воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства. В опере противопоставлены два мира — реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора, «вечные, периодически выступающие силы природы». Снегурочка, пастух Лель и царь Берендей — персонажи полуреальные, полуфантастические. Яриле-солнцу — «творческому началу, вызывающему жизнь в природе и людях» (Римский-Корсаков) — враждебен суровый Мороз. Снегурочка — холодное дитя Мороза и Весны — всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с замечательной правдой выражения показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в ее сердце, приводя к гибели.

Действующие лица

Партия Голос Исполнитель на премьере
10 февраля 1882
(Дирижёр: Эдуард Направник)
Исполнитель на премьере в Москве
(Большой театр, 1893)
(Дирижёр: Энрико Бевиньяни)
царь Берендей тенор Васильев 3-ий Антон Барцал
Бермята бас Михаил Корякин Степан Трезвинский
Весна-Красна меццо-сопрано Мария Каменская Александра Крутикова
Мороз бас Фёдор Стравинский Степан Власов
Снегурочка сопрано Феодосия Велинская Маргарита Эйхенвальд
Бобыль Бакула тенор Васильев 2-ой
Бобылиха меццо-сопрано Ольга Шрёдер Павленкова
Лель, пастух контральто Анна Бичурина Лидия Звягина
Купава, дочь богатого слобожанина сопрано Мария Макарова Мария Дейша-Сионицкая
Мизгирь, торговый гость из Посада Берендеева баритон Ипполит Прянишников Богомир Корсов
1-ый бирюч тенор Павел Дюжиков
2-ой бирюч бас Владимир Майборода
Царский отрок меццо-сопрано
Леший тенор Владимир Соболев
Масленица, соломенное чучело бас
Хор, без пения: Свита Весны, птицы, свита Царя, берендеи обоего пола и всякого возраста, бояре и боярыни, гусляры, скоморохи, гудочники, волынщики, пастухи, парни и девушки, лешие, цветы

Аудиозаписи

Г. Васильев. Опера «Снегурочка». «Мелодия». 1959

  • Н. А. Римский-Корсаков. «Снегурочка». Снегурочка — Ирина Масленникова, Весна — Надежда Обухова, Мороз — Максим Михайлов, Царь Берендей — Сергей Лемешев, Лель — Мария Максакова, Купава — Софья Панова, Мизгирь — Алексей Иванов, хор и оркестр Большого театра СССР, дирижёр — Кирилл Кондрашин, 1946 год.
  • Н. А. Римский-Корсаков. «Снегурочка».

Снегурочка — Вера Фирсова, Весна — Вероника Борисенко, Мороз — Алексей Кривченя, Царь Берендей — Иван Козловский, Лель — Лариса Авдеева, Купава — Галина Вишневская, Мизгирь — Юрий Галкин, оркестр и хор Большого театра СССР, дирижер — Евгений Светланов, 1957 год.

  • Н. А. Римский-Корсаков. «Снегурочка». Снегурочка — Валентина Соколик, Весна / Лель — Ирина Архипова, Мороз — Александр Ведерников, Берендей — Антон Григорьев, Купава — Лидия Захаренко, Мизгирь — Анатолий Максиков, Бермята — Владимир Маторин, Бобыль — Юрий Ельников, Бобылиха — Нина Дербина, оркестр и хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения, дирижер — Владимир Федосеев, 1975 год.
  • Н. А. Римский-Корсаков. «Снегурочка». Александр Лазарев (дирижер), Ирина Журина (Девушка-Снегурочка), Нина Терентьева (Весна-Красна), Георгий Селезнев (Дед-Мороз), Татьяна Ерастова (Лель, пастух), Оркестр Большого Театра СССР, Хор Большого Театра СССР, Детский хор Большого Театра СССР. Запись 1987 г. (4LP, Мелодия, А10 00429 002, 1989)

Ссылки

Оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова

Псковитянка (1872) • Майская ночь (1879) • Снегурочка (1881) • Млада (1890) • Ночь перед Рождеством (1895) • Садко (1896) • Моцарт и Сальери (1897) • Боярыня Вера Шелога (1898) • Царская невеста (1899) • Сказка о царе Салтане (1900) • Сервилия (1901) • Кащей Бессмертный (1902) • Пан воевода (1903) • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1904) • Золотой петушок (1908)

Музыкальный справочник

СНЕГУРОЧКА Н.А.Румский Корсаков

(Весенняя сказка)
Опера в четырех действиях с прологом
Либретто написано Н. А. Римскгш-Корсаковым по пьесе А. Н. Островского.
Премьера состоялась 10 февраля 1882 г. в Мариинском театре в Петербурге.
Действующие лица в прологе:
Весна-Красна — меццо-сопрано
Дед-Мороз — бас
Девушка-Снегурочка- сопрано
Леший — тонор
Масленица — соломенное чучело – бас
Бобыль — тенор
Бакула Бобылиха, его жена — меццо-сопрано
Свита Весны, птицы: журавли, гуси, утки, грачи, сороки скворцы, жаворонки и другие.
Берендеи обоего пола и всякого возраста.
Действующие лица в опере:
Царь Берендей — тенор
Бермята, ближний боярин — бас
Весна-Красна — меццо-сопрано
Девушка-Снегурочка — сопрано
Бобыль Бакула — тенор
Бобылиха — меццо-сопрано
Лель, пастух. — альт
Купава, молодая девушка, дочь богатого слобожанина — сопрано
Мизгирь, торговый гость из посада Берендеева — баритон
1-й бирюч — бас
2-й бирюч — тенор
Царский отрок — меццо-сопрано
Леший — тенор
Бояре, боярыни и свита царя, гусляры слепые, скоморохи, гудочники, «волыпщнки, пастухи, парии и девки, берендеи всякого звания, обоего пола, лешие, цветы—свита Весны.
Действие происходит в стране берендеев в доисторическое время.
Пролог. Начало весны. Полночь. В окружении птиц и цветов на Красную горку спускается Весна-Красна. Шестнадцать леи назад она стала женою сурового и старого Мороза. С тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и холодам весенним. Ярило-Солнце с ревностью взирает на этот союз, да и сама Весна томится в неволе, но, любя и жалея дочь — Снегурочку, не решается перечить грозному Деду-Морозу.
Из лесу выходит Дед-Мороз. На утренней заре он должен покинуть землю берендеев ц умчаться в сибирские тундры. Беспокоит его только судьба дочери: Мороз прослышал, что Ярило задумал погубить Снегурочку, заронив в ее сердце огонь любви (пока Снегурочка холодна и чиста сердцем, ей не угрожает никлкшг опасность). Может быть, отдать ее на присмотрев слободку, к Побылю?
Весна зовет Снегурочку. Узнав, что ей разрешено покинуть холодный терем и поселиться среди людей, Снегурочка не скрынаст радости и на вопрос отца, что манит ее из леса в заречную слободку берендеев, простодушно отвечает: «Людские песни!». Ни пенье жаворонков, ни печальный лебяжий клич, ни громкие раскаты соловьиных трелей не могут сравниться с пением пастуха Леля. Снегурочка с восторгом говорит, что дни и ночи готова слушать эти пастушеские песни, от которых странно замирает и тает сердце. Тает?! — Мороз наказывает дочери избегать Леля, «не слушать ни речей его, ни посей». Мороз и Весна прощаются со Снегурочкой и поручают Лешему присматривать за ней и не давать в обиду.
Красная горка заполняется пародом. Берендеи провожают масленицу. Бобыль и Бобылиха замечают Снегурочку. Та просит их взять ее к себе в дочери. Бобыль и Бобылиха рады и польщены этой честью. Снегурочка прощается со своей прошлой жизнью в глухом лесу. Отныне она будет жить среди людей.
Действие первое. Заречная слобода. Пастух Лель приходит на ночлег к Бобылю. Снегурочка просит Леля спеть ей и дарит ему цветок. Лель поет, по вот вдали показываются девушки. Они зовут Леля, и он, бросив подаренный Снегурочкой цветок, бежит к ним. Снегурочка опечалена. Ей обидио, что пригожий Лель скучает с ней. Она чувствует, что ей не хватает душевного тепла, которое бы зажгло сердце Леля любовью к ней. Красавица Купава сочувствует Снегурочке, но ей некогда думать о других: сегодня в слободку приезжает ее жених Мизгирь. В Ярилин день быть их свадьбе. А вот и Мизгирь. Собираются девушки и парии. Богатыми подарками, привезенными из дальних стран, выкупает Мизгирь невесту и за руку выводит из круга девушек. Но вдруг его взгляд падает на Снегурочку. Потрясенный ее необыкновенной красотой, Мизгирь отказывается от Купавы и умоляет Снегурочку полюбить его. Купава опозорена. В отчаянии она хочет утопиться, но Лель удерживает ее. Народ осуждает Мизгиря и советует Купаве искать па него управы у царя Берендея.
Действие второе. Во дворце Берендея слепые гусляры славят мудрого и доброго царя, «блюстителя мира». Сам царь, сидя, на золоченом стуле, расписывает разноцветными узорами деревянные резные столбы. Но на душе Берендея неспокойно.
Вот уже пятнадцать лет страна берендеев в немилости у Ярилы-Солнца: лето год от году короче, а вёсны холодней. «В сердцах людей заметил я остуду, — с грустью и тревогой говорит царь своему ближнему боярину Бермяте, — не вижу в них горячности любовной, исчезло в них служенье красоте, а видятся совсем иные страсти». Как вернуть расположение Ярилы, а вместе с ним и источник гармоничной и прекрасной жизни для народа берендеев? Бермята теряется в догадках. Берендей принимает решение — отметить Ярилин день венчанием всех женихов и невест берендеева царства.
Царские слуги вводят Купаву. Заливаясь горькими слезами, девушка просит Берендея наказать обидчика — Мизгиря — за извдену и позор. Берендей разгневан. Он велит разыскать Мизгиря и созвать весь народ на грозный царский суд. Царь требует, чтобы Мизгирь женился на обиженной девушке. Но Мизгирь всенародно отрекается от Купавы: он любит Снегурочку. Берендей осуждает Мизгиря па вечное изгнание. Но в этот момент в царских палатах появляется Снегурочка. Ее нежная, хрупкая красота глубоко трогает поэтическую душу Берендея. Он видит в ней одно из бесчисленных чудес Природы и мысленно сравнивает Снегурочку с весенним цветком — ландышем. Он уверен, -что красота Снегурочки поможет смягчить Ярилин гнев. Но кто же будет ее женихом? Ведь ледяное сердечко Снегурочки не знает любви.
Мизгирь умоляет Берендея отсрочить его изгнание. «Клянусь, — с жаром восклицает он, — любовь моя зажжет Снегурочки нетронутое сердце!»
Действие третье. В заповедном лесу берендеева царства накануне Ярилина дня парни и девушки с песней водят хороводы. Растроганный пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, которая перед всем народом наградила бы «певца любви горячим поцелуем». «Возьми меня, пригожий Лель»,—доверчиво говорит Снегурочка. Но Лель выбирает Купаву. Снегурочка в слезах убегает в лес.
Спускается ночь. Народ расходится. Снегурочка одна грустит и мечтает о любви Леля. Появляется Мизгирь. Его страстные признания пугают Снегурочку. В смятении она убегает. Мизгирь хочет последовать за ней, но перед ним непроходимой стеной встает заповедный лес. Тщетно Мизгирь пытается пробраться сквозь чащу. Леший, охраняя Снегурочку, манит и кружит его по лесу.
Светает. На поляну выходят Лель и Купава. Они говорят о своей любви и вместе готовятся встретить Ярилин день.
Едва сдерживая слезы, наблюдает за Лелем и Купавой Снегурочка. Ее сердце познало муки ревности, так и не раскрывшись для любви. «О мать, Весна-Красна! — в отчаянии восклицает Снегурочка. — Отдай любовь иль жизнь мою возьми!»
Действие четвертое. Ранним утром у озера, поросшего осокой и водяными лилиями, Снегурочка ждет свою мать. Весна-Красна поднимается из озера, окруженная цветами. Это ее последний час на земле берендеев: «С рассветом дня вступает бог Ярило в свои права и начинает лето». На прощанье Весна дарит дочери венок из волшебных цветов: в нем сокрыт «любовных сил… родник неистощимый».
Все ярче разгорается утренняя заря. Широко раскрытыми глазами смотрит Снегурочка па мир Природы, завороженная его чудесной красотой. По Весна предостерегает дочь: Снегурочке нужно укрыться в тени лесов и таить свою любовь от глаз Ириды-Солнца.
Из лесу выходит измученный бесплодными ночными поисками Мизгирь. Снегурочка радостно протягивает к нему руки. Ее сердце теснят новые, неведомые чувства. Она не может оторвать восторженного, влюбленного взгляда от Мизгиря.
Долина заполняется пародом. Приходит и царь Берендей со своей свитой. Мизгирь подводит Снегурочку к царю и просит благословить их брачный союз.
Яркий луч солнца пронзает утренний туман и падает па Снегурочку. Не в силах вынести жгучих лучей Ярилы, Снегурочка тает как вешний снег. Мизгирь в отчаянии бросается В озеро.
Однако «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря» не могут омрачить праздник Солнца. С кончиной Снегурочки Мороз теряет власть над Весной-Красной, Он не сможет больше студить сердца и души. Ярило-Солнне вновь, обратит свой благосклонный взор на страну берендеев, и на их земле воцарится мир и благоденствие.

Другие оперы:

  • Римский-Корсаков Н.А. «Млада»
  • Римский-Корсаков Н.А. «Ночь перед рождеством»
  • Римский-Корсаков Н.А. «Садко»
  • Римский-Корсаков Н.А. «Моцарт и Сальери»
  • Римский-Корсаков Н.А. «Царская невеста»
  • Образ царя Берендея в опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»

    Образ царя Берендея в опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

    I.Вступление. Краткая характеристика оперы.

    II.Основная часть.

    1.Образ берендеев в историческом ракурсе.

    2.Образ берендеев в опере.

    3.Особенности образов царя Берендея.

    III.Заключение. Выводы

    Оперу «Снегурочка» можно назвать национальным достоянием. Николай Андреевич Римский-Корсаков был настоящим патриотом своей Родины, объехав полмира во время службы на флоте, он неизменно возвращался мыслями к величию русского народа. Его эстетическим идеалом и стремлением было сохранять традиции русского фольклора, подчеркивать его. Изобретая новые художественные приемы и композиторские техники, он стремился поставить в центр своего творчества народное чувствование красоты. Мы знаем, что в основу сюжета легли переработанные Островским различные варианты русских народных сказок о девочке Снегурочке. Прекрасная Снегурочка, дочь Весны и Мороза, гибнет под лучами Ярилы-Солнца. Здесь нашло своё воплощение тяготение Римского-Корсакова к музыкальной культуре древних славян: «…Я увлёкся поэтической стороной культа поклонения солнцу и искал его остатков и отзвуков в мелодиях и текстах песен».

    Таким образом, музыка «Снегурочки» оказалась пронизанной народной мелодикой: композитором были использованы мотивы и попевки самых древних, первозданных напевов — старинных обрядовых песен, в выразительности которых было «нечто строгое, исполненное достоинства и той высшей естественности, которую зовут благородством». При этом Римский-Корсаков настолько сроднился с духом, ритмическим складом и ладовой окраской старинных песен, что мелодии, созданные им самим, также были отмечены ярко выраженным народным характером.

    В своей незавершенной попытке тематического разбора «Снегурочки» (1905 г.) композитор разделил персонажей на группы: «мифические», олицетворявшие «вечные, периодически выступающие силы природы» (Дед Мороз, Весна — Красна, Леший, Масляница); «полумифические-полуреальные» (Девушка Снегурочка, Лель-пастух, Царь Берендей); «лица реальные, родящиеся и умирающие» — «деятели драмы» (Мизгирь, Купава, Бобыль, Бобылиха); «лица дополнительные, деятели чисто бытовые» (Бермята, бирючи, отрок)1; «берендейский народ обоего пола»; «представители бытовые» (слепые гусляры, пастухи, гудочники, волынщики, скоморохи). В этом списке даже птицы и цветы, названные «представителями природы», чьи номера в опере нередко воспринимались как вставные, утяжеляющие действие, виделись композитору «вещими» и поэтому «поющими человеческими голосами и на человеческом языке». И над всеми многочисленными существами реально-сказочного мира «незримо царит высшее божество Ярило-солнце — творческое начало, вызывающее жизнь в природе и людях»

    Своим музыкальным истолкованием сказки Островского композитор не только придал всему замыслу тонкость и необычайное изящество, но и одухотворил его, вложив в образы оперы высокий символический смысл. Так, царь Берендей символизирует народную мудрость. Он прожил на свете немало, поэтому знает очень многое. Царь беспокоится о своем народе, ему кажется, что в сердцах людей появляется что-то недоброе:
    В сердцах людей заметил я остуду
    Немалую; горячности любовной
    Не вижу я давно у берендеев.
    Исчезло в них служенье красоте;
    Не вижу я у молодежи взоров,
    Увлажненных чарующею страстью;
    Не вижу дев задумчивых, глубоко
    Вздыхающих. На глазках с поволокой
    Возвышенной тоски любовной нет,
    А видятся совсем другие страсти:
    Тщеславие, к чужим нарядам зависть
    И прочее.
    Откуда же появилось это название? Это название не вымышленное: под старинным городом Переяславлем-Залесским существует Берендеево болото, на месте которого, по преданию, было Берендеево царство.
    Царь Берендей – сказочный герой, но его образ близок народному прототипу, поэтому в нем сочетаются и реальные и сказочные черты.

    Это мудрый правитель – царь Берендей, все обращались к нему за советами и Римский – Корсаков показывает нам этот образ яркими музыкальными красками в каватине «Полна чудес могучая природа».
    Каватина – небольшая ария – рисует слушателям образ мечтательного, доброго человека, любующегося красотой Снегурочки, которую царь сравнивает с нежным весенним цветком – ландышем.
    Каватина Берендея (тенор) — звучит как восторженный гимн природе, созидающей жизнь и красоту. Поэтичность высказывания Берендея, сравнивающего нежное очарование Снегурочки с весенней прелестью серебристого ландыша, передается задумчиво мечтательной вокальной мелодией, которую поддерживает непрерывная «колыбельная» линия солирующей виолончели:

    Еще одной музыкальной характеристикой Берендея является оркестровый эпизод оперы – «Шествие царя Берендея». Основным приемом развития в этой музыке является контраст – контраст динамики, контраст регистров (высокие, низкие), контраст тембров инструментов симфонического оркестра.Громкие возгласы духовых инструментов ярко контрастируют с пиццикато (прием игры «щипок») скрипок.

    Шествие Берендея — сказочный оркестровый марш. Главная тема причудливая, грозно- шутливая, а затем — как бы трясущаяся, старческая. Она строится на динамических и регистровых контрастах пиццикато струнных и возгласов духовых инструментов, необычна и пятитактным строением фраз, и опорой на неустойчивые ступени

    Композитор пишет: «В IV действии оперы, в шествии берендеев, я применил особый небольшой оркестр из деревянных духовых инструментов на сцене, изображающий собою как бы пастушьи рожки и свирели».

    Тема «Шествия», по словам Римского-Корсакова, «в первой части своей причудливая, шутливо-грозная, а во второй — трясущаяся, старческая». Эта тема, как и вся выросшая из нее музыкальная картинка, рисует, по словам композитора, «общий внешний облик царя».

    Идеальное вымышленное царство берендеев — воплощение мечты народа о справедливой, свободной, радостной и прекрасной жизни. Добро и красота, верность естественным законам природы — вот высшие нравственные нормы для берендеев.Опера стала светлым гимном идеальной стране берендеев с ее высшими законами добра и красоты, гармоничному единению человека и природы, волшебной и животворящей силе народного искусства, могуществу справедливости, разума и любви, которые управляют судьбами мира.Творчество Римского-Корсакова ярко национально. Композитор использует подлинные образцы музыкального фольклора и органично претворяет песенные интонации в собственных мелодиях. Значителен его вклад в область гармонии и инструментовки: расширил и обогатил их колористические возможности, создал свою систему ладово-гармонических средств, в основе которой – сложные лады (в т.ч. характерный звукоряд – гамма Римского-Корсакова); оркестровка сочетает красочность, блеск с ясностью, прозрачностью.
    Таким образом, можно сделать следующие выводы: композитор, чтобы изобразить образ берендеев

    LiveInternetLiveInternet

    Опера «Снегурочка», любимейшее сочинение автора, была создана по одноименной пьесе А.Н. Островского на собственное либретто. Композитор был влюблён в поэтическую красоту «весенней сказки», и опера в целом была написана на одном дыхании за летние месяцы 1880 года, а окончательно завершена в 1881-м.

    Костюмы и декорации Виктора Васнецова к опере «Снегурочка»

    «Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства, чем царство берендеев с их чудным царём, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу», — вспоминал композитор о своей увлеченности сюжетом.

    Опера стала светлым гимном идеальной стране берендеев с её высшими законами добра и красоты, гармоничному единению человека и природы, волшебной и животворящей силе народного искусства, могуществу справедливости, разума и любви, которые управляют судьбами мира.

    В опере постоянно переплетаются реальность и фантастика: «земные» образы Леля, Купавы, Мизгиря, царя берендеев, Бобыля, Бобылихи и сказочные — Деда-Мороза, Весны, Лешего, наделённые и человеческими чертами. Образ Снегурочки как бы связывает эти два мира, соединяя в себе волшебные и реальные черты; стремясь из мира природы в мир людей, она постепенно «оживает» под воздействием великой силы любви, ведущей её, однако, к гибели. Возникновение человеческих чувств в душе Снегурочки происходит одновременно с пробуждением весенней природы, звуки и голоса которой Римский-Корсаков замечательно передал в опере.

    Снегурочка и Лель

    Все персонажи оперы имеют лейтмотивы; Римский-Корсаков использует также и лейттембры — постоянные инструментальные характеристики героев.

    Ария Снегурочки создаёт пленительный, грациозный и наивный образ прекрасной, но холодной девушки. Главная тема арии (лейтмотив Снегурочки) — изящная, подвижная мелодия с игривой россыпью колоратур лирического сопрано:

    С подружками по ягоду ходить, на оклик их весёлый отзываться: «А-у, а-у!»

    Важную роль в музыкальной характеристике Снегурочки играет солирующая флейта — это тейттембр Снегурочки. Звучание этого инструмента будет долго сопровождать холодную красавицу, пока его не сменят более «тёплые» краски кларнета. Ария имеет трёхчастное строение. В медленной средней части, как отзвук песен Леля, появляется задушевная лирическая мелодия народного склада:

    В сумеречки тебя утешу, песню под наигрыш метели запою, запою весёлую. Продолжением музыкальной характеристики Снегурочки является ариетта «Слыхала я». В ней выражены её мечты, стремление к людям и их песням. Тргательная, непрерывно развивающаяся мелодия строится на напряженных полутоновых интонациях и сопровождается «мерцающими» аккордами в прозрачном верхнем регистре у деревянных духовых: Слыхала я, слыхала, слыхала, мама, я и жаворонков пенье, дрожащее над нивами…

    В четвёртом действии тема ариетты станет основой сцены таяния Снегурочки.

    В ариетте Снегурочки «Как больно здесь» продолжают развиваться намеченные в ариетте пролога человеческие черты образа, сказочность героини начинает отступать; лирическая тема ариетты наполнена проникновенной задушевностью, тонкой поэтичностью, ей свойственны непрерывность и широта мелодической линии:

    Как больно здесь! Как сердцу тяжко стало: тяжелою обидой, словно камнем, на сердце пал цветок.

    Сцена таяния Снегурочки — кульминация в развитии её образа. Сцена состоит из нескольких эпизодов, в которых господствует музыка ариетты из пролога, но уже с более напряженными острыми гармониями и насыщенной тёплой инструментовкой.

    Но что со мной? Блаженство или смерть?

    Музыка 3 класс Тема урока: «Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. Лель, мой Лель… Третья песня Леля. Из оперы «Снегурочка». Н.А.Римский- Корсаков»

    — С каким жанром народной музыки вы познакомились на прошлом уроке? (Былины- древнерусские эпические песни-сказания, воспеванием подвигов богатырей отражавшие исторические события 11 – 16 веков)

    — Какой инструмент сопровождал пение былин? (Гусли- струнный музыкальный инструмент).

    -Какой инструмент вы услышали, когда я входила в класс? (Гусли).

    — Правильно ребята, молодцы!

    — Наша страна имеет богатейшую историю. И сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси, который называется «гусли». Слово «гусли» происходит от древнеславянского «густы», что значит «гудеть», а так как гудела струна, то она получила название «гусла».

    -Значит гусли – это гудящие струны. Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые…что?(звуки)

    -Кто же играл на гуслях в древности? (Гусляры)

    — На гуслях играли люди – сказители, которые рассказывали медленно, протяжно, нараспев былины.

    — С каким певцом – сказителем мы познакомились на прошлом уроке? (Садко).

    -Да ребята, именно Садко покорил своей игрой на гуслях самого морского царя.

    Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,

    Как начал плясать царь морской во синем море,

    Как расплясался царь морской.

    Играл Садко сутки, играл и другие.

    Да играл еще Садко и третьи –

    А все пляшет царь морской во синем море.

    -А сейчас ребята, давайте послушаем арию Садко «Заиграйте мои гусельки».

    Слушание музыки

    — Какой характер носит эта музыка?(народный, задорный, плясовой).

    Репродукция картины Васнецова «Баян

    Описание картины Васнецова В.М. «Баян»

    «Баян» — работа Виктора Михайловича Васнецова, которая в наше время украшает коллекцию Государственного Русского музея Санкт-Петербурга.

    Художник с любовью работал над темой русской истории.

    На холсте взгляду зрителя предстает холм, на котором разместились люди в доспехах после очередного боя.

    Справа на картине Васнецов расположил и самого рассказчика Баяна, в руках у которого гусли. Он повествует слушателям о минувших ратных битвах, о подвигах русских богатырей.

    Позади холма виден лес, речка, луг. Все это надо отстоять русским богатырям, чтобы будущие поколения могли радоваться жизни.

    Вероятно, скоро ожидается битва, и сказитель Баян вдохновляет защитников на победу. Лица у всех напряженные, сосредоточенные. Слепому Баяну словно внемлют не только воины, но и грозовое небо, и сильный ветер. Они вторят его повествованию о больших битвах и доблести русского народа.

    Среди воинов восседает князь Игорь, глядящий вдаль. Рядом с полководцем сидит задумчивый старец, перед старцем сидит княжеский сын.

    Художник хотел передать сплоченность рассказчика и дружины. За холмом находятся остальные дружинники, они тоже внимательно слушают Баяна.

    Перерыв в сражениях, музыка и песня – это успокоение в военной жизни.

    Васнецову удалось прекрасно отобразить тот период времени, когда дружина отдыхает и набирает сил перед новым сражением. В этом сюжете проскальзывает и мысль о том, что искусство одерживает победу над смертью и болью, заполняет разум людей красотой и душевностью.

    — Еще одним народным певцом — сказителем является Баян. Часто этот образ является в былинах и операх.

    — Ребята, обратите внимание на его лицо, глаза, что вы можете сказать о них? (горящие глаза, взволнованное лицо, взмах руки, все это говорит о том, что он является участником тех событий, о которых он повествует)

    -Обратите внимание на костюм. Он- русский народный.

    -А сейчас давайте послушаем его песню.

    Прослушивание первой песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила»

    БАЯН И ХОР
    Дела давно минувших дней,
    преданья старины глубокой!
    ХОР
    Послушаем его речей!
    Завиден дар певца высокий:
    Все тайны неба и людей
    провидит взор его далёкий.
    БАЯН
    Про славу русския земли
    бряцайте, струны золотые,
    как наши деды удалые
    на Царьград войною шли.
    ХОР
    Да снидет мир на их могилы!
    Воспой нам, сладостный певец,
    Руслана и красу Людмилы,
    и Лелем свитый им венец…

    — Какой характер носит пение баяна? (взволнованный, напевный, задушевный, поет о чем – то сокровенном).

    — Ребята, сегодня вы познакомитесь с музыкой еще одной сказочной оперы композитора Н. А. Римского – Корсакова , которая называется «Снегурочка».

    -Сказочную пьесу, по которой была написана опера, создал драматург Александр Николаевич Островский. Сначала она шла просто как спектакль в драматическом театре, а затем Римский – Корсаков написал оперу по этой сказке. Сказка начинается с пролога.

    Пролог.

    Сказочная страна берендеев (это те люди, которые постоянно живут в лесу). Здесь царят мир и доброта. Но с появлением Снегурочки — дочери Мороза и Весны — спокойное течение жизни нарушается. Враг и соперник Мороза Ярило-Солнце рассердился на страну берендеев: в ее лесах Дед-Мороз прячет Снегурочку от его гневных лучей. В стране стало холодно, природа перестала щедро наделять берендеев своими дарами. Так продолжалось пятнадцать лет. …Ночь. Леший возвещает о конце зимы. Окруженная свитой птиц, на землю опускается Весна-Красна. Чтобы согреться, птицы пляшут вокруг нее. Появляется Дед-Мороз; он обещает Весне покинуть страну берендеев. Обсуждая судьбу дочери, родители решают поселить ее в берендеевой слободке. Приходит Снегурочка; ее давно пленили чудесные песни пастуха Леля, и она мечтает уйти к людям. Мороз поручает Лешему оберегать дочку. Наступает утро. Приближаются берендеи; они везут чучело Масленицы и радостно встречают Весну. Из лесной чащи выходит Снегурочка — она просит Бобыля и Бобылиху взять ее в дочки.

    -Ребята, вот прозвучало имя пастуха Леля, того, чьи песни так полюбились Снегурочке.

    -Посмотрите, как изобразил его художник В. Васнецов.

    -Лель- один из главных героев оперы, у него несколько арий, музыка которых очень напоминает народные песни. Эти арии так и называются – песни Леля.

    -Сопровождаются эти песни под звуки рожка. Лель не просто пастух, он музыкант, певец, всеобщий любимец. Даже Снегурочке полюбились песни Леля.

    3.Слушание третьей песни Леля

    Третья песня Леля из оперы «Снегурочка»

    Туча со громом сговаривалась —
    Ты греми, гром, а я дождь разолью.
    Вспрыснем землю весенним дождём,
    То-то цветики возрадуются.
    Выйдут девицы за ягодами,
    Вслед им молодцы увяжутся,
    Лель, мой Лель, мой лёли лёли, Лель.
    В роще девицы все врозь разбрелись,
    Кто в кусты, а кто по ельничку.
    Брали ягодки, аукалися,
    Одной девицы вдруг нет как нет.
    Все-то девицы расплакалися,
    Нашу девицу не волк ли заел,
    Лель, мой Лель, мой лёли лёли, Лель.
    Повстречался девкам чуж чуженин,
    Чуженинушка стар старичок,
    Девки глупые с ума вы что ль сбрели,
    Что за прибыль вам аукаться,
    Что за радость ей откликнуться,
    Вы б по кустикам пошарили,
    Лель, мой Лель, мой лёли лёли, Лель.

    -Послушайте слова народной песни.

    — Какая музыка звучит после каждого куплета, который заканчивается словами «Лель мой, Леле Лель»? (Веселая, задорная, игровая).

    — Какие картины вы представляете, слушая песню Леля? (Кажется, будто в этот момент девушки водят хороводы под музыку Леля).

    Просмотр иллюстрации в учебнике на с.58-59.

    -Что сближает песню Леля с народной песней? ( Мелодия, повторы, фразы).

    -В опере «Снегурочка» в частности в песне Леля, есть звуки природы. При упоминании о дожде музыка имитирует звон капель, в музыкальном проигрыше слышны звуки, имитирующие пение птиц.

    — Отрывки из какой новой оперы вы сегодня слушали?(Опера Н. Римского – Корсакова «Снегурочка»).

    — Назовите героев оперы «Снегурочка»? ( Дед Мороз, Весна, Леший, Снегурочка).

    — Ребята, а кто такой Баян? (Народный певец – сказитель).

    — Молодцы, ребята! Все сегодня хорошо работали на уроке. Всем спасибо за урок!

    Рубрики: Дети

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *