«Деятельностный подход в образовательном процессе в ДОУ» методическая разработка на тему

СЕМИНАР — ПРАКТИКУМ

«Деятельностный подход в образовательном процессе в ДОУ»

Подготовила : Михнева И.Н.- старший воспитатель

Цель семинара: совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно — деятельностного подхода в образовательном процессе.

1 ЧАСТЬ. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ

Слайд №2

Что обозначают данные значения?

Как показали исследования ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он приобретает опыт, который успешно использует в дальнейшем последующем обучении на 90%.

Подвести итог этим исследованиям хотелось бы следующими словами немецкого педагога Адольфа Дистервега:

Слайд №3

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка -против него детская забава…» .

«Главная цель воспитателя, — считал А. Дистервег, — должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…»

Слайд №4

В течение полувека они разрабатывали эту теорию, которая нашла свое отражение в ФГОС, в основе которого системно – деятельностный подход, положенный в основу современного образовательного процесса, связанного с индивидуальными особенностями каждого ребенка, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Слайд №5

Основная идея деятельностного подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития личности ребенка. То есть в результате использования форм, приемов и методов воспитательно-образовательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных действий, деятельностей, а человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.

Деятельностный подход закреплён как метод обучения в ФГОС ДОУ. Поэтому возникла необходимость решать проблему внедрения деятельностного подхода в образовательный процесс ДОУ, чем мы с вами и будем заниматься.

2 ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ

Слайд №6

Уточнение понятий «Деятельность, деятельностный подход».

В чем заключается суть системно — деятельностного подхода?

Система в переводе с греческого «целое», составленное из частей. Термином «системный подход» обозначается группой методов, направленных на постановку и решение задач.

Деятельность — это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат.

С самого начала в системно — деятельностном подходе выделяется результат деятельности. Это нашло свое отражение в стандарте, который нацеливает на результат и обеспечивает достижения планируемых результатов освоения программы, создает основу для самостоятельного успешного усвоения воспитанниками знания, умений и компетенций, видов и способов деятельности, исключает из образовательного процесса учебную деятельность как несоответствующую закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства.

Слайд №7

Основная идея системно – деятельностного подхода состоит в том, что детям не даются знания в готовом виде. Дети добывают их сами в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, которые становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.

Кроме того, системно – деятельностный подход позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности.

Слайд №8

Таким образом, цель системно — деятельностного подхода к организации воспитательно — образовательного процесса – воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т.е. активно участвующего в сознательной деятельности.

Он предусматривает развитие умения:

— ставить цель (например, узнать, почему на лесной полянке исчезли цветы);

— решать задачи (например, как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезли: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и высадить их на лесной полянке);

— отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т.д.

Слайд №9

Обновление содержания образования требует от педагогов поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих его в процессе разнообразной деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса и задача педагога:

  • создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
  • учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
  • помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Слайд №10

При реализации данного подхода необходимо учитывать ряд принципов.

  • Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  • Принцип деятельности — заключается в том, что ребенок, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе деятельности, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.
  • Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Слайд №11

  • Принцип целостности – предполагает формирование у воспитанников обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  • Принцип минимакса – заключается в следующем: педагог должен предложить ребёнку возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  • Принцип вариативности – предполагает формирование у детей способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

В соответствии с ФГОС в п. 1.4.2. построение образовательной деятельности должно происходить на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);

Поэтому, выбор один из важных принципов системно – деятельностного подхода, ведь процесс выбора включает в себя позицию деятеля, когда ребенок изменяет себя, свою позицию, взаимодействует со сверстниками и взрослыми в решении личностно – значимых проблем.

Слайд №12

В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» неоднократно упоминается необходимость предоставления разных выборов: игровых материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Именно взрослый создает ситуацию выбора. И выражения «Рисуйте, что захотите», «Во что хотите, в то и играйте!» — это не ситуации выбора. При выборе ребенок должен видеть цель, которая реализуется в определенных действиях. Поэтому, при формулировке задания на выбор, должно быть и предложение, и альтернатива этому выбору. Обычно это достигается простым словом «или». Важно помнить, что способность к выбору уже проявляется в раннем возрасте, когда у ребенка появляется одно из центральных новообразований – воображение.

Практическое задание:

Предлагаю разделиться в микрогруппы и придумать практические способы организации ситуаций выбора.

Задание: приведите примеры из практики, как вы обеспечиваете свободу выбора ребенку:

1 – я группа: в выборе деятельности,

2-я группа: в выборе содержания,

3-я группа: в выборе материалов,

4-я группа: в выборе партнеров по деятельности,

5-я группа: в выборе действий.

Ответы микрогрупп.

Мы рассмотрели принципы системно – деятельностного подхода. Соблюдение этих принципов четко прослеживается в структуре образовательной ситуации или занятии.

Слайд №13

На сегодняшнем семинаре мы более подробнее остановимся на одной из технологий деятельностного типа, основоположником которой является Л.Г.Петерсон – это технология «образовательная ситуация».

Данная технология помогает организовать образовательный процесс, обеспечивающий личностное развитие дошкольников, развитие коммуникативных навыков, активизирует речевую деятельность детей, является, по нашему мнению, технология деятельностного метода «Ситуация». Именно эта технология позволяет создавать условия для саморазвития личности дошкольника.

Слайд №14

Воспитатель, работающий в технологии деятельностного метода «Ситуация», не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами «откроют» его для себя или приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия. А педагог при этом перестаёт выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Исходная ситуация может быть похожа на знакомство с каким-то объектом, понятием, а может идти от события, праздника, чтения книги или разглядывания картинки. В ней интегрируются разные занятия и свободная деятельность детей. Часть ситуаций планируется взрослыми, часть возникает спонтанно, по инициативе детей, а взрослые подхватывают ее и продумывают, как насытить их важным развивающим содержанием. В ситуации могут участвовать как дети всей группы, так и подгруппы. Однако при всём разнообразии возникающих ситуаций они все вписываются, то есть являются составными частями единой структуры – рефлексивной самоорганизации, которая в учебной, а затем и в трудовой взрослой деятельности представляет собой механизм саморазвития.

Слайд №15

Структуру технологии «Ситуация» данного вида схематично можно представить следующим образом. Дети движутся в игровой ситуации к своей «детской» цели, встречают затруднение, находят выход (что-то узнают, осваивают какое-то новое действие, способ) и продолжают своё движение к цели с того момента, где у них произошло затруднение.

В целом технология объединяет в себе несколько этапов. Все они важны и необходимы!

Слайд №16

Этап 1. «Введение в ситуацию»

На первом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (ставят «детскую цель»). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Отметим, что «детская» цель — это то, что ребенок «сам хочет» сделать и не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью.

Например:

Взрослая цель

Детская цель

ОС «Поможем маме-кошке»

Научить делать кошку с помощью оригами

Помочь маме кошке найти котят

ОС «Путешествие в страну музыки»

Знакомство с музыкальным знаком «пауза»

Спасти музыкальные инструменты

ОС «Загадочная посылка»

Знакомство со звуками В, Вь и буквой В

Открыть посылку

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».

Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего — то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы».

Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.

Т.е. «введение в ситуацию», это не что иное, как создание игровой ситуации: через видео сообщение, письма, посылки, попадание в сказку, путешествие и т.д.

Слайд №17

Этап 2. «Актуализация».

На данном этапе, который тесно связан с этапом «Введение в ситуацию», в ходе дидактической игры, беседы и других приёмов воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей.

Слайд №18

Этап 3. «Затруднение в ситуации».

Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, в получении новых знаний.

В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Слайд №19

Затруднение ребенка в собственной деятельности дает
ему возможность:

  • понять, чего он пока не знает, не умеет;

• научиться конструктивно относиться к затруднениям, переводить проблемы в задачи;

• приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку;

• научиться правильно формулировать причины различных затруднений;

• сформировать чувство ответственности за свои поступки.

Слайд №20

В результате у детей формируются следующие установки:

«Ошибаться – не страшно»

• «Каждый имеет право на ошибку»

• «Я имею право чего-то не знать, не уметь»

• «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»

• «В затруднении содержится возможность»

• «Я могу!» «Я умею!»

• «Я хороший, умный, сильный!!!»

• «Я заслуживаю уважения!»

• «Меня принимают и любят таким, какой я есть»

Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они сами (под ненавязчивым руководством взрослого) назвали причину затруднения.

Слайд №21

Этап 4. «Открытие детьми нового знания (способа действий»).

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший ранее затруднение.

С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

  • Дети предлагают различные варианты, где можно добыть новые знания. Выбирают тот, который наилучшим образом подходит в данный момент. Получают эти новые знания или способ действия. И продолжают свое движение к цели, с того момента, где у них возникло затруднение.
  • Фиксация нового знания в речи и знаково.
  • Создание ситуации успеха.

Слайд №22

Этап 5. «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка». Этот этап предполагает:

  • Выполнение задания на новый способ действия с проговариванием вслух алгоритма, свойства.
  • Самостоятельная проверка по эталону (образцу).
  • Индивидуальные затруднения в играх.
  • Выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным.
  • Ситуация успеха в совместной деятельности.

Таким образом, переходим к пятому этапу, где полученные новые знения реализуются в практической деятельности детей.

Этап 6. «Осмысление (итог)».

Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт рефлексия – важнейшего структурного элемента учебной деятельности. Дети приобретают опыт фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. Хотим напомнить, что такие вопросы как «Понравилось», «Что понравилось» лучше избегать. Желательно пользоваться вопросами: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели .

Практическое задание: Предлагаю разделиться на 3 микрогруппы и придумать образовательные ситуации с затруднениями.

Итак, мы рассмотрели технологию деятельностного метода «Ситуация», которая позволяет создать условия для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения способов познания действительности, что является основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах своей жизни.

Используемая литература:

  1. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Петерсон Л.Г. / Под общей редакцией Петерсон Л.Г., Лыковой И.А. – М.: Цветной мир, 2012. – 240 с.
  2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015. — 336 с. 3 изд-е, перераб. и доп.
  3. Официальный сайт НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики», раздел «Воспитателям» https://www.sch2000.ru/vospitatelyam/undermenu.php

1 – я группа: в выборе деятельности

2-я группа: в выборе содержания

3-я группа: в выборе материалов

4-я группа: в выборе партнеров по деятельности

5-я группа: в выборе действий
__________________________________________

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ДОУ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО

Гумилевская Татьяна Александровна

Воспитатель

ГБОУ школа №1399

г.Москва

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ДОУ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО

Аннотация: В данной статье рассматривается системно-деятельностный подход в дошкольных образовательных организациях, его влияние на воспитание и обучение детей дошкольного возраста, а также практика применения. Статья посвящается основным понятиям, элементам и принципам данного подхода, рассматриваются примеры его реализации на примере конкретной образовательной организации.

Ключевые слова: дошкольное образование, ФГОС ДО, системно-деятельностный подход, проектный метод. Современное образование в первую очередь нацелено на формирование гармоничной личности ребенка, на развитие самостоятельности и умение творчески мыслить и добывать знания. Одно из психолого-педагогических условий становления субъектности человека — свобода действий, осознанный выбор, ответственность за свои действия и поступки при включении ребенка в активную деятельность. В связи с этим важно говорить о системно-деятельностном подходе в дошкольном образовании. В современном мире в системе дошкольного образования наблюдаются серьезные изменения, которые обусловлены обновлениями нормативно-правовых обеспечений функционирования дошкольных образовательных организаций, а также введением новых федеральных государственных образовательных стандартов. Согласно положениям федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» дошкольному образованию в Российской Федерации присущ статус первого уровня общего образования. Отношение в системе дошкольного образования при реализации программы обучения строится исходя из требования ФГОС ДО, содержащий систему требований, которые являются как обязательные при реализации основных образовательных программ. Основная миссия ФГОС ДО — преемственность целей и задач различных уровней обучения. Согласно положениям ФГОС важно не только передавать знания, но и развивать личность воспитанников благодаря освоению способов деятельности. Поэтому важное значение в наше время приобретает системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. Системный подход в обучении и воспитании указывает на педагогическую систему со всеми ее составляющими: целостностью, взаимосвязью процессов, организационной структурой, уровнями системы и их соподчинением, управлением системой и самоорганизацией. Смысл и сущность системного подхода заключается в том, каждый самостоятельный элемент обучения и воспитания рассматривается не изолированно, а во взаимосвязи, в постоянном развитии. Такой подход позволяет устанавливать качественные характеристики образовательно-воспитательного процесса и его системные свойства.

Деятельностный подход занимается организацией и управлением образовательно-воспитательным процессом детей дошкольного возраста, рассматривая их жизнедеятельность в общем контексте. Здесь стоит выделить направленность интересов, ценностные ориентации, понимание смысла обучения и воспитания, личностный опыт. Системно-деятельностный подход — совокупность и совмещение вышеобозначенных подходов. Именно этот подход сегодня -основа образования на всех ступенях, включая дошкольную ступень, регламентированную федеральными государственными требованиями к структуре основном программы и к ее успешной реализации. Можно считать, что данный подход, применяемый в дошкольной организации — это не совокупность методов, технологий и приемов, а в первую очередь — новая система образования, дающая возможность педагогам творить, получать высокие результаты, формировать универсальные учебные действия. Согласно А.Г. Асмолову, суть системно-деятельностного подхода:

— воспитывать и развивать качества личности, отвечающие запросам современного общества.

— переходить к стратегиям социального проектирования в системе образования

— ориентироваться на результат образования как системообразующего компонента ФГОС, где познание и освоение мира является целью и основным результатом образования.

— признавать решающую роль содержания образования, способы организации образовательной деятельности, а также взаимодействие участников процесса.

— учитывать индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности учащихся, роль и значение видов деятельности и формы общения для того, чтобы определять цели образования и воспитания и путей достижения.

— обеспечивать преемственность дошкольного, начального, общего, основного и полного общего образования.

— разнообразить организационные формы и учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, обеспечивая рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащая формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

В основе образовательно-воспитательной деятельность любого дошкольного образовательного учреждения лежит сотрудничество педагогов и воспитанников, что помогает сформировать коммуникацию у детей — основной компонент учебной деятельности. Системно-деятельностный подход позволяет каждому ребенку открыть новые знания, выстроить их в систему, применить на практике. Согласно Л.С.Выготскому и его последователям, каждый процесс обучения и воспитания не сам по себе развивает ребенка, а только при наличии деятельностных форм и соответствующего содержания. Между обучением и психическим развитием всегда человека всегда стоит его деятельность. Важно отметить, что системно-деятельностный подход частично основан на принципе интеграции, подразумевая объединение каких-либо элементов в единое целое. Интеграция в дошкольном образовании поддерживает включенность каждого участника воспитательно — образовательного процесса в творческую, непрерывную деятельность, способствует устойчивой положительной динамике развития дошкольников как индивидов и личностей. Дошкольное образовательное учреждение развивает ребенка по основным направлениям: физическому, художественно-эстетическому, познавательно-речевому, социально-личностному. При этом основной контекст развития ребенка представлен в виде игры, а не учебной деятельности. Можно сделать вывод, что Интеграция — целостное явление с объединением образовательных областей, разных видов деятельности, приемов и методов в одну систему, основываясь на календарно-тематическом планировании, выступает в дошкольном образовании как один из путей достижения качества дошкольного обучения. Таким образом, цель системно-деятельностного подхода — воспитывать личность ребенка как субъекта жизнедеятельности, а иметь учить ставить цели, решать задачи и быть ответственным за результаты. Развитие любого вида деятельности начинается с совместной деятельности со взрослыми, затем со сверстниками и уже после становится самодеятельностью. Для комфорта и поддержания интереса детей, для легкого включения в любую деятельность (игру, проекты, художественное творчество) важно обеспечивать соответствующую развивающую среду. Наше дошкольное учреждение уделяет огромное внимание образовательному пространству на системно-деятельностной основе. Группы оборудованы зонами экспериментальной деятельности, где ребенок может попробовать себя в той или иной роли, профессии заняться творчеством. С большим вдохновением дети совместно с педагогами занимаются посадкой растений в саду, подготавливая семена, ухаживая за появившимися всходами, наблюдая, сравнивая и делая выводы. Системно-деятельностный подход позволяет детям самим открыть новые знания, выстроить их в систему, применить на практике и сформировать умение рефлексировать. Один из ведущих методов реализации данного подхода в образовании — метод проектов. Благодаря вовлечению в проектную деятельность дети сами добывают нужную информацию с помощью игр, экспериментов, наблюдений. Задача педагогов — помогать ребенку добиваться намеченных целей, заинтересовать конечным результатом, формировать правильную самооценку. Принципиально важно, что воспитанники получают не готовое задание, а добывают его сами в процессе собственной деятельности. Дети применяют алгоритмы, самостоятельно выходят из затруднительных положений. Метод проектов — превосходное средство обеспечивать взаимодействие взрослых и детей. Основная цель метода проектов в ДОУ — развивать свободную, творческую личность ребенка. Используя метод проектов важно помнить, что это результат сотрудничества воспитателей, детей и родителей. В пример можно привести реализацию проекта «Наша Родина», целью которого является духовно-нравственное воспитание личности, гуманности и патриотизма. В ходе основного проекта происходило:

— знакомство с символикой Российской Федерации

— формирование представления о России как о родной стране.

— заучивание стихотворений о родине

— анализ традиций и обычаев родного края.

В результате проектной деятельности совместными усилиями в группе был оформлен патриотический уголок, с большим количеством фотографий, рисунков, плакатов с информацией о достопримечательностях, памятниках, а также сказки, былины, рассказы. Дети изготавливали небольшие фотоальбомы с рисунками родных улиц, историей родного города. Очень важно прививать детям любовь и уважение к культурным ценностям, традициям и обычаям русского народа. Проект был также интегрирован в музыкальные и физкультурные занятия, на которых дети учили и исполняли русские народные песни, танцы и играли в народные подвижные игры. В дополнение к специально организованным занятиям, беседам, экскурсиям, прогулкам проводилось активное использование дидактических, подвижных, настольных, сюжетно-ролевых, театрализованных игр с детьми, помогающих сформировать соответствующие навыки и знания. Умение правильно воспользоваться проектной методикой в рамках системно-деятельностного подхода — показатель высокой квалификации педагога, а также показатель овладения прогрессивной методикой обучения и развития детей. Работа в творческих группах помогает педагогам ДОУ работать в команде, вырабатывать собственный взгляд на практику обучения воспитанников. Даже неудачно реализованный проект способен развивать профессионализм, понимание ошибок формирует мотивацию к повторному выполнению задания, к самообучению. Системно-деятельностный подход формирует ключевые компетентности детей: разрешение проблем, самообразование, использование информационных ресурсов, социальное взаимодействие, коммуникация. Научив детей – дошкольников самостоятельно добывать знания, мы помогаем им быть успешными в школе, повышаем их компетентность. А компетентность – это знание в действии. Использование системно-деятельностного подхода позволяет выровнять стартовые возможности детей, идущих в 1 класс.

Список литературы:

  1. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика.-2009.-№4.-С.18-22.

  2. Дозморова Е.В. Новая система оценивания образовательных результатов//Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / сост. Т.В. Расташанская. – Томск: ТОИПКРО, 2010

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М.:Просвещение,2010

Системно–деятельностный подход — методологическая основа ФГОС

Системно – деятельностный подход — методологическая основа ФГОС.

Понятие системно-деятельностного подхода не ново. Оно было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи).

Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.

Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат.

Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое выражение в стратегии разработки стандарта общего образования, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество.

Приоритетным направлением образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. В этом одна из отличительных особенностей новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение — это совместная деятельность (учителя и учащихся) основанная на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает:

  1. воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

  2. переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

  3. ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

  4. признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

  5. учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения с детьми;

  6. обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

  7. разнообразие организационных форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов обучающихся.

Деятельностный подход к обучению предусматривает:

— наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
— выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
— выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
— формирование у школьников умения контролировать свои действия;
— включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания, на развитие ключевых компетенций. Под ключевыми компетентностями, применительно к школьному образованию, понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. К ключевым компетентностям относятся: информационные, коммуникативные, познавательные, социальные, личностные. Формированию этих компетентностей способствует системно – деятельностный подход.

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения, основой которых, является системно-деятельностный подход?

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

  8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте — будь это система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комплект (УМК) традиционной системы: «Школа 2100» и другие. Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем, не только в индивидуальной, но и в совместной, коллективной деятельности.

Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

  1. связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;

  2. планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

  3. привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;

  4. оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации. Поэтому современное обучение должно быть развивающим.

Учебники, по которым реализуются развивающие программы, составлены с опорой на деятельностную парадигму обучения. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя — организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.

Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.

Г. А. Цукерман, доктор психологических наук определяет основания нетрадиционной педагогики, построенной на психологической теории учебной деятельности, следующим образом: «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать…»

И еще одна цитата в тему:

«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» — сказал когда – то Ж.-Ж. Руссо, выдающийся деятель XVIII века.

Реализация деятельностного подхода обучения опирается на следующие методы:

— проектный

— ролевые \ деловые игры

— проблемный метод

— исследовательский метод

— метод решения практических задач

— коллективной творческой деятельности

— поисковый метод

— дискуссионный метод

— коммуникативный

Предпочтение, однако, отдается проектному методу как самому интегративному из всех названных (включает в себя всевозможные виды деятельности, назван самым развивающим и самым перспективным методом обучения). К сожалению в нашей школе очень и очень мало, да и не всегда грамотно используется данная технология в обучении учащихся на уроках и в организации воспитательной работы с ними.

Теперь рассмотрим технологию СДП. Как и любая другая, она состоит из следующих элементов: целеполагания, определенного содержания образования, учета конкретных условий, предпочтительных форм и методов обучения и выхода на результат.

Технология системно-деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:

  1. Мотивацию к учебной деятельности;

  2. Актуализацию знаний;

  3. Проблемное объяснение нового знания;

  4. Первичное закрепление во внешней речи;

  5. Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);

  6. Включение нового знания в систему знаний и повторение;

  7. Рефлексия.

Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:

  • урок открытия нового знания;

  • урок рефлексии;

  • урок построения системы знаний;

  • урок развивающего контроля.

Например, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

2. Актуализация и пробное учебное действие

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу») и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:
1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

На данном этапе учащиеся определяют цель урока – устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

5. Реализация построенного проекта

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Используя требования к составлению плана урока, можно приготовить занятие в соответствии с другими уровнями деятельностного метода обучения.

Педсовет: «Системно-деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов» методическая разработка на тему

Слайд 1

Педагогический совет на тему: » Системно-деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов» Ноябрь 2013 года

Слайд 2

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг .

Слайд 3

Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребёнок учится, как проходит его становление. И.В.Гёте Скажи мне, и я забуду, п окажи мне, и я запомню, д ай мне действовать самому, и я научусь . Народная мудрость

Слайд 4

«Образование: скрытое сокровище» Четыре столпа, на которых основывается образование: научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться быть.

Слайд 5

Наши задачи: научить получать знания (учить учиться) научить работать и зарабатывать (учение для труда) научить жить (учение для бытия) научить жить вместе (учение для совместной жизни)

Слайд 7

ФГОС: изменение требований к образовательному результату Предметные (основы системы научных знаний). Метапредметные (усвоенные межпредметные понятия и УУД). Личностные (внутренняя позиция школьников, самооценка, мотивация,способность к решению моральных проблем и т.д.).

Слайд 8

Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образования Обеспечивает: формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Слайд 9

Что такое системно- деятельностный подход? Системно- деятельностный подход – это организация учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевая особенность ДП – постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Слайд 10

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий

Слайд 11

Основные виды УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД смыслообразование нравственно-этическая ориентация целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция общеучебные унив.д. знаково-символические д. логические унив.д. постановка и решение проблемы самоопределение вопросы общения

Слайд 12

Собственная УД школьников – важная составляющая СДП Text Text Какова деятельность – такова и личность Вне деятельности нет личности деятельность личность УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Слайд 13

Слайд 14

Б. Шоу Единственный путь, ведущий к знанию — это деятельность

Слайд 15

Категория «деятельности» – система, нацеленная на результат М отивация Пробное действие Затруднение Реализация проекта Самоконтроль С амооценка

Слайд 16

Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подхода Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества

Слайд 17

Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода Формулирование темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности ) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) Особенности урока в рамках деятельностного подхода

Слайд 18

Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам ( самооценивание , оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода

Слайд 19

Характер обучения — поисковый: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо предложенных учителем.

Слайд 20

Технологии реализации механизма СДП Информационные и коммуникативные технологии. Технология, основанная на создании учебной ситуации. Технология, основанная на реализации проектной деятельности. Технология, основанная на уровневой дифференциации. Технология деятельностного метода.

Слайд 21

Технология деятельностного метода №п/п Этапы урока Организующая роль учителя 1. Мотивация к учебной деятельности Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»). 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии Организует подготовку уч-ся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1)актуализацию ЗУНов , достаточных для построения нового способа действий, 2)тренировку соответствующих мыслительных операций. 3. Выявление места и причины затруднения Организует выявление места и причины затруднения 1)организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение, 2)выявление причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Слайд 22

№п/п Этапы урока Организующая роль учителя 4. Построение проекта выхода из затруднения. Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации. 5. Реализация построенного проекта. Учитель организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимся, выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково . Уточняет характер нового знания. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием: фронтально, в парах или в группах.

Слайд 23

№п/п Этапы урока Организующая роль учителя 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создаёт для каждого ученика ситуацию успеха. 8. Включение в систему знаний и повторение. Организует выявление границ применения нового знания, повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. 9. Рефлексия учебной деятельности. Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Слайд 24

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии, основными чертами которых выступают: процессуально-целевая ориентация; относительная целостность; ориентация учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, развитие своих познавательных возможностей; представление процесса обучения как творческого поиска решения познавательных задач; познавательная рефлексия; активная позиция учащегося в процессе обучения (самостоятельный выбор вариантов решения, принятие решений, оценочная деятельность); позиция педагога как «партнёра по учебному исследованию»; измеряемость и воспроизводимость результатов.

Слайд 25

Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…» 4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?» Проблемно-диалогический урок 1.Постановка проблемы: — «С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)» 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?» 3. Поиск решения: «По тексту определите …» 4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?» Проблемно-диалогическая технология Цель — обучить самостоятельному решению проблем ( ФГОС) Средство — открытие знаний вместе с детьми Регулятивные УУД Коммуникативные УУД

Слайд 26

Продуктивные задания – главное средство Решению продуктивных задач надо учить: Осмысли задание (что надо сделать?) Найди нужную информацию (текст, рис…) Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя За что Петра I называли «великим»? Перескажи текст о Петре I = Почему корабли сделанные из железа не тонут? Перечисли основные свойства воды. = Личностные результаты Познавательные УУД

Слайд 27

Технология критического мышления Цель : развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни Характерные особенности : оценочность; открытость новым идеям; собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Технология развития критического мышления и её основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования и конструирования собственного образовательного маршрута.

Слайд 28

Кейс-технология Это технология анализа конкретных ситуаций, в основе которой лежит имитационное моделирование, разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием реальной деятельности (например, анализ явлений и объектов любой науки и практики, исследовательский проект, разнообразные статистические материалы, прогноз событий). При этом наблюдается ориентация на конкретные, практические проблемы, которые призваны решать специалисты многих сфер деятельности (поэтому она весьма актуальна в профильном обучении). Эта технология с равной эффективностью может использоваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Слайд 29

Исследовательская технология обучения Подразумевает организацию поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Важно помнить, что педагог консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы, но ни в коем случае не диктует и не пишет работу за ученика. При этом учащиеся осваивают структуру учебного исследования (выявление и постановка проблемы исследования; формулирование гипотезы; планирование и разработка исследовательских действий; сбор данных, их анализ и синтез; сопоставление данных и умозаключений, их проверка; подготовка и написание отчёта).

Слайд 30

Другие педагогические технологии Информационная технология Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах Проблемно-развивающая технология Рейтинговая технология Технология модульного обучения Технология коллективного способа обучения (авторская) Здоровье-сберегающая технология Личностно-ориентированная технология

Слайд 31

Технологии игрового обучения В отличие от традиционного обучения, где дидактические игры выполняют вспомогательную роль (иллюстрации, стимулирование интереса, эмоционально-привлекательный фон), в развивающем обучении учебная игра моделирует процесс исследования реальной или имитационной проблемной ситуации, самостоятельного принятия решения в соответствии с правилами игры и моделью социального взаимодействия, оценочную деятельность при анализе принятых решений и достигнутых результатов (в том числе учебных).

Слайд 32

Позиция учителя : к классу не с ответом, а с вопросом. Позиция ученика : за познание мира. Учебная задача – задача, решая которую ребёнок выполняет цели учителя. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие – я умею! У меня получится! Эмоционально-ценностная оценка – формирование мировоззрения. Задача школы – не дать объём знаний, а научить учиться.

Слайд 33

Всё образование в школе должно быть организовано так, чтобы в нём ясно просвечивала будущая цель образования личности к свободному самоопределению. С.И.Гессен Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. У.Уорд

Слайд 34

ФГОС: стихийное бедствие или осуществление мечты? Решение за вами!

Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе

Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе

МБОУ СОШ № 6 им. Сахнова В. И., г. Лобня

учитель математики Игнатова Лариса Евгеньевна

Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность.

Д.Б.Шоу

Жизнь человека в постоянно меняющихся условиях ХХΙ века требует новых знаний и умений. Ответ на вопрос, какие качества и способности необходимы ему, выражается в попытках описать, нарисовать идеальный образ современного человека. Он предприимчивый и творческий, самостоятельный и ответственный, способный видеть и решать проблемы автономно и в группе, готов постоянно учиться, находить и применять нужную информацию. Это актуализирует задачи развития личности обучающегося, является важнейшим ориентиром в модернизации российского образования.

Вызовы современности предопределили введение Федерального государственного образовательного стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Основой ФГОС является системно-деятельностный подход, а механизмом развития личности обучающегося – формирование системы универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающей развитие способности и готовности учиться. Таким образом, речь идет о важной составляющей качества результата образования – о компетентности личности, способной к жизни в постоянно меняющихся условиях.

Основной задачей введения ФГОС является научно-методическое сопровождение реализации компетентностного обучения и одного из его важнейших направлений – системно-деятельностного подхода. Современная школа должна научить обучающихся учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, то есть развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетенции, уровень сформированности которых зависит и от компетентности учителя.

Системно-деятельностный подход предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

  • учет возрастных, психологических ифизиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения с детьми;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

  • разнообразие организационных форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов обучающихся.

Системно-деятельностный подход предусматривает:

  • наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;

  • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

  • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

  • формирование у школьников умения контролировать свои действия;

  • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Системно-деятельностный подход способствует:

  • Формированию ключевых компетентностей обучающихся:

  • информационных

  • коммуникативных

  • познавательных

  • социальных

  • личностных

Как и любая другая технология, технология СДП состоит из следующих элементов: целеполагания, определенного содержания образования, учета конкретных условий, предпочтительных форм и методов обучения и выхода на результат.

Технология СДП включает в себя:

— Мотивацию к учебной деятельности;

— Актуализацию знаний;

— Проблемное объяснение нового знания;

— Первичное закрепление во внешней речи;

— Самостоятельную работу с самопроверкой (вн. речь);

— Включение нового знания в систему знаний и повторение;

— Рефлексию.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

  1. принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

  1. принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе и т.д.).

  1. принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта).

  1. принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогического сотрудничества. Развитие диалоговых форм общения.

  1. принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому отбору вариантов и адекватному принятию решений в ситуации выбора.

  1. принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Цель образования

Содержание образования

Конкретные условия

Подход к обучению

Возможные типы урока

Структура урока

(введение нового знания)

Методы обучения

(по выбору учителя)

Ожидаемый результат

Развитие личности

ребенка, его

творческих способностей

и интереса к предмету

Развитие универсальных

учебных действий

Программный материал УМК

Ступень обучения;

Класс;

Уровень развития

обучающихся;

Учебно-методическое и материально-техническое оснащение образовательного процесса;

Квалификация учителя;

Системно — деятельностный

подход

1.Введение нового знания

2.Урок построения системы знаний.

3.Урок рефлексии.

4.Урок развивающего контроля.

1.Мотивирование к учебной деятельности.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3.Выявление места и причины затруднения.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

5.Реализация проекта. (открытие нового знания).

6.Первичное закрепление нового знания во внешней речи.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8.Включение в систему знаний и повторение.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— проектный

— ролевые \ деловые игры

— проблемный метод

исследовательский метод

— метод решения практических задач

— коллективн творческой деятельности

— поисковый метод

— дискуссион метод

коммуникативный

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

Информационных

Коммуникативных

Познавательных

Регулятивных

Социальных

Личностных

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ НА УРОКЕ

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся:

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции учителя ученику.

  1. Систематическое обучение детей осуществлению рефлексивного действия (умение оценивать свою готовность, обнаруживать нехватку знаний, находить причины затруднений и т.д.).

  1. Использование разнообразных форм, методов и приемов обучения, повышающих степень активности обучающихся.

  1. Владение учителем технологией диалога, обучение школьников умению ставить вопросы.

  1. Эффективное сочетание репродуктивной и проблемной форм обучения, использование заданий, побуждающих детей работать творчески.

  1. Четко заданные критерии самоконтроля и самооценки.

  1. Осмысление учебного материала всеми учащимися, использование учителем специальных приемов для достижения этой цели.

  1. Оценивание реального продвижения каждого ученика, поощрение за минимальные успехи.

  1. Планирование коммуникативных задач урока.

  1. Понимание выражаемой учеником позиции, иного мнения, обучение корректным формам его выражения.

  1. Атмосфера сотрудничества, сотворчества и психологического комфорта на уроке.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети добывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, — будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.

Деятельностный подход в обучении с позиции обучающегося состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих для обучающегося личностно-смысловой характер. Учебные задачи становятся интегративной частью деятельности. При этом важнейшей составляющей действий являются действия умственные. Для учителя это означает, что он должен решать задачу формирования у обучающихся умения осуществлять деятельность.

Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С.Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

Системно-деятельностный подход, включающий в себя следующую последовательность деятельностных шагов, дает ответ на вопрос «Как учить?»:

— наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимание того, что именно нужно выяснить, освоить);

— выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;

— выявление и освоение способа действия позволяющего осознанно применять приобретенные знания;

— формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

— рефлексия;

— включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Таким образом, для успешного протекания учебной деятельности необходимы мотив, цель, конкретные действия и операции, контроль и оценка результата.

Сущность реализации системно-деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А.Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде.

Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…», поэтому деятельность обучающихся целесообразно моделировать в исследовательской технологии.

Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования. Научить человека плавать можно только в воде, а научить действовать можно только в процессе деятельности.

Любая деятельность должна начинаться с постановки цели, личностно значимой для каждого ученика. Только тогда, когда цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы у обучающихся возник познавательный интерес, их нужно столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть создать проблемную ситуацию, а чтобы решить ее, нужно выполнить определенные учебные действия… И уже на этом этапе создать для каждого ситуацию успеха. Создание психологического комфорта на уроке, вера в силы каждого ребенка, ориентация на творческое начало, мотивирование к деятельности – все это стороны системно-деятельностного подхода.

Школа не изменится от появления новых учебников, программ, концепций и даже новых стандартов. Нет сомнения, что основой всех основ является учитель, его личность, образ мышления. И одной из главных проблем в рамках государства является то, как помочь учителю, что нужно предложить ему, чтобы он нашел в себе силы и желание бесконечно постигать новое, сумел в чем-то изменить свое мировоззрение, по-другому посмотрел на ребенка.

Многое, если не все, зависит от таланта и мастерства учителя, его умения организовать «поиски» на уроке. Поэтому нам, учителям необходимо овладевать новыми образовательными технологиями, с помощью которых было бы возможно реализовывать требования новых стандартов.

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.

Л.Н.Толстой

Приложение урок по теме: Сложение и вычитание обыкновенных дробей

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *