История появления поздравительной открытки

  • 6 февраля 2013

В последнее время в продаже появилось огромное колличество поздравительных открыток, выпускаемых полиграфической промышленностью большими тиражами, но есть в продаже и уникальные, авторские работы. Такие рукотворные открытки, которые не будут больше повторяться ни где и не у кого, дети и делают для своих друзей и родных.

Очень часто на уроках Изобразительного искусства и художественного труда в преддверии праздников учащиеся делают поздравительные открытки своими руками. Думаю, что каждому приятно получить такое эксклюзивное поздравление, в которое вложено не только ручной труд, но и частичка души.

В этом учебном году на занятиях кружка я познакомила ребят с историей появления и особенностями оформления открыток. Как показывает опыт проведения подобных занятий, первоначально учащиеся не могут определиться в количестве используемых для оформления открытки материалов и пытаются в одну работу «запихнуть» практически все, что видят перед собой. При проведении этих работ учащиеся закрепляют знания по цветоведению, учатся сочетать в работе разные материалы, вырабатывают умения организовать свое рабочее место, прививается аккуратное отношение к выполнению работы.

Из истории поздравительной открытки

Единой даты появления открытки не существует, поскольку в каждой стране она различна. Первое упоминание о поздравительных открытках относится к 1777 году, когда в «Парижском почтовом альманахе» было размещено сообщение о пересылаемых по почте поздравлениях на самые различные случаи в виде гравированных карточек, пересылаемых «открытыми для всякого». Автором этого изобретения считается гравер Демезон.

Что такое открытка? Определение «филокартии» данное в Большой Советской энциклопедии, трактует открытки только как почтовые карточки, или открытые письма, предназначенные для посылки по почте в открытом виде. За столь длительную историю внешний вид открыток, форма и размеры и, конечно же, предназначение значительно менялись. В Японии первые открытки были двойными. В Америке первые открытки, выпущенные в 1893 году, продавались в качестве сувениров.

Самой ранней открыткой, дошедшей до нас, является «валентинка» 15 века, которая хранится в Британском музее Лондона. Ее автором считается герцог Орлеанский.

Широкое распространение открытки получили в конце 19 века в Англии. Это были карточки, которые, как правило, изготавливались вручную. Для их оформления использовались самые различные и порой неожиданные материалы. Не все они пересылались по почте, открытки сложной и богатой отделки передавались из рук в руки.

Первой печатной рождественской открыткой считается поздравительная карточка 1840 года. На открытке было изображено большое семейство из 11 детей и их родителей дополненное надписью «Веселого Рождества и счастливого Нового года!» Из тиража 1000 экземпляров до наших дней сохранилось 12.

Первые почтовые открытки были выпущены осенью1869 года в Австрии. Они представляли собой листочек плотной бумаги прямоугольной формы 123х88 мм с напечатанной в правом углу почтовой маркой достоинством в два крейцера. Рисунка на почтовой открытке не было.

Художественная почтовая открытка появилась в июле 1870 года на ней был изображен артиллерист с пушкой.

В России открытые письма были введены в обращение 1 января 1872 года и они не были иллюстрированными. В 1898 году община св. Евгении выпустила первые российские открытки. До этого времени открытки в Россию ввозились из-за границы. По другим источникам первыми иллюстрированными открытками в России считают фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, на которой имеется надпись: «Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895 года».

В истории русской открытки особое место занимает 1899 год. В этом году отмечалось 100-летие со дня рождения А.С.Пушкина. К этой дате было выпущено много открыток-иллюстраций к произведениям поэта, а также его портретов. Специально для этой серии был разработан рисунок почтовой марки с портретом А.С. Пушкина и почтовый штемпель с юбилейными датами (гравер В.Матэ)

История «открыточного» рисунка чрезвычайно богата, но к великому сожалению практически никто и никогда не обращает внимания на имя автора. Одним из художников, посвятивших все свое творчество оформлению открыток была Лидия Марковна Манилова (Якобсон). Лидия Марковна (09.02.1926) первую свою открытку выпустила в 1965 году. Ее открытки выходили миллионными тиражами. Персонажи ее открыток – щенята, котята, утята светятся добротой, доверчивостью, непосредственностью.

Несмотря на бурный рост электронных средств коммуникации, открытка не утратила своего значения и сейчас. Однако заметно снизилась роль почтовой открытки, т.к. практически вся корреспонденция отправляется сейчас в конвертах. Зато поздравительная открытка радует нас все новыми видами конструкций, вариантами отделки, постепенно превращаясь в самостоятельный подарок-сувенир.

Если мы сравним оборотную сторону открыток, выпущенных сегодня и лет 20 назад, то увидим изменения: в современных открытках «отсутствует конкретный автор», возможно это связано с применением компьютерной оргтехники. Лицевая сторона современных открыток несомненно более яркая. Полиграфия не стоит на месте! Заглянем в саму открытку: и там присутствует изображение да и текст уже заготовлен, к тому же часто с юмором. Однако рукотворные открытки и текст, написанный лично, до сих пор пользуются большим спросом, ценятся и хранятся дольше.

На Западе существует наука делтиология, которая изучает историю и символику открыток. Ученые, исследуя открытку, пытаются постичь феномены общественного сознания прошедших эпох. Однако это не приближает нас к разгадке главного секрета открытки – того, что позволяет этому маленькому кусочку картона служить проводником самых светлых чувств: любви, уважения и признательности.

Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

Бакалова Нина Федоровна, учитель ИЗО высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №799, г. Москва. Педстаж 25 лет, «Учитель года — 1999», Гранд Москвы, Учитель года.

История возникновения открытки

Открытка, или, если говорить полностью, открытое письмо, либо, как ее иногда называли в конце XIX — начале XX века, «артистическая карточка», имея в виду наличие на открытке какого-либо изображения, того, что создавалось художниками, не имеет одной, точно определенной даты рождения. Процесс этот имел немало линий и направлений развития, да и времени прошло предостаточно, прежде чем открытка приняла более или менее привычный сегодня вид. Впрочем, это вполне понятно, так как события, происходящие в мире, не обязательно развиваются последовательно и в одном направлении. У жизни существует своя логика. И хотя единой даты появления открытки не существует, поскольку в каждой из стран этот путь был различным, однако уже конец XIX века оставил нам немалое число прекрасных образцов данного жанра, и потому это время вполне обоснованно можно назвать периодом расцвета искусства открытки.

Появление открытки во многом было вызвано сугубо практическими надобностями, да и сегодня она, не утратив своей первоначальной функции, является одним из видов почтовой связи, хотя и мало распространенным по причине наличия более скоростных вариантов передачи информации. Ныне функции открытки несколько изменились, и мы воспринимаем ее главным образом как атрибут праздника и поздравления.

Итак, давайте посмотрим на некоторые из сохранившихся документальных свидетельств, касающихся жизни этого жанра, в сегодняшней терминологии отнесенного к графическому дизайну. Одно из первых упоминаний о поздравительных открытках относится к 1777 году, когда «Парижский почтовый альманах» поместил сообщение о том, что «по почте пересылаются как приветствия и поздравления на самые различные случаи гравированные карточки часто с текстом; они пересылаются открытыми для всякого». Автором этого изобретения называется гравер Демезон. Сами открытки этого периода до наших дней не дошли. В это же время во Франции получают широкое распространение гравированные карточки типа наших адресных и рекламных открыток, которые были созданы французским гравером XVIII века Шоффаром, известным рисовальщиком и иллюстратором произведений Ж.Ж. Руссо, Овидия и Лафонтена. Он же придумал самые первые визитные карточки, прототипы нынешних, но более помпезные и пышные. Первой из них стала созданная в 1760-е годы его собственная личная карточка с подробным адресом, которая была украшена виньетками. Примером подобных карточек является гравированная карточка, выполненная по заказу испанского гранда де Агвилар-и-Сантиллан. Здесь присутствует орел как аллегория знатности заказчика, военные трофеи и знамена, свидетельствующие о мужестве, играющие амуры и музицирующий мечтательный юноша, которые представляют лирическую сторону жизни владельца карточки. Словом, все необходимые атрибуты жизни для аристократа того времени налицо. Парадный и декоративный характер изображения хорошо работает на поддержание престижа гранда, без сомнения художник со своей задачей справился успешно.

Тогда же, в XVIII веке, гравированные карточки типа современных визитных впервые появляются в России. Они значительно отличались от того, что делал Шоффар, хотя русские вельможи, придерживавшиеся французского этикета, несомненно, знали об этом новшестве. Сохранилось несколько таких гравированных, то есть выполненных в технике печати, карточек. Сама простая и скромная из них принадлежит писателю Денису Ивановичу Фонвизину, она состоит из монограммы писателя, ограниченной простой орнаментальной рамкой. Более интересна визитная карточка Александра Васильевича Суворова, где изображена охотничья сцена — вепрь, затравленный собаками. Вполне естественно предположить, что здесь перед нами вполне явная аллегория, свидетельствующая о положении Суворова при дворе.

Как считают исследователи, и не без оснований, возникновение изобразительной части открыток произошло не без влияния еще одного малоизвестного сегодня, а когда-то широко бытовавшего жанра изобразительного искусства. Считается, что дальними предками открытых писем являются так называемые русские народные или лубочные картинки, которые под разными названиями существовали в Германии, Франции и Англии. В Россию народные картинки были завезены в первой половине XVII века из Германии. Это были гравированные листы, раскрашенные от руки, которые в старину украшали жилища простого люда: крестьян и ремесленников. Лубок существовал до начала ХХ века, когда его место заняла фотография. Первоначально это были так называемые немецкие или «фряжские» потешные листы, нередко имевшие религиозное содержание, позднее они превратились в копии икон, которые были широко распространены по причине дешевизны. Нередко в крестьянской избе можно было встретить одновременно и бумажные иконы, и потешные листы. Зачастую лубочными картинками для красоты оклеивали сундуки, но чаще они украшали стены крестьянской избы. Лубок, впрочем, как и все народное искусство, имел множество функций: в крестьянском доме он играл роль поучения и развлечения, украшения и обучения, поскольку обычно содержал текстовую часть, по которой можно было учиться читать. Картинки были для народа своеобразными учебниками по истории и географии, они высмеивали пороки и показывали добродетельные образцы поведения.

В XVIII веке в русских лубочных картинках очень популярными были героические картинки, где в начале столетия, в петровскую эпоху, в соответствии с духом времени с его радикальными реформами изображали богатырей. Ближе к середине века, в эпоху Елизаветы богатырей сменили изображения кавалеров и дам либо героев западноевропейских романов, изображенных на русский лад, но с иностранными именами, которые появились как подражание французскому галантному жанру. Пример тому — лубок «Храбрый витязь Венциан Францел», где уже само название выдает французское происхождение героя. На лубках встречаются и изображения исторических персонажей, но в простонародной, фольклорной интерпретации. Так, широко известная картинка XVIII века «Кот казанский» исследователями обычно трактуется как зашифрованное изображение Петра I, вероятно по причине наличия усов. Такова и «Битва Александра Македонского с индийским царем Пором», которая была популярна как в XVIII, так и в XIX веке.

Лубок служил источником информации, изображая как знаменитые архитектурные памятники («Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря»), так и другие диковины тех лет, это мог быть «Сильный зверь слон», который для людей XVIII века был редкостью, или необычайно большой «Кит, пойманный в Белом море». Лубок представлял зрителям и совершенно фантастические существа, пример тому «Райская птица Алконост». В виде лубочной картинки мог быть издан привычный сегодня настенный календарь («Солнце со знаками зодиака»). Очень популярен в народе был и сюжет «Аника-воин и смерть», имя героя которого стало нарицательным, обозначая тщетность усилий, потому как враг Аники был непобедимым и исход этой встречи был заранее предопределен. Таким образом, здесь мы уже встречаемся с философским пониманием смысла жизни и отношением к концу жизни каждого человека. Хотя картинки могли помещаться в избе и просто для красоты («Сова»), радуя глаз и украшая интерьер.

Лубок был широко распространен и очень популярен в народе. Художник Виктор Васнецов, автор знаменитой «Аленушки», в работе «Книжная лавка» как раз и изобразил сцену на ярмарке, где можно видеть разложенные на прилавке лубочные картинки. Картинки изменялись на протяжении XVIII и XIX столетий как по сюжетам, так и с точки зрения технологии. Если в XVIII веке доски, с которых печатали лубки, были деревянными, то в XIX веке они стали металлическими, и потому появилась возможность делать линейный рисунок более тонким и изящным. Наиболее популярные сюжеты народных картинок в более позднее время, в начале XX века, иногда воспроизводились и в виде открыток.

Однако настала пора вернуться из экскурса в историю лубка непосредственно к предмету нашего разговора — открыткам. Посмотрим, как развивались события дальше, выяснив, в частности, каким образом возникла идея не только вместо письма в конверте использовать открытые почтовые карточки, но и сделать их иллюстрированными. Сначала, в первые годы XIX века во Франции появилась иллюстрированная почтовая бумага, в 30-х годах XIX века это новшество появилось в Петербурге и Москве. Так, известна почтовая бумага, где в качестве рисунков использованы мотивы из гравюр художника Г.Г. Беггрова, посвященных архитектурным достопримечательностям двух русских столиц.

Рисунки непосредственно на самих почтовых карточках впервые появились в Англии, где в начале XIX века широко распространился обычай рассылать поздравительные рождественские карточки, первая из которых была создана в 1794 году художником Добсоном и представляла собой рисунок с изображением зимнего пейзажа и семейства, расположившегося около елки. Художник послал эту самодельную карточку своему другу, и тому она очень понравилась. Надо сказать, что традиция создания авторских открыток, предназначенных для друзей и близких, в художественных кругах продолжает существовать и сегодня, хотя она видоизменилась, и теперь в подарок можно получить, например, компьютерный вариант открытки. В 1795 году Добсон напечатал несколько десятков таких рождественских карточек и разослал их своим знакомым. А в 1800 году нашелся предприниматель, организовавший продажу таких карточек. Это был первый случай торговли открытками. Позднее, в начале XIX века диапазон выпускаемых открыток расширяется, и к рождественским добавляются новогодние, а также столь популярные сегодня «валентинки».

Далее события разворачивались в Германии. В ноябре 1865 года на германской почтовой конференции прусский почтовый советник Генрих фон Стефан предложил выпускать открытый «почтовый листок», где одна сторона была предназначена для адреса, а другая — для текста. Но предложение это было отвергнуто. Через два го-да возникли еще два подобных проекта. Один — от лейпцигского продавца книг Фридлейна, просившего у почтового ведомства разрешения издать «универсальную корреспондентскую карточку», второй вариант принадлежал лейпцигской фирме «Пардубиц», рекомендовавшей почтовым чиновникам выпустить «универсальную корреспонденцкарту», на одной стороне которой располагался адрес, а на другой предполагалось разместить тридцать фраз, среди которых были различные поздравления, слова соболезнования, краткие извещения. Из всего этого человек мог выбрать нужный вариант текста, а все остальное зачеркнуть. Причина такого интереса к почтовым карточкам в Германии была вполне практическая. Эти карточки как печатные произведения оплачивались не по дорогому почтовому тарифу, а по более низкой бандерольной таксе, поскольку они не являлись письмом. Но оба столь хитроумно задуманных проекта были отклонены, поскольку терять деньги почтовые работники не хотели.

Продолжалась история уже в Австро-Венгрии. В январе 1869 года профессор экономики Военной Академии в Вене Эммануил Герман в одной из газет сообщил об изобретенной им «корреспондентской карточке». Автор этого варианта предлагал ограничить текст письма двадцатью словами, включая адрес и подпись. Предложение профессора австро-венгерским правительством было принято, исключая ограничение текста, поскольку для подсчета слов необходимо было содержать значительное число почтовых служащих. Таким образом, 1октября 1869 года была выпущена «корреспондентская карточка» с отпечатанной маркой достоинством в два крейцера. Это была первая почтовая открытка. Сначала, боясь любопытных глаз, многие частные лица и особенно фирмы избегали пользоваться открытыми письмами, но понемногу публика к ним привыкла, и открытки получают все более широкое распространение, начав свое путешествие по миру. В 1871 году их стали продавать почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании, Нидерландов, в 1872 году сюда присоединились Швеция, Норвегия, Цейлон, в 1873 — Франция, Испания, Румыния, Сербия, Чили, в 1874 — Италия.

В России открытые письма были введены в обращение 1 января 1872года. Они были не иллюстрированными. На одной стороне открытки писали адрес и наклеивалась марка, здесь также было напечатано правило: «На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать». Вторая сторона предназначалась для письменного сообщения, на ней помещалась надпись: «Почтовое управление за содержание письма не отвечает». Российские открытки были разного цвета. Самые ранние — серовато-белые, далее в мае 1872 года появляется три вида почтовых карточек: универсальные — черные, которые можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от цены наклеенной марки; коричневые — для отправки внутри города и зеленые — иногородние. 19 октября 1894 года министром внутренних дел России было разрешено выпускать «бланки открытых писем частного изготовления». До этого времени монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству.

Первыми иллюстрированными открытками в России считают фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, на которой есть надпись, позволяющая их датировать: «Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895года».

С открытками связано немало занимательных историй. Так, например, открытка, имеющая явно выраженный славянофильский характер, была создана Петром Манойловичем, который жил в Вене и входил в группу сербов, объединившихся вокруг редакции журнала «Zmaja». Художник принес в редакцию рисунок с изображением огнедышащего дракона, держащего в когтях свиток. Ниже был изображен пейзаж, условно представляющий пространство от Балкан до северо-востока Европы. Левая часть пейзажа олицетворяла Турцию, так как здесь были изображены минареты и мечети, правая была олицетворением России с куполами церквей, увенчанными крестами. По морю, разделяющему правую и левую части пейзажа, плывет корабль с надписями, являющимися названиями независимых сербских территорий. Таким образом, открытка играла роль политического плаката, приобретя политическую окраску.

Занимательный эпизод, связанный с историей открытки, произошел во Франции в 1870 году во время франко-прусской войны. 18 сентября Париж был осажден прусскими войсками и потому 26 сентября правительство национальной обороны Франции издало декрет об использовании воздушных шаров для связи столицы с остальной территорией страны. 30 сентября в воздух поднялся первый воздушный шар, унося в своей гондоле 4 кг открытых писем «Cartes postales par ballon». На них была дополнительная надпись: «Par ballon non monte». В дополнение к этому на карточках были напечатаны антивоенные лозунги.

Одна из версий появления иллюстрированных почтовых карточек, очень близких к современному варианту, связана с событиями той же франко-прусской войны. Произошло это зимой 1870 года, когда французская армия, насчитывавшая около 40000 солдат, была сосредоточена в маленьком городке Конли в Бретани. Вскоре для солдат не хватило конвертов и бумаги для отправляемых писем. Тогда продавец книг Леон Бенардо решил использовать для этой цели имевшийся на складе картон. Он нарезал его и пустил в продажу. Случайно ему попались листы, на которых были изображены солдатские рисунки и карикатуры. Эта идея ему понравилась, и сообразительный книготорговец придумал патриотическую виньетку, украсив ею открытки. Успех затеи оказался настолько велик, что Бенардо в том же году выпустил еще одну открытку, посвященную армии и флоту. Кроме названных, он был автором и издателем еще восьми открыток, имевших отношение к франко-прусской войне. Среди авторов первых открыток упоминается гравер по меди Франц Рорих. В частности, ему принадлежит карточка с видом Женевского озера, которая была выпущена в Цюрихе в 1872 году. Это была так называемая видовая открытка, которая благополучно существует и сегодня.

В России поздравительные карточки появились в конце XIX века. Одна из наиболее ранних была создана в 1892 году. Среди первых русских издательств, выпускавших иллюстрированные открытки в России, следует назвать «Комитет попечения о сестрах милосердия русско-турецкой войны», более известный под названием «Община святой Евгении». Эта организация сыграла исключительную роль в становлении и развитии отечественной открытки в начале XX века. Издательской группой Общины святой Евгении первая открытка была выпущена в 1898 году.

История появления открытки

Появление открытки во многом было вызвано сугубо практическими надобностями, да и сегодня она, не утратив своей первоначальной функции, является одним из видов почтовой связи, хотя и мало распространенным по причине наличия более скоростных вариантов передачи информации. Ныне функции открытки несколько изменились, и мы воспринимаем ее главным образом как атрибут праздника и поздравления.

Открытка, или, если говорить полностью, открытое письмо, либо, как ее иногда называли в конце XIX — начале XX века, «артистическая карточка», имея в виду наличие на открытке какого-либо изображения, того, что создавалось художниками, не имеет одной, точно определенной даты рождения. Процесс этот имел немало линий и направлений развития, да и времени прошло предостаточно, прежде чем открытка приняла более или менее привычный сегодня вид.

У китайцев есть своя версии истории возникновения открытки. Согласно ей, открытки эволюционировали из визитных карточек, культура которых была очень распространена в Древнем Китае. Согласно китайскому этикету того времени, если посетитель не смог застать того человека, которого он хотел поздравить, он должен был оставить на пороге его дома свою визитную карточку с написанными на ней пожеланиями к празднику.

Во Франции одно из первых упоминаний о поздравительных открытках относится к 1777 году, когда «Парижский почтовый альманах» поместил сообщение о том, что «по почте пересылаются как приветствия и поздравления на самые различные случаи гравированные карточки часто с текстом; они пересылаются открытыми для всякого». Автором этого изобретения называется гравер Демезон. Сами открытки этого периода до наших дней не дошли. В это же время во Франции получают
широкое распространение гравированные карточки типа наших адресных и рекламных открыток, которые были созданы французским гравером XVIII века Шоффаром, известным рисовальщиком и иллюстратором произведений.

Пропагандистская открытка, прошедшая почту спустя несколько недель после падения Парижской коммуны (июль 1871 года)

Самая ранняя поздравительная карточка, которую хранит Британский музей в Лондоне, датирована XV веком, то есть временем начала книгопечатания в Европе. Она посвящена празднику св. Валентина. Ее создание приписывают герцогу Орлеанскому. Сидя в тюрьме, он сочинял любовные послания жене. В начале XIX века в Англии стали пользоваться поздравительные карточки, посвященные Пасхе, Рождеству, дню св. Патрика. Не все они пересылались по почте, но все-таки это были уже открытки, если под ними понимать именно «открытые письма». В 1795 году была выпущена серия рождественских открыток, исполненная по рисункам английского художника Добсона. А через пять лет их уже открыто продавали в магазинах вместе с почтовой бумагой.


Одна из первых рождественский открыток. Отпечатанная титографским способом и расписанная вручную красками открытка датируется 1843 годом. На ней изображена семья, собравшаяся за праздничным столом. Открытка входит в число десяти сохранившихся до наших дней из тиража в тысячу экземпляров

Далее события разворачивались в Германии. В ноябре 1865 года на германской почтовой конференции прусский почтовый советник Генрих фон Стефан предложил выпускать открытый «почтовый листок», где одна сторона была предназначена для адреса, а другая — для текста. Но предложение это было отвергнуто. Через два го-да возникли еще два подобных проекта. Один — от лейпцигского продавца книг Фридлейна, просившего у почтового ведомства разрешения издать «универсальную корреспондентскую карточку», второй вариант принадлежал лейпцигской фирме «Пардубиц», рекомендовавшей почтовым чиновникам выпустить «универсальную корреспонденцкарту», на одной стороне которой располагался адрес, а на другой предполагалось разместить тридцать фраз, среди которых были различные поздравления, слова соболезнования, краткие извещения. Из всего этого человек мог выбрать нужный вариант текста, а все остальное зачеркнуть. Причина такого интереса к почтовым карточкам в Германии была вполне практическая. Эти карточки как печатные произведения оплачивались не по дорогому почтовому тарифу, а по более низкой бандерольной таксе, поскольку они не являлись письмом. Но оба столь хитроумно задуманных проекта были отклонены, поскольку терять деньги почтовые работники не хотели.

Немецкая открытка, датированная 1898 годом.

Продолжалась история уже в Австро-Венгрии. В январе 1869 года профессор экономики Военной Академии в Вене Эммануил Герман в одной из газет сообщил об изобретенной им «корреспондентской карточке». Автор этого варианта предлагал ограничить текст письма двадцатью словами, включая адрес и подпись. Предложение профессора австро-венгерским правительством было принято, исключая ограничение текста, поскольку для подсчета слов необходимо было содержать значительное число почтовых служащих. Таким образом, 1октября 1869 года была выпущена «корреспондентская карточка» с отпечатанной маркой достоинством в два крейцера. Это была первая почтовая открытка. Сначала, боясь любопытных глаз, многие частные лица и особенно фирмы избегали пользоваться открытыми письмами, но понемногу публика к ним привыкла, и открытки получают все более широкое распространение, начав свое путешествие по миру. В 1871 году их стали продавать почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании, Нидерландов, в 1872 году сюда присоединились Швеция, Норвегия, Цейлон, в 1873 — Франция, Испания, Румыния, Сербия, Чили, в 1874 — Италия.

Дети разных стран. Серия открыток 1879 г.

В России открытые письма были введены в обращение 1 января 1872 года. Они были не иллюстрированными. На одной стороне открытки писали адрес и наклеивалась марка, здесь также было напечатано правило: «На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать». Вторая сторона предназначалась для письменного сообщения, на ней помещалась надпись: «Почтовое управление за содержание письма не отвечает». Российские открытки были разного цвета. Самые ранние — серовато-белые, далее в мае 1872 года появляется три вида почтовых карточек: универсальные — черные, которые можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от цены наклеенной марки; коричневые — для отправки внутри города и зеленые — иногородние. 19 октября 1894 года министром внутренних дел России было разрешено выпускать «бланки открытых писем частного изготовления». До этого времени монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству.

Первыми иллюстрированными открытками в России считают фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, на которой есть надпись, позволяющая их датировать: «Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895года». Среди первых русских издательств, выпускавших иллюстрированные открытки в России, следует назвать «Комитет попечения о сестрах милосердия русско-турецкой войны», более известный под названием «Община святой Евгении». Эта организация сыграла исключительную роль в становлении и развитии отечественной открытки в начале XX века. Издательской группой Общины святой Евгении первая открытка была выпущена в 1898 году.

После революции, в Советском Союзе открытки были сначала объявлены буржуазным предрассудком, однако со временем их производство вновь началось, поэтому все мы помним о прекрасных открытках, посвященных таким праздникам, как Новый Год, 23 февраля, 8 марта, День Победы, и 1 мая.

Теперь Вы знаете богатую и интересную историю происхождения современной открытки. И когда Вы в следующий раз соберетесь на праздник, не забудьте купить или сделать открытку, а я буду рада Вам в этом помочь.

Открытка представляет собой почтовую карточку для отправления открытого письма, без упаковывания в конверт. Таким образом, содержание послания могут видеть все, кто держит его в руках, а не только адресат.

Для большинства современных людей яркая, красочная открытка является неотъемлемым атрибутом праздника. Мы получаем нарядную, искусно оформленную карточку и вместе с ней частичку хорошего настроения.

Искусство открытки относится к жанру графического дизайна. Никто не знает точной даты изготовления самой первой поздравительной карточки, однако искусствоведы называют примерно конец XVIII века. В те времена открытку зачастую называли » артистической карточкой», потому что на обратной стороне художники создавали живописные изображения высокого качества.

На старинных открытках написанной от руки информации уделялось очень мало внимания и, следовательно, отводилось минимум свободного места. А до 1904 года на оборотной стороне даже запрещалось писать что — либо, кроме адреса получателя. Считалось, что тематика изображений должна была в полной мере передавать содержание послания.

Праздничные поздравительные открытки обычно изготовлялись нарядными. Каждая карточка, прежде всего, выполняла роль подарка, красивой вещицы, которую вручали в качестве приятного сувенира близким и родным.

Для выпуска карточек в свет требовалось немало усилий, поскольку до 60 — х годов XIX столетия открытки делали вручную. Художники рисовали и раскрашивали их, при этом стараясь не допускать различий в экземплярах.

Подобная долгая и кропотливая работа заставила издателей искать новые способы изготовления открыток, которые помогли бы ускорить процесс и увеличить производство.

Различные способы исполнения открыток придавали им исключительную красоту и оригинальность. Именно этот факт позволяет считать их настоящим произведением искусства.

Для изготовления первых открыток использовались различные виды материалов, среди которых можно назвать следующие:

  • Красивые перья
  • Волосы
  • Засушенные цветы
  • Кусочки натуральной кожи
  • Бисер
  • Бусины
  • Резина
  • Бархат
  • Шелк
  • Парча
  • Разноцветные ленты и многое другое.

Использование подобных оригинальных материалов порой не придавало открыткам ожидаемого изящества. Однако когда карточку украшали шелком или бархатом, получалось удивительно красивое изделие. Применение нетрадиционных способов предполагало, что такая открытка будет передаваться из рук в руки, поскольку пересылка ее по почте в открытом виде без конверта, непременно бы испортила тонкие прорези на боковых сторонах и испачкала бы тканевые вставки.

Периодом расцвета искусства открытки можно считать конец XIX столетия. Согласно мировой истории открытки, » золотой век» почтовых карточек длился с 1898 по 1918 годы. Новый тип отправлений был официально признан и законодательно закреплен в 1878 году, когда была подписана Всеобщая почтовая конвенция.

Однако самой ранней поздравительной карточкой считается открытка, которая находится в экспозиции Британского музея в Лондоне. Она датирована XV столетием, что совпадает с периодом начала книгопечатания в Европе. Первая открытка посвящена Дню Святого Валентина. Ее создателем предположительно является герцог Орлеанский, который сочинял любовные послания для своей жены, сидя в тюрьме.

Старинная открытка на День Святого Валентина

Одно из первых упоминаний о поздравительных открытках относится к 1777 году, когда » Пражский почтовый альманах» разместил на своих страницах сообщение о том, что » по почте пересылаются как приветствия и поздравления на самые различные случаи гравированные карточки, часто с текстом; они пересылаются открытыми для всякого». В данном источнике автором изобретения открыток называют гравера Демезона.

В это же время во Франции широкое распространение получают гравированные карточки, выполненные в технике печати, типа нынешних адресных и рекламных открыток, которые были созданы французским гравером Шоффаром в XVIII столетии.

Рисунки на самих почтовых карточках впервые появились в Англии в начале XIX века. В этот период там распространился обычай рассылать поздравительные рождественские открытки, первая из которых была выполнена художником Добсоном в 1794 году. Она представляла собой рисунок с изображением зимнего пейзажа и счастливого семейства, собравшегося вокруг украшенной елки.

Художник послал эту самодельную карточку своему другу, которому та чрезвычайно понравилась. В 1795 году Добсон напечатал несколько десятков таких рождественских открыток и разослал всем своим знакомым.

Старинная открытка » С Рождеством Христовым!»

В 1800 году неизвестный предприниматель организовал продажу красочных поздравительных карточек. Это был первый зафиксированный случай торговли открытками. Позднее, в начале XIX столетия, ассортимент выпускаемых открыток расширился, и к рождественской тематике добавилась новогодняя. Кроме того, популярными стали » валентинки» с различными вариантами изображения сердца. В России гравированные карточки появились тоже в XVIII веке.

Некоторые исследователи искусства графического дизайна считают, что возникновение художественного оформления открыток произошло под влиянием лубочных картинок, которые под разными названиями существовали в разных странах Европы. В Россию народные картинки были завезены в первой половине XVII столетия из Германии. Это были раскрашенные вручную гравированные листы, которые в старину украшали жилища простого люда — ремесленников и крестьян.

В первые годы XIX века во Франции появилась иллюстрированная почтовая бумага, а в 30 — х годах XIX столетия это новшество было завезено в Петербург и Москву.

Первыми российскими иллюстрированными открытками можно считать фотографические изображения с видами Москвы. Особенно известной стала серия из пяти открыток, на которой красовалась надпись: » Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895 года».

Одной из версий появления иллюстрированных почтовых карточек практически современного вида стало изображение событий франко — прусской войны. Это случилось зимой 1870 года, когда французская армия численность около 40 тысяч солдат была сосредоточена в небольшом городке Конли в Бретани.

Солдаты отправляли письма своим родным и близким, и вскоре возник дефицит бумаги для их написания и конвертов для отправки. Тогда продавец книг Леон Бернардо решил использовать для этой цели картон, который в изобилии хранился на его складе.

Картон нарезали и пустили в продажу. Случайно среди чистых листов оказались солдатские рисунки и карикатуры. Необычные карточки из картона стали пользоваться спросом, и сообразительный предприниматель — книготорговец придумал патриотическую виньетку, а затем украсил ею открытки. Успех его затеи оказался настолько ошеломляющим, что Бернардо в том же году выпустил еще одну открытку, посвященную армии и флоту.

Первые появившиеся в России поздравительные открытки были изготовлены за границей. Их массово закупали и привозили в страну, и уже на месте украшали российской символикой и выполняли надписи на родном языке. Часто текст на русском соседствовал с французским или английским.

Первой российской открыткой по праву считается карточка, изготовленная в 1892 году неизвестным издателем. В дальнейшем ведущую роль в выпуске открыток сыграла » Община святой Елены», которая с 1889 года занималась выпуском высокохудожественным почтовых карточек.

Старинная открытка

В начале XX столетия огромный вклад в процесс распространения открыток внесли купцы и фабриканты. В упаковочные коробки и банки с продукцией предприимчивые дельцы вкладывали яркие сувенирные карточки, которые покупатели потом хранили долгое время. Кроме того, разнообразие изображений на открытках положило начало их коллекционированию.

В продвижении продукции собственного изготовления методом добавления сувенирных карточек особенно преуспело » Товарищество А. А. Абрикосова и сыновей», которое занималось производством и продажей различных кондитерских изделий.

Специально к датам проведения Всероссийских художественно — промышленных выставок Абрикосовыв представляли нарядные оригинальные открытки. Однако на них нет изображения конфет и сладостей. И в этом тоже заключался тонкий расчет производителей кондитерской продукции.

Подобные рекламные карточки зачастую выполнялись с применением тиснения, сложных витиеватых узоров, высечки и использованием дорогих тканевых элементов, особенно шелковых или бархатных.

В конце XIX — начале XX столетия гимназистки коллекционировали великолепно выполненные глянцевые картинки, которые часто становились характерными элементами украшения интерьера.

В разных странах мира внешний вид и предназначение первых открыток имели существенные различия. Первые японские почтовые карточки были двойными и закрывались, что позволяло сохранять в тайне содержание послания.

В 1893 году в Соединенных Штатах выпустили первые образцы красочных открыток, которые не предназначались для пересылки по почте — их просто продавали в качестве сувенирной продукции или предметов для коллекционирования.

В начале XIX столетия стали пользоваться огромной популярностью английские поздравительные почтовые открытки, посвященные религиозным праздникам — Рождеству, Пасхе, дню Святого Патрика и так далее.

После Октябрьской революции в нашей стране было запрещено производство открыток с рождественской и новогодней символикой, а также с изображением религиозных символов и народных праздников. Новая власть считала подобные образцы печатной продукции буржуазным пережитком.

Открытка на Пасху

На смену карточкам с новогодней символикой пришли открытки с видами городов и репродукциями картин известных художников. Так продолжалось почти до конца 1944 года, пока советские войска не освободили захваченные Гитлером страны Европы. Оттуда солдаты начали посылать своим родственникам и знакомым красивые, великолепно оформленные новогодние открытки, которые вызывали восхищение у получателей.

Именно в этот период и появились первые советские открытки светского характера. На них были изображены Кремлевские башни и симпатичные улыбчивые мамочки с детишками. Для изготовления подобных карточек использовалась самая простая и тонкая бумага, да и качество печати было отнюдь не на высоте, однако потребители были в восторге от подобных образцов отечественной печатной продукции, которая появилась в свободной продаже. А вот знакомые всем нам с детства любимые персонажи Дед Мороз и Снегурочка появились спустя несколько лет.

В дальнейшем производство открыток стало массовым. Огромную роль в этом сыграл технический прогресс. Почтовые карточки практически перестали делать вручную, с применением оригинальных материалов. Каждый желающий мог купить и подарить или отправить по почте поздравительные открытки с новым годом, с днем рождения, с юбилеем и так далее. Популярными стали пригласительные и свадебные открытки.

Пригласительная свадебная открытка

На сегодняшний день в продаже представлен огромный ассортимент открыток различной тематики, разных размеров и форматов, со стихами, шутливыми текстами, рисунками — комиксами и музыкальными вкладышами.

5 декабря 2011. История открытки

Итак, несколько слов об истории открытки

Открытка, или, если говорить полностью, открытое письмо, либо, как её иногда называли в конце XIX — начале XX века, «артистическая карточка», имея в виду наличие на открытке какого-либо изображения, того, что создавалось художниками, не имеет одной, точно определённой даты рождения. Процесс этот имел немало линий и направлений развития, да и времени прошло предостаточно, прежде чем открытка приняла более или менее привычный сегодня вид.

Впрочем, коллекционеры до сих пор спорят, когда и где появилась первая открытка. Во Франции, Англии, Шотландии, Китае? В 17, 18, 19 веке или ещё раньше?

Одна из самых популярных версий истории возникновения открытки принадлежит французам. Согласно их мнению, открытка возникла во время франко-прусской войны. У участвовавших в боевых действиях солдат часто заканчивалась писчая бумага и конверты, поэтому для того, чтобы передать весточку родным, они использовали вырезанные из картона прямоугольники. На войне мало развлечений, поэтому многие солдаты, для того, чтобы отвлечься от тяжелых военных будней и невеселых мыслей, разрисовывали свои картонные прямоугольники. Один из таких разрисованных картонных прообразов попался на глаза книготорговцу Леону Бенардо из Бретани. Возможно, что именно так началась история создания открытки.

Впрочем, у англичан есть свой, оригинальный взгляд на историю открытки – они считают, что первую открытку сделал сэр Генри Коул. Можно считать, что история открытки в Британии началась именно с этой, посвященной рождеству. На ней была изображена счастливая семья, сидящая за празднично накрытым столом, а картинку дополняла подпись: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!»

Однако у китайцев есть своя версии истории возникновения открытки. Согласно ей, открытки эволюционировали из визитных карточек, культура которых была очень распространена в Древнем Китае. Согласно китайскому этикету того времени, если посетитель не смог застать того человека, которого он хотел поздравить, он должен был оставить на пороге его дома свою визитную карточку с написанными на ней пожеланиями к празднику. К тому же Несмотря на то, что не понятно, где именно началась история почтовой открытки, дальнейшее ее развитие выглядит куда менее туманным. Так, в самом начале XIX века во Франции появилась иллюстрированная почтовая бумага. Так же примерно в то же время стало принято отправлять открытки и в Англии.

История развития открытки продолжилась в Германии. На германской почтовой конференции, проходившей в ноябре 1865 года, прусский почтовый советник Генрих фон Стефан предложил выпускать открытый «почтовый листок», где одна сторона предназначена для адреса, а другая – для текста. Однако это предложение было отвергнуто. Два года спустя появилось еще несколько подобных проектов. Причина столь высокого интереса к таким открытым почтовым карточкам (кстати, именно отсюда идут корни слова «открытка») в Германии была проста и лежала она во вполне практической плоскости – дело в том, что пересылка этих карточек, как печатные произведения, оплачивалась не по дорогому почтовому тарифу, а по более низкой бандерольной таксе, поскольку они не являлись письмом. Впрочем, такая инициатива по вполне понятной причине долго не находила взаимопонимания со стороны почтовых работников – терять прибыль почтовики не хотели.

Однако в январе 1869 года в истории развития почтовой открытки произошло важное событие – австро-венгерское правительство приняло предложение профессора экономики Венской Военной Академии Эммануила Германа о создании «корреспондентской карточки» – очень похожей на современные открытки, – которую следовало посылать без конверта. Уже в 1871 году к инициативе Австро-Венгрии присоединись почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании и Голландии. Через год к этому списку добавились Швеция, Норвегия, Цейлон, а в 1873 – Франция, Испания, Румынии, Сербия и Чили.

С 1874 года, ставшего «точкой отсчёта» истории открытки (именно в этом году она получила официальное признание на Всемирном почтовом конгрессе в Берне), прошло практически полтора века, и за это время открытка пережила немало изменений. Она несколько раз меняла свой облик, при этом всегда отражая нравы и взгляды поколений.

Изначально был установлен единый международный размер открытки — 90*140 мм. В 1925 году ввели новый стандарт — 105*148 мм. Сейчас используется как этот, так и другие форматы. Самые маленькие открытки могут достигать размеров 40*60 мм, а самые большие – формата А2 в сфальцованном виде. Наиболее же популярным стал формат «евро» (110*220 мм).

Также за эти годы поменялся и материал, из которого они изготавливаются. Сейчас это не только картон. Всё чаще стали использоваться дизайнерские материалы: тонированная и тисненая бумага, калька, фольга. Но на этом «колдовство» над открыткой не заканчивается. Особое волшебство придаёт лакирование, тиснение, бронзирование и другие способы «украшательства».

Данные относительно первых российских открыток немного разняться. В некоторых источниках говорится, что они были выпущены в 1898 году общиной святой Евгении («Попечительный комитет о сестрах милосердия русско-турецкой войны»). Другие источники отмечают более раннюю дату появления открытых писем — 1 января 1872 года. Вначале открытки были не иллюстрированными. На одной стороне открытки писали адрес и наклеивалась марка, здесь также было напечатано правило: «На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать». Вторая сторона предназначалась для письменного сообщения, на ней помещалась надпись: «Почтовое управление за содержание письма не отвечает».

Российские открытки были разного цвета. Самые ранние — серовато-белые, далее в мае 1872 года появляется три вида почтовых карточек: универсальные — чёрные, которые можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от цены наклеенной марки; коричневые — для отправки внутри города и зелёные — иногородние. «Золотой век» открытки продлился ровно два десятилетия до Октябрьской революции, после чего открытка была названа «буржуазным предрассудком».

Возрождение открытки началось в 90-е годы. Именно тогда стали появляться издательства, специализирующиеся на их производстве. Сейчас мы постепенно переходим от «машинных» к открыткам, сделанным вручную. Нand-made с применением декоративных и натуральных материалов: ткани, кожи, сухоцветов, минералов – ценится больше. У этих открыток есть душа.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *