Занятия по ознакомлению с окружающим миром

Содержится в разделах:

  • Конспекты занятий, НОД

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 39699.
Все разделы | Занятия по ознакомлению с окружающим миром

Новое

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Путешествие в страну «Светофория» Цель: Формирование у детей элементарных правил дорожного движения. Задачи: Обучающие: Формировать привычку вести себя в соответствии с правилами дорожного движения,закреплять знания о правилах перехода улицы по пешеходному переходу, знакомить детей с работой светофора. Расширять…

Конспект занятия по экспериментированию для детей второй младшей группы «Предметы с секретом» Конспект по экспериментированию для детей второй младшей группы «Предметы с секретом». Цель: Знакомство детей со свойствами предметов. Задачи: Познакомить детей со свойствами разных предметов на воде – одни плавают, другие – тонут. Формировать умение делать вывод по…

Занятия по ознакомлению с окружающим миром — Видео и конспект дистанционного занятия по окружающему миру для детей среднего дошкольного возраста «День Земли»

Публикация «Видео и конспект дистанционного занятия по окружающему миру для детей…»

Цель: Создание поделки в технике обрывной аппликации «Дерево, как символ заботы о природе». Задачи: 1. Ознакомить дошкольников с праздником «День Земли»; 2. Формировать у дошкольников интерес к экологическим проблемам; 3. Воспитывать бережное отношение к природе; 4. Закреплять…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект беседы по познавательному развитию «Коронавирус» с детьми дошкольного возраста Цель: Формировать у детей сознательное отношение к здоровому образу жизни. Задачи: Дать представления о коронавирусной инфекции и его профилактике. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность. Воспитывать у детей потребность заботится о своём здоровье. Материал :…

Конспект занятия в младшей группе по окружающему миру «Птицы» Цели: — расширять представления об особенностях внешнего вида птиц (есть перья, крылья, хвостик, две ноги, клюв); — пополнить и активизировать словарь; — развивать мышление, слуховое восприятие, умение сравнивать; — воспитывать бережное отношение к птицам и к природе. -…

Познавательное занятие на прогулке с опытно-экспериментальной деятельностью в подготовительной группе по теме «Песок» Конспект познавательного занятия на прогулке с опытно-экспериментальной деятельностью в подготовительной группе Тема: «Путешествие в песочную страну с Медвежонком». Образовательная область «Познание». Интеграция ОО: «Социализация», «Физическая культура», «Художественное…

Занятия по ознакомлению с окружающим миром — Фотоотчет о занятии по экспериментированию «Солнечные зайчики»

Статья «Фотоотчет о занятии по экспериментированию «Солнечные…» Сырова Марина Викторовна Фотоотчет по экспериментированию «Солнечные зайчики» Возрастная группа: группа раннего возраста. Тема эксперимента «Солнечные зайчики» — научить детей играть с солнечными зайчиками. Цель: Знакомить детей с доступными явлениями природы (солнечный зайчик)…

Конспект НОД «Знакомство с садовыми цветами» Конспект познавательного развития «Экскурсия к цветнику: знакомство с первоцветами» для детей старшего дошкольного возраста У цветника есть хозяйка – Бабочка Мальвина. История (авторская сказка) появления персонажа на видовой точке экологической тропы. Жила-была бабочка. Звали…

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Овощи» для детей младшей группы 2–3 года Конспект НОД по окружающему миру «Овощи» для детей младшей группы (2-3 года) Екатерина Белолипецкая Тема: «Овощи» Цель : Расширить представления детей об овощах. Задачи: 1. Познакомить детей с овощами. 2. Продолжать учить детей различать и называть цвета (красный, зеленый,…

Организованная познавательно — исследовательская деятельность «Тайны воздуха» Цель: формирование представлений о воздухе, через познавательно-исследовательскую деятельность Задачи: Образовательные: 1. Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах; 2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования; 3. Расширять словарный…

Страницы: 2 3 4 … 3970

Конспект занятия по Ознакомлению с окружающим миром. Наша школа.

Образовательная область: «Социум»

Раздел: Ознакомление с окружающим миром

Тема: Наша школа

Цель: объяснить детям, что школа – это воспитательное учреждение для детей дошкольного возраста; познакомить с работниками школы, рассказать об их обязанностях. Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе. Уточнить знания по лексической теме. Закрепить умения отвечать полным предложением. Воспитывать активность, усидчивость. Воспитывать у детей желание учиться. Прививать уважение к труду учителя и труду работников школы. Активизировать словарь: школьные принадлежности, перемена, звонок, учительская.Учить детей беречь природу, узнавать и различать растения, растущие во дворе школы. Помочь детям адаптироваться в стенах школы. Найти себе друзей.

Методические приемы: вопрос – ответ, игры, загадки, рассматривание иллюстраций, беседа.

Оборудование: иллюстрации на тему «Школа», цветные карандаши, школьные принадлежности, рефлексия «Школа»

Билингвальный компонент:мектеп- школа, балалар – дети, мұғалім –учитель, линейка-сызғыш, ластик-өшіргіш, тетрадь-дәптер

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Мотивационно-побудительный

Организационно-поисковый

Рефлексивно-корригирующий

Отгадайте загадку:

*Стоит веселый светлый дом,
Ребят проворных много в нем.
Там пишут и считают, Рисуют и читают… (Школа-мектеп)

Беседа:

— Что такое школа?

-А ты думаешь, школы были всегда? Нет. Было такое время, когда школ вообще не существовало. Как же учились дети? Ведь это очень важно, чтобы дети учились, чтобы взрослые им рассказывали всё, что знают сами.

В далёкие древние времена школ не было, и каждого ребёнка учила его мама и то племя, в котором рос ребёнок. Детей учили ухаживать за животными и растениями, заботиться о малышах, готовить пищу и даже иногда охотиться.

Со временем заметили, что есть люди, которые умеют обучать детей лучше других, знают больше, чем другие. Появилась профессия УЧИТЕЛЯ.

Учитель учил не только своих собственных детей, но и всех других. Появились школы — места, куда приходили учиться. В жарких странах школы были прямо под открытым небом, а в холодных — в домах. Детей обучали только грамоте и счёту.

А вот в современных школах дети учатся очень многому — чтению, письму, математике, работе на компьютере. Дети узнают много интересного и важного о природе, о жизни людей, о технике, путешествиях. Да и сами школы стали совсем другими — светлыми, просторными, большими.

Как вы думаете, чему научитесь вы, когда пойдете в школу?

(Воспитатель помещает на стенд картину «В школу»)

-Как можно назвать эту картину? Придумайте ей название. Почему?

— Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?

— Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (ученики, школьники, первоклассники).

— Что находится у школьников в портфелях?

— Как можно назвать все эти предметы одним словом? В какое время года дети идут учиться?

-Назовите профессии людей, работающих в школе.
– Как вы думаете, что происходит? (Он опоздал в школу, учитель ругает).
– Почему учительница ругает Ваню?
–Послушайте рассказ «Почему Ваня опоздал в школу». Я вам расскажу начало рассказа, а дальше вы продолжите.

Вечером папа принес Ване новую компьютерную игру. И сказал: «Поиграешь завтра, потому что сегодня уже поздно». Сейчас должен собрать портфель и лечь спать, а когда родители уснули…
Ваня потихоньку включил компьютер и решил немного поиграть, но он так увлекся, засиделся, и не заметил. Как наступила поздняя ночь.Когда Ваня ложился спать, он даже не вспомнил, что нужно ему собрать портфель. Утром зазвенел будильник, Ваня проснулся и увидел, что вечером он не собрал портфель. Ваня долго собирал свои школьные вещи, когда пришел в школу, уже шел урок. А когда учительница ругала Ваню, он подумал…

– Ребята о чем он подумал? (Что вовремя надо собирать портфель, слушать родителей.)

Билингвальный компонент: мектеп- школа, балалар – дети, мұғалім –учитель, линейка-сызғыш, ластик-өшіргіш, тетрадь-дәптер

Физминутка:

– Молодцы, ребята. А теперь все встали, проверю, как вы знаете буквы и какие внимательные, если покажу вот эту букву – нужно тихо стоять (А), если вот эту – нужно приседать (О), а если эту – хлопать в ладоши (И). Отдохнули, успокоились сели.

Стихотворение «Чудо-школа»
Как мы дружно, весело живем, Учим ноты, песенки поем.
Школа, школа — наш родимый дом, И без школы мы не проживем.
Наша школа — это чудо, В ней так весело всем людям,
В ней так здорово всем людям, Пусть так будет!
Знает точно каждый ученик, Что без школы мир тускнеет вмиг.
Любит школу наша детвора. Школа, школа — лучшая пора!

-Чем отличается школа от детского сада? Как вы думаете в школе дети дружат между собой? Вы тоже здесь найдёте себе друзей. И может быть на всю жизнь. А зачем друзья нужны в школе?

д/и «Скажи, какой?»
-Фломастер из пластмассы, какой? Пластмассовый Линейка из дерева какая? Деревянная Звонок из металла – звонок, какой? Металлический
– Тетрадь из бумаги, – какая? Бумажная А пенал, какой? Пластмассовый Ластик из резины – ластик, какой? Резиновый Портфель из кожи, – какой портфель? Кожаный

— Послушайте и исправьте предложение «Нелепицы»

  1. Кисточка рисовала Лену. (Лена рисовала кисточкой)

  2. Учебник учиться по Васе. (Вася учиться по учебнику)

  3. Пенал положил Вову в портфель. (Вова положил пенал в портфель)

  4. Ручка написала письмо Тане. (Таня ручкой написала письмо)

  5. Азбука читает Олю. (Оля читает азбуку)

Билингвальный компонент: мектеп- школа, балалар – дети, мұғалім –учитель, линейка-сызғыш, ластик-өшіргіш, тетрадь-дәптер

Итог: Что нового и интересного вы узнали о школе? Что надо делать, чтобы сохранить чистоту двора школы и внутри школы?

Рефлексия «Школа»

Кто считает, что готов идти в школу, в первый класс –возьмите веселого человечка; Кто чувствует, что еще не совсем готов к школе – возьмите грустного человечка. Спасибо, ребята, за работу!

Воспроизводят:называют работников школы, слушают педагога, отвечают на вопросы, называют слова на казахском языке.

Понимают: зачем дети ходят в школу, для чего она необходима, правила поведения в школе и на улице.

Применяют: любят школу, уважают труд людей разных профессий, работающих в школе.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром в разных возрастных группах.

Важной задачей остается воспитание у детей бережного, заботливого отношения и любви к природе, эстетического восприятия природы. Ознакомление детей с природой осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни — в уголке природы и на участке. Занятия по ознакомлению с природой проводятся еженедельно. Особое место занимают экскурсии, а также занятия, связанные с обобщением знаний детей.

Окружающий нас мир полон чудес. В нем столько неизвестного, удивительного. Цель воспитателя – научить искать и находить новое в уже известном. Разнообразие растительного мира, его связь с животными существами, многообразие профессий, представляют собой интересный познавательный материал, который даёт возможность развивать у детей восприятие, мышление, умственную активность, любознательность, формировать интересы и способности, т.е. готовить их к процессу приобретения знаний. В связи с новыми требованиями к организации педагогического процесса в дошкольном возрасте необходимо обеспечивать интеллектуальный фон на основе познавательно-исследовательской деятельности, способствовать расширению информационного пространства ребенка.

Воспитатель широко использует труд, наблюдения, опыты на участке, в уголке природы с тем, чтобы накопить конкретные представления об окружающей природе, углубить знания, полученные на занятиях.

Детей 2-го и 3-го года жизни знакомят с растениями, животными, явлениями неживой природы, приучают обособлять их в пространстве, выделять и правильно называть некоторые признаки растений (окраска листьев, цветов), движения и голоса животных, подводить к первичным наглядным связям и обобщениям (рыбка плавает в воде). При этом у детей совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и др.), развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам, формируется доброжелательное отношение к ним.

У детей 3—4 лет ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует, как минимум, о трех важных достижениях: у детей накопились определенные знания: появилось понимание, что знание можно получить вербально от взрослого человека: сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробель в своих знаниях. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку поставить небольшой опыт. Дети младшего возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе со взрослым, поэтому участие педагога в совершении любых действий обязательно. Во время работы можно иногда предлагать выполнить не одно, а два действия подряд, если они просты. Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если.» Приобретая личный опыт дети 4 лет уже могут предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого, но сами следят за соблюдением правил безопасности совершенно не способны. Младшие дошкольники уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопрос «Почему?» и даже сами отвечать на него. У детей формируют представления о предметах и явлениях природы, с которыми они постоянно сталкиваются в жизни, подводят их к установлению, таких связей, которые дети могут познать в процессе предметно-чувственной деятельности на занятиях, в игре и отразить их в форме конкретных представлений.

Детей учат наблюдать, выделять отдельные признаки растений, животных, определять их, пользуясь сенсорными эталонами (цвет, форма, величина), сравнивать объекты и группировать их по внешним признакам. В процессе усвоения знаний у них образуются более высокие формы познавательной деятельности: от наглядно-образного уровня познания в три года дети к четырем годам способны подойти к установлению причинно-следственных отношений.

В средней группе все наметившиеся тенденции усиливаются: количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. Появляются первые попытки работать самостоятельно Однако даже если опыты просты и не опасны, визуальный контроль со стороны взрослого необходим, и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года постепенно начинают применять рисунки которые взрослые делают на глазах детей, и первые схематические рисунки тех детей, у которых технические навыки развиты достаточно хорошо Давая словесный отчет об увиденном. дети не ограничиваются отдельными фразами, сказанными в ответ на вопрос педагога, а произносят несколько предложений. Однако они не являются развернутым рассказом. Воспитатель своими наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить разницу. К пяти годам у детей формируется высшая форма наглядно-образного мышления. Они могут усваивать обобщенные знания, что способствует возникновению у них представлений, отражающих закономерности, происходящие в природе. Детей учат выделять характерные особенности строения растений, животных и устанавливать их зависимость от условий существования. У детей старшего дошкольного возраста формируется желание задавать вопросы и самостоятельно пытаться искать на них ответы. Как правило, они часто обращаются к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так.», «Давайте посмотрим, что будет, если.». Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания шестилеток им можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент,а не делить его по этапам. Расширяются возможности по фиксированию результатов. Шире применяются разнообразные графические формы. Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Но мера самостоятельности пока не велика. Без поддержки со стороны взрослого речь детей постоянно прерывается паузами. В старшей группе начинают вводиться /длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. В этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Предоставляя детям самостоятельность, педагог должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности. Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции. как выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Семилетки способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений. самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного

К концу дошкольного возраста у детей должна быть развита элементарная форма логического мышления: способность к анализу и синтезу, умение выделить индивидуальные и общие признаки растений и животных и делать обобщения (например, обобщить различные группы животных по признакам питания, движения, добывания пищи, места обитания и т.д.).Детей подводят к выводу, что явления природы обусловлены естественными причинами (например, изменения в жизни растений и животных зависят от солнца, света и тепла). К переходу в школу у детей должна быть развита наблюдательность, любознательность, любовь и бережное отношение к природе, способность находить в ней красивое.

Ознакомление с окружающим миром, конспекты занятий

    • Тематическая подборка материала для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в прошлое планеты Земля» Подборка материала по ознакомлению детей старшего возраста с окружающим миром на тему «Путешествие в Грецию» Подборка материала по ознакомлению детей с окружающим миром на тему «Германия» Подборка материала по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром на тему «Путешествие в Австралию» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим для подготовительной группы, тема: «Китай» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим для подготовительной группы, тема: «Мексика» НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе детского сада, тема: «До чего ж ты хороша, русская матрёшка!» Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для средней группы «В мире доброты» Занятия для младшей группы: Женский праздник Вкусный и полезный сыр Герои народных сказок Бумажная фея Отправляемся в гости Знакомство с матрёшкой Я мальчик, я девочка Ловись, рыбка! Детский сад, детский сад — он так нужен для ребят Опытно-экспериментальная деятельность Занятия для средней группы: День космонавтики в детском саду Развлечение по ПДД в средней группе детского сада Мой дом — моя крепость Лёд, как особое состояние воды Как хлеб к нам на стол пришел Дома в нашем городе Моя семья О чём «рассказывает» одежда? Право ребенка на имя, отчество и фамилию Айболит в гостях у детей Самолет Мой веселый мяч Я мальчик, я девочка Дружная семейка На арене цирка Учимся готовить Акция к Международному Дню семьи «Объединим семью!» Давайте жить дружно! — акция ко Дню народного единства Пусть серое станет цветным! — акция ко Дню защиты детей Разные виды транспорта Занятия для старшей группы: Безопасный дом Лесовичок в гостях у ребят Разноцветное путешествие Спортландия Календарь ожиданий Богатыри земли русской Виды транспорта Моя семья и родственники Волшебные средства понимания Знакомство с эмоцией радости Поможем малышам Где вода — там жизнь Путешествие по природным зонам Друзья Мойдодыра Ателье Путешествие в Шоколадную страну Я мальчик, я девочка Что? Где? Когда? Удивительное в камне Путешествие в прошлое телефона Знай и соблюдай Игра-викторина «В дружбе наша сила» Дорога и я Занятия для подготовительной группы: Спешите делать добро Шар земной — конспект занятия ко Дню Космонавтики Виды ткани Полезные ископаемые Город мастеров Космическое путешествие Хлеб – наше богатство История обыкновенных вещей Город профессий КТД с нравственно-патриотическим содержанием
  • Cайт «Воспитатель»

Памятка ««Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром»»

Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Очень важно использовать разнообразные формы, методы и приёмы в работе с детьми, проводить её в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами. Сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей, больше использовать практических занятий. И тогда через ознакомление с природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. — М.: Мозаика-Синтез, 2016.

3. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду.– М.: Просвещение, 1989.- 165с.

4. Мануйленко З.В. Методы и приемы обучения в детском саду.- М.:1960.

5. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.— М.: Мозаика-Синтез, 2016.

6. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/07/27/metody-obucheniya-doshkolnikov

7. http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konsultatsii-dlya-vospitateley/news1554.html

8. http://www.bibliotekar.ru/pedagogika-3-2/7.htm

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников № 10 “Родничок”»

Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром

Составила: старший воспитатель Н.А. Горбачева

В соответствии с ФГОС ДОО, ознакомление с окружающим миром входит в образовательную область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Основные цели и задачи:

— Развитие познавательно-исследовательской деятельности

— Ознакомление с предметным окружением

— Ознакомление с социальным миром

— Ознакомление с миром природы

Формы организации деятельности детей при ознакомлении с окружающим миром и природой

Формами организации деятельности детей при ознакомлении с окружающим миром и природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работы на земельном участке. Работу по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и природой в детском саду проводят ежедневно. Форма организации детей разная (в зависимости от возраста и содержания работы). Нельзя выделить наиболее и наименее эффективные формы организации, все они обладают положительным эффектом при условии разумного и дозированного их использования.

Занятие — это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его струк­турные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).

Экскурсия — это специфическое учебно-воспитательное заня­тие, перенесенное в соответствии с определенной образователь­ной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на вы­ставку, в поле, на ферму и т.п. Как и занятие, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся. На экскурсии наряду с наблюдениями воспитанниками используются рас­сказ, беседа, демонстрация и другие методы.

Прогулки – ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных.

Работа в уголке природы – работа в уголке природы проводится в часы, отведённые для труда. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно. Организация труда детей зависит от их возраста.

Работа на земельном участке – на земельном участке дети трудятся преимущественно после дневного сна. Так же, как и в уголке, это сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.

Методы ознакомления дошкольников с окружающим миром и природой

К наглядным методам обучения относятся наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы). Одним из основных методов ознакомления с окружающим миром является наблюдение.

Наблюдение — это целенаправленное восприятие реального мира, предмета или явления в естественном их окружении, заранее подготовленное и руководимое взрослым.

Наглядные пособия дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины.

Технические средства обучения — при ознакомлении детей с природой в детском саду используются презентации, кинофильмы, мультфильмы. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.

Практические методы

Дидактические игры. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.

Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» — дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно — не нужно» — проводятся с целью закрепления знаний.

Подвижные игры природоведческого характера — связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик».

Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.

Элементарные опыты — это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя.

Словесные методы

Рассказ воспитателя – это живое, яркое, эмоциональное изложение фактов, явлений, событий, описание предметов.

Рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Продолжительность рассказа зависит от возраста детей.

Беседа – это организованный разговор на определенную тему, во время которой педагог, опираясь на знания и опыт детей, пользуясь вопросами, подводит детей к более глубокому пониманию и усвоению новых знаний и их закреплению.

Беседа является наиболее сложным методом обучения. Краткие беседы с малышами используются при ознакомлении с трудом взрослых и с помещение детского сада.

Беседы с детьми 5-7 лет проводятся систематически на разные темы как самостоятельные занятия.

Чтение художественной литературы также рассматривается как один из важных методов ознакомления детей с окружающим миром.

Эффективность этого метода зависит от правильного отбора литературных произведений, как со стороны содержания, так и художественной формы. Чтобы содержание произведения донести до детей, воспитатель должен сам ясно осознать его идею, замысел, основательно поработать над техникой речи. Прежде всего, нужно

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *