Как делать папье-маше своими руками: основы техники и инструкция для новичков

Папье-маше – древнейшее искусство, не утратившее своей популярности. Попробуйте это несложное творчество и найдите в нем источник для новых шедевров!

Папье-маше – простая техника изготовления объемных предметов с помощью бумаги и клейстера. Даже с появлением различных пластичных масс (супер пластиков), папье-маше не теряет своей популярности, оставаясь незаменимой для некоторых видов творчества (например, масок). Совершите краткий экскурс в историю этой необычной техники и узнайте, какие существуют варианты ее применения, как делать папье-маше своими руками, и чем это занятие будет полезно.

  1. История бумажного творчества
  2. Минимум средств и максимум пользы
  3. Что нужно для занятий и первых поделок
  4. Особенности послойной техники и процесс работы
  5. Лепка из бумажной массы
  6. Полезное занятие в удовольствие
  7. Пошаговые мастер-классы для новичков

История бумажного творчества

Техника папье-маше проверена временем, ведь ее история насчитывает несколько тысяч лет! Древние египтяне делали посмертные маски, используя слои папируса, перемежеванного клеящим веществом. В Персии из многослойной бумаги изготавливали декоративные изделия, в том числе сундуки и кубки. Часто, поверх бумажного слоя наносили тонкие металлические пластины.

Прочность изделий из папье-маше с большим количеством слоев была подмечена еще в древнем Китае – там стали использовать эту технику для производства доспехов и щитов, которые могли защитить воина не только от стрелы, но и от удара мечом.

Многократное покрытие природными лаками прибавляло материалу дополнительную прочность. Кроме того, в Японии и Китае из этого материала изготавливали церемониальные маски, декоративные элементы к военному костюму, предметы домашнего декора (шкатулки, вазы) и даже пуговицы.

Часто поверхность изделий покрывали глянцевым лаком и, таким образом из сравнительно дешевого материала получали вещи, выглядящие роскошно. В Индии папье-маше можно было встретить на любом ремесленном рынке в виде богато-орнаментированных изделий для домашнего обихода.

С 17-го века папье-маше стало активно использоваться во Франции, а затем и в Англии, в кукольном деле – эта техника как нельзя лучше позволяла воспроизвести тонкие черты кукольных лиц. Большим преимуществом была высокая прочность материала. В отличии от фарфора, готовое изделие из папье-маше не было хрупким, а также было намного легче чем дерево.

В 18-ом веке папье-маше стало недорогой альтернативой архитектурной лепнине и резному дереву, позднее эту технику стали использовать даже для изготовления элементов мебели (например, спинок стульев) и церковной утвари.

По сегодняшний день папье-маше широко используется в кинопроизводстве и театре для изготовления бутафории (муляжей различных вещей: оружия, посуды, украшений, предметов интерьера, имитации рельефов в ландшафте или архитектурных конструкций), накладных элементов для грима (носов, подбородков), деталей сценического костюма (головных уборов, масок).

Минимум средств и максимум пользы

Папье-маше является одним из немногих видов творчества, который будет интересен практически каждому, ведь вариантов изделий из клееной бумаги огромное множество, а сам процесс работы в этой технике не требует художественной подготовки или определенных знаний. Несмотря на то, что для этого вида творчества используется бумага, оно не имеет ничего общего с другими бумажными хобби оригами, квилингом, плетением из бумажных трубочек.

Преимущества этого увлечения налицо:

  • оно не требует материальных затрат;
  • ему не нужно большое рабочее место;
  • можно обойтись без особых навыков;
  • техника представляет собой предельно простой процесс, овладеть которым под силу даже ребенку дошкольного возраста;
  • широкий творческий спектр (изготовление кукол, масок, фигурок, рамок, шкатулок, элементов для украшений, елочных игрушек, плафонов);
  • подходит для изготовления предметов любого размера;
  • готовые изделия имеют высокую прочность и не требуют особого ухода.

Что нужно для занятий и первых поделок

Как уже было подмечено, папье-маше очень экономный вид творчества. Основное, что нужно для папье-маше, это тонкая бумага и клей (ПВА, столярный, канцелярский, желатиновый или крахмальный клейстер). Существует два принципиально разных варианта этой техники:

  • кусочки бумаги наклеивают слоями на готовую форму;
  • из бумаги и клейстера готовят эластичную массу, из которой формируют объект.

Включить это хобби в список своих увлечений могут все, о успех ждет только тех, кто не любит бросать начатое. Качества, которые будут полезны в работе с папье-маше:

  • усидчивость;
  • аккуратность;
  • немного фантазии.

Особенности послойной техники и процесс работы

Первый вариант (из кусочков) подходит для изготовления масок, кукольных голов, фигурок, шкатулок. Поверхность готовых изделий поддается шлифовке, поэтому достичь идеальной гладкости весьма просто. Весь процесс работы можно разделить на несколько этапов.

Первый этап

Подготовить тонкую бумагу (хорошо подходит газета). Для этого можно нарезать или порвать ее на кусочки, их размер зависит от предполагаемого размера изделия – для мелких работ это может быть 1х1 см, для крупных до 4х4, 4х10 см. Порванная бумага сделает поверхность изделия более гладкой, чем нарезанная.

Подготовить форму, на которую будет наклеиваться бумага. Для этого можно взять как уже готовый предмет, так и вылепленный из пластилина или глины (например, голову куклы).

Если берете готовый предмет за основу папье-маше, помните, что для получения объемной формы нужно будет разрезать уже готовое папье-маше на две половины, чтобы достать базовую форму, а затем склеить их. Поэтому основа может быть повреждена при разрезе. Для шаровидной формы можно взять воздушный шар, который по окончании работы можно извлечь через предварительно оставленное отверстие в слоях бумаги.

Чтобы готовое папье-маше получилось легко отделить от основы (как готовой, так и лепленной), рекомендуется смазать форму вазелином либо обернуть ее пищевой пленкой, перед тем как наносить первый слой бумаги.

Второй этап

Обклеить форму слоями бумаги. Количество слоев зависит от желаемой толщины и прочности – минимальное количество 4–5, максимальное – не ограничено, но уже при 15 слоях толщина стенки изделия будет около 0,5–0,7 см, поэтому делать слоев больше этого количества обычно смысла нет.

Для равномерного покрытия формы бумагой, удобно чередовать слои разных цветов – так будет понятно, когда начинать новый.

Третий этап

Хорошо просушить изделие (в течение суток) и снять с формы. Если для снятия требуется разрез, удобно сделать его острым ножом для бумаги. После извлечения формы, нужно с внутренней стороны изделия вдоль разреза наклеить кусочки бумаги так, чтоб половина кусочка выходила за границу разреза, затем промазать их клеем и приложить вторую половину изделия.

Также нужно заклеить линию стыка половинок снаружи двумя слоями бумаги и для прочности покрыть еще одним слоем папье-маше всю форму (если предполагается дальнейшее окрашивание, то лучше слоем белой бумаги).

Хорошо просушенное изделие можно отшлифовать с помощью мелкозернистой наждачной бумаги.
Разукрашивать папье-маше можно любой краской, но лучше всего взять акрил – он не будет стираться с формы и быстро сохнет. При желании папье-маше вскрывают лаком.

Лепка из бумажной массы

Второй вариант папье-маше (из бумажной массы) подойдет для формирования готовых изделий методом простой лепки или лепки на каркасе. Кстати, само название техники переводится с французского как «жеванная бумага». Вариантов рецепта приготовления массы довольно много, и после нескольких проб Вы найдете собственное оптимальное соотношения ингредиентов.

Обычно ее делают таким образом: размачивают газетную бумагу, картон от коробок либо яичных лотков, или туалетную бумагу в теплой воде, оставляют ее на несколько часов, периодически разминая руками (можно поставить на плиту, чтобы поддерживать воду в теплом состоянии).

После размокания, массу тщательно отжимают и измельчают блендером или на мясорубке (более трудоемкий вариант – протирают через сито). Далее к массе прибавляют клей и вымешивают до тех пор, пока однородная эластичная масса не перестанет липнуть к рукам.

Сформированное изделие полностью высыхает за 2-3 дня – сушить на батарее его не стоит, так как это может привести к появлению трещин. Высохшая масса становится твердой и очень легкой. Ее также можно отшлифовать и покрыть краской так же, как и изделия из соленого теста или полимерной глины.

Полезное занятие в удовольствие

Как уже было подмечено, в технике папье-маше можно делать совершенно разные виды изделий, это отличный способ изготовить как декоративные произведения, так и вещи для практического применения в доме. С помощью этой техники можно сымитировать более дорогостоящие материалы, например, металл, камень или керамику.

Домик для кошки

Декор для дома

Идеи декора и подарков

Работа с папье-маше успокаивает, помогает сосредоточиться на процессе и отдохнуть от повседневных забот, развивает творческое мышление. Начиная с простых и распространенных изделий, вы быстро перейдете к реализации собственных креативных идей.

Пошаговые мастер-классы для новичков

Чтобы вам легче было перейти от планов и сомнений к действиям, наши рукодельницы приготовили пошаговые инструкции с фото. Взяв за основу мастер-классы, вы быстро освоите технику папе-маше и научитесь создавать собственные шедевры, достойные подражания.

Конфетница в виде кота

Заяц-шкатулка из баночки

Очаровательная кошка

Крысы

Дизайнерские бусы

Венецианская маска

Казахские куклы

Ваза на шарике

Дерево-подставка для украшений

Собака упрощенным способом

Поскольку себестоимость материала для папье-маше минимальная, работать с ним не трудно, а готовые изделия получаются прочными, красочными и легкими, технику папье-маше можно смело брать на вооружение, если у вас появится желание превратить творческое хобби в бизнес. Элементы самодельной бижутерии, сувенирная продукция или домашний декор из папье-маше – отличная идея для неплохого заработка.

Техника папье-маше для начинающих: идеи, инструкции, мастер-классы

Для начинающих техника папье-маше считается доступной и легкой в исполнении. Работа заключается в изготовлении различных статуэток, посуды, предметов домашнего декора из слоев бумаги. Существует несколько разных вариантов выполнения таких творческих поделок, каждый из которых мы подробно опишем в нашей статье.

Слово «папье-маше» имеет французское происхождение и переводится как «смятая бумага». Сейчас это целое искусство, обучение основам которого начинается еще со старшего дошкольного возраста в детском саду и продолжается в начальной школе. Маленькие дети работают с бросовым материалом. Это может быть старая газета или журнал, ненужные брошюры или туалетная бумага. Детям для соединения слоев воспитатель заваривает клейстер из обычной пшеничной муки.

Взрослые мастера чаще всего используют при создании поделок бумажную глину, которая создается самостоятельно по описанному ниже рецепту. Таким образом, можно сделать любую скульптурную форму, используя как нарисованные контуры, так и основание из картона, проволоки, пластиковых бутылок и другого удобного материала.

Техника папье-маше для начинающих хороша еще и тем, что является бюджетным вариантом воплощения творческих идей. Ведь старая бумага найдется в любой квартире, а сварить клейстер можно всего за несколько минут, имея всего 1 столовую ложку белой муки. Опытные мастера используют клей ПВА с несколькими добавками. Готовые работы после окончательного высыхания красочно оформляются и служат украшением помещения.

Первый этап обучения технике

Поделки из папье-маше своими руками лучше всего учиться делать на простых основаниях. Например, используя плоскую небольшую тарелку или стакан с закругленными краями. Такую работу способны выполнить дети в старших группах детского сада. Потребуется подготовительная работа как для детей, так и для воспитателя. Дошкольникам дают листы газеты или тонкой бумаги и глубокие миски. По образцу воспитателя ребята рвут бумагу на небольшие кусочки или тонкие полоски и складывают мелкие детали в емкость.

Воспитатель заранее заваривает клейстер из муки для папье-маше, так как его используют только в охлажденном виде. Затем он разливается в маленькие пиалы для каждого ребенка отдельно.

Чтобы бумага не приклеилась к основанию, например к тарелке или стакану, его поверхность смазывается растительным маслом или оборачивается пищевой пленкой. Еще нужно приготовить блюдце с простой водой. Первый слой бумаги не приклеивается к основанию, а накладываются просто мокрые кусочки бумаги. Для этого ребенок берет полоску, опускает ее полностью в воду, поднимает аккуратно над тарелкой, чтобы стекла лишняя влага, и прикладывает на смазанную растительным маслом поверхность основания. Кусочками нужно полностью заполнить его. Дальше работа проводится уже с клейстером. Рассмотрим, как его нужно правильно заваривать.

Клейстер из муки для папье-маше

Для небольшой работы будет достаточно заварить 1 литр клейстера. В маленькую кастрюлю наберите ¾ литра воды и поставьте ее на огонь. На дно стакана поместите 1-2 столовые ложки пшеничной белой муки и тонкой струйкой наполните до верха теплой водой. Чтобы не образовалось комков, постоянно помешивайте жидкость ложкой. Содержимое стакана смешайте с остальной водой в кастрюле и продолжайте варить клейстер, не забывая периодически помешивать.

Когда консистенция раствора достигла состояния киселя, огонь выключите и еще некоторое время продолжайте помешивать. Нужно иметь в виду, что клейстер сразу после заваривания кажется более жидким, чем нам необходимо для работы над поделками, однако по мере остывания он загустеет. Если вы случайно переварили клейстер и он получился чересчур густым, то его всегда можно разбавить водой до нужной консистенции. Для остывания поставьте кастрюлю в прохладное место, например, ее можно вынести на открытый балкон. Когда клейстер остынет, его можно перелить в удобную для работы пиалу.

Как выкладываются слои

Своими руками поделки из папье-маше выполняют в несколько слоев. Чем их больше, тем прочнее и крепче будет сделанная фигура. Если оклеить поверхность основания всего 2-3 слоями, то фигура будет легко деформироваться. Поэтому минимально рекомендуется наносить 5-6 слоев бумаги. Когда оклейка проводится только газетой, то тяжело понять, когда заполнился слой полностью. Желательно, особенно детям, слои выкладывать из бумаги разного цвета. Например, первый – газета, второй – белый лист А-4, разорванный на кусочки.

Как уже отмечалось, первый слой накладывается из мокрой бумаги. Для второго и всех последующих кусочки опускаются вместо воды в клейстер. Можно использовать кисточку или намазывать мучнистой смесью поверхность поделки, а потом на свеженанесенный клейстер накладывать сухие клочки бумаги. Однако кисточка может пригодиться и в данном варианте работы. В том случае, если полоска перекрыла другую, а в месте соединения нет клея, то его нужно добавить кисточкой, намазав нужную часть. Чтобы работа быстрее высохла, лучше всего клейстер наносить тонким слоем. Верхняя поверхность поделки остается нетронутой. Готовую фигуру вместе с основанием или каркасом ставят просушиться. Помещение должно хорошо вентилироваться. Летом работа быстрее высохнет на подоконнике, а зимой – недалеко от батарей центрального отопления или работающего камина. Не спешите снимать поделку с основы. Работа может сушиться от нескольких дней до недели, в зависимости от толщины слоев и количества клейстера. Только полностью сухая поделка легко снимется с основания, и ее можно будет декорировать дальше.

Использование туалетной бумаги

Существует техника папье-маше для начинающих с применением туалетной бумаги. Для работы подойдет только однослойная и неокрашенная бумага, без всяких красителей и выбитого рисунка. Она мягкая и податливая в работе, хорошо разбухает, быстро намокает, и поделка смотрится более гладкой и ровной.

Иногда мастера вместо туалетной бумаги используют тонкие белые салфетки. Работа проводится по такому же принципу, что и описанная ранее техника папье-маше для начинающих, а именно: первый слой накладывается на воде, а остальные – с клейстером или жидким клеем ПВА.

Рецепт бумажной глины

Опытные мастера делают сложные скульптуры любой конфигурации и размера, используя бумажную глину. Делают ее также из туалетной бумаги без красителей и ароматизаторов.

Для приготовления материала для лепки понадобятся такие ингредиенты:

  • 1 рулон однослойной бумаги.
  • ¾ стакана клея ПВА.
  • 2 ст. л. любого минерального масла, например вазелинового.
  • Половина стакана пшеничной муки.
  • Для смешивания используют миксер или блендер.
  • Вода для замачивания туалетной бумаги.
  • Емкость.

Приготовление материала

Чтобы начать делать папье-маше из туалетной бумаги, готовится смесь для работы. В большую миску положите целый рулон без картонной втулки. Ее можно аккуратно вынуть смятием или потрудиться и размотать всю ленту вручную. Затем заливается бумага водой так, чтобы покрыло ее до самого верха. Воду не жалейте, так как пропитаться должны все слои. Оставьте заготовку до полного намокания.

Когда бумага разбухнет, прямо руками хорошо отожмите всю жидкость, а получившуюся мякоть перенесите в другую емкость. Добавьте остальные ингредиенты и тщательно перемешайте, используя миксер или блендер. Нельзя заменять составные компоненты на аналогичные, так как это повлияет на свойства бумажной глины. Материал должен иметь однородную консистенцию и напоминать сметану.

Если поделка требует более плотной структуры, то добавьте еще полстакана белой муки и дополнительно перемешайте.

Изготовление плоских фигурок

По технологии папье-маше можно делать на плоскости и на любом объемном основании. Если вы хотите сделать плоскостное изображение, то на листе картона нарисуйте его контуры. Приготовьте необходимое количество бумажной глины нужной консистенции. Для основной работы понадобится глина погуще, чтобы края поделки не расплывались до окончательного застывания формы.

Выкладывают ее послойно и дают каждому слою хорошо высохнуть. Если вы сразу выложите бумажную глину выбранной толщины, то поделка будет сохнуть очень долго. А послойное выкладывание материала ускорит процесс значительно. Когда основа готова и высохла, займитесь выравниванием поверхности.

Как выровнять папье-маше

Для того чтобы поверхность стала ровной и гладкой, необходимо воспользоваться затиркой из жидкого состава. Ею заполняют все щели, выемки и неровности на фигурке. Так как выравнивание проводится тонким слоем, то высыхание не займет много времени. После этого потребуется дополнительная шлифовка мелкой наждачной бумагой, например № 100 или 180. Сухой ветошью протрите поверхность, чтобы избавиться от образовавшейся бумажной пыли.

Как выравнивать поделку из кусочков бумаги

Мы рассмотрели вариант затирания шероховатостей поверхности жидкой бумажной глиной. Если работа выполняется оклеиванием основы кусочками бумаги, то после полного высыхания внешнюю часть поделки нужно обмазать довольно обильным слоем клея ПВА. Если угловатости чересчур видны, то нарвите сначала мелкие-мелкие кусочки тонкой бумаги и заполните все углубления и щели. Потом уже действуйте кисточкой и клеем.

Пасхальные поделки: мастер-класс

Одной из популярных поделок среди мастеров является пасхальное яйцо из папье-маше. Не удивляйтесь, но за основу берут небольшой воздушный шарик. Его надувают и завязывают край узлом. Яйцеобразную форму оборачивают пищевой пленкой и оклеивают либо кусочками бумаги, либо тонкой туалетной бумагой или салфетками. Место вокруг завязанного узлом края остается незадействованным. Чтобы бумага высохла со всех сторон равномерно, оклеенный шарик ставится узкой стороной в любой стакан или чашку. В вертикальном положении выдерживают заготовку до полного высыхания.

Когда слои затвердели, ножницами разрезают резину шарика и через отверстие, оставленное незадействованным при оклеивании, вынимают остатки резины и пищевую пленку. Если вам нужно целое пасхальное яйцо из папье-маше, то отверстие заклеивают кусочками бумаги и ставят обратной стороной в стакан для подсыхания.

Часто на праздник Пасхи в данной технике делают целые композиции, вырезая в яйце большое отверстие спереди. Вовнутрь раскладывают нити сизаля зеленого цвета, имитирующие весеннюю траву, а уже на них выкладывают расписанные или окрашенные яйца. Получается очень эффектно и оригинально. Можно усадить курочку или зайчика, разместить цветы или насекомых.

Объемные фигуры

Поделки из папье-маше в домашних условиях часто выполняют на какой-то основе. Это может быть посуда или ваза любой формы с гладкими стенками. Если вы оклеиваете объемный предмет, то снять высохшее папье-маше можно будет только разрезанием заготовки с одной стороны. После вынимания основы разрез нужно аккуратно заклеить и изнутри, и снаружи.

Действовать нужно аккуратно, чтобы края обеих половинок совпали точно. Если след ваших действий все-таки виден, то прорезь заполните жидкой бумажной глиной. Замазывание смесью проводится сглаживающими движениями пальцев.

Основа из бросового материала или проволоки

При изготовлении фигуры птицы или животного в качестве каркаса можно использовать несколько оснований, соединенных между собой скотчем или малярной лентой. Так, например, вазу можно сделать из воздушного шарика и бумажного стаканчика, прикрепленного на его верхушке.

Используют картонные втулки от туалетной бумаги или кухонных салфеток, детали, вырезанные из гофрированного упаковочного картона или каркасные конструкции из проволоки. Чтобы они были объемными, на проволоку сверху наматывают несколько витков ткани, бинта или малярного скотча и заворачивают пищевой пленкой.

Потом вся поверхность каркаса оклеивается кусочками бумаги или бумажной глиной, причем послойно. Когда фигурка получилась желаемой формы, ее внешнюю оболочку затирают, выравнивают описанными выше способами и готовят под покраску.

Декорирование поделки

Мы уже ознакомились с основами техники папье-маше. Начало поделок – это наклеивание слоями бумаги на каркас. Окончание работы – это декорирование готовой конструкции. Используют для детских работ гуашевые краски. Первый слой можно заполнить фоновым цветом, а потом нарисовать тонкой кисточкой орнамент или мелкие детали фигуры. Когда краска высохнет, поделку можно покрыть акриловым лаком, чтобы во время игры краска не пачкала руки ребенка, да и фигура будет более яркой, с глянцевой поверхностью.

Если вы серьезно увлекаетесь папье-маше, то фигуру делают прочной и покрывают акриловыми красками. Такую поделку можно использовать как предмет домашнего интерьера или в качестве садовой фигуры.

Теперь вы знаете, как изготовить поделки своими руками из папье-маше. Мастер-классы приведены в статье. Это работа кропотливая, но интересная и творческая. Пробуйте себя в новом виде искусства! Удачных начинаний!

Методическая разработка: «Технология изготовления папье-маше»

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

ПАПЬЕ-МАШЕ

РАЗРАБОТКА ВЫПОЛНЕНА

ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ОТДЕЛЕНИЯ ДПТ

БФ НОККиИ

ВАСЁВОЙ ЕВГЕНИЕЙ ВИКТОРОВНОЙ

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ

Промысел лепной бумажной игрушки из папье-маше стал развиваться в начале прошлого века в Сергиевском посаде Московской губернии (ныне Загорск), и вплоть до 60-х годов прошлого столетия местные артели и фабрики держали монополию на папье-маше. Именно отсюда эта популярная технология распространилась на производства игрушки в Кирове, Иванове, Ростове-на-Дону, Осташеве и др.

Как таковое, папье-маше практически вытеснено искусственными материалами и считается неперспективной технологией. Однако это искусство возрождается в новом современном качестве.

Возникновение п.-м. в Сергиевском посаде связывают с лаковыми изделиями, в частности с лукутинскими, появившимися в России в конце 18 века и, в свою очередь, берущими начало от западной традиции. Несомненное влияние оказал здесь и экспорт немецкой лепной игрушки, известной также уже с конца 18 века.

На русской почве п.-м. получило самобытное техническое освоение, не говоря уже о художественном.

Папье-маше (франц. Paper-maher—жёваная бумага) — масса, легко поддающаяся формовке. Технология предполагает наличие моделей. Первоначально их роль выполняли формы из глины, фарфоровые статуэтки, игрушки из дерева, тряпичные куклы, набитые соломой, песком, мякиной. В истории сергиевского промысла зафиксирован курьёзный случай, когда такой моделью, за определённое вознаграждение, послужил человек.

В первой половине 19 века пользовались только деревянными формами — «болвашками». Основным инструментом резчика был нож, лишь с середины столетия начали применять стамески. Готовые «болвашки» сначала обёртывали мокрой «мягкой» бумагой. Когда она подсыхала, налепливали в несколько слоёв «сахарную» бумагу. Затем, острым ножом разрезали лепку пополам и снимали с формы. Подсохшие половинки склеивали, шпаклевали, грунтовали, окрашивали, отделывали… Игрушка поступала в сборку.

С 1860 годов в промысел входят гипсовые формы, отливаемые с тех же «болвашек».

При отливке, деревянная модель смазывалась мылом с клеем или керосином со стеарином. Формы были простые и сложные, состояли из двух или нескольких частей, которые при лепке покрывались раствором, предохранявшим гипс от впитывания влаги. Процесс лепки протекал гораздо быстрее и легче, чем по «болвашке». Последующие операции сохранялись в прежнем виде.

В нашем «сегодня» папье-маше применяется при изготовлении различной теат­ральной бутафории, кукол, используется как материал в скуль­птуре малых форм. Пластины из папье-маше служат в качестве основы для лаковой живописи. Из папье-маше получаются забавные игрушки, куклы, мас­ки; объемные и полуобъёмные картины и даже рамы для картин. Ориги­нальная и хорошо исполненная вещь из папье-маше — прекрас­ный подарок, который украсит интерьер и доставит радость. Из папье-маше можно сделать различные игры, которые будут развлекать взрослых и детей.

Изделия из папье-маше легкие и прочные, а в случае полом­ки реставрируются очень просто: достаточно иметь под рукой клей и бумагу. Данная технология отличается простотой исполнения, что делает её доступной даже детям дошкольного возраста. Технология папье-маше уникальна тем, что может сочетать в себе несколько видов творчества это: моделирование, лепка, роспись, аппликация и т.д.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

По способу изготовления папье-маше делится на два вида:

внешнее и внутреннее.

Внешним папье-маше называется обклейка пластилиновой или другой модели снаружи. Этот способ более прост, чем внутреннее папье-маше, но дает некоторое искажение первоначальной формы, так как при наклейке нескольких слоев бумаги мелкие детали модели сглаживаются (рис. 7,15,19).

Внутреннее маширование — это обклейка формы изнутри. Оно применяется тогда, когда нужно точно, без искажений воспроизвести модель или когда нужно сделать несколько совершенно одинаковых папье-маше. Внутренняя формовка традиционно делается с гипсовых форм. Изготовление такой формы — процесс трудоёмкий и требующий некоторого навыка.

Выбор способа маширования зависит от задачи, которая перед вами стоит, и от того, какими готовыми формами (моделями) вы располагаете. Если поверхность папье-маше должна быть ровной, то лучше воспользоваться внутренним машированием. А если качество поверхности не так важно, то можно применить внешнее маширование. Впрочем, и при этом способе поверхность папье-маше может быть доведена почти до идеальной ровности при помощи шпатлевки и краски.

Лучше всего для этих целей подойдёт газетная бумага. Самое главное условие- бумага должна хорошо пропитываться клеящим веществом. Газетная и обёрточная бумага не рвётся при надавливании на неё пальцами, хорошо формирует гладкую лицевую поверхность изделия. Но нужно следить, чтобы между слоями бумаги не оставалось воздушных пузырей.

Если для склеивания кусочков бумаги применяется клейстер, то толщина слоёв бумаги должна обеспечивать достаточную жёсткость и прочность готового изделия. А если для склеивания применяется какой-либо другой клей (например, ПВА) то достаточно пяти слоёв бумаги. Клейстер варится из крахмала. Одна чайная ложка крахмала разводится в половине стакана холодной воды, и один стакан воды кипятится в ёмкости. Холодная смесь тонкой струйкой вливается в кипящую воду при постоянном помешивании. Как только смесь начинает булькать — её выключают. Вместо клейстера можно использовать хороший обойный клей, как его разводить, написано на упаковке.

Для оклеивания желательно использовать бумагу двух цветов (или разновидностей). Это нужно для того, чтобы постоянно контролировать количество кусочков бумаги на каждый слой (толщина слоя на поверхности всей формы). Размер кусочков зависит от размера изделия: чем меньше модель, тем мельче должны быть бумажные кусочки.

Форму, перед нанесением на неё первого слоя бумаги, покрывают растительным маслом, чтобы исключить прилипание изделия к форме-основе. Первый слой также можно не пропитывать клеем, а «клеить» лишь на воду- это также даёт лёгкое снятие бумажной заготовки с формы. Остальные слои пропитываются клеящим веществом, но при этом не старайтесь смазывать бумагу большим количеством клея. Папье-маше нужно делать как можно суше, иначе оно будет рыхлым.

Избегайте складок на поверхности бумажного слоя. В тех случаях, когда они образуются, нужно надорвать бумагу и уложить её по форме.

НЕ СЛЕДУЕТ БУМАГУ РЕЗАТЬ! Это очень важно, тогда края каждого кусочка имеют хорошее сцепление с клеем и соседними кусочками бумаги, благодаря наличию волокон на рваных краях. Кроме того, это особенно важно для лицевой поверхности изделия, т.к. обрезанные ровные края неизбежно дадут следы кромок.

При наклеивании бумаги нужно заводить её концы (класть внахлёст на рабочую поверхность) за края формы на 1-2 см, чтобы в конце процесса маширования либо завести эти концы вовнутрь, либо аккуратно обрезать. Затем, обратная сторона изделия закрывается картоном и вырезается по контуру ножом или ножницами, это делает работу прочнее и аккуратнее (рис.7 г,д). Для того, чтобы повесить изделие на стену, надо приклеить к нему петельку, но перед этим точно рассчитать место крепления (рис.7е,ж).

Если нужно изготовить объёмное изделие, вся поверхность, слой за слоем, набирается бумажными кусочками (маширование), сушится и разрезается на необходимое кол-во частей (для удобства выемки формы-основы). Затем, половинки (или части изделия) склеивают между собой прочным (можно полимерным) клеем (рис.15,19). Для более прочного склеивания, по шву половинок проклеивают полоску бумаги в несколько слоёв (рис.19). При этом сначала наклеивается более узкая полоска, а затем более широкая, чтобы она своими краями перекрыла первую полоску (вторая лента наклеивается только на хорошо просушенную полоску первого слоя).

После маширования, сушки и зачистки поверхности наждачной бумагой неровные кромки изделия подрезаются, разлохмаченные места подклеиваются. Подготовленное к отделке изделие покрывают слоем шпатлёвки. Шпатлёвка предназначена для сглаживания неровностей поверхности и подготовки её под краску. Шпатлёвки могут быть как масляными, так и клеевыми, в зависимости от характера последующей покраски. Под масляную покраску готовят соответственно масляную шпатлёвку, а под клеевую — шпатлёвку из клея. В продаже есть универсальная масляно- клеевая шпатлёвка.

ЗАПОМНИТЕ! Наносить грунт нужно тонкими слоями и обязательно давать им высыхать перед тем, как наносить следующий слой.

На обрабатываемую поверхность шпатлёвка наносится кистью, затем обрабатывается мелкой наждачной бумагой. Если первый слой шпатлёвки не заполнит все неровности, шпатлевание повторяется. Когда изделие полностью подготовлено – оно грунтуется (можно слегка разбавленным водой клеем ПВА), окрашивается и декорируется.

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

Для того чтобы изготовить папье-маше, вам обязательно по­надобятся:

Кроме того, на разных этапах изготовления и оформления изделий применяются различные материалы и инструменты:

В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие ЗАДАЧИ:

  1. Обучение детей основным приёмам и навыкам работы в технологии папье-маше.

  2. Развитие образного воображения, фантазии и художественного вкуса, умения видеть красоту создаваемого предмета.

  3. Развитие мелкой моторики кисти руки, согласованности работы глаз и рук.

  4. Воспитание уважения к народной культуре, наследию родной страны.

  5. Воспитание эстетического вкуса и чувства гордости и удовлетворённости результатом своей работы.

В работе используются следующие МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

    1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение.

    2. Наглядные: демонстрация образцов, показ приёмов работы.

    3. Практический.

    4. Аналитический.

Как обычно, начинать лучше от простого к сложному, т.е. от полуобъёма простой формы к объёму с более сложными контурами.

Данная технология позволяет выполнить практически любой творческий замысел.

Рассмотрим, например, выполнение из папье-маше рыбки (полуобъём, простое строение). Разнообразие форм и красок коралловых рыбок дают практически бесконечный запас вариантов для творчества (рис.2-4). Любое смелое изменение форм, пропорций, геометрической основы строения и т.д. делает рыбку лишь интереснее и декоративнее, рыбка всегда останется рыбкой! ГЛАВНОЕ, не нарушать общих законов композиции, гармонии цвета, формы и фактуры из дополнительных материалов (которыми будет декорироваться рыбка на завершающем этапе работы) и всё получится!

Этапы выполнения декоративной рыбки из папье-маше (подходит для любого полуобъёмного изделия — рис.7а-ж, 20):

  1. выполняется поисковый эскиз в карандаше, в цвете

  2. планируются дополнительные материалы для декорирования

  3. по увеличенному на картоне до необходимой величины контуру, начинаем набирать пластилином объём

  4. обработка, деталировка пластилиновой формы

  5. первый слой бумаги накладывается без клея

  6. маширование формы 4 оставшимися слоями (использовать ПВА)

  7. обработка изделия наждачным полотном (по сухому)

  8. шпатлевание (по сухому)

  9. обработка изделия наждачным полотном (по сухому)

  10. шпатлевание (по сухому)

  11. обработка изделия наждачным полотном (по сухому)

  12. колеровка (краски смешивают с ПВА~2:1) -по сухому

  13. декоративная отделка (по сухому)

Есть несколько секретов, для того чтобы ваше изделие получилось более выразительным:

  • При выполнении поисковых набросков, нужно помнить, что жабры, глаза, плавники, хвост могут быть разных размеров, могут быть видоизменены до «неузнаваемости их назначения», могут вообще отсутствовать, но если они есть, то должны находиться (хотя бы приблизительно) на отведённом им природой месте.

  • Верхняя часть туловища (воображаемая горизонтальная линия по середине) не должна быть «тяжелее» нижней части, на любом этапе (кроме 5-11)выполнения вашего варианта рыбки. Тоже самое относится и к левой-правой стороне.

  • При вылепливании пластилиновой заготовки, нужно помнить, что рыбы-то действительно бывают разными, но у людей о них есть общее представление (местонахождение глаз, плавников, хвоста; обтекаемая форма тела со сходящими на нет плавниками (рис.2,3,4,6а,в,г))

  • Переход плавников и хвоста (и др. частей) к телу должен быть плавным (рис.6б)

  • Выражение «лица» у рыбки очень легко менять. Достигается это путём уменьшения-увеличения головы, глаз, губ и т.д., а также придания им различного наклона и формы (рис. 2,3)

  • Как бы ни выглядела ваша рыбка в целом, глаз (или глаза) у неё должен привлекать внимание зрителя не меньше, чем на 50% по отношению к остальной массе тела (достигается с помощью декорирования, объёма, цвета и т.д.)- рис.2,3,4.

  • И единственное, что может быть решено абсолютно свободно, лишь по вашему желанию — это чешуя. Годен любой материал, он может быть даже не единственным, т.е. совмещённым с другими материалами. Так может получиться даже эффектнее.

К вылепливанию рыбки лучше приступать, когда из нескольких вариантов карандашных набросков выбран один, решён в цвете и увеличен до запланированной натуральной величины.

По контуру эскиза (рис.5,7б) выкладывается непрерывный жгут из пластилина, крепится к бумаге, а дальше уже всё просто: набираем общую массу, корректируем объём, детализируем…

А теперь остановим внимание на примере изготовления объёмного изделия. И опять же, начинаем с самого простого — изготовление фруктов, овощей и голов для театральных кукол (это уже чуть сложнее).

Итак, допустим, что вам необходимо изготовить муляжи фруктов-овощей (рис.8-12). Естественно, сначала определяемся, что конкретно вам нужно: вид, форма, размер и т.д… Затем, вылепливаем из пластилина основу. Неважно, декоративным будет ваше изделие или максимально реалистичным в итоге (рис.9), старайтесь передать заготовке легко узнаваемую форму, т.е. яблоко должно отличаться от помидора или апельсина, а баклажан от груши, огурец от банана, перца и т.д. (рис.11,12)

Можно использовать в качестве модели настоящие овощи или дорабатывать пластилином готовые формы (миски, мячи, вазы, чашки)- рис.10

Изготавливая пластилиновую модель, предназначенную для внешнего маширования, постарайтесь делать все выпуклые детали чёткими и даже немного резкими, чтобы избежать искажения формы в готовом изделии.

Поверхность можно отдекорировать дополнительными материалами, можно расписать любыми орнаментами, сюжетами и т.п.- всё зависит от ваших творческих возможностей и желания.

Поскольку поверхность некоторых фруктов и овощей должна быть гладкой и немного блестящей, можно создать его особым способом. Этот способ- вощение. Он даёт блеск, который очень похож на натуральный. После покраски и хорошей сушки изделия, растапливается небольшое кол-во воска и держится в горячем состоянии всё время работы (на водяной бане). При помощи кисточки, тонким слоем, горячий воск наносится на всю поверхность. Изделие растирается мягкой шерстяной тканью до получения блеска.

Декоративно-прикладному искусству противопоказаны излишне усложнённые ракурсы. Предметы преподносятся со стороны, дающей чёткий и выразительный силуэт. Предельная обобщённость, даже схематичность и подчёркнутость основных деталей характерны для рисунка в декоративных композициях. В целях обобщения нередко сознательно нарушается масштабность, преувеличиваются наиболее характерные и существенные признаки изображаемых предметов и явлений. В результате возникает выразительный образ. Всё это не означает ухода от реализма, ведь сохранена суть предмета. Нужно отказаться от второстепенных подробностей и передать форму и пластику лаконично просто, характерными признаками. Из облика предмета необходимо отобрать всё самое типичное и, подчёркивая это, создать стилизованный образ (рис.14).

Куклы – это не уменьшенные копии людей и животных, в них должно быть утрированно, передано в стиле гротеска только самое главное, самое характерное, самое яркое. Поэтому важно продумывать её внешний вид (рис.13,17).

При создании кукол разных видов очень часто используется техника папье-маше, в которой выполняются головы, руки, ступни кукол.

Делая голову куклы не надо скрупулезно прорабатывать детали лица: морщин, мелких складок. Формы должны решаться крупно, обобщённо (рис.15б). Особенно утрированно-выразительным должен быть профиль с резко подчёркнутыми главными формами. При воплощении эскизов в материале следует уделять внимание проработке и лицевой части и затылочной (рис.15а).

Лицо куклы не должно слишком ясно выражать какое-нибудь чувство, эмоцию. Оно должно быть нейтральным. Но какое-то общее направление, общая характеристика лица всё же мягко должна быть выражена, скажем, в общем грустное или недовольное, в зависимости от роли данного героя (например: Баба Яга, Царевна-Несмеяна и т.п.).

Величина головы составляет 1/8 человеческого роста. Но голова куклы при таком соотношении кажется маленькой и невыразительной. Наиболее правильное соотношение величины головы к размеру куклы- 1/5 (рис.17а). Для кукол изображающих детей, наиболее правильное соотношение величины головы к размеру куклы-1/4 (рис.17б).

При изготовлении голов кукол для определённого спектакля, необходимо выбрать один материал и способ воплощения (рис.15г), а головы всех кукол должны быть выдержаны в едином масштабе (рис.15в).

При снятии папье-маше с формы нужно избегать разрезов по средней линии лица и разделять его по боковым линиям. ВАЖНО, чтобы на лице не было «замков», затрудняющих отделение формы от модели (рис.18). Но, если форма модели сложная и деталей, мешающих разъединению папье-маше по боковым разрезам, никак не избежать, то разрез по центру лица нужно очень тщательно проклеить, загрунтовать и сделать его как можно незаметнее.

Голова раскрашивается акриловыми или масляными красками. Не красят только ту часть, которая в последствии будет покрыта волосами. Нельзя красить папье-маше гуашью в чистом виде или акварелью: эти краски пачкаются и стираются. Чтобы сделать краски более стойкими, их нужно смешать с клеем ПВА.

Волосы можно делать из пряжи, растрёпанной бечёвки, мочала, шёлковых ниток, искусственного меха с длинным ворсом. Не делают только из настоящих волос, так как при этом возникает нежелательный контраст натурального с условным окружением. Иногда волосы можно нарисовать или вылепить их вместе с другими деталями головы, а затем раскрасить. Причёски у кукол могут быть самых разных моделей.

После покраски голову можно соединять с телом (рис.16). Тело куклы шьётся из двух одинаковых деталей либо с ножками, либо без них, если кукла перчаточная (рис.19). Выкройка накладывается на изнаночную сторону ткани, обводится, вырезается. Обе половинки сшиваются, выворачиваются и склеиваются с шеей (рис.16). Место склейки закрепляется прочной нитью или тесьмой. А тесьму, в свою очередь, можно прикрыть платком, шарфом, воротником и т.д.(рис.16)

Руки могут быть выполнены в технике папье-маше, выточены из дерева, пенопласта и других материалов, могут быть тряпочными, набитыми ватой, кусочками ткани и пр. Не обязательно, чтобы голова и руки были выполнены в одной технике.

И в заключение хочется сказать, что, просто соблюдая технологию, нужно не бояться экспериментировать!

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

1.Деревянные модели-болвашки и игрушки из папье-маше.

2.Варианты решения рыбок (в основе одна геометрическая форма).

3.Варианты решения рыбок (в основе разная геометрическая форма).

4.Варианты цветового решения одной рыбки.

5.Контур рыбки для набора пластилиновой формы.

6.Возможные ошибки при лепке рыбки.

7.Поэтапность выполнения полуобъёмного изделия.

8.Поэтапность выполнения объёмного изделия.

9.Примеры декоративного решения объёмного папье-маше.

10,11.Пример совмещения готовой формы (мяч) и пластилина для выполнения объёмного папье-маше.

12.Овощи из папье-маше.

13.Варианты перчаточных кукол.

14.Примеры стилизованного кукольного образа

15.Возможные ошибки при выполнении кукольных голов.

16.Пример соединения тела куклы с шеей.

17.Соотношение величины головы к размеру куклы.

18.Разделение папье-маше по боковой и центральной линиям.

19.Пример выкройки для куклы.

20.Пример выполнения панно из папье-маше.

РИС.1а

1в 1г

РИС.2

РИС.3

РИС. 4

РИС. 5

РИС. 7а

РИС.9

РИС. 8

РИС.10

РИС.11

РИС.12

РИС.20

РИС.19

б

РИС. 13

РИС.14

РИС.15а

15б

Консультация для родителей «Технологии изготовления папье-маше из бумаги»

Зита Кетоева
Консультация для родителей «Технологии изготовления папье-маше из бумаги»

Вся премудрость техники папье — маше заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени. Рабочее место

Работать с папье-маше удобнее всего на большом столе. Обязательно застелить стол газетами или старой клеенкой. Во время работы руки будут пачкаться в клее, поэтому их надо чаще протирать большой сухой тряпочкой.

Каким клеем пользоваться

Обычный клей ПВА, покупая его в больших тарах, от 2,5 литра до 10 литра (так экономичнее). Очень хорошо для таких целей подходит обойный клей. Разводить его надо, следуя указаниям на коробке, клейстер.

Оклеивание формы (первая технология изготовления папье – маше).

Если рассчитывать, что оклеиваемая форма останется внутри изделия, смазать ее клеем (воздушный шарик, пластиковая тара, картонные коробки и т. д.). Если же форму придется потом извлекать, надо смазать ее вазелином или растительным маслом и клеить первый слой мокрой бумаги на него.

Разрывая газету руками (ни в коем случае не режьте ножницами) на маленькие кусочки, оклеивать ими всю поверхность формы.

Смазать первый слой бумаги клеем и наклеить второй слой. Чтобы не запутаться, где какой слой, взять для второго слоя бумагу другого цвета (со шрифтом, белые поля газеты).

Таким образом оклеивать форму несколькими слоями бумаги.

Куски бумаги могут быть и крупнее, тогда дело пойдет быстрее. Но в этом случае сначала опустите куски в миску с клеем, дайте им намокнуть и помните в руках. Только тогда большие куски бумаги плотно покроют поверхность формы, собираясь в складки. Складки хорошенько разгладить руками.

В этом случае форму не надо предварительно смазывать клеем.

Папье-маше из бумажной массы (вторая технология изготовления папье – маше).

Материалы:

Салфетки, туалетная бумага, кассеты из под яиц (или старые газеты)

Клей ПВА или клейстер, который варится из крахмала

(1 ч. л. крахмала на 1 стакан холодной воды)

Инструменты:Пластиковый лоток, миксер, Марля

Порядок работы:

1. Порвать бумажные салфетки на небольшие кусочки и как следует смять (салфетки удобней и быстрее рвать по волокнам, также как и бумагу). Сложить бумагу в лоток, залить водой и оставить на некоторое время.

2. После того как бумага размокнет, слить лишнюю воду. Хорошо перемешать бумажную массу миксером.

3. Смешать получившуюся «кашицу» с клеем ПВА в пропорции 2 части бумажной массы на 1 часть клея. Вымесить массу как тесто, продолжая измельчать отдельные комочки бумаги до однородной массы.

4. Завернуть бумажное «тесто» в марлю и немного отжать. Также можно отжать просто руками. По пластичности масса должна напоминать глину. Для проверки пластичности можно использовать технологию кольца. Скатать в ладонях колбаску и обвернуть вокруг пальца, проверить наличие разрывов и трещин в образовавшемся кольце. Если кольцо осталось цельным, масса готова для лепки.

Склеивание плотного картона под прессом (третья технология изготовления папье – маше).

Материалы:

Плотный картон (или гофрированный картон)

Клей ПВА, скрепки, скобы с маркировкой для конкретного степлера.

Инструменты: Ножницы, пробойники, резак для бумаги, лезвие, степлер.

Порядок работы:

1. Вырезать из картона достаточное количество нужных форм. Количество зависит от нужной плотности, толщены и жесткости изготовляемого изделия. Обычно в этой технике делая доспехи достаточно 8 – 10 слоев картона.

2. После того как картон вырезан, он склеивается поочередно друг с другом. Вся поверхность детали равномерно покрывается тонким слоем клея и под давлением прижимается друг к другу. Для плотного и ровного склеивания картонных пластин рекомендую использовать канцелярские скрепки и степлер. Для создания нужного давления используется груз. Можно поместить изделие под домашний ковер и домочадцы сами создадут нужное давление. В особых случаях, когда мы хотим придать изделию вогнутую форму, придется в виде пресса использовать гири, банки с водой, веревку.

3. Дать изделию хорошо высохнуть, если нужно проделать дополнительные отверстия с помощью пробойников.

4. Прогрунтовать и прошкурить поверхность, после чего можно приступить к декорированию изделия. Очень часто одной технологией изготовления папье-маше дело не ограничивается. В одном изделии встречается несколько технологий один из которых является основным а другой вспомогательным. Например для декорирования меча, по готовой поверхности рукоятки наносится объемный декор с помощью бумажной массы, а при изготовлении маскарадной маски с помощью бумажной массы мы используем традиционный способ оклеивания формы кусочками рваной бумаги для придания изделию повышенной прочности.

Формы для папье-маше

В качестве форм для папье-маше рекомендуется использовать различные поверхности, например воздушные шары, с помощью которых можно делать карнавальные маски. Стеклянные банки подойдут для изготовления емкостей под любые мелочи. Жестяные банки и коробки пригодятся в процессе выполнения шкатулок для пуговиц, канцелярских принадлежностей, бижутерии и пр. Банки из-под консервов также могут стать формой для любых емкостей или цветочных горшков. Чтобы создать оригинальную основу, можно воспользоваться пластилином, вылепив нужную для изделия фигуру, например замок, дом, модель автомобиля, сердечко и др.

Обработка изделий из папье-маше.

Когда папье-маше снимут с формы, его поверхность может быть недостаточно ровной и гладкой. Чтобы этого избежать, ее необходимо загрунтовать любой строительной шпатлевкой на водной основе. Грунт наносят на поверхность и тщательно размазывают, заделывая все неровности и трещины. Дают грунтовке высохнуть, после чего обрабатывают изделие мелкой наждачной бумагой.

Способы декорирования изделий из папье-маше

Чтобы изделие из папье-маше стало красивым и оригинальным его нужно декорировать. Для этого подойдет техника декупаж, которая позволит создать изящные вещи для домашнего интерьера. Для декупажа можно использовать трехслойные бумажные салфетки с красивым рисунком или вырезать любую понравившуюся картинку из глянцевого журнала. Бумажный элемент для декупажа можно выполнить и самостоятельно, нарисовав любой узор или орнамент. Далее его прикрепляют к поверхности изделия клеем ПВА, яичным белком, клеящим карандашом или специальным клеем для декупажа. Затем обязательно покрывают несколькими слоями лака, давая каждому из них хорошо просохнуть.

Покрывать папье-маше красками также уместно, но желательно использовать акриловые или масляные каски, которые не стираются от прикосновений к предмету. Гуашь и акварель непременно следует покрыть лаком. При росписи гуашью лучше всего добавить в краску немного клея ПВА, тогда она будет хорошо ложиться на поверхность.

Готовое изделие из папье-маше можно украшать объемными фигурками, создавая композицию или орнамент. Для их изготовления используют соленое тесто или затвердевающую массу для лепки. Соленое тесто является простым и дешевым способом декорирования поверхности папье-маше. Для приготовления теста необходимо смешать 1 часть муки с 1 частью мелкой соли, добавить немного кипяченой воды и замесить эту смесь. Влить 1 ч. л. растительного масла, чтобы масса стала более эластичной. Фигурки из соленого теста можно просто вылепить или вырезать острым ножом из тонкого раскатанного пласта. Особенно удачно и красиво смотрятся орнаменты, составленные из фигурок, которые выполнены из тонких жгутиков.

Поверхность папье-маше будет выглядеть очень красиво, если украсить ее бисером, приклеенным на клей ПВА и покрытым лаком для прочности.

Бумажная аппликация является одним из способов декорирования поверхности изделий из папье-маше. Из цветной бумаги можно выполнить аппликацию в стиле квилинг, например на шкатулке или рамке для фотографий. Тонкие полоски бумаги скручивают в тугие спирали, придавая им разнообразные формы. Затем заготовки из полосок наклеивают на поверхность, создавая причудливые узоры или орнаменты, изящные цветы или красочных бабочек.

Самый простой способ бумажной аппликации – это приклеивание различных фигур (цветов, кружков, полосок) на предмет из папье-маше. Например, обычный стакан может легко превратиться в оригинальную подставку для карандашей и ручек, если на нем будет выполнена простая аппликация из кружков и квадратов.

Настенное блюдо из папье-маше можно украсить тканью, приклеенной на его поверхность. Для декорирования подходят разные виды ткани, например особенно удачно и изящно будут смотреться гипюр или органза, а также пестрые ситец, сатин и атлас. Как правило, рекомендуется выбирать тонкие материалы с красивыми рисунками и фактурой. Крупные элементы узора на ткани обычно вырезают по контуру, а затем приклеивают клеем и покрывают работу лаком после высыхания.

Макаронные изделия отличаются оригинальной формой, поэтому они также являются подходящим материалом для украшения изделий из папье-маше. Например, бантики, звездочки, спирали, ракушки способны оказаться необычными деталями узора на рамке для фотографий или банке для сыпучих продуктов. Кроме того, макароны можно окрасить в любой цвет и покрыть лаком.

Крупы и семена растений – еще один из вариантов декора изделий из папье-маше. С их помощью создается интересная фактура поверхности или выкладывается красивый узор. Для работы подойдут гречневая, манная, пшеничная крупы, рис, просо, семена подсолнечника и тыквы, горох и фасоль. Крупу и семена, выложенные в виде оригинальных узоров, также легко покрыть красками.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *