Правописание звонких и глухих согласных в корне. Способы проверки слов с парными согласными в корне

Введение:

Чтобы грамотно писать и знать, когда применять правила, нужно научиться замечать орфограммы и понимать значение слов и их частей. На уроке вы узнаете о правописании звонких и глухих согласных в корне и о способах проверки слов с парными согласными.

Можно ли доверять парным по глухости-звонкости согласным?

Некоторые слова мы пишем правильно без правила, потому что в этих словах каждому звуку соответствует одна-единственная (своя) буква.

Мир, стол, дом, сон, мох.

На конце этих слов непарные звонкие и непарный глухой согласный звук . Этим звукам при письме можно доверять. На их месте нет выбора букв, а значит, нет орфограмм.

А можно ли доверять парным по глухости-звонкости согласным?

Обозначим звуки, которые слышим в указанных местах.

1. Повар готовил обе ,

А тут отключили све .

2. Пришли к нам четыре ко ки…

Отложили мы в сторону ло ки. О. Григорьев

Посмотрите, как пишутся эти слова: обед, свет, кошки, ложки.

Сравните звуки с буквами.

Иногда буквы парных согласных соответствуют звукам, а иногда – нет.

Звук обозначается буквой т или д,

звук обозначается буквой ш или ж (см. Рис. 1).

Рис. 1. Схема

Парным по глухости-звонкости согласным звукам, когда они на конце слов и перед другими парными согласными, при письме доверять нельзя. А нельзя потому, что на месте одного и того же звука бывают разные буквы.

Правильную букву для такого звука нужно выбирать. Это орфограмма.

Перечислим буквы парных согласных: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Как проверить парный согласный?

Объясним, почему в одних словах буквы парных согласных написаны, а в других вместо букв оставлены «окошки»?

Повё. – везут, увезли

Ду. – дубок, дубрава

Кни.ка – книжечка, книжный

Запи.ка – писать, записная

В словах повез, дуб есть орфограмма парных по глухости-звонкости согласных в конце слов. В словах книжка, записка эта орфограмма находится перед другим парным согласным. Поэтому на месте орфограмм оставлены «окошки».

Остальные слова проверочные. Они и помогают узнать нужную букву в корне. Корни в однокоренных словах пишутся одинаково, поэтому с их помощью можем вставить буквы.

Понаблюдаем за проверочными словами. Букву парного согласного в проверяемом слове будем подчёркивать одной чертой, в проверочном слове те буквы, которые подсказывают решение задачи, двумя чертами.

Записка – писать. Корень пис-, после согласного звука идёт гласный . Посмотрим на остальные слова.

Увезли – после проверяемого согласного звука идёт непарный звонкий . Дубрава – после согласного звука идёт непарный звонкий . Книжный, записная – после согласного звука идёт непарный звонкий (см. Рис. 2).

Рис. 2. Образец

Как проверить парный согласный?

Чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный, нужно подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после проверяемого согласного звука был гласный.

В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например .

Какие ещё существуют способы проверки данной орфограммы?

Супы, львы, шарфы, труды, лбы.

Эти существительные стоят во множественном числе.

Есть ли в корнях орфограммы парных согласных?

Нет, так как после парного согласного следует гласный.

Изменим слова, поставим их в единственное число.

Супы – су_

Львы – ле_

Шарфы – шар_

Труды – тру_

Лбы – ло_

В этих словах есть орфограмма на конце слов.

Используя слова первого столбика, вставим буквы, подчеркнём орфограмму, выделим корни.

Супы – суп, львы – лев, шарфы – шарф, труды – труд, лбы – лоб

Корни суп, шарф, труд. Вы заметили, что в корнях льв-лев-, лб-лоб- есть беглый гласный? (см. Рис. 3)

Рис. 3. Образец

Итак, чтобы проверить парный согласный в имени существительном, нужно изменить слово по числам.

Изменяем слова по команде вопроса: (много) кого? чего?

Вот как можно проверить слова, которые нам встретились в начале урока.

Обед – (много) чего? обедов

Свет – (много) чего? света

Кошки – (много) кого? кошек

Ложки – (много) чего? ложек

Открываем ещё один способ изменения имён существительных:

Можно изменить слова по команде вопроса кто? или что? (в ед. ч. или мн. ч.)

От слё (с, з) –

у о (с, з) –

в буке (т, д) –

на го(т, д) –

От слё (с, з) – что? слеза или слёзы, пишем букву з в корне слёз-,

у о (с, з) – кто? оса или осы, пишем букву с в корне ос-,

на го(т, д) – что? год (это не проверочное слово, на конце парный согласный), во мн. ч. – годы или года, пишем букву д в корне год- (см. Рис. 4).

Рис. 4. Образец

Узнаём буквы, подбирая однокоренные (ласковые) проверочные слова:

… – ло (д, т) ка

… – ули (д, т) ка

… – ша (б, п) ка

… – оши (б, п) ка

… – ча (ж, ш) ка

… – кру (ж, ш) ка

лодочка – лодка

улиточка – улитка

шапочка – шапка

ошибочка – ошибка

чашечка – чашка

кружечка – кружка

Объясняем значение слова с помощью однокоренного:

Ещё один способ подбора проверочных слов – это объяснение значения слова с помощью однокоренного.

Когда так говорят?

шу(д,т)ка

про(з,с)ьба

погру(з,с)ка

хо(д,т)ьба

шутка – шутят (буква т в корне шут-)

просьба – просят (буква с в корне прось-)

погрузка – грузят (буква з в корне груз-)

ходьба – ходят (буква д в корне ход-)

Как узнать буквы в корнях имён существительных:

Узнатьбуквы в корнях имён существительных можно так.

1. Подобрать однокоренное слово (объяснить значение слова, назвать предмет ласково).

2. Изменить проверяемое слово

1. по числам (ед. ч. – мн. ч.)

2. по команде вопроса (много) кого? чего?

3. по команде вопроса кто? что? (в ед. или мн. ч.)

В стихотворении найдите слова с парными согласными в корне, подберите проверочные слова.

Скрипит мороз. Сердит мороз.

И снег сухой и колкий.

И вяз озяб, и дуб замёрз,

Насквозь продрогли ёлки. Т. Волжина

мороз – морозный, (буква з в корне мороз-)

снег – снеговик, (буква г в корне снег-)

вяз (лиственное дерево) – нет чего? – вяза, (буква з в корне вяз-)

дуб – дубок, (буква б в корне дуб-)

насквозь – сквозит, (буква з в корне сквозь-)

Объясняем буквы согласных в глаголах:

А как объяснить буквы согласных в глаголах озяб и замёрз?

Измените проверяемые слова по командам вопросов что сделаю? что делать?

озябну, зябнуть – озяб (буква б в корне зяб-)

замёрзну, мёрзнуть – замёрз (буква з в корне мёрз-)

Узнай буквы согласных в глаголах, изменив слова по команде вопроса что сделаю?

…. – приля(к,г)

…. – промо(к,г)

…. – выте(к,г)

… – вле(с,з)

…. – внё(с,з)

…. – упол(с,з)

приляг – прилягу (буква г в корне ляг-)

промок – промокну (буква к в корне мок-)

вытек – вытеку (буква к в корне тек-)

влез – влезу (буква з в корне лез-)

внёс – внесу (буква с в корне нёс-нес-)

уполз – уползу (буква з в корне полз-)

Решаем задачи в корнях имён прилагательных:

А как решать задачи в корнях имён прилагательных?

У_ кая –

Лё_кий –

Кре_кая –

Попробуем подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).

Узкая – узенький

Лёгкий – лёгонький

Крепкая – крепенький

Узнали суффиксы -еньк-, -оньк- с уменьшительно-ласкательным значением?

Узенький, лёгонький, крепенький

А как проверить слово ги_кий? Ведь «гибенький» так не говорят.

Надо изменить слово по команде вопроса каков?

Справочное бюро: гибок, цепок, робок, хрупок.

Подберём эти слова к проверяемым словам.

Гибок – гибкий

Цепок – цепкий

Робок – робкий

Хрупок – хрупкий

Узнать буквы в корнях имён прилагательных можно так.

1. Подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).

2. Изменить слово по команде вопроса каков?

Заключение:

Различаются слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными. Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по словарю.

Например, пишем: вокзал, футбол, ковш.

На уроке вы узнали, что, чтобы правильно выбрать букву согласного звука в корне, нужно подобрать проверочное слово. Для этого можно изменить проверяемое слово или подобрать однокоренное, чтобы после парного согласного был гласный звук.

В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например .

Список литературы

Домашнее задание

  1. Прочитай.

    Мы поспорили с сыном. Я ему диктую: «В сарае много коз». А он написал: «В сарае много кос»!

    Объясни, почему так случилось? Можешь ли ты привести подобные примеры?

  1. Прочитай русскую потешку.

    Как у нашего кота

    Шубка очень хороша.

    Как у котика усы

    Удивительной красы.

    Глазки смелые,

    Зубки белые.

    Выйдет котик в огород –

    Всполошится весь народ.

    Выпиши слова в два столбика: в 1-й – с буквой парного согласного на конце, во 2-й – в середине. Рядом пиши проверочное слово.

Проверка парных согласных звуков в корне слова

Введение

Оглушение парных согласных на конце и в середине слова

Мы уже знаем, что в русском языке есть парные согласные:

Б-П, Д-Т, Г-К, З-С, В-Ф, Ж-Ш.

Рис. 1. Парные согласные (Источник)

Понаблюдаем за тем, что происходит с парными согласными на конце и в середине слова.

Назовём предметы. Выделим последние звуки.

Поезд. Слышим звук Т – пишем букву Д.

Таз. Слышим звук С – пишем букву З.

Рис. 2. Поезд (Источник)

Рис. 3. Таз (Источник)

Проверим, как звучит парный согласный в середине слова перед глухими согласными.

Лодка. Слышим звук Т – пишем букву Д.

Ложка. Слышим звук Ш – пишем букву Ж.

Рис. 4. Лодка (Источник)

Рис. 5. Ложка (Источник)

Делаем вывод: звонкие парные на конце слова и в середине перед глухими согласными оглушаются, значит, написание парных согласных надо проверять.

Три способа проверки парных согласных

Это орфограмма встречается в корне слова, поэтому получила название «Правописание парных согласных в корне слова». А какие слова будут проверочными?

Рассмотрим примеры.

Первый способ проверки правописания парных согласных: изменить форму слова, чтобы после парного согласного появилась гласная.

Например: груз – грузы, сугроб – сугробы, плод – плоды.

Второй способ: мысленно подставить слово «нет».

Например: флаг – нет флага, мороз – нет мороза, клюв – нет клюва.

Третий способ: подобрать однокоренное слово так, чтобы после парного согласного шла гласная.

Например: ножка – ноженька, лапка – лапочка, травка – травушка.

Рис. 6. Слова с парными согласными (Источник)

Парные согласные

Самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

А ещё, чтобы проверить парный согласный, надо изменить слово так, чтобы после проверяемого согласного звука слышался звонкий согласный звук Н.

Например: рыбка – рыбный, книжка – книжный.

Закрепление знаний на практике

А теперь закрепим полученные знания, выполнив задания.

Вставим пропущенные буквы, назовём проверочное слово.

Ю…ка, ду…ка, блу…ка, холо…, выста…ка, гла…ки, сне…ки, гря…ь, коро…ка, кру…ка, звоно…, мор….

Проверим, что получилось: юбка – юбочка, дудка – дудочка, блузка – блузочка, холод – холодный, выставка – выставить, глазки – глаза, снежки – снежный, грязь – грязный, коровка – коровушка, кружка – кружечка, звонок – звонки, морж – моржи.

Выделим корень в родственных словах, вставим парную согласную.

Тра…ка – тра…а, тра…ушка, тра…инка.

Ду…ки – ду…ок, ду…очек, ду…овый.

Моро… – моро…ы, моро…ный, моро…ить.

Травка – трава, травушка, травинка – корень трав. Вставили букву В.

Дубки – дубок, дубочек, дубовый – корень дуб. Вставили букву Б.

Мороз – морозы, морозный, морозить – корень мороз. Вставили букву З.

Назовём предметы. В каких словах написание расходится с произношением? Подберите к ним проверочные слова. Выделим корни.

Хлеб, гвоздь, шапка, торт, голубь.

Проверим. Произношение расходится с написанием у слов:

Хлеб, гвоздь, голубь.

Проверочные слова:

Хлеб – хлеба, хлебушек, хлебный. Корень хлеб.

Гвоздь – гвозди, гвоздик. Корень гвоздь.

Голубь – голуби, голубок, голубиный. Корень голубь.

Впишем подходящие по смыслу слова с парной согласной на конце. Все слова начинаются с буквы С.

…… цветёт весной.

Мама сделала …… из огурцов.

Зимой идёт……

…… намело во время пурги.

После драки под глазом……

…… сена убрали в поле.

Проверим, что получилось (один из вариантов).

Сад цветёт весной.

Мама сделала салат из огурцов.

Зимой идёт снег.

Сугроб намело во время пурги.

После драки под глазом синяк.

Стог сена убрали в поле.

На следующем уроке мы узнаем правила написания слов с разделительным мягким знаком и закрепим эти знания на практике, выполнив множество интересных заданий.

Список рекомендованной литературы

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

Рис. 7. Задание на правописание парных согласных в корне слова (Источник)

  • * Используя полученные на уроке знания, разгадай ребусы, объясни правописание слов-ответов.

Рис. 8. Ребус 1 (Источник)

Рис. 9. Ребус. 2 (Источник)

Конспект с презентацией по русскому языку по теме «Парные согласные в конце слова»(закрепление). 2 класс

Тема: «Правописание парных согласных в конце слова» (Повторение)

Цель: продолжать учиться проверять слова с парной согласной в конце слова, находить и исправлять свои ошибки.

Задачи:

— формирование орфографической зоркости;

— формирование умения работать с алгоритмом исправления ошибок;

— воспитание трудолюбия и любви к родному языку.

Результаты:

1. Метапредметные

Личностные:

— формирование интереса к предметно – исследовательской деятельности;

— формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные:

— ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

— анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

— осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные:

— выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками:

— воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию.

4.Регулятивные:

— осуществлять самоконтроль и самопроверку по эталону;

— выполнять учебные действия в устной и письменной речи, во внутреннем плане.

2. Предметные

— составить алгоритм проверки написания парных согласных звуков в конце слова;

  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания.

Оборудование: презентация PowerPoint, карточки с самостоятельной работой.

Ход урока.

1.Орг момент

Мы рады приветствовать вас в классе нашем.
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено нам всем урок начинать,
Поэтому время не будем терять.

2. Проверка домашнего задания.

3. Прочитайте синквейн и сформулируйте тему урока (слайд)

1. Звуки

2. Звонкие, глухие

3.Произносятся, проверяются, пишутся

4.Правописание этих согласных в конце слова необходимо при письме проверять

5.Орфограмма

В нашем русском языке

Ходят пары «налегке».
Часто «хитрые подружки»
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую —
Эту букву иль другую.
Предстоит сегодня вам,
Всё расставить по местам.

4. Какова цель и задачи нашего урока? (слайд)

(продолжать учиться проверять слова с парной согласной в конце слова, находить и исправлять свои ошибки)

5.Отгадайте загадку.

Слепили зимой во дворе ребятишки,
Не горку слепили, не мишку.
Слепили из снега зимою парнишку. Не нос, а морковка, не шляпа- ведро. (Снеговик)

-Он пришел с волшебным мешочком заданий. Вместе со снеговиком мы будем повторять эту тему, и выполнять интересные задания.

6.Минутка чистописания:

-Снеговик хочет посмотреть, как вы умеете красиво и правильно писать буквы. Задание: «Пиши красиво». Открываем тетради.

Я тетрадочку открою, уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь. (Пишут по образцу).

В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Верхний ряд всегда звенит.
Нижний — тихо говорит.

7.Работа в группах:

Перед вами алгоритм для проверки буквы парного согласного в слове. Восстановите последовательность этапов, пронумеровав их. В пустые квадратики вы должны записать цифры, что должно быть первым, вторым и т.д. Алгоритм для проверки буквы парного согласного в конце слова.

В В слове слышу звук…

Ч Читаю слово…

ППроверяю…

Пишу букву

Изменяю слово (подбираю родственное) так, чтобы после согласного звука стоял гласный или сонорный …

Сравните с эталоном:

1. Читаю слово …

2. В слове слышу звук …

3.Изменяю слово (подбираю родственное) так, чтобы после согласного звука стоял гласный или сонорный …

4. Проверяю …

5. Пишу букву…

(озвучивает один ученик)

Проверьте по эталону на доске.

— Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы!

Правило (слайд)

Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово быстро изменяй —
Рядом гласный подставляй!

8. Задания снеговика. «Назовите одним словом». Запись слов на доске и в тетради.

Инструмент, который состоит из лезвия и ручки. Используется для резания. (Нож.)

Участок земли, засаженный плодовыми деревьями. (Сад.)

Замёрзшая вода. (Лёд.)

Крупное промышленное предприятие. (Завод.)

Сшитые в обложке листы чистой бумаги для письма, рисования (тетрадь).

Крупный населённый пункт ) — антоним к слову деревня. (город)

Зимняя стужа (мороз).

Оцените свои успехи на данном этапе уроке.

— Если вам было легко выполнять задание – похлопайте себе — если возникали затруднения – потопайте себе .

9. Физминутка для глаз

10.Работа в группах. Читаю следующее интересное задание снеговика.

-Дорогие ребятишки, в зоопарк не хотите ли? Выбери верно букву парного согласного. Будьте внимательны!

Проверка. Я буду читать, а вы поднимайте выше ваши сигнальные карточки с парными согласными. (Дети показывают карточки с нужной буквой).

Всех отдохнуть нас приглашает.

11. Физминутка

12.- А сейчас снеговичок хочет проверить вашу память, запишите по памяти названия животных через запятую, которые прозвучали в этом стихотворении.

Проверка.

— Отгадайте загадку: Ничего не знает, всегда сомневается, имя его на «Н» называется(Незнайка)

13. Работа в парах.»Незнайкины ошибки». Исправить Незнайкины ошибки в тексте.

— Разве можно без улыбки

Видеть Незнайкины ошибки:

Налетел я на сугроп.

И расшип себе я лоп.

Очень болно и обидно,

Глас под шышкою не видно.

— Быстро Незнайке помогайте,

Все ошибки исправляйте.

— Давайте вспомним алгоритм исправления ошибок.

Алгоритм:

1. Найди слово с ошибкой.

2. Вспомни правило.

3. Подбери проверочное слово.

4. Исправь ошибку.

14. Задание снеговика. Сценка.Послушайте весёлое стихотворение Лифшица и на слух найдите слова с парными согласными.

Сценка

— Здравствуй! – Ёж сказал Чижу.

— Здравствуй! – Чиж сказал Ежу,

— Где ты был, приятель Чиж?

— Я, брат, ёж, летал в Париж.

— Это ложь! – воскликнул Ёж.

— Чиж ответил:- Ну и что ж!

— Назовите слова с парным согласным в конце.

— С красной строки запишите слова, выбрав парный согласный.

Ё(ш,ж), чи(ш,ж), ло.(ж,ш).ь, Пари(ж,ш).

— Проверка.

— Что общего у всех слов?

-Что обозначает каждое слово?

— Подберите к слову ложь антоним и синоним.

— Какое слово лишнее?

-В каком слове букв меньше, чем звуков? В каком букв больше, чем звуков?

— Придумайте предложение с любым из этих слов.

Снеговичок для вас приготовил метаграммы(Слайды)

15. Метаграммы.

— Как называются такие слова ? (Омофоны)

Вставь подходящие слова с парной согласной на конце.

16. Самостоятельная работа.

Белый _________ плавает в пруду.

__________ качает длинной шеей.

Огромный___________лежит в болоте.

Идёт по пустыне ___________.

Слова для справок: Бегемо(д,т), лебе(д,т)ь, жира(ф,в), верблю(т,д).

— Запишите понравившееся предложение и укажите части речи.

Рефлексия (слайд)

Итог урока, отметки, д/з

Вы работали — отлично!
Все делали сами, лично.
Друг другу помогали.
На все вопросы отвечали.
Достойны вознаграждения
И нашего восхищения!

Домашнее задание: с. 98 №3

Проверочная работа «Парные согласные в корне слова» методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Ф. И.__________________________________________________

Проверочная работа по теме: «Парные согласные в корне слова»

  1. Соедини линиями согласные буквы, парные по звонкости-глухости.

Подчеркните буквы, которые пары не имеют.

з Д л Б Ж Щ В г Напиши пары согласных букв:

ш х т п Ц с К ч Ф _______________________________

  1. Вставь пропущенный парный согласный. Устно подбирай проверочное слово:
  1. Исправь ошибки в стихах Незнайки.

Пончик любид лимонат, Торопышка любит торд

Шоколат и мармелат. И из персикоф компод

А Авоська плюжки Все мы слаткоешки,

И слаткие ватружки. Щёлкаем орежки.

  1. Обозначьте в скобках звук, который вы слышите в данных словах. Запишите само слово и проверочное к нему.

Слышу: Проверяю: Пишу:

Верёка верёвочка верёвка

селё ка _________ _____________

салаки __________ ______________

улыка __________ ______________

лёкий __________ ______________

кровака __________ ______________

коти __________ ______________

Вставь пропущенные буквы, в скобках припиши проверочное слово:

Ночью выпал сне… (__________). Ударил моро… (___________).

Кре…кий (___________) лё…(________) на реке. Чей сле…(_________) на

снегу? Это пробежал вол… (__________). Под елью ни…кая (__________)

берлога. Там спит медве…ь (_____________).

Вставь пропущенные буквы, в скобках припиши проверочное слово:

Ночью выпал сне… (__________). Ударил моро… (___________).

Кре…кий (___________) лё…(________) на реке. Чей сле…(_________) на

снегу? Это пробежал вол… (__________). Под елью ни…кая (__________)

берлога. Там спит медве…ь (_____________).

Ответы по русскому языку. 2 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

1. Прочитай. Выдели в словах каждой группы корень слова.

дуб/ — дуб/ы — дуб/ки — дуб/овый
суп/ — суп/ы — суп/чик — суп/овóй

• В каких словах выделенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки, надо проверять? Подчеркни эти буквы.

• Подчеркни проверочные слова для слов с подчёркнутыми орфограммами.

2. Прочитай. Выпиши пары слов по данным признакам:

Морж — моржи́, берёза — берёзка, шубка — шуба, шарф — шáрфы, морковь — морковный, клюв — клю́вы, круг — круги́, дубы́ — дубки́.

формы одного слова однокоренные слова

х х
морж — моржи́ берёза — берёзка
х х
шарф — шáрфы шубка — шуба
х х
клюв — клю́вы морковь — морковный
х х
круг — круги́ дубы́ — дубки́.

• Подчеркни в корне проверяемых слов букву парного согласного, написание которой надо проверять.

• Найди в каждой паре слов проверочное, поставь над ним знак х.

3∗. Прочитай. Укажи цифрами последовательность действий при обозначении буквой парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слова.

Подбираю проверочное слово: изменяю форму слова или подбираю однокоренное слово так, чтобы парный по глухости-звонкости согласный стоял перед гласным или перед звонким согласным .

Пишу в проверяемом слове ту же букву, которой обозначается парный согласный звук в проверочном слове.

Определяю, что в корне на конце слова или перед согласным есть парный по глухости-звонкости согласный звук.

Читаю слово и выясняю его лексическое значение.

4. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Если встретится хоть раз
На дороге дикобраз,
По колючкам сразу
Узнаешь дикобрáза.

(В. Степанов)

• Подчеркни слово, которое будет проверочным для выделенного слова.

5∗. Прочитай. Подчеркни слова из скобок, которые будут проверочными для выделенной орфограммы.

• Укажи количество звуков в данном предложении: 4. Подчеркни буквы, которыми обозначен этот звук.

6∗. Прочитай. Запиши, заменяя в каждом слове выделенный звук буквой или буквами.

• Выпиши любые два записанных слова, а рядом с каждым словом запиши проверочное.

флаг — флаги, народ — народы

7. Выпиши из орфографического словаря учебника (часть 2, с. 134—135) любые четыре слова с парным согласным на конце слова. Рядом с каждым словом запиши проверочное.

город — города, рисунок — рисунки, обед — обедать, ученик — ученики

8. Рассмотри рисунки. Запиши название каждого предмета. Подчеркни в словах изученные орфограммы.

утюг чашка ложка юбка

• Составь и запиши предложение с любым словом.

Мама держала в руках красивую чашку.

9∗. Прочитай. Расположи предложения так, чтобы получился текст. Укажи цифрами (1, 2, 3, 4) последовательность предложений в тексте.

Гололёд

• Подготовься объяснить написание выделенных в словах букв.

мороз — морозный, снег — снега, крепкая — крепенький

• Выпиши из составленного текста предложение, которое будет ответом на вопрос: “Почему птицам нельзя было достать пищу?”

На снегу образовалась крепкая ледяная корка.

10∗. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Озаглавь текст. Запиши заголовок перед текстом.

Зимний день

Хорош зимний денёк. На земле лежит мягкий снег. Летят лёгкие снежинки. На катке гладкий лёд. Мальчикам весело. Быстро скользят коньки по льду. Девочки идут по дорожке к берёзке. На ветках сидели синички. Дети положили в кормушку хлеб и пшено. Птицы были рады.

• Подчеркни слова, написание которых вызвало у тебя затруднение.

Ответы по русскому языку. 2 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.

Ответы по русскому языку. 2 класс

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *