Олимпиада по окружающему миру 2 класс олимпиадные задания по окружающему миру (2 класс) на тему

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 79»

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИДА

по предмету: окружающий мир

для 2 классов

Новокузнецк 2016

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 79»

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА

по предмету: окружающий мир

для 2 классов

ученика (цы) 2 ________ класса

___________________________________________________________________

Новокузнецк 2016

1.Мы живем на планете:

а)Венера б)Луна в)Земля

2.В какой стране ты живешь?

а)Франция б)Россия в)Англия

3.Вспомни, какого цвета флаг России, и раскрась его.

4.Глобус – это:

а)поверхность Земли б)модель Земли в)Земной шар

5.У каких животных восемь ног?

а)паук б)жук в)клещ

6.Что делает филин?

А)охает б)тенькает в)ухает

7.Укажи лишнее слова в каждой строке:

а)яблоня, груша, ирис, вишня

б)чеснок, лилия, астра, гладиолус

в)рожь, горох, пшеница, просо

8.Какой орган управляет всем организмом человека?

а)желудок б)сердце в)печень г)мозг

9.Как называются животные, у которых тело покрыто чешуёй?

а)птицы б)рыбы в)млекопитающие

10.Подчеркни лишнее понятие в каждой строке:

а)декабрь, март, январь, февраль

б)утро, ночь, вечер, неделя, день

11.Соедини линиями:

Дикие корова домашние

Заяц

Овца

лиса

пингвин

кролик

12.При переходе улицы обязательно сначала надо посмотреть:

а)направо б)налево в)назад

13.Что находится в мыльном пузыре?

а)мыло б)воздух в)вода

14.Какую птицу называют лесным доктором?

а)синица б)поползень в)дятел

15.Отгадай загадки:

а)Летели серые гуси,

Нароняли белого пуха. _______________________

б)Всю зиму лежит,

А весной убежит. _________________________

в)Может быть, вы не поверите мне,

Но я увидала грибы на сосне.

Разве грибы на деревьях растут?

Что-то совсем непонятное тут…

Надеты на ветки маслята, опята…..

Кто же их на зиму сушит, ребята? _____________________________

16.Соотнеси название времени года с событиями, связанными с ними. Заполни таблицу: под цифрой напиши букву, соответствующую нужному слову.

1) зима а) набухают почки б) листопад в) прилетают грачи

2) весна г) бабье лето д) грибная пора е) сбор клюквы

3) лето ж) уборка урожая з) сенокос и) птицы вьют гнёзда

4) осень к) Рождество л) ледоход м) гололёд

1

2

3

4

17.Рассмотри рисунки птиц:

Расставь номера птиц по порядку и укажи их название:

1.________________ 2.________________ 3._________________

4.________________ 5.________________ 6._________________

18. Собери из букв названия животных, подчеркни названия диких животных, около названий домашних животных напиши названия помещений, в которых они живут:

Бруска___________________________________________

Обкаса___________________________________________

Вюрдлеб__________________________________________

Цурика___________________________________________

Мвдеьед__________________________________________

Дашоль___________________________________________

19.Что обозначает этот знак?

а)место остановки автобуса б)пешеходный переход

в)движение на велосипедах запрещено г)подземный переход

20. Подчеркни карандашом объекты неживой природы:

Солнце, камень, медведь, облако, ель, изба, скала, колодец, бабочка, туннель, лягушка, конь, птица, самолет, человек, молния.

21. Отгадай ребусы:

ОТВЕТЫ К ОЛИМПИАДЕ

По окружающему миру

1. В)Земля — 1 балл

2. Б)Россия – 1 балл

3. Бело-синий-красный – 1 балл

4. Б)Модель Земли – 1 балл

5. А)паук В)клещ – 1 ответ 1 балл/2 ответа 2 балла

6. В)ухает – 1 балл

7. А)ирис – 1 балл б)чеснок – 1 балл в)горох – 1 балл

8. Г)мозг – 1 балл

9. Б)рыбы – 1 балл

10. А)март – 1 балл Б)неделя – 1 балл

11. Дикие: заяц, лиса, пингвин – 1 балл домашние: корова, овца, кролик – 1 балл

12. Б)налево – 1 балл

13. Б)воздух – 1 балл

В)дятел – 1 балл

14. Облака – 1 балл снег – 1 балл белка – 1 балл

1

2

3

4

К, м

А, и, л, в

Е, з

Г, д, ж, б

2 и более правильных совпадений под цифрой – 1 балл

16. 1.дятел – 1 балл 2.воробей – 1 балл 3.синица – 1 балл 4.филин – 1 балл

5.утка – 1 балл 6.ласточка – 1 балл

18. б)пешеходный переход – 1 балл

19. солнце, камень, облако, изба, скала, колодец, туннель, самолет, молния – 1 балл

20. перекрёсток – 1 балл светофор – 1 балл

Олимпиада по окружающему миру во 2 классе

Олимпиадные задания по окружающему миру 2 класс

Максимальное количество полученных баллов – 36

За правильное выполнение заданий — 1 балл

Задание 1: Как называются большие группы, образуемые птицами перед отлётом в тёплые края. (подчеркни.)

1). стадо

2).компания

3).стая

Задание 2. Укажи правильный ответ: Сколько ног у паука?

1) четыре

2) шесть

3) восемь

Задание 3: Какую службу можно вызвать по телефону 01?

1) служба газа

2) пожарная охрана

3) скорая помощь

Задание 4. Как одним словом можно назвать животных, тела которых покрыты перьями?

За правильное выполнение задание 2 балла

Задание 5: Укажи, в какой группе все слова обозначают объекты живой природы

1) берёза, гроза, стол, вода

2) дождь, камень, заяц, книга

3) стрекоза, осина, лисица, стриж

4) иней, школа, ромашка, почва.

Задание 6: Прочитай названия животных. Подчеркни в каждом ряду название того животного, которое является «лишним».

1).Бабочка, муравей, паук, стрекоза

2). Соловей, воробей, летучая мышь, сорока

3). Жаба, уж, лягушка, тритон

Задание 7. Для жизни растений и животных необходимы:

1). мясо, фрукты, сок

2).рыба, овощи, кисель

3). солнце, воздух, вода

Задание 8: Откуда добывают полезные ископаемых

1.) с поверхности земли;

2) с поверхности и из глубины земли;

3) из глубины земли

За правильное выполнение заданий — 3 балла

Задание 9: Детёнышей какого животного называют «настовиками», «травниками», «листопадниками» ? Почему они носят такие странные «имена» ?

Ответ:___________________________________________________

Задание 10: Этот торжественный пышный цветок получил своё название в честь работавшего в России учёного – ботаника по фамилии Георги. Существует более восьми тысяч сортов этого цветка.

Ответ:___________

Задание 11. Какое растение называют в народе порезник, ранник?

1) ландыш

2) одуванчик

3) подорожник.

Задание 12:. Запиши, как называется наша страна и главный город страны

Ответ:____________________________________________________________________

Задание 13: Что вы будете делать, если столкнетесь в лесу с гадюкой или ужом?

(Подчеркни)

1). Возьму в руки ужа и не буду приближаться к гадюке

2). Не буду тревожить змей, ведь они – часть природы

3). Ударю гадюку, ведь она ядовитая

4). Попытаюсь аккуратно прогнать их с тропинки

Задание 14. Выбери и подчеркни все подходящие ответы ( возможны несколько ответов, за каждый правильный ответ -1 балл).

— Причины отлёта птиц.

1). Изменение окраски листьев.

2). Замерзание водоёмов.

3). Понижение температуры.

4). Исчезновение насекомых.

За правильное выполнение задания — 4 балла

Задание 15. Соедини линиями(стрелками) органы чувств и их функции:

язык обоняние

Творческие задания на уроках окружающего мира

Творческие задания на уроках окружающего мира для активизации познавательной активности учащихся

Стремление к творчеству характерно для школы наших дней:

это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна

для творчества и где не угасает одухотворяющий разум

и доброта.

М.Р.Львов

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, науки, уровнем педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом.

Как изменить систему обучения, чтобы современный урок стал интересным, стал уроком развития творческой личности. Необходимо заинтересовать ученика не готовыми знаниями, а загадками и задачами. В окружающей нас природе их так много, что мы разгадываем их всю жизнь.

Все согласятся с тем, что содержание уроков окружающего мира в наибольшей степени способствует поддержанию и развитию интереса к учебно-познавательной деятельности.

Всем известна детская любознательность: интерес к природе, людям, социальным явлениям. Этот интерес связан с потребностями детей в младшем школьном возрасте. Если учитель работает в зоне ближайшего развития, то интерес к познанию углубляется. Это необходимое условие для развития познавательной деятельности школьников.

Я считаю, что огромную роль в формировании познавательного интереса играют уроки окружающего мира. Природа окружает ребенка с первого мгновения появления на свет. Своими красками, загадками, тайнами она притягивает ребёнка, малыш получает массу впечатлений, что вызывает у него радостные эмоции, и с большим интересом ребенок начинает участвовать в самой разнообразной исследовательской деятельности.

На уроки окружающего мира в начальной школе приходится 2 часа в неделю. Тем не менее, учащиеся должны усвоить основы важного пропедевтического предмета, формирующего мировоззрение и экологическую культуру. В этом случае необходимо активизировать процесс обучения, придать ему творческий, исследовательский характер. Предлагаю следующие способы активизации учебной деятельности:

— дидактическая игра

— исследовательская работа

— проектная деятельность

— логические задачи

— проблемные задания

— творческая работа учащихся;

— коллективная познавательная деятельность.

В проведении нетрадиционных уроков в разнообразной и увлекательной форме с использованием частично-поискового и исследовательского методов обучения помогают: организация предметных действий через введение в урок рисования и моделирования, творческих заданий, проведение уроков с использованием ИКТ, использование дидактического материала, карточек с индивидуальными заданиями, схем-опор, карточек с задачами-рассказами, творческих задач, тестов.

Дидактическая игра имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности – умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т.д. Чем младше учащийся начальной школы, тем больше места на уроках окружающего мира должна занимать игра, особенно в первом и втором классах. Во время игры дети получают возможность высказать неправильное суждение и не получить отрицательной оценки, не боятся сделать что-то не так как обычно. Для многих игра является средством психологической реабилитации. Многие ученики младшего возраста болезненно реагируют на каждое замечание учителя и очень переживают. В игре отсутствие знаний или их неточность растворяются в сюжете, становятся воображаемыми. Поэтому ребёнок не опасается сказать что-то не так (ведь это говорит его герой).

При отборе игры необходимо обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило, игровое действие. Дидактическая цель – это то, требование, усвоение которого учитель хочет проверить. Например:

Игра «Что изменилось?» при изучении темы «Времена года»: проверить умение замечать происходящие изменения, проявлять наблюдательность, ориентирование в пространстве.

Игра «Кто это?» При изучении темы «Животные» развивать умение детей составлять характеристику животного, выделять особенности его внешнего вида и характера.

Игра «Дерево, кустарник, трава?» При изучении темы: «Растения» развивает кругозор, наблюдательность, умение узнавать растение по характерным признакам.

Игра «Ну-ка, прочитай!».

Цель игры: расширить представления детей о птицах, закрепить у учащихся названия птиц, их строение.

Ход игры: Участники должны прочитать названия птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее.

д

и

б

к

е

б

р

и

ш

г

а

ш

л

к

л

ч

о

з

у

д

я

н

б

а

о

л

д

а

и

н

к

у

к

а

г

р

л

к

н

у

р

о

п

о

а

н

ы

ш

с

и

м

о

р

л

у

м

с

р

я

п

у

к

и

а

п

о

в

т

и

о

к

щ

ь

т

к

ь

у

в

х

а

к

щ

б

е

ф

а

г

ш

б

о

ф

а

ш

л

б

к

д

е

з

я

п

и

с

з

я

к

у

с

ш

е

п

а

ю

ч

б

е

н

а

б

г

т

ю

н

л

о

т

к

а

к

л

э

в

а

г

о

а

р

э

ш

в

г

у

л

н

б

и

в

х

е

р

а

в

с

х

а

к

с

у

т

и

Исследовательская деятельность строится в соответствии со следующими методическими приемами:

1. Выдвижение проблемы.

2. Постановка предположений.

3. Обсуждение гипотез.

4. Сравнение полученных выводов с текстом учебника или рассказом учителя.

5. Поиск эмоциональных опор (рассматривание иллюстраций).

6. Совместное составление графического плана-опоры.

При таком построении учащиеся не боятся высказывать ошибочное мнение, допустить ошибку в рассуждении, так как он имеет возможность под влиянием высказанных сверстниками аргументов исправить ее. У школьников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей.

Толчком к исследовательской деятельности, к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (задача, задание, вопрос). Сущность метода создания проблемных ситуаций состоит в том, что знания не предлагаются в готовом виде. Дети приобретают эти знания в процессе обсуждения противоречий, заложенных в ситуации.

Проектная деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся рассматривается как составная часть современных педагогических технологий.

Проект (от латинского — брошенный вперед) — это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия. Проект в начальных классах – это возможно. Сегодня уже имеется положительный опыт такой технологии.

Изучая раздел «Человек и его здоровье», мои учащиеся составили и защитили мини-проекты «Режим дня», «Древний мир», «Природные зоны» и т.д. В основе проектной деятельности лежит освоение новой информации, что в определенной степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения, от репродуктивного к творческому. Проектная деятельность позволяет решить мою главную задачу как учителя – активизация познавательной активности. Кроме того, позволяет формировать личностные качества учащихся и в первую очередь – умение работать в коллективе, анализировать результаты своей деятельности. Сегодня проектная деятельность успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Участие в проекте это для ученика: принятие самостоятельных решений; умение ставить задачи и задавать вопросы; умение работать в команде; способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих; раскрытие индивидуального потенциала.

В основу проектной деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной активности школьника на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности, который становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.

Важным условием для углубления и закрепления учебного материала считаю проведение серии экологических проектов.

«Экологическая профессия»

Цель проекта — дать волю» фантазии детей и потренировать их в оценке разного рода воздействия человека на природу, вызвать интерес к спорным вопросам, потребность в новых знаниях.

Первый этап проекта — узнать о профессиях, которые можно считать экологическими. К их числу можно отнести работников лесных хозяйств, заповедников, зоопарков, сотрудников экологических служб, зеленстроя (врач, водитель, космонавт, дворник, садовник, лаборант, и др.). Дети собирают материал о людях этих профессий, проводятся встречи с ними. Вторым этапом проекта является защита профессии. Группы ребят доказывают, что предложенная ими профессия считается экологической: для подтверждения рассказывают о людях этой профессии, приводят факты, демонстрируют рисунки, плакаты, фотографии, разыгрывают сюжеты.

Ребята других групп, которые в это время являются слушателями, должны задавать вопросы и приводить примеры, ставящие под сомнение утверждение ребят об экологической значимости той или иной профессии.

«Жалобная книга» природы.

Цель проекта — записать в книгу жалобы, поступающие от растений и животных, обитающих на территории Саратовской области.

Первый этап проекта — экскурсия с целью наблюдения за состоянием окружающей среды (животные, растения), изучение дополнительной научной литературы.

Второй этап проекта — рассказ — описание жалобы, который ведется от имени животного или растения. Обсуждение поступивших жалоб и ответ на них.

Третий этап — оформление материалов, создание книги, куда помещаются творческие выступления и рисунки детей.

Это длительный проект, который по мере прохождения тем, дополняется. Разновидностью этого проекта может быть длительная игра «Лесные детективы».

Чрезвычайными происшествиями, на которые откликнутся лесные детективы, являются любые изменения в природе (срубили деревья, сорвали много цветов на любимой полянке, засорили — родник).

Птичья «столовая».

Цель проекта — создание и организация регулярной работы птичьей «столовой» на территории школы и дома.

Первый этап проекта — изучение литературы по изготовлению кормушек для птиц, обмен опытом, накопление корма.

Второй этап проекта — выставка изготовленных кормушек.

Третий этап проекта — торжественное открытие «столовой». Организация дежурства, наблюдение за птицами.

На классных часах дети сообщают о том, как работают их домашние «столовые» для птиц.

Метод проектов способствует активизации знаний, умений и навыков учащихся, стимулирует потребность ребенка к самореализации в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.

Получая творческие задания, ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной мере активно участвует в каждом шаге обучения — принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и результативным. Следует отметить, что в этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим помощником мышлению и воображению. Построение процесса специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика — существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности.

Приведу наиболее простые и эффективные способы работы с классом при использовании мною на уроках творческих заданий:

1. Группы получают одно и то же задание. Результат работы группы может быть просто сдан на проверку учителю. Другой вариант: «спикер» одной из групп сообщает результаты работы, а остальные учащиеся его дополняют или опровергают. Интересный эффект получается, когда результаты работы групп противоречат друг другу. Ребята в таких случаях «заводятся» и мне на острие интереса удается построить проблемную беседу по решению данного противоречия.

2. Группы получают разные задания. Тогда или «спикеры» групп отчитываются перед классом, или, поочередно меняясь, каждый «спикер» по кругу обходит каждую группу и работает с ней.

3. Группы получают разные, но дополняющие друг друга задания. Задача может быть решена «по частям»: каждая группа получает свою часть вопроса; ситуация будет раскрыта лишь после анализа ответов всех групп; после чего все результаты сводятся воедино. Психологический эффект: ребята очень гордятся, когда результат их работы оказывается нужным всему классу.

Задание 1 «Рассказать о природном сообществе»

Один ученик показывает маршрут путешествия по плану местности и сообщает через какие природные сообщества он проходит; второй называет животных и птиц, которых он встретит на своем пути; третий рассказывает о растениях, которые он увидит в пути.

Задание 2 Прочитать рассказ В. Бианки «Чей нос лучше?» и написать сочинение на тему «Прав ли писатель?».

Задание 3 Учитель предлагает детям послушать музыкальное произведение, сравнить его настроение с тем, которое возникло у каждого школьника во время прогулки в лес (парк, на водоем). Это может быть музыка П.И. Чайковского или Й. Гайдна из «Времен года» или любая подходящая по настроению музыкальная пьеса, имеющаяся в классной фонотеке.

Задание 4 «Письмо зеленому другу» Ученик вводится в следующую ситуацию:

«Представь, что где-то в глубине леса растет небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц — поют, суетятся, дерутся… и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга — человека, лучше школьника, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо…»

Можно предложить детям такое задание: «Напишите деревцу. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем другом, которого оно ждет. Подумайте, о чем ему хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами?»

Работа может быть проведена как небольшое сочинение, лучше — с игровыми элементами: письмо вкладывается в конверт, сопровождается рисунками, заполняется адрес.

Можно использовать на уроках задачи для обсуждений:

Задача № 1

Предложите, как можно укрепить осыпающийся склон оврага или берег, который постоянно подмывает вода?

Возможный ответ 1. Для укрепления почвы предложено использовать корни растений.

Например, в Крыму на склоны высаживали растение испанский дрок (сем. Пасленовые), мощные корни которого проникают в глубь склона и укрепляют его.

Возможный ответ 2. У города Клайпеда, на Куршской косе, высаживали тростник. Защитные полосы этого растения надежно, как считают авторы проекта, защитят берег от размывания. К тому же внешне тростник выглядит приятнее, чем железобетонные волнорезы.

Задача № 2.

Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в ее спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растения не очищают воздух, а наоборот, его портят. Как вы объясните даме ее ошибку?

Возможный ответ I. Растения фотосинтезируют только на свету, в темноте выделение кислорода почти прекращается. Зато процесс дыхания не уменьшает своей интенсивности. Следовательно, растения могли «издышать» часть кислорода, содержащегося в воздухе комнаты.

Возможный ответ 2. Листья, стебли и цветы многих тропических растений изобилуют различными железами, выделяющими всевозможную ароматику, например, эфирные масла. Такие растения не являются комнатными, так как их выделения небезопасны. Даме повезло, что она отделалась лишь головной болью.

Задача № 3.

Известно явление фотопериодизма. В течение суток цветки растений периодически открываются и закрываются. Для каждого растения время открытия и закрытия венчика свое. В течение всего периода цветения оно практически не меняется. Как можно использовать это явление в интересах человека?

Возможный ответ. Эту закономерность можно использовать в так называемых цветочных часах. По ним можно приблизительно определить время. Цветочные часы были известны еще со времен античности. Такие часы были устроены, например, Карлом Линнеем в городе Упеала (Швеция, 18 век), а также в усадьбе Пушкиных в Михайловском.

Задача № 4.

Из — за чего (в силу, каких факторов) цветочные часы могут «сломаться», начать показывать время неправильно?

Возможный ответ. Причин может быть несколько. Во- первых, необходимо учитывать географическую широту. Например, цветочные часы Пушкиных «шли» неверно, так как установленное Карлом Линнеем в условиях города Упеала время открытия и закрытия того или иного цветка в других местах требовало корректировки.

Во-вторых, сказываются метеоусловия. Даже хорошо составленные цветочные часы показывают относительно точное время только в ясный, солнечный день, в дождливую или пасмурную погоду они «сбиваются с ритма».

Задача № 5.

Для леса характерно ярусное расположение растений. Вырубили растения верхнего яруса (полога леса). Назовите возможные последствия. Перечислите факторы, действие которых изменится.

Возможный ответ. Изменятся условия жизни других ярусов: часть растений погибнет, часть приспособится к новым условиям. В первую очередь изменится освещенность нижних ярусов, а также — водный режим почвы и отчасти — минеральный состав (за счет изменения количества «потребителей»). Все это приведет к изменению растительного сообщества на этом участке. Велика вероятность того, что погибнут тенелюбивые растения, оказавшиеся на свету. Светолюбивые, напротив, будут расти лучше. Под их пологом разовьется новое поколение тенелюбивых растений.

Задача № 6.

Весной и осенью часто можно видеть костры, в которых сжигают побуревшие прошлогодние листья растений, сухую траву. Считается, что при этом будет лучше расти новая трава. Согласны ли вы с этим? Почему?

Возможный ответ. Повреждение верхнего слоя почвы в месте, где горит этот костер. Все это приводит к тому, что многие газоны в городах представляют собой черные безжизненные площадки.

Задача № 7.

В морозную погоду птиц в воздухе заметно меньше. Казалось бы, должно быть наоборот: работа мышц повышает теплопродукцию, и птицы должны стремиться больше летать. Почему в мороз птицы чаще сидят, и сидят, нахохлившись?

Возможный ответ. В мороз птицы сидят, нахохлившись, распушив перья и тем самым создав возле своего тела воздушную рубашку. В полете воздух у тела птицы все время меняется, отнимая тепло. Эта потеря может быть настолько сильной, что летящая птица иногда замерзает.

любое задание можно выразить в виде логической задачи. Например, сказку Г. Скребицкого «Всяк по-своему» можно представить в виде логического рассказа загадки. Дети слушают чтение и отвечают на вопрос: «С кем разговаривал заяц?» Учащиеся должны оживить свои представления, вспомнить, какие животные таким образом готовятся к зиме, каким животным несвойственно такое поведение.

«Зайчишка привстал на задние лапы, чтобы разглядеть получше, что творится там, впереди. Да это …….?…. хлопочет возле норы. Заяц подбежал к нему и поздоровался.

– Здравствуй, косой, — ответил …? …

– Ух, и устал я, даже лапы болят! Вон сколько земли из норы повыгреб.

– А зачем ты ее выгребаешь? — поинтересовался зайчишка.

– К зиме нору чищу, чтобы просторнее была. Вычищу, потом мох, опавшую листву туда натаскаю — устрою постель. Тогда мне и зима не страшна. Лежи-полеживай…

Невдалеке от воды кто-то большой, неуклюжий возился возле осинки.

– Здравствуй, приятель, что ты тут делаешь? — спросил зайчишка.

– Да вот тружусь, — подгрызая осинку, не спеша отвечал …? …. — Повалю на землю, тогда начну обкусывать сучья, стаскивать в речку, хатку свою к зиме утепляю. Видишь, на островке мой домик — он весь из сучьев построен, а щели илом замазаны, внутри у меня тепло, уютно…»

Если дети затрудняются ответить, можно показать им рисунки животных, о которых идет речь, — барсука, бобра.

Этот принцип можно использовать и при чтении других произведений Д. Сладкова, С. Скребицкого, Э. Шима, М. Пришвина и др.

С первого класса можно использовать на уроках окружающего мира с целью проверки умения решать логические задачи самые простые упражнения для развития умения мыслить, соображать. Речь идет о загадках.

Приведу некоторые примеры загадок о природе.

Юркий маленький зверек по деревьям прыг да скок (белка).

Зимой спит, летом малинник да ульи ворошит (медведь).

Эта ягодка такая: сначала горькая, но после морозца сладкая (рябина).

Низок да колюч, сладок да пахуч. Если ягоды сорвешь, руку больно обдерешь (крыжовник).

На болоте росла, очень кислая была (клюква).

Если ты поранил ноги, ищи лекарство у дороги (подорожник).

На дне реки всегда лежит и усами шевелит (сом).

Ночной охотник эта птица — большая голова, говорят, она мудра (сова).

Что за дерево стоит — ветра нет, а лист дрожит? (осина).

Одним из видов логических задач на уроках окружающего мира являются вопросы-тесты на сообразительность, смекалку, детскую эрудицию. Они могут быть в виде игровых упражнений, которые объединяются в коллективные игры типа «Что, почему, когда?», «Умники и умницы», «Поле чудес» и др. Проводить их можно, естественно, с 1 по 4 класс, но характер заданий должен соответствовать знаниям и уровню интеллекта детей. Целесообразно проводить их как часть урока, подчинив содержание проходимой программной теме. Приведу примеры.

Тема «Человек и его здоровье» (3 класс.)

1. Во время дальней прогулки ты натер ногу. Как облегчить боль?

а) подержать ногу в воде;

б) помазать больное место йодом;

в) приложить к больному месту чистый лист подорожника.

(правильный ответ — в)

2. Отвар, какой травы пьют при бессоннице?

а) валерианы;

б) одуванчика;

в) полыни.

(правильный ответ — а)

Тема «Животные — живые существа, организмы» (3 класс.)

1. Какая птица умело подражает голосам других птиц?

а) кукушка;

б) трясогузка;

в) скворец.

(правильный ответ — в)

2. У птенцов рот ярко-красный или оранжевый. Почему?

а) чтобы громче кричать;

б) чтобы родители видели, что они хотят есть;

в) чтобы отпугивать врагов.

(правильный ответ — б)

3. Кто из насекомых считается самым прожорливым хищником?

а) бабочка;

б) стрекоза;

в) муравей.

(правильный ответ — б)

4. Кто помогает распространять семена растений?

а) только птицы;

б) птицы и мыши;

в) птицы, звери, насекомые, человек.

(правильный ответ — в)

Тема «Дикорастущие растения» (3 класс.)

1. У каких растений семена-парашютики?

а) у одуванчика, чертополоха, тополя;

б) у мать-и-мачехи, ромашки, осота;

в) у полыни, колокольчика, одуванчика.

(правильный ответ — а)

2. Что изучает ботаника?

а) ботаника изучает растения;

б) ботаника изучает неживую природу;

в) ботаника изучает насекомых.

(правильный ответ — а)

Очень интересны учащимся задания проблемного характера. Проблема может быть выражена не только в виде вопроса, «скрыта» от учащихся и представлена в самой формулировке задания.

«Распределите слова по столбцам» это свойственно животным (это умеют делать животные)

это свойственно человеку и животным (это умеют делать и человек, и животное)

это свойственно только человеку (это умеет делать только человек)

Можно дать подсказку в виде подборки слов:

дышать, передвигаться, думать, творить, питаться, ухаживать за потомством, придумывать разные машины, рисовать, сочинять музыку, преследовать добычу, впадать в спячку, добывать пищу, выращивать растения, ухаживать за животными.

«Дай ответ на вопрос»

Какие свойства воздуха использовал человек для своих изобретений? (на рисунке воздушный шар и парусное судно)

Младшие школьники любят различные творческие задания, выполняя которые, они могут воображать, придумывать, сочинять, преобразовывать образы окружающего мира. Использование упражнений, развивающих воображение, инициативность, творческую индивидуальность, является обязательным условием проведения уроков по окружающему миру.

Таким образом, используя различные творческие задания на уроках окружающего мира для активизации познавательной активности, позволяют ученикам воображать, преобразовывать образы окружающего мира. Игры и логические задачи, проблемные вопросы и исследовательская работа должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами уроков окружающего мира. Это даёт возможность учителю организовывать познавательную активность и жизненный опыт учащихся начальных классов на уроках окружающего мира.

Составление кластера на уроках окружающего мира

Представление обобщённого педагогического опыта по теме

«Организация работы с текстом через создание кластера

на уроках окружающего мира в начальной школе»

Щербич Галина Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «Хиславичская СШ»

С сентября 2011 года учителя начальных классов начали реализовывать идеи, цели и задачи ФГОС НОО. В основе федерального государственного Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает формирование у учащихся универсальных учебных действий, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. А это значит, что учителя начальных классов при планировании учебного процесса должны использовать новые формы, методы и приёмы, отвечающие требованиям времени. Это такие методы и приёмы, которые обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности.

В своей работе раскрываю, как организовать работу с учащимися начальной школы по составлению кластеров на уроках окружающего мира.

В соответствии с требованиями Стандарта второго поколения задача учителя:

— сформировать у обучающихся первичные навыки работы с текстом – это: поиск нужной информации, выделение и фиксирование главного, сопоставление, анализ, систематизирование и обобщение информации, интерпретация и её преобразование;

— создать условия для овладения первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем, диаграмм).

На практике учителя начальных классов сталкиваются с тем, что у учащихся пропадает интерес к работе с большим объёмом информации.

На помощь приходят современные технологии. Одна из них «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Данная технология включает в себя такой приём как «Составление кластера».

Кластер – это графический приём систематизации материала в виде схемы, смысл которого в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде «грозди». Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Составление кластера похоже на модель Солнечной системы: в центре – Солнце, вокруг него – планеты и их спутники. Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

Цель моей работы: демонстрация организации работы с текстом через создание кластера учащимися на уроках окружающего мира.

Задачи:

1) Описать организацию работы по введению понятия «кластер».

2) На основе приёма «Кластер» показать способы работы учащихся на уроках окружающего мира.

Первый класс, первый урок. Тема «Этот удивительный мир», страница 4.

— Рассмотрите внимательно страницу. Кто что увидел?

— Расскажите ещё раз о том, что вы видите в центре страницы.

— Как напечатаны слова, от которых идут стрелочки?

— Как их можно назвать? (Главными)

— А как назовём слова, к которым идут стрелочки? (Помогают раскрыть смысл главного слова)

— Попробуйте назвать всё это одним словом. (Схема)

Мир природы

Мир вещей Окружающий мир Мир людей

На этом уроке обучающиеся узнают, что изучаемый материал можно представить в виде схемы.

Первый класс. Тема «Какой бывает вода?», страница 88.

Класс делится на группы, каждой группе предлагается готовая схема-кластер и карточки с ключевыми словами в «Полезном кармашке»:

вода, снег, пар, иней, туман, лёд, град, роса.

— Что вы видите на листе?

— Как расположены круги и стрелки?

— Как можно назвать? (Схема)

— Что находится в кармашке? (Карточки со словами)

— Кто догадался, что мы будем делать? (Заполнять кружки словами)

— Определите, какое слово будет главным? (Вода)

— Если дети затруднятся, то можно предложить загадку-подсказку:

В морях и реках обитает, но часто по небу летает.

А наскучит ей летать, на землю падает опять. (Вода)

— Где это слово разместим на схеме? (В центре). Сделайте это.

— Что можете сказать про оставшиеся слова? (Называют, какой бывает вода)

— Кто догадался, где мы разместим на схеме эти слова? Сделайте это.

— На что похожа схема? (На цветочек, на солнышко)

— То, что у нас получилось, называется «кластер». Как вы думаете, почему? (Как бы складываем слова в кружки).

— Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

На данном уроке обучающиеся узнают, что информацию можно представит в виде кластера.

Способы работы учащихся с кластерами

1. Отсутствие главного термина, с которого начинается кластер, и его определение.

2 класс. Тема «Части растения»

— Рассмотрите кластер? Что заметили? Что впишем в центральном круге? (Части растения)

2. Анализ и завершение неполного кластера.

3 класс. Тема «Растения – живые существа»

— Рассмотрите кластер. Дополните его словами на карточках из кармашка:

насекомые, ветер, сухие, сочные, сложные, простые

3.Самостоятельная работа по составлению кластера.

3 класс. Тема «Первые русские князья»

В результате самостоятельной работы у учащихся будет составлен вот такой кластер:

4. Анализ кластера с целью установления связей между словами:

— Что перед вами? (Кластер)

— Что заметили? (Нет стрелочек)

— Установите с помощью стрелок связь между словами.

В результате самостоятельной работы у учащихся кластер будет выглядеть так:

5. Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.

При выполнении данного задания можно использовать такое стихотворение:

Из частей составлен мастер,

Называется он Кластер.

Составить можно текст любой,

Только пригласи его с собой.

Быстро он тебе поможет,

По кружкам слова разложит.

Ты, дружок, запоминай

И за ним всё повторяй.

За ответ приличный –

Оценка «отлично»!

Умение представлять информацию в наглядном виде с помощью графических схем способствует формированию таких действий, как

— выделять ключевые слова;

— систематизировать необходимую информацию;

— анализировать, сравнивать и обобщать информацию;

— развивать монологическую речь.

Конечный результат деятельности учеников – адекватное восстановление первоначального текста при выполнении самостоятельной работы. А визуальное и наглядное представление информации запоминается лучше, чем обыкновенная информация.

В работе по составлению кластера есть свои плюсы и минусы.

Плюсы

Кластер развивает мотивацию к обучению, учит учащихся самостоятельно получать знания, развивает интерес к предмету, позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Минусы

Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум во время составления кластера.

Этот приём требует от педагога дополнительной подготовки к уроку – составление схем, заготовка конвертов, карточек.

Фрагмент урока по окружающему миру 2 класс «Дикие и домашние животные»

Фрагмент урока 2 класс

Окружающий мир

Тема:

Дикие и домашние животные

Цель:

  • Продолжить знакомство с характерными признаками диких и домашних животных.

  • Развивать умения анализировать, сравнивать, находить сходства и отличия.

  • Развивать память, внимание, речь,

  • Воспитывать интерес и позитивное отношение к природе.

  • Воспитывать бережное отношение к животным.

  • Отрабатывать умение безошибочно определять голоса диких и домашних животных.

Оборудование

Карточки «Лестница успеха», маски с изображением животных, запись голосов животных, презентация «Дикие и домашние животные»

Ход фрагмента урока

  1. Мотивация учебной деятельности

Вступительная беседа

— Вы любите преодолевать трудности?

— Трудность преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Сегодня вы будете подниматься по лестнице успеха. Перед вами изображение лестницы, на ступенях которой вы видите солнце с лучами. Зарисовывайте по моему сигналу лучик солнца. Ступенька означает, как вы справились с заданием.

1- не совсем хорошо справился

2- справился

3- могу научить других

  1. Актуализация опорных знаний

Начнём работу с разминки.

1 задание.

«Что следующее» (времена года)_____________ оценим себя

2 задание

«Продолжи мысль «

Медведь — животное

Деревья — хвойные, лиственные

Одуванчик – растение

Карась – рыба

Волк – животное _____________________ оценим себя

— Какой ответ повторялся? (животное)

3 задание

Отгадайте ещё загадки:

СЛАЙД 1

  • Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.(Корова)

  • Кто не прядёт, не ткёт, а людей одевает.(Баран)

  • Хвост крючком, нос пятачком.(Свинья)

  • Летом бродит без дороги

между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

от мороза пряча нос. (Медведь)

  • Всех кур перечла и с собой унесла. (Лиса)

  • На овчарню он похож

Что не зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

  • Кто по ёлкам ловко скачет

и влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет

Сушит на зиму грибы? (Белка) ______________ оценим себя

— На какие группы можно распределит этих животных? (дом. и дикие)

САЙД 2

  1. Сообщение темы и цели урока

Продолжим изучать жизнь диких и домашних животных.

4. Обобщение и систематизация знаний

— А запомнили ли вы, чем отличаются дикие животные от домашних?

  • Работа в группах

-Объединитесь в группы по рядам. 1 команда представляет диких животных, 2- домашних.

4 задание

Тест “Найти ошибки”. СЛАЙД 3

(Появляется слайд с признаками диких и домашних животных. Все признаки перепутаны. Детям предлагается найти ошибки.)

Дикие животные.

Домашние животные.

Живут в лесах, водоемах.

Живут с человеком.

Человек строит им жилье.

Сами заботятся о себе.

Сами добывают пищу.

Сами заботятся о потомстве.

Человек выводит новые породы.

Человек ухаживает за ними.

Сами строят себе жилье.

Человек кормит их.

Заботятся о потомстве.

— Молодцы, с заданием справились ___________________ оценим себя.

САЙД 2

— Конечно, диким животным выжить гораздо сложнее. Им каждый день приходится добывать себе пищу. Между ними могут возникнуть борьба за еду. Дикие животные, также как и домашние, нуждаются в помощи человека.

Давайте разберемся, какие проблемы могут возникать у животных во время поиска пищи.

5 задание

Игра «Ну-ка, накорми»

Перед вами фишки разного цвета. Жёлтый цвет означает – яблоко, красный – мясо, белый – молоко, серый – мышь, зелёный – трава.

Раунд1

Представьте, что вы ёжики. Все вы любите есть яблоки и сейчас вам больше ничего не хочется. По моему сигналу вы должны насобирать как можно больше фишек, которые условно обозначают яблоки. Чем больше яблок съест каждый, тем лучше для него, но не меньше 4.

— Раз, два, три начало игры. (Собирают фишки)

— Посчитайте фишки. Если у вас меньше 4 , значит ваше животное не наелось или голодает. Давайте обсудим, что происходило между вами , когда вы выбирали фишки. (спорили, пытались отнять)

Вывод:

Этот сад не может прокормить столько едоков, кому то придется искать себе другое место для жизни. Количество одного вида пищи не хватает на всех, поэтому между животными возникают ссоры, драки.

Раунд2

А теперь поменяем ситуацию. Представьте, что вы

Вывод:

Никто не спорил, не отнимал фишки друг у друга.

Еды хватило всем.

Ничто не пропало, всё съели.

— Так ли бывает в настоящем лесу, в поле, в саду, вообще в природе?

Кто же должен помочь животным? (человек)

Дикие животные, также как и домашние, нуждаются в помощи человека . _______________оценим себя.

Задание 5

— Человек во время общения пользуется жестами, мимикой, речью. А как животные передают информацию друг другу?

«Угадай голос», представь себя этим животным . Что бы вы сказали людям.

1 Коза

2 Свинья

3 Корова

4 Лев

5 Лиса

6 Лошадь

7 Медведь

8 Овечка

9 Слон

10 Собака

______________ оценим себя

— Послушайте стихотворение и подумайте, как мы должны относиться ко всему живому на Земле?
Дерево, цветок, трава и птица.

Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда.

Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

Итог урока

— На этом наша работа окончена. Подведем итоги продвижения по лестнице успеха. Назовите, на какой ступени вы разукрасили лучиков больше всего.

Молодцы. Впереди вас ждёт ещё много успешных открытий.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *