Картотека потешек, закличек, мирилок и приговорок картотека

Потешки, мирилки, заклички, приговорки!

Потешки

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка,

Принесет орешки –

Для Машиной потешки.

Если будешь плакать,

Дадим худой лапоть.

***

Тише, тише, тишина,

Разговаривать нельзя.

А кто будет говорить,

Того будем выводить,

Выводить, наказывать,

Слезы не показывать.

***

Не мало ли нас, не надо ли вас?

«Здравствуй», – деткам говорим,

Белый свет благодарим,

За Солнышко-колоколнышко!

Коля маленький, да удаленький

Да хорошенький, да пригоженький…

За улыбочку твою

Я тебя благодарю!

Здравствуй, Коля заходи,

Нам улыбку подари!

***

Здравствуй правая рука -протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй друг- берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг- берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг- качаем руками.

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть -приседаем,

Можем мы большими быть -встаём,

Но один никто не будет

***

Ладушки, ладушки…

Комары и мошки…

Идет коза рогатая…

Зайчик серенький сидит…

Гуси вы, гуси…

Гуси, гуси!..

Утка-гагара…

Уж я, утка, хожу…

Наши уточки с утра…

Поехали, поехали…

Поскакали, поскакали…

Ехал мальчик маленький…

Баба сеяла горох…

Скок-поскок…

***

Ладушки, ладушки!
Где были?
— У бабушки.
— Что вы ели?
— Кашку.
Пили простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели

***

Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели, —
На головушку присели!

***

Комары и мошки,
Тоненькие ножки,
Пляшут на дорожке.
Ножками — топ-топ!
Ручками — хлоп-хлоп!
Близко ночь —
Улетели прочь!

***

Еду-еду к бабе, к деду,
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
По маленьким пенёчкам,
Прямо в яму — бух!
Раздавили сорок мух!

***

Сорока-ворона
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он в лес не ходил,
Дров не рубил,
Воду не носил,
Печь не топил, —
Нет тебе кашки!

***

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Ты подай голосок
Через тёмный лесок,
Через лес за реку́
Покричи: ку-ка-ре-ку!

***

***

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
За малыми ребятами,
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт —
Забодает, забодает, забодает!

***

А коток, а коток,
Кучерявенький лобок,
Украл бабушкин клубок
Да и спрятал в уголок.
А бабушка догнала
И за ушко подрала.

Мирилки

Солнце выйдет из-за тучек,

Нас согреет тёплый лучик.

А ругаться нам нельзя,

Потому что мы друзья.

***

Пальчик за пальчик
Крепко возьмем
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.

***

Мирись, мирись, мирись

И больше не дерись!

А если будешь драться,

То я буду кусаться.

А кусаться нам нельзя,

Потому что мы друзья!

***

Давай скорей мизинчик свой,

Зацепи его за мой.

Раз-два-три-четыре-пять,

Мы друзья с тобой опять!

***

Будем вместе улыбаться,

Летом в озере купаться.

На двоих делить конфеты,

Наши тайны и секреты.

Очень скучно в ссоре жить,

Потому давай дружить!

***

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей

И мириться нам скорей!

***

Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

— Ты мне друг!

— И ты мне друг!

Мы обиды все забудем

И дружить, как прежде, будем!

***

Чем ругаться и дразниться

Лучше нам с тобой мириться!

Очень скучно в ссоре жить,

Потому давай дружить!

***

Давай с тобой мириться

И во всём делиться.

А кто не будет мириться,

С тем не будем водиться.

***

Я мирюсь, мирюсь, мирюсь.

И я больше не дерусь.

Ну, а если подерусь,

В грязной луже окажусь.

***

Не нужно ссориться подружки,

Нам ведь грустно друг без дружки!

***

Чем ругаться и дразниться,
Лучше нам с тобой мириться!
Будем вместе улыбаться,
Песни петь и танцевать,
Летом в озере купаться
И клубнику собирать,
На коньках зимой кататься,
Баб лепить, в снежки играть,
На двоих делить конфеты,
Все проблемы и секреты.
Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить!

***

Мир – миром,

Вареники с сыром,

Пирожочки с маслом,

А мы друзья навсегда!

***

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось, Нужно просто стать добрей,

И мириться нам скорей!

***

Давай с тобой мириться

И во всем делиться,

кто не будет мириться,

тем не будем водиться!

***

Хватит нам уже сердиться, веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться

Ты мой друг!

И ты мой друг!

Мы обиды все забудем,

дружить как прежде будем!

***

Мир – мир навсегда,

Больше ссориться нельзя,

А то бабушка придёт,

И по попе надаёт!

***

Мир-миром
Пироги с сыром,
Вареники в масле,
Мы подружки красны!

***

Ссориться не будем,
Будем мы дружить
Клятву не забудем,
Пока будем жить.

***

Давай с тобой мириться
И во всем делиться.
А кто не будет мириться,
С тем не будем водиться.

***

Детки, помиритесь!
Больше не дразнитесь,
Не деритесь, не ругайтесь,
На друзей не обзывайтесь!
И тогда на белом свете
Дружно будут жить все дети!

***

Пальчик, пальчик — выручай,
Помирить нас обещай!
Мизинчик с мизинчиком, обнимитесь!

Таня с Наташей (имена детей), подружитесь!

***

К нам с тобой подкралась ссора.

Надо нам ее прогнать.

Мы за пальчики возьмемся

Раз, два, три, четыре, пять,

Подружились мы опять.

***

Эй, мирись, мирись, мирись!

Ну-ка пальчик, покажись!

Помириться помоги,

Друга, пальчик, обними!

Вы, мизинчики, друзья!

И ругаться вам нельзя!

***

Я хочу с тобой мириться,

Я хочу с тобой дружиться.

Будем вместе мы играть,

Прыгать, бегать, хохотать.

***

Руку – дай. Мирись-мирись!

Больше с другом не дерись!

Дружбе – да! Драке – нет!

Это наш с тобой завет!

Заклички

Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи —
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.
Дождик, дождик, посильней,
Огород ты наш полей!

***

Котик, коток,
Кудреватый лобок!
Сидит кот у ворот,
К себе милую ждёт.
Кошечки в окошечке,
Кошурки в печурке,
Котятки в подлавке.
— А кто у вас бо́льший?
— А кто у вас меньший?
— Мы все подрастём,
За мышами пойдём.
Один дедушка-кот
Будет дома сидеть
Да на печке лежать,
Нас добром поджидать.

***

Выйди, выйди, солнце,
Над моим оконцем.
Выйди, выйди, солнышко,
Мы посеем зёрнышко.

***

Солнышко, солнышко,
Загляни в окошко!
Там твои детки,
Там малолетки,
Лепёшки валяют,
Тебя поджидают.

***

Радуга-дуга,
Подавай дождя!
Нам по ложке,
Медведю по плошке,
А серому волку —
По полному ведёрку!

***

Божья коровка,
Чёрная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Чёрного и белого,
Только не горелого.

***

Улитка, улитка!
Покажи свои рога,
Дам кусок пирога,
Пышки, ватрушки,
Сдобной лепёшки, —
Высуни рожки!

***

***

Петушок, петушок,
Подари мне гребешок,
Ну пожалуйста, прошу!
Я кудряшки расчешу.

***

Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу!

***

Синички-сестрички,
Чечётки-тётки,
Кулички-мужички,
Скворцы-молодцы,
Из-за моря к нам летите,
Весну красную несите!
С шёлковой травой,
С жемчужной росой,
С тёплым солнышком,
С пшеничным зёрнышком!

***

Солнышко, ядрышко,
Высвети, выгляни!
Воробьи чирикают,
Весну- красну кликают.

***

Падай, падай, белый снег
Радуй, радуй всюду всех
Падай, падай на село
На гусиное крыло
Поле белым укрывай
Будет летом каравай

***

Приходи, Зима,
Приходи, красна!
С морозами трескучими,
Снегами сыпучими,
С Рождеством, с Колядой,
С Масленицей молодой!

***

Мороз, мороз,
Не бей наш овѐс, нашу рожь,
Бей дуб да клѐн да бабий лѐн,
Да конопи как хочешь, колоти!

***

***

***

Ветер, ветер, ветродуй,
Тучки собери, задуй!
Угони их все
За седые горы,
Просветлеют пусть
Золотые просторы!

***

Месяц-дружок,
Золотой рожок,
Выйди на дорожку,
Посвети немножко!

***

Радуга-дуга, Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

Приговорки

***

Уж ты, бор-борок!
Дай ягод коробок,
Грибов кузовочек,
Орехов мешочек!

***

Рву, рву ягодку,
Черную смородинку —
Маменьке в стаканчик,
Тятеньке в рукавчик.
А серому волку —
Корья на лопате.

***

Куба, куба, кубака,
Наша речка глубока!
Кубарки, купабарки,
Купаться!

***

***

Котя, котя, воробей,
Вылей воду из ушей —
Из правого, из левого.
Дам тебе копейку —
Серебряную,
Позолоченную,
Расколоченную!
Высеку талИнку*
На правую спинку,
На левое плечо,
Разгорелось горячо!
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!

***

Мышка, мышка, на горошку,
Вылей воду на дорожку!
Щи варила, пролила,
Потрошки не собрала!

***

Пчелка, пчелка, дай нам меда,

Чтоб полна была колода!

Будем мы медок едать, приговаривать:

«Ах, какая наша пчелка работящая!»

***

Травушка-муравушка,

Зелена, пахуча — нет тебя лучше!

На полянке и в лесу

Не тупи мою косу,

Сена в зиму запасу

И коровке принесу!

***

Птичка-птичка — соловей,

Прилетай к нам поскорей!

Тирли-тирли-тирли-лей,

Жить нам станет веселей!

***

Бабочка-красавица,

Что ж тебе не нравится?

Кружишься, не садишься,

Чего же ты боишься?

Вот тебе ладошка,

Отдохни немножко!

***

Ты весной, березка, дай напиться сока,

Силушкой своею поделись до срока,

Чтобы детки малы стали еще краше,

А тебе, березка, все поклоны наши!

***

Ты, пшеничное наше полюшко,

Радуй, радуй нас спелым зернышком!

Урожай собрать нам позволь сполна,

Золотое зерно ссыпать в закрома!

***

Уж ты, заинька, скок-скок,

Уж ты, беленький хвосток!

Ты не трогай, не дери наше деревце,

Нашу яблоньку, нашу девицу!

Расцветет весной краше всех она,

Соберем большой урожай сполна!

***

Цветик-цветик-семицветик,

Расскажи-ка нам о лете,

Разложи листочек-цвет,

Расскажи нам свой секрет!

Красный — ягодка клубничка, помидор,

Желтый — солнышко на небе и забор,

Синий — озеро лесное и наш дом,

А зеленый — лес и поле, всё кругом,

Небо голубое, оранжевый рассвет,

Вечер фиолетовый — вот и весь секрет!

***

Курли, курли, курли,

Летят, летят журавли!

Курлыси, курлыси,

По Руси! По Руси!

Ты-латы, ты-латы,

С высоты! С высоты!

То-то-та, то-то-та,

Журавли идут в дома!

***

Солнышко, покажись,
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.

***

Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождичка,
Дай нам ведрышко.
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

***

Ай, авсень, авсень, авсень,
Сеем жито целый день!
Свети, солнышко, нам с неба.
Чтобы больше было хлеба;
Чтоб детишкам для потехи
В лесу выросли орехи,
Чтоб снопы были толсты,
Чтобы лен пошел в холсты;
Зелен хмель лез на батог,
Чтоб в полушку был горох!

***

Божья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.

Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа

Потешки

Чики – чики – чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в тележке

Щёлкает орешки! (рис. 1)

Рис. 1. Иллюстрация к потешке (Источник)

Это шуточное четверостишие, в котором есть смешные словечки. А чтобы узнать, как в народе называют такие стишки, нужно расшифровать следующее слово:

Акшетоп

Прочитайте его справа налево:

Потешка

Потешка – это весёлая народная песенка. Слово потешка происходит от слова потешаться (беззлобно подсмеиваться; подшучивать над кем-либо, чем-либо). Потешки называют народными, потому что они созданы народом. Когда детей убаюкивали или веселили, чтобы они не плакали, им рассказывали или пели такие потешки.

Прочитайте некоторые из них:

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

По кривой дорожке (рис. 2).

Рис. 2. «Стучит, бренчит по улице» (Источник)

На стене часы висели,

Тараканы стрелку съели,

Мыши гири оторвали,

И часы ходить не стали.

А коток, коток, коток,

Кучерявенький лобок,

Украл у бабушки клубок,

И запрятал в уголок,

А бабушка догнала

За чубочек подрала (рис. 3).

Рис. 3. «А коток, коток, коток…» (Источник)

Прибаутки

Прочитайте несколько стишков:

Федул

— Федул, что губы надул?

— Кафтан прожёг.

— Можно зашить?

— Да иглы нет.

— А велика дыра?

— Один ворот остался (рис. 4).

Рис. 4. Федул (Источник)

Храбрец

— Я медведя поймал!

— Так веди сюда!

— Так не идёт.

— Так сам веди!

— Да он меня не пускает! (рис. 5)

Рис. 5. Храбрец (Источник)

Собака

— Собака, что лаешь?

— Волков пугаю.

— Собака, что хвост поджала?

— Волков боюсь.

Подумайте, чем отличаются прочитанные выше стихи от потешек? И те, и другие весёлые, но последние стихи построены в виде диалога (разговора двух людей или животных). Это не потешки, это – прибаутки.

В народе маленькие сказки, короткие смешные рассказики иногда в виде диалога, называют прибаутками.

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-то сказочный сюжет. Например:

Непоседа-малышок,

Светлая головушка,

Заливается, поёт,

Прямо как соловушка!

Не беда, что нет уменья,

Много радости от пенья (рис. 6).

Рис. 6. Малыш (Источник)

Уходи с дороги кот!

Кукла Танечка идёт,

Кукла Танечка идёт,

Ни за что не упадёт!

Пестушки

У русского народа, как и у любого другого, есть своё бесценное богатство – фольклор. Мамы, бабушки, няни сочиняли для своих маленьких деток прибаутки, песенки, пестушки.

Пестушки – это маленькие стихотворения, которые сопровождались движениями маленького ребёнка ручками, ножками.

Слово пестушки происходит от слова пестовать – холить, лелеять, нянчить.

Когда младенец просыпается и потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают:

Потягунюшки,

подрастунюшки,

роток говорюнюшки,

руки хватунюшки,

ноги ходунюшки.

Применение пестушек, потешек и прибауток

Пестушка незаметно переходит в потешку – песенку, которую поют ребёнку, играя с его пальчиками, ручками, ножками. Проснулся малыш, потягивается, его гладят по животику:

Потягуни-потягушечки

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растём, растём, растём (рис. 7)!

Рис. 7. Мама с ребёнком (Источник)

Познания малыша об окружающих предметах формируется в зависимости от того, что ему рассказывают, поэтому зверушки наделены человеческими качествами.

Потешки, прибаутки, пестушки нужно рассказывать особым голосом: ласково, нежно, чтобы ребёнок понял, что они обращены именно к нему, и чтобы ребёнок понял, что именно этими потешками или пестушками мама, няня или бабушка хочет ребёнку сказать. Читайте их медленно, нараспев, нежно. Например:

Собака на кухне

Пироги печёт.

Кот в углу

Сухари толчёт.

Кошка в окошке

Платье шьёт.

Курочка в сапожках

Избушку метёт (рис. 8).

Рис. 8. «Собака на кухне…» (Источник)

Так растёт малыш:

  • пестушки – качаем на руках, убаюкиваем;
  • потешки – играем ручками и ножками;
  • прибаутки – учим познавать окружающий мир.

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

Урок литературного чтения с презентацией 2 класс.» Г. Скребицкий. «Жаворонок». Фольклор: песенка – закличка»

Урок литературного чтения 2 класс. По УМК Н.Ф. Виноградовой с презентацией.
Цели ( учебные задачи):
• формировать умение работать с текстом произведения;
• обогащать читательский опыт учащихся;
• формировать специальные читательские умения: правильно называть произведение ( автор + заголовок), тему и жанр произведения;
• формировать читательские умения, используя такие виды работы:
1. аналитическое чтение ( анализ сюжета);
2. выборочное чтение (работа с иллюстрацией);
3. просмотровое чтение ( выбор слов)
• пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому.

Полный текст материала Урок литературного чтения с презентацией 2 класс.» Г. Скребицкий. «Жаворонок». Фольклор: песенка – закличка» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спицына Галина Михайловна → мих
02.12.2009 1 20485 4406

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Вход | Регистрация

Заклички, приговорки, потешки, перевертыши

Урок литературного чтения

Дата проведения: 03.12.2015 г.

Учитель: Харченко Г.П.

Класс: 2 А

УМК «Перспектива»

Автор учебника: Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий

Тема: Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Форма урока

Урок с элементами развития критического мышления, проблемно-диалогического обучения, элементами технологии парной проектной деятельности, игровые.

Цель

Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) у учащихся 2 класса в предметной области литературное чтение по теме : «Устное народное творчество».

Задачи

1. личностные:

1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;

2) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;

4) формирование интереса к предметам старины и произведенияи устного народного творчества;

5)воспитание чувства гордости за свою Родину и за русский народ.

2. метапредметные:

1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

2) осознавать познавательную задачу, определять отличительные признаки малых жанров устного народного творчества;

2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать и работать в группах;

3) развитие умения работать с информацией, развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта), развитие умения использовать различные способы поиска информации, развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

3 Предметные:

1)формирование навыка чтения: чтение целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;

2) формирование умения распознавать особенности фольклорных жанров (заклички, приговорки, потешки, перевертыши);

3) формирование потребности в систематическом чтении;

4) развитие творческих способностей.

Основные понятия

Устное народное творчество (фольклор), жанры устного народного творчества

Оборудование

Компьютер, классная доска, надписи с названиями жанров фольклора: заклички, приговорки, потешки. перевертыши, презентация с заданиями по теме урока, кукла, корзина с карточками, конверты с закличками, рисунки солнышко, сигнальные карточки ладошки из бумаги: красные, желтые, зеленые, мягкие игрушки: солнышко, бабочки, пчела, мышь, цветные карандаши: желтый, зеленый, слова: солнышко, окошко, пирожки.

Организация пространства

Работа в группах, фронтальная работа

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности влючения в учебную деятельность.

— Когда я готовилась к сегодняшнему уроку, мне понравилась одна песенка, я хочу, чтобы вы ее послушали.

СЛАЙД 1.

Звучит русская народная песня » Я горошек молочу» (Аудиозапись)

— Понравилась вам эта музыка?

( веселая, задорная, плясовая)

— Какое настроение она у вас вызвала?

Подарите друг другу улыбку.

— Давайте сохраним теплую обстановку на протяжении всего урока, возможно произойдет чудо.

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

2. Актуализация знаний

Цель:

организовать повторение ранее изученного материала

-Что рассказывали своим детям и внукам в прошлом мамы и бабушки?

(сказки, небылицы, колыбельные песни)

— Ребята, вы догадались, о чем пойдет у нас сегодня речь на уроке?

( об устном народном творчестве)

СЛАЙД 2. Устное народное творчество

— Почему его так называют?

Устное народное творчество.

У: Устное – передавалось из ус в уста, не записывалось.

У: Народное – сочинял не один человек. Автора установить нельзя.

У: Творчество — от слова «творить»,создавать.

-Как вы думаете, зачем создавали произведения УНТ?

( чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх)

-Что их отличает от других произведений?

( нет конкретного автора, маленькие по размеру)

-О каких малых жанрах УНТ мы свами говорили на предыдущих уроках?

— Сегодня мы продолжим говорить о некоторых из них.

Знать понятие «устное народное творчество», жанры устного народного творчества.

Уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД)

Коммуникативные:

— умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

3. Основная часть изученного материала.

Работа в группах.

1. Работа над закличками.

-Чтобы у нас с вами на уроке оставалась теплая обстановка, давайте пригласим к нам на урок Солнышко.

— Какие слова вы бы при этом использовали?

Работа в группах.

Для вас даны слова – помощники: солнышко, окошко, пирожок.

Задание. Составьте из этих слов приглашение посоветовавших в группах.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко

Дам тебе пирожок.

СЛАЙД 3. Аудиозапись про солнышко.

-Как вы думаете, как называется данный вид УНТ?

(закличка)

СЛАЙД 4. ЗАКЛИЧКИ

-От какого слова образовано слово заклички?

— Что значит закликать?

(звать, приглашать, обращаться)

-К кому еще обращались авторы закличек?

СЛАЙД 5. ИЗОБРАЖЕНИЕ ДОЖДИКА

— Давайте с помощью заклички позовем дождик.

СЛАЙД 6. ЗАКЛИЧКА ПРО ДОЖДИК.

-Чтение заклички хором по слайду.

Дождик, дождик!

Лей, лей!

Чтобы стало веселей!

Хорошо закликали! Солнышко порадовалось за вас и каждой группе подарило частичку себя.

Задание. Составить закличку

( раздать конверты с закличками)

1 конверт.

Солнышко – ведрышко,

Выйди из – за облышка,

Сядь на пенек,

Погуляй весь денек.

2 конверт.

Солнышко, покажись!

Красное снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

3 конверт

Дождик, лей, лей,лей!

Будет травка зеленей.

Вырастут цветочки

На зеленом лужочке.

4 конверт

Радуга – дуга,

Не давай дождя.

Давай солнышка

Красно ведрышко.

5 конверт

Морозушка – мороз,

Не тяни домой за нос.

Не стучи, не балуй,

А на окнах рисуй.

— Солнышко вас послушает.

Чтение закличек хором по группам.

СЛАЙД 7. СОЛНЫШКО С ЦВЕТОЧКОМ

3. Работа над приговорками.

-Посмотрите на наших бабочек, пчелок…

СЛАЙД 8. ПРИГОВОРКА ПРО МЫШКУ,
БАБОЧКУ

— Прочитайте стихи для них.

— К кому обращаются люди в данном произведении?

— О чем просят, приговаривают?

— Предположите, как называется данный вид жанра в УНТ?

-Подумайте в группе.

( приговорка)

СЛАЙД 9. ПРИГОВОРКА

— Почему так назвали?

(общение с природой один на один, просьба к природе помочь)

Работа по учебнику.

Чтение приговорок в учебнике на стр.95.

1 группа – читает медленно,

2 группа – с ускорением,

3 группа – с грустной интонацией,

4 группа – с веселой интонацией,

5 группа – выразительно.

— К кому еще мог обратиться народ за помощью?

( в приговорках чаще обращались к животным)

3. Работа над потешками.

— Что это у нас под столом происходит? Уж не мышь ли забежала?

( подходит к столу, разглядывает его, достает куклу)

— Нет, не мышь, а очень славная гостья. Рассмотрите ее. ( Достает куклу)

— Как вы думаете, откуда она к нам пришла?

— Когда и кто делал такие куклы?

-Как мы ее назовем? (Варенька)

-Ей захотелось с вами поиграть. Потешится.

-Давайте поиграем.

— Вы помните, в какие игры играли со своими родителями, когда были маленькими?

-А я вот помню, как со мною мама в ладушки играла.

СЛАЙД 10. Аудиозапись «Ладушки»

— Ладушки, ладушки!

— Где были?

— У бабушки!

— Что ели?

— Кашку!

— Что пили?

— Бражку.

— Попили, поели,

— Шу, полетели!

— На головку сели!

— Сели, посидели,

— Ладушки запели!

— Как вы думаете, для кого сочинили эту игру?

-Какие движения может выполнять маленький ребенок, услышав данные слова?

-Подумайте,как может называться этот вид УНТ?

( потешки)

Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре пальцами, ручками и ножками ребенка.

СЛАЙД 11. ПОТЕШКИ

Кукла Варенька приготовила для вас игры. Прочитайте и постарайтесь обыграть.

— Решите в своей группе, кто будет взрослым, а кто маленьким.

Задания записаны на рисунках колосках.

Задание 1.

Ой, качи, качи,качи,

В головах – то калачи,

В ручках пряники,

В ножках яблоки,

По бокам конфеточки,

Золотые веточки.

Задание 2.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

Задание 3.

Совушка – сова,

Большая голова,

На пеньке сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да ка – а – ак

Полетит!

Задание 4 .

Подбородочек – малютка,

Щечки – щечки,

Носик, губки,

А за зубками язык

С соской он дружить привык.

Глазки, глазки,

Бровки, бровки,

Лобик, лобик – умница

Мама не налюбуется.

Задание 5.

Где же наши ручки?

Вот наши ручки!

Где наши ножки?

Вот наши ножки!

А вот это глазки, ушки,

А вот это что? Животик!

А вот это Лизин ротик!

Покажи — ка язычок,

Пощекочем твой бочок.

Пощекочем твой бочек.

Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре пальцами, ручками и ножками ребенка.

-Как вы думаете только ли играть хочется, когда слышим потешку?

-Послушайте потешку.

СЛАЙД 12. Аудиозапись. Потешка про курочку.

— Что вы узнали о курочке? Какая она была?

(сметлива)

Сметлива, значит сообразительная, догадливая, находчивая.

— Вы пополнили свои знания о потешках?

-Если вам было интересно играть друг с другом, и вы запомнили потешки — закрасьте колосок желтым цветом, если испытывали затруднения — зеленым.

4. Работа над перевертышами

-Курочка и для вас работу нашла. Приготовила для вас задания.

В корзине лежать карточки — перевертыши. Корзина переворачивается, карточки выпадают. — Посмотрите, что случилось с буквами в словах?

— Кто сможет прочитать?

Работа в группах.

Под листочком спит всю ночь

Недотрога кабабоч.

Пропоет: «Ку-ка-ре-ку!»

Петушок для цырику.

Ванечка кричит: «Ура!»

И стучит в свой банбара.

Может под гору легко

Укатиться солеко.

Вскипятит за полчаса

Воду в брюшке вармоса.

Среди народных стишков для детей большую группу составляют такие, где главным является чепуха, нелепость, ерунда. Эта чепуха подчиняется правилу — перевертыша.

— Подумайте, как называется этот жанр УНТ?

СЛАЙД 13. ПЕРЕВЕРТЫШИ

Работа по учебнику.

Чтение перевертыша (второго) в учебнике на стр.97.

— О ком говорится в перевертышах? Что необычного?

Мальчики читают с вопросительной интонацией, девочки – с восклицательной.

Знать жанры устного народного творчества,

их отличительные признаки

Уметь под руководством учителя определять последовательность действий на уроке.

Отрабатывать навыку правильного, беглого, выразительного чтения.

Передавать содержание прочитанного.

(Регулятивные УУД).

Уметь обобщать, делать выводы Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в группе. (Коммуникативные УУД).

6.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Цель: Обеспечение позитивного настроя на получение знаний.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности и всей группы, соотносят цель и результаты.

-О каких жанрах УНТ мы говорили на уроке?

-Что понравилось и запомнилось?

-За что вы похвалили бы себя?

СЛАЙД 14. СОЛНЫШКО

А сейчас оцените работу своей группы на уроке и работу других групп.

Расположите солнышки на нашей лестнице – успеха.

Верхняя ступенька — группа работала спокойно, слажено, чётко.

Средняя — группа работала хорошо, дружно.

Нижняя – были разногласия

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. (Личностные УУД)

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. (Регулятивные УУД)

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Дополнительный материал.

Приговорки – общение с природой один на один. Они обращены к домашним делам, к повседневным занятиям. Здесь также используются ласковые слова (матушка – репка), ожидаемый урожай (бобы велики и круты). Есть и приговорки во время игр – просьба к природе помочь.

В древние времена были популярны так называемые заклички. Они существовали и тогда, когда люди не умели писать. Передавались заклички устно. Кто как запоминал их, тот так и предавал другому. Заклички – это стихотворные обращения к природе, небольшие песенки, которые предназначены для распевания группой детей. В основном они сопровождаются различными игровыми действиями. Используются ласковые имена: солнышко-колоколнышко, золотое донышко, весна – красна. Здесь и просьба, и обещание награды, и перечисление даров, которых ждут.

Небылицы — это стихотворное или прозаическое повествование со сказочным или фантастическим сюжетом о событиях или действиях, которых не может быть на самом деле. Такие произведения относятся к разновидности сказочного жанра устного народного творчества.

В них нарочно подчеркивается искажение действительности. Небылицы обожают читать дети, но они должны понимать, что это — шутка или вымысел, тогда такие чтения способствуют развитию фантазии, наблюдательности, смекалки.

Небылицы для детей

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица
Получилась перепутаница.
(В. Бурыкина.)

Мельник

Дождик греет, солнце льётся.
Мельник мелет воду в колодце.
Прачка на печке стирает корыто.
Бабушка в речке поджарила сито.

***

Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.

***

Слетались все птицы:
Чечетки-сестрицы,
Кукушка-подружка;
Воробушек-шурин
Глазки прищурил;
Ворона-невеста
Села на место.
Только нет жениха.
Не позвать ли петуха?

***

Ехала деревня
Мимо мужика.
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор.
А по нашей кошке
Пробежал забор.

***

Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит кочан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюет,
А червяк ворону
В коробочке несет.

***

Злой кабан сидел на ветке
И чирикал со своей соседкой
Как вчера он у болота
Встретил синего бегемота
Тот взобрался на сосну
И хотел поймать лису.

Жили-были

Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка,
А ещё была у них
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё –
Два козла:
Сивка да Бурка!
Ю.Чёрных

***

А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась,
И яичко разбилось.
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась:
— Ой, куда-куда-кудах!
Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой-то подглядывал,
А глухой-то подслушивал,
А безногий водогон побежал,
Безъязыкий «караул» закричал!

***

Гром по горам прокатился –
С дуба комар повалился,
Грохнулся о корневище
Старый комар-комарище.
Мигом слетелися мухи –
Две грохотухи-горюхи,
Подняли бедного братца,
Стали жужжать, убиваться:
— Старый комар-комарище,
Как тебе больно, дружище!
Бедный наш светик-сударик,
Как тебя жаль нам, комарик!
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

***

Жил-был дедушка Егор
На лесной опушке,
У него рос мухомор
Прямо на макушке.
Вышел Лось из-за куста,
Гриб красивый скушал
И Егору прошептал:
«Надо чистить уши».

***

Ох, случилась беда:
Загорелась вода.
Проходил стороной
Солдат отставной.
Отставной солдат Тарас
От пожара речку спас,
Огонь затушил,
Себе славу заслужил:
«Тарас седой
Тушил воду бородой!»
Танцевала репка с маком,
А петрушка с пастернаком,
Кукуруза с чесноком,
Наша Таня с казаком.
А морковка не хотела
Танцевать, танцевать,
Потому что не умела
Танцевать, танцевать.
Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела,
Малых деточек, поросяточек.
Поросяточки по сучкам висят,
По сучкам висят, полететь хотят.

***

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на кобылке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костёр,
Кушают кашку,
Слушают сказку.

***

Злой кабан точил клыки,
Пароход давал гудки,
Соловей сидел на ветке,
Дикообраз томился в клетке,
Кошка хвостик свой ловила,
Маша физику учила,
Буратино все поел блины,
Портной сшил себе штаны,
Еж гонялся за мышами,
Чиж летал под облаками,
Рак усами шевелил,
Стол накрыт к обеду был,
Чайник булькал на костре,
Мальчик прыгал во дворе.

***

Удивительная грядка
У меня на грядке —
Крокодил
Растёт!!!
А в Москва-реке
Огурец живёт!
Осенью на грядке
Крокодил
Поспел!
Огурец в Москва-реке
Всех лягушек съел!
Я боюсь, ребятки,
Что на этот год
Вырастет на грядке
Страшный бегемот.
А в Москва-реке
Клюнет на крючок —
Как вам это нравится?-
Страшный кабачок!
Ох! Когда ж на грядке
Будет всё в порядке!? (Ю.Коваль)

***

У СЛОНА НА ДНЕ РОЖДЕНИЯ
Это было в воскресенье
У слона на дне рождения.
Гости пели, веселились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать:
АН — ло — ти — па — ди — ко — дил,
Ко — кро — шим — зе — пан — ко — ри — рил,
Ена — мот — ге — бе — раф — ги,
Мур — го — ла — ле — бра — браз — жи!

***

Была репа важная,
Дивилась старуха каждая:
Одним днём
Не обойдёшь кругом.
Всей деревней ели
Целую неделю.
Одну корку наложили,
Так телегу обломили!

Короткие небылицы для детей

Лошадка травку ела, ела,
И ей травка надоела.
В магазин пришла Лошадка
И купила шоколадку.

***

Заяц гонится за львом
И рычит ужасно.
Крот под елкой строит дом
Из рябины красной.

***

По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах стоит ворона
И соломинкой гребет.

***

Сел комарик под кусточек,
На еловый на пенёчек,
Свесил ноги на песочек,
Сунул носик под листочек –
Спрятался!

***

На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.

***

Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.
З. Александрова

***

Дед кудрявый без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет –
Только сын да дочка.

***

У козла в бороде
Живут две лягушки,
На спине сидит медведь,
Держится за ушки.

Дети любят самостоятельно придумывать небылицы, им это занятие очень нравится.

Небылицы, придуманные детьми.

Коля, Коля, Николай,
Он запрыгнул на трамвай.
На трамвае борщ хлебал
И на козочку упал.
Коля козочку прогнал,
В волосах своих застрял.

Даша в театр собиралась.
Умывалась, одевалась:
Ласты на ножки,
На голову рожки.
В руки портфель.
Побежала быстро в дверь.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *