1. Дайте определение «здоровье» в уставе Всемирной организации здравоохранения:
а) Состояние полного физического, душевного и социального благополучия. +
б) Способность организма к выполнению профессиональных функций.
в) Отсутствие болезни.

2. С какой целью планируют режим дня:
а) с целью поддержания высокого уровня работоспособности организма
б) с целью четкой организации текущих дел, их выполнение в установленные сроки +
в) с целью высвобождения времени на отдых и снятие нервных напряжений

3. Что такое закаливание:
а) переохлаждение или перегрев организма
б) выполнение утренней гигиенической гимнастики
в) повышенная устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям +

4. Утренняя гимнастика – это:
а) важный элемент двигательного режима, где сосредоточен комплекс физических упражнений +
б) один из методов похудания
в) метод быстрого просыпания

5. Сколько времени в день можно смотреть телевизор, школьнику:
а) 5 часов
б) 6 часов
в) 1 час +

6. Главная опора человека при движении:
а) внутренние органы
б) скелет +
в) мышцы

7. Наиболее важным слагаемым здорового образа жизни является:
а) рациональное питание
б) личная и общественная гигиена
в) двигательный режим +

8. Что не относится к здоровому образу жизни:
а) продолжительный отдых +
б) правильное питание
в) физические нагрузки

9. Какой фактор не оказывает влияние на здоровье человека:
а) наследственность
б) экологическая обстановка
в) уровень развития науки +

10. Какие продукты не должны присутствовать в рационе здорового человека:
а) кисломолочные продукты
б) фаст фуд +
в) овощи и фрукты

11. Что должен сделать человек, хорошенько потрудившись:
а) отдохнуть +
б) заняться домашними делами
в) выполнить комплекс упражнений

12. Что не относится к вредным привычкам:
а) курение
б) просмотр мультфильмов +
в) алкоголь

13. Выбери, что не относится к алкоголю:
а) лимонад +
б) вино
в) пиво

14. Найди неверное высказывание:
а) надо сочетать труд и отдых
б) надо чистить обувь и одежду
в) малоподвижный образ жизни полезен +

15. Подумай, к чему приводят вредные привычки:
а) к замедлению роста организма +
б) к уважению окружающих
в) к интересному проведению времени

16. Здоровый образ жизни – это:
а) лечебно-оздоровительный комплекс мероприятий
б) индивидуальная система поведения, направленная на сохранение и укрепление здоровья +
в) перечень мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья

17. Образование раковых опухолей у курильщиков вызывает:
а) цианистый водород
б) эфирные масла
в) радиоактивные вещества +

18. Что такое режим дня:
а) порядок выполнения повседневных дел
б) установленный распорядок жизни человека, включающий в себя труд, сон, питание и отдых +
в) перечень повседневных дел, распределенных по времени выполнения

19. Что такое рациональное питание:
а) питание, распределенное по времени принятия пищи
б) питание набором определенных продуктов
в) питание с учетом потребностей организма +

20. Назовите питательные вещества имеющие энергетическую ценность:
а) вода, белки, жиры и углеводы
б) белки, жиры, углеводы +
в) белки, жиры, углеводы, минеральные соли

21. Что такое витамины:
а) Органические химические соединения,необходимые для синтеза белков-ферментов. +
б) Органические химические соединения,являющиеся ферментами.
в) Неорганические химические соединения,необходимые для работы организма.

22. Что такое двигательная активность:
а) занятие физической культурой и спортом
б) любая мышечная активность, обеспечивающая оптимальную работу организма и хорошее самочувствие +
в) выполнение каких-либо движений в повседневной деятельности

23. Что такое личная гигиена:
а) перечень правил для предотвращения инфекционных заболеваний
б) выполнение медицинских мероприятий по профилактике заболеваний
в) совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья +

24. Основные двигательные качества:
а) умение играть в спортивные игры, бегать и выполнять гимнастические упражнения
б) гибкость, выносливость, скоростные и силовые качества +
в) состояние мышц, выражающая их готовность к выполнению движений

25. Одним из важнейших направлений профилактики, является:
а) охрана окружающей среды
б) экологическая безопасность
в) ЗОЖ +

26. ЗОЖ включает:
а) охрану окружающей среды
б) улучшение условий труда
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа

27. Принципы способствующие сохранению и укреплению здоровья:
а) научность
б) объективность
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа

28. Устным методом пропаганды ЗОЖ является:
а) повседневное общение с окружающими
б) аудиозаписи
в) лекция +

29. Какие из перечисленных факторов оказывают наибольшее влияние на индивидуальное здоровье человека:
а) индивидуальный образ жизни +
б) служба здоровья
в) окружающая среда

30. Для развития мышечной выносливости следует выполнять:
а) упражнения на тренажерах
б) упражнения с преодолением веса собственного тела +
в) упражнения на растягивание мышц

Пропаганда здорового образа жизни среди молодежи

«Своё здоровье надо беречь собственными усилиями. Если ты не готов изменить свою жизнь, тебе невозможно помочь» Гиппократ ©

На сегодняшний день теме пропаганды здорового образа жизни посвящено достаточно много статей и монографий. При этом ошибочным будет утверждать, что интерес к этой теме возник только в последние десятилетия. Проблема здорового образа жизни волновала человечество на протяжении всей его истории.

Особенно в последней трети века, проблема здорового образа жизни приобретает глобальный масштаб, и ее актуальность с течением времени только возрастает. Это объясняется целым рядом причин, и самая главная из них: высокий уровень развития цивилизации, повлекший за собой такие проблемы, как гиподинамия с последствиями в виде хронических болезней, неправильное питание, перегруженность информацией, что истощает нервную систему и вызывает склонность не только к вредным привычкам, но и к суициду. Сдвиги в состоянии здоровья провоцируют в немалой степении неблагоприятные экологические условия, а также нестабильность экономической и политической ситуации.

На сегодняшний день проблема здоровья человека становится не только индивидуальной проблемой, но и проблемой государственной, от её успешного решения зависит не только здоровье отдельной личности, но и здоровье общества в целом. Поэтому здоровьесбережением необходимо заниматься на всех уровнях: личном, семейном, общественном.

Большая роль в решении этой проблемы отводится пропаганде, популяризации здорового образа жизни, особенно среди молодёжи.

Сначала обратимся к прояснению смысла таких понятий, как «молодежь», «здоровье», «здоровый образ жизни». Единого определения понятия «молодёжь» в науке нет. В Распоряжении Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р дано такое определение: «молодежь» — социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами, … — до 35 и более лет» . Согласно данному определению, к молодежи в Российской Федерации относится 30 % населения. А это значительная часть всего трудоспособного населения страны.

Молодые годы особо значимы для всей последующей жизни человека, именно они в большей степени определяют, каких успехов сможет добиться человек в жизни. Кроме того, если в дошкольном и школьном возрасте большое влияние на подрастающее поколение оказывают родители и школа, причем и те, и другие могут в какой-то степени потребовать от ребенка строгого и неукоснительного выполнения оздоровительных мер, то в молодом возрасте человек должен уже самостоятельно и осознанно делать шаги в этом направлении, и мотивировать его к этому как раз и может пропаганда здорового образа жизни. Вот почему популяризации здорового образа жизни среди молодежи придаётся первостепенное значение.

Молодежь должна хорошо понимать, что такое здоровье и здоровый образ жизни. Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье –это «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Соответственно, под здоровым образом жизни понимается деятельность человека по укреплению своего здоровья и профилактике различных заболеваний, хотя четкого определения данного понятия, появившегося совсем недавно.

Исходя из определения здоровья, можно сделать вывод, что здоровье человека рассматривается не только с точки зрения физиологической, но и психологической, социальной. Следовательно, возникает вопрос: какие же меры необходимы для достижения физического, духовного и социального благополучия? Ответ очень прост: для физического благополучия прежде всего нужно, чтобы организм человека хорошо функционировал, и большую роль здесь играют такие факторы, как оптимальная физическая активность (физическая культура), рациональное питание, разумное сочетание труда и отдыха, здоровый сон, отказ от вредных привычек, соблюдение правил личной гигиены, выполнение медико-профилактических рекомендаций.

Духовное благополучие предполагает высокую стрессоустойчивость, положительное отношение человека к себе и окружающему миру, позитивный настрой, умение брать ответственность на себя. Чтобы достичь социального благополучия, надо обладать коммуникативными умениями, уметь выстраивать отношения с социумом и достигать созидательных результатов.

Большую роль в распространении знаний о здоровом образе жизни и воспитании ответственного отношения к своему здоровью играет пропаганда. Под пропагандой понимается очень широкий спектр деятельности. Сегодня накоплен немалый опыт в этом направлении, используются самые различные методы: метод устной пропаганды, который включает в себя беседы, лекции, дискуссии, конференции; метод печатной пропаганды (статьи, листовки, стенные газеты, буклеты, брошюры, санитарные бюллетени и т.д.); наглядный метод, куда входят и натуральные объекты (например, образцы растительного и животного мира, продукты), и изобразительные средства (объемные: макет, модель, скульптура; плоскостные: плакат, рисунок, фотография).

Есть ещё комбинированный метод, при котором происходит одновременное воздействие на слуховой и зрительный анализаторы: к нему относятся театральные постановки, санитарно-просветительские фильмы, телевизионные и эстрадные действа. Каждый из методов имеет свои достоинства.

Самым эффективным из них признается метод устной пропаганды, каксамый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении. Метод печатной пропаганды позволяет охватить самые широкие слои населения, так как печатная продукция издается большим тиражом, к достоинствам такой пропаганды относится также и то, что для лучшего усвоения информации человек может неоднократно перечитать её .

В связи с тем, что на сегодняшний день пропаганде здорового образа жизни придается большое значение, нельзя не задать вопрос: можем ли мы сказать, что пропаганда в наше время ведется на должном уровне?

Анализ текущей ситуации в современном обществе позволяет сделать вывод: пропаганда ведется, но нужная цель не достигается. Уровень здоровья молодежи с каждым годом ухудшается. Последние исследования показывают, что российская молодежь стала больше курить и потреблять алкоголь (по статистике — 40% юношей и 30% девушек).

Среди диагнозов лидируют заболевания костно-мышечной системы, психические расстройства, а также нарушения эндокринной, пищеварительной и нервной систем. Есть много проблем с массой тела: как юноши, так и девушки страдают дистрофией, избыточным весом, ожирением. Кроме того, есть ещё такие серьезные заболевания, как ВИЧ и наркомания, где привести точные цифры практически невозможно, и эти цифры так же с каждым годом растут.

Исходя из вышесказанного, возникает закономерный вопрос: почему принимаемые меры имеют низкую эффективность? Почему молодежь не уделяет сегодня должного внимания своему здоровью? На это есть ряд причин, как объективных, так и субъективных. Молодыми людьми называются разные факторы: это и нехватка времени, и отсутствие силы воли, и элементарная лень, и мнение, что нет смысла заниматься здоровьем при отсутствии проблем с ним. Кто-то приводит более веские доводы: здоровый образ жизни требует вложения денежных средств, а их недостаточно для того, чтобы рационально, правильно питаться, посещать фитнес-центры, бассейны и спортивные залы.

Кроме того, надо учитывать и тот факт, что пропаганде здорового образа жизни в нашем обществе противостоит очень мощная антипропаганда. Молодыми людьми, особенно раннего юношеского возраста, когда их сознание ещё находится в стадии формирования и легко поддаётся различным влияниям, очень часто манипулируют. Прилавки магазинов предлагают широкий ассортимент «нездоровых» продуктов. В СМИ очень много скрытой рекламы: рекламы курения, алкоголя, наркотиков.

Информация, получаемая юными зрителями с телеэкранов, также не способствует социализации. По телевизору пропагандируют западный образ мышления и устанавливают рамки «красивой» жизни. Это ведет к проблемам становления личности, «так как выдуманные идеалы далеко не всегда соответствуют реальности, и, имея подобную систему ценностей и поведения, адаптация в социуме становится затруднительной» .

После всего сказанного напрашивается мысль: что необходимо предпринять, чтобы исправить ситуацию? Каким направлениям пропаганды надо уделить наибольшее внимание? Какие пути наметить в решении этой проблемы?

Итак, мы считаем, необходимы следующие меры:

  1. Формирование здорового образа жизни — многоплановая, комплексная задача, для успешного решения которой необходимы усилия всех звеньев государственного и общественного механизмов. Спортивные комплексы должны быть построены в каждом городе, и занятия должны быть доступны каждому.
  2. Новости, реалити-шоу, передачи различных направлений, социальная реклама, а особенно интернет-порталы и социальные сети имеют высокий процент в формировании мировоззрения у молодёжи. Именно эти информационные потоки надо переориентировать на здоровый образ жизни.
  3. Необходимо на законодательном уровне ужесточить меры наказания для СМИ, пропагандирующих нездоровый, порочный образ жизни, а также сделать более жесткими наказания за продажу продуктов не надлежащего качества, за незаконную рекламу лекарственных средств, особенно таких, которые могут нанести непоправимый вред здоровью.
  4. Молодое поколение часто ищет кумиров и старается подражать им. Сегодня образцом для подражания должен стать человек не только стильный, с хорошей фигурой, но и далекий от вредных привычек, ведущий активный, подвижный образ жизни. Надо знакомить молодежь с методиками людей малоизвестных, таких, например, как академик Федор Григорьевич Углов, который прожил 103 года и в столетнем возрасте ещё оперировал людей и написал немало книг по долгожительству и здоровому образу жизни.
  5. Социологические исследования подтверждают, что молодые люди часто относятся к своему здоровью формально, так как не имеют достаточно разностороннего взгляда на эту проблему, понимание здорового образа жизни обычно сводится и к правильному питанию и отказу от вредных привычек. В этой связи требуется обучение молодых людей здоровому образу жизни, чтобы расширить их представление о здоровом поведении и, тем самым, создать ту базу, которая позволит молодежи действительно получать удовольствие от жизни, не подвергая своё здоровье нагрузкам, которые негативно скажутся в будущем, снижая их социальное самочувствиеи возможность осуществлять свои функции в обществе.
  6. Но всё перечисленное выше будет мало эффективно, если в человеке не будет воспитано чувство личной ответственности за свою судьбу, за свой образ жизни. Никакими пожеланиями, приказами, наказаниями нельзя заставить человека охранять и укреплять собственное здоровье, если он сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. Поэтому воспитание требовательного отношения к себе надо начинать ещё в раннем детстве, и тут большая роль отводится родителям.

Итак, сделаем вывод: здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Важный метод укрепления здоровья населения — это обучение граждан здоровому образу жизни. Популяризации здорового образа жизни среди молодежи придается первостепенное значение. Задача общества — в максимально короткие сроки изменить ситуацию, сделать так, чтобы здоровье стало одним из основных личностных приоритетов. Каждый человек должен сам нести ответственность за свою жизнь, собственными усилиями беречь своё здоровье.

Основные методы и формы пропаганды здорового образа жизни

Цель пропаганды здорового образа жизни — формирование гигиенического поведения населения, базирующегося на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Для реализации этой цели должны быть решены следующие задачи:

— обеспечение необходимой медико-гигиенической информацией о здоровом образе жизни;

— стимулирование деятельности государственных органов и общественных организаций по созданию условий для здорового образа жизни населения;

— вовлечение всех медицинских работников в санитарно-просветительную работу и воспитательную деятельность;

— организация всенародного движения за формирование здорового образа жизни, объединение усилий с национальными движениями такого рода в зарубежных странах.

Санитарное просвещение — это раздел здравоохранения, содержанием которого является гигиеническое обучение и воспитание населения.

Повышение уровня санитарной культуры населения, проведение мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, должны основываться на следующих принципах:

— научность (пропаганда тех сведений и положений, которые являются научным знанием, прочно установленным и утвержденным в науке);

— правдивость и объективность;

— дифференцированность и целенаправленность;

— массовость;

— систематичность и последовательность;

— комплексность (то есть пропаганда здорового образа жизни должна вестись не только медиками, но и психологами, социологами и т.п.);

— связь с жизнью общества, профильность.

Важнейшими направлениями воспитания санитарно-гигиенических навыков, пропаганды санитарно-гигиенических медицинских знаний, формирования здорового образа жизни можно считать следующие:

1. Пропаганда факторов, способствующих сохранению здоровья: гигиена труда, рациональное питание, гигиена отдыха, оптимальный двигательный режим, физкультура и спорт, гигиена супружеских отношений, закаливание, личная гигиена, медико-социальная активность, психогигиена, гигиена окружающей среды.

2. Пропаганда профилактики факторов, пагубно влияющих на здоровье: злоупотребление спиртными напитками, наркотиками; курение, соблюдение некоторых этнических обрядов и привычек, религиозно-культовые отправления.

Формирование здорового образа жизни, в частности, осуществление первичной профилактики, требует совместных усилий государственных, общественных организаций, медицинских учреждений, самого населения. Именно в таком направлении должна действовать государственная комплексная программа по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, разработанная Центром медицинской профилактики и другими научными учреждениями.

Формирование здорового образа жизни — это основное направление первичной профилактики.

Для каждого медицинского работника пропаганда здорового образа жизни является важным и необходима разделом работы, его профессиональной обязанностью.

С 1.01.89 г. реорганизована служба санитарного просвещения и создана служба формирования здорового образа жизни, а Дома санитарного просвещения преобразованы в Центры здоровья, затем в Центры медицинской профилактики.

Пропаганда медицинских знаний бывает трех типов: 1) массовая, 2) групповая, 3) индивидуальная.

Все врачи, фельдшеры, акушерки, медицинские сестры, кроме повседневной индивидуальной санитарно-просветительной работы с больными и посетителями лечебно-профилактических учреждений, должны уделять ежедневно часть рабочего времени массовой и групповой пропаганде медицинских и гигиенических знаний среди населения.

Общую организацию и руководство пропагандой здорового образа жизни и гигиеническим воспитанием населения осуществляет МЗ России, в котором есть отдел профилактики и сектор здорового образа жизни.

В областях и городах имеются Центры медицинской профилактики. Структурная организация центров соответствует их функциям и включает следующие основные отделы: организационно-методический, организационно-пропагандистский, редакционно-издательский и консультационно-оздоровительный.

В Центре медицинской профилактики организованы кабинеты: рационального питания, физической культуры, психогигиены и гигиены умственного труда, гигиены быта, профилактики вредных для здоровья привычек, семейных отношений, генетики (брака и семьи), профессионального ориентирования, релаксации (аутотренинга), а также фитологический кабинет.

В составе территориальных поликлиник, поликлинических отделений центральных районных (городских) больниц, медико-санитарных частей организуется отделение (кабинет) медицинской профилактики.

Организационно-методическое руководство деятельностью отделения осуществляет Центр медицинской профилактики совместно с главным врачом лечебно-профилактического учреждения.

Отделение возглавляет врач (фельдшер), имеющий соответствующую подготовку в области медицинской профилактики (желательно на базе Академии постдипломного образования или на курсах в Центре медицинской профилактики) и обладающий организаторскими способностями.

Заведующий отделением непосредственно подчинен главному врачу лечебно-профилактического учреждения.

Основные задачи отделения (кабинета) медицинской профилактики

1. Обеспечение взаимодействия лечебно-профилактического учреждения с территориальным Центром медицинской профилактики.

2. Организационно-методическое обеспечение деятельности медицинских работников лечебно-профилактического учреждения по выявлению факторов риска, коррекции образа жизни, пропаганда медицинских и гигиенических знаний и здорового образа жизни.

3. Осуществление информационного обеспечения специалистов и различных групп населения по вопросам охраны здоровья, в том числе и через средства массовой информации.

4. Изучение и оценка знаний вопросов профилактики и здорового образа жизни у прикрепленного населения в соответствий с характером и особенностями работы различных отделений и кабинетов лечебно-профилактического учреждения.

5. Внедрение научно обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике заболеваний, медицинских проблем формирования здоровья, гигиеническому обучению и воспитанию населения с учетом показателей заболеваемости прикрепленного контингента.

6. Координация и обеспечение консультативно-оздоровительной деятельности по вопросам сохранения и укрепления здоровья прикрепленного населения.

7. Организация, контроль и анализ деятельности медицинских работников лечебно-профилактического учреждения по вопросам сохранения и укрепления здоровья, снижения преждевременной смертности и выхода на инвалидность, по выявлению факторов риска, коррекции образа жизни, пропаганде медицинских и гигиенических знаний.

В соответствии с основными задачами отделение (кабинет) медицинской профилактики:

Осуществляет взаимодействие с Центром медицинской профилактики по вопросам:

— подготовки сотрудников ЛПУ по разделу здорового образа жизни и гигиенического обучения и воспитания, а также усовершенствования знаний и внедрения новых методов профилактики заболеваний;

— приобретения и распространения инструктивно-методических документов по сохранению и укреплению здоровья, наглядных пособий санитарно-просветительного характера (включая видеофильмы) среди работников и населения (организованного и неорганизованного);

— организации и проведения акций профилактической направленности среди прикрепленного населения;

— создания банка санпросветлитературы, лекций, бесед, статей медицинского профиля из периодической печати и т.д. для использования в работе;

— внедрения новых методов профилактической направленности в деятельность ЛПУ при работе о населением;

— организации лекториев, школ, семинаров для различных групп населения по вопросам охраны здоровья;

— рецензирования текстов лекций, бесед, викторин и др. материалов, подготовленных работниками ЛПУ. Проводит работу с сотрудниками ЛПУ:

— обобщает индивидуальные планы работы по вопросам, входящим в задачи отделения (кабинета) медицинской профилактики;

— оказывает организационно-методическую и консультативную помощь при подготовке радиопередач, лекций, бесед и т.д.;

— контролирует и анализирует деятельность медицинских работников с населением по разделу гигиенического обучения, воспитания, сохранения и укрепления здоровья;

— принимает отчеты о проделанной работе, составляет сводный статистический отчет по ЛПУ, результаты доводит до сведения главного врача;

— сдает годовой отчет в Центр медицинской профилактики в установленные сроки.

Проводит работу с пациентами лечебно-профилактического учреждения:

— инструментальные исследования (антропометрия, измерение артериального давления, взвешивание и пр.);

— сбор анамнестических данных для выявления факторов риска, а также тестирование;

— выдачу рекомендаций по коррекции здорового образа жизни;

— организует учет профилактических осмотров, а также осуществляет учет и контроль за проведением профилактических прививок;

— разъясняет целесообразность проведения прививочной кампании;

— организует лектории, школы, семинары для различных групп населения по вопросам охраны, сохранения и укрепления здоровья, обеспечивает их проведение как в организационно-методическом плане, так и санитарно-просветительной литературе.

В центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора санитарно-просветительную работу по вопросам гигиены и эпидемиологии проводит каждый медицинский работник. Ответственный за этот раздел работы (врач или средний медицинский работник) осуществляет организующую, координирующую и контролирующую функции в области пропаганды здорового образа жизни, гигиенического обучения и воспитания населения.

Медицинские работники должны квалифицированно использовать все доступные и необходимые методы и средства гигиенического обучения и воспитания. Под словом «методы» в данном случае понимают три основных способа ведения пропаганды: устный, печатный, изобразительный (наглядный) и их комбинации, и соответственно обозначают: метод устной пропаганды, метод печатной пропаганды и т.д.

Термин «средства» (или формы) объединяет всю совокупность конкретных приемов ведения работы, инструментарий (публикации в печати, кинодемонстрации, плакаты и пр.), используемый в процессе массового, группового и индивидуального воздействия на население. Они входят в состав каждого из методов, отражая главную его характерную особенность.

К средствам метода устной пропаганды относятся: популярная лекция (эпизодическая, цикловая), агитационно-информационное выступление, беседа (групповая, индивидуальная), вечер (час) вопросов и ответов, дискуссия, викторина, конференция, занятие (курсовое, кружковое), инструктаж вводный. Таким образом, к средствам устной пропаганды относятся средства, при использовании которых имеется непосредственный контакт с аудиторией (лекция, беседа, вечер вопросов и ответов, диспут, агитационные или информационное выступления) и средства, при использовании которых непосредственный контакт с аудиторией отсутствует (радио выступление, выступления по телевидению, запись выступлений, лекций на пленке, пластинке).

Лекция — наиболее распространенное средство устной пропаганды, освещающее какую-либо одну тему, один вопрос в определенный отрезок времени, имеющее форму монолога. Лекция состоит из трех частей: введения, изложения основного материала и заключения.

Беседа — эффективное средство устной пропаганды. Позволяет установить тесный контакт с аудиторией за счет небольшого числа участников (до 25—30 человек). В процессе беседы в обсуждение темы вовлекается возможно большее число слушателей.

Вечер вопросов и ответов — это та же беседа, но здесь задает вопросы аудитория, а ведущий отвечает. Успешное проведение вечера зависит от степени подготовленности ведущего. Вопросы либо собираются заранее, либо задаются на самом вечере.

Дискуссия — активная проработка темы в достаточно подготовленной группе. Может быть проведена кружковая подготовка с аудиторией, интересующейся отдельными вопросами. Она предполагает углубленное изучение материала на определенную тему.

Гигиеническое обучение и воспитание населения осуществляются также по средством программ на центральном и местном радиовещании и телевидении (это лекции, беседы, выступления, час «вопросов и ответов» и т.д.). Такие передачи, как правило, проходят в определенные дни и часы.

Метод устной пропаганды является одним из ведущих и наиболее эффективным методом пропаганды здорового образа жизни. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод.

Метод печатной пропаганды включает средства: брошюра, буклет, бюллетень, журнал, календарь, статья, книга, листовка, лозунг, памятка, стенная газета.

Метод печатной пропаганды предоставляет большие возможности для пропаганды санитарно-гигиенических знаний, методов индивидуальной и групповой профилактики заболеваний, оздоровления окружающей среды и т.д. среди широких слоев населения. Данный метод делится на две основные группы:

а) средства печатной пропаганды, создаваемые силами собственного коллектива медицинских работников (рукописные лозунги, доски вопросов и ответов, санитарные стенные газеты, санитарные бюллетени, статьи и заметки в периодических изданиях);

б) печатная продукция (печатный лозунг, брошюра, памятка, листовка, газетные и журнальные публикации).

Среди многих ценных качеств средств метода печатной пропаганды наиболее важными являются: а) большой тираж печатных изданий; б) охват широких слоев населения; в) возможность неоднократного прочитывания, способствующего лучшему усвоению; г) точность изложения.

Наиболее простое средство печатной информации — лозунг. Это призыв выполнять те или иные советы с ярким и лаконичным текстом, выразительно освещающим самую суть проблемы.

Листовка — рассчитана на широкий круг читателей, имеет ярко выраженный агитационный характер.

Памятка — научно популярная книжка, к ней предъявляются те же требования, что и к лекции. На промышленных предприятиях большим успехом пользуются передвижные цеховые библиотечки, составленные из брошюр на медицинские темы.

Доска вопросов и ответов — состоит из вопросов читателей н ответов врачей-специалистов. При доске должен быть специальный ящик для вопросов. Ответы даются краткие, научно подготовленные.

Санитарная стенная газета — выпускается в лечебно-профилактических учреждениях, в медсанчастях промышленных предприятий, школах и др. учебных заведениях.

Санитарный бюллетень — выпускается в любых учреждениях медицинскими работниками и санитарной общественностью. Он должен быть хорошо оформлен, к нему предъявляются следующие требования: красочность, привлекательность, броскость, конкретность темы, интересное содержание.

Метод изобразительной (наглядной) пропаганды включает в себя:

2) объемные средства: муляж, макет, модель, фантом, диарама, скульптура, чучело;

3) натуральные объекты (используемые как наглядные пособия и как экспонаты для выставок): макропрепарат, микропрепарат, образец (растительного, животного мира, изделия, продукты и др.);

4) комбинированные средства: вагон-выставка, праздник здоровья, театр, кукольный театр, агитбригады;

5) технические средства пропаганды: фильмоскоп, киноаппарат, эпидиаскоп, магнитофон, видеомагнитофон, проигрыватель, озвученные диапозитивы.

Наглядный метод — самый многообразный по числу входящих в него средств.

Натуральные объекты — наиболее действенное средство в силу его достоверности, К таким объектам относятся: микроскопические препараты, макроскопические и натуральные объекты, предметы ухода за ребенком, наборы витаминных препаратов, средства для оказания первой помощи и др.

Если нет возможности демонстрировать натуральные объекты, используют их воспроизведения — объемные и плоскостные. К объемным воспроизведениям относятся: муляж (отличается большей точностью воспроизведения); модель (воспроизводит объект в измененном, уменьшенном или увеличенном виде); макет (приближенное воспроизведение натуры); скульптура, барельеф, горельеф (используются для музейного оформления).

К плоскостным изобразительным средствам относятся плакаты (средства агитации с ярким рисунком и кратким текстом). Основными требованиями к содержанию плаката являются: актуальность тематики, ее социально-значимый характер, злободневность, важность для предполагаемой аудитории. Различают три основных типа сюжета: положительный, отрицательный, двойной.

Требования к тексту плаката: 1) доходчивость (краткость, удачная лексико-синтаксическая структура, смысловая точность, смысловая связь изображения и текста); 2) выразительность (применение изобразительно-выразительных средств языка).

В гигиеническом обучении и воспитании может быть использован также комбинированный метод массовой информация, когда происходят одновременное воздействие слухового и сильного зрительного раздражения для хорошего восприятия аудиторией. Используются театральные постановки (например, кукольный театр), кинофильмы (санитарно-просветительные фильмы), эстрада, телевидение и т.п.

Глава 27 УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ В ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

Профессиональные союзы (профсоюзы)

Среди различных общественных организаций, задействованных в охране здоровья населения, особое место занимают профессиональные союзы (профсоюзы).

Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Выделяют разные типы профессиональных союзов:

— первичная профсоюзная организация — добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;

— общероссийский профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;

— общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов — добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации;

— межрегиональный профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;

— межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов — добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;

— территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов — добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района;

— территориальная организация профсоюза — добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района.

Необходимо отметить, что профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

Основные права профсоюзных организаций в России регламентируется специальным Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ФЗ № 10 от 12 января 1996 года в ред. от 24.01.2002 №3-П).

Ниже представлены основные права и задачи профсоюзов.

1. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов — указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.

1.1. Проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).

Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

1.2. Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях.

1.3. Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав.

2. Право профсоюзов на содействие занятости.

Профсоюзы вправе принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости.

3. Право профсоюзов, первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом.

Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений. В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения, первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом.

4. Право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.

5. Право профсоюзов на информацию.

5.1. Для осуществления своей деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.

5.2. Профсоюзы имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями, а также могут быть учредителями средств массовой информации в соответствии с федеральным законом.

6. Право профсоюзов на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров.

Профсоюзы вправе создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза.

7. Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.

Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также подругам социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

8. Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды.

Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством.

В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспектора по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.

9. Другие права профсоюзов.

9.1. Профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

9.2. Профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Уставы (положения) этих фондов утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами.

9.3. Профсоюзы осуществляют организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей. Размеры средств на эти цели определяются органом управления (правлением) Фонда социального страхования Российской Федерации по представлению соответствующих профсоюзов.

9.4. Профсоюзы вправе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.

Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных направлений гигиенического обучения и воспитания населения



Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Для построения профилактических программ важно понимать на какую категорию населения направлено воздействие, каковы его временные рамки, осуществляется ли это воздействие на саму личность или на окружающую ее среду и в какой форме это происходит.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, пропаганда, профилактика

Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно.

Л. Н. Толстой

Высшее благо медицины — здоровье, говорили древние греки. Однако традиционно, современные медики, занимаясь лечением многих болезней, мало уделяют внимание учению о здоровье, при этом отсутствуют научно обоснованные формы и принципы изучения здорового человека, индивидуальных его особенностей и резервов. Вряд ли можно достичь оптимального, стабильного здоровья чрезмерным увеличением числа медицинского персонала, расширением сети специализированных больниц, безграничным ростом лекарственных препаратов .

Здоровье человека — это не только отсутствие болезней и благополучие. Это в большой степени наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры. Санитарное просвещение — это важное направление в профилактической медицине. Гигиеническая культура рассматривается как один из важных ресурсов здоровья .

Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний). В здоровый образ жизни включают разные составляющие, но большинство из них считаются базовыми:

‒ воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

‒ окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

‒ отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;

‒ питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

‒ движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учетом возрастных и физиологических особенностей;

‒ формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;

‒ гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены;

Поскольку основные факторы, определяющие состояние здоровья населения, связанные с образом жизни и окружающей среды, для того чтобы снизить распространенность негативных факторов риска и уменьшить их влияние на человека, необходимо формировать и поддерживать стремление людей к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими знаниями, создавать соответствующие мотивации и отношение к здоровью, вырабатывать умения и навыки здорового образа жизни и предупреждения заболеваний. При пропаганде здорового образа жизни используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды. Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Он включает лекции, беседы, дискуссии, конференции, викторины. Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, листовки, памятки, стенные газеты, буклеты, брошюры и т. п. Комбинированной метод — метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

Здоровье ценилось с древних времён. Человеку нужно было выживать: добывать себе пищу, обеспечивать себя жильём и одеждой, отбиваться от врагов.

Большое значение закаливанию и физической культуре уделялось в Древней Греции, а спартанское воспитание стало символом аскетического воспитания, отличной физической и духовной подготовки. Именно в Греции зародились Олимпийские игры, названные так в честь горы Олимп, где, по древнегреческим преданиям, жили боги.

В Древнем Риме воины славились силой, выносливостью, отвагой, что достигалось тренировками. Однако, завоевав полмира, древние римляне забыли о воздержании, перестали разбавлять вино водой, и стали устраивать многодневные пирушки. Началось нравственное разложение с последующим разрушением империи.

Под пропагандой здорового образа жизни понимают широкий спектр деятельности — от просветительских и выездных программ работы с населением до использования средств массовой информации — деятельности, направленной на то, чтобы люди ответственнее относились к своему здоровью и располагали необходимой информацией для его сохранения и укрепления.

Важный метод укрепления здоровья населения — это обучение населения здоровому образу жизни, пропаганда и информирование их о той важной роли, которую каждый человек играет в сохранении собственного здоровья и благополучия общества . Поэтому пропаганда формирования здорового образа жизни населения требует создания массированной информационно-пропагандистской кампании с использованием широкого спектра разнообразных средств, с широким использованием средств массовой информации — печати, радио, телевидения и др.

Основы по привитию навыков здорового образа жизни закладываются в детском и подростковом возрасте. Поэтому пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков необходимо уделять особое внимание и осуществлять целенаправленное просвещение как детей, так и их родителей. Учебные заведения, являясь интеллектуальными, культурными, образовательными центрами, играют важную роль в формировании здоровья участников образовательного процесса, в обучении и воспитании навыков здорового образа жизни, в увеличении трудового потенциала общества в целом.

Особое место в пропаганде здорового образа жизни среди подрастающего поколения и пожилых людей принадлежит работникам социальной сферы, а их основной задачей является правильный выбор форм и направлений данной работы. Пропаганда осуществляется по следующим направлениям:

‒ индивидуальная работа с подопечными;

‒ организация групповых встреч в коллективах;

‒ пропаганда здорового образа жизни при переписке и компьютерном общении;

‒ публикация информации о здоровом образе жизни в печати и другие формы.

Пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков должна носить профилактический характер: предлагать альтернативу, возможность выбора своего места в жизни; заинтересовать разнообразными увлечениями. Важно, чтобы подростки поняли, что в реальной жизни есть очень много увлекательного и интересного. Это — занятие спортом, увлечение музыкой и т. д. Работа должна вестись в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями. Наиболее приемлемые формы работы — беседы, книжные выставки, просмотры, обзоры, уроки здоровья и др.

Средства массовой информации в пропаганде здорового образа жизни должны убедительно показывать значение физической культуры и спорта в воспитании населения, профилактике болезней, продлении активного долголетия, борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями и способствовать:

‒ повышению у людей интереса к физическому совершенствованию, раскрытию ценности физической культуры;

‒ популяризации самостоятельных занятий с широким использованием природных факторов;

‒ формированию в массовом сознании понимания жизненной необходимости здорового образа жизни.

Здоровье молодого поколения сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей. В связи с этим определены основные задачи и цели проводимых мероприятий: многоуровневый подход к организации профилактических мероприятий, изменение образа жизни, разработка и реализация образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья подростков и молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации к укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих.

Таким образом, пропаганда и формирование здорового образа жизни включает:

‒ создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии и возможностях снижения всех негативных факторов на здоровье;

‒ привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Обязательным условием эффективности этой работы являются ее целенаправленность, плановость и непрерывность проведения. Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры. Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. Как видим, пропаганда здорового образа жизни — очень важная и ответственная социально-педагогическая задача.

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды; позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Как показывают большинство рекомендаций, для построения профилактических программ важно понимать, на какую категорию населения направлено воздействие, каковы его временные рамки, осуществляется ли это воздействие на саму личность или на окружающую ее среду и в какой форме это происходит. Учитывая все эти факторы можно определить основные направления профилактических работ .

Литература:

Организация и роль пропаганды здорового образа жизни

Доброго времени суток, дорогие читатели. В данной статье мы поговорим о том, что собой представляет работа по пропоганде ЗОЖ. Вы узнаете определение данного понятия. Выясните, какую цель преследует эта пропаганда. Вам станет известно, какие факторы нужно учитывать, чтоб привнести в свою жизнь здоровое существование.

Суть и предназначение

Пропаганда ЗОЖ — это информирование людей о том, как сохранить и укрепить свое здоровье

Упоминая пропагандирование ЗОЖ, мы рассматриваем различные направления, целью которых является прививание правильного отношения к себе, ознакомление людей с минимальными навыками, влияющими на улучшение здоровья.

Значимый способ для формирования здорового общества — обучение каждого индивида правильной жизни, пропагандирование и информирование о значимой роли, отыгрываемой каждым для сохранения своего здоровья и общего благополучия нации.

Пропаганда, направленная на развитие населения нуждается в создании кампании, в которую будут вовлечены различные средства СМИ: радио, печать, телевидение и прочее.

В пропаганде ЗОЖ применяются следующие способы:

  • печатный — включает в себя стенгазеты, информационные листовки, буклеты, различные памятки и брошюрки, статьи;
  • устный – проведение бесед, особых лекций, ознакомительных конференций, является самым эффективным способом;
  • наглядный – рассчитанный на визуальное восприятие;
  • комбинированный – способ пропаганды, включающий совместное влияние на несколько анализаторов.

Основная цель ЗОЖ — улучшение качества здоровья, его сохранение, обеспечение профилактики всевозможных заболеваний.

Пропаганда здорового образа жизни также являет собой приобщение к спорту. СМИ в пропаганде данного образа должно способствовать:

  • появлению у населения интереса к своему совершенствованию с физической точки зрения;
  • раскрытие ценности физкультуры в формировании четкой установки о том, что жизнь должна быть здоровой, что здоровье является излишне ценным для каждого по отдельности и для социума в общем.

Каждый человек хочет быть бодрым, сильным, здоровым, иметь большой запас энергии. Здоровье — это самое большое приобретение в жизни любого индивида.

У подрастающего поколения

Здоровье подрастающего поколения является залогом успешного развития любого общества. Вопрос о формировании, укреплении и сохранении здоровья деток, ребят подросткового возраста, молодежи в целом имеет социальное значение. От подрастающего поколения зависит, будет ли нация здоровой.

В последнее время активно используют метод информирования детей, а также подростков путем создания особых интернет-ресурсов, на которых размещаются информационные материалы с пропагандой ЗОЖ.

Особое место в пропаганде ЗОЖ в жизни молодежи и пожилых людей занимают работники социальной сферы. Их основная задача: работать со своими подопечными по определенным направлениям:

  • индивидуальные беседы и наставление каждого;
  • упоминание про ЗОЖ за общением при переписке;
  • публикация информационных материалов, повествующих о важности ЗОЖ;
  • организация коллективных встреч.

Пропаганда ЗОЖ среди подростков и детей должна иметь профилактический характер. Юному поколению должен предоставляться выбор любого увлечения и своего места в жизни.

Принципы

Спорт помогает вести здоровый образ жизни

Следовать и владеть принципам здорового образа означает обладать пониманием того, что вредно, а что полезно для организма, знать, как себя дисциплинировать, подбирать нужный дневной режим, отказываться от определенных продуктов и вредных привычек, тем самым продлевать свою молодость, предотвращать развитие возможных заболеваний.

Применение основных принципов здорового образа жизни позволяет:

  • жить намного дольше;
  • избегать ряда заболеваний, в том числе старческих;
  • правильно воспитывать свое потомство;
  • не вредить себе, прокладывая жизненный путь.

Давайте рассмотрим, что собой представляют основные принципы здоровой жизни.

  1. Полноценный сон. Крайне важно высыпаться и спать определенные часы. Организм должен успевать восстановиться, ведь нехватка ночного отдыха способна приводить к проблемам с сердцем, повышению давления, изменениям в функционировании органов ЖКТ.
  2. Физическая активность. Важны регулярные занятия спортом. Нельзя не заметить, что в современном мире многие люди проводят большую часть своего времени, сидя перед экраном монитора или за столом, за рулем автомобиля. Когда в жизни человека отсутствует необходимая подвижность, мышцы ослабевают, начинаются проблемы с сердечно-сосудистой системой. Поэтому так важно делать, хотя бы, зарядку, а лучше заниматься в фитнес-центре или в тренажерном зале, или вовсе посвятить себя какому-то виду спорта.
  3. Правильное питание. Тут речь не идет о каких-либо диетах. Важно, чтоб рацион был подобран грамотно. Полноценное питание не являет собой употребление только зелени и пророщенной пшеницы. Важно не переедать, не злоупотреблять едой перед сном, избавиться от фастфудов, газированных напитков и всевозможных чипсов, сухариков, ввести в рацион максимальное количество овощей и фруктов, употребляемых в свежем виде.
  4. Избавление от лишних килограммов. Необходимо понимать, что избыточный вес нарушает работу всего организма. Жир накапливается не только под кожей, но также и во внутренних органах, легких, печени, желудке, сердце. Кроме того, избыточный вес оказывает определенное давление на опорно-двигательный аппарат, вследствие чего могут развиваться патологические процессы в суставах.
  5. Отказ от всевозможных вредных привычек, курения, приема запрещенных препаратов, злоупотребления алкоголем. Нахождение под такими веществами позволяет на время ощутить удовлетворение, но оно иллюзорно. Вредные привычки наносят сокрушительный удар здоровью.
  6. Соблюдение личной гигиены. Важно помнить, что на грязной коже, в неухоженной ротовой полости способны размножаться патогенные микроорганизмы. При соблюдении основных правил гигиены можно предотвратить развитие ряда болезней.
  7. Распорядок. Необходимо рассчитывать время, отводимое на работу, пассивный и активный отдых, полноценный сон. Крайне важно все планировать и строго следовать своему расписанию.
  8. Процедуры закаливания. Медиками было не раз доказано, что индивид, не боящийся холода, сталкивается с болезнями значительно реже.

Теперь вы знаете, что такое пропаганда ЗОЖ. Как видите, основы привития навыков ЗОЖ появляются в жизни детей с самого раннего возраста. Родители стараются привить заботу о себе, своем теле, учебные заведения также отыгрывают немаловажную роль в формирование соответствующих навыков. Помните о том, что здоровье каждого отдельно взятого человека формирует здоровье всего общества.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *