Протокол учета пульсовых данных на занятии по физической культуре

Дата: 3.10.2011
Школа: № 21
Класс: 5 б
Время: 40 минут
Место проведения: спортивный зал
Количество учащихся: 25
Занятие провел: Коваленко В. И.
Фамилия наблюдаемого: Гаун А.В.
Фамилия наблюдающего (студента): Жукова О. С.
Задачи занятия: 1.Совершенствование броска и ловля баскетбольного мяча
2. Развитие координационных способностей

Время измерений (мин)

Пульс

Характер физических нагрузок

За 10 с За 1 мин
0 14 24 Построение
6 14 24 Перекличка
9 17 102 Бег без задания
12 22 132 Выполнения ОРУ: прыжки на пр. ноге
15 24 144 Выполнения ОРУ: тоже
18 22 132 Выполнения ОРУ: прыжки на 2-х ногах
21 19 114 Выполнения ОРУ: спец. беговые упр-я
24 18 132 Ожидание очереди
27 23 138 Ожидание очереди
30 25 150 Перестроение
33 28 168 Выполнение упр-й с баскетбольным мячом
36 22 132 Выполнение упр-й с б/мячом
39 18 114 Выполнение упр-й с б/мячом
42 16 96 Построение

Пульс наблюдаемого до занятия: 14

Рис.1. Физиологическая кривая нагрузки урока физической культуры.

Выводы

1. В подготовительной части урока наблюдается линейно – восходящий тип динамики нагрузки, поскольку нагрузка постепенно возрастает к основной части урока.

В основной части – волнообразная восходящая тип нагрузки, т.к. нагрузки и повышаются, и снижаются.

В заключительной части снижается нагрузка в связи с утомлением детей.

2. Величина нагрузки достаточна, т.к. работа происходит в аэробной зоне.

3. Максимальный показатель ЧСС – 168 уд.мин.

Минимальный показатель ЧСС – 84 уд.мин.

Разница 84 уд.мин.

Величина нагрузки возросла в 1,5 раза, что свидетельствует о наличии ближайшего тренировочного эффекта.

4. Нагрузка соответствует типу и задачам урока.

Протокол измерения ЧСС

⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23

Дата: 11 марта

Наблюдение велось за Андреевой Машей, 10 лет

Наблюдение проводил_________________________________________________________

Пульс ученика в покое 78 ударов в минуту.

Время измерения ЧСС за 10 с ЧСС за 1 мин Примечания
Построение
Строевые упражнения
Ходьба с заданием
Бег с заданием
Ходьба
Игра «День и ночь» — во время объяснения — в середине игры — в конце игры 12.05 13.20 15.00 Большой активности не проявляла. Учитель долго объяснял. Маша стояла.
Прыжки в высоту — слушала объяснения — в середине выполнения — в конце игры 18.00 23.00 30.40 Выполняла в среднем темпе. Особых усилий не прилагала.
Преодоление полосы препятствий — стояла — выполняла 34.30 38.00 Ждала очереди. Активно выполнения.
Уборка снарядов 39.30 Носила маты.
Построение 40.00

Пульс ученика через 10 минут 120 ударов в минуту.

Протокол хронометрирования

урока № по физической культуре в 3 классе школа № 12

Дата : 18.03.04 Г. Место проведения: спортивный зал.

Урок проводил: Кислицын А.А.

Задачи: 1/. Продолжить обучение прыжку в высоту. способом «перешагивание»

2) Способствовать развитию выносливости посредством полосы препятствий.

3) Провести игру «Охотники и утки».

В классе по списку -26 человек, занималось 26.

Наблюдение проводилось за учеником: Мишкевич Игорь

Хронометрировал: Корольков Д.

Время окон-чания Умственная работа Двигательная работа Отдых Н.з.в. Примечание
+ + +
Идет на построение
Слушает задачи
Выполняет строевые упр.
Вып.упр.ходьбе и беге 7.30 Небрежно
Перестраивается 8.12
Слушает о подготовке инвентаря 8.30 Отвлекается
Несет скамейку 9.25 Долго несет
Строится 10.05
Идет на п/п 11.00 Отвлекался
Слушает объяснение, смотрит показ 14.15 Нецелесообразный показ
Ждет очереди 15.00
Выполняет п/п 16.00
Строится 18.14 Неоправданное перестроение
Выполняет п/п 19.55
Сидит на полу, ждёт очереди 22.05 1.35
Убирает инвентарь 23.00
Строится 23.15
Слушает задание 25.25 1.25 Нецелесообразно
Выполняет подводящие упр. 28.15
Перестраивается 28.30
Слушает и смотрит прыжки в высоту 30.15
Перестраивается 31.00 Нецелесообразно
Слушает объяснение 36.00 Время затрачено на организацию класса
Выполняет прыжки в высоту 38.05
Строится 39.10
Слушает подведение итогов 39.55
Идет из спортивного зала 40.00

Вопросы по теории и методики физической культуры и спорта к итоговой государственной аттестации

4. Специфические методы физического воспитания.

5. Общепедагогические методы в физическом воспитании.

6. Методы обеспечения наглядности в физическом воспитании.

7. Методы активизации процесса физического воспитания.

8. Образование двигательного умения. Этапы обучения двигательному действию.

9. Особенности методики развития силы и силовых способностей у школьников.

10. Особенности методики развития скоростных и скоростно-силовых способностей у школьников.

11. Особенности методики развития координационных способностей у школьников.

12. Особенности методики развития выносливости у школьников.

13. Особенности методики развития гибкости у школьников.

14. Особенности методики обучения школьников младшего школьного возраста.

15. Особенности методики обучения школьников среднего возраста.

16. Особенности методики обучения школьников старшего возраста.

17. Структура процесса обучения двигательному действию.

18. Особенности урока физической культуры по сравнению с другими уроками учебного плана школы.

19. Современные требования к уроку физической культуры.

20. Структура урока физической культуры. Задачи, содержание, требования к методике проведения каждой части урока.

21. Типы уроков. Особенности методики проведения каждого типа уроков.

22. Методы организации деятельности занимающихся на уроках физической культуры.

23. Подготовка учителя к проведению урока физической культуры.

24. Педагогическое наблюдение – основной анализ урока физической культуры.

25. Хронометрирование деятельности занимающихся на уроке – как метод исследования и анализ урока физической культуры.

26. Анализ урока – пульсометрия.

27. Оценка знаний и умений учащихся на уроке. Контроль за физическим развитием.

28. Особенности проведения урока физической культуры в МКШ.

29. Организация и методика проведения гимнастики до занятий.

30. Организация и методика проведения игр и физических упражнений на удлиненных переменах в общеобразовательных школах.

31. Методика проведения спортивного часа в группе продленного дня.

32. Организация и методика проведения спортивной работы в школе.

33. Организация и методика проведения общешкольных физкультурно-массовых мероприятий.

Пульсометрия как метод исследования.

Пульсометрия — метод, позволяющий определить адекватность реакции организма учащихся на величину выполненной физической нагрузки. Суть метода заключается в подсчете и анализе частоты сердечных сокращений (ЧСС) у учащихся в различные периоды урока или физкультурных занятий.

Методика применения метода пульсометрии. До начала урока необходимо определить на выбор одного из класса, за которым будет вестись наблюдение. для контроля выбираетс только основная медицинская. Затем в состоянии покоя(например сидя), проводим подсчет ЧСС за 1 минуту. Данная величина, например, 78 уд/мин., является исходным показателем для сравнения со всеми последующими замерами величины ЧСС. (Все последующие замеры ЧСС проводим только в положении сидя).

Затем, с учетом плана урока, проводим замеры ЧСС в подготовительной, основной и заключительной частях урока:

♦ до начала выполнения упражнений;

♦ сразу после выполненных упражнений;

♦ во время отдыха после выполненных упражнений;

♦ во время прослушивания учащимися объяснений учителя;
Последние три замера ЧСС проводим на последних минутах урока,

когда учитель уже дал команду об окончании урока, а также через 3 и 5 минут после звонка с урока.

Анализируя полученные показатели, необходимо помнить, что величина ЧСС в подготовительной части урока должна постепенно повышаться и может превысить исходную (в данном случае 78 уд/мин) на 50% — 70%.

В основной части урока, в зависимости от раздела программы (т.е. вида спорта), задач урока, выбранных методов организации занятий и т.п. величина ЧСС может превышать исходную на 100% — 130%.

В заключительной части урока величина ЧСС должна постепенно снижаться и может достичь исходной величины. Физиологической нормой считаются такие показатели, когда величина ЧСС на последней минуте урока не превышает исходную более чем на 15% — 20%, а на 5-ой минуте после урока она приближается к исходной. Превышение указанных показателей может говорить о том, что:

♦ учитель не выполнил комплекс восстановительных упражнений в конце урока, или не достиг необходимого эффекта восстановления при выполнении данного комплекса;

  • предложенная учителем физическая нагрузка превышала возможности детского организма, т.е. учитель не учитывал реальный уровень физической подготовленности учащихся;
  • учитель игнорирует индивидуальные возрастно-половые особенности развития детского организма, что говорит о низком уровне его профессиональной подготовки и др.

При анализе просмотренного урока желательно определить истинные причины превышения показателей ЧСС и предложить учителю пути их исправления .

Экзаменационный билет № 16

Метод интервального упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).

Интервальный метод внешне походит на повторный. Но если при повторном методе характер воздействия на организм определяется исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладают также интервалы отдыха.

По интенсивности нагрузки выделяют два варианта интервального метода:

1) экстенсивно-интервальный метод;

2) интенсивно-интервальный метод.

По изменению длительности нагрузки при очередном повторении упражнения можно выделить следующие варианты интервального метода

1) с постепенным увеличением длительности работы;

2) с постепенным уменьшением длительности выполнения упражнения;

3) с чередованием длительности работы в каждой серии.

По характеру изменения продолжительности интервалов отдыха между очередным выполнение упражнения можно выделить:

1) «жесткий» интервальный метод;

2) «облегченный» интервальный метод.

Два вида:

1. МЕДЛЕННАЯ ИНТЕРВАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА

Суть ее состоит в преодолении тренировочных отрезков спортсменом в пульсовом режиме более низком, чем его соревновательный пульс и короткими интервалами отдыха, которые должны обеспечить неполное восстановление. В качестве примера приведем тренировку бегуна, использующего медленный интервальный метод (бег 5 Х 800 м) в пульсовом режиме 181 – 190 уд./мин. длительность интервала отдыха бегом трусцой (или частично ходьбой) до пульсового режима 140 – 150 уд./мин. Соревновательный пульс у данного бегуна на основной дистанции (1500 м) равен 201 – 205 уд./мин.

Данный метод применяется для развития сердечно – сосудистой систем, что влияет больше на совершенствование общей выносливости спортсмена, чем специальной. Поэтому его не следует часто применять в подготовке бегунов, тренирующихся на дистанции 800 м, и вероятно, не надо использовать во время подготовки к основным соревнованиям на дистанции 1500 м.

2. БЫСТРАЯ ИНТЕРВАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА

Суть ее состоит в том, что она по сравнению с медленной интервальной тренировки допускает более высокий пульсовой режим преодоления на отрезках и более продолжительный отдых между тренировочными отрезками, а, следовательно, большую степень восстановления.

Тот же самый пример тренировки – бег 5 Х 800 м, используемый спортсменом через несколько дней был видоизменен и превратился в пример быстрой интервальной тренировки 5 Х 800 м в пульсовом режиме 191 – 195уд./мин. и длительностью интервала отдыха бегом трусцой до пульсового режима 120 уд. /мин.

Данный метод тренировки в первую очередь оказывает влияние на развитие скелетных мышц ног. Он направлен, в основном, на совершенствование специальной выносливости и скорости бегуна и тем самым повышает выносливость скелетных мышц и выносливость сердечно – сосудистой системы, их способность переносить накопление продуктов распада и работать в анаэробных условиях (без кислорода).

Медленный интервальный метод находит основное применение на начальных этапах подготовки, быстрый в соревновательных сезонах.

Однако, чтобы метод тренировки мог классифицирован как интервальный он должен:

1)состоять из серий повторений тренировочных отрезков, преодолеваемых в пульсовом режиме ниже, чем при повторном методе.

2) включать интервал отдыха небольшой продолжительности достаточной лишь частичного восстановления частоты сердечных сокращений после предшествующей «порции» работ.

Термин «интервальная тренировка» нередко еще используется ошибочно при описании любого тренировочного метода, включающего повторение отрезков в чередовании с интервалом отдыха. Термин этот по своему происхождению действительно связан со словосочетанием «интервал» отдыха. Но интервал отдыха далеко не главный компонент данного метода, но об этом речь пойдет ниже.

Если в интервальной тренировке, например, серия преодолеваемых отрезков прерывается более длинным интервалом отдыха во время которого ЧСС у спортсмена может снизиться почти до нормального уровня (т. е. ниже 90 – 100 уд./мин.), то такая тренировка превращается в повторную. Точная граница между тем, где заканчивается один метод тренировки и начинается другой, в большинстве случаев зависит от интерпретации тренера.

Повторная тренировка представляет собой преодоление спортсменом нескольких отрезков постоянной длины, которые могут либо короче соревновательной дистанции, либо равны ей, либо длиннее ее. Пульсовой режим преодоления приведенных выше отрезков при применении повторного метода надо планировать исходя из соревновательного пульса спортсмена, который он имеет на основной дистанции.

Для наглядности приведем пример повторной тренировки для средневика на длинных отрезках по пульсовому режиму: 1000 м Х 2 с интервалом отдыха почти до полного восстановления ЧСС. Соревновательный пульс у бегуна на основной дистанции (800 м) равен 191 – 195 уд./мин. Следовательно, пульсовой режим при использовании повторного метода у спортсмена должен быть несколько выше, чем при быстром интервальном методе, т. е. 186 – 190 уд./мин. За интервал отдыха (ходьбой или сидя) ЧСС у спортсмена должна достигать уровня ниже 90 – 100 уд./мин. И только после этого можно продолжить повторение следующего отрезка. Использующие в повторном методе интервалы отдыха должны обеспечить относительно полное восстановление организма спортсмена к началу выполнения очередной «порции» работы.

Воздействие повторного метода тренировки на организм спортсмена всегда носит острый характер, поэтому его следует применять осторожно и в умеренном объеме. Небольшое количество спринтерских отрезков (30 м Х 2 – 3; 60 – 2 – 3; 100 м 1- 3), выполняемых повторным методом можно включать почти в каждом основном тренировочном занятии. Однако объем бега на коротких отрезках (200, 300, 400 м) при использовании повторного метода за одно тренировочное занятие не должно быть больше (1000 – 2000 м) для средневиков и стайеров.

Правильно применяемый повторный метод тренировки повышает способность спортсмена поддерживать довольно высокий пульсовой режим бега в течение «среднего отрезка» времени. Повторная тренировка это не спринт и не бег в полную силу. Спортсмен бежит с заданной и контролируемой ЧСС, которая зависит от того, к какой дистанции и пульсовому режиму он должен подготовить свой организм. Этот тип тренировки является средством развития специальной выносливости и скорости, а может рассматриваться и как метод, направленный на выработку темпа. Поэтому этот метод тренировки находит основное применение в соревновательных сезонах.

При включении прерывистых методов тренировки (интервального, повторного, варианты серий тренировочных отрезков и др.) в тренировочную программу тренеру или спортсмену следует учитывать пять компонентов в этих методах:

1) Длина тренировочных отрезков;

2) Пульсовой режим преодоления отрезков (т. е. скорость бега);

3) Интервал отдыха между повторениями;

4) Количество повторений в тренировочной серии;

5) Форма отдыха

Понятие о планировании в физической культуре (назначение, методические требования, виды, содержание и документы). Технологическая карта урока.

Понятие и виды планирования

Планирование физического воспитания — это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно- воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.

По срокам планирования:

· Перспективное планирование — это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения).

· Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе — это планирование на учебную четверть).

· Оперативное планирование осуществляется на ближайшее время (на предстоящее занятие).

Требования к планированию

1. Заключается в требовании определения конечной цели этого процесса и подчинении (подборе) всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели.

С установлением цели создается конкретная перспектива в педагогической работе.

Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (частных, промежуточных) педагогических задач с определением последовательности и сроком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их конкретизируют по возможности в количественных показателях (учебных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статистические методы оценки достижений (полученных результатов).

2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса.

Требование состоит в том, чтобы исходя из поставленной цели достаточно полно предусматривать образовательные, оздоровительные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.

3. Учет закономерностей физического воспитания. Планирование только тогда эффективно, когда оно основывается на объективных закономерностях физического воспитания (на закономерностях формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и параллельно усвоения знаний по данному предмету) и на соответствующих им педагогических принципах (систематичности, доступности и индивидуализации, прогрессирования и др.). В планировании процесса физического воспитания надо также учитывать биологические закономерности роста и развития организма человека, возрастные психологические особенности.

4. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям занятий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.)

Степень конкретизации зависит от временного периода, на который составляется план. Чем меньше срок, на который составляется план, тем он в большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным) планом является план-конспект одного урока (занятия).

Методическая последовательность планирования.

1. Прежде чем приступить к планированию, надо иметь определенные сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физической и спортивно-технической подготовленности и др.).

Преподаватель получает необходимые предварительные сведения посредством собеседования с теми, с кем предстоит вести занятия, проведения среди них анкетирования, контрольных испытаний (тестирования), использования данных врачебно-физкультурного обследования.

2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно- воспитательного процесса применительно к конкретному контингенту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.

3. Исходя из поставленных задач устанавливаются нормативы и требования, которые должны быть, выполнены занимающимися на соответствующих этапах.

4. Определяются разделы программы занятий, и расчет учебного времени на разработку теоретического и практического содержания программы, ее прохождение.

5. Намечается рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по периодам, этапам, отдельным занятиям и уточняются объем и интенсивность нагрузок.

6. Определяется общая организация работы по реализации плана, подбираются методы и формы занятий для решения поставленных педагогических задач.

7. В заключение приступают к сводному текстуально-описательному либо табличному оформлению плана. При этом просматриваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагрузок и т.д. Когда это возможно, содержание планов рекомендуется выражать в наглядной форме, используя средства графического изображения, разные цвета. Наглядные формы планов позволяют целостно воспринимать различные элементы содержания, показатели и представить взаимосвязь между ними.

Таким образом, планирование носит последовательный характер и осуществляется по признаку от обобщенного к более детальному.

Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании.

Основными документами планирования в физическом воспитании являются: учебный план, учебная программа, план-график учебного процесса, рабочий (тематический) план, расписание занятий, планы- конспекты занятий.

Все документы планирования логически и содержательно связаны между собой. Каждый последующий документ более частного характера разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию. В целом же реализация основных документов планирования должна обеспечить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся

Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений, спортивных школ и других организаций разрабатываются государственными органами (министерствами, комитетами). Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и планы-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов — учебного плана и, программы.

Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию в государственных учебных заведениях всех уровней.

Учебным планом устанавливаются:

а) общая продолжительность занятий по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах;

б) разделы (виды) программного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.

Учебная программа — это документ планирования учебной работы, в котором определяются:

а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе — курса физического воспитания, в ДЮСШ — спортивной тренировки по избранному виду спорта;

б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач;

в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нормативах (тестовых показателях), который должны достигнуть занимающиеся на каждом году и по окончании обучения в образовательном учреждении.

Технологическая карта – проект педагогического процесса в границах одной темы или урока. Технологическая карта занятия отражает проектировочную педагогическую технологию педагога.

Проектирующие признаки ТК:

Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит общепедагогическая позиция автора, которая может лежать в области традиционного, развивающего образования и т. д.

Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит общепедагогическая позиция автора, которая может лежать в области традиционного, развивающего образования и т. д.

Важной частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержание критериев и показателей измерения результатов деятельности занимающихся на уроке.

В педагогической технологии должна быть показана не только деятельность педагога, но и учебная деятельность самих учащихся

Проведение пульсометрии на уроках физической культуры

зарина баймагамбетова
Проведение пульсометрии на уроках физической культуры

Пульсометрия урока физической культуры или его части помогает оценить соответствие нагрузки возрасту, индивидуальным особенностям учащихся, содержанию и условиям проведения занятий. Пульсометрия играет вспомогательную роль в контроле за уроком физического воспитания в школе. На основании показателей пульса выясняется реакция сердца на нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этих реакций на протяжении всего урока, что позволяет оценить эффективность регулирования нагрузки. Для этого вычерчивается физиологическая «кривая нагрузки».Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности. При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд/мин. Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд/мин, соответствует порогу тренирующей нагрузки. В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд/мин. Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы – 170–180 уд/мин.

Диапазон нагрузок высокой интенсивности составляет 161–175 уд/мин, средней интенсивности 130–160 уд/мин и низкой – 110–130 уд/мин. В каждый урок рекомендуется включать 2–3 коротких «пика» нагрузки продолжительностью до 2 минут – при ЧСС 90–100 % от максимальной.

При проведении пульсометрии на уроке физкультуры частота сердечных сокращений подсчитывается в течение 10 секунд в наиболее характерные моменты урока: за 5 минут до звонка, на 1-й минуте урока; после подготовительной части урока, 2–3 раза в течение основной части (до и после основных упражнений); после заключительной части урока.

Оценка пульсовых данных и пульсовой кривой должна сопровождаться всесторонним анализом. Показатели пульса у разных лиц, как и у одного и того же лица в разное время и при разных обстоятельствах, не совпадают. Измеряют же, как правило, частоту сердечных сокращении лишь у одного занимающегося. Кроме того, следует иметь в виду, что эти изменения происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые в уроках физического воспитания нередко достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые фиксируются частично в графе «Примечания».

Содержание и порядок записей ясен из названия отдельных граф протокола.

Для обеспечения информативности данных важно соблюдать следующие условия:

– своевременно подготовить часы (с секундной стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключается до конца урока (без этого невозможно оформить кривую нагрузки);

– подготовить протокол для черновой записи показателей;

– заблаговременно выбрать объект наблюдения – по возможности наиболее значимый для анализа. Это должен быть «средний» ученик, характеризующий основную массу учащихся данного класса. Характеристику намеченного ученика дает учитель физического воспитания.

По возможности можно наблюдать за работой нескольких разнотипных представителей класса (и подсчитать у них пульс): девочки и мальчика; сильного и слабого по подготовленности учеников, старательного и нерадивого и т. п. В этом случае каждого ученика наблюдают разные люди. Анализ и обобщение всех данных можно поручить одному из помощников, который оформляет соответствующие материалы.

Намеченного для наблюдения ученика необходимо заблаговременно предупредить, поставив его в известность о цели, содержании и порядке предстоящей процедуры. Подсчитывается пульс перед выполнением упражнений или серии упражнений и сразу после их выполнения. Для этого хронометрист должен своевременно подойти к занимающемуся, чтобы не отвлекать его и избежать паузы после выполненной работы, причем желательно все измерения производить, когда занимающиеся находятся в одной и той же свободной основной стойке.

После окончания урока полученные десятисекундные показатели пульса переводят в минутные, по которым оформляется графическое изображение динамики пульса в течение урока – его «кривая».

При анализе полученных данных учитывается тип урока и запланированное в конспекте содержание. Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности.

По высоте «кривой» условно можно судить об интенсивности нагрузки, а по величине площади «кривой» и проекций от исходного пульса – об ее объеме. Записи в примечании дают ответ на возникшие вопросы.

Для того чтобы анализ полученных данных был достаточно убедительным, необходимо изучить специальную литературу о функциональных особенностях сердечной деятельности учащихся соответствующего возраста.

Протокол учета пульсовых данных на уроке физической культуры

Дата:

Школа:

МБО УСОШ №23

Класс:

Время:

10:30 – 11:10

Место проведения:

Спортплощадка

Количество учащихся:

Урок провел:

Мужева о.В

Фамилия наблюдаемого (ученика):

Шнайдер.Я

Фамилия наблюдающего (студента):

Поздеев А.В

Задачи урока:

Прыжки в длину с разбега

Пульс наблюдаемого до урока:

79 уд/мин

Время измерений (мин)

Пульс

Характер физических нагрузок

За 10 с

За 1 мин

До урока

3 мин

Выполнял строевые упражнения

5 мин

Ору в движении , для стопы ног,

7 мин

Бег с заданием

10 мин

Выполнял ОРУ на месте

13 мин

Выполнял силовые упражнения

16 мин

Ждал очередь

19 мин

Выполнял упражнения, стартовый разгон

23 мин

Выполнял прыжок(тренировался)

26 мин

Выполнял прыжок(тренировался)

29 мин

Выполнял прыжок на результат

32 мин

Выполнял упражнения для восстановления дыхания

35 мин

Играл в игру «перестрелка»

38 мин

Играл в игру на внимание

40 мин

Уход в раздивалку

Рис.1. Физиологическая кривая нагрузки урока физической культуры.

Выводы

Вывод 1: Анализ полученных данных, и графическое изображение динамики показателей пульса свидетельствуют о значительном объеме и интенсивности нагрузки на уроке. Кривая показателя пульса волнообразна, видна явная динамика к середине занятия и ее снижение к концу урока.

Вывод 2: величина нагрузки для данного возраста (13 лет) и урока (урок – совершенствование) достаточная, нагрузка проходила в аэробной зоне до 162 уд/мин.

Вывод 3: По окончании занятия, ЧСС составила 87 уд. / мин., что превышает ЧСС покоя учащегося, что говорит о недостатке восстановительных упражнений в заключительной части занятия, поскольку ЧСС у учащегося должна была вернуться к показателю 79 уд. /мин. Исходя из динамики изменения ЧСС, работа на уроке ведется в зоне умеренной мощности.

Вывод 4: В первые 5 мин от начала урока, работа ведется без отягощения (ЧСС меньше 130 уд\мин), через 7 мин от начала занятий величина нагрузок соответствует 132 уд/мин, что соответствует порогу тренирующей нагрузки, эффективной для повышения функциональных возможностей систем, ответственных за транспорт кислорода. К завершению урока ЧСС постепенно приближается к физиологическим показателям, которые наблюдались до начала урока.

При анализе можно отметить оздоровительную и развивающую значимость полученной нагрузки, а также ее адекватность к конкретным задачам урока, в том числе образовательным.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *