Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса

Психолого-педагогическое сопровождение

учебно-воспитательного процесса.

Если педагогика хочет воспитывать человека

во всех отношениях, то она должна узнать его

также во всех отношениях.

К. Д. Ушинский

Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом определяется тем, в какой мере учитель и воспитатель располагают сведениями о том, что знают и умеют дети. Только опираясь на объективные данные о возможностях психического развития каждого ребенка, можно эффективно оказывать ему помощь в процессе обучения.

Сопровождение представляет собой целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде. (Битянова М. Р.)

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

  • психологическое обеспечение образовательных программ;

  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:

  • профилактика;

  • диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);

  • консультирование (индивидуальное и групповое);

  • развивающая работа (индивидуальная и групповая);

  • коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

  • психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.

Начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.

Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

(Таблица психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса)

Сравнивая учителя с врачом, В.А. Сухомлинский писал: «Как врач исследует множество факторов, от которых зависит здоровье человека, так и педагог должен исследовать духовный мир ребенка. Наше общение с ним лишь тогда является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его личности, когда мы основываемся не на случайных удачах, а на научном анализе». Подобный научный анализ реально возможен только при комплексном подходе к вопросам обучения и воспитания, в частности — при организации психолого-медико-педагогического консилиума. Консилиум также взаимно обогащает знаниями каждого из его участников, знакомит психологов со спецификой школьной программы, педагогам раскрывает психологические истоки успешности (или неуспешности) учеников.

В начале учебного года руководитель учреждения утверждает состав школьного Психолого-медико-педагогического консилиума в который входят: Шагова Т. М. – руководитель учреждения, Урожаева Е. С. – зам. директора по УВР, председатель ПМПк, Стаброник С. Л. – педагог-психолог, Тюветская С. И. – учитель-логопед, Васильева В. Б. – учитель-логопед, Лучинкина Е. Н. – врач-фтизиопедиатр, Мызгина Н. В. – врач-психоневролог, проводится первое организационное заседание ПМПк, где распределяются обязанности, утверждается план работы на новый учебный год.

В течение учебного года ПМПк работает в соответствии с планом: принимает участие в работе и знакомится с результатами обследования и рекомендациями Областной ПМПК. Специалисты консилиума проводят плановые обследования учащихся, обрабатывают информацию, поступающую от социальных педагогов о социально-бытовых условиях, в которых проживают учащиеся, готовят заключения, принимают участие в плановых заседаниях ПМПк по темам: «Адаптация первоклассников в школе и определение индивидуального маршрута обучения», «Адаптация учащихся пятых классов при переходе из начальной школы в среднее звено», «Перспективы профессионального самоопределения учащихся девятых классов» и другим (см. схему). По запросам работников образовательного учреждения или родителей (законных представителей) учащихся готовят внеплановые заседания ПМПк. В течение учебного года проводится посещение уроков, внеклассных занятий, кружков, секций с целью контроля за выполнением рекомендаций ПМПк, соблюдением охранительного режима на занятиях и во внеурочное время и оказания методической помощи учителям и воспитателям, обеспечивают руководство психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся, нуждающихся в помощи специалистов.

В конце учебного года проводится итоговое заседание ПМПк по теме: «Анализ работы ПМПк за год».

СХЕМА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

Мы считаем, что в командной работе специалистов на ПМПк реализуются два основных принципа — мультидисциплинарный и междисциплинарный.

Мультидисциплинарный принцип (от лат. тиltит — многое), состоящий в реализации комплексного подхода к психике ребенка, предложен в психологической диагностике ведущими отечественными психологами А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, А.А. Смирновым. Он предусматривает необходимость равноправного учета данных всех специалистов (врачей, психологов, педагогов, социальных работников, иных) для оценки психического развития ребенка.

Междисциплинарный принцип при оценке психического развития предусматривает необходимость коллегиальной выработки общих подходов к диагностике, а также обязательность преломления (а может быть, и коррекции) мнения, сложившегося о ребенке у каждого специалиста с учетом данных и их трактовки, полученных от коллег.

Из вышесказанного следует, что как мультидисциплинарный, так и междисциплинарный принципы командной работы специалистов ПМПк ставят во главу угла не только образовательную, но в большей мере — специальную коррекционно-развивающую работу с ребенком, работу с его семьей, их комплексное сопровождение, что в значительной мере снижает возможность возникновения диагностических ошибок и способствует выработке наиболее продуктивных подходов в решении судьбы маленького человека, соблюдении всех его прав.

Список литературы

Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС. статья по теме

Система психологического сопровождения образовательного процесса

в условиях введения ФГОС.

Рассмотрим особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся на примере средней и старшей школы. В настоящее время образовательный процесс в среднем и старшем звене школы осуществляется по ряду образовательных программ, а именно:

— программы по федеральным государственным стандартам 5-6 классы (стандарты 2-го поколения);

— программы по федеральным государственным стандартам 2008 года 7-11 классы (стандарты 1-го поколения);

— предпрофильное обучение 8-9 классы;

— профильное обучение 10-11 классы.

Наиболее подробно остановимся на принципах, целях и задачах психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации ФГОС, так как особенности сопровождения других образовательных программ достаточно подробно рассмотрены в нормативно-распорядительных документах и специальной литературе.

Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения установлены требования к реализации основной образовательной программы. Одним из результатов является создание среды, преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психологического развития обучающихся на данной ступени общего образования, с использованием в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. Это влияет на определение принципов, которые заложены в систему психологического сопровождения, на выбор форм и методов работы.

В основе психологического сопровождения образовательного процесса заложены следующие принципы:

— принцип системности – существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога;

— принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития, заключающийся в самоценности ребенка и в признании индивидуальности, при котором обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

— принцип целостности – при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со всей личностью в целом во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и прочих проявлений ;

— принцип целесообразности и причинной обусловленности – любое психологическое воздействие должно быть осознанным, должно быть подчинено поставленной цели, тог есть психолог должен осознавать причину и цель воздействия. Воздействие должно быть направленно на причину явления, а не на его следствие;

— принцип своевременности – любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;

— принцип активности ребенка в образовательном процессе. В антропологической педагогике образование рассматривается как процесс, в котором человек включен в активной позиции;

— принцип практической направленности – формирование универсальных учебных действий, способности их применять в практической деятельности и повседневной жизни. Этому способствуют: работа с разными источниками информации; работа в сотрудничестве (в малой и большой группе) в разном качестве
(ведущего, ведомого, организатора деятельности); самостоятельная работа, понимаемая не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию (важнейшее умение в интеллектуальном развитии школьника);

— принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса;

— принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия, получения психологической помощи в сложной жизненной ситуации.

Целью психологического сопровождения является содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

Задачи психологического сопровождения образовательного процесса:

— психологический анализ социальной ситуации развития в общеобразовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

— мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;

— содействие реализации (выполнению) требований федерального государственного образовательного стандарта к личностным, межпредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы образовательного образования;

— разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся, воспитанников;

— содействие формированию у обучающихся универсальных действий как способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;

— содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

— участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;

— распространение и внедрение в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

— взаимодействие с подразделениями общеобразовательного учреждения (служба здоровья, психолого-медико-педагогический консилиум, совет профилактики и др.), с образовательными учреждениями, учреждениями и организациями здравоохранения и социальной защиты населения.

Приоритетные направления деятельности психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации ФГОС:

— просвещение педагогов и родителей с целью формирования и развития психологической компетентности обучающихся, родителей, педагогов. Просвещение осуществляется педагогом-психологом совместно с администрацией (заместителями директора) и другими специалистами (социальным педагогом, учителем-логопедом, медицинским работником) через разные формы работы (постоянно действующие семинары, выступления на родительском собрании и педагогическом совете, педагогический лекторий для родителей, семинар, круглый стол и т.д.), которые должны быть практико-ориентированными;

— изучение (мониторинг) развития личности и уровня сформированности универсальных учебных действий ребенка с целью проектирования индивидуального образовательного маршрута обучения и развития ребенка и формирования ключевых компетенций.

Проектирование образовательных программ предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе на основе психолого-педагогической диагностики и предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Планирование индивидуального маршрута развития ребенка – это комплексная работа специалистов школы и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для его реализации;

— реализация комплексного индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). Коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на коррекцию проблем психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание психологической помощи детям данной категории;

— создание системы работы образовательного учреждения и проектирование основной образовательной программы (психологический аспект) с учетом требований ФГОС. Проектирование осуществляется совместно с администрацией и педагогами на основе результатов экспертной деятельности и включает в себя обязательные элементы:

  • анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предоставляет к его психологическим возможностям и уровню развития;
  • определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников;
  • разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников;
  • приведение этих создаваемых условий в систему постоянной работы, дающую максимальный результат.

Виды работ остаются прежними (просвещение и образование, профилактика, диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультирование, экспертиза), из них приоритетными являются просвещение, диагностика (мониторинговые исследования), коррекция и экспертиза.

Учитывая особенности образовательных программ среднего и старшего звена приоритетными направлениями психолого-педагогического сопровождения являются:

— проведение адаптационных мероприятий с обучающимися 5, 10 классов, в том числе индивидуальной и/или групповой работы с обучающимися, имеющими трудности в адаптации;

— психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, профессиональная ориентация обучающихся (с учетом возможностей школы по этим вопросам возможно сопровождение обучающихся 7-11 классов);

— психологическая подготовка обучающихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ, просветительские мероприятия с родителями и педагогами.

Адаптационные мероприятия включают в себя:

  • знакомство с новыми условиями обучения: кабинетная система, увеличение числа предметов, много учителей, новая система усвоения знаний, усложнение учебной нагрузки (педагоги);
  • адаптационные классные часы «Я — пятиклассник»;
  • посещение уроков с целью наблюдения особенностей поведения обучающихся на уроках;
  • диагностика адаптации обучающихся к новым условиям обучения. Примерная программа для 5-х классов:

Целевая группа: обучающиеся пятых и шестых классов.

Цель: исследование процесса адаптации учащихся пятых и шестых классов к новым условиям обучения для создания психолого-педагогических условий, способствующих успешному обучению.

Задачи:

— Изучение психоэмоционального состояния учащихся.

— Выявление уровня адаптации обучающихся к учебной деятельности в новых условиях.

— Выявление детей с трудностями адаптации.

— Выявление зоны и содержания возможных проблем адаптации.

— Составление рекомендаций участникам образовательного процесса по построению стратегии взаимодействия с детьми, имеющими трудности адаптации, и планированию учебно-воспитательной деятельности.

Методики:

1. Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе по Э.М. Александровской (экспертная оценка учителя).

2. «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (авторы Чирков В.И., Соколова О.Л., Сорокина О.В.; схему изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе заполняют родители).

3. Методика диагностики уровня тревожности (автор Р. Кондаш, модификация А. Прихожан).

4. Методика изучения мотивации учебной деятельности (автор Н.Ф. Талызина).

5. Социометрия* (не относится к обязательному диагностическому минимуму).

6. Методика диагностики уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено (авторы Л.Ф. Тихомирова и А.В. Басов) – используется в целях мониторинга сформированности универсальных учебных действий у учащихся 5-6 классов в условиях ФГОС.

Материалы и инструменты: бланки методик, ручки.

Сроки проведения для пятых классов: конец сентября-конец октября.

Сроки проведения для шестых классов: ноябрь.

Примерная программа для 10-х классов:

Целевая группа:обучающиеся 10 классов.

Цель: исследование процесса адаптации учащихся десятых классов к новым условиям обучения для создания психолого-педагогических условий, способствующих успешному обучению и воспитанию.

Материалы и инструменты: бланки методик, ручки.

Задачи:

— изучение психоэмоционального состояния учащихся, характера мотивации к учению;

— выявление уровня адаптации учащихся к учебной деятельности в новых условиях;

— выявление зоны и содержания возможных проблем адаптации;

— составление рекомендаций участникам образовательного процесса по планированию учебно-воспитательной деятельности, построению стратегии взаимодействия с обучающимися, имеющими трудности в адаптации.

Методики:

1. Экспресс-методика исследований доминирующих мотивов учения(методика М.В. Матюхиной);

2. Методика диагностики уровня тревожности (автор Р. Кондаш, модификация А. Прихожан);

3. Опросник «Чувства к школе»;

4. Анкетирование педагогов «Мнение педагога об уровне адаптации учащихся 10 класса»;

5. Психолого-педагогическая карта (10 классы);

6. Социометрия* (не относится к обязательному диагностическому минимуму);

7. Школьный тест умственного развития.

Сроки проведения: ноябрь-декабрь.

  • коррекционная работа по выявленным проблемам адаптации. Чаще всего это высокая тревожность и заниженная самооценка. Эффективно работают арт-терапевтические методики и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения.

Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения включает следующие мероприятия:

  • изучение готовности учащихся 8 классов к переходу на предпрофильное обучение, учащихся 9 классов к переходу на профильное обучение (диагностика):

Примерная программа:

Целевая группа: обучающиеся 8-9 классов.

Цель: исследование готовности учащихся 8 классов к переходу на предпрофильное обучение, учащихся 9 классов к переходу на профильное обучение для создания психолого-педагогических условий, способствующих успешному обучению и дальнейшей интеграции в мире профессий.

Задачи:

— изучение интересов учащихся к учебным предметам;

— изучение профессиональных склонностей и способностей;

— изучение самооценки и мотивации учащихся предпрофильных классов;

— изучение учебной нагрузки, обученности, уровня притязаний и социально-психологического климата в предпрофильных классах;

— выявление зоны и содержания возможных проблем профессионального самоопределения;

— составление рекомендаций участникам образовательного процесса по планированию учебно-воспитательной деятельности, построению стратегии взаимодействия с обучающимися, имеющими трудности в профессиональном самоопределении.

Материалы и инструменты:

— Методика «Профиль» («Карта интересов» А.Е.Голомштока в модификации Г.В.Резапкиной) – исследование профессиональных интересов;

— Анкета Ориентация (И.Л. Соломин) – исследование профессиональной направленности личности к определенной сфере деятельности (интересы и способности);

— Методика «Твои способности» — изучение способностей;

— Методика Л.А. Йовайши — предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности;

— Тест-опросник для определения уровня самооценки (С.В. Ковалев) – изучение самооценки;

— Экспресс-методика исследований доминирующих мотивов учения (методика М.В. Матюхиной) – изучение мотивов учения;

— Уровень притязаний личности (опросник В. Гербачевского) – выявление уровня притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности;

— Школьный тест умственного развития (ШТУР) (разработан учеными НИИ ОПП РАЯ) – изучение обученности;

— Социометрия – изучение психологического климата в коллективе;

— Анкета для родителей «Отношение к выбору ребенком будущей профессии» — заполняется родителями;

— Психолого-педагогическая карта (8-9 классы) – заполняется учителями, классными руководителями.

Сроки проведения для 8 классов: февраль-март.

Сроки проведения для 9 классов: апрель-май.

  • уроки профессионального самоопределения согласно базисному учебному плану;
  • профориентационные мероприятия: классные часы, ярмарки вакансий, дни открытых дверей, встречи с представителями профессиональных учебных учреждений, экскурсии на предприятия и др. (педагоги);
  • профориентационное консультирование.

Психологическая подготовка выпускников 9-х и 11-х классов к итоговой аттестации включает в себя:

  • подготовку к итоговой аттестации по предметам, включая консультации (педагоги);
  • обучающие занятия с выпускниками по психологической подготовке к итоговой аттестации.

Примерная программа:

1. Создания условий для успешного повторения учебного материала при подготовке к экзаменам: требования к рабочему месту, особенности повторения учебного материала, чередования умственной работы и отдыха, режим дня, роль схем и шпаргалок в процессе повторения и запоминания учебного материала.

2. Приемы снятия психоэмоционального и умственного напряжения.

3. Организация питания в условиях стресса.

4. Поведение в период прохождения экзамена.

  • консультирование по вопросам снятия психоэмоционального напряжения в период подготовки к итоговой аттестации;
  • психологическая поддержка выпускников в период проведения итоговой аттестации.

В целом, при реализации психологического сопровождения обязательными являются следующие мероприятия (необходимо учесть при планировании):

— в каждой параллели ежегодное изучение психоэмоционального состояния обучающихся, психологического климата в классном коллективе;

— при переходеобучающихся из начальной школы в среднее звено (4-5 классы) и из среднего звена в старшую школу (10 класс) проведение диагностического минимума по изучению адаптации к новым условиям обучения;

— проведение адаптационных мероприятий с обучающимися 5, 10 классов, в том числе индивидуальной и/или групповой работы с обучающимися, имеющими трудности в адаптации;

— коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе с детьми-инвалидами;

— психологическое сопровождение одаренных детей;

— психологическое сопровождение детей, находящихся на особом педагогическом контроле («группа риска»), в том числе из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

— психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, профессиональная ориентация обучающихся (с учетом возможностей школы по этим вопросам возможно сопровождение обучающихся 7-11 классов);

— психологическая подготовка обучающихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ, просветительские мероприятия с родителями и педагогами;

— сопровождение педагогов в аттестационный период;

— профилактические мероприятия с родителями и педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в образовательной среде, профилактике суицидального поведения и наркомании, созданию благоприятного психологического климата в семье и установлению благоприятных детско-родительских отношений;

— размещение стендовой информации по вопросам психологии и оказания психологической помощи различным организациям (телефон доверия и т.д.) для обучающихся, педагогов и родителей;

— проведение организационно-методической работы, анализа результативности и эффективности психологического сопровождения.

Необходимо помнить, что любая деятельность, осуществляемая с обучающимися в образовательном учреждении, должна освещаться на мероприятиях для заинтересованных лиц (родителей и педагогов) в индивидуальной или групповой форме с учетом сохранения конфиденциальности информации. При предоставлении информации, наряду с этическими принципами и нормами, профессиональным кодексом, психолог должен держать втайне сообщаемую ему личную информацию; использовать процедуры и техники, не ущемляющие достоинство участников образовательного процесса; предоставлять возможность всем участникам образовательного процесса отказаться от продолжения работы на любом ее этапе.

Рекомендуемая литература:

2. Бартышев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. – СПб.: Речь, 2005

3. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб.: Речь, 2004

4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и коллежде: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж. – М.: ВАКО, 2008

6. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность / сост. И.В. Возняк и др. – Волгоград: Учитель: ИП Грин Л.Е., 2014

7. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка самоопределения старшеклассников: учеб.метод. пособие. – М.: Планета, 2011

Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС

Психологическое сопровождение образовательного процесса в

условиях введения ФГОС

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе.

Целью работы психолога становится — создание социальнопсихологических условий для развития и успешного обучения детей.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

  • создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.

  • систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.

  • формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению.

Виды работ и содержание деятельности психологического сопровождения введения стандартов остаются прежними и включают в себя:

  1. Профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

  2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг)

выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.

  1. Консультирование (индивидуальное и групповое) — оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

  2. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

  3. Составление индивидуального образовательного маршрута — комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.

  4. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) организация работы, прежде всего с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

  5. Психологическое просвещение и образование детей и взрослых —

формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

  1. Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).

Психологическое сопровождение традиционно охватывает всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей и педагогов.

Профилактическая работа с детьми проводится с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных,

коммуникативных, познавательных компетентностей. Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы. Проведение тренингов с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу. Консультирование детей (помощь в решении проблем).

Сопровождение педагогов направлено на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу.

Работа с родителями направлена на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям. Выстраивание эмоционально-благоприятных детско-родительских отношений. Консультирование родителей по результатам диагностики

Только при таком условии возможно целенаправленное психологопедагогическое сопровождение обучающихся и реализация требований нового стандарта начального общего образования и проектируемых последующих ступеней.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ФГОС НОО предполагает новые образовательные результаты, которые не сводятся к овладению предметными ЗУНами.

Наряду с предметными компетенциями первостепенную роль начинают играть четыре основные группы результатов:

Коммуникативные универсальные учебные действия — обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные универсальные учебные действия — обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

  • целеполатание;

  • планирование;

  • прогнозирование;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата;

  • коррекция;

  • оценка.

-волеваясаморегуляция.

Познавательные универсальные учебные действия — включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности выделяют три вида личностных действий:

  • Самоопределение

Формирование основ гражданской идентичности личности:

  • чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них.

  • осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:

  • ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

Развитие Я-концепции и самооценки личности:

  • формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

  • Смыслообразование

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности

  • развития познавательных интересов, учебных мотивов.

  • формирование мотивов достижения и социального признания.

  • мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

• Нравственно-этическая ориентация

Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

  • формирование единого, целостного образа мира и разнообразия культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

  • ориентацию в нравственном содержании и смысле как развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

  • знание основных моральных норма (справедливое распределение , взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

  • формирование моральной самооценки;

  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

  • формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни;

  • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

К окончанию учащимися 4 класса в сфере личностных универсальных учебных действий у них должны быть сформированы:

  • Внутренняя позиция школьника;

  • Личностная мотивация учебной деятельности;

  • Ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

МКОУ СОШ №12

с.Кара-Тюбе

Доклад

педагога -психолога МКОУ СОШ №12

с.Кара-Тюбе

Оразбаевой Альбины Динмухамбетовны

Тема :»Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения

ФГОС»

Психологическое сопровождение

целостная, комплексная система взаимодействия психолога с человеком на уровне его субъективных психологических проблем для оказания ему психологической помощи и социальной поддержки. Процесс психологического сопровождения сосредоточен на позитивных сторонах и преимуществах личности, способствует восстановлению веры в себя и свои возможности, повышает устойчивость личности к дестабилизирующим внешним и внутренним факторам. При этом ответственность за принятие решения лежит на самом человеке, а сопровождающий обладает только совещательными правами и учитывает его интересы.

Этимологически понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей. В словаре В. Даля сопровождение трактуется как действие по глаголу «сопровождать», т. е. «провожать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать». В самом общем значении сопровождение – это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути. Сопровождать – значить проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого.

В сфере профессиональной деятельности под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицина, 1997). Это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы; информации о существе проблемы и путях ее решения; выработки плана решения проблемы; первичной помощи на этапе реализации плана решения.

Целью психологического сопровождения в образовании, как указывает И. В. Дубровина, является обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста, т. е. создание условий для полноценного психического развития ребенка на всех этапах онтогенеза. В связи с этим центральным звеном психологического сопровождения выступает психологическая профилактика, заключающаяся в предупреждении нарушений психологического здоровья и прогнозировании возможных отклонений в развитии учащегося. Таким образом, психологическое сопровождение в школе – это движение психолога и педагогов вместе с изменяющейся личностью ребенка, чтобы в случае необходимости своевременно оказать помощь в выборе адекватных способов осознания и использования механизмов регуляции своего поведения и деятельности, а также подобрать оптимальные методы воздействия, коррекции, формирования и становления личности. С этой точки зрения, психологическое сопровождение может рассматриваться как многофункциональный метод преднамеренных изменений различных личностных конструктов.

Н. Л. Коновалова (2000, с. 216) выделяет следующие принципы организации психологического сопровождения школьников:

1. Раннее вмешательство, подразумевающее выявление потенциально проблемных для школьного обучения сторон психического развития ребенка или уже имеющихся минимальных отклонений, так называемой первичной природы, когда дезадаптивные механизмы еще не сформированы.

2. Преемственность в организационной системе психолого-педагогического сопровождения, соответствующая этапам психического развития ребенка. В этом случае процесс возрастного развития оказывается не только под контролем специалиста, но и включенным в систему последовательных взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование адаптационного потенциала при прохождении через кризисные периоды. Кроме того, преемственная организация профилактической работы позволяет отследить эффективность психопрофилактических мероприятий каждого этапа возрастного развития в дальнейшем.

3. Приоритетность психопрофилактических мероприятий для детей с имеющимися минимальными нарушениями. Такие дети должны стать в первую очередь объектами психологического сопровождения.

4. Компетентность специалиста, осуществляющего психологическое сопровождение. Важно, чтобы специалист ориентировался во всех направлениях возможных нарушений развития ребенка, в общей, специальной и педагогической психологии, в детской невропатологии и психиатрии, а также владел знаниями по психической адаптации и дезадаптации школьника.

Из них следует, что на сегодняшний день психологическое сопровождение представляет собой особую форму осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи – патронажа. В отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития учащегося, опору на его собственные возможности, открытие перспектив его личностного роста, создание на этой основе условий для перехода личности и к самопомощи. Результатом психологического сопровождения учащегося в образовательном процессе становится повышение адаптивности, т. е. актуализация способности самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.

Обеспечение качества процесса психологического сопровождения в школе и его результативности достигается за счет: а) наличия системы, включающей диагностический, обучающий, развивающий, контрольный блоки; б) придания мероприятиям психологического сопровождения персонифицированного характера, учитывающего индивидуальные особенности учащегося, его возможности и характер предполагаемых затруднений; в) установления адекватности содержания психологического сопровождения, с одной стороны, требованиям учебной деятельности, а с другой – психологическому портрету адресата; г) использования в качестве методов сопровождения комплекса диагностических, консультативных, тренинговых, информационных и коррекционных процедур; д) ориентации на Я-изменения, на повышение личностной компетентности, обеспечивающей саморазвитие; е) направленности всей системы психологического сопровождения на достижение комплексного результата, выражающегося в достижении успешности личности при сохранении статуса психологического здоровья и результативности учебной деятельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Психологическое просвещение в работе психолога образования

Психологическое просвещение — деятельность психолога, направленная на повышение психологической грамотности клиентов (в нашем случае: участников образовательной среды), и в пределе — психологической культуры общества.

В психологической литературе описываются уровни психологической культуры отдельного человека, сообщества. Б. С. Гершунский, исследуя философские проблемы менталитета в образовании, предлагает следующее структурное и содержательное соотношение понятий «культура» и «компетентность»: первый уровень — грамотность, где представлены предметные знания; компетентность — умения применять знания, культура — ценностно-смысловой уровень образования (см. рис. 2.2). Аналогично можно представить иерархию феноменов психологической культуры в динамике ее развития. Психологическая грамотность — знания о психологических феноменах и закономерностях субъективной психологической реальности человека, обеспечивающие адекватное поведение и взаимодействие; следующий уровень — психологическая компетентность — интегральная характеристика личности, проявляющаяся в способности эффективно использовать психологические знания при решении жизненных задач; и, наконец, уровень психологической культуры — ценностно-смысловой уровень жизнедеятельности.

Феномен компетентности в психолого-педагогических исследованиях рассматривается как включающий в себя несколько структурных компонентов:

  • — готовность к проявлению этого свойства в деятельности, поведении человека;
  • — знание средств, способов, программ выполнения действий, решения типичных и творческих задач, осуществления правил и норм поведения;
  • — опыт реализации знаний, т.е. умения, навыки;
  • — ценностно-смысловое отношение к содержанию деятельности, ее личностная значимость;
  • — эмоционально-волевая регуляция деятельности.

При определении компетентности как цели обучения рекомендуется исходить из модели: компетентен — значит: хочу (мотивационная готовность), знаю как (знания), умею (умения, навык, опыт), могу оценить верность решения, творчески изменить способ действия в соответствии с ситуацией (блок личностных качеств).

Различие между грамотностью и компетентностью — в разном уровне успешности поведения. Знания без ресурсов опыта эффективности, личностных качеств остаются только на уровне осознания, не влияют па деятельность субъекта. Такие же уровни генезиса психологической культуры выделены в исследованиях В. В. Семикина. Основным критерием психологической компетентности В. В. Семикин предлагает считать эффективность и успешность социального взаимодействия.

Рис. 2.2. Иерархия уровней психологической культуры

Высший уровень развития психологической культуры он определяет как «зрелую психологическую культуру, которая служит универсальным психологическим механизмом саморегуляции человека в различных формах социального взаимодействия, обеспечивающим и эффективное, и безопасное, и гуманное взаимодействие с людьми».

Невозможно рассказать о всех потенциальных психологических проявлениях Человека, его взаимодействия с другими, невозможно передать в образовании все умения, необходимые для успешного решения жизненных задач, но базовый уровень ценностного отношения к себе, миру и другому позволит обнаружить, создать эффективный способ поведения в каждой конкретной жизненной ситуации. Поэтому психологическая культура оказывается конечной целью психологического и педагогического образования, а также целью саморазвития личности. При попытке определить основной критерий психологически культурного человека мы выходим на уровень духовных ценностей и личностной зрелости. Это состояние и должно быть аттрактором развития Человека в индивидуальной и культурной реальности существования.

Задача психологического просвещения — помочь людям, неспециалистам в области психологии, в осознании возможных психологических причин трудностей решения жизненных задач: в понимании особенностей психологической реальности межличностных отношений, самоотношения; причин школьной неуспешное™, трудностей в детско-родительских отношениях, способах совладания со стрессом или мотивации на достижение целей. В. Я. Ляудис определяет в качестве цели обучения психологии теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности.

Таким образом, психологическое просвещение осуществляется психологом методами обучения психологическому знанию. Важно понимать, что специфика психологического знания состоит в том, что:

— профессиональные психологические термины описывают феномены, которые имеют свои обозначения на обыденном языке;

это знание легко проверяется на себе, своем жизненном опыте;

  • — оно требует достаточного уровня личностной рефлексии;
  • — оно признает высокую степень уникальности индивидуального человеческого опыта.

В процессе обучения будущие психологи овладевают профессиональной терминологией, для того чтобы общаться в профессиональной среде. Каждый термин определен существенными признаками — такой язык помогает лучше понять, что именно имеет в виду человек, который называет этот термин.

Клиент жалуется, что не может отказать коллегам — в понимании разных психологов-профессионалов речь здесь может идти о недостаточности навыков ассертивности, или низкой самооценке; или ограничивающих убеждениях. В каждом случае выбор профессионального термина, описывающего ситуацию, повлечет за собой определенную методологию: теоретические концепции, результаты эмпирических исследований, предполагаемые методы коррекционно-развивающей работы. За любым понятием и научным термином — целая «обойма» научной информации. Поэтому для профессионального общения психологов крайне справедливо высказывание: «как вы лодку назовете, так она и поплывет».

Таким образом, в процессе профессионального становления психолог сначала учится обозначать на профессиональном научном языке феномены человеческого жизненного опыта, а затем, в практике психологического просвещения, наоборот: ему приходится переводить с научного языка на язык обыденного сознания, язык клиента.

В качестве примера хочется привести шуточный пример: на своем капустнике психологи «перевели» текст народной песни на профессиональный язык, и вот что получилось.

Текст народной песни

Психологический текст

Ой, цветет калина в поле у ручья. Парня молодого полюбила я.

Парня полюбила на свою беду:

Нс могу открыться, слов я нс найду.

Вянет, пропадает психика моя:

Сложного субъекта полюбила я.

Па мои признания слова не найдет,

В плане семантическом сгинет, пропадет.

Он живет, не зная ничего о том,

Что одна дивчина думает о нем.

У ручья с калины опадает цвет,

А любовь девичья не проходит, нет.

Он такой прегнантный, без дурных манер. Как его увижу — скачет К ГР.

Мой объект аттракции, посочувствуй мне: У меня фрустрация по твоей вине.

А любовь девичья с каждым днем сильней.

Как же мне решиться рассказать о ней? Я хожу, не смея волю дать словам. Милый мой, хороший, догадайся сам

Мы с тобой не пара на беду мою:

Чуть пониже среднего у меня IQ.

И по Келли мы с тобой тоже нс родня: Ты в конструкт свой личностный не включил меня

Психологическое знание легко проверяется на себе, своем жизненном опыте. Отсюда, следующая содержательная особенность просвещения: психолог должен владеть феноменологией жизненного опыта, который появляется в ходе личностной рефлексии опыта переживания трудных ситуаций и рефлексивного анализа опыта окружающих людей, клиентов. Когда, описывая научную психологическую закономерность, психолог иллюстрирует это узнаваемой каждому человеку феноменологией переживания и жизненными ситуациями, то здесь и возникает та ситуация узнавания себя в психологическом знании. Если такой возможности у человека — адресата психологического просвещения — нет, то психологическое знание не узнается, не понимается и не принимается. После хороших психологических текстов, написанных профессиональными психологами, люди откликаются словами: «словно про меня написано!» или «тут обо мне!».

Примером качественного художественного текста, описывающего феноменологию переживания, могут быть рассказы Евгения Гришковца: «…Впереди были два с половиной года. Но они казались бесконечными. Я почувствовал, что это все навсегда. И даже не корабль и служба… А все это… Все это… Жизнь, наполненная какими-то обязанностями, занятиями, делами и людьми. Мне нужно будет жить среди и вместе со всеми людьми. Почему я раньше делал это и жил среди людей, но никогда не думал, что мне приходится это делать. А этот корабль, эту форму, которую я ношу, эту еду, которую я ем, правила, уставы, законы и даже слова придумали другие люди. А они ведь другие. Они другие! Они даже не то что нс такие, как я, они просто не я! И так было, и так будет. Так я и буду жить…»

Еще один пример популярного психологического текста.

Какие могут быть выходы в ситуации, когда цели есть, стремления к движению есть, но они совершенно невозможны, блокированы? Можно остановиться и подумать о том, что происходит и подождать, и еще больше — можно вернуться назад: на то плато, с которого взобрались на этот склон, который оказался слишком сложным. Что значит — остановиться?

Ассоциативный ряд, который возникает но отношению к этому слову: остаться, не успеть, опоздать, уйти, выпасть, смятение и пр. То есть, ожидание — это такой нервный процесс, когда чувствуешь себя в западне: ни вперед, ни назад. И все время мысли про текучесть времени, про бесполезность и бессмысленность его течения, как песок сквозь пальцы… Таким образом, есть два варианта переживания ситуации ожидания на пути жизненных стремлений: напряженное, нервное, с чувством бессмысленности потери времени и с ощущением внутренней остановки; и ожидание, наполненное смыслом, осознанности происходящего с тобой, открытости себе и миру. Такое позитивное ожидание является погружением в смыслы жизни, ее самую суть. Словно в сосновом бору — смотришь на вековые деревья и внутренне замираешь, чувствуя, что на самом деле всему свое время… Есть другое измерение времени-пространства: внутреннее. И эти часы идут по своему ритму. Важно остановиться и почувствовать их ход. Позволить себе это. Эго ожидание есть замирание в предвкушении Чуда. И так здорово уже сейчас, и неважно, что случится потом.

Есть такое правило самопомощи на водах: если попал в водяную воронку — нужно не пытаться выплыть (все равно затянет), а нырнуть в самую глубину и вынырнуть в другом месте. Позитивное ожидание — это такое заныриванис в самую суть ситуации невозможности движения, невозможности реализации целей в данный момент, чтобы почувствовать «верчение воронки жизни» и вынырнуть в другом ее смысле и с другими ресурсами.

Для того, чтобы человек мог узнать себя в психологической феноменологии в ходе психологического просвещения, требуется достаточный уровень личностной рефлексии. Поэтому просвещение возможно только с подросткового возраста и старше; младших школьников и дошкольников можно только обучать отдельным словам, обозначающим психологические явления, и наблюдению этих явлений у окружающих людей.

И последняя трудность, которая может возникать в ходе психологического просвещения — возражения слушателей относительно того, что их конкретный случай отличается от общей закономерности. Это следствие того, что высока степень уникальности индивидуального человеческого опыта. Общие закономерности часто проявляются через очень индивидуальные феномены, за которыми их не видно. Но и благодаря тому, что каждый человек уникален по-своему, ни один не укладывается полностью в общие рамки.

Получается очень интересный парадокс: каждый человек уникален и поэтому процесс познания другого бесконечно интересен, но в каждом уникальном случае можно заметить общую психологическую закономерность.

Виды просветительской деятельности в образовательном учреждении: контактное, дистантное. Контактное — при непосредственном контакте психолога и клиента, клиентов (участники образовательного пространства). Дистантное подразумевает, что контакт опосредован: печатные тексты, видео-, аудиозаписи.

Формы просвещения в образовании: информационные стенды психологической службы в образовательном учреждении, в общежитии (в вузах); публикации статей в школьных и студенческих газетах, на страницах интернет-ресурсов (сайт образовательного учреждения, социальные сети), просветительские лекции, обсуждения, дискуссии, социальные акции, конкурсы, родительские собрания, педагогические советы, конференции, консилиум.

В просветительской деятельности могут использоваться социальные (iсоциально-педагогические) технологии, которые направлены на создание условий повышения психологической грамотности.

К таким технологиям относятся следующие.

  • 1. Технологии организации просветительских акций.
  • 2. Технологии организации конкурсов (например, конкурсов социальной рекламы против употребления психически активных веществ или рекламы за здоровый образ жизни).
  • 3. Технологии проведения просветительских лекций.
  • 4. Технологии проведения культурно-досуговых мероприятий.
  • 5. Технологии психолого-педагогического сопровождения профессионального и личностного становления студентов.
  • 6. Технологии привлечения к участию в программах профилактической деятельности родственников и непосредственного окружения студентов.
  • 7. Информационные социальные технологии размещения информации в интернет-пространстве (социальных сетях).

Педагогические и лингвистические компетенции психолога в образовании. Таким образом, психолог образования в просветительской деятельности, помимо багажа активного психологического знания, психологической компетентности, должен владеть литературными навыками — для написания качественного текста и ораторским мастерством — для продуктивного публичного выступления.

Остановимся подробнее на психолингвистических компетентностях психолога в просветительской деятельности. Они включают в себя:

  • — научное психологическое знание, в том числе психолингвистику;
  • — знание теории и методов дистантного психологического консультирования;
  • — филологические знания (семантика, стиль текстов, виды психологических статей и т.д.);
  • — умения, связанные с определением специфики и тематики создаваемых психологических текстов, написанием научно-популяных статей, комментированием других текстов в Интернете, правильным реагированием на агрессивное поведение пользователей интернет-среды, интерпретацией и переложением научных теорий, навыками библиотерапии и дистантного консультирования.

Структура популярной или научно-популярной статьи может быть такой:

  • 1) постановка проблемы (вопрос клиента, описание проблемной ситуации);
  • 2) описание феноменологии переживания проблемы. Примеры из культурных текстов (в том числе притчи, поговорки, песни, сказки и пр.);
  • 3) варианты разрешения проблемы, которые используют чаще всего (здесь принято писать о непродуктивных способах);
  • 4) рекомендации о продуктивных способах совладания.

В научно-популярной статье при раскрытии решения проблемы необходимо приводить описания экспериментов, в ходе которых эти решения были обнаружены.

(См. задание 22 к гл. 2.)

Специализации, которые являются смежными с этим блоком компетентности — практический психолог, филолог (писатель).

Интернет является одним из основных источников психологического знания. Научно-популярная психология в Интернете представлена таким образом:

  • — популярные сайты — библиотеки;
  • — авторские сайты, сайты психологических центров;
  • — блоги психологов-консультантов;
  • — электронные СМИ (специализированные);
  • — популярные журналы и посты на информационных сайтах.

Всю информацию, которую можно найти в Интернете и в продукции книгоиздательства, можно разделить на научную, научно-популярную и популярную. Научно-популярных статей но психологии очень мало. Чаще всего это статьи по задачам психологического консультирования и статьи для родителей. Можно рекомендовать два наиболее качественных научно- популярных журнала по психологии: «Psychologies», «Наша психология». Они существуют как в печатном, так и в электронном виде.

Основные содержательные недостатки популярных психологических текстов:

— сообщение личного опыта вместо научно-обоснованного;

смешивание профессиональных и личных ценностей: от имени про- фессионала-психолога сообщаются частные оценки и даются сомнительные советы;

  • — фрагментарность изложения, как феноменологии проблемы, так и рекомендаций по ее разрешению;
  • — использование в популярных статьях психологической профессиональной терминологии, что делает их недоступными для понимания широких масс;
  • — отсутствие четкой ориентации на клиентскую группу: если на стенде в школе будет висеть статья, в которой будут даваться рекомендации сразу и родителям, и учителям, то, скорее всего, ни одни, ни другие ее не прочитают;
  • — языковые, семантические ошибки.

Самые простые советы тем психологам, которые хотят научиться писать популярные психологические тексты.

  • 1. Сначала собирайте информацию для статьи и только потом пишите.
  • 2. Наличие плана поможет собраться с мыслями и не отвлекаться.
  • 3. Если вы долго пишете статью, это сигнал о том, что вы недостаточно осведомлены в теме. Лучше потратить еще час на сбор информации.
  • 4. Читайте издания того формата, в котором чаще всего пишете. Легкий слог и запоминающийся стиль заразны, перенять их у коллег на интуитивном уровне можно, если много читать.

{См. задание 23 к гл. 2.)

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *