Планирование работы психолога

Планирование работы психолога

Планирование работы психолога состоит из перспективного плана на учебный год, месячного .календарного плана, ежене­дельных планов текущей работы и ежедневного рабочего плана.

Перспективный план работы психолога отражает стратегию пси­хологической службы образовательного учреждения: цели и зада­чи психологического сопровождения естественного развития де­тей; выявление психологических причин трудностей развития, связанных с неэффективностью педагогического процесса; опре­деление направлений педагогических экспериментов. Этот план обязательно соотносится с перспективными планами учреждения (школа, детский сад), представляется педагогическому совету и Утверждается руководителем учреждения.

Календарные планы помогают практическому психологу в пол­ном объеме реализовать свои функции. Чтобы регулировать вы­полнение своих функциональных обязанностей, психологу удоб­нее в календарном плане-сетке предусматривать доминирующие виды деятельности, например:

понедельник — психодиагностика (психодиагностические про­цедуры и обработка результатов исследований);

вторник — психологическое консультирование («телефон до­верия», индивидуальное и семейное консультирование);

среда — психопрофилактика и психокоррекция (проведение кор-рекционно-развивающих занятий с детьми, психологической гим­настики, сеансов психотерапии, групп личностного роста, тре-нинговых групп);

четверг — психологическое информирование педагогов и ро­дителей (проведение семинаров для педагогов, лекторий для ро­дителей, психолого-педагогические консилиумы, педсоветы, ко­ординационные совещания);

пятница — методическая работа, самообразование (подготовка докладов, лекций, бесед, программ тренингов и коррекционно-развивающих занятий, изучение новых технологий, повышение профессиональной и личностной компетентности).

В плане-сетке на неделю, который составляется на основе пер­спективного и календарного планов и учета психологических за­просов клиентов, заявок администрации и педколлектива, отра­жается все содержание деятельности психолога, спланированное на конкретные дни недели и часы.

В ежедневных планах работы отмечаются конкретные виды дея­тельности и формы работы с учетом нормозатрат рабочего време­ни, предусмотренных нормативными документами.

Требования к плану работы педагога-психолога учреждения об­разования. При составлении плана необходимо учитывать:

цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения;

приоритет прав и интересов ребенка;

нормы расхода времени на каждый вид деятельности.

План должен включать следующие разделы:

название направлений (психодиагностическая работа, консуль­тативная работа, психокоррекционная работа, информационная работа, методическая работа) и форм деятельности (уроки пси­хологии, факультативы, тренинги, коррекционные группы, бе- I седы, консультации, психолого-педаТогические консилиумы);

сроки их выполнения;

ответственные лица;

предполагаемые результаты.

При планировании своей работы психологу необходимо знать особенности этого процесса и его принципы.

Необходимо учитывать, что планируемые на любой период вре­мени дела должны занимать только 60% времени, оставляя ре­зерв. В течение дня следует выделять приоритеты, которые лучше выполнять в наиболее плодотворное и удобное время.

Принцип Паре/по (соотношение 80/20) применительно к рацио­нальному использованию времени означает, что 80 % конечных результатов достигаются только за счет 20 % потраченного време-

ни, тогда как остальные 20 % итога поглощают 80 % рабочего вре­мени.

В соответствии с принципом Эйзенхауэра необходимо основное внимание в своей работе уделять наиболее важным делам, а менее важные по возможности делегировать другим людям, даже если они являются срочными.

Планирование работы предусматривает наличие хронометража и графика рабочего времени психолога.

График — распределение видов профессиональной деятельно­сти практического психолога соответственно дням рабочей неде­ли по хронометражу .

Хронометраж — совокупность временных норм, регламенти­рующих выполнение различных видов психологической деятель­ности, исходя из среднего показателя затрат времени. Средняя норма времени в ме-сяц составляет 144 рабочих часа — по 36 ч в неделю, из которых 12 ч являются методическими (изучение ли­тературы, освоение новых психологических технологий, участие в региональных научно-практических мероприятиях, коллегиаль­ное консультирование, работа со специалистами-смежниками, оформление документации и т.д.). •

При планировании работы на месяц психологу желательно раз­работать и довести до сведения всего школьного коллектива пол­ную циклограмму его деятельности на месяц. Возможно составле­ние циклограммы на год, предусматривающей важнейшие психо­логические мероприятия.

Формы учета деятельности и отчетность педагогов-психологов. Педагоги-психологи, работающие в образовательных учрежде­ниях различного типа и вида, в частности для детей, нуждаю­щихся в психолого-педагогической и медико-социальной помо­щи (центре), ведут учет проводимой работы по следующим фор­мам:

1. Анализ выполнения плана работы педагога-психолога образова­тельного учреждения (соответствие планируемого и реально вы­полненного, объяснение причин невыполнения, результативность проводимой’работы по критериям достижения планируемых це­лей, соотношение временных затрат и усилий к результату рабо­ты и удовлетворенности клиента).

2. Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования:

Цель и задачи исследования;

сроки проведения исследования;

объект исследования;

предмет исследования;

выдвигаемые гипотезы (предположения);

ход исследования;

используемые методы;

результаты и выводы исследования; рекомендации по результатам исследования. 3. Журнал консультаций психолога:

Дата

Время

Возраст

По вол обращения

Проб­лема

Результаты консультации

Консуль­тант

Приме­чания

4. Журнал учета групповых форм работы:

Список

участников

Тема группового занятия

Даты встреч

Отметки о

посещениях

Ведущий

Примечание

5. Программа работы педагога-психолога с группой: психологическая характеристика группы;

цель и задачи программы; объекты и предметы психологической работы; содержание работы (конкретные темы занятий); планируемые результаты работы психолога.

6. Коррекционная карта — развернутая картина психологических воздействий с определением стратегии и тактики:

исходные данные о ребенке;

исходная проблематика;

тип и форма коррекционных воздействий;

средства коррекционных воздействий;

рекомендации педагогам и родителям по-организации режима жизнедеятельности ребенка на протяжении коррекционных занятий;

динамика психологических изменений в ходе коррекционных занятий;

выпускающая характеристика с общими рекомендациями.

7. Программа коррекционно-развивающих занятий: психологическая характеристика группы;

цели и задачи программы;

объект и предмет коррекции;

этапы реализации программы (тематический план);

планируемые результаты-(в терминах развития личности).

8. Психологическая характеристика ребенка: отражает тот или иной аспект психического развития; позволяет составить психологический портрет ребенка либо

возрастной группы в целом;

отражает индивидуальные особенности развития ребенка, т.е. особенности развития различных сфер личности и различных пси­хических процессов;

приводит к выводам о недостатках, пробелах, девиациях разви­тия либо о возможностях, способностях, одаренности личности;

составляется в свободной, творческой форме.

9. Психологическое заключение:

общие характеристики возрастного развития на основе особен­ностей психофизического и психофизиологического характера:

познавательное развитие;

личностно-эмоциональное развитие;

коммуникативное развитие;

детская компетентность;

готовность к школе (или характеристика учебной деятельности);

общий вывод и рекомендации (приложение 3).

Планирование — это важнейший, предопределяющий этап работы психолога. Качественный план — лицо специалиста и ру­ководство к действию. Он позволяет психологу избавиться от хао­тичности и бессистемности в его работе.

Рабочее время педагога-психолога образовательного учреждения

В соответствии с «Положением о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений», утвержденным приказом Минобразования России от 01.03.2004г. № 945 режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах одной ставки при пятидневной рабочей недели составляет 36 часов в неделю. Таким образом, рабочий день психолога с учетом 30 минутного перерыва на обед составляет 7 часов 42 минуты.

В пункте 8.1 данного Положения прописано, что «выполнение индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса составляет не менее половины недельной продолжительности рабочего времени, т.е. 18 часов. Остальное рабочее время тратится на подготовку к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработку и анализ полученных результатов, заполнение отчетной документации, а также для повышения своей квалификации». И далее «Выполнение указанной работы (подготовка, анализ и пр.) педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами по согласованию с администрацией».

Согласно постановлению № 65 Минтруда России 29.12.92г., количество общего рабочего времени в течение года при 36-часовой рабочей неделе, составляет примерно 1800 часов, или 160 часов в месяц (с учетом отпускного времени). Необходимо знать количество рабочих часов именно в месяц, а не в неделю, так как не каждую неделю психолог выступает на педсовете, родительском собрании или участвует в консилиуме. Рассмотрим, как рабочее время педагога-психолога распределяется в соответствии с видами деятельности.

Ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога по видам деятельности

ВИДЫ РАБОТ

Время на один прием (мероприятие)

Общее время в месяц

Время на подготовку или анализ

Общее время в месяц

Индивидуальное психологическое обследование

1-1,5 часа

15 часов

0,5-1 час

10 часов

Групповое психологическое (скрининговое) обследование

1-1,5 часа

3 часа

3-3,5 часа

7 часов

Индивидуальная консультация

1-1,5 часа

15 часов

0,3 часа

3 часа

Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие

0,5-1,5 часа

15 часов

0,3 часа

3 часа

Групповое развивающее и коррекционное занятие

1-1,5 час

20 часов

1 час

20 часов

Просветительская работа

0,5-1,5 час

4 часа

0,5 часа

2 часа

Экспертная работа

2,5-3 часа

3 часа

2 часа

Организационно-методическая работа

7 часов в неделю

28 часов

ВСЕГО

75 часов

75 часов

При составлении таблицы были использованы «Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работ практического психолога образования», принятые на коллеги Министерства Образования РФ «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ» (решение № 7/1 от 29.03.95).

В таблице общее рабочее время психолога представлено как основное и подготовительное. Согласно нормативам, эти части равноценным по астрономическим часам. Основное рабочее время составляет не менее половины, т.е. примерно 80 часов в месяц. Его предусмотрено использовать на консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую, профилактическую, просветительскую и экспертную работу с учащимися, родителями и педагогами, как в индивидуальной, так и в групповой формах.

Вторая же половина времени (еще 80 часов в месяц) приходится на обработку и анализ полученных результатов, заполнение документации, организационную и методическую работу.

В связи с тем, что организационно-методическая работа является не менее важным направлением деятельности необходимо уточнить, что именно может быть отнесено к организационно-методической работе:

  • анализ и планирование деятельности в целом;
  • анализ научной и практической литературы для подбора инструментария и разработки развивающих и коррекционных программ;
  • участие в научно-практических семинарах, конференциях, посещение совещаний и методических объединений, курсов повышения квалификации;
  • оформление кабинета.

Такая, незаметная на первый взгляд, работа является необходимой и при этом существенным образом поглощает время специалиста. Не учитывать ее нельзя. При составлении годового или текущего плана, необходимо всегда планировать данную работу.

Время, затраченное на исполнение того или иного вида работы, может варьироваться в зависимости от причин обращений к психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и других особенностей обращающегося.

Кроме того, в соответствии с запросами образовательного учреждения, сочетание вида работы и количества рабочего времени на его выполнение может меняться. Если на какой-то вид деятельности запрос не предъявляется, то освободившееся время распределяется по усмотрению психолога и согласованию с администрацией на другие, более необходимые виды работы.

По таблице легко определить количественные показатели деятельности педагога-психолога. В среднем в нашем случае они составляют за 10 месяцев работы (учебный год):

  • Диагностика индивидуальная: 150 – 170 обследований;
  • Диагностика групповая: 20 групп;
  • Консультирование: 150-170 приемов;
  • Развивающие и коррекционные занятия
    индивидуальные: 150 – 170 занятий;
    групповые: 200 – 240 занятий.
  • Просветительские мероприятия: 20 мероприятий;
  • Экспертные мероприятия: 10 мероприятий.

Такова реально осуществимая нагрузка педагога-психолога в образовательном учреждении, дающая эффективные результаты при работе со 150- 170 учащимися, в зависимости от наполняемости это 5-8 классов.

О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений Рекомендации Минобразования РФ профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 января 2001 г № 20-58-196/20-5/ Об отпусках работников общеобразовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций Постановление Правительства РФ от 13.09.94 №1052, введено в действие приказом №360 Минобразования РФ. Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений Приказ Минобразования РФ от 27 марта 2006 г. N 69.

Какова рабочая нагрузка педагога-психолога ДОУ?

Подскажите, пожалуйста, существует ли в настоящее время документ, регламентирующий количество групп на ставку педагога-психолога ДОУ (кроме временной нагрузки в 36 часов в неделю). Я отталкиваюсь от 12 групп на ставку, но не помню, из какого документа эта цифра. Сейчас нужна эта информация.

Ирина

Добрый день!

Ирина, в соответствии с

Постановлением Минтруда РФ от 21.04.1993 N 88
«Об утверждении Нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)» рекомендовано на каждые 3 группы 0,25 шт. ед. педагога-психолога.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536

«Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (п. 8.1)

Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей
недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с
учетом:

выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками
образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками
образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных
результатов консультативной работы, заполнения отчетной документации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в организации, так и за ее пределами.

Удачи Вам!

План-график работы педагога-психолога в ДОУ на неделю

Шмырёва Елена
План-график работы педагога-психолога в ДОУ на неделю

В практической работе педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении большое значение имеет правильное планирование работы и распределение рабочего времени. Именно правильное и оптимальное распределение рабочего времени с учетом установленных норм, как правило, вызывает наибольшие трудности при планировании деятельности педагога-психолога.

В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой педагог-психолог может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: консультативную, развивающую, коррекционную, диагностико-аналитическую, экспертно-консультационную, учебно-воспитательную, профилактическую, культурно-просветительскую и организационно-методическую.

Нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, при этом работу педагога-психолога можно разделить на две группы видов деятельности:

• к I группе видов деятельности педагога-психолога относится непосредственная индивидуальная, групповая, профилактическая, диагностическая, коррекционная, развивающая, учебно-воспитательная, культурно-просветительная, профилактическая, экспертно-консультационная работа.

• ко II группе видов деятельности педагога-психолога относится подготовка к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, обработка, анализ, обобщение полученных результатов, подготовка к профилактической и экспертно-консультационная работе, заполнение аналитической и отчётной документации, организационно-методическая работа, повышение квалификации, самообразование.

На каждую из указанных групп деятельности отводится по 18 часов рабочего времени в неделю соответственно.

Ниже приводится примерный План-график работы педагога-психолога в ДОУ на неделю.

План-график составлен с учетом норм:

1. Приказа Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. N 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», зарегистрированного в Минюсте РФ 1 июня 2016 г., регистрационный N 42388.

2. Письма Минобразования РФ от 24 декабря 2001 г. N 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».

План-график составлен с учетом режима дня:

• Обед обучающихся: 12.00-13.00

• Сон обучающихся: 13.00-15.00

• Обед педагога-психолога: 13.00-14.00

План-график работы педагога-психолога на неделю

Понедельник

9.00-10.00 (1 час)

Подготовка к занятиям.

Подготовка к психологическим обследованиям.

Группа вида деятельности II

10.00-11.00 (1 час)

Групповое коррекционно-развивающее занятие с обучающимися младшей группы.

Группа вида деятельности I.

11.00-12.00 (1 час)

Индивидуальное психологическое обследование.

Группа вида деятельности I.

12.00-13.00 (1 час)

Анализ результатов обследования.

Заполнение документации.

Группа вида деятельности II.

14.00-15.00 (1 час)

Организационно-методическая работа.

Группа вида деятельности II.

15.00-16.30 (1,5 часа)

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

Группа вида деятельности I.

16.30- 17.30 (1 час)

Организационно-методическая работа.

Повышение квалификации. Самообразование.

Группа вида деятельности II.

Итого: 7,5 часа

По группе I – 3,5 ч.

По группе II – 4 ч.

Вторник

9.00-10.00 (1 час)

Подготовка к занятиям.

Подготовка к психологическим обследованиям.

Группа вида деятельности II.

10.00-11.00 (1 час)

Групповое психологическое (скрининговое) обследование.

Группа вида деятельности I.

11.00-12.00 (1 час)

Групповое коррекционно-развивающее занятие с обучающимися средней группы.

Группа вида деятельности I.

12.00-13.00 (1 час)

Анализ результатов обследования.

Заполнение документации.

Группа вида деятельности II.

14.00-15.00 (1 час)

Индивидуальные консультации для педагогов.

Просветительская работа

Группа вида деятельности I.

15.00-15.30 (0,5 часа)

Психолого-профилактическая работа

Группа вида деятельности I.

15.30-16.30 (1 час)

Индивидуальное психологическое обследование.

Группа вида деятельности I.

16.30-17.30 (1 час)

Анализ результатов обследования.

Организационно-методическая работа.

Группа вида деятельности II.

Итого: 7,5 часа

По группе I – 4,5 ч.

По группе II – 3 ч.

Среда

8.00-9.00 (1 час)

Подготовка к занятиям.

Подготовка к психологическим обследованиям.

Группа вида деятельности II.

9.00-10.30 (1,5 часа)

Групповое коррекционно-развивающее занятие с обучающимися старшей группы.

Группа вида деятельности I.

10.30-11.30 (1 час)

Индивидуальное психологическое обследование.

Группа вида деятельности I.

11.30-12.00 (0,5 часа)

Анализ результатов обследования.

Заполнение документации.

Группа вида деятельности II.

12.00-13.00 (1 часа)

Организационно-методическая работа.

Группа вида деятельности II.

14.00-15.00 (1 час)

Индивидуальные консультации для педагогов.

Профилактическая работа.

Группа вида деятельности I.

15.00-16.00 (1 час)

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

Группа вида деятельности I.

16.00-16.30 (0,5 часа)

Повышение квалификации.

Самообразование.

Группа вида деятельности II.

Итого: 7,5 часа

По группе I – 4,5 ч.

По группе II – 3 ч.

Четверг

9.30-10.30 (1 час)

Подготовка к занятиям.

Подготовка к психологическим обследованиям.

Группа вида деятельности II.

10.30-12.00 (1,5 часа)

Групповое коррекционно-развивающее занятие с обучающимися подготовительной группы.

Группа вида деятельности I.

12.00-13.00 (1 час)

Организационно-методическая работа.

Заполнение документации

Группа вида деятельности II.

14.00-15.00 (1 час)

Подготовка к экспертно-консультационной и профилактической работе с педагогами, родителями.

Группа вида деятельности II.

15.00-16.00 (1 час)

Индивидуальное психологическое обследование.

Группа вида деятельности I.

16.00-17.00 (1 час)

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

Группа вида деятельности I.

17.00-18.00 (1 час)

Индивидуальные консультации для родителей

Группа вида деятельности I.

Итого: 7,5 часа

По группе I – 4,5 ч.

По группе II – 3 ч.

Пятница

8.00-9.00 (1 час)

Подготовка к экспертно-консультационной и профилактической работе с педагогами, родителями.

Группа вида деятельности II.

9.00-10.00 (1 час)

Экспертная работа

Группа вида деятельности I.

Почему психолог в саду просто так получает зарплату

Я работаю в детском саду по специальности педагог-психолог совсем недавно, меньше года, но довольно часто среди молодых воспитателей (и не только молодых) возникают вопросы о том, почему я не работаю с их группой. И ведь не просто вопросы: в них чувствуется доля обиды, обделённости и недовольства. Вероятно, не только в моём саду возникают подобного рода вопросы, поэтому я решила написать статью.

Работа педагога-психолога в детском саду строится по определённому режиму, о котором воспитатели даже не догадываются или стесняются спросить. Начнём сначала. Норма рабочих часов это 36 часов в неделю, (7 часов в день), из них примерно 4 часа на консультации для родителей в неделю, 2 часа на консультации для воспитателей. Следует учесть, что педагог-психолог не может брать к себе детей во время занятия физ. культурой, музыкой, так как эти занятия входят в образовательную программу ДОУ, а так же во время приёма пищи. Так же не имеет права отрывать детей во время прогулки. Но здесь есть исключения в виде срочности индивидуального занятия (к примеру, диагностика ребёнка по поводу ПМПК), т.к. берётся один ребёнок, а не целая группа и всего лишь один раз.

А если ставка психолога меньше целой ставки (простите за тавтологию), то рабочее время закономерно меньше. Поэтому выходит, что время, когда может психолог заниматься с ребятами весьма и весьма ограничено. У меня, например, ставка 0,75, и есть всего один час в день на индивидуальные занятия и ещё один час на групповые.

К сожалению, воспитатели забывают, что в детском саду есть и другие группы, кроме их собственной. За неделю нереально поработать качественно со всеми группами, учитывая то, что один день в неделю посвящён полностью работе с документами. Поэтому работа выстраивается таким образом, чтобы за год психолог мог поработать со всеми группами. К примеру: весь сентябрь и октябрь – работа с ясельными группами по облегчению адаптационного синдрома + с подготовительной группой проводится диагностика школьной готовности. Затем ноябрь-декабрь – с младшими группами развиваем мелкую моторику, изучаем цвета и фигуры. После — январь-февраль – со средними группами развиваем эмоциональный интеллект, воображение, мышление и память. Март-апрель-май – написание отчёта и со старшими группами проводится диагностика готовности к школе.

Параллельно ведётся индивидуальная работа с детьми по запросам родителей и воспитателей. Кроме этого психолог может вести в саду бесплатные кружки, семинары для родителей и воспитателей и пр., пр.

Могу предположить, что в школе работа психолога, в сущности, выглядит примерно так же, как я описала выше на примере детского сада. Надеюсь, что моя статья помогла кому-то или даже смогла открыть глаза.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *