Конспект занятия по рисованию в средней группе «Маленький гномик»

Ольга Зиновик
Конспект занятия по рисованию в средней группе «Маленький гномик»

Непрерывная образовательная деятельность в форме игровой ситуации по изобразительной деятельности в средней группе

на тему «Маленький гномик».

Программные задачи. Учить детей передавать в рисунке образ маленького человечка — лесного гномика,составляя изображение из простых частей: круглая головка, конусообразная рубашка, треугольный колпачок, прямые руки, соблюдая при этом в упрошенном виде соотношение по величине. Закреплять умение рисовать красками и кистью. Подводить к образной оценке готовых работ. Воспитывать интерес к занятиям по рисованию.

Демонстрационный материал: картинки с изображением гномов, колокольчик, следы гнома.

Раздаточный материал: альбомные листы, гуашь, кисти (белка №3, непроливайка с водой, салфетка, клей карандаш, сухие листики измельчённые.

Методические приемы: беседа – диалог, игра, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, подведение итогов.

Ход.

I. Организационный момент.

— Ой, ребята, посмотрите. Что это? (Следы).

— А как вы думаете большой или маленький человек их оставил? (Маленький). Почему вы так думаете?

— Внимательно посмотрите своими зоркими глазками вокруг, может быть ещё где-нибудь есть такие же следы.

II. Дети садятся за столы. На доске гном без лица.

Игра-самомассаж «Нарисуем гному лицо».

— Ребята из каких геометрических фигур сделан гном? (Круг, большой треугольник, маленький треугольник, полоски или прямоугольники).

У вас на столах тоже есть такие фигуры и вы из них можете сложить своего гномика на половинке белого листа. Попробуйте, сложите, а я вам расскажу стихотворение про гномика.

Стихотворение И. Евдокимова

На опушке старый дом, в нем живет веселый гном

Иногда он так хохочет, словно где – то грянул гром.

Как увидит все большое рассмеётся: «Что такое?

Я такого не видал, потому что ростом мал».

Днем обычно гном играет, ночью звезды зажигает –

Для него это пустяк! Вот так гном! Какой чудак!

Лес – одна его семья, звери – лучшие друзья,

Вот бы мне с ним подружиться! Может, гномом стану я?

Физминутка.

Гномик, гномик потянулся

Рас – прогнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Колокольчик не нашёл.

Что б колокольчик нам достать,

На носочки надо встать.

Самостоятельная работа.

А теперь давайте сядем за столы, и нарисуем своих лесных маленьких человечков – гномов.

Вызываю по желанию одного ребенка к доске для показа, и вместе с ним рисую гномика: голову (кружок) и колпачок (треугольник) рисует ребенок, а конусообразную рубашку, руки (полосочки) рисуем вместе.

Пальчиковая гимнастики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Наши пальца будут рисовать.

Разомнём их, разогреем,

Рисовать нам будет веселее.

После все дети рисуют гномов на своих листочках. В конце детям предлагается украсить работу с помощью сухих листиков. Дети рисуют под музыку Екатерины Семеновны «Маленький гном».

III. Подведение итога. Рассматриваем и радуемся получившимся рисункам.

Познавая и исследуя мир, дети непременно хотят отобразить свои впечатления о нём в разных видах деятельности: игровой. изобразительной, музыкальной. Особый интерес у них вызывают добрые и весёлые герои сказок. Выбирая для рисования в средней группе тему «Маленький гном», воспитатель способствует повышению заинтересованности детей, обеспечивает активность и позитивный эмоциональный настрой малышей в течение всего занятия.

Подготовка к рисованию на тему «Маленький гномик»

Эстетическое воспитание ребёнка — важная образовательная цель работы детских садов. Лепка, аппликации, рисование — «три кита» её реализации. В списке видов изобразительной деятельности особое место занимает именно рисование, так как оно позволяет проявиться талантам малыша наиболее ярко. Дети пятого года жизни очень любят рисовать сказочных героев, забавных человечков, своих воображаемых друзей. Способности к этому виду искусства у детей находятся в большинстве случаев на уровне, недостаточном для самостоятельного и полного воплощения замысла, но определённые навыки и умения уже сформированы.

Добрый гном — любимый сказочный персонаж детворы

Дошкольники умеют использовать простые шаблоны, разукрашивать элементы рисунка разными цветами, не выходя за контур, дорисовывать мелкие детали, пользоваться штампами и некоторыми материалами для нетрадиционного рисования. Так что на плечи воспитателя ложится задача подобрать не только тематику, но и подходящую технику, помочь дошкольникам освоить разные приёмы для того, чтобы каждый из них мог почувствовать себя успешным творцом.

В средней группе рисунок на тему «Маленький гномик» чаще всего включает в себя работу с трафаретом или шаблоном. Малыши рисуют с их помощью геометрические фигуры, из которых состоит образ (либо весь, либо частично). Возможен также вариант рисунка с натуры, когда перед каждым малышом стоит гномик, игрушка или поделка из простейших форм.

Дети могут рисовать гнома с натуры, изображая игрушку или поделку

Такой вариант изобразительной деятельности наиболее приемлем из-за места занятия в учебном плане (в первом семестре, когда отрабатываются знания простых геометрических фигур и добавляется изучение конуса, или накануне новогодних праздников, когда готовятся карнавальные костюмы). Тем не менее маленьким творцам уже открывается определённая самостоятельность в рисунке, касающаяся выбора цветовой гаммы образа или выражения лица героя (весёлый гном или грустный, серьёзный).

Подбор материалов для рисования

Нелюбовь многих ребят к рисованию связана именно с тем, что первые опыты изображения картин окружающего мира были выполнены не теми материалами. Точнее, карандашами или акварелью.

Что касается карандашей, то в 3–4 года карапузы могут обводить ими трафареты (только простых форм). Делать наброски «из головы», не имея образца перед глазами, им сложно. Другими словами, рисование в средней группе — это раскрашивание обведённых карандашом фигур или простой рисунок с натуры. А вот акварель и вовсе не подходит для занятий. Она набирается на кисть неравномерно, на бумагу ложится неровно, растекается. И тем не менее её часто используют в детских садах, так как стоимость этих красок ниже гуаши.

Профессиональные художники считают владение акварелью высшим проявлением мастерства. Детям пятого года жизни оно недоступно.

К слову, не рекомендуются на занятиях и фломастеры, которые не дают чувства цвета (оттенок темнее-светлее ими не сделать и, уж конечно, не смешать). Лучше использовать гуашь или восковые мелки.

В самостоятельной художественной деятельности нельзя ограничивать желание ребёнка пользоваться тем или иным материалом. Каждый дошкольник — маленькая личность, у которой есть право выбора.

Гуашь — лучший выбор для рисования в средней группе

Техники и приёмы

В средней группе акцент делается на традиционные техники создания рисунка, в частности:

  • раскрашивание картинок-шаблонов;
  • дорисовка деталей к имеющимся (например, к имеющемуся лицу гнома можно дорисовывать остальные элементы);
  • обведение и раскрашивание трафарета;
  • рисование с натуры (в качестве натуры могут выступать изученные геометрические фигуры — квадрат, круг, треугольник, конус).

Многие методисты считают, что рисунки с натуры целесообразно начинать в старшей группе, когда малыши уже в достаточной мере освоили обведение трафаретов фигур. Но фигура гнома достаточно проста, чтобы дети средней группы смогли её изобразить.

Приёмы, которые используются в средней группе, основаны на том, что в этом возрасте движение руки уже не ограничивается только краем листа, теперь границами служат и другие точки, определяемые изображением. Дети осваивают:

  • закрашивание мелких и крупных частей изображения;
  • прорисовку широких линий в наклонном положении кисти с опорой на весь ворс;
  • рисование тонких линий при вертикальном положении кисточки, касаясь бумаги лишь кончиком ворса;
  • смешивание разных оттенков для получения нужного цвета (например, для ручек и лица гномика потребуется розовый, то есть нужно будет смешать красный и белый тон);
  • приём закрашивания, когда карандаш держится наклонно по отношению к бумаге.

Дополнительные виды изобразительной деятельности

Ребёнок в детском саду должен получать представление о разных видах изобразительной деятельности. Однако для этого не всегда есть время, да и малыши — даже при том, что у них изобразительные способности примерно на одном уровне — по-разному относятся к тем или иным способам творческой работы. Вот почему воспитателю не стоит игнорировать такой приём, как комбинацию рисования с лепкой, конструированием и аппликацией. То есть в качестве «компаньона» кисточкам и карандашам можно использовать:

  • Природный материал: бересту, тонкие веточки, сухие листья.Например, воротничок и штанишки гномика можно сделать из сухих листьев, ручки — из веток, бороду из тонкого верхнего слоя берёзовой коры.
  • Кусочки ткани, ваты, синтепона — идеальное решение для заполнения больших пространств фона и деталей украшения рисунка. Тёмный тканевой фон и светлые облачка из ваты на нём отлично дополнят изображение гнома.
  • Пластилин. Колпачок может быть из пластичного материала, гномик может держать в руках цветы или ягоды, сделанные в технике пластилинографии.
  • Цветную бумагу используют, чтобы изобразить элементы костюма гнома и предметы вокруг него (траву, деревья, солнце и т. д.)

Главное, чтобы дополнительный материал не становился основным, то есть всё же акцент делается на рисование.

Фотогалерея: работы с привлечением разных видов изобразительной деятельности

Аппликация с элементами рисунка даёт малышам представление о соотношении размеров элементовПеред тем, как приступать к рисованию, целесообрано провести занятие по аппликации на тему сказочных персонажейПоделки-гномики показывают ребятам соотношение размера колпачка и тела

Как реализовать индивидуальный подход

Учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка — важный аспект образовательной деятельности на всех этапах обучения. В детском саду найти «ключик» к предпочтениям малышей, казалось бы, сложно, так как все они находятся примерно на одном уровне развития. Но, с другой стороны, это легко, потому что ещё не так много навыков освоено, а значит, круг интересов не слишком широк. Итак, на занятии по рисованию на тему «Маленький гномик» индивидуализировать задание можно, оставив на выбор ребят:

  • подходящую для раскрашивания цветовую гамму (каждый выбирает те цвета, например, для колпачка, которые ему больше всего нравятся);
  • фон (детям можно предложить использовать основу для рисунка в виде листа цветной бумаги или тонкого белого картона);
  • дополнительные способы украсить одежду гномика (конфетти из цветной бумаги или кусочки пластилина).

Не стоит забывать и о том, что подготовка материалов для работы (раскладывание красок, карандашей, бумаги) – это также удачный момент, чтобы дать ребёнку почувствовать себя взрослым, включённым в общую деятельность.

Место занятия в учебном плане

Рисунок гномика может быть приурочен к целому ряду тем, но наиболее удачными можно считать варианты:

  • для закрепления изученных геометрических фигур (треугольник, круг, конус, прямоугольник);
  • в преддверии новогодних праздников;
  • после изучения сказки «Белоснежка и семь гномов».

Чтобы ребёнку было легче представить образ, занятие можно связать с изучением сказки про гномов или подготовкой новогоднего утренника

Варианты темы

Тема занятия может быть переформулирована в соответствии с тем, на каком этапе образовательного процесса дети рисуют гномов:

  • «Весёлый гномик»;
  • «В гостях у гнома»;
  • «Друзья Белоснежки» и т. д.

Что касается последнего варианта, то работать над этой темой можно не только индивидуально, но и коллективно: воспитатель предлагает на общем фоне формата А1 — комнате в домике — разместить нарисованных на ¼ листа А4 гномиков вокруг Белоснежки (нарисованной или наклеенной взрослым).

Как мотивировать дошкольников к изобразительной деятельности

Максимально заинтересовать детей процессом рисования может только чёткое представление о том, что они увидят в конце. Если говорить о теме «Маленький гномик», то это может быть человечек-сюрприз, который получится, если по порядку обвести все геометрические фигуры, или один из новых знакомых Белоснежки после чтения и пересказа сказки и т. д.

Чтение отрывка или инсценировка сказки про Белоснежку — удачное мотивирующее начало занятия

Сказка

В сознании большинства взрослых гном ассоциируется с Белоснежкой. Что уж там говорить о детях. Так что мотивирующий приём «на видном месте». Нужно только правильно его обыграть: например, инсценировать отрывок на куклах, провести ролевую игру или посмотреть фрагмент мультфильма.

Стихотворения

Рифмованные строки очень легко укладываются в памяти малышей. Подборку стихов или стихов-загадок можно сделать в виде домашней заготовки или от лица пришедшего в гости гномика, например, в канун Нового года.

  • Гномик — очень маленький,
    Но зато — удаленький!
    Улыбается игриво,
    Умный, добрый и красивый!
  • Гномик — чудо из чудес!
    Его домик — это лес.
    Гномику не страшно;
    Гномик ведь отважный!
  • Гномик! Скоро Новый год!
    Что с собой он принесёт?!
    Гномик рад его встречать.
    Улыбается опять.
  • Он носит вместо шапки
    Весёлый колпачок.
    И ростом он всего лишь
    С ребячий башмачок.
    С фонариком и с песней
    Идёт в лесу ночном.
    Не ошибёшься, если
    Ты скажешь: это… (гном).

Наглядность и беседа

Вопросы малышам, рассказ воспитателя сопровождают все этапы занятия. Для мотивации карапузов беседу следует подкрепить наглядностью, то есть картинками, игрушками. При этом вопросы можно составить таким образом, чтобы при ответе на них у малыша складывался план работы над рисунком:

  • Кто изображён на картинке? (Кто стоит на полке/столе?)
  • Гномы добрые или злые?
  • На что похож колпачок гнома?
  • Какую геометрическую фигуру напоминает плащ, голова гнома? и т. д.

Если рисунок не слишком сложен по технике (например, дети просто обводят цельную фигурку и раскрашивают), то можно предложить детям сложить пазл (не более 6 элементов), чтобы понять, кого же они будут рисовать на занятии.

Что нужно учесть при составлении конспекта занятия

Работа с детьми средней группы требует особого внимания воспитателя к организационным моментам, ведь это возраст повышенной активности и неусидчивости. Заинтересовать их чем-то очень сложно, так что сценарий занятия по рисованию должен быть продуман до мелочей.

Цели и задачи

Правильно организованное занятие — залог успешной реализации поставленных целей и задач. Именно с них и начинается планирование изодеятельности на любую тему. Для работы над рисунком маленького гномика цели выдвигаются следующие:

  • развивать у ребят художественный и эстетический вкус;
  • закреплять умение работать красками и кистью;
  • тренировать глазомер и пространственную ориентацию на листе бумаги;
  • продолжать работу над развитием речи;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость;
  • работать над умением образно оценивать свою готовую работу и работу своих товарищей.

Задачи занятия:

  • обучать передаче в рисунке образа маленького человечка из простых геометрических фигур (круглой головки, конусообразной рубашки, треугольного колпачка, прямых ручек и ножек);
  • повторить знание геометрических фигур;
  • развивать наблюдательность;
  • воспитывать терпеливое отношение к процессу творчества.

Структура занятия

Каждый этап занятия должен чётко вписываться в отведённое на него время:

  1. Введение (до 4 минут) – беседа, работа с наглядностью или другими видами мотивации.
  2. Основная часть (до 18 минут) – работа над рисунком, а также физкультминутка и пальчиковая гимнастика (обязательно).
  3. Заключительный этап (до 3 минут) – составление общей выставки работ или вывешивание готового коллективного рисунка, оценка воспитателя, а также рефлексия детей. Для этого малыши могут ответить на ряд вопросов, например, «Хорошо ли у тебя получился гномик? Что было сложно? Чей рисунок тебе нравится больше других и почему?»

    Обязательными этапами занятия по рисованию должны быть физкультминутка и пальчиковая гимнастика

Таблица: фрагмент конспекта НОД по рисованию в средней группе «Маленький гномик» (автор Л. Гуляганова)

Этап занятия
1. Организа
ционная
часть
Воспитатель: Ребята, вы любите разгадывать загадки? Тогда я сейчас вам загадаю одну, слушайте и отгадывайте.

  • Он носит вместо шапки
    Весёлый колпачок.
    И ростом он всего лишь
    С ребячий башмачок.
    С фонариком и с песней
    Идёт в лесу ночном.
    Не ошибёшься, если
    Ты скажешь:
    Это… (гном).

Воспитатель: Отгадали? Молодцы! Это загадка про гномика. А какой он, гномик, вы помните? Сможете его описать? Какие у него ручки и ножки, голова? Что он носит?

2. Основ
ная часть.
Вступительная беседа
Посмотрите, кто у меня здесь. Кто скажет, из чего сделан этот гномик? Какие фигуры вы здесь видите? Да, круг, треугольник, прямоугольник. У вас на столах тоже есть такие фигуры, и вы из них можете сложить своего гномика на половинке белого листа. Попробуйте, сложите, а я вам расскажу стихотворение про гномика (читает стихотворение Саши Чёрного «Скрут»).
Дети выкладывают гномика из фигур.
Воспитатель: Хорошо, теперь у всех есть гномик. Сейчас уберите с листа все, оставьте только окружность, положите её выше середины и обведите карандашом. Сильно не нажимайте, держите карандаш правильно, делайте тонкие линии. Получается? Кому нужно помочь? Теперь наложите сверху треугольник-колпачок и обведите его. (Воспитатель следит за выполнением, помогает).
Пальчиковая гимнастика
Ребята, чтобы гномик у всех получился, давайте подготовим пальчики.

  • Мы сегодня рисовали,
    Наши пальчики устали.
    Наши пальчики встряхнём,
    Рисовать опять начнём.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Будем пальчики считать,
    Все такие нужные,
    Крепкие и дружные.

Выполнение работ детьми.
Приступаем к работе. У нас уже есть эскиз карандашом. Сейчас мы будем раскрашивать рисунок гуашью. Лицо и руки гномика какого цвета (розового)? Чтобы у нас получился розовый, какие краски нужно смешать? Белую и немного красной. Цвет колпачка, одежды и плаща можете выбрать сами, какие вам нравятся. Когда у гномика подсохнет личико, не забудьте нарисовать ему глазки и ротик, очень маленькие.

3. Заклю
чительная часть
Рассматривание и коллективная оценка каждой работы индивидуально.
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии у нас получились прекрасные гномики. Когда они высохнут, вы можете их взять домой или подарить другу.
Цит. по :

Варианты поэтапного рисование гнома

Рисовать фигурку гномика малыши могут как простым карандашом с последующим раскрашиванием, так и сразу красками или цветными карандашами (восковыми мелками).

Выполнение рисунка простым карандашом

  1. Рисуем голову и колпачок — круг и два треугольника.
  2. Затем пририсовываем туловище — большой треугольник.
  3. Затем изображаем ноги — три прямые линии.
  4. Дорисовываем башмаки — овалы.
  5. Затем делаем рукава — маленькие треугольники.
  6. Варежками будут два полукруга.
  7. Украшаем нашего гномика ремнём.
  8. Оживляем личико маленького героя глазами и улыбкой.
  9. Добавляем последние штрихи.

Дорисовывать обувь, рукава и варежки детям помогает воспитатель, так как малыши ещё не в совершенстве владеют навыком симметричного расположения маленьких деталей рисунка на листе.

Фотогалерея: поэтапное выполнение рисунка гнома простым карандашом

Рисуем гномику голову и колпачокТуловище гному рисуем треугольноеНожки гнома соостоят всего из трёх прямых линийБашмаки гному рисуем из оваловРукава в виде маленьких треугольников пририсовываем по бокам Варежками будут полукруги Непременно нужно нарисовать ремешок на одежде Дополняем рисунок деталями Разукрасим нашего замечательного гнома и получим красивую картинку

«Весёлый гном» цветными карандашами

Для этого рисунка дети не используют простой карандаш, делая контуры деталей карандашами нужного цвета.

Инструкция:

  1. Берём трафарет большого треугольника и обводим для рубашки гнома.
  2. Маленькие треугольники располагаем по бокам и тоже обводим.
  3. Дорисовываем овал головы.
  4. На голове рисуем шапку-треугольник, расположив широкую сторону на овале.
  5. Дорисовываем рукавички на руки.
  6. Двумя линиями, похожими на грабельки для песочницы, показываем ножку.
  7. Повторяем для другой ножки.
  8. Делим колпачок на две горизонтальные полосы, раскрашиваем в жёлтый и красный, не забывая провести линию для пушистой кисточки.
  9. Двумя жирными точками показываем глазки.
  10. Вертикальным штрихом рисуем нос.
  11. Дорисовываем улыбку.

Карандаши для рисования должны быть очень мягкие, чтобы малышу не приходилось прилагать дополнительные усилия для прорисовки элементов

Фотогалерея готовых работ по теме «Маленький гномик» в средней группе

В своих рисунках с натуры дети в средней группе учатся выполнять симметричные линии Дети оценивают не только свою работу, но и творения своих товарищей В этом рисунке акцент делался на отработку умения прорисовывать мелкие детали: глазки, пуговицы на рубашке

Видео: как научить ребёнка 4–5 лет рисовать гномика

Средний дошкольный возраст — пора неуёмного выплёскивания энергии. Маленьких шалунов так непросто увлечь серьёзным, требующим внимания и усидчивости делом. Но разве откажутся ребятишки изобразить в рисунке обожаемого забавного гнома — такого же озорника, как они сами? Да и узнать новые стихи и загадки о нём детям будет интересно. Успех занятия по рисованию на тему «Маленький гном» полностью зависит от того, насколько тщательно и творчески подойдёт к его подготовке воспитатель.

Как максимально интересно провести занятие по рисованию в средней группе на тему «Маленький гномик»

Подавляющее большинство детей любят рисование, особенно малышам нравится изображать антропоморфных существ. Поэтому занятие по изобразительному творчеству для средней группы на тему «Маленький гномик» увлечет их и запомнится надолго, задача воспитателя лишь — правильно организовать эту деятельностью, продумав подходящую мотивацию.

Аспекты, которые необходимо учитывать при подготовке к занятию по рисованию в средней группе ДОУ

Подходящие краски и основа

В средней группе на занятиях изобразительным творчеством используются самые разные материалы. Так, при рисовании гномика можно предложить воспитанникам краски (гуашь либо акварель), карандаши и даже фломастеры. Предварительно контур изображения прорисовывается простым карандашом. В случае если дети будут рисовать гнома красками, воспитатель должен заранее затонировать бумагу в пастельные тона, при использовании карандашей это не требуется, так как дошкольники обычно дополняют композицию подходящим фоном.

Более простой вариант — раздать ребятам вырезанные шаблоны гномов (на них может быть уже нарисовано лицо). Задача детей — обозначить части тела и одежду человечка и раскрасить их в соответствующий цвет.

Готовый шаблон для раскрашивания с обозначенными простым карандашом предметами одежды и чертами лицаГотовый вырезанный силуэт гномика с нарисованным лицом, на котором дети должны обозначить и раскрасить части тела и предметы одежды

Используемые техники и приемы

Рисование гномика в средней группе подготавливает дошкольников к изображению такого достаточно сложного объекта, как человек. Отметим, что в более раннем возрасте воспитанники детского сада рисовали более простые варианты — неваляшку, куколку-матрешку, снеговика, где пропорции, а также формы частей тела легко могут быть нарушены.

Изображение маленького существа — лесного гномика — складывается из отдельных простых частей: круглая голова, рубашка в виде треугольника, также треугольный колпачок (только меньшего размера) и прямые ручки. Отметим, что ножки человечка дети изображают по желанию: гномик может быть просто одет в длинную рубашку или шубку. Лицо человечка обозначается схематически (глаза — точки, ротик в виде дужки и круглый носик).

В возрасте 4–5 лет дети уже должны хотя бы примерно соблюдать соотношение частей тела по величине, воспитатель должен акцентировать на этом внимание.

Тему «Гномик» можно преобразовать в сюжетную работу (изображение нескольких человечков, связанных друг с другом по смыслу). При этом будут развиваться композиционные умения: расположение объектов на одной линии либо на всем пространстве листа.

Если на занятии дошкольники используют краски, то совершенствуется умение правильно держать кисточку, ритмично наносить мазки, при этом не выходя за контур формы. Также закрепляется умение тщательно промывать кисть перед использованием следующей краски. При рисовании карандашом у воспитанников формируется умение добиватьсяболее темных либо светлых оттенков в зависимости от силы нажима.

Дополнительные виды изобразительной деятельности, которые можно задействовать при рисовании маленького весёлого гномика

Любое занятие по рисованию будет интересно разнообразить какими-либо другими видами изобразительной деятельности. Так, нарисованному гномику дети могут добавить глазки и ротик из пластилина. Также это могут быть крупные пуговицы на шубке сказочного персонажа.

Что касается аппликации, то композицию можно дополнить, приклеив внизу объемную зеленую травку с надрезами. Также можно наклеить узору из вырезанных геометрических фигур на одежду гномика.

Уместность использования индивидуального подхода на занятии по данной теме

Поскольку в возрасте 4–5 лет уже начинают просматриваться особенности развития детей, у некоторых из них проявляется повышенный интерес к творческой деятельности, то и при рисовании гномика вполне можно индивидуализировать задания по замыслу и по уровню сложности. Так, более сильным детям можно предложить нарисовать ножки человечка (в то время как другие изображают просто длинную шубку), более детально прорисовать лицо или изобразить гномика вместе с каким-либо лесным зверьком или характерным для него атрибутом (например, фонариком).

Место темы «Маленький гномик» в картотеке занятий по рисованию средней группы ДОУ. Конкретные варианты композиций в рамках темы

Тема «Маленький гномик» предлагается воспитанникам средней группе в первой половине года (ноябрь). Вариацией данного занятия может стать изображение любого иного сказочного существа в такой же длинной шубке, которая скрывает ножки (например, эльфа, домового). Желательно, чтобы данной теме предшествовала аппликация или лепка подобного человечка: в этом случае ребята будут лучше представлять себе пропорции тела, их размер.

Гномики, вылепленные из пластилина «поселились» в картонном домике

Данное занятие можно провести в упрощенном варианте — предложить воспитанником раскрасить готовый шаблон гнома: дорисовать ему лицо, обозначить части тела, предметы одежды. Готовых гномиков можно объединить в коллективную композицию — наклеить их на лист ватмана, на котором воспитатель заранее нарисует фигуру «Белоснежки».

Интересное решение — нарисовать в руках гномика какой-нибудь присущий ему атрибут. Это может быть фонарик, мешок за плечами, волшебная палочка и т.д. В этом случае все работы будут особенно индивидуальны, ведь каждый ребенок выберет свой предмет.

Воспитатель должен акцентировать детское внимание на том, что неотъемлемый атрибут любого гнома — это его длинная борода. Поэтому можно дать разные варианты ее изображения.

Различные варианты бороды, а также носа для гнома, которые можно использовать на занятии в качестве наглядного пособия

Различные варианты мотивирующего начала занятия (рассматривание вещей, картинок, вопросы к беседе, сказка и пр.)

Занятие на тему «Гномик» хорошо начать с сюрпризного момента — появление соответствующей игрушки либо гномика, сконструированного из бумаги. Гномик беседует с детьми и просит их нарисовать ему друзей либо портрет его самого.

Резиновая игрушкаЧеловечек, сконструированный из бумагиМягкая игрушка

Можно дать детям информацию познавательного характера «Кто такие гномы», акцентировав внимание на следующих моментах:

  • Гномы хотя и отличаются крошечным ростом, но обладают сверхъестественной силой.
  • Громы являются хранителями подземных сокровищ.
  • Они искусные ремесленники, могут выковать волшебные мечи и кольца.
  • В разных странах эти человечки имеют свои характерные особенности: ирландские гномы — искусные сапожники, шотландские — аналог русских домовых, английские обожают танцевать, скандинавские гномы еще называются белыми эльфами, найти дорогу к их дому можно только четыре ночи в году, немецкие гномы более крупного размера (как тролли и гоблины).

Обязательно нужно рассмотреть картинки с изображением гномиков, иллюстрации к сказкам.

Гномик изображен с часто встречающимися в сказках атрибутами — фонариком и драгоценным камнем Иллюстрация к сказке братьев Гримм Иллюстрация к сказке братьев Гримм

Мотивирующим началом может послужить чтение сказки про гномов (либо вспомнить содержание уже знакомой сказки). Можно предложить следующие варианты: Михаил Липскеров «Самый маленький гном», братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» или «Розочка и Беляночка» (воспитатель акцентирует внимание, что в данной сказке гном злой), «Гномы помощники» (в переводе Екатерины Невиловой), «Сказка о Гномике Тик-Так» Ирины Бельской.

Также хорошо почитать ребятам стихотворения про гномиков: Михаил Либин «Далеко в краю лесном», Саша Чёрный «Скрут», «Зеленые стихи», А. Карпенко «Как-то раз весёлый гном…», И. Евдокимова «На опушке старый дом…», М. Муллин «Дили-бом и дили-бом, Тили-дзын да тили-дзын…», И. Евгеньев «В старинном парке городском Живет один забавный гном…», А. Марк «Гном не знал, что у болота Встретит в среду Бегемота…», С. Фридман «Тихо в доме, очень тихо… Все заснули крепким сном…», Г. Сидорова «Сказку вам хочу прочесть, На полянке домик есть…».

Очень интересно следующее стихотворение — с его помощью ребята не только познакомятся со сказочными лесными человечками, но и закрепят название профессий.

В чаще леса, в домике,

Жили-были гномики.

Добрые, счастливые

И трудолюбивые.

Целых десять человек

Старший — Вася — дровосек.

Дальше Коля, он — кузнец.

Клим — пастух, он пас овец.

Саша — повар, всех кормил.

Кашу вкусную варил.

Дима — плотник и столЯр.

Красил дом Максим — малЯр.

Шил одежду гном Андрей.

Сапоги тачал Матвей.

Огородник — гномик Глеб.

Миша пек для братьев хлеб.

Дружная была семья.

Приходили в дом друзья.

Летом, в дождь, зимой, весной

Шел к ним весь народ лесной.

До сих пор они живут.

Песни весело поют.

Свет в окне, открыта дверь.

Хочешь, заходи, проверь…

Дошкольники очень любят подвижные игры и физкультминутки. С их помощью также можно обыграть тему «Гномик» и позволить ребятам перевоплотиться в этих волшебных человечков. Приведем возможные варианты:

Жили-были гномики

Жили — были гномики (большим и указательным пальцем показываем, какие они маленькие)
В расчудесном домике (кончики пальцев обеих рук соединяются, образуя треугольник).
Папа-гном дрова рубил (на ладошку одной руки постукиваем краем ладони другой руки),
Гном-сынок их в дом носил (хватательные движения руками),
Мама-гном суп варила (двумя ладошками делаем чашку),
Дочка-гном его солила (имитируем посыпание солью),
Гномик-бабушка вязала (имитируем вязание на спицах),
Гномик-тётушка стирала (потираем ладошки друг о друга),
Дед окошко открывал,
всех знакомых в гости звал (жест приглашения).

Гномы и грибы

Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)
По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)

Жил-был гном

Дом гномов

Динь-дон, дин-дон, (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)
Гномы строят новый дом, (стучим кулаком об кулак)
Красят стены, крышу, пол, (руками «красим» сбоку, вверху, внизу)
Прибирают всё кругом. («метём» метлой)
Мы к ним в гости придём (шаги на месте)
И подарки принесём. (руки вперёд, ладонями вверх)
На пол — мягкую дорожку, (наклон вперёд, руками «стелем» дорожку)
Расстелив её к порожку. (пятимся назад)
Две подушки на диван, (руки сложить ладонями вместе, сначала под одну щеку, затем под другую)
Мёду липового жбан. (руки округлить и вытянуть перед собой)

Гимпельман и Пимпельман

Гимпельман и Пимпельман (Показываем два больших пальца)
Лезут на гору в туман. (поочередно поднимаем кулачки все выше)
Гимпельман был гномиком, (Показываем один большой палец)
Пимпельман был карликом, (Показываем второй большой палец)
Долго-долго там сидели, (Два больших пальца вместе)
Вдаль задумчиво глядели, (Покачиваются из стороны в сторону)
А потом после жары (Все пальцы растопырены, круговой жест руками)
Влезли в глубину горы, (прячем пальцы в кулачки)
Там они сейчас сидят
Спят и носиком сопят.
Тише, тише, не шумите, (Высовываем большие пальцы между мизинцем и безымянным)
Тише, тише, не шумите, (… между безымянным и средним и т.д. )
А вот мы и проснулись! (Вновь вытаскиваем большие пальцы).

Скрут

— Кто живёт под потолком? (Руки делают букву «Т»)
– Гном. (Делаем колпачок руками на голове)
– У него есть борода? (Проводим руками по воображаемой бороде)
– Да. (Киваем)
– А манишка? А жилет? (Руками показываем манишку и жилет)
– Нет. (Отрицательно качаем головой)
– Как же гномика зовут? (Пожимаем плечами)
– Скрут. (Руками делаем скручивающее движение)
– Кто с ним утром кофе пьёт? (Имитируем процесс)
– Кот. (руками показываем усы)
– Кто гуляет с ним по крыше? (Прикладываем ладонь к голове)
– Мыши, мыши, мыши, мыши. (Подушечками пальцев «бегаем» по голове)
– Как давно он тут живёт? (Пожимаем плечами)
– Год. (Показываем один палец)
– Как встаёт он по утрам? (Пожимаем плечами)
– Сам!
– Он капризничает, да?
– НИ-КОГ-ДА! (Отрицательно мотаем головой на каждый слог)

Два гномика

У меня в мешочке этом (Два кулачка вместе сжимаем)
Дружных два живут соседа: (Вытаскиваем два больших пальца)
Гномик Шушик в колпачке, (Показываем один большой палец)
Пушик — друг его, в венке, (Показываем второй)
Танцевать любили оба, («Танцуют» на коленках)
Ножкой маленькой потопать, (Поочередно показываем мизинчики)
А уставши танцевать, (Кулачки прибегают по ногам к животику)
Прибегут ко мне опять.
Дырочка в мешке, смотри, (Снова сжимаем два кулачка вместе)
Слушай, слушай, кто внутри? (Прижимаем к ушку).

Гном под грибком (автор Т. А. Ткаченко)

Как-то на рассвете Гном (встать, присесть)
Свой решил покинуть дом, (встать, руки сомкнуть над головой)
И с корзиной из избы
гном помчался по грибы. (бег на месте с высоким подниманием ног)
Гром гремит, гроза грохочет, (встать, хлопок над головой)
Гнома сильный дождик мочит, (махи поднятыми руками к лицу)
Но не страшен Гному гром,
Гном укрылся под грибом. (присесть, руки сомкнуть над головой)

В гостях у гномов

Гномы к себе гостей приглашали.
Гномы гостей своих угощали.
Каждому гостю досталось варенье.
Пальчики склеило то угощение,
Плотно прижалась ладошка к ладошке,
Гости не могу взять даже ложки!

(Ход игры: перед началом игры ребенок сжимает кулачки на обеих руках. Взрослый отгибает ребенку пальцы по очереди. Взрослый надавливает последовательно на подушечку каждого пальца ребенка своим указательным пальцем. Взрослый последовательно проводит указательным пальцем по каждому пальчику ребенка от основания до самого кончика. Ребенок тесно прижимает попарно друг к другу подушечки пальцев и плотно соединяет ладошки)

Прачки-гномики

Жили-были в домике
Маленькие гномики:
Мики, Чики, Лики, Пики, Токи.
Стали гномики стирать:
Токи — рубашки,
Пики — платочки,
Лики — штанишки,
Чики — носочки,
Мики умница был,
Всем водичку он носил.

(Ход игры: ребенок сжимает и разжимает кулачки, трет кулачки друг о друга, потом загибает пальчики, начиная с большого)

Домик

Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.

Под грибом — шалашик-домик, (соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим, (постучите кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним. (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается)
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол, (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем — дубовый стол. (левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом — стул с высокой спинкой. (направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)
На столе — тарелка с вилкой. (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят –
Угощение для ребят.

Конспекты занятий — вариации на тему «Маленький гномик»

ФИО автора Название конспекта
Полукарова С. С. «Маленький гномик»
Образовательные задачи: учить рисовать лесного гномика, получая изображение из отдельных простых деталей (круглая голова, треугольный колпачок и шубка, прямые ручки), совершенствовать умение рисовать красками.
Развивающие задачи: закрепить знание геометрических фигур, цветов, развивать образное мышление, фантазию.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к сказкам.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: кукла Гномик, колокольчик, деревянные башмачки, иллюстрации с изображением гномиков, образцы поэтапного изображения.
Раздаточный материал: альбомные листы формата А4, простые карандаши, ластики, гуашь, кисти, непроливайки.
Ход занятия:
Педагог предлагает детям познакомиться с маленькими существами — гномиками, которые во многом похожи на людей. Беседа о том, что есть у гномиков (очень длинная борода, деревянные башмачки, которые всегда стучат, колпачки на голове). Ребята узнают, что сказочные гномики живут в лесных пещерах.

Чтение стихотворения И. Евдокимова
На опушке старый дом, в нем живет веселый гном
Иногда он так хохочет, словно где — то грянул гром.
Как увидит все большое рассмеётся: «Что такое?
Я такого не видал, потому что ростом мал».
Днем обычно гном играет, ночью звезды зажигает –
Для него это пустяк! Вот так гном! Какой чудак!
Лес — одна его семья, звери — лучшие друзья,
Вот бы мне с ним подружиться! Может, гномом стану я?

Проводится подвижная игра по тематике данного стихотворения: дети «превращаются» в гномиков, в руках воспитателя кукла — дедушка гном. Когда дедушка хлопает в ладоши — дети шагают к нему, когда поет «ля-ля-ля» — прыгают.
Далее педагог предлагает детям нарисовать лесных гномиков. Он вызывает к доске одного из наиболее сильных детей и вместе с ним рисует человечка простым карандашом по схеме: голова (кружок), колпачок (треугольник), рубашка (также треугольник) и ручки (полосочки). Затем рисунок раскрашивается гуашью.
Самостоятельная деятельность детей под музыку Екатерины Семеновны «Маленький гном».
Подведение итогов занятия. Педагог совместно с детьми рассматривают рисунки, выбирают наиболее нарядных гномиков, самых смешных, забавных или, наоборот, грустных. Все радуются полученным результатам.

Лаврова О.В. «Маленькие гномики»
В начале занятия воспитатель предлагает дошкольникам вспомнить сказки, в которых встречаются гномики. Затем ребята рассматривают картину с изображением лесного человечка.
Сюрпризный момент — появление гномика, сконструированного из бумаги. Дети рассматривают его, уточняют форму (конусообразная).
Интересна пальчиковая гимнастика «Деревья», которую проводит педагог перед непосредственно продуктивной деятельностью:

В поле дерево стоит. (дети поднимают руки над головой)
Ветер ветки шевелит. (качают руками)
Весной набухли почки, (Сжимают пальцы в кулак)
Раскрылись все листочки. (Расжимают кулачки, шевелят пальцами)
Чтоб деревья подрастали, (опускают пальцы в стороны)
Чтоб они не засыхали,
Корни дереву нужны.
Почему они важны? (ответы детей).

Следует обратить внимание на подведение итогов занятия: дети не просто оценивают получившиеся рисунки, но и дают гномикам имена согласно их нарисованному характеру: «Умник», «Ворчун», «Соня», «Весельчак» и т.д.

Гуляганова Л. «Маленький гномик»
(рисование с помощью геометрических фигур)
Занятие начинается с загадки про гномика:

Веселый колпачок.И ростом он всего лишь с башмачок.С фонариком и с песнейИдет в лесу ночном.Не ошибешься, еслиТы скажешь: это (гном).

Воспитатель демонстрирует изображение гномика, составленное из геометрических фигур. На столах у детей находятся математические наборы — ребятам предлагается составить из геометрических фигур аналогичного человечка. После того, как ребята успешно справляются с этим заданием, они должны нарисовать гномика — обвести соответствующие фигуры с помощью карандаша, а затем раскрасить по своему вкусу полученное изображение.
Интересный момент: воспитатель акцентирует внимание, что личико гномика должно быть розового цвета: для этого детям предлагается смешать белую краску с капелькой розовой.

Образцы с описанием порядка выполнения работ в рамках обозначенной темы в средней группе

При рисовании гномиков можно использовать различные материалы: фото 3, 4, 5, 8, 9 демонстрируют работы гуашью (причем, на фото 8 и 9гномы выполнены исключительно в сине-голубой гамме, очевидно таков был замысел занятия), фото 6 — гном, раскрашенный карандашами, фото 10 — рисунок фломастерами.

Интересная интерпретация темы «Гномик» представлена на фото 7 «Девочка-гномик»- ведь гномик вполне может быть и женского пола, в платьице и с косичками.

На фото 6 «Добрый гном» воспитатель предлагает детям для раскрашивания уже готовый силуэт гномика.

Фотогалерея примеров готовых работ по данной теме

Рисование гуашью Рисование гуашью Работы воспитанников средней группы Работы воспитанников средней группы Рисование гуашью Рисунок карандашом Воспитанница средней группы демонстрирует свою работу Детские работы Детские работы Рисунок фломастерами

Видеоролики по указанной теме

Видеоурок для малышей «Давай нарисуем гнома»

Видеоклип про гномиков, который успешно можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия

Видеоклип на песню про гномиков «Малюсенький народ»

https://youtube.com/watch?v=t4FVgxj3REo

Мультфильм «Самый маленький гном», который хорошо продемонстрировать детям накануне занятия по рисованию

Занятие по рисованию на тему «Маленький гномик» не только развивает художественные способности детей, но и подготавливает их к рисованию такого довольно сложного объекта, как человек. Кроме того, эта тема развивает воображение и расширяет детский кругозор.

Конспект по рисованию в средней группе по теме «Маленький гномик».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8

г. Шахтёрска Углегорского муниципального района

Сахалинской области

Конспект по рисованию в средней группе по теме «Маленький гномик».

Выполнила Шерсюк Е.Д.

г. Шахтерск,

2018г.

Конспект по рисованию в средней группе по теме «Маленький гномик».

Цель: учить детей передавать в рисунке образ маленького человечка – лесного гномика, составляя изображение из простых частей: круглая головка, конусообразная рубашка, треугольный колпачок, прямые руки.

Задачи: закреплять умение рисовать красками и кистью; подводить к образной оценке готовых работ.

Демонстрационный материал: картинки с изображением гномов, театральная кукла – гном, колокольчик, деревянные башмачки, песня Екатерина Семенова «Маленький гном».

Раздаточный материал: альбомные листы, простые карандаши, ластики, гуашь, кисти, непроливайка.

Методические приемы: беседа – диалог, игра, чтение сказки «Гномы помощники» (перевод Екатерины Невиловой), рассматривание иллюстраций и беседа по ним, подведение итогов.

Ход занятия.

Преподаватель. Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с маленькими человечками!
— Как вы думаете кто это такие? (гномики). Они такие же маленькие, как и вы. Бывают еще и меньше (показываю картинки).
— Покажите мне какие они маленькие (показываем пальчиками все вместе) Вот какие бывают гномики!
-Давайте посмотрим, что же есть у гномов? (борода). Есть борода, длинная — предлинная борода (показываем). На ногах у гномиков есть деревянные башмачки (показываю башмачки, сделанные из дерева), которые громко стучат.
— Как стучат деревянные каблучки? (дети топают ножками).
— А что у гномов на головке одето? (колпачки). Но непросто колпачок, а забавный с колокольчиком, который звенит динь – динь (показываю настоящий колокольчик, и как он звенит).
Ребята, а вы знаете где живут гномы (ответы детей)? Гномы живут в лесной пещере. В пещере гномики любят играть со своим дедушкой в хлопушки. Послушайте стихотворение про гномиков.

Стихотворение И. Евдокимова
На опушке старый дом, в нем живет веселый гном
Иногда он так хохочет, словно где – то грянул гром.
Как увидит все большое, рассмеётся: Что такое?
Я такого не видал, потому что ростом мал.
Днем обычно гном играет, ночью звезды зажигает –
Для него это пустяк! Вот так гном! Какой чудак!
Лес – одна его семья, звери – лучшие друзья,
Вот бы мне с ним подружиться! Может, гномом стану я?
Ребята, давайте поиграем! Вы станете гномиками, а у меня есть кукла – дедушка гном. Когда дедушка будет хлопать в ладоши, вы будете шагать к нему, а если он запоет «ля – ля – ля» вы станете прыгать. (проводится игра).
Самостоятельная работа.
А теперь давайте сядем за столы, и нарисуем своих лесных маленьких человечков – гномов. Вызываю по желанию одного ребенка к доске для показа, и вместе с ним рисую гномика: голову (кружок) и колпачок (треугольник) рисует ребенок , а конусообразную рубашку, руки (полосочки) рисуем вместе. После все дети рисуют гномов на своих листочках. Сначала, рисуем простым карандашом, затем разукрашиваем гуашью.
Дети рисуют под музыку Екатерины Семеновны «Маленький гном».
Подведение итогов.
По окончанию работы рассматриваем рисунки, предлагаю детям выбрать наиболее красивых, нарядных гномиков или наиболее забавных, грустных. Рассматриваем и радуемся получившимся рисункам.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *