Внеклассное мероприятие для обучающихся 9-11 классов «Правовой ринг»

Учитель высшей категории

обществознания и права,

социальный педагог,

«Отличник образования РБ»

Петрова Т.Ю.

МБОУ СОШ № 132

Демского района ГО г.Уфа

Внеклассное мероприятие по праву

Игра » Правовой ринг»

Цели внеклассного мероприятия:

1.Формирование правовой культуры школьников ;

2.Изучение основных международных документов по правам детей (Декларации и Конвенции о правах ребенка);

3.Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; воспитание чувства ответственности за свои поступки .

Оснащение: компьютер, презентация с заданиями, бумага для записей, ручки

Оформление: Изображение на сцене Фемиды — богини правосудия

В игре принимают участие команды по 6-8 человек от 9-11 классов

В ходе подготовки к игре:

1.Выбрать капитана команды;

2. Подготовить домашнее задание:

-изучить Конвенцию о правах ребенка;

-приготовиться к аукциону пословиц и поговорок о праве и законе

Ход мероприятия:

Ведущий. В школе в декабре месяце ежегодно проходит правовая неделя, которая приурочена к всемирному Дню прав. Во время правовой недели одним из традиционных мероприятий является «Правовой ринг», в ходе которого можно узнать много нового о способах защиты своих прав, о своих правах, о международных документах, в которых содержаться основные права детей, повысить свою правовую культуру.

Идет приветствие команд и представление жюри

Разминка. Командам предлагается ответить на вопросы разминки

1. В каких документах в РФ содержаться права детей?

2.Какие международные документы защищают права детей?

3. Когда были приняты эти документы ?

4. Какие права ребенка закрепляют эти документы ?

5. Кто обязан защищать права детей и подростков ?

Конкурс 1 «Шифровка»

Командам раздаются по одной статье Конвенции о правах ребенка, бумага, фломастеры. Нужно «зашифровать» статью так, чтобы соперники могли угадать содержание этой статьи, затем рисунки передаются другой команде и идет расшифровка содержания. Время выполнения задания 5 минут. За интересную «зашифровку» и «расшифровку» команды получают по 1 баллу.

Ст. 17 Право на доступ к информации

Ст.20 Право ребенка , временно или постоянно лишенного своего семейного окружения , на особую защиту и помощь , предоставляемые государством.

Ст. Право на имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей и право на их заботу.

Во время конкурса болельщики отвечают на вопросы ведущего:

  1. Кто изображен на рисунке, который расположен на сцене зала? (Фемида)

  2. У неё завязаны глаза (судит беспристрастно)

  3. Зачем ей весы? (уравновешивает добро и зло)

  4. Ей меч? (за преступление наступает наказание)

Конкурс 2 «Права человека»

Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, в которых упомянуты различные сказочные герои. Необходимо определить какое право сказочного персонажа нарушено и дописать его в продолжение фразы. При этом руководствоваться команды должны положениями «Всеобщей декларации прав человека». Время на размышление – 3 минуты. За каждую правильно законченную фразу команда получает 0,5 балла. Всего предлагается 6 таких фраз. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 3 балла.

Во время конкурса проводится литературно-правовая викторина с болельщиками , которые за каждый правильный ответ получают 1 балл.

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)

2.Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летного возраста. Ст.1.)

3. Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (Статью 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию».)

4 Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась ранее.)

5. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.)

6. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка».)

7. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

8. Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений? (Барон Мюнхаузен, Капитан Врунгель, «Кот в сапогах»)

Конкурс 3. » Лестница возрастов»

Команды выполняют письменно задание, выбирая из предложенного ряда соответствующий возраст. Время выполнения задания 3 минуты. За каждый правильный ответ команды получают 1б. Максимальное количество баллов в данном конкурсе 10б.

1. Во сколько лет можно пойти учиться в 1 класс(6-7)

2. Во сколько лет наступает правоспособность (с рождения)

3. Во сколько лет наступает дееспособность (18)

4. Во сколько уходят на пенсию по старости(55-60)

5.Во сколько лет можно участвовать в выборах (18)

6. Во сколько лет можно стать депутатом(21)

7. Во сколько лет можно стать судьей(25)

8. Во сколько лет можно стать президентом(35)

9. Во сколько лет начинаете нести уголовную ответственность за особо тяжкие преступления(14)

10. Во сколько лет можно поменять фамилию или имя? (14)

Варианты ответов: 18, 35, 21, 6, 7, 14, 25, 18, 55, 60, 18, 10, 14, по рождению

В это время среди болельщиков проводится аукцион на знание пословиц и поговорок о праве и законе.

Конкурс 4. Конкурс капитанов

Кто быстрее ответит на вопросы. За каждый правильный ответ капитан команды получает 1б.

1.Кто в РФ может ввести чрезвычайное положение (президент)

2. Когда была принята последняя Конституция в РФ (12.12. 93)

3.Как называется парламент в РФ ( Федеральное собрание)

4. Высший Законодательный орган в РБ (курултай)

5. Что появилось раньше нормы прав или нормы морали ( мораль)

6. Когда была принята последняя Конституция в РБ( 24.12. 93)

7.Когда день прав в мире (10 декабря)

8. В каком году была принята декларация прав ребенка (1959)

9. В каком году была принята Конвенция о правах ребенка (1989)

10. Как зовут богиню правосудия (Фемида)

11. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве (сорока)

12.В финале этого фильма один из героев публично провозгласил : » Да здравствует наш суд — самый гуманный суд в мире!» ( Кавказская пленница)

Ведущий. Кроме прав у каждого человека есть и обязанности, а за совершенные правонарушения каждый несет ответственность. Давайте вспомним какие виды ответственности вы знаете и с какого возраста она наступает.

Ответы обучающихся

Конкурс 5 «Ответственность «

Команды получают карточки с описанием ситуаций. Необходимо разложить эти карточки в четыре стопки в зависимости от того, какой вид юридической ответственности наступает в этих случаях. На каждую стопку карточек команда должна положить полоску бумаги, на которой написать соответствующий вид ответственности. Время на размышление – 5 минут. За каждую карточку правильно соотнесенную с видом юридической ответственности, команда получает 0,3 балла. Всего карточек 14. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 4,2 балла.

1) Рабочий опоздал на работу (дисциплинарная ответственность).

2) Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная ответственность).

3) Ученик разбил стекло в школе (гражданско-правовая ответственность).

4) Пешеход перешел улицу в запрещенном месте (административная ответственность).

5) Гражданин купил ворованную вещь, зная о ее происхождении (уголовная ответственность).

6) Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (гражданско-правовая ответственность).

7) Суд удовлетворил иск гражданина к соседям, залившим водой его квартиру (гражданско-правовая ответственность).

8) Гражданин из мести поджег дом соседа (уголовная ответственность).

9) Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (уголовная ответственность).

10) Солдат не исполнил приказ командира (дисциплинарная ответственность).

11) Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили ее (уголовная ответственность).

12) Суд признал вину подростка, укравшего вещи из автомобиля (уголовная ответств-сть).

13) Ученик нахамил учительнице во время урока (административная ответственность).

14) В мастерской отказались отремонтировать бракованный магнитофон (гражданско-правовая ответственность).

Во время конкурса проводится конкурс среди болельщиков «Правовой статус ребенка». Данный конкурс позволяет проверить знания учащихся об изменениях в правовом статусе (права, обязанности, ответственность) ребенка на различных возрастных этапах. За каждый правильный ответ 1 балл.

  1. Подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство) (с17 лет)

  2. Несет уголовную ответственность за любые преступления (с 16лет)

  3. Подлежит административной ответственности (с16 лет)

  4. Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя – 36 часов) (с16 лет)

  5. Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора (с 16 лет)

  6. Имеет право на получение паспорта (с14 лет)

  7. Имеет право на вступление в брак (с18 лет)

  8. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) (с14 лет)

  9. Выражает свое мнение о том, с кем из его родителей расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода ( с10 лет)

  10. Имеет право на имя, отчество и фамилию (с рождения)

  11. Приобретает право на гражданство (с рождения)

Жюри подводит итоги. Награждение команд.

Ведущий. Ребята, мы надеемся, что полученные знания во время игры пригодятся вам в жизни. В наш быстрый век, мы призываем вас быть грамотными в правовых вопросах, повышать свою правовую культуру, следить за принятием новых законов, надеемся, что вы будете законопослушными гражданами нашей страны.

Внеклассное мероприятие для 8-11 классов по праву «Правовая атака»

Внеклассное мероприятие для 8-11 классов по праву

«Правовая атака»

Цели: проверка знаний в области права, развитие познавательных интересов учащихся; воспитание правосознания и послушания, формирование компетентности; формирование умения общаться в группе, высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других.

Форма: интеллектуальная игра, тренинг

Оборудование: Конституция РК, кодексы РК, Конвенция и Закон РК о правах ребёнка.

Оформление: высказывания.

  • Самое высшее право и обязанность – быть всегда человеком.

  • Нужно каждому сверять свои поступки с требованиями закона и морали, с интересами других людей.

  • Свобода есть право делать всё, что дозволено законами (Ш. Монтескье)

  • Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать – закон. (О.Бальзак)

Ход мероприятия.

Любое государство, даже самое маленькое, живёт по своим законам, жители должны выполнять эти законы, за нарушение закона грозит наказание. Мы собрались, чтобы проверить свои знания правовых норм и узнать новое. Эпиграфами нашего мероприятия являются фразы, написанные на доске. Внимательно прочитайте их.

В игре участвуют учащиеся 8-11 классов.. Для выбора участников задаются вопросы залу.

    1. Когда была приняла Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.)

    2. С какого возраста человек имеет право голосовать? (18 лет)

    3. Какое самое главное право записано в ст.15 Конституции РК? (право на жизнь).

    4. Кто в РК является гарантом прав и свобод человека? (Президент)

    5. С какого возраста человек обладает правами в РК? (с рождения)

    6. С какого возраста разрешается употреблять алкоголь? (21 г)

    7. С какого возраста человек может быть владельцем дома? (с рождения)

    8. С какого возраста гражданин РК может баллотироваться в Президенты? (с 40 л)

9. Кем назначается Премьер-Министр РК? (Президентом)

10. Кто в РК является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами? (Президент)

11. В каком возрасте можно вступать в брак? (18 лет)

12. Название органа, который от имени государства осуществляет высший надзор за единообразным применением законов. (Прокуратура)

13. Название правил невиновности человека в совершении преступления до тех пор, пока его вина не будет признана судом. (Презумпция невиновности)

14. С какого возраста человек может быть автором художественного произведения? (любого)

15. Когда последний раз вносились изменения в Конституцию РК? (2011 г.)

16. Как называется музыкальный символ государства? (Гимн)

Формируются сборные из 12 человек 3 команды по 4 человека («Великолепные четвёрки»). (тянут жребий, в какую команду попадут). Рассаживаются за квадратные столы.

— Сегодня состоится турнир интеллектуалов.

Наша игра будет состоять из нескольких этапов..

За каждый правильный ответ команда получает одно очко, если нет, – вторая команда отвечает.

— За игрой будет наблюдать наше жюри в составе учителей.

– Итак, мы желаем всем командам успехов в состязании. Да победит сильнейший!

— Тишина в зале!

Первый тур

Разминка

Какая команда быстрее из набора слов составит фразу великого русского писателя А.Радищева.

Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом (А. Радищев)

Второй тур

Какая команда быстрее и правильнее ответит на 10 вопросов.

1 команда

  1. Закон что дышло… (куда повернёшь, туда и вышло)

  2. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор)

  3. На каком инструменте играл Шерлок Холмс? (скрипке)

  4. Событие, лежащее в основе детектива. (преступления)

  5. На него ложится преступник, почуяв опасность. (дно)

  6. Кто такая Фемида? (богиня правосудия по греч. мифологии)

  7. Лицо, обратившееся в суд за защитой. (истец)

  8. Заключение обвиняемого под стражу. (арест)

  9. Распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений. (клевета)

  10. Собирание и проверка доказательств по уголовному делу. (следствие)

2 команда

  1. Сколько верёвочке ни виться…. (всё будет конец)

  2. Королева детектива (Агата Кристи)

  3. Браслеты, не украшающие дам. (наручники)

  4. Метод расследования, которым пользовался Шерлок Холмс. (дедукция)

  5. Письменное официальное извещение с вызовом, приглашением куда-либо. (Повестка)

  6. Международная организация уголовной полиции. (Интерпол)

  7. Тет-а-тет по-полицейски. (допрос)

  8. Карточный ловкач. (шулер)

  9. Преступление, выражающееся в похищении, собирании, передаче сведений, составляющих государственную тайну. (шпионаж)

  10. Что такое «челобитная»? (Прошение)

3 команда

  1. На вору и …(шапка горит)

  2. Лицо, приглашённое для участия в производстве в производстве осмотра, обыска. (понятой)

  3. Миниатюрное подслушивающее устройство. (жучок)

  4. Автор, скрывший своё имя. (Аноним)

  5. Служебная собака с особым чутьём. (ищейка)

  6. Современный детективный сериал «Улицы …» (разбитых фонарей).

  7. Как называют судью в спорте? (арбитр)

  8. Подделка подлинных или составление фальшивых документов. (подлог)

  9. То, что нарушает преступник. (Закон)

  10. Участковый с дикого Запада. (шериф)

Третий тур

За 2 мин. Перечислить как можно больше прав граждан РК.

Для проверки:

Право на жизнь Достоинство неприкосновенно

Личная свобода Неприкосновенность частной жизни

Свобода совести Защиту чести и достоинства

Свобода слова Право пользования родным языком

Свобода передвижения Право на свободу объединений

Право на труд Право на отдых

Право на образование Неприкосновенность жилища

Свобода творчества Право быть собственником

Равенство перед законом Свобода предпринимательской деятельности

Право на охрану здоровья Избирать и быть избранными

Право участвовать в митингах, демонстр. Право на доступ к госслужбе

«Закон о правах ребёнка в РК» дополняет для детей:

Право жить и воспитываться в семье

Право знать, кто является его родителями

Право на общение с обоими родителями и родственниками

Право выражать своё мнение

Право на Фамилию, имя, отчество

Право на определение национальности

Имущественные права

Право на гражданство

Право на медицинскую помощь

Получение среднего образования (Обяз.!)

Четвёртый тур

Игра «Определи, кто из героев сказок лишён следующих прав» (выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни).

Право на жизнь

Золушка

Колобок

Кот в сапогах

Право на неприкосновенность жилища

Сестрица Алёнушка

Три поросёнка

Колобок

Право на свободный труд

Золушка

Красная Шапочка

Балда

Право на свободу вступление в брак

Золушка

Дюймовочка

Алёнушка

Право на владение личным имуществом

Красная Шапочка

Буратино

Баба Яга

Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

Гадкий утенок

Баба Яга

Айболит

Учитель:

Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми.

Пятый тур

Учащиеся 8 класса разыгрывают сценку.

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

— Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

— С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

— Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:

— Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

— Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

— Помой посуду, сынок.

Сын:

— Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

— Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

— Это проявление жестокости, папа.

Работа в группах, обсуждение.

Найти ошибки в поведении членов семьи.

Что забыл ребенок в этой сценке? (Обязанности)

Самые важные обязанности указаны в Конституции РК.

Обязанность – это определённый круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения.

Группам перечислить за 2 мин. Обязанности граждан РК.

Подводятся итоги

Соблюдать законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц.

Уважать государственные символы.

Платить налоги.

Защищать Отечество.

Беречь памятники истории и культуры.

Сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

Заметим, что прав больше, чем обязанностей.

Чтобы человек мог осуществлять свои права, необходимо, чтобы окружающие (в том числе и он сам) выполняли обязанности.

Шестой тур.

«Юридическая консультация».

Сейчас на сцене будут разыграны ситуации, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни. Каждая команда должна оценить данные действия, найти верное решение и поделиться своим мнением с нами.

Ситуация 1.

Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.

Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроится?

(Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут.(Ст 173. КЗОТ).

Ситуация 2.

Двенадцатилетний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 12лет, а я уже зарабатываю деньги, имею карманные деньги. И друг мой Леша тоже предпринимательской деятельность занимается, немалый доход имеет. Только не ленись!».

Имеют ли право Оле 12-ти лет и Алексей 17-ти лет заниматься предпринимательской деятельностью?

(С согласия родителей подросток с 16-ти лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители не несут за него ответственности. Ст 27 ГК. Дети с 6 до 14 лет самостоятельно могут совершать мелкие бытовые сделки (без денег). Все остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Ст 28. ГК).

Ситуация 3.

Три ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в милицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому все равно им ничего не будет.

Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть?.

(Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за тяжкие преступления — 14. Ст 5 УПК. Если правонарушитель не достиг 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних и защите из прав).

Ситуация 4.

Подросток опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник ему делает замечание. Подросток огрызается: «Ну, подумаешь. Все равно ничего не будет1»

Прав ли подросток?

(Ст.135 КЗОТ гласит, что за нарушение трудовой дисциплины администрация применяет следующие взыскания: 1)замечание; 2)выговор; 3)строгий выговор; 4)увольнение).

Ситуация 5.

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

(Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (Ст.158). нецензурная брань в общественных местах. Оскорбительное отношение к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан, — это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.).

Ситуация 6.

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Будут ли ребята наказаны?

(Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст 31 УПК)).

Гражданин имеет не только права, но и несет обязанности. Их исполнение является залогом успешного развития нашего государства.

Внеклассное мероприятие «Правовой турнир»

Цель. Способствовать формированию системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, проявлению творчества.

Задачи.

  • Закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства.
  • Обучать основам юридических знаний.
  • Формировать умение анализировать правовые ситуации
  • Развивать интерес к обществознанию.

ХОД ТУРНИРА.

1 слайд

Добрый день, ребята, гости. Сегодня мы проводим правовой турнир. Мы вспомним трактовку законов, по которым требует и хочет жить общество. Не зная законов, мы часто не можем в полной мере воспользоваться своими правами. Я хочу, чтобы этот правовой турнир сформировал у вас навыки правомерного поведения, расширил ваши знания о Законе, которые вы примените в жизни. Надеюсь, вам будет интересно, вы сможете проявить творчество.

2 слайд.

О важности знания и понимания законов известные люди говорили:
– У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать. (И.В. Гете)
– Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов. (Вольтер)

3 слайд.

Я – помощница Фемиды. Что вы знаете о ней?
(ФЕМИДА – общепризнанный символ правосудия; ее изображают на эмблемах, ее изваяния осеняют здания судебных присутствий. Теперь так называется и высшая национальная юридическая премия. Слово Фемида стало нарицательным: когда, например, говорят «российская Фемида», мы понимаем, что речь идет о российском суде, правосудии.
Фемида – древнегреческая богиня права и законного порядка. Её атрибутами являются весы, меч, мантия, повязка на глазах, причем первые два – главные атрибуты и притом настолько древние и фундаментальные.
Весы – древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Весы находятся в левой руке богини – левая сторона тела считается воспринимающей.
Меч – символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на «волю небес», высшую справедливость. Меч богини – обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука – правая: это сторона действия, символ силы, «правого дела».
Мантия – торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, правосудия. Важно судье облачаться в мантию, оставляя цивильное платье для мирских дел.
Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву).
Надеюсь, вы уважаете право, закон. В нашей стране это особенно важно. Ибо без уважения к закону не построить правовое государство.
4 слайд.

Для начала представлю команды, которые будут состязаться между собой.

  • 1 команда – Адвокаты.
  • 2 команда – Знатоки.

5 слайд

1 тур. Юридический тест

Правильный ответ оценивается в 1 балл.

6 слайд 1. Что означало в XIX веке слово «ментик»?

а) То же, что и сейчас;
б) гусарскую накидку;
в) мини-бантик.

7 слайд. 2. Французские городовые по распоряжению Наполеона должны были носить…

а) красные повязки:
б) желтые чулки;
в) зеленые ботинки.

8 слайд. 3. Первые правила дорожного движения разработал еще…

а) Иван Грозный;
б) Юлий Цезарь:
в) Людовик XIV.

9 слайд. 4. Первым рэкетиром на Руси считается…

а) Ванька Каин:
б) Манька-облигация;
в) Саша Белый.

10 слайд. 5. Как называли донос в русском государстве в XVI-XVIII веках?

а) Ябеда;
б) наговор;
в) извет.

11 слайд. 6. В Древней Персии людей, взимающих плату за проезд по дорогам, звали…

а) гады; б) радары; в) гаишники.

12 слайд. 7. Самое экстравагантное наказание провинившимся водителям придумали полицейские индийского штата Бихар. Они заставляют правонарушителей…

а) отстоять целый день на обочине с огромным плакатом в руках о вреде лихачества за рулем:
б) собрать отходы жизнедеятельности священных коров у дороги;
в) прыгать вдоль обочины и выкрикивать имя любимого политика.

13 слайд. 8. В средневековье за философские труды, которые ставили под сомнение существование Бога, можно было подвергнуться страшной казни через…

а) щекотку гусиными перьями;
б) эпиляцию;
в) сверление зубов.

14 слайд. 9. Во времена инквизиции провинившихся сжигали на костре. Над ними устраивались показательные процессы с судом присяжных и свидетелями. Но за связи с дьяволом никогда не судили женщин, которые…

а) весили больше 50 кг:
б) имели светлые волосы;
в) родили больше семерых детей.

15 слайд. 10. Тариф — это…

а) фамилия римского сенатора, придумавшего множество налогов;
б) название острова в Средиземном море, где впервые стали брать плату за стоянку в порту:
в) должность стражника у городских ворот, решавшего, кого пускать в город.

16 слайд. 11. В средневековой Флоренции совершивших тяжкое преступление пожизненно записывали в…

а) дворяне,
б) крестьяне;
в) славяне.

17 слайд. 12. За что на Руси перед казнью хлестали горящими березовыми вениками?

а) За поджог;
б) за разворовывание государственной казны:
в) за кражу веников.

Вы ответили правильно на все вопросы, значит, вы чтите, уважаете и перечитываете на досуге Уголовный кодекс.

18 слайд.

2 тур. «Преступления из истории»

Задание: определить, к какому виду права, уголовного или административного, относятся действия Геракла. На обдумывание дается 1 минута. За правильный ответ дается 1 балл.

19 слайд 1.»Эврисфей дал новое поручение Гераклу. Он должен был очистить от навоза весь скотный двор Авгия. Геракл предложил Авгию очистить его скотный двор за один день. Царь считал, что это невозможно. Тогда Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воды двух рек. Вода этих рек очистила в один день от нечистот весь двор»

Вопрос: Назовите преступление, которое совершил Геракл. К какому виду права оно относится?
Ответ: Геракл нарушил экологию двух рек. (Административное право)

20 слайд. 2. «Эврисфей поручил Гераклу отправиться в страну, где проживали стимфалийские птицы. Попав в эту страну, Геракл взобрался на холм и ударил в тимпаны, поднялся оглушительный звон. Птицы поднялись громадной стаей и стали в ужасе кружить над лесом. Схватив свой лук, герой стал разить птиц смертоносными стрелами».

Вопрос: Назовите преступление, которое совершил Геракл. К какому виду права оно относится?
Ответ: Убийство редкого вида птиц. (Административное право).

21 слайд.

3 тур. «Чёрный ящик»

Нужно отгадать, что находится в ящике. Правильный ответ оценивается в 5 баллов.

Вопросы даются по очереди, при отсутствии ответа вопрос переходит к другой команде или зрителям.

1. У халифов он был желтым, у албанцев без клюва и когтей, у их российского собрата они есть. (Двуглавый орел.)
2. В ящике находится то, что в переводе с латинского означает «установление», «устройство». (Конституция.)
3. В ящике находится книга, состоящая из двух частей: общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением. (Уголовный кодекс.)
4. Во время сухого закона в США контрабандисты часто перевозили виски на судах. Перевозили его в ящиках. А в нашем ящике находится то, чем для безопасности перекладывали бутылки в ящиках. (Соль.)

22 слайд.

4 тур. Конкурс «В шутку о серьезном»

За каждый правильный ответ — 1 балл.

23 слайд. 1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука». («Черт побери»)
24 слайд…25 слайд. 2. У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? (Билета.)
26 слайд. 3. Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером. (Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля».)
27 слайд…28 слайд. 4. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. (Сорока.)
29 слайд…30 слайд. 5. Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного, безработного. (Буратино.)
31 слайд. 6. Как звали капитана МУРа, поймавшего в трамвае Кирпича? (Глеб Жиглов.)
32 слайд. 7. В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд — самый гуманный суд в мире!» («Кавказская пленница».)
33 слайд… 34 слайд. 8. Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня. (Шапка.)

35 слайд.

5 тур. Правовые акты

36 слад.

1 конкурс. Назовите правовые акты, в которых находятся данные статьи.

А) Всеобщая декларация прав человека
Б) Семейный кодекс РФ
В) Конвенция о правах ребенка
Г) Конституция РФ

1. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они поделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». (Всеобщая декларация прав человека.)

2.»Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенного посягательства на его честь и репутацию». (Конвенция о правах ребенка.)

3. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируются. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». (Конституция РФ.)

4. «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния». (Семейный кодекс РФ.)

37 слайд.

2 конкурс. Продолжить предложение:

38 слайд.

3 Конкурс «Ценности демократии»

Необходимо из предложенного набора понятий выбрать те, которые относятся к ценностям демократии, и вписать их на плакат с изображением дома.

Предлагаемые понятия:

толерантность личностная ориентация
консенсус индивидуальность
анархия ясность правил
компромисс условия для реализации
свобода монархия
политика.

39 слайд

6 тур. «Юридическая консультация»

Ваша задача – дать юридически обоснованный совет, как разрешить ситуацию. За каждую правильную разрешенную ситуацию команды получают по 2 балла.

40 слайд. Ситуация 1. В 1995 г. гражданка С. приватизировала свою однокомнатную квартиру. В 1996 г. она вступила с гражданином Б. в законный брак. В 1997 г. супруги решили расторгнуть брак. Кто имеет право собственности на эту квартиру после расторжения брака? (Гражданка С.)

41 слайд. Ситуация 2. Безработные С. и К. выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу, ругались, кричали и приставали к прохожим. Какие правонарушения они совершили. Нормы какой отрасли права были нарушены?
(Хулиганство, административное право.)

42 слайд. Ситуация 3. 17-летний Иванов поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Иванов обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение должен вынести суд? (Считается недопустимым увольнение молодых служащих по причине несоответствия занимаемой должности, если у работника, не овладевшего техникой производства, отсутствует достаточный опыт и стаж работы. Увольнение не допускается без трудоустройства. Необходимо согласие районной комиссии по делам несовершеннолетних.)

43 слайд. Ситуация 4. Двенадцатилетний Сергей находился дома один. Раздался звонок, и мальчик, ожидавший приход друга, открыл дверь. На пороге стояли мужчина и женщина, которые попросили разрешения позвонить по телефону. Сергей проводил их на кухню. Там его сильно ударили по голове и завязали глаза и рот. Незваные гости быстро собрали деньги, ценные вещи и направились к выходу. В дверях они столкнулись с другом Сергея, который держал на поводке собаку. Овчарка схватила мужчину за руку, прокусив ему сухожилие и вену. На шум отозвались соседи. Правонарушители были задержаны. На суде они подали встречный иск в связи с причинением мужчине тяжких телесных повреждений. Какие преступления были совершены в данной ситуации? Будет ли удовлетворен встречный иск обвиняемого? Кража, встречный иск удовлетворен не будет.)

44 слайд

7 тур. Всякая всячина.

Команды должны ответить на 7 вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вопросы первой команде:

1. Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией России (Референдум.)
2. Кто является главой Российской Федерации (Президент РФ.)
3. Какие органы из этого перечня не входят в систему органов государственной власти? Совет Федераций, Правительство РФ, органы местного самоуправления, судебные органы.
4. Когда отмечается День прав человека? (10 декабря.)
5. Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерация.)
6. Выраженное в законах и других государственных актах, охраняемое государством общеобязательное правило поведения. (Норма права.)
7. Отдельный гражданин как субъект гражданского права. (Физическое лицо.)

Вопросы второй команде:

1. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция.)
2. Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком? (Человек до 18 лет.)
3. Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент РФ.)
4. Носитель суверенитета и единственный источник власти в России. (Многонациональный народ РФ.)
5. Как называется тайное хищение имущества? (Кража.)
6. Как называется законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений. (Кодекс.)
7. Назовите общее понятие для перечисленных терминов: правосудие, суд, система судебных учреждений. (Юстиция.)

45 слайд.

8 тур. Сказочный

I. «Кто где живёт» По адресу литературного героя назовите его.

54 слайд.

II. О каких правах человека идет речь в этих отрывках?

Какое право сказочного героя нарушено?

55 слайд.

1. «Колобок»

«Колобок, колобок! Я тебя съем».
«Не ешь меня, косой зайчик, я тебе песенку спою:

Я колобок, колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На окошке стужен,
я от дедушки ушел,
я от бабушки ушел и от тебя уйду». (Право на жизнь и личную неприкосновенность).

56 слайд.

2. А.С. Пушкин. «Сказка о попе и его работнике Балде»

Балда нанимается на работу к попу. Это значит, он воспользовался правом на… (труд). (Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду.)

57 слайд.

3. Сказка К. Чуковского «Айболит»

«Добрый доктор Айболит, Он под деревом сидит, Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и паучок, И медведица, Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит».
(Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.)

58 слайд.

4. Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок»

«Утенок взмахнул крыльями и полетел.
– Полечу-ка я к ним, к этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним. Но пусть! И он опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, тоже поплыли к нему. Он был уже не гадким темно-серым утенком, а лебедем… А. большие лебеди плавали вокруг и гладили его клювами». (Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства).

59 слайд.

9 тур. «Как ты знаешь паспорт?»

Команде, которая первая правильно ответит на вопрос, присуждается один балл.

Вопросы викторины:

1. Сколько страниц в паспорте? (19.)
2. С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)
3. Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской Федерации.)
4. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На с. 2.)
5. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)
6. Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте? (Воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте.)
7. Сколько страниц отведено в паспорте разделу «Семейное, положение»? (Две – 14 и 15.)
8. На скольких страницах паспорта проставлен номер? (На 10.)
9. Обладают ли страницы паспорта водяными знаками? (Да.)
10. Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел.)
11. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения? (Отметки о группе крови и резус-факторе.)
12. Каков был возраст получавших паспорт граждан СССР? (16 лет.)
13. Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (Нет.)
14. В каком году началась выдача паспорта нового образца? (2001 г.)
15. Указывается ли в паспорте национальность? (Нет.)
16. Встречаются ли в паспорте римские цифры? (Нет.)
17. Сколько цифр в номере паспорта? (10.)
18. Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воинская обязанность»? (Одна – 13-я.)
19. В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене фамилии.)
20. В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и так далее.)

60 слайд.

10 тур. Да – нетки на правовую тематику

Верите ли вы, что… Ответ
1 …в России можно выйти замуж’ с 14 лет? Да, в особых случаях
2 …в случае изменения закона должен применяться тот, который более благоприятен для лица, совершившего подсудное деяние? Да. Так поступают судьи в правовом государстве
3 …в Калифорнии разрешается ставить мышеловки только тем, кто имеет охотничий билет? Да, как ни странно
4….в «Семейном кодексе РФ» отсутствует определение понятия «семья»? Да. До сих пор не смогли найти краткого, но точного определения этого понятия
5….таможенники всегда спрашивают пассажиров, не везут ли они наркотики или оружие? Да, таким образом они предоставляют пассажирам возможность добровольного признания
6….в пассажирских поездах Италии запрещается петь? Нет, наоборот
7….человек может изменить в установленном порядке свои имя и фамилию, но при этом изменятся и его права и обязанности? Нет, все обязанности и права останутся прежними
8…..шантаж есть разновидность мошенничества? Нет, это разновидность вымогательства
9….кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства? Да
10. …за ложную рекламу налагается штраф до 500 минимальных окладов или принудительные работы? Да
11…судьи и арбитры в своей обычной работе не могут пользоваться Конституцией — Основным законом страны, для этого есть своды законов по всем отраслям права? Нет, впервые можно ссылаться на статьи Основного закона, если в стране еще не принят такой закон
12…правовое воспитание есть часть идеологического воспитания гражданина страны? Нет, поскольку права человека не носят классового характера, они являются всеобщим достоянием
13…в правовую систему России входят только законы и нормы, принятые законодательными органами страны? Нет, сюда входят еще и общепринятые принципы и нормы международного права, ратифицированные государством
…в США запрещено целоваться в автомобиле? Да, если ведешь автомобиль и целуешься с пассажиром переднего сиденья
14…абориген Австралии становится холостяком, когда скажет женщине «Уходи!»? Да, вот так все просто
15…исследования США показали, что в среднем холостяки живут дольше на пять лет, по сравнению с женатыми? Нет, «с точностью до наоборот»
16…правитель Баварии Максимилиан был свергнут в 1704 году за то, что проиграл в бильярд? Да, ведь проиграл-то он казну!
17…если мужчина государства Того сделал комплимент женщине, он обязан на ней жениться? Да, потому там, видимо, редко говорят любезности
18…в Японии поводом для развода может послужить заявление мужа о том, что жена спит в некрасивой позе? Да, увы. Эти японцы такие эстеты!
19…если полицейский в штате Оклахома избил кота, он рискует провести в тюрьме до пяти лет? Да

61 слайд.

Подведение итогов. Награждение победителей.

62 слайд.

Вердикт

Сценарий внеклассного мероприятия » Права человека»

В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Право на жизнь. (Ст. 6).

Право на имя при рождении. (Ст. 7).

Право на медицинскую помощь. (Ст. 24).

Право на образование. (Ст. 28).

Право на отдых и досуг. (Ст. 28).

Право на индивидуальность. (Ст. 8).

Право свободно выражать свои взгляды. (Ст. 12).

Право на специальную охрану и защиту. (В преамбуле).

Право на заботу и воспитание родителями. (Ст. 7 окончание).

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. (Ст. 37а).

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. (Ст. 3).

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки. (Ст. 16).

Всеобщая декларация прав человека:

Право на благоприятную окружающую среду.

Право на участие в культурной жизни общества.

Право на труд, свободный выбор работы.

Право на свободу перемещения и выбор места жительства.

Право на жилье.

Размышляй-ка

На карточке написаны права человека. За 3 минуты команда должна сделать коллаж, отображающий данные права. Другая команда Должна узнать эти права.

Разбор ситуаций «Права и обязанности».

Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей — обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они наруша­ют? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1.

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Помогите, пожалуйста, разобраться, кто здесь неправ.

Ответ: сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.

Сценка 2.

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы

Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвен­цией ребёнка запрещено насилие над детьми!

Объясните Оле, в чём она не права.

Ответ: кроме прав у Оли есть ещё обязанности — дежурного, как и у всех детей в классе. Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Её права действуют, если не нарушают права других.

Сценка 3.

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете мате­матики! Ведь дети её только что помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом — рисованием!

Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

Ответ: А другие имеют право сидеть за чистой партой. Ива­нов должен уважать права других учеников.

Сценка 4.

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Правильно ли рассуждает Петров?

Ответ: его одноклассники имеют право на образование. А он бегал по классу и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

Сценка 5.

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хле­бом не сходил?

Сын. Потому что ООН запрещает использовать труд детей!

Вот такой борец за права ребёнка! Может быть, он прав?

Ответ: нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству. Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать её право и по­могать ей.

Задание: Дополнить фразу так, чтобы каждому праву соответствовала обязанность.

Подсказка: Обязанности всегда предельно конкретны, тогда они понятны и выполнимы.

Право на пенсионное обеспечение – обязанность: работать.

Фразы:

  • Дети имеют право на то, чтобы их серьезно воспринимали и обязанность…(слушать других).

  • Дети имеют право на хорошую медицинскую заботу и обязанность…(самим хорошо заботиться о себе)

  • Дети имеют право на хорошее образование и обязанность…(учиться и уважать своих учителей)

  • Дети имеют право делать ошибки и обязанность…(делать выводы из них, признавать их)

  • Дети имеют право на чистую окружающую среду и обязанность…(не загрязнять ее)

  • Дети имеют право жить с родителями и обязанность …(заботиться о родителях)

  • Ребенок имеет право на отдых и досуг и обязанность … (не мешать другим)

  • Право на работу … (добросовестно трудиться)

Имею права и не только

Каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом их становится все больше и больше. Ваши права и обязанности как учеников прописаны в Уставе школы. Из предложенного перечня выберите, что относится к правам, а что к обязанностям обучающихся:

Учащиеся школы имеют право на:

• получение дополнительных образовательных услуг;

• обеспечение учебниками и учебными пособиями;

• бесплатное пользование информационными ресурсами библиотек;

• участие в управлении Школой через органы самоуправления;

• охрана своей жизни и здоровья в ходе образовательного процесса;

• поощрение за успехи в учебе и примерное поведение;

• защита своих прав, чести и достоинства в процессе получения образования.

• посещение мероприятий в школе.

• уважение человеческого достоинства.

• получение бесплатного общего образования.

Учащиеся школы обязаны:

• добросовестно учиться;

• исполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебными планами и программами;

• быть дисциплинированными, заботиться о репутации Школы;

• достойно вести себя в Школе и за ее пределами;

• не допускать причинения вреда своему здоровью и здоровью других лиц;

• соблюдать деловой стиль в одежде.

• вести себя корректно на переменах и уроках.

• соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности.

• не пропускать занятия без уважительных причин.

• бережное отношение к школьному имуществу.

• соблюдение устава школы.

• выполнение требований работников школы.

• уважение чести и достоинства обучающихся и сотрудников школы.

Советы психолога.

А теперь настала очередь поговорить о естественных правах каждого из нас. Прошу вас прислушаться к словам известного психолога К.Заслоффа.

«У детей с момента рождения, как и у всех людей, есть право быть такими, какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут пользоваться как механизмами защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и на свои собственные возможности. Но для этого нужно знать на что ты имеешь право!»

Вы имеете право:

  • Иногда ставить себя на первое место;

  • Просить о помощи и эмоциональной поддержке;

  • Протестовать против несправедливого обращения или кри­тики;

  • На свое собственное мнение и убеждения;

  • Совершить ошибки, пока не найдете правильный путь;

  • Предоставлять людям решать свои собственные проблемы;

  • Говорить «нет, спасибо», «извините, нет»;

  • Не обращать внимание на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям;

  • Побыть одному, даже если другим хочется вашего общества;

  • На свои собственные чувства — независимо от того, пони­мают ли их окружающие;

  • Менять свои решения или избирать другой образ действий;

  • Добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает…

Вы никогда не обязаны:

  • Быть безупречной(ым) на 100%;

  • Любить людей, приносящих вам вред;

  • Следовать за толпой;

  • Делать приятное неприятным людям;

  • Извиниться за то, что были самим собой;

  • Выбиваться из сил ради других;

  • Чувствовать себя виноватым за свои желания;

  • Мириться с неприятной ситуацией;

  • Жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то и было;

  • Сохранять отношения, ставшие оскорбительными;

  • Делать больше, чем вам позволяет время;

  • Делать что-то, что на самом деле не можете сделать;

  • Выполнять неразумные требования;

  • Отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;

  • Нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;

  • Отказываться от своего «Я» ради кого бы то или чего бы то ни было.

Но помните!

Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных людей.

Нужно учиться уважать личные права других так же. Как вы хотите, чтобы уважали ваши!

Составить из разрезанных слав высказывание о праве, обязанности и морали.

“Живи по закону, поступай по совести” (латинское изречение);

Поступать по праву, а не действовать силой. Ливий Тит

Обсуждая поступки других людей, вспоминай свои. Л.Н. Толстой

Милосердие есть то же правосудие, но более справедливое. В. Гюго

Умей прощать, и мощь твоя умножится. Публий Сир

Конкурс «СИЛЬНОЕ ЗВЕНО».

  1. Что является основным законом нашего государства? (Конституция).

  2. Информация, распространяемая старушками? (слухи)

  3. Защитник на суде? (адвокат)

  4. С какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 14 лет).

  5. Расшифруйте понятие «ООН» (Организация Объединённых Наций)

  6. Существуют ли в мире страны, где работорговля разрешена законом? (нет).

  7. Какой роман с правовым названием написал Ф.М. Достоевский? («Преступление и наказание»).

  8. Поп-группа российской эстрады с криминальным названием? («Отпетые мошенники»).

  9. Как называется документ, который закрепляет права детей на международном уровне? (Конвенция о правах ребёнка)

  10. Кого можно считать ребёнком? (человеческое существо до 18 лет)

  11. Кто несёт ответственность за ваше развитие, обучение, воспитание? (Родители)

  12. Какое право вы реализуете, когда учитесь в школе? (на образование)

  13. Что должен выполнять каждый гражданин, кроме прав? (обязанности)

  14. Почему всемирный День прав человека отмечается 10 декабря?

  15. Где находится штаб – квартира ООН? (В США в городе Нью – Йорке)

  16. Какое право вы считаете самым главным? (на жизнь)

  17. Сколько государств входят в состав ООН? (более 180)

  18. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. (порядочность)

  19. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим (справедливость)

  20. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности (разумность)

  21. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия. (Воспитанность)

  22. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……(обязанности)

  23. Каждый человек, не достигший 18-летнего возраста является ребенком или …? (несовершеннолетний)

  24. Каждый человек с рождения имеет свои обязанности и …? (право)

  25. Каждый ребенок имеет право учиться в школе? Как называется это право? (образование)

  26. Что является главной обязанностью государства по отношению любого человека, гражданина? (защита)

  27. Каждый ребенок должен проживать с …? (семья)

  28. Основное, неотъемлемое (принадлежащее от рождения) и неотчуждаемое право. Произвольное лишение этого права не допустимо? (жизнь)

  29. Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую …? (помощь)

  30. Как называется право ребенка, которое ему позволяет гулять, играть и веселиться? (отдых)

  31. Право позволяющее выделить человека из массы других? (имя)

  32. Какие права отражены в пословицах

  33. Грамоте учиться – всегда пригодится. (на образование)

  34. Делу – время, а потехе – час. (право на отдых )

  35. Правда суда не боится. ( на защиту своих интересов)

  36. Дело мастера боится.(на труд)

Сказочная мозаика.

Перед вами разрезанные иллюстрации сказок, вы должны сложить изображение, сказать название сказки и какие права героев были нарушены:

  1. «Три поросенка»

  2. «Маша и Медведь»

  3. «Золушка»

  4. «Красная шапочка».

Дети отвечают, называя сказку.

  1. Нарушено право на неприкосновенность жизни.

  2. Нарушено право на неприкосновенность жилища, право владеть своим жилищем.

  3. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг.

  4. Нарушено право свободного передвижения.

Подросток: Скажи, Мудрец, (протягивает сжатые руки) что у меня в руках — живое или неживое?

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *