Дополнительная образовательная программа «Ритмика»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ершова Саратовской области

имени Героя Советского Союза Спирина В.Р.»

413503, Саратовская область, г. Ершов, ул. Вокзальная, д. 69 тел. 8(84564) 5-24-93

ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

МОУ «СОШ № 4 г. Ершова Саратовской области»

протокол №____ от _________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ № 4 г. Ершова Саратовской области»

___________________ Е.П.Денисова

приказ № ___ от _________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

РИТМИКА

Возраст детей – 7-10 лет

Срок реализации — 1 год

Тип программы – модифицированная

Программа разработана Майер Надеждой Рудольфовной педагогом дополнительного образования

г.Ершов

2019г.

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовая база:

Рабочая программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

-Закона «Об Образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.);

-Концепции развития дополнительного образования детей;

-«Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018г. №196)

-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года №09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»

-нормы СанПиНа 2.4.4.3172 (от 04.07.2014 №4)

Направленность программы: физкультурно – спортивная.

Актуальность программы. Дополнительное объединение опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.

Дополнительное объединение по спортивно-оздоровительному направлению представлена программой «Ритмика».

Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Главный принцип, заложенный в Программу – создание творческого образа в танце на основе индивидуальности самого ребенка.

Программа ориентирована на интересы и потребности ребенка, направлена на формирование его мыслительного потенциала, на становление творческой личности, способной художественно осмыслить окружающий мир и явления жизни в искусстве. В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы. На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.

Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся путем последовательного прохождения по годам обучения за четыре курса с учетом возрастных и психических особенностей детей 1-4 классов. В зависимости от результатов наблюдений может быть переформирование класса, исходя из различных задач, особенностей межличностных контактов детей.

Детское объединение «Ритмика» проводится в 1 — 4 классах (ОВЗ). Занятия проводятся 1 раз в неделю. Максимальная продолжительность занятия – 45 мин.

Форма одежды определяется педагогом исходя из специфики занятий.

Целью музыкально — ритмического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формированию музыкально ритмического воспитания. Слагаемыми музыкально – ритмического воспитания являются: крепкое здоровье, хорошее физическое и музыкально — ритмическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знание и навыки в области музыкально — ритмической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять музыкально — ритмическую и танцевальную деятельность.

Достижение цели музыкально — ритмического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач:

— укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику плоскостопия, содействие гармоничному музыкально — ритмическому развитию;

— овладение танцевальн6ыми движениями;

— развитие координационных (точности воспроизведения и ориентации движений в пространстве) и кондиционных (выносливости и гибкости) способностей.

— формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии музыкально — ритмических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

— отработку танцевальных движений, соблюдение техники безопасности во время занятий.

Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для школьников. Ее отличительными особенностями является: — активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий.

Отличительной особенностью данной программы. Отличительными особенностями является: — активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий.

Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм на занятиях по развитию движений и ритмических навыков у детей с неярко выраженными нарушениями развития, в том числе, с ОВЗ.

Физическое развитие одна из важных задач, решению которой способствуют музыкально – ритмические занятия. У детей формируется правильная осанка, совершенствуются движения, их координация. Двигательная активность необходима для развития здорового организма: усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечно — сосудистой систем, развивается сила мышц, подвижность суставов, а также умение преодолевать трудности, закалять волю. Доказано, что движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности. Поэтому обучение детей гимнастическим и танцевальным упражнениям под музыку, несложным композициям, развитие двигательных способностей детей является одним из основных направлений работы на музыкально-танцевальных занятиях. особенно — детей с нарушениями в развитии. В танцах приобретается практический опыт культуры общения — развитие познавательной активности, коммуникативных способностей и даже формирование умений вербального общения. Танцы способствуют овладению навыками пространственной ориентировки, приобретению свободы в движениях, развитию координации и быстроты. Они развивают и укрепляют нравственные качества личности детей.

Дети с нарушениями общения, в отличие от остальных, обычно пропускают в своем развитии очень важный этап обучения через подражание. В результате занятий танцами такие дети начинают подражать действиям других людей, что создает новые возможности для их обучения.

У детей с познавательными проблемами на фоне положительного эмоционального подкрепления формируется моторная и зрительно-моторная координация, развиваются пространственные представления, двигательная память, серийная организация действий.

Для всех детей важно, что на занятиях танцами они учатся лучше осознавать свое тело и управлять им.

Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональностью, возможностью активно выразить свое отношение к музыке в движении. Учитывая возрастные особенности детей, их запросы и интересы танцевальные занятия проводятся в игровой форме, большое внимание уделяется музыкальным играм, импровизации. В музыкальных играх, создавая тот или иной образ, дети слышат в музыке и передают в движении разнообразные чувства.

Адресат, возрастные особенности — Программа рассчитана на детей 8-10 лет, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья. У детей с ОВЗ наблюдается резкое снижение внимания к музыкальному звучанию. Детям свойственны неадекватные эмоциональные проявления при восприятии различных песен, что связно с общим нарушением эмоционально-волевой сферы, слабостью интереса к окружающим предметам и явлениям вообще. Нарушены двигательные функции, общая и речевая моторика. Для детей характерно двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная возбудимость и неустойчивость. На занятиях ритмикой у детей с ОВЗ выражается единство музыки, движений, ритма. Осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно-творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор.

Объём и сроки реализации ДООП рассчитана на 45 минут в неделю (35 часов для 1 класса, 36 часов для 2-4 классов), на 1 учебный год.

Режим занятий (периодичность и продолжительность) Рабочая программа рассчитана на 45 минут в неделю (35 часов для 1 класса, 36 часов для 2-4 классов), на 1 учебный год. Число детей, находившихся в группе составляет 10 человек.

Форма обучения. Очная

Особенности организации образовательного процесса. При организации образовательного процесса учащиеся осваивая программу, развивают свои творческие способности, приобретают навыки позитивного общения через особую образовательную среду.

1.2. Цель и задачи ДООП

ЦЕЛЬ: Формирование у детей творческих способностей через развитие музыкально — ритмических и танцевальных движений.

ЗАДАЧИ

— Образовательные (предметные):

  • Обучать детей танцевальным движениям.

  • Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.

  • Формировать пластику, культуру движения, их выразительность

  • Формировать умение ориентироваться в пространстве.

  • Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

— Воспитательные:

  • Развивать у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.

  • Формировать общую культуру личности ребенка,

  • Способность ориентироваться в современном обществе.

  • Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.

  • Создавать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве.

— Развивающие:

  • Развивать творческие способности детей.

  • Развивать музыкальный слух и чувство ритма.

  • Развивать воображение, фантазию.

1.3. Планируемые результаты (образовательные (предметные), личностные, метапредметные)

В результате обучения по краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Ритмика» обучающиеся должны
знать:

Предметные результаты:

— развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкально-ритмическому искусству и различным видам (или какому-либо виду) творческой деятельности;

— развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке и танцевальном искусстве как способе выражения духовных переживаний человека;

— общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального и танцевального искусства;

— представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального и танцевального искусства разных народов.

уметь:

применять на практике полученные навыки.

Личностные результаты:

— наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

— приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

— развитие мотивов музыкально-учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

— наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

— ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни класса.

1.4. Содержание учебного плана

— Учебный план

— Содержание учебного плана

Учебный план

.

Перечень разделов и тем.

Количество часов

Формы аттестации контроля.

Общее

Теория

Практика

Инвариантная часть.

Модуль № 1.

Введение в программу – 1 час.

Вводное занятие. Что такое «Ритмика»? Основные понятия. ТБ

Музыкальная грамота – 7 часов

Инвариантная часть модуля.

Знакомство с характером музыкального произведения. Отражение характера музыки в движении

Анализ музыкальных произведений. Выполнение движений, передающих веселую музыку. Импровизация

Наблюдение

Темпы музыкальных произведений. Движение под музыку. Переключение с одного темпа на другой.

Наблюдение

Понятия «такт «, «затакт «, «сильная и слабая доля «. Изучение ритмического рисунка. Развитие умения выделять сильные и слабые доли на слух.

Наблюдение

Ритмический рисунок. Формирование навыка передачи ритмического рисунка хлопками, шагами и другими движениями

Наблюдение

Строение музыкального произведения. Вступление, часть. Музыкальная игра.

Наблюдение

Танцевальные игры – 7 часов.

Инвариантная часть модуля.

Разучивание комплекса игровой ритмики

Наблюдение

Разучивание танцевальных движений рук, ног

Наблюдение

Разучивание композиций

Наблюдение

Партерная гимнастика– 10 часов.

Инвариантная часть модуля.

Развитие и укрепление мышц тела.

Наблюдение

Азбука танца– 5 часов.

Инвариантная часть модуля.

Развитие координации движений.

Наблюдение

Разучивание основных танцевальных шагов

Наблюдение

Разучивание основных видов бега под музыку

Наблюдение

Разучивание основных позиций ног

Наблюдение

Знакомство с танцевальными положениями рук

Наблюдение

Танцевальное ассорти (репетиционно — постановочная работа)– 6 часов.

Смотр разученных танцев. Развитие умений самостоятельно двигаться под музыку.

Наблюдение

Разучивание танцевальных этюдов

Наблюдение

Подготовка к показательным выступлениям. Разучивание плясок

Наблюдение

Подготовка к выступлению. Разучивание элементов русского народного танца

Наблюдение

Подведение итогов. Итоговый концерт

Наблюдение

Итого

Содержание учебного плана

1. Введение в программу

Теория. Знакомство с детьми. Знакомство с программой по ритмике. Беседа о значении танца в жизни людей разных национальностей. Инструктаж по технике безопасности и поведения на уроке. Знакомство с правилами поведения и внутреннего распорядка.

Практика. Знакомство с обучающимися. Выявление интересов ребят, уровня из знаний, возможностей. Введение в курс обучения по данной программе, ознакомление с планами работы на год.

2. Музыкальная грамота.

Теория. Основы музыкальной грамотности. Понятия счета в танце. Точное начало и окончание движение вместе с началом и концом музыкальной части и фразы. Элементарное знакомство с длительностями: целыми, четвертями, восьмыми, половинными.

Практика. Ритмические движения под счет и под музыку.

Движения на развитие координации.

3. Теория. Анализ музыкальных произведений.

Практика. Выполнение движений, передающих веселую музыку. Импровизация.

4. Теория. Темпы музыкальных произведений.

Практика. Движение под музыку. Переключение с одного темпа на другой.

5. Теория. Изучение ритмического рисунка.

Практика. Разучивается исполнение по слуху более сложных ритмических рисунков.

Выполняются самостоятельные задания ритмических рисунков на основании прослушанного музыкального материала.

6. Теория. Ритмический рисунок.

Практика. Формирование навыка передачи ритмического рисунка хлопками, шагами и другими движениями.

7. Теория. Строение музыкального произведения.

Практика. Почувствовать музыкальное произведение и импровизировать танцевальную композицию. Определение характера музыкального инструмента, на котором исполняют музыкальное произведение.

8. Танцевальные игры

Теория. Разучивание комплекса игровой ритмики

Практика. Развитие внимания, координации движений, зрительной и слуховой памяти. Разучивание комплекса игровой ритмики

9. Теория. Разучивание танцевальных движений рук, ног

Практика. Постановка кисти. Положение рук: 1, 2 и 3 позиции рук.

Разучивание танцевальных движений ног. Махи, притопы. Изучения танцевальных движений ног: «Топотушки», «Ковырялочки».

10. Теория. Разучивание композиций

Практика. Разучивание композиций «Красная шапочка», «Антошка».

Разучивание композиций «Волшебный цветок», «Мы пойдем сегодня в лес»

11. Партерная гимнастика

Теория. Развитие и укрепление мышц тела.

Практика. Разучивание упражнений на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад.

Разучивание упражнений на укрепление позвоночника путем поворотов туловища.

Разучивание упражнений на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног.

Разучивание упражнений на укрепление мышц плечевого пояса.

Развитие равновесия. Разучивание упражнений для тренировки равновесия.

12. Азбука танца Теория. Развитие координации движений.

Практика. Разучивание упражнений на ориентировку в пространстве

13. Теория. Разучивание основных танцевальных шагов

Практика. Танцевальные шаги (шаг-пружинка, шаг с подскоком, приставной шаг).

14. Теория. Разучивание основных видов бега под музыку

Практика. Разучивание основных видов бега под музыку (лёгкий, на носочках, энергичный, стремительный)

15. Теория. Разучивание основных позиций ног

Практика. Разучивание основных позиций ног (1-6 позиции ног)

16. Теория. Знакомство с танцевальными положениями рук

Практика. Позиции рук. (подготовительная, 1-3 позиции рук)

17. Теория. Развитие умений самостоятельно двигаться под музыку.

Практика. Освоение танцевальных образов и сценического пространства через разучивание основных ходов, базовых движений, несложных комбинаций и танцевальнообразных композиций. Отработка умения соединить движения и эмоции. Самостоятельные постановки музыкальных этюдов на пройденные темы.

1.5. Формы аттестации и их периодичность

Предметные

Метапредметные

Личностные

Оценка умения,

опыт творческой деятельности

Участие в школьных, районных и областных выступлениях, конкурсах

Самооценка своих музыкально-творческих возможностей, мотивация учащихся, сформированности внутренней позиции учащегося

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Методические материалы

— особенности организации образовательного процесса – очное;

— формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая;

— формы организации учебного занятия — конкурс, лекция, наблюдение, открытое занятие, праздник, практическое занятие, представление, тренинг, фестиваль;

— методы — словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

— приемы – комментирование, инструктирование, корректирование;

педагогические технологии — технология индивидуализации обучения,

технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология игровой деятельности;

педагогические технологии — технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология;

этапов

2.2. Условия реализации ДООП

1. Зал

2. Аудиоаппаратура, видеокассеты, CD — диски, DVD — диски, MP3 диски, телевизор.

3. Специально тренировочная одежда и обувь (спортивные трико, купальники, балетки, чешки)

4. Мячи, скакалки, обручи, коврики, спортивные маты.

5. Сценические костюмы.

6. Методическая литература.

2.3. Календарный учебный график

.

Месяц

Число

Время проведения занятия.

Форма занятия

Кол-во

часов

Тема занятия.

Место проведения.

Форма контроля.

Модуль № 1.

Инвариантная часть.
Введение — 1 час.

Сентябрь

12:55 — 13:40

Беседа

Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях

Малый спорт

зал

Музыкальная грамота- 7 часов.

Сентябрь

12:55 — 13:40

Беседа

Знакомство с характером музыкального произведения. Отражение характера музыки в движении

Малый спорт

зал

Сентябрь

12:55 — 13:40

Практика

Анализ музыкальных произведений. Выполнение движений, передающих веселую музыку. Импровизация.

Малый спорт

зал

Наблюдение

Сентябрь

12:55 — 13:40

Практика

Темпы музыкальных произведений. Движение под музыку. Переключение с одного темпа на другой.

Малый спорт

зал

Наблюдение

Октябрь

12:55 — 13:40

Практика

Понятия «такт», «затакт», «сильная и слабая доля». Изучение ритмического рисунка. Развитие умения выделять сильные и слабые доли на слух.

Малый спорт

зал

Наблюдение

Октябрь

12:55 — 13:40

Практика

Ритмический рисунок. Формирование навыка передачи ритмического рисунка хлопками, шагами и другими движениями

Малый спорт

зал

Наблюдение

Октябрь

12:55 — 13:40

Практика

Строение музыкального произведения. Вступление, часть. Музыкальная игра.

Малый спорт

зал

Наблюдение

Октябрь

12:55 — 13:40

Практика

Закрепление представлений о характеристиках музыкального произведения. Музыкальная игра.

Малый спорт

зал

Наблюдение

Танцевальные игры – 7 часов.

Ноябрь

12:55 — 13:40

Практика

Развитие внимания, координации движений, зрительной и слуховой памяти. Разучивание комплекса игровой ритмики

Малый спорт

Зал

Наблюдение

Ноябрь

12:55 — 13:40

Практика

Разучивание танцевальных движений рук.

Малый спорт

Зал

Наблюдение

Ноябрь

12:55 — 13:40

Практика

Закрепление изучения танцевальных движений рук.

Малый спорт

зал

Наблюдение

Декабрь

12:55 — 13:40

Практика

Разучивание танцевальных движений ног. Махи, притопы

Малый спорт

зал

Наблюдение

Декабрь

12:55 — 13:40

Практика

Закрепление изучения танцевальных движений ног

Малый спорт

Зал

Наблюдение

Декабрь

12:55 — 13:40

Практика

Разучивание композиций «Красная шапочка», «Антошка»

Малый спорт

Зал

Наблюдение

Декабрь

12:55 — 13:40

Практика

Разучивание композиций «Волшебный цветок», «Мы пойдем сегодня в лес»

Малый спорт

зал

Наблюдение

Партерная гимнастика – 10 часов.

Декабрь

12:55 — 13:40

Беседа

Развитие и укрепление мышц тела. Разучивание упражнений на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад

Малый спорт

Зал

Январь

12:55 –

Практика

Развитие и укрепление мышц тела. Разучивание упражнений на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад

Малый спорт

Зал

Наблюдение

Январь

12:55 — 13:40

Практика

Продолжение разучивания упражнений на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед

Малый спорт

Зал

Наблюдение

Январь

12:55 — 13:40

Практика

Закрепление упражнений на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед

Малый спорт

Зал

Наблюдение

Февраль

12:55 — 13:40

Практика

Разучивание упражнений на укрепление позвоночника путем поворотов туловища.

Малый спорт

Зал

Наблюдение

Февраль

12:55 — 13:40

Практика

Разучивание упражнений на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног

Малый спорт

Зал

Наблюдение

Февраль

12:55 — 13:40

Практика

Укрепление и развитие стоп. Разучивание упражнений.

Малый спорт

Зал

Наблюдение

Февраль

12:55 — 13:40

Практика

Разучивание упражнений на укрепление мышц плечевого пояса

Малый спорт

Зал

Наблюдение

Март

12:55 — 13:40

Практика

Развитие равновесия. Разучивание упражнений для тренировки равновесия

Малый спорт

Зал

Наблюдение

Март

12:55 — 13:40

Практика

Закрепление упражнений.

Малый спорт

зал

Наблюдение

Азбука танца – 5 часов.

Март

12:55 — 13:40

Беседа

Развитие координации движений. Разучивание упражнений на ориентировку в пространстве

Малый спорт

Зал

Наблюдение

Март

12:55 — 13:40

Практика

Разучивание основных танцевальных шагов

Малый спорт

Зал

Наблюдение

Март

12:55 — 13:40

Практика

Разучивание основных видов бега под музыку (лёгкий, на носочках, энергичный, стремительный)

Малый спорт

Зал

Наблюдение

Апрель

12:55 — 13:40

Практика

Разучивание основных позиций ног

Малый спорт

Зал

Наблюдение

Апрель

12:55 — 13:40

Практика

Знакомство с танцевальными положениями рук

Малый спорт

Зал

Наблюдение

Танцевальное ассорти (репетиционно — постановочная работа)– 6 час.

Апрель

12:55 — 13:40

Практика

Смотр разученных танцев Развитие умений самостоятельно двигаться под музыку.

Малый спорт

зал

Наблюдение

Апрель

12:55 — 13:40

Практика

Разучивание танцевальных этюдов

Малый спорт

зал

Наблюдение

Май

12:55 — 13:40

Практика

Подготовка к показательным выступлениям. Разучивание плясок

Малый спорт

зал

Наблюдение

Май

11 —

12:55 — 13:40

Практика

Подготовка к выступлению. Разучивание элементов русского народного танца

Малый спорт

зал

Наблюдение

Май

12:55 — 13:40

Практика

Подведение итогов

Итоговый концерт

Малый спорт

зал

Наблюдение

2.4. Оценочные материалы

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных занятий, которые проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях.

По окончании учебного года по программе дети сдают зачёт в виде концерта, в котором учащиеся должны показать свои навыки.

Оценка выступлений проходит в соответствии представленными ниже критериями:

Оценка

Критерии оценивания выступления

Высокий

Технически качественное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

Средний

Отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

Низкий

Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, слабая техническая подготовка, отсутствие свободы в движениях.

2.5. Список литературы

Для педагога:

1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986. — 192 с.

2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 272 с.

3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В.В. Воронковой. М. Школа-Пресс, 1994. — 416 с.

4. Гаврилушкина О.М. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития / Дошкольное воспитание.

6. Лопухина И.Г. Речь, Ритм, Движение, С-П изд-во «Дельта Плотникова Р.М. Программа по ритмике для детей с нарушением интеллекта специального (коррекционного) образовательного учреждения. Екатеринбург

8. Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» № 2(32), Евтушенко Е.В. «Системный подход к организации работы по музыкальному воспитанию умственно отсталых учащихся».

9. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа /Под ред. Л.А.Барейбойма. — М. Советский композитор, 1978. — 376 c.

Для обучающихся:

Картотека музыкально-ритмических игр для детей дошкольного возраста.

Музыкально-ритмические игры для детей дошкольного возраста.

Выполнила: Уфимцева Маргарита

Белово, 2014

Музыкально – ритмические игры

Игра «Дорожка»

Цель: учить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок на детском музыкальном инструменте.

Ход игры: дети выбирают себе музыкальные инструменты (бубен, молоточек, барабан), садятся по кругу. В центре круга — ведущий (педагог или ребенок).

Ведущий. Я гуляю по дорожке (марширует),

Дети. На своих инструментах выполняют ритм стиха, выделяя сильную долю.

И мои шагают ножки.

А потом, а потом (бежит на месте)

Все бегом, бегом, бегом.

Через лужи прыг-скок.

Прыг-скок, прыг-скок (прыжки с ноги на ногу).

А теперь на бугорок,

Стоп (притоп)

Надоело мне стоять,

Лучше буду танцевать (исполняет простые движения: нога на носок, на пятку, ковырялочка и т.п.).

Игра «Охотники»

Цель: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, выделяя сильную долю.

Ход игры: дети маршируют, выполняя движения соответственно содержанию стихотворения.

Ведущий. Мы охотники на льва, да?

Дети. Да! (Маршируют.)

Ведущий. Не боимся ничего, нет?

Дети. Нет!

Ведущий. А в руках у нас ружье!

Дети: Пиф-паф! (Ногу ставят на пятку, как бы прицеливаются.)

Ведущий. И булатный меч! (Маршируют.)

Дети. Раз-два. (Имитируют взмахи мечом.)

Ведущий. Мы по улице идем,

Левой, правой, левой, правой!

На охоту всех зовем.

Левой, правой, левой, правой! (Маршируют.)

Ведущий. Стоп! Перед нами река.

Широка, глубока,

Реку мы переплывем. (Имитируют стиль плавания.)

Кролем, брассом поплывем.

Ведущий. Стоп! Перед нами лес.

Деревья до небес,

Болото на пути,

Как туда пройти?

С кочки на кочку

Прыг, прыг, прыг!

С кочки на кочку

Чав, чав, чав, чав. (Прыгают с ноги на ногу.)

Ведущий. Стоп! Пещера на пути

Нам в нее войти?

Дети. Не видать ничего.

Не слыхать никого!

Ай, ай, ай, ай,

Ай, ай, ай, ай. (В недоумении разводят руками.)

Мы в пещеру вошли,

И кого же там нашли? (Идут медленно, на носочках, останавливаются.)

А в пещере лев спит

И громко храпит

Хр-хр-хр! (Имитируют храп, поднимая течи.)

Вдруг лев проснулся

Да как зарычит: Р-р-р! (Рычат.)

И каждый охотник как задрожит. (Дрожат.)

Испугались! Ой-ой! (Качают головой.)

И скорей бежать домой! (Бегут бегом.)

Ведущий. Домой добежали,

Очень устали. (Вытирают лоб рукой.)

Вот так охотнички!

Игра «Погуляем»

Цель: развитие движений, перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.

Ход игры: дети двигаются по залу для музыкальных занятий в разных направлениях.

Ведущий. Погуляем, погуляем

В садике своем…

Дети. Погуляем, погуляем

И дружка найдем. (Находят себе пару — дружка.)

По-ка! (Отходят спиной назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)

Хлоп-хлоп! (Останавливаются друг перед другом и делают два хлопка.)

Привет! (Вновь подходят друг к другу, здороваются.)

По-ка! (Делают два хлопка, отходят назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)

При повторении игры ребенок находит нового дружка. Можно предложить разные варианты игры: гулять парами, перестраиваться в круг (возможно перестроение по первой букве имени) и т.д.

Игра «Я иду к тебе»

Цель: перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.

Воспитатель. Хорошо вокруг,

Дети. (Свободно гуляют по комнате.)

Солнце светит нам. (Находят себе партнера, становятся напротив друг друга и выполняют хлопки.)

Улыбаюсь я всем моим друзьям.

Дети. (Стоящие в парах берутся за руки и делают хлопки.)

(Пары перестраиваются в общий круг и делают три хлопка и, взявшись за руки, идут по кругу.)

Воспитатель. Здравствуй, миленький дружок!

Становись со мной в кружок!

Хорошо вокруг,

Солнце светит нам,

Улыбаюсь я

Всем моим друзьям.

Игра «Музыкальный ежик»

(модифицированный вариант игр Е. И. Юдиной)

Цель: воспроизведение ребенком ритмического рисунка с помощью хлопков или детских музыкальных инструментов (барабан, бубен).

Воспитатель. Не приходилось ли вам встречать музыкальных ежиков? Например, таких, которые играют на барабане? А вот молдавскому поэту Георгию Виеру приходилось! Послушайте, как он изобразил такого ежика (читает стихотворение):

С барабаном ходит ежик.

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик:

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами…

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались:

Бум-бум-бум!

И об землю ударялись:

Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули!

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули!

Бум-бум-бум!

Забавное стихотворение, не правда ли? Сейчас мы устроим интересную игру. Какие слова все время повторяются в стихах? Сколько ударов барабана изображают эти слова? Попробуем сопровождать это стихотворение хлопками. Делать мы это должны одновременно, ведь у ежика был всего один барабан. Сейчас мы достанем игрушечные барабаны и на слова «бум-бум-бум» будем исполнять три удара двумя палочками — правой, левой, правой, вот так. (Дети под чтение педагогом стихотворения выполняют соответствующие движения.)

А теперь поиграем по-другому. Отметьте в стихах место, где «ночью яблоки срывались» — как это можно озвучить, иначе ведь, когда яблоки падают, их звук не похож на удар барабана? (Дети предлагают озвучить падение яблок мягкими хлопками; бубном и т.п. Игра повторяется с музыкальным оформлением.)

Игра «Мишка»

Цель: озвучивание ребенком стихотворных строк.

Ход игры: воспитатель предлагает детям помочь медвежонку добраться до дома, а чтобы ему было веселее шагать, нужно сделать этот путь звучащим.

Воспитатель.

Шлепал мишка по дорожке:

Шлеп-шлеп-шлеп!

И захлопал он в ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп!

А потом, а потом,

Побежал скорей бегом:

Пом-пом-пом-пом-пом-пом-пом!

Он по кочкам Топ-топ-топ!

Добежал до дому — Стоп!

(Дети стоя выполняют соответствующие движения.)

Или:

Мишка весело шагал:

Топ! Топ! Топ! Топ!

А потом он побежал:

Топы-топ, топы-топ!

Вдруг споткнулся и упал: Бух!

Отряхнулся и сказал: Ух!

Сделал шаг и: Ой! Ой! Ой!

И ворча, заковылял домой.

Игра «Прогулка»

Цель: закрепление длительностей нот, развитие чувства ритма.

Игровой материал: музыкальные инструменты по числу играющих (молоточки, барабан, бубен, ксилофон, металлофон, колокольчик, музыкальные тарелки).

Ход игры: Взрослый: «Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на прогулку, но это будет необычная прогулка, мы будем гулять, помогут нам в этом музыкальные инструменты.

Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленные удары молоточком по столу), а теперь мы вышли на улицу. Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (частые удары по барабану или можно молоточками по столу). Мы гуляли, веселились, но вдруг появилась туча, подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и пошел дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался частый сильный ливень (ритм ускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, молоточками по металлофону, ударять в тарелки, колокольчиком передавать редкие капли дождя; используются все инструменты для передачи состояния погоды; редкие капли дождя и сильный частый ливень дети передают в определенном ритме, вследствие чего у них закрепляются знания о длительностях нот)».

Взрослый: «Испугались ребята такой погоды и побежали домой» (снова быстрые и ритмичные удары).

Игра постепенно усложнялась, дети с помощью взрослого придумывали новые события, которые происходили на «прогулке», и каждый раз ритмические рисунки становились все разнообразнее и сложнее.

Игра «Научи матрешек танцевать»

Цель: Учить детей передавать несложный ритмический рисунок, закреплять тексты ранее изученных песен.

Игровой материал: большие и маленькие матрешки.

Ход игры: У взрослого в руках большая матрешка, у детей — маленькие.

«Большая матрешка учит танцевать маленьких»- говорит взрослый. Отстукивает по столу сначала несложный ритмический рисунок. Дети повторяют. В качестве ритмических рисунков использовались знакомые детям мелодии песен и плясок: «Сорока», «Андрей-воробей», «Чики-чикалочки», знакомые песни, разученные ранее. Если вначале дети повторяли за взрослыми, то потом они сами стали придумывать несложные ритмические рисунки, или взрослый начинал, а дети заканчивали. Примеры ритмических рисунков были самые разнообразные.

«Тень-тень» Эту песню дети знают хорошо. Для более совершенного развития у детей ритмического чувства были использованы следующие задания в игровой форме: — песня поется вместе с детьми с целью закрепления текста — дети одновременно поют и хлопают тихонько в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок. — пение по ролям: взрослый — автор, а дети — герои (лиса, заяц, 2 ежа, блошки, медведь, коза). Каждый ребенок прохлопывает свою роль. — пение по ролям, но роль исполняют ладошками. Детям объясняют, что голосок «спрятался», ладошки «поют вместо него». — вся песня от начала до конца поется ладошками — когда ритм песни хорошо усвоен, можно выложить его короткими и длинными полосками или длительностями.

Игра «Клубочек»

Цель: воспитание чувства принадлежности к группе, чувства безопасности в коллективе, чувства единства. Сплоченности, умения действовать согласованно.

Материалы: клубочек прочных ниток.

Ход игры: Преподаватель и дети стоят в кругу. Преподаватель запевает песенку, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называя его в песенке по имени и т.д.
Когда песенка заканчивается — все дети и преподаватель соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к преподавателю, проделав полный круг. Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе всегда будут так же крепко дружить. В заключение можно попросить детей вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.

Игра «Ловушка»

Игра проходит под русскую народную мелодию «Я на горку шла» или другую музыку с двудольным размером, которая начинается из-за такта.

Цель: учить детей синхронно выполнять движения под музыку или пение, действовать вместе, одновременно отмечая конец запева или 1-й части музыки общим движением, развивать быстроту реакций, ловкость; воспитывать смелость и активность каждого ребенка, а также умение достойно проигрывать, не обижаться, а упражняться дальше.

Ход игры: 4-5 человек становятся в круг, держась обеими руками за веревку, концы которой соединены.
На затакт дети должны одновременно поднять веревку вверх. А затем на каждый такт то опускают веревку вниз, то поднимают ее вверх. Так продолжается до конца 1-й части музыки или запева. В конце веревка должна оказаться наверху!

На 2-й части музыки или на припев остальные дети поворачиваются за ведущим и бегут за ним «змейкой» через все «воротики».

По окончании музыки «ловушка захлопывается»- дети опускают веревку вниз. Кто попался, тот становится в круг и берется обеими руками за веревочку. Игра продолжается до тех пор, пока не поймают почти всех детей, которых можно похвалить за ловкость или предложить им совершить «круг почета» вокруг положенной на пол веревки под аплодисменты всех детей.

Игра «Один, два, три, четыре, пять»

Цель: учить детей действовать по одному и вместе с другими; развивать организаторские способности детей; развивать внимание детей, их ориентировку в пространстве, быстроту реакций; упражнять в счете и в основных движениях.

Ход игры: Под музыку дети двигаются по всей комнате в разных направлениях, используя энергичную ходьбу, бег, подскоки в зависимости от характера музыки. С окончанием музыки воспитатель называет первую цифру. Дети должны построиться в соответствии с названным числом парами, тройками и т.д., встав в кружок или шеренгу и подняв руки вверх.

1. Педагогические работники до 10.04.2020:

— проводят разъяснительную работу с участниками образовательных отношений по вопросам организации образовательной деятельности в МБУДО «ДМШ № 2 г. Рубцовска» с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Родители (законные представители) обучающихся должны в электронном (в случае невозможности получения в электронном – в бумажном) виде подтвердить получение информации об организации образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

— создают группы, чаты с родителями (законными представителями) обучающихся в социальных сетях и мессенджерах (при необходимости);

— организуют прием письменных заявлений родителей (законных представителей) об организации образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, предоставленных любым доступным способом (в том числе с использованием сети «Интернет»);

— в срок до 10.04.2020 года разрабатывают задания для самостоятельного изучения и размещают на сайте МБУДО «ДМШ № 2 г. Рубцовска» в разделе «Задания для дистанционного обучения»;

— с 13.04.2020 организуют проведение дистанционных занятий строго по утвержденному расписанию занятий. Проверку домашнего задания осуществляют в день проведения занятия по расписанию;

— проводят учебно-тренировочные занятия в дистанционном формате, в исключительных случаях, в случае отсутствия у семьи возможности получения дистанционного обучения, занятия организуются на уровне самоподготовки, с соблюдением необходимых санитарно-противоэпидемических мероприятий.

2. Администрация МБУДО «ДМШ № 2 г. Рубцовска» координирует взаимодействие обучающихся и их родителей (законных представителей) с педагогическим составом школы.

3. Родители (законные представители):

— подают до 13.04.2020 года заявление о согласии на обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (в отсканированном виде по электронной почте Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , лично в бумажном варианте, любым другим доступным способом);

— контролируют обучение в домашних условиях;

— создают условия для обучения ребенка в дистанционном режиме;

— берут ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка на себя, в том числе по ограничению его пребывания в местах массового скопления людей.

В случае невозможности обеспечить ребенку обучение с использованием электронных образовательных ресурсов необходимо также сообщить преподавателю по специальности.

Телефоны горячей линии:

5-65-23 — директор МБУДО «ДМШ № 2 г. Рубцовска» Ефимец Любовь Григорьевна

5-42-16, 8-913-088-91-81 — заместитель директора по учебно-воспитательной работе Болотова Ольга Александровна

Режим работы МБУДО «ДМШ № 2 г. Рубцовска» с 13.04.2020

Адреса электронной почты преподавателей МБУДО «ДМШ № 2 г. Рубцовска»

Годовой календарный учебный график МБУДО «ДМШ № 2 г. Рубцовска» на IV четверть 2019\2020 учебного года

Журнал ежедневного мониторинга обучающихся, присутствующих на дистанционных занятиях

Занятия в учреждении во время дистанционного обучения проводятся по следующему расписанию:

Вложения:

Файл Описание
Открыть Расписание групповых занятий группы РПО
Открыть Расписание групповых занятий ДООП
Открыть Расписание групповых занятий по ДПОП (5-летний срок обучения)
Открыть Расписание групповых занятий по ДПОП (8-летний срок обучения)
Открыть Расписание занятий преподавателя Беккер Л.Д.
Открыть Расписание занятий преподавателя Червонновой Е.С.
Открыть Расписание занятий преподавателя Щетинской А.В.

Портал педагога

Музыкально-ритмические упражнения и игры для младших

школьников на уроках музыки.

Давно

известно,

что

в

музыкальном

обучении

учащихся

младшего

школьного

возраста

важная

роль

отводится

игровой

деятельности,

пению

с

ритмическими

движениями.

Занятия,

на

которых

учитель

организует

упражнения

с

музыкально-

ритмическими движениями и играми, повышают интерес учащихся к уроку музыки за

счет подвижности, соревновательности, необычности.

Идею использовать движение как средство формирования музыкальности детей

впервые

выдвинул

швейцарский

ученый

и

композитор

Э.Ж.

Далькроз

(1865-1950).

Согласно его теории музыкальный ритм должен быть не объяснен и усвоен, а «телесно

пережит», претворен в движении. Далькроз писал: «Игра ребенка — искусство взрослого

человека. Следует всячески изощрять свою изобретательность придумыванием самых

разнообразных

форм для тех или иных упражнений, из каждой ритмической фигуры

может быть сделана полезная игра. Например, восьмая с точкой и шестнадцатая — галоп,

половинная — поклон и т.д.».

Принципы Далькроза получили развитие в наше время.

Ритмическая гимнастика – составная часть системы музыкального

воспитания Карла

Орфа. Отдельные формы

работы были у Г. Струве. Работу с хоровым коллективом

«Пионерия» он строил так, что дети показывали своими движениями знание теории

музыки: если звучит тон — дети делают шаг, полутон — полшага, пение нот — показом их на

руке.

Метод

Далькроза,

пишет

Л.С.

Мухаринская,

очищенный

от

утопических

наслоений,

получил

дальнейшее

развитие

в

педагогической

и

музыкальной

работе

русских и советских педагогов Н.Г. Александровой, Н.П. Збруевой, М.А. Давыдовой.

Учащимся младших классов трудно сохранять неподвижность во время занятий,

для них обязательно надо вводить задания и игры с движениями-мини-песни, попевки,

где ритм подчеркивается хлопками, притопами, щелчками и т.д. Надо видеть, как весело

и непринужденно дети справляются с ритмическими упражнениями, как радостно им

оттого, что они преодолевают трудности и не отчаиваются, если что-то не выходит, так

как понимают, что учитель всегда придет им на помощь.

Описание игр, использованных мною на занятиях музыки в младших классах:

Игра 1.

Дети стоят по

кругу.

Учитель даёт задание прохлопать ритм «четверть и две

восьмых»

последовательно

с

условием,

что

каждый

прохлопывает

ту

длительность,

которая ему выпадает по очереди: четверть хлопает один ребёнок, восьмые – следующий

по кругу. Задача – прохлопать так, чтобы сохранить единый ритмический рисунок без

пауз. Первый раз учитель прохлопывает вместе с детьми ритмический рисунок.

Игра 2.

В этой игре попевка

«Ра-Ра-Ра, Ра-Ра-Ра, Хороша у нас игра.

Ре-Ре-Ре-Ре-Ре-Ре. Очень рады мы игре»

пропевается по полутонам вверх и вниз с прикосновением кисти рук к разным

частям головы и хлопками:

Ра-Ра-Ра — ритмический рисунок «две восьмых и четверть» — на восьмые движение

правой руки ко лбу, на четверть — к подбородку.

Ра-Ра-Ра — тот же рисунок — правая рука к правой щеке, левая — к левой.

Хороша у нас игра — на первое слово поставить руку перед собой сначала правую,

затем левую. На остальные слова — два хлопка.

В дальнейших куплетах в первой строчке меняем согласные.

Игра 3. «Острова».

Пропевается по полутонам, используются хлопки, движения рук и ног.

Слова попевки

Движения

Раз-два—острова.

Два

хлопка

и

поочередно

руками

рисуем

полукруг.

Три-четыре—мы

приплыли.

Два хлопка и имитация плавания.

Пять-шесть—сходим

здесь.

Два хлопка и движение рук ладонями вниз.

Семь-восемь—

сколько сосен.

Два

хлопка

и

поочередно

вертикально

поднимаем руки.

Девять-десять—мы в

пути.

Два хлопка и имитация ходьбы.

Досчитал до десяти

На каждый слог движения рук

из второго

упражнения.

Песня-игра 4. «Мы вместе».

Текст песни:

Мы вместе, мы вместе,

мы вместе день за днем.

Мы вместе, мы вместе

играем и поем.

Песня повторяется два раза.

Дети стоят в кругу. Исполняя песенку, на каждую сильную долю наматывают на

ладонь нитку от клубка и передают клубок дальше по кругу. В конце все связаны одной

нитью.

5.Хоровод «Во поле береза стояла».

С пением хороводным шагом дети идут по кругу, на припеве останавливаются и

медленно и плавно поднимают и опускают руки.

6.Хоровод «Ах, вы сени».

Поем песню с ритмическими движениями, особенными для каждого куплета:

Ах, вы сени, мои сени, сени новые мои,

сени новые, кленовые, решетчатые.

Исходное положение руки на поясе, на сильную долю разводим руки в стороны, на

слабую — исходное положение.

Выходила молода за новые ворота,

за новые кленовые, за решетчатые.

Исходное

положение

руки

на

поясе,

на

сильную

долю

выставляем

корпус

вполоборота вперед, на слабую — возвращаемся в исходное положение.

Выпускала сокола из правого рукава,

ты лети, лети, соколик, высоко и далеко.

Делаем вращательные движения руками, затем имитируем полет крыльев.

Ты лети, лети, соколик, высоко и далеко,

на родимую сторонку, где мой батюшка живет.

Движение

поочередно

каждой

рукой

в

сторону,

на

последнюю

строчку

руки

прикладываем к себе на уровне груди.

7. Ритмическая игра «фли-флай-фло».

Слова к игре:

Фли

Фли-Флай

Фли-флай-фло.

Уиста

О-но-нона-та-уиста

Эни-мэни-дэзамини-увала-вала-мини

Эни-мэни-дэзамини-увала-ва

Бод-били-яд-бод-бода-да-бид-бод

Боу-лили-боу-лили-болу-лили-бом.

Задача в игре – держать ритмический рисунок две четверти, чётко проговаривать за

водящим слоги и фразы, постепенно ускоряя.

В музыкально ритмических

играх у детей развивается чувство коллективизма,

происходит

формирование культурных привычек в процессе группового общения со

своими ровесниками, снимается напряжение. Вырабатывается пластичность и гибкость,

умение

соединять

пение

с

движениями,

развивается

выносливость,

творческое

воображение

Комплекс музыкально-ритмических игр для детей старшего дошкольного возраста

Ольга Абрамова
Комплекс музыкально-ритмических игр для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка «Комплекс музыкально-ритмических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Разработала музыкальный руководитель

Абрамова О. А. МАДОУ «Детский сад №6

«Колокольчик»

Г. Прокопьевск, Кемеровская область

2. Возрастные возможности дошкольников в музыкально-ритмической деятельности.

В раннем детстве (на первом году жизни) музыкально-ритмическая деятельность малыша выражается в чисто импульсивной реакции на звуки музыки отличается большой подражательностью. Взрослый, активизируя ребенка исполнением, заставляет его реагировать веселым двигательным возбуждением на плясовую мелодию и более спокойно на колыбельную. Возникают первые проявления эмоционального отклика на музыку посредством движения.

Дети 3-4 лет: проявляют яркие эмоции при восприятии музыки контрастного характера. Различают высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание.При незначительной помощи взрослого выполняют простейшие движения: хлопают, притопывают, кружатся на месте под музыку, воспроизводят образные движения и несложный сюжет в играх под музыку согласуя движения с характером музыки.

Дети 4-5 лет: испытывают радость от общения с музыкой, адекватно, эмоционально реагируют на неё, определяют общее настроение, характер, выделяют жанровую принадлежность музыкального произведения (песня, танец, марш). С желанием исполняют музыкально-ритмические движения, используя пространство зала, передают в движении характер музыки, средства музыкальной выразительности, общий рисунок в танцах, особенности в музыкальных играх.

Дети 5-7 лет: с выраженным интересом, увлеченно слушают музыку, определяют средства музыкальной выразительности, соотносят её содержание с явлениями и образами окружающей действительности; делают обобщения и высказывают свое отношение к музыке, продолжают овладевать «языком движений», основами пластического искусства, используя в играх. Исполняют различные виды основных движений, откликаются движениями тела на музыку разного характера, с помощью средств выразительности музыки предают образ; овладевают танцевальными движениями, используя их в танцевальных композициях.

Успехи и достижения в области музыкально-ритмического воспитания, безусловно, зависят от общего физического развития ребенка, однако в большой мере этому способствует правильная методика обучения и систематичность занятий.

II. Комплекс музыкально-ритмических игр для дошкольников.

В методике дошкольного музыкальноговоспитания определены два вида игр: игры под инструментальную музыку и игры под пение.

В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются на сюжетные, где выступают определённые персонажи, развёртывается действие и решается основная задача – передать музыкально-игровой образ персонажа, и несюжетные, правила которых связаны с музыкой, и решается задача двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения.

Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. Построение их зависит от содержания. В действие поочерёдно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения,происходят перестроения: в круг, шеренги, пары, «стайку», колонны и др.

Таким образом, музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.

Каждая музыкальная игра, пляска, хоровод имеют четкую педагогическую направленность, являются средством, при помощи которого педагоги учат детей воспринимать музыку и передавать в движении ее содержание и особенности.

Музыкальные игры — основной путь раскрытия музыкальногообраза через движение: внимание детей направляется на содержание произведения, на его характер и на средства музыкальной выразительности.

Музыкально-ритмическая деятельность, в том числе и музыкальные игры,условно делятся на две группы:

восприятие музыки;

воспроизведение ее выразительных средств в движении.

Первая группа действий связана с целостным восприятием музыки. Ребенок начинает выделять отдельные, наиболее яркие средства — регистры, динамические, смысловые нюансы, метрическую пульсацию, акценты, ритмические фигурации, структуру произведения — мотив, фразу, предложение.

Вторая группа действий направлена на освоение двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов, танцев.При этом используются различные движения: из области физических упражнений (ходьба, бег, подскоки, сюжетной драматизации и драматургии (инсценирование игровых образов, развитие сюжетной линии, танца (элементы народного танца и современного балета).

Добиваясь выразительности при выполнении движений детьми, необходимо следить за тем, насколько сильно и точно передают они особенности того или иного музыкального произведения.

В процессе этих коллективных занятий развиваются индивидуальные

способности каждого ребенка. В игре или пляске педагог ставит ребенка в такие условия, когда он должен проявить инициативу, активность, находчивость, решительность, а музыка, сопровождающая движения, повышает жизненный тонус детей, улучшает качество движений, способствует ритмичности и большей координации.

Музыкально-ритмические игры, дающие представление о наличии или отсутствии музыки.

«Птицы в гнёздышках» (для детей 3-х лет)

Описание: дети сидят на стульях, расставленных по углам комнаты – это гнездышки. Под музыку птички вылетают из своих гнездышек в середину комнаты и летают. Как только музыка останавливается, дети возвращаются на свои места.

Указания: для гнёздышек можно использовать большие обручи, положенные на пол.

«Замри»

Звучит музыка, дети начинают танцевать. Когда музыка прекращается, каждый должен замереть в той позе, в которой он находился в момент остановки музыки. Музыка звучит, ребята опять начинают танцевать. Игру можно повторить 2-3 раза.

«Дети и медведь» (для детей 4-5 лет)

Звучит весёлая музыка, все дети свободно двигаются по залу. Как только музыка прекращается, дети замирают. Из берлоги выходит на охоту медведь – водящий. Всех, кто шевелится, медведь забирает с собой. Звучит музыка – медведь уходит, а дети прыгают, бегают под музыку. Через некоторое время водящий меняется.

«Дирижёр – оркестр» (для детей 5-7 лет)

По кругу выкладываются обручи на один меньше, чем играющих. Все играющие – солдатики – стоят на своём посту в обручах. Дирижёр стоит в центре круга. В руках у него какой – либо музыкальный инструмент. Под музыку марша все солдатики идут в обход по кругу в ритме музыки строевым шагом. Дирижёр играет на музыкальном инструменте в такт музыки. Как только музыка останавливается, дирижёр и солдатики должны занять обруч. Кто остаётся без поста, становится дирижёром.

«Капканы» (для детей 5-7 лет)

Выбираются два водящих, которые стоят лицом друг к другу, держась за руки – это капкан. Все играющие с началом музыки бегут по кругу, пробегая под капканом. Как только музыка прекратиться, капкан закрывается. Те, кто попался в него, образуют следующий капкан. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 победителя.

Музыкально-ритмические игры, формирующие навык ориентации в пространстве.

«Паровозик»

Ребята строятся друг за другом в один «паровозик» и начинают двигаться по залу (змейкой, по кругу, ехать по линии, по диагонали)и на каждой станции выполняют определенное упражнение: на станции «Попрыгушкино» – прыгают, на «Хлопушкино» – хлопают и т. п. (Умение двигаться друг за другом пригодится на сцене в показательных танцевальных миниатюрах).

Игра “Найди свой кружок”

Для музыкального сопровождения выбирается любая ритмичная трехчастная мелодия. Дети делятся на несколько подгрупп по 4-5 человек. Среди каждой подгруппы выбирается ведущий. На первую часть музыки ведущие исполняют одно танцевальное движение (каждый свое, остальные дети, стоя в кружках вокруг ведущих – хлопают в такт музыке. На вторую часть дети исполняют заранее названное педагогом движение (или композицию, в это время ведущие меняют свое местоположение в зале. После второй части необходимо сделать небольшую паузу, во время которой дети каждой группы должны найти своего ведущего и выстроиться вокруг него. На третью часть музыки каждая группа вместе с ведущим исполняет то движение, которое было исполнено ведущим во время первой части. Игра повторяется 2-3 раза.

Танцевальная композиция “Менуэт” (в качестве музыкального сопровождения можно взять произведение В. А. Моцарта “Говорят, это любовь…”)

«Встаньте в круг по.» (для детей 6-7 лет)

Количество игроков: не меньше 8 человек.

Звучит музыка, дети танцуют произвольно, стоя в общем кругу. Как только музыка останавливается, игроки должны перестроится в круг из того количества участников, которое назовёт водящий, и снова танцевать, но уже в новом составе.

«Найди своё место» (для детей 6-7 лет)

Все дети стоят в шеренге или в кругу или в колонне. Звучит музыка. Играющие передвигаются под соответствующую музыку: ходят, бегают, прыгают. Как только музыка прекращается, все дети должны быстро занять свои места в шеренге, кругу или колонне. Педагог отмечает тех, кто правильно занял место в строю.

Музыкально-ритмические игры, способствующие развитию творческих способностей дошкольников.

«Кто вышел погулять?» (для детей 3-4 лет)

Задача: под музыку представить соответствующий образ и передать в движении.

Методика проведения: на лесную полянку вышли погулять животные. А какие – вам подскажет музыка. Послушайте, угадайте и изобразите, кто вышел погулять.

Галынин «Медведь», Жилинский «Марш зайчат», Д. Кабалевский «Ёжик».

«Звери в домиках» (для детей 4-5 лет)

Задача: учить детей определять по характеру музыки животного, двигаться в соответствии с образом.

Методика проведения: дети распределяются на 4 группы, каждая занимает свой «домик»в одном из 4-х углов зала: медведь, лиса, зайчик, лошадка. Чья музыка начинает звучать, та группа двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация).

После того, как все «звери» прогуляются один раз, под весёлую музыку лёгким бегом дети переходят в соседний домик против часовой стрелки. Таким образом, каждый ребёнок побывает в разных образах.

«Весёлый мяч» (для детей 5-6 лет)

Цель игры: учить детей слушать музыку, развивать творческие способности у ребят.

Дети встают в круг. Затем руководитель даёт одному из ребят мяч, который он передаёт по часовой стрелке по кругу, пока звучит музыка. Как только музыка прекращается, ребёнок, у которого на данный момент мяч остался в руках, должен станцевать.

Особым правилом игры является то, что нельзя повторять движения. Это не только повысит интерес детей к игре, но и поможет им проявить фантазию.

«Танцевальная фигура замри» (для детей 6-7 лет)

Количество игроков: любое.

Ведущий стоит спиной к игрокам. Звучит музыка – дети танцуют. Музыка прерывается, дети замирают на месте в танцевальной позе. Ведущий поворачивается и выбирает на своё место того, чья танцевальная фигура ему понравилась.

«Достраивание фигур» (6-7 лет)

Дети разбиваются на две команды. Каждой команде предлагается построить свою собственную композицию-фигуру следующим образом: один человек выходит из линии и принимает какую-нибудь красивую по его мнению позу. (Предложите ему закрыть глазки и принять то положение тела, которое диктует ему сиюминутное настроение, музыка и вдохновение). Следующий в линии подходит к нему и пытается «достроить» композицию, приняв какое-то дополняющее положение рядом с первым человеком. Он может касаться первого, может стоять близко или далеко в стороне от него, главное, чтобы они создали общую композицию, заполняющую пространство.

Затем к ним «подстраивается» третий человек, четвертый и так далее – до самого последнего участника. В итоге у каждой команды должна получиться красивая многоруко — многоногая фигура.

Команды могут играть как одновременно, так и по очереди, наблюдая за успехами друг друга с позиции зрителей.

Кто такой я? (для детей 6-7 лет)

Дети садятся по кругу. Ведущий дает кому-то из них карточку так, чтобы другие не могли подсмотреть. Ребенок выходит в круг. Его задача – станцевать заданный ему образ. Объясните детям, что для этого нужно сильно-сильно перевоплотиться в свой образ и танцевать его как бы «изнутри». Бесполезно показывать руками рога у оленя или пасть у крокодила, нужно передать своей пластикой и осанкой, мимикой и движениями – что чувствуют олень и крокодил и тогда все смогут угадать, кто вы!

Дав ребенку минуту или две для танца, другие дети могут начать угадывать – кем он был. Когда образ будет угадан, первый человек уступает место следующему по кругу.

Игра- импровизация «Звездопад»

Музыкальный материал: аудиозапись «Падают белые звезды» муз. Протасова.

Движения,используемые в игре:

1. Легкий бег на носочках.

2. Бег с подскоками.

3. Переменный шаг в сторону и вперед.

4. Свободные движения руками.

5. Имповизационные движени

Атрибуты: «Звездные короны», цветочные веночки.

Методика организации игры:

1-й этап. Педагог беседует с детьми о любимых цветах и приглашает их на чудесную полянку, где растут прекрасные и нежные цветы. Распределяются роли по желанию детей.

Музыка А – свой танец исполняют цветы, импровизируя движения.

Музыка Б – к цветам слетаются звездочки, кружась, летая и вдыхают аромат цветов

Под звучание проигрыша цветы испуганно садятся на корточки и опускают головки.

Вторая часть. Каждая звездочка танцует возле своего цветка, хочет ему понравиться и подружиться с ним. Если цветку понравился танец звездочки, он может по своему желанию поднять головку и покачивать ею, или подняться и потанцевать со звездой.

На окончание машу друг другу ладошками.

Музыкально-ритмические игры на знакомство дошкольников с темпом в музыке.

«Зайцы» (для детей 3-х лет)

Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень весёлыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинака «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут) под музыку соответствующего характера.

«Зима-лето» (для детей 3-4 лет)

В игре два времени года: зима и лето. Дети делятся на две команды. Первой команде выдаются снежинки в, а второй – цветочки. На медленную музыку вылетают снежинки, на быструю музыку выходят цветочки.

«Ласточки, воробьи и петухи» (для детей 5-6 лет)

Дети стоят по кругу или свободно по залу. Каждому образу соответствует своя музыка.

Ласточки — «летают» (быстро бегают на носочках и машут крыльями);

Воробьи — сидят на корточках, клюют зернышки, прыгают по залу;

Петухи — важно прохаживаются по залу крылья за спиной.

Для начала следует разобрать с детьми образы и объяснить (и показать) какая музыка какому образу соответствует. И только тогда можно начинать игру.

«Автомобили» (для детей 6-7 лет)

Все играющие стоят в шахматном порядке. Музыка звучит медленно — дети выполняют полуприсев и берутся руками «за руль». Темп музыки ускоряется — дети издают звуки, имитирующие звук мотора. Музыка звучит в быстром темпе — дети свободно передвигаются бегом, шагом по залу (под музыку) с разной скоростью. Как только музыка прекоащается, дети должны быстро занять свои места. Кто во время игры сталкивается – «попадает в аварию», тот выбывает – «отправляется в мастерскую на ремонт», а те ребята, которые не успевают поставить «машины в гаражи», тоже выбывают из игры.

«Жмурка» (для детей 6-7 лет)

Музыкальный материал: русская народная песня «Из-под дуба». медленный и быстрый вариант.

Движения,используемые в игре: легкий бег и приседания на одно колено с прямой спиной.

Музыкальный руководитель выбирает среди детей «жмурку», а остальных детей настраивает на определенные движения, то есть под медленное исполнение музыки они должны сидеть на одном колене с прямой спиной, под быстрое – двигаться легким бегом по залу.

Звучит медленная часть песни «Из-под дуба»; дети опускаются на одно колено, Жмурка ходит между ними.

Под быструю часть музыки дети легким бегом передвигаются вокруг жмурки, задирают «спящего» жмурку.

С окончанием музыки жмурка ловит детей.

Если жмурка догоняет кого-либо, то они меняются ролями.

Игра повторяется несколько раз.

Примечания:

1. Музыкальный руководитель перед началом игры напоминает детям о музыкальном темпе и его разнообразии.

2. Передвигаться легким бегом и «задирая» жмурку, дети должны вести себя этично, следить за своими движениями.

3. Избегать столкновения

«Снеговики и снежинки» (для детей 6-7 лет)

Музыкальный материал:»Вальс» Ф. Гершовой, «Чешская полька».

Движения,используемые в игре: шаг польки, плавное кружение.

«Снежинки» и «снеговики» сидят на стульях у противоположных стен помещения. Под музыку быстрой польки двигаются шагом польки «снеговики», под музыку медленного вальса — кружатся «снежинки». Пьесы исполняются в разной последовательности несколько раз. С окончанием звучания музыки «снеговики» ловят «снежинок».

Игры, дающие представление о регистре музыки.

«Кто в домике живёт?» (для детей 3-4 лет)

Педагог знакомит детей со звучанием одной и той же мелодии в разных регистрах (в низком регистре и в высоком, например «Кошка» Александрова, «Медведь» Левкодимова и др. Когда дети научатся различать высокие и низкие звуки, передающие соответственно образы матери и детёныша, им предлагается поиграть. После этого педагог проигрывает мелодию в разных регистрах и просит детей угадать,кто это: кошка или котёнок, медведица или медвежонок. А дети должны изобразить в движении соответствующий образ.

Игра «Три медведя» (для детей 5-7 лет)

Музыкально-дидактический материал. «Мишка», музыка М. Раухвергера; фортепиано.

Дети делятся на три команды: Мишутки, Анастасии Петровны и Михаилы Ивановичи. Дети встают в 3 круга. Когда произведение звучит в низком регистре, из дома выходят и продвигаются по комнате Михаилы Ивановичи, когда в среднем – Анастасии Петровны, а в высоком – Мишутки. Регистры звучания сменяются в произвольном порядке. По окончании звучания пьесы Михаилы Ивановичи ловят остальных медведей, а те убегают в домик.

Игры, формирующие представления дошкольников о динамике в музыке.

«Тихо и громко» (для детей 3 лет)

Оборудование: магнитофон, аудиокассета.

Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка. Под тихую музыку дети ходят

на цыпочках, под громкую — топают ногами.

«Кошки-мышки» (для детей 3-4 лет)

Педагог готовит два музыкальных произведения – громкое и настороженное (тихое). Выбирается ведущий – он будет котом. Остальные игроки – это мышки. Когда звучит тихая музыка, детки подкрадываются к водящему на корточках к «спящему» коту. Когда музыка звучит громко, кот просыпается и начинает бегать за мышками, которые убегают и садятся на стульчики («прячутся в норки»).

«Совушка» (для детей 4-5 лет)

Выбирается водящий – совушка. Её гнездо находиться в стороне.Педагог объясняет детям: «День наступает – всё оживает» — дети ходят, бегают, прыгают (подражают животным, насекомым). «Ночь наступает – всё замирает» играющие замирают. Совушка выходит охотиться и шевельнувшихся уводит в своё гнездо. Игра проводится под музыку: «день…» — музыка звучит громко, «ночь…» — музыка звучит тихо.

Список литературы

1. А. И.Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Санкт — Петербург, 2000. — 220с.

2. Бочкарева Н. И. Ритмика. — Кемерово,1998.

3. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М.: Владос, 2000. – 304с.

4. Михайлова М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. – Ярославль, 2000.

5. Палавандишвили М. Л. Формирование чувства ритма у детей 5 – 7 лет на занятиях по ритмике в детском саду. М., 2006. – 211с.

6. Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей. Выпуск 1,2,3,4,5, Санкт-Петербург, 2010.

7.Хрестоматия: Из истории музыкального воспитания / Сост. О. А. Апраксина. — М., 1990. — С. 152—205.

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *