Презентация Оркестр русских народных инструментов

Гусли – народный музыкальный инструмент. Существует несколько версий происхождения версий этого слова. По одной из них славянское слово “гусли” выражает совокупность струн. “Гусль” (гусли) в смысле струны происходит, очевидно, от старославянского (гудеть). Гудением в старину называли именно звук струн.

Гусли Балалайка

Впервые название “балалайка” встречается в письменных памятниках времен Петра Великого.

В 1715 г., при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов упоминается и балалайка.

Термин “домбра” тюркского происхождения. Предком домры явился египетский инструмент “пандура”, проникший к нам через Персию, торговавшей с Закавказьем. В Европе она получила название “лютня”.

Именно она стала родоначальницей мандолины, гитары, виолы.

Баян – это разновидность хроматических гармоник, своим появлением обязан мастеру Стерлигову и назван в честь сказителя Бояна.

  • . Тульские гармошки были с одним рядом кнопок на правой и левой руке (од Саратовские имеют в конструкции колокольчики

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью отверстиями сверху и одну снизу. Изготовляют рожок из березы, клена и можжевельника. Звук у рожка сильный, но мягкий, диапазон немного больше октавы.

  • По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.

Жалейка – духовой тростевой инструмент, представляет собой короткую деревянную трубку с 3-7 боковыми отверстиями.

Ложки – ударный инструмент, представляющий собой деревянные ложки, к рукоятке которой привязывали бубенчики.

Ложка деревянная Рубель

Трещотка Рожок

  • Бубен известен восточным славянам с древнейших времен. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа.
  • Трещотки – ударный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. ХII веке.

Пособие: Оркестр русских народных инструментов.

Веды. СПб. 1999 г.

Презентация к уроку музыки в 4 классе по теме » Оркестр русских народных инструментов»

Тема урока:

«Оркестр русских народных инструментов »

Русские народные инструменты

Музыкальных инструментов в мире очень много….! У каждого народа есть свои народные инструменты, некоторые похожие между собой, но называются по-разному. Эти инструменты были созданы более 200 лет назад народными мастерами. Наши предки — берегли инструменты, передавали из поколения в поколение мастерство изготовления и игры на них.

рожок

балалайка

домра

трещотка

бубен

свирель

гармонь

пианино

бубенцы

свистулька

скрипка

гусли

ложки

треугольник

Русские народные инструменты

Оркестр — группа музыкантов, которые

слажено, дружно играют на

различных русских народных инструментах.

Оркестр русских народных инструментов – ЭТО ДРУЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ СЕМЬЯ.

В таком оркестре собраны все музыкальные инструменты русского народа.

Оркестр

Василий Васильевич Андреев

музыкант, композитор, балалаечник. Он являлся организатором и руководителем первого оркестра русских народных инструментов в России.

Группы инструментов

русского народного оркестра

ДУХОВЫЕ СТРУННЫЕ УДАРНЫЕ

ДУХОВЫЕ

Источником звука служит вдуваемый музыкантом

воздух

ЖАЛЕЙКА

Жалейка — русский народный духовой инструмент. Представляет собой небольшую трубку из дерева или камыша; на нижний конец ее обычно надевается коровий рог, который служит для усиления звука.

В боковых стенках трубки имеется несколько отверстий, что позволяет извлекать из инструмента звуки различной высоты. Звук жалейки — пронзительный, несколько резковатый.

СТРУННЫЕ

Звук извлекается посредством воздействия на струны.

ГУСЛИ

Гусли — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли.

Количество струн у разных инструментов колеблется от 11- 36 Во время игры инструмент кладут на колени, вершиной к себе, пальцами левой и правой рук защипывают струны.

УДАРНЫЕ

Звук извлекается ударом или тряской (покачиванием)

РУБЕЛЬ

Рубе́ль — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента.

При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд

по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Получается характерный «трещащий» звук.

Группы инструментов

русского народного оркестра

ДУХОВЫЕ СТРУННЫЕ УДАРНЫЕ

ГУДОК

СПАСИБО ЗА УРОК !

Музыкальные инструменты

У каждой культуры имеется свой набор старинных инструментов, и Россия не является исключением. Как и в большинстве других стран, на Руси они были представлены всеми четырьмя типами:

По сути, их можно разделить на струнные, ударные и духовые. Русские народные инструменты, картинки с названиями и описаниями которых можно найти в интернете, представлены огромным списком, поэтому имеет смысл выделить только самые значимые из них.

Струнные щипковые

Хордофоны являются основной базой для русского народного оркестра, поскольку они играют главную роль практически в любом музыкальном произведении.

Среди множества других народных инструментов балалайка выделяется как символ русской культуры. Это трёхструнный инструмент с треугольным корпусом, порой различавшийся по точным формам и размерам. Самая распространённая балалайка сегодня — это прима, которая занимает второе место в семье, за ней следует секунда и альт. Музыкант держит эти инструменты как гитару и играет на них пальцами или щипком. Самая маленькая балалайка высочайшего тона, называемая пикколо, сегодня редко распространена.

Более крупные формы с низким тоном называются басовыми и контрабасовыми балалайками. Их держат, как гитару, но корпус такой большой, что нижняя точка треугольника лежит на земле, подобно виолончели. Большинство балалаек имеют три струны (у некоторых есть шесть), последние две обычно настраиваются на одну и ту же ноту, ми, а первая — на ля.

Хотя историки предполагают, что балалайка появилась много веков назад, точные даты её происхождения неизвестны. Некоторые полагают, что это потомок домры, кто-то утверждает, что она была изобретена во время монгольского нашествия на Россию в XIII веке. Русские крепостные, вероятно, использовали её для исполнения весёлых и занимательных песен, но в руках скоморохов балалайка стала оружием, которое использовалось для насмешек над правительством.

В 1648 году царь Алексей I под влиянием распространённых тогда в Русской православной церкви взглядов запретил использование всех музыкальных инструментов. Даже после того, как запрет прекратился, балалайка оставалась непопулярной до XIX века, около 200 лет. Она могла полностью исчезнуть, если бы не усилия по её сохранению одного увлечённого музыканта, благодаря которому и сегодня можно взять урок по игре на балалайке.

Стандартизированная форма инструмента была разработана дворянином Василием Васильевичем Андреевым при содействии петербуржского скрипача в 1880-х годах. Музыкант сочинял произведения для балалайки и начал играть на ней в концертных постановках. Инструмент продолжал развиваться и обзавёлся полностью хроматическим набором ладов.

Домра, струнный музыкальный инструмент разных народов России, имеет круглый корпус с тремя или четырьмя металлическими струнами. Обе версии были формализованы в конце XIX и начале XX века. Трёхструнная домра находится в строе EAD, в то время как четырёхструнная — в GDAE, как на скрипке. Русская версия домры — это обычно трёхструнный инструмент.

Как и балалайка, домра изготавливается нескольких размеров для достижения различных тонов. Её держат, как гитару, и играют с помощью плектра или пальцами. Когда домра используется в оркестре или ансамбле, то она, как правило, ведёт главную мелодию.

Гусли — древний хордофон, который, вероятно, использовался даже греками, но служил мощным фундаментом для русской народной музыки. Его полная история неизвестна, но греческие историки Феофилакт Симокатта и Феофан упоминали гусли в своих хрониках.

Корпус гуслей обычно имеет форму шлема или крыла. Инструмент можно держать, как гитару, положить на колени или подставку перед музыкантом. Его также сравнивают иногда с маленькой горизонтальной арфой. У гуслей сильный, резонансный звук. Инструмент имеет от 11 до 36 диатонически настроенных струн, сделанных из сухожилий, нейлона или металла. Со временем гусли получили определённую стандартизацию (прима, альт, бас). Диатоническая настройка варьируется от си до до-бемоль.

Колёсная лира — это инструмент, который издаёт звук при помощи ручного вращения коленчатого вала, натирающего струны. Колесо функционирует схожим образом со смычком и на лире звучат отдельные ноты. Мелодии воспроизводятся на клавиатуре, которая прижимает касательные (маленькие клинья, как правило, выполненные из дерева) к одной или нескольким струнам, чтобы изменить их высоту. Как и большинство других акустических струнных инструментов, лира имеет деку и полость.

Русская гитара (иногда называемая «цыганской») — это акустический семиструнный инструмент, который был разработан в России к концу XVIII века. Он разделяет большинство органологических особенностей со своей испанской версией. Эти гитары чаще всего настраиваются на открытый аккорд соль.

Гудок — это древний восточнославянский струнный музыкальный инструмент, на котором играют пальцами или смычком, как на скрипке. Обычно у него было три струны, две из которых были настроены в унисон, а третья — на пятую октаву. Иногда у гудка также имелись несколько (до восьми) вспомогательных струн под декой, что придавало звуку насыщенности.

Духовые и язычковые

Баян — это тип аккордеона, разработанный в России в начале XX века. Он отличается от западных хроматических инструментов некоторыми деталями конструкции:

  1. Язычки более широкие и прямоугольные (а не трапециевидные).
  2. Они часто прикрепляются большими группами к общей тарелке (а не парами), пластины привинчены к тростниковому блоку (а не прикреплены с помощью воска).
  3. Клавиатура находится ближе к середине корпуса (а не сзади).
  4. Язычки обычно не настроены на тремоло.
  5. Уменьшенный ряд аккордов смещён.
  6. В отличие от западных инструментов, в режиме свободного баса низкие ноты обычно находятся внизу баяна, а высокие — вверху.

На баяне могут быть воспроизведены все ноты хроматической гаммы, а кнопки расположены таким образом, что каждая клавиша может быть сыграна без изменения аккорда. Пластины или язычки, которые различаются по форме и материалу, создают разные тона для одной ноты и, как и в случае с органом, баян позволяет распределять воздух таким образом, чтобы можно было варьировать тембр. Достигается это благодаря системе различных регистров.

Этими регистрами управляют с помощью шестнадцати клавиш, расположенных над правой клавиатурой, а их переключатели могут нажиматься подбородком с помощью семи кнопок, расположенных на верхней части инструмента.

Гармонь является разновидностью русского баяна. Она имеет два ряда кнопок на правой стороне, которые играют ноты диатонической шкалы и такое же количество на левой, играющие основные аккорды в тональности инструмента, а также его относительную гармонику. Многие инструменты имеют дополнительные кнопки правой руки, вспомогательные аккорды левой руки для игры на соответствующих клавишах и ряд кнопок свободного баса для облегчения воспроизведения басовых мелодий.

Хотя уменьшенные и расширенные версии инструменты широко доступны, стандартная схема (известная как «25 x 25») выглядит следующим образом:

  1. 25 тройных кнопок в два ряда: три диатонических октавы плюс три случайных.
  2. 25 басовых кнопок в трёх рядах: два ряда по восемь кнопок с басовыми нотами и аккордами, один ряд свободных басов.

Жалейка, духовой инструмент, имеет один язычок, который можно накрыть мундштуком. Конструкция состоит из деревянной трубки с отверстиями для пальцев и воронкой, изготовленной из натуральных или искусственных материалов. Жалейка имеет диатоническую настройку и поставляется в различных ключах (фа, ля, ре, иногда до, ми). Естественная форма — сопрано, но также встречаются альт или пикколо. Инструмент настраивается путём регулировки язычка и может быть в мажорном или миксолидийском ладу со сглаженной седьмой нотой.

Свирель — язычковый духовой инструмент, не имеющий мундштука. Он состоит из полой трубки, который может быть изготовлен из любого материала, в том числе пластика. Обычно свирель имеет шесть отверстий, но дополнительные дырки позволяют легко извлекать хроматические ноты.

Владимирский рожок — это древнерусская деревянная труба. Исторически он был наиболее распространённым на северо-востоке центральной части России, недалеко от Владимира и Ярославля. Рожок представляет собой коническую прямая трубку с шестью отверстиями: пять сверху и одно снизу. Мундштук нарезан в виде маленькой чашки, а нижний конец трубки имеет форму конического колокола. Рожок обычно делают из берёзы, клёна или можжевельника. Звук инструмента сильный, но мягкий, с диапазоном около октавы или чуть больше.

Барабаны и перкуссия

Бубен, он же тамбурин, состоит из деревянного или металлического кольца с плотной мембраной, натянутой на одну или две из его сторон (некоторые вообще не имеют мембраны). Инструменты снабжены звонкими металлическими кольцами или колокольчиками и используются для ритмического сопровождения.

Трещётка — это своего рода погремушка, издающая разнообразные звуки. Она сформирована из множества соединённых между собой деревянных планок. Этот предмет был предназначен для свадебных церемоний и крещения ребёнка, предполагая, что он выполняет мистическую функцию защиты от злых духов, поэтому инструмент украшался лентами, цветами и маленькими колокольчиками.

Трещётка должна быть изготовлена из абсолютно сухой древесины, желательно из дуба — это то, что обеспечивает музыкальные качества инструмента.

Название «музыкальные ложки» следует понимать буквально. Они изготовлены из более твёрдой древесины, чем их столовые собратья, имеют длинные ручки и полированный половник. Иногда к ручкам прикрепляются бубенцы. Набор этих инструментов, как правило, включает в себя две, три или четыре ложки нескольких размеров для создания звуков разной высоты.

Народная музыка

Славяне наделяли музыкальные инструментами сакральными свойствами, используя их в различных обрядах и ритуалах, а также в качестве сигнальных устройств или для передачи сообщений (рожки, колокола). Занятие музыкой считалось в основном мужским делом.

Традиционная русская музыка преимущественно гетерофонна: одна и та же мелодия распределена по разным голосовым частям, с одним ведущим голосом, в основном среднего регистра. Вокалист определяет ход мелодии, а другие голоса вступают позже. Это гетерофоническое групповое пение часто украшается независимым голосом в очень высоком регистре.

Принцип гетерофонии оставляет главному голосу много места для импровизации, постоянных вариаций и украшений. Это также влияет на текст песни, поскольку отдельные слова или фразы удлиняются с помощью вокализма или расширяются дополнительными слогами. Такой тип хорового пения часто можно встретить во всей России, в сибирских районах переселения, а также в Центральной Украине, где очень любили слушать лирические баллады.

Существует богатый репертуар казачьих песен и традиционных танцев. Эта музыка уходит своими корнями в многовековую устную традицию былины (эпосов, героической поэзии) и дум, то есть длинных лирических баллад, прославляющих подвиги казаков. Помимо танцевальных песен, неотъемлемой частью определённых праздников являлись хороводы. Согласно довольно различному происхождению поселенцев, национальное творчество русского населения на Южном Алтае в Сибирской области очень разнообразно. Там можно найти множество диалектов и форм, которые были смешаны и развиты.

Традиционная народная музыка — жизнь и душа россиян. Песни рассказывают об истории народа, описывают ландшафт, характер и качества людей. Они также говорят об этике и правилах общественной жизни. Эти песни — настоящее сокровище, которое сохранилось до наших дней.

НАРОДНИК
БИБЛИОТЕКА НОТ ДЛЯ ИНСТРУМЕНТОВ НАРОДНОГО ОРКЕСТРА

ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Агафонов, Олег — Годы солдатские (для солистов, хора с ОРНИ)

Агафонов, Олег — Кантата о Марксе (для солиста, хора с ОРНИ)

Акимов, Кирилл — Лесные дали

Акимов, Константин — Песня о русском солдате (для солиста, хора с ОРНИ)

Аксенов, Алексей — Подмосковная хороводная. Сюита.

Александров, Анатолий — Ария

Александров, Анатолий — Во поле березонька стояла обр. р.н.п. (для солиста, хора с ОРНИ)

Александров, Анатолий — Из-за лесу… (для хора с ОРНИ)

Александров, Анатолий — Ноченька обр. р.н.п. (для солистов, хора с ОРНИ)

Александров, Анатолий — По долинам и по взгорьям (для хора с ОРНИ)

Александров, Анатолий — Эшелонная (для хора с ОРНИ)

Александров, Борис — Ах, Настасья! обр. р.н.п. (для солиста, хора с ОРНИ)

Александров, Борис — Бандура обр. укр.н.п. (для солиста, хора с ОРНИ)

Александров, Борис — Ветераны (для солиста, хора с ОРНИ)

Александров, Борис — Гей, по дороге (для хора с ОРНИ)

Александров, Борис — Герб нашей Родины (для хора с ОРНИ)

Александров, Борис — Есть такая партия (для солиста, хора с ОРНИ)

Александров, Борис — Казачья кавалерийская пляска. Танцевальная картина

Александров, Борис — Ленин (для солиста, хора с ОРНИ)

Александров, Борис — Ленин и партия в сердце народном (для хора с ОРНИ)

Александров, Борис — Ленинская гвардия (для солиста, хора с ОРНИ)

Александров, Борис — Марш победителей. Из оратории «Солдат октября защищает мир» (для хора с ОРНИ)

Александров, Борис — На страже. Сюита (для солиста, хора с ОРНИ)

Александров, Борис — Нам дружба наша дорога (для солистов, хора с ОРНИ)

Александров, Борис — Ночуй, Дунюшка! обр. р.н.п. (для солиста, хора с ОРНИ)

Александров, Борис — Ой, видно село (для солиста, хора с ОРНИ)

Александров, Борис — Песня единства (для хора с ОРНИ)

Александров, Борис — Песня о Ленине (для хора с ОРНИ)

Александров, Борис — Песня о России (для солиста, хора с ОРНИ)

Александров, Борис — Слава армии советской (для солистов, хора с ОРНИ)

Александров, Борис — Служу Советскому Союзу (для хора с ОРНИ)

Александров, Борис — Твой путь победы (для хора с ОРНИ)

Александров, Борис — Эх, ухнем! обр. р.н.п. (для хора с ОРНИ)

Андреев, А. слова Жалсараева, Д. — О родной земле (для голоса с ОРНИ)

Андреев, Василий — Бабочка (ориг.редакция)

Андреев, Василий — Пляска скоморохов (ориг. редакция)

Андреев, Василий — Полонез (ориг. редакция)

Андреев, Василий — Полонез (с баянами)

Андреев, Василий — Светит месяц. Вариации на тему р.н.п.

Андреев, Василий — Фавн (ориг. редакция)

Арутюнян, Александр — Экспромт

Афанасьев, Леонид — Гляжу в озёра синие (для балалайки с ОРНИ) обр. Е.Тростянский

Ах вы, сени мои, сени — Р.н.п. Обработка А.Черных

Аюшеев, Дандар — Бурятский танец №2

Б

Бакалейников, Николай — Грусть

Балашов, Алексей — Сардана

Барчунов, Павел — Лирическая поэма

Барчунов, Павел — Травы мои, травы. Концертная пьеса на темы р.н.п.

Батуев, Жигжит — Пляска. Из «Колхозной сюиты»

Батуев, Жигжит — Утро в колхозе. Из «Колхозной сюиты»

Беккер, Валентин — Лесная сказка

Беляев, Владимир — Веснянка

Бергер, Роман — Цыганский вальс

Бетховен, Людвиг ван — Двенадцать контрдансов

Бетховен, Людвиг ван — Ларго. Из сонаты №2

Бетховен, Людвиг ван — Песенка (для голоса с ОРНИ)

Биберган, Вадим — Чонгури. Обработка г.н.п.

Бизе, Жорж — Интермеццо. Из музыки к драме А.Доде «Арлезианка»

Бизе, Жорж-Щедрин, Родион — Гадание. Из «Кармен-сюита»

Бинкин, Зиновий — С партией сердца (для солиста, хора с ОРНИ)

Блантер, Матвей — В лесу прифронтовом (для солиста, хора с ОРНИ)

Блантер, Матвей — До свиданья, города и хаты! (для хора с ОРНИ)

Блантер, Матвей — Ростов-город, Ростов-дон (для солиста, хора с ОРНИ)

Блантер, Матвей — Черноглазая казачка (для баяна с ОРНИ) обр. В.Галочкин

Блантер, Матвей — Черноглазая казачка (для солиста, хора с ОРНИ)

Блок, Владимир — Березка (танец)

Блок, Владимир — Русские наигрыши. Часть I «Величальная»

Блок, Владимир — Русские наигрыши. Часть II «Плясовая»

Блок, Владимир — Русские наигрыши. Часть III «Хороводная»

Блок, Владимир — Русские наигрыши. Часть IV «Шуточная»

Блок, Владимир — Русские наигрыши. Часть V «Зимний праздник»

Блок, Владимир — Четыре пьесы на венгерские темы

Блок, Давид — Русские картинки. часть I Свирель и рожок

Блок, Давид — Русские картинки. часть II Задумчивая песня

Блок, Давид — Русские картинки. часть III Детская песенка

Блок, Давид — Русские картинки. часть IV Шуточный наигрыш

Блок, Давид — Русские картинки. часть V Грустная песня

Блок, Давид — Русские картинки. часть VI Веселый хоровод

Бойко, Ростислав — Думка

Бородин, Александр — Грезы

Ботяров, Евгений — Четыре пьесы (цикл). Часть I Старинная песня

Ботяров, Евгений — Четыре пьесы (цикл). Часть II Родные просторы

Ботяров, Евгений — Четыре пьесы (цикл). Часть III Песня в полях

Ботяров, Евгений — Четыре пьесы (цикл). Часть IV Деревенский перепляс

Бояшов, Владимир — Конек-горбунок. Сюита

Бояшов, Владимир — Танцевальная сюита. Часть I Мелодия

Бояшов, Владимир — Танцевальная сюита. Часть II Танец

Бояшов, Владимир — Танцевальная сюита. Часть III Заключительная сцена

Брамс, Иоганнес — Вальс

Будашкин, Николай — Вот мчится тройка почтовая. Концертные вариации (для балалайки с ОРНИ)

Будашкин, Николай — Вторая рапсодия

Будашкин, Николай — Концерт (для домры с ОРНИ)

Будашкин, Николай — Кукушечка (Песня сиротки из к-ф Морозко). Для голоса с оркестром

Будашкин, Николай — Лирическая сюита. Часть I

Будашкин, Николай — Лирическая сюита. Часть II

Будашкин, Николай — Лирическая сюита. Часть III

Будашкин, Николай — Лирическая сюита. Часть IV

Будашкин, Николай — На ярмарке. Музыкальная картинка

Будашкин, Николай — Русская увертюра

Будашкин, Николай — Русская фантазия

Будашкин, Николай — Сказ о Байкале

Будашкин, Николай — Увертюра-фантазия

Будашкин, Николай — Фантазия на темы песен Б.Мокроусова

Букин, Владислав — Напиши скорей! (для солиста, хора с ОРНИ)

В

Варламов, Александр — Вальс

Варламов, Александр — Вздохнешь ли ты

Варламов, Александр — Красный сарафан. Обработка Николая Селицкого

Варламов, Александр — На заре ты её не буди. Обработка Николая Селицкого

Василенко, Сергей — Итальянская симфония №3. Часть I

Василенко, Сергей — Итальянская симфония №3. Часть II. Ноктюрн

Василенко, Сергей — Итальянская симфония №3. Часть III Серенада

Василенко, Сергей — Итальянская симфония №3. Часть IV Тарантелла

Василенко, Сергей — Светел месяц

Василенко, Сергей — Таборная пляска

Васильев, Фёдор — Праздник в деревне

Вебер, Карл — Хор охотников. Из оперы «Волшебный стрелок» (для хора с ОРНИ)

Верди, Джузеппе — Тише, тише. Из оперы «Риголетто» (для хора с ОРНИ)

Вивальди, Антонио — Весна (инстр. А Черных)

Воеводин, Александр — Волжский вальс

Воеводин, Александр — Над серебряной рекой (для голоса с ОРНИ)

Володин, В. — Во лузях (для хора с ОРНИ)

Володин, В. — Звонили звоны (для хора с ОРНИ)

Володин, В. — прощай, радость (для хора с ОРНИ)

Володин, В. — Ты взойди, солнце красное (для хора с ОРНИ)

Володин, В. — Чтой-то звон (для хора с ОРНИ)

Воронков, Виталий — Ой ты яблонька

Воронков, Виталий — Пора, пора гостям с двора (для голоса с ОРНИ)

Воронков, Виталий — Соловей-кукушечка (для голоса с ОРНИ)

Воронков, Виталий — Ты, рябинушка (для голоса с ОРНИ)

Г

Гаврилин, Валерий — Одинокая гармонь

Гальяно, Ришар — Концерт ( для Аккордеона с ОРНИ) Часть I

Гальяно, Ришар — Концерт ( для Аккордеона с ОРНИ) Часть II

Гальяно, Ришар — Концерт ( для Аккордеона с ОРНИ) Часть III

Гапон, Петр — Оборванные струны

Гевиксман, Виталий — На волге

Гершвин, Джордж — Фрагмент из оперы «Порги и Бесс»

Глазунов, Александр — Русская фантазия

Глинка, Михаил — Арабский танец

Глинка, Михаил — К Молли

Глинка, Михаил — Марш Черномора

Глиэр, Рейнгольд — Симфония-фантазия. Часть I

Глиэр, Рейнгольд — Симфония-фантазия. Часть II

Глиэр, Рейнгольд — Симфония-фантазия. Часть III

Глиэр, Рейнгольд — Симфония-фантазия. Часть IV

Глиэр, Рейнгольд — Симфония-фантазия. Часть V

Горлов, Николай — Лебедушка

Горлов, Николай — По сибирскому краю

Городовская, Вера — Выйду ль я на реченьку. Концертные вариации на тему р.н.п. (для балалайки с ОРНИ)

Городовская, Вера — Калинка. Концертные вариации на тему р.н.п. (для балалайки с ОРНИ)

Городовская, Вера — Концертная пьеса на тему р.н.п. «Выйду на улицу»

Городовская, Вера — Моя Москва

Городовская, Вера — Русская зима

Городовская, Вера — Русский вальс

Городовская, Вера — Степь да степь кругом

Городовская, Вера — У зари-то, у зореньки

Городовская, Вера — Фантазия на две русские народные песни

Григ, Эдвард — Благодарение

Гридин, Виктор — Карело-финская полька (для баяна с ОРНИ)

Гридин, Виктор — На арене (для баяна с ОРНИ)

Гридин, Виктор — Цыганская рапсодия (для баяна с ОРНИ)

Грозовский, Григорий — Русская увертюра

Гуно, Шарль — Увертюра к опере «Ромео и Джульетта»

Гуно, Шарль — Хор солдат. Из оперы «Фауст» (для хора с ОРНИ)

Гутин, Павел — Русская фантазия

Д

Денца, Луиджи — На качелях (для голоса с ОРНИ)

Джойс, Арчибальд — Воспоминание

Джойс, Арчибальд — Осенний сон

Дзержинский, Иван — Казачья песня. Из оперы «Поднятая целина» (для хора с ОРНИ)

Дитель, Владимир — Коробейники. Фантазия на тему р.н.п.

Дрейзин, Евгений — Березка

Дриго, Рикардо — Полька-пиццикато. Из балета «Арлекинада»

Дудник, Александр — В путь. Из сюиты «Кубанский калейдоскоп»

Дунаевский, Исаак — Ехал я из Берлина (для солиста, хора с ОРНИ)

Дюбюк, Александр — Моя душечка (для голоса с ОРНИ)

Е

Егоров, В. — Былина

Егоров, В. — Скоморошина

Ж

Жиганов, Назиб — Танец шута. Из оперы «Золотоволосая»

З

Зацарный, Юрий — Бела зоренька (для голоса с ОРНИ)

Зацарный, Юрий — Истомушка (для голоса с ОРНИ)

Зацарный, Юрий — Калина-Малина (для голоса с ОРНИ)

Зацарный, Юрий — Кукует кукушечка (для голоса с ОРНИ)

Зацарный, Юрий — Куры рябые (для голоса с ОРНИ)

Зацарный, Юрий — Матаня (для голоса с ОРНИ)

Зацарный, Юрий — Милый мой, хоровод (для голоса с ОРНИ)

Зацарный, Юрий — Мы с родняшенькой стояли (для голоса с ОРНИ)

Зацарный, Юрий — На горе было, горе (для голоса с ОРНИ)

Зацарный, Юрий — На реченьке тонкая жердочка лежала (для голоса с ОРНИ)

Зацарный, Юрий — У ворот на елке (для голоса с ОРНИ)

Зацарный, Юрий — Хмель-хмелинушка (для голоса с ОРНИ)

Зацарный, Юрий — Ходил-гулял добрый молодец (для голоса с ОРНИ)

Зацарный, Юрий — Эх, калинушка (для голоса с ОРНИ)

Зацарный, Юрий — Я вечор в лужках гуляла (для голоса с ОРНИ)

Зубицкий, Владимир — Посвящение Астору Пьяццолле. Часть I (ориг. редакция автора)

Зубицкий, Владимир — Посвящение Астору Пьяццолле. Часть II (ориг. редакция автора)

Зубицкий, Владимир — Посвящение Астору Пьяццолле. Часть III (ориг. редакция автора)

И

Ивановичи, Ион — Дунайские волны

Ильин, Игорь — Сама садик я садила. Обработка р.н.п.

Ирдынеев, Юрий — Лирическая поэма

К

Кажлаев, Мурад — Песня без слов

Кажлаев, Мурад — Плясовая

Кажлаев, Мурад — Юмореска

Капустяк, В. — Казачья

Каркин, Павел — Во лузях. Вариации на тему р.н.п. (для полного состава ОРНИ)

Каркин, Павел — Во лузях. Вариации на тему р.н.п. (ориг. редакция)

Катаев, Илья — Русский медленный танец

Кац, Сигизмунд — Шумел сурово Брянский лес (для солиста, хора с ОРНИ)

Клебанов, Дмитрий – Парафраз на тему укр.н.п. «Думы мои»

Ключарев, Александр — Танец. Из балета «Горная быль»

Козин, Вадим — Любушка (для голоса с ОРНИ)

Колкер, Александр — Стоят девчонки (для голоса с ОРНИ)

Колмановский, Эдуард — Я тебя никогда не забуду (для солиста, хора с ОРНИ)

Комаров, Владимир — Хлеб моей Родины. Кантата (для баритона, смешанного хора, трубы и ОРНИ)

Коростелев, Борис — Под знаменем партии (для хора с ОРНИ)

Коростелев, Борис — Пятый океан (для солиста, хора с ОРНИ)

Крюковский, Сергей — Вдоль по Питерской. Вариации на тему р.н.п.

Крюковский, Сергей — Что пониже городе Саратова. Обработка р.н.п.

Кужамьяров, Куддус — Танец девушек. Из оперы «Назугум»

Кузнецов, Николай — Земляниченька (для голоса с ОРНИ)

Кузнецов, Николай — Калина (для голоса с ОРНИ)

Кузнецов, Николай — Колечко мое позлаченое (для голоса с ОРНИ)

Кузнецов, Николай — Я на камушке сижу (для голоса с ОРНИ)

Кузнецова, Жаннетта — Русская пентатоника. Часть I «Уж вы, яхонты, яхонты» (для голоса с ОРНИ)

Кузнецова, Жаннетта — Русская пентатоника. Часть II «Уж вы, гости, вы, гости» (для голоса с ОРНИ)

Кузнецова, Жаннетта — Русская пентатоника. Часть III «Ах ты, Волга» (для голоса с ОРНИ)

Кузнецова, Жаннетта — Русская пентатоника. Часть IV «Ты, дороженька моя» (для голоса с ОРНИ)

Кузнецова, Жаннетта — Русская пентатоника. Часть V «Как на улице» (для голоса с ОРНИ)

Куликов, Павел — Ах вы, косы, косы русы (для голоса с ОРНИ)

Куликов, Павел — Былое на Волге

Куликов, Павел — Волжская рапсодия

Куликов, Павел — Думка

Куликов, Павел — Кадриль

Куликов, Павел — Как на этой на долине (для голоса с ОРНИ)

Куликов, Павел — Концертные вариации (для балалайки с ОРНИ)

Куликов, Павел — Крыжачок

Куликов, Павел — Липа вековая. Фантазия на тему р.н.п.

Куликов, Павел — На улице дождик (для голоса с ОРНИ)

Куликов, Павел — Ой, каб Волга-матушка (для голоса с ОРНИ)

Куликов, Павел — Размышление (для балалайки с ОРНИ)

Куликов, Павел — У моего милого под окошком зелен сад (для голоса с ОРНИ)

Куликов, Павел — Уж ты, тропка, тропинка моя (для голоса с ОРНИ)

Куликов, Павел — Улица широкая (для голоса с ОРНИ)

Куликов, Павел — Утушка луговая (для голоса с ОРНИ)

Куликов, Павел — Фантазия на темы песен гражданской войны

Куликов, Павел — Хорошо пастух играет (для голоса с ОРНИ)

Куликов, Павел — Я пойду ли, молоденька (для голоса с ОРНИ)

Кусс, Маргарита — Лирические припевки

Кусс, Маргарита — Не бела-то березонька (для голоса с ОРНИ)

Кусс, Маргарита — Чижик (для голоса с ОРНИ)

Кюсс, Макс — Амурские волны

Л

Ларин, Алексей — До третьих петухов. Музыкальные иллюстрации к повести В. Шукшина

Левашов, Валентин — Вниз по матушке по Волге (для солиста, хора с ОРНИ)

Левашов, Валентин — Над Москвой-рекой заря (для солиста, хора с ОРНИ)

Левашов, Валентин — Расцветай, земля весенняя (для хора с ОРНИ)

Листов, Константин — В землянке (для солиста с ОРНИ)

Листов, Константин — Песня о тачанке (для хора с ОРНИ)

Львов-Компанеец, Давид — Гармонист играет

Львов-Компанеец, Давид — Задорные припевки

Львов-Компанеец, Давид — Праздничная

М

Мокроусов, Борис — Песня защитников Москвы (для хора с ОРНИ)

Молчанов, Константин — Романс Женьки. Из оперы «А зори здесь тихие»

Мориа, Поль — Перед рассветом (для солиста, хора с ОРНИ)

Моцарт, Вольфганг Амадей — Шесть немецких танцев

Мурадели, Вано — Бухенвальдский набат (для голоса с ОРНИ)

Мусоргский, Модест — Песня Варлаама. Из оперы «Борис Годунов» (для хора с ОРНИ)

Н

Назарова, Татьяна — Вдоль да по речке. Обработка р.н.п.

Назарова, Татьяна — Кружевницы (для голоса с ОРНИ)

Наймушин, Юрий — Праздничная увертюра

Наумов, Владимир — Цветы России (для голоса с ОРНИ)

Ниман, Федор — Уж ты, сад. Обработка р.н.п.

Ниман, Федор — Утушка. Вариации на тему р.н.п.

Новиков, Анатолий — Вася-василек (для солистов, хора с ОРНИ)

Новиков, Анатолий — Смуглянка (для солиста, хора с ОРНИ)

О

Обликин, Игорь — Пойду ль я , выйду ль я. Концертные вариации на тему р.н.п.

Обухов, Александр — Калитка (для голоса с ОРНИ)

Обычайко, М. — Тоска

Орбелян, Константин — Шум берёз слышу… (для голоса с ОРНИ)

П

Пахмутова, Александра — Малая земля (для солиста, хора с ОРНИ)

Пахмутова, Александра — Мелодия (для солиста, хора с ОРНИ)

Пахмутова, Александра — Хорошие девчата. Из кинофильма «Девчата» (для голоса с ОРНИ)

Печников, Леонид — Армейские спортсмены (для солистов, хора с ОРНИ)

Пикуль, Владимир — Скерцо (для домры с ОРНИ)

Пожлаков, Станислав — Первые шаги (для голоса с ОРНИ)

Покрасс, Дмитрий — Марш Буденного (для хора с ОРНИ)

Пономарев Владимир — О, музыки Муза (для голоса с ОРНИ)

Попонов, Владимир — Куманек, побывай у меня

Попонов, Владимир — Полька

Прибылов, Александр — Танец чабанов. Из сюиты «Забайкалье мое»

Прокофьев, Сергей — Вечер

Прокофьев, Сергей — Здравствуй! (для голоса с ОРНИ)

Прокофьев, Сергей — Классическая симфония. Часть II

Прокофьев, Сергей — Настоящую нежность (для голоса с ОРНИ)

Прокофьев, Сергей — Солнце комнату наполнило (для голоса с ОРНИ)

Прокофьев, Сергей — Утренняя серенада

Прокофьев, Сергей — Утро

Р

Рахманинов, Сергей — Мелодия

Рахманинов, Сергей — Романс

Рахманинов, Сергей — Прелюдия G moll

Рейдерман, А. — Осенние мечты

Римский-Корсаков, Николай — Ноктюрн. Из оперы «Пан Воевода»

Римский-Корсаков, Николай — Полет шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане»

Розас, И. — Над волнами

Рунов Борис — Болгария-Россия (для хора с ОРНИ)

Рыбников, Юрий — На крылечке (для голоса с ОРНИ)

С

Сабитов, Н. и Ахметов, Х. — Андантино. Из балета «Черный Орел»

Сабитов, Н. слова Наджми, Н. — Ты-моя песня (для голоса с ОРНИ)

Сабитов, Н. Слова Рамазанова, Г. — Вальс (для голоса с ОРНИ)

Сайдашев, Салих — Марш Советской Армии

Саульский, Юрий — Чёрный кот (для хора с ОРНИ)

Свиридов, Георгий — Березка (для голоса с ОРНИ)

Свиридов, Георгий — Как яблочко румян (для голоса с ОРНИ)

Свиридов, Георгий — Курские песни № 1. Зеленый дубок

Свиридов, Георгий — Курские песни № 2. Ты воспой

Свиридов, Георгий — Курские песни № 3. В городе звоны звонют

Свиридов, Георгий — Курские песни № 4. Ой, горе, горе

Свиридов, Георгий — Курские песни № 5. Купил Ванька себе косу

Свиридов, Георгий — Курские песни № 6. Соловей мой смутный

Свиридов, Георгий — Курские песни № 7. За рекою за быстрою

Свиридов, Георгий — Маленький триптих. Часть I

Свиридов, Георгий — Музыкальный момент

Свиридов, Георгий — На земле живут лишь раз (для голоса с ОРНИ)

Селицкий, Николай — Научить ли тя, Ванюша. Обработка р.н.п.

Селицкий, Николай — Не шуми, мати зеленая дубровушка. Обработка р.н.п.

Селицкий, Николай — От села до села. Обработка р.н.п.

Селицкий, Николай — Я встретил вас. Обработка русского романса

Сибирский, Виктор — Венсеремос (для солистов, хора с ОРНИ)

Смирнов, Виктор — Интермеццо

Смирнов, Виктор — Медленный вальс

Смирнов, Виктор — Плясовая

Смирнов, Виктор — Поэма (для домры с ОРНИ)

Смирнов, Виктор — Праздничная увертюра

Смирнов, Виктор — Прелюд (для домры с ОРНИ)

Смирнов, Виктор — Прелюд

Смирнов, Виктор — Пьеса на тему р.н.п. «Вспомни, вспомни»

Смирнов, Виктор — Романс (для домры с ОРНИ)

Смирнов, Виктор — Танец стариков

Соловьёв-Седой, Василий — В путь (для хора с ОРНИ)

Соловьёв-Седой, Василий — Вечер на рейде (для солистов, хора с ОРНИ)

Соловьёв-Седой, Василий — На солнечной поляночке (для солиста, хора с ОРНИ)

Соловьёв-Седой, Василий — Старосолдатская песня (для солиста, хора с ОРНИ)

Спендиаров, Александр — Баркарола

Спендиаров, Александр — Старинный танец

Стравинский, Игорь — Галоп

Стравинский, Игорь — Гуси-лебеди

Стравинский, Игорь — Полька

Струве, Георгий — Музыка (для солиста, детского хора с ОРНИ)

Т

Таривердиев, Микаэл — Песня о далекой родине. Из кинофильма «Семнадцать мгновений весны» (для солиста, хора с ОРНИ)

Терентьев, Борис — Армейская дружба (для солиста, хора с ОРНИ)

Терентьев, Борис — Гвардейская полька (для солистов, хора с ОРНИ)

Терентьев, Борис — Шагают моряки (для солистов, хора с ОРНИ)

Тихомиров, Георгий — Веселый пастушонок

Тихомиров, Георгий — Весенняя поэма

Тихомиров, Георгий — Журавли

Тихомиров, Георгий — Наигрыш

Тихомиров, Георгий — Пастуший наигрыш

Тихомиров, Георгий — Печерские припевки (для голоса с ОРНИ)

Тихомиров, Георгий — Счастливая Белоруссия

Тихомиров, Георгий — Ходила я, гуляла я (для голоса с ОРНИ)

Тихомиров, Георгий — Шествие

Тобис, Борис — Весенняя песня

Товпеко, Михаил — Ой, при лужке

Товпеко, Михаил — Праздничная увертюра

Товпеко, Михаил — Свенская ярмарка

Товпеко, Михаил — Фантазия на темы песен о Великой Отечественной Войне

Триодин, Петр — «Картинки из русских сказок». Аленушка у озера

Триодин, Петр — «Картинки из русских сказок». Бел-горюч камень

Триодин, Петр — «Картинки из русских сказок». Дубинка-драчун

Триодин, Петр — «Картинки из русских сказок». Интродукция

Триодин, Петр — «Картинки из русских сказок». Леший играет

Триодин, Петр — «Картинки из русских сказок». Скатерть-самобранка

Триодин, Петр — «Картинки из русских сказок». Праздничное шествие

Троцюк, Богдан — Ах поля мои, березовые, милые, хороши вы в печали своей. Из сюиты «Акварели»

Троцюк, Богдан — Где-то за садом несмело, там, где калина цветет. Из сюиты «Акварели»

Троцюк, Богдан — Заиграй, сыграй, тальяночка малиновы меха. Из сюиты «Акварели»

Троцюк, Богдан — Звени, звени, златая Русь. Из сюиты «Акварели»

Туликов, Серафим — Молодежная увертюра

Тухманов, Давид — День победы (для солиста, хора с ОРНИ)

Тухманов, Давид — Песня о Москве (для солиста, хора с ОРНИ)

Тухманов, Давид — Соловьиная роща (для солиста, хора с ОРНИ)

У

У зари-то, у зореньки р.н.п (для голоса с ОРНИ). Обр В.Глейхман

Усович, Виктор — Две миниатюры

Ф

Файзи, Джаудат — Концертная пьеса. Из муз. комедии «На берегу Волги»

Федосеев, Владимир — Вечерний звон. Фантазия на тему р.н.п.

Федосеев, Владимир — Две пьесы на темы р.н.п.

Фельцман, Оскар — Только тот мужчина (для солиста, хора с ОРНИ)

Фельцман, Оскар — Фронтовики, наденьте ордена! (для солиста, хора с ОРНИ)

Фельцман, Оскар — Ходит песенка по кругу (для солиста, хора с ОРНИ)

Флярковский, Александр — Солдатами, мы знаем, не рождаются (для хора с ОРНИ)

Фомин, Николай — Ах, се вечер, вечер. Вариации на тему р.н.п.

Фомин, Николай — Березонька. Симфоническая картина

Фомин, Николай — У ворот, ворот. Обработка р.н.п.

Фомин, Николай — Хоровод

Фомин, Николай — Эх, да уж вы, ночи. Обработка р.н.п.

Фрадкин, Марк — Березы (для солистов, хора с ОРНИ)

Фрадкин, Марк — Песня о Днепре (для солиста, хора с ОРНИ)

Фрадкин, Марк — Увезу тебя я в тундру (для солиста, хора с ОРНИ)

Френкель, Ян — Журавли (для солиста, хора с ОРНИ)

Фрид, Григорий — Былина

Фрид, Григорий — Вальс

Фрид, Григорий — Вечер

Фрид, Григорий — Гармошка

Фрид, Григорий — Прогулка

Фрид, Григорий — Сказы. Часть I Данилушкин рожок

Фрид, Григорий — Сказы. Часть II Ящерки

Фрид, Григорий — Сказы. Часть III слезы-изумруды

Фрид, Григорий — Сказы. Часть IV Синюшкин колодец

Фрид, Григорий — Танец

Фрид, Григорий — Частушка

Х

Хабибуллин, Загид — Полька

Хачатуров, М. — Мазурка

Хачатурян, Арам — Ноктюрн. Из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад»

Хачатурян, Арам — Отчизна советская (для солиста, хора с ОРНИ)

Хачатурян, Карэн — Монолог Чиполлино. Из балета «Чиполлино»

Хачатурян, Карэн — Танец Тыквы. Из балета «Чиполлино»

Хачатурян, Карэн — Указ Лимона. Из балета «Чиполлино»

Хватов, Василий — Как при вечере

Хватов, Василий — Орловская пляска (для хора с ОРНИ)

Хименес, Херонимо — Интермедия. Свадьба Луиса Алонсо

Холминов, Александр — Думка

Холминов, Александр — Музыка к поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Холминов, Александр — Приветственная увертюра

Холминов, Александр — Сюита №2. Часть I

Холминов, Александр — Сюита №2. Часть II

Холминов, Александр — Сюита №2. Часть III

Холминов, Александр — Сюита №2. Часть IV

Холминов, Александр — Сюита №2. Часть V

Холминов, Александр — Украинская фантазия

Хренников, Тихон — Есть на севере хороший городок (для хора с ОРНИ)

Хренников, Тихон — Русская метелица (для хора с ОРНИ)

Хренников, Тихон — Русская пляска

Ц

Цветков, Игорь — Золушка (для голоса с ОРНИ)

Цзо Чженьгуань — Эвенкийский танец

Цыганков, Александр — Перевоз Дуня держала (для домры с ОРНИ)

Ч

Чайкин, Николай — Фантазия на современные русские народные темы

Чайковский, Петр — Песня без слов

Чайковский, Петр — Серенада (для голоса с ОРНИ)

Чайковский, Петр — Сцена №8. Из балета «Щелкунчик»

Чайковский, Пётр — Элегическая песня

Черепнин, Николай — Бай-бай

Черепнин, Николай — Генерал

Черепнин, Николай — Звезды

Чичков, Юрий — Свирель да рожок (для голоса с ОРНИ)

Чудова, Татьяна — Грустная

Чудова, Татьяна — Плясовая

Чудова, Татьяна — Фантастический танец

Ш

Шаинский, Владимир — Не плач, девчонка (для солиста, хора с ОРНИ)

Шалов, Александр — Винят меня в народе (для балалайки с ОРНИ)

Шалов, Александр — При долинушке. Вариации на тему р.н.п. (для двух балалаек с ОРНИ)

Шалов, Александр — Сибирская полечка (для дуэта балалаек с ОРНИ)

Шамо, Игорь — Владимирка. Из фортепианного цикла «По картинам русских живописцев»

Шатров, Илья — На сопках Маньчжурии

Шахматов, Николай — Вологодские кружевницы

Шахматов, Николай — Куда милый скрылся

Шахматов, Николай — Я на Волге, на широком плоту

Шендерев, Георгий — Русская рапсодия

Широков, Александр — Ах, долга ты, ночь (для голоса с ОРНИ)

Широков, Александр — Валенки. Вариации на тему р.н.п.

Широков, Александр — Интермеццо

Широков, Александр — Калинка (для хора с ОРНИ)

Широков, Александр — Пензенские дощечки

Широков, Александр — Пересмешка

Широков, Александр — Потешная

Широков, Александр — Праздничная увертюра

Широков, Александр — Русская фантазия

Широков, Александр — Скоморошьи забавы

Широков, Александр — Славянская полька

Широков, Александр — Смоленский гусачок. Обработка р.н.п.

Широков, Александр — Счастливого пути

Широков, Александр — У нашей Кати (для хора с ОРНИ)

Широков, Александр — Частушка

Широков, Александр — Шел Савин с именин (для хора с ОРНИ)

Шишаков, Юрий — Венок Воронежских песен

Шишаков, Юрий — Вятские плотогоны

Шишаков, Юрий — Концерт (для балалайки с ОРНИ) Часть I

Шишаков, Юрий — Концерт (для балалайки с ОРНИ). Часть II

Шишаков, Юрий — Концерт (для ударных с ОРНИ)

Шишаков, Юрий — Мелодия (для унисона малых домр с ОРНИ)

Шишаков, Юрий — Пассакалия на тему партизанской песни ВОВ

Шишаков, Юрий — Песни села Шушенского. Оратория

Шишаков, Юрий — Псковская кадриль

Шишаков, Юрий — Сказ

Шишаков, Юрий — Сюита вальсов

Шишаков, Юрий — Сюита-фантазия. Часть I Медленная круговая

Шишаков, Юрий — Сюита-фантазия. Часть II Плясовая

Шишаков, Юрий — Сюита-фантазия. Часть III Протяжная

Шишаков, Юрий — Сюита-фантазия. Часть IV Шуточная величальная

Шишаков, Юрий — Три пьесы на Белорусские темы. Часть I Лирическая

Шишаков, Юрий — Три пьесы на Белорусские темы. Часть II На улице мокро

Шишаков, Юрий — Три пьесы на Белорусские темы. Часть III Вязанка (полька)

Шишаков, Юрий — Три русские народные песни. Часть I Величальная

Шишаков, Юрий — Три русские народные песни. Часть II Протяжная

Шишаков, Юрий — Три русские народные песни. Часть III Шуточная

Шишаков, Юрий — Увертюра с частушкой

Шишаков, Юрий — Увертюра

Шишаков, Юрий — Четыре пьесы на Американские пьесы. Часть I «Там, в долине»

Шишаков, Юрий — Четыре пьесы на Американские пьесы. Часть II «Полька-кукушка»

Шишаков, Юрий — Четыре пьесы на Американские пьесы. Часть III «Интермеццо»

Шишаков, Юрий — Четыре пьесы на Американские пьесы. Часть IV «Финал»

Шостакович, Дмитрий — Бурлеска (для домры с ОРНИ)

Шостакович, Дмитрий — Песня мира (для хора с ОРНИ)

Шостакович, Дмитрий — Родина слышит (для солиста, хора с ОРНИ)

Шостакович, Дмитрий — Фантастический танец №2

Щ

Щедрин, Родион — Выход царя. Из балета «Конек-Горбунок»

Щедрин, Родион — Кадриль. Из балета «Конек-Горбунок»

Э

Эшпай, Андрей — Снег идёт (для голоса с ОРНИ)

Эшпай, Андрей — Танец

Ю

Ямпилов, Баудоржа — Бурятский танец

Яркин, Р. — Песня победы

Яруллин, Мирсаид — Родной край. Марш

Яруллин, Фарид — Детский танец. Из балета «Шурале»

Яхин, Рустем — Озорной ветерок

Музыка Древней Руси

Истоки русской музыки
восходят к культуре и быту
восточно-славянских племён,
населявших
территорию
Древней
Руси
до
образования в IХ веке
первого русского государства
(Киевская Русь)
Древние славяне чтили
предков
и
поклонялись
богам. Религиозные обряды
в честь языческих богов
сопровождались
пением,
плясками,
игрой
на
музыкальных инструментах и
заканчивались общим пиром
Следы древних языческих
верований сохранились в
календарно-обрядовых и
семейно-обрядовых песнях
Боевые песни славянских дружин послужили основой
героического русского эпоса, сложившегося впоследствии в
циклы былин (старин)

К высоким достижениям национального искусства принадлежит лирическая народная песня

Главными
носителями
фольклорной традиции и
профессиональными
музыкантами на Руси
долгое
время
были
скоморохи
Девятьсот лет тому назад неизвестные живописцы оставили в
башне Софийского собора, заложенного в 1037 году в Киеве,

фрески, на которых изображены сцены музыкально-театрального
содержания. Это скоморошьи игры, музыканты, играющие на
арфе, трубе, флейте, плясуны, водящие хоровод
«Они — на базарах,
на княжьих пирах,
на игрищах тон
задавали,
играя на гуслях,
волынках, гудках,
на ярмарках люд
потешали»
«Беспечное племя
веселых бродяг,
рождённое духом
свободы,
не нужно им было
ни славы, ни благ,
довольно любви
всенародной»
Именно скоморохи были главными
носителями светской культуры на
Руси и основными хранителями
языческих традиций, что вызывало
гонения на них со стороны церкви..
Музыкальные инструменты в Древней Руси
применялись в различных сферах — в
придворном, княжеском быту, обязательные
барабаны в ратном деле и множество
разных народных инструментов. Народный
инструментарий был богат и разнообразен
Особенно выделялись гусли как
инструмент,
сопровождающий
эпические песни, сказания, славы..
Героические песни-славы пели при
встречах князей по возвращении из
походов, при восхождении на княжеский
престол
«Но не десять соколов пускал наш
Боян, но, вспомнив дни былые,
вещие персты он поднимал и на
струны возлагал живые, -вздрагивали струны, трепетали,
сами князям славу рокотали»
Гусляры-сказители были людьми почитаемыми. Об одном из них —
сказителе Бояне — повествуется в выдающемся памятнике
древнерусской литературы, «Слове о полку Игореве»
Первое упоминание о гуслях
на Руси относится к VI веку. К
X веку, времени Владимира
Красна Солнышка, ни один
воскресный княжеский пир не
обходился без певца-гусляра.
Искусством игры на гуслях
владели такие былинные
герои как Добрыня Никитич,
Василий Буслаев, Садко,
Ставко Гордятинич и его жена
В Новгороде было найдено много
крыловидных гуслей XIII века,
почти все с четырьмя струнами.
Наиболее древний инструмент —
пятиструнные гусли — найден в
слоях середины XI века
Простые, крыловидные, гусли были
почти в каждом крестьянском доме,
под них пели колыбельные,
рассказывали сказки, плясали.
Родители делали своим детям
игрушечные гусельки. Крестьянские
гусли были четырех-, пяти-,
семиструнными
Шлемовидные
гусли,
более
сложные, были принадлежностью
профессиональных музыкантов и
певцов-сказителей
Игра
нередко
сопровождала
пение. Инструментальная музыка
звучала на Руси с языческих
времен и на протяжении всего
средневековья.
Некоторые
старинные инструменты остались
в народной музыке и по сей день
В Древней Руси существовало два изначальных понятия —
мусикия (музыка) и пение. Эти понятия противопоставлялись,
мусикией называлась только инструментальная музыка. Игра на
струнных музыкальных инструментах называлась гудением, на
духовых — сопением
Гудок — старинный русский народный смычковый трехструнный
музыкальный инструмент с плоскими декой и спинкой, без вырезов
по бокам. Скоморохи использовали его в сочетании с гуслями. На
гудке играли как на виолончели
Самые ранние упоминания об этом древнерусском музыкальном
инструменте на Руси датируются 11-12 веками. Игра на гудке на Руси
предписывалась только мужчинам. Этот инструмент делали тоже
исключительно мужчины. Это вошло в традицию на многие века
«Заиграй, Вавило, во
гудочек,
А во звончатой во
переладец;
А Кузьма с Демьяном
припособит»
Инструмент использовали в ратных
походах и на празднествах. В
исторических песнях упоминается т.н.
сиповщик — «ратный игрец» на сиповке. В
более
позднее
время
находит
применение у скоморохов и пастухов
Сопели – это свистковые продольные флейты,
сделанные из дерева. Верхний конец ствола имеет
срез и свистковое устройство. У древних сопелей на
одной из сторон имелись 3-4 отверстия
Рожок

древнерусский
деревянный
пастушеский инструмент, ведущий свою
историю от ратных рогов и труб, созывавших
воинов на битву. Существуют вариации рожков,
изготавливавшихся в разных весях: курские,
ярославские,
костромские
и
наиболее
известные — владимирские рожки
Жалейка — старинный русский
народный духовой деревянный
музыкальный инструмент —
деревянная, тростниковая или
рогозовая трубочка с раструбом
из рога или бересты. Некоторые
исследователи связывают его с
“желями”
или
“жалениями”поминальным обрядом, который
включает в себя в некоторых
местностях игру на жалейке
Свирель представляет собой простую деревянную дудку. На одном
конце её есть свистковое устройство в виде «клюва», а на середине
лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий.
Двойная свирель (двойница, двойчатка) состоит из двух однотипных
дудок неравномерной длины
Флейта Пана – разновидность многоствольной флейты. Состоит из
нескольких тростниковых трубочек разной длины. Из неё извлекали
звуки разной высоты. Русская разновидность «флейты Пана» -кувиклы. Трубочки русских кугиклов вообще не соединяют между собой
и используют всего от 2 до 5 трубочек, просто набирая в руки, а
недостающие ноты восполняют голосом
Волынка была некогда очень
популярным русским народным
инструментом.
Делалась
из
бараньей или воловьей (отсюда и
название) сырой кожи, сверху
была трубка для нагнетания
воздуха, снизу — две басовые
дудки, создающие однообразный
фон, и третья маленькая дудочка
с отверстиями, с помощью
которой наигрывали основную
мелодию
Варган — один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший
через века и практически не изменивший свой внешний вид. Это
самозвучащий язычковый инструмент. В древности считалось, что
игра на варгане прочищает сознание, укрепляет жизненную силу
человека, гармонизирует функции всех органов; это подтверждают и
cовременные ученые. Варган был очень популярен и на Руси, причем
играли на нем здесь преимущественно женщины
Трещётки — ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши.
Трещётки использовались в свадебном обряде при исполнении
величальных песен с приплясыванием.
Использование трещёток в свадебном обряде позволяет
предположить, что в прошлом этот инструмент кроме музыкальной,
выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодых от злых
духов
Бубен — музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой
деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной
мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики
и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие
металлические пластинки. Бубны известны восточным славянам
с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном
деле и у скоморохов
Домра

древнерусский
струнный щипковый инструмент
с овальным корпусом, длинным
грифом и натянутыми на них
тремя-четырьмя
струнами
Наибольшее распространение
имела в XVI-XVII веках
Исчезновение этого инструмента из быта русского народа можно
обусловить жестокой борьбой Православной Церкви со
скоморохами, которые тогда являлись практически единственными
профессиональными
музыкантами,
а
домра
их
преимущественным инструментом
С ХVI века у русских, белорусов и украинцев
бытовала лира – струнный инструмент с
деревянным корпусом. Внутри корпуса через
деку закрепляется натёртое смолой или
канифолью колесо
При вращении рукоятки выступающее наружу колесо
соприкасается со струнами и заставляет их звучать. На лире
играли в основном бродячие нищие – слепые «лирники»
В конце ХVII века выходит из
употребления домра, самый
распространённый в среде
скоморохов инструмент. Но
появляется другой струнный
инструмент – балалайка. Чаще
всего балалайка сопровождала
русские плясовые песни
С появлением балалайки гудок, волынка, домра выходят из
употребления, но свирель, рожок и гусли по-прежнему звучат у
пастухов. Пастухи были непревзойдёнными народными
музыкантами. В российских деревнях даже существовал обычай –
нанимать в пастухи того, кто лучше играет на рожке, свирели или
жалейке
Церковная музыка появилась после обращения Руси в христианство.
Вместе с крещением страна приняла от Византии и музыкальную
культуру
Одной из важнейших сторон
богослужения стало пение –
человеческий голос считался
в Древней Руси наиболее
совершенным музыкальным
инструментом
Гимн «Свете тихий» поётся на
православной вечерне в момент
вечернего
входа
духовенства.
Вечерний вход является отголоском
древнехристианского обычая внесения
в собрание зажжённого светильника,
вокруг этого события собственно и
сформировалась вечерня
«Свете тихий» выражает благодарность христиан за возможность
лицезреть Христа, невечерний свет и Солнце правды, в то время,
когда окружающий мир погружается в ночную тьму. Несмотря на
свою краткость, «Свете тихий» безупречно излагает основные
моменты христианского богословия
Церковные
песнопения
записывались с помощью
нотного письма, в котором
звуки передавались знакамисимволами – знамёнами
(крюками). Основной вид
древнерусского
церковного
пения получил
название
знаменного распева
Знаменные песнопения были одноголосными, строгими и
сдержанными по характеру. В мелодии преобладали частые
повторения одного звука. Главное внимание уделялось тому, чтобы
текст произносился ясно — слогу соответствовало одно знамя (крюк)
Наряду со знаменными существовали кондакарные песнопения,
более сложные по мелодии – на один слог приходилось несколько
звуков (в знаменных песнопениях слогу соответствовало одно
знамя). Кондак – разновидность хвалебной молитвы
Высокого
уровня
достигла
музыкальная культура Руси в
ХVII веке. Одноголосие уступает
место
многоголосным
сочинениям. Самой сложной
формой русского музыкального
искусства ХVII века считается
духовный концерт для хора
Музыкальный энциклопедический словарь. Москва. «Советская
энциклопедия». 1990
Энциклопедический словарь юного музыканта. Москва.
«Педагогика». 1985
Энциклопедия для детей Аванта+. Искусство. Москва. Аванта+.
2001
1 слайд
Палех. Выйду я на улицу
2 слайд
Рожечник
3 слайд
Языческий обряд
4 слайд
Палех. Хоровод Славянский языческий календарь
5 слайд
Песнь о Вещем Олеге Огнём и мечом
6 слайд
Лирическая народная песня. Фотографии из архива автора
7 слайд
Скоморохи на Руси
8 слайд
Скоморохи. Фреска новгородской Софии
9 слайд
Скоморохи
10 слайд
Скоморохи Ложки деревянные
11 слайд
Древнерусские музыкальные инструменты
12 слайд
Гусляр
13 слайд
Слово о полку Игореве. Боян
14 слайд
Садко-гусляр. Палех
15 слайд
Гусли шестиструнные Древнейшие гусли
16 слайд
Маленький гусляр
17 слайд
Гусляры Гусли шлемовидные
18 слайд
Музыканты
19 слайд
Гудок
20 слайд
Видео. Гудошник
21 слайд
Сопель Сопель
Фотография из личного архива автора
22 слайд
Рожки Рожечник
23 слайд
Владимирские рожечники Рожки
24 слайд
Жалейки
Музыканты, играющие на жалейке
25 слайд
Свирели
Пастушок со свирелью
26 слайд
Флейта Пана
Исполнительница
27 слайд
Волынка
Волынщик
28 слайд
Варган. Новгород
29 слайд
Трещётки
30 слайд
Бубен
31 слайд
Домра Скоморохи
32 слайд
Лира колёсная Слепой музыкант
33 слайд
Скоморохи с медведем Балалайка

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *