Орнамент в русской народной одежде

Культура и Искусство «

Орнамент — художественное построение рисунка из нескольких элементов. В переводе с латинского — украшение, узор. Он обычно строится согласно законам симметрии и ритма. В его основе геометрические, растительные и животные мотивы, а назначение — украшать поверхность предмета, подчеркивать его форму. Он тем лучше сочетается с формой костюма, чем больше её подчеркивает. Это особенно характерно для русской народной одежды, которая как бы складывается из многократно повторенных полос разноцветной, узорной ткани, вышивки, тесьмы, позумента, кружев, аппликаций.

Немаловажную роль играет и цвет. Обычно рисунок обводится контуром, подчеркивающим его форму. Используются сближенные тона, но чаще узор строится на контрастах, тёплых и холодных цветов или же дополнительных: красного и зеленого, фиолетового и желтого, синего и оранжевого. Чем меньше красок, тем сильнее производимое ими впечатление.

У орнамента свой изобразительный символический язык. В Древней Руси он имел обрядовое, магическое значение и часто служил «оберегом». Семантика узоров вбирала в себя представление людей о природе.

«Обереги» в традициях русского народа — символы, оберегающие человека от всего дурного, несчастий. В изображении руки заключался смысл добрых пожеланий и счастья. Спираль — «змеевик» — связывалась с образом змеи — защитницы дома, хранительницы семейного очага.

В орнаментике вышивок часто встречаются сказочные персонажи. Птица Сирин — райская птица с ликом девы, своего рода эмблема счастья. Кентаврас: мужской торс слит с туловищем коня — образ доброго удалого человека, скачущего конем. Единорог — конь с рогом на лбу, наделенный особой силой, способной поражать злые помыслы людей. Русалка — женщина с рыбьим хвостом, сопровождавшая корабли в дальних плаваниях. Сказочные чудовища: сенмурава — полусобака, конь-хищник, конь-птица, конь-лев. Все они широко представлены в русском орнаментальном искусстве.

Существует четыре основных вида орнамента. Геометрический — из различных фигур, крестов, точек, повторение которых даёт декоративный эффект; из линий или лент, зигзагов — ломаных линий, тевроно-ломаных лент с ритмическим чередованием узора, синусоидой, образуемых волнистой линией, спиралей, линий; спирально закругленных вокруг собственной оси (витой шнур). Часто встречается в орнаменте русской народной вышивки, особенно в золотом шитье, геометрический элемент меандр — изломанная непрерывно кривая под прямым углом линия, образующая ряд спиралей. Широко использовались в вышивке головных уборов, поневах, рубахах, передниках, навершниках и других частях народного костюма треугольники, ромбы, квадраты, круги, полукруги, эллипсы также насыщают геометриеский орнамент. Особый вид его — вязь, или шрифтовый орнамент, использовался в украшении культовой одежды.

В основе растительного орнамента — природные мотивы. Изображение флоры — реалистичное, как на павлово-посадских платках, или упрощенно стилизованное, до утраты сходства. Лист превращается порой в игру изогнутых линий. Гирлянды ветвей, листьев и плодов украшают русские кашемировые шали. Излюбленный мотив — рисунок «огурцы», пришедший с Востока и доработанный русскими мастерицами.

Зооморфный орнамент включает изображения зверей, обитателей морей, пресмыкающихся, насекомых, сказочных существ. Образы львов, барсов, медведей и орлов как символов власти и силы присутствуют на гербах.

Антропоморфный орнамент состоит из фигур. Использовались и рисунки отдельных частей человеческого тела — сердце, глаз, нога, рука. Антропоморфный орнамент украшает многие детали костюма, вышитые крестиками — наплечники рубах (деталь рукава), передники, убрусы (головной убор).

Построение орнамента организуется симметрией. Чаще всего — зеркальной: одна половина орнаментированной плоскости повторяет другую, как в зеркале. Розетки обычно имеют зеркально-осевую симметрию. Если взять лист бумаги и сложить его крест-накрест два раза, он будет иметь четыре плоскости зеркальноосевой симметрии.

Сетчатый орнамент образуется переплетением различных линий. Плоскость заполняется симметричной композицией с повторяющимся узором. Такой тип орнамента применяли при бисероплетении деталей головных уборов — подзатыльной (в южных губерниях) и «поднизь», «ожерёлок», а также «воробушек» (съемный полукруглый воротник из бисера или сколков перламутра).

Образованный плетением орнамент — один из древнейших. Переплетая нити, кожаные ремешки, стебли, лыко, соблюдая четкий порядок плетения полос, умельцы создавали неисчислимое разнообразие узоров. Этот прием создания орнамента издавна использовался при плетении обуви, кружева, поясков, украшений в ткачестве.

В русском народном костюме часто употребляется относительная симметрия: повторение одинаковых деталей здесь заменяется равновесием цветовых пятен, объёмов.

Выразительность узоров в костюме достигается соответствием их общему цветовому фону и сочетанием деталей костюма. Костюм обходится и без украшений, когда гармония пропорций выражается верно найденным соответствием между отдельными частями костюма, изяществом его контуров.

Возродить в современном платье народные традиции можно, используя орнамент — укрупняя его в несколько раз, меняя местоположение, вводя асимметрию. Народный костюм так многообразен, что искусная рукодельница превратит в настоящее произведение искусства свой наряд, придав ему пикантность и индивидуальность.

• Ключевые элементы интерьера: оформление в багет
• МК по декору и живописи креативного художника
• 7 Эпох в истории немецкого искусства
• Расположение картин на стене
• Значение и применение поливинилхлоридных составов в живописи
• Музей и аукцион ART4

Русская культура зародилась много веков назад. Еще в языческие времена русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.

Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.

Традиционный русский орнамент

Экскурс в историю

Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.

Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.

Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.

Даже в экстерьере домов прослеживалась символика

Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.

В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.

Смысл и значение

Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.

Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.

Каждый символ имеет определенное значение:

  • Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.

Священный Алатырь

  • Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.

Один из вариантов изображения Дерева Царствования

  • Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.

Варианты изображения символа солнца у славян

  • Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.

Символ Орепей

  • Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.

Славянская символика очень разнообразна

Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.

Красота и защита

Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).

Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.

Традиционным орнаментом украшали куклы-обереги

Промыслы и ремесла

Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.

Наиболее популярными можно назвать:

  • Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.

Роспись гжелью — старинный промысел

  • «Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.

Роскошная жостовская роспись

  • «Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.

Хохлома популярна и в наши дни

  • Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.

Старооскольские глиняные игрушки

  • Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.

Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар

Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.

Рисуем в народном стиле

Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.

Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:

  1. Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
  2. Разложить рисунок на простые детали.
  3. Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
  4. Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
  5. Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.

И вот уже готов уникальный узор.

Подобный узор под силу нарисовать каждому

О русской вышивке

Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.

Цвет важная составляющая рукоделия.

Люди наделяли его сакральными свойствами:

  • Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
  • Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
  • Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
  • Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
  • Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.

Традиционная русская вышивка

Нить тоже наделялась определенными качествами:

  • Лен символ мужественности.
  • Шерсть это защита, покровительство.

В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.

Например:

  • Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
  • Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
  • От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
  • Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
  • Мужчин защищали зеленым и синим узором.

Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.

Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани

Народный костюм

Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.

Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.

Русский народный костюм отличается разнообразием

Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:

  1. Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
  2. Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.

Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.

Сохраняя традиции

Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.

Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.

Русская коллекция Ив Сен Лорана

Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.

Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.

Вышивка в традиционном национальном костюме

Вышивка в традиционном национальном

Случалось ли вам видеть безвкусный, некрасивый народный костюм? Мне — нет. Я говорю не об эстрадных поделках, а о тех образцах, что собраны по весям земли нашей — в Орловской, Рязанской, Архангельской, Калужской, Костромской, Курской, Олонецкой, Нижегородской, Тульской, прочих губерниях, выставлены на просмотр в музеях, галереях.

Как удавалось крестьянкам, с неодинаковым чувством прекрасного, без художественного образования, создавать идеальные — по гармонии цвета, формы, отделки — вещи? Секрета в волшебстве нет: национальная одежда творилась по канонам, сформированным в течение не веков — тысячелетий. Каждый элемент в ней создан не прихотью, а по наблюдениям за природой, по необходимости в защите от враждебных сил и взаимодействии с добрыми.

Чтобы рассмотреть весь комплекс, в котором — русский сарафан, косоворотка мужская, головные уборы — барлова, борушка, венок, кика, кокошник, красота, сорока, платок; нижние юбки и рубахи, обувь, пояса, понадобится много текстов и времени. Сегодня мы поговорим лишь об одной детали — вышивке. Благодаря ей русское платье обретало законченный облик настоящего произведения искусства.

Как узоры читали да невесту выбирали

По осени, как начиналось время сватовства, проходили в сёлах необычные смотрины. В избе, которую «сдавала» за продукты, дрова, помощь по хозяйству вдовица или одинокая старуха, собиралась в назначенный день деревенская молодёжь. Иногда собирались на людном месте, у церковной ограды.

Девки надевали самолично вышитый сарафан, нарядные пояса, по несколько передников, шубы; парни приходили не одни — с пожилыми спутницами (родственницами, знакомыми, которые славились знанием традиций).

Девки не только наряжались, но приносили с собой рукоделие — готовое и начатое, не сидели без дела — вышивали, плели. Парни ходили от одной к другой, а спутница рассказывала, что означает каждый орнамент: от кого защитит, чему научит, для чего предназначен.

Редкий молодой человек действительно смотрел на рукоделие — глядел на юное лицо, на губы: улыбнулись? Порозовели? На грудь, тонкий стан девушки, который под просторными одеждами только в работе, в движении и проявлялись.

Зато спутница зорким злым глазом успевала рассмотреть всё: какова собой, споро ли работает, как нитку кладёт, блюдёт ли «старый обыкъ»?

Традиция таких смотрин забыта: последние упоминания о ней относятся к концу XVIII – началу XIX века, о чём свидетельствуют записи этнографа В. Вардугина. Давно утеряны толкования многих оберегов, порядок их расположения. В меру сил мы, в славянском магазине «Иванка», воссоздаем традиции национального костюма— от бытовых до праздничных.

Каждый наряд интерпретирует, развивает концепции обережного, осмысленного шитья, кроя, каждый украсит вас, как ни один современный.

Символика платья, полотенец как отражение доброго мира

Я не буду пересказывать современные интерпретации обережной символики, часто вымышленные — из разряда новой мифологии. Поговорим о тех элементах, чьё толкование подтверждено исследованиями.

Сведения взяты из работ авторитетных собирателей славянской бытовой культуры — Лебедевой А. А., Калашниковой Н. М., Богуславской И. Л., Масловой Г. С.

Законы расположения оберегов. Центральный сюжет

Мир для древних людей делился на сакральный (священный) — профанный (без святости, нечистый). Такие же области имела национальная одежда. Важными оказывались края — низ рукава, горловина, подол; грудь, плечи. Их вышивали, украшали кружевом, подчёркивали цветом. Особое внимание — поясам, так как они выполняли важнейшую обережную функцию: об этом я рассказала в статье Главный оберег в национальном костюме славян.

Низ платья был «землёй», потому обереги на подоле полностью или преимущественно земные — символы плодородия, огня, возделывания земли. Верх — «солнце и небо», потому головные уборы расшивали птицами, солярными знаками. Средина — человек, его жизнь, быт, здоровье, семья, достаток. Они требовали вмешательства духов, в связи с чем в композиции появлялась Мокошь (так правильно записывать имя этой богини — единственного женского божества древнерусского пантеона: в интернете её часто называют «Макошь»).

Трёхчастная композиция «Мокошь и всадники» — центральная в вышивании. Когда славяне приняли христианство, место Мокоши заняла Параскева Пятница. И первая, и вторая покровительствовали женщинам, рукоделию, плодовитости, здоровью, счастью. Изображали богиню с длинными руками, иногда крылатой, а чаще в упрощённом виде «лягушки» — женщины-богини-роженицы.

Во многих источниках вы встретите утверждение, что фигура на орнаменте с опущенными руками — Лада, покровительница любви, брака. Но ни одно исследование, ни один академический словарь мифологии существование Лады не подтверждают, а учёные называют её божеством «кабинетной мифологии» XIX века. Тогда на волне популярности в Европе и дома национальный русский костюм нужно было поддержать оформленным пантеоном языческих богов. Вот и появились красивые, поэтичные, но далёкие от народа Лель, Лада.

На самом деле Мокошь с поднятыми руками вышивали на зимних/весенних полотенцах, платьях — богиня указывает на солнце, которое набирает силу и готовится отдавать её; с опущенными руками — на осенних полотнах, когда всё: дела, помыслы, — обращены к земле-кормилице, давшей урожай.

Кроме Мокоши, существовал комплекс изображений, которые встречаются в каждом костюме:

  • конь — добро, счастье, достаток, мудрость; иногда символ изображён как водоплавающая птица с головой коня — это следствие веры в Даждьбога, чья небесная колесница запряжена конями, а ладья для пересечения моря-окияна — птицами;
  • всадник — чаще всего Даждьбог (на божественную природу указывают множественные солярные знаки рядом с фигурой);
  • солярные (солнечные) знаки — свастика (колесо-солнце в движении, с загнутыми спицами-лучами, верхний луч загнут влево, нижний — вправо), круг с 6 – 8 лучами-радиусами, круг с крестом;
  • белый свет — большое солнце, окружённое маленькими, или 7 маленьких солнц, образующих круг — символ Вселенной, которая, по словам физика Николая Левашова, образована 7 формами материи;
  • поле, земля — ромб, квадрат, поставленные на угол и разделённые крестом: если внутри сегментов вышиты точки — поле засеяно; часто знак украшал свадебный русский костюм женский, чтобы привлечь к молодой плодовитость, здоровье;
  • женское начало, чадородие — розетка из 8 лепестков, пустой ромб, ромб с крючками вверху и внизу — «лягушка», символ Мокоши, женщины-матери;
  • дом, очаг — ромб с продлёнными сторонами, выходящими за углы; вышивальщицы называли его «орепей», «малая решётка»; символизировал не просто избу, а место рода;
  • жертвенный огонь, костёр — ромб с продлёнными сторонами, перечёркнутый крестом;
  • мир, взаимосвязь сущего — дерево («ёлочка»);
  • вода — волны;
  • треугольник — человек.

Разнообразные зооморфные мотивы-символы в разных регионах трактовались неодинаково. Где-то, например, птицы означали просто души, в других районах — души умерших/нерождённых, в большинстве случаев — это волшебные птицы-павы, знак воздуха, радости.

Учёные с осторожностью делают выводы о смыслах изображений: сами вышивальщицы к концу XIX веке не умели их читать, а использовали для работы «сколки» — схемы изображений — или сохранившиеся старые вышивки.

Однако и того, что доказано, хватит, чтобы осмысленно выбрать орнамент на русский костюм женский, рубаху, свадебное полотенце. Кто знает — вдруг откликнутся древние боги на ваш призыв?..

Рубрики: Дети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *